Вацлав фомич нижинский биография. Вацлав Нижинский: Неприличный эгоист Те же и теща

Биография Вацлава Нижинского должна быть хорошо знакома всем поклонникам искусства, особенно русского балета. Это один из самых известных и талантливых русских танцовщиков начала XX века, ставший настоящим новатором танца. Нижинский был главной примой Русского в качестве хореографа поставил "Послеполуденный отдых фавна", "Тиль Уленшпигель", "Весна священная", "Игры". С Россией распрощался в 1913 году, с тех пор жил в эмиграции.

Биография танцовщика

Биография Вацлава Нижинского классическая для творческого человека его времени. Он родился в 1889 году, 12 марта, появился на свет в Киеве. Его родителями были польские балетные танцовщики, так что он решил пойти по их стопам. Имя отца Вацлава Нижинского - Томаш, мать звали Элеонора Береда.

В момент рождения Вацлава Элеоноре было 33 года, она была старше мужа на пять лет. Вацлава крестили в католической Варшаве, он был вторым ребенком в семье. Через два года у его родителей появилась на свет дочь, которую назвали Бронислава.

С самого раннего детства отец приобщал всех своих детей к танцам, это сыграло большую роль в жизни Вацлава Нижинского, биография которого является темой нашего обзора. Сам он впервые появился на сцене в пятилетнем возрасте, исполнив гопак в качестве антрепризы на гастролях в Одесском театре.

Родители Нижинского выступали в труппе Йозефа Сетова, после его смерти в 1894 году труппа окончательно распалась. Томаш попытался собрать собственный коллектив, но прогорел, предприятие провалилось, начались долгие годы скитаний, в которые семья перебивалась случайными заработками.

Исследователи биографии Вацлава Нижинского утверждают, что в те годы еще юный мальчик начал помогать отцу, выступая на праздниках и ярмарках с небольшими, но яркими и зрелищными номерами. Например, сохранилась достоверная информация о его выступлениях в Нижнем Новгороде на Рождество.

В 1897 году отец Вацлава ушел из семьи. Во время гастролей в Финляндии он влюбился в молодую солистку Румянцеву. Родители героя нашей статьи официально развелись. Элеонора со всеми тремя детьми отправилась в Петербург, где жил ее приятель молодости Станислав Гиллерт. Это был известный столичный польский танцовщик, который сам преподавал в Петербургской балетной школе и пообещал помочь семье Нижинских чем может.

Балетное образование

Старший брат Вацлава Нижинского, которого звали Станислав, а дома все называли Стасик, еще в детстве выпал из окна. С тех пор у него начались расстройства, как говорили, "он был не от мира сего". Поэтому родители не отдавали его никуда учиться, а вот героя нашей статьи, как только добрались до Петербурга, мать отправила в балетный класс. Опыт, полученный от отца, помог, приняли его достаточно легко.

Спустя два года в эту же балетную школу поступила и его сестра Бронислава. Стоит отметить, что странностями в поведении в семье Нижинских отличался не только Станислав, но и Вацлав. Первые проявления психических расстройств у героя нашей статьи обнаружились, когда он учился в балетной школе. Его даже отправили на обследование в клинику для душевнобольных, но все обошлось. Исследователи и биографы предполагают, что скорее всего виной была какая-то наследственная болезнь.

Про проблемы Вацлава Нижинского вскоре все забыли, его талант был настолько неоспорим, что в балетной школе решили закрыть глаза на некоторые его странности. В результате Вацлав обратил на себя внимание выдающегося в недавнем прошлом танцовщика Николая Легата, взгляды которого в то время уже считался несколько устаревшим, но его по-прежнему ценили и считались с его мнением.

В 1905 году Нижинский принял участие в экзаменационном балете, который был организован для учеников его школы. Ставил его педагог-новатор, набиравший в те годы популярность Причем это была его первая постановка в качестве балетмейстера, он решил, что будет ставить "Ациса и Галатею". Вацлаву досталась роль Фавна, хоть тот еще и не был выпускником, но по таланту и уровню мастерства превосходил многих, кто уже оканчивал балетную школу.

Показательное выступление состоялось в Мариинском театре 10 апреля 1905 года. 15-летний Нижинский впервые появился на главной русской сцене. Все газеты, вышедшие на следующий день, в один голос отмечали удивительный талант юного дарования. Журналисты и театральные критики писали, что юный артист Нижинский всех поразил и изумил, а ведь ему еще два года предстоит обучаться в балетной школе, а значит, мастерство его будет только оттачиваться. Все отмечали его исключительные физические данные и талант. Красивые и плавные движения, легкость, с которой он выполнял каждый элемент танца. Главное, чего все желали, чтобы он не останавливался в развитии, запомнившись лишь ярким вундеркиндом, а вырос в настоящую звезду балета.

Выступление в Мариинском театре

Рассказывая краткую биографию Вацлава Нижинского, нужно обязательно упомянуть о периоде его работы в Мариинском театре. После триумфального исполнения роли Фавна его пригласили выступать постоянно уже в 1906 году. Карьера Нижинского в этом театре оказалась яркой, но недолгой. Уже в 1911 году его со скандалом уволили. Во время балета "Жизель" он появился на сцене не в непривычных для публики того времени шароварах, а в обтягивающем трико. Эскизы для костюмов к балету проектировал Бенуа, Нижинскому такой подход пришелся по душе.

Среди зрителей в зале были члены императорской семьи, у них была постоянная ложа в Мариинском театре, они посещали практически все премьеры. Как утверждают историки, больше всего возмутил наряд юного Вацлава вдовствующую императрицу Марию Федоровну. В первую очередь он ей показался слишком откровенным, она настояла, чтобы обвинить артиста в развратном поведении.

Позже, когда он стал исполнять роль Фавна в спектакле, который поставил сам, его снова стали обвинять в непристойности, излишней эротизации. Его движения на сцене некоторым зрителям показались сходными с мастурбацией, особенно когда он с упоением припадает к накидке, оставленной на берегу Нимфой.

Современные знатоки искусства утверждают, что его выступления намного опередили свое время, к тому же в царской России было сильное влияние чопорной викторианской эпохи. Но стоит признать, что и тема сексуальности играла огромную роль не только в творчестве Вацлава Нижинского, но и в его психическом расстройстве.

Работа у Дягилева

Практически сразу после окончания училища Вацлава пригласил к себе работать Сергей Дягилев, чтобы молодой юноша принял участие в его балетных сезонах. Уже с 1909 года он танцевал у Дягилева. Именно там получил свое прозвище человека-птицы за умение совершать невероятно высокие прыжки.

Дягилев возил труппу по всей Европе, собирая огромные залы. В Париже они выступали с С 1907 по 1911 годы на главной французской сцене были поставлены "Шопениана, или Сильфиды", "Павильон Армиды", "Жизель", "Египетские ночи, или Клеопатра", "Лебединое озеро".

Помимо этих постановок, с успехом шел дивертисмент под названием "Пир" на музыку отечественных композиторов, "Карнавал" на музыку Шумана, "Петрушка" по Стравинскому, "Дафнис и Хлоя" по Равелю, "Шехерезада" Римского-Корсакова, "Видение розы" Вебера. Во время последнего балета всех поражал своим прыжком Вацлав Нижинский. Он просто исчезал в окне. Описывая увиденное, французский поэт и драматург Жан Кокто, который сотрудничал с Дягилевым, утверждал, что это был прыжок, отрицающий сами законы равновесия в мире, высокий и изогнутый полет завершался тем, что Нижинский просто пропадал в окне.

