Тест по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума

Тест по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1. К какому идейно-эстетическому направлению, художественному методу, можно отнести комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума»:

А) просветительский реализм

Б) романтизм

В) критический реализм

Г) классицизм

Д) сентиментализм

2. А.С. Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим». Кого имел в виду писатель?

А) Скалозуба

Б) Молчалина

В) Чацкого

Г) Софью

3. Каждый образ комедии отражает в себе конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи. Соотнесите действующих лиц комедии и образцы речи:

А) « Ну бал!.. Какие-то уроды с того света. И не с кем говорить, и не с кем танцевать».

«Подписано, так с плеч долой».

Б) « Трёх сажень удалец». «… Чтобы чины давать - есть многие каналы».

В) А наши старички? Не то, чтоб новизны вводили, - никогда, спаси нас Боже! Нет. А придерутся е сему, тому, а чаще ни к чему, поспорят, пошумят, и …разойдутся».

Г) «А? Хм? И- хм?»

Д) «Что мне молва?» «Вы знаете, что я собой не дорожу».

Е) «Велите ж мне в огонь: пойду, как на обед»

  • Чацкий
  • Репетилов
  • Скалозуб
  • Софья
  • Князь Тугоуховский
  • Фамусов

4. Афоризм – это:

А) Художественное обоснование поступков персонажей.

Б) Краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость или нравоучение.

В) Часть лексики, слова и обороты, употребляющиеся в прошлом для обозначения предметов, для создания исторического колорита.

5. Кому из героев комедии принадлежат высказывания, ставшие афоризмами:

А) «Свежо предание, а верится с трудом». «А судьи кто?»

Б) «Я вам советовать не смею»

В) «Счастливые часов не наблюдают»

  • Софья
  • Чацкий
  • Молчалин

6. Формируя речевую характеристику героев комедии «Горе от ума», определите, какие слова и выражения соответствуют персонажам А.С. Грибоедова:

А) « Раболептство» , «предрассудки», « чай», «коли», «дым Отечества».

Б) «Треснулся», «обморочить», «дал маху».

В) «Два-с», «по-прежнему-с», «личико», «ангелочек».

Г) «Минуло», «покудова». «доложусь».

Д) «Тащиться», «за уши дерала», « пора перебеситься».

  • Скалозуб
  • Чацкий
  • Лиза
  • Хлёстова
  • Молчалин

7. Композиция – это:

А) Эпизод литературного произведения.

Б) Организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения.

В) Основной вопрос, поставленный литературном произведении.

Г) Столкновение, противоборство персонажей.

8. Критическую статью «Мильон терзаний» написал:

А) Д.И.Писарев

Б) В.Г.Белинский

Г) А.И.Гончаров

Д) Н.А.Добролюбов

Ответы к тесту

А) Фамусов

Б) Скалозуб

В) Репетилов

Г) Князь Тугоуховский

Д) Софья

Жизнь и творчество А.С. Грибоедова

«Горе от ума»

Тест. Вариант 1.

1. А. С. Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим». Кого имел в виду писатель:

А) Скалозуба.

Б) Молчалина.

В) Чацкого.

2-9. Каждый образ комедии отражает в себе конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи. Соотнесите действующих лиц комедии и образцы речи:

2. «Подписано, так с плеч долой»

Б) Чацкий

В) Молчалин

Г) Фамусов

Е) Скалозуб

Ж) Репетилов

3. «…Чтобы чины давать – есть многие каналы».

4. «А наши старички? Не то, чтоб новизны вводили, - никогда, спаси нас Боже! Нет. А придерутся к сему, тому, а чаще ни к чему, поспорят, пошумят, и… разойдутся».

5. «Он слова умного не выговорил сроду».

6. «Велите ж мне в огонь: пойду, как на обед»

7. «От скуки будешь ты свистеть одно и то же»

8. «Да умный человек не может быть не плутом»

9. «Что мне молва?»

10. Афоризм – это:

А) Художественное обоснование поступков героев.

Б) Краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость или нравоучение.

В) Часть лексики, слова и обороты, употребляющиеся в прошлом для обозначения каких-либо предметов, для создания исторического колорита.

11-15. Анализируя речевую характеристику героев комедии «Горе от ума», определите, какие «слова и словечки» соответствуют персонажам А. С.Грибоедова:

11. Раболепство, предрассудки, к свободной жизни, дым отечества.

