Управление проектами. Профессия менеджер проектов

Специалист, несущий ответственность перед начальством за конечный результат проекта называется менеджер проектов, обязанности которого заключаются в принятии ответственных решений для достижения запланированного результата. Их выбирают тщательно, потому что эта должность предполагает наличие ответственности из-за роботы в условиях риска и разных ограничений. Кандидат должен быть активным и постоянно генерировать идеи для повышения эффективности работы. Работа заключается в умении организовать работу, все точно спланировать и продвинуть идею к благополучному финалу. Ниже мы рассмотрим требования, которые предъявляются к фигуре менеджера проектов и его функциональные обязанности.

Работа основана на координации действий подчиненных. Должность менеджера проекта естественно является руководящей, потому что специалист данного профиля должен успешно завершить полученное задание при этом проследить за сроками выполнения работы и ее качеством. Управленец должен полностью придерживаться пожеланий заказчика, чтобы удовлетворить его требования при строго фиксированном финансировании и ограниченном количестве помощников.

Работа предполагает высокую ответственность, так как от правильной организации процессов, времени и труда зависит качество результата. Человека, который сможет проявить себя на данном поприще, неизбежно ждет карьерный рост и предложения работы в проектах с большим бюджетом и как следствие значительное увеличение оплаты труда.

Даже гениальный специалист не сможет реализовать задуманный заказчиком проект самостоятельно, даже если это заказ средней сложности, поэтому менеджеры проектов работают в команде. Руководитель наблюдает за работой сотрудников и отвечает за то, чтобы она проходила без сбоев, занимается организацией рабочего дня и координацией действий каждого звена своей команды.

Перед стартом в обязанности менеджера проектов входит подбор сотрудников в свою команду, за работу которых он будет нести ответственность перед начальством и самим заказчиком. Каждый член команды должен подбираться таким образом, чтобы переживать за общее дело и работать на результат. Именно поэтому одно из основных качеств менеджера проекта – коммуникабельность и возможность нахождения общего языка с фрилансерами, умение грамотно и понятно отвечать на письменно поставленные вопросы и так далее.

Например, проект по запуску женского журнала, заведомо предполагает штат из: редактора, копирайтера, дизайнера, верстальщика как минимум. Редактор продумывает рубрики журнала, которые заинтересуют будущих читателей, занимается организацией материала, заботиться про интервью и т.п. Дизайнер отвечает за внешний вид журнала и его оформление, копирайтеры за качество контента и так далее. Каждый специалист отвечает за свое направление, а менеджер проектов следит за тем, чтобы не было сбоев, чтобы каждый делал качественно свое дело. Руководитель связывает каждое звено в единое целое и отвечает за внедрение проекта без задержек, и чтобы команда работала на полную силу и не простаивала.

Кроме вышеописанных обязанностей менеджер проекта берет на себя ответственность за принятие решений по всем возникающим в процессе работы непонятным моментам или сбоям, он обязан объяснить команде, как действовать в той или иной ситуации, поэтому обязан разбираться в тонкостях работы каждого специалиста набранного коллектива. Помимо этого приветствуется наличие вкуса и чутья, которые позволят выделить выигрышные варианты и отклонить неподходящие, которые могут стать утопией. Такие познания не говорят о том, что менеджер проекта должен тянуть на себе всю работу.

Команда тем и хороша, что каждый специалист тут выполняет свою функцию, а функциональные обязанности менеджера проекта сводятся к направлению их в правильное русло, а чтобы сделать это правильно, нужно разбираться в тонкостях работы каждого члена команды. Он обязан без лишней суеты спокойно создать комфортные условия для эффективной работы и максимально точного решения поставленной задачи.

Функции руководителя напрямую зависят от вида проекта и поставленных перед специалистами задач. Некоторые проекты предполагают постоянный контакт с заказчиком, проведение переговоров, обговаривание сроков сдачи каждого пункта проекта и т.п.

От профиля работы компании зависит то, какие качества заказчик пожелает видеть в менеджере проектов. Они оговариваются в момент принятия претендента на данную вакансию. Таким образом, можно точно сказать, что желательно постоянно развиваться, приобретать новые навыки и знания, чтобы повысить свою значимость в глазах работодателя.

Должностные обязанности и место работы

М ы уже уточняли ранее общий набор задач, который должен уметь выполнять менеджер проектов. Д олжностные обязанности этого специалиста напрямую зависят от того, в какой сфере работает фирма, в которую он устраивается на работу.

В любом случае каждый менеджер проектов должен :

    вести проект от и до (контролировать качество выдаваемой работы, точно придерживаться оговоренных сроков, не отходит от утвержденного бюджета и просчитывать всевозможные риски, варьируя между ними);

    вести диалог с заказчиком, обговаривая тонкости требований, составляя план работ и список расходов;

    руководить каждым звеном своей команды;

    вести и обновлять проектные и технические документы (планы, техзадания, требования, отчеты по расходам и т.п.);

    принимать участие в тендерах, а также в процессах заключения договоров;

    помимо курирования проектов от заказчиков осуществлять дополнительные продажи продукции.

Некоторые компании в процессе поиска менеджера проектов хотят, чтобы он дополнительно выполнял задачи специалиста по продажам, а именно: искал новых заказчиков, разрабатывал новые коммерческие предложения, занимался заключением договоров и вел переговоры с клиентами.

На сегодняшний день менеджер проектов одна из самых востребованных вакансий на рынке труда в самых различных отраслях таких как: IT -сфера, финансовые службы, сфера строительства, фармацевтические предприятия, страхование, спорт и сфера услуг по организации мероприятий.

Изначально востребованность руководителей проектов началась с IT -сферы, где и теперь постоянно растет спрос на управленцев высокой квалификации. Теперь каждый крупный бизнес нуждается в менеджере проектов, что как минимум экономически выгодно.

