В помощь учителю. Материал по литературе. Герои «Капитанской дочки Характеристика всех персонажей капитанская дочка

Пётр Андреевич Гринёв - главный герой повести Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка".

Пётр жил в поместье своего отца и получил обычное домашнее воспитание. Его воспитывал сначала стремянной Савельич , а потом француз Бопре, а в свободное время Пётр проводил с дворовыми мальчишками.

Пётр почитал родителей и уважал их желания. Когда отец решил отправить его на службу в Оренбург, Пётр не посмел ослушаться, хотя ему очень хотелось проходить службу в Петербурге. Перед дорогой отец наказал Петру служить верно и помнить пословицу: "береги платье снову, а честь смолоду". Гринёв хорошо запомнил слова отца и верно служил императрице.

Пётр Гринёв очень благородный и честный. Проиграв Зурину сто рублей, он заставляет Савельича вернуть долг, считая это долгом чести. А Когда Швабрин оскорбил Машу , то Пётр не задумываясь вызвал его на дуэль.

Гринёв показал себя Храбрым, смелым и отважным человеком. При разговоре с Емельяном Пугачёвым , он не стал ему врать, а прямо сказал, что не перейдёт на его сторону, а если прикажут будет сражаться против банды Емельяна. Пётр не побоялся отправиться спасать Машу от Швабрина, хотя знал, что его могут поймать и убить. Он рисковал жизнью пробираясь в крепость, проявил мужество и смекалку.

Доброта и великодушие Гринёва очень пригодились ему, ведь Пугачёв помнил подарок и только поэтому его помиловал.

В повести Пётр Гринёв показан в развитии: сначала легкомысленным мальчишкой, потом самоутверждающимся юношей, и наконец, взрослым и решительным мужчиной.

К главе I

  1. Подберите необходимые ключевые слова для характеристики Андрея Петровича Гринева, Авдотьи Васильевны, Савельича, Бопре, Палашки.
  2. Какие черты, свойственные дворянскому быту XVIII века, воссозданы в I главе романа? Каким образом можно сопоставить характер воспитания Петруши Гринёва и Митрофанушки из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
  3. Каков, но вашему мнению, центральный эпизод I главы? В чём его основной смысл?

К главе II

  1. Гринёв мог встретиться с Пугачёвым при различных обстоятельствах. На страницах романа встреча происходит вследствие разразившегося бурана. В чём его символический смысл?
  2. Зачитайте строчки, в которых даётся портрет «вожатого». Есть ли в пушкинском тексте выразительные средства, способствующие наибольшей яркости портрета? Какие это средства? Обратите на них внимание. Воссоздайте портрет устно.
  3. Как характеризует Петра Гринёва решение подарить «вожатому» свой заячий тулуп? Почему Гринёв не послушал Савельича и настоял на своём решении?
  4. Какое слово в репликах Савельича наиболее точно передаёт его отношение к происходящему?
  5. Генерал-немец не понимает смысла слов из записки Андрея Петровича Гринёва «держать в ежовых рукавицах». Каково значение этого крылатого выражения?

К главе III

  1. Каково первое впечатление Гринёва от Белогорской крепости? Что удивило и поразило юношу?
  2. Каким предстаёт характер коменданта крепости из деталей его разговора с подчинёнными, женой, вновь прибывшим офицером?
  3. Назовите художественные средства, с помощью которых воссозданы характеры капитана Миронова и его жены.
  4. Назовите наиболее типичные слова и сочетания слов, характерные для речи капитана Миронова.
  5. Каковы обычаи в доме Мироновых? Справедлива ли их характеристика, данная Швабриным?

К главе IV

  1. «...Жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже и приятною», - пишет в начале главы Пётр Гринёв. Почему изменилось настроение героя?
  2. Расскажите о занятиях Гринёва в крепости.
  3. Каков кульминационный эпизод главы? Составьте цитатный план для ответа на вопрос.
  4. В чём причина поединка и кто его инициатор?
  5. Какие человеческие качества Швабрина раскрываются в этой главе?

К главе V

  1. Определите значение слова «цирюльник».
  2. Назовите эпитеты, характеризующие чувство Маши Мироновой и Петра Гринёва. Какие ещё средства выразительности применяет Пушкин, рассказывая о любви персонажей?
  3. Кто и из каких побуждений рассказал родителям Гринёва о его дуэли?
  4. Как вы думаете, почему родители Гринёва отказали Петру Андреевичу в родительском благословении?
  5. Как характеризует Машу её реакция на письмо родителей Петра Гринёва?
  6. Какие качества характера Савельича проявились в его отношении к происходящим событиям?

