Третьяковка византия. «Шедевры Византии» представили в Третьяковской галерее. Шедевры византийского искусства демонстрирует экспозиция в третьяковской галерее

Г осударственная Третьяковская галерея открывает византийскую экспозицию в рамках перекрестного Года культур России и Греции. Ее экспонаты - иконы, книги и предметы декоративно-прикладного искусства - отражают эволюцию искусства Византии в Средние века.

Богоматерь с Младенцем. XII век

Выставка «Шедевры Византии» в Третьяковской галерее

Каждое из 18 произведений, представленных на выставке «Шедевры Византии», - настоящий памятник своей эпохи. Уцелевшие после падения Константинополя в 1453 году и распада Византийской империи экспонаты передали Третьяковской галерее афинский Византийский и Христианский музей и частные собрания Греции.

Одна из самых необычных икон экспозиции - сцены из жития великомученика Георгия. Она выполнена в технике высокого рельефа, что было несвойственно для православных иконописцев. Икона была создана во времена Крестовых походов, когда большое влияние на византийских мастеров оказывали художники из Западной Европы.

Ярким примером расцвета византийского искусства XIV века является двусторонняя икона «Богоматерь Одигитрия», на обороте которой находится еще одна икона - «Распятие». Сохранилось изящное тонкое письмо, насыщенная цветовая гамма - гармония золотого и лазурного, - что было характерно для икон эпохи Палеологов. Так же изысканно выглядит и темперная икона «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни» XVI века, которая изображает распространенный иконописный сюжет. Иоанн Креститель написан крылатым, что символизирует его чистоту. На иконе Иоанн изображен как вестник пришествия и мученической смерти Христа.

Богоматерь Кардиотиса. 1-я пол. XV века

Великомученик Георгий со сценами жития. XIII век

Великомученица Марина. Конец XIV - начало XV века

В центре экспозиции расположена масштабная икона «Богоматерь Кардиотисса» (в переводе с греческого - «сердечная»). Изображение младенца Христа и Богоматери проникнуто нежностью, лишено привычной строгости. Автор этой необыкновенной иконы - Ангелос Акотантос, известный греческий художников XV века.

Самый древний экспонат выставки прибыл в Москву из афинского музея Бенаки, основанного в 1930 году миллионером Эммануилом Бенакисом. Это серебряный процессионный крест, созданный в конце Х века, на котором тонко выгравированы фигуры Христа и святых. Любопытно, что на кресте изображен редко упоминающийся святой мученик Сисиний. Надпись на рукояти гласит, что он был святым покровителем заказчика этого креста.

Выставка «Шедевры Византии» проходит в главном здании Государственной Третьяковской галереи до 9 апреля. Экспозиция находится в зале №38, рядом с залами древнерусского искусства. Это соседство позволяет гостям выставки проследить параллели в русском и византийском искусстве тех лет.

"Шедевры Византии" - третье событие перекрестного года России и Греции, организованное при участии Третьяковской галереи. Открытие первой выставки в присутствии глав обоих государств состоялось в мае 2016 года в Византийском и Христианском музее в Афинах перед образом "Вознесение" Андрея Рублева. В сентябре в Афинах с большим успехом проходил показ уникальных икон и деревянной скульптуры XV–XIX веков из Третьяковской галереи. Продолжает культурный обмен открывающаяся выставка произведений византийского и поствизантийского искусства из музеев и частных собраний Греции.

Экспонируемые памятники датируются концом X - началом XVI века и дают представление о различных периодах Византийского искусства и разных художественных центрах.

Выставка позволяет оценить совершенство работы мастеров, а также понять пути постижения духовного мира в Средневековье, открывая нюансы в изысканном колорите икон, в роскошных миниатюрах рукописей, на страницах которых художники Византии стремились воссоздать красоту горнего мира.

На выставке каждое из произведений - уникальный памятник своей эпохи. Экспонаты дают возможность представить историю византийской культуры и проследить взаимовлияние традиций восточного и западно-христианского искусства. Самый ранний памятник в экспозиции - серебряный процессионный крест конца Х века с выгравированными на нем образами Христа, Богоматери и святых.

Искусство XII века представлено иконой "Воскрешение Лазаря", воплощающей утонченный рафинированный стиль живописи этого времени. В собрании Третьяковской галереи находится икона "Богоматерь Владимирская" этой же эпохи, созданная в Константинополе в первой трети XII столетия и затем привезенная на Русь.

