Тургенев и русский реализм. Реализм в творчестве тургенева. Образная система — реализм персонажей романа

Поэтичность тургеневской прозы отмечают все современники. Среднерусские и западноевропейские пейзажи его текстов располагают к идиллии, но она довольно скоро разрушается: Тургенев мастерски описывает любовные коллизии, которые лишь позже приобретут в его прозе политические обертоны. «Тургеневские девушки» горды, душевно независимы, способны на жертву; в ранних тургеневских текстах они запоминаются сильнее, чем герои мужского пола.

  • Первая любовь

    Иван Тургенев 1860

    Немолодой Владимир Петрович вспоминает по просьбе друзей о своей первой любви: шестнадцатилетним он полюбил девушку старше него - своенравную, капризную Зинаиду; та кокетничала с ним, даже испытывала его чувства, но явно не относилась к нему всерьёз. Мучимый терзаниями рассказчик с ужасом узнал, что Зинаида - любовница его отца, и стал свидетелем их жестокого разрыва. Автобиографическая повесть, возможно, раскрывает нам источник многих любовных коллизий в прозе Тургенева.

  • Вешние воды

    Иван Тургенев 1871

    22-летний Дмитрий Санин совершает праздный вояж по Европе и спасает 14-летнего мальчика-итальянца. Благодарная семья приглашает его в гости, и он влюбляется в сестру мальчика - 17-летнюю Джемму. Жених Джеммы - ничтожный тип, а храбрость Дмитрия решает исход дела: жениху отказано, Дмитрий сам обручается с прекрасной итальянкой. Однако - типичный тургеневский поворот - Дмитрий делает роковую ошибку: изменяет Джемме и теряет её навсегда. В начале и финале повести мы видим постаревшего Дмитрия: Джемма так и осталась главной любовью его жизни, и он получает письмо от неё с фотографией её дочери, очень похожей на мать.

И. С. Тургенев

Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883) принадлежит к числу писателей, внесших наиболее значительный вклад в развитие русской литературы второй половины XIX в.

Реальная картина современной жизни в произведениях Тургенева овеяна глубоким гуманизмом, верой в творческие и нравственные силы родного народа, в прогрессивное развитие русского общества. Писатель знал, что историческое движение сопровождается борьбой сил, интересов и устремлений. Он был убежден, что литература помогает обществу осознать свои цели. Выражая мысли, чувства и чаяния современников, литература запечатлевает и передает грядущим поколениям духовный опыт эпохи, имеющий непреходящую ценность, как и характеры людей, порожденные временем. Внимание Тургенева было постоянно приковано к новым явлениям жизни общества. Глубоко уважая традиции национальной культуры, черпая в них творческие импульсы, Тургенев с интересом и сочувствием следил за намечающимися, еще не заметными для большинства современников изменениями общественной психологии, за вновь возникающими идеологическими течениями и социальными типами. В художественном осмыслении действительности он отличался исключительной прозорливостью и чуткостью.

Тургенев первый в русской литературе создал книгу, в которой через картины ежедневного современного деревенского быта и многочисленные образы крестьян была выражена мысль о том, что закрепощенный народ составляет корень, живую душу нации («Записки охотника»).

Первым сделал он и попытку воплотить идеал человека эпохи падения крепостного права - 60-х гг. - идеал активного деятеля, борца, убежденного демократа («Накануне»). Тургеневу же принадлежит инициатива анализа личности «нового человека» - шестидесятника, оценки его нравственных качеств и психологических особенностей. Изобразив демократа-материалиста, сурово отвергающего устои дворянской культуры и под декларации о полноте отрицания, о своем «нигилизме» утверждающего новые принципы взаимоотношений между людьми, Тургенев показал высокое общечеловеческое содержание этих новых идеалов, находящихся в процессе становления. Образ Базарова не был нормативен. Он будоражил умы, вызывая на спор. Сразу после своего появления тургеневский герой стал предметом страстного обсуждения, борьбы мнений.

Разнородность интерпретаций и оценок, данных ему в критике и в читательских отзывах, усилила многомерность, «объемность», живую противоречивость этого образа в восприятии современников. Базаров оказал большое влияние на самосознание демократии, с одной стороны, и на изображение ее в литературе - с другой.

