Тосты - на здоровье. Краткие тосты-приветствия на разных языках

Если верить Тациту, то в римскую эпоху у германских племен был только один вид общественных развлечений, без которого не обходилось ни одно собрание, - танец, во время которого «обнаженные юноши прыгали и изгибались между торчащими копьями».

Это, конечно, был какой-то обряд в честь бога войны. Нечто очень похожее, видимо, еще было на памяти и 600 лет спустя, судя по шведским и англосаксонским фигурам воинов в рогатых шлемах: некоторые из них обнажены, некоторые - одеты; они сжимают копья, а иногда держат в руках короткие мечи и, очевидно, танцуют - поодиночке или парами (рис. 74).

Особенно интересны люди, изображенные на рис. 72: «берсерк» энергично подпрыгивает, опираясь на копья, а «волчья шкура» собирается вытащить меч. Их скованные позы заставляют предполагать, что изображен какой-то момент ритуала. Однако саги не упоминают о таком обычае во времена викингов - то ли потому, что он уже не практиковался, то ли потому, что был столь близко связан с культом Одина, что христианские писатели предпочитали вообще о нем не упоминать. Но, возможно, какое-то слабое воспоминание об этом обряде выразилось в представлении, которое показали скандинавские наемники византийскому императору Константину VII, чтобы развлечь его на Рождество: две группы воинов водили хоровод, били по щитам палками и кричали «Рождество, Рождество, Рождество!»; в каждой группе два воина носили шкуры и маски.

Танцующие воиныОднако, если в эпоху викингов воинские ритуалы были почти забыты, воинское искусство продолжало существовать. Снова и снова мы читаем о чудесах силы и ловкости и о популярности состязаний, которые требовали всех этих качеств. Например, борьба требовала огромной физической силы наряду с ловкостью и хитростью; в плавании скорость ценилась меньше, чем умение утащить врага на дно и держать его под водой, пока тот не потеряет сознание, не испытывая при этом необходимости самому глотнуть свежего воздуха. Очевидно, что все эти навыки могли пригодиться в сражениях на земле или на море, и чем больше насилия было в таких спортивных соревнованиях, тем больше они нравились публике. Говорят, что изгнанник Греттир однажды присоединился к группе борцов, разрешил двум самым сильным из них напасть на него вместе и разобрался с ними так грубо, что все трое были в крови и в синяках. «Люди очень радовались такой потехе, и когда борьба их кончилась, все их благодарили». Даже сравнительно безобидная игра в мяч нередко бывала очень грубой и часто кончалась дракой или кровной местью (хотя, конечно, саги могут создавать у нас ошибочное впечатление - ведь события, которые не приводили к беде, и не должны были быть частью сюжета саги).

Агрессивность викингов нередко подогревалась тем фактом, что честь воина зачастую зависела от успеха в таких состязаниях. Это касалось даже лошадиных боев, которые пользовались такой популярностью в Норвегии и Исландии: чем более ожесточенно жеребец лягался и кусался, тем больше славы выпадало на долю его владельца. Лошадиные бои были очень древним видом спорта: он показан на относящемся к VI веку шведском камне из Хаггебю (рис. 75); первоначально они могли быть частью культа бога плодородия Фрейра (которому были посвящены кони), и в более недавние времена в Норвегии их связывали с праздником урожая. В 1618 году один норвежский епископ писал: «На день святого Варфоломея собирается целая толпа людей с лошадьми со всей округи, и лошадей парами заставляют кусать друг друга; и думают, что если лошади с готовностью кусают друг друга, то урожай будет хороший, если нет - то не будет».

Саги дают выразительную картину лошадиных боев в Исландии. Жеребцов выводили на луг, где собирались толпы зрителей. Здесь же находились стреноженные кобылы, что должно было возбуждать жеребцов. Их выпускали парами, и рядом с каждым конем бежал человек, вооруженный палкой, чтобы погонять коня, если тот начинал уступать. Запрещалось использовать палку против лошади противника, но, конечно, это правило часто нарушалось. Типичен в этом отношении эпизод из «Саги о Торстейне Битом»:

«Торстейн и Торд сговорились устроить бой молодых коней. Во время боя конь Торда плохо кусался. И вот Торд, когда ему показалось, что конь его сдает, сильно ударил по морде коня Торстейна. Увидев это, Торстейн тоже ударил коня Торда, еще сильнее, и конь Торда пустился бежать, а люди все заулюлюкали. Тогда Торд стукнул Торстейна шестом, и удар пришелся в бровь, так что глаз весь заплыл».

лошадиный бойСудя по всему, лошадиные бои в Исландии проводились регулярно, в определенных местах и в определенное время, например после тинга; иногда на тингах происходили и другие состязания. Известен случай, когда были выбраны соперники, представлявшие определенные области. В более поздние времена в Норвегии между соседними областями существовало ожесточенное соперничество. Здесь за лошадиными боями следовали дикие скачки на неоседланных конях; ездоки стегали не только коней, но

и друг друга и нередко для впечатляющего финиша заставляли своих коней вспрыгнуть на скалу. Исландцы, наоборот, не слишком увлекались скачками, и упоминания о ставках на победителя в этом или каком-либо другом виде спорта исключительно редки.

Однако было бы неправильно думать, что скандинавы ценили только физическую силу и грубые виды спорта. Напротив, считалось, что идеальный человек должен владеть многими интеллектуальными, словесными и художественными талантами. Ярл Ронгвальд с Оркнейских островов (1135-1158) мог похвалиться девятью разнообразными способностями; все они достаточно традиционны и постоянно приписываются (в различных сочетаниях) легендарным или историческим героям:

«Известны мне девять искусств: умело играю в «тавлеи», редко не хватает мне рун, читать и ковать я умею, на лыжах скольжу по земле, луком владею, грести я умею, мне оба искусства не чужды - и песня поэта, и арфы игра».

Первым в списке Ронгвальда стоит умение играть в «тавлеи». Этот достаточно туманный термин относится к любой игре, в которую играли на размеченной доске плоскими круглыми фишками, а иногда и костями. Часто название этой игры переводят как «шашки», однако такой перевод вводит читателей в заблуждение - современные шашки появились в Европе только в самом конце Средневековья. У древних скандинавов имелось множество названий таких игр, так что можно думать, что существо-пали различные варианты «тавлей», однако из текстовкороль трудно составить представление о том, как в них играли. Хотя фигурки для игр - один из наиболее обычных предметов в погребениях викингов, к несчастью, не всегда известно, идет ли речь о полном наборе. Однако можно считать установленным, что в одной игре 16 фигур одного цвета играли против 8 фигур и «короля» другого (рис. 76). В других наборах было по два «короля», в третьих «королей» вообще не было.

