В каком году была первая попытка мумификации. Проклятье фараонов Древнего Египта. Ожившая мумия Рамзеса II. Вместилище интеллекта и эмоций

27 июля 1941 года тело Ленина было вывезено из столицы. Операция держалась в строжайшем секрете. Потом тело снова вернули в Мавзолей. Любопытно, что это далеко не единственные приключения Ильича после смерти. Мумификация стала особым ритуалом погребения много тысяч лет назад, но так или иначе сохранилась и до наших дней. При этом мумий всегда окружало и окружает множество тайн, будоражащих умы как ученых, так и обывателей. При этом некоторые из давно умерших продолжают "путешествовать" по миру, происхождение и загадку смерти других до сих пор не разгадали ученые, на третьих лежат проклятья, а четвертые вообще не подверглись разложению без постороннего вмешательства. Представляем вам самых знаменитых мумий мира и их загадочные истории.

52 фото via

Владимир Ленин. Сейчас тело Ленина находится на том же месте, куда на него все так же приходят посмотреть толпы туристов. Но забальзамированный прах, а отличие от египетских мумий требует постоянного ухода, для чего еще в конце 1939 года в составе Минздрава СССР была создана научно-исследовательская лаборатория при Мавзолее.

Лаборатория следит за температурой и влажностью атмосферы саркофага и тела, меняет состав пропитывающих растворов, проверяет цвет кожи мумии, а также объемы лица и рук, а ее сотрудники помогают Ильичу "принимать ванну".


Работу необычных специалистов показали в уникальном фильме телекомпании НТВ "Мавзолей".


Тутанхамон. Пожалуй, фараон - самая известная мумия. Хотя, по мнению историков, при жизни Тутанхамон ничем не выделялся среди других правителей, именно с его гробницей связана история о страшном проклятье.


В 1922 году англичане Говард Картер и лорд Карнарвон нашли гробницу Тутанхамона, нетронутую грабителями. Археологи вскрыли двойной гроб, обнаружив внутри золотой саркофаг. Внутри хорошо сохранились даже цветы, так что их открытие было по-настоящему уникальным.


Однако радость быстро прошла, когда на команду исследователей обрушилась череда несчастных случаев. Карнарвон внезапно умер от воспаления легких, следом один за другим скончались помощники Картера.

Кричащие мумии из музея Гуанахуато. Мексиканский музей мумий, пожалуй, одно из самых леденящих кровь мест на земле: здесь представлены 111 мумий, которые представляют собой естественным образом сохранившиеся мумифицированные тела людей, в большинстве своем умерших во второй половине XIX века и первой половине XX века

В период с 1865 по 1958 год существовал закон, по которому родственники платили налог за то, чтобы тела их родных лежали в могилах на кладбище. Если же сумма не оплачивалась, мертвые тела просто вынимались из каменных гробниц - так и появился музей.


Кричащие мумии необычны тем, что их искаженные лица свидетельствует о том, что человека похоронили заживо.

Человек из Граубалле. В 50-х годах прошлого века археологи обнаружили несколько мумий в торфяных болотах. Среди довольно хорошо сохранившихся тел ученых особенно удивило мумифицированное тело молодого человека.


На нем можно было легко разглядеть даже черты лица, обрамленных копной рыжих волос.


По результатам проведенного радиоуглеродного анализа, стало известно, что молодой человек жил в самых первых годах нашей эры, а убили его, принеся в жертву богам.


Мумия мальчика из Гренландии. Неподалеку от северного поселения Килакитсок на западном берегу острова, в 1972 году ученые нашил семью мумифицированных предков эскимосов, тела которых сохранились благодаря низким температурам.


Девять человек скончались на территории Гренландии во времена средневековья. Особый интерес ученых и любопытство, приправленное страхом, обычных любителей подобных находок вызвала одна из мумий.

Тело принадлежало годовалому ребенку, который, как заключили антропологи, страдал синдромом Дауна. Мумия, похожая на жуткую куклу, производит неизгладимое впечатление на посетителей Национального музея Гренландии в Нууке.


Розалия Ломбардо. Стеклянный гроб с нетленным телом двухлетней девочки находится в небольшом храме в Палермо.


Розалия скончалась от инфлюэнцы в 1918 году. После смерти, с согласия родителей, врач сделал ей укол, содержание которого до сих пор неизвестно. Благодаря этому тело не разложилось.


Местные жители даже называют поразительно сохранившуюся мумию "спящая красавица", настолько "живой" она кажется.

Вокруг церкви, где покоится Розалия, по заверениям прихожан и туристов, стали твориться необъяснимые вещи еще сорок лет назад.


Один из туристов даже утверждал, что видел, как глаза "спящей красавицы" на мгновение открылись, после чего закрылись обратно. После этого церковные служители отказались в одиночку находиться возле нетленного тела.


Принцесса Укока . Хотя само тело этой мумии сохранилось не лучшим образом, любопытство ученых и энтузиастов вызывают сложно очерченные татуировки, прекрасно сохранившиеся, несмотря на то, что принцесса умерла более 2500 лет назад.


По данным исследователей, Укоке на момент смерти было 25 лет. На ее тату можно легко различить очертание мифического оленя с рогами козерога и клювом грифона.


Археологи считают, что принцесса Укока была членом Пазырыкского племени с гор Сибири, представители которого были убеждены в том, что именно татуировки помогают людям находить друг друга в загробной жизни.


Ледяной человек Эци . Находка стала старейшей европейской мумией, возраст которой насчитывал около 5200 лет. Тело, получившее имя Эци, было обнаружено 19 сентября 1991 года парой немецких туристов во время прогулки по Тирольским Альпам.


Как и Тутанхамону, Ледяному человеку приписывают гибель шестерых человек. Первым из них стал немецкий турист Гельмут Симон, который решил потратить полученные за находку 100 тысяч долларов на повторное путешествие к месту находки, где его настигла смерть в виде снежной бури.


Тутанхамон Торки . Сейчас мало кто желает, чтобы из его тела после смерти сделали мумию, однако бывают исключения.


Аллан Биллис добровольно принял решение о том, чтобы его тело мумифицировали, а также заранее одобрил трансляцию самого процесса по телевидению.


61-летний таксист, умерший в 2011 году от рака легких, получил от журналистов прозвище “Тутанхамоном Торки”.


Доктор Стефан Бакли мумифицировал труп Биллиса с помощью той же самой методики, которую применяли для бальзамирования Тутанхамона. Таким образом Аллан стал первым телом более чем за 1000 лет, которое обработали таким способом.


Таримские мумии . В пустынных местах Таримской впадины в Китае в начале XX века были найдены человеческие останки, примечательные тем, что принадлежали они европейцам.


Предположительно, эти люди ушли из жизни в XVII веке до н.э. Удивительно, что почти все они имели длинные русые или рыжие волосы, которые заплетали в косы, а одеты они были плащи из войлока и гетры с клетчатым рисунком.

Одной из известных таримских мумий стала так называемая Лоуланьская красавица - молодая женщина ростом около 180 см с русыми волосами. По данным ученых женщина жила 3800 лет назад.


Мумию женщины можно увидеть в музее города Урумчи. Рядом с ней обнаружили захоронение 50-летнего мужчины с волосами, заплетенными в две косы и трехмесячного ребенка с бутылочкой из рога коровы и соской из вымени овцы.


Синь Чжуй . В 1971 году в китайском Чанша нашли мумию богатой китайской женщины династии Хань, которая скончалась в 168 году до н.э. в возрасте 50 лет.


Тело было вложено в четыре саркофага по принципу “матрешки”, а само тело находилось в 80 литрах желтоватой жидкости, которая сразу же испарилась.


Благодаря загадочному наполнителю суставы тела сохранили подвижность, а мышцы были эластичными. Около усопшей было обнаружено множество различных предметов, в том числе рецепты ее любимых блюд.


Мумии экспедиции Франклина . В 1845 году экспедиция под руководством Джона Франклина из более чем 100 человек, отправилась на поиски легендарного пути в Азию, но два корабля попросту пропали без вести.


В 1850 году на острове Бичи были обнаружили могилы троих членов пропавшего экипажа, после чего поиски прекратили.


Лишь в 1984 году на остров отправилась группа антропологов. Как это ни странно, все три тела отлично сохранились без какого-либо внешнего вмешательства.


Исследователи нашли следы пневмонии и туберкулёза, а также очень большое количество свинца, которое и могло погубить моряков.


Донселла. Удивительно сохранившееся тело 15-летней представительницы племени инков нашли на вершине аргентинского вулкана Ллуллайллако, находящегося на высоте 6700 м над уровнем моря.


Вместе с двумя другими детьми девушку, скорее всего, принесли в жертву, оставив на вершине. Ученые выяснили, что при жизни Донселла страдала от болезни, похожей на туберкулез.

В те времена такие недуги вполне могли привести к смерти, но причиной смерти девушки стало переохлаждение.


Удивительно, насколько хорошо сохранилось тело без каких-либо специальных обработок.


Эва Перон. Жену президента Аргентины Хуана Перона жители страны просто боготворили, но 26 июля 1952 года в возрасте 33 лет Эвита скончалась от рака.

Не удивительно, что врачам было поручено забальзамировать тело покойной, чтобы желающие могли лицезреть любимицу и после ее смерти.


В 1955 году тело Эвиты было похищено противниками её мужа и пропало на целых 15 лет.


Когда Перон успел жениться повторно, тело Эвиты вернули ему. Правда, на лице мумии были обнаружены следы, нанесенные тупым предметом, а на руке отсутствовал палец.


Перон с новой женой, как ни странно, решили хранить мумию Эвы дома. Известно даже, что вторая супруга президента каждый день причесывала Эве волосы и усаживала труп за обеденный стол. Поговаривали даже, что женщина ложилась в гроб рядом с покойницей, "надеясь впитать часть магической энергии Эвиты". Сегодня тело первой жены погребено в семейном склепе.


Хамбо-лама Даши-Доржо Итигэлов . Бурятский монах умер в 1927 году, а 11 сентября 2002 года состоялась эксгумация его тела.


Тело было зарыто в кедровом ящике, засыпанное солью. Очевидцы утверждают, что у Итигэлова была мягкая кожа без каких-либо признаков гниения, сохранились нос, уши, глаза.


Когда столичные ученые получили для исследования частички его тела, то были вынуждены констатировать, что тело буддийского ламы до сих пор живо... Это явление наука пока объяснить не может.


Египет - загадочная и прекрасная страна, которая манит и удивляет, влюбляет и пугает одновременно. О ней составляют легенды, снимают кино, пишут песни и поэмы. Cамой величественной загадкой до наших дней остаются мумии.

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

Все мы знаем о проклятии Тутанхамона или мумии Имхотепа (который был большим ученым, архитектором и врачом) благодаря культовым фильмам и публикациям в СМИ. Но что такое мумия? Чем отличается мумифицирование от бальзамирования? Что так пугает и впечатляет исследователей древних захоронений? Зачем усопших в Египте подвергали этой процедуре? На все эти вопросы мы попытаемся найти ответ.

Мумия — это труп человека, обработанный специальными средствами, составами и маслами с применением древних техник и методов, для сохранения оптимальных условий, чтобы остановить у трупа развитие разложения. Само слово «мумия», как утверждают ученые, обозначает специальную смолу, разновидность битума, которую, по мнению большинства исследователей, использовали для обработки тела усопшего.

Мумификация имеет ряд отличий от бальзамирования. Если в первом случае тело умершего обрабатывали специальными снадобьями и высушивали, то во втором варианте основной задаче было приостановить процессы разложения тканей и оставить тело в максимально приближенном виде к тому, которое имел человек при жизни.

Изучением подобного явления в мировой культуре занимаются многие специалисты из разных областей. Особенную ценность эти знания несут для:

  • археологов;
  • историков;
  • медиков;
  • антропологов;
  • химиков.

Все они исследуют разные стороны одного и т ого же явления (условия жизни, социальные и политические процессы, химические составы веществ, анализ ДНК умерших, какие процессы лежат в основе кремирования трупа) пытаясь прояснить темные стороны и заполнить белые пятна в вопросе, как кремировали и погребали в те времена усопших.

Как и зачем это делали в Древнем Египте

Мумификация в Древнем Египте имеет религиозный аспект, который основывается на вере в то, что фараон имеет божественное происхождение и его тело нужно сохранить, чтобы душа могла возродиться после смерти, найти свое тело и узнать его.

А началось все с того с легенды о богине Исиде и ее возлюбленном Осирисе, который был убит Сетом, а части его тела были разбросаны по всему миру. Но бог Анубис (по легенде) с помощью Исиды нашел их, сложил вместе, обработал маслами, обмотал длинной тканью и вдохнул в умершее тело жизнь.

Именно вера в божественность, бессмертие, высокий социальный статус и богатство давали возможность мумифицировать свои тела только богатым сословиям в Египте того времени. К ним принадлежали:

  • фараоны и их родные;
  • приближенные фараонов (охранники, советники и помощники);
  • жрецы.

Что касается простых людей, то долгое время существовало мнение, что у них в принципе нет души, поэтому эта процедура им и не нужна вовсе. Однако со временем простое население также могло мумифицировать своих усопших родных, если у них на это было достаточно средств и возможностей.

Исследователи захоронений и саркофагов в Древнем Египте говорят о том, что кроме мумии самого умершего в погребении находят также тела девушек и жен (которых, согласно некоторым обрядам, могли похоронить заживо), запасы еды и питья, деньги, украшения, оружие. Это все только подтверждает религиозную основу мумифицирования, ведь душе давали то, что ей нужно для комфортного пребывания в потустороннем мире.

Кроме этого, в захоронениях также находят мумии животных. Особенно часто это кошки, которые особенно чтились в те времена, считались неприкосновенными и жили при храмах и дворцах.

Мумификация: этапы и процессы

Мумификация как физическое явление — достаточно сложный и долгий процесс, тайны которого было известны только определенному количеству людей в Древнем Египте. Чтобы правильно мумифицировать умершего человека, нужны были знания строения человеческого тела, химии, физики и климатических условий определенной территории, а также условия, необходимые для приведения трупа в нужное состояние.

Существует два вида мумификации:

  • естественный (когда человеческое тело высушивается, а не разлагается под действием определенных климатических факторов);
  • искусственная мумификация (подразумевает применение специальных средств для достижения нужного эффекта).

Первый вариант имел место, когда после смерти труп человека погребали в песке. Именно песок впитывал всю влагу из тела человека и не надавал ему возможности разложиться. А постоянные высокие температуры и ветра высушивали останки естественным путем.

Что касается второго варианта, то здесь нужно более основательно разобраться во всех процессах и нюансах, чтобы понять смысл того, как происходит весь процесс. После смерти тело усопшего забирали в специальное помещение, где и происходил весь обряд, который длился 70 дней. Эта цифра связана с переплетением религии и астрономии в сознании того времени: именно такое количество дней звезда Осириса находится за горизонтом и ее не видно на небосводе.

Наиболее полное и достоверное описание процесса кремирования умершего можно найти в трудах Геродота. Он рассказывает обо всех этапах и методах.

Первое, что делали с телом — специальным приспособлением (скорее всего это была эбонитовая палочка — прототип современно скальпеля, делали надрез в паховой зоне для того, чтобы вынуть внутренности). Изымали из человека все, кроме сердца, ведь именно в нем, согласно верованиям египтян, жила душа. Вынутые части тела промывали водой и специальными составами, маслами и благовониями (скорее всего это делали для того, чтобы убрать неприятный запах и уничтожить вредные организмы, которые могут начать процесс гниения).

Каждый орган (легкие, желудок, печень, кишечник) очищали, обрабатывали определенными маслами и настоями, а потом погружали в сосуды — канопы, где эти части тела и содержались. Крышка каждого сосуда была выполнена в форме определенного божества, который и отвечал за ту или иную внутренность.

Что касается мозга, то он добывался особым методом. С помощью длинного крючка через ноздри или специальное отверстие в носовой части, проникали в черепную коробку и по частям извлекали содержимое. Другой вариант — с помощью того же крючка разжижали (разбалтывали) мозг, а потом тело переворачивали и через ноздри выливали его.

Когда внутренние органы были извлечены, труп обмазывали солью, соединениями масел и соды и оставляли на 40 дней для высыхания. Сода и соль забирали влагу с тела, масла имели бактерицидное действие, а соединения некоторых специй использовали для того, чтобы убрать неприятный запах.

