Творчество франца шуберта кратко самое главное. Краткая биография шуберта франца. Успех или иллюзия

В возрасте одиннадцати лет Франц был принят в Конвикт - придворную капеллу, где, кроме пения, изучал игру на многих инструментах и теорию музыки (под руководством Антонио Сальери). Оставив капеллу в г., Шуберт устроился преподавателем в школу. Изучал преимущественно Глюка , Моцарта и Бетховена . Первые самостоятельные произведения - оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор - он написал в г.

Почему Шуберт не завершил симфонию?

Иногда обыкновенному человеку трудно по­нять тот образ жизни, который ведут творческие люди: писатели, композиторы, художники. Их труд иного рода, чем работа ремесленников или счетоводов.

Франц Шуберт, австрийский композитор, прожил всего 31 год, но написал более 600 песен, много прекрасных симфоний и сонат, большое количест­во хоров и камерной музыки. Он трудился очень напряженно.

Но издатели его музыки платили ему мало. Нехватка денег все время преследовала его.

Точная дата, когда Шуберт сочинил Восьмую Симфонию си минор (Неоконченную) неизвест­на. Она была посвящена музыкальному обществу Австрии, и Шуберт представил две ее части в 1824 году.

Рукопись пролежала более 40 лет, пока ее не обнаружил венский дирижер и не исполнил ее на концерте.

Навсегда осталось тайной самого Шуберта, по­чему он не завершил Восьмую симфонию. Ка­жется, он был намерен довести ее до логического конца, первые скерцо были полностью закончены, а ос­тальные обнаружены в набросках. С этой точки зрения "Неоконченная" симфония - вполне законченное произведение, так как круг образов и их развитие исчерпывает себя в пределах двух частей.

Сочинения

Октет. Автограф Шуберта.

  • Оперы - Альфонсо и Эстрелла (1822; постановка 1854, Веймар), Фьерабрас (1823; постановка 1897, Карлсруэ), 3 незавершённые, в т. ч. Граф фон Гляйхен, и др.;
  • Зингшпили (7), в т. ч. Клаудина фон Вилла Белла (на текст Гёте, 1815, сохранился первый из 3 актов; постановка 1978, Вена), Братья-близнецы (1820, Вена), Заговорщики, или Домашняя война (1823; постановка 1861, Франкфурт-на-Майне);
  • Музыка к пьесам - Волшебная арфа (1820, Вена), Розамунда, княгиня Кипрская (1823, там же);
  • Для солистов, хора и оркестра - 7 месс (1814-28), Немецкий реквием (1818), магнификат (1815), оффертории и другие духовые сочинения, оратории, кантаты, в т. ч. Победная песнь Мирьям (1828);
  • Для оркестра - симфонии (1813; 1815; 1815; Трагическая, 1816; 1816; Малая до мажор, 1818; 1821, незавершённая; Неоконченная, 1822; Большая до мажор, 1828), 8 увертюр;
  • Камерно-инструментальные ансамбли - 4 сонаты (1816-17), фантазия (1827) для скрипки и фортепиано; соната для арпеджионе и фортепиано (1824), 2 фортепианных трио (1827, 1828?), 2 струнных трио (1816, 1817), 14 или 16 струнных квартетов (1811-26), фортепианный квинтет Форель (1819?), струнный квинтет (1828), октет для струнных и духовых (1824) и др.;
  • Для фортепиано в 2 руки - 23 сонаты (в т. ч. 6 незавершённых; 1815-28), фантазия (Скиталец, 1822, и др.), 11 экспромтов (1827-28), 6 музыкальных моментов (1823-28), рондо, вариации и другие пьесы, свыше 400 танцев (вальсы , лендлеры , немецкие танцы, менуэты, экосезы, галопы и др.; 1812-27);
  • Для фортепиано в 4 руки - сонаты, увертюры, фантазии, Венгерский дивертисмент (1824), рондо, вариации, полонезы, марши и др.;
  • Вокальные ансамбли для мужских, женских голосов и смешанных составов с сопровождением и без сопровождения;
  • Песни для голоса с фортепиано , (более 600) в т. ч. циклы Прекрасная мельничиха (1823) и Зимний путь (1827), сборник Лебединая песня (1828).

См. также

Библиография

  • Конен В. Шуберт. - изд. 2-е, доп. - М.: Музгиз, 1959. - 304 с. (Наиболее подходит для начального ознакомления с жизнью и творчеством Шуберта)
  • Вульфиус П. Франц Шуберт: Очерки жизни и творчества. - М.: Музыка, 1983. - 447 с., ил., нот. (Семь очерков о жизни и творчестве Ш. Содержит самый подробный на русском языке указатель сочинений Шуберта)
  • Хохлов Ю. Н. Песни Шуберта: Черты стиля. - М.: Музыка, 1987. - 302 с., нот. (Исследуется творческий метод Ш. на материале его песен, даётся характеристика его песенного творчества. Содержит список из более 130 названий работ о Шуберте и его песенном творчестве)
  • Alfred Einstein: Schubert. Ein musikalisches Portrit, Pan-Verlag, Zrich 1952 (als E-Book frei verfügbar bei http://www.musikwissenschaft.tu-berlin.de/wi)
  • Peter Gülke: Franz Schubert und seine Zeit, Laaber-Verlag, Laaber 2002, ISBN 3-89007-537-1
  • Peter Härtling: Schubert. 12 moments musicaux und ein Roman, Dtv, München 2003, ISBN 3-423-13137-3
  • Ernst Hilmar: Franz Schubert, Rowohlt, Reinbek 2004, ISBN 3-499-50608-4
  • Kreissle, «Franz Schubert» (Вена, 1861);
  • Von Helborn, «Franz Schubert»;
  • Rissé, «Franz Schubert und seine Lieder» (Ганновер, 1871);
  • Aug. Reissmann, «Franz Schubert, sein Leben und seine Werke» (Б., 1873);
  • H. Barbedette, «F. Schubert, sa vie, ses oeuvres, son temps» (П., 1866);
  • M-me A. Audley, «Franz Schubert, sa vie et ses oeuvres» (П., 1871).

Ссылки

  • Каталог сочинений Шуберта, незавершенная восьмая симфония (англ.)
  • НОТЫ (!)118.126Мб, PDF-формат Полное собрание вокальных сочинений Шуберта в 7 частях в Нотном архиве Бориса Тараканова
  • Франц Шуберт: Ноты произведений на International Music Score Library Project

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Франц фон Зиккинген
  • Франц фон Хиппер

Смотреть что такое "Франц Шуберт" в других словарях:

    Франц Шуберт (значения) - Франц Шуберт: Франц Шуберт великий австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке. (3917) Франц Шуберт типичный астероид главного пояса, названный в честь австрийского композитора Франца Шуберта … Википедия

    (3917) Франц Шуберт - У этого термина существуют и другие значения, см. Франц Шуберт (значения). (3917) Франц Шуберт Открытие Первооткрыватель Фреймут Борнген (англ.) Дата обнаружения 15 февраля 1961 Эпоним Франц Шуберт … Википедия

    Франц Петер Шуберт - Franz Peter Schubert Литография Йозефа Крихубера Дата рождения 31 января 1797 Место рождения Вена Дата смерти … Википедия

Очень интересна для изучения биография Шуберта. Он родился 31 января 1797 года в пригороде Вены. Отец его работал школьным учителем, был очень трудолюбивым и порядочным человеком. Старшие сыновья выбрали отцовскую стезю, такой же путь был уготован Францу. Однако в их доме любили и музыку. Итак, краткая биография Шуберта...

Отец обучал Франца играть на скрипке, брат - на клавире, церковный регент преподавал ему теорию и учил игре на органе. Скоро домочадцам стало ясно, что Франц необычайно одарен, поэтому в 11 лет он начинает учиться в церковно-певческой школе. Там был свой оркестр, в котором играли ученики. Вскоре уже Франц исполнял партию первой скрипки и даже дирижировал.

В 1810 парень пишет первое сочинение, и становится ясно, что Шуберт - композитор. Биография его говорит, что страсть к музыке в нем настолько усилилась, что со временем вытеснила другие интересы. Юноша бросил школу через пять лет, вызвав гнев отца. Биография Шуберта повествует, что, уступая отцу, он поступает в учительскую семинарию, а потом работает помощником учителя. Однако все надежды отца сделать из Франца человека с хорошим и надежным заработком оказались тщетны.

Биография Шуберта в период с 1814 по 1817 годы - одна из самых активных фаз его творчества. По окончании этого времени он уже автор 7 сонат, 5 симфоний и примерно 300 песен, которые у всех на слуху. Казалось бы, ещё немного - и успех гарантирован. Франц бросает службу. Отец приходит в ярость, оставляет его без средств и рвет все отношения.

Биография Шуберта повествует, что ему приходилось жить у друзей. Среди них были поэты, художники. Именно в этот период проводятся знаменитые «шубертиады», то есть вечера, посвященные музыке Франца. В кругу друзей он играл на фортепиано, сочиняя музыку на ходу. Однако это были трудные годы. Шуберт жил в неотапливаемых комнатушках и давал ненавистные уроки, чтобы не умереть с голоду. Из-за нищеты Франц не смог жениться - любимая девушка предпочла ему состоятельного кондитера.

Биография Шуберта свидетельствует, что в 1822-м он написал одно из самых лучших своих творений - «Неоконченную симфонию», а затем цикл произведений «Прекрасная мельничиха». На какое-то время Франц вернулся в семью, но через два года снова ушел. Наивный и доверчивый, он не был приспособлен к самостоятельной жизни. Шуберт часто становился жертвой обмана своих издателей, которые откровенно на нем наживались. Автор огромной и замечательной коллекции песен, которые были очень популярны среди бюргеров ещё при его жизни, еле

Шуберт не был музыкантом-виртуозом, как Бетховен или Моцарт, и мог выступать лишь как аккомпаниатор своих мелодий. Симфонии так и не были исполнены при жизни композитора. Кружок «Шубертиада» распался, друзья обзавелись семьями. Он не умел просить, а унижаться перед влиятельными личностями не желал.

Франц совсем отчаялся и считал, что, возможно, в старости ему придется просить подаяние, однако он ошибался. Композитор не знал, что старости у него не будет. Но, несмотря на все это, его творческая активность не ослабевает, и даже наоборот: биография Шуберта утверждает, что музыка его становится более глубокой, выразительной и масштабной. В 1828 друзья организовали концерт, на котором оркестр играл лишь его песни. Он имел очень большой успех. После этого Шуберт снова преисполнился грандиозных планов и с удвоенной энергией стал трудиться над новыми композициями. Однако через несколько месяцев он заболевает тифом и в ноябре 1828-го умирает.

Франц Петер Шуберт.
На свете было и есть много талантливых людей, которые преуспели в какой-то области и стали знаменитыми. Множество таких талантливых людей среди композиторов, на самом деле, каждый из них по-своему талантлив. Одним из самых известных композиторов всех веков – Шуберт.
Франц родился в 1797 году в пригороде Вены. Его семья была многодетной, поэтому внимание родители уделяли в основном младшим детям. Но уже с самого детства у Шуберта проявились способности к музыке. В 11 лет композитор основательно взялся за музыку и поступил в придворную музыкальную школу, где начал изучать это искусство подробнее, научился играть на других музыкальных инструментах.
Свои начальные мелодии Шуберт представил на суд народа уже в 1814 году, когда ему было всего лишь 17 лет. Его стиль напоминал критикам предыдущих авторов, поэтому особого признания ранние произведения Францу не принесли.
Известность пришла к будущему композитору внезапно, в 1816 году, когда вышла в свет баллада «Лесной царь», которая и до сих пор имеет популярность в театральных и танцевальных постановках. Потом его карьера пошла в гору, молодой музыкант набрался опыта и современные критики часто выделяют его циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь».
Многие мелодии Шуберта, созданные в этот период обрели мировую известность, к примеру: «Серенада» (сборник «Лебединая песня») , «Приют», «У моря».
Композитор оставил после себя 600 музыкальных произведений, 400 из который повсеместно используются для танцев. Его вальсы написаны для игры в 4 руки, что позволяет исполнителям работать в дуэте. Но несмотря на такое исчерпывающее количество песен и мелодий, всю свою недолгую жизнь испытывал материальные проблемы. Кто знает, быть может, будь у него достаточно средств, он стал бы более успешным и знаменитым еще при жизни, смог бы победить болезнь, сломившую его и оставил бы после себя больше произведений.
Интересные факты о жизни Шуберта:
Всю жизнь композитор любил одну девочку из графской семьи, ее звали Каролина Экстерхази. Она была его ученицей и обижалась на своего учителя за то, что он ни разу не посвятил ей мелодию, на что он сказал, что все его произведения о ней.
Квартет Шуберта ре минор сначала отрицался Парижской филармонией, но спустя 13 лет после ее написания ее все-таки согласились исполнить. Прямо на премьере дирижер сказал Францу: «Это плохо, не путайся с такими делами». Это случилось прямо на публике. Композитор собрал листы с нотами и вышел, больше квартета от него не слышали.
Существует легенда, что однажды он встретил на улице хорошо одетую даму, она назвала его по имени и представилась Судьбой. Она попросила его избрать путь: быть бедным учителем и прожить долгую жизнь или быть известным, но уйти чуть позже своего тридцатилетия. После этого он ушел из школы и посвятил себя музыке.
Биографию Шуберта невозможно рассказать кратко, ведь как и у всех творческих людей в его жизни были взлеты и падения, тайны и неразгаданные загадки. Франц Петер Шуберт умер 19 ноября 1828 года, когда ему было всего лишь 32 года. Тиф, шагающий по всей Европе семимильными шагами унес жизнь этого талантливого композитора.

Биография и эпизоды жизни Франца Шуберта. Когда родился и умер Франц Шуберт, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты композитора, изображения и видео.

Годы жизни Франца Шуберта:

родился 31 января 1797, умер 19 ноября 1828

Эпитафия

«Музыка похоронила здесь драгоценное достояние, но ещё более прекрасные надежды».
Надпись, выгравированная на могильном памятнике Франца Шуберта

Биография

Вся жизнь Франца Шуберта была неразрывно связана с музыкой. Детство будущего композитора прошло в пригороде Вены, в доме учителя, который на досуге любил немного музицировать. Именно отец и старший брат стали первыми учителями Франца, рано проявившего свои музыкальные способности. Юное дарование обучали игре на скрипке и фортепиано. Далее последовали уроки игры на органе. Обладая превосходным голосом, в одиннадцать лет Шуберт стал «певчим мальчиком» венской придворной капеллы и в школе Конвикт. Здесь он познакомился с произведениями Моцарта и Гайдна, а в качестве учителя композиции и контрапункта у него выступал сам Антонио Сальери.

Талант композитора проявился у Франца Шуберта примерно к тринадцати годам, а спустя три года он уже успел написать оперу, несколько фортепианных пьес и симфонию. Примерно в это же время у него стал «ломаться» голос, и мальчика отчисли из хора. Затем последовало обучение в учительской семинарии и преподавание в той же школе, где работал отец Шуберта. Все свое свободное время Франц посвящает сочинению музыки, параллельно изучая произведения таких мастеров, как Бетховен, Моцарт и Гайдн.


Понимая, что не имеет никакого призвания к преподавательству, Шуберт делает все возможное, чтобы стать успешным композитором. Но наибольший интерес к его музыкальным произведениям стал проявляться лишь после смерти Франца Шуберта. Впрочем, публичный концерт 1828 г. все же сумел произвести фурор в мире музыки. Он считается единственным успешным концертом в истории композитора. Во всяком случае, композитору впервые удалось заработать концертом хоть сколько-нибудь достойный гонорар.

19 ноября 1828 г. общественность потрясает известие о смерти Шуберта, скончавшегося в возрасте неполных 32 лет. Последние несколько лет композитор провел в болезни, но здоровье его, казалось бы, шло на поправку. Причиной смерти Шуберта стал брюшной тиф, приведший к лихорадке, жестоко терзавшей его в течение двух недель. Похороны Франца Шуберта состоялись на Верингском кладбище. Почти 60 лет спустя прах Шуберта был перезахоронен на Центральном кладбище Вены.

Линия жизни

31 января 1797 г. Дата рождения Франца Петера Шуберта.
1810 г. Начало композиторской деятельности.
1813 г. Поступление в учительскую семинарию.
1816 г. Первый творческий успех с балладой «Лесной царь».
1823 г. Избрание в почетные члены Штирийского и Линцского музыкальных союзов.
26 марта 1828 г. Дата единственного успешного публичного концерта.
19 ноября 1828 г. Дата смерти Шуберта.
22 января 1888 г. Дата перезахоронения праха Шуберта на Центральное кладбище Вены.

Памятные места

1. Город Вена, где родился и жил Франц Шуберт.
2. Город Лихтенталь, где Шуберт учился музыке.
3. Придворная капелла в Вене, где выступал Шуберт в качестве «певчего мальчика».
4. Город Жельезовце в Словакии, где проживал Шуберт.
5. Центральное кладбище Вены, где ныне захоронен прах Франца Шуберта.
6. Дом Шуберта в Вене (ныне музей-квартира Шуберта).
7. Городской парк Вены, где установлен памятник Шуберту.

Эпизоды жизни

При жизни Франц Шуберт все же имел кратковременный успех. Например, его песни в исполнении Фогля — популярного на то время австрийского певца — стали пользоваться необычайной популярностью в музыкальных салонах Вены. Баллада «Лесной Царь» принесла ее автору первый успех.

По сей день музыковеды спорят, почему композитор так и не завершил знаменитую «Неоконченную симфонию». Некоторые считают, что на самом деле композиция вовсе не является неоконченной, а подобная структура произведения была характерна для многих композиторов-романтиков того периода.

Завет

«Мои сочинения возникли из моего понимания музыки и моей боли; те из них, которые породила одна только боль, кажется, менее всего обрадовали мир».

Сюжет о Франце Шуберте из цикла передач «Проект Энциклопедия»

Соболезнования

«Шуберт обладал редкой способностью <...> ощущать и передавать радости и скорби жизни, как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей, если бы обладали дарованием Шуберта».
Борис Асафьев, композитор

«Я вижу в Шуберте одного из самых больших мелодистов всех времен».
Жерар Гризе, композитор

«Я исключительно люблю Шуберта. Он отличается от других композиторов своей эпохи. Бедняга, он считал себя ниже Бетховена, в то время как внес в музыку нечто очень новаторское».
Янис Ксенакис, композитор

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Франц Петер Шуберт родился в пригороде Вены в семье учителя приходской школы Лихтенталя, музыканта-любителя. Отец его, Франц Теодор Шуберт, происходил из семьи моравских крестьян; мать, Элизабет Шуберт (урождённая Фиц), была дочерью силезского слесаря. Из их четырнадцати детей девять умерли в раннем возрасте , а один из братьев Франца - Фердинанд также посвятил себя музыке .

    Франц очень рано проявил музыкальные способности. Первыми его наставниками стали домочадцы: отец учил играть на скрипке , а старший брат Игнац - на фортепиано . С шести лет он учился в приходской школе Лихтенталя. С семи лет он брал уроки игры на органе у капельмейстера Лихтентальской церкви. Регент приходской церкви М. Хольцер учил его пению ..

    Благодаря своему красивому голосу в возрасте одиннадцати лет Франц был принят «певчим мальчиком» в венскую придворную капеллу и в Конвикт (школу с пансионом). Там его друзьями стали Йозеф фон Шпаун, Альберт Штадлер и Антон Хольцапфель. Венцель Ружичка преподавал Шуберту генерал-бас , позже Антонио Сальери взял Шуберта к себе на бесплатное обучение, преподавал контрапункт и композицию (до 1816 года) . Шуберт занимался не только пением, но и познакомился с инструментальными произведениями Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта , так как он был второй скрипкой в оркестре Конвикта.

    Вскоре проявился его талант композитора. С 1810 по 1813 годы Шуберт написал оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни .

    В учёбе Шуберту тяжело давались математика и латынь , и в 1813 году его отчислили из хора, так как ломался голос. Шуберт вернулся домой и поступил в учительскую семинарию, которую окончил в 1814 году . Затем устроился преподавателем в школу, где работал его отец (в этой школе он работал до 1818 года) . В свободное от работы время он сочинял музыку. Изучал преимущественно Глюка , Моцарта и Бетховена . Первые самостоятельные произведения - оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор - он написал в 1814 году.

    Зрелость

    Работа Шуберта не соответствовала его призванию, и он предпринимал попытки утвердиться в качестве композитора. Но издатели отказывались публиковать его работы. Весной 1816 года ему отказали в должности капельмейстера в Лайбахе (ныне Любляна). Вскоре Йозеф фон Шпаун познакомил Шуберта с поэтом Францем фон Шобером. Шобер устроил Шуберту встречу с известным баритоном Иоганном Михаэлем Фоглем . Песни Шуберта в исполнении Фогля стали пользоваться большой популярностью в венских салонах . Первый успех Шуберту принесла баллада Гёте «Лесной царь» («Erlkönig»), переложенная им на музыку в 1816 году . В январе 1818 года первая композиция Шуберта вышла в печать - песня Erlafsee (в качестве дополнения к антологии под редакцией Ф. Сартори) .

    Среди друзей Шуберта были чиновник Й. Шпаун, музыкант-любитель А. Хольцапфель, поэт-любитель Ф. Шобер, поэт И. Майрхофер, поэт и комедиограф Э. Бауэрнфельд, художники М. Швинд и Л. Купельвизер, композиторы А. Хюттенбреннер и Й. Шуберт , певица А. Мильдер-Гауптман. Они были поклонниками творчества Шуберта и периодически оказывали ему материальную помощь .

    В 1823 году его избрали почётным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов .

    В 1820-х годах у Шуберта начались проблемы со здоровьем. В декабре 1822 года он заболел , но после пребывания в больнице осенью 1823 года его здоровье улучшилось.

    Последние годы

    В 1897 году издатели Брайткопф и Гертель выпустили научно выверенное издание сочинений композитора, главным редактором которого был Иоганнес Брамс. Такие композиторы XX века, как Бенджамин Бриттен, Рихард Штраус и Джордж Крам, были либо пропагандистами творчества Шуберта, либо делали аллюзии на его сочинения в собственной музыке. Бриттен, который был прекрасным пианистом, аккомпанировал исполнению многих песен Шуберта и часто играл его соло и дуэты .

    Неоконченная симфония

    Время создания симфонии си минор DV 759 («Неоконченной») - осень 1822 года. Она была посвящена любительскому музыкальному обществу в Граце , и Шуберт представил две её части в 1824 году .

    Рукопись хранилась более 40 лет у друга Шуберта Ансельма Хюттенбреннера, пока её не обнаружил венский дирижёр Иоганн Хербек и не исполнил в концерте в 1865 году. (Прозвучали завершённые Шубертом первые две части, а вместо отсутствующих 3-й и 4-й частей была исполнена финальная часть из ранней Третьей симфонии Шуберта ре мажор.) Опубликована симфония была в 1866 году в виде первых двух частей.

    До сих пор неясны причины, по­чему Шуберт не завершил «Неоконченную» симфонию. По-видимому, он был намерен довести её до логического конца: первые две части были полностью закончены, а 3-я часть (в характере скерцо) осталась в набросках. Какие-либо эскизы к финалу отсутствуют (или они, возможно, утрачены).

    Долгое время существовала точка зрения, что «Неоконченная» симфония - вполне завершённое произведение, так как круг образов и их развитие исчерпывает себя в пределах двух частей. В качестве сравнения говорили о сонатах Бетховена из двух частей и о том, что позднее у композиторов-романтиков подобного рода произведения стали обычным явлением . Однако против этой версии говорит то, что завершённые Шубертом первые две части написаны в разных, далёких друг от друга тональностях. (Такие случаи не встречались ни до, ни после него.)

    Есть также мнение, что в качестве финала могла быть задумана музыка, ставшая одним из антрактов к «Розамунде», написанная в сонатной форме, в тональности си минор и имеющая драматический характер. Но эта точка зрения не имеет документальных подтверждений.

    В настоящее время существует несколько вариантов завершения «Неоконченной» симфонии (в частности варианты английского музыковеда Брайана Ньюбаулда (англ. Brian Newbould ) и российского композитора Антона Сафронова).

