Третьяковская галерея 20 века. Третьяковская галерея. Где находится и как добраться

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» и временные выставки в (Крымский Вал, 10) для посетителей без экскурсии бесплатный (кроме выставки «Илья Репин» и проекта «Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич»).

Право бесплатного посещения экспозиций в главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан:

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

Уважаемые посетители!

Пожалуйста обратите внимание на режим работы Третьяковской галереи в праздничные дни. Посещение платное.

Обращаем ваше внимание, что вход по электронным билетам осуществляется в порядке общей очереди. С правилами возврата электронных билетов вы можете ознакомиться по .

Поздравляем с наступающим праздником и ждём в залах Третьяковской галереи!

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет.

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры музея - вход на экспозицию «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и в Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

  • Отдел Государственной Третьяковской галереи представляет русское искусство XX века ‒ авангардизм, конструктивизм, социалистический реализм и др.
  • Картины и скульптуры 1900-1960-х годов представлены на втором этаже.
  • Шедевры Малевича (первая версия «Черного квадрата» и другие композиции), Марка Шагала, Василия Кандинского и других художников.
  • Чтобы увидеть произведения современного русского искусства (1950-е годы по настоящее время), нужно пройти на третий этаж.
  • В галерее проводятся тематические выставки , ведется просветительская работа ‒ лекции, обсуждения, кинопоказы.
  • Работает творческий центр для детей.

Отдел Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу целиком посвящен русскому искусству XX века. Именно здесь экспонируются первый “Черный квадрат” , “Летатлины” Татлина, натюрморты Машкова и портреты Кончаловского, “Купание красного коня” Петрова-Водкина, главные символы соцреализма и работы важнейших нонконформистов. Посещение этого музея сравнимо с путешествием по России XX века.

Экспозиция

Музейное пространство с постоянной экспозицией делится на два этажа. На втором этаже представлена основная часть коллекции: живопись и скульптура с 1900-х по 1960-е гг. Третий этаж занимает коллекция современного русского искусства: с 1950-х и до наших дней. Первые пять залов второго этажа посвящены раннему русскому авангарду: художникам объединений «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» (М.Ларионов и , П. Кончаловский, И. Машков) и отдельным мастерам: Н. Пиросмани, В. Татлину, А. Лентулову и др. Следующий раздел (залы 5, 6, 9) – произведения классического русского авангарда 1910-х годов: “Черный квадрат” и другие супрематические композиции Казимира Малевича, “Бегущий пейзаж” Ильи Клюна, произведения Ольги Розановой, контррельефы Татлина, “Композиция VII” Василия Кандинского, “Над городом” Марка Шагала, “Венеция” Александры Экстер, композиции Павла Филонова.

В залах 6, 7, 8, 10, 11 можно увидеть произведения художников-конструктивистов: Александра Родченко, Варвары Степановой, Любови Поповой, Лазаря Лисицкого, Георгия Штенберга и объединения ОБМОХУ.

В залах 15-25 представлена живопись сложно определимого периода середины 1920-х – начала 1930-х, когда тенденции авангарда постепенно уходят на второй план. Это произведения очень разных мастеров, часть из которых (А. Древин, Г. Рублев и др.) не имели возможности выставляться при жизни, работали для себя и узкого окружения, тогда как другие, например, А. Дейнека и Ю. Пименов, стали центральными фигурами официального стиля.

Классические работы соцреализма представлены параллельно в этих же пространствах. Среди них “Вратарь” Александра Дейнеки, Исаака Бродского, портреты М. Нестерова и П. Корина, “Незабываемая встреча” Василия Евфанова, “Сталин и Ворошилов в Кремле” Александра Герасимова, “Новая Москва” Юрия Пименова, “Письмо с фронта” Александра Лактионова, “Опять двойка” Федора Решетникова.

