Точки напряжения в рисунке линии композиция. Как использовать линии в фотокомпозициях? Гармоничная цветовая схема

Плоскостное задание “Точка, линия, пятно” предназначено для овладения студентами первичными навыками композиционного мышлениями на основе использования простых композиционных элементов при расположении их в 2-мерном пространстве. Задачами обучаемого является достижения уравновешенной формальной композиции, составленной из линий, точек и пятен простой геометрической формы. Этапы выполнения:

1. Предварительное эскизирование – 2 листа А4. Предварительное эскизирование композиции на заданную преподавателем ассоциативную тему без использования чертежных инструментов (карандашный рисунок, рисунок кистью, аппликация), все варианты выполняются в верхней части листа формата А4 (см. рис. 1а, б), а в нижней части листа располагается подпись работы: “Эскизы плоскостной композиции на тему “…”, выполнил ст-т гр. …, преподаватели … ”. Подпись выполняется в карандаше узким архитектурным шрифтом высотой 5 мм. Эскизы выполняются в 2-х вариантах – с использованием прямых и кривых линий и утверждаются преподавателем. Композиционное поле может иметь как квадратную, так и прямоугольную форму (согласовывается с преподавателем).

2. Два утвержденных варианта (прямолинейный и криволинейный) разрабатываются в карандаше с применением чертежных инструментов на листе формата А3 и должны быть согласованы с преподавателем.

3. Утвержденные на 2-м этапе композиции дорабатываются в черно-белой фиксированной графике (формат А3). Допускается как аппликативный метод доработки (накладывание элементов с прекрытием), так и транспарентный (контуры накладываваемых элементов образуют новые фигуры). При доработке рекомендуется использование сплошных заливок, простых штриховок и применение различных толщин и типов линий. Примеры выполнения работ представлены на рис. 2.

б)

Рис. 1. Выполнение эскизов композиции, созданной на основе прямых (а) и кривых (б) линий.

Рис. 2. Примеры выполнения задания 1, 2-й этап.

(Студенты Брянцева Н., Карпачева А., Лугвищук Е., Хасабян Ю., Тарасенко А., преподаватели Шаталов А.А., Минаева А.В., Ягуза И.А.)

4. Разработка 2 колористических композиций (на основе композиции, выполненной в фиксированной графике на 3-м этапе) на 2 заданные преподавателем ассоциативные темы. Формат А3 (т.е. каждый вариант занимает пространство А4), предварительное эскизирование каждой из 2-х тем в 2-х вариантах на форматах А6 (эти 4 эскиза компонуются на формат А4). Один из эскизов выполняется в ахроматической гамме, другой в полноценной колористике. Окончательные композиции выполняется полоноцветно. Материал – гуашь. Примеры компоновки эскизов на выполнения на рис. 3., примеры окончательных работ на рис. 4.

Рис.3. Компоновка на формате А4 ахроматических и колористических эскизов, гуашь.

Рис.4. Примеры колористических композиционных работ, гуашь (ст-ты Тарасенко А., Горбачева С., Мельникова О., Никоненко Н., Туницкий В., преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.).

Примечание

По усмотрению преподавателя возможно сокращение 2-мерной части раздела 1.1. наполовину и выполнение взамен серии макетных упражнений «Линия и плоскость в пространстве: стержневые и вантово-стержневые системы.»

В этом случае полная последовательность работ выполняется по согласованию с преподавателем только по эскизам, созданным на основе либо прямых, либо кривых линий. Предварительные эскизы и примеры выполнения предлагаемых взамен макетных упражнений («Шалаш-хайтек» и «Мачта») приведены ниже (рис.5-6 и 7-8). Кроме того, в этом случае выполняется развитие окончательной графической композиции в пространственную в виде макета (рис.9). Эскизы к упражнениям «Шалаш-хайтек» и «Мачта» выполняются в карандаше, в количестве 2, каждый на формате А5.

Перед выполнением макетных работ студенты должны заранее приготовить нарезку стержней их плотного картона, произвольной длины, но одинаковой ширины (не более 3 мм). Ванты-растяжки имитируются нитками или тонкой нарезкой прочной, но свободно гнущейся бумаги. При закреплении стержней необходимо, чтобы каждый свободный конец стержня крепился 3-мя растяжками. Далее необходимо закрепить полученной вантово-стержневой системе минимум одну плоскость.

Рис. 5. Эскизы к макетному упражнению «Шалаш-хайтек» (студенты Чуприкова М., Охрименко Н, Есоян Н., преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.)

Рис. 6. Примеры выполнения макетного упражнения «Шалаш-хайтек» (студенты Пастушков С., Элоян А., Решетова Я., Охрименко Н., преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.)

Рис. 7. Эскизы к макетному упражнению «Мачта» (студенты Абдурашидов М., Элоян А., Охрименко Н, преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.)

Рис. 8. Примеры выполнения усложненного макетного упражнения «Мачта» (студенты Верхогляд Д., ОрловаЛ., преподаватели Шаталов А.А., Рембовская В.Е., Обухова Л. Ю.)

По желанию студента и по согласованию с преподавателем возможно усложение конструкции мачты

(введение дополнительных стержней и растяжек, закрепление при поиощи растяжек различенных плоскостей и криволененйных поверхностей и т.п.). Во всех случаях обязательным условием является достижение геометрической неизменяемости всей конструкции.

Рис. 9. Примеры выполнения макетного развития графических композиций (студенты Баланцева А., Бегун М., Барашян А., Снесарев А., Гасанбекова С., Кюрчук В., преподаватели Шаталов А.А., Минаева А.В.)

Линии могут быть реальными или виртуальными, умозрительными объектами - как это было показано в статье о активных точках изображения . Даже большое живописное полотно - берет свое начало - в линиях эскиза, линии создают очертания всех предметов, находящихся на изображении.

Линии в теории композиции могут быть реальными или виртуальными, умозрительными объектами - как это было показано в статье о активных точках изображения. Даже большое живописное полотно - берет свое начало - в линиях эскиза, линии создают очертания всех предметов, находящихся на изображении. Удивительна роль линий еще и в том понимании - что они могут как объединять различные композиционные элементы изображения, так и разделять их!

Линии - как умозрительная конструкция. Наше зрительное восприятие, ведомое мозгом - стремиться к упрощению видимого мира например -. подчеркивая края и контуры объектов, ищет связи в массе подобных объектов - так что например увидев гору из камней на строительной площадке - Вы в первую очередь воспримите ее как гору , то что она состоит из множества элементов разных форм и размеров - не сильно будет занимать наше сознание. Инструмент "выделение краев " в Фотошопе - действует во многом подобно человеку, объединяя минимально сходные элементы фотографии - подчеркивая их общие черты, увеличивая, заостряя внимание зрителя - на них.

Одна из самых важных линий в фотографии - линия горизонта .

Горизонт на море - обычно воспринимается как настоящая прямая линия и с ним необходимо быть ОЧЕНЬ аккуратным, выравнивая его - не допуская "завала" горизонта (если только косой горизонт - не является в кадре осознанным художественным приемом). Если линия горизонта вода/небо не четко горизонтальна, это создает у зрителя ощущение напряжения, ощущение того, что на фотографии явно что-то не так... Это связано с тем, что вода в покое - всегда имеет совершенно "горизонтальную" поверхность. Если же Вы фотографируете горы - то ошибка в немного "заваленном" горизонте - будет не так сильно бросаться в глаза, хотя и здесь советуем соблюдать осторожность, максимально выравнивая горизонт при съемке, иначе внимательный зритель также может заподозрить ошибку...

Линия горизонта. Наведите курсор мыши на изображение, чтобы сравнить нормальный и "заваленный" горизонт. Во втором кадре море как будто утекает куда-то в право... Хотя отклонение от истинной горизонтали - всего 2 градуса.

Особенно сложно выровнять горизонт - имея перед собой одновременно и изгибы береговых линий, и склоны гор - при этом бывает сложно понять - где находится истинный горизонт, так что некоторые фотографы используют в таких случаях штатив с пузырьковым уровнем, или же устанавливают этот инструмент на фотоаппарат.

Кадр без линии горизонта . Установить линию горизонта в подобном кадре может быть не просто, так как горизонт в общем - то не виден. Но в данном случае - можно ориентироваться на вертикали деревьев. Да и в целом в подобных кадрах - выравнивание по горизонтали - имеет меньшее значение, чем в кадре с морским горизонтом.

