Урок-исследование "Проблема выбора: "я"или "мы"? (по роману Е.Замятина "Мы")

Поэма о величии Единого Государства, которую задумал написать инженер Д-503, с появлением любовной линии становится напряженным эмоциональным романным повествованием. Происходит перемена жанровой установки: роман идей становится романом людей. Любовные сцены в этом рационалистическом романе, как это ни удивительно, — одни из самых лиричных и эмоциональных во всей русской литературе. Любовная стихия так захватывает героя, так опьяняет его, что он совершенно иначе смотрит на привычные вещи.

Появляется психологическая рефлексия, даже психологическая раздвоенность, совершенно не мыслимые прежде для Д-503. Герой видит себя со стороны в тот момент, когда в нем вдруг заговорила дикая ревность:

И этот другой — вдруг выпрыгнул и заорал:

— Я не позволю! Я хочу, чтоб никто, кроме меня. Я убью всякого, кто… Потому что я вас — я вас — Я увидел: лохматыми лапами он грубо схватил ее, разодрал у ней тонкий шелк, впился зубами.

Я — перед зеркалом. И первый раз в жизни — именно так: первый раз в жизни — вижу себя ясно, отчетливо, сознательно, — с изумлением вижу себя, как кого-то «его». Вот я — он: черные, прочерченные по прямой брови; и между ними — как шрам — вертикальная морщина (не знаю: была ли она раньше). Стальные, серые глаза, обведенные тенью бессонной ночи; и за этой сталью… оказывается, я никогда не знал, что там. И из «там» (это «там» одновременно и здесь, и бесконечно далеко) — из «там» я гляжу на себя — на него, и твердо знаю: он — с прочерченными по прямой бровями — посторонний, чужой мне, я встретился с ним первый раз в жизни. А я настоящий, я — не — он…

В Д-503 проступила глубина, проявилось иррациональное, подсознательное начало, свидетельствующее о том, что человека нельзя расчислить, измерить только рационалистическими, «математическими» измерителями, и это иррациональное начало рано или поздно даст о себе знать, даже в таком идеальном Едином Государстве.

Любовь героя к I-330 приводит к ситуации психологического раздвоения, откровения, начала познания самого себя, своего душевного мира.

Герой романа оказывается в состоянии конфликта не только с Государством, но и с самим собой (Зеленая Стена разделяет надвое и его внутренний мир): он осознает «преступный» характер своего поведения, любви к I-330. У него образовалась душа, которая своей огромностью, иррациональностью, неуправляемостью страшит главного героя. Он раздваивается, и рефлексия, раздвоение в изображении Е. Замятина достигают высокого накала, побуждая нас неотрывно следить за исходом этого противостояния. Так, авантюрно-фантастический роман становится психологическим романом; мы следим за исходом поединка в душе Д-503 едва ли не с большим напряжением, чем в душе Раскольникова у Достоевского — что победит в душе героя: долг перед Государством или появившееся человеческое чувство — любовь, стремление быть свободной личностью, а не рабом-автоматом? Роман Е. Замятина — это своеобразный эксперимент автора: сохранится ли человечество, останется ли человек человеком? Лирическое (авторское) начало по мере развертывания любовного чувства возрастает, авторская точка зрения сближается с точкой зрения героя, и это видно уже из отсутствия иронии там, где это чувство описывается. Герой выходит из своей скорлупы, и выясняется, что он не оди нок; по крайней мере если раньше он утверждал, что за Зеленой Стеной никто не бывал, то теперь мы узнаем, что граница между рациональным и иррациональным мирами никогда не была непреодолимой.

Любовная линия в романе и оригинальна, и традиционна для русской романистики: действительно, нерешительный мужчина и решительная женщина, пытающаяся вырвать его из засасывающей среды, хорошо знакомы русскому читателю. Если отбросить антиутопический фон действия, это все то же «темное царство», как в романе «Обломов» И. Гончарова. Параллель между героями замятинского романа (Д-503 и I-330) и героями романа И. Гончарова (Обломовым и Ольгой Ильинской) уже отмечалась критиками. Причем, в традициях русской литературы, первой осознает необходимость протеста женщина. Д-503 в финале романа становится безучастным зрителем казни I-330. Он предает свою любовь. Победило в нем то, что было сформировано Государством. Герой так и не смог преодолеть прежде всего в себе самом внутреннюю «Зеленую Стену», которая отделяет его не только от мира природы, но и от своей человеческой сути, человечности. Совершенно справедливо наблюдение критика, заметившего: «В романе иррациональная сторона человеческой натуры параллельна дикому миру природы за стеклянной стеной. Эта стена, которую хотят разрушить восставшие, — важный символ в романе. С одной стороны, она символизирует безопасность и несвободу Единого Государства, с другой — границу между рациональным и нерациональным в человеке. Разрушение стены означало бы не только конец тирании Единого Государства, но и воссоединение человека с природой, а также восстановление личности» 10 .

Таким образом, финал возвращает нас к началу (кольцевая композиция), завершается картинами противостояния Единого Государства и дикого мира за Зеленой Стеной. Главный герой романа верит: «Мы победим!», которое, однако, звучит скорее как заклинание, желание победы. Но многое изменилось — мы знаем о существовании за Зеленой Стеной многоцветного полнокровного мира, куда ушла героиня романа — О-90, ожидающая ребенка. А значит, будущее не так однозначно, каким оно представляется в на чале романа.

Роман вызвал при своем появлении споры, которые не утихают и по сей день. Суть этого спора выражена в словах К. Федина о писательской манере Е. Замятина: «Он обладал такими совершенствами художника, которые возводили его высоко. Но инженерия его вещей просвечивалась сквозь замысел, как ребра человека на рентгеновском экране. Он оставался гроссмейстером литературы. Чтобы стать на высшую писательскую ступень, ему недоставало, может быть, только простоты» 11 . Замятинский роман — роман-эксперимент - непривычен, до сих пор вызывает споры, и это уже свидетельствует о его долголетии, значимости.

