В чем состоит теория Раскольникова? Идея раскольникова и ее крушение Теория Раскольникова в романе "Преступление и наказание"

Роман "Преступление и наказание" был задуман Ф.М. Достоевским на каторге "в тяжелую минуту грусти". Именно там, на
каторге, писатель столкнулся с "сильными личностями", которые ставят себя выше нравственных законов
общества. На вопрос: можно ли уничтожать одних людей ради счастья других - автор и его герой отвечают
по разному. Раскольников считает, что возможно, так как это "простая арифметика". Не может быть в мире гармонии,
если прольется хоть одна слеза ребенка (ведь Родион убивает Елизавету и ее неродившегося ребенка). но герой
находится во власти автора, и потому в романе Родион Раскольников терпит крах.

Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, логика жизни
всегда опровергает, делает недееспособным любую теорию. Значит, строить жизнь по теории нельзя. И поэтому
главная философская мысль романа раскрывается не как система логических доказательств и опровержений, а как столкновение
человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающие эту теорию.

Теория Раскольникова основывается на неравенстве людей, на исключительности одних и унижении других. И убийство
старой задумано как жизненная проверка этой теории. Такой способ изображения убийства отражает авторскую
позицию: преступление, которое поступит Раскольников, - это низкое, подлое дело с точки зрения самого героя. Но он поступит
его сознательно, переступил свою человеческую натуру, хотя как будто и не по своей воле, будто выполняя чье-то
распоряжения.

Однако этическая "арифметика", логическая "казуистика" героя постоянно сталкиваются с его душевной "алгеброй", что
заставляет совершать "нелепые" поступки: искренне сочувствовать несчастьям Мармеладовых, оставляя у них на подоконнике
последние деньги, жалеть поруганную девочку на бульваре, ненавидеть Свидригайловых и Лужин, называть подлость
подлостью вопреки логическому изложению - "негодяй человек, и подлец тот, кто его за это подлецом называет".

"На дело хочу покуситься и в то же время, которых глупостей боюсь!" - Думает Раскольников , пораженный страхом
встречи с квартирной хозяйкой. Герой считает "низким жанром" свою причастность к миру простых людей с их
обыденным сознанием и мелкими заботами. Свойственные ему черты приличия он презирает. Так возникает конфликт
между сознанием Роскольникова и его поведением, неожиданным для самого героя, и не поддающимся контролю его
жестокого и беспощадного разума. Страшная ненависть героя к "глупостей", постоянная досада на то, что он не властен,
рассчитать себя, - прямое следствие его рабства в плену у ограниченной, оторванной от жизни, бесчеловечной идеи.

Достоевский хочет убедить читателя в нелепые и вредности активной борьбы человека за изменение существующего
порядке, в нелепые и вредности борьбы прежде всего для самого человека. Общая гармония и счастье людей
могут быть достигнуты лишь деятельной христианской любовью, страданием и смирением.

Теория Раскольникова сформировалась случайно: он нечаянно услышал разговор в пивной, и в его голове возникло своеобразное обоснование этой идеи, созданной в нем исключительно тяжелыми обстоятельствами его жизни.

Мысль Раскольникова уже и раньше останавливалась над вопросом об относительности в жизни понятий добра и зла. В среде человечества Раскольников отделял небольшую группу людей, стоявших как бы над вопросами о добре и зле, над этическими оценками поступков и деяний, людей, которым в силу их гениальности, их высокой полезности для человечества, ничто не может служить препятствием, которым все позволено. Остальные же, не выходящие из круга посредственности, масса, толпа, должны подчиняться существующим общим нормам и законам и служить средством высоких целей избранных людей. Правила морали для последних не существуют, они их могут преступать, ибо их цели оправдывают их средства.

Так обосновывает Раскольников право исключительной личности на преступления во имя не животных и эгоистических, а общих и высоких целей. Раскольников понимает, что такому образу действий должна соответствовать и особая психическая структура личности человека, готового «преступить» мораль. Он должен быть для этого обладателем сильной воли, железной выдержки и в нем над чувствами страха, отчаяния, робости, должно властвовать одно лишь сознание поставленных интеллектуальных целей. Впавшему в отчаяние и тоску, Раскольникову необходимо себе самому доказать, что он не «тварь дрожащая», что он смеет, может, что ему суждено пройти все свои предначертания. «Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее. Тут только одно: стоит только посметь!»

Таким образом, задуманное убийство влечет Раскольникова не возможностью обогащения, а как победа над самим собой, как подтверждение его сил, как доказательство того, что он не «материал» для постройки, а сам строитель. Задумывая преступление, Раскольников весь уходит в теоретику, в философские размышления, и его гораздо больше интересуют выводы логические, чем результаты поступка. Он остается теоретиком, мыслителем даже тогда, когда выполняет все задуманное. И, несмотря на то, что, как казалось, он все заранее предвидел и предусмотрел, но самого главного он не мог предвидеть именно потому, что он человек мысли, а не действия.

Нужда и связанные с нею унижения и обиды для самолюбивого юноши послужили одним из первых толчков к принятию решения. Закладывая свои вещи у ростовщицы, Раскольников испытывал отвращение и злобу, вызываемые в нем видом и всей обстановкой зловещей старухи. И когда однажды ему удалось нечаянно подслушать в пивной беседу двух студентов об убийстве, то доводы одного из них были как бы отголоском бессознательного убеждения самого Раскольникова.

Хотя защищавший так горячо эту точку зрения студент и сознался, что сам бы не мог подтвердить ее действием и на убийство бы не пошел, но в голову Раскольникова запала эта мысль, и он много о ней думал. Он останавливался и на практических последствиях преступления: деньги старухи дали бы ему возможность окончить университет, помочь матери и сестре, начать полезную для общества деятельность. Но потом его всеце¬ло захватывает собственная теория о гении и толпе, о людях силы и воли, о строителях-сильных одиночках - и толпе как материале для построек.

Раскольникову становится необходимым во что бы то ни стало доказать себе, что у него хватит сил и решимости оправдать на деле свою смелую теорию. Совершенно разбитый лихорадочной и упорной работой мысли, истощенный голодом, он делается жертвой своей навязчивой идеи и, как загипнотизированный, уже не имеет сил оторваться от намеченного пути.

Вначале он боролся сам с собой, в нем что-то протестовало против его решения, мысль об убийстве наполняла тоской и отвращением. Но потом он как-то механически подчинился своей идее, уже не владея собой, а словно исполняя чужую волю. «Как будто, - говорит автор, - его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественною силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать».

Случайные внешние обстоятельства побуждают его привести в исполнение задуманный план. Предусмотрев некоторые мелочи, Раскольников думал, что обнаружил полную подготовку к новой жизни по своей «новой морали». Но развернувшиеся вслед за свершением убийства обстоятельства показали теоретику, что в непосредственной жизни и ее событиях есть своя особая логика, разбивающая в прах все доводы и рассуждения отвлеченной теории. На собственном страшном опыте Раскольников убедился в сделанных им ошибках.

Пространство.

Время.

Художественное время и пространство в романе.

1. историческое время июль 1865 года. Действие разворачивается в течении 15 дней. Это важно!

2. время развивается скачками . Иногда замедлено, иногда стянуто в одну точку. Это обусловлено психологическими факторами + действует время трагедии. Иногда время останавливается. Особое время дня в романах Достоевского ЗАКАТ, происходит что-то необычайное, решается судьба героя, рок, стихия вторгается в жизнь героя.

3. Сны героев . Сон Раскольникова о лошади, сон о золотом веке. Сон в эпилоге об апокалипсисе, сны Свидригайлова.

4. особое эпическое библейское время торжествует в эпилоге.

Где происходит действие романа?