После того, как миновал отведенный срок, с тела удаляли остатки используемых средств, его обмазывали специальными соединениями на основе масел и битумной смолы. Чтобы придать высушенным останкам форму и объем, в полость укладывали опилки, песок, соль и зашивали отверстия. Чтобы придать мумии схожести с умершим человеком, ей могли надевать подготовленную маску или гримировать, делать имитацию глазных яблок и зубов.

Последним этапом было обматывание тела бинтами или длинными полосками ткани. Их пропитывали в смоле, которая была вместо клея, благовониях и маслах. Чтобы дух человека смог успешно перевоплотиться, между шарами ткани укладывали золотые украшения, монеты, куски папируса с молитвой о воскрешении. Закончив все эти этапы, готовая мумия передавалась родственникам, которые укладывали ее в саркофаг (подобие современного гроба), выполненного в виде человека, который помещался в родовую усыпальницу.

Как видим, процесс мумификации в Древнем Египте был очень длинным и сложным процессом, который занимал много времени и усилий, требовал определенных знаний и умений. Наиболее известными мумиями, которые дошли до наших дней считаются останки жреца Па ДиИста, Тутанхамона, Рамзеса II, Сети I. Все они тщательно изучались для того, чтобы понять все нюансы жизни, социальный строй.

Сколько бы тайн и ужасных историй не окружали мумии Древнего Египта, они будут притягивать взоры и внимание ученых, путешественников и охотников за добычей.

Особенно будоражит воображение безупречное искусство мумифицирования, которым владели почитатели культа священного Амона Ра. Древние египтяне кардинально отличались от других народов поклонением смерти, возведением ее в культ. Археологи постоянно находят новые захоронения мумий, стараются изучать их с помощью компьютерного оборудования, ведь хрупкие останки превращаются в прах от соприкосновения с солнечными лучами. Хотя сколько не проводятся исследования, загадок древности становится все больше.

Подготовка к загробной жизни

По законам современности, люди стараются жить здесь и сейчас, взять для себя только самое лучшее. Для древних египтян вся жизнь считалась подготовкой к главному таинству - смерти. Даже свадьбы не отмечались так пышно, как похороны. Чем качественнее провести мумификацию, тем более целостным сможет предстать перед богами усопший. Если земное существование - только миг, то к вечной жизни следует подготовиться с максимальной тщательностью. Мумию надлежало сопроводить к месту погребения с качественной посудой, амулетами, драгоценностями и фигурками богов. А чтобы мертвец не забыл своих благих дел, совершенных при жизни, ему дополнительно клали в похоронную камеру папирусы, где все добрые поступки были доподлинно изложены. Стены камеры тоже украшались рельефами и росписями, хотя они исполнены по существовавшим в Египте строгим правилам живописи. На все это великолепие взирала маска с широко открытыми разрисованными глазами, расположенная на месте лица мумии.

Способы мумификации

Тысячелетия сменяли друг друга, но в оптимальных условиях в громадных усыпальницах покоились нетленные мумии фараонов Египта и знати. Хотя достойно сохранить останки могли себе позволить даже простые египтяне. Но только жрецы оставляли за собой почетное право проводить бальзамирование. Это связано с легендой о боге Анубисе, который сделал мумию из тела бога Осириса, чтобы подготовить его к вечной жизни в загробном царстве.

Знать оплачивала дорогую мумификацию

Родственники умершего египтянина обращались к бальзамировщикам, а те предлагали на выбор один из способов мумификации исходя из финансовых возможностей просителей. После соблюдения формальностей жрецы приступали к работе. Мумификация в Древнем Египте была недешевым удовольствием. Поэтому для разных слоев общества процесс проходил по-разному.

Как делали египетские мумии? В первую очередь, удаляли мозг железными приспособлениями через ноздри, а его остатки растворяли специальными снадобьями, которые впрыскивали в черепную коробку. В Древнем Египте не знали о функции мозга, поэтому его просто выбрасывали, хотя старались тщательно законсервировать все другие органы. После осмотра левой стороны живота покойника главный писец указывал место для разреза. Острым камнем парасхист (или вспарыватель) делал на обозначенном участке разрез брюшной полости. Один из жрецов проникал рукой в разрез, чтобы достать все органы, оставляя при этом на месте легкие и сердце. Считалось, что через пищевые органы происходит загрязнение плоти, а впоследствии и человеческой души. Извлеченные внутренности промывали бальзамом и пальмовым вином. Органы ни в коем случае не выбрасывали, а бережно погружали в сосуды, наполненными специальными бальзамами. Такие сосуды назывались канопы, их было у каждой мумии по четыре. На крышках сосудов изображали головы сыновей Хора.

Секреты бальзамирования

Наступала очередь бальзамирования. После промывания вином внутренних полостей покойника его тщательно натирали изнутри корицей, кедровым маслом, миррой и подобными средствами для бальзамирования. В специальных бальзамах замачивали бинты из льняной ткани, которыми тампонировали тело внутри и обматывали снаружи. Немного позже бальзамировщики научились заполнять мумии ароматическими травами, настоянными на маслах. Спустя некоторое время сливали остатки масла и приступали к сушке тела, чтобы убрать жидкость и избежать гниения. Сушка продолжалась около 40 дней. Теперь жрецы наполняли чрево благовониями и зашивали отверстие, а мумию погружали в концентрированный раствор натрового щёлока на 70 дней. По истечении срока тело обмывали, чтобы приступить к завершающему процессу. Разрезали на длинные ленты виссонное полотно и обматывали покойника, а полоски скрепляли между собой при помощи камеди.

Стремление к загробной жизни у бедных египтян

Бедняки не могли себе позволить оплатить такой трудоемкий процесс, поэтому соглашались на более дешевую мумификацию. В Древнем Египте покойнику впрыскивали в брюшную полость кедровое масло, при этом не делали разрез для извлечения внутренностей. После такой процедуры мертвеца опускали в щелок на несколько дней. По истечении времени из кишечника сливали залитое масло, которое обладает свойством растворять внутренности. Натровый щелок известен свойством разлагать мясо, поэтому впоследствии родные покойника получали иссушенную мумию, состоящую только из костей и кожи. Хотя самые бедные египтяне могли воспользоваться еще более дешевым способом. Он заключался во введении в брюшную полость покойника сока из редьки и погружении тела в раствор натрового щёлока на 70 дней.

Правитель в загробной жизни обладает несметными богатствами

В Древнем Египте свято придерживались традиций. Считалось, что вельможи после смерти должны продолжать обитать среди нажитого богатства. Воин не сможет заниматься охотой после погребения, если лишится своего оружия. Фараон не займет полагающиеся его особе высокое место среди богов, если явится на суд Осириса без запаса драгоценностей, изысканной пищи и множества золотых статуэток. Поэтому в гробницах хранились несметные богатства, а «черные» археологи стремились к ним отыскать тайный ход.

Для строительства неприступных усыпальниц придумывали различные ловушки, надежные запоры, которые можно было открыть специальными амулетами. Но все старания древних правителей по сбережению драгоценностей гробниц не увенчались успехом. Под влиянием человеческой жадности множество усыпальниц было разворовано, а заклятия и магия совсем не останавливали желающих нажиться на предметах древнейшей цивилизации.

Артефакты из гробницы Тутанхамона

Почти в полной сохранности до наших дней дошла только гробница девятнадцатилетнего фараона Тутанхамона, правившего в 1332-1323 годах до н. э. Ее первооткрывателями являются два энтузиаста в области археологии Говард Картер и лорд Карнарвон, открывшие миру необыкновенную роскошь древней усыпальницы.

Несколько лет археологи пытались отыскать захоронение юного фараона, и, наконец, в 1923 году удача им улыбнулась. Толпы зевак и журналистов устремились в маленький городок Луксор, чтобы передавать очерки и репортажи всем любителям старины. По ступенькам археологи осторожно двинулись вглубь отверстия в скале, а впереди увидели замурованную стену, за которой находился вход в гробницу. После освобождения хода они двинулись по коридору, но пришлось уделить еще некоторое время для очистки прохода от завала. Прошло время, и, наконец, снова ученым надлежало разобрать еще один замурованный вход. Сердце Картера глухо забилось в груди, когда он просунул руку со свечой в дыру в кладке. Из погребальной камеры вырвался теплый поток воздуха, заставив затрепетать на сквозняке пламя свечи. В полумраке постепенно проявились очертания комнаты, и взгляду открылись мерцающие при тусклом свете очертания статуэток зверей и статуй из золота.