Самая изящная из найденных до сих пор досок для игры обнаружена в Балиндерри неподалеку от Лимерика. Орнамент на ней заставляет предполагать, что она изготовлена на острове Мэн в конце X века (рис. 77). Она размечена дырочками - семь на семь; «фишками» были маленькие костяные штырьки. Центральное отверстие и углы отмечены кружками, что очень напоминает современную игру «Лиса и гуси», где «лиса» начинает в центре, а 10 или 12 «гусей» пытаются загнать ее в угол. На шведском руническом камне изображены двое мужчин, которые играют на похожим образом размеченной доске (рис. 78), в то время как на черепице, обнаруженной в Ярлсхофе, нанесена несколько другая, но все же похожая разметка.

Обычно говорят, что шахматы были неизвестны в Северной Европе примерно до 1200 года, так что упоминания о шахматах в эпоху викингов - анахронизм. Однако костяная фигурка, недавно обнаруженная в Йорке, по форме очень похожа на арабскую шахматную ладью, в то время как орнамент на ней говорит о том, что это скандинавская работа эпохи, предшествующей норманнскому завоеванию. Было бы вполне естественно, если бы викинги благодаря своим контактам с арабским миром познакомились с этой игрой раньше, чем другие европейцы.

Как мы уже видели, Ронгвальд гордился и тем, что его почти никогда не подводит знание рун, что открывает для нас многие аспекты скандинавской культуры, где использование рун имело как магическое, так и практическое значение (рис. 66). Ранние германские надписи на этом алфавите, почти всегда краткие и загадочные, видимо, являются религиозными или магическими формулами. К эпохе викингов рунический алфавит был сокращен с 24 до 16 букв и его свободно использовали для обычных мирских целей (то есть, например, для того, чтобы написать имя владельца на каком-нибудь ценном предмете). Однако во многом древняя мистическая аура рун еще сохранялась. Поэты говорили, что руны «произошли от божественных сил», а согласно мифологическим текстам, они были открыты самим Одином - ценой многих страданий. В одном из наиболее выразительных пассажей «Старшей Эдды» в уста Одина вложены такие слова:

Знаю, висел я в ветвях на ветру девять долгих ночей, пронзенный копьем, посвященный Одину, в жертву себе же, на дереве том, чьи корни сокрыты в недрах неведомых. Никто не питал, никто не поил меня, взирал я на землю, поднял я руны, стеная их поднял - и с древа рухнул.

Один обещает своему служителю власть над рунами:

Руны найдешь и постигнешь знаки, сильнейшие знаки, крепчайшие знаки, Хрофт их окрасил, а создали боги и Один их вырезал... Умеешь ли резать? Умеешь разгадывать? Умеешь окрасить? Умеешь ли спрашивать?

В другой эддической поэме говорится, что одна валькирия научила Сигурда Убийцу Дракона использовать руны в качестве магических знаков: чтобы одержать победу, нужно было вырезать их на рукояти меча и дважды - имя Тюра (древнего бога войны); чтобы помочь рожающей женщине, следовало написать одни руны на ее ладонях, обвязать другие вокруг ее рук и ног и молиться богиням. Однако даже тут нам не говорят определенно, что именно нужно написать. Возможно, речь шла всего о нескольких буквах, символизировавших сверхъестественные силы, к которым обращались за помощью.

Говорят, что руническую магию можно было использовать в самых разных ситуациях. Согласно «Песни о Риге»,

Кон юный ведал волшебные руны, целебные руны, могучие руны; мог он родильницам в родах помочь, мечи затупить, успокоить море. Знал птичий язык, огонь усмирял, дух усыплял, тоску разгонял он...

Слова Ронгвальда заставляют думать, что он имел в виду именно эту языческую магическую традицию и хотел сказать: «Я всегда могу припомнить какое-нибудь руническое заклинание, которое поможет мне в беде», а не просто «я выучил алфавит».

игральная доска

Рис. 77. Игральная доска

Однако руны часто использовали и в повседневной жизни, особенно для того, чтобы вырезать надписи на памятных камнях (рис. 68). Этим искусством также можно было гордиться. На многих шведских камнях запечатлены не только имена людей, в память о которых они поставлены, но и имена тех, кто сделал сами надписи. Не-которые даже бросают вызов прохожим: «Пусть это прочтет тот, кто может!» Буквы на таких камнях искусно вырезаны на напоминающих змей лентах. Первоначально рисунок раскрашивали в контрастные цвета, так что руны были ясно видны и четко обозначалось деление на слова (что может объяснить упоминание об «окраске» рун в процитированной выше поэме, хотя и тут, конечно, возможен какой-то магический цветовой символизм).

Далее Ронгвальд говорит, что умеет «ковать». Этим словом называлась не только любая работа по металлу, но и резьба по дереву, плотницкое искусство, резьба по кости и различные другие ремесла. Конечно, было много ремесленников-специалистов, которые зарабатывали себе на жизнь своим ремеслом, и высокое техническое совершенство многих предметов эпохи викингов говорит о том, что они изготовлены именно специалистами. Но и обычные крестьяне и воины могли работать по металлу и по дереву для домашних нужд или просто в качестве приятного времяпрепровождения.

Очень многое в искусстве викингов определялось соображениями декоративности. Поверхности покрывали сплошным сложным орнаментом, который при ближайшем рассмотрении часто оказывается почти абстрактным узором из переплетающихся зверей, чьи перекрученные лапы и тела свиваются и перехватывают друг друга, образуя строгий ритмичный рисунок. Есть несколько отличающихся друг от друга вариантов этого звериного орнамента. Использовался и геометрический орнамент. В обработке как дерева, так и металла применялись совершенные технические приемы, позволявшие достичь удивительного разнообразия, точности и детальности. Разумеется, наиболее совершенные образцы изготовлялись ремесленниками-мастерами для богатых клиентов. Однако если бы до нас дошло больше предметов мебели и утвари, то, возможно, мы увидели бы, что и вещи, предназначенные для повседневного использования, были столь же богато (хотя, возможно, и не столь умело) украшены, как и те, что сопровождали власть имущих в загробный мир. Очевидно, что большинство деревянных предметов в домах обычных людей, а особенно центральные столбы и панели стен, украшала резьба; кроме того, стены были украшены длинными, узкими полосами вышивок, образовывавших вокруг комнаты фриз - так же, как и гобелен из Байе. Скамьи часто покрывали узорчатыми тканями. Словом, мир викингов был веселым и ярким.

