Третьяковы купцы. Братья третьяковы

Павел Третьяков - основатель Третьяковской галереи. Как сложилась жизнь этого мецената? Об этом мы и поговорим в статье.

Краткие сведения о жизни великого мецената

Павел Михайлович Третьяков был рождён 27 декабря 1832 года в городе Москве. Его родители были купцами. Все детство Павел Михайлович был отличным помощником своему отцу на работе. Он и брат Сергей были неразлучными. С малых лет вместе трудились, а позже создавали знаменитую картинную галерею.

К концу 40-х годов XIX века купцы Третьяковы владели пятью торговыми лавками. Но вскоре кормилец семьи Михаил Захарович Третьяков заболел скарлатиной и умер. Всю ответственность за семью и торговлю взяли на себя Павел и Сергей. После смерти матери Павел Михайлович возглавил бумагопрядильную фабрику, дела на которой он вел весьма успешно.

По характеру Павел Третьяков, интересные факты из жизни которого вы узнаете далее, был добрым и чутким человеком. Очень любил уют и ценил искусство. На работе о нем отзывались как о человеке деловом, настойчивом и твердом. Но нельзя сказать, что он был чрезвычайно строг с подчинёнными.

Юные годы Третьякова

Его интерес к великому искусству проявился в двадцать лет, после посещения Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Именно тогда и возникла мысль собрать собственную коллекцию живописи. Он понимал, что сбор уникальной коллекции займет все его свободное время, но Павел был воодушевлен идеей.

Первые картины были приобретены в 1853 году, в следующем он покупает девять полотен старых голландских мастеров — они до самой смерти Третьякова украшали его жилые комнаты. Еще через пару лет его коллекцию пополнили работы Н. Г. Шильдера «Искушение», В. Г. Худякова «Финлядские контрабандисты», затем последовала покупка картин И. П. Трутнева, А. К. Саврасова, К. А. Трутовского, Ф. А. Бруни, Л. Ф. Лагорио, а также известного портрета археолога Ланчи итальянского происхождения.

Целью коллекционирования Павла Третьякова являлось не обогащение и слава, а любовь к искусству и дар своей коллекции народу.

Женитьба

1865 год ознаменовался для молодого мецената женитьбой на довольно образованной для того времени двадцатилетней девушке Вере Николаевне Мамонтовой. Невеста воспитывалась в такой же семье, как и он, и очень тепло относилась к музыке и в целом к искусству. Через время у них рождаются дочери, а позже и сын Михаил. Но, к сожалению, он рос болезненным ребёнком и требовал к себе постоянного внимания. Жизнь Михаила была недолгой.

Деятельность Павла Михайловича направлена на коллекционирование работ его современников и художников - демократов отечественной школы. Сердцем галереи Третьякова считаются работы И. Н. Крамского, В. И. Сурикова и Е. Репина.

Первые шаги

Общаясь с известными людьми, Третьяков решает создать большой зал портретов своих соотечественников и современников. Для этого им был создан список имен, по которому Третьяков принимал заказы на портреты.

Место для будущего музея живописи Павел Михайлович выбрал в Лаврушинском переулке, где занялся строительством шикарного двухэтажного здания будущей Третьяковой галереи. Летом в 1893 году состоялось долгожданное открытие. Позже судьбу галереи решал народ. Она была передана городу Москве. В качестве награды самодержец предложил Павлу Михайловичу дворянский титул, но тот отказался, выбрав купечество, которым так гордился.

История появления рода купцов Третьяковых

П. Третьяков происходил из старого купеческого рода. Прадед Павла и Сергея - Елисей Мартынович Третьяков - был выходцем из купцов Малого Ярославца, известных еще с 1646 года. В 1774 году он переехал в Москву вместе с женой Василисой и детьми: Осипом и Захаром. Позже Елисей женился повторно, и его вторая жена родила ему сына Мишу. Повзрослевший Михаил в 1831 году вступает в брак с Александрой Борисовой. Так появились на свет Павел и Сергей Третьяковы. У них ещё были сёстры: Софья, Елизавета и Надежда. Отец тщательно следил за образованием своих детей. Семья Третьяковых была образцом послушания и вежливости. Между детьми отсутствовали ссоры и обиды. Братская любовь Павла и Сергея в дальнейшем положила начало созданию знаменитой Третьяковской галереи.

Братья Третьяковы

После смерти родителей Павлу и Сергею пришлось взять управление фабриками в свои руки. Их работа шла размеренно и успешно. По данным письменных источников, семья Третьяковых не была достаточно богатой. Те деньги, которые уходили на закупку коллекции, братья Третьяковы брали из бюджета семьи и дохода своих предприятий.

Сергей полностью поддерживал брата и сам активно занимался благотворительностью. Они работали, отдыхали и вместе основали Арнольдо-Третьяковское училище. Оно славится до сих пор, потому что это учебное заведение создано для глухонемых в Москве.

Сергей Михайлович Третьяков являлся главой города и страстным собирателем коллекций.

Павел Михайлович Третьяков всю свою жизнь отдал коллекционированию. Одно отличие было между братьями: Сергей Михайлович расценивал коллекционирование как свое хобби, в то время как Павел Третьяков видел в своём желании, а позже и в деятельности некую миссию.

Счастье и любовь мецената Третьякова

Биография Павла Третьякова свидетельствует о том, что он стал последним из членов своей семьи, который вступил в брак. Это случилось на тридцать третьем году его жизни. Женой его стала Вера Николаевна Мамонтова. Всю жизнь эта женщина была путеводной звездой для Павла Михайловича. Лишь с одной главной соперницей Вера Николаевна не могла смириться - с картинной галереей своего мужа, на которую он тратил все состояние и большую часть своего времени.

В свои тридцать два года Павел Михайлович Третьяков был единственным холостяком в семье. Никто уже и не надеялся, что он женится. Но вскоре он объявляет о помолвке с Верой Мамонтовой, а затем и о свадьбе.

Познакомился Павел Третьяков с Верой Николаевной на одном из семейных вечеров в доме Мамонтовых. Вера Николаевна выросла в купеческой семье. Её женственность, высокий интеллект, любовь к музыке очаровали мецената.

Дата свадьбы была назначена на 22 августа 1865 года. На удивление всем, брак Павла и Веры оказался крепким и счастливым. Их семья была большой. В доме жили они и шестеро детей. Вера Николаевна на протяжении всей жизни сохраняла теплоту и гармонию в семье. Однако их семейная жизнь не была настолько радужной. Муж был строг и вел финансовый учет. Одежда покупалась новая только после того, как старая изнашивалась. Дело в том, что все деньги семьи Павел Михайлович Третьяков тратил на пополнение своей картинной коллекции и на благотворительность.