Такие линии, как телефонные провода, или конденсационный след от пролетевшего самолета - могут мешать при построении композиции, особенно - если Вы фотографируете природный пейзаж.. С другой стороны - они могут и украсить небо на некоторы фотографиях.

Линия конденсационного следа самолета как часть композиции при фотографировании неба.
Some rights reserved by Rob the moment

Свойства линий, Формы линий композиции изображения

Если Вы видите вертикальную линию - то такая линия сама по себе никогда не вызовет напряжения в кадре, так как находится в состоянии равновесия - наше восприятие говорит нам - что на силы, действующие на эту линию - равновелики со всех сторон, или отсутствуют вовсе - поэтому она имеет возможность находиться в устойчивом вертикальном положении. То же относится к горизонтальной линии.

Если же мы видим линию слегка изогнутую с одной стороны - то подсознательно начинаем думать - что она изогнута под дейсвием неких сил - воздейстующих на нее. Если изгиб не велик и линия в целом горизонтальна или вертикальна - то обычно такая линия воспринимается в качестве устойчивой.

Линия - отклонившаяся от вертикали или горизонтали - воспринимается как неустойчивая. Самой неустойчивой - считается линия наклонившаяся на 45 градусов.

Извилистый, линии, извитые подобно букве S - могут считаеться как устойчивыми, урановешенными, так и неустойчивыми - в зависимости от конкретной формы. Например - слегка изогрутая "гармошкой" линия, расположенная вертикально - вполне может считаться устойчивой, в ней также будет чувствоваться некое напряжение - словно у пружины. Слегка изогнутые горизонтальные линии - это, например - линии горизонта в горном пейзаже, изгибы рек или тела человека.

Линии - диагонали

Частный случай наклонной линии – диагональ. То есть линия – идущая из одного угла изображения – в другой угол. Наклонную линию – или даже диагональ – можно создать даже из самого «горизонтального» горизонта, сфотографировав, например, горизонтальную линию – фотоаппаратом повернутым относительно линии горизонта под определенным углом.

Композиция с диагональю. Динамика ощутима.
Some rights reserved by pierre bédat

В связи с тем, что глаза человека – европейца изучают изображение обычно с левого верхнего угла, постепенно смещаясь в правый нижний – диагонали, проведенные с левого верхнего угла в правый нижний, и диагонали проведённые из верхнего правого угла в левый нижний – вызывают несколько различный отклик в сознании зрителя. Хотя и не всегда эта разница очевидна... Считается, что главное – что диагональ привносит в кадр – это ощутимую динамику! Но существуют и весьма "мирные", уравновешенные композиции с использованием диагоналей.



"up" from Mikelo

Изогнутые линии, «линия красоты»

Линии с мягкими изгибами – обычно воспринимаются как самые красивые, (считается, что они ассоциируются нашим подсознанием – с линиями человеческого тела).

В теории композиции даже существует такое понятие – как «линия красоты», или «S-образная линия», это понятие было введено в обиход художником Уильямом Хогартом еще в 1753 году в книге «Анализ красоты». Уильям Хогарт считал, что эта линия – неотъемлемая часть любого красивого изображения.

В соответствии с теорией этого художника – такая линия имеет явное преимущество над линиями прямыми, или пересекающимися под прямым углом, или параллельными линиями – которые, по этой теории – создают впечатление статичности, неестественности, «искусственности» в изображении. Зато S – образная линия считается присущей всем живым существам (особенно – людям), а соответственно - и всему красивому. При этом достаточно - даже намека на такую форму линии.

Этюд для «Мадонны в гроте» Леонардо да Винчи и одна из возможный "линий красоты" этого эскиза.

Активные линии изображения

В заключении этого материала, хочется еще раз упомянуть о активных («умозрительных», или «оптических») линиях, о которых мы уже писали в материале о роли точек в композиции. В данном случае мы пользуемся термином А.И. Лапина, на английском же языке - эти линии называются «ведущими».

Хочется еще раз подчеркнуть важность этих линий. Известно, что глаз – рассматривая какое либо изображение, движется по нему не равномерно – а от точки к точке («активные точки»), по определенным линиям. Глаз находит прежде всего точки максимальной кривизны контура рассматриваемого объекта, самые высоко контрастные участки изображения, а также точки пересечения различных контуров объектов, так как они говорят о взаиморасположении предметов в кадре.