Помимо абстрактных узоров, основанных на геометрических фигурах или фигурах животных, у викингов также была традиция простого изобразительного искусства, героями которого, очевидно, становились персонажи мифов, религиозных ритуалов или героических легенд. Среди дошедших до нас образцов, которые выдержали испытание временем, преобладают каменные рельефы из Готланда, Швеции или с острова Мэн. рунический камень из ОкельбоИзображения на них (если мы можем понять, что именно изображено) показывают триумфальный вход воинов в Валгаллу мифы о Торе и Одине (рис. 8, 82, 89), подвиги С и гурда Убийцы Дракона (см. вклейку). Непонятные изображения, возможно, относятся к тому же типу, хотя можно предположить, что на некоторых памятных камнях показаны сцены из жизни умершего. Из литературы мы знаем, что на щитах также могли быть нарисованы или вырезаны мифологические сцены, а великолепный ковер из Усеберга (интерпретация которого все еще остается спорной) напоминает нам, что и женщины викингов умели с помощью иголки и нитки рассказывать свои истории.

Особенно выдающимися произведениями искусства являются камни с Готланда. Это огромные блоки, зачастую высотой 3-4 метра, которым придана характерная форма «гриба»; фигуры, вырезанные в технике очень низкого рельефа, обычно размещены внутри правильных пропорциональных панелей, разделенных полосками орнамента (см. вклейку). Первоначально вся поверхность была раскрашена в разные цвета. Раскраску фона удалось реставрировать, при этом четко обрисовались силуэты фигур, однако детали росписи самих фигур утрачены навсегда, поэтому дать им объяснение трудно.

Изображения людей на барельефах и коврах, как и лица на некоторых небольших металлических подвесках и других орнаментах, кажутся стилизованными. Но сохранилось и несколько голов, выполненных в технике круглой скульптуры, с реалистичными чертами и весьма индивидуальных, прежде всего головы на раме повозки из Усеберга (рис. 14), а также голова из Швеции, вырезанная на конце палочки из рога (рис. 58). Не забудем, что и юмор, который столь ярко проявляется в скандинавской литературе, иногда отражается и в искусстве, как, например, в наборе из 12 гротескных подвесок: искаженные черты получеловеческих-полузмеиных мордочек исполнены в самой утонченной серебряной филиграни (см. вклейку).

Гуннар в яме со змеями

Рис. 79. Гуннар в яме со змеями

Искусством слова викинги дорожили: из двух последних дарований Ронгвальда - поэзии и игры на арфе - первое, конечно, было более ценным. Искусный поэт, оказавшись при дворе короля и сочиняя утонченные поэмы, восхваляющие его победы, мог разбогатеть: его награждали кольцами, оружием или другими подарками. Особенный талант к этому был у исландцев: многие из них служили при заморских дворах, иногда в течение нескольких лет, иногда - всю жизнь, и их поэмы нередко являются ценным источником для историка.

Однако такие полупрофессиональные поэты были не единственными, кто умел писать стихи: многие могли слагать восьмистишия. В них викинг вспоминал о минуте торжества или об опасности в сражении, угрожал, насмехался или проклинал врага, восхвалял девушку, скорбел о смерти друга или предсказывал свою собственную гибель. Характерными чертами таких стихов было строгое соответствие жестким правилам метрики, сложные схемы аллитераций, ассонанса и внутреннего ритма и стиль, в котором люди и вещи обозначались с помощью традиционных, прежде всего мифологических, намеков. Несмотря на все это, у творчества каждого, кто умел сочинять стихи, находились десятки ценителей. В таком стиле фраза «щедрый король подарил мне золотой браслет» должна была звучать примерно как «сеятель богатств повесил бремя Грани на соколиное древо». Грани звали лошадь Си-гурда, которую нагрузили золотом из логова дракона, а «соколиным древом» называли руку, на которой носили птицу во время соколиной охоты. Такую поэзию называют «скальдической» (от слова skald - «придворный поэт»). Ее первые образцы относятся примерно к середине IX века, и наличие скальдических стихов на шведских рунических камнях XI века показывает, что они были известны не только в Норвегии и Исландии.

Гораздо более древней и простой была эддическая поэзия (по названию рукописи, в которой она содержалась), хотя из этого не следует, что все дошедшие до нас образцы эддической поэзии одинаково древние. Эддические поэмы представляют собой анонимные повествования, диалоги или собрания пословиц и религиозных преданий. Сюжеты поэм происходят в основном из мифологии или из легенд о древних германских героях и часто находят близкие соответствия в сценах, популярных в искусстве.

Песни о героях многие германские племена сочиняли но меньшей мере еще в IV веке, и к эпохе викингов все скандинавские народы должны были знать такие предания, хотя исландцы оказались единственными, кто, в конечном счете, сохранил некоторые из них в письменном виде. Первоначально они должны были исполняться в пиршественных залах вождей, возможно в сопровождении арфы, и эти гордые рассказы о мести, верности, судьбе и смерти прекрасно отражают героические идеалы скандинавской культуры. Возможно, самым знаменитым был тогда и остается сейчас цикл преданий о Сигурде Вёльсунге, который убил дракона Фафнира, чтобы помочь предателю-карлику, и, жаря сердце дракона, случайно попробовал его крови. Он тут же начал понимать язык птиц, которые посоветовали ему обезглавить карлика и взять золото дракона самому - сцена, которая многократно изображалась в искусстве викингов (рис. 35). В других песнях Сигурд оказывался вовлеченным в трагический конфликт между любовью и верностью, в котором участвуют его жена Гудрун, мстительная полу валькирия Брюнхильд и его друзья и зятья Гуннар и Хогни, которые предательски его убили. Они, в свою очередь, стали героями другой песни, где рассказывается, как они были жестоко убиты предводителем гуннов Аттилой: у Хогни вырезали сердце, а Гуннара, когда он отказался открыть, где спрятано сокровище погибшего Сигурда, бросили в яму со змеями (рис. 79).

В то время как героические песни «Старшей Эдды» почти всегда трагичны, мифологические предания гораздо более разнообразны - от живых рассказов о встречах Тора с великанами или чудовищами до личной трагедии (смерть Бальдра) или трагедии космической - Гибели богов. В других песнях вообще нет сюжета - это своего рода антологии житейской мудрости. В общем и целом, мало что прямо связывает эти поэмы с религиозным культом язычества (в отличие от прозы); они предназначены для развлечения, а не для поклонения. Поэмы определенного типа, которые состоят из вопросов и ответов из области мифологических преданий, вполне могли произойти из церемоний посвящения, во время которых кандидаты должны были продемонстрировать свои эзотерические знания; однако даже и они, возможно, дошли до нас только как полезные пособия по намекам в стихах скальдов. Яркий пример поэмы такого типа - это поэма, где говорится о том, как Один и великан проверяли друг друга, задав примерно 30 таких вопросов:

«Дай первый ответ, если светел твой ум и все знаешь, Вафтруднир: как создали землю, как небо возникло, ётун, открой мне?» «Имира плоть стала землей, стали кости горами, небом стал череп холодного турса, а кровь его морем».