Несмотря на такие огромные расходы, Вера Николаевна никогда не упрекала в этом мужа. Она дорожила его любовью и всегда с ним соглашалась.

Горе в семье Третьяковых

Не все дети Павла Третьякова смогли стать гордостью родителей. В 1887 году семью Третьяковых настигло неотвратимое несчастье: умер младший сын Павла Михайловича, серьёзно заболев скарлатиной. Ещё одним ударом, последовавшим за первым, стал вердикт докторов о слабоумии второго сына. Не перенеся такого сюрприза судьбы, меценат замкнулся в себе и стал совершенно отрешённым.

В 1893 году любимая супруга Павла Михайловича пережила микроинсульт, а через пять лет слегла с параличом. И тогда Третьяков осознал, что Вера Николаевна была для него дороже всего на свете. От переживаний он и сам слег, а 16 декабря покинул этот мир. Вера Николаевна ушла из жизни спустя три месяца после смерти мужа. В 1898 году галерея, по его завещанию, отошла в собственность города Москвы. А в 1918 году, по распоряжению вождя пролетариата, она получила название Государственной Третьяковской галереи. Во времена Советской власти в Третьяковской галерее были собраны не только картины художников 18-19-го веков, но и произведения художников послереволюционного периода: Кузьмы Петрова-Водкина, Юрия Пименова, Семена Чуйкова, Аркадия Пластова, Александра Дейнеки...

Смерть мецената

Купец Павел Третьяков был известен не только как собиратель коллекции, он являлся почетным участником Общества ценителей искусства и музыки. Активное участие он принимал и в благотворительности. В своё время вместе с братом основал училище для глухонемых в Москве.

В начале декабря 1898 года Павел Михайлович Третьяков слег от язвы желудка. Даже в последние часы своей жизни он думал о делах в галерее. Последней просьбой умирающего было сберечь галерею, и наши современники так и поступили.

Похоронен меценат Павел Третьяков на Даниловском кладбище. Сейчас его прах покоится на Новодевичьем кладбище.

Подмена знаменитой картины

В 1913 году душевнобольной иконописец Абрам Балашов, находясь в Третьяковской галерее, изрезал картину художника Репина «Иван Грозный убивает своего сына». Лица на картине пришлось восстанавливать заново. А хранитель галереи (в то время им являлся Е. М. Хрустов), узнав об этом, бросился под поезд.

Удивительным фактом оказалось то, что сам художник не заметил изменений в своей работе. Это спасло галерею от краха.

Интересные факты о Третьяковской галерее

  • В 1929 году в Толмачах закрыли церковь Святителя Николая, которая сразу же стала одним из запасников Третьяковской галереи. Она была соединена с выставочными залами на верхнем этаже двухэтажного корпуса, который предназначался для экспонирования картины «Явление Христа народу» автора Александра Иванова.
  • Во время Великой Отечественной войны коллекцию Третьякова эвакуировали в Новосибирск. Собрание заняло семнадцать вагонов.
  • История картины «Грачи прилетели». Данную картину написал известный художник Алексей Саврасов. После смерти новорожденной дочери он много раз пытался повторить свою работу. Всё закончилось тем, что художник расписывал копией этой картины стены в трактирах. А на заработанные деньги покупал себе хлеб и водку.
  • Для того чтобы получить нужную картину, Павел Михайлович оплачивал поездки художникам. В 1898 году Осип Браз написал портрет А. П. Чехова, который Павел Михайлович отправил в Ниццу. Однако самому писателю портрет не пришелся по вкусу.
  • Всем известный Малевич написал четыре версии знаменитого "Чёрного квадрата", и две из них находятся в Третьяковской галерее.

Бессмертное наследие

Подводя итоги, можно отметить, что смысл жизни Павла Третьякова - его знаменитая коллекция. В России редкий человек с такой одержимостью и фанатичным стремлением пытался донести «прекрасное» до всех людей, не обращая внимания на предрассудки и социальное неравенство. Был воистину великим человеком, который любил свою Родину и народ, Павел Третьяков. Третьяковская галерея - это наивеличайший его вклад в мировое искусство. И память о человеке с большой буквы, которым был Третьяков, не умрёт никогда!

История рода Третьяковых в сущности сводится к жизнеописанию двух братьев, Павла и Сергея Михайловичей. Не часто бывает, чтобы имена двух братьев являлись так тесно друг с другом связанными. При жизни их объединяли подлинная родственная любовь и дружба. В вечности они живут, как создатели Галереи имени братьев Павла и Сергея Третьяковых. Бурышкин П.А. Москва купеческая: Мемуары. М.: Высшая школа, 1991

В.В. Стасов, выдающийся русский критик, в некрологе на смерть П.М. Третьякова, писал: «Третьяков умер знаменитым не только на всю Россию, но и на всю Европу. Приедет ли в Москву человек из Архангельска или из Астрахани, из Крыма, с Кавказа или с Амура - он тут же назначает себе день и час, когда ему надо идти в Лаврушинский переулок, и посмотреть с восторгом, умилением и благодарностью весь тот ряд сокровищ, которые накоплены этим удивительным человеком в течение всей его жизни». Не менее высоко оценивали подвиг Третьякова и сами художники, с которыми он был, прежде всего, связан на ниве собирательства. Идея положить начало общественного, всеми доступного хранилища искусства не возникала ни у кого из современников, хотя частные коллекционеры существовали и до Третьякова, но они приобретали картины, скульптуру, посуду, хрусталь и т.д. прежде всего для себя, для своих частных собраний и видеть принадлежавшие коллекционерам произведения искусства могли немногие.

В феномене Третьякова поражает также и то, что он не имел никакого специального художественного образования, тем не менее раньше других распознавал талантливых художников. Раньше многих он осознал неоценимые художественные достоинства иконописных шедевров Др. Руси.

Коллекционировать искусство и поддерживать русских художников П.М. Третьяков начал в 1856 году, когда купил две первые картины своих соотечественников -- "Искушение" Николая Шильдера и "Стычку с финляндскими контрабандистами" Василия Худякова. Этот год считается датой основания Третьяковской галереи, хотя художественное собрание Павла Третьякова началось еще раньше -- в 1854-1855 годах он приобрел 11 графических листов и 9 картин голландских мастеров на знаменитых "развалах" у Сухаревской башни.

Сергей Михайлович, как и его старший брат, любил искусство «страстно». В 1888 году С.М. Третьяков избран председателем Московского общества любителей художеств, членом-любителем которого он был с момента основания общества в 1860 году. Помимо обычных для общества постоянных и периодических выставок, аукционов, лотерей, конкурсов с денежными премиями, в период правления С.М. Третьякова была организована первая этюдная выставка МОЛХ, впоследствии утвердившаяся в выставочной практике общества. В 1873 году он вступил в члены другого объединения любителей искусств в Москве - Московское художественное общество, при котором функционировало Училище живописи, ваяния и зодчества, членом Совета которого он стал в 1874 году. Не случайно Московская городская Дума постановила увековечить память С.М. Третьякова, учредив после его кончины стипендию его имени для учеников училища.

