Толстая таня. Татьяна Никитична Толстая. Биографическая справка. Школа злословия - Ксения Собчак

Писатель, публицист, телеведущая Татьяна Никитична Толстая родилась 3 мая 1951 г. в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург) в литературной семье. Является внучкой по одной линии - писателя Алексея Толстого и поэтессы Наталии Крандиевской, по другой - известного литературного переводчика Михаила Лозинского.

После окончания школы Татьяна Толстая поступила в Ленинградский университет на отделение классической филологии (латинский и греческий), который окончила в 1974 г.

Вышла замуж и вслед за мужем, москвичом, переехала в Москву, где устроилась на работу корректором в "Главную редакцию восточной литературы" при издательстве "Наука".

Татьяна Никитична долгое время жила в США, где преподавала русскую литературу и художественное письмо в колледже Скидмор (город Саратога Спрингз) и Принстоне, сотрудничала с New York review of books, The New‑Yorker, TLS и другими журналами, читала лекции в других университетах. Вернувшись в конце 1990-х гг. на родину, она занялась литературной, публицистической и преподавательской деятельностью.

В 2002 г. Толстая принимала участие в телепередаче "Основной инстинкт". С этого же года стала неизменной ведущей (совместно с Дуней Смирновой) телевизионного ток-шоу "Школа злословия" на канале "НТВ". В соавторстве со Смирновой написала книгу "Кухня "Школы злословия".

Татьяна Никитична была постоянным членом жюри шоу "Минута славы" (1-3 сезоны) на Первом канале.

Татьяна Толстая -

Одна из ста самых влиятельных женщин России, писательница, ставшая ярким событием в современной русской литературе. Будучи наследницей известной фамилии, она достойно продолжает дело своих знаменитых предков, прославившихся на литературном поприще.

В своих произведениях она затрагивает самые волнующие темы и делает читателя своим собеседником, предельно уважительно относясь к нему. Писательница, истинный мастер слова, литературный критик, журналист, замечательная жена и мать, которой семейная жизнь не только мешает, но и помогает развиваться дальше и уверенно держаться в топе лучших, – Татьяна Никитична Толстая. Биография этой женщины будет рассмотрена в настоящей статье.

Будущий филолог, Телец по знаку зодиака, Таня родилась 3 мая 1951 года в северной столице. Ее родители были уважаемыми людьми: отец – доктор физических наук, мать – поэтесса. Кроме Татьяны в семье подрастало шестеро братьев и сестер. Оба деда Татьяны были писателями, а среди прадедов были врач и тайный советник. Знаменитый Лев Толстой – ее семиюродный дедушка.

В детстве девочка очень любила читать. Целые дни она проводила с книжками и учебниками по литературе. И после окончания школы без сомнений решила выбрать филологический факультет СПбГУ. Учеба давалась Тане достаточно легко, несмотря на то, что выбрала она отделение классической филологии, где уклон был на латынь и греческий язык. Но девушка успешно со всем справлялась.

Получив диплом о высшем образовании, будущая писательница сразу вышла замуж и вместе с супругом переехала в Москву, где устроилась работать в редакцию восточной литературы. На этой должности Татьяна Никитична проработала достаточно долго, почти 10 лет.

Случилось это при весьма необычных обстоятельствах. В 1983 году ей сделали серьезную операцию на глазах, после которой молодой женщине пришлось месяц лежать с повязкой. Именно тогда в голове Толстой начали рождаться идеи и образы будущих рассказов. Она их представляла достаточно ярко. Когда ей разрешили читать и брать в руки карандаш, Татьяна Никитична перенесла все свои мысли на бумагу и поняла, что это нечто стоящее.

К вершине успеха

1983-й стал годом начала ее литературной карьеры. На страницах журнала «Аврора» был опубликован рассказ «На золотом крыльце сидели…», который был признан самым успешным литературным дебютом года. Литературные критики и читатели тепло приняли прозу писательницы, по всей России начали обсуждать новое имя в литературе.

Вскоре успех ожидал и другие ее рассказы:

  • «Соня».
  • «Любишь – не любишь».
  • «Чистый лист» и другие.

Однако были те, кто отзывался о сборнике не очень положительно. Писательницу обвиняли в «густоте» сюжетов рассказов, чрезмерной шаблонности и слишком глубоком анализе и синтезе, характерных для ее произведений. Несмотря на это, Толстая была принята в Союз писателей Советского Союза.

Произведения Татьяны Никитичны неоднократно отмечались премиями и наградами. Круг ее читателей с каждым годом расширялся, а имя нового человека в литературе стали обсуждать чаще.

В конце 80-х годов Татьяна Толстая решает уехать за границу, куда ее пригласили читать лекции по русской литературе. Работая в колледже в Соединенных Штатах, писательница начала раскрывать в себе все больше возможностей, глубже узнавать людей и получать больше практического опыта.

До конца XX века Татьяна работала в зарубежных университетах, где в то время возрос интерес к изучению языка и литературы. Именно тогда Толстая начала слышать и анализировать «гибридность» русских слов, оценивать возможность их перевода на иностранный язык.

Но Толстая не забывала и о России. Проживая за рубежом, она периодически отправляла свои работы (статьи, очерки, обзоры) в Москву, где печаталась в газете «Московские новости». У нее даже была своя авторская колонка. Параллельно писательница занималась переводом собственных рассказов, благодаря чему начала приобретать мировую славу.

В начале 2000-х годов Татьяна Никитична вернулась в Москву и начала работать журналистом и преподавателем в университете. С этого же времени начинают с успехом выходить ее книги. Всего на данный момент опубликовано 14 книг. Среди них:

  • «День. Личное» (2007 год).
  • «Сестры» (1998 год).
  • «Кысь» (2001 год).
  • «Легкие миры» (2014 год).
  • «Войлочный век» (2015 год) и другие.

В своем творчестве писательница всегда выбирала общечеловеческие темы зла и добра, смерти и жизни, отношений между поколениями. Со временем герои ее произведений становились более разнообразными и глубокими. Так, у нее можно встретить и сумасшедших бабушек, и слабоумных инвалидов, и людей, оказавшихся в трудных, нечеловеческих условиях.

Телеуспех

В начале XXI века Татьяна Никитична все чаще стала появляться на телеэкранах. Всенародную славу и успех ей принесла передача «Школа злословия», которую Толстая вела вместе с Авдотьей Смирновой. За свою программу ведущим была вручена высшая награда в области журналистики – «ТЭФИ».

Кроме того, известную писательницу часто приглашают в качестве эксперта в жюри различных телешоу. Например, с ее участием на одном из центральных каналов выходило шоу талантов «Минута славы».

Помимо художественных произведений и критических статей Татьяна Никитична выпустила книгу о кулинарии, в которой поделилась секретами «личной кухни», собственными фотографиями и цитатами.

Семейное счастье

Личная жизнь Татьяны Никитичны никогда не была бурной, все в ней шло размеренно. Со своим первым и единственным мужем Толстая познакомилась, будучи студенткой, и сразу после окончания университета вышла за него замуж. Ее избранником стал Андрей Лебедев, в браке с которым у нее родились двое мальчишек: Артемий и Алексей. Старший впоследствии стал известным дизайнером, младший – компьютерным (системным) архитектором.

Сегодня Татьяна Никитична по-прежнему идет своим путем в литературе. Правда, ей не чужды и современные технологии: писательница освоила блогинг. Сегодня в Сети можно прочитать ее тексты, подписаться на ее страницы и периодически получать новости и материалы из личных блогов писательницы.

Кроме того, Толстая уделяет большое внимание творческим встречам со своими читателями. Она считает, что живое общение приносит больше полезных эмоций и помогает людям приобщиться к литературе и более глубоко ее постичь. Автор: Анастасия Кайкова

Ранние годы

Русская писательница Татьяна Никитична Толстая появилась на свет в Ленинграде. Татьяна родилась в семье с богатыми литературными традициями – дедушка Толстой по линии матери – поэт Михаил Лозинский, дедушка по линии отца – известный советский писатель Алексей Толстой; его жена, бабушка Татьяны – поэтесса Наталья Крандиевская. Отец будущей писательницы – доктор физических наук, профессор Никита Толстой. Семья Толстых была многодетной, у Татьяны было семеро братьев и сестёр.

Татьяна Толстая в программе Познера

Окончив школу, Татьяна Толстая поступает на филологический факультет Ленинградского университета (ныне – СПбГУ). Специализация Толстой – древние языки: латынь и греческий. В 1974 году Татьяна оканчивает университет и выходит замуж за филолога А. Лебедева, переезжая вскоре вместе с мужем в столицу. В Москве Толстая устраивается на работу в Главную редакцию восточной литературы при издательстве «Наука», где на должности корректора она проработала почти десять лет, до 1983 года.

Год увольнения из «Науки» стал для Толстой годом литературного дебюта. В том же году Татьяна дебютирует и как литературный критик, опубликовав в «Вопросах Литературы» свою первую критическую статью. Толчком к началу литературного творчества для Татьяны стала операция на глазах. После коррекции зрения в те году повязку снимали минимум через месяц, и в то время, пока Толстая лежала без дела с повязкой на глазах, в ее голове стали рождаться первые сюжеты, впоследствии превратившиеся в рассказы «На золотом крыльце сидели…», «Соня», «Свидание с птицей».

Дебют Татьяны Толстой в литературе

Литературный дебют писательницы состоялся в 1983 году. В журнале «Аврора» был опубликован рассказ «На золотом крыльце сидели…». Литературные критики и читатели восприняли рассказ с энтузиазмом, по итогам года произведение было признано лучшим литературным дебютом 1983 года. В произведении калейдоскопично были представлены впечатления ребенка, начиная от заурядных бытовых событий и обыденных встреч до таинственных и сказочных персонажей, рожденных детской фантазией.

После успеха рассказа в так называемых «толстых журналах» - «Новый мир», «Аврора», «Звезда» - публикуются ее рассказы «Свидание с птицей» (1983), «Соня» (1984), «Чистый лист» (1984), «Любишь - не любишь» (1984) и другие. Всего в период с 1983 по 1988 год в советской периодике было опубликовано больше двадцати рассказов, составивших в 1987 году дебютный сборник писательницы «На золотом крыльце сидели…». В рассказ помимо опубликованных ранее и готовящихся к печати вошли нигде не публиковавшиеся «Милая Шура», «Факир» и др. В 1988 году Татьяна Толстая стала членом Союза писателей СССР.

В отличие от первой публикации, другие произведения Татьяны Толстой были встречены критикой не столь восторженно. Толстую обвиняли в «густоте письма», чересчур насыщенной образности с одной стороны, и «шаблонности», построении всех рассказов по одному сценарию с другой. Несмотря на нападки критиков, Татьяна Толстая становится уважаемым в писательской среде самобытным, независимым автором. Кроме Толстой, тогда почти никто не отваживался писать о «городских сумасшедших» - старушках, гениальных поэтах, слабоумных инвалидах, живущих и погибающих в мещанской городской среде. В 1989 году Толстая становится членом Русского ПЕН-центра.

Жизнь за границей

С 1990 года Татьяна Толстая переезжает в Соединенные Штаты Америки, обосновываясь в Принстоне. В Штатах писательница преподает русскую литературу и русское литературное творчество в Скидморском колледже, читает лекции в университетах и сотрудничает с такими журналами, как «New York review of books» и «The New Yorker». Кроме того, Толстая заинтересовывается изменениями в русском языке за рубежом под действием окружающих людей и событий, пишет несколько научных статей на тему эмигрантского русского и его различий с литературным русским языком. Программной статьей ее исследований тех лет становится эссе «Надежда и опора», в котором писательница приводит ряд интересных гипотез, выводов, дает примеры эмигрантских американизмов в разговорном русском языке Соединенных Штатов.


С 1991 года Татьяна Толстая начинает работать колумнистом в «Московских новостях», где ведет знаменитую авторскую колонку «Своя колокольня». Через некоторое время Татьяна входит в состав редколлегии журнала «Столица», сотрудничает с «Русским Телеграфом». Не оставляет Татьяна Никитична и литературную деятельность: девяностые ознаменовались выходом таких ее книг, как «Любишь - не любишь» (1997), «Река Оккервиль» (1999) в соавторстве с сестрой Натальей Толстой в 1998 году выходит книга «Сёстры». В те же годы Татьяна становится популярной и за рубежом – ее рассказы издаются на французском, английском, немецком, шведском. В 1998 году Толстая становится одним из основателей и входит в редколлегию американского литературного журнала «Контрапункт». В 1999 году Татьяна возвращается на Родину. В России писательница продолжает заниматься журналистикой, преподавать и создавать литературные произведения.