Золотое великолепие

Археологи испытали настоящий шок, когда смогли войти в первую комнату гробницы. Фараона снарядили в загробное путешествие с потрясающей пышностью, хотя и не успели для него построить более просторной усыпальницы. Здесь находились пышные кровати, украшенные золотыми пластинками, богато инкрустированные самоцветами и слоновой костью кресла, сосуды, перчатки для стрельбы, колчаны для стрел, одежда и украшения. Также сохранились сосуды с остатками еды и засохшего вина. В каменных сосудах исследователи обнаружили дорогие благовония, сохранившие сильный аромат. Царская персона и после смерти должна была вести полноценное существование, продолжая умащивать тело душистыми веществами.

В знак особого уважения к усопшим их тела украшались венками из сезонных цветов. Именно в гробнице Тутанхамона ученые обнаружили веночек из цветов, которые превратились в пыль от прикосновения. Осталось несколько листиков, их опустили в тепловатую воду, чтобы избежать разрушения. После анализа удалось узнать о месяце погребения фараона - от середины марта до конца апреля. В Египте в это время расцветают васильки и созревают паслен и мандрагора, которые послужили для составления венка.

Для передвижения фараона по загробному миру в камеру было водружено несколько золотых колесниц. За первой комнатой следовала вторая, обладающая не меньшим запасом драгоценных предметов.

Мумия Тутанхамона

В погребальных покоях обнаружено несколько ковчегов, уложенных один в другой по типу матрешки. Необходимо было открыть саркофаги, чтобы добраться до царской мумии. Останки находились в гробу, но они были настолько залиты ароматическими маслами, что к нему прочно приклеились. Золотая маска прикрывала собой лицо и плечи, она полностью повторяла прижизненные черты молодого фараона. Маску тоже попытались снять, хотя она под воздействием смолы прикрепилась к гробу. Для изготовления гроба фараона использовали золотой лист толщиной до 3,5 мм. Мумию египетского фараона при захоронении обернули в несколько пелен, а на самую верхнюю пелену нашили кисти рук с плетью и жезлом. После развертывания мумии нашли еще много драгоценностей, описание которых составило 101 группу.

Проклятие или череда совпадений?

После грандиозного открытия гробницы Тутанхамона череда неожиданных смертей членов экспедиции всколыхнула общественность. Спустя год в каирской гостинице умирает от воспаления лёгких лорд Карнарвон. Его смерть моментально обросла немыслимыми подробностями и фантастическими догадками. Некоторые утверждают, что летальный исход спровоцировал укус москита, хотя другие рассказывают о ранении бритвой, ставшей причиной заражения крови. Так или иначе, но несколько следующих лет в прессе муссировалось понятие «проклятия фараонов». Один за другим скоропостижно скончались 22 члена экспедиции, которые первыми оказались на пороге знаменитой гробницы. Английские газетчики раздули сенсацию, а общественность не интересовали никакие разумные объяснения.

Незавидная участь

До наших дней в достаточно хорошем состоянии дошли только мумии фараонов Древнего Египта. Ведь участь останков бедных египтян осталась незавидной. Во времена Средневековья существовало немало рецептов целебных микстур, изготовленных из растертых мумий. Не обошлось и без варварства: в 19 веке бинты древних мертвецов стали использовать в качестве бумаги, и сами мумии стали топливом. Но останки царственных особ остались почти нетронутыми, чтобы стать бессловесными свидетелями былого величия Древнего Египта.

Сохранившиеся мумии фараонов

Одним из величайших завоевателей был фараон Сети I. Его правление относится к эпохе 19-й династии. Великий фараон вел жесткую политику, укрепил границы царства до территории, где сейчас располагается Сирия. Он мудро правил в течение 11 лет, оставив сильный Египет своему преемнику - Рамзесу II.

Европейскую печать потряс факт вскрытия могилы Сети I в 1817 году. Сейчас мумия Сети 1 выставлена на обозрение в зале Каирского египетского музея.

Диагностирование болезней древнего правителя

Легендарным фараоном древности был Рамзес II. Он дожил до преклонного возраста и правил Египтом предположительно 67 лет. Его мумия обнаружена в тайнике среди скал учеными Г. Масперо и Э. Бругшем в 1881 году. В Каирском музее можно увидеть мумию Рамзеса II. В 1974 году сотрудники музея забили тревогу ввиду разрушения мумии. Решено было срочно отправить ее на медицинскую экспертизу в Париж. Пришлось позаботиться о египетском паспорте для мертвого царя, чтобы пересечь границы между государствами. В ходе проведения исследований у Рамзеса обнаружили ранения и переломы, а также заболевание артрит. После обработки мумию вернули в музей, чтобы сохранить ее величие для будущих поколений.

Мумия - это тело, сохраненное путем бальзамирования. Его подвергают специальной химической обработке, благодаря которой процесс разложения тканей замедляется или прекращается вовсе. Мумификация возможна как естественная, так и искусственная.

Вокруг мумий всегда было множество тайн, они привлекали интерес как ученых, так и обывателей. Образом мертвых, но словно бы спящих людей, часто пугали. Людям интересен процесс мумифицирования, так как всегда хотелось прикоснуться к непознанной доселе грани между миром живых и мертвых.

Но поиск и раскопки древних захоронений оставались всегда уделом отчаянных смельчаков. Тем не менее сегодня множество мумий со всего света находится в музеях.

С их помощью можно много узнать о древних культах, не посещая отдаленные и экзотические страны, рискуя здоровьем и жизнью. Легенды, правда, гласят, что общение с мумиями небезопасно, и потревоженные мертвецы могут отомстить живым людям.

Мумификация особо изучалась в Древнем Египте, где практически каждый мог позволить себе после смерти сохранить свое тело. Во время эпохи фараонов это превратилось в священную традицию. Всего же за последние 3 тысячи лет предположительно было мумифицировано около 70 миллионов человек.

В IV веке большая часть египтян приняло христианство, согласно новой вере мумификация уже для жизни после смерти была не нужна. В итоге постепенно древняя традиция была забыта, а большинство гробниц разграблено еще в древности вандалами и ворами, ищущими сокровища.

В период Средневековья уничтожение мумий продолжилось - их даже растирали в порошок, создавая "волшебные" снадобья. Продолжили разорение гробниц уже современные охотники за сокровищами. Даже сравнительно недавний XIX век способствовал уничтожению мумий - бандажи мумий использовали как бумагу, сжигая тела в качестве топлива.

Сегодня мумифицирование осуществляется на вполне научной основе, пример тому - мавзолеи с телами вождей социалистических стран. Расскажем ниже о десяти самых известных мумиях в истории человечества.

Тутанхамон - наиболее известная мумия.

Сейчас она находится в Долине Царей под Луксором. Историки считают, что этот фараон ничем не выделялся среди череды правителей. Войдя на престол в 10 лет, уже в 19 лет Тутанхамон умер. Согласно данным египтологов юноша умер в 1323 году до н.э. своей смертью. Но самые интересные события, связанные с личностью этого фараона начались спустя три тысячелетия после его кончины. В 1922 году англичане Говард Картер и лорд Карнарвон обнаружили гробницу Тутанхамона, нетронутую грабителями. После того, как археологи вскрыли вложенные друг в друга деревянный и каменный гробы, они обнаружили золотой саркофаг. Так как в нем не было воздуха, то внутри хорошо сохранились даже цветы, не говоря уже о драгоценностях. Лицо фараона было закрыто маской из чистого золота. Однако за тем последовала череда несчастных случаев, давших повод говорить о проклятии древних жрецов. Всего через год Карнарвон неожиданно умер от воспаления легких (ходили слухи о таинственном моските), следом один за другим скончались помощники Картера, внезапно смерть настигла Арчибальда Рида, ученого, пожелавшего сделать рентген мумии. Разумные доводы общество не интересовали, а ведь большинство умерших ученых были преклонного уже возраста. Тем более сам Картер умер последним, в 1939 году. Газетчики просто подогнали факты для создания таинственной легенды.