Экспозиция залов 27-37 знаменует новый период в русской истории – хрущевскую оттепель 1950-1960-х и продолжение художественных поисков молодых поколений. Это творчество художников Таира Салахова, Виктора Попкова, братьев Сергея и Алексея Ткачевых, Гелия Коржева, Павла Никонова, Дмитрия Жилинского, Татьяны Назаренко.

Нонконформистское искусство, развивавшееся со второй половины 1950-х, представлено в залах 30-35. Нонконформисты не принимали официальной линии советского искусства и, соответственно, не имели возможности широко выставляться. В поисках индивидуального стиля эти художники обращаются к забытым традициям русского авангарда и западному модернизму. В коллекции ГТГ этот период представлен работами Владимира Яковлева, Анатолия Зверева, Льва Кропивницкого, Оскарар Рабина, Владимира Немухина, Михаила Рогинского, Дмитрия Плавинского, Дмитрия Краснопевцева, Владимира Вейсберга, Виктора Пивоварова, Владимира Янкилевского.

Коллекция полотен представителей новейших течений, выставленная в залах четвертого этажа, пополняется каждый год. По временным рамкам она пересекается с коллекцией живописи второй половины века. Здесь показаны работы таких мастеров, как Илья Кабаков, Франсиско Инфанте, Константин Звездочетов, Юрий Альберт, Олег Кулик, Иван Чуйков, Дмитрий Пригов и др.

Деятельность Галереи

Экспозиция на Крымском валу была открыта в 1986 году ‒ спустя три года после завершения строительства здания, изначально предназначавшегося для Галереи. Здание было задумано как продолжение Парка им. Горького, поэтому его формы напоминают парковый павильон. По этой же причине оно имеет открытую нижнюю часть со свободно стоящими опорами, большую протяженность и невысокую этажность. Огромные экспозиционые пространства дают музею возможность осуществлять крупные выставочные проекты, посвященные разным периодам истории искусства. В 2000-х здесь прошли выставки «Карл Брюллов. К 200-летию со дня рождения», «В круге Малевича», «ОСКАР РАБИН. ТРИ ЖИЗНИ. Ретроспектива», «Виктор Попков. 1932-1974» и др. В 2010-х – «Дмитрий Пригов. От Ренессанса до концептуализма и далее», «Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом», «Пит Мондриан (1872–1944) – путь к абстракции», «Константин Коровин. Живопись. Театр. К 150-летию со дня рождения», «Что есть истина? НИКОЛАЙ ГЕ. К 180-летию со дня рождения», «АЛЕКСАНДР ЛАБАС. На скорости XX века» и др.

Музей ведет активную просветительскую работу. Большие выставки сопровождаются лекциями, обсуждениями и кинопоказами. Существует и отдельный лекторий с циклами по истории русского искусства для взрослых, творческие мастерские для детей, специальные курсы и «Школа искусствоведа» для молодежи.

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» и временные выставки в (Крымский Вал, 10) для посетителей без экскурсии бесплатный (кроме выставки «Илья Репин» и проекта «Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич»).

Право бесплатного посещения экспозиций в главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан:

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

Уважаемые посетители!

Пожалуйста обратите внимание на режим работы Третьяковской галереи в праздничные дни. Посещение платное.

Обращаем ваше внимание, что вход по электронным билетам осуществляется в порядке общей очереди. С правилами возврата электронных билетов вы можете ознакомиться по .

Поздравляем с наступающим праздником и ждём в залах Третьяковской галереи!

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет.

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры музея - вход на экспозицию «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и в Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Спросите любого жителя России, знают ли они самый знаменитый художественный музей в Москве и большинство опрошенных ответят, что это — Третьяковская галерея. О музее слышали даже те, кто не интересуется искусством. А уж те, кто интересуется, приравнивают его к настоящему храму!

Его коллекции поистине бесценны, и не только с материальной точки зрения — экспозиция Третьяковской галереи охватывает период с XI по XX века, начиная с Древней Руси и заканчивая Советским периодом, благодаря чему можно проникнуться русской историей и приблизиться к пониманию национального самосознания.