Собственные постановки

Талант Вацлава Фомича Нижинского всегда поощрял его главный наставник Дягилев. Он же первым посоветовал герою нашей статьи попробовать себя не только в роли танцора, но и хореографа.

Втайне от Фокина Нижинский начинается репетировать свой первый балет. Его выбор останавливается на постановке "Послеполуденный отдых фавна" на музыку Дебюсси. Всю хореографию Вацлав строит исключительно на профильных позах, которые заимствует из росписей древнегреческих ваз. Дягилев заразил Нижинского эуритмикой и ритмопластикой, которые последний активно использует в постановках.

"Послеполуденный отдых фавна" выходит в 1912 году, на следующий год Нижинский в этой же эстетике ставит свой второй балет - "Весна священная" на музыку Стравинского. Композитор пишет произведение, максимально свободно используя диссонанс, опираясь при этом на тональность, его хореография строится на сложных комбинациях ритмов. Эта постановка становится одним из первых экспрессионистских балетов в истории.

"Весну священную" зрители и критики приняли не сразу, уже премьера обернулась скандалом. Публика вновь, как и после балета "Послеполуденный отдых фавна", была возмущена и шокирована финальной эротической сценой. Теме секса Вацлав Фомич Нижинский всегда уделял большое внимание.

В 1913 году он ставит еще один балет - это "Игры" на музыку Дебюсси, его главной отличительной особенностью становится полное отсутствие сюжета. Во всех своих первых постановках Нижинский делал упор на противостояние привычному для всех почитателей балета того времени изяществу классического стиля и антиромантизма.

Балет Вацлава Нижинского буквально очаровал французскую публику. сообществу показался гениальным драматический талант артиста, а также его необычная и даже экзотическая внешность. В качестве хореографа Нижинский всегда был смелым и нетривиально мыслящим постановщиком, который открывал для балета новые пути и возможности в пластике, вернул мужскому танцу утраченную к тому времени виртуозность и былой приоритет. Стоит при этом признать, что своим успехом Вацлав во многом обязан Сергею Дягилеву, который всегда верил в него и поддерживал в самых дерзких и неожиданных экспериментах.

Личная жизнь танцовщика

Биография и личная жизнь Вацлава Нижинского всегда находились под пристальным вниманием его поклонников. Сейчас уже не секрет, что Нижинский был гомосексуалистом. В молодости у него были интимные отношения с князем Павлом Дмитриевичем Львовым, позже его любовником стал Сергей Дягилев.

При этом он был официально женат. Это произошло, когда в 1913 году труппа уехала на гастроли в Южную Америку. На корабле он познакомился со своей поклонницей, аристократкой из Венгрии Ромолой Пульской. Достигнув места назначения, они заключили официальный брак в одной из южноамериканских стран. Это случилось 10 сентября 1913 года. Причем брак был тайным, о нем они не известили даже своих родственников.

Узнал о произошедшем от своего слуги Василия, который был приставлен к Нижинскому, чтобы присматривать за ним. Личная жизнь Вацлава Нижинского находилась под постоянным контролем. Сам Дягилев на гастроли в Южную Америку не поехал. Василий отправил телеграмму своему начальнику, тот моментально впал в бешенство, решив изгнать танцовщика из труппы. Фактически этот эпизод положил конец его карьере, которая так головокружительно начиналась.

Дело в том, что отношения между Дягилевым и Вацлавом Нижинским до этого момента строились на полном доверии. Танцовщик не подписывал со своим антрепренером никаких контрактов и не получал официального жалования, в отличие от других артистов, работавших у Дягилева. За Нижинского Дягилев просто везде платил сам, танцовщик не задумывался о деньгах и своем будущем. Именно поэтому тому удалось избавиться от своей главной звезды без каких-либо проволочек.

Большое влияние оказала личная жизнь на биографию Вацлава Нижинского. После разрыва с Дягилевым он оказался без средств к существованию и без работы.

Авторская антреприза

Теперь Вацлав Нижинский, фото которого представлено в этой статье, был вынужден сам искать варианты, чтобы заработать денег. Он попал в очень сложные условия. Будучи гением балета, он не имел хватки продюсера и никогда не был расчетливым человеком. Правда, предложения о трудоустройстве появились практически сразу. Но возглавить балет "Гранд Опера" в Париже он отказался, решив создать и продвигать собственную антрепризу. Ему удалось собрать труппу, в которую вошли 17 человек, среди них оказалась его сестра Бронислава с супругом, которая раньше танцевала у Дягилева, но ушла от антрепренера, поддержав брата.

Нижинский сумел оформить контракт с театром "Палас" в Лондоне. В репертуар вошли несколько его авторских постановок, а также балеты Фокина, которые герой нашей статьи подверг кардинальной переделке. Это были "Карнавал", "Призрак розы" и "Сильфиды".

Но гастроли нельзя было признать успешными, они не окупились, закончившись провалом и полным финансовым крахом. Эти обстоятельства привели к очередному нервному срыву, который случился у Нижинского, его душевная болезнь стала развиваться с пугающей быстротой. После первого провала неудачи преследовали его одна за другой. Подробно о них можно узнать из книг о Вацлаве Нижинском, которые описывают его судьбу и биографию. Например, это труд Ричарда Баркла, который так и называется - "Нижинский", воспоминания супруги Ромолы Нижинской о легендарном танцовщике.

Последняя премьера Нижинского

В 1914 году у Нижинского и его супруги Ромолы родилась дочь. Когда началась Первая мировая война, они возвращались из Петербурга в Будапешт. В Венгрии муж и жена оказались интернированы вплоть до наступления 1916 года. Оказавшись под арестом, Нижинский сильно переживал, это еще больше усугубило его психическое состояние, он томился от творческого безделья.

В это время Дягилев, несмотря на начавшуюся войну, успешно продолжал свои гастроли. Он возобновил контракт с Нижинским, чтобы отправиться с "Русским балетом" на выступления по Южной и Северной Америке. 12 апреля 1916 года герой нашей статьи вернулся на сцену дягилевского театра, исполнив свои коронные партии в постановках "Видение розы" и "Петрушка". Он покорил зрителей "Метрополитен-оперы" в Нью-Йорке.

В том же году на сцене "Манхэттен Оперы" состоялась премьера балета самого Нижинского "Тиль Уленшпигель" на музыку Штрауса. Это оказалась последняя премьера в его творческой карьере, в которой он был задействован. Нижинский традиционно исполнил главную партию. Минусом стало то, что спектакль создавался в спешке, поджимали сроки, у автора было немало интересных сценических находок, но постановка в результате все равно провалилась.

Роковая болезнь

Волнения и неудачи последних лет травмировали и так неустойчивую психику Нижинского. Считается, что особую роль сыграло его увлечение толстовством, которое было чрезвычайно популярно в то время в среде творческой интеллигенции. Члены труппы Дягилева, которые придерживались этих идей, внушали Вацлаву, что актерская профессия греховна, что еще более усугубило его болезнь.