Сети I.

Среди известных мумий выделяется другая египетская находка - останки Сети I. Это был один из самых великий воинов-фараонов за всю историю, ставший к тому же отцом другого легендарного правителя - Рамсеса II Великого. Правление Сети относится к эпохе 19-й династии. Согласно сохранившимся записям фараон успешно оборонял Египет от армии захватчиков соседней Ливии. Именно благодаря Сети I власть Египта простерлась до границ современной Сирии. Фараон правил 11 лет, сделав многое для процветания своей страны. Его могила была открыта в 1917 году случайно. Сильный дождь произвел обвал земли и открыл вход в гробницу, однако внутри исследователи увидели, что здесь уже побывали давным-давно грабители и мумии внутри не оказалось. Само же вскрытие гробницы стало резонансным явлением, как и вскрытие могилы Тутанхамона. Но в 1881 году в тайнике Дейр эль-Бахри хорошо сохранившаяся мумия Сети была все же найдена. Сегодня она хранится в Каирском Египетском музее.

Рамсес II.

Сын Сета, Рамсес II Великий царствовал целых 67 лет в 1279-1212 годах до н.э. На момент своей смерти фараону было более 90 лет. Рамсес стал одним из самых известных правителей Древнего Египта. Его мумия была обнаружена Г.Масперо и Э.Бругш в упомянутом уже тайнике Дейр эль-Бахри в 1881 году среди других царских тел. Сейчас она находится в Каирском музее, давая прекрасную возможность представить, как выглядел великий правитель. Хотя тогда обычный египтянин не превышал 160 см, рост фараона составлял около 180 см. Ученые отмечают, что черты лица мумии похожи на изображения правителя в молодости. В 1974 году египтологи музея обнаружили, что состояние мумии стало ухудшаться. Для проведения медицинской экспертизы ценный экспонат было решено отправить в Париж, для этого Рамсес даже получил египетский паспорт. Во Франции мумия была обработана и проведена ее диагностика. Она показала, что Рамсес имел раны и переломы от сражений, а также страдал от артрита. Эксперты даже смогли определить некоторые виды трав и цветов, которые использовались для бальзамирования, к примеру - масло ромашки.

Рамсес I.

Дедом Рамсеса великого и основателем династии рамсессидов являлся Рамсес I. Фараон до того как стать правителем обладал следующими официальными титулами: "Заведующий всеми конями Египта", "Комендант крепостей", "Королевский писец", "Возничий его Величества" и другие. До своего царствования Рамсес был известен в виде военоначальника и сановника Парамесу, служа своему предшественнику, фараону Хоремхебу. Именно эти два фараона смогли восстановить экономику и политическую стабильность в стране, пошатнувшиеся после религиозных реформ Эхнатона. Гробница Рамсеса I была случайно найдена в Дейр эль-Бахри Ахмедом Абд эль-Расулом, когда тот искал своего потерянного козла. Мужчина являлся известным представителем семейства расхитителей гробниц. Ахмед стал распродавать многочисленные предметы из захоронения туристам и коллекционерам. Когда гробницу официально обнаружили в 1881 году, мумии самого фараона там уже не оказалось. В захоронении было найдено 40 других мумий, саркофаги и многочисленные экспонаты, в том числе и гроб самого Рамсеса. Согласно исследованиям дневников, писем и отчетов того времени было обнаружено, что мумию за 7 фунтов приобрел себе канадский врач Джеймс Дуглас в 1860 году. Он приобрел реликвию для владельца музея в Ниагаре. Там-то она и хранилась на протяжении последующих 130 лет, пока ее не приобрел музей имени Майкла Карлоса в Атланте за 2 миллиона долларов. Конечно, не обошлось без сомнений в том, что это мумия именно Рамсеса, утерянная в XIX веке. Однако результаты проведенной компьютерной томографии, рентген и радиоуглеродный анализ показал сходство тела с другими представителями династии, тем более что имелось и внешнее сходство. В результате мумия фараона с почестями была возвращена в Египет в 2003 году.

Отци (или Эци).

В ряду зловещих мумий особое место отводится Отци (или Эци). В 1991 году два немецких туриста обнаружили в Альпах вмороженное в лед тело. Поначалу они приняли его за современное, но только в морге австрийского Инсбрука был узнан истинный возраст Отци. Естественно мумифицированный человек хранился во льдах около 5 тысяч лет и относится к эпохе халколита. Фрагменты его одежды прекрасно сохранились, правда многие из них были взяты на сувениры. В результате многочисленных публикаций о мумии ей было дано более 500 прозвищ, но в истории осталось то, которое ей дал венский репортер Вендель в честь долины Эцталь. В 1997 году было дано и официальное название находке - Ледяной человек. Сегодня находка хранится в Археологическом музее Южного Тироля в Больцано. Рост Отци на момент смерти составлял 165 см, а вес - 50 кг. Возраст мужчины составлял около 45 лет, питался он последний раз мясом оленя, а принадлежал к небольшому племени, занимавшимся сельским хозяйством. Отци имел на себе 57 татуировок, с ним был медный топор, лук и множество предметов. Ученые со временем отмели первоначальную версию о том, что Отци просто замерз в горах. На его теле были найдены многочисленные раны, ушибы и переломы, следы крови других людей. Криминалисты считают, что Ледяной человек спасал своих соплеменников и нес их на плечах, либо же просто был захоронен в Альпах. С именем этой мумии также связана история с проклятием. Говорят, что найденный Ледяной человек стал причиной гибели шестерых человек. Первым из них стал немецкий турист Гельмут Симон. Он получил за свою находку премию в 100 тысяч долларов и на радостях решил снова побывать на этом месте. Однако там его настигла смерть в виде снежной бури. Только закончились похороны, как от сердечного приступа погиб спасатель, нашедший теперь уже Симона. Судмедэксперт, проводивший экспертизу тела Отци также вскоре погиб в автокатастрофе, причем это случилось в момент его путешествия на телевидение с целью дать интервью о находке. Погиб и профессиональный альпинист, сопровождавший исследователей к месту находки - ему на голову при обвале упал огромный камень. Прошла пара лет и вот уже от опухоли мозга скончался австрийский журналист, присутствовавший при транспортировке мумии и снявший о ней документальный фильм. Последней из жертв мумии на сегодня считается австрийский археолог, изучавший тело. Но в изучение мумии были вовлечены сотни людей, так что такая цепочка могла стать просто случайностью.

Принцесса Укока.

В 1993 году на Алтае была совершена сенсационная находка. Во время раскопок древнего кургана во льду обнаружили хорошо сохранившиеся тело женщины, которая получила название Принцесса Укока. Она умерла в возрасте 25 лет, а жила в V-III веках до н.э. В найденной камере помимо мумии обнаружили еще и останки шести коней с седлами и сбруей, что свидетельствовало о высоком статусе похороненной женщины. Она к тому же была качественно одета, а на ее теле присутствовали многочисленные татуировки. Хотя ученые и обрадовались находке, местные жители сразу же стали говорить о том, что потревоженная могила и дух принцессы принесут несчастья. Некоторые алтайцы утверждают, что мумию, хранимую ныне в Новосибирском институте археологии и этнографии, следует захоронить или вернуть на родные земли. Следствием нарушение покоя духа стали участившиеся на Алтае землетрясения и сейсмологическая активность, увеличившиеся число беспричинных самоубийств. Бытует мнение, что все эти события - месть принцессы. Говорят даже о сломанных приборах и о разбившихся вертолетах, на которых планировали везти мумию, однако информация об этом не подтвердилась. Хотя народная молва и возвела мумию в ранг принцессы - прародительницы всех алтайских народов, ученые развенчали этот миф. Женщина принадлежала к богатому, но среднему классу. К тому же исследования ДНК показали, что она относилась к европеоидной расе, что вызвало протест и недоверие со стороны местных народов, относящихся к монголоидам.

Синь Чжуй.

