В Государственном историческом музее начала работу выставка "Армения. Легенда бытия". Выставка "Армения. Легенда бытия" Кубок из Карашамба

Выставка "Армения. Легенда бытия" в Историческом музее на Красной площади впервые представляет широкой российской аудитории более 160 уникальных экспонатов из трех ведущих музеев Армении: Музея Истории Армении, Музеев Первопрестольного Святого Эчмиадзина и Института древних рукописей Матенадаран имени Месропа Маштоца.

Музей Истории Армении предоставил для экспонирования богатейшую коллекцию артефактов, найденных на территории современной Армении и охватывающих всю историю армянского народа - со времен первобытного общества до конца XIX столетия. Это орудия первобытного человека и предметы, относящиеся к древнеземледельческим культурам эпохи бронзы: ритуальные очаги, зооморфная и антропоморфная глиняная скульптура, миниатюрные статуэтки и астральные символы, расписные сосуды. Все эти памятники свидетельствуют о высочайшем уровне развития ремесел, культуры и религиозных представлений. Особый интерес представляет серебряный кубок из царской гробницы в Карашамбе, найденный при раскопках одного из богатейших курганов бронзового века. Выполненный из тонкого серебряного листа, он сверху донизу опоясан шестью фризами, заполненными чеканными изображениями. Отдельные сцены и композиции - охота, война, ритуальные действия, пиршество, избиение пленных и другие - складываются в развернутый эпический сюжет, имеющий мифологическую основу.

В числе экспонатов выставки - памятники Урарту, могущественного государства древнего мира на территории Армянского нагорья: клинописные надписи, бронзовые статуэтки богов, керамика, предметы вооружения урартских царей с рельефными изображениями всадников и боевых колесниц, священных деревьев, крылатых божеств и драконов-змей с львиными головами.

Эллинистический период в истории Армении на выставке представлен памятниками IV века до н. э. - II века н. э., среди которых мраморная статуя богини Афродиты - высокохудожественное произведение искусства конца II - начала I века до н. э. По мнению исследователей, она принадлежит школе Праксителя или является копией утонченных скульптурных образов Эгейских островов и Малой Азии.

Армения - первая страна, принявшая в 301 году христианство как официальную религию. Особое место на выставке занимают церковные предметы из музеев Святого Эчмиадзина, уникальные по своей художественной и исторической ценности. Поражает своей удивительной выразительностью литургическая утварь, выполненная в технике чеканки, литья и филиграни, украшенная драгоценными и полудрагоценными камнями и эмалями. Несомненной доминантой выставки станет бесценная святыня христианской церкви - крест 1746 года с мощами Святого Георгия Победоносца.

Символом национальной культуры Армении являются хачкары. Основанные на древних традициях и отличающиеся богатством форм декоративно-архитектурные памятники не встречаются больше ни в одной стране мира. На выставке экспонируется несколько хачкаров XIII-XV веков.

Важную часть экспозиции составляют древние рукописи, представляющие духовное и культурное наследие Армении и хранящиеся ныне в Матенадаране. Все рукописи украшены миниатюрами, которые сами по себе являются высокохудожественными произведениями искусства. Среди памятников армянской письменной культуры - евангелия и библии; лекционарии, гимнарии, а также Синаксарий, на миниатюре которого помещено изображение Святого Григория Просветителя - первого главы Армянской апостольской церкви. На миниатюре в "Грамматике" армянского философа и богослова XVII века Симеона Джугаеци мы видим Месропа Маштоца - создателя армянского алфавита и основоположника армянской литературы и письменности. К V веку, ко времени создания армянского алфавита, восходит фрагмент Второзакония, также представленный на выставке.

Одна из ярких и самобытных страниц армянского декоративно-прикладного искусства - ковроделие, прошедшее многовековой путь развития. Корни его уходят во времена, когда люди начали изображать на окружавших их предметах астральные символы и орнаменты; такие символы вышивались и на тканях. В экспозиции можно увидеть великолепные образцы ковров и женского костюма XVIII - XIX вв. из разных уголков Армении.

Об одном из самых трагичных событий истории XX века - геноциде армян, организованном и осуществленном в 1915 году на территориях, контролируемых властями Османской империи, рассказывают фотографии разрушенных, разграбленных и сожженных архитектурных памятников.

Экспонаты выставки дадут возможность посетителям глубже познакомиться с многовековой историей Армении, с ее многогранной культурной традицией.

