Третьяковка устроила издевательство с продажей электронных билетов на "шедевры ватикана". Почему нужно попасть на выставку “Шедевры Пинакотеки Ватикана” в Третьяковской галерее

В Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке начала работу выставка шедевров пинакотеки Ватикана.

В Москве покажут 42 живописных произведения XII-XVIII веков работы таких мастеров, как Джованни Беллини, Фра Беато Анджелико, Перуджино, Рафаэль, Караваджо, Паоло Веронезе, Никола Пуссен, передает “Интерфакс ” .

На выставку организован вход по получасовым сеансам. Между тем, как сообщили в пресс-службе музея, билеты на выставку до конца года уже раскуплены. В музее отметили, что новая партия билетов поступит в середине декабря.

Выставка уникальна тем, что музеи Ватикана ранее не предоставляли картины такого уровня и в таком количестве ни на одно мероприятие. Добавим, что картины Караваджо, Рафаэля Санти, Джованни Беллини, Гверчино, Пьетро Перуджино и Гвидо Рени крайне редко покидают Ватикан.

/ Пятница, 25 ноября 2016 года /

темы: Культура

Выставка работ из собраний музеев Ватикана "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо" пройдет в Третьяковской галерее с 25 ноября по 19 февраля, сообщает mos.ru.
Музеи Ватикана привезли в Москву шедевры XII-XVIII веков. В экспозиции 42 картины работы Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино, Никола Пуссена.
В 2017 году Третьяковская галерея приедет в Ватикан с ответным визитом. В музеях Ватикана выставят картины русских мастеров на евангельские сюжеты.



Выставка шедевров пинакотеки Ватикана, никогда ранее не покидавших Италию в таком количестве, открылась в пятницу в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. . . . . .
Выставка отражает все этапы художественного развития живописи. Открывает ее икона XII века Христос Благословляющий , ранее не покидавшая пределов Ватикана, передает “Интерфакс ” . Следующая по хронологии - работа Mаргаритоне д"Ареццо "Святой Франциск Ассизский" XIII века, возможно, самое раннее изображение святого. Отдельно экспонируются фрески с изображением ангелов работы Мелоццо да Форли.
Высокий Ренессанс представлен на выставке работами Перуджино, Рафаэля, Корреджо и Паоло Веронезе. Друг напротив другу помещены полотна-колоссы "Положение во гроб" Караваджо и "Мученичество святого Эразма" Никола Пуссена. Продолжают экспозицию работы караваджистов и художников болонской школы, а заключительный раздел составляет цикл Астрономические наблюдения Донато Крети.
На выставку организован вход по получасовым сеансам, билеты до конца года уже раскуплены, сообщили в пресс-службе галереи. Новая партия билетов поступит в середине декабря, а с января в целях борьбы со спекулянтами билеты на выставку будут именными. Ограничений по времени нахождения на выставке пока не будет. Как показывает практика, обычно зрителям хватает часа, чтобы посмотреть экспозицию. . . . . .


"Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана"
42 произведения искусства из самого сердца Рима
Дата: 25 ноября - 19 февраля
Место: Лаврушинский переулок, 12, Инженерный корпус
Ради чего идти: чтобы увидеть десятую часть всего собрания Музеев Ватикана - 42 шедевра из 4 . . . . . Никогда ранее стены Пинакотеки одновременно не покидало такое количество выдающихся произведений из постоянной экспозиции.
А в 2017 году в Ватикане пройдет ответная выставка, на которой Третьяковская галерея покажет уникальные произведения русской живописи на евангельские сюжеты.
Что еще: электронные билеты на все сеансы до 1 января уже раскуплены. Новая партия появится на сайте Третьяковской галереи уже 1 декабря. Но это не значит, что на выставку невозможно попасть: в кассах самого музея каждые полчаса продаются по 30 дополнительных билетов.
Цена: 500 рублей.
За новостями и изменениями в графике работы выставки можно следить на сайте Третьяковской галереи.



Третьяковская галерея представляет уникальный проект.
Впервые Музеи Ватикана показывают в России лучшую часть своей коллекции - шедевры XII-XVIII веков.

Никогда ранее Музеи Ватикана, входящие в десятку крупнейших мировых собраний, не вывозили за свои пределы одновременно столь значительное число выдающихся произведений из постоянной экспозиции, так что выставка станет событием не только для России и Европы, но и для всего мира.

«Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана» - часть большого проекта. В 2017 году в Ватикане пройдет ответная выставка, существенную часть ее экспонатов составят произведения русской живописи на евангельские сюжеты из коллекции Третьяковской галереи.

Проведение в Государственной Третьяковской галерее, крупнейшем собрании русской живописи, выставки живописи по преимуществу итальянской и по преимуществу римской школы вполне естественно.


Джентиле да Фабриано «Св. Николай спасает судно от крушения»

Духовная связь Москвы и Рима оформилась еще в XVI веке, и данный совместный проект - важнейший результат взаимодействия двух культур: культуры Рима, как воплощения европейскости, и культуры Москвы, как воплощения русскости.

Закономерно, что среди великих произведений, представленных на выставке, можно найти много аналогий и параллелей с русским искусством.

Задача показа - представить и собрание Пинакотеки, раздела Музеев Ватикана, и дух Рима, великого города. Коллекция Пинакотеки создавалась как коллекция государства, главой которого является духовное лицо, что и отразилось на ее составе - это величайшее собрание религиозной живописи.

Религия же является формой осознания мира, так что религиозное искусство не сводится к набору библейских или евангельских сюжетов, и собрание Пинакотеки Ватикана именно об этом нам и говорит.

Оно столь же многообразно, как и культура Рима, поэтому в название выставки включено латинское выражение Roma Aeterna - «Вечный Рим». Под этим подразумевается то огромное культурное единство, каким стал Рим в истории человечества, город в одно и то же время древний и современный, объединивший в единое целое столь различные эпохи, как Античность, Средние века, Возрождение и барокко.


Гвидо Рени «Апостол Матфей с Ангелом»

Рим - центр империи, центр религии и центр искусства: можно сказать, что понятие Roma Aeterna является одной из важнейших идей мировой культуры. Именно этой идее и посвящена выставка в Третьяковской галерее.


Римская школа, XII век «Благословляющий Христос» и Mаргаритоне д’Ареццо «Св. Франциск Ассизский»

Каждое произведение, представленное на выставке, исключительно. Начинается она с редчайшего образца римской школы XII века, образа «Христос Благословляющий», прежде никогда не экспонировавшегося на временных выставках и пределы Ватикана не покидавшего. Это древнее и великое произведение, близкое к византийской живописи, интересно также тем, что обнаруживает единые корни итальянского и русского искусства.

За этим образом, хранящим воспоминание о единстве христианства до схизмы, следует работа Mаргаритоне д’Ареццо «Святой Франциск Ассизский» (XIII век). Она вошла во все учебники по истории искусства и ценна тем, что является одним из самых ранних изображений святого, сыгравшего важную роль в истории западной церкви.

Именно его имя выбрал нынешний папа, ставший первым Франциском в истории Ватикана.


Джованни Беллини «Оплакивание»

К расцвету Возрождения относятся две картины: «Чудеса святого Винченцо Феррера» Эрколе де Роберти, одна из наиболее интересных работ крупнейшего мастера феррарской школы, и «Оплакивание» венецианца Джованни Беллини. Работы обоих в России отсутствуют.

Величайшей удачей является то, что на выставке будут показаны фрески с изображением ангелов работы Мелоццо да Форли, предоставляемые Пинакотекой для экспонирования другим музеям в единичных случаях. Росписи этого художника, считающегося одним из крупнейших живописцев кватроченто, были сняты с купола апсиды во время перестройки церкви Санти Апостоли в Риме и теперь украшают особый зал Пинакотеки.

Работы Мелоццо да Форли столь редки, что по ценности они приближаются к знаменитейшим творениям Сандро Боттичелли и Пьеро делла Франческа.

Будучи воспроизведены в огромном количестве на различных сувенирах, его ангелы стали визитной карточкой Рима. Высокий Ренессанс, то есть XVI век, представлен шедеврами Перуджино, Рафаэля, Корреджо и Паоло Веронезе.

Наибольшего могущества папский Рим достиг в XVII веке, в эпоху барокко, и папские собрания представляют живопись именно этого столетия наиболее полно и блестяще. Шедевр этого времени на выставке - «Положение во гроб» Караваджо.


Караваджо «Положение во гроб» и Никола Пуссен «Мученичество Св. Эразма»

Алтарный образ Никола Пуссена «Мученичество святого Эразма», самое большое произведение художника, написан специально для собора Святого Петра. Эта работа была одной из самых знаменитых картин собора и вызывала восхищение многих русских художников, живших в Риме.


Паоло Веронезе «Св. Елена»

К эпохе барокко также относятся произведения караваджистов и художников болонской школы (Лодовико Карраччи, Гвидо Рени, Гверчино), прекрасно представленных в папских собраниях.

Выставка заканчивается серией картин XVIII века, по сути, последнего века, когда папство играло государственную роль. Эта серия болонца Донато Крети посвящена астрономическим наблюдениям и логически завершает историю Lo Stato Pontificio, Папской области, вскоре прекратившей свое существование и превратившейся в Ватикан, Lo Stato della Città del Vaticano.


Мариотто ди Нардо. «Рождество Пределла». Около 1385г. и Mелоццо да Форли. «Aнгел, играющий на лютне». 1480г.

В каталог выставки вошли статьи куратора и сотрудника Музеев Ватикана и альбомная часть, включающая все экспонируемые работы с подробными аннотациями.

Проведение выставки и издание каталога к ней были бы невозможны без масштабной поддержки Благотворительного фонда А.Б. Усманова «Искусство, наука и спорт».

Взаимоотношения между Галереей и Фондом имеют многолетнюю историю: в 2006 году были поддержаны юбилейные мероприятия, приуроченные к 150-летию музея, в 2006–2007 годах - успешный опыт совместной работы над выставкой Джеймса Уистлера, в 2007-м - над ретроспективой Дмитрия Жилинского.

Будет время и желание, посмотрите документальный фильм «Музеи Ватикана. Между небом и землей». Потратив всего час своего времени, вы узнаете - чьи произведения хранятся в Музеях Ватикана, о создавшем их папстве. В то же время фильм - о нас самих. Будут показаны лучшие работы Леонардо да Винчи, Джотто ди Бондоне, Микеланджело Меризи да Караваджо, Винсента Ван Гога, Марка Шагала, Лучо Фонтана, Сальвадора Дали.




Можно с уверенностью сказать, что настоящая выставка - крупнейший за последние годы и беспрецедентный международный проект Третьяковской галереи.

На открытии выставки «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана» лично выступил президент губернаторства государства-города Ватикан кардинал Джузеппе Бертелло. Он отметил, что некоторые из работ, которые смогут увидеть посетители Третьяковки, до сих пор ни разу не покидали Музеи Ватикана.

Москва. 25 ноября. сайт - Выставка живописных полотен из пинакотеки Ватикана Roma Aeterna, которые впервые приехали в Россию, открывается в пятницу в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке.

"Никогда ранее Музеи Ватикана не вывозили за свои пределы одновременно столь значительное число выдающихся произведений из постоянной экспозиции, так что выставка станет событием не только для России и Европы, но и для всего мира", - рассказала ранее генеральный директор "Третьяковки" Зельфира Трегулова.

Специально для этого проекта Музеи Ватикана представят в России лучшую часть своей коллекции - 42 живописных произведения XII-XVIII веков. Среди них - работы Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино, Никола Пуссена. По словам заместителя директора Музеев Ватикана Барбары Ятты, экспозиция отражает все этапы художественного развития живописи.

Вход на выставку осуществляется по сеансам, приобрести билеты можно в кассах и на официальном сайте музея. На данный момент все билеты на декабрь раскуплены, отметили в пресс-службе галерее, новая партия билетов поступит в продажу в середине декабря. Кроме того, как сообщалось ранее, с января в целях борьбы со спекулянтами билеты на выставку будут именными.