Общие требования к менеджеру проектов

Естественно список требований отличается от того какой сферой деятельности занимается компания. Строительные фирмы приветствуют одни навыки, IT -сфера – другие, а финансовые учреждения – третьи. Но независимо от нюансов каждый заказчик выдвигает следующие общие требования к претендентам на должность менеджера проектов, а именно: высшее образование (приветствуется специализация, отвечающая профилю работы работодателя), минимальный опыт работы год, а в серьезных организациях от 3-х лет, навыки по составлению технической и проектной документации, наличие опыта работы на руководящей должности, коммуникабельность.

Некоторые работодатели требуют хорошее знание английского языка как разговорного, так и письменного, готовность отправляться в длительные командировки и минимальные знания в принципах управления проектами.

Что нужно, чтобы стать хорошим специалистом

Как уже говорили выше, требуемый багаж знаний напрямую зависит от сферы деятельности компании. Давайте обратимся в строительную сферу для примера. Итак, чтобы занимать должность менеджера по проектам в строительной компании претендент должен иметь высшее техническое образование, а также опыт работы не менее года в других строительных компаниях (желательно на руководящих должностях).

К обязательным навыкам можно отнести умение управлять командой сотрудников от трех человек, чтобы наладить эффективную работу, умение проводить переговоры с заказчиками, на которых отстаивать свою точку зрения и иметь высокую устойчивость к стрессам.

Оплата труда

В зависимости от места работы и опыта специалиста его заработная плата может устанавливаться в промежутке от 20 до 150 тыс. рублей ежемесячно. Кроме ставки компании часто предлагают своим сотрудникам бонусные надбавки за интенсивную работу, премиальные выплаты и проценты от заключения выгодных сделок. Таким образом, по итогу полученная сумма в конце месяца может оказаться значительно выше от установленного оклада. Специалист среднего уровня вполне может получать 50 тыс. рублей и это без учета бонусов и премий.

Памятка руководителю

Заказчиками проекта могут стать руководители любых фирм и менеджер проектов просто обязан стать правой рукой своего заказчика и уделять проекту основную массу рабочего времени. Именно куратору заказчик предоставляет полномочия по распределению стартового капитала на развитие идеи и поддержку проекта. Специалист обязан разработать уставную документацию проекта, должен уметь разрешать спорные вопросы в процессе работы, вносить изменения в планы после их утверждения у заказчика и выполнять множество других задач.

Выполнить поставленную перед своей командой задачу не всегда получается безупречно четко, особенно в случаях, когда менеджеру проекта не хватает опыта работы или проектный отдел находится на стадии развития. Неважно сколько изучено литературы, даже в точности придерживаясь должностной инструкции может ошибиться и ведущий менеджер проектов. Обязанности такого специалиста довольно широки и при первой неудаче нельзя опускать руки.

Менеджер проектов должен уметь задать правильные вопросы в процессе диалога с заказчиком для того, чтобы добиться четких задач и выстроить тактику действий. Таким образом, можно уберечь себя и свою команду от неправильных решений и избежать различных подводных камней в процессе курирования проекта. Зачастую рамки и точные задачи, которые интересуют заказчика, не разобраны в полной мере, от чего завязывается недопонимание, а это очень плохо. Вместо предположений рекомендуется во время переговоров ставить точные вопросы, чтобы получать на них исчерпывающие ответы.

Чтобы конечный результат удовлетворил заказчика, работа не должна строиться на предположениях. На голом энтузиазме нельзя построить эффективную работу, а во время экономической нестабильности стоит подумать о выгоде для своей компании. И выгода может рассчитываться не только в денежном эквиваленте она может измеряться в повышении репутации, приобретении бесценного опыта или даже спасение компании от банкротства.

В данной статье мы рассмотрели все нюансы профессии менеджер проектов, обязанности которые он должен выполнять на рабочем месте и какими профессиональными навыками обладать. Опыт работы в данной сфере имеет большое значение, однако кроме него человек должен обладать определенными человеческими факторами, без которых просто не имеет смысла даже начинать двигаться в выбранном направлении. Менеджер проектов – управленец, который должен разделять выгодные проекты от тех, которые никогда не станут успешными, а это не так легко!

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц. сети:

Условия XXI века, в которых сегодня приходится вести дела и решать всевозможные задачи, крайне изменчивы, и чтобы им соответствовать приходится все время находить новые способы и пути решения задач и проблем. И к наиболее популярным и эффективным инструментам относится проектный подход. Это и обуславливает актуальность проектного управления в наши дни. В своей деятельности управление проектами применяют компании, занятые в сферах малого, среднего и крупного бизнеса, федеральные организации и даже инвестиционные корпорации, органы власти и государственные предприятия. Так почему же проектный менеджмент так востребован?

Что такое проект и управление проектами

Проектом называется ограниченное по времени предприятие (имеется в виду мероприятие), целью которого является создание уникального продукта, товара или услуги или получение принципиально новых результатов.

Исходя из этого определения, под управлением проектами (Project Management) следует понимать приложение знаний, усилий, опыта, инструментов и методов к проектным работам для удовлетворения предъявляемых к проекту требований.

И в процессе существования любой организации, а также в процессе осуществления любой серьезной задумки рано или поздно наступит момент, когда придется принимать решение: использовать в своей деятельности профессиональное управление проектами или продолжать работать в прежнем режиме.

Зачем нужно управление проектами

Как и следует полагать, организации и компании всегда имеют стратегию и стратегические цели, и в рамках применяемой стратегии обычно выполняются те или иные проекты. Проект-менеджмент - это в первую очередь инструмент, позволяющий достигать стратегических целей. Проще говоря, эффективное проектное управление позволяет не просто грамотно управлять проектами, но и получать целый комплекс средств достижения стратегических целей, а также обеспечивает выделение ресурсов (временных, трудовых, финансовых и т.д.) лишь на те задачи, решение которых будет продвигать организацию на пути к решению главных задач.

Когда имеется какой-то единый принцип отбора проектов, то и применение корпоративных систем управления проектами (КСУП) делает возможным получение единой картины выполнения портфеля проектов, позволяет контролировать бюджет, сроки выполнения, расход ресурсов и общий прогресс проекта. Использование систем управления проектами, помимо прочего, предоставляет организации прозрачность и возможности для оценки разного рода затрат (финансовых, человеческих, временных и т.д.) в ракурсе проектной работы.

Представленный контроль и эта самая прозрачность в процессе проектного управления позволяют находить причины отклонений и перерасходов, тем самым оптимизируя ресурсы и сокращая их объемы, а значит, и позволяют снижать всевозможные затраты. Кроме того, систематизированные и структурированные методы управления проектами многократно повышают потенциал и конкурентоспособность компаний, помогая им достигать успеха и закрепляться в выбранных нишах.

Однако не следует забывать и о том, что подходы к управлению проектами, да и сам проект-менеджмент как таковой, - это всего лишь стандарты и своды знаний, если работой не управляет грамотный и опытный специалист, обладающий необходимыми компетенциями. Без руководителя ни один проект не будет иметь шансов на жизнь.

Кто такой руководитель проекта

Как мы и заметили, успех любого проекта, не важно, что это - создание инновационного продукта, разработка веб-сайта или запуск новой рекламной кампании - всегда будет зависеть от занимающейся реализацией этого проекта команды. Но вот какой именно будет эта команда, насколько слаженно и продуктивно она будет работать, каким образом в ней будет распределена ответственность и т.д. - все это самым прямым образом зависит от проект-менеджера (руководителя проекта).

Но нередко понимание должности проектного менеджера настолько размыто, что совершенно непонятно, чем занимается этот человек, какие функции выполняет, за что отвечает и т.д. Давайте разберемся, кто такой PM (Project Manager).

Если заглянуть в Свод знаний по управлению проектами (PMBoK), можно увидеть, что руководителем проекта называют человека, назначенного исполняющей организацией на должность руководителя команды и отвечающего за достижение поставленных перед проектом целей. И это определение, пожалуй, наиболее верное, т.к. задача проект-менеджера - построить процесс работы над проектом, используя в рамках бюджета ресурсы и руководствуясь установленными сроками и оговоренными требованиями к качеству результата.

К компетенциям руководителя проекта относят:

  • Знания, т.е. то, что проект-менеджер знает о проект-менеджменте
  • Исполнение, т.е. то, что проект-менеджер в состоянии сделать и чего достичь, используя свои знания
  • Личностные качества, т.е. поведение проект-менеджера в процессе реализации проекта и связанной с ним работы

Каким бы ни был проект, его руководитель всегда будет взаимодействовать с руководством, заказчиком, командой и самим проектом. И чтобы его деятельность была эффективной, он должен не только обладать вышеназванными компетенциями, но еще и уметь управлять проектами, применяя для этого свои личные качества и вспомогательные инструменты.

Как научиться управлять проектами

Итак, чтобы проект-менеджер был действительно эффективным и дал положительные результаты, руководитель должен быть в состоянии:

1 Собрать для осуществления задумки правильных людей и создать из них команду, члены которой будут разделять общие идеи, ценности и цели, нести ответственность за свои решения и поступки. Этот навык можно назвать основополагающим.
2 , т.к. во время реализации проектов их насчитывается огромное количество. Сюда же можно отнести и . Без этих навыков реализация проекта будет сопряжена с массой проблем, как внутренних, так и внешних.
3 Повести за собой людей, т.е. быть лидером. Учитывая то, что не каждый от рождения обладает способностью к лидерству, лидерские навыки нужно развивать и культивировать. Для этого существует немало специальных тренингов и курсов.
4 Применять различные методы управления проектами, причем речь здесь идет именно о практическом навыке их применения. Но для начала о них следует узнать, и с самыми популярными из них вы познакомим вас в этом курсе.
5 Внедрять в деятельность и использовать разнообразные программные продукты - системы управления проектами. О нескольких десятках таковых вы также узнаете, пройдя наш курс.

Безусловно, проект-менеджмент - это сложная работа с невероятным количеством тонкостей и подводных камней, о которых, не имея опыта, просто не узнаешь. Но не нужно думать, что научиться этому невозможно. На самом деле, как вы и сами знаете, возможно практически все в этом мире, а уж управлять проектами - и подавно. Именно для этого мы и разработали предлагаемый вам курс. Он, естественно, не заменит высшего профильного образования и мастер-классов у специалистов с мировым именем, но вполне может стать отправной точкой и послужить базой, на которую впоследствии ляжет другая информация.

Наш курс по управлению проектами представлен двумя главными составляющими: теоретической и практической. Теоретическая часть состоит из информации, которую вам потребуется прочесть и осмыслить. Что касается практической части, то она включает в себя рекомендации, советы, техники, методы и системы управления проектами, которые можно и нужно использовать в работе.

Акцент в курсе сделан на управление проектами, однако мы включили в него несколько блоков на тему командообразования и планирования, т.к. все это в рамках проект-менеджмента тесно переплетается друг с другом. Информации из курса будет вполне достаточно, но мы все-таки советуем вам ознакомиться с дополнительными материалами, которые пригодятся вам в дальнейшей практике. Обратите внимание на следующие материалы:

И еще один нюанс, на который мы хотели бы указать: одно из наиболее важных правил освоения любого навыка - это перенос теоретических знаний в практическую плоскость. О том, как проходить занятия, мы еще поговорим, а пока скажем, что все, что вы узнаете из курса, нужно сразу же начинать применять.

Советы, рекомендации, методики, системы проектного управления - все это должно быть взято вами на вооружение и использовано в работе, пусть даже вы пока не взялись за серьезный проект. Чем раньше вы начнете совершать правильные действия, тем быстрее у вас появится опыт и сноровка, которые так нужны для достижения успеха.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

А теперь предлагаем вам познакомиться с кратким содержанием каждого из пяти уроков курса «Управление проектами».

Уроки управления проектами

При составлении курса мы изучили достаточно много информации по проект-менеджменту. Включать в состав курса все, что хотелось, мы не стали по причине огромного объема темы. Поэтому, оставив наиболее значимые по нашему мнению темы, мы сосредоточились на них и постарались раскрыть основные их аспекты, немного переработав материал и адаптировав его (насколько это было возможно) для более легкого восприятия и понимания.

Курс включает в себя пять уроков, посвященных отдельным разделам проект-менеджмента, и содержит теоретические сведения и практические указания. Пошаговое изучение уроков позволит вам сформировать четкое и объективное представление о проектном управлении, функциях проект-менеджера и задачах, выполнением которых должна заниматься команда проекта. В дополнение к урокам мы сделали краткие обзоры популярных тематических книг.

Проектная деятельность невозможна без предварительного планирования. Планирование же представляет собой постановку целей и определение способов их достижения. Все это направлено на решение поставленных перед проектом задач.

Из первого урока вы узнаете о том, что такое планирование проекта, об основных и вспомогательных процессах планирования, познакомитесь с принципами планирования, структурой разбиения работ, матрицей ответственности и статьями затрат. Также мы расскажем о сетевом планировании, планировании по временным параметрам и организации работ по проектному планированию.

Как реализация проекта невозможна без грамотного руководителя, так она невозможна и без команды специалистов. И важно здесь не только наличие у членов команды необходимых компетенций, но и создание в коллективе продуктивной атмосферы и положительного микроклимата. Об этих и других не менее важных вещах рассказывается во втором уроке.

Мы подробно рассмотрим состав команды и участников проекта, поговорим о проект-менеджере и его обязанностях и функциях, а также требованиях к нему. Но основной материал посвящен вопросам командной работы, а именно: признакам команды и подходам к ее формированию, жизненному циклу команды и отбору ее участников, планированию и организации командной работы, развитию команды и урегулированию конфликтов.

Проектная деятельность любого масштаба всегда связана с определенными рисками, и чем крупнее проект, тем больше и масштаб потенциальных угроз для него. И здесь крайне важно не просто оценивать риски, но и уметь разрабатывать пути реагирования на изменения в ходе проекта, способные минимизировать степень рискованности.

В третьем уроке вы познакомитесь с понятием проектных рисков и неопределенности, концепцией и планированием риск-менеджмента, идентификацией, анализом и оценкой проектных рисков, планированием реагирования на риски. В конце урока приводятся 10 правил управления рисками от профессионала в области проектного управления - Барта Джутта.

Успешность управления проектами обусловлена, в дополнение ко всему, применяемыми для этого методами. Несмотря на то, что универсальной методики, которая подходила бы ко всем проектам, пока не создано, есть некоторое количество методов, признанных наиболее эффективными.

Четвертый урок посвящен рассмотрению самых популярных на сегодняшний день методов управления проектами: Agile, Lean, Six Sigma, Kanban, Scrum и PRINCE2. Кроме описаний мы приведем упрощенные схемы работы по этим методам и расскажем об их преимуществах и недостатках.

Чтобы качество проектного менеджмента, эффективность работы команды и управления портфелем проектов были на высоте, необходимо использовать в своей работе системы управления проектами. Они представляют собой информационные и автоматизированные системы проектного управления, т.е. специализированное программное обеспечение.

В пятом уроке приведены ознакомительные характеристики пятидесяти систем управления проектами, среди которых Basecamp, Asana, TeamBridge, Адванта, Time Master, Microsoft Project, Project Kaiser, Workdoer, ProjectOffice, Comindwork, WebAsyst, Zoho Projects, IPI.MANAGER, Assembla и ряд других. В заключение мы немного поговорим о пользе применения этих систем.

Книги по управлению проектами

Этот раздел мы посвятили интересным и полезным книгам по проект-менеджменту. Они содержат в себе просто колоссальный объем теоретических и практических сведений, с которыми вам обязательно нужно познакомиться. Безусловно, многое придется проверять на своем собственном опыте, но согласитесь, что использование в своей работе опыта других людей способно уберечь от множества ошибок и сэкономить уйму времени. Поэтому после прохождения курса выделите время на прочтение хотя бы нескольких книг из предложенного нами списка.

Как проходить занятия

Овладеть проект-менеджментом непросто, по причине чего и сам курс может показаться вам в определенной степени сложным. Но, как мы уже упоминали, информацию мы постарались по возможности упростить и сделать более удобоваримой, т.к. тема все-таки специфическая. Не стоит пугаться непривычной терминологии и замысловатых таблиц и графиков - по мере изучения курса все обязательно встанет на свои места, а значит, и разобраться в теме вы сможете без проблем.

Все уроки имеют практическую направленность, и подходить к ознакомлению с ними следует именно с такой позиции. Все, что вы узнаете из курса, может быть использовано вами в тот же день, причем даже когда речь идет о компьютерных программах: вы можете скачать заинтересовавшее ПО на свой компьютер и попробовать его в действии. Что уж говорить о планировании, личной и командной эффективности.

Проходить уроки мы рекомендуем в той последовательности, в которой они представлены, и на прохождение каждого из уроков мы советуем рассчитывать минимум 2-3 дня. Сегодня вы просто читаете урок и осмысливаете его, выделяете наиболее важные моменты, быть может, . Завтра обращаетесь к тому, что показалось самым интересным и значимым, знакомитесь с дополнительными материалами, методиками и программами. Послезавтра, если есть такая возможность, внедряете полученные знания в практическую деятельность.

Кстати, именно последний пункт мы считаем наиболее важным. Всегда и во всем стремитесь применять свои знания, чтобы они не оставались просто багажом бесполезных знаний. Помните: не важно, сколько всего вы знаете, важно то, что вы можете сделать с этими знаниями. Эту мысль можно назвать краеугольным камнем любого обучения.

И напоследок предлагаем вам познакомиться с мыслями некоторых знаменитых людей на тему проектов и управления проектами. Вполне вероятно они послужат для вас дополнительной мотивацией, а заодно и пару минут вы проведете с удовольствием и пользой. Так что налейте себя чашечку чая или кофе и приступайте к прохождению курса. Мы уверены, что у вас все получится!

Цитаты знаменитых людей о проектах и управлении проектами

«В какой бы стадии ни находился проект, время, необходимое для его завершения, есть величина постоянная» - Закон Хартри

«Все вещи создаются дважды. Первый раз ментально, второй раз - физически. Ключ к креативности в том, чтобы начинать работу, зная заранее результат, который хочешь получить» - Стивен Кови

«Проект - это черновик будущего» - Жюль Ренар

«Мы должны либо найти путь, либо проложить его» - Ганнибал

«Пытаться управлять проектами без проектного управления - это как пытаться играть в футбол без плана игры» - Карен Тейт

«Если нужно выбрать среди экспертов одного настоящего, выбирай того, кто обещает наибольший срок завершения проекта и его наибольшую стоимость» - Принцип Уоррена

«Из всего, что я делал в жизни, самым важным я считаю управление талантливыми людьми, которые работали на нас, направление их к нужной цели» - Уолт Дисней

«Не важно, насколько хороша ваша команда или как эффективна методология, если вы не решаете правильную проблему, то проект провалится» - Вуди Уильямс

«ПРАВИЛО 90 НА 10. При осуществлении любого проекта первые 90 процентов работы занимают 10 процентов времени, а последние 10 процентов — остальные 90 процентов времени. - Законы Мерфи

«Планы — бесполезны, планирование — бесценно» - Дуайт Эйзенхауэр

Проект по своей сути является неким действием, имеющим начало и конец, то есть он направлен на достижение какой-либо конкретной цели, в отличие от обычной производственной деятельности. Инвестиционное начинание может быть успешным или окончиться неудачей, и здесь очень велика роль руководителя проекта, который должен собрать команду и организовать ее работу на высоком уровне.

Особенности определения задач и полномочий проектного менеджера

Различные компании или организации внедряют инициативы, направленные на различные цели. Некоторые пытаются повысить прибыльность, другие – оптимизировать работу для уменьшения расходов, третьи – внедрить новые технологии. Такие инициативы могут носить разовый характер, однако есть фирмы, которые специализируются на разработке проектов и практической их реализации.

Таким образом, работодатель может взять в штат сотрудника на постоянной основе, его должность называется руководитель проектов, и он ведет начинания разной направленности, привлекая в команду профессионалов нужного направления и квалификации.

При этом функции такого менеджера нередко сводятся к общему руководству командой и организации ее согласованной работы.

Однако гораздо чаще привлекается менеджер-профессионал для управления единичным проектом, поэтому для правильного построения системы взаимоотношений в коллективе и возможности контролировать его работу важно правильно и четко прописывать должностные инструкции руководителя проекта.

Существует общая форма должностной инструкции руководителя, которая уточняется в зависимости от сферы, в которой реализуется проект. Функции руководителя проекта в специфической узкоспециализированной части могут различаться очень сильно. К примеру, менеджеры, ведущие начинания в строительстве, сфере услуг, производстве, работе с персоналом, IT-сфере, имеют общие позиции только в части общей организации работы.

Пример должностной инструкции

Рассмотрим вариант инструкции, которая подходит для менеджера любого начинания. Кадровая служба организации или предприятия может взять ее за основу и дополнить нужными позициями в зависимости от специфики своей деятельности.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ руководителя проекта

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Руководитель (менеджер) проекта _____________ относится к числу руководителей, назначается на должность и увольняется с нее на основании приказа руководителя организации.

1.2. На должность может быть назначено лицо, имеющее высшее образование в сфере ____________ и опыт работы по профилю ____ лет, в том числе на руководящих должностях ___ лет.

1.3. В своей работе менеджер должен руководствоваться:

  • законодательными и нормативными документами Российской Федерации относительно управления персоналом;
  • уставом (положением) организации;
  • распоряжениями и указаниями вышестоящего руководства;
  • правилами утвержденного трудового распорядка;
  • требованиями, указанными в данной инструкции.

1.4. Менеджер проекта обязан знать:

  • законы РФ, иные нормативные документы, регламентирующие работы в соответствующей отрасли (сфере деятельности);
  • методические, организационные и другие материалы, необходимые для выполнения своих прямых обязанностей;
  • утвержденные правила, стандарты и нормы, формы необходимых документов;
  • методики подготовки экономических обоснований проекта;
  • основы финансов, экономики, трудового законодательства;
  • принципы рациональной организации труда подчиненных;
  • основы документооборота (традиционного и электронного) и стандартизации;
  • правила пожарной безопасности, производственной санитарии, охраны окружающей природной среды;
  • специальные компьютерные программы, необходимые для работы по конкретному направлению.

1.5. При временном отсутствии и ответственность за результаты работы возлагаются на заместителя, назначаемого в установленном порядке.

2. ОБЯЗАННОСТИ

Должностные обязанности руководителя проекта включают в себя:

2.1. Определение целей и текущих задач по утвержденному направлению деятельности и организация работ по их достижению, прогнозирование результатов.

2.2. Определение перечня работ, которые необходимы для реализации предложенной инициативы, а также количество, наименование и стоимость нужных ресурсов.

2.3. Участие в подготовке бизнес-плана, бюджета, плана исполнения проекта и других документов, необходимых для внедрения проекта.

2.4. Работа с информацией, относящейся к внедрению начинания (сбор, обработка, хранение, использование, своевременная передача другим участникам).

2.5. Анализ хода исполнения проекта в целом, отдельных его задач, выявление отклонений, которые могут негативно повлиять на конечный результат, проведение мероприятий по исправлению ситуации.

2.6. Получение необходимых допусков, лицензий и разрешений, составление договоров с поставщиками и подрядными организациями, составление календарных графиков проведения работ, контроль сроков и качества их выполнения, внесение корректив в случае необходимости.

2.7. Организация по согласованию с руководством сотрудничества с официальными представителями заказчика и другими заинтересованными фирмами в пределах своих непосредственных обязанностей, проведение деловых переговоров.

2.8. Организация работы по составлению периодической отчетности по этапам реализации начинания, бухгалтерского и аналитического учета, внесение всей необходимой информации в соответствующие базы данных.

2.9. Планирование и координация деятельности подчиненных по отдельным видам процессов или работ, контроль над качеством исполнения ними полученных заданий.

2.10. Руководство разработкой планов, методик исполнения работ, расчетов, экономических и технических обоснований.

2.11. Проведение инструктажа работников по вопросам охраны труда (первичный, повторный, целевой и внеплановый), выполнение предусмотренных мероприятий, контроль над соблюдением ними требований законодательства и должностных обязанностей в данном вопросе.

3. ПРАВА

Менеджер проекта имеет такие права:

3.1. Знакомиться с проектами приказов и распоряжений руководства, относящимися к его должностным обязанностям, вносить предложения по их содержанию.

3.2. Вносить предложения руководителю касательно улучшения работы организации, готовить проекты соответствующих приказов.

3.3. Визировать и подписывать документы в рамках своей компетенции.

3.4. Направлять запросы на получение необходимой информации и получать ее в порядке, установленном внутренними приказами.

3.5. Взаимодействовать с руководителями других подразделений организации для решения вопросов, касающихся реализации проекта.

3.6. Выходить с предложениями к директорату о назначении, увольнении, перемещении сотрудников, находящихся в подчинении, наложении взысканий и поощрении.

3.7. Требовать от руководства компании содействия в своей работе.

3.8. Принимать участие в общих собраниях трудового коллектива, касающихся вопросов деятельности организации.

4. ДОЛЖНОСТНЫЕ СВЯЗИ (ВЗАИМООТНОШЕНИЯ)

4.1. Менеджер проекта при выполнении своих обязанностей подчиняется ____________ (например, директору, заместителю директора по соответствующему направлению работы, начальнику отдела проектной деятельности).

4.2. По вопросам, относящимся к своим прямым обязанностям, взаимодействует с __________ (сотрудниками производственного, правового, кадрового, сметного отдела и др.).

4.3. В процессе работы передает необходимую информацию ___________ (какую, кому, периодичность) и получает информацию ____________ (какую, от кого, периодичность).

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ОЦЕНКА РАБОТЫ

Текущую работу имеет право оценивать его непосредственный руководитель, итоговый результат – также руководство организации.

Руководитель проекта несет ответственность за:

  • ненадлежащее выполнение или невыполнение своих обязанностей, предусмотренных данной инструкцией – в соответствии с трудовым законодательством РФ;
  • нарушение правил охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности – в соответствии с нормами, утвержденными соответствующими нормативными актами и внутренними приказами;
  • совершение преступлений или правонарушений, в том числе нанесение материального ущерба компании – в соответствии с гражданским, уголовным или административным законодательством.

Начальник отдела ___________ (подпись) _______________ (Ф.И.О.)

С инструкцией ознакомился ____________ (подпись) ____________ (Ф.И.О.)

______________ (дата подписания)

Современные реалии позволяют заказчику выбирать любую проектную организацию, которая подойдет по всем параметрам, по срокам, по цене и качеству предоставляемых услуг. По-прежнему не последнюю роль в создании проекта на строительство играет главный инженер. Расшифровка аббревиатуры ГИП - главный инженер проекта. Должностные обязанности такого специалиста подразумевают не только проставление заверительной подписи на проектной документации на соответствие с конкретными нормативными документами в сфере строительства, но и широкий круг обязанностей.

В широком понимании, ГИП - это специалист с высшим строительным образованием, определенным опытом работы, проходящий периодически курсы повышения квалификации, отменными организаторскими способностями. От гибкости ума и имеющегося опыта работы такого специалиста будет зависеть и качество проекта. Главный инженер должен предлагать новые и оригинальные идеи, которые смогут удовлетворить все потребности заказчика, с минимальными затратами.

Мифы о должности ГИП

Многие заказчики до сих пор полностью уверены, что ГИП - это человек, отвечающий полностью за качество всей документации. В действительности, ранее такой специалист принимал личные решения и нес за их последствия ответственность. Однако на сегодняшний день такое лицо всего лишь руководитель проекта. Основная функциональная обязанность должностного лица - обеспечить динамичное поступление инвестиций и отдачу от финансовых вложений. Проще говоря, человек смотрит на весь проект с экономической точки зрения, оптимизируя процессы, которые позволят получить больший доход при минимальных вложениях. Решения технического характера принимаются другими участниками проекта, естественно, с согласованием с ГИПом.

Главный инженер проекта не может даже физически проверить все этапы создания проекта, он всего лишь один из участников группы по созданию проекта.

Посадят или нет

Не стоит думать, что в случае несчастного случая обязательно посадят инженера. На самом деле, досудебное следствие подразумевает назначение выявления того проектировщика, который допустил неверные коэффициенты или неправильно сделал расчеты, чтобы именно исполнителю предъявить обвинение. Выясняется, какая организация давала экспертное заключение. Хотя наказание может быть и в отношении проверяющего лица, а в данном случае ГИП ставит свою подпись на тем самым подтверждая, что он проверил документы.

Самая высокая квалификация

Устойчивое, но не правильное мнение, что ГИП - это самый квалифицированный специалист из всей проектной организации. На самом деле, когда подбирается кандидат на должность, работодатель руководствуется другими критериями. Для некоторых важно, чтобы соискатель имел второе образование, экономическое или профилирующее, к примеру, диплом в сфере создания вентиляционных систем. Кандидат должен обладать отличными коммуникативными навыками, быть организованным, чтобы держать под контролем сроки исполнения всех этапов проекта, уметь договариваться и прочие навыки.