Выставка «Армения. Легенда бытия» в Историческом музее на Красной площади впервые представляет широкой российской аудитории более 160 уникальных экспонатов из трех ведущих музеев Армении: Музея Истории Армении, Музеев Первопрестольного Святого Эчмиадзина и Института древних рукописей Матенадаран имени Месропа Маштоца.

Музей Истории Армении предоставил для экспонирования богатейшую коллекцию артефактов, найденных на территории современной Армении и охватывающих всю историю армянского народа - со времен первобытного общества до конца XIX столетия. Это орудия первобытного человека и предметы, относящиеся к древнеземледельческим культурам эпохи бронзы: ритуальные очаги, зооморфная и антропоморфная глиняная скульптура, миниатюрные статуэтки и астральные символы, расписные сосуды. Все эти памятники свидетельствуют о высочайшем уровне развития ремесел, культуры и религиозных представлений. Особый интерес представляет серебряный кубок из царской гробницы в Карашамбе, найденный при раскопках одного из богатейших курганов бронзового века. Выполненный из тонкого серебряного листа, он сверху донизу опоясан шестью фризами, заполненными чеканными изображениями. Отдельные сцены и композиции – охота, война, ритуальные действия, пиршество, избиение пленных и другие – складываются в развернутый эпический сюжет, имеющий мифологическую основу.
В числе экспонатов выставки – памятники Урарту, могущественного государства древнего мира на территории Армянского нагорья: клинописные надписи, бронзовые статуэтки богов, керамика, предметы вооружения урартских царей с рельефными изображениями всадников и боевых колесниц, священных деревьев, крылатых божеств и драконов-змей с львиными головами.

Эллинистический период в истории Армении на выставке представлен памятниками IV века до н. э. – II века н. э., среди которых мраморная статуя богини Афродиты – высокохудожественное произведение искусства конца II – начала I века до н. э. По мнению исследователей, она принадлежит школе Праксителя или является копией утонченных скульптурных образов Эгейских островов и Малой Азии.
Армения – первая страна, принявшая в 301 году христианство как официальную религию. Особое место на выставке занимают церковные предметы из музеев Святого Эчмиадзина, уникальные по своей художественной и исторической ценности. Поражает своей удивительной выразительностью литургическая утварь, выполненная в технике чеканки, литья и филиграни, украшенная драгоценными и полудрагоценными камнями и эмалями. Несомненной доминантой выставки станет бесценная святыня христианской церкви – крест 1746 года с мощами Святого Георгия Победоносца.

Символом национальной культуры Армении являются хачкары. Основанные на древних традициях и отличающиеся богатством форм декоративно-архитектурные памятники не встречаются больше ни в одной стране мира. На выставке экспонируется несколько хачкаров XIII–XV веков.

Важную часть экспозиции составляют древние рукописи, представляющие духовное и культурное наследие Армении и хранящиеся ныне в Матенадаране. Все рукописи украшены миниатюрами, которые сами по себе являются высокохудожественными произведениями искусства. Среди памятников армянской письменной культуры – евангелия и библии; лекционарии, гимнарии, а также Синаксарий, на миниатюре которого помещено изображение Святого Григория Просветителя – первого главы Армянской апостольской церкви. На миниатюре в «Грамматике» армянского философа и богослова XVII века Симеона Джугаеци мы видим Месропа Маштоца – создателя армянского алфавита и основоположника армянской литературы и письменности. К V веку, ко времени создания армянского алфавита, восходит фрагмент Второзакония, также представленный на выставке.

Одна из ярких и самобытных страниц армянского декоративно-прикладного искусства – ковроделие, прошедшее многовековой путь развития. Корни его уходят во времена, когда люди начали изображать на окружавших их предметах астральные символы и орнаменты; такие символы вышивались и на тканях. В экспозиции можно увидеть великолепные образцы ковров и женского костюма XVIII – XIX вв. из разных уголков Армении.

Об одном из самых трагичных событий истории XX века – геноциде армян, организованном и осуществленном в 1915 году на территориях, контролируемых властями Османской империи, рассказывают фотографии разрушенных, разграбленных и сожженных архитектурных памятников.

Экспонаты выставки дадут возможность посетителям глубже познакомиться с многовековой историей Армении, с ее многогранной культурной традицией.

Уникальная выставка «Армения. Легенда бытия» , организованная при содействии Министерства культуры Республики Армении и Министерства культуры РФ, впервые представляет широкой российской аудитории более чем сто шестьдесят уникальных экспонатов из трех ведущих музеев Армении: Музея Истории Армении, Музеев Первопрестольного Святого Эчмиадзина и Института древних рукописей Матенадаран имени Месропа Маштоца.