Читайте также другие статьи по творчеству Е.И. Замятина и анализу романа "Мы":

  • 1.6. Любовь в романе "Мы"

«Личность и государство» в произведение Замятина «Мы».
Роман Замятина «Мы» написан в 1921 году, в сложное для
нашей страны время. Россия прощается со «старым миром»
и строит «новую жизнь». Роман впервые публикуется в
нашей стране в 1988 году в журнале «Знамя».
Замятин в своей антиутопии «Мы» рисует будущее
мрачными красками. Описывая общество, где поклонение
всему техническому и математическому доведено до
абсурда, он стремится предупредить людей о том, что
технический прогресс без соответствующих нравственных
законов может принести страшный вред. В его Едином
Государстве, несмотря на высокий уровень развития
науки и техники, искажены общечеловеческие понятия о
добре и зле, отрицается творческое начало в человеке,
ценность человеческой личности автор показывает нам
государство, представляющее собой огромный слаженный
механизм, который работает в точном соответствии в
расписанием, запрограммированным Скрижиталью. Автор
показывает читателям не государство, в которое состоит
из личностей, а государство, где человек лишь только
часть государства. Люди в этом обществе – это мелкие
винтики, на которых держится вся конструкция Единого
Государства. Все эти «винтики» лишены
человеческого «Я», и это автор подчеркивает тем, что
не дает героям своего романа имена. Вместо имен он дал
им «нумера». В этом романе, по-моему, одна из главных
проблем это обезличивание, обездушивание, омашинивание
людей. В романе личность ничего не значит. «Я» просто
не существует. «Я» превратилось в «Мы», здесь каждый
человек «не один», а «один из». Сравнить «Я» и «Мы»
можно на примере весов. Две чаши весов: на одной
грамм – «Я», на другой тонна – «Мы», Единое
Государство. Грамм не может уравновесить тонну, из
этого следует, что тонне – права, грамму –
обязанности. Четкое расписание до мельчайших
подробностей, при котором забывалось и не ощущалось
собственное «Я». Главная черта Единого Государства это
отсутствие собственной свободы, собственного «Я». Был
создан механизм, состоящий из тысяч винтиков «Я». «Мы
идем – одно миллионоголовое тело, и в каждом из нас –
та смиренная радость, какою, вероятно, живут молекулы,
атомы, фагоциты. «Мы»- от Бога, а «Я»- от дьявола».
Замятин показал ужасную ситуацию, когда отношение к
человеку как к «одному из» вызывает обесценивание
человеческой жизни. Нужно вспомнить эпизод, в котором
гибнут люди при испытании «Интеграла». Отношение
строителей «Интеграла» к погибшем людям: чего беречь
кого-то одного, когда он такой же, как все, и легко
заменяется другим. Обезличивание людей привело к тому,
что все жители Единого Государства похожи друг на
друга. Похожи на столько, что они думают одинаково.
Замятин изображает в своем романе государство, в
котором решены все проблемы. Здесь все сыты, одеты, у
каждого есть свое жилье, все имеют работу. Покорены и
подчинены человеку все природные стихии. К тому же
государство освободило человека от необходимости
принимать решения, делать выбор, тем самым сняв с него
тяжелейшую ношу человеческого существования. Но людям
пришлось заплатить за «стопроцентное счастье». За
это «счастье» им пришлось оплатить утратой личности,
отказом от отцовства и материнства, потерей культуры,
изгнанием за пределы города, за стену живой природы, а
главное – несвободой. Тотальная тирания стремится
подавить и раздавить личность, но, с другой стороны,
обезличивание, стремление к уравнительности в
потреблении, боязнь принимать на себя ответственность
за выбор, ненависть к ярким проявлениям человеческой
индивидуальности, нетерпимость к инакомыслию,
конформизм создают питательную почву для проявления
всякого рода Благодетелей. В этом тоталитарном
государстве не привыкли считаться с мнением каждого,
здесь правит Благодетель. Счастье здесь
считают «приятно-полезной формулой». Блаженство и
зависть для жителей Единого Государства – «числитель и
знаменатель дроби, именуемой счастьем». Тотальные
слежки, пытки, казни – необходимые атрибуты Единого
Государства. Можно провести параллель с тем, что
происходило в России. После революции семнадцатого
года Ленин хотел построить государство, в котором не
было бы ни бедных, ни богатых. Для достижения этой
цели руководство страны прибегла к пыткам, слежкам,
ссылкам. Но никакие деформации не смогли уничтожить
живую душу народа, убить в ней стремление к свободе,
полноте человеческого бытия. Одно из свидетельств
того – наша литература, хранительница нравственного
ненофонда народа, его упований, его совести.

Разоблачение идей механизированного общества в романе Е.Замятина «Мы»

Учитель: Гладышева Т.А.,

учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №37» г.Барнаула

Цели урока:

образовательные:

содействовать формированию представлений учащихся о противоречиях в творческой судьбе писателя и романе «Мы»; создать условия для ознакомления с жанром произведения и путях его реализации в романе; способствовать освоению новых форм поиска обработки и анализа информации;

развивающие:

способствовать формированию у старшеклассников коммуникативной и исследовательской компетенции;

использовать приёмы педагогической техники для повышения мотивации с последующим развитием познавательной деятельности;

воспитательные:

приобщить учащихся к нравственным ценностям, способствовать формированию гражданской ответственности.

Методические приёмы:

работа в малых группах;

выразительное чтение фрагментов из романа;

написание сочинения-размышления на тему: «Нельзя молчать»

Тип урока: урок-исследование

Метод урока : комбинированный (знакомство с биографией Е.Замятина, закрепление теоретическихзнаний жанра утопии и антиутопии, работа с текстом художественного произведения)

Тип учебного занятия : изучение нового материала с использование опорных схем.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная презентация.

Ход урока

· Организационный момент. Знакомство с темой и целями урока

Учитель. Запишите тему урока, эпиграф, проблему: «Выстоит ли человек «нового мира перед всё усиливающимся насилием над его совестью, душой и волей?»