Б) Чацкий

В) Молчалин

Г) Хлестова

Д) Скалозуб

12. Треснулся, опрометью, обморочить, дал маху,

фельдфебель, ушибена.

13. Два-с; по-прежнему-с; простите, ради Бога; личико, ангельчик.

14. Минула, покудова, кличут, започивала, доло-жусь, мне-с.

15. Тащиться, час битый, за уши дирала, пора перебеситься.

Тест. Вариант 2.

1. Кто сказал о Грибоедове: «По духу времени и вкусу он ненавидел слово раб».

А) Сказал о себе сам Грибоедов;

Б) Николай Гнедич;

В) А. С. Пушкин.

2. Кто сказал о комедии «Горе от ума»: «Чацкий Грибоедова есть единственное истинно героическое лицо нашей литературы»:

А) Виссарион Белинский;

Б) Иван Андреевич Крылов,

В) Апполон Григорьев.

3. Кто и о ком говорит в комедии «Горе от ума»: «И золотой мешок, и метит в генералы»; «Он слова умного не выговорил сроду»; «Созвездие маневров и мазурки»:

А) Лиза, Софья, Чацкий – о Скалозубе;

Б) Чацкий, Лиза, Софья – о Молчалине;

В) Софья, Лиза, Чацкий – о Репетилове.

4. Кто и с кем в разговоре говорит о себе?

Когда в делах, я от веселий прячусь,

Когда дурачиться: дурачусь;

А смешивать два этих ремесла

Есть тьма искусников, я не из их числа.

А) Чацкий в разговоре с Молчалиным;

Б) Репетилов в разговоре с Чацким;

В) Скалозуб в разговоре с Фамусовым.

5 - 7. Кто в комедии «Горе от ума» даёт такую характеристику Чацкому:

8. В кого влюблена Лиза?

А) в Молчалина;

Б) в Фамусова;

В) в Чацкого;

Г) в Петрушку.

9. Софья рассказывает отцу сон, чтобы:

А) отвлечь внимание;

Б) разжалобить Фамусова;

В) признаться в своих чувствах Молчалину.

10. Что заставило Чацкого некогда уехать из Москвы, оставив влюблённую в него Софью?

В) несчастная, безответная любовь;

Г) болезнь.

11. Сколько времени служит Молчалин у Фамусова?

Б) три года;

В) пять лет;

Г) десять лет.

12. В каком году комедия «Горе от ума» была напечатана?

13. Композиция – это:

А) Эпизод литературного произведения.

Б) Организация отдельных элементов, частей и образов худо-жественного произведения.

В) Основной вопрос, поставленный в литературном произведении.

Г) Столкновение, противоборство персонажей.

14. Жанровое своеобразие произведения А. С. Грибоедова выражено в определении жанра:

А) комедия;

Б) трагедия;

В) трагикомедия.

15. Критическую статью «Мильон терзаний» написал:

А) Д. И. Писарев.

Б) В. Г. Белинский.

В) И. А. Гончаров.

Тест. Вариант 3.

1. Кто сказал о комедии «Горе от ума»: «О стихах не говорю: половина должна войти в пословицу»:

А) В. Белинский;

Б) И. А. Крылов

В) А.С. Пушкин

2. Кого считает хорошим женихом для Софьи Фамусов?

А) образованного человека, который «славно пишет, переводит»;

Б) «…если наберется /Душ тысячи две родовых…»;

В) человек, которого «способностями Бог не наградил», но «Дал сердце доброе…»;

Г) молодой человек «враг исканий…».

3. Кому из героев комедии принадлежат слова о Скалозубе: «И золотой мешок, и метит в генералы»?

Б) Фамусову;

Г) Чацкому.

4. Сколько лет Софье?

5. Чей это портрет?

Курчавая! Горбом лопатки!

Сердитая! Все кошачьи ухватки!

Да как черна! Да как страшна!...

А) Хлестовой;

Б) княжны Марьи Алексеевны;

В) Хрюминой;

Г) арапки.

6. В комедии 2 героя-резонера: 1-й – Чацкий, 2-й - ?

А) Фамусов;

Б) Молчалин;

7. Какую разновидность жанра комедии представляет собой «Горе от ума»?

А) философскую;

Б) социальную;

В) семейно-бытовую;

Г) политическую;

Е) сатирическую;

Д) совокупность разновидностей

8. Молчалина звали:

А) Павел Афанасьевич;

Б) Александр Андреевич;

В) Кузьма Петрович;

Г) Платон Михайлович;

Д) Алексей Степанович.