26 сентября 1917 года он в последний раз вышел на сцену в постановке "Видение розы". После этого обосновался со своей семьей в Швейцарии. Тут он обрел душевное спокойствие, даже начал вновь строить творческие планы, разрабатывал новую систему записи танца, планировал открыть собственную школу. В 1918 году основные мысли изложил в книге, которая под названием "Дневник Вацлава Нижинского" увидела свет в 1953 году в Париже.

Однако просветление было недолгим. Его все-таки отправило на лечение в клинику для душевнобольных. Врачи поставили ему диагноз шизофрения. До конца жизни он оставался в различных психиатрических клиниках, в которых ему помогали с переменным успехом.

В 1945 году журналисты обнаружили его в послевоенной Вене, он танцевал среди советских солдат. Большое впечатление на него произвела встреча со своими соотечественниками. Долго до этого не разговаривавший Нижинский начал общаться с поляками на родном языке. Было предпринято немало попыток вернуть его к жизни. В 1928 году к нему в клинику приезжал Дягилев, пытаясь танцем оживить его разум. Он отвез Нижинского на постановку "Петрушка", но Вацлав остался равнодушным к увиденному.

После смерти Дягилева в 1929 году такие попытки предпринимала жена танцовщика Ромола. Однажды она даже пригласила в больницу Сержа Лифаря, чтобы тот станцевал перед ее мужем. Лифарь танцевал до полного изнеможения несколько часов, но все это время Нижинский оставался абсолютно безучастным к происходящему. Вдруг будто какая-то сила подхватила его, он взлетел, завис в воздухе в прыжке, как всегда умел делать это на сцене, а затем тут же впал в беспамятство. Этот момент секундного просветления успел запечатлеть фотограф Жан Монзон. Снимок известен как последний прыжок Вацлава Нижинского.

Смерть гения

Нижинский умер в Лондоне в 1950 году. Это случилось 11 апреля, ему был 61 год. В 1953 году его тело перевезли в Париж, где перезахоронили на кладбище Монмартр. Поблизости находилась могила другого легендарного танцовщика Гаэтано Вестриса, выступавшего в XVIII веке, драматурга Теофиля Готье, который считается одним из основоположников романтического балета. На надгробии могилы Нижинского, которое выполнено из серого камня, сидит грустный бронзовый шут с поникшей головой.

Значение личности Нижинского в истории русского и мирового балета сложно недооценить. Критики называли его "восьмым чудом света". Его партнерши по сцене, среди которых были звезда первой величины Матильда Кшесинская, Ольга Спесивцева, Анна Павлова, утверждали, что, когда он зависал на сцене в своем неповторимом фантастическом прыжке, казалось, что человек смог победить законы гравитации, освоив состояние невесомости.

Как отмечали зрители, приходившие на его спектакли, Нижинский сумел достичь абсолютного внутреннего и внешнего перевоплощения на сцене. Это был настоящий прорыв в искусстве балета, он первым открыл стиль экспрессионизма, утвердившийся только много лет спустя. Представил на суд зрителей принципиально новые возможности пластики. И все это за невероятно короткую творческую жизнь, которая продолжалась всего около десяти лет.

В 1971 году личности Нижинского посвятил свой балет Морис Бежар. Постановка под названием "Нижинский, клоун Божий" исполнялась на музыку Петра Чайковского.

Нижинский был главным кумиром своего поколения, танцовщиком, который сумел на сцене сочетать легкость и силу, поражая зрителей прыжками, от которых у всех захватывало дух. На сцене от него исходил мощнейший магнетизм, при этом в обычной повседневной жизни он был молчаливым и робким человеком.

В 2011 году в фойе Большого театра в Варшаве была установлена бронзовая скульптура брата и сестры - Вацлава и Брониславы Нижинских в их знаменитых образах Фавна и Нимфы в знаменитой постановке "Послеполуденный отдых фавна".

Вацлав Нижинский
Имя при рождении:

Вацлав Фомич Нижинский

Дата рождения:
Дата смерти:
Профессия:
Гражданство:

Российская империя

Театр:

Ва́цлав Фоми́ч Нижи́нский польск. Wacław Niżyński (12 марта , Киев , Российская империя - или 11 апреля , Лондон , Великобритания) - русский танцовщик и хореограф польского происхождения, родившийся в Киеве. Один из ведущих участников Русского балета Дягилева . Брат танцовщицы Брониславы Нижинской . Хореограф балетов «Весна священная », «Послеполуденный отдых фавна », «Игры» и «Тиль Уленшпигель».

Биография

Вацлав Нижинский в Le spectre de la rose

Почти сразу по окончании училища Нижинский приглашен С. П. Дягилевым для участия в балетном сезоне , где снискал огромный успех. За способность к высоким прыжкам и длительной элевации его назвали человеком-птицей, вторым Вестрисом.

Нижинский стал открытием Дягилева, первым танцовщиком, а затем и хореографом труппы (1909-1913, 1916).

В Париже танцевал репертуар, опробованный на сцене Мариинского театра, (Павильон Армиды, 1907; Шопениана или Сильфиды, 1907; Египетские ночи или Клеопатра 1909; Жизель, 1910; Лебединое озеро, 1911), а также дивертисмент Пир на музыку русских композиторов, 1909; и партии в новых балетах Фокина Карнавал Шумана, 1910; Шехеразада Н. А. Римского-Корсакова , 1910; Ориенталии А.Глазунова, 1910; Видение розы К. М. Вебера, 1911, в котором поразил парижскую публику фантастическим прыжком в окно; Петрушка И. Ф. Стравинского, 1911; Голубой бог Р.Гана, 1912; Дафнис и Хлоя (балет) М. Равеля , 1912.

Послеполуденный отдых фавна

Поощряемый Дягилевым, Нижинский попробовал свои силы как хореограф и втайне от Фокина репетировал свой первый балет - Послеполуденный отдых фавна на музыку К.Дебюсси (1912). Он построил свою хореографию на профильных позах, заимствованных из древнегреческой вазописи. Как и Дягилев , Нижинский был увлечен ритмопластикой и эуритмикой Далькроза , в эстетике которой он поставил в 1913 свой следующий и наиболее значительный балет, Весна священная . Весна священная, написанная Стравинским в атональной системе и хореографически построенная на сложных комбинациях ритмов, стала одним из первых экспрессионистских балетов. Балет был не сразу принят, и его премьера закончилась скандалом, как и Послеполуденный отдых фавна, шокировавший публику финальной эротической сценой. В том же году осуществил бессюжетный балет Игры Дебюсси. Для этих постановок Нижинского был характерен антиромантизм и противостояние привычному изяществу классического стиля.

Парижскую публику очаровал несомненный драматический талант артиста, его экзотическая внешность. Нижинский оказался смелым и оригинально мыслящим хореографом, открывшим новые пути в пластике, вернувшим мужскому танцу былой приоритет и виртуозность. Своими успехами Нижинский был обязан и Дягилеву , который верил и поддерживал его в дерзких экспериментах.

Брак

Разрыв близких отношений с Дягилевым из-за женитьбы Нижинского на непрофессиональной танцовщице Ромоле Пульской привел к уходу Нижинского из труппы и фактически к концу его короткой головокружительной карьеры.

Антреприза

Уйдя от Дягилева, Нижинский оказался в сложных условиях. Нужно было добывать средства к существованию. Гений танца, он не обладал способностями продюсера. Предложение возглавить балет «Гранд Опера» в Париже отверг, решив создать собственную антрепризу. Удалось собрать труппу из 17 человек (в неё вошла сестра Бронислава с мужем, также оставившие Дягилева) и заключить контракт с лондонским театром «Палас». Репертуар составили постановки Нижинского и, частично, - Фокина (Призрак розы, Карнавал, Сильфиды, которые Нижинский переделал заново). Однако гастроли не имели успеха и закончились финансовым крахом, что повлекло за собой нервный срыв и начало душевной болезни артиста. Неудачи преследовали его.

Последняя премьера

Первая мировая война 1914 застала супругов, возвращавшихся в Петербург, с новорожденной дочерью в Будапеште, где они оказались интернированы до начала 1916. Нижинский мучительно переживал и свой арест, и вынужденное творческое бездействие. Между тем Дягилев возобновил контракт с артистом для гастролей «Русского балета» в Северной и Южной Америке. 12 апреля 1916 он станцевал свои коронные партии в Петрушке и Видении розы на сцене нью-йоркской «Метрополитен Опера». В том же году 23 октября в нью-йоркском театре «Манхэттен Опера» была показана премьера последнего балета Нижинского - Тиль Уленшпигель Р.Штрауса , в котором он исполнил главную партию. Спектакль, создававшийся в лихорадочной спешке, несмотря на ряд интересных находок, провалился.

Болезнь

Пережитые волнения сильно травмировали слабую психику Нижинского. Роковую роль в его судьбе сыграло увлечение толстовством, популярным в эмигрантских кругах русской художественной интеллигенции. Члены труппы Дягилева толстовцы Немчинова, Костровский и Зверев внушали Нижинскому греховность актёрской профессии, чем усугубили его болезнь.

В 1917 Нижинский окончательно покинул сцену и вместе с семьей обосновался в Швейцарии. Здесь ему стало легче, он размышлял о новой системе записи танца, мечтал о собственной школе, в 1918 написал книгу Дневник Нижинского (издана в Париже в 1953).

Однако вскоре был помещен в клинику для душевнобольных, где и провел остаток жизни. Он умер 11 апреля 1950 в Лондоне.

Перезахоронение праха

В 1953 тело его было перевезено в Париж и похоронено на кладбище Монмартр рядом с могилами легендарного танцовщика Г.Вестриса и драматурга Т.Готье , одного из создателей романтического балета. На его надгробии из серого камня сидит грустный бронзовый шут.

Значение личности Нижинского

  • Нижинский совершил смелый прорыв в будущее балетного искусства, открыл утвердившийся позднее стиль экспрессионизма и принципиально новые возможности пластики. Его творческая жизнь была короткой (всего десять лет), но напряженной. Личности Нижинского посвящен знаменитый балет Мориса Бежара «Нижинский, клоун Божий» на музыку Пьера Анри и Петра Ильича Чайковского , 1971.
  • Лучшие балеты с участием Вацлава Нижинского - это «Весна священная » и «Послеполуденный отдых фавна ».

Память

  • В 1984 году в клипе группы Queen на песню I Want to Break Free её фронтмен Фредди Меркьюри выступил в роли фавна из балета Послеполуденный отдых фавна, игрой в котором прославился Нижинский.
  • В 1990 году режиссером Филиппом Валуа был снят фильм «Нижинский, марионетка Бога» о жизни танцовщика
  • В 1999 году в театре на Малой Бронной «Нижинский, сумасшедший божий клоун» (Нижинский - А. Домогаров)
  • Нижинскому и его окружению посвящён музыкальный альбом «Нижинский», записанный группой «Лайда » в 2000 году (второй вариант в 2002 году).
  • В 2008 году в Государственном академическом центральном театре кукол имени С. В. Образцова состоялась премьера спектакля «Нижинский, сумасшедший Божий клоун» по пьесе Г. Бламстейна (режиссёр-постановщик, исполнитель роли Нижинского - заслуженный артист России Андрей Денников).
  • В 2011 году к столетию празднования компании Русских балетов Дягилева Вацлава и Брониславу Нижинских - легендарных польских танцоров, в роли фавна и нимфы из балета Послеполуденный отдых фавна изваял Геннадий Ершов, бронзовая скульптура установлена в фойе Большого Театра Варшавы.
  • Вацлаву Нижинскому посвящен спектакль NN Люблинского театра танца (хореограф Ришард Калиновски) (

Вацлав Нижинский


Весь мир был у ног танцующего Вацлава Нижинского. «Бог танца», «восьмое чудо света», «царь воздуха» - называли его современники. Прыжок Нижинского, когда он, перелетев полсцены, зависал над ней, казался мистическим. После его выступлений зрители кричали, рыдали, забрасывали сцену цветами, перчатками, веерами, программками, одержимые неописуемым восторгом. «В жизни я встречал мало гениев, и одним из них был Нижинский, - писал Чарлз Чаплин. - Он зачаровывал, он был божествен, его таинственная мрачность как бы шла от миров иных. Каждое его движение - это была поэзия, каждый прыжок - полёт в страну фантазии».

Весь мир подражал Нижинскому, женщины копировали его балетные костюмы, делали глаза раскосыми, и это становится модным только потому, что природа дала ему высокие скулы.

Вацлав Нижинский родился в ночь с 27 на 28 февраля (12 марта) 1889 (по другим данным 1890) года в Киеве. Его родители - Томаш (Фома) Нижинский и Элеонора Береда - были поляками. Отец, потомственный танцор, имел свою труппу, с которой гастролировал по России. Когда Вацлаву было девять лет, Томаш Нижинский ушёл из семьи к любовнице, и мальчика вместе с сестрой Брониславой отправили на казённое содержание в Петербургское балетное училище.

После его окончания Нижинский поступил солистом в Мариинский театр. Вацлав был представлен 30-летнему князю Павлу Дмитриевичу Львову, известному не только своим богатством и меценатством, но и любовью к красивым юношам. Князь занимался художественным воспитанием Нижинского, оплачивал его уроки у маэстро Чекетти, купил рояль, помог обставить комнаты, подарил золотое кольцо с бриллиантом.

Затем Нижинский попал под магнетическое влияние личности Сергея Дягилева и его художественных идей. На пальце Вацлава заблестел огромный платиновый перстень с сапфиром от Картье. Дягилев был гомосексуалистом, в то время как нетрадиционная ориентация Нижинского не была дана ему от природы. Он родился настоящим мужчиной и оставался таковым вплоть до своей смерти, что подтверждается, кстати, постоянными его походами в публичные дома.

В 1909 году Сергей Дягилев организовал первый сезон «Русского балета» в Париже. Спектакли имели небывалый успех. Один из них - «Павильон Армиды» - открыл миру Нижинского. Когда он одним прыжком поднялся в воздух недалеко от кулис, описал параболу и исчез из глаз, публика разразилась аплодисментами. У всех создалось впечатление, что танцовщик взмыл вверх и улетел. Оркестр остановился. Казалось, что залом овладело безумие.

Позже Нижинского расспрашивали, как он летает, не имея никаких аппаратов в руках, за спиной, и трудно ли парить в воздухе. «О нет! - отвечал артист. - Нужно только подняться и на мгновение задержаться в воздухе!»

24 января 1911 года на спектакль «Жизель» съехался весь Петербург. Была там и вдовствующая императрица Мария Фёдоровна с великими князьями. В первом отделении Нижинский появился в костюме, созданном по эскизу Бенуа, - в трико и коротком, чуть ниже талии колете. Он был первым, кто заменил широкие штаны мужчин-танцоров на трико.

После спектакля великий князь Андрей Владимирович зашёл за кулисы и сообщил, что вдовствующая императрица Мария Фёдоровна приказала уволить Нижинского за неприличный костюм, в котором он появился на сцене. Что и было сделано. Но, как оказалось впоследствии, подобного приказа Мария Фёдоровна не отдавала, это была интрига великих князей.

Дягилев тут же предложил Нижинскому место в «Русском балете». В составе этой труппы Вацлав исполнил свои самые знаменитые балетные партии. Он танцевал и в старом репертуаре, и в бесчисленных новых постановках, гастролируя по всему континенту, выступая на разных сценах многих стран.

Первый же спектакль 1911 года потряс парижскую публику. Это был «Призрак розы» на музыку Карла фон Вебера «Приглашение к танцу». Нижинский и его партнёрша Тамара Карсавина танцевали будто импровизируя. «Призрак розы» - одно из фокинских откровений - был создан для них.

Поэт Жан Кокто говорил, что Нижинский передаёт, казалось бы, невоплотимое - «печальное и победное наступление аромата». И заключал: «Нижинский исчезает в окне прыжком столь патетическим, столь отрицающим законы равновесия, столь изогнутым и высоким, что никогда теперь летучий запах розы не коснётся меня без того, чтобы не вызвать с собой этот неизгладимый призрак».

Американский дебют Нижинского в «Метрополитен-опера» подтвердил правоту слов Фокина. Аудитория была столь же блестящей, что и в Париже. Программа включала «Половецкие пляски», «Призрак розы», «Шехеразаду» и «Петрушку». Когда Нижинский вышел в «Призраке розы», зал встал, и на секунду танцовщик смутился от такого поистине королевского приёма, но зрители приготовили ему ещё один сюрприз в виде водопада из роз. Через несколько секунд сцена утопала в ароматных лепестках, а Нижинский, стоящий посреди этого благоухающего цветочного великолепия, казался самой душой прекрасного цветка.

В каждой роли - восточного раба, Петрушки, Арлекина, Шопена - Нижинский создавал яркий, неповторимый характер. Когда он танцевал, все забывали о Нижинском как о личности, заворожённые его перевоплощением и полностью отдаваясь создаваемому образу. Стоило ему появиться на сцене, как словно электрический разряд пробегал по аудитории, загипнотизированной чистотой и совершенством его дарования. Зрители неотрывно следили за ним, впадая в гипнотическое состояние, настолько велика была магия его искусства.

Увидеть удивительного артиста, познакомиться с ним, просто дотронуться до него мечтали сотни светских дам. Чтобы завлечь Нижинского, они прибегали к всевозможным уловкам, которые по большей части разбивались о неусыпную бдительность слуги Дягилева Василия. Только когда сам Дягилев приводил кого-нибудь к Нижинскому, слуга отдыхал от своих нелёгких обязанностей. Близкий круг друзей - Дягилев, Бенуа, Бакст, Стравинский и Нувель - полностью удовлетворял Вацлава.

Личность танцовщика публику интриговала. Партнёр Павловой и Карсавиной, сразу покоривший парижан, он попал в число тех, для кого распахнулись двери самых престижных домов. Нижинский знал, что обманывает ожидания своей замкнутостью, знал, что многих разочаровывает его «плебейская» наружность, и страдал от этого. А светские знакомые Дягилева пожимали плечами, когда их попытки общения с Нижинским разбивались о его нелюдимость. Кто-то даже назвал его «гениальным идиотом». Вацлав подозревал нечто подобное, потому что писал в «Дневнике»: «Я теперь понимаю „Идиота" Достоевского; меня самого ведь принимали за идиота».

Дягилев познакомил Нижинского со многими французскими деятелями искусства, посещавшими балетные спектакли: Дебюсси, Равелем, Бурделем, Бланшем, Форе и Сен-Сансом. При первой встрече они всегда удивлялись этому спокойному юноше, который во время разговора только молча улыбался.

Нижинский извинялся через Дягилева, постоянно отказываясь от многочисленных приёмов, обедов и ужинов, но сделал исключение для Дебюсси и Жака-Эмиля Бланша, у которого был чудесный дом в Пасси. Художник написал портрет Нижинского в костюме из балета «Ориенталии». Ренальдо Жан подарил Вацлаву автограф Вестриса, и из всех многочисленных подарков этот был ему особенно дорог.

Американскую танцовщицу Айседору Дункан настолько покорил талант Нижинского, что она недвусмысленно дала понять Вацлаву, что хочет иметь от него ребёнка, дабы способствовать рождению нового поколения артистов. Когда Дягилев, забавляясь, перевёл ему предложение танцовщицы, Нижинский только улыбнулся. Он уже не раз отказывался от подобных предложений.

Великий Чарлз Чаплин пригласил танцовщика на свою киностудию. «Серьёзный, удивительно красивый, со слегка выступающими скулами и грустными глазами, он чем-то напоминал монаха, надевшего мирское платье» - таким Чаплин увидел своего гостя. Зрители смеялись над трюками великого комика, но лицо Нижинского становилось всё грустнее и грустнее. Ещё два дня он всё с тем же мрачным лицом наблюдал за работой Чаплина. После съёмки Нижинский произнёс: «Ваша комедия - это балет. Вы прирождённый танцор».

А на следующий вечер Чаплин отправился за кулисы, но беседы не получилось. Через много лет в своих мемуарах Чарлз напишет: «…Я был не в силах говорить. Нельзя же в самом деле, заламывая руки, пытаться выразить в словах восторг перед великим искусством».

Дягилев всячески покровительствовал Нижинскому, а в 1912 году даже выдвинул его в качестве балетмейстера, удалив из антрепризы Фокина. Безоговорочно называя Нижинского гениальным танцовщиком, Бенуа скептически относился к Нижинскому-балетмейстеру: «Ужасным несчастьем следует считать, что Дягилев, вполне оценивший своего друга как артиста, одновременно переоценил его интеллект. Дягилеву показалось, что он может сделать из этого… ничего в жизни не понимавшего существа какого-то деятеля и творца…»

Постановки Нижинского большого успеха не имели. Исключением можно считать одноактный балет «Послеполуденный отдых фавна» на музыку Клода Дебюсси в декорациях и костюмах Льва Бакста. Танец длился всего 12 минут и показал совершенно другую эстетику балетного театра.

Премьера «Фавна» состоялась 29 мая 1912 года в Театре Шатле и закончилась грандиозным скандалом. Бешеные аплодисменты и свист смешались после окончания одного из самых захватывающих спектаклей в истории театра.

Париж разделился на два враждующих лагеря. Префекта полиции просили отменить следующее представление «Фавна» как «непристойное». Новость молниеносно разнеслась по городу; в салонах и клубах, в редакциях газет, в кулуарах палаты депутатов набрасывались на любой материал, содержащий какую-либо информацию «за» и «против» «Фавна». В защиту спектакля выступил знаменитый скульптор Огюст Роден. После спектакля он обнял Вацлава: «Мои мечты осуществились. И это сделали вы. Спасибо».