(Слайд 1)

К уроку вам было предложено подготовить сообщения на темы «Жизненный и творческий путь Евгения Ивановича Замятина», «Е.Замятин – продолжатель традиций Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыковв-Щедрина, Ф.М.Достоевского.», «Взаимоотношения личности и государства в романе Е.Замятина «Мы»

· Сообщение 1-го учащегося.

Е.И.Замятин родился в г. Лебедянь Тамбовской губернии в семье священника.

(Слайд 2)

Стал кораблестроителем. О выборе профессии писал так: « в гимназии я получал пятёрки с плюсом за сочинения и не всегда легко ладил с математикой. Должно быть, именно поэтому (из упрямства) я выбрал самое что ни на есть математическое: кораблестроительный факультет Петербургского политехникума». Дух противоречия привёл Замятина, выросшего в патриархальной семье, в партию большевиков. С 1905 года он участвует в нелегальной работе, подвергается аресту и проводит несколько месяцев в «одиночке». Вся жизнь Е.И.Замятина построена на противоречиях

В годы Первой мировой войны Замятин уезжает в Англию экспертом по строительству ледоколов для русского флота. Однако в сентябре 1917 года он возвращается в революционную Россию. В 1922 году Замятин публикует рассказы «Пещера», «Дракон» и др., в которых революционные события предстают как разгулявшаяся стихия, которая разрушает сложившееся бытие.

Замятин не встал в оппозицию большевикам, но спорил с большевизмом, не мог примириться с господством диктатуры, её жертвами.

Судьба Е.И.Замятина – одна из многих драм нашей культуры. Считался неугодным писателем, шёл вразрез с господствующей идеологией. Печатать его перестали. Критика травила писателя даже за неопубликованные произведения.В октябре 1931 года Замятин выехал за границу, в Париж.

Е.И.Замятин по натуре и миросозерцанию был бунтарём. «Настоящая литература может быть только там, где её делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики. А если писатель должен быть благоразумным, быть католически – правомерным, должен быть сегодня полезным…тогда нет литературы бронзовой, а есть только бумажная, которую читают сегодня и в которую завтра заворачивают глиняное мыло… » - писательское кредо Замятина (статья «Я боюсь»).

После полувекового забвения, запретов произведения Замятина нашли своего читателя только в 90-е годы XX века.

(Слайд 3)

· Сообщение 2 учащегося.

М. Е. Салтыков-Щедрин занимает в русской литературе особое место. Искусство сатиры требует смелого, бескомпромиссного подвига писателя, решившего посвятить свою жизнь беспощадному развенчанию зла. М. С. Ольминский был уверен: «В наше время уже не может быть сомнений в том, что Щедрину принадлежит одно из первых мест в истории русской литературы». М. Горький утверждал, что «невозможно понять историю России XIX века без помощи Щедрина». Россия же Салтыкова особенная, ее можно понять, только глубоко задумавшись и проникнув в ее тайны, приблизив ее к себе, и тогда слова сатирика найдут своего внимательного читателя: «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. Вот этот-то культ, в основании которого лежит сердечная боль, и есть истинно русский культ. Болит сердце, болит, но и за всем тем всеминутно к источнику своей боли устремляется...» Начиная работать над романом «История одного города», Салтыков-Щедрин признавался: «Меня ужасает эпоха, ужасает историческое положение...» Рассказывая якобы о прошедших временах, писатель тем не менее говорил о проблемах современного ему общества, о том, что волновало его как художника и гражданина своей страны. «История одного города» - пророчество неизбежного краха самодержавной власти, основанной на угнетении народа, поругании его чести и несоблюдении его прав и свобод. «История одного города» - один из первых опытов антиутопии в русской литературе. Не случайно произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина послужило материалом для таких антиутопий XX в., как «Город Градов» Андрея Платонова и «Мы» Евгения Замятина.

Любимым писателем с детства был Н. В. Гоголь. Влияние Гоголя отчетливо проявилось впоследствии в ответе Замятина на анкету: "Явилась у меня склонность к шаржу, гротеску, к синтезу фантастики и реальности".

Восторженно отзывался о Замятине К. И. Чуковский: «новый Гоголь явился».

В своей автобиографии Замятин рассказывает, что он очень рано познакомился с Достоевским: «Достоевский долго оставался – старший и страшный даже». От него Евгений Иванович заимствует мотивы мучительства, мученичества.

(Слайд 4)

Учитель . История романа Замятина «Мы» трагична. Роман был написан в 1921 году. Писатель мечтал опубликовать его в России, но цензура сказала: «Нет!». В 1924 году роман получил известность за границей, он тепло был встречен американской критикой. Только в 1952 году был опубликован русский текст, но не на родине писателя, а в США. И лишь в 1988 году, почти 70 лет спустя после его написания, роман вышел в России.

Вопросы для выявления восприятия прочитанного произведения

1. Что же столько лет мешало встрече романа «Мы » с русским читателем?

2. Что является предметом изображения Замятиным в романе?

(Далёкое будущее, 31 век)

3. Для чего изображается это далёкое будущее?

4. О чём роман?

(о великом техническом прогрессе; о счастье, каким его представляли люди в31 –м веке; о бездуховном обществе; о любви и предательстве; о тоталитаризме, о свободе и несвободе человека, о его праве на выбор).

5. В литературе мы встречались с таким жанром, как утопия (роман Чернышевского «Что делать, 4-й сон Веры Павловны»).

Что это за жанр?

(Утопия – литературный жанр, описывающий искусственно созданное государственное и общественное устройство).

А как вы объясните, что такое антиутопия?

(Это показ идеального государства, которое дошло в своём развитии до абсурда. Нам знакомы его черты по «истории одного города » Салтыкова-Щедрина)

6. Фантастический сюжет обретает достоверность, поскольку основывается на античных мифах, библейских сюжетах.

Кто вспомнит миф об изгнании из рая?

(Р 13)

О распятии Иисуса?

(Благодетель)

Легенду о Прометее?

(Д-503 и некий государственный поэт)

С кем сопоставима судьба героя романа, видящего в Благодетеле своего Бога и относящегося к законам Единого Государства как к Божьим заповедям?

(С Адамом)

7. Как вы поняли смысл названия романа?