Один из самых ярких экспонатов выставки - рельеф с образом великомученика Георгия со сценами жития. Он служит примером взаимодействия византийских и западноевропейских мастеров, положившего начало феномену мастерских крестоносцев - интереснейшей страницы в истории XIII века. Техника резьбы по дереву, в которой выполнена фигура святого Георгия, не характерна для византийского искусства и была, очевидно, заимствована из западной традиции, в то время как великолепное обрамление из клейм было создано в соответствии с канонами византийской живописи

Икона "Богоматерь с Младенцем", написанная в XIII веке предположительно кипрским мастером, демонстрирует иной путь взаимного влияния средневекового искусства Востока и Запада. В художественной культуре этого периода, связанного с возрождением империи и династией Палеологов, движение к античным традициям воспринималось как поиск своей культурной идентичности.

Зримым свидетельством последнего расцвета византийской культуры в XIV столетии является замечательный двусторонний образ "Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол уготованный" XIV века. Эта икона - современница произведений Феофана Грека. Оба мастера используют одни и те же художественные приемы; в частности, тонкие линии, пронизывающие лики Богоматери и Младенца, символизирующие энергии божественного света. Образ "Богоматерь Одигитрия…" является списком со знаменитой чудотворной иконы Одигитрии из монастыря Одигон в Константинополе.

О богатстве декоративно-прикладного искусства Византии рассказывают несколько предметов, среди которых кацея? (кадильница) с изображением великомучеников Феодора и Димитрия и шитый возду?х (покров) на Святые Дары. Представленные рукописи - кодексы Евангелия (XIII век и около 1300 года) – знакомят зрителя с феноменом средневековой книги, которая была не просто носителем определенной информации, но сложным организмом, включавшим в себя наряду с текстом миниатюры и элементы декоративного убранства. Техника художников, создававших сложные изысканные орнаменты в заставках, инициалы и миниатюры с образами евангелистов, отличалась особой виртуозностью.

Поствизантийский период представлен тремя иконами греческих мастеров, уехавших на Крит после падения Константинополя в 1453 году. Эти произведения позволяют проследить синтез творческих находок европейского искусства и традиционного византийского канона.

Византийская художественная традиция стояла у истоков формирования искусства многих народов. С самого начала распространения христианства в Киевской Руси греческие художники и архитекторы передавали русским мастерам навыки храмового строительства, фресковой живописи, иконописания, оформления книг, ювелирного искусства. Это культурное взаимодействие продолжалось на протяжении многих столетий. С X по XV век русское искусство прошло путь от ученичества до высокого мастерства, сохраняя память о Византии как о благодатном источнике, долгие годы духовно питавшем русскую культуру.

Выставка "Шедевры Византии" располагается рядом с залами постоянной экспозиции древнерусского искусства XI–XVII веков, что дает возможность зрителю проследить параллели и увидеть особенности произведений русских и греческих художников.

Лаврушинский переулок, 10, зал 38

"Шедевры Византии". В экспозиции всего 18 работ, но каждая из них – уникальный пример своего времени..

Рукоять кацеи. Около 1300 года. Фрагмент

Византия – это где?

Ангел. Фрагмент иконы

Византия – государство, появившейся на карте мира в 395 году, после падения Римской империи и раздела ее территории за западную и восточную часть. Всего через 80 лет после этих событий, Западная Римская империя прекратила свое существование, и Византия осталась единственной полноценной преемницей всех достижений Рима и античности. Ее столицу, Константинополь, стали называть вторым Римом. Отсюда Москва как столица Русского государства и преемница византийских традиций получила неофициальный титул Третьего Рима. Русские князья периодически женились на византийских принцессах, чтобы подчеркнуть эту связь. Государство Византия просуществовало до 1453 года, когда турки захватили Константинополь, превратив его в Стамбул.

"Богоматерь Одигитрия", XIV век

Византийское искусство всегда стояло на пороге между западно-европейским (читай – римско-католическим) и восточно-европейским (читай – древнерусским) искусством. Оно служило фильтром для традиций и новых тенденций, которые потом оказывали сильнейшее влияние на формирование художественных принципов в Киеве, Владимире и Новгороде, куда уезжали работать греческие мастера и их ученики. Икона "Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол уготованный", представленная на выставке – современница произведений приехавшего на Русь из Константинополя Феофана Грека, знаменитого учителя главного русского иконописца Андрея Рублева. Русские мастера поначалу копировали греческие образцы, иногда добавляя к образу какие-то дополнительные элементы изображения. Образ "Богоматери Одигитрии" или "Путеводительницы" с Младенцем Иисусом на руках был одним из наиболее распространенных в византийском и древнерусском искусстве. К такому типу икон относится, к примеру, Тихвинская, Смоленская, Казанская и Иверская иконы Божьей Матери. А вот Владимирская икона Божией Матери относится к другому типу – "елеуса" или "умиление". В отличие от Одигитрии, Елеуса прижимает Младенца к себе и касается щекой его головы.

Почему на выставке есть иконы, но нет скульптур? Они вообще были?

Великомученик Георгий, со сценами жития

Да, деревянные изображения Христа в византийском и древнерусском искусстве были. Некоторые исследователи считают, что Никейский собор в 325 году запретил создавать скульптурные образы святых. Это не так: Никейский собор составил предписания, как нужно рисовать иконы, но никакого списка четких запретов не было. Скорее всего, отсутствие широкого распространения скульптуры на Руси было связано с тем, что поначалу христианским проповедникам приходилось бороться с язычеством и идолопоклонством, поэтому традиции объемной пластики так и не сложилось. Хотя деревянные образы действительно создавались и в Новгороде, и в Пскове. На выставке представлен уникальный объемный рельеф "Великомученик Георгий, со сценами жития", где фигура святого выпирает над поверхностью иконы. Также в экспозиции можно увидеть кацеяю (кадило) с объемным изображением Богоматери и красивым чеканным орнаментом по контуру и шитый возду́х (покров) на Святые Дары, которые использовались в церковных процессиях.

Получается, что все византийское искусство было религиозным?

Процессионный крест. Конец X века

Нет, это не так. Византия была светским государством, хотя очень набожным. При дворе Комнинов, Палеологов и Ангелов всегда существовало большое количество мастеров, прославляющих своим искусством роскошь и богатство императора. Сохранилось много серебряных кубков, золотых чаш, украшенных драгоценными камнями и эмалью, резных изделий из кости и ювелирных предметов. Но на выставке они, к сожалению, не представлены. В этот раз в Третьяковскую галерею приехали экспонаты из собрания Византийского и Христианского музея, музея Бенаки, и коллекции Велимезиса и Маргаритиса. Они находятся в соседних залах с произведениями древнерусского искусства, чтобы гости смогли сравнить эти варианты православной иконописи и почувствовать их близость и уникальные особенности.

Перекрестный год России и Греции завершает культурный проект, который стартует сегодня в Третьяковской галерее - выставка «Шедевры византийского искусства». Уникальные памятники X-XV веков, собранные из греческих музеев и частных коллекций. Посетители смогут представить историю великой империи, проследить взаимовлияние традиций восточного и западно-христианского искусства.

Артефакты исчезнувшей Византийской империи. Самый ранний - церковный крест X века. Современник Крещения Руси. В центре - другой металл, не оригинальный. Вставка появилась, когда отсюда вырвали реликвию - частицу Креста Господня.

«Мы с вами видим две руки великомученика, которые подняты к Христу. И фигура его здесь хорошо видна, объемна. Он практически как бы выходит с поверхности иконы, с плоскости иконы к нам, к молящимся», - рассказывает куратор выставки Елена Саенкова.

Куратор выставки у «объемной» иконы - такие появились в XIII веке, после прихода крестоносцев. Столкнулись два христианских мира: западный и восточный. Техника резьбы, одеяния, даже щит у ног Святого Георгия - европейские, а техника росписи - византийская

И это - далеко не все сюрпризы от византийских мастеров. Двусторонние иконы - большая редкость. Например, на этой, конца XIV века, с одной стороны изображено распятие Христа, а с другой стороны - Богоматерь. Такие иконы также называют процессиоными, то есть они участвовали в церковных службах, торжествах, крестных ходах. Но самое интересное другое - искусствоведы предполагают, что и внутри храма они располагались особым образом. Одной стороной были обращены к молящимся, то есть сюда. А другой стороной - внутрь алтаря, к священнослужителям.

Рассохшиеся края, местами утраченные краски, а где-то и намеренно сбитые лица святых потрясают сильнее отреставрированных образов. Эти иконы дышат временем, живут каждой трещинкой, назло всем завоевателям Византии.

«Когда турки взяли Константинополь, они стали уничтожать убранство храмов, обезображивать иконы: выкалывали глаза, лики святых», - рассказывает сотрудник Византийского и Христианского музея Федра Калафати.

Уникальных 18 экспонатов приехали из музеев и частных собраний Греции. Этот визит - ответный: осенью 2016-го в Афинах прошла выставка русских икон. Перекрестный год России-Греции календарно уже завершился, но фактически закрывается сейчас.