1 сентября 1913 года, будучи на гастролях в Буэнос-Айресе, Вацлав Нижинский неожиданно сочетался браком с венгерской танцовщицей Ромолой де Пульски. Перед этим Ромола преследовала Вацлава несколько месяцев и даже начала учиться балету, чтобы быть поближе к нему. Ромола родила Нижинскому дочь Киру.

Сергей Дягилев, смертельно обидевшись на друга, уволил его из труппы. Вацлав собрал свою балетную труппу и гастролировал с ней по Европе и по Америке. Это турне продолжалось около года. Нижинский был гениальным танцором, но плохим бизнесменом, и его труппу постиг финансовый крах.

Во время Первой мировой войны Нижинский был схвачен и посажен в тюрьму в Австро-Венгрии. Его обвинили в шпионаже в пользу России.

После вынужденного перерыва Нижинский вернулся к Дягилеву и с огромным успехом выступал в Аргентине, США, Испании.

26 сентября 1917 года Нижинский в последний раз вышел на сцену в спектакле «Призрак розы» Дягилевской труппы. Его постигло тяжёлое душевное заболевание - шизофрения.

Ромола приглашала лучших специалистов Европы и Америки. «Создайте ему наилучший уход и спокойную обстановку под наблюдением психиатра» - только и могли сказать врачи.

Тогда Нижинская обратились к отчаянным средствам - факирам, хилерам, знахарям, - всё было перепробовано, и всё напрасно.

Испытывая денежные затруднения, Ромола написала книгу «Нижинский. История великого танцовщика, рассказанная его женой», а затем опубликовала дневники Вацлава. «Люди посещают церкви в надежде найти там Бога, - писал Нижинский. - Он не в церквях, или, вернее, Он там везде, где мы Его ищем… Шекспировские клоуны, у которых так много юмора, мне симпатичны, но у них есть злобные черты, из-за чего они отдаляются от Бога. Я ценю шутки, так как я Божий клоун. Но я считаю, что клоун идеален, только если он выражает любовь, иначе он не является для меня Божьим клоуном…»

После войны ещё пять лет Ромола возила мужа по свету, тщетно пытаясь излечить его. В одном из лондонских отелей с ним случился приступ болезни почек. Ромола перевезла мужа в клинику, где он скончался 8 апреля 1950 года. Через три года прах великого танцовщика перевезли в Париж и похоронили на кладбище Монмартра. Памятник на могиле был установлен только в 1999 году. Образ Петрушки был выбран не случайно. Эллен Терри в книге «Русский балет» пишет: «Ему было куда легче чувствовать себя куклой, полуживотным, фавном, чем быть собой. Он нуждался в маске».

Вацлав Нижинский был и остаётся легендой. Не проходит года, чтобы не появились балет, спектакль, фильм или пьеса о нём. Фредди Меркьюри демонстрировал свою любовь к балету, выступая в копии знаменитого сценического костюма Нижинского…

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Весна священная/Le Sacre du Printemps

    ✪ Вацлав Коллер Deus Ex: Mankind Divided #3

    ✪ Щелкунчик

    Субтитры

Биография

Родился в Киеве, вторым сыном в семье польских балетных танцовщиков - первого номера Томаша Нижинского и солистки Элеоноры Береды. Элеоноре было 33 и она была на пять лет старше своего мужа. Крестили Вацлава в католичестве в Варшаве. Через два года у них родился и третий ребёнок - дочь Бронислава . С 1882 по 1894 год родители гастролировали в составе балетной труппы Йозефа Сетова. Всех детей отец приобщал к танцам с самого раннего детства. Впервые на сцене Вацлав выступил, когда ему было пять лет, станцевав гопак в качестве антрепризы в Одесском театре .

После смерти Йозефа Сетова в 1894 году, его труппа распалась. Нижинский-отец пробовал создать свою труппу, но вскоре прогорел, начались годы трудных скитаний и случайных заработков. Вероятно, Вацлав помогал отцу, выступая на праздниках с небольшими номерами. Известно, что он выступал в Нижнем Новгороде на Рождество. В 1897 году, во время гастролей в Финляндии , Нижинский-отец полюбил другую, - молодую солистку Румянцеву. Родители развелись. Элеонора с тремя детьми отправилась в Петербург , где друг её молодых лет, польский танцовщик Станислав Гиллерт, был преподавателем в Петербургской балетной школе . Гиллерт обещал ей помочь .

Старший сын Нижинских, Станислав (Стасик), ещё в детстве выпал из окна и с тех пор был «немного не от мира сего», а одарённого и хорошо подготовленного Вацлава приняли в балетный класс довольно легко. Через два года в эту же школу поступила и его сестра, Броня. В школе стали проявляться некоторые странности и в характере Вацлава, один раз он даже попал на осмотр в клинику для душевнобольных, - видимо, сказывалась какая-то наследственная болезнь. Однако талант танцовщика у него был неоспорим и быстро обратил на себя внимание педагога, когда-то выдающегося, но уже немного старомодного, танцовщика, Н. Легата .

С марта 1905 года педагог-новатор училища, Михаил Фокин , ставил ответственный экзаменационный балет для выпускников. Это был его первый балет в качестве балетмейстера, - он выбрал «А́цис и Галатея» . На роль фавна Фокин пригласил Нижинского, хотя тот и не был выпускником. В воскресенье, 10 апреля 1905 года, в Мариинском театре состоялось показательное выступление, в газетах появились рецензии, - и во всех отмечали необыкновенную одарённость юного Нижинского :

Выпускник Нижинский изумил всех: юному артисту едва 15 лет и предстоит провести в школе ещё два года. Тем более приятно видеть такие исключительные данные. Лёгкость и элевация, вместе с замечательно плавными и красивыми движениями - поразительны […] Остаётся пожелать, чтобы 15-летний артист не остался вундеркиндом, а продолжал совершенствоваться.

С 1906 по январь 1911 года Нижинский выступал в Мариинском театре. Из Мариинского театра был уволен с большим скандалом по требованию императорской семьи, так как выступил в балете «Жизель» в костюме, который сочли неприличным .

Почти сразу по окончании училища Нижинский приглашен С. П. Дягилевым для участия в балетном сезоне , где снискал огромный успех. За способность к высоким прыжкам и длительной элевации его назвали человеком-птицей, вторым Вестрисом .

В Париже танцевал репертуар, опробованный на сцене Мариинского театра, («Павильон Армиды », 1907; «Шопениана или Сильфиды», 1907; «Египетские ночи или Клеопатра », 1909; «Жизель », 1910; «Лебединое озеро », 1911), а также дивертисмент «Пир» на музыку русских композиторов, 1909; и партии в новых балетах Фокина , «Карнавал » на музыку Р. Шумана , 1910; «Шехерезада » Н. А. Римского-Корсакова , 1910; «Ориенталии» А. Глазунова , 1910; «Видение розы » К. М. Вебера , 1911, в котором поразил парижскую публику фантастическим прыжком в окно; «Петрушка » И. Ф. Стравинского , 1911; «Голубой (Синий) бог» Р. Ана , 1912; «Дафнис и Хлоя » М. Равеля , 1912.