(Несмотря на «мы», вынесенное в заглавие, автор показывает трагедию одного человека)

(Слайд 4)

· Учитель. Как правило, герой ссылается или пересказывает содержание того или иного мифа для прояснения определённых ситуаций, душевного состояния. И здесь противопоставление Я – МЫ.

· Выступление 3 учащегося.

Роман назван необычно – «Мы». В нём представлена модель идеального государства. Взаимоотношения личности и государства. (Зачитываются записи 3,4, 20-я)

(Слайд 5)

Замятин прибегает к пародии для разоблачения идей механизированного общества, которое обезличивает человека. Это описание – пародия на общество, которое не даёт возможности для индивидуального мышления, подчиняет общему режиму психологию целого класса.

(Слайд6, 7)

Все личные, родственные, семейные, товарищеские связи в этом обществе враждебны и деформировались в сознании нумеров.

(Слайд 8, 9,10)

Финал : подвергаются Великой операции – удаляется фантазия.

· Учитель. Проблемный вопрос: найдена ли долгожданная гармония общественного и личного?

(Стопроцентное счастье оплачено утратой личности, отказом от отцовства и материнства, изгнанием за пределы города, а главное – несвободой.)

· Что же такое счастье для Единого государства7

(Это избавление от мучений выбора между возможностью поступать так или иначе, это «идеальная» несвобода, это рабство, воспринимаемое как высшее счастье. Но без свободы нет счастья.)

· Каковы же лозунги Единого Государства?

(Слайд 11)

· Может ли человек быть счастливым в таком обществе?

· Учитель. Проблемный вопрос.

Что побеждает в романе: разум или чувства?

Представление любовных треугольников.(Сообщение подготовленного учащегося.)

(Слайд12)

Вывод.

Обезличиванию человека в романе противостоит любовь. Ребёнок О-9 и Д -503 оказывается за Зелёной Стеной и вырастет свободным

Подведём итоги.

(Слайд 13)

· Учитель.

В годы написания Замятиным романа вопрос о личности и коллективе стоял очень остро

(Слайд 14)

Одна из главных у Замятина мысль о том, что происходит с человеком, государством, обществом, цивилизацией, когда они добровольно отказываются от свободы и ставят знак равенства между несвободой и коллективным счастьем. Люди превращаются в придаток машины. От потери собственного «я» предостерегает роман Е.И.Замятина.

Домашнее задание: написать сочинение-размышление на тему: «Нельзя молчать!» (по роману Е.Замятина «Мы») или «Что бы взяли в будущее из нашего общества?»

Урок 56. Судьба личности в тоталитарном государстве

(по роману Е. И. Замятина «Мы»)

Цель урока: показать гуманистическую направленность произведения Замятина, утверждение писателем человеческих ценностей.

Методические приемы: обсуждение вопросов домашнего задания, работа с текстом.

Своя воля лучше.

Ф. М. Достоевский

Ход урока

I . Сопоставительная характеристика произведений

Не напоминает ли описание Единого Государства описание другого государства будущего из одного русского романа ХIХ века?

Вспомним четвертый сон Веры Павловны из романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?»: новый «Город Солнца» - хрустальный дворец с колоннами из алюминия, в котором находится более тысячи человек. Они вместе работают, едят, веселятся - единая, нечленимая масса, всегда и всем довольная. У Замятина - «хрустально-неколебимое, вечное Единого Государства», «стеклянные купола аудиториумов», «стеклянный огнедышащий Интеграл», «стеклянный колпак Газового Колокола» и «хрустальный колокольчик в изголовье» как символ прозрачности (и призрачности) жизни, постоянное напоминание о принадлежности к Единому Государству.

II. Обсуждение вопросов домашнего задания

Жизнь Единого Государства математически выверена, совершенна. В Едином Государстве все разумно, все учтено, все подчинено одной цели.

Какова модель этого общества?

(Наверху - Благодетель - глава государства, Бюро Хранителей - полицейская система, Часовая Скрижаль - «сердце и пульс Единого Государства», Зеленая Стена - нерушимая граница; есть и искусство, и наука, предусмотрены и «личные часы». Но музыка выпускается на Музыкальном Заводе («механический марш»), литература производится в Институте Государственных Поэтов и Писателей, журналистика подменяется Государственной Газетой, наука - Единой Государственной Наукой (Запись 12-я). «Сексуальное право» заменяет любовь: «всякий из нумеров имеет право - как на сексуальный продукт - на любой нумер». Дети растут на детско-воспитательном Заводе.

Единое Государство подчиняет себе все; все предусматривает и оставляет под своим контролем то, что полезно, разумно. Остальное беспощадно уничтожается: «Я лично не вижу в цветах ничего красивого - как и во всем, что принадлежит к дикому миру, давно загнанному за Зеленую Стену. Красиво только разумное и полезное: машины, сапоги, формулы, пища и проч.» (Запись 9-я). «Нет счастливее цифр, живущих по стройным вечным законам таблицы умножения. Ни колебаний, ни заблуждений. Истина - одна, и истинный путь - один; и эта истина - дважды два, и этот истинный путь - четыре». (Запись 12-я).)

В чем заключается заветная мечта главного героя романа, Д-503?

(Заветная мечта Д-503 - «проинтегрировать грандиозное вселенское уравнение», «разогнуть дикую кривую», потому что линия Единого Государства - это прямая - мудрейшая из линий».

Формула счастья математически точна: «Государство (гуманность) запрещало убить насмерть одного и не запрещало убивать миллионы наполовину. Убить одного, т. е. уменьшить сумму человеческих жизней на 50 лет, - это преступно, а уменьшить сумму на 50 миллионов лет - это не преступно. Ну, разве не смешно?» (Запись 3-я).)

Комментарий учителя:

Вспомним Достоевского, «Преступление и наказание», разговор офицера со студентом: одна ничтожная старуха - и тысячи молодых жизней: «Да тут арифметика!». Анонимный персонаж «Записок из подполья» Достоевского восстает против математики, унижающей его человеческое достоинство и лишающей его своей воли: «Эх, господа, какая уж тут своя воля будет, когда дело доходит до таблички и до арифметики, когда будет одно только дважды два четыре в ходу? Дважды два и без моей воли четыре будет. Такая ли своя воля бывает!»