1. Пространство города. Но нет социальных контрастов, не изображается Невский проспект, а Петербург Мещанской улицы и Сенной площади.

2. Конкретное пространство в деталях.

3. Особое мифологическое пространство:

· закрытое пространство (центр его – каморка Раскольникова)

· углы, комнаты героев. Образ угла, тупик.

· Открытое пространство (площади) как сцена. Екатерина Ивановна на площади с детьми, Мармеладов под лошадь, Раскольников узнает о старухе, Раскольников выходит на площадь для покаяния. Но не свободное пространство = давка, теснота.

· Максимально открытое пространство эпилога.

В чем состоит мысль Раскольникова?

Идея насильственного изменения жизни !

Раскольников исходит из того, что БОГА НЕТ - значит, человек СВОБОДЕН - значит, ВСЕ ПОЗВОЛЕНО - поэтому, человек САМ может решать, что есть ЗЛО и что есть ДОБРО - как следствие, кровь может быть разрешена ПО СОВЕСТИ, ради счастья многих людей.

ИСТОРИЯ вся построена на крови. Т.о. система запрета на кровь условна. Есть СВЕРХЛЮДИ, которым дано совершать насилие (Наполеон, Магомет). И вопрос состоит лишь в том, КТО имеет на это право, а кто нет. А что если он раскольников и есть тот человек, который имеет право на кровь?!.

1. Раскольников постоянно испытывает ТОШНОТУ, идет на убийство «не своими ногами», не вполне владеет своим телом. ПОЧЕМУ?

Идея вселилась в Раскольникова и ведет его, а природа человека сопротивляется. Преступление еще не совершено, а наказание уже началось.

2. Жизнь оказывается хитрее Раскольникова. Ему приходится убить Лизавету «крестовую сестру» Сони Мармеладовой, ради которой тоже совершается его деяние. Убив Лизавету, он ни разу не вспомнит ней впоследствии. Совершая преступление ради людей, он переступает через них.

Т.о совершение ПРЕСТУПЛЕНИЯ ==== это ОПЫТ.

Преступление == «переступить» через нравственные законы, нравственные запреты.



Раскольников – человек сильного и гордого ума. Он очень четко все рассчитал. Ему удается совершить убийство и остаться не пойманным (нет свидетелей, нет улик). Все просто. Но, оказывается, существует ряд неточностей на эмпирическом уровне.

Роман «Преступление и наказание» о всесилии идеи, но и о бессилии идеи тоже. Жизнь оказывается сильнее теорий.

В чем же ошибка Раскольникова?

Раскольников ставит эксперимент за чужой счет .=== Жертвует старухой. Соня тоже преступница, но она, переступая нравственные законы, жертвует только собой , за свой счет.

В чем же состояла теория Раскольникова? Люди, по его мнению, разделяются на два разряда. Люди первого разряда живут главным образом для того, чтобы служить «материалом» для людей необыкновенных, они ограниченны и консервативны. Другой разряд составляют люди, преступающие закон, не желающие идти по принятым, избитым дорогам; они создают новое и двигают вперед человечество. Обыкновенно второй разряд господствует над первым, так как люди глупы и власть среди них принадлежит тому, кто ее просто посмеет взять.

До этой теории Раскольников дошел, лежа в своей убогой комнате в темные зимние вечера и думая. О том, что эти вопросы занимали его, свидетельствует и его статья о преступлениях, в которой он говорит, что необыкновенный человек имеет право разрешить своей совести перешагнуть через любые препятствия.

Итак, люди делятся на два разряда. В уме Раскольникова возникает вопрос: к какому разряду принадлежит он? хватает ли у него смелости и силы, сможет ли он переступить? И он производит опыт. В качестве цели, с которой он собирается совершить преступление, он выставляет желание помочь материальному положению, как своему, так и сестры и матери. Это, однако, была цель побочная, случайная; главное — ему требовалось приложить к делу свою теорию. Он не воспользовался ничем из того, что взял у старухи.