В музее отметили, что посетители будут заходить в залы , при этом время, в течение которого они могут находиться на выставке, не ограничено, также как было на выставке Айвазовского. "Пока ограничений по времени нахождения на выставке не будет. Как показывает практика, обычно зрителям хватает часа, чтобы посмотреть экспозицию. В 10:00 будет начинаться первый сеанс в "длинные" дни работы галереи, в "короткие" ГТГ работает до 18:00, начало последнего сеанса - в 16:30", - пояснили в пресс-службе.

Открывает выставку образ "Христос Благословляющий" XII века, который ранее никогда не экспонировался на временных выставках и не покидал пределы Ватикана. Он является примером единства христианства, поскольку был создан еще до схизмы, и демонстрирует единые корни итальянского и русского искусства. Следующей по хронологии идет работа Mаргаритоне д"Ареццо "Святой Франциск Ассизский" XIII века. Она известна тем, что является одним из самых ранних изображений святого. В этом же зале показаны произведения готических мастеров, очень редких в русских собраниях. Среди них "Иисус перед Пилатом" Пьетро Лоренцетти, две пределлы, рассказывающие истории из жития Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских.

Отдельно экспонируются фрески с изображением ангелов работы Мелоццо да Форли. Росписи этого художника были сняты с купола апсиды во время перестройки церкви Санти Апостоли в Риме.

Высокий Ренессанс, XVI век, представлен на выставке работами Перуджино, Рафаэля, Корреджо и Паоло Веронезе.

Также зрители увидят "Положение во гроб" Караваджо и самое большое произведение Никола Пуссена алтарный образ "Мученичество святого Эразма", написанного специально для собора Святого Петра. Продолжают экспозицию произведения караваджистов и художников болонской школы Лодовико Карраччи, Гвидо Рени, Гверчино.

Roma Aeterna - часть большого проекта: в начале 2018 года в Ватикане пройдет ответная выставка, существенную часть ее экспонатов составят произведения русской живописи на евангельские сюжеты из коллекции Третьяковской галереи.

Последние изменения: Сентябрь 20, 2018

Попадая в объятия одного из самых знаменитых музеев мира невольно начинаешь терять голову от той красоты, которая находится за его стенами. Художественная галерея Ватикана изобилует произведениями искусства, бережно хранимыми работниками музея на протяжении многих десятилетий. Пинакотека Ватикана , история которой начинается с небольшого собрания папы Пия VI (1775-1799 гг.), на сегодняшний день содержит порядка полутысячи художественных произведений религиозной тематики XII-XIX веков, экспонируемых в хронологическом порядке в 18 залах. В данной статье мы расскажем о самых известных полотнах галереи, которые обязательно стоит увидеть.

Искусство средневековья и раннего Возрождения

В первых шести залах художественной галереи Ватикана представлены работы средневековых художников сиенской, умбрийской, флорентийской школ, а также некоторые произведения периода раннего Ренессанса. Среди наиболее известных — «Страшный суд» Никколо и Джованни (середина XII в.), триптих «Стефанески», работы Джотто, произведения Джентиле да Фабриано — Полиптих «Кваратези» и «Благовещение», а также произведения Пьетро Лоренцетти, Филиппо Липпи, Джованни ди Паоло, Беато Анжелико и др.

Джотто. Триптих «Стефанески»

Особого внимания заслуживают фрески Мелоццо да Форли «Ангелы-музыканты», написанные для свода абсиды базилики Святых 12 Апостолов в Риме во второй половине XV века. Сохранившиеся фрагменты росписи представлены в зале IV.

Среди наиболее известных работ художников раннего Возрождения, экспонируемых в галерее Ватикана, можно увидеть полотна Эрколе де Роберти, Бартоломео Монтанья, Марко Базаити, а также немецкого живописца Лукаса Кранаха Старшего.