Очень важно понимать, что глаз человека, при осмотре изображения – руководствуется не реальными линиями – имеющимися на изображении, а выше названными элементами.

Например – при рассмотрении портрета – активными точками становятся глаза, нос, губы – между ними и проходят активные линии.

Активные линии и активные точки на портрете. Линии показывают "маршрут путешествия" человеческого взгляда по портрету, темные участки - точки остановки внимания.

В чем заключается практический смысл – активных линий и как их можно использовать на практике?

Практическое значение активных линий заключается в том, что зная принципы, по которым они образуются, мы можем с большой долей вероятности спрогнозировать – как зрительно будет рассматривать (как прочтет) нашу, например, фотографию. На что обратит внимание в начале, а на что – потом... а на что – и вовсе не обратит внимание. Например – если в кадре есть два человека – взоры которых направлены друг на друга, то активной линией будет линия между этими людьми, а активными точками – эти два человека, и зритель практически не обратит внимание на фон этого изображения (если на фоне, конечно, не будет более сильных активных точек).

Также линии бывают крайне важны для передачи переспективы, гулубины кадра , но это несколько иная тема...

Теперь, овладев этими навками хотя бы в общих чертах, можно переходить к композиции.

Композиция — как она есть, силовые линии и равновесие — это сложный и достаточно , субЪективный вопрос, ведь взаимное гармоничное расположение предметов на рисунке — это дело вкуса каждого отдельного человека. Однако, несмотря на то, что на вкус и цвет товарища нет, существуют некоторые общие принципы композиции, пользуясь которыми, можно сделать любую кучу предметов гармоничной. По крайней мере, достаточно натренировавшись.

Композиция — это то, как относительно друг друга расположены различные предметы на рисунке или в реальности.

То, как они расположены в реальности, в данном случае не особо важно. Если вы, конечно, не занимаетесь планировкой сада камней. А вот взаимные отношения изображений объектов на рисунке… Это действительно важно. Кроме всего прочего ещё и потому, что даже если в "натуре" предметы расположены абы как, то, зная правила, на рисунке можно их расставить намного лучше, чем в жизни.

Итак, первое правило — рисунок не должен касаться краёв листа , если это не предусмотрено специфической целью и дизайном. При формате А3 должно оставаться примерно по 2 см отступа от края.

Второе правило. И, собственно, основное. На рисунке должна присутствовать гармония . Другими словами, равновесие . Или же, наоборот, должно быть отсутсвие гармонии, отсутствие равновесия. Всё зависит от того, что вы хотите показать.

Что это значит?

Давайте, сравним стоящий на поверхности квадрат:

и этот же квадрат, только немного искажённый.

Какое из изображений более равновесное?

Теперь поставим большой квадрат с краю листа. А маленький — по центру.

И наоборот, большой квадрат в центр листа. А маленький — в угол.

Какой из них более гармоничный?

У каждого человека есть личные предпочтения. Одни считают гармоничным и равновесным одно, другие — другое. Почти невозможно объяснить принцип гармонии и неравновесности на расстоянии, отдалённо. Каждый разрабатывает для себя систему гармонии и неравновесности самостоятельно. И потом, если это входит в его задачи, тестирует систему на других людях. Проверяя её.

Выработать свою собственную систему гармонии можно только на практике. И проверке на других людях.

Правило гармонии и неравновесности выполняется как для форм на рисунке, так и для цветов и тонов, которые использованы при рисунке. Цвет — это красный, синий и т.д. Тоны — темнее, светлее, очень темно, очень светло. Один цвет может иметь много тонов. Один цвет может иметь много оттенков — жёлтый может быть более красным, менее красным, более зелёным и т.д. Все эти особенности так же находятся друг по отношению к другу либо в гармонии, либо в неравновесности.

Гармония и неравновесность в чистом виде достигаются той или иной комбинацией изображений объектов и цветовыми сочетаниями.

Третье правило. Силовые линии . Оно немного похоже на второе правило. Некоторые люди добиваются гармонии или неравновесности с его помощью. Но силовые линии — это другое.

Небольшое упражнение. Возьмите картину, которая наиболее вам понравилась.

Например, "Мадонну" Леонардо да Винчи.