Рукопись Евангелия XIV века - в драгоценном окладе, с богатыми миниатюрами, прекрасно сохранившимся текстом и пометками на полях. Основа - телячья кожа тончайшей выделки.

Рядом еще менее привычный для слуха «воздУх» - шитый покров на Святые Дары. Его использовали во время Литургии. Судя по узору, накрывали вино. Даже нити сохраняют свою яркость у византийских мастеров, ведь красители создавали из природных пигментов. Киноварь - красный, лазурит - синий, охра - телесно-оранжевый. Палитра - небольшая, но как искусно ей владели художники.

«Рассматривать эти иконы - огромное наслаждение для глаза, потому что это тончайшая живопись, тончайшая работа с краской, с цветом, с золотом», - говорит директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

А еще - деталями. Казалось бы, каноническое изображение Богоматери с младенцем, но как по-человечески игриво с одной ноги Христа съезжает сандалик.

Оценить работы византийских мастеров, в том числе тысячелетней давности, могут гости Третьяковки в Лаврушинском переулке. На новой выставке представили экспонаты конца X — начала XVI века.

В 38-м зале галереи выставили иконы и рукописи с миниатюрами. Каждое произведение — уникальный памятник своей эпохи. Они помогают понять историю византийской культуры и проследить взаимное влияние традиций восточного и западнохристианского искусства.

Выставку «Шедевры Византии» открыли рядом с залами постоянной экспозиции древнерусского искусства XI-XVII веков. Это позволяет проследить параллели и увидеть особенности произведений русских и греческих художников.

Византийские традиции стояли у истоков искусства многих народов. Когда на Руси начало распространяться христианство, греческие художники и архитекторы передавали мастерам навыки строительства храмов, фресковой живописи, иконописания, оформления книг и ювелирного искусства. С X по XV век русское искусство прошло путь от ученичества до высокого мастерства. Но в нём сохранялась память о Византии как об источнике, долгие годы питавшем русскую культуру.


Самый древний экспонат выставки в Третьяковской галерее — серебряный процессионный крест конца Х века с выгравированными на нём образами Христа, Богоматери и святых.

Искусство XII века представляет икона «Воскрешение Лазаря», воплощающая утончённый стиль живописи того времени. В Третьяковской галерее есть икона «Богоматерь Владимирская» этой же эпохи, созданная в Константинополе в первой трети XII столетия и затем привезённая на Русь.

Один из самых ярких экспонатов — рельеф с образом великомученика Георгия со сценами жития. Это пример взаимодействия византийских и западноевропейских мастеров, положивший начало феномену мастерских крестоносцев XIII века. Фигура святого Георгия выполнена в технике резьбы по дереву, что не характерно для византийского искусства, — это заимствование из западной традиции. При этом обрамление из клейм создано по канонам византийской живописи.

Другой путь взаимного влияния средневекового искусства Востока и Запада демонстрирует икона «Богоматерь с Младенцем», датируемая XIII веком. В период возрождения империи и династии Палеологов движение к античным традициям воспринимали как поиск своей культурной идентичности.



Свидетельством последнего расцвета византийской культуры в XIV столетии стал двусторонний образ «Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол уготованный». Эта икона — современница произведений Феофана Грека. Оба мастера использовали одни и те же приёмы, в частности тонкие линии, пронизывающие лики Богоматери и Младенца, которые символизируют энергию Божественного света.

Ещё несколько экспонатов дают представление о богатстве декоративно-прикладного искусства Византии. Среди них кацея́ (кадильница) с изображением великомучеников Феодора и Димитрия и шитый возду́х (покров) на Святые Дары.

Рукописи кодексов Евангелия (XIII век и около 1300 года) познакомят с феноменом средневековой книги. Она была не только носителем информации, но и сложным организмом, где, помимо текста, были виртуозные миниатюры и элементы декоративного убранства.

Поствизантийский период представляют три иконы греческих мастеров, уехавших на Крит после падения Константинополя в 1453 году. Здесь можно проследить синтез творческих находок европейского искусства и традиционного византийского канона.

Выставка «Шедевры Византии» стала уже третьим событием перекрёстного Года России и Греции, которое было организовано при участии Третьяковской галереи. Первая выставка открылась в присутствии глав обоих государств в мае 2016 года в Музее византийского и христианского искусства Афин. В сентябре там с большим успехом прошёл показ уникальных икон и деревянной скульптуры XV-XIX веков из Третьяковской галереи.