Тест егэ по литературе мастер и маргарита. Я пришёл к тебе с приветом

МАОУ «МСОШ №16»

Валеева Ф.Р.

Тесты (ЕГЭ литература- 2016)

С 2016 года по заявлению Зинина (составителя КИМов) в тесты ЕГЭ по литературе будут включены задания на содержание текста. Данные тесты разработаны в таком направлении.

ВАРИАНТ 1

Все еще скалясь, прокуратор поглядел на арестованного, затем на солнце, неуклонно подымающееся вверх над конными статуями ипподрома, лежащего далеко внизу направо, и вдруг в какой-то тошной муке подумал о том, что проще всего было бы изгнать с балкона этого странного разбойника, произнеся только два слова: "Повесить его". Изгнать и конвой, уйти из колоннады внутрь дворца, велеть затемнить комнату, повалиться на ложе, потребовать холодной воды, жалобным голосом позвать собаку Банга, пожаловаться ей на гемикранию. И мысль об яде вдруг соблазнительно мелькнула в больной голове прокуратора.
Он смотрел мутными глазами на арестованного и некоторое время молчал, мучительно вспоминая, зачем на утреннем безжалостном Ершалаимском солнцепеке стоит перед ним арестант с обезображенным побоями лицом, и какие еще никому не нужные вопросы ему придется задавать.
-- Левий Матвей? -- хриплым голосом спросил больной и закрыл глаза.
-- Да, Левий Матвей, -- донесся до него высокий, мучающий его голос.
-- А вот что ты все-таки говорил про храм толпе на базаре?
Голос отвечавшего, казалось, колол Пилату в висок, был невыразимо мучителен, и этот голос говорил:
-- Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины. Сказал так, чтобы было понятнее.
-- Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина?
И тут прокуратор подумал: "О, боги мои! Я спрашиваю его о чем-то ненужном на суде... Мой ум не служит мне больше..." И опять померещилась ему чаша с темною жидкостью. "Яду мне, яду!"
И вновь он услышал голос:
-- Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет.
Секретарь вытаращил глаза на арестанта и не дописал слова.
Пилат поднял мученические глаза на арестанта и увидел, что солнце уже довольно высоко стоит над ипподромом, что луч пробрался в колоннаду и подползает к стоптанным сандалиям Иешуа, что тот сторонится от солнца.
Тут прