Уильям Шекспир — Биография — актуальный и творческий путь. Биография вильям шекспир В каком стиле писал шекспир

Статья рассказывает о краткой биографии Уильяма Шекспира - знаменитого английского поэта и драматурга. Произведения Шекспира входят в золотой фонд всемирной литературы, его пьесы стали классикой жанра и не сходят с театральной сцены и в наше время.
Уильям Шекспир родился в 1564 г. Сведения о его жизни чрезвычайно скудны. Известно, что его отец принадлежал к числу почетных граждан города Стратфорд-на-Эйвоне и являлся крупным землевладельцем. Мать Шекспира принадлежала к дворянскому роду. Мальчик получил невысокое образование, но благодаря ему стал разбираться в латинском языке.
В 1582 г. Шекспир женился. Невеста была значительно старше жениха и, как полагают, брак стал результатом неосторожного увлечения.

Краткая биография Шекспира: ранний этап творчества

В возрасте 23-х лет, уже имея троих детей, Шекспир переезжает в Лондон и устраивается на работу актером. Уже через два года он становится членом товарищества и одним из владельцев Блэкфрайерского театра. В это время он принимает решение самостоятельно писать пьесы для репертуара собственного театра. Написанием пьес предположительно юный Шекспир занимался еще в родном городе. В Лондоне Шекспир активно занимается самообразованием, в частности, он хорошо изучил французский и итальянский язык. Это помогло ему ближе познакомиться с лучшими произведениями иностранных авторов. Сочинения на незнакомых языках Шекспир познает в переводах.
Первые сонеты и поэмы принесли Шекспиру некоторую известность, но не выдвинули его в число знаменитых авторов. Первые произведения Шекспира ("Генрих VI", "Перикл") были в значительной степени подражанием известным драмам того времени. Они написаны в рамках господствующей тогда итальянской школы. Для нее были характерны модный, цветистый стиль, напыщенность и наивность сцен.
Комедия "Бесплодные усилия любви" является переходным этапом в творчестве Шекспира, в которой он осмеивает свои прежние приемы.

Краткая биография Шекспира: средний этап творчества

На рубеже XVI-XVII вв. Шекспиром были написаны одни из лучших его произведений. Это, прежде всего, "Ромео и Джульетта", убедительно и ярко раскрывающая трагедию сильной любви, которая растаптывается силой укоренившихся предрассудков. В "Венецианском купце" Шекспир обнаруживает глубокое знание человеческий души, представляя главного героя сложной фигурой, сочетающей в себе казалось бы абсолютно противоречивые чувства. Другие произведения Шекспира критикуют родословные предубеждения, пуританскую нетерпимость. Не оставляет автор в стороне и чисто комедийный жанр ("Много шума из ничего").
Большое значение в этот период имеют исторические драмы Шекспира из английской истории ("Ричард II", "Генрих V" и др.). Автор обращается к реальной истории и правдиво освещает важные исторические моменты посредством выдающихся личностей, их душевного состояния и внутренней борьбы
Зрелый этап творчества Шекспира
Дальнейшая драматургическая деятельность начала приносить Шекспиру значительные доходы, на которые он смог купить дом в родном городе. Через некоторое время он увеличивает свои земельные владения в Стратфорде и около 1608 г. переезжает обратно.
Шекспир достигает зрелости в своем творческом развитии и создает в это время свои бессмертные творения. Он в глубокой степени раскрывает состояние человеческой души. Личности его героев бесконечно разнообразны и представляют собой олицетворение различных характеров с глубокой внутренней борьбой. Шекспир на страницах своих произведений передают все тонкости человеческих чувств: любви и ненависти, гордости и презрения, ревности и неблагодарности.
Среди гениальных произведений этого периода "Король Лир", "Гамлет", "Макбет", драмы из античной истории.
Связей со своим театром Шекспир не прерывает, часто посещает Лондон, принимает у себя коллег, отсылает в театр свои новые произведения.
Шекспир скончался в 1616 г. в своем родном городе. Он вошел в историю мировой и английской драматургии. Именно его деятельность значительно усилила позиции английского театра и позволила одержать ему победу над французским театром. Одной из главных особенностей творчества Шекспира является его беспристрастность при изображении своих героев и их поступков. Автор бесконечно любит людей и не делит мир на правых и виноватых.

К последнему десятилетию XVI века английская драматургия достигла своего полного развития. Английский театр эпохи Возрождения восходит своими истоками к искусству бродячих актеров. Вместе с тем, в английских театрах наряду с профессиональными актерами выступали мастеровые. Большое распространение так же получили студенческие театры. Для английской драмы того времени характерно богатство жанров, высокое мастерство техники, богатая идейная содержательность. Но вершиной эпохи английского Возрождения становится литературная деятельность Уильяма Шекспира . В своем творчестве мастер английской драматургии углубил все то, чего достигли его предшественники.

Биография Уильяма Шекспира изобилует «белыми пятнами». Достоверно известно, что родился великий английский драматург в 1564 года в городке Стрэтфорде-на-Эйване в семье богатого перчаточника. Дата рождения документально не подтверждена, но предполагается что он родился 23 апреля. Его отец, Джон Шекспир, неоднократно занимал почетные должности в городке. Мать, Мэри Арден, происходила из одной из старейших семей Саксонии. Шекспир посещал местную «грамматическую» школу, в которой основательно изучал латинский и греческий языки. Он очень рано обзавелся семьей. А в 1587 году, оставив жену и детей, переезжает в Лондон. Семью теперь он посещает крайне редко, только чтобы привезти заработанные деньги. Первое время Шекспир подрабатывает в театрах суфлером и помощником режиссера, пока в 1593 году не становится актером лучшей лондонской труппы. В 1599 году актеры этой труппы строят театр «Глобус», в котором ставятся спектакли по пьесам Шекспира. Шекспир наравне с другими актерами становится пайщиком театра и получает определенную долю от всех его доходов. И если актерским талантом Уильям Шекспир не блистал, то еще до поступления в труппу «Глобуса» он приобрел славу даровитого драматурга, которую теперь основательно упрочил. На первое десятилетие XVII в. приходится расцвет его творчества. Но в 1612 году Шекспир по неизвестным причинам покидает Лондон и возвращается к семье в Стрэтфорд, совершенно забросив драматургию. Последние годы своей жизни он проводит в окружении семьи совсем незаметно и мирно умирает в 1616 году в день своего рождения. Скудность сведений о жизни Шекспира дала повод к возникновению в 70 гг. XVIII в. гипотезы, согласно которой автором пьес был не Шекспир, а другое лицо, пожелавшее скрыть свое имя. В настоящее время, пожалуй, нет ни одного современника Шекспира, которому бы не приписывалось авторство великих пьес. Но все эти домыслы беспочвенны, и серьезные ученые не раз их опровергали.

Различают 3 периода творчества Шекспира .

Первый характеризуется оптимизмом, господством светлого, жизнеутверждающего и веселого нрава. В это период он создает такие комедии как: «Сон в летнюю ночь » (1595), «Венецианский купец » (1596), «Много шума из ничего » (1598), «Как вам это понравится » (1599), «Двенадцатая ночь » (1600). К первому периоду относятся и так называемые исторические «хроники» (пьесы на исторические темы) – «Ричард III » (1592), «Ричард II » (1595), «Генрих IV » (1597), «Генрих V » (1599). А также трагедии «Ромео и Джульетта » (1595) и «Юлий Цезарь » (1599).

Иллюстрация к трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта» Ф.Хайес. 1823 г.

Трагедия «Юлий Цезарь » становится своеобразным переходом ко 2 периоду в творчестве Шекспира . С 1601 по 1608 годы писатель ставит и разрешает великие проблемы жизни, причем пьесам присуща теперь некоторая доля пессимизма. Шекспир регулярно пишет трагедии: «Гамлет » (1601), «Отелло » (1604), «Король Лир » (1605), «Магбет » (1605), «Антоний и Клеопатра » (1606), «Кориолан » (1607), «Тимон Афинский » (1608). Но в то же время ему по прежнему удаются и комедии, но уже с толикой трагизма, что их можно назвать и драмами – «Мера за меру » (1604).

И, наконец, 3 период, с 1608 по 1612 гг., в творчестве Шекспира преобладают трагикомедии, пьесы с остродраматическим содержанием, но со счастливым концом. Важнейшие из них – «Цембелин » (1609), «Зимняя сказка » (1610) и «Буря » (1612).

Творчество Шекспира отличается широтой интересов и размахом мысли. В его пьесах нашло отражение огромное разнообразие типов, положений, эпох и народов. Это богатство фантазии, стремительность действия, сила страстей типична для эпохи Возрождения. Эти черты встречаются и у других драматургов того времени, но только Шекспиру присущи удивительное чувство меры и гармонии. Источники драматургии его разнообразны. Шекспир очень много воспринял от античности, некоторые его пьесы подражание Сенеке, Плавту и Плутарху. Встречаются заимствования и из итальянских новелл. Но в большей степени Шекспир в своем творчестве все- таки продолжает традиции народной английской драматургии. Это и смешение комического и трагического, нарушение единства времени и места. Живость, красочность и непринужденность стиля, все это характерно больше для народной драмы.

Уильям Шекспир оказал огромное влияние на европейскую литературу. И хотя в литературном наследии Шекспира есть стихотворения, но еще В. Г. Белинский писал, что «слишком было бы смело и странно отдать Шекспиру решительное преимущество пред всеми поэтами человечества, как собственно поэту, но как драматург он и теперь остаётся без соперника, имя которого можно б было поставить подле его имени». Этот гениальный творец и один из самых загадочных писателей поставил перед человечеством вопрос «Быть или не быть?» и не дал на него ответа, тем самым предоставив искать его каждому самостоятельно.

Тема почти всех комедий Шекспира - любовь, ее возникновение и развитие, сопротивление и интриги окружающих и победа светлого молодого чувства. Действие произведений происходит на фоне прекрасных пейзажей, залитых лунным или солнечным светом. Таким предстает перед нами волшебный мир комедий Шекспира, казалось бы, далекий от веселья. Шекспир обладает великой способностью, талантливо соединять комическое (поединки в остроумии Бенедикта и Беатриче в «Много шума из ничего», Петруччо и Катарина из «Укрощения строптивой») с лирическим и даже с трагическим (измены Протея в "Двух веронцах", козни Шейлока в "Венецианском купце"). Персонажи Шекспира поразительно многогранны, в их образах воплощены черты, характерные для людей эпохи Возрождения: воля, стремление к независимости, и жизнелюбие. Особенно интересны женские образы этих комедий - равные мужчине, свободные, энергичные, активные и бесконечно обаятельны. Комедии Шекспира разнообразны. Шекспир использует различные жанры комедий - романтическая комедия («Сон в летнюю ночь»), комедия характеров («Укрощение строптивой»), комедия положений («Комедия ошибок»).

В этот же период (1590-1600) Шекспир пишет ряд исторических хроник. Каждая из которых охватывает один из периодов английской истории.

О времени борьбы Алой и Белой розы:

  • Генрих VI (три части)
  • О предшествующем периоде борьбы между феодальными баронами и абсолютной монархией:

  • Генрих IV (две части)
  • Жанр драматической хроники свойственен только английскому Ренессансу. Скорее всего, так получилось потому, что любимым театральным жанром раннего английского средневековья были мистерии на светские мотивы. Драматургия зрелого Возрождения формировалась под их влиянием; и в драматических хрониках сохранены многие мистериальные черты: широкий охват событий, множество персонажей, свободное чередование эпизодов. Однако в отличие от мистерий, в хрониках представлена не библейская история, а история государства. Здесь, в сущности, он тоже обращается к идеалам гармонии - но гармонии именно государственной, которую видит в победе монархии над средневековой феодальной междоусобицей. В финале пьес торжествует добро; зло, как бы ни страшен и кровав был его путь, низвергнуто. Таким образом, в первый период творчества Шекспира на разных уровнях - личностном и государственном - трактуется главная ренессансная идея: достижение гармонии и гуманистических идеалов.

    В этот же период Шекспир пишет две трагедии:

    II (трагический) период (1601-1607 гг.)

    Считается трагическим периодом творчества Шекспира. Посвящен преимущественно трагедии. Именно в этот период драматург достигает вершины своего творчества:

    В них уже нет и следа гармонического ощущения мира, здесь раскрываются конфликты вечные и неразрешимые. Здесь трагедия заключена не только в столкновении личности и общества, но и во внутренних противоречиях в душе героя. Проблема выводится на общий философский уровень, причем характеры остаются необычайно многогранными и психологически объемными. При этом очень важно, что в великих трагедиях Шекспира полностью отсутствует фаталистическое отношение к року, предопределяющему трагедию. Главный акцент, как и прежде, ставится на личности героя, формирующего свою судьбу и судьбы окружающих.

    В этот же период Шекспир пишет две комедии:

    III (романтический) период (1608-1612 гг.)

    Считается романтическим периодом творчества Шекспира.

    Произведения последнего периода его творчества:

    Это - поэтические сказки, уводящие от реальности в мир мечты. Полный осознанный отказ от реализма и уход в романтическую фантазию закономерно трактуется шекспироведами как разочарование драматурга в гуманистических идеалах, признание невозможности достижения гармонии. Этот путь - от торжествующе-ликующей веры в гармонию к усталому разочарованию - фактически прошло и все мировоззрение Ренессанса.

    Театр Шекспира «Глобус»

    Несравненной мировой популярности пьес Шекспира способствовало отличное знание драматургом театра «изнутри». Практически вся лондонская жизнь Шекспира была так или иначе связана с театром, причем с 1599 - с театром «Глобус» , бывшим одним из важнейших центров культурной жизни Англии. Именно сюда в только что отстроенное здание переселилась труппа Р.Бербеджа «Слуги лорда-камергера», как раз в то время, когда Шекспир стал одним из пайщиков труппы. Шекспир играл на сцене примерно до 1603 - во всяком случае, после этого времени упоминаний о его участии в спектаклях нет. По-видимому, как актер Шекспир не пользовался особой популярностью - сохранились сведения о том, что он исполнял второстепенные и эпизодические роли. Тем не менее, сценическая школа была пройдена - работа на сцене, несомненно, помогла Шекспиру точнее понять механизмы взаимодействия актера со зрителем и секреты зрительского успеха. Зрительский успех был очень важен для Шекспира и как для театрального пайщика, и как для драматурга - и после 1603 он оставался крепко связанным с «Глобусом», на сцене которого ставились практически все написанные им пьесы. Устройство зала «Глобуса» предопределяло совмещение на одном спектакле зрителей самых разных социальных и имущественных слоев, при этом театр вмещал не менее 1500 зрителей. Перед драматургом и актерами вставала сложнейшая задача удерживать внимание разнородной аудитории. Пьесы Шекспира в максимальной степени отвечали этой задаче, пользуясь успехом у зрителей всех категорий.

    Мобильную архитектонику шекспировских пьес во многом обусловили и особенности театральной техники XVI в. - открытая сцена без занавеса, минимум реквизита, крайняя условность сценического оформления. Это заставляло концентрировать внимание на актере и его сценическом мастерстве. Каждая роль в шекспировских пьесах (часто - написанная на конкретного актера) психологически объемна и предоставляет огромные возможности ее сценической интерпретации; лексический строй речи меняется не только от пьесы к пьесе и от персонажа к персонажу, но и трансформируется в зависимости от внутреннего развития и сценических обстоятельств (Гамлет, Отелло, Ричард III и др.). Недаром множество актеров с мировыми именами блистали в ролях шекспировского репертуара.


    Славная история театра Шекспира «Глобус» началась в 1599, когда в Лондоне, отличавшемся большой любовью к театральному искусству, один за другим строились здания публичных общедоступных театров. При сооружении «Глобуса» были использованы строительные материалы , оставшиеся от разобранного здания самого первого общественного лондонского театра (он так и назывался - «Театр»). У владельцев здания, труппы знаменитых английских актеров Бербеджей, истек срок земельной аренды; вот они и решили отстроить театр на новом месте. К этому решению, несомненно, был причастен и ведущий драматург труппы - Уильям Шекспир, к 1599 ставший одним из пайщиков театра Бербеджа «Слуги лорда-камергера».

    Театры для широкой публики строились в Лондоне по преимуществу за пределами Сити, т.е. - за пределами юрисдикции лондонского муниципалитета. Это объяснялось пуританским духом городских властей, враждебно относящихся к театру вообще. «Глобус» представлял собой типичное здание общедоступного театра начала 17 в.: овальное помещение - в форме римского амфитеатра, огороженное высокой стеной, без крыши. Свое название театр получил от украшавшей его вход статуи Атланта, поддерживающего земной шар. Этот земной шар («глобус») был опоясан лентой со знаменитой надписью: «Весь мир лицедействует» (лат. Totus mundus agit histrionem; более известный перевод: «Весь мир - театр»).

    Сцена примыкала к задней части здания; над ее глубинной частью возвышалась верхняя сценическая площадка, т.н. «галерея»; еще выше находился «домик» - строение с одним или двумя окнами. Таким образом, в театре было четыре места действия: просцениум, глубоко вдававшийся в зал и окруженный публикой с трех сторон, на котором разыгрывалась основная часть действия; глубинная часть сцены под галереей, где разыгрывались интерьерные сцены; галерея, которая использовалась для изображения крепостной стены или балкона (здесь появлялся призрак отца Гамлета или шла известная сцена на балконе в Ромео и Джульетте); и «домик», в окнах которого тоже могли показываться актеры. Это позволяло выстраивать динамичное зрелище, закладывая уже в драматургию разнообразные места действия и меняя точки зрительского внимания, - что помогало поддерживать интерес к происходящему на площадке. Это было чрезвычайно важно: не нужно забывать, что внимание зрительного зала не поддерживалось никакими вспомогательными средствами - спектакли шли при дневном свете, без занавеса, под непрерывный гул публики, оживленно обменивавшейся впечатлениями в полный голос.

    Зрительный зал «Глобуса» вмещал, по разным источникам, от 1200 до 3000 зрителей. Точную вместимость зала установить невозможно - сидячие места для основной массы простолюдинов предусмотрены не были; они теснилась в партере, стоя на земляном полу. Привилегированные зрители располагались с некоторыми удобствами: по внутренней стороне стены шли ложи для аристократии, над ними помещалась галерея для зажиточных. Самые богатые и знатные сидели по бокам сцены, на переносных трехногих табуретах. Никаких дополнительных удобств для зрителей (включая туалеты) не было; физиологические нужды при необходимости справлялись запросто, по ходу спектакля - прямо в зрительном зале. Поэтому отсутствие крыши можно было расценивать скорее как благо, нежели как недостаток - приток свежего воздуха не давал задохнуться преданным поклонникам театрального искусства.

    Впрочем, подобная простота нравов вполне отвечала тогдашним правилам этикета, и театр «Глобус» очень скоро стал одним из главных культурных центров Англии: на его сцене ставились все пьесы Уильяма Шекспира и других выдающихся драматургов эпохи возрождения.

    Однако в 1613, во время премьеры шекспировского Генриха VIII, в театре случился пожар: искра от сценического пушечного выстрела попала в соломенную крышу над глубинной частью сцены. Исторические свидетельства утверждают, что жертв при пожаре не было, но здание сгорело дотла. Конец «первого Глобуса» символически ознаменовал собой смену литературно-театральных эпох: примерно к этому времени Уильям Шекспир перестал писать пьесы.


    Письмо о пожаре в «Глобусе»

    "А теперь я развлеку тебя рассказом о том, что случилось на этой неделе в Бэнксайде. Актеры Его Величества играли новую пьесу под названием «Все истинно» (Генрих VIII), представляющую основные моменты правления Генриха VIII. Постановка была оформлена с необычайной пышностью, и даже покрытие на сцене было удивительно красиво. Рыцари орденов Георгия и Подвязки, стражники в расшитых мундирах и прочее -всего хватало с лихвой, чтобы сделать величие узнаваемым, если не смехотворным. Итак, король Генрих устраивает маску в доме кардинала Вулси: он появляется на сцене, раздается несколько приветственных выстрелов. Одна из пуль, по-видимому, застряла в декорациях - и тут все произошло. Сначала был виден лишь небольшой дымок, на который зрители, увлеченные тем, что происходило на сцене, не обратили никакого внимания; но через какую-то долю секунды огонь перекинулся на крышу и стал стремительно распространяться, уничтожив менее чем за час всю постройку до основания. Да, то были гибельные мгновения для этого добротного строения, где и сгорели-то всего лишь дерево, солома да несколько тряпок. Правда, на одном из мужчин загорелись брюки, и он мог запросто поджариться, но он (благодарение небесам!) вовремя догадался потушить пламя с помощью эля из бутылки."

    Сэр Генри Уоттон


    Вскоре здание было отстроено заново, уже из камня; соломенное перекрытие над глубинной частью сцены было заменено черепичным. Труппа Бербеджа продолжала играть во «втором Глобусе» до 1642, пока пуританским парламентом и лордом-протектором Кромвелем не был издан указ о закрытии всех театров и запрещении каких бы то ни было театральных увеселений. В 1644 пустовавший «второй Глобус» был перестроен в помещение под сдачу в аренду. История театра прервалась более чем на три века.

    Идея современной реконструкции театра «Глобус» принадлежит, как ни странно, не англичанам, а американскому актеру, режиссеру и продюсеру Сэму Уанамейкеру (Sam Wanamaker). Он приехал в Лондон впервые в 1949, и около двадцати лет вместе со своими единомышленниками по крупицам собирал материалы о театрах Елизаветинской эпохи. К 1970 Уанамейкер основал Трастовый Фонд Шекспировского Глобуса, предназначенный для реконструкции утраченного театра, создания в нем образовательного центра и постоянной выставочной экспозиции. Работа над этим проектом продолжалась более 25 лет; сам Уанамейкер умер в 1993, почти за четыре года до открытия реконструированного «Глобуса». Ориентиром для воссоздания театра стали раскопанные фрагменты фундамента старого «Глобуса», а также - близлежащего театра «Роза», где ставились шекспировские пьесы в «до глобусовские» времена. Новое здание построено из древесины «зеленого» дуба, обработанного в соответствии с традициями 16 в. и расположено почти на том же месте, что и прежде - от старого «Глобуса» новый отстоит метров на 300. Бережная реконструкция внешнего вида сочетается с современным техническим оснащением здания.

    Новый «Глобус» был открыт в 1997 под названием «Шекспировский театр "Глобус"». Поскольку, согласно историческим реалиям, новое здание выстроено без крыши, спектакли в нем проходят только весной и летом. Однако экскурсии в старейшем лондонском театре «Глобус» проводят ежедневно. Уже в нынешнем веке рядом с восстановленным «Глобусом» открыт тематический парк-музей, посвященный Шекспиру. Там размещена самая большая в мире выставочная экспозиция, посвященная великому драматургу; для посетителей организованы разнообразные тематические увеселительные мероприятия: здесь можно попробовать самому написать сонет; посмотреть бой на мечах, и даже принять участие в постановке шекспировской пьесы.

    Язык и сценические средства Шекспира

    Вообще язык драматургических произведений Шекспира необычайно богат: по исследованиям филологов и литературоведов, его словарь насчитывает более 15000 слов. Речь персонажей изобилует всевозможными тропами - метафорами, аллегориями, перифразами и т.д. Драматург использовал в своих пьесах множество форм лирической поэзии XVI в. - сонет, канцону, альбу, эпиталаму и др. Белый стих, которым в основном написаны его пьесы, отличается гибкостью и естественностью. Этим обусловлена огромная притягательность творчества Шекспира для переводчиков. В частности, в России к переводам шекспировских пьес обращались множество мастеров художественного текста - от Н.Карамзина до А.Радловой, В.Набокова, Б.Пастернака, М.Донского и др.

    Минимализм сценических средств Ренессанса позволил драматургии Шекспира органично влиться в новый этап развития мирового театра, датируемый началом 20 в. - театра режиссерского, ориентированного не на отдельные актерские работы, а на общее концептуальное решение спектакля. Невозможно перечислить даже общие принципы всех многочисленных шекспировских постановок - от подробной бытовой трактовки до крайней условно-символической; от фарсово-комедийной до элегически-философской или мистериально-трагедийной. Любопытно, что пьесы Шекспира до сих пор ориентированы на зрителей практически любого уровня - от эстетствующих интеллектуалов до невзыскательной зрительской аудитории. Этому, наряду со сложной философской проблематикой, способствуют и запутанная интрига, и калейдоскоп различных сценических эпизодов, перемежающих патетические сцены с комедийными, и включение в основное действие поединков, музыкальных номеров и т.д.

    Драматургические произведения Шекспира стали основой и многих спектаклей музыкального театра (оперы Отелло, Фальстаф (по Виндзорским насмешницам) и Макбет Д.Верди; балет Ромео и Джульетта С.Прокофьева и мн. другие).

    Уход Шекспира

    Примерно в 1610 Шекспир покинул Лондон и возвратился в Стратфорд-на-Эйвоне. До 1612 не терял связи с театром: в 1611 написана Зимняя сказка, в 1612 - последнее драматургическое произведение, Буря. Последние годы жизни отошел от литературной деятельности, и жил тихо и незаметно в кругу семьи. Вероятно, это было связано с тяжелой болезнью - на это указывает сохранившееся завещание Шекспира, составленное явно наспех 15 марта 1616 и подписанное изменившимся почерком. 23 апреля 1616 в Стратфорде-на-Эйвоне скончался самый знаменитый драматург всех времен и народов.

    Влияние творчества Шекспира на мировую литературу

    Влияние образов, созданных Уильямом Шекспиром, на мировую литературу и культуру, сложно переоценить. Гамлет, Макбет, король Лир, Ромео и Джульетта – эти имена давно уже стали нарицательными. Их используют не только в художественных произведениях, но и в обычной речи как обозначение какого-либо человеческого типа. Для нас Отелло – ревнивец, Лир – родитель, обездоленный наследниками, которых он сам и облагодетельствовал, Макбет - узурпатор власти, а Гамлет – личность, которую разрывают внутренние противоречия.

    Шекспировские образы оказали огромное влияние и на русскую литературу XIX века. К пьесам английского драматурга обращались И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и другие писатели. В XX веке усилился интерес к внутреннему миру человека и мотивы и герои шекспировских произведений вновь волновали поэтов. Мы находим их у М. Цветаевой, Б. Пастернака, В. Высоцкого.

    В эпоху классицизма и Просвещения за Шекспиром признавали способность следовать "природе", но осуждали за незнание "правил": "гениальным варваром" называл его Вольтер. Английская просветительская критика ценила жизненную правдивость Шекспира. В Германии на недосягаемую высоту Шекспира подняли И. Гердер и Гёте (этюд Гёте "Шекспир и несть ему конца", 1813-1816). В период романтизма понимание творчества Шекспира углубляют Г. Гегель, С. Т. Кольридж, Стендаль, В. Гюго.

    В России Шекспир впервые упомянут в 1748 году А. П. Сумароковым, однако и во 2-й половине XVIII века Шекспира в России знают ещё мало. Фактом русской культуры Шекспир становится в 1-й половине XIX века: к нему обращаются писатели, связанные с движением декабристов (В. К. Кюхельбекер, К. Ф. Рылеев, А. С. Грибоедов, А. А. Бестужев и др.), А. С. Пушкин, видевший главные достоинства Шекспира в его объективности, правде характеров и "верном изображении времени" и развивавший традиции Шекспира в трагедии "Борис Годунов". В борьбе за реализм русской литературы на Шекспира опирается и В. Г. Белинский. Значение Шекспира особенно возросло в 30-50-е годы 19 века. Проецируя на современность шекспировские образы, А. И. Герцен, И. А. Гончаров и др. помогали глубже осмыслить трагизм времени. Заметным событием стала постановка "Гамлета" в переводе Н. А. Полевого (1837) с П. С. Мочаловым (Москва) и В. А. Каратыгиным (Петербург) в главной роли. В трагедии Гамлета В. Г. Белинский и другие передовые люди эпохи увидели трагедию своего поколения. Образ Гамлета привлекает внимание И. С. Тургенева, разглядевшего в нём черты "лишних людей" (ст. "Гамлет и Дон-Кихот", 1860), Ф. М. Достоевского.

    Параллельно с осмыслением творчества Шекспира в России углублялось и расширялось знакомство с самими произведениями Шекспира. В 18 - начале 19 веков переводились в основном французские переделки Шекспира. Переводы 1-й половины 19 века грешили либо буквализмом ("Гамлет" в пер. М. Вронченко, 1828), либо излишней вольностью ("Гамлет" в переводе Полевого). В 1840-1860 переводы А. В. Дружинина, А. А. Григорьева, П. И. Вейнберга и др. обнаружили попытки научного подхода к решению задач художественного перевода (принцип языковой адекватности и т.п.). В 1865-1868 годах под редакцией Н. В. Гербеля вышло первое "Полное собрание драматических произведений Шекспира в переводе русских писателей". В 1902-1904 годах под редакцией С. А. Венгерова было осуществлено второе дореволюционное Полное собрание сочинений Шекспира.

    Традиции передовой русской мысли продолжило и развило советское шекспироведение на основе глубоких обобщений, сделанных К. Марксом и Ф. Энгельсом. В начале 20-х годов лекции о Шекспире читал А. В. Луначарский. На первый план выдвигается искусствоведческий аспект изучения шекспировского наследия (В. К. Мюллер, И. А. Аксёнов). Появляются историко-литературные монографии (А. А. Смирнов) и отдельные проблемные работы (М. М. Морозов). Значительный вклад в современную науку о Шекспире представляют работы А. А. Аникста, Н. Я. Берковского, монография Л. Е. Пинского. Своеобразно осмысляют природу творчества Шекспира кинорежиссёры Г. М. Козинцев, С. И. Юткевич.

    Критикуя аллегории и пышные метафоры, гиперболы и непривычные сравнения, "ужасы и шутовство, рассуждения и эффекты" - характерные черты стиля шекспировских пьес, Толстой принял их за приметы исключительного искусства, обслуживающего запросы "высшего сословия" общества. Толстой в то же время указывает и на многие достоинства пьес великого драматурга: его замечательное "умение вести сцены, в которых выражается движение чувств", необыкновенную сценичность его пьес, их подлинную театральность. В статье о Шекспире содержатся глубокие суждения Толстого о драматическом конфликте, характерах, развитии действия, о языке персонажей, о технике построения драмы и т. д.

    Он говорил: "Вот я себе позволял порицать Шекспира. Но ведь у него всякий человек действует; и всегда ясно, почему он поступает именно так. У него столбы стояли с надписью: лунный свет, дом. И слава богу, потому что все внимание сосредоточивалось на существе драмы, а теперь совершенно наоборот". Толстой, "отрицавший" Шекспира, ставил его выше драматургов - своих современников, создававших бездейственные пьесы "настроений", "загадок", "символов".

    Признав, что под влиянием Шекспира развивалась вся мировая драматургия, не имеющая "религиозного основания", Толстой отнес к ней и свои "театральные пьесы", заметив при этом, что они были написаны "случайно". Так, критик В. В. Стасов, восторженно встретивший появление его народной драмы "Власть тьмы", находил, что она написана с шекспировский мощью.

    В 1928 году по впечатлениям от прочтения шекспировского "Гамлета" М. И. Цветаева пишет три стихотворения: "Офелия - Гамлету", "Офелия в защиту королевы" и "Диалог Гамлета с совестью".

    Во всех трех стихотворениях Марины Цветаевой можно выделить единый мотив, превалирующий над другими: мотив страсти. Причем в роли носительницы идей "горячего сердца" выступает Офелия, которая у Шекспира предстает образцом добродетели, чистоты и невинности. Она становится ярой защитницей королевы Гертруды и даже отождествляется со страстью.

    С середины 30-х годов 19 века Шекспир занимает большое место в репертуаре русского театра. П. С. Мочалов (Ричард III, Отелло, Лир, Гамлет), В. А. Каратыгин (Гамлет, Лир) - прославленные исполнители шекспировских ролей. Свою школу их театрального воплощения - сочетание сценического реализма с элементами романтики - создал во 2-й половине 19 - начале 20 веков московский Малый театр, выдвинувший таких выдающихся интерпретаторов Шекспира, как Г. Федотова, А. Ленский, А. Южин, М. Ермолова. В начале 20 века к шекспировскому репертуару обращается МХАТ ("Юлий Цезарь", 1903, постановка Вл. И. Немировича-Данченко при участии К. С. Станиславского; "Гамлет", 1911, постановка Г. Крэга; Цезарь и Гамлет - В. И. Качалов

    А так же:

    Уильям Шекспир - выдающийся драматург, один из самых знаменитых в мире, поэт, - был уроженцем г. Стратфорд-на-Эйвоне. Здесь, в графстве Уорикшир, он появился на свет в 1564 г. Дата рождения его неизвестна. Принято считать, что это 23 апреля, зато день крещения, 26 апреля, установлен достоверно. Его отцом был зажиточный ремесленник, уважаемый в городе человек, а мать – представительницей старинного саксонского семейства.

    На протяжении 1569-1571 гг. Шекспир был учащимся младшей школы, позднее – средней школы в Стратфорде. Она отличалась приличным уровнем образования, однако доподлинно неизвестно, закончил ее Уильям или нет, – скорее всего, ему пришлось в связи с семейными финансовыми затруднениями оставить занятия и помогать отцу. 18-летним юношей Уильям женился на забеременевшей Энн Хатауэй, которая была на 8 лет старше его; заключив брак , молодые спаслись от бесчестия и наказания. В 1583 г. у Четы Шекспиров появилась дочь, еще через 2 года - пара разнополых близнецов. Шекспир покинул Стратфорд во 2-ой половине 80-ых гг. и переехал в Лондон.

    Период биографии Шекспира, затрагивающий последующие годы, принято называть темными, или утраченными, годами, т.к. о его жизни в это время сведения отсутствуют. Принято считать, что переезд в Лондон состоялся ориентировочно в 1587 г., но есть и другие версии. Как бы там ни было, в 1592 г. Шекспир уже являлся автором исторической хроники «Генрих VI».

    На протяжении 1592-1594 гг. театры английской столицы были закрыты в связи с эпидемией чумы. Чтобы заполнить образовавшуюся паузу, Шекспир пишет пьесы, в частности, «Укрощение строптивой», трагедию «Тит Андроник», поэмы «Лукреция» и «Венера и Адонис». Также в период с 1594 по 1600 г. Шекспир пишет большое количество сонетов. Все это делает его известным литератором. Когда театры открылись, в 1594 г. Шекспир входит в новый состав - т.н. труппу слуги лорда-камергера, названную в честь ее покровителя. Шекспир являлся не только актером, но и пайщиком.

    На протяжении 1595-1596 гг. были написаны знаменитая трагедия «Ромео и Джульетта», а также «Венецианский купец» - комедия, впоследствии впервые названная «серьезной». Если раньше авторами пьес для театра являлись «университетские умы», то к этому времени их роль оказалась утраченной: кто-то перестал писать, кто-то умер. На смену им пришел Шекспир, ознаменовав этим самым новую эпоху в развитии театрального искусства.

    В 1599 г. происходит еще одно значимое событие в биографии Шекспира – открытие театра «Глобус», в котором он был актером, главным драматургом и одним из владельцев. Через год после этого увидел свет знаменитый «Гамлет», открывающий период «великих трагедий», к которым относятся «Отелло», «Король Лир», «Макбет». Комедии, написанные в это время, также имели гораздо более серьезное, а порой и пессимистичное содержание. В этот же период жизни Шекспир стал дворянином, приобрел в Стратфорде большой, второй по площади в городе, дом.

    После смерти в 1603 г. королевы Елизаветы и прихода к власти Якова I король сам становится покровителем труппы лорда камергера. 1606-ой стал точкой отсчета для последнего периода в литературной деятельности Шекспира, ознаменованного, в частности, созданием трагедий на основе сюжетов античности («Кориолан», «Антоний и Клеопатра»), а также романтических трагикомедий «Буря», «Зимняя сказка» и др.

    Примерно в 1612 г. Шекспир, чья карьера развивалась весьма удачно, неожиданно для всех уехал из столицы и возвратился в Стратфорд, к семье. Исследователи предполагают, что причиной столь кардинального шага была тяжелая болезнь. В марте 1616 г. Шекспир составляет свое знаменитое завещание, впоследствии создавшее почву для т.н. шекспировского вопроса, рассматривающего проблему авторства его произведений и самой его личности. 3 мая 1616 г. один из величайших драматургов мира скончался; его похоронили на окраине родного города в церкви св. Троицы.

    При жизни сочинения Уильяма Шекспира публиковались лишь в отдельном виде, иногда в виде сборников (сонеты). Первое полное собрание сочинений силами друзей было подготовлено и опубликовано в 1623 г. В так называемый шекспировский канон вошли 37 пьес; при жизни драматурга увидели свет лишь 18 из них. Его творчество ознаменовало собой окончание процесса создания английского языка и культуры, подвело черту под европейским Возрождением. До нашего дня его пьесы являются неотъемлемой частью, основой репертуара театров всего мира. В век новых технологий почти вся шекспировская драматургия была экранизирована.

    В этой эксклюзивной подробной статье, вы узнаете все дошедшие до нас факты о жизни каждого члена семьи Уильяма Шекспира, начиная с его прадеда и заканчивая его внуками и внучками. Также вашему вниманию представлено генеалогическое древо драматурга. Статья написана на основе достоверного источника информации. Надеемся, она окажется вам полезной.

    РОДСТВЕННИКИ УИЛЬЯМА ШЕКСПИРА

    Шекспир, Ричард (дата жизни неизвестна) – дед Уильяма по отцовской линии. Был фермером, жившим в деревне Сниттерфилд и имевшем два надела земли. Деревня находилась в четырех милях от Стратфорда, города в котором родился Уильям. Ричард Шекспир арендовал землю у отца Мэри Арден, будущей невесты его сына Джона и матери знаменитого драматурга. Второго сына Ричарда звали Генри. Ричард оставил по завещанию сумму 38 фунтов 17 шиллингов и 0 пенсов, что для его положения и возраста считалось скромным достатком. Время от времени он платил штрафы за неявку в суд поместья и за то, что плохо смотрел за скотиной и держал в ярме свинью, но в маленьком сообществе Сниттерфилда он имел известный вес. Его друг по Стратфорду Томас Этвуд завещал ему несколько быков.

    Роберт Арден (дата жизни неизвестна) – дед Уильяма по материнской линии. Был богатым землевладельцем, ему принадлежали две фермы и более 150 акров земли. Роберт Арден был, по существу, самым состоятельным фермером и крупнейшим землевладельцем в Уилмкоте (место неподалеку от Стратфорда-на-Эйвоне). Сохранилась опись его владений. Среди них и фермерский дом в Сниттерфилде, где жил Ричард Шекспир с семьей, и дом в Уилмкоте. У Роберта было семеро дочерей, включая Мэри.

    Шекспир, Генри (дата рождения неизвестна) – дядя Уильяма , младший брат Джона Шекспира. Продолжил семейное дело и остался фермером в Сниттерфилде: он арендовал землю для фермы в Сниттерфилде и в соседнем приходе. О нем известно немногое. На Генри был наложен штраф за нападение на одного из близких родственников - мужа одной из сестер Мэри Арден, а в восемьдесят с небольшим он был отлучен от Церкви за неуплату десятины. Его также штрафовали за нарушение «Закона о шапках», иными словами, он отказывался носить шерстяную шапку по воскресеньям. Его штрафовали много раз за разные проступки и неоднократно сажали в тюрьму за долги и правонарушения. Несмотря на свою репутацию вечного несостоятельного должника, Генри умел копить деньги и беречь их. Свидетель, присутствовавший при его смерти, показал, что «в его сундуках было множество денег»; амбары также были полны зерна и сена «на большую сумму».

    Арден, Мэри (Arden, Mary, 1608) - мать Уильяма , младшая дочь Роберта Ардена. Вышла замуж за Джона Шекспира в 1557 г. Из всей родни ей одной был оставлен определенный надел земли по завещанию отца: «вся земля в Уилмкоте, зовущаюся Эсбис, и весь урожай с нее после сева и пахоты». Мэри была здоровой и сильной, родила много детей и дожила до шестидесяти восьми лет. Знала ли она грамоту, неизвестно, но ее подпись отличается четкостью и даже изяществом. Во всяком случае, держать в руках перо она умела. Мэри Арден умерла в последние дни лета 1608 г., когда Уильям Шекспир еще не закончил «Кориолана», и 9 сентября была похоронена в приходской церкви. Она пережила мужа и четверых детей.

    Хатауэй, Анна (Hathaway, Anne, 1555(1556)-1623) - жена Уильяма , обвенчалась с ним 27 ноября 1582 г. В браке родила троих детей - Сюзанну и близнецов Гамнета и Джудит. Анна родилась в семье землевладельцев из Шоттери - поселения, расположенного поблизости от Стратфорда-на-Эйвоне, но жила в Хьюленде, фермерском доме елизаветинской постройки. Дом этот был куплен ее братом, с конца XVIII в. он известен как коттедж Анны Хатауэй. Она была старшей дочерью в семье, и на ней лежала забота о младших детях. Анна была на восемь лет старше Уильяма - в год женитьбы ему исполнилось восемнадцать, ей - двадцать шесть. Этот союз был необычен: в шестнадцатом веке женились на женщинах младше себя. Мы не знаем, умела ли Анна Хатауэй читать и писать. Вряд ли что-то могло подтолкнуть ее к обучению, во всяком случае, 90 процентов женского населения Англии того времени были неграмотными. Анна была ко времени женитьбы на четвертом месяце беременности. В то время добрачное сожительство не было чем-то необычным, главное было провести обряд помолвки, а свадьбу можно было отложить «на потом». Их стратфордские соседи женились таким же образом. Отец оставил Анне Хатауэй 6 фунтов 13 шиллингов и 4 пенса - сумму, равную годовому заработку кузнеца или мясника, что было вполне достаточно для приданого. О взаимоотношениях Шекспира с женой практически ничего не известно. По-видимому, Анна жила в Стратфорде, пока Уильям работал в Лондоне, хотя он не оставлял своих дел в родном городе и, вероятно, время от времени приезжал домой. Уильям переехал в Лондон практически сразу после рождения близнецов, что толкнуло его на такой шаг оставить свою семью неизвестно. В своем завещании он почти ни словом не обмолвился о жене, но Анна Шекспир так и так имела право на треть его имущества, а потому не было особых причин упоминать ее в официальном документе, он озаботился одной деталью. Запоздалая мысль, добавленная во второй вариант завещания, звучит так: «Я оставляю моей жене вторую свою лучшую кровать и прочую мебель». Эта подробность послужила причиной многочисленных обсуждений, в центре которых оказался жгучий вопрос: почему Шекспир не оставил жене свою «лучшую» кровать. На самом деле «лучшая» кровать в доме обычно предназначалась гостям. «Вторая лучшая кровать» была та, которой пользовалась супружеская пара, и вернее всего рассматривать ее как свидетельство их союза. По формулировке одного историка культуры, брачная кровать олицетворяла «брак, супружескую верность, самовосприятие» и являлась «исключительно важным предметом в доме». Эта кровать, собственно говоря, могла быть фамильной ценностью с фермы семьи Хатауэй в Шоттери. Тот факт, что он добавил этот пункт в завещание после дополнительного раздумья, указывает на его благие намерения. Вряд ли он хотел в последнюю минуту унизить свою жену, хотя некоторые биографы драматурга склонны рассматривать это как насмешку. Довольно интересно, однако, что, упоминая о жене, он не чувствовал ни малейшей необходимости использовать традиционные для завещания фразы «преданная» или «горячо любимая»; он не нуждался в общепринятой сентиментальности или не любил ее. Он также не назначил жену своей душеприказчицей и вместо этого оставил все в руках дочери. Следовательно, можно предположить, что Анна Шекспир могла быть к тому времени в каком-то смысле недееспособной. Анна умерла 6 августа 1623 г. и похоронена в церкви Св. Троицы рядом с мужем. Надпись на надгробной плите гласит, что она умерла «в возрасте 67 лет». Это единственное сохранившееся указание на дату ее рождения.

    Умнее других женщин, но если бы только это!
    Достойна небес была мудрость доброй миссис Холл.
    Первое в ней - от Шекспира,
    Но второе - всецело от того, с кем она теперь
    пребывает в блаженстве.
    Так неужели, прохожий, тебе жаль слезинки
    Оплакать ту, что плакала вместе со всеми?
    Плакала и все-таки старалась ободрить,
    Сердечно утешая.
    Ее любовь живет, ее милосердие длится,
    А ты, прохожий, не прольешь и слезинки.

    ВНУКИ ШЕКСПИРА

    Обе дочери Шекспира имели детей. Одну внучку Элизабет подарила младшая дочь Уильяма Сюзанна Хол. Двоих внуков Ричарда и Томаса подарила старшая, Джудит Куини, к сожалению, ее первенец умер еще в младенчестве (имя неизвестно). Элизабет была замужем два раза, детей у нее не было, она умерла в возрасте 68 лет. Ричард умер в 21 год, Томас в 19 лет, причины их смерти неизвестны.

    ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО ШЕКСПИРА

    Источники: книги «Шекспир. Биография» Питера Акройда и «Шекспировская энциклопедия», в редакции Стэнли Уэллса при участии Джеймса Шоу (в переводе А. Шульгата).

    Копирование данного материала в любой форме запрещено. Ссылка на сайт приветствуется. По всем вопросам обращайтесь: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или в