Работы Перуджино и Джованни ди Пьетро

Произведениями известных представителей умбрийской школы — Пьетро Перуджино и его ученика Джованни ди Пьетро — можно полюбоваться в VII зале пинакотеки Ватикана. Здесь представлены следующие полотна:

  • Алтарь децемвиров. Пьетро Перуджино. Конец XV века
  • Святой Бенедикт, Святая Флавия и Святой Плакида (фрагменты полиптиха «Благовещение»). Перуджино. Начало XVI века.
  • Воскресение Сан Франческо аль Прато. Перуджино. 1499 г.

Возможно Вас заинтересует:

Пинакотека Ватикана: зал Рафаэля

Одним из самых известных залов художественной галереи Ватикана является зал, где представлены исключительно работы Рафаэля Санти. В центральной части помещения экспонируется три алтарные картины, а по его периметру представлены гобелены, выполненные по рисункам мастера и его учеников.

Общий вид на экспозицию картин в Зале Рафаэля. Художественная галерея Ватикана

Алтарь Одди

В верхней части картины представлены Иисус и Богородица в окружении ангелов, играющих на музыкальных инструментах. В нижней — апостолы, собравшиеся вокруг цветущего саркофага. Пределла состоит из трех сюжетов: «Благовещение», «Поклонение волхвов» и «Введение во храм».

Произведение было написано в 1503 году по заказу Маглалены Одди в качестве заалтарного образа для церкви Сан Франческо а Прати в Перужде. В конце XVIII века была вывезена в Париж, но в начале XIX века вернулась в Италию, а благодаря Папе Пию VII стала частью коллекции Пинакотеки Ватикана.

Мадонна ди Фолиньо

Богородица представлена на картине в одеянии двух традиционных цветов: красном, характеризующий ее как Мать и голубом — как Царицу Небесную. У ее ног на фоне пейзажа изображены парами Святой Иоанн Креститель и Франциск Ассизский слева и Святой Иероним и коленопреклоненный заказчик данного произведения — Сиджизмондо дэ Конти, облаченный в пурпурную мантию, отделанную мехом.


Картина была написана в 1511 году и долгое время украшала главный алтарь базилики Санта Мария ин Аракоэли.

Преображение

Обна из самых ценных картин Пинакотеки Ватикана — последняя работа Рафаэля , написанная в 1520 году по заказу кардинала Джулио Медичи, ставшего в последующем Папой, известного под именем Климент VII.



Сюжет произведения объединил в себе два не связанных между собой эпизода, описанных в Евангелие: Преображение Христа и изгнание апостолами нечистого духа из юноши. В верхней части картины — Иисус, парящий в воздухе, рядом — пророки Моисей и Илия. У ног Спасителя лежат пораженные ярким светом Петр, Иоанн и Иаков в традиционных одеяниях, символизирующих веру, надежду и любовь.
В нижней части картины изображены апостолы, пытающиеся исцелить юношу от вселившегося в него нечистого духа.

Вера, Милосердие и Надежда

Три небольших картины, олицетворяющие веру, милосердие и надежду, являются нижней частью алтарного образа — пределлы. Они были написаны в 1507 году по заказу представителей знатного перуджинского рода Бальони для фамильной капеллы также, как и главный запрестольный образ «Положение во гроб», который сегодня хранится в галерее Боргезе.

Леонардо да Винчи, Тициан и Караваджо в галерее Ватикана

Работы знаменитых живописцев эпохи Возрождения представлены в нескольких залах художественной галереи Ватикана. Помимо полотен Леонардо да Винчи, Тициана и Караваджо, в музее можно полюбоваться произведениями Джованни Беллини, Корреджо, Бенвенуто Тизи, Паоло Веронезе, Моретто, Гвидо Рэни, Федерико Бароччи, Джорджо Вазари, Доменикино и многих других. Не менее интересны и работы учеников Рафаэля, представленные в Зале X.

Джованни Беллини «Пьета». Вторая половина XV века


Леонардо да Винчи. «Святой Иероним». 1480 г


Тициан. «Мадонна». 1533-35 гг


Тициан. «Портрет дожа Николо Марчелло»


Веронезе. «Видение Святой Елены». 1580 г

По понедельникам многие из московских музеев не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для первого дня недели редакция сайт запустила рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей.