Хореограф

Поощряемый Дягилевым, Нижинский попробовал свои силы как хореограф и втайне от Фокина репетировал свой первый балет - «Послеполуденный отдых фавна » на музыку К. Дебюсси (1912). Он построил свою хореографию на профильных позах, заимствованных из древнегреческой вазописи. Как и Дягилев , Нижинский был увлечен ритмопластикой и эуритмикой Далькроза , в эстетике которой он поставил в 1913 свой следующий и наиболее значительный балет, «Весна священная ». «Весна священная», написанная Стравинским со свободным использованием диссонанса, хоть и с опорой на тональность, и хореографически построенная на сложных комбинациях ритмов, стала одним из первых экспрессионистских балетов. Балет был не сразу принят, и его премьера закончилась скандалом, как и «Послеполуденный отдых фавна», шокировавший публику финальной эротической сценой. В том же году осуществил бессюжетный балет «Игры» К. Дебюсси . Для этих постановок Нижинского был характерен антиромантизм и противостояние привычному изяществу классического стиля.

Парижскую публику очаровал несомненный драматический талант артиста, его экзотическая внешность. Нижинский оказался смелым и оригинально мыслящим хореографом, открывшим новые пути в пластике, вернувшим мужскому танцу былой приоритет и виртуозность. Своими успехами Нижинский был обязан и Дягилеву , который верил и поддерживал его в дерзких экспериментах.

Личная жизнь

В юности у Нижинского были интимные отношения с князем Павлом Дмитриевичем Львовым, а позже с Дягилевым. В 1913 году, после отбытия труппы на южноамериканские гастроли, он познакомился на корабле с венгерской аристократкой и своей поклонницей Ромолой Пульской . Сойдя на берег, 10 сентября 1913 года они втайне от всех, в том числе от членов семьи, поженились. Дягилев, узнав о случившемся из телеграммы своего слуги Василия, приставленного присматривать за Нижинским, впал в бешенство и сразу же изгнал танцовщика из труппы - фактически, это положило конец его короткой головокружительной карьере. Будучи фаворитом Дягилева, Нижинский не подписывал с ним никаких контрактов и не получал жалования, как другие артисты - Дягилев просто оплачивал все его расходы из своего кармана. Именно этот факт позволил импресарио избавиться от ставшего неугодным артиста без всяких проволочек.

Антреприза

Уйдя от Дягилева, Нижинский оказался в сложных условиях. Нужно было добывать средства к существованию. Гений танца, он не обладал способностями продюсера. Предложение возглавить балет «Гранд Опера» в Париже отверг, решив создать собственную антрепризу. Удалось собрать труппу из семнадцати человек (в неё вошла сестра Бронислава с мужем, также оставившие Дягилева) и заключить контракт с лондонским театром «Палас». Репертуар составили постановки Нижинского и, частично, - М. Фокина («Призрак розы», «Карнавал», «Сильфиды», которые Нижинский переделал заново). Однако гастроли не имели успеха и закончились финансовым крахом, что повлекло за собой нервный срыв и начало душевной болезни артиста. Неудачи преследовали его.

Последняя премьера

Перезахоронение праха

В 1953 тело его было перевезено в Париж и похоронено на кладбище Монмартр рядом с могилами легендарного танцовщика Г. Вестриса и драматурга Т. Готье , одного из создателей романтического балета. На его надгробии из серого камня сидит грустный бронзовый шут.

Значение личности Нижинского

  • Критики [кто? ] называли Нижинского «восьмым чудом света», высоко оценивая его талант. Его партнершами были Тамара Карсавина , Матильда Кшесинская , Анна Павлова , Ольга Спесивцева . Когда он - бог балета - зависал в прыжке над сценой, казалось, что человек способен стать невесомым.

Он опровергнул все законы равновесия и перевернул их с ног на голову, он напоминает нарисованную на потолке человеческую фигуру, он легко чувствует себя в воздушном пространстве…

Нижинский обладал редкой способностью полного внешнего и внутреннего перевоплощения

Мне страшно, я вижу величайшего актёра в мире

  • Нижинский совершил смелый прорыв в будущее балетного искусства, открыл утвердившийся позднее стиль экспрессионизма и принципиально новые возможности пластики. Его творческая жизнь была короткой (всего десять лет), но напряженной. Личности Нижинского посвящён знаменитый балет Мориса Бежара «Нижинский, клоун Божий» на музыку Пьера Анри и Петра Ильича Чайковского , 1971.
  • Нижинский был кумиром своего времени. В его танце сочетались сила и легкость, он поражал публику своими захватывавшими дух прыжками - многим казалось, что танцовщик «зависает» в воздухе. Он обладал замечательным даром перевоплощения, незаурядными мимическими способностями. На сцене от него исходил мощный магнетизм, хотя в повседневной жизни он был робок и молчалив.

Награды

Память

  • В году в Монако была учреждена Премия Нижинского , вручаемая артистам балета и хореографам.
  • В рамках празднования 100-летия «Русских балетов » 11 июня 2011 года в фойе варшавского Большого театра была установлена бронзовая скульптура Вацлава и Брониславы Нижинских в образе Фавна и Нимфы из балета «Послеполуденный отдых фавна » (скульптор Геннадий Ершов).

Образ в искусстве

В театре

  • 8 октября - «Нижинский, клоун Божий», балет Мориса Бежара на основе дневников Вацлава Нижинского («Балет XX века », Брюссель, в роли Нижинского - Хорхе Донн).
  • 21 июля - «Вацлав», балет Джона Ноймайера по сценарному плану неосуществлённой постановки Вацлава Нижинского с использованием выбранной им музыки И. С. Баха (Гамбургский балет ).
  • 1993 - «Нижинский» по пьесе Алексея Бурыкина (Театральное агентство «БОГИС», в роли Нижинского Олег Меньшиков).
  • 1999 - «Нижинский, сумасшедший Божий клоун», спектакль по пьесе Глена Бламстейна (1986, театр на Малой Бронной , в роли Нижинского Александр Домогаров).
  • 2 июля - «Нижинский», балет Джона Ноймайера (Гамбургский балет, в главной роли Иржи Бубеничек).
  • 22 марта 2008 - «Нижинский, сумасшедший Божий клоун», спектакль по пьесе Глена Бламстейна (Театр кукол имени С. В. Образцова (режиссёр и исполнитель главной роли Андрей Денников).
  • 19 апреля 2008 - NN (хореограф Ришард Калиновски, Люблинский театр танца)
  • 28 июня - «Павильон Армиды», балет Джона Ноймайера (Гамбургский балет, в роли Нижинского Отто Бубеничек и Александр Рябко).
  • - «Письмо человеку», спектакль Роберта Уилсона по мотивам дневников танцовщика (в роли Нижинского

, Хореограф , Революционер

Вацлав Фомич Нижинский - русский танцовщик польского происхождения, артист балета, балетмейстер, основоположник мужского танца 20 века. В 1907-1911 в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, после увольнения в 1911 году жил за границей, в основном во Франции. В 1909-1913 годах участник Русских сезонов, в 1916-1917 - в труппе Сергея Павловича Дягилева (главные партии в балетах, поставленных Михаилом Михайловичем Фокиным, лучшая - Петрушки - «Петрушка» Игоря Федоровича Стравинского). Хореограф-новатор. Нижинский поставил балеты: «Послеполуденный отдых фавна» (1912), «Игры» Клода Дебюсси, «Весна священная» Стравинского (оба в 1913), «Тиль Уленшпигель» (1916) на музыку Рихарда Штрауса.