Начав создание собственной коллекции, С.М. Третьяков не сразу определил свои пристрастия в этой области. По свидетельству Павла Михайловича, приступив к формированию собрания в начале 1870-х гг., он приобрел сначала несколько работ русских художников, но, не желая конкурировать с братом, сосредоточил вскоре усилия на собирании работ западноевропейских мастеров, создав к началу 1890-х гг. великолепное собрание. Основу этого собрания составляли произведения французских и немецких художников 1840-1890-х гг. В нем было также немало работ известных испанских, австрийских, голландских и швейцарских художников того же времени. Приймак Н. С.М. Третьяков. // журнал «Третьяковская галерея» №3, 2004 (04).

ПАВЕЛ И СЕРГЕЙ ТРЕТЬЯКОВЫ –
БЛАГОТВОРИТЕЛИ, МЕЦЕНАТЫ,
КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ

Среди известных благотворителей и коллекционеров-пред­при­нимателей XIX в. имена братьев Третьяковых занимают особое место. Павел Михайлович и Сергей Михайлович навсегда вошли в историю не только русской, но и мировой культуры, подарив Москве прекрасную художественную коллекцию, создав общедоступную картинную галерею и открыв новый этап в развитии традиций художественного собирательства в России. Тема благотворительной деятельности братьев Третьяковых и их родственников и история создания знаменитой художественной коллекции неоднократно становилась предметом исследования отечественных историков и искусствоведов. Однако до настоящего времени не создано полномасштабного исследования по этой теме, а новые архивные и справочные материалы позволяют в определенной мере расширить границы исследовательского сюжета.

Семья Третьяковых, причисляемая к цвету московского купечества, внесла значительный вклад в дело сохранения культурного наследия Отечества и оставила заметный след в развитии экономики страны. Для ее представителей была характерна многогранная деятельность в различных сферах жизни общества, а также широкомасштабная социокультурная практика – участие во многих социальных и культурных начинаниях и проектах, благотворительность, меценатство, культурные инициативы, различные общественные мероприятия и другие деяния.

Пять поколений семьи, начиная с прадеда – Елисея Мартыновича Третьякова, принадлежащего старинному купеческому роду г. Малоярос­лавца Калужской губернии, переехавшего в Москву в 1774 г., принимали активное участие в развитии отечественной торговли и предпринимательства, а позднее и в развитии промышленного производства. Помимо развития торгового предприятия, Третьяковыми была основана в 1866 г. Большая Костромская льняная мануфактура. Льняное производство Третьяковых и их зятя Владимира Дмитриевича Коншина, мужа их сестры Елизаветы Михайловны, было самым крупным для своего времени и создавалось на отечественные капиталы. Доходы, получаемые с торговой деятельности и промышленного предприятия, позволяли братьям Павлу и Сергею Третьяковым осуществлять широкую благотворительную и меценатскую деятельность на протяжении всей жизни, принимать участие в реализации целого ряда социокультурных проектов своего времени. Значительная часть состояния семьи Третьяковых была вложена в развитие отечественной культуры – формирование художественных коллекций, основание галереи, открытие учебных и благотворительных заведений.

Братья Третьяковы оставили заметный след в общественной жизни родного города. Сергей Михайлович был тридцать девятым московским городским головой. «Пятилетие, которое, провел в должности городскаго головы от его утверждения 21 января 1877 г. до оставления этой должности 24 ноября 1881 г., тесно связано с историей внутреннего роста Москвы и отмечено выдающимися личными заслугами… по отношению к городу, во главе котораго он стоял». Он также являлся гласным Московской городской думы (1866–1892), выборным московского купеческого сословия. Общественная служба Сергея Третьякова началась с 1866 г., когда он был назначен окружным попечителем по якиманской части Москвы. Тогда же он стал гласным городской думы.

Для Москвы в период его пребывания на посту городского головы было сделано очень много. Возросла сумма расходов на образование с 230 тыс. руб. (4,9 % расходной сметы) до 375 тыс. руб. (6,15 % от общего расхода). Количество училищ в городе увеличилось с 34 до 55. В 1880 г. городская дума приняла постановление «об устройстве в Москве реального училища, для чего была пожертвована думою приобретенная у Министерства финансов, чрез личные хлопоты Сергея Михайловича Третьякова, городская земля в 2 000 кв. саж. под прежним Колымажным двором и ассигнован ежегодный расход в 28 000 руб. на содержание реального училища». Особенно заботился Сергей Михайлович о благоустройстве города. За время его председательства в думе была замощена треть проездов, проложен дренаж и каменные водостоки во многих местностях города, «устройство садов и бульваров получило еще более обширное развитие». За пять лет было устроено несколько верст новых бульваров: на Девичьем поле, по сторонам дороги в Сокольники и у Александровских казарм, устроены Екатерининский парк и обширные скверы – Самотечный, Яблочный и сквер храма Христа Спасителя. В 1877–1882 гг. были осуществлены изыскания, которые послужили материалом для составления проектов развития водоснабжения и канализации, составлены сами проекты. Все это позволило впоследствии осуществить «предприятия величайшей для города важности» и расширить рамки городского хозяйства .

В апреле 1877 г. дума пожертвовала 1 млн рублей на военные нужды и «употребила 200 000 р. на содержание госпиталей для раненых». Эти госпитали стали образцовыми для подобных учреждений Красного Креста. Это было заслугой Сергея Михайловича, показавшего прекрасные организаторские способности. «Наряду с этими общественными пожертвованиями на войну следует упомянуть о другом патриотическом пожертвовании частных лиц, почин котораго взял на себя щедрою рукою тогдашний городской голова». Для сбора средств на военные нужды был создан Славянский комитет во главе с известным общественным деятелем. Братья Третьяковы лично внесли в комитет значительные средства.

По инициативе главы городской думы и при его финансовом участии город приобрел у казны Сокольническую рощу для содействия развитию городского хозяйства и сохранения прилежащих к городу лесов. В 1877 г. при участии Сергея Михайловича была открыта центральная часть Политехнического музея, главная лестница которого сооружена по проекту зятя Каминского – мужа другой их сестры, Софьи Михайловны. В 1880 г. являлся организатором торжеств по случаю открытия памятника, где выступал с речью и передал памятник от думы городу. Будучи инициативным и профессиональным предпринимателем, Сергей Михайлович разработал четкую программу реорганизации городских дел с помощью займов и строительства собственных предприятий и предложил ее городской думе. Однако программа не получила поддержки гласных думы.