К главе VI

  1. Названия глав очень точно отражает их содержание. Какой основной смысл и какие оттенки заключены в названии главы VI - «Пугачёвщина»?
  2. Насколько точна характеристика Пугачёва, данная в секретном предписании начальства?
  3. Охарактеризуйте реакцию на надвигающиеся события со стороны различных персонажей, находящихся в Белогорской крепости. Составьте тезисный план ответа.
  4. Какой эпизод главы произвёл на вас наибольшее впечатление? Почему?

К главе VII

  1. Составьте сложный план главы «Приступ».
  2. Как ведут себя капитан Гринёв, Миронов, Василиса Егоровна, Маша, отец Герасим, Швабрип накануне решающего события и в момент штурма крепости?
  3. Подберите эпитеты, характеризующие поведение защитников крепости и пугачёвцев после взятия крепости.
  4. На первый взгляд Пушкин никак не комментирует переход Швабрипа на сторону Пугачёва. Как вы думаете, в какой части романа заключена позиция писателя, какими словами она выражена? Размышляя по этому поводу, задумайтесь над ролью эпиграфа к роману.
  5. Основными элементами фабулы в эпическом произведении являются завязка, кульминация, развязка. Чем является глава «Приступ»? Обоснуйте свой ответ.

К главе VIII

  1. Прочитайте фрагмент: «Оставшись один, я погрузился в размышления. Что мне было делать? Оставаться в крепости, подвластной злодею, или следовать за его шайкою было неприлично офицеру. Долг требовал, чтоб я явился туда, где служба моя могла быть полезна отечеству в настоящих, затруднительных обстоятельствах... Но любовь сильно советовала мне оставаться при Марье Ивановне и быть ей защитником и покровителем. Хотя я и предвидел скорую и несомненную перемену в обстоятельствах, но всё же не мог не трепетать, воображая опасность её положения».

    Как вы оцениваете решение героя и его анализ ситуации?

  2. Каково ваше отношение к поведению Гринёва после захвата крепости?
  3. Подробно перескажите эпизод «Гринёв у Пугачёва и пугачёвцев». Что произвело наиболее сильное впечатление на Гринёва?

К главе IX

  1. Чем могло грозить Гринёву поручение Пугачёва?
  2. Почему Гринёва испугало решение сделать Швабрина комендантом крепости?
  3. Охарактеризуйте эпизод «Прошение Савельича». Какие чувства вызвал у вас его поступок? Запишите ключевые слова для ответа на вопрос.

К главе X

  1. Готова ли крепость Оренбург к встрече с силами Пугачёва?
  2. Какими представил Пушкин членов совета: генерала, чиновников?
  3. «Все чиновники говорили о ненадёжности войск, о неверности удачи, об осторожности и тому подобном. Все полагали, что благоразумнее оставаться под прикрытием пушек за крепкой каменной стеною, нежели на открытом поле испытывать счастие оружия». Эти высказывания предваряет суждение Гринёва: «Все мнения оказались противными моему». Каково было мнение Гринёва? Почему?
  4. На основании письма Маши Мироновой к Гринёву охарактеризуйте внутреннее состояние девушки. В текст своего рассказа вводите слова и обороты, передающие её чувства, надежду.

К главе XI

  1. Как вы оцениваете решение Гринёва ехать в крепость ради спасения любимой девушки?
  2. Гринёв вспоминает: «...общество, в котором я так нечаянно очутился, сильно развлекало моё воображение». Как вы думаете, почему? Зачитайте фрагменты из главы, в которой даны портреты сподвижников Пугачёва.
  3. Как характеризует Пугачёва его отношение к известию о поступке Швабрина?
  4. Перечитайте диалог Пугачёва и Гринёва, состоявшийся по дороге в Белогорскую крепость. Какие детали наиболее важны для понимания характера и поступков Пугачёва?
  5. В чём смысл калмыцкой сказки? Какова её роль в романе?

К главе XII

  1. Охарактеризуйте состояние и поведение Пугачёва, Швабрина и Гринёва в начале главы.
  2. Какие качества личности Пугачёва проявляются в его решениях по отношению к Маше Мироновой, Швабрину и Гринёву?
  3. Желая спасти Машу, Гринёв обратился за помощью к своему начальнику по службе, но получил отказ. В роли спасителя Маши (как и Гринёва) выступает «мужицкий царь» Пугачёв. Как вы думаете, почему так происходит и что этим хотел сказать Пушкин?

К главе XIII

  1. Можно ли считать решение Гринёва отправить в деревню Машу в сопровождении Савсльича единственно верным? Обоснуйте своё мнение.
  2. Отношение к событиям передано Пушкиным через восприятие Савельича. Почему это особенно важно для данной ситуации?
  3. С каким чувством думает Гринёв о Пугачёве после поражения бунтовщика? В свой ответ вводите слова из текста главы.
  4. Закономерен ли арест Гринёва? Вы ожидали такое развитие сюжета? Обоснуйте свой взгляд на события.

К главе XIV

  1. Гринёв «решился перед судом объявить сущую правду, полагая сей способ оправдания самым простым, а вместе и самым надёжным». Как вы относитесь к его решению?
  2. Подробно передайте содержание сцены суда по заранее намеченному плану.
  3. Кто явился причиной новой неприятности Гринёва? Можно ли назвать такой поворот событий неожиданным?
  4. Дайте оценку показаниям Швабрина на суде. В чём вы видите причину такого его поведения?
  5. Решение Маши Мироновой ехать в Петербург спасать любимого - это жест отчаяния, последняя надежда или что-то ещё? Дайте развёрнутый ответ.
  6. Во время встречи с «дамой» Маша Миронова, рассказывая свою историю, отвечает на вопрос о цели своего предприятия: «Я приехала просить милости, а не правосудия». Как вы думаете, почему она так формулирует свою цель?
  7. Почему «дама» так резко реагирует на упоминание имени Гринёва?
  8. Как вы думаете, почему императрица помиловала Гринёва?

«Капитанская дочка» представляет собой исторический роман (в некоторых источниках - повесть), написанный А.С. Пушкиным. Автор повествует нам о зарождении и развитии большого и сильного чувства между молодым знатным офицером и дочерью коменданта крепости. Все это происходит на фоне восстания Емельяна Пугачева и создает для влюбленных дополнительные преграды и трудности в жизни.

Роман написан в форме мемуаров. Такое переплетение исторической и семейной хроники придает ему дополнительный шарм и очарование, а также заставляет поверить в реальность всего происходящего.

История создания

В середине 1830-х в России набирали популярность переводные романы. Светские дамы зачитывались Вальтером Скоттом. Отечественные писатели, и среди них Александр Сергеевич, не могли остаться в стороне и ответили собственными произведениями, среди которых были и «Капитанская дочка».

Исследователи творчества Пушкина утверждают, что сначала он работал над исторической хроникой, желая рассказать читателям про ход Пугачевского бунта. Подойдя к делу ответственно и желая быть правдивым, автор встречался с непосредственными участниками тех событий, специально для этого уехав на Южный Урал.

Пушкин долго сомневался, кого же сделать главным героем своего произведения. Сначала он остановился на Михаиле Шванвиче - офицере, который во время восстания перешел на сторону Пугачева. Что заставило Александра Сергеевича отказаться от такого замысла, неизвестно, однако в результате он обратился к формату мемуаров, а в центр романа поставил офицера-дворянина. При этом главный герой имел все шансы перейти на сторону Пугачева, однако долг перед Отечеством оказался выше. Шванвич же из положительного персонажа превратился в отрицательного Швабрина.

В первый раз роман предстал перед зрителями в журнале «Современник» в последнем выпуске 1836 года, причем авторство Пушкина там упомянуто не было. Было сказано, что эти записки принадлежат перу покойного Петра Гринева. Однако в этом романе по соображениям цензуры не была опубликована статья о бунте крестьян в поместье самого Гринева. Отсутствие авторства повлекло за собой отсутствие каких-либо печатных отзывов, однако многие отмечали «всеобщий эффект», который произвела «Капитанская дочка» на тех, кто ознакомился с романом. Через месяц после публикации настоящий автор романа погиб на дуэли.

Анализ

Описание произведения

Произведение написано в форме мемуаров - помещик Петр Гринев рассказывает о временах своей молодости, когда его отец распорядился отправить его служить в армию (правда, под присмотром дядьки Савельича). В дороге с ними случается одна встреча, коренным образом повлиявшая на их дальнейшую судьбу и на судьбу России, - Петр Гринев знакомится с Емельяном Пугачевым.

Доехав до места назначения (а им оказалась Белогорская крепость), Гринев сразу же влюбляется в дочь коменданта. Однако у него есть соперник - офицер Швабрин. Между молодыми людьми происходит дуэль, в результате которой Гриневу наносится ранение. Его отец, узнав об этом, не дает своего согласия на брак с девушкой.

Все это происходит на фоне развивающегося Пугачевского бунта. Когда дело доходит до крепости, то подельники Пугачева сначала лишают жизни родителей Маши, после чего предлагают Швабрину и Гриневу присягнуть на верность Емельяну. Швабрин соглашается, а вот Гринев из-за соображений чести - нет. Его жизнь спасает Савельич, который напоминает Пугачеву об их случайно встрече.

Гринев воюет против Пугачева, однако это не мешает ему призвать последнего в союзники для спасения Маши, которая оказалась заложницей Швабрина. По доносу соперника Гринев оказывается в тюрьме, и вот уже Маша делает все для его спасения. Случайная встреча с императрицей помогает девушке добиться освобождения возлюбленного. На радость всем дамам, дело заканчивается свадьбой молодых в родительском доме Гринева.

Как уже было сказано, фоном для любовной истории послужило великое историческое событие - восстание Емельяна Пугачева.

Главные герои

В романе можно выделить нескольких главных героев. Среди них:

Петр Гринев, которому на момент повествования только исполнилось 17 лет. По мнению литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского, этот персонаж нужен был для беспристрастной оценки поведения другого персонажа - Емельяна Пугачева.

Алексей Швабрин - молодой офицер, служащий в крепости. Вольнодумец, умен и образован (в повести упоминается, что он знает французский и разбирается в литературе). Литературовед Дмитрий Мирский назвал Швабрина «чисто романтическим негодяем» из-за его измены присяге и перехода на сторону повстанцев. Однако поскольку образ прописан неглубоко, сказать о причинах, которые побудили его на такой поступок, сложно. Очевидно, что симпатии Пушкина не были на стороне Швабрина.

На момент повествования Марии только исполнилось 18 лет. Настоящая русская красавица, при этом простая и милая. Способная на поступок - чтобы спасти любимого, едет в столицу встречаться с императрицей. По мнению Вяземского, она украшает роман так же, как Татьяна Ларина украсила «Евгения Онегина». А вот Чайковский, который в свое время хотел поставить оперу по этому произведению, сетовал, что в ней недостаточно характера, а есть только доброта и честность. Того же мнения придерживалась и Марина Цветаева.

С пяти лет приставлен к Гриневу в качестве дядьки, российского аналога гувернера. Единственный, кто общается с 17-летним офицером как с малым ребенком. Пушкин называет его «верным холопом», однако Савельич позволяет себе высказывать неудобные мысли как барину, так и своему подопечному.

Емельян Пугачев

Пугачев - по мнению многих критиков, самая яркая за счет своего колорита главная фигура в произведении. Марина Цветаева в свое время утверждала, что Пугачев заслоняет собой бесцветного и блеклого Гринева. У Пушкина Пугачев выглядит этаким очаровательным злодеем.

Цитаты

«Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась». Гринев .

«Как мужчины странны! За одно слово, о котором через неделю верно б позабыли, они готовы резаться и жертвовать не только жизнию, но и совестию.» Маша Миронова .

«Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? Я чаю, небо с овчинку показалось...» Пугачев .

«Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный.» Гринев .

Анализ произведения

Коллеги Александра Сергеевича, которым он самолично читал роман, делали небольшие замечания относительно несоблюдения исторических фактов, при этом в общем и целом отзываясь о романе положительно. Князь В.Ф.Одоевский, например, отмечал, что образы Савельича и Пугачева выписаны тщательно и продуманы до мелочей, а вот образ Швабрина не доработан, а потому читателям будет сложно понять мотивы его перехода.

Литературный критик Николай Страхов отмечал, что такое сочетание семейной (частично любовной) и исторической хроник характерно для произведений Вальтера Скотта, ответом на популярность которых среди русской знати, по сути, и было произведение Пушкина.

Еще один русский литературовед Дмитрий Мирский высоко оценивал «Капитанскую дочку», подчеркивая манеру повествования - сжатую, точную, экономную, при этом просторную и неторопливую. Его мнение заключалось в том, что в становлении жанра реализма в русской литературе это произведение сыграло одну из главных ролей.

Русский писатель и издатель Николай Греч спустя несколько лет после публикации произведения восхищался тем, как автору удалось выразить характер и тон того времени, о котором тот повествует. Повесть получилась настолько реалистична, что можно было действительно подумать, что автором является очевидец этих событий. Федор Достоевский и Николай Гоголь также периодически оставляли восторженные отзывы об этом произведении.

Вывод

По мнению Дмитрия Мирского, «Капитанская дочка» может считаться единственным полновесным романом, написанным Александром Сергеевичем и опубликованным при его жизни. Позволим себе согласиться с критиком - в романе присутствует все для того, чтобы быть успешным: романтическая линия, закончившаяся женитьбой, - услада для прекрасных дам; историческая линия, повествующая о таком сложном и противоречивом историческом событии, как восстание Пугачева, - больше будет интересна мужчинам; четко выписанные главные персонажи и расставленные ориентиры относительно места чести и достоинства в жизни офицера. Все это объясняет популярность романа в прошлом и заставляет наших современников прочитать его сегодня.

Анализ "Капитанской дочки" Пушкина помогает лучше разобраться и понять знаменитый исторический роман Александра Пушкина. В нем рассказывается о восстании Емельяна Пугачева. Впервые роман увидел свет в 1836 году, он был напечатан в журнале "Современник".

Сюжет романа

Чтобы сделать подробный анализ "Капитанской дочки", нужно хорошо знать сюжет этого произведения. Произведение написано в форме воспоминаний престарелого помещика Петра Гринева о бурных событиях его молодости.

Он рассказывает, как в 16 лет отец отправил его служить в армию.

По пути к месту службы он случайно встречается с Емельяном Пугачевым, который тогда был беглым казаком, только подумывавшим о масштабном восстании. Они встречаются во время бурана, Пугачев соглашается проводить Гринева вместе с его престарелым слугой к постоялому двору, чтобы не погибнуть в стихии. В знак признательности Гринев отдает ему свой тулуп.

На службу главный герой пребывает в Белогорскую крепость. Практически сразу он влюбляется в дочь коменданта Машу Миронову. Его сослуживец Швабрин тоже неравнодушен к девушке и вызывает Петра на дуэль. Во время схватки тот получает ранение. О происшествии узнает его отец и отказывается благословить этот брак.

Пугачевский бунт

Приходят повстанцы и в Белогорскую крепость. Родителей Маши убивают. Швабрин демонстрирует свою сущность, присягнув на верность Пугачеву, а вот Гринев отказывается это делать. От казни Петра спасает Савельич, который напоминает Пугачеву, что этот тот самый молодой человек, который когда-то подарил ему заячий тулуп.

Но воевать на стороне повстанцев Гринев все-таки отказывается, его отпускают в осажденный Оренбург. Петр начинает сражаться против Пугачева. Однажды он получает письмо от Маши, которая из-за болезни не смогла выехать из Белогорской крепости. Она пишет, что Швабрин заставляет ее жениться на нем.

Гринев мечется, выбирая между чувством и долгом. В итоге он самовольно покидает часть, приезжает в Белогорье и с помощью Пугачева спасает Машу. Вскоре его уже по доносу Швабрина арестовывают правительственные войска. Гринев ждет приговора в тюрьме.

Маша пытается сделать все, чтобы не допустить смертной казни своего возлюбленного. Она отправляется в Царское Село на прием к императрице Екатерине II. Она случайно встречает государыню на прогулке. Одну и без свиты. Она честно рассказывает обстоятельства дела, думая, что перед ней одна из фрейлин императрицы.

Екатерина II впечатлена этой историей. Она отпускает Гринева, тот возвращается к родителям, вскоре играет свадьбу с Машей. Таково краткое содержание "Капитанской дочки" Пушкина.

История создания

Этот роман - живой отклик русской литературы на исторические романы Вальтера Скотта, которые в то время были чрезвычайно популярны в России. Стоит отметить, что исторический роман Пушкин планировал написать еще в 1820-х годах. Так появился "Арап Петра Великого".

Первым же классическим русским историческим романом считается "Юрий Милославский" Михаила Загоскина. Литературоведы отмечают влияние Загоскина на Пушкина. Например, встреча с вожатым повторяет одну из сцен "Юрия Милославского".

Интересна история создания "Капитанской дочки". Замысел романа появился у Пушкина, когда он работал над хроникой "История Пугачевского бунта". Ради документальных сведений он специально ездил на Южный Урал, встречался с очевидцами тех грозных лет.

Первоначально Пушкин намеревался сделать главным героем романа реального офицера Михаила Шванвича, перешедшего на сторону Пугачева. Но по всей видимости, сюжет про дворянина, который подается в разбойники, был им реализован в "Дубровском". Поэтому в этот раз Пушкин решил обратиться к мемуарной форме, а главный героем сделать честного офицера, сохранившего верность присяге, несмотря на соблазн перейти на сторону бунтовщиков ради сохранения жизни.

Анализируя историю создания "Капитанской дочки", многие отмечают, что сцену встречи Маши с императрицей в Царском Селе, скорее всего, Пушкин придумал, узнав исторический анекдот о милости немецкого короля Иосифа II к дочери одного офицера низкого ранга. Домашний же образ самой Екатерины, очевидно, был навеян гравюрой Уткина.