Каково место человека, личности в таком государстве? Как ведет себя Человек?

(Человек в Едином Государстве - лишь винтик отлаженного механизма. Идеал жизненного поведения - «разумная механистичность», все выходящее за ее пределы - «дикая фантазия», а «припадки «вдохновения» - неизвестная форма эпилепсии». Самая болезненная из фантазий - свобода. Понятие свободы извращено, вывернуто наизнанку: «Откуда было взяться государственной логике, когда люди жили в состоянии свободы, т. е. зверей, обезьян, стада» (Запись 3-я).)

В чем видится «корень зла», препятствующего всеобщему счастью?

(«Корень зла» - в способности человека на фантазию, то есть свободную мысль. Этот корень надо выдернуть - и проблемы решены. Совершается Великая Операция по прижиганию центра фантазии (Запись 40-я): «Никакого бреда, никаких нелепых метафор, никаких чувств: только факты». Душа - это «болезнь».)

Действительно ли человек в Едином Государстве счастлив?

(Обсуждение.)

Что в романе противопоставляется духовности, гуманности?

(Духовности, гуманности оказывается парадоксально противопоставленной наука. Система научной этики основана «на вычитании, сложении, делении, умножении»; «Единая Государственная наука ошибаться не может» (Запись 3-я).

Герой Замятина, Д-503, математик, боготворящий «квадратную гармонию», проходит путь от абсолютной уверенности в правильности «мудрейшей из линий» через сомнения к вере в торжество «разума»: «Разум должен победить». Правда, эта заключительная фраза романа записана после Великой Операции над его мозгом, прижигания «жалкого мозгового узелка», отвечающего за фантазию (что и делало его человеком).)

Насколько актуальна проблема ответственности науки в наше время?

(Проблема ответственности науки и людей науки перед обществом, отдельным человеком остро встала уже в середине Х X века. Вспомним хотя бы экологические проблемы, проблему использования атомной энергии (и академика Сахарова), проблему клонирования.

Государство вмешивается в строение личности, вход ее творческой деятельности, подчиняет себе эмоциональную сферу. «Я» перестает существовать как таковое - оно становится лишь органической клеточкой «мы», составляющей, толпы.)

Что противостоит обезличиванию человека в романе?

(Любовь. Непризнаваемая Д-503, неосознанная им любовь к I -330, постепенно пробуждает личность героя, его «я». Любовь к нему О-90 дает надежду на будущее - ребенок О-90 и Д-503 оказывается за Зеленой Стеной и вырастет свободным.)

Каков, по-вашему, смысл названия романа Замятина?

(В названии романа отражена главная проблема, волнующая Замятина, что будет с человеком и человечеством, если его насильно загонять в «счастливое будущее». «Мы» можно понимать как «я» и «другие». А можно как безликое, сплошное, однородное нечто: масса, толпа, стадо.

Вопрос «что такое мы?» переходит из записи в запись: «мы так одинаковы» (Запись 1-я), «мы - счастливейшее среднее арифметическое» (Запись 8-я), «мы победим» (Запись 40-я). Индивидуальное сознание героя растворяется в «коллективном разуме» масс.)

III. Роман «Мы» в литературном контексте времени

Комментарий учителя:

В годы написания Замятиным романа вопрос о личности и коллективе стоял очень остро. У пролетарского поэта В. Кириллова есть стихотворение с таким же названием - «Мы»:

Мы несметные, грозные легионы Труда.

Мы победители пространства морей, океанов и суши...

Все - мы, во всем - мы, мы пламень и свет побеждающий,

Сами себе Божество, и Судья, и Закон.

Вспомним блоковское: «Мы очищаем место бою стальных машин, где дышит интеграл, с монгольской дикою ордою!» («Скифы»).

В 1920 году Маяковский написал поэму «150 000 000». Его имя демонстративно отсутствует на обложке - он один из этих миллионов: «Партия - рука миллионопалая, сжатая в один громящий кулак»; «Единица! Кому она нужна?!.. Единица - вздор, единица - ноль...», «Я счастлив, что я этой силы частица, что общие даже слезы из глаз».

V I. Заключительное слово учителя

Одна из главных у Замятина мысль о том, что происходит с человеком, государством, обществом, цивилизацией, когда они, поклоняясь абстрактно-разумной идее, добровольно отказываются от свободы и ставят знак равенства между несвободой и коллективным счастьем. Люди превращаются в придаток машины, в винтики. Замятин показал трагедию преодоления человеческого в человеке, потери имени как потери собственного «я». От этого и предостерегает писатель. От этого, как из бежать «окончательного осуществления» утопий, предостерегает Бердяев. От этого предостерегают все романы-антиутопии ХХ века и прежде всего роман «Мы».

2. Дополнительные вопросы по роману Е. Замятина «Мы»:

Какие литературные традиции продолжает и развивает Замятин?

Что «угадано» Замятиным в романе? Найдите образы-символы.

Почему Замятин выбрал для своего романа форму дневника героя?

Почему в ХХ веке стал популярным жанр антиутопии?

Вариант урока 56. Урок-семинар. Сопоставительный анализ

романа Е. Замятина «Мы» и романа М. Салтыкова-Щедрина

«История одного города»

Цель урока: провести сопоставительный анализ двух произведений, выявить их общие особенности.

Методические приемы: дискуссия, работа с текст произведений.

Предварительное домашнее задание: перечитать «Историю одного города» Салтыкова-Щедрина; подготовиться к уроку-семинару: провести параллели между романом Замятина «Мы» и «Историей одного города», выделить общие черты Угрюм-Бурчеева и Благодетеля.

Ход урока

I . Слово учителя

В одной из автобиографий 1922 года Замятин писал о том, что годы его нравственного созревания прошли под знаком огромного духовного влияния творчества Гоголя, Тургенева, Салтыкова-Щедрина.