Выставка пройдет с 10 марта по 13 июня в Историческом музее на Красной площади Москвы.

Музей Истории Армении представляет на выставке богатейшую коллекцию артефактов, найденных на территории современной Армении и охватывающих всю историю армянского народа – со времен первобытного общества до конца XIX столетия. Это орудия первобытного человека и предметы, относящиеся к древнеземледельческим культурам эпохи бронзы: ритуальные очаги, зооморфная и антропоморфная глиняная скульптура, миниатюрные статуэтки и астральные символы, расписные сосуды. Все эти памятники свидетельствуют о высочайшем уровне развития ремесел, культуры и религиозных представлений.

Особый интерес представляет серебряный кубок из царской гробницы в Карашамбе, найденный при раскопках одного из богатейших курганов бронзового века. Выполненный из тонкого серебряного листа, он сверху донизу опоясан шестью фризами, заполненными чеканными изображениями. Отдельные сцены и композиции – охота, война, ритуальные действия, пиршество, избиение пленных и другие – складываются в развернутый эпический сюжет, имеющий мифологическую основу.

В числе экспонатов выставки – памятники Араратского царства (Урарту), могущественного армянского государства древности, расположенного на территории Армянского нагорья: клинописные надписи, бронзовые статуэтки богов, керамика, предметы вооружения урартских царей с рельефными изображениями всадников и боевых колесниц, священных деревьев, крылатых божеств и драконов-змей с львиными головами.

Эллинистический период в истории Армении на выставке представлен памятниками IV века до н. э. – II века н. э., среди которых мраморная статуя богини Афродиты – высокохудожественное произведение искусства конца II – начала I века до н. э. По мнению исследователей, она принадлежит школе Праксителя или является копией утонченных скульптурных образов Эгейских островов и Малой Азии.

Армения – первая страна, принявшая в 301 году христианство как официальную религию. Особое место на выставке занимают церковные предметы из музеев Святого Эчмиадзина, уникальные по своей художественной и исторической ценности. Поражает своей удивительной выразительностью литургическая утварь, выполненная в технике чеканки, литья и филиграни, украшенная драгоценными и полудрагоценными камнями и эмалями. Несомненной доминантой выставки станет бесценная святыня христианской церкви – крест 1746 года с мощами Святого Георгия Победоносца.

Символом национальной культуры Армении являются хачкары. Основанные на древних традициях и отличающиеся богатством форм декоративно-архитектурные памятники не встречаются больше ни в одной стране мира. На выставке экспонируется несколько хачкаров XIII–XV веков.

Важную часть экспозиции составляют древние рукописи, представляющие духовное и культурное наследие Армении и хранящиеся ныне в Матенадаране. Все рукописи украшены миниатюрами, которые сами по себе являются высокохудожественными произведениями искусства. Среди памятников армянской письменной культуры – евангелия и библии; лекционарии, гимнарии, а также Синаксарий, на миниатюре которого помещено изображение Святого Григория Просветителя – первого главы Армянской Апостольской Церкви. На миниатюре в «Грамматике» армянского философа и богослова XVII века Симеона Джугаеци мы видим Месропа Маштоца – создателя армянского алфавита и основоположника армянской литературы и письменности. К V веку, ко времени создания армянского алфавита, восходит фрагмент Второзакония, также представленный на выставке. Одна из ярких и самобытных страниц армянского декоративно-прикладного искусства – ковроделие, прошедшее многовековой путь развития. Корни его уходят во времена, когда люди начали изображать на окружавших их предметах астральные символы и орнаменты; такие символы вышивались и на тканях. В экспозиции можно увидеть великолепные образцы ковров и женского костюма XVIII – XIX вв. из разных уголков Армении.

Об одном из самых трагических событий истории XX века – Геноциде армян, организованном и осуществленном в 1915 году на территориях, контролируемых властями Османской империи, рассказывают фотографии разрушенных, разграбленных и сожженных архитектурных памятников.

Экспонаты выставки дадут возможность посетителям глубже познакомиться с многовековой историей Армении, с ее многогранной культурной традицией.

Всего 62 фото

На эту выставку я, поначалу, стремился исключительно из интереса к одному широко известному древнему артефакту, представленному в ее экспозиции - серебряному кубку из Карашамба... Я восторге от искусства торевтики - древних орнаментальных чеканных рельефных изображений на изделиях по серебру и золоту и этот кубок надо было обязательно посмотреть.... Кстати, чего, только стоила на эту тему феерическая выставка в ГИМ показанная года три назад!… До сих пор с удовольствием вспоминаю эту выставку и ее уникальные чеканные рельефы "фракийского золота".

Думая, что дело ограничится лицезрением лишь этого самого кубка из Карашамба, я, однако, был удивлен, что выставка «Армения. Легенда Бытия» оказалась комплексной, мощной, цельной и очень богатой на множество интереснейших экспонатов. Мало того - речь шла, по большому счету, не об Армении, а о земле, где творилась та самая изначальная История Древнего Мира - земле Армянского нагорья, откуда происходили самые глубокие корни человеческой цивилизации...

Короче, я «завис» на выставке часа на четыре. Фактически - все до одного экспоната представляли исключительный неподдельный интерес и понудили меня изменить свое изначальное субъективное отношение к выставке и воодушевили на подробную фотосъемку. Я получил исключительное наслаждение от общения с этими богатейшими и редчайшими археологическими находками. Как всегда, при обработке фотографий артефактов, я «вновь и по-новому» погружался в образы этих древних цивилизаций, их миры и узнавал для себя все больше нового и захватывающего. Ранее я думал, что ограничусь одним постом об этой выставке, но, постепенно, у меня сама собой вызрела идея попытаться отразить все свои масштабные впечатления об этой выставке, а это уже тянуло на целую серию постов. И дело тут даже не в желании сделать банально подробный обзор выставки и увеличить количество публикаций в ЖЖ, а в явном моем ощущении "комплексности" «выставок в выставке» - до такой степени экспозиция была насыщенной и разнообразной. К примеру, мы можем увидеть уникальнейшую коллекцию армянских рукописных книг XIII-XVIII вв., которые можно рассматривать и принимать бесконечно, поэтому я решил выложить ряд постов в логической исторической последовательности и, одновременно, выделить тематику. Таким образом, при наличии понятного оглавления читатель может сразу выбрать ту тему интересов, которая ему наиболее близка и любопытна. Ну, чего уж там говорить, - давайте же приступим к осмотру выставки «Армения. Легенда Бытия», что так нежданно пришлась мне по душе.


Основных залов на выставке - три. Есть еще два - о декоративно прикладном искусстве Армении (№4) и один узкий, центральный - о геноциде армян Османской империей в 1915-1923 гг. - прямо напротив входа в экспозиционное пространство выставки.
02.

Первое, что видит зритель, оказавшийся на выставке - далекий и недоступный заснеженный Арарат в дальнем конце этого коридорного зала.
03.


04.

Сердце, от этого вида и темно-фиолетово-чернильных стендов, слегка неосознанно сжимается от неведомой тоски… Но, сюда мы пока не пойдем, а отправимся в зал №1. Здесь все начинается с палеолита и охватывает эпоху бронзы и железа Армянского нагорья. И именно здесь находится вожделенный для меня серебряный кубок из Карашамба.

Палеолит

Собранные археологами данные позволяют наметить сценарий заселения территории Армении в палеолите. На стоянке Карахач люди с раннеашельскими индустриями жили уже 1,85-1,77 миллионов лет назад. Это древнейший на сегодня памятник ашельской культуры в Евразии.
05.

Потомки ашельских первопоселенцев с более совершенными индустриями ранне-и среднеашельского типа продолжали обитать в Армении по меньшей мере 700 тысяч лет назад. Около 500-300 тысяч лет назад здесь широко расселяются создатели позднеашельских индустрии с ювелирно отделанными рубилами - они найдены в десятках мест.

Ручные рубила. Даштадем. Ашель (500-300 тыс. лет назад). Дацит. Верхнеашельская стоянка. Северо-запад Армении. Музей истории Армении.
06.

Следы среднего палеолита в Армении менее отчетливы, что является, видимо, следствием ухудшения климата - недаром в это время начинается заселение пещер. Первые индустрии, создававшие орудия с пластинчатыми сколами, фиксируются около 100 тысяч лет назад. Появление создателей новых среднепалеолитических индустрии отмечено 35-40 тысяч лет назад, уже в верхнем палеолите, когда климат Армении стал еще менее приветливым; в этот период выявлены два интервала обитания - 24-35 тысяч лет назад и 16-18 тысяч лет назад.
07.

Нуклеус. Ани-Пемза. VIII-VII тыс. лет до н.э. Обсидиан. Нуклеус - ядрище, камень, с которого скалывались пластины - заготовки для орудий. Музей истории Армении.
08.

Ранняя бронза

В юго-западной части Армянского нагорья найдены поселения, свидетельствующие о развитии земледельческих и скотоводческих сообществ, относящихся к IX тысячелетию до н.э. Начиная с этого времени и на протяжении нескольких тысяч лет долины рек постепенно заселяются и осваиваются. В эту эпоху вся территория Армении уже представлена густой сетью поселений, относящихся к древнейшей шенгавитской, или куро-аракской, культуре. Ее памятники разбросаны как на низменностях, так и в предгорных и высокогорных районах.
09.

О монументальной архитектуре шенгавитской культуры свидетельствует ряд обнаруженных храмовых построек. Комплексы этих святилищ расположены в центре поселений, вокруг каменных или кирпичных башен. Найденные в них женские статуэтки, фигурки быков, подставки ритуальных подковообразных очагов, заканчивающиеся изображениями голов овнов, а также подставки очага в виде фигурок быков свидетельствуют, что в шенгавитском обществе были распространены культ Великой Матери и почитание животных, символизирующих плодородие.

Эпоха средней бронзы (2400/2300-1500 гг. до н.э.)

Примерно к началу третьей четверти III тысячелетия до н.э. на территориях в бассейне реки Араке и к северу от него уже не встречаются памятники, относящиеся к шенгавитской культуре. Для последующей, так называемой ранней курганной культуры характерны как находки сосудов и оружия, относящихся к предыдущему историческому периоду, так и материалов, ранее не встречавшихся. По этой причине время распространения курганов в одних случаях относят ко времени первого этапа средней бронзы, в других - к переходному этапу. Одна из основных особенностей указанного времени - резкие изменения в социальной жизни обществ, населяющих описываемый регион. Еще одна особенность - очень большие курганы с богатым инвентарем, сооруженные для захоронения одного человека.

Фигурка женщины (1). Мохраблур. Конец VI - начало III тыс. до н.э. Глина. Статуэтка символизирует женское божество, связанное с земледельческим

Фигурка мужчины (2). Шангавит. Начало III тыс. до н.э. Глина. Статуэтка относится к позднему периоду ранней бронзы, когда развитие хозяйства привело к подъему скотоводства, роль мужчины и воина приобрела особое значение.
10.

В основной части нагорья этот переходный этап формирования культурной среды заканчивается на рубеже XXIII—XXII веков до н.э. Начинается вторая волна создания древнекультурной общности, которая связана с распространением комплексов, относимых к новой, так называемой трехк-ванадзорской культуре - они также в основном представлены курганами. «Царские захоронения» трехк-ванадзорской культуры отличаются необыкновенной роскошью и свидетельствуют о появлении в регионе древнейших государственных образований.
11.

Карас. Шенгавит. Конец VI - начало III тыс. до н.э. Глина.
12.

Сосуд в виде широкобедрой беременной женщины с выступами в виде женской груди.
13.

Заштрихованные треугольники - символы плодородия и материнства. Сосуд посвящен раннеземледельческой культуре и идее плодородия и использовался в культовых обрядах, имеющих цель защитить, уберечь приплод или урожай.
14.


15.

Антропоморфная фигурка. Фрагмент очага. Арич. III тыс. до н.э. Глина. Стилизованное изваяние ритуального очага в виде головы с длинным носом. Глаза сделаны накладными с рельефными колечками с маленькой точкой в центре. Рот отмечен бороздкой.

Этот домашний идол у меня вызвал какое-то особенное волнующее впечатление - как будто он до сих пор обладает "сознанием", чувствами и что-то хочет тебе сказать...
16.

Статуэтка - часть культового подковообразного очага. Подобные очаги, относящиеся к раннему бронзовому веку, являлись жертвенниками для совершения ритуалов, связанных с земледельческими культами.


Очажная подставка. Аревик. III тыс. до н.э. Глина. Очаг и очажные подставки помещались в центре жилища и являлись символом семейного благополучия. Культ очага продолжал существовать до Нового времени.
19.

Топор-клевец является универсальным оружием и орудием, комбинирующем на обухе топор-мотыгу, и топор-кирку. Во время военных походов такое орудие пригодно как для строительства временных сооружений, так и для разрушения захваченных вражеских укреплений.
21.