В 1971 году в китайском городе Чанша была обнаружена мумия богатой китайской женщины династии Хань по имени Синь Чжуй. Она умерла в 168 году до н.э. в возрасте 50 лет. Супруга высокопоставленного чиновника, представительницы древней тайской народности, была похоронена необычным способом. Саркофагов всего было четыре, и они были вложены один в другой, задерживая процедуры разложения. Само же тело плавало в 80 литрах желтоватой жидкости, рецепт которой так и остался невыясненным, так как она сразу же испарилась. Вскрытие дало поразительные результаты - тело весило всего 35 кг, при этом суставы сохранили подвижность, а мышцы были все также эластичными. Даже кожа сохранила свой оттенок. Около усопшей было обнаружено множество различных предметов, в том числе рецепты ее любимых блюд. Также в саркофаге обнаружились десятки книг по медицине, где в мельчайших деталях рассказывалось об операциях по увеличению мозга и шунтированию сердца. Также исследователи нашли там еще одну необычную находку. На куске шелка размером в квадратный метр была нанесена карта трех китайских провинций в масштабе 1:180000. Однако точность рисунка поражало! Она абсолютно соответствовала спутниковым данным. Загадочность мумии придал и факт гибели одного из ученых, участвовавших в исследованиях, от непонятной болезни. Сейчас мумия располагается в историческом музее города Чанша.

Таримские мумии.

В пустынных местах Таримской впадины в начале XX столетия были обнаружены Таримские мумии. Примечательно, что эти люди были европеоидами, подтверждая теорию о широком распространении людей этой расы во внутренней Азии. Наиболее древние мумии относят к XVII веку до н.э. Эти люди имели длинные русые или рыжие волосы, которые заплетали в косы. Неплохо сохранились и их ткань - плащи из войлока и гетры с клетчатым рисунком. Одной из самых известных таримских мумий является Лоуланьская красавица. Эта молодая женщина была около 180 см роста, и имела русые волосы. Ее нашли в 1980 году в окрестностях Лоуланя. Возраст находки превышает 3800 лет. Сегодня останки женщины хранятся в музее города Урумчи. Примечательно, что рядом с ней было найдено захоронение 50-летнего мужчину с волосами, заплетенными в 2 косы и 3-х месячного ребенка с бутылочкой и рога коровы и соской из вымени овцы. Там же были найдены предметы древней утвари - колпак, решето, сумка. Краниометрические данные исследований говорят о том, что таримские мумии имеют антропологическое сходство с индоевропейцами.

Даши Доржо Итигэлов.

В 2002 году состоялось важное событие - вскрытие саркофага с телом известного бурятского деятеля начала XX века - Даши Доржо Итигэлов. Буддист-подвижник прославился еще при жизни. Он родился в 1852 году, прославившись и как монах, и как знаток тибетской медицины. Сведений о его родственниках не сохранилось, что дает буддистам возможность лелеять легенду о внеземном происхождении священника. С 1911 года и до Революции он являлся главой российский буддистов. В 1927 году лама собрал учеников и приказал им навестить его тело спустя 30 лет, а затем, читая молитвы, ушел в нирвану. Тело умершего поместили в кедровый ящик и согласно его воле вскрывали в 1955 и 1973 годах, дабы убедиться в нетленности. Никаких посмертных изменений и признаков разложения на покойнике найдено не было. После 2002 года покойного, не создавая каких-либо специальных условий, поместили в стекле в монастыре на всеобщее обозрение. Хотя какие-либо биомедицинские исследования организма были запрещены после 2005 года анализ волос и ногтей показал. Что их белковая структура соответствует состоянию живого человека, а вот содержание брома превышает норму в 40 раз. Никаких научных объяснений феномену так и не успели найти, паломники же тысячами потянулись к нетленному телу в Бурятию, Иволгинский дацан.

Ленин.

Имя Ленина знакомо в нашей стране каждому. Это российский и советский политический и государственный деятель, создатель партии большевиков, один из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года. Владимир Ильич являлся председателем Совета Народных Комиссаров сначала России, а затем и СССР. В 1924 году вождь умер, а его тело решили сохранить. Для этого был призван профессор Абрикосов, которые забальзамировал умершего специальным составом. Уже ко дню похорон был построен деревянный мавзолей. Первоначально бальзамирование было рассчитано на короткий срок, чтобы успеть провести похороны. Сам Абрикосов считал борьбу за сохранение тела бессмысленной, так как наука просто не умеет делать этого, тем более на теле появились трупные пятна и пигментация. Споры о методах мумификации велись достаточно долго - около 2 месяцев! Метод низких температур с установкой холодильной камеры был отвергнут, 26 марта началась работа над телом по быстро разработанному уникальному методу, аналогичному египетским мумифицированиям. К тому времени тело уже приобрело разительные изменения. Темные пятна вывели с помощью уксусной кислоты, мягкие ткани были пропитаны раствором формальдегида и бальзамирующими средствами. 1 августа 1924 года Мавзолей был открыт для посещения, мимо саркофага прошло за все время почти 120 миллионов человек. Мумию периодически подвергают биохимической обработке, при этом специалисты считают, что при должном уходе останки могут сохраняться неопределенно долгое время. В настоящее время ведутся споры по поводу самого факта мумифицирования вождя. Его роль в истории уже пересмотрена, да и факт сохранения тела носил не личностный (с разрешения и просьбы родственников), а политический характер. Все чаще доносятся призывы о захоронении Ленина в землю.

Джордж Герберт, 5-й граф Карнарвон, читает на веранде в доме Говарда Картера. Около 1923 года Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

5 апреля 1923 года в каирском «Континенталь-Савое» умер Джордж Карнарвон — британский аристократ и любитель-египтолог, финансировавший раскопки археолога Говарда Картера в Долине царей. Говорили о несчастливом стечении обстоятельств: укус комара и последовавший за ним неаккуратный жест бритвой, а дальше заражение крови, пневмония и смерть, вызвавшая настоящую панику каирского бомонда. Еще бы: едва все мировые газеты успели отрапортовать об уникальном открытии в Долине царей — сохранившейся почти в первозданном виде гробнице фараона Тутанхамона, — как один из главных героев события погибает в самом расцвете сил, в возрасте 56 лет. В отличие от многих других гробниц, разграбленных уже в XIX веке, в усыпальнице Тутанхамона побывали только древнеегипетские воры, оставившие после себя немало ценного. Корреспонденты фамильярно называли фараона XVIII династии Мальчиком-фараоном или просто Тутом. История открытия сама по себе была удивительной: семь лет Говард Картер, финансируемый Карнарвоном, перекапывал Долину царей в поисках неразграбленной гробницы — и только в ноябре 1922 года, когда Карнарвон уже собирался прекратить финансирование, обнаружил таковую.

После этого началась чертовщина: египтолог и корреспондент Daily Mail Артур Вейгалл, освещавший историю с самого начала, написал о том, что птичку Картера вскоре после открытия гробницы съела кобра — символ власти фараона. Еще рассказывали, что собака Карнарвона умерла в это же время в его родовом поместье Хайклер (сегодня более известном по сериалу «Аббатство Даунтон»). Узнав о кончине Карнарвона, читатели быстро соотнесли одно с другим — и проклятие гробницы стало реальностью. Вейгалл, всячески отрицавший его существование, умер в 1934 году в 54 года и был охотно занесен в число жертв гробницы.

Погребальная маска Тутанхамона. Фотография 1925 года

Говард Картер, Артур Каллендер и рабочий египтянин в погребальной камере гробницы Тутанхамона. 1924 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Объекты, найденные в гробнице. 1922 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Говард Картер и Артур Каллендер заворачивают статую перед транспортировкой. 1923 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Бюст богини Мехурт и сундуки в сокровищнице гробницы Тутанхамона. 1926 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Говард Картер изучает внутренний гроб, сделанный из чистого золота. 1925 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Церемониальная кровать в форме Небесной Коровы и другие предметы в гробнице. 1922 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Говард Картер изучает крышку второго (среднего) гроба в погребальной камере гробницы. 1925 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Артур Мейс и Альфред Лукас изучают одну из колесниц, найденных в гробнице. 1923 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Алебастровые вазы в гробнице. 1922 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Ковчег со статуей бога Анубиса на пороге сокровищницы. 1926 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Говард Картер, Артур Каллендер и рабочие в погребальной камере. 1923 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Медиаистерия вокруг Тутанхамона объяснялась еще и тем, что у репортеров в тот год было не так много громких тем для обсуждения. Лето выдалось настолько скупым на новости, что история о фермере, вырастившем крыжовник размером с яблоню, попала на первые полосы ведущих изданий. Кроме того, Карнарвон продал эксклюзивные права на освещение открытия гробницы газете The Times, что вызвало бурю протестов со стороны других репортеров и только усугубило гонку за сенсациями. Одна из американских пароходных компаний даже ввела дополнительные рейсы в Египет, чтобы все желающие туристы могли побыстрее попасть в Луксор. В результате Картер был настолько замучен прессой и зеваками, осаждавшими раскопки, что однажды даже в сердцах выпалил: «Лучше бы я вообще не находил эту гробницу!»