Образы и символы щедринских произведений Замятин часто использовал в переписке с родственниками и друзьями. Нередки ссылки на щедринские образы в публицистических и литературно-критических произведениях Замятина, созданных в первые годы советской власти.

В статье «О служебном искусстве» (1918) он с гневом и сарказмом говорит о властвующих деятелях, разрушающих памятники старины: «Снос памятников делается не во имя украшения нашей жизни - до того ли? - а во имя украшения увядающих наших помпадуров новыми лаврами. Можно ли верить, что заботятся об украшении жизни те, кто из Кремля, цитадели красоты, сделал красногвардейскую цитадель? Какое дело до красоты принципиальным бегемотам, и какое дело красоте до них?».

II. Беседа

Давайте откроем главу «Подтверждение покаяния. Заключение» из «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина. О чем эта глава?

(В главе «Подтверждение покаяния. Заключение» Щедрин описывает одного из самых страшных градоначальников города Глупова Угрюм-Бурчеева, который вознамерился переделать город в фантастическую казарму.)

Какие общие черты вы могли бы отметить у двух властителей?

(Уже в некоторых чертах внешности и поведения можно увидеть много общего между образами градоначальника Щедрина и вождя Единого Государства - Благодетеля - у Замятина.)

Задание. Найдите описание этих героев в книгах. Читаем вслух отрывки.

Угрюм-Бурчеев наделен «каким-то деревянным лицом, никогда не освещающимся улыбкой», светлым, как сталь, взором, недоступным «ни для оттенков, ни для колебаний». Он обладает «голой решимостью» и действует с «регулярностью самого отчетливого механизма». По мысли Щедрина, он окончательно «упразднил» в себе всякое «естество», а это в свою очередь привело к «окаменению».

В его жестоко-механическом поведении даже привыкшие ко всяким правителям глуповцы увидели сатанинские проявления. «Молча указывали они, - пишет Щедрин, - на вытянутые в струну дома свои, на разбитые перед этими домами палисадники, на форменные казакины, в которых однообразно были обмундированы все жители до одного - и трепетные губы их шептали: сатана!».

В облике замятинского Благодетеля преобладают те же черты, что и в Угрюм-Бурчееве: непреклонность, жестокость, решительность, автоматизм. Замятин неоднократно выделяет в портрете идеолога Единого Государства «тяжкие каменные руки», «медленный, чугунный жест», отсутствие какого-либо намека на человечность. Достаточно вспомнить сцену казни поэта-ослушника во время так называемого Праздника Правосудия: «Наверху, на Кубе, возле Машины - неподвижная, как из металла, фигура того, кого мы именуем Благодетелем. Лица отсюда, снизу, не разобрать: видно только, что оно ограничено строгими, величественными, квадратными очертаниями. Но зато руки... Так иногда бывает на фотографических снимках: слишком близко, на первом плане, поставленные руки выходят огромными, приковывают взор - заслоняют собою все. Эти, тяжкие, пока еще спокойно лежащие на коленях руки - ясно: они каменные, и колени еле выдерживают их вес...».

Как вы могли бы охарактеризовать правление Угрюм-Бурчеева и Благодетеля?

(Оба правителя властвуют с непреклонностью и жестокостью машин. Угрюм-Бурчеев пытается свести все многообразие жизни к элементарной «прямой линии»: «Начертавши прямую линию, он замыслил втиснуть в нее весь видимый и невидимый мир, и притом с таким непременным расчетом, чтобы нельзя было повернуться ни взад ни вперед, ни направо, ни налево, предполагал ли он при этом сделаться благодетелем человечества? - утвердительно отвечать на этот вопрос трудно».

Страсть Угрюм-Бурчеева к прямой линии была связана с его стремлением упростить отношения между людьми, лишить человека свободы, радости, многомерности переживаний. Эта страсть обусловлена его натурой, естеством. Он пытается нивелировать необъятный и разнородный живой мир в силу своего идиотизма, он «нивеллятор» от природы.)

Как соотносятся эти образы?

(Замятин, создав образ Благодетеля, отказался от гротескности и примитивности Угрюм-Бурчеева. Но писатель при этом как бы перенес в будущее любовь щедринского градоначальника к прямой линии, связав ее с идеей всеобщего счастья.

Замятин реализовал в романе мысль Щедрина о появлении в новые эпохи угрюм-бурчеевых, наделенных жаждой осчастливить человечество, то есть генетически Благодетель Замятина восходит к градоначальнику Щедрина.

«В то время еще ничего не было достоверно известно ни о «коммунистах», ни о социалистах, ни о так называемых нивелляторах вообще, - с иронией замечает щедринский повествователь. - Тем не менее нивелляторство существовало, и притом в самых обширных размерах. Были нивелляторы «хождения в струну», нивелляторы «бараньего рога», нивелляторы «ежовых рукавиц» и проч. и проч. Но никто не видел в этом ничего угрожающего обществу или подрывающего его основы... Сами нивелляторы не подозревали, что они - нивелляторы, а называли себя добрыми и благопопечительными устроителями, в меру усмотрения радеющими о счастье подчиненных им лиц. Лишь в позднейшие времена (почти на наших глазам) мысль о сочетании идеи прямолинейности с идеей всеобщего осчастливления была возведена в довольно сложную и неизъятую идеологических ухищрений административную теорию…»)

В чем заключается «истина» для Благодетеля из романа «Мы»?

(Благодетель у Замятина - высшее существо Единого Государства, стоящее на страже его норм и предписаний. Его нивелляторство носит изощренный характер и имеет философское и идеологическое обоснование.

Для Благодетеля существовало лишь жалкое человеческое стадо, которому не нужны ни свобода, ни правда, а только счастье, основанное на сытом удовлетворении и благополучии. Он провозглашает жестокую «истину» о том, что путь к счастью лежит через преодоление жалости к человеку и насилие над нам. Благодетель берет на себя роль палача и уверен в своей способности вести людей к земному раю.