Первые шаги Нижинского

С ума не сходят дураки. Свихнул себе голову Ницше, ибо он думал. Я не думаю, а поэтому не свихну голову.

Нижинский Вацлав Фомич

Вацлав Нижинский родился 28 февраля (12 марта) 1890 года (по другим данным, 1888 или 1889) в Киеве, в семье польских провинциальных танцовщиков Элеоноры Береды и Фомы Нижинского. Его младшая сестра Бронислава Нижинская также стала танцовщицей и впоследствии балетмейстером с мировым именем. К тому же она была самым близким другом Вацлава.

Балетом Нижинский начал заниматься с родителями в раннем детстве, как и выступать на сцене. От отца он унаследовал большой прыжок с баллоном (то есть возможностью «зависать» в воздухе). Когда отец оставил семью, мать с детьми переехала в Петербург, где в 1898 Вацлав поступил в Петербургское театральное училище. Его педагогами были Н. Г. и С. Г. Легаты, М. К. Обухов. Окончив в 1907 году училище, он сразу же начал выступать в главных партиях с ведущими балеринами Мариинского театра. Среди его партнерш были знаменитые примы-балерины - Матильда Феликсовна Кшесинская, Анна Павловна Павлова, Тамара Платоновна Карсавина. В год выпуска Нижинский станцевал Голубую птицу из «Спящей красавицы» - он изменил костюм, отказался от бутафорских крыльев и «окрылил» движения рук.

Человек с похотью подобен зверю.

Нижинский Вацлав Фомич

Нижинский с Дягилевым

Хотя Нижинский и танцевал весь академический репертуар ведущих солистов, все-таки его индивидуальность раскрывалась прежде всего в балетах М. М. Фокина во время первых «Русских сезонов» в Париже. Фокин поставил для этого необычного, почти андрогинного танцовщика партии юноши-поэта в «Шопениане» (мазурка и Седьмой вальс с Анной Павловой), Арлекина в «Карнавале», эротичного золотого раба в «Шехерезаде» (1910), мистическую главную партию в «Видении розы», жалкого кукольного Петрушки с человеческой душой («Петрушка»), Нарцисса («Нарцисс»,1911), Дафниса в «Дафнисе и Хлое» (1912). Нижинский стал идолом Парижа, «самым большим сюрпризом» первого сезона, о котором с восторгом писали выдающиеся люди своего времени, включая Огюста Родена. Он был интимным другом своего патрона-наставника С. П. Дягилева, который держал питомца в «золотой клетке», отгородив от повседневной жизни. В 1911 году после его выступления в партии принца Альберта («Жизель») в Мариинском театре, когда он без разрешения дирекции надел «неказенный» костюм, созданный русским художником Александром Николаевичем Бенуа, в результате театральных интриг Нижинский был уволен из театра и стал «собственностью» Дягилева.

Нижинский-балетмейстер

У Вацлава Нижинского была феноменальная для своего времени техника, особенно впечатляли его прыжки-полеты, словно птицы. Он был художником большой творческой интуиции. Небольшого роста, скуластый, с чуть раскосыми глазами, рельефной, почти лепной мускулатурой ног, с женственными, чуть вялыми кистями рук, словно пораженными «болезнью воли», он был неприметен в жизни, но преображался на сцене. Точнее, полностью перевоплощался в создаваемый персонаж. В 22 года при поддержке Дягилева и художника Льва Самойловича Бакста он поставил свой первый балет «Послеполуденный отдых фавна» (1912) на музыку Клода Дебюсси по поэме французского поэта-символиста Стефана Малларме.

Я не люблю людей сухих, а поэтому не люблю деловых.

Нижинский Вацлав Фомич

Нижинский-постановщик отказался от всего того, чем блистал на сцене Нижинский-танцовщик. В этом балете был всего один-единственный прыжок и никакой виртуозной техники. Лишь угловатые, почти кубистические позы фавна и нимф, словно оживший архаичный фриз времен крито-микенской культуры. «Фавн - это я», - сказал хореограф про свой балет-исповедь, который вызвал недоумение и скандал. Но еще большую неприязнь вызвала «Весна священная» И. Ф. Стравинского в его постановке (1913). Либретто, костюмы и декорации этого балета создал русский живописец Николай Константинович Рерих. Нижинский воскресил примитивные обряды древних славян. Непонятая, отвергнутая в дни премьеры, именно эта постановка раскрыла путь современному балету 20 века. Как многие художники интуитивного прозрения, Нижинский-хореограф намного опередил свое время. Публика также не приняла две другие его постановки - «Игры» Дебюсси (1913) и «Тиля Уленшпигеля» Р. Штрауса (1916). Участь Нижинского-балетмейстера была решена. Сергею Павловичу Дягилеву был нужен успех, а не только эксперименты.

Разрыв с Дягилевым. Болезнь Нижинского

Грация от Бога, - остальное дается учебой.

Нижинский Вацлав Фомич

В 1913 году Вацлав Нижинский женился на венгерской танцовщице Ромоле де Пульска, которая родила ему двух дочерей Киру (1914) и Тамару (1920). Его женитьба привела к разрыву с Дягилевым. И первый танцовщик мира оказался без работы и средств к существованию. Он попытался создать свою труппу, но она просуществовала всего две недели. В 1916-1917 он еще раз вернулся к Дягилеву и принял участие в американском и испанском турне дягилевской труппы.

В 1918 Вацлав с семьей отправился в Швейцарию и поселился в Сен-Морице, где 19 января 1919 года состоялось последнее публичное выступление Нижинского. Все сильнее давали о себе знать симптомы психического заболевания. Именно в это время он написал свои «Тетради», в которых в духе интуитивного потока сознания изложены эстетические и этические принципы этого великого художника-мистика. Только в конце 20 века впервые был опубликован на русском языке их оригинал. Нижинский погрузился в свой мир, утратил контакт с окружающими. Следующие 30 лет, страдая неизлечимой душевной болезнью, он провел в больницах и санаториях.

Памяти Нижинского

Публика любит удивляться. Она знает мало, поэтому удивляется.

Нижинский Вацлав Фомич

Трагической жизни гениального танцовщика и балетмейстера Вацлава Нижинского посвящены тома научных трудов. О нем создаются художественные фильмы, драматические спектакли, балеты (две версии «Нижинского, клоуна Бога» поставил французский артист балета, хореограф, педагог Морис Бежар). Исследователи восстановили все его балеты, которые даже сейчас смотрятся очень современно. Его именем названы почетные международные премии, даже улица в Париже. Но нет ни одного документального кинокадра, запечатлевшего его танец. А многочисленные картины, скульптуры, фотографии передают лишь частицу его гипнотизирующего, магического таланта.

Вацлав Фомич Нижинский - цитаты

Я Божий клоун

Я хочу танцевать, рисовать, играть на рояле, писать стихи. Я хочу всех любить - вот цель моей жизни. Я люблю всех. Я не хочу ни войн, ни границ. Мой дом везде, где существует мир. Я хочу любить, любить. Я человек, Бог во мне, а я в Нем. Я зову Его, я ищу Его. Я искатель, ибо я чувствую Бога. Бог ищет меня, и поэтому мы найдем друг друга. Бог Нижинский ("Из Дневника")