9. Кому в комедии «спится» от русских книг?

А) Хлёстовой;

Б) Скалозубу;

В) Фамусову;

Г) Молчалину;

Д) Хрюминой.

10-15. Соотнесите имя героя и роль, которую он играет в комедии.

10. Хрюмины, Тугоуховские, Хлестова

А) главные герои

Б) второстепенные

В) эпизодические

Г) образ-пародия

Д) внесценические персонажи

Е) герои, необходимые для связи сценического действия

11. князь Федор, Кузьма Петрович, Максим Петрович

12. Чацкий, Софья, Молчалин, Фамусов

13. Г. D . – Г. N .

14. Скалозуб, Лиза, Загорецкий, Горич

15. Репетилов

Ответы

Тест по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1.А. С. Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим» . Кого имел в виду писатель: а). Скалозуба б).Молчалина в).Чацкого г).Софью

2. «Подписано, так с плеч долой» а). Софья б).Чацкий в).Молчалин г). Фамусов д). Горич ж).Скалозуб з).Репетилов

3. Каждый образ комедии отражает в себе конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи. Соотнесите действующих лиц комедии и образцы речи: «…Чтобы чины давать - есть многие каналы ».

а).

4. Каждый образ комедии отражает в себе конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи. Соотнесите действующих лиц комедии и образцы речи: «А наши старички? Не то, чтоб новизны вводили, - никогда, спаси нас Боже! Нет. А придерутся к сему, тому, а чаще ни к чему, поспорят, пошумят, и… разойдутся».

а).

5. Каждый образ комедии отражает в себе конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи. Соотнесите действующих лиц комедии и образцы речи: «Он слова умного не выговорил сроду».

а). Софья б).Чацкий в).Молчалин г). Фамусов д).Горич ж).Скалозуб з).Репетилов

6. Каждый образ комедии отражает в себе конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи. Соотнесите действующих лиц комедии и образцы речи: «Велите ж мне в огонь: пойду, как на обед» . а). Софья б).Чацкий в).Молчалин г) .Фамусов д).Горич ж).Скалозуб з).Репетилов

7. Каждый образ комедии отражает в себе конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи. Соотнесите действующих лиц комедии и образцы речи: «От скуки будешь ты свистеть одно и то же ».

а). Софья б).Чацкий в).Молчалин г) .Фамусов д).Горич ж).Скалозуб з).Репетилов

8. Каждый образ комедии отражает в себе конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи. Соотнесите действующих лиц комедии и образцы речи: «Да умный человек не может быть не плутом».

а). Софья б).Чацкий в).Молчалин г) .Фамусов д).Горич ж).Скалозуб з).Репетилов

9. Каждый образ комедии отражает в себе конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи. Соотнесите действующих лиц комедии и образцы речи: «Что мне молва?» а). Софья б).Чацкий в).Молчалин г) .Фамусов д).Горич ж).Скалозуб з).Репетилов

10. Афоризм – это: а).художественное обоснование поступков героев. б). краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость или нравоучение.в) часть лексики, слова и обороты, употребляющиеся в прошлом для обозначения каких-либо предметов, для создания исторического колорита.

11. Анализируя речевую характеристику героев комедии «Горе от ума», определите, какие «слова и словечки» соответствуют персонажам А. С. Грибоедова : раболепство, предрассудки, к свободной жизни, дым отечества а).

12. Анализируя речевую характеристику героев комедии «Горе от ума», определите, какие «слова и словечки» соответствуют персонажам А. С. Грибоедова: треснулся, опрометью, обморочить, дал маху, фельдфебель, ушибена. а). Лиза б)Чацкий в)Молчалин г).Хлестова д).Скалозуб

13. Анализируя речевую характеристику героев комедии «Горе от ума», определите, какие «слова и словечки» соответствуют персонажам А. С. Грибоедова: два-с; по-прежнему-с; простите, ради Бога; личико, ангельчик.

14. Анализируя речевую характеристику героев комедии «Горе от ума», определите, какие «слова и словечки» соответствуют персонажам А. С. Грибоедова: минула, покудова, кличут, започивала, доложусь, мне-с.

а).Лиза б)Чацкий в)Молчалин г).Хлестова д).Скалозуб

15. Анализируя речевую характеристику героев комедии «Горе от ума», определите, какие «слова и словечки» соответствуют персонажам А. С. Грибоедова: тащиться, час битый, за уши дирала, пора перебеситься.