    Сочинения

    • Оперы - Альфонсо и Эстрелла (1822; постановка 1854, Веймар), Фьеррабрас (1823; постановка 1897, Карлсруэ), 3 незавершённые, в том числе Граф фон Гляйхен, и другие;
    • Зингшпили (7), в том числе Клаудина фон Вилла Белла (на текст Гёте, 1815, сохранился первый из 3 актов; постановка 1978, Вена), Братья-близнецы (1820, Вена), Заговорщики, или Домашняя война (1823; постановка 1861, Франкфурт-на-Майне);
    • Музыка к пьесам - Волшебная арфа (1820, Вена), Розамунда, княгиня Кипрская (1823, там же);
    • Для солистов, хора и оркестра - 7 месс (1814-1828), Немецкий реквием (1818), магнификат (1815), оффертории и другие духовные сочинения, оратории, кантаты, в том числе Победная песнь Мирьям (1828);
    • Для оркестра - симфонии (1813; 1815; 1815; Трагическая, 1816; 1816; Малая до мажор, 1818; 1821, незавершённая; Неоконченная, 1822; Большая до мажор, 1828), 8 увертюр;
    • Камерно-инструментальные ансамбли - 4 сонаты (1816-1817), фантазия (1827) для скрипки и фортепиано; соната для арпеджионе и фортепиано (1824), 2 фортепианных трио (1827, 1828?), 2 струнных трио (1816, 1817), 14 или 16 струнных квартетов (1811-1826), фортепианный квинтет Форель (1819?), струнный квинтет (1828), октет для струнных и духовых (1824), Интродукция и вариации на тему песни «Засохшие цветы» («Trockene Blumen» D 802) для флейты и фортепиано и др.;
    • Для фортепиано в 2 руки - 23 сонаты (в том числе 6 незавершённых; 1815-1828), фантазия (Скиталец, 1822, и др.), 11 экспромтов (1827-1828), 6 музыкальных моментов (1823-1828), рондо, вариации и другие пьесы, свыше 400 танцев (вальсы , лендлеры , немецкие танцы, менуэты, экосезы , галопы и др.; 1812-1827);
    • Для фортепиано в 4 руки - сонаты, увертюры, фантазии, Венгерский дивертисмент (1824), рондо, вариации, полонезы, марши.
    • Вокальные ансамбли для мужских, женских голосов и смешанных составов с сопровождением и без сопровождения;
    • Песни для голоса с фортепиано (более 600), в том числе циклы «Прекрасная мельничиха » (1823) и «Зимний путь » (1827), сборник «Лебединая песня» (1828), «Третья песня Эллен » («Ellens dritter Gesang», также известная как «Ave Maria Шуберта»), «Лесной царь» («Erlkönig», на стихи И. В. Гёте, 1816).

    Каталог произведений

    Поскольку при жизни композитора было опубликовано относительно мало его работ, лишь немногие из них имеют свой номер опуса , но и в таких случаях номер не вполне точно отражает время создания произведения. В 1951 году музыковед Отто Эрих Дойч опубликовал каталог произведений Шуберта, где все сочинения композитора расположены в хронологическом порядке согласно времени их написания .

    Память

    В честь музыкальной пьесы Франца Шуберта «Розамунда» назван астероид (540) Розамунда , открытый в 1904 году [ ] .

    См. также

    Примечания

    1. , с. 609.
    2. Шуберт Франц Петер / Ю. Н. Хохлов // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
    3. Шуберт Франц (неопр.) . Энциклопедия Кольера. - Открытое общество. 2000.. Дата обращения 24 марта 2012. Архивировано 31 мая 2012 года.
    4. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    5. Walther Dürr, Andreas Krause (Hrsg.): Schubert Handbuch , Bärenreiter/Metzler, Kassel u.a. bzw. Stuttgart u.a., 2. Aufl. 2007, S. 68, ISBN 978-3-7618-2041-4
    6. Dietmar Grieser: Der Onkel aus Preßburg. Auf österreichischen Spuren durch die Slowakei , Amalthea-Verlag, Wien 2009, ISBN 978-3-85002-684-0 , S. 184
    7. Andreas Otte, Konrad Wink. Kerners Krankheiten großer Musiker. - Schattauer, Stuttgart/New York, 6. Aufl. 2008, S. 169,