Обвиняя строителя «Интеграла» в преступлении перед государством, Благодетель с надменностью вождя заявляет: «Я спрашиваю: о чем люди - с самых пеленок - молились, мечтали, мучились? О том, чтобы кто-нибудь раз и навсегда сказал им, что такое счастье, - и потом приковал их к этому счастью на цепь. Что же другое мы теперь делаем, как не это?») Поурочные разработки по русской литературе XIX века . 10 класс . 1-е полугодие. - М.: Вако, 2003. 4. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе ...

«Судьба личности в тоталитарном государстве»

(по роману Е.Замятина «Мы»)

Конспект урока литературы в 11 кл.

Учитель Осколкова Татьяна Михайловна

Цели урока: показать гуманистическую направленность произведения Е.Замятина, утверждение писателем человеческих ценностей.

Оборудование: магнитофон с аудиозаписью музыки Скрябина А.Н.

Эпиграф к уроку: Своя воля лучше.

Ф.М.Достоевский

1. Вступительное слово учителя.

Помните, какую игру придумал брат Л.Н.Толстого Николенька для своих младших братьев? Он объявил им, что у него есть тайна, с помощью которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, ни неприятностей, все люди сделаются «муравейными братьями».

Тысячи великих умов на протяжении многих столетий бились над загадкой всеобщего счастья. Древние утверждали, что было время, когда человечество пребывало в счастливом и беззаботном состоянии. Эти верования отразились в стихотворениях древнегреческого поэта Гесиода, который жил в конце 8- начале 7 века до нашей эры:

Вечно стояла весна; приятным прохладным дыханьем

Ласково нежил зефир цветы, не знавшие сева.

Боле того, урожай без распашки земля приносила;

Не отдыхая, поля золотились в тяжёлых колосьях,

Реки текли молока, струились и нектара реки,

Капал и мёд золотой, сочась из зелёного дуба.

«Золотой век» - мифологическое представление о совершенном, гармоническом устройстве человеческого общества, утраченном в процессе исторического развития. За «золотым веком», как утверждали античные поэты, последовал век серебряный, затем – медный, и наконец нынешний – железный, испорченный и жестокий.

Как возродить «золотой век»? как вернуть утерянный рай? Этими вопросами задавались мыслители с глубокой древности, желая если не на практике, то хотя бы в воображении создать идеальную модель человеческого общежития. Так возник новый литературный жанр – утопия. Он предполагает развёрнутое описание общественной, государственной жизни воображаемой страны, которая отличается идеальным политическим укладом и всеобщей социальной справедливостью.

Как средство воплощения утопической мечты в реальность восприняли многие писатели революцию 17-го года. Образы государства-сада, светлого завтра, машинного рая заполнили страницы лит. Произведений послереволюционных лет. «Перекрёстком утопий» назвал эту эпоху поэт Н.Тихонов в стихотворении 1918 г. :

Мы строим мир по новому масштабу,

В крови, в пыли, под пушки и набат.

Возводим мы, отталкивая слабых,

Утопий град – заветных мыслей град.

Однако попытка реализации утопий обернулась трагедией для миллионов людей.

2. Беседа.

Как бы в противовес утопии появляется новый жанр. Какой? (антиутопия)

Как антиутопистам удаётся показать трагедию будущего идеального общества?

3. Обсуждение романа.

Роман Замятина «Мы», написанный в 1920 г. , стал первой в новой литературе антиутопией. Что является предметом изображения в романе? (Далёкое будущее 31-го века. Казалось бы, утопическое государство, где все люди счастливы «всеобщим математически безошибочным счастьем». О гармонии люди мечтали всегда, человеку свойственно заглядывать в будущее. До 20-го века это будущее обычно представлялось прекрасным. С долитературных времён фантазия работала в основном в направлении «технического усовершенствования» мира: ковры-самолёты, золотые яблочки, сапоги скороходы. В государстве полное материальное благополучие, все проблемы решены. Все граждане равны и одинаковы.)

В какие моменты жизни граждане Единого Государства чувствуют себя счастливыми? (В самом начале романа говорится, какой восторг вызывает у героя-повествователя ежедневная маршировка под звуки Музыкального Завода: он переживает в этот момент абсолютное счастье, полное единение с остальными, чувствует солидарность с себе подобными. «Как всегда, Музыкальный Завод всеми своими трубами пел Марш Ед. Государства.. мерными рядами, по четыре, восторженно отбивая такт, шли нумера – сотни, тысячи Нумеров, в голубоватых юнифах, с золотыми бляхами на груди – государственный номер каждого и каждой.»)

Не люди, а нумера. Какие они? Охарактеризуйте их подробнее. (Внешне схожие, они ничем не отличаются и внутренне. Одинаковостью, механичностью отличается их жизнь. Лишить их возможности изо дня в день выполнять одни и те же функции – значит лишить их счастья, обречь на страдания.)

Идея всеобщего равенства оборачивается всеобщей одинаковостью, усредненностью. («Быть оригинальным – значит нарушить равенство», «быть банальным – только исполнять свой долг»). Идея гармонии личного и общественного заменяется идеей абсолютной подчиненности государству всех сфер человеческой жизни. «Счастье – в несвободе,» утверждают герои романа. Малейшее проявление индивидуальности считается ошибкой, добровольным отказом от счастья, преступлением. Какова модель этого общества? (Наверху – глава государства – Благодетель; за порядком следит полицейская система – Бюро Хранителей. Нерушимая граница – Зелёная Стена; есть наука, искусство, предусмотрены и «личные часы». Но музыка выпускается на Музыкальном Заводе, литература производится в Литературном Институте Государственных Поэтов и Писателей, журналистика подменяется Государственной Газетой, наука – Единой Государственной Наукой. «Сексуальное право» заменяет любовь: «всякий из Нумеров имеет право – как на сексуальный продукт – на любой нумер». Дети растут на Детско- воспитательном Заводе.)