а).Лиза б)Чацкий в)Молчалин г).Хлестова д).Скалозуб Ответы:

1.в; 2.г; 3.д; 4.г; 5.а; 6.б; 7.д; 8.з; 9.а; 10.б; 11.б; 12.д; 13.в; 14.а; 15.г;

М.Ю.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». 9 кл.

1. К какому идейно- эстетическому направлению в литературе принадлежит роман

М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?

1. романтизм 2. критический реализм

определённым образом преображённые в системе данного художественного мира.

2. Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их

художественной последовательности, предусмотренной композицией данного

произведения.

3. Главная обобщающая мысль литературного произведения, основная проблема,

поставленная в нём писателем.

3. Определите идею романа «герой нашего времени»:

1. Изображение социально- ти пической личности дворянского круга после поражения

восстания декабристов, анализ современного общества и психологии.

2. Осуждение типической личности дворянского круга и породившей её социальной

4. О ком сказано: «Ни в чём не видит для себя закона, кроме самого себя».

5. В чём трагедия Печорина?

1. В конфликте его с окружающими.

2. В неудовлетворённости окружающей действительностью и свойственным

индивидуализмом и скептицизмом. В ясном понимании им своей противоречивости

«между глубокостию натуры и жалкостию действий» (В.Г.Белинский).

3. В безразличии ко всему, что его окружает: людям, событиям.

4. В эгоистичности.

6. Определите, кому принадлежат приведённые характеристики:

1. Непосредственный, цельный, честный, добрый, великодушный, здравомыслящий,

«честная душа и золотое сердце», мужественный и скромный до самоуничижения,

смиренный, верноподданный.

2. «Эталон идеальных фразёров», не способных «ни к действительному добру, ни к

действительному злу»; недалёкий по уму, безличный, хвастливо- самолюбивый,

завистливый, фальшивый, с необыкновенным самомнением.

3. Разночинец прогрессивных взглядов, материалист по убеждению, критический и

сатирический ум. Высокая благородная душа, человек большой культуры, скептик и

пессимист, честный и прямой, человечный.

4. Непосредственная, стихийно- страстная, странная, жертвенно любящая натура.

5. Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая.

7. О ком из героев романа идёт рассказ:

«Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Ведь, например, в

дождик, в холод целый день на охоте, все иззябнут, устанут –а ему ничего. А другой

раз сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился, ставня стукнет, он

вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один, бывало, по целым

часам слова не добъёшься, зато уж иногда как начнёт рассказывать, так животики

надорвёшь от смеха… Да- с, с большими был странностями…»

8. Чтобы подчеркнуть идейную сущность романа, повысить его напряжённость,

усилить впечатление странности, противоречивости и трагичности характера

героя и показать ярче загубленные возможности его редкой натуры, хронология

событий романа нарушена. Восстановите хронологическую последовательность

событий романа «Герой нашего времени».

1. «Бэла» 2. «Максим Максимыч» 3. предисловие к журналу Печорина

4. «Тамань» 5. окончание журнала Печорина 6. «Княжна Мери» 7. «Фаталист»

9. Определите принадлежность портрета героя:

«…Был человек замечательный по многим причинам. Он был скептик и

материалист… а вместе с этим поэт, и не на шутку, - поэт на деле всегда и часто на

словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца

человеческого… Он был мал ростом, и худ, и слаб, как ребёнок… Его маленькие

чёрныеглаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде

был вкус и опрятность, его худощавые маленькие руки красовались в светло- жёлтых

перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно чёрного цвета».

1 Грушницкий 2. Печорин 3. Вернер 4. Максим Максимыч

10. Психологичность пейзажа романа предваряет состояние героев, события, их

итог. Какому событию предшествует данный пейзаж?

«…Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как

По литературе

Жизнь и творчество А.С. Грибоедова.

Горе от ума».

Вариант 1.

1. А. С. Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим». Кого имел в виду писатель:

А) Скалозуба, Б) Молчалина, В) Чацкого, Г) Софью.

2-9. Каждый образ комедии отражает в себе конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи. Соотнесите действующих лиц комедии и образцы речи:

10. Афоризм – это:

А) Художественное обоснование поступков героев.

Б) Краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость или нравоучение.

В) Часть лексики, слова и обороты, употребляющиеся в прошлом для обозначения каких-либо предметов, для создания исторического колорита.

11-15. Анализируя речевую характеристику героев комедии «Горе от ума», определите, какие «слова и словечки» соответствуют персонажам А. С. Грибоедова:

Вариант 2.