Поэзия, будь то эддическая или скальдическая, видимо, была не единственным литературным развлечением при княжеском дворе. Хорошо известна история о том, как один бедный исландец прибыл к королю Харальду Хардраду:

«Конунг спросил его, не сведущ ли он в чем-нибудь, и тот ответил, что знает саги. Тогда конунг сказал, что возьмет его к себе, но он должен всегда рассказывать саги, кто бы его ни попросил. Исландец согласился. Он завоевывает расположение дружинников конунга, они дарят ему одежду, а конунг дарит ему оружие».

К Рождеству исландец приуныл и признался, что рассказал уже все истории, которые знал, за исключением одной, которую не станет и пытаться рассказывать, - историю о путешествиях самого короля Харальда в Византию и Святую Землю. Король попросил его рассказать эту историю небольшими порциями за 12 дней Рождества, поскольку «большие пиры будут на Рождестве, и мало будет времени сидеть и слушать». В конце концов, королю понравилась история исландца, и он спросил, где тот ее услышал. Исландец ответил, что выучил ее постепенно, каждый год приезжая на альтинг в Исландии, от одного из бывших товарищей Харальда. Король наградил исландца множеством дорогих товаров, и он разбогател.

Хотя эта забавная история была записана только в XIII веке, она, возможно, вполне точно отражает обычаи XI века. Однако у нас нет достаточно данных о том, ценилось ли умение публично рассказывать саги уже в начале эпохи викингов. Домашнее сказительство, безусловно, должно было существовать: люди знали свою генеалогию, помнили множество историй о предках, обменивались новостями, передавали друг другу остроумные высказывания и талантливые стихи (видимо, вместе с каким-то рассказом, объяснявшим, в чем «соль» стихотворения или афоризма). Свойственная викингам забота о личной славе прежде всего способствовала тому, что подвиги отдельных людей сохранялись в памяти. Особенно, конечно, это касалось королей и великих воинов, но та заботливость, с которой исландцы сохраняли предания о первых поселенцах, показывает, что такие побуждения существовали и в других слоях общества. Однако дошедшие до нас исландские саги являются письменными сочинениями XII и XIII века; зачастую они содержат сведения о событиях, обычаях и поверьях эпохи викингов, но сами по себе - художественные произведения более поздней эпохи и культуры, и поэтому находятся вне пределов этой книги.

Рассказ о приятных сторонах жизни викингов оказался бы неполным без упоминания о пирах и попойках, которые были едва ли не любимым их времяпрепровождением. В основном пиры проходили осенью и зимой (когда мясо и эль были наиболее доступны и меньше всего было работы на ферме) и длились иногда по нескольку дней. Помимо сезонных религиозных праздников, таких, как день зимнего солнцестояния (Юл, позднее совмещенный с Рождеством), проходили сваИзображение попойки на камне с Готландадебные и погребальные пиры, а также пиры в честь вступления в наследство, своего рода продолжение погребального пира, хотя нередко они устраивались через много месяцев после самих похорон.

Неотъемлемой составляющей церемонии вступления в наследство была не еда, а выпивка. Если верить Снорри, то в Норвегии в начале IX века существовал обычай, согласно которому наследник короля или ярла не мог сесть на трон своего отца и полновластно распоряжаться наследством до того, как поднимет торжественный тост, стоя и принося при этом обет исполнить какой-либо славный подвиг. Такие обеты часто упоминаются: иногда их приносили, держа в руках какой-либо особенный рог для питья, или стоя одной ногой на особой доске или камне, или положив руку на щетину вепря; иногда клятву приносили несколько человек, которые соревновались друг с другом в смелых обещаниях.

Сохранились описания различных питейных церемоний. Напиток держали в большом общем сосуде, из которого его разливали в роги. Иногда гостей обносили одним большим рогом и каждый гость должен был осушить его и произнести тост; после этого рог снова наполняли и передавали соседу. Иногда подавали один рог двоим мужчинам или мужчине и женщине, а иногда у каждого гостя был свой рог (рис. 80). В богатых погребениях викингов часто находят пары рогов; возможно, по каждому из двух рядов сидений в пиршественном тле ходил один рог. Но порой находят и один необыкновенно богатый рог, как, например, экземпляр с кольцом, присоединенным к оковке, обнаруженный в Швеции (он несколько древнее эпохи викингов). Возможно, такой рог был предназначен для тостов, сопровождавшихся торжественными обетами, поскольку клятвы приносились именно на священных кольцах. Должно быть, вокруг такого богатого эмоциональными ассоциациями предмета, как рог для питья, собралось множество легенд и поверий, но до нас дошли лишь их следы, в том числе знак из трех связанных между собой рогов, который встречается как религиозный символ на памятных камнях на Готланде и в Дании. танцующие женщины

Праздники, как мы уже говорили, длились по многу дней. В промежутках между едой и питьем люди проводили время, пробуя все популярные развлечения - борьбу, разные испытания силы, скачки, чтение стихов и, возможно, также историй в прозе. Существовало и такое опасное и провокационное развлечение, как организованный обмен оскорблениями (то, что в Шотландии называется «флэйтинг»). И конечно, все это могло привести к беде, однако вспышки насилия не обязательно портили людям удовольствие от праздника. Ведь почитатели Одина предвкушали и в самой Валгалле вечную битву, в которой они вечно будут убивать друг друга и вечно возвращаться к жизни, чтобы вновь начать бесконечный праздник:

Эйнхерии1 все

рубятся вечно

в чертоге у Одина;

в схватки вступают,

а кончив сражение,

мирно пируют.

1 Эйнхерии - воины, которых Один взял в Валгаллу.

Понравилась статья? Расскажи о ней друзьям на своей страничке.

Для стран Скандинавского полуострова характерно трепетное соблюдение национальных традиций. Здесь рассылают приглашения за 2-3 недели до значимых событий, и длинные платья надеваются по любому поводу.

Этикет сохраняется на протяжении столетий, и самым почетным местом за столом неизменно остается слева от хозяев. (сколом) первым должен поднять хозяин дома. До этого сигнала лучше пить не начинать – это крайне неприлично. Каждый гость, поднимая свой бокал, должен посмотреть в глаза хозяину дома и слегка кивнуть, потом сделать то же самое каждому из сидящих за столом. Перед тем, как поставить бокалы на стол, сидящие снова смотрят друг на друга и приветствуют. Потом скол можно повторить с кем вам хочется. Если кто-то поднял свой бокал и смотрит на вас, поднимите свой и поприветствуйте друг друга взглядами, опорожните бокалы и снова посмотрите друг на друга.

После трапезы обязательно подойдите к хозяйке дома , чтобы от души поблагодарить ее за угощение – скандинавы хорошо помнят голодные периоды в жизни своих стран. Кроме того, встречаясь с хозяйкой или хозяином дома где-либо, пусть первыми вашими словами будут: «Благодарим за прошлый раз».