Роман или повесть?

Важный вопрос, которым задаются все исследователи творчества Пушкина, как определить жанр этого произведения. "Капитанская дочка" - роман или повесть? Единого мнения по этому вопросу нет до сих пор.

Те, кто утверждает, что это повесть, настаивают на том, что само произведение очень небольшое по объему. Это важный формальный признак, который указывает на принадлежность к повести. К тому же, описываемые события охватывают небольшой временной промежуток, что, как правило, не характерно для романа. Сторонники этой гипотезы также указывают на заурядность личности Петра Гринева, а также его окружения, утверждая, что такие герои не могут быть персонажами настоящего романа.

В споре, что такое "Капитанская дочка" - роман или повесть, есть и вторая точка зрения. Не обращая внимания не его небольшой объем, исследователи все же отмечают, что в тексте поднимается большое число серьезных вопросов и проблем, охватываются важные, вечные темы. Поэтому по смысловому наполнению его вполне можно причислить к роману, считают они.

Однозначного ответа на вопрос о жанре этого произведения нет до сих пор.

Петр Гринев

Один из главных персонажей "Капитанской дочки" - Гринев. Во время описываемых событий ему всего 17 лет. Он - недоросль, который практически с рождения был записан в состав гвардии Семеновского полка. В то время так поступали с юношами практически во всех дворянских семьях. Поэтому, когда они достигали зрелого возраста, отправлялись в армию уже в офицерских чинах.

Гринев появляется перед читателем в звании прапорщика. Это главный герой, от лица которого и ведется повествование. При этом упоминается, что к тому времени страной уже правит Александр I. Рассказ регулярно прерывается старомодными сентенциями.

Поступок Гринева в "Капитанской дочке", когда он отправляется из Оренбурга в крепость, захваченную Пугачевым, обсуждается до сих пор. Русский офицер, оказавшись перед выбором - между долгом и чувством, выбирает последнее. Он фактически дезертирует, оставив свое место службы, получает помощь от предводителя повстанцев. Все это ради любви к девушке.

Примечательно, что в первоначальном варианте содержалась информация о том, что Гринев умер в 1817 году, но потом Пушкин избавился от этого факта. Белинский характеризует характер Гринева как бесчувственный и ничтожный. Известный критик считает, что он был нужен Пушкину только как беспристрастный свидетель поступков Пугачева.

Маша Миронова

Маша Миронова в "Капитанской дочке" - главный женский персонаж. Пушкин описывает ее как 18-летнюю девушку со светло-русыми волосами, румяную и круглолицую. Она дочь коменданта Белогорской крепости, куда приезжает служить Гринев.

Поначалу она кажется слабой и бесхарактерной, но ее истинное лицо проявляется, когда Маша отправляется в столицу, к императрице, просить о сохранении жизни Гринева. Князь Вяземский, давая анализ "Капитанской дочке", отмечает, что образ этой героини - своеобразная вариация на тему Татьяны Лариной.

А вот Чайковский считал ее не очень интересным персонажем, но при этом честной и доброй девушкой. Марина Цветаева выражается еще резче о Маше Мироновой в "Капитанской дочке" - "пустое место всякой первой любви".

Алексей Швабрин

Антагонистом Петра Гринева в произведении "Капитанская дочка" является молодой офицер Алексей Иванович Швабрин. Пушкин его описывает как невысокого и смуглого офицера с отменно некрасивым лицом.

Когда Гринев оказывается в Белогорской крепости, персонаж "Капитанской дочки" Швабрин служит там уже пять лет. В этой отдаленной дивизии он оказался из-за дуэли. Его перевели из гвардии. Как мы видим, наказание ничему не научило этого героя, так как вскоре он вызывает к барьеру очередного противника. На этот раз самого Гринева.

В крепости Швабрина из "Капитанской дочки" многие считают вольнодумцем. При этом он хорошо разбирается в литературе, свободно говорит на французском языке. Но когда наступает один из решающих моментов в его жизни, предстоит выбрать, на чью сторону встать, он изменяет присяге и переходит на сторону повстанцев, войска Пугачева. В дальнейшем он использует свое положение в корыстных целях, заставляя Машу Миронову, оставшуюся в крепости сиротой, выйти за него замуж.

По оценки многих литературных критиков, это классический романтический негодяй.

Емельян Пугачев

Масштабной и колоритной выглядит фигура Емельяна Пугачева в "Капитанской дочке". Например, большая поклонница Пушкина Марина Цветаева видела в нем единственное настоящее действующее лицо произведения, считая, что он полностью заслоняет собой невзрачного Гринева.