Тургенев первый оценил значение и другого проявления социальных сдвигов, которые происходили в России в 60-х гг. XIX в., - изменения роли женщины в жизни общества и самого типа передовых женщин. Писатель заметил, что разрушению крепостнических дворянских гнезд и патриархальных крестьянских общин сопутствует стремление лучших людей России, в том числе и женщин, к расширению своего кругозора, увеличению арены своей деятельности. Окончательно отходит в прошлое идеал «теремной» женщины, помыслы которой ограничены кругом семьи, и именно в процессе приобщения женщины к разнородным интересам времени, включения ее в интеллектуальную, творческую жизнь поколения и даже в политическую борьбу открывается все богатство ее натуры, в полной мере обнаруживается то гуманное влияние, которое она может оказать на современников («Накануне», «Новь», «Памяти Ю. П. Вревской», «Порог»). Наблюдательность Тургенева, его художественная зоркость, его умение подойти с историческим критерием к современным событиям привели к тому, что Тургенев, несмотря на свои либеральные политические убеждения, одним из первых писателей оценил высокое этическое значение самоотверженного служения идеалу, подвига революционерок-народниц.

Тургенев знал и любил своих читателей, его творчество отвечало на вопросы, которые их волновали, и ставило перед ними новые, важные социальные и нравственные проблемы.

Вместе с тем уже на относительно ранних этапах своей деятельности Тургенев приобрел значение «писателя для писателей». Его произведения открывали перед литературой новые перспективы, на него смотрели как на мастера, авторитетного судью в вопросах искусства, и он ощущал свою ответственность за его судьбы.

Участие в литературе, работу над словом, художественное развитие русского литературного языка Тургенев считал своим долгом и общественным служением.

На закате своих дней он выразил в лаконичных, отточенных формулах стихотворения в прозе «Русский язык» мысли, которые были ему дороги на протяжении всей жизни.

Издатель журнала «Вестник Европы» М. М. Стасюлевич писал ученому - историку и филологу А. Н. Пыпину об этом стихотворении Тургенева, которое он определяет как «думу» писателя: «Величиной она ровно пять строк, но это золотые строки, в которых сказано более, чем в ином трактате; с такою любовью мог бы Паганини отозваться о своей скрипке».

Первые пробы творческого пера (стихотворения) автора носили романтический характер. С 40-х же гг. И. Тургенев с произведением «Андрей Колосов» переходит к реализму.

В центре рассказа Андрей Колосов – импозантный человек, который живет в свое удовольствие. Герой оказывается бесчувственным и холодным по отношению к влюбленной в него девушке. Но более страшным является то, что, руководитель, «вождь» по своей природе, Колосов ведет за собой еще не заблудшие души, обращая их в религию цинизма и потребительства: в его «сети» попадает и рассказчик.

В формировании взглядов Тургенева большую роль сыграл Белинский: он помог писателю определить свое место в борьбе славянофилов с западниками. Тургенев занял позицию отрицания всяких видов отсталости и идеализации отжившего и национальной замкнутости.

Основное направление творчества Тургенева определилось в очерке «Хорь и Калиныч» («Записки охотника», 1847), а после и в «Бежином луге».

В «Записках охотника» автор идеализирует простой русский характер Хоря и Калиныча – совершенно разных по жизненным установкам героев. Хорь – рационалист; всю жизнь по крупицам он собирал свое богатство; Хорь более близок к обществу. Калиныч, напротив, – мечтатель, романтик без практичной жилки; он ближе к природе, стремится к гармонии с ней и не гонится за материальными ценностями. Тургенев восхищается качествами русского народа – его трудолюбием, усердием, самобытным умом, незаурядной фантазией, любовью к природе.

Рассказ «Бирюк» подтверждает поэтизацию русского человека: Бирюк один растит детей, честно несет свою службу, но при этом понимает состояние простого человека, которого нужда и голод толкают на кражу. Тургенев придавал особенное значение лесу и охоте, т.к. считал, что при столкновении с природой стираются сословные различия (мужики Тургенева воспринимали его как своего).

«Бежин луг» считается одним из наиболее поэтичных произведений Тургенева (в конце жизни он создаст цикл стихотворений в прозе «Senilia»). Центром произведения становится русская природа и детская душа.