Этим дело не кончается. После ужина надо подойти к хозяйке дома и горячо поблагодарить ее за еду - здесь еще не забыли о голоде прошлых веков.

Обязательно выучите несколько вежливых фраз. Хотя скандинавы знают, что на местных языках с трудом говорят даже те, кто живет в их странах годами, поэтому английским языком владеют даже лесорубы и рыбаки.

Знайте, что даже в четыре часа утра на пустынной улице, где не видно ни единой машины, вам грозит штраф за переход на красный свет.

В странах Скандинавии все подчинено скрупулезному выполнению различных правил, которым следуют без рассуждений. Может быть, благодаря этому здесь образцовая дисциплина и порядок.

В пять вечера на улицах не видно ни души - скандинавы в это время приходят домой и ужинают ровно в полседьмого. Пунктуальность здесь возведена в абсолют. Вопросы с чиновниками решаются быстро и просто, что у многих европейцев вызывает удивление. Забастовки, раздражение и недовольство здесь отсутствуют как явление. Нам бы так!

Все это накладывает отпечаток на характер людей, отличительные черты которых – рациональность, собранность, спокойствие, деловитость, приверженность традициям. Словом, полная противоположность импульсивным итальянцам. Может, это климат виноват?

Жители Скандинавии осторожно, очень разборчивы в выборе друзей, будут долго присматриваться, прежде чем заговорить и уж тем более, пригласить вас к себе домой. В этих странах очень уважительно относятся к детям , уделяют им максимум внимания, За телесные наказания грозит немалый штраф или даже трехмесячное заключение. Здесь недопустимы даже разговоры с детьми на повышенных тонах. Взаимным доверием, уважением и добротой пронизана вся система воспитания.

Следование традициям выражается в благоговейном отношении к историческим памятникам. Например, шведским законодательством запрещено менять внешний вид фасадов зданий. Во время ремонтов и восстановительных работ тщательно следят за сохранением первоначального внешнего вида. Любые перепланировки возможны только внутри помещений. Улицы скандинавских городов невероятно ухожены и опрятны. Вокруг любой урны не заметишь пролетевшего мимо фантика или окурка – это исключено.

Здесь друг друга рукопожатием. Целоваться и обниматься на улице могут себе позволить только родственники и близкие друзья. Не принято слишком быстро переходить к обращению по имени.

При ведении деловых переговоров представители Скандинавии проявляют сдержанность, для них не характерны сильные эмоции. Они уделяют много времени предварительной работе, прорабатывая множество мелких нюансов. Поэтому заранее сообщите им максимум организационных сведений со своей стороны. На деловые встречи приходят в традиционной деловой одежде. Как уже отмечалось, скандинавы очень пунктуальны не только в деловой жизни, но и в светской.

Летом, как правило, деловая жизнь заметно сокращается, скандинавы разъезжаются на отдых, поэтому назначение иностранцами деловых встреч на летнее время могут даже расценить, как бестактность.

Если вас пригласили в гости, принесите с собой коробку конфет или бутылку спиртного, можно купить букет цветов для хозяйки дома.

Помните о том, что законы по поводу нетрезвых водителей в странах Скандинавии намного суровее, чем где-либо еще. Поэтому не садитесь за руль, даже если выпили совсем немного. Обычно после скандинавского застолья кто-то из гостей обязуется развезти всех по домам, соответственно он не примет ни капли спиртного.

Самый сложный застольный этикет в Швеции. Тост за тех, кто старше по возрасту или положению, а также за хозяина дома, поднимать не принято, пока эти люди не предложат первыми выпить за вас. Начинать пить можно, только если хозяин сказал «Скол!» и участники обменялись взглядами.

В Швеции также по любому поводу принято благодарить. Очень высоко ценится элементарное «спасибо», которое по-шведски звучит «таек». Выучите его первым!

Если в конце поездки вы еще располагаете кронами, то привезите домой и на подарки норвежскую семгу, датский фарфор или финское стекло.

Древнескандинавская система счёта была двенадцатиричной – предлагаю читателям проверить свои знания об эпохе и быте викингов на двенадцати фактах из популярного образа. Отличившимся – 13-й на посошок!

Викинги интересовали меня с раннего детства. Ещё бы, такие харизматичные персонажи! В то время отроческое сознание как-то фильтровало тот факт, что викинги, вообще-то, были теми ещё грабителями и пиратами. Когда я решил стать профессиональным историком, многие «факты» о викингах, которые мнились аксиомами, оказались развенчанными, зато обнаружились другие, не менее интересные стороны жизни древних.

1. ВИКИНГИ ОТКРЫЛИ АМЕРИКУ ЗАДОЛГО ДО КОЛУМБА

Викинги-первооткрыватели. .

2. ВИКИНГИ ОКАЗАЛИ БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ НА ЯЗЫКИ НАРОДОВ ЕВРОПЫ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЛИСЬ

Ответ: правда. Влияние древнескандинавского на разные языки было неодинаковой силы, но, несомненно, оно не прошло без следа. В древнерусском осталось буквально несколько слов («ябеда», «Ладога» и некоторые другие), во французском (через нормандский диалект) их уже больше : например, такие слова как é quiper («снаряжать», от др.-сканд. skipa ), rogue («выскомерный», от др.-сканд. hrogn и hrókr ) и др. Но особенно выделяется непривычная для романских языков система числительных после 60: там, где в испанском, португальском и итальянском для «80» будет ochenta , oitenta и ottanta (от лат. octoginta ), во французском стоит quatre-vingt (дословно: «четырежды двадцать»), что находит прямое соответствие с системой числительных в современном датском:

  • «50» - halvtredsindstyve (2,5 × 20),
  • «60» - tresindstyve (3 × 20),
  • «70» - halvfjerdsindstyve (3,5 × 20),
  • «80» - firsindstyve (4 × 20)
  • «90» - halvfemsindstyve (4,5 × 20).

Eщё больше скандинавизмов в ирландском: например, margadh («рынок», от др.-сканд. markaðr ), cnaipe («кнопка», от др.-сканд. knappr ), bróg («ботинок», от др.-сканд. brók ). Но самое глубокое влияние мы находим в английском, где до 500 слов скандинавского происхождения прочно закрепились в общей лексике (например, die, take, sky, they, she, leg, husband и сотни других) и примерно столько же - в диалектах и говорах. Кроме того, в области расселения викингов в Британии в IX в. огромное число названий - скандинавские : такие, как Derby, Holderness, Whitby, Slaithwaite и тысячи прочих.

Названия скандинавского происхождения в Англии. .