Выйдя в отставку, Сергей Третьяков не оставил активной социальной деятельности и участия в общественной жизни. Он занимал пост директора Московского отделения Русского музыкального общества в 1869–1889 гг., был председателем Московского художественного общества любителей художеств (с 1889), членом совета Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Состоял членом московского отделения Совета торговли и мануфактур. Входил в другие художественные и благотворительные общества. На свои средства Сергей Михайлович издавал «Художественный журнал» (1881–1887). Он участвовал также в деятельности ряда благотворительных организаций: являлся попечителем богадельного дома братьев Солодовниковых (1876–1877), московских мещанских училищ (1862–1877), Таганского женского городского начального училища, членом Сущевского участкового попечительства о бедных 2-го участка, почетным членом совета Московского коммерческого училища, членом совета больницы имени Александра III, членом комиссии вдовьей кассы для лиц, принадлежащих к московскому купечеству, председателем комиссии о пересмотре правил для раздачи пособий бедным и на приданое бедным невестам и благотворителем Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых. Елена Андреевна, жена Сергея Михайловича, являлась попечительницей Сущевского женского городского начального училища.

Сергей Михайлович выделил средства на стипендии в ряд учебных заведений столицы. По завещанию он внес 120 тыс. руб. в Московскую городскую управу «пятипроцентными, одного из Восточных займов, билетами», с тем чтобы «проценты с них употреблялись с 25 000 руб. на стипендии его (моего) имени в Московских мещанских училищах Купеческого общества для мальчиков или девочек, с 15 000 руб. для той же цели в Александровском коммерческом училище; с 15 000 руб. для той же цели в Московском университете; с 10 000 руб. на одну стипендию моего имени в Московском университете; с 10 000 руб. на вспомоществование нуждающимся студентам Московского университета и с 10 000 руб. на вспомоществование нуждающимся ученикам Московской школы живописи, ваяния и зодчества». Позднее на духовном завещании Сергея Михайловича, составленном еще в 1888 г., его рукою были сделаны карандашные поправки в сторону прибавления сумм, выделяемых на стипендии. Третьякова, гласный Московской городской думы (1893–1896) Николай Сергеевич Третьяков, желая исполнить в точности волю отца, просил увеличить суммы «сообразно пометкам» и подал в думу соответствующее заявление. Суммы увеличивались следующим образом: «1) вместо 15 000 руб. Совету Арнольдовскаго для глухонемых училища двадцать тысяч; 2) вместо 120 000 в Городскую управу сто пятьдесят тысяч, причем эта сумма распределяется так: а) вместо 25 000 руб. в мещанские училища сорок тысяч; б) вместо 15 000 руб. в Александровское коммерческое училище двадцать тысяч; в) вместо 50 000 руб. в Консерваторию шестьдесят тысяч, и г) остальные из этой суммы без изменения, и 3) вместо 100000 руб. в Городскую управу на приобретение новых художественных произведений сто двадцать пять тысяч. Кроме того, добавлены новыя назначения: 1) Комитету Общества любителей художеств десять тысяч рублей для вспомогательного фонда Общества и 2) двум церквам: в одну, где будет погребен, и в другую приходскую – десять тысяч рублей». В июле 1893 г. по ходатайству Московской городской думы была высочайше утверждена в честь увековечения памяти «о заслугах по местному городскому управлению и значительных пожертвованиях городу бывшаго с 1877 – 1881 г. городским головою Сергея Михайловича Третьякова» Московскою городскою управою при Московском училище живописи, ваяния и зодчества стипендия его имени. Сумма стипендии составляла 1 тыс. руб. и выделялась одному студенту в каждое двухлетие. Московское купеческое общество получило средства на стипендии в мещанских училищах. Стипендии получили имя жертвователя – .

Пожертвования Сергея Михайловича Московскому городскому общественному управлению включали средства на благотворительность, здание галереи, на приобретение картин для галереи и стипендии и пособия учащимся. В 1891 г. он выделил 10 тыс. руб. на эмиритальную кассу служащих городского управления. В 1889 г. вместе с братом Павлом Михайловичем они пожертвовали 3 тыс. руб. на призрение душевнобольных по почину городского головы.

Сергей Михайлович был известен в общественных кругах и как коллекционер, занимался собиранием западно-европейской живописи. По завещанию он передал столице коллекции картин, средства на приобретение произведений живописи и свою часть дома в Лаврушинском переулке для галереи. В 1892 г. также по завещанию им было передано 125 тыс. руб. для приобретения художественных произведений для галереи.

Общественная деятельность Павла Михайловича была связана также с Московской городской думой, где он был гласным. Вместе с братом он много сделал для благоустройства Москвы. Являлся членом Комиссии о пользах и нуждах общественных. По долгу службы он являлся членом различных комитетов и обществ – московского купеческого Общества взаимного кредита, был выборным и старшиной Московского биржевого общества, состоял в советах учебных заведений, Славянском комитете, где был одним из шести самых активных членов. В 1869–1898 гг. он был попечителем Арнольдовского училища глухонемых, являлся членом Комитета для оказания помощи семействам убитых, умерших от ран и изувеченных на поле брани воинов в 1876–1886 гг. С 1883 г. состоял членом попечительского совета Александровского коммерческого училища, в Московском коммерческом училище он был почетным членом совета.

С 1893 г. Павел Михайлович состоял действительным членом императорской Академии художеств, где с 1868 г. был вольным общником. Он также являлся членом комитета московского Общества любителей художеств.

Павел Третьяков входил в состав попечительского совета Арнольдовского училища для глухонемых с момента его учреждения. Позднее в совет вошла и жена – Вера Николаевна. Здесь она занималась вопросами организации обучения ремеслам в женском отделении, уже имея определенный опыт попечительской деятельности в других училищах. В 1875 г. Павел Михайлович выстроил новое здание для училища на Донской улице с домовой церковью, богадельней и мастерскими. По завещанию он выделил училищу капитал в 200 тыс. руб., а также всем служащим в школе глухонемых в размере их годового жалованья со столовыми и квартирными. В целом прижизненные вложения и средства, выделенные им по завещанию на развитие училища, составили 340 тыс. рублей.

Павел Михайлович, как и старший брат, вкладывал значительные средства в развитие народного образования в столичном центре. В 1892 г. он пожертвовал Московскому купеческому обществу 16 900 руб. вместе с братом Сергеем Михайловичем на четыре стипендии в мещанских училищах. Стипендии были имени, зятя и совладельца фирмы братьев Третьяковых, и учреждены с 1893 г. Пять стипендий были учреждены в мещанских училищах с 1900 г. из средств, выделенных по завещанию в 1898 г.