В Третьяковской галерее открылась выставка "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана". В экспозиции – работы Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино, Никола Пуссена – всего 42 произведения из 460, хранящихся в коллекции. Большинство из них ни разу не покидали стен вечного города и неизвестны широкой публике.

Рафаэль "Вера" и "Милосердие", 1507

Фотогалерея


Впервые Музеи Ватикана показывают в России лучшую часть своей коллекции – шедевры XII–XVIII веков. И впервые Пинакотека привезла 42 произведения из 460 – десятую часть коллекции. В 2017 году Третьяковка покажет в Ватикане одни из лучших шедевров русского религиозного искусства. Этот культурный обмен должен выявить, насколько близки европейская и русская живопись.

Вся экспозиция заняла три зала Инженерного корпуса. Центральным произведением были выбраны две небольшие гризайльные (монохромные) работы, входившие в композицию алтаря Бальони в церкви Сан Франческо аль Прато в Перудже. "Вера" – женская фигура с потиром (религиозный атрибут) в руке, окруженная путти или, по-другому, маленькими ангелами. У них в руках находятся монограммы – инициалы Иисуса. А Милосердие – это мать, обнимающая младенцев. Путти справа держит на плечах котел с огнем – античный символ мира, отсылающий к истории Олимпийских игр. Такая связь с античностью для художников Возрождения и более поздних эпох не была случайностью: даже в христианском религиозном искусстве мастера находили параллели с культурой древних римлян и греков.

Третьим алтарным изображением был образ "Надежды". Эти три небольших произведения, а также композиция "Положение во гроб", стали первым крупным заказом Рафаэля и сразу же принесли ему успех и признание.

Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо "Положение во гроб", около 1603–1604

Самая значимая и, наверное, известная работа на выставке – "Положение во гроб" Караваджо. Художник стал главным новатором своего поколения. ярко освещенные фигуры его героев прорывают окружающую тьму, что создает невероятный эмоциональный драматический накал в каждом произведении. Иконография сюжета "Положение во гроб" очень необычна: никогда еще эту сцену не изображали в таком ракурсе.

Интересно, что Караваджо никогда не изображал своих святых в нимбах, как это было принято: его моделями были бедняки и бродяги, которых он находил на улицах и в трактирах, а не профессиональные натурщики. Зато их лица всегда выражали то, что было нужно художнику, все тяготы и жизни отражались в их крупных чертах, глубоких морщинах или взъерошенных волосах. Караваджо никогда не допускал случайных деталей: кажется, рука Христа свободна и опущена, а жест пальцев – случаен. Тем не менее, зритель видит именно три пальца, что указывает на то, что Христос проведет во Гробе три дня.

Никола Пуссен "Мученичество святого Эразма", 1628

Картина "Мученичество святого Эразма" стала первым большим заказом Пуссена в Риме. Она предназначалась для одной из капелл в Соборе Святого Петра, строительство которого было только что завершено. Такая жестокая сцена со вспарыванием живота и наматыванием кишок на ворот поражала современников своим натурализмом, тем не менее, отвечала точности библейского сюжета. Пуссен стал одним из главных художников классицизма, антагонистом барочной живописи Караваджо и его последователей. Поэтому не случайно, что на выставке картины расположены друг напротив друга. Так становится заметно, что драматизм Пуссена ничуть не уступает эмоциональной напряженности Караваджо, хотя художники и шли к этому эффекту совершенно различными путями.

Джованни Беллини "Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной", около 1471–1474

Беллини был крупнейшим художником венецианской живописной школы XV века. Современник или даже предшественник Рафаэля и Леонардо, он ничуть не уступал им в совершенстве своего искусства. Одним из первых в Италии стал писать маслом, техникой, завезенной в Венецию нидерландскими художниками, да и в самой его живописи чувствуются нотки Северного Возрождения: четкость линий и утонченность пропорций предвосхищают образы северных авторов. Сложная композиция, ракурс, акцент на жестах и подчеркнутой изящности рук поражали его современников.