История и общая информация

Сегодня Третьяковская галерея – это целый комплекс отреставрированных зданий, расположенных на разных улицах Москвы. К наиболее значимым можно отнести:

  • основное здание — бывший особняк Павла Третьякова по адресу: Лаврушинский переулок, 10 (сюда же можно включить примыкающий к нему инженерный корпус — Лаврушинский переулок, 12, — где помимо выставочных и конференц-залов расположены инженерно-технические службы музея);
  • так называемая «Новая Третьяковка» — новый павильон, построенный в 80-х годах прошлого века на набережной Москвы-реки по адресу: Крымский вал, 10.

Кроме того, филиалами Третьяковской галереи являются:

  • действующий храм-музей Святителя Николая (расположенный по адресу: Малый Толмачевский переулок, 9 — это соседнее с инженерным корпусом в Лаврушинском переулке строение. Именно здесь хранится бесценная икона Владимирской Божией матери, которой почти 900 лет);
  • дом-музей Виктора Васнецова (переулок Васнецова, 13);
  • мемориальный музей-квартира Васнецова (Фурманный переулок, 6);
  • музей-мастерская А.С. Голубкиной (Большой Лёвшинский переулок, 12);
  • дом-музей П.Д. Корина (Малая Пироговская улица, 16).

Тем, кого больше интересует дореволюционный период живописи (с XI по XIX век), следует направиться в красивое здание, похожее на древнерусский терем, которое находится в Лаврушинском переулке. Современные шедевры XX века – нашли себе пристанище в новой галерее в стиле раннего советского модернизма на Крымском валу.

Обратите внимание!
Ежегодно Третьяковскую галерею посещают около 1,5 млн. человек. Не трудно подсчитать, что за день полюбоваться на картины приходит в среднем около 5 тыс. посетителей, но на выходных их количество значительно выше. Так что для посещения галереи, по возможности, следует выбрать будний день.

Третьяковской галерее больше 160 лет! Краткий экскурс в историю

Известно, что представитель купеческого сословия Павел Третьяков начал собирать свою коллекцию в 1856 году (ему тогда было всего 24 года). Свое внимание он сосредоточил на работах русских мастеров. Первоначально картины держали в специально выделенных комнатах купеческого особняка, однако их количество так быстро росло, что для размещения новых экспонатов пришлось построить рядом отдельный двухэтажный дом. В связи с дальнейшим расширением коллекции на территории имения появлялись все новые здания и помещения, позже объединенные в единый комплекс.

Брат Павла Третьякова Сергей также собирал предметы искусства, однако он отдавал предпочтение западноевропейским мастерам, что позволяло избежать конкуренции между братьями. Преждевременная смерть Сергея (в 1892 году), который помимо собственной коллекции завещал городу Москве значительную часть своего состояния, в том числе половину дома в Лаврушинском переулке, стала поводом для объединения Павлом Третьяковым обеих коллекций в одну и передачи их городу. На тот момент экспозиция галереи насчитывала более 1,000 полотен знаменитых художников (вместе со скульптурами, украшениями, эскизами, графическими рисунками – около 2,000 предметов).

Сейчас сокровищница русского искусства насчитывает более 180,000 экспонатов!

Помимо братьев Третьяковых, большую роль в становлении музея сыграл Игорь Эммануилович Грабарь, назначенный попечителем музея в 1913 году. Именно ему принадлежит заслуга систематизации оставленного наследия и превращении частной, по сути, коллекции в музей мирового уровня. Так, Игорь Грабарь:

  • провел большую научно-исследовательскую работу по изучению картин;
  • внедрил новый принцип их размещения (хронологический);
  • составил первый научный каталог;
  • был инициатором создания реставрационной мастерской и являлся ее руководителем.

Стоит упомянуть и о том, как много он сделал для сохранения шедевров в сложные годы революции и Гражданской войны.