Примечательно, что долгое время Петр Ильич Чайковский вынашивал замысел поставить оперу по этому произведению Пушкина. Но в итоге отказался от этой идеи. Он решил, что цензура ни за что не пропустит эту оперу из-за образа Пугачева в "Капитанской дочке". Этот персонаж прописан настолько мощно, что зритель будет вынужден уйти из зала, очарованный повстанцем. Так как у Пушкина, по мнению Чайковского, в произведении "Капитанская дочка" получился удивительно симпатичный злодей.

Эпиграф романа

Исследователи творчества Пушкина всегда придают большое значение эпиграфу в "Капитанской дочке". Им становится знаменитая русская пословица "Береги честь смолоду".

Она очень точно отражает то, что происходит с Петром Гриневым. Для этого героя события складываются таким образом, что он вынужден сделать один из самых тяжелых выборов в своей жизни. Поступить как честный человек или, испугавшись смертельной опасности и вероятного наказания после этого, предать самых близких людей и свои идеалы, в которые он верил все эти годы.

Вспоминая о героях "Капитанской дочки", нужно упомянуть об отце Петра, который наставляет сына перед отъездом в армию. Он призывает его верно служить тому, кому присягнул, слушаться начальство, не гоняться за одобрением без причины, не напрашиваться на службу, но и не отлынивать от нее, а также помнить пословицу "береги платье снову, а честь - смолоду". Так отец формулирует для Петра основные ценности, указывая на то, что должно быть самым важным в этой жизни.

При этом стоит отметить, что не только воспитание, но и ключевые черты характера помогают Гриневу выполнить отцовский наказ. Он всегда искренен и прямо говорит людям, что о них думает. Спасает Машу Миронову от Швабрина, выручает своего слугу Савельича из рук приспешников Пугачева. При этом остается верен слову и присяге, которые дал императрице. Эта принципиальность и покоряет Пугачева. Из-за нее тот сначала оставляет Петру жизнь, а затем помогает уехать вместе с возлюбленной.

Особенно ярко проявляются честность и верность присяги Гринева на фоне Швабрина. Последний - образованный и красноречивый офицер, но он думает и заботится только о себе. Оставаясь при этом абсолютно равнодушным к окружающим. Ради спасения своей жизни он с легкостью отрекается от присяги и переходит на сторону противника. Такие разные герои в "Капитанской дочке".

Личность Гринева складывается из искренности и чувства долга. Он в точности старается следовать пословице, которой напутствовал его отец и которая вынесена в эпиграф романа Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка". Причем мы можем наблюдать за вполне реалистичным героем, который временами боится, сомневается в правильности своих решений, но все-таки не отказывается от своих убеждений, совершая поистине героические поступки ради любимых и близких ему людей. Для Гринева чрезвычайно важно помимо долга и службы всегда оставаться человеком с добрым и любящим сердцем, который не может терпеть несправедливость. Причем в окружающих он старается видеть только хорошее. Даже в Пугачеве в первую очередь выделяет его ум, великодушие и отвагу, то, что он старается выступать защитником бедных и обездоленных.

В произведении Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка" образ Петра Гринева дан в развитии. Каждый эпизод романа дает ему возможность проявить себя с той или иной стороны.

Анализ "Капитанской дочки"

Анализируя это произведение, первым делом нужно отметить, что оно написано в форме воспоминаний. По своей структуре состоит из 14 глав, каждая из них имеет собственное название и эпиграф. В основу произведения положено реальное историческое событие - восстание Емельяна Пугачева, которое произошло во времена правления императрицы Екатерины II с 1773 по 1775 год. Многие проблемы "Капитанской дочки", которые поднимаются в произведении, остаются актуальными до сих пор.

Подробнее остановимся на композиции. В завязке Гринев коротко вспоминает о своем детстве и отрочестве, о жизни в родительском доме.

А вот кульминаций в романе сразу две. В первой войско Пугачева захватывает Белогорскую крепость. Казнят многих офицеров, в том числе отца Маши, коменданта капитана Миронова.

Вторая кульминация романа - это героическое спасение Маши Петром Гриневым, оставшейся в крепости во власти Швабрина. Развязка - весть о помиловании главного героя, которого добилась Маша Миронова у самой императрицы. Роман завершается эпилогом.