3. ВИКИНГОВ ОГОВОРИЛА ВРАЖДЕБНАЯ ПРОПАГАНДА ХРИСТИАНСКИХ ИСТОЧНИКОВ: НА САМОМ ДЕЛЕ, ОНИ БЫЛИ МИРНЫМИ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМИ И ТОРГОВЦАМИ, ПРОСТО ВЕРИВШИМИ В БОЛЕЕ ЧЕМ ОДНОГО НЕВИДИМОГО ДРУГА

…de gente fera Normannica nos libera, quae nostra vastat, Deus

- «…сохрани нас, Господь, от гнева дикого народа норманнов, обитающего на севере». По мнению историка Ричарда Абельса, именно необходимость давать отпор скандинавам заставила англо-саксонских королей создать мощную государственную машину с упорядоченной военной организацией и самой развитой бюрократией в Европе того времени: если викинги жили за счёт грабежа местного населения, английские короли не могли поступать так со своими подданными и вместо этого были вынуждены выстраивать сложную логистику. Другое дело, что скандинавы были переселенцами и торговцами тоже, но одно другому не мешало, и вряд ли источники того времени сильно преувеличивали их алчность и жестокость.

4. ВИКИНГИ В БОЮ НОСИЛИ ШЛЕМЫ С РОГАМИ

Типичный викинг в массовом сознании. .

Рисунок Дёплера, изображающий Хундинга. .

5. ВИКИНГИ НЕ ТОЛЬКО ГРАБИЛИ ЗАМОРСКИЕ СТРАНЫ, НО И ОСНОВЫВАЛИ ГОСУДАРСТВА

Викинги за грабежом. Подпись: «И запомните: мы не грабим и не разоряем. Мы освобождаем их от угнетающего имущества». .

6. ИЗЛЮБЛЕННЫМ ОРУЖИЕМ ВИКИНГОВ БЫЛ МАССИВНЫЙ ДВУЛЕЗВИЙНЫЙ ТОПОР

Если викинг - значит, оромный топор с двумя лезвиями. .

7. ВИКИНГИ БЫЛИ СУРОВЫМИ ВАРВАРАМИ И НЕ ЗАБОТИЛИСЬ О ГИГИЕНЕ

8. ВИКИНГИ БЫЛИ ИСКУСНЫМИ РЕМЕСЛЕННИКАМИ И ИМЕЛИ ЧУВСТВО ПРЕКРАСНОГО

Чета викингов за верстаком. .

Ответ: правда. Скандинавы эпохи викингов не только грабили соседние народы, основывали государства и переселялись на новые земли, но и знали толк во всех видах ремесла и прикладного искусства своего времени. Исследователи выделяют по меньшей мере шесть стилей : Oseberg, Borre, Jelling, Mammen, Ringerike и Urnes (названия даны по географическим локациям, где найдены «образцовые» предметы каждого стиля). Несколько лет назад доктор Дж. Грэм-Кэмпбелл выпустил хороший обзор по искусству викингов. Единственное, в чём скандинавы той эпохи, пожалуй, не преуспели - монументальная архитектура, поскольку в их культуре отсутствовала традиция каменного строительства, и дома викингов, являясь по-своему шедевром, всё же носят утилитарный характер (о чём настоятельно рекомендую докторскую диссертацию Т. Видаля 2013 г.). Впрочем, это не мешало им строить мощные оборонительные сооружения из дерева и земли, такие как Даневирке и крепости типа Треллеборг .

Орнаменты эпохи викингов. .

9. НАД ЗЛЕЙШИМИ ВРАГАМИ ВИКИНГИ СОВЕРШАЛИ ОСОБО ЖЕСТОКИЙ ВИД КАЗНИ, НАЗЫВАЕМЫЙ «КРОВАВЫМ ОРЛОМ»

Экзекуция приговорённого посредством «кровавого орла». .

Ответ: миф. Описание такого типа казни вызывает неподдельный ужас, однако, хотя по источникам мы знаем о человеческих жертвоприношениях в Скандинавии (в частности, см. ), практика «кровавого орла» вызывает у современных исследователей большие сомнения (но не у канала History Channel , вставившего соответствующую сцену в сериал ). Основные контраргументы лагеря скептиков представлены в статье Р. Франк 1984 г.:

  • весьма редкие и противоречивые упоминания такой казни,
  • «обрастание» описаний с каждым новым столетием,
  • вероятное недопонимание христианскими авторами XIII в. кеннингов (метафор) в поэзии скальдов .

Франк приходит к заключению, что «кровавый орёл» - литературное изобретение, родившееся из неверной интерпретации скальдической поэзии и идеологических установок своего времени, позже популяризованное викторианскими авторами в XIX в.

Изображение казни на руническом камне с о. Готланд, иногда интерпретируемое как сцена «кровавого орла». .

10. ХОТЯ ВЕРХОВНЫМ БОГОМ В СКАНДИНАВСКОМ ПАНТЕОНЕ БЫЛ ВСЕОТЕЦ ÓДИН, МНОГИЕ ВИКИНГИ ПОКЛОНЯЛИСЬ ГРОМОВЕРЖЦУ ТОРУ


Бог Тор в современной масс-культуре во вселенной Marvel. .

Ответ: правда. Существование культа Óдина известно и по континентальным источникам (где он носит имя Вотан), и по англо-саксонским (под именем Водена) VII-XI вв., но первое по-настоящему подробное описание скандинавского пантеона во главе с Óдином обнаруживается только в исландских записях XIII в. древнего эпоса («Поэтическая (Старшая) Эдда») христианского времени. Современное сознание требует систематизации, но людям древности она до известной степени была чужда, и сложно сказать, насколько сами викинги видели Óдина верховным богом (и нуждались ли они в нём). Так, согласно , в святилище в Уппсале (Швеция) Тор сидел на главном троне, а Óдин и Фриг (Фрея?) - по сторонам. Óдин был в первую очередь покровителем элиты - власть предержащих и воинов - а Тору , судя по всему, поклонялись рядовые члены общества (очень похожая ситуация была, видимо, на Руси с богами Перуном и Велесом). Его имя зафиксировано во многих названиях (Thorsager, Torsö, Thorwiggar и др.) и личных мужских и женских именах (Thó rsteinn, Thó rm óthr, Thórbjórg, Thórdis и др.); кроме того, у культа Тора, в отличие от Óдина, был отличительный символ - молот Мъёлльнир , обнаруживаемый во многих археологических находках (не исключено, что это был ответ на нательные крестики христиан). Возможно, культ Óдина в эпоху викингов был более локальным (судя по географии названий с этим элементом - преимущественно в Швеции), и христианские авторы несколько «упорядочили» скандинавский пантеон. На эту тему рекомендую .