Игорь Грабарь был не только хорошим организатором, но и талантливым художником. Одной из его картин нашлось место в самой Третьяковской галерее — в зале №38 можно увидеть знаменитую «Февральскую лазурь», написанную в 1904 году.

Экспозиция и главные достопримечательности

Шедевры Лаврушинского переулка

Наиболее известным и популярным у москвичей и гостей столицы является старое здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Оно подверглось масштабной реконструкции, которая длилась с 1986 по 1996 год. Залы музея получили современное освещение и обновленный интерьер.

Особенно ценные шедевры были помещены в специальные капсулы из пуленепробиваемого стекла, подключены к сложной системе контроля за состоянием температуры и влажности.

Был построен специальный зал для большого панно Михаила Врубеля «Принцесса Грёза», почти столетие пролежавшего в запасниках. Переоборудованы другие помещения.

Если Вы намереваетесь посетить галерею без гида, следует заранее составить маршрут экскурсии. Подумайте, какой период времени (или какой художник) Вам интересен более всего. Следует отдавать себе отчет, что увидеть все экспозиции за одно посещение практически невозможно — в галерее 62 зала и не все из них открыты одновременно.

Топ-10 самых знаменитых картин Лаврушинского переулка:

  • 1) «Явление Христа народу» А. Иванова (зал №10)
  • 2) «Неравный брак» В. Пукирева (зал №16)
  • 3) «Тройка» В. Перова (зал №17)
  • 4) «Неизвестная» Крамского (зал №20)
  • 5) «Утро в сосновом лесу» И. Шишкина (зал №25)
  • 6) «Богатыри» В. Васнецова (зал №26)
  • 7) «Боярыня Морозова» В. Сурикова (зал №28)
  • 8) «Иван Грозный и сын его Иван» И. Репина (зал №30)
  • 9) «Демон (сидящий) М. Врубеля (зал №33).
  • 10) Икона «Троица» Андрея Рублева (зал №60).

В этот список не попали картины Серова, Левитана, Кустодиева, Айвазовского, однако они также достойны внимания! Помимо картин и икон в главном здании можно увидеть графику, эскизы, скульптуры, наброски.

Зал древнерусской живописи

Любителей истории, православных христиан привлечет зал иконописи, расположенный на первом этаже. Особенно ценные иконы помещены здесь в специальные стеклянные киоты, внутри которых поддерживается необходимая температура и влажность. Здесь можно увидеть работы Андрея Рублева, а также православные святыни, написанные неизвестными мастерами в период с XI по XVII века.

Напомним, что самая знаменитая из икон — икона Владимирской Божией матери — размещена в отдельном здании — церкви Святого Николая. Попасть сюда можно как через инженерный корпус (Лаврушинский пер., 12), так и с Малого Толмачевского переулка.

Зал Ильи Репина

Работы одного из самых известных русских художников размещены в зале №30. До недавнего времени здесь висела и печально известная работа Репина «Иван Грозный и сын его Иван», однако в мае 2018 года она подверглась очередному нападению, получила серьезные повреждения и вновь отправилась на реставрацию. Суд Москвы оценил стоимость восстановительных работ в сумму от 5 до 10 млн. рублей.

Тем не менее в зале остались другие знаменитые картины великого русского художника:

  • «Не ждали»,
  • «Стрекоза»,
  • «Осенний букет»,
  • «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»,
  • «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре»,
  • портреты Мусоргского, Шевченко, Толстого.

Кроме того, именно в зале Репина можно увидеть портрет самого Павла Михайловича Третьякова.

Зал Михаила Врубеля

Один из новых залов был построен во время последней реконструкции специально для экспозиции огромного полотна «Принцесса Грёза» (его размер 7,5 х 14 метров), а также других масштабных работ художника. На самом деле под произведения Михаила Врубеля отведено 2 зала (№32 и №33). В одном из них предусмотрен подиум для размещения оркестра, так как здесь проводятся музыкальные вечера.