И теперь следите за рукой Младенца, которой он тянется к лицку Мадонны. Линии этой руки плавно перетекают в волосы Мадонны. Контур волос плавно обходит лицо, спускается к плащу и линия продолжается складками плаща. Складки плаща теряются под рукой Мадонны с ягодами. Однако, силовая линия продолжается складками одежды над локтем, перетекает в руку с ягодами, к нижней руке Младенца.

Линия верхней руки младенца переходит так же и в силовую линию его головы, в силовую линию лица Мадонны.

Точно так же, как и руки, объеденены силовой линией и ноги Младенца. Начало линии задают пальцы руки Мадонны. Это направление продолжается правой ногой Младенца и переходит в линии складок плаща. Левая нога Младенца продолжается силовой линией с одной стороны — в складках плаща, а с другой — в его теле, переходит к голове.

Посмотрите, как силовые линии объединяют передний план с фигурами и фон в окнах на заднем плане. В левом окне линия ближайшего холма переходит в линию подбородка Младенца. Линия дальней горы в левом окне переходит в силовую линию внешней стороны лица Младенца.

Точно так же "входит" в пейзаж Мадонна. Линия ближайшего холма продолжается складками плаща. Склоны гор так же сходятся на линиях плаща. Заметьте, что линия ближайшего левого холма и линия ближайшего правого холма продолжаются в ожерелье мадонны и сходятся друг с другом на украшении. Кстати, украшение — это зрительный центр картины, точка пересечения большинства силовых линий.

Надеюсь, вы заметили эти особенности. Перечисленные линии не являются всеми, которые есть на картине. Я не знаю, расчитывал ли Леонардо да Винчи эти линии при разработке композиции "Мадонны", или нет. Но эти линии присутствуют. И благодаря им композиция оказывается не только гармоничной и равновесной, но и связанной. Композиция не распадается на части. Она является цельной.

Таким образом,

линии, которые можно чётко проследить вне зависимости от объекта на каждом изображении — это силовые линии.

Они называются силовыми потому, что они несут на себе всю картину, её целостность. Убрать их, расположив предметы по-другому — и картина распадётся на части, станет слабой. Силовые линии — это то, что объединяет изображения объектов. Это могут быть как реальные линии, так и воображаемые. Они исчезают и появляются. Однако, если они прослеживаются, то картина целостна.

С другой стороны, силовые линии — это то, что выражает характер объекта. Если меняется их сочетание, то меняется объект. Силовые линии — это то, что останется, когда убрать все неважные, незначащие и несущественные детали предмета. Убрать всё, что безоговорочно не характеризует предмет. Силовые лини — это скелет идеи предмета. Его эйдос, идеальный образ.

Предметы взаимодействуют на рисунке с помощью силовых линий. Они либо общаются, либо оторваны друг от друга. Силовыми линиями показывается отношение предметов друг к другу.

Силовые линии имеют разную плотность, могут образовывать точки схождения — эпицентры. На картине их может быть несколько или же один. Может не быть вообще. В зависимости от этого меняется характер картины.

Научится пользоваться силовыми линиями просто — нужно наблюдать. За уже сделаными картинами, за тем, что вы рисуете. И в какой-то момент, когда накопится фактический материал, вы поймёте, как это применить к вашим конкретным задачам. Тем более что практически всё живое содержит в себе очень много силовых линий.

Итак, сначала наблюдать на примерах, а потом — рисовать самим.

Как перечисленные правила применяются? Очень просто. Если вам хочется нарисовать движение, то уравновешенным это изображение быть не может. Потому что движение — это не покой. В движении нет равновесия, есть стремление куда-то. Силовые линии сходятся к цели движения. Если вы хотите изобразить статичную картину, то отсутствие гармонии точно не позволит вам этого достичь. Когда нет гармонии, взгляд зрителя рыщет по картине, создавая движение.

В статичной картине должно быть равновесие. Все части увязаны друг с другом. Объеденены силовыми линиями в единое целое. Силовые линии не имеют эпицентров или же имеют один чётко определяемый эпицентр.

С помощью комбинаций этих правил вы можете добиться огромного количества возможных нюансов и настроений, когда части картины переплетаются друг с другом в запланированном вами порядке, и, даже, возможно, вписываются в интерьер вашей комнаты, силовые линии которой продолжают линии картины. Ну, а теперь, собственно, указание по тренировке композиции:

Тренируйтесь выражать гармонию и неравновесность, силовые линии и расположение рисунка на бумаге до того уровня, когда вы почувствуете, что освоили этот шаг полностью.