Остаток деревянной рукояти с бронзовым наконечником украшен треугольными выемками и выгравированной свастикой.
24.


25.

Кубок из Карашамба

Наиболее яркий памятник эпохи средней бронзы - серебряный кубок из царской гробницы в Карашамбе, найденный при раскопках одного из богатейших курганов, в прошлом чудом избежавшего ограбления.
26.

Кубок из Карашамба. XXII-XXI вв. до н.э. Серебро.
27.

Карашабский некрополь - один из крупнейших в Закавказье. Своим названием он обязан селу, расположенному на холмистом плато примерно в 30 километрах к северу от Еревана. Погребение XXII-XXI веков до н.э. принадлежало вождю мощного племенного союза. В загробный мир его сопровождали жертвенные животные и птицы, а также богатейший набор предметов: утварь, оружие, знаки царской власти, драгоценные украшения. Бронзовый кинжал и два комплекта медных лат составляли его вооружение, дополнявшееся серебряной секирой и парадным штандартом с навершием - символами власти. Но самое главное - два роскошных кубка, золотой и серебряный, подлинные шедевры древней торевтики.

Сейчас мы рассмотрим "Кубок из Карашамба" подробно, внимательно и со всех сторон.


Кубок, выполненный из тонкого серебряного листа, высотой всего 13 сантиметров. Сверху донизу, включая придонную часть и ножку, он опоясан шестью фризами, заполненными чеканными изображениями. Отдельные сцены и композиции на кубке - охота, война, ритуальные действия, пиршество, избиение пленных и другие -складываются в развернутый эпический сюжет, имеющий мифологическую основу.

Главная сцена верхнего фриза - охота на вепря, в тело которого вонзилась стрела. Опираясь на колено, охотник вновь натягивает лук. Раненого вепря спереди терзает лев, сзади - барс; за этой сценой следят другие львы и барсы. Позади охотника изображена собака с веревкой на шее.
29.

На втором фризе представлены три сцены: ритуальное действо, военное столкновение и пленение побежденных врагов. Главное действующее лицо первой сцены - восседающий на троне царь (или бог?). Перед ним - жертвенники с ритуальными сосудами и жрецы, подводящие к жертвеннику оленя. Изображение месяца под животом оленя символизирует жертву.
30.

Эту ритуальную сцену довершают слуги с опахалами за спиной царя и играющий на лире музыкант. Цель ритуала - вымолить победу в военном столкновении между копьеносцами и меченосцами. Третья сцена посвящена победному шествию копьеносцев, которые ведут перед собой обезоруженного пленника.
31.

На третьем фризе главное действующее лицо - царь на троне с секирой в руках. Солнечный диск над ним символизирует его божественное происхождение. Перед ним выложены военные трофеи и изображен ряд обезглавленных тел врагов. Слева - сцена обезоруживания побежденного царя, справа - ему наносится последний удар. Затем изображен ряд обезглавленных врагов, направляющихся в загробный мир.
32.

Шествие замыкает аллегорическое изображение мифического львиноголового орла Анзуда. Это фантастическое существо в древней шумеро-аккадской мифологии связывалось с войной и потусторонним миром. Следующее изображение представляет льва, терзающего козла, - этот символический образ победы отражает мощь победителя.
33.

На четвертом фризе изображен ряд следующих друг за другом львов и барсов.
34.

Пятый фриз - орнаментальный. На шестом, расположенном на ножке кубка, изображен одинокий лев и следующие за ним пары львов и барсов.
35.

По целым группам признаков (морфологических, орнаментальных и др.) карашамбский кубок - произведение искусства малоазийско-закавказского культурного круга при заметном месопотамском влиянии.
36.

Я получил удивительное впечатление - как будто неведомый мастер говорил со мной своими удивительными рельефами и сюжетами. Именно такие артефакты живут вечно...
37.


38.


39.

40.

Кувшин. Арцваберд. XIX-XVIII вв. до н.э. Глина. Сюжет росписи посвящен древнейшим астральным представлениям о небесной и земных сферах. Верхняя сфера - небесный океан, представлена волнистыми линиями, бегущими по основанию шейки. Два нижних пояса с зигзагообразными линиями и треугольниками содержат идею земли и «нижней» воды- океана.
41.

Кувшин. Аруч. XIX в. до н.э. Глина. Композиция росписи соответствует трехчастному единству Вселенной: волнистые линии символизируют молнию, дождь; свастика и птицы - солнце, треугольники - землю и горные пики.