На чьей стороне ГИП

Руководитель проекта - это своего рода арбитр, которые должен примирять стороны. Если теплотехник и электрик не могут договориться, естественно, что главный инженер не может быть квалифицированным в специфических вопросах, чем узкоспециализированные проектанты. Поэтому он должен донести до обеих сторон экономическую целесообразность разрешения спора, по сути, защитить интересы инвестора без утраты качества и полного соблюдения техники безопасности.

Требования к должностной инструкции

Особых требований к форме должностной инструкции ГИП нет, однако следует четко прописать его права и обязанности.

Квалификационные требования

Естественно, что лучший вариант, когда специалист имеет первое образование профильное, второе может выступать в качестве дополнительного плюса при принятии решения при выборе работодателя между кандидатами.

Как правило, у главного инженера в строительстве должен быть опыт работы по заявленной вакансии не меньше 8 лет. Если объект имеет огромные и промышленные масштабы, то 10 лет. Логический вывод, что претендент не может быть младше 28 лет. К верхней планке соискателей на такую должность требований обычно нет, так как даже лица пенсионного возраста в основном полны энергии при огромном и бесценном опыте проектирования и руководства проектами.

Обязанности

ГИП - это ключевая персона. У него широкий круг обязанностей.

Руководитель проекта обязан осуществлять техническое руководство над проектными и изыскательными работами. Осуществлять авторский надзор за непосредственным возведением объекта, его вводом в эксплуатацию.

ГИП обязан принимать все возможные меры по повышению качества сметной и проектной документации. Также подготавливает все данные для заключения контрактов с заказчиками.

В обязанности входит формирование календарных планов и заданий для субподрядчиков. В дальнейшем он должен проконтролировать выполнение обязательств подрядчиком.

Обязан проверить и патентоспособность материалов, оборудования, которые впервые применяются. Должен провести защиту проекта.

ГИП должен обосновать отступления в проекте от действующих строительных норм. Подготовить заключения по рационализаторским изобретениям и предложениям проектантов.

Должен оценить непосредственные риски, которые могут возникнуть на пути реализации проекта. Обязан проводить мониторинг удовлетворенности заказчиков, услугами предприятия. Взаимодействовать с государственными и негосударственными организациями в сфере проведения экспертиз. Должен защищать проект в органах экспертизы и власти.

Главный инженер по строительству распределяет ответственность между разработчиками проектных решений и руководителями. Осуществляет взаимодействие с договорным отделом, бухгалтерией и другими службами работодателя.

Разрабатывает предложения по возможным кандидатурам разработчиков конкретных проектных решений.

Должен организовать работу по устранению несоответствий технической документации и проектно-сметных показателей. Способствовать снижению себестоимости проектной документации.

Права

Авторский надзор на сегодняшний день является делом добровольным и не регламентируется ни одним нормативным актом, поэтому такую функцию можно предусмотреть только в локальных актах, то есть в должностной инструкции.

Главный инженер в строительстве может участвовать в рабочей комиссии по отбору трасс и площадок для строительства, принимать непосредственное участие в проектировании и обследовании Следует помнить, что отбор площадок и проведение инженерных изысканий не являются обязанностью ГИПа, эта функция возложена на заказчика. Главный инженер может всего лишь принять участие в комиссии и высказать свое особое профессиональное мнение. Имеет право на участие в экспертизе проектов.

Имеет право на ведение переговоров во время заключения контрактов с подрядчиками, определять цены и участвовать в торгах и тендерах на проведение проектно-изыскательских работ.

Может вносить предложения высшему руководству по внесению данных относительно внедрения новых требований законодательства в проектную и сметную документацию.

Что должен знать ГИП

Главный инженер в своей работе должен руководствоваться действующими нормами и законами, СНиП, ГОСТами, Градостроительным кодексом. Понимать и применять на практике положения и требования ГОСТ ISO 9001-2011 и ГОСТ ISO 9001-2015. ГИП обязан на постоянной основе заниматься самообразованием и повышением своей квалификации. Также должен иметь представление об организации и управлении производства. Должен следить за новыми разработками в сфере проектирования и строительства. Знать правила и нормы охраны труда, основы авторского права и патентного законодательства.

Ответственность

Главный инженер проекта может нести ответственность, предусмотренную действующим законодательством, за архитектурные решения и технико-экономические показатели на строящемся объекте, своевременность подготовки и комплектность проектной и сметной документации. Также должностная инструкция может предусматривать ответственность в рамках неисполнения подписанной должностной инструкции.

Профессия - помощник главного инженера

Не так давно появилась новая профессия - помощник ГИП. На такую должность могут взять даже молодого специалиста без опыта работы. Как правило, работа заключается в непосредственной помощи главному инженеру. К основным требованиям можно отнести следующие личные и профессиональные качества:

  • высшее или среднее строительное образование;
  • умение читать чертежи;
  • активность;
  • коммуникабельность;
  • знание компьютера и специальных программ.

Естественно, что должностные обязанности такого специалиста немного походят на секретарские или Тем не менее это хорошая возможность для начинающего инженера получить опыт работы и вникнуть в тонкости работы, с дальнейшей перспективой стать главным инженером проекта.

Главной обязанностью сотрудника, принятого на должность руководителя проектов, является ответственность за все этапы проектного выполнения и конечный результат. Он отвечает за то, чтобы работа была выполнена своевременно, в соответствии со всеми требованиями, не превышала выделенный бюджет. Эта должность является крайне ответственной, и предполагает собой хороший карьерный рост. Образец должностной инструкции руководителя проектов в строительстве должен включать в себя общие положения, функции, ответственность и права сотрудника.

Общие положения

Чтобы получить должность руководителя проектов, необходимо первоначально получить высшее профессиональное образование и проработать по своей специальности не менее трех лет. Назначить или снять сотрудника с должности может только генеральный директор организации, где он работает.