«Кысь» и другие романы Татьяны Толстой

В начале двухтысячных Татьяна Толстая отходит от короткого жанра, в котором она писала с самого начала литературной деятельности. Из-под ее пера начинают выходить крупные романы. В 2000 году в свет выходит дебютный роман Толстой «Кысь», благосклонно встреченный критиками и публикой. Книга достаточно быстро становится бестселлером и получает премию «Триумф».


Во многих театрах России и зарубежья роман был использован в качестве основы для постановок спектаклей, с 2001 года в эфире «Радио России» звучит литературный радиосериал по мотивам романа (сценарист и руководитель проекта – Ольга Хмелева). Коммерческий успех Толстая закрепила в 2001 году, выпустив сразу три книги - «День», «Ночь» и «Двое» общим тиражом более двухсот тысяч экземпляров. XIV Московская международная книжная ярмарка вручает Татьяне Толстой главный приз в номинации «Проза». В 2002 году писательница становится главным редактором издания «Консерватор».

Татьяна Толстая и «Школа злословия»

С 2002 года Татьяна Толстая появляется в телеэфире. Первым появлением писательницы стало участие в программе «Основной инстинкт», с октября того же года совместно с Авдотьей Смирновой Толстая ведет телепрограмму «Школа злословия». С первого по третий сезон являлась членом жюри телешоу «Минута славы». В программе «Большая разница» дважды появлялись пародии на Толстую – один раз писательницу пародировали как члена жюри «Минуты славы», а второй – как соведущую «Школы злословия». В 2003 году программа Толстой и Смирновой получает премию ТЭФИ в номинации «Лучшее ток-шоу».

«Та самая Азбука Буратино»

С 2010 года Татьяна Толстая начинает писать книги не только для взрослых, но и для детей. В соавторстве с Ольгой Прохоровой она выпускает книгу «Та самая Азбука Буратино», связанную общим сюжетом со знаменитой книгой дедушки Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Идея книги, по словам Толстой, родилась еще тридцать лет назад, однако времени и вдохновения на реализацию проекта не хватало. Однажды в разговоре со своей племянницей, Ольгой Прохоровой, Толстая упомянула об этом, и та, загоревшись идеей, предложила написать книгу в соавторстве. В итоге произведение заняло второе место в рейтинге детской литературы XXIII Московской книжной ярмарки.

Татьяна Толстая о безответной любви

Личная жизнь Татьяны Толстой

Татьяна Толстая замужем за филологом Андреем Лебедевым, у нее двое детей. Старший сын – Артемий, известный дизайнер и руководитель ведущей арт-студии России «Студия Артемия Лебедева». Младший сын Алексей живет в США, фотограф, программист, архитектор компьютерных программ. Алексей женат, детей у него нет.

Дата рождения: 03.05.1951

Российская писательница, публицист и телеведущая. Проза Толстой переведена на английский, немецкий, французский, шведский и другие языки.

Родилась в г.Ленинграде, в большой семье (7 детей) с богатыми литературными традициями.

В 1974 году окончила отделение классической филологии Ленинградского государственного университета.

Выйдя замуж за москвича, переезжает в Москву в начале 1980-х и начинает работать в издательстве «Наука» корректором. Позднее (в 1990) уезжает в США, где преподаёт русскую литературу в Саратоге и Принстоне, сотрудничает с "New York review of books", "The New-Yorker", "TLS" и другими журналами, читает лекции в других университетах. Появляются переводы ее рассказов на английский, немецкий, французский, шведский и др. языки. В 1991 ведет колонку «Своя колокольня» в еженедельнике «Московские новости», входит в состав редколлегии журнала «Столица». Возвращается обратно в конце 90-х и активно занимается политикой, становится известна всем и каждому не только как замечательная писательница, но и как остроумный журналист (газеты "Московские новости", "Русский телеграф"). Вместе с Дуней Смирновой ведёт телепередачу "Школа злословия".

По её словам, начала писать поздно. Первая публикация – рассказ "На золотом крыльце сидели…" появился в журнале «Аврора» в 1983. Как критик дебютировала в том же году статьёй "Клеем и ножницами". В 1987 году вышел первый сборник её рассказов "На золотом крыльце сидели", после чего Толстую принимают в члены СП СССР.

Советская официальная критика отнеслась к прозе Толстой настороженно. Одни упрекали ее в «густоте» письма, в том, что "много в один присест не прочтёшь". Другие, напротив, говорили, что прочли книгу взахлеб, но что все произведения написаны по одной схеме, искусственно выстроены. В интеллектуальных читательских кругах того времени Толстая пользовалась репутацией оригинального, независимого писателя.