Искусство ХХ столетия в филиале на Крымском валу

В 1986 году главное здание (в Лаврушинском переулке) закрыли на длительную реставрацию. Большая часть полотен была перевезена в новое здание – только что построенный филиал на Крымском валу. В 1996 году реконструкция была окончена, но произведения искусства XX века обратно не вернулись. Приняли решение оставить самые современные экспонаты в новом филиале. Сегодня именно в этом здании можно увидеть русский авангард: работы Малевича, Кандинского, Петрова-Водкина.

Следует отметить тот факт, что новое здание гораздо более просторное, к тому же расположено оно в очень живописном месте на берегу реки Москва, напротив парка культуры и отдыха им. Горького с его прудами и прекрасными аллеями. Так что увидеть этот уголок Москвы, конечно же, стоит. Под крышей «Новой Третьяковки» собрано более 5,000 экспонатов. Кроме того, здесь регулярно проводятся выставки, посвященные современному искусству.

Эксперты выделяют главные шедевры филиала на Крымском валу:

  1. «Черный супрематический квадрат» Казимира Малевича (зал №6);
  2. «Композиция VII» Василия Кандинского (зал №9);
  3. «Над городом» Марка Шагала (зал №9);
  4. «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина (зал №13);
  5. «Будущие летчики» Александра Дейнеки (зал №16).

Информация для посетителей

  • Третьяковская галерея не работает в понедельник. Время работы во вторник, среду и воскресенье: с 10-00 до 18-00. В четверг, пятницу и субботу: с 10-00 до 21-00.
  • Стоимость билета для взрослого (на момент написания статьи) составляет 500 р. Правом бесплатного прохода в музей обладают: ветераны и инвалиды ВОВ, военнослужащие срочной службы, инвалиды I и II группы, лица, не достигшие 18 лет, а так же некоторые другие категории граждан (подробный список находится на официальном сайте музея — см. ниже).
  • По средам можно посещать бесплатно инженерный корпус и филиал музея на Крымском валу. Также прийти в Третьяковскую галерею бесплатно можно в «ночь музеев» (проводится обычно во второй половине мая).

Обратите внимание, что знаменитые полотна Третьяковской галереи часто бывают «в отъезде», путешествуя по другим странам и континентам. Если хотите увидеть определенные картины, уточняйте заранее, есть ли к ним свободный доступ.

Интерактивный тур по музею в Лаврушинском переулке

Как пользоваться окном интерактивного тура:
коротким нажатием левой кнопки мыши на любую из белых стрелок в окне тура Вы будете перемещаться в соответствующую сторону (влево, вправо, вперед и т.д.), нажав и удерживая нажатой левую кнопку - покрутите мышкой в разные стороны: Вы можете осмотреться по сторонам, не сдвигаясь при этом с места. При нажатии на черный квадрат в правом верхнем углу окна интерактивного тура Вы попадете в полноэкранный режим просмотра.

1. Зал с картиной В.М. Васнецова «Богатыри».

2. Зал с шедевром А.А. Иванова «Явление Христа народу».

3. Зал И.И. Шишкина. (Лаврушинский пер.10).

4. Зал М. Врубеля и его панно «Принцесса Грёза».

5. Залы Древнерусского искусства XII-XVII веков.

Где находится и как добраться

Главное здание Третьяковской галереи, где сосредоточена большая часть самых известных экспонатов, находится в Лаврушинском переулке, 10. Удобнее всего добираться сюда на метро. Ближайшие станции: «Третьяковская» (Калужско-Рижская или Калининская ветки, около 400 м до музея) и «Новокузнецкая» (Замоскворецкая линия, чуть более 800 м до музея).

Филиал на Крымском валу, 10 расположен рядом со станцией метро «Октябрьская» (Кольцевая линия). Расстояние от станции метро до музея — около 1 км. Кроме того, в непосредственной близости от галереи (примерно — в 400 м) есть автобусная остановка Парк Горького (маршрут автобуса №2).