Также, согласно должностной инструкции руководителя проекта, сотрудник, занимающий эту должность, находится в непосредственном подчинении у генерального директора. Во время его отсутствия его обязанности выполняет назначенное лицо, принимающее на себя не только обязанности менеджера проекта, но и его ответственность.

Что должен знать?

Должностная инструкция руководителя проекта предполагает, что он должен обладать определенными навыками, в том числе знать и понимать, по каким методам осуществляется управление персоналом и проектами. Кроме того, он должен понимать, как с психологической точки должны строиться клиентские взаимоотношения.

Специалист должен изучить все нормативные и руководящие материалы, а также все методы, посредством которых разрабатываются алгоритмы и программы для Прекрасно знать, как эксплуатировать вычислительную технику, необходимую для обработки данных. В его знания должны входить основные принципы программирования структурного типа и виды программного обеспечения.

Также должностная инструкция руководителя проекта подразумевает, что он знает электронно-вычислительной техники, ее характеристики, особенности конструкции, для чего она предназначена и в каких режимах способна работать. В его знания должна входить технология, по которой происходит автоматическая обработка и кодирование данных, формализованные программные языки, а также стандарты систем вычислений, кодов и шифров.

Он должен знать, как формируется и оформляется техническая документация, знать основы экономики, как происходит организация производства, трудовой деятельности предприятия и управление ресурсами. Постоянно интересоваться передовым мировым и отечественным опытом в программировании и использовании ЭВМ. А также знать регламент организации, где работает, ее правила и нормы.

Что должен уметь?

Должностная инструкция руководителя проекта строительной организации подразумевает, что специалист должен обладать определенными навыками. Он должен уметь осуществлять подбор команды профессионалов для выполнения проекта, планировать работу над ним, уметь правильно распределить обязанности между сотрудниками, четко и правильно формулировать задачи и цели проекта, быть модератором на общих собраниях.

Также он должен, используя знания трудового законодательства, устранять конфликты между сотрудниками, делегировать их полномочия и задания, а также осуществлять над ними полный контроль. Он должен уметь рассчитывать расходы, необходимые для выполнения объекта, заниматься поиском решений по устранению проблем, проводить все необходимые аналитические расчеты, включая расчет рисков.

Кроме того, согласно должностной инструкции руководителя проекта в строительстве, он должен уметь выстраивать структурный план проекта, формировать его устав и управлять им. Он должен уметь проводить разработку графиков работ, проводить переговоры с исполнителями и руководителями проекта, ставить задачи и цели. Осуществлять управленческую деятельность с персоналом, информацией и качеством, и прочее.

Должностные обязанности

В обязанности менеджера проектов входит руководство над инженерами, программистами и другими сотрудниками, необходимыми для выполнения задач. Он дает задания, контролирует срок и качество их выполнения, собирает совещания сотрудников проекта. Должностная инструкция руководителя проекта в строительстве подразумевает, что он должен совместно со всей командой выбрать язык программирования, с помощью которого в дальнейшем будет осуществляться описание данных проекта.

Он занимается разработкой и построением планов работ. В его обязанности входит оперативное и стратегическое планирование, касающееся реализации объекта. Он должен проверять, готов ли объект к эксплуатации, вести всю документацию по проекту. Он должен участвовать в управлении финансовыми средствами, выделенными на создание и выполнение проекта. Он создает и изменяет презентации по проектам и их самих.

Права

Образец должностной инструкции руководителя проектов содержит в себе права, которые имеет сотрудник, занимающий эту должность, а именно:

  • Ознакомление с решениями вышестоящего руководства организации, которые касаются его компетенции и работы;
  • Внесение на рассмотрение любых предложений, которые помогут улучшить условия его работы или выполнение проекта в целом;
  • Если он заметил недостатки или ошибки в работе во время выполнения своих прямых обязанностей, он имеет право уведомить о них руководство и предложить методы исправления сложившейся ситуации;
  • Запрашивать любые документы, которые необходимы ему для работы и качественного ее выполнения, причем как самостоятельно, так и с помощью своего непосредственного начальника;
  • Он может привлечь сотрудников компании, которые служат в других подразделениях к выполнению задач, касающихся его трудовой деятельности, если это требуется для качественного и своевременного завершения проекта;
  • При необходимости потребовать у руководства содействия в выполнении его трудовых обязанностей.

Ответственность

Должностная инструкция руководителя отдела проектов предполагает, что на него возлагается ответственность за ненадлежащее исполнение или полное невыполнение своих прямых обязанностей. Все они указаны в должностной инструкции и соответствуют действующему законодательству страны.

Он ответственен за любые нарушения трудового, административного и уголовного закона, которые он совершает в процессе выполнения своей работы. А также за материальный ущерб, нанесенный компании. Руководитель проектов также ответственен за выполнение работы его подчиненными, растраты бюджета, выделенного на проект и за соблюдение сроков и качества подготавливаемого проекта.

Условия работы

Должностная инструкция руководителя проекта предполагает, что для сотрудника должны быть созданы достойные условия работы. Рабочий график и прочие нюансы должны быть четко установлены и регламентированы в трудовом распорядке компании. Если возникает необходимость, компания должна обеспечить все необходимые условия, чтобы сотрудник мог осуществлять служебные командировки, в том числе и местного характера.

В заключение

Одной из самых ответственных должностей в компаниях, занимающихся застройкой, является руководитель строительных проектов. Должностная инструкция этого специалиста может меняться в зависимости от направления компании и сферы ее деятельности. Также обязанности и функции могут быть изменены в связи с тем, какие именно задачи руководство возлагает на данного сотрудника. В любом случае, все пункты инструкции должны быть составлены согласно всем правилам, нормам и порядкам, предусмотренным действующим законодательством страны. Кроме того, очень важно, чтобы в должностной инструкции была прописана ответственность сотрудника, ведь эта должность относится к руководящей и может быть множество нюансов касательно управления финансами, человеческими ресурсами и другими возможностями компании, для своевременного и качественного выполнения проекта.