В прозе Толстой, по мнению критиков, прослеживается влияние Шкловского и Тынянова, с одной стороны, и Ремизова – с другой. Она сталкивает слова из различных семантических слоев языка и, как правило, смотрит на своих героев "отстранённо", разворачивает сюжет подобно кинематографическим кадрам… Но если у Шкловского и Тынянова «избыточные» слова использовались для того, чтобы дать предмету как можно более точное, исчерпывающее определение, а Ремизова обращение к архаическим пластам языка приближало к изначальному смыслу слова, то Толстая, используя разработанные ими методы парадоксальных словосочетаний, демонстрирует то, что Вяч.Курицын назвал «хищным цинизмом глазомера». Прозу Толстой отличает присутствие высокого и низкого, романтического и бытового, сказочного и натуралистического, реального и выдуманного.

Герои её прозы в основном – простые "городские чудики" (старорежимные старушки, «гениальные» поэты, слабоумные инвалиды детства…), живущие и гибнущие в жестокой и тупой мещанской среде.

Публицистика Толстой вызывает противоречивые отзывы. Тот же Борис Парамонов негодует из-за презрения автора к традиционным ценностям американской культуры, российские критики, напротив, одобряют такую позицию и порою утверждают, что эссе Толстой удачнее, чем ее проза.

Толстую относят к "новой волне" в литературе, называют одним из ярких имён "артистической прозы", уходящей своими корнями к "игровой прозе" Булгакова, Олеши, принесшей с собой пародию, шутовство, праздник, эксцентричность авторского "я".

1.1. Семья Толстой богата на выдающихся людей:
⇒Дед по отцовской линии - Алексей Николаевич Толстой, великий русский писатель и поэт.
⇒Бабушка по отцовской линии - Наталия Толстая-Крандиевская, поэтесса.
⇒Дед с материнской стороны - Михаил Лозинский, литературный переводчик, акмеист.
⇒Прадед с материнской стороны - Борис Михайлович Шапиров, военный врач, деятель Красного креста, лейб-медик Николая II, действительный тайный советник.
⇒Отец - Никита Алексеевич Толстой, физик, общественный и политический деятель.
⇒Мать - Наталья Михайловна Лозинская (Толстая).
⇒Сестра - Наталия Толстая, писательница.
⇒Брат - Иван Никитич Толстой, филолог, историк эмиграции, специализируется на периоде холодной войны. Обозреватель Радио Свобода.
⇒Брат - Михаил Никитич Толстой, известный физик, общественный деятель.
⇒Старший сын - Артемий Лебедев, дизайнер, художественный руководитель Студии Артемия Лебедева.

1.2. О себе говорит: "Мне интересны люди "с отшиба", то есть к которым мы, как правило, глухи, кого мы воспринимаем как нелепых, не в силах расслышать их речей, не в силах разглядеть их боли. Они уходят из жизни, мало что поняв, часто недополучив чего-то важного, и уходя, недоумевают как дети: праздник окончен, а где же подарки? А подарком и была жизнь, да и сами они были подарком, но никто им этого не объяснил".

1.3. Вопрос: А как вы относитесь к соседству такому - Пригов, Пелевин, Гандлевский, Каледин?
ТТ: В высшей степени положительно. Все это прекрасные писатели. За столиками или на стуликах, но все они, вместе и порознь, опровергают модные стоны о том, что у нас нет литературы.

Татьяна Никитична Толстая родилась 3 мая 1951 года в Ленинграде. Все ее родственники были, так или иначе, связаны с языками, литературой. Отец - академик - филолог Никита Толстой, дед Алексей Толстой был писателем, дед Михаил Лозинский - переводчиком. Девушка поступила и успешно завершила обучение на филологическом факультете ЛГУ, в 1974 году переехала в столицу. С этих пор ее основным местом работы стала находившаяся при издательстве «Наука» Главная редакция Восточной литературы.

Первые произведения появлялись в период советского правления. В 1983 в журнале «Аврора» опубликовали «На золотом крыльце сидели», позднее это название стало во главу книги, выпущенной в 1988 году и включавшей в себя 13 рассказов. Первым произведением в качестве критика стал «Клеем и ножницами». Период середины 80х был также плодотворен для Татьяны Никитичны в литературном плане, в это время вышло примерно 20 ее рассказов (среди них «Круг», «Милая Шура», «Факир», «Круг» и другие), а также опубликовали повесть «Сюжет».