По материалам http://wozmoznosti.narod.ru/drow/yegor/step4.html

Теперь давайте рассмотрим другие элементы композиции, которые можно использовать при фотосъемке.

Очень мощный инструмент для улучшения композиции в фотографии - это использование линий . Во-первых, они создают настроение, во-вторых, они «ведут» глаза зрителя по фотографии к главному объекту снимка. Фотограф как будто бы берет зрителя за руку и ведет по местности, указывая путь.

Линии в композиции можно разбить на следующие типы:

  • горизонтальные;
  • вертикальные;
  • диагональные;
  • все остальные - ломанные, кривые, дугообразные, “S”- образные и т.д.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ЛИНИИ В КОМПОЗИЦИИ

Горизонтальные линии - это безмятежность и покой, равновесие и бесконечность. На снимке они дают ощущение, что время остановилось и могут быть использованы для контраста с другой более динамичной частью снимка. Линия водоёма, линия горизонта, поваленные объекты, спящие люди - это все примеры образов, что говорят о постоянстве и безвременье. Чтобы фотографии, состоящие сплошь и рядом из горизонтальных линий, не были скучными, необходимо добавить в кадр какой-нибудь предмет. Красивый камень на берегу моря, которое соприкасается с небом, одинокое дерево в поле и т.д.

ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ЛИНИИ В КОМПОЗИЦИИ

В ертикальные - передают настроение мощи, силы, стабильности (небоскребы) а так же роста и жизни (деревья). Правильное использование вертикальных линий может также придавать чувство мира и спокойствия. Например, дерево в окутанном туманом лесу, старые столбы в воде, или поле, фигура на уединенном пляже рано утром. Если вертикальные линии повторяются, они задают ритм в фотографии и усиливают динамику.

ДИАГОНАЛЬНЫЕ ЛИНИИ В КОМПОЗИЦИИ

Диагональные линии говорят о движении, придают снимку динамичность. Их сила в способности удерживать внимание зрителя: его взгляд, как правило, движется вдоль диагоналей. Примеры диагоналей многочисленны: дороги, ручьи, волны, ветви деревьев и т.д. можно расположить несколько объектов по диагонали. Диагональными могут быть и цвета одного объекта. Используя диагональные линии, располагайте их чуть выше или ниже левого угла фото, поскольку наши глаза сканируют изображение слева направо. Это позволит также предотвратить визуальный раздел кадра на две части. Впереди движущегося объекта всегда оставляйте “место для шага” - это придаст ему еще больше динамики.


КРИВЫЕ ЛИНИИ В КОМПОЗИЦИИ

Кривые линии - изящны, чувственны, динамичны, создают иллюзию живости, разнообразия. Они могут приблизить или удалить объект или создают баланс. “С”- образные кривые линии или дуги наиболее распространенные - поскольку это и - берег моря, озера, округленный камень, скала или изогнутые стебельки травы. Если говорить об архитектуре - то это арки. Очень эффектно смотрятся несколько повторяющихся арок.

S-ОБРАЗНАЯ КРИВАЯ В КОМПОЗИЦИИ

Такие линии ещё называют линиями красоты. Это эстетическое понятие, компонент художественной композиции, волнообразная, изгибающаяся кривая линия, которая придает изображению особенное изящество. Человеческое тело - наилучший пример, от арки стопы до изгиба шеи.

«S» образной кривая - это устья рек, извивающиеся дороги, тропинки.

В кадре могут сочетаться прямые и кривые линии. Это придает композиции кадра уравновешенность, стабильность. Корпус этой акустической гитары прекрасный примером «S»-образной кривой. Обратите внимание на использование других линий в этом фото - диагональные линии гитарных струн, и горизонтальных линий - ноты на листе на заднем плане.

ЛОМАНЫЕ ЛИНИИ В КОМПОЗИЦИИ

Ломаные линии придают снимкам тревожный, и даже агрессивный характер. Такое впечатление при просмотре фотографий с ломаными линиями возникает из-за того, что взгляду приходится часто «скакать» по линиям и изменять направление.


ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ В КОМПОЗИЦИИ

Особая роль при линейных построениях в кадре отводится линиям, которые принято называть «вводящими в кадр » или «ведущими линиями ». Это реальные или воображаемые линии, которые берут начало у одного из нижних углов кадра и идут в его глубину, чаще всего к смысловому центру снимка, расположенного в точке «золотого сечения». Построенные по этому принципу снимки легко «прочитываются», их содержание почти мгновенно доходит до сознания зрителя, а это одно из главных условий хорошей композиции.

Помните, что сами по себе линии не являются панацеей при составлении композиции. Если снимок не насыщен содержанием, а лишь включает отдельные элементы, совпадающие с воображаемыми линиями или кривыми (как разметка дорог, световые следы, оставленные фарами, фонари, решетки, арки домов, дуги мостов, парапеты набережных, изгибы реки и т. д.) — это еще не композиция. Линии помогают нам наметить путь взгляда зрителя, и соответственно расшифровать заключенный в снимке рассказ или историю, которую мы хотим ему донести. Они также служат для передачи глубины снимка.

Сами по себе линии в отрыве от окружающих предметов и цвето-тонального окружения ничего не означают, поэтому содержание кадра - основа успеха!

В основе любой композиции лежат точки, линии и пятна. Их конфигурации и композиционные сочетания образуют видимые образы. Для того, чтобы композиция состоялась, как художественная целостность изображения, нужно расположить все ее составляющие элементы определенным образом. Но, для начала, требуется разобраться с тем, что подразумевается под точками, линиями и пятнами.

Точка

Точка - это очень меленький элемент в изображении. Например, отдельно лежащая меленькая ягода в натюрморте или небольшие полевые цветы на фоне огромного поля можно считать точками. Для композиции они служат в качестве центра или для уравновешивания других более крупных объектов.

Однако, из точек может состоять и все изображение. В живописи даже существовало направление - пуантилизм, представители которого писали картины посредством нанесения на холст точек. В современной действительности все цифровые изображения представленные на мониторе и напечатанные с помощью любого вида принтеров и печатных станков состоят из огромного количества точек, которые сегодня уже не различимы из-за их сверх малого размера и высокой плотности расположения на плоскости.


Линия

Линия образуется в изображении за счет соприкосновения разноцветных или разно тональных пятен, являясь их контуром. Также линия может быть самостоятельной на контрастирующем с ней фоне или быть образованной за счет расположенных в ряд или по другой траектории точек.

Линии придают динамичность композиции. Например, диагонально направленные линии в изображении создают иллюзию движения. Горизонтально же расположенные линии дают чувство увеличения изображения в ширину, а вертикальные в высоту. Прямые линии усиливают напряжение в изображении, а плавные изогнутые линии создают чувство спокойствия.


Пятно

Пятно - это равномерно или неравномерно закрашенный участок изображения. Пятно может быть сформировано за счет концентрированного скопления точек. Пятно вегда имеет границу, даже если она не имеет четких очертаний. Пятна в изображении составляют большую его часть. Они формируют основу композиции, заполняя собою все ее пространство. Для восприятия композиции важную роль играют форма, цвет и соотношение размеров всех пятен в изображении.

Использование точек, линий и пятен в композиции


Точка и пятно

Одним из возможных способов сочетания точек и пятен в композиции является сопоставление большого и малого. Например, чтобы подчеркнуть в картине масштабы здания его можно изобразить пятном, заполняющим большую часть изображения. Для сравнения, рядом поместить ничтожно маленького, по сравнению со зданием, человека, который будет изображен, почти как точка.


Точка и линия

Наиболее ярким примером использования в композиции линий и точек можно считать уходящую в даль дорогу, по которой едут машины. Изображение дороги в большей части формируют линии, уходящие вдаль в точку схода. Машины при этом будут из небольших пятен, по мере удаления от зрителя, превращаться в точки. Подобный эффект прекрасно демонстрирует эффект перспективы.


Линия и пятно

Самым наглядным примером использования в композиции линий и пятен является заполнение пятен орнаментом из линий. Например, два одинаковых по размеру квадратных пятна, расположенных рядом на одном изображении, но имеющих разный орнамент, будут восприниматься по разному. Если один квадрат будет заполнен вертикальными линиями, а другой горизонтальными, то первый квадрат будет казаться более высоким, а второй более вытянутым в ширину.