По завещанию он внес в советы учебных заведений средства, проценты с которых использовались на стипендии для студентов и учащихся: Московскому университету,Московской консерватории,Московскому коммерческому училищу,Александровскому коммерческому училищу – по 15 тыс. руб.,московским мещанским училищам – 30 тыс. руб. Московскому купеческому обществу он оставил часть капитала «для устройства мужской и женской богаделен в тех размерах, для каких будет достаточен капитал на устройство и на содержание призреваемых». В 1900 г. по духовному завещанию на устройство женской и мужской богаделен Московскому купеческому обществу было направлено 600 тыс. руб., в 1901 г. – по духовному завещанию остаток в сумме 288 004 руб. и в 1903 г. долг по наследству в сумме 103 356 руб. от товарищества Новокостромской льняной мануфактуры и 2 398 руб. от продажи акций на содержание женской и мужской богаделен. Строительство богадельни началось летом 1904 г. и было завершено к концу 1906 г.
Учреждение на сто мест было открыто в ноябре 1907 г. «Решением собрания выборных Московского купеческого общества богадельне было присвоено имя жертвователя Павла Михайловича Третьякова». Таким образом, помимо вкладов в образовательные учреждения и на стипендии, Павел Михайлович финансировал создание благотворительных учреждений в Москве.

В 1853 г. вместе с матерью, внесли 500 руб. серебром (17 500 руб.)на «госпитальные нужды». В течение следующих двух лет он пожертвовал на ополчение и другие цели 1 700 руб. 12 июня 1858 г. Дом Московского городского общества высылает свидетельство о том, что Павел Михайлович Третьяков награжден бронзовой медалью в память минувшей войны 1853–1856 гг. за участие в пожертвованиях на военные надобности, пожалованной для ношения в петлице на аннинской ленте. В 1856 г. в память военных событий 1853–1856 гг. Сергей Михайлович был награжден бронзовой медалью на аннинской ленте.

Пожертвования на благотворительные цели поступали от Павла Третьякова и в адрес Московского городского общественного управления. В 1889 г. они вместе с братом Сергеем Михайловичем выделили 3 тыс. руб. на призрение душевнобольных по почину городского головы. В 1895 г. Пятый отдел Московской городской управы принял пожертвование на устройство работ для нищих в городском работном доме – 2 тыс. руб. (вклад вместе с женой в пользу призреваемых работного дома). В 1898 г. по духовному завещанию выделил 150 тыс. руб. с учетом процентов для устройства и содержания дома в Лаврушинском переулке «бывшего Крылова» бесплатных квартир для вдов и сирот русских художников. В 1909 г. Комиссией по устройству выделено 95 тыс. руб. на постройку и оборудование и 130 тыс. руб. на содержание приюта. Дом бесплатных квартир вдов и сирот русских художников был открыт в 1912 г.

В 1913 г. московскому городскому общественному самоуправлению поступило 200 тыс. руб., находившихся в пожизненном пользовании сына – Михаила. Московской городской думой было принято решение использовать капитал на устройство и содержание приюта для слабоумных. Строительство двухэтажного корпуса осуществлялось в 1914–1915 гг. Но в 1916 г. работы были приостановлены из-за трудностей военного времени. Приюту определялось имя жертвователя – .

В 1886 г. Третьяковыми передано в Совет православного миссионерского общества 500 руб. на строительство храма «Во имя воскресения Христова» в Токио. В 1892 г. Павел Михайлович передал Вспомогательному обществу московского купеческого сословия на составление неприкосновенного капитала 5 тыс. руб. В 1894 г. Московской купеческой управе и в биржевой комитет передано 10 тыс. руб. В 1895 г. московскому почт-директору пожертвовано 5 тыс. руб. на постройку дома призрения для заслуженных престарелых чинов почтово-телеграфного ведомства .

Благотворительная деятельность не ограничивалась только пространством столичного центра, она распространялась и на провинцию. При Большой Костромской льняной мануфактуре были построены приют, больница, детский сад, школа.

Павел Михайлович вкладывал финансовые средства в различные социокультурные проекты. В частности, он выделил средства на экспедиции -Маклая. Оказывал финансовую помощь художникам, Трутневу, Н. Н. Ге. Среди дарителей Музею изящных искусств также был Павел Третьяков.

К Солодовниковской богадельне и к богадельне была пристроена еще одна богадельня на средства, завещанные. На завещанные средства был построен приют. Один из корпусов приюта носил имя, так как был построен на его средства.

При строительстве храма Христа Спасителя почетные граждане Павел и Сергей Третьяковы отдали часть усадебной земли на прилежащей территории для устройства причтовых помещений.

Основу же благотворительной деятельности Павла Михайловича составило собирательство произведений русского искусства и формирование художественной галереи . В своей собирательской и благотворительной деятельности он опирался на филантропическую идею «…наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу в каких-либо полезных учреждениях». Покупая произведения русских художников или заказывая им исполнение различных произведений, Павел Третьяков оказывал поддержку отечественной художественной школе и культуре. Затраты на приобретение произведений искусства по годам составили:

1871–1872 – 19 тыс. руб.; 1872–1873 – 15 303 руб.; 1873–1874 – 19 572 руб.; 1874–1875 – 68 620 руб.; 1875–1876 – 17 584 руб.; 1876–1877 – 7 021 руб.; 1877–1878 – 24 тыс. руб.; 1878–1879 – 17 250 руб.; 1879–1880 – 10 тыс. руб.; 1880–1881 – 23 тыс. руб.; 1881–1882 – 41 тыс. руб.; 1882–1883 – 104 тыс. руб.; 1883–1884 – 41 тыс. руб.; 1884–1885 – 43 540 руб.; 1885–1886 – 23 893 руб.; 1886–1887 – 33 622 руб.; 1887–1888 – 32 775 руб., 1888–1889 – 32 270 руб., Антокольскому – 10 тыс. руб.; 1889–1890 – 45 130 руб., Антокольскому – 2 тыс. руб.; 1890–1891 – 35 085 руб.; 1891–1892 – 85 510 руб.; 1892–1893 – 10 682 руб.; 1893–1894 – 26 695 руб.; 1894–1895 – 909 руб.; 1895–1896 – 39 011 руб.; 1896–1897 – 22 173 руб.; 1897–1898 – 20 135 руб.; Верещагинская коллекция – 188 245 руб.

Пути формирования художественной коллекции Павла Третьякова были разнообразны, что во многом обусловило ее необычную социокультурную географию. Основная и лучшая часть ее собрания – портреты современников, творческих деятелей, пейзажная, историческая и жанровая живопись – была приобретена у художников Петербурга и Москвы.