1. Кто сказал о Грибоедове: «По духу времени и вкусу он ненавидел слово раб».

А) Сказал о себе сам Грибоедов; Б) Николай Гнедич; В) А. С. Пушкин.

2. Кто сказал о комедии «Горе от ума»: «Чацкий Грибоедова есть единственное истинно героическое лицо нашей литературы»:



А) Виссарион Белинский;

Б) Иван Андреевич Крылов,

В) Апполон Григорьев.

3. Кто и о ком говорит в комедии «Горе от ума»: «И золотой мешок, и метит в генералы»; «Он слова умного не выговорил сроду»; «Созвездие маневров и мазурки»:

А) Лиза, Софья, Чацкий – о Скалозубе;

Б) Чацкий, Лиза, Софья – о Молчалине;

В) Софья, Лиза, Чацкий – о Репетилове.

4. Кто и с кем в разговоре говорит о себе?

Когда в делах, я от веселий прячусь,

Когда дурачиться: дурачусь;

А смешивать два этих ремесла

Есть тьма искусников, я не из их числа.

А) Чацкий в разговоре с Молчалиным;

Б) Репетилов в разговоре с Чацким;

В) Скалозуб в разговоре с Фамусовым.

5 - 7. Кто в комедии «Горе от ума» даёт такую характеристику Чацкому:

8. В кого влюблена Лиза?

А) в Молчалина; Б) в Фамусова; В) в Чацкого; Г) в Петрушку.



9. Софья рассказывает отцу сон, чтобы:

А) отвлечь внимание; Б) разжалобить Фамусова;

В) признаться в своих чувствах Молчалину.

10. Что заставило Чацкого некогда уехать из Москвы, оставив влюблённую в него Софью?

В) несчастная, безответная любовь; Г) болезнь.

11. Сколько времени служит Молчалин у Фамусова?

А) год; Б) три года; В) пять лет; Г) десять лет.

12. В каком году комедия «Горе от ума» была напечатана?

А) 1824; Б) 1825; В) 1829; Г) 1833.

13. Композиция – это:

А) Эпизод литературного произведения.

Б) Организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения.

В) Основной вопрос, поставленный в литературном произведении.

Г) Столкновение, противоборство персонажей.

14. Жанровое своеобразие произведения А. С. Грибоедова выражено в определении жанра:

А) комедия; Б) трагедия; В) трагикомедия.

15. Критическую статью «Мильон терзаний» написал:

А) Д. И. Писарев. Б) В. Г. Белинский. В) И. А. Гончаров.

Вариант 3.

1. Кто сказал о комедии «Горе от ума»: «О стихах не говорю: половина должна войти в пословицу»:

А) В. Белинский; Б) И. А. Крылов В) А.С. Пушкин

2. Кого считает хорошим женихом для Софьи Фамусов?

А) образованного человека, который «славно пишет, переводит»;

Б) «…если наберется /Душ тысячи две родовых…»;

В) человек, которого «способностями Бог не наградил», но «Дал сердце доброе…»;

Г) молодой человек «враг исканий…».

3. Кому из героев комедии принадлежат слова о Скалозубе: «И золотой мешок, и метит в генералы»?

А) Софье; Б) Фамусову; В) Лизе; Г) Чацкому.

4. Сколько лет Софье?

А) 16; Б) 18; В) 20; Г) 17; Д) 23.

5. Чей это портрет?

Курчавая! Горбом лопатки!

Сердитая! Все кошачьи ухватки!

Да как черна! Да как страшна!...

А) Хлестовой; Б) княжны Марьи Алексеевны; В) Хрюминой; Г) арапки.

6. В комедии 2 героя-резонера: 1-й – Чацкий, 2-й - ?

А) Фамусов; Б) Молчалин; В) Софья; Г) Лиза.

7. Какую разновидность жанра комедии представляет собой «Горе от ума»?

А) философскую; Б) социальную; В) семейно-бытовую; Г) политическую; Д) совокупность разновидностей.

8. Молчалина звали:

А) Павел Афанасьевич; Б) Александр Андреевич;

В) Кузьма Петрович; Г) Платон Михайлович;

Д) Алексей Степанович.

9. Кому в комедии «спится» от русских книг?

А) Хлёстовой; Б) Скалозубу; В) Фамусову;

Г) Молчалину; Д) Хрюминой.

10-15. Соотнесите имя героя и роль, которую он играет в комедии.