11. ВИКИНГИ БЫЛИ НЕ ПРОСТО ДЕРЗКИМИ РАЗБОЙНИКАМИ, НО И УМЕЛЫМИ ТАКТИКАМИ, ЗНАВШИМИ ТОЛК В ВОЕННОМ ИСКУССТВЕ

Ответ: правда . Если в бою викинги обычно использовали универсальный приём «стена щитов» , то их общая тактика и стратегия, как она восстанавливается из современных событиям источников, была весьма гибкой и продуманной. Основной упор делался на скорость передвижения и внезапность нападения. Быстроходные корабли могли успешно подниматься по рекам вглубь страны, а на суше скандинавы часто захватывали лошадей для стремительных бросков и обходных манёвров (так, в 878 г. отряд Гутрума совершил дерзкий налёт на резиденцию уэссексского короля Альфреда в Чиппенхеме (Уилтшир) и вынудил того несколько месяцев скрываться). В прямой контакт с организованным войском противника они предпочитали не входить, а вместо этого отступали в укреплённый лагерь и ждали, пока у осаждающих кончатся припасы. Не чужда им была и военная смекалка: если такие хитрости, как выманивание Аскольда и Дира из Киева или сожжение княгиней Ольгой древлянского города Искоростень , возможно, являются легендами или бродячими литературными сюжетами (так, в «Саге о Харальде Суровом» есть аналогичный эпизод взятия города на Сицилии), то некоторые их придумки (например, проникновение в итальянский город Луну под видом похоронной процессии), видимо, действительно имели место.

Викинги стремительно высаживаются на берег. .

12. ВИКИНГИ БЫЛИ БЕСПИСЬМЕННЫМ НАРОДОМ, И ВСЕ НАШИ СВЕДЕНИЯ О НИХ ПОЧЕРПНУТЫ ИЗ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ СВИДЕТЕЛЬСТВ, ЗАРУБЕЖНЫХ И/ИЛИ ПОЗДНИХ ( XIII В.) СКАНДИНАВСКИХ ИСТОЧНИКОВ

Газета викингов: много новостей без букв не напишешь. .

Ответ: миф. Хотя в эпоху викингов скандинавы действительно не составляли привычные нам письменные памятники (хроники, жития святых, грамоты и т. п.), они обладали развитой письменной системой в виде , хорошо научно изученной с XIX в. Вопреки дилетантским глупостям , которые иногда можно прочитать в интернете, и древнегерманские (старший футарк), и англо-саксонские (футорк) и скандинавские (младший футарк) руны были полноценным алфавитом, который, трансформируясь, успешно использовался на протяжении полутора тысячелетий (а в некоторых «медвежьих углах» - вплоть до XIX в.). Длинные тексты рунами действительно не записывались, их основное назначение сводилось к ритуальным (например, поминальные камни) или владельческим («этот предмет принадлежит такому-то») надписям, общее число которых оценивается примерно в 6 тысяч. Только в Средние века были рунами были записаны несколько полных манускриптов (самый известный - Codex Runicus , содержащий запись законов Сконе). Несмотря на популярность слова «руны», оно может применяться только к скандинавской письменности, никаких «славянских» или каких-либо ещё рун в природе не существует (исключение - т.н. Википедия , слово «драккар»² не происходит

от древнескандинавских Drage — «дракон» и Kar — «корабль», буквально — «корабль-дракон.

В древнескандинавском языке было много слов со значением «корабль» для судов разных конструкций: skip - общее понятие (любого размера и вида); knǫrr - торговый или грузовой корабль с вместительным трюмом; (часто также langskip ) - военный корабль; snekkja - военный корабль, но менее крупный, чем skeið . В языке скандинавских поэтов-скальдов корабль вождя или конунга мог называться словом dreki - «дракон» (возможно, в связи с украшением на носу судна). Во множественном числе это слово выглядит как d rekkar - отсюда и берёт современное собирательное чуть облагозвученное «драккар», однако сами викинги предпочитали поэтическим метафорам более практичную терминологию (см. книгу ).

Разные типы кораблей викингов. .

Примечания:

¹ К сожалению, редакция сочла этот «миф» не интересным и попросила заменить его на другой в тесте.

² У меня вообще есть подозрение, что подобное объяснение в духе «народной этимологии» - во многом русскоязычное явление. За одним исключением ни в английском, ни в немецком, ни в датском мне не встречалось слово dra kkar для описания судов скандинавов (да ещё в единственном числе) - исключение я видел в подписи к коллекционной модели скандинавского корабля в сувенирном магазине Музея Кораблей Викингов в г. Роскильда (Дания). Иногда терминологично используется dreki или dre kkar , но чаще пишут/говорят Viking ship/Wikingerschiffe/vikingeskib или long ship/lange Schiffe/lang skib . Слово drage означает «дракон» не в древнескандинавском (где, как уже говорилось, будет dreki ), как утверждает Википедия, а в современном датском и норвежском. Более того, древнескандинаское слово kar(r) вообще не имеет отношения к кораблям: как сообщает авторитетный словарь Клисби-Вигфуссона, оно означает

the mucus or slime on new-born calves and lambs

(«слизь на новорожденных телятах или ягнятах»).

Слово, однако, живёт. Я могу предложить три объяснения:

  1. буква e была заменена на a исключительно из соображений благозвучия,
  2. возможно, по какой-то причине e поменялось на a вслед за шведским, где «дракон» будет действительно dra ke , а во множественном числе - drak ar . Однако слово kar в шведском, датском и норвежском означает «сосуд», «чан» (др.-исл. ker ), так что в любом случае слово drak-kar нелепо. Тем более странно, что оно (правда, с одной буквой k - возможно, потому что основным скандинавским языком автора был именно шведский) встречается в последнем труде одного из высочайших российских специалистов по Скандинавии, А.А. Сванидзе, безвременно покинувшей нас в этом году.

Как бы то ни было, называть корабль викингов «драккаром» не грамотно. Это то же, что сказать, что любой советский автомобиль назывался «Мосг вичи»: во-первых, «МосКвич», во-вторых, «Москвичи» - множественное число, в-третьих, существовали и другие марки автомашин. Фраза в духе: «Драккар Олава Трюггвасона назывался "Длинный Змей"», - звучит примерно так же, как: «Мосгвичи Леонида Брежнева назывался "Чайка"».

Для всех заинтересовавшихся викингами могу порекомендовать следующую литературу в добавление к уже упомянутой в статье:

  1. Barnes, Michael P. 2012. Runes: A Handbook . Woodbridge: The Boydell Press.
  2. Line, Philip. 2015. The Vikings and Their Enemies: Warfare in Northern Europe, 750-1100 . NY.: Skyhorse Publishing.