Тургенева интересует нравственный мир людей из народа. С большой симпатией автор создает образы крестьянских мальчиков. Сам ореол событий – более романтический: июльская ночь, костер, страшные истории, неповторимая природа. Природа в «Бежином луге» не фон событий, а средство характеристики героев, хоть и косвенное. Природные пейзажи, стихии, которые воссоздают ребята в своем воображении помогают автрору опоэтизировать души мальчиков, видеть их светлыми и живыми. Душа народа в представлении Тургенева оказывается сродни природе – поэтичной и таинственной.

Основной чертой цикла рассказов стала правдивость, которая заключала в себе идею освобождения крестьянства, представляла крестьян как духовно активных людей, способных к самостоятельной деятельности.

Русская душа – ранимая и неповторимая – представлена в произведении «Му-му», где доминирующей темой является тема власти одного человека над другим. Духовный облик Герасима вмещает в себя общие черты русского национального характера. Автор любуется своими героями, страдает вместе с ними и рьяно протестует против крепостничества, развивает идеи освобождения народа.

Несмотря на трепетное отношение к русскому человеку, Тургенев-реалист не идеализировал крестьянство, видя, подобно Лескову и Гоголю, их недостатки.

Реалистические тенденции продолжает разрабатывать автор в своих романах («Отцы и дети», «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне» и др.). Тургенев повлиял на многих представителей литературы – европейских и русских: Ж. Санд, Г. Флобера, Ги Де Мопассана, Д. Голсуорси, П. Гальдоса, Л. Толстого и др.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Первые пробы творческого пера (стихотворения) автора носили романтический характер. С 40-х же гг. И. Тургенев с произведением «Андрей Колосов» переходит к реализму.

В центре рассказа Андрей Колосов – импозантный человек, который живет в свое удовольствие. Герой оказывается бесчувственным и холодным по отношению к влюбленной в него девушке. Но более страшным является то, что, руководитель, «вождь» по своей природе, Колосов ведет за собой еще не заблудшие души, обращая их в религию цинизма и потребительства: в его «сети» попадает и рассказчик.

В формировании взглядов Тургенева большую роль сыграл Белинский: он помог писателю определить свое место в борьбе славянофилов с западниками. Тургенев занял позицию отрицания всяких видов отсталости и идеализации отжившего и национальной замкнутости.

Основное направление творчества Тургенева определилось в очерке «Хорь и Калиныч» («Записки охотника», 1847), а после и в «Бежином луге».

В «Записках охотника» автор идеализирует простой русский характер Хоря и Калиныча – совершенно разных по жизненным установкам героев. Хорь – рационалист; всю жизнь по крупицам он собирал свое богатство; Хорь более близок к обществу. Калиныч, напротив, – мечтатель, романтик без практичной жилки; он ближе к природе, стремится к гармонии с ней и не гонится за материальными ценностями. Тургенев восхищается качествами русского народа – его трудолюбием, усердием, самобытным умом, незаурядной фантазией, любовью к природе.

Рассказ «Бирюк» подтверждает поэтизацию русского человека: Бирюк один растит детей, честно несет свою службу, но при этом понимает состояние простого человека, которого нужда и голод толкают на кражу. Тургенев придавал особенное значение лесу и охоте, т.к. считал, что при столкновении с природой стираются сословные различия (мужики Тургенева воспринимали его как своего).

«Бежин луг» считается одним из наиболее поэтичных произведений Тургенева (в конце жизни он создаст цикл стихотворений в прозе «Senilia»). Центром произведения становится русская природа и детская душа.

Тургенева интересует нравственный мир людей из народа. С большой симпатией автор создает образы крестьянских мальчиков. Сам ореол событий – более романтический: июльская ночь, костер, страшные истории, неповторимая природа. Природа в «Бежином луге» не фон событий, а средство характеристики героев, хоть и косвенное. Природные пейзажи, стихии, которые воссоздают ребята в своем воображении помогают автрору опоэтизировать души мальчиков, видеть их светлыми и живыми. Душа народа в представлении Тургенева оказывается сродни природе – поэтичной и таинственной.