Несмотря на то что ни на входе в гробницу, ни в погребальной комнате так и не нашли никаких посланий с проклятиями, легенда продолжала курсировать и только набирала обороты, когда умирал кто-нибудь хоть как-то связанный с гробницей. Количество предполагаемых «жертв проклятия» варьируется от 22 до 36 человек; при этом, согласно данным, опубликованным в The British Medical Journal, средний возраст умерших составлял 70 лет. «Тутмания», как тогда говорили, охватила и киноиндустрию — в 1932 году вышел фильм «Мумия» с главным актером фильмов ужасов Борисом Карлоффом.

Согласно популярным представлениям, именно открытие гробницы Тутанхамона положило начало легендам о проклятиях, которые позже капитализировали писатели-фантасты и Голливуд. Однако при таком объяснении удивляет готовность, с которой образованные европейцы на протяжении всей первой половины XX века распространяли невероятные истории о мумиях и фараонах. В действительности это было обусловлено тем, что к 1923 году страшные сказки о мстительных мумиях и древних египетских проклятиях были частью популярного ориенталистского фольклора уже больше века.


Кадр из сериала «Пуаро Агаты Кристи». 1993 год В рассказе Агаты Кристи «Тайна египетской гробницы», обыгрывающем историю Тутанхамона, единственный человек, не воспринимающий всерьез проклятие, — опытный и циничный сыщик Эркюль Пуаро. ITV

21 июля 1798 года французские боевые отряды встретились с армией мамлюков в тени великих пирамид Гизы — свидетельства величия Древнего царства. Прологом к Битве у пирамид считается ставший крылатым монолог Наполеона Бонапарта:

«Солдаты! Вы прибыли в эти края, чтобы вырвать их из варварства, принести цивилизацию на Восток и уберечь эту прекрасную часть мира от английского ига. Мы будем воевать. Знайте, что сорок веков смотрят на вас с высоты этих пирамид».

Несмотря на то что египетская кампания закончилась для Бонапарта поражением при Абукире, торжеством британского флота и лично адмирала Нельсона, авантюра Наполеона имела успех — но не военный, а научный. На берега Нила вместе с ним отправились не только солдаты, но и целая армия ученых — 167 человек: лучшие французские математики, химики, физики, геологи, историки, художники, биологи и инженеры. На месте они основали главную научную институцию тех времен по изучению Египта — Institut d’Égypte. Под его эгидой была выпущена серия публикаций «Description de l’Égypte», из которой многие европейцы впервые узнали о великой истории древней цивилизации. Вкус к египетским древностям проснулся и у англичан, которые после победы в Абукире получили немало французских трофеев, в том числе знаменитый Розеттский камень Каменная плита, найденная капитаном французских войск в 1799-м году в Египте, близ города Розетта. На плите выбиты три идентичных по смыслу текста: один записан древнеегипетскими иероглифами, другой — на древнегреческом, и третий — демотическим письмом, скорописью Древнего Египта. Сопоставив их, лингвисты смогли впервые расшифровать иероглифы. . Обелиски, изящные статуи богов и фараонов, погребальные и ритуальные предметы покидали Египет на французских и британских кораблях. Не регулируемые никакими властями раскопки, граничащие с вандализмом, создали обширный рынок торговли древностями — не успев появиться на рынке, лучшие экспонаты сразу же оказывались в частных коллекциях богатых аристократов Лондона и Парижа.

В 1821 году в театре неподалеку от Пиккадилли была воссоздана гробница фараона Сети I, более известная как гробница Бельцони — в честь археолога и путешественника Джованни Бельцони, ответственного за находку в 1817 году. За время показа аттракцион посетили тысячи лондонцев. Английский поэт Гораций Смит, состязавшийся с поэтом Шелли в написании сонетов, посвященных Нилу, сочинил «Обращение к мумии » — оно было публично зачитано на выставке.

Разворачивание мумий, привезенных из Египта, в 1820-е годы стало популярным светским развлечением. Приглашения на подобные события выглядели так: «Lord Londesborough at Home: A Mummy from Thebes to be unrolled at half-past Two» («Лорд Лондсборо приглашает: мумию из Фив будут разворачивать в половине третьего»).


Приглашение на разворачивание мумии. 1850 год UCL Institute of Archaeology

За техническую часть представления отвечали настоящие хирурги. Главным специалистом в области mummy unwrapping считался Томас Петтигрю по кличке Мумия. За всю свою яркую карьеру Петтигрю публично развернул более 30 мумий.

В 1824 году архитектор Английского банка сэр Джон Соун в обход Британского музея выкупил за 2000 фунтов изящный алебастровый саркофаг Сети I (мумия была найдена только в 1881 году).


Саркофаг Сети I в Доме-музее сэра Джона Соуна Sir John Soane’s Museum, London

По случаю покупки Соун закатил масштабное суаре: на протяжении трех вечеров в комнате, обставленной для пущего эффекта масляными лампами, представители лондонского истеблишмента поднимали бокалы за Сети I. Дошло до того, что целые аллеи на кладбищах оформлялись в стиле луксорской Долины царей. На парижском кладбище Пер-Лашез, открытом по указу Наполеона в 1804 году, и сегодня можно увидеть несколько выдающихся экземпляров египтомании, в частности могилы участников наполеоновской экспедиции — математиков Жозефа Фурье и Гаспара Монжа. Неподалеку от них возвышается обелиск Жана Франсуа Шампольона — молодого французского гения, расшифровавшего в 1822 году Розеттский камень и положившего начало египтологии.

Могила Гаспара Монжа на кладбище Пер-Лашез. Гравюра из книги «Manuel et itinéraire du curieux dans le cimetière du Père la Chaise». 1828 год Wikimedia Commons

В Англии погребальная мода на Древний Египет лучше всего видна на Хайгейтском кладбище, открытом в 1839 году. Египетская авеню Хайгета насчитывает 16 склепов — по восемь с каждой стороны. Вход на авеню украшает массивная арка в обрамлении крупных колонн в духе Карнакского храма и двух египетских обелисков. В 1820-30-е годы обелиски начали появляться на могилах людей, не имевших к Египту никакого отношения, — и быстро стали неотъемлемой частью викторианского кладбищенского пейзажа.


Египетская аллея на Хайгейтском кладбище. Гравюра XIX века Friends of Highgate Cemetery

В появлении египетской символики на европейских кладбищах нет ничего удивительного — практически все знания о Древнем Египте, которыми располагали ученые и обыватели, были связаны с темой смерти: из устройства усыпальниц и пирамид они узнавали о загробном мире египтян, храмы рассказывали о богах и мифологии. О жизни и быте обычных людей было известно очень мало. Получалось, что Древний Египет был цивилизацией великих фараонов и их жрецов. Отсюда и мистификация, ощущение тайны и сакральности, окружающей Древний Египет и все, что с ним связано.

Несмотря на то что горожане толпами и без всякой опаски ходили смотреть на мумифицированные тела древних египтян, уже в 1820-е стали появляться первые страхи и опасения. Они нашли отражение в литературных произведе-ниях, которые историки позже назовут египетской готикой. Первым автором в этом жанре была Джейн Уэбб-Лудон. Под впечатлением от лондонской египтомании и романа Мэри Шелли «Франкенштейн» она написала в 1827 году готический хоррор «Мумия! ».

Кроме того, что Лудон была одной из первых писательниц-фантастов (действие книги происходит в XXII веке в мире, наполненном невероятными технологиями, одна из которых подозрительно напоминает интернет), она еще и придумала образ мстительной мумии. Правда, в книге Лудон месть мумии по имени Хеопс принимает форму скорее личного реванша, нежели страшного проклятия, которое может постигнуть каждого.