На русском языке также выходило много достойных работ, а также некоторые переводы; вот только несколько из них:

  1. Гуревич А.Я. Избранные труды. Древние германцы. Викинги . СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. - 352 c.
  2. Джонс Г. . М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. - 445 c.
  3. Мельникова Е.А. Скандинавские рунические надписи: Новые находки и интерпретации. Тексты, перевод, комментарий . М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. - 496 c.
  4. Роэсдаль Э. Мир викингов: викинги дома и за рубежом . СПб.: Всемирное слово, 2001. - 270 c.
  5. Сванидзе А.А. Викинги — люди саги: жизнь и нравы . М.: НЛО, 2014. - 800 с.

И комеентарии моих друзей таки подвигли и меня запостить информацию в любимую "Химию Синьки" (Танюша , Саня - "будьмо!")

Если вы оказались на деловом приеме, в незнакомой компании, за границей, где много иностранцев, говорящих на разных языках, в качестве главного гостя или просто приглашенного и ваши знания ино­странных языков не позволяют вам произнести пространный тост, то самым правильным в этой ситуации будет ограничиться кратким тостом-приветствием.

Существует много вариантов таких тостов на разных языках, обозначающих в переводе одно и то же, - «За ваше здоровье» . Знание наиболее распространенных из них поможет вам избежать не­ловких ситуаций при произнесении ответного тоста.

У англичан произносить тосты и чокаться не принято. Перед тем как выпить, они произносят «Cheers» («Чиэз») . Сидя за столом с немцами , необходимо помнить, что пить следует только тогда, когда хозяева произнесут традиционное «Prosit» («Прозит») . Поднимая стакан со спиртным напитком, американцы говорят просто на английский манер - «Чиэз» или на немецкий - «Прозит» , длинные тосты не приняты. Французы , любящие поговорить за столом, предпочитают, чтобы тост «За ваше здоровье» звучал по-французски - «А votre sante» («А вотр санте») . В одних областях Италии больше любят произносить в качестве тоста-приветствия «Salute» («Салют») , а в других - «Чин-чин» . В Испании говорят «Salud» («Салют»). В Израиле - «L"Chayim» («Лэха- им») . В Польше - «Nazdrowie» («Наздровье»). В Чехии - «Na zdrav» («На здрав» ). В скандинавских странах принято чокаться за едой. По обычаю, хозяин дома в знак приветствия поднимает бокал и, обращаясь к каждому, произносит «Skoal» («Сколь») . Не рекомендуется произносить тост за хозяйку и хозяина до конца трапезы, ставить бокал на стол во время произнесения тоста до тех пор, пока присутствующие не взглянули в глаза друг другу.

Китай - классическая страна церемоний, тосты приняты, но чокаться не обязательно. Если же чокаются, то соблюдают старое правило: младший (по возрасту или по должности) должен чокнуться верхней частью своего бокала о ножку бокала, который поднимает старший (по возрасту или по должности), тем самым показывая, что ставит себя ниже сотрапезника. Разливающий напитки должен наполнять чужие бокалы до краев, иначе это будет выглядеть как неуважение. Чокаясь, произносят «кан пей» , что соответствует русскому «пей до дна», а в переводе с китайского это означает «чтобы река обмелела».

В Японии это звучит - "кампай!"

В мусульманских странах , где ислам запрещает употребление алкоголя, правоверные мусульмане, беседуя с клиентами, друзьями, гостями, угощают их огромным количеством густого сладкого кофе без сливок, налитого в маленькие чашечки.

Если вам подали такую чашечку, то, выпив, вы отдаете ее хозяину, и он тут же наливает в нее кофе снова, до тех пор пока весь кофейник не будет пуст. Но если вы не хотите больше кофе, покачайте чашечкой из стороны в сторону или переверните ее вверх дном. Если после кофе предлагают прохладительные напитки, то это означает, что время, отведенное для беседы, подходит к концу.

Ваши варианты кратких тостов буду рада видеть в камментах!

БУДЬМО!

Ваша Марфу-ша

Paiara. Puglia IGT 2008. Чтобы представить себе, до чего довел шведов их сухой закон надо хотя бы один раз погрузиться на паром, идущий из Швеции в Данию или в Финляндию. Как только этот паром отчаливает, и открываются дьютики со спиртным, шведы уже стоят на низком старте… и уже через полчаса в пьяном угаре потомки викингов радостно кричат «Скол! Скол!». Как за такое короткое время можно было надраться?

Трезвые завистники, косясь на подгулявших шведов, отпускают ядовитые комментарии: «пьяные варвары опять из черепов человеческих пьют!». Дело в том, что веселое «skal» по смыслу напоминает наше «за здоровье!», а по звучанию близко к англо-саксонскому «skull», т.е. череп. Хотя, на самом деле, от «skull» скорее произошли наши скулы, чем шведский «skal», который в действительности переводится, как «shell» - раковина. То есть, безобидные норманны, предки современных скандинавов пили в средние века из морских раковин, а не из черепов. Более того, археологи подтверждают, что никаких черепов-кружек у викингов отродясь не было, так же, как и не было устрашающих рогатых шлемов. А кто же тогда вкушал из человеческих голов?

Летописи живописуют сцену гибели князя Святослава и как «Куря, князь печенежский, взял голову его, и сделал чашу из черепа, оковал его серебром, и пил из него...». И еще задолго до печенегов скифы, по свидетельству Геродота, «с головами самых лютых врагов поступали так: сначала отпиливают черепа до бровей и вычищают, бедняк отделывает череп снаружи сыромятной воловьей кожей, богатые же люди еще и внутри покрывают череп позолотой и пользуются им как чашей». Жаль, что до нас не дошло, какие при этом скифы выкрикивали тосты.

Если всего тысячу лет назад наши кочевые соседи резали головы для изготовления своих походных кружек, то в наши дни примерно то же самое происходит в Юго-Восточной Азии. Три года назад я путешествовал по джунглям малазийских островов и одну ночь мне пришлось провести в племени охотников за головами. Охотники за головами - это вовсе не Headhunters за IT-специалистами. Так их называют потому, что каждый взрослеющий мужчина должен принести в дом голову врага, очистить череп и повесить его коптиться над семейным очагом. Обычно там висит целая связка черепов. Говорят, что в 50-е годы правительство Малайзии запретило охоту за черепами, но те головы, которые мне пришлось разглядывать, греясь у гостеприимного племенного очага, были явно много свежее. Засыпая, я подумал, что, наверное, не зря я задабривал их шамана водкой и задаривал старейшину дешевым мылом в красивой упаковке.

Так выстраивается исторический вектор, направленный с юго-востока на северо-запад. По прибытии в порт я покидаю этот веселый паром. Шведы даже не выходят на берег - остаются, чтобы отправиться в обратный путь домой и продолжить свой пир души. Скол!

Аромат и вкус вина - вишня с дымком. Живо вспоминается дым очага, окуривающий головы, когда-то живых людей, и теперь с укоризной взирающих на тебя, запивающего вином копченых ящериц.

Цена: 330 рублей Дата розлива 09/2010. Импортер: ООО “Логус»