Официальный сайт Третьяковской галереи: https://www.tretyakovgallery.ru

С выставки которого мы отправились знакомиться с постоянной экспозицией галереи, первые несколько залов с работами художников-примитивистов начала XX века мы просто бегом пробежали… Может и напрасно, но после Коровина как-то странно смотрится искренний примитивизм Натальи Гончаровой и Нико Пиросмани. В общем, мы притормозили только у картин основателей художественного общества «Бубновый валет» Петра Кончаловского и Ильи Машкова. Да и то - не у излюбленных ими портретов и натюрмортов, а у пейзажей, вызывающих ассоциации с полотнами Поля Сезанна. Не случайно бубнововалетцев в годы их зрелости критика окрестила «русскими сезаннистами». Налицо приятный пример созидательного прогресса - от примитива и бунта к полноценной живописи…




Илья Машков, «Италия. Неври. Пейзаж с акведуком», 1913 г.



Илья Машков, «Женевское озеро. Глион», 1914 г.



Пётр Кончаловский «Сиена. Площадь Синьории», 1912 г.


А вот другие члены «Бубнового валета» - А.Лентулов, Р.Фальк, В.Рождественский - попали под влияние французского кубизма. Так как мы с Леной не являемся поклонниками данного направления, то прошли по этим залам несколько растерянно, хотя считается, что «кубизму принадлежала исключительно важная роль в самоопределении русской живописи начала XX века, он повлиял на сложение русского авангарда и дал толчок новым художественным движениям. Кубизм перестраивает природу, разрушая органическую («случайную») форму и создавая новую, более совершенную». Он, говоря словами Малевича, изменил «мировоззрение живописца и законы живописи».



Вот тут мы логически приближаемся к знаменитому «Чёрному квадрату». Ибо: «Русское искусство, пройдя за короткий срок все этапы эволюции французского кубизма и усвоив уроки новейшей французской живописи, вскоре значительно превзошло её в радикальности художественных выводов. Главными выводами из кубизма на русской почве стали супрематизм и конструктивизм. Творчество К.Малевича и В.Татлина - двух центральных фигур русского авангарда, определивших пути его развития, складывалось под глубоким воздействием кубистической концепции».
«В 1915 году создание Малевичем «Чёрного квадрата» явилось началом супрематизма, одного из наиболее радикальных направлений авангарда. «Чёрный квадрат» был знаком новой системы искусства, он ничего не изображал, был свободен от любой связи с земным, предметным миром, являя собой «нуль форм», за которым - абсолютная беспредметность. Супрематизм полностью освободил живопись от изобразительной функции».
Сложно комментировать историю, суть развитие - всему своё место и своё время. Но «беспредметность» и живопись, лишённая «изобразительной функции» почему-то не задевают внутренних струн, наших тянущихся к прекрасному душ… Да и сам Малевич спустя годы вернулся к менее радикальной живописи…



Казимир Малевич «Чёрный квадрат», 1915 г.





Зато как приятно после нескольких залов супрематизма видеть яркие краски и пышные формы Кустодиева, Кандинского и нашего любимого Богаевского! Наконец-то настоящий праздник живописи!




Борис Кустодиев «Матрос и милая», 1921 г.



Николай Кульбин «Солнечная ванна», 1916 г.



Василий Кандинский «Всадник Георгий Победоносец», 1915 г.



Константин Богаевский «Воспоминание о Мантенье», 1910 г.



Константин Богаевский «Пейзаж с деревьями», 1927 г.


После этого мы попадаем в громадный зал роскошнейшего Александра Дейнеки - жаль, что мы в прошлом году не смогли попасть на ретроспективную выставку его работ в той же Третьяковке, зато попали на скромную выставку графики его и Нисского в Севастопольском художественном музее…




Александр Дейнека «Вратарь», 1934 г.