Имперская паранойя только подпитывала суеверный ужас перед древнеегипетскими тайнами. Одновременно происходил любопытный процесс адаптации экзотического жанра к классической викторианской готике: ожившие мумии разгуливали по мрачным старинным особнякам со скрипящими половицами. Впрочем, само появление мумии в контексте английского особняка выглядело вполне правдоподобно: англичане, побывавшие в Египте, часто привозили подобные артефакты к себе домой — в домашние музеи. В 1860-е годы появляется еще один гибридный жанр — рассказы о привидениях в египетском антураже, вроде «Египетской истории о привидениях» («An Egyptian Ghost Story») о призраках в коптском монастыре. В коротком рассказе «История поместья Бэлброу », опубликованном в 1898 году, английское привидение-вампир завладевает телом мумии, привезенной хозяином дома из Египта, и начинает терроризировать домочадцев.

К концу XIX века политическая и экономическая ситуация в Египте заметно ухудшилась. Непомерные траты хедива Исмаила, а также неоправданное доверие, которое хедив оказывал своим европейским «советникам», постепенно привели страну на грань банкротства. Сначала британский премьер-министр Дизраэли в 1875 году совершает на деньги лондонских Ротшильдов «покупку века» — 47 % акций Суэцкого канала, — а через год англичане с французами устанавливают финансовый контроль над Египтом и создают Кассу египетского долга. В 1882 году Великобритания, подавив мощное восстание египетского офицерства, оккупирует страну фараонов.

Иллюстрация к роману «Фарос-египтянин» из журнала The Windsor Magazine. 1898 год Project Gutenberg

Одновременно археологи совершают потрясающие находки в Фиванском некрополе. Египет становится еще ближе к обывателю, читающему ежедневные газеты и посещающему публичные лекции и салоны. Именно в этот период египетская готика переживает настоящий расцвет. В 1898-1899 годах выходит роман «Фарос-египтянин » Гая Бутби, близкого друга Редьярда Киплинга. По сюжету Фарос — это мстящий осквернившим его землю англичанам Птахмес, верховный жрец фараона XIX династии Мернептаха, сына Рамзеса II. Антиколониальный мотив (вернее, страх перед ним) чувствуется на протяжении всего рассказа. В частности, в эпизоде про мумию, которую отец главного героя вывез в свое время из Египта, встречаются такие слова: «О, мой друг из XIX века, твой отец украл меня из моей родной земли и из могилы, которая была предписана мне богами. Но остерегайся, так как наказание преследует тебя и уже скоро настигнет».

Коварный (и, вероятно, бессмертный) жрец, одетый как обычный лондонец, заманивает добродушного англичанина в Египет, где заражает того чумой. Ничего не подозревающий европеец плывет обратно в Англию — в итоге миллионы погибают от эпидемии. Но до этого Фарос устраивает своей жертве экскурсию по английскому парламенту и закрытым клубам, демонстрируя ему коррумпированность элиты. Удивительный сюжет соединил в себе все потаенные страхи жителя империи, в том числе и боязнь подхватить на Востоке страшную болезнь — не случайно в Порт-Саиде был установлен карантин для выезжающих в Британию судов. По удивительному стечению обстоятельств мумия настоящего Мернептаха была найдена археологами в 1898 году, когда автор романа Бутби был на отдыхе в Египте.

Первое издание книги Ричарда Марша «Скарабей». 1897 год

Из сочинений египетской готики создается ощущение, что мести восставших мумий и фараонов больше всего боялись элиты: в книге Ричарда Марша «Скарабей » древнеегипетское создание, не имеющее определенной формы, нападает именно на члена британского парламента. Собственно, ответственность политических элит за установление оккупации, а позже и протектората, была бесспорна — отсюда и страх возмездия, которое настигнет их первыми.

Книга была опубликована в один год с романом «Дракула» Брэма Стокера и значительно опередила его по продажам. Возможно, именно успех конкурента вдохновил Брэма Стокера на его другой роман «Проклятие мумии, или Камень семи звезд », рассказывающий историю о том, как молодой адвокат пытается оживить мумию египетской царицы Теры (в 1971 году по нему сняли фильм «Blood from the Mummy’s Tomb»).

Рассказы о смертоносных мумиях египетских цариц и жриц из литературного жанра постепенно переходили в разряд народных суеверий — и, наоборот, суеверия подпитывали литературу. Так, на протяжении нескольких лет в Британском музее разворачивалась настоящая драма с саркофагом под непримечательным серийным номером ЕА 22542.

Обложка журнала Pearson’s Magazine с историей «несчастливой мумии». 1909 год Wikimedia Commons

История, обросшая слухами и выдумками, берет свое начало в 1889 году, когда Британский музей получил от частного коллекционера саркофаг. При его осмотре стало понятно, что он принадлежал состоятельной женщине. Египтолог Уоллис Бадж, работавший тогда в департаменте египетских и ассирийских древностей, обозначил ее в музейном каталоге как жрицу Амона-Ра, предположительно XXI или XXII династии. Несмотря на то что саркофаг был пустым, все упорно говорили о мумии и распространяли странные истории: мол, купивший ее в Египте британец прострелил себе руку, после чего подарил мумию своей знакомой — от той в скором времени ушел жених, потом у нее заболела и умерла мать, а вскоре и сама она слегла. После чего «несчастливая мумия», как ее прозвали, попала в Британский музей. В музее козни мумии не прекратились — рассказывали, что со снимавшими ее фотографами случались разные неприятные инциденты. Написавший о ней журналист Бертрам Флетчер Робинсон умер через три года после публикации — ему было 36 лет. Близкий друг Робинсона Артур Конан Дойл сразу же заявил, что тот стал жертвой проклятия мумии. Разошлись даже слухи о том, что музей решил избавиться от мумии и послал ее в дар Метрополитену на лайнере «Титаник» в 1912 году — хотя саркофаг все эти годы не покидал здание на Грейт-Расселл-стрит, и на него и сегодня можно посмотреть в зале № 62 (так как «несчастливая мумия» до сих пор пользуется популярностью у публики, иногда саркофаг увозят на временные выставки). Кстати, создатель Шерлока Холмса внес свой посильный вклад не только в становление легенды о «несчастливой мумии», но и в жанр египетской готики: в 1890 году он выпустил короткий рассказ «Кольцо Тота », в котором египтолог, заснувший за работой в Лувре, обнаруживает себя взаперти с мумиями и почти бессмертным жрецом Осириса Сосрой. Еще в одном рассказе Дойла «Лот номер 249 », вышедшем двумя годами позже, мумия нападает на студентов Оксфорда: оказывается, что она действует по указке одного из учащихся.

Таким образом, к 1920-м годам среди прочих популярных представлений европейцев о Египте прочно укоренились легенды о смертоносных мумиях и проклятиях пирамид. Поэтому когда в 1923 году репортеры начали сообщать о том, что участники экспедиции Картера и причастные к раскопкам гробницы Тутанхамона один за другим умирают, быстро нашлось объяснение, которое понравилось бы читателям Daily Mail. Публика, знакомая с рассказами Конан Дойла и Брэма Стокера, если и не верила в проклятие, то охотно его обсуждала — оживали не мумии, а знакомые с детства сюжеты.

Историки пытались посчитать, сколько рассказов и романов о мумиях и проклятиях вышло за весь колониальный период до начала Первой мировой войны — получилось что-то около сотни. Однако египетская готика не ограничивалась литературой — она создала целый набор довольно сомнительных представлений о Древнем Египте, которые до сих пор продолжают транслироваться в поп-культуре.

Источники

  • Beynon M. London’s Curse: Murder, Black Magic and Tutankhamun in the 1920s West End.
  • Brier B. Egyptomania: Our Three Thousand Year Obsession with the Land of the Pharaohs.
  • Bulfin A. The Fiction of Gothic Egypt and British Imperial Paranoia: The Curse of the Suez Canal.

    English Literature in Transition, 1880–1920. Vol. 54. № 4. 2011.

  • Day J. The Mummy’s Curse: Mummymania in the English-speaking World.
  • Hankey J. A Passion for Egypt: Arthur Weigall, Tutankhamun and the «Curse of the Pharaohs».

    L., N. Y., 2007.

  • Luckhurst R. The Mummy’s Curse: The True History of a Dark Fantasy.
  • Riggs C. Unwrapping Ancient Egypt.