Что касается восприятия произведений Татьяны Толстой критиками и читателями, единых мнений тут не было. Кто-то ее ругал за слишком большие объемы и сложность прочтения произведений в течение небольшого времени, кому-то это наоборот нравилось, и говорилось, что ее книги читаются на одном дыхании, но схема построения сюжета повторяется из произведения в произведение, и это придает чувство некой искусственности.

Литературные интеллектуальные круги восприняли Татьяну Никитичну весьма благосклонно, она завоевала авторитет оригинального и в то же время не идущего по чьим-то стопам писателя. Персонажами ее прозы в основном являлись «городские чудики», которые погибали в жестокой мещанской среде. Манера же преподнесения читателю героев и описываемых событий также была своеобразной. Чаще всего происходящее виделось, как кадры кино, в речи изобиловали слова, принадлежащие разным семантическим слоям языка, герои преподносились с «отстраненного» ракурса.

В то время полагали, что на творчество писательницы большое влияние оказали Шкловский, Тынянов и Ремизов. Если говорить о последнем, то обилие «лишних» слов в его творчестве было использовано в основном для приближения к изначальным смыслам слов, обращению к архаическим пластам языка. Шкловский и Тынянов такими, казалось бы, избыточными описаниями стремились как можно точнее описать предмет. Что касается Татьяны Никитичны, такой прием был переработан ею в своеобразный метод парадоксальных сочетаний. Андрей Немзер полагал, что ранний рассказ «Эстетизм» был для Татьяны важнее морализма.

С этого момента биография Толстой заполняется многочисленными событиям, которые происходили в ее жизни. С начала 90-х годов писательница уехала в Америку и пробыла там до начала следующего тысячелетия. Основной целью ее поездки стала возможность преподавания русской литературы. Толстая стала членом редколлегии «Столица» в 1991 году, тогда же она явилась автором «Своей колонки», публикуемой в «Московских ведомостях». В то время вышло несколько переведенных работ на европейские и некоторые другие языки. В Москве в 1997 году переиздали ее рассказы, объединив их одну книгу «Любишь - не любишь», годом позднее появилось написанное вместе с Натальей Толстой произведение «Сестры».

Начало столетия ознаменовалось выпуском нового романа с названием «Кысь». В нем рассказывалось о России после ядерного взрыва. Изображаемая картина была крайне пессимистичной: абсолютная деградация, почти потерянный русский язык, люди, существующие только по правилам игра «кошки - мышки», после огромных городов остались лишь небольшие убогие деревеньки. Сексуальность персонажей нарисована крайне грубой и первобытной, среди героев - сплошные негативные личности. Одним словом, в романе было много сарказма. Русские читатели, живущие в других странах, отнеслись к книге неоднозначно. Писатель Борис Парамонов, также живший в то время в Штатах, сравнивал жизнь Толстой с Набоковым, писал, что если у первого в произведениях были большие и сильные ангелы, то теперешний роман можно считать «ударом крыла ангела». Россия же восприняла роман не совсем восторженно, но определенное признание мастерства слова Татьяны Никитичны все же было. Считал ее повествование настолько «вкусным, что пальчики оближешь» писатель Борис Акунин.

В 2000 и более поздних годах переиздали многочисленные рассказы и романы Толстой. В 2000 году «Река Оккервиль». В 2001 году «Ночь», публицистический сборник «День», «Личное», тогда же труды Натальи и Татьяны объединили в одну книгу «День. Разное». В 2002 году вышла книга «Изюм».

О публицистических работах писательницы встречались различные мнения. Писатель Борис Парамонов негодовал из-за того, что Толстая презирала традиционные американские ценности, многие же русские критики считали ее мнение правильным, говорил, что эссе Татьяны были лучше прозы. Приз в номинации «Проза» достался Татьяне Никитичне в 2001 году на 14 Московской международной книжной ярмарке. Чуть позднее, в этом же году писательницей была получена престижная премия «Триумф».

В 2002 году мы увидели Толстую и на телеэкранах: она появилась в передаче «Школа злословия» со сценаристкой и ведущей Дуней Смирновой.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Толстой Татьяны Никитичны представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.