Александр Дейнека «Улица в Риме», 1935 г.



Александр Дейнека «Мать», 1932 г.



Пётр Вильямс «Автопробег», 1930 г.



Юрий Пименов «Новая Москва», 1937 г.



Николай Загреков «Девушка с рейсшиной», 1929 г.



Георгий Нисский «Осень. Семафоры», 1932 г.



Константин Истомин «Вузовки», 1933 г.



Константин Истомин «У окна», 1928 г.


В соседнем зале проходила выставка «Радость труда и счастье жизни» - этакая красочная пилюля на фоне довольно жуткой живописи сталинского времени. В памяти остались лишь несколько картин - остальные хотелось забыть сразу же после просмотра…





Георгий Рублёв «Портрет И.В.Сталина», 1935 г.


«По обличительной силе, - пишет искусствовед Е.Громов, - этот портрет Сталина сопоставим только со стихотворением О. Мандельштама («Мы живем, под собою не чуя страны...»). Художник Рублёв, одно время совсем забытый, не замышлял этот портрет как сатирический. Но понял, что за него можно угодить в ГУЛАГ. Сталин у Рублева не имеет «широкой груди осетина». У него как бы развинченная змеевидная фигура, в которой чудится что-то дьявольское, он так же страшен, коварен, злобен. Художник увлекался тогда Пиросмани, в манере которого он и написал этот портрет. Написал и испугался: вышла картина гротеск». Портрет найден в старых холстах Рублёва после его смерти.



Роберт Фальк «Воспоминание», 1930 г.



Казимир Малевич «Сёстры», 1930 г.



Александр Древин «Газели», 1931 г.



Александр Лактионов «Письмо с фронта», 1947 г.


И так мы потихоньку дошли до соцреализма с громадными картинами съездов и выступлений товарища Сталина. И даже хотелось что-то из этого «праздника жизни» сохранить на память в фотоаппарате, но очень уж свирепая смотрительница оказалась в этих залах - нет билета на фотографирование, не снимай! И ведь не будешь ей объяснять, что музей нарушает наше конституционное «право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом», и что продажа музеями «права на съемку» совершенно незаконна. Фактически музей сначала незаконно ограничивает права посетителей на сбор информации, а затем - убирает за плату данное ограничение. Впрочем, это всего лишь обидная лирика - мы просто не знали, что фотосъёмка платная и не купили билета, а возвращаться не видели смысла… Да и на самом деле к этому моменту искусство XX века нас уже изрядно утомило, а вид из окна призывно манил в следующий музей. Но сначала надо было пройти лабиринт до конца… А это зрелище не для слабонервных - залы совсем уж современного искусства показались нам сосредоточием мрачного ужаса, какой-то уж совсем тёмной энергетики, безысходности. В общем, мы пробежали их довольно быстро - хотелось воздуха, и… ! Мы снова заглянули на его выставку, чтобы не покидать это здание Третьяковки с тяжестью на душе. Вот настоящее искусство - светлое и жизнеутверждающее! Повеселев, мы отправились насыщаться культурой дальше - в старое здание, захотелось, знаете ли, Врубеля, Левитана, …




Третьяковская галерея на Крымском Валу, 18 мая 2013, 10:00–0:00 - посетить постоянную экспозицию и выставки (например, Бориса Орлова и Михаила Нестерова) весь день можно бесплатно, особое оживление ожидается и в вестибюле. Там оборудуют сувенирную лавку, где станут продавать сумки и блокноты с рисунками художников ХХ века, библиотеку, где можно полистать каталоги и журналы по искусству, и зону детского творчества. Рядом художник Протей Темен поставит инсталляцию «Шары». Во внутреннем дворике музея расположится кухня ресторана Delicatessen, там же с 19.00 до 0.00 будет играть музыка: Никита Зельцер на фортепиано и диджей Taras 3000 .