В 1892 г. он передал в дар Москве все свое художественное собрание (1 287 произведений живописи, 518 – графики, 9 скульптур) вместе с коллекцией Сергея Михайловича, а также значительные денежные средства на приобретение новых картин. Вся Третьяковская коллекция тогда была оценена в 1 428 929 руб., а зарубежный отдел – в 520 520 руб. Всего братья Третьяковы пожертвовали картин на сумму 1 949 446 руб., 125 тыс. руб. было выделено на приобретение на проценты с этой суммы художественных, живописных и скульптурных произведений, 100 тыс. руб. – на ремонт галереи с потреблением процентов.

Эпоха и те масштабные трансформации, которые были обусловлены временем, не могли не оказать влияния на направление социокультурной деятельности Третьяковых, не могли не внести свои коррективы в дело определения направленности коллекционерских интересов, как и в дело определения приоритетных областей собирательства. Середина и вторая половина XIX в. стали временем оформления собирательских интересов и коллекционерской деятельности в среде представителей отечественных купеческих и предпринимательских династий (, , и др.) наряду с активизацией всех остальных направлений их социокультурной деятельности. Купечество в это время однозначно активизировало свои позиции в общественной, социальной и культурной жизни общества, пыталось идти в ногу со временем и вкладывало значительные материальные средства в развитие институтов культуры, в разнообразные социокультурные начинания и новации, нередко становясь инициатором и разработчиком многих социальных и культурных проектов.

Будучи представителями купеческого сословия и имея соответствующее образование и значительные финансовые средства, Третьяковы, безусловно, не могли оставаться в стороне от подобных проявлений социокультурной активности, и в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности в социальной и культурной сфере они избрали именно собирательство и коллекционирование. Немаловажное значение в данном случае сыграл и факт отсутствия в тот период в России, и в частности в Москве, общедоступной национальной художественной галереи или музея. Средства, получаемые в процессе торгово-промышленной и предпринимательской деятельности , вкладывались в художественные ценности, которые затем становились доступными для широкой общественности и в новом качестве как бы возвращались обществу «в каких-либо полезных учреждениях», по словам: в виде музеев, картинных собраний и галерей, различных коллекций, библиотек.

Вложение средств в формирование живописных коллекций и собраний одновременно можно рассматривать и как реализацию желания оказать помощь представителям отечественной художественной школы. В данном случае коллекционер выступал как гарант некоторой финансовой стабильности для художников, многие из которых нуждались в материальной поддержке и средствах к существованию. За высокохудожественные произведения на арт-рынке даже разворачивалась иногда борьба между собирателями художественных ценностей. Престижным было обладание такими произведениями, они становились украшением любой коллекции и галереи, свидетельствовали о художественных вкусах и пристрастиях их владельцев .

Для представителей делового мира России была характерна подобная полифункциональность в социально-экономической и социокультурной сферах. Братья Третьяковы и здесь шли в ногу с эпохой, стараясь как можно полнее реализовать свои возможности в области культурного развития страны, формирования образовательных и культурных институтов и учреждений, в деле развития отечественного искусства и сохранения историко-культурного наследия, в деле просвещения российской общественности. Знакомство и тесное общение со многими русскими художниками и деятелями культуры позволило иметь в своей коллекции работы лучших мастеров, а также дало возможность сформировать наиболее полную портретную галерею современников и сохранить ее в неизменном виде для потомков. В собрании галереи Третьяковых нашло также наиболее полное отражение развитие отечественной художественной школы второй половины XIX в. Коллекция, подаренная городу братьями Третьяковыми, составила основу для развития одного из крупнейших художественных музеев России.

Согласно духовному завещанию от 6 сентября 1896 г. и другим документам, Третьковыми подарено городу множество домов, богаделен, приютов, училищ, особняков, которые могли бы составить отдельную московскую улицу – такую, например, как Ильинка или Никольская. Братья Третьяковы единственными из российских купеческих династий оставили столице целую улицу – Третьяковский проезд с домом на Никольской. В 1897 г. Павлу Михайловичу Третьякову «в знак признательности» было присвоено звание почетного гражданина города Москвы – как «принесшему в дар названному городу картинную галерею и недвижимое имущество, в котором она находится, и продолжающему своими пожертвованиями способствовать дальнейшему обогащению этой галереи».

Только по выявленным на данный момент источникам вклад братьев Третьяковых и их родителей в развитие российской культуры и благотворительности составлял более 4,2 млн руб. По подсчетам Московской городской думы вклад братьев Третьяковых в благотворительные и культурные проекты составил более 2 млн руб. серебром (7 млн руб.).
С учетом вклада всех членов и родственников семьи вложения были, безусловно, еще более значительными.

Традиции активной социокультурной деятельности, заложенные братьями Третьяковыми, были продолжены их родственниками и потомками. В частности, сын Сергея Михайловича Третьякова Николай был секретарем Московского общества любителей художеств, принимал участие в спектаклях Общества искусства и литературы. Свой след в культурной жизни страны оставили также ближайшие родственники братьев Третьяковых – представители семейств Боткиных, Мамонтовых, Каминских, Алексеевых, Якунчиковых, Гриценко. Чтобы составить более масштабную картину социально-экономической и социокультурной деятельности братьев и всей семьи Третьяковых и полнее оценить их вклад в развитие отечественной культуры, требуется дальнейшее детальное исследование поставленной проблемы.

РГИА. Ф. 468. Оп. 42. Д. 1740. Л. 8.

Благотворительность московских предпринимателей, 1860–1914. М., 1999. С. 472.

РГИА. Ф. 468. Оп. 42. Д. 1740.

Там же. Л. 8 об.

Адрес-календарь города Москвы на 1889 г. Ст. 176. М., 1889.

Указ. соч. С. 471.

РГИА. Ф. 468. Оп. 42. Д. 1740. Л. 4 об.

Там же. Л. 5 об.

Там же. Л. 13, 13 об.

Указ. соч. С. 470–471.

Там же. С. 469.

РГИА. Ф. 789. Оп. 12. Д. 674.

Указ. соч. С. 470.

РГИА. Ф. 613. Оп. 1. Д. 103. Л. 141 об.

Указ. соч. С. 468–469.

Там же. С. 469.

РГИА. Ф. 1152. Т.Д. 413.

Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. М.,1993. С. 270.

. Павел Михайлович Третьяков: Докл. секретаря Моск. о-ва любителей художеств, 11 декабря 1908 г. С. 5.

РГИА. Ф. 1284. Оп. 241. Д. 162. Л. 28.

Там же. Ф. 468. Оп. 42. Д. 1740. Л. 6.

Адрес-календарь города Москвы на 1889 г. М., 1889. Ст. 550.