Основной чертой цикла рассказов стала правдивость, которая заключала в себе идею освобождения крестьянства, представляла крестьян как духовно активных людей, способных к самостоятельной деятельности.

Русская душа – ранимая и неповторимая – представлена в произведении «Му-му», где доминирующей темой является тема власти одного человека над другим. Духовный облик Герасима вмещает в себя общие черты русского национального характера. Автор любуется своими героями, страдает вместе с ними и рьяно протестует против крепостничества, развивает идеи освобождения народа.

Несмотря на трепетное отношение к русскому человеку, Тургенев-реалист не идеализировал крестьянство, видя, подобно Лескову и Гоголю, их недостатки.

Реалистические тенденции продолжает разрабатывать автор в своих романах («Отцы и дети», «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне» и др.). Тургенев повлиял на многих представителей литературы – европейских и русских: Ж. Санд, Г. Флобера, Ги Де Мопассана, Д. Голсуорси, П. Гальдоса, Л. Толстого и др.

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

И. С. Тургенев

Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883) принадлежит к числу писателей, внесших наиболее значительный вклад в развитие русской литературы второй половины XIX в.

Реальная картина современной жизни в произведениях Тургенева овеяна глубоким гуманизмом, верой в творческие и нравственные силы родного народа, в прогрессивное развитие русского общества. Писатель знал, что историческое движение сопровождается борьбой сил, интересов и устремлений. Он был убежден, что литература помогает обществу осознать свои цели. Выражая мысли, чувства и чаяния современников, литература запечатлевает и передает грядущим поколениям духовный опыт эпохи, имеющий непреходящую ценность, как и характеры людей, порожденные временем. Внимание Тургенева было постоянно приковано к новым явлениям жизни общества. Глубоко уважая традиции национальной культуры, черпая в них творческие импульсы, Тургенев с интересом и сочувствием следил за намечающимися, еще не заметными для большинства современников изменениями общественной психологии, за вновь возникающими идеологическими течениями и социальными типами. В художественном осмыслении действительности он отличался исключительной прозорливостью и чуткостью.

Тургенев первый в русской литературе создал книгу, в которой через картины ежедневного современного деревенского быта и многочисленные образы крестьян была выражена мысль о том, что закрепощенный народ составляет корень, живую душу нации («Записки охотника»).

Первым сделал он и попытку воплотить идеал человека эпохи падения крепостного права - 60-х гг. - идеал активного деятеля, борца, убежденного демократа («Накануне»). Тургеневу же принадлежит инициатива анализа личности «нового человека» - шестидесятника, оценки его нравственных качеств и психологических особенностей. Изобразив демократа-материалиста, сурово отвергающего устои дворянской культуры и под декларации о полноте отрицания, о своем «нигилизме» утверждающего новые принципы взаимоотношений между людьми, Тургенев показал высокое общечеловеческое содержание этих новых идеалов, находящихся в процессе становления. Образ Базарова не был нормативен. Он будоражил умы, вызывая на спор. Сразу после своего появления тургеневский герой стал предметом страстного обсуждения, борьбы мнений.

Разнородность интерпретаций и оценок, данных ему в критике и в читательских отзывах, усилила многомерность, «объемность», живую противоречивость этого образа в восприятии современников. Базаров оказал большое влияние на самосознание демократии, с одной стороны, и на изображение ее в литературе - с другой.

Тургенев первый оценил значение и другого проявления социальных сдвигов, которые происходили в России в 60-х гг. XIX в., - изменения роли женщины в жизни общества и самого типа передовых женщин. Писатель заметил, что разрушению крепостнических дворянских гнезд и патриархальных крестьянских общин сопутствует стремление лучших людей России, в том числе и женщин, к расширению своего кругозора, увеличению арены своей деятельности. Окончательно отходит в прошлое идеал «теремной» женщины, помыслы которой ограничены кругом семьи, и именно в процессе приобщения женщины к разнородным интересам времени, включения ее в интеллектуальную, творческую жизнь поколения и даже в политическую борьбу открывается все богатство ее натуры, в полной мере обнаруживается то гуманное влияние, которое она может оказать на современников («Накануне», «Новь», «Памяти Ю. П. Вревской», «Порог»). Наблюдательность Тургенева, его художественная зоркость, его умение подойти с историческим критерием к современным событиям привели к тому, что Тургенев, несмотря на свои либеральные политические убеждения, одним из первых писателей оценил высокое этическое значение самоотверженного служения идеалу, подвига революционерок-народниц.

Тургенев знал и любил своих читателей, его творчество отвечало на вопросы, которые их волновали, и ставило перед ними новые, важные социальные и нравственные проблемы.

Вместе с тем уже на относительно ранних этапах своей деятельности Тургенев приобрел значение «писателя для писателей». Его произведения открывали перед литературой новые перспективы, на него смотрели как на мастера, авторитетного судью в вопросах искусства, и он ощущал свою ответственность за его судьбы.

Участие в литературе, работу над словом, художественное развитие русского литературного языка Тургенев считал своим долгом и общественным служением.

На закате своих дней он выразил в лаконичных, отточенных формулах стихотворения в прозе «Русский язык» мысли, которые были ему дороги на протяжении всей жизни.

Издатель журнала «Вестник Европы» М. М. Стасюлевич писал ученому - историку и филологу А. Н. Пыпину об этом стихотворении Тургенева, которое он определяет как «думу» писателя: «Величиной она ровно пять строк, но это золотые строки, в которых сказано более, чем в ином трактате; с такою любовью мог бы Паганини отозваться о своей скрипке».

Однако, говоря о своем «инструменте», о русском языке, которым он владел, как виртуоз, Тургенев думал не о технике искусства, а о проблемах исторической жизни народа. Лирической эмоцией, выраженной в этом стихотворении, была скорбь гражданина, трагически переживающего социальные и политические коллизии своего времени, но горячо верящего в будущее родной страны. Начинаясь словами «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины…», оно оканчивается убежденным восклицанием писателя: «…нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».

Из книги Русский бал XVIII – начала XX века. Танцы, костюмы, символика автора Захарова Оксана Юрьевна

Из книги Русский бал XVIII – начала XX века. Танцы, костюмы, символика автора Захарова Оксана Юрьевна

Из книги История человечества. Россия автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Тургенев Иван Сергеевич (Род. в 1812 г. – ум. в 1883 г.) Русский писатель. Романы «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым», «Новь»; повести «Андрей Колосов», «Три портрета», «Бретёр», «Первая любовь», «Дневник лишнего человека», «Степной король Лир», «Ася»,

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 2. 1840-1860 годы автора Прокофьева Наталья Николаевна

Из книги Террористическая война в России 1878-1881 гг. автора Ключник Роман

И. С. Тургенев, Н. А. Добролюбов В отличие от Н. С. Лескова, И. С. Тургенев (1818-1883) родился в очень богатой семье и в шикарном имении в Спасском-Лутовинове в Орловской губернии. Но жизнь маленького барчука оказалась не очень сладкой по причине оригинальной маменьки - местного

Из книги Расцвет реализма автора Пруцков Н И

И. С. Тургенев Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883) принадлежит к числу писателей, внесших наиболее значительный вклад в развитие русской литературы второй половины XIX в.Реальная картина современной жизни в произведениях Тургенева овеяна глубоким гуманизмом, верой в

Из книги 5-ый пункт, или Коктейль «Россия» автора Безелянский Юрий Николаевич

Три классика: Лермонтов, Гоголь, Тургенев «Пушкин - дневное, Лермонтов - ночное светило русской поэзии», - так определил Дмитрий Мережковский. С Пушкиным мы разобрались. А каким далеким иноземным предкам обязана Россия появлению на поэтическом небосводе «ночного

Из книги Знаменитые писатели автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Иван Сергеевич Тургенев (09.11.1812 – 22.08.1883) Русский писатель.Романы «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым», «Новь»; повести «Андрей Колосов», «Три портрета», «Бретёр», «Первая любовь», «Дневник лишнего человека», «Степной король Лир», «Ася», «Вешние

Из книги Этюды любви и ненависти автора Дудаков Савелий Юрьевич

И.С. Тургенев, М.М. Антокольский и другие… Мне уже приходилось писать о том, что в 1881 г., после убийства Александра II, по югу России прокатилась волна погромов, равно как о двух братьях – "добром" Александре I и "злом" Николае I. Продолжу эти сравнения.Александр II характером