Паоло Кальяри, прозванный Паоло Веронезе "Видение святой Елены", около 1575-1580

Веронезе – еще один представитель венецианской школы. Святая изображена в роскошном платье в духе моды XVI века. По легенде ангел явился Елене и велел ей отправляться в Рим на поиски креста Иисуса. Обычно этот сюжет изображали по-другому: Елена представала руководящей работниками, которые откапывали крест. Веронезе же пишет ее спящей, с ангелом, держащим крест в руках. Искусствоведы полагают, что моделью для художника стала его жена.

Гвидо Рени "Святой Матфей и ангел", около 1620

На выставке представлено две работы Гвидо Рени. Образ Святого Матфея с ангелом показателен для творчества Рени в целом: его портретные изображения святых, созданные с караваджисткими свето-теневыми контрастами, стоили больших денег и пользовались огромной популярностью. Подобно Караваджо, он пишет своих святых не спокойными и бесстрастными праведниками, а живыми и эмоциональными персонажами. Матфей изображен в момент создания Евангелия, текст которого он записывает за ангелом.

Мелоццо да Форли "Музицирующие ангелы". Фрески из церкви Санти Апостоли, 1480

Фотогалерея


Мелоццо стал основателем римской школы живописи, расцвет которой пришелся на XVI–XVII века. "Музицирующие ангелы" Форли стали одним из главных туристических брендов Ватикана. Их изображения можно найти повсюду, начиная от сувенирной продукции, заканчивая официальной символикой. Эта фреска находилась в римской церкви Санти Апостоли и украшала ее купол. Образ служил воплощением понятия "музыки небес" и прославлением господа, цитаты из Библии: "Да хвалят имя Его с ликами на тимпане и гуслях да поют Ему, ибо благоволит Господь народу своему, прославляет мирных спасением".

Антонио Аллегри, прозванный Корреджо, "Христос во славе"

Такое изображение Христа было редкостью для итальянской живописной традиции, зато в византийских иконах встречалось часто. Поэтому образ кажется столь похожим на древнерусские иконы, которые стали продолжением византийских традиций: фронтальность композиции, золотой фон, само положение корпуса Христа – все это можно найти в православной иконографии. При жизни слава Корреджо ограничивалась его родным городом – Пармой, но сегодня его работы представляют для исследователей уникальный шанс проследить связь восточной и западной живописных традиций христианства.

Донато Крети, Серия "Астрономические наблюдения"

Фотогалерея


Необычная серия картин с изображением наблюдений за всеми известными на тот момент планетами Солнечной системы была создана в начале XVIII века в подарок Папе Клименту XI. Граф Луиджи Фердинандо Марсили надеялся, что после такого презента Папа выделит деньги на строительство в Болонье обсерватории. Этот город, с одним из старейших университетов Европы, уже тогда считался центром Просвещения и культуры. В то же время его натурфилософский контекст сильно выбивается из всего ряда религиозных произведений, представленных на выставке, а атмосфера живописи "галантных праздненств" связывает эти работы с французским искусством эпохи Людовика XIV. Именно поэтому для серии Крети отведен отдельный зал.

Джованни Франческо Барбьери (Гверчино) "Неверие Святого Фомы"

В экспозиции "Roma Aeterna" можно увидеть сразу две работы Гверчино – "Кающуюся Магдалину" и "Неверие святого Фомы". Оба были крайне популярны в искусстве Ренессанса и в позднейшее время. Картины, написанные на этот сюжет разными художниками, отличались различной степенью драматизма: некоторые мастера изображали Фому, глубоко погрузившим пальцы в рану Христа, за счет чего достигали невероятно яркого, практически физического ощущения у зрителя. Гверчино идет другим путем: жест его Фомы не столь дерзок: драматизм достигается благодаря свето-теневым контрастам и сочетаниям кроваво-красных и насыщенно-синих одежд святых. Это неудивительно, ведь Гверчино считается одним из лучших колористов болонской школы XVII века.