Важную роль в романе играет ярко описанная картина стихийного и беспощадного народного восстания. Автор подробно останавливается на основных причинах этого бунта, его участниках и последователях. Как это часто бывает в произведениях Пушкина, важная роль отводится народу. У писателя он не некая безликая масса, которая слепо следует за предводителем. Каждый представитель народа - это отдельная самостоятельная личность. При этом люди объединяются между собой, следуют за определенной целью. В результате Пугачева поддерживают и казаки, и башкиры, и крестьяне.

Углубляясь в характеры персонажей, стоит отметить, что Пушкин уделяет большое значение воспитанию и характерам героев. Автор умышленно не идеализирует семью Гриневых. Так, Гринев-старший обладает нетвердым характером, а вот Петр, наоборот, сразу вызывает у читателя симпатию. Даже будучи в начале своего жизненного пути, он свято сохраняет верность своим словам и поступкам. Он смелый человек, который не боится опасностей, поэтому вызывает уважение у большинства читателей этого романа.

Интересно, что семейство Мироновых Пушкин при этом описывает не без иронии. Машу автор наделяет мужественным и простым характером, чистым сердцем и, что самое главное, высокими моральными устоями.

Явную неприязнь вызывает только один персонаж - клеветник Швабрин. Совсем скоро читатель узнает, что он способен на предательство и донос и совсем не следует своей присяге. Образ предводителя повстанцев Пугачева величественен и трагичен.

Читателей подкупает простой и лаконичный язык, которым написано это произведение. Это делает описываемые события максимально правдивыми.

Петр Андреевич Гринёв – центральный персонаж повести «Капитанская дочка». Вся жизнь Гринёва – образец поведения молодого человека, рано задумавшегося о своем предназначении, чести, достоинстве, верности слову. Уроки жизни, которые получил сын Андрея Петровича, с точки зрения современного читателя, очень жестоки и тяжелы. На самом деле, юный Гринёв был подготовлен к тому, чтобы выдержать испытание на прочность, подтвердить право называться офицером, мужчиной.

С первых страниц повествования дана характеристика Петра Гринёва, как человека, воспитывающегося в обстановке строгости и повышенного внимания к репутации семьи. Это влияние отца. Петр был горячо любим матерью, как единственный выживший сын, и эта любовь на протяжении долгого времени оберегала его от всех бурь и невзгод. Наконец, на мальчика огромное влияние оказал Архип Савельич, бывший стремянный, знаток устного народного творчества, прекрасно разбирающийся в лошадях и собаках, умный, дальновидный и исключительно преданный семье человек. Он давал барчуку свободу, и тот рос, «гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками».

Таким образом, становление личности Петра Гринёва проходило под воздействием всех этих факторов в совокупности.

Для понимания образа героя необходимо тщательно исследовать все этапы его биографии.
Существует, как минимум, четыре поворотных момента, когда Петру необходимо было принять решение, сдать своеобразный экзамен. Первый ключевой эпизод – проигрыш партии в биллиард ротмистру Зурову. Вполне возможно, что гуляка Зуров простил бы неразумного дитятю, опасно заигравшегося. Уповая на это, добряк Савельич слезно молит молодого барина не возмещать ущерба. Но Гринёву-мужчине поблажки не нужны. Он совершает свой первый серьезный поступок: «Долг обязан быть уплачен!»

Второй ключевой момент – беседа со Швабриным, из уст которого прозвучали оскорбления в адрес целомудренной девушки. Оставить такой поступок без внимания – не по-мужски. Гринёв вступается за честь Маши, в результате получает тяжелое проникающее ранение плеча. Страницы, где приводится описание Гринёва, поправляющегося после тяжелой болезни, поистине трогательны.

Третий важный момент: вызволение невесты из заточения. Никто не собирался освобождать Белогорскую крепость, занятую бунтовщиками, но для Петра Гринёва заслонов нет. Он по-хорошему горяч и безрассуден.

Наконец, четвертый эпизод. Подследственного Гринёва грозят отправить на вечное поселение в Сибирь, если он не сумеет оправдаться. Помогал бунтовщикам? Шпионил в пользу Пугачева?

Для чего встречался с атаманом разбойников? Петр отказывается защищаться, так как не хочет порочить, «полоскать» имя невесты. Он согласен пойти на каторгу, но дочь капитана Миронова, сложившего голову за Отечество, останется чиста перед людьми. Пересудов он не потерпит.

Самоотречение во имя любви, во имя высшей справедливости ведет молодого дворянина дорогой правды и навсегда отводит от кривой дорожки бесчестия и забвения. Недаром образ Гринёва в повести Капитанская дочка считается одним из самых выразительных в русской художественной литературе. Он способен и в 21-м веке волновать читателей и будить в душах добрый отклик.