Единое государство подчиняет себе всё; всё предусматривает и оставляет под своим контролем то, что полезно и разумно. Остальное беспощадно уничтожается: «Я лично не вижу в цветах ничего красивого – как и во всём, что принадлежит к дикому миру, давно изгнанному за Зелёную Стену. Красиво только разумное и полезное: машины, сапоги, формулы, пища и проч.» «Нет ничего счастливее цифр, живущих по стройным вечным законам таблицы умножения. Ни колебаний, ни заблуждений. Истина – одна, и истинный путь – один; и эта истина – дважды два, и этот истинный путь – четыре.» В чём заключается заветная мечта главного героя романа Д-503? (Заветная мечта Д-503 – «проинтегрировать грандиозное вселенское уравнение», «разогнуть дикую кривую», потому что линия Единого Государства – это прямая – мудрейшая из линий. Формула счастья математически точна: «Государство запрещало убить насмерть одного и не запрещало убивать миллионы наполовину».)

Вспомним Ф.М.Достоевского, «Преступление и наказание»; разговор офицера со студентом: одна ничтожная старуха – и тысячи молодых жизней. «Д тут арифметика!» Другой герой Достоевского восстаёт против математики, унижающеё его человеческое достоинство и лишающей его своей воли: «Эх, господа, какая уж тут своя воля будет, когда будет только дважды два – четыре в ходу? Дважды два и без моей воли четыре будет. Такова ли своя воля бывает!» Каково место человека в таком государстве? (Человек в Ед. Государстве – лишь винтик отлаженного механизма. Идеал жизненного поведения – «разумная механистичность»; всё, что выходит за её пределы, - «дикая фантазия», а «припадки вдохновения» - «неизвестная форма эпилепсии». Самая болезненная из фантазий – свобода. Понятие свободы извращено, вывернуто наизнанку. «Люди жили в состоянии свободы, т.е. зверей».)

В чём видится «корень зла», мешающий всеобщему счастью?(Корень зла – в способности человека на фантазию, на свободную мысль. Этот корень надо вывернуть – и проблема решена. Совершается Великая Операция по прижиганию центра фантазии «Никакого бреда, никаких чувств; только факты». Душа – это болезнь.)

Действительно ли человек в Ед. Государстве счастлив? (Человек в таком государстве не может быть счастливым. Подогнать всех под одну гребёнку, решить все материальные проблемы – это ещё не значит сделать человека счастливым. Каждый человек – индивидуален. Имеет свой особый внутренний мир, свою волю, желания. А Ед. Гос-во лишило своих граждан всего этого, даже имени. Оно подчинило жизнь людей жестокому распорядку. Человек в таких условиях не может чувствовать себя счастливым.)

Что в романе противопоставляется духовности, гуманности? (Противопоставляется наука. «Единая Государственная наука ошибаться не может» Герой Замятина, Д-503, математик, боготворящий «квадратную гармонию», проходит путь от абсолютной уверенности в правильности «мудрейшей из линий» через сомнения к вере в торжество разума: «Разум должен победить»)

Актуальна ли в наше время проблема ответственности науки перед человечеством? (Эта проблема очень актуальна и сейчас. Достаточно вспомнить экологические проблемы, проблему использования атомной энергии, проблему клонирования человека.)

Государство вмешивается в строение человеческой личности, в ход её творческой деятельности. Подчиняет себе эмоциональную сферу. «Я», т.е. личность, перестаёт существовать, она становится маленькой частичкой «мы», т.е. обезличенной толпы. А что противостоит обезличиванию человека в романе? (Обезличиванию человека противостоит любовь. Перемены в жизни Д-503 начинают происходить, когда в его жизни появляется И-330. первое ощущение душевной болезни приходят к герою, когда он слушает в её исполнении музыку Скрябина. И Д-503 не одинок. Недаром доктор говорит об «эпидемии души». Всем своим поведением бросает вызов И-330. Она говорит: «Я не хочу, чтобы за меня хотели другие, я хочу хотеть сама.» под её влияние попадают другие: поэт Р-13, доктор, слабая и беззащитная О-90, те, кто взорвал стену, те, кто пытался взорватьИнтеграл.)

Итак, Ед. Гос-ву противостоит душа, т.е. способность чувствовать, любить, страдать. И именно музыка пробудила эту способность. Послушаем музыку, чтобы тоже прочувствовать, как она может воздействовать на сердце человека. (звучит музыка Скрябина)

Каков, по-вашему, смысл названия романа? (В названии романа отражена главная проблема, волнующая Замятина: что будет с человеком и человечеством, если его насилино загонят в «счастливое будущее». «Мы» - можно понимать как безликое, однородное нечто: масса, толпа, стадо. Индивидуальное сознание героя растворяется в «коллективном разуме» масс.)

4.Обобщение учителя

В годы написания Замятиным романа вопрос о личности и коллективе стоял очень остро. У пролетарского поэта В.Кириллова есть стихотворение с таким же названием «Мы»: «Мы несметные, грозные легионы Труда. Мы победители пространства морей, океанов и суши». У Блока в «Скифах»: «Мы очищаем место бою стальных машин, где дышит интеграл с монгольской дикою ордою». В 1920г. В.В,Маяковский написал поэму «150000000». Его имя демонстративно отсутствовало на обложке – он один из этих миллионов. «Единица – кому она нужна? Единица – вздор, единица – ноль» Замятин сумел предсказать тот социально-политический режим, кот. Называется тоталитарным. Его атрибуты – обожаемый Благодетель (Отец народов, Великий Кормчий, фюрер), политическая полиция(в образах Хранителей угадываются черты гестаповцев, агентов НКВД), изоляция от окружающего мира(очевидна аналогия между Зелёной Стеной и «железным занавесом»). Писатель угадал даже некоторые технические детали грядущего террора: Газовый Колокол – прообраз газовых камер, а Великая Операция – предвестие фашистских экспериментов над человеческой психикой.

Одна из главных у Замятина мысль о том, что происходит с человеком, государством, когда они, поклоняясь абстрактно-разумной идее, добровольно отказываются от свободы и ставят знак равенства между несвободой и коллективным счастьем. Люди превращаются в придаток машины, в в интики. Замятин показал трагедию преодоления человеческого в человеке, потери имени как потери собственного «я». От этого и предостерегал нас писатель.

5.Домашнее задание.

Написать мини-сочинение «Почему Е. Замятин выбрал для своего романа форму дневника героя?