В один из дней конца мая у главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке было заметно особенное праздничное оживление. Яркий солнечный день казался еще солнечней и веселей от криков детей, бегавших во дворике перед главным входом в галерею. Какая-то школа, наверное, привезла на экскурсию своих питомцев. Вот две девочки лет девяти подбежали к памятнику Павлу Михайловичу Третьякову, стоящему посреди двора, у одной в руках фотоаппарат.

– Сфотографируй меня возле памятника! – Фотомодель трясет косичками и улыбается во всю ширину беззубого рта, зубы-то молочные все выпали спереди, а коренных еще не выросло. Подружка быстро щелкает своей «мыльницей» – и обе убегают. Что там у них в кадр попало, кроме улыбки и небольшого куска пьедестала?

Две дамы, судя по всему, сотрудницы музея, тоже подходят к памятнику с фотоаппаратом.

– Давай становись вот здесь, немного сбоку, чтобы солнце в объектив не било, сфотографирую тебя с Павлом Михайловичем.

Заметно, что в этом случае работа над кадром ведется уже не так легкомысленно.

– Не люблю я фотографироваться и фотографий своих не собираю.

– Ничего, можно разок сфотографироваться – раз в 150 лет.

Щелчок – и каменная фигура Павла Михайловича попадает в кадр вместе с одной из сотрудниц музея. В памятнике не чувствуется отчужденности, обычно присущей изваяниям. Все как-то очень живо, как будто Павел Михайлович – это вечный директор галереи имени братьев Третьяковых, который, хоть и не участвует в совещаниях и не решает текущих вопросов, но вполне себе здесь же присутствует и для всех сотрудников является как бы старшим товарищем во всех их рабочих делах.

Государственной Третьяковской галерее имени братьев Павла и Сергея Третьяковых исполнилось 150 лет. Датой основания галереи считается день, когда Павел Третьяков положил начало своей коллекции русской живописи приобретением картины «Стычка с финляндскими контрабандистами» художника В. Г. Худякова. Произошло это 22 мая 1856 года. А 24 мая 2006 года в Третьяковской галерее открылась выставка, посвященная жизни и деятельности братьев Третьяковых, которая продлится до 30 сентября.

Как говорится в пресс-релизе выставки, ее цель заключена в том, чтобы показать масштабы собирательской, предпринимательской, благотворительной жизни братьев Третьяковых, а также в том, чтобы просто рассказать о жизни этой замечательной русской семьи, потомки которой продолжают жить и сейчас, как в Москве, так и за границей. Главное, что остается после посещения выставки, разместившейся на двух этажах Инженерного корпуса Третьяковки, это ощущение того, как цельно и красиво умели жить эти люди. Благодаря своему трудолюбию, любви и уважению друг к другу, а также благодаря пониманию того, что богатство это не просто частная собственность, главный смысл которой быть неприкосновенной, но еще и некоторый долг, особое призвание. Это последнее Павел Михайлович Третьяков коротко выразил в одном из писем своей любимой дочери Александре: «Нажитое от общества должно вернуться обществу».

В первом же разделе выставки представлены документы, свидетельствующие о том, как эти слова подкреплялись делом в такой, например, области как любовь Павла Михайловича Третьякова к искусству. Уже в 1860 году, 28 лет от роду, он на всякий случай пишет завещание, в котором упоминает и будущую Третьяковскую галерею.

«Капитал же 150 тысяч рублей серебром я завещаваю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи и прошу любезных братьев моих Сергея Михайловича и Владимира Дмитриевича и сестер моих Елизавету, Софью и Надежду непременно исполнить просьбу мою. Я забыл упомянуть, что желал бы оставить национальную галерею, состоящую из картин русских художников. Более всех обращаюсь с просьбой моей к брату Сергею, прошу вникнуть в смысл желания моего. Не осмеять его, понять, что для не оставляющего ни жены, ни детей и оставляющего мать, брата и сестру вполне обеспеченных, для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».

В 1873 году для размещения расширяющейся коллекции делается пристройка к жилому дому Третьяковых в Лаврушинском переулке и галерея начинает действовать, но пока еще посещение ее возможно только по знакомству. С 1883 года галерея становится общедоступной. Сергей Михайлович Третьяков не в меньшей степени, чем брат, любил изящные искусства, но увлекался преимущественно западноевропейской живописью, хотя в его собрании, сначала обособленном от собрания брата, находится значительное количество работ русских художников. В своем завещании он также указал, что после его смерти собранные им картины должны перейти в собственность города.

После внезапной смерти Сергея Михайловича в 1892 году Павел Михайлович дарит Москве и всю свою галерею, так две коллекции братьев объединяются в одну.

Вообще между братьями всегда царило редкостное согласие, об этом свидетельствуют не только члены семьи Третьяковых, но и многие их современники. Братья решали сообща как деловые вопросы, так и подчас запутанные вопросы художественной жизни, которая по самой своей сути склонна к интриге. Бывало, что Сергей Михайлович приобретал какую-нибудь картину просто для того, чтобы передать ее брату.

Здесь, кстати, уже можно перейти от личных отношений между Третьяковыми к их главному уникальному качеству – к их способности сочетать активную и успешную деловую жизнь с не менее активной и глубокой жизнью в художественных, литературных, музыкальных, театральных кругах. Этим двум разным областям их деятельности посвящены два разных раздела юбилейной выставки и эти разделы не то чтобы не стыкуются между собой, а попросту не укладываются в обычные представления о человеческой жизни. Если бы один брат занимался делами, а другой искусством, то это было бы еще более-менее постижимо. Но никакой «специализации» между Третьяковыми не было, они были равноправными деловыми партнерами и равно уважаемыми ценителями прекрасного. В этом чувствуется какая-то особенная чисто русская универсальность – не-сухость, но и не-мечтательность, которая наряду с другими разными чертами русского характера должна быть признана как одна из исконных, главных черт. С одной стороны, Третьяковы были исключительно надежными и порядочными деловыми партнерами, как по отношению друг к другу, так и ко всем, а с другой, вращались именно среди тех своих современников, чьи лица стали для нас главными лицами второй половины XIX века в России, если говорить об искусстве во всех его разнообразных проявлениях. Лица этих людей – друзей и свойственников Павла и Сергея Третьяковых – мы, кстати говоря, в основном знаем по портретам, выполненным специально для Третьяковской галереи русскими художниками также друзьями и свойственниками братьев.

В разделе выставки, посвященном домашней жизни Третьяковых, представлена значительная часть этих портретов. Здесь есть портреты Чайковского, Аксакова, Фета, Льва Толстого, братьев Рубинштейнов, Репина… Тех с кем они были знакомы, тех кто был близкими друзьями семьи, тех с кем они роднились. Сохранилась и издана очень интересная переписка между П. М. Третьяковым и Львом Толстым, в которой Павел Михайлович раскрывается как независимый человек, отстаивающий свою позицию и в то же время высоко ставящий мнение писателя. Павел Михайлович так же высоко ценил и гений Достоевского и жалел о том, что упустил возможность личного знакомства с ним. «Я боялся, как бы не умалился для меня он при более близком знакомстве, и вот теперь не могу простить себе», – писал он после смерти писателя. Знакомства, дружеские связи, свойство Третьяковых это, по словам куратора выставки Т. В. Юденковой, чрезвычайно обширная тема, достойная отдельного исследования, но все-таки в качестве еще одного примера разнообразия и значительности этих связей, их глубокого прикосновения к важнейшим событиям русской истории хочется упомянуть, что Третьяковы находились в свойстве и со знаменитым ученым-медиком Сергеем Петровичем Боткиным и его сыном Евгением Сергеевичем, тем самым врачом, который вместе с царской семьей погиб в Екатеринбурге.

Особый раздел посвящен благотворительности Павла Михайловича Третьякова, не относящейся к искусству, экспонаты выставки и ее организаторы свидетельствуют о том, что, например, он был фактически единственным человеком, который поддерживал Московское училище для глухонемых, после его смерти руководство училища обращается за поддержкой к Московской городской думе. Третьяков сделал значительный взнос на православный храм в Токио, который строился трудами равноапостольного Николая Японского, Третьяковы вообще регулярно жертвуют на церкви. Они также участвовали в финансировании исследовательской экспедиции, занимавшейся исследованием древних храмов России. Из переписки Третьякова известно, что он не отказывал в помощи и частным лицам, если в этом была необходимость, он бесплатно сотрудничал в Московском попечительском банке, выделявшем средства на поддержку нуждающихся. Также можно предположить, что немалую часть своих благодеяний Павел Михайлович попросту скрыл…

Для того, чтобы внимательно пройти по выставке, разместившейся на двух этажах Инженерного корпуса Третьяковки, потребуется около двух часов. В том, что организаторы определили ее направление как историко-художественное угадывается желание выйти за обычные для музея рамки демонстрации чего-то ныне уже не существующего. Но здесь история соединяется с искусством и благодаря этому создается ощущение присутствия в залах самой русской жизни – разнообразной, упорной, красивой, мудрой, доброй и семейной. Жизни, которая, преодолев многочисленные пороги времени, теперь принадлежит и нам.

Кто не знает о Третьяковской галерее - поднимите руки! И можно быть уверенным, что ни одна рука не поднимется, потому что о Третьяковской галерее знают все. И даже те, кто в ней ни разу не был, не листал альбомов с репродукциями, бережно укрытыми папиросной бумагой, не вдыхал тишину и мягкость музейных залов… Третьяковская галерея - это символ культурной России. Очень показательно, что знаменитая галерея была создана в результате благотворительной деятельности братьев Третьяковых, Сергея Михайловича и Павла Михайловича, российских купцов, которые занимались, собственно говоря, прядильным производством, лишенным всяческой романтики.

На их фабриках работали тысячи людей. В соответствии с доктринами развитого социализма - злостные змеи-эксплуататоры, кровопийцы и мучители народа были эти братья Третьяковы. Но галерея, названная их именем, опровергает любые штампы и клише. Достаточно просто взглянуть на картины, которые собирали братья и передали их в дар не то что городу - всей России, и сразу становится ясно - никак они не могли быть ни змеями-эксплуататорами, ни кровопийцами, ни мучителями. А - людьми тонко чувствующими и мыслящими свободно. Так и никак иначе.

Датой основания галереи считается тот день, когда Павел Третьяков приобрел картину художника В.Г.Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами», чем положил начало своей коллекции. Произошло это событие 22 мая 1856 года.

Оригинальным человеком был Павел Михайлович Третьяков. Сам - из старинного купеческого рода, жену взял из известного рода Мамонтовых (Вера Николаевна была двоюродной сестрой мецената Саввы Ивановича Мамонтова). Имел шестерых детей. Занимался производством, как и положено настоящему российскому купцу и промышленнику. И при этом в доме Третьяковых бывали художники, писатели, музыканты, в том числе и И.С.Тургенев, П.И.Чайковский, А.Г.Рубинштейн, И.Е.Репин, И.Н.Крамской, В.М.Васнецов, В.Г.Перов, В.Д.Поленов и многие, многие другие. Кстати сказать, Чайковский был родственником Третьяковых, а старшая дочь Павла Третьякова Вера вышла замуж за пианиста Александра Ильича Зилоти, двоюродного брата композитора С.В.Рахманинова. Любовь, третья дочь Павла Михайловича, вышла замуж за художника Н.Н.Гриценко, а во втором браке она была замужем за знаменитым живописцем Л.С.Бакстом, который не только писал картины, но и оформлял балеты для Русских сезонов С.П.Дягилева в Париже. Две другие дочери стали женами братьев Боткиных - сыновей известного врача-клинициста С.П.Боткина (да-да, болезнь Боткина - это оттуда). Александра вышла замуж за Сергея Боткина, врача и коллекционера, а Мария - за военного моряка, врача, изобретателя, путешественника Александра Боткина.

Такая вот интересная смесь творческого начала и коммерческой жилки. Очень показательно в этом плане письмо Павла Третьякова любимой дочери Александре: «Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях».

После многих благотворительных деяний, Павел Михайлович Третьяков решил построить для художественной галереи отдельное здание, где и разместить свой дар - произведения искусства, которые он собирал долгие годы.

Сергей Михайлович Третьяков, младший брат, был личностью тоже в своем роде примечательной. Правда, его архив не сохранился, и поэтому биография Сергея Третьякова не известна в тех подробностях, как биография его старшего брата.

Но точно известно, что он собирал произведения западноевропейских художников, в основном французских, чтобы не было повторов и конкуренции с коллекцией Павла Третьякова - тот в основном специализировался на русской живописи. Утверждают, что многие полотна, приобретенные Сергеем Третьяковым, повлияли на российское искусство. Например, В.А.Серов, К.А.Коровин, И.М.Прянишников и даже И.Е.Репин написали многие знаменитые картины под влиянием «Деревенской любви» Бастьена-Лепажа.

Так же, как и старший брат, Сергей Михайлович Третьяков в своей духовной отписал собрание картин городу для создания городской художественной галереи. Кроме того, он оставил капитал, на проценты с которого должны были приобретаться произведения русской школы. Коллекции братьев были слиты - и возникла Третьяковская галерея.

Братья Третьяковы - это классический пример русского купечества, которое не только занималось «деланием денег», но и разнообразной благотворительностью, живо интересовалось культурой, наукой и искусством, более того - стимулировало их.

Есть надежда, что современное «купечество» когда-нибудь дорастет до нравственного уровня братьев Третьяковых. В конце концов Россия к этому всегда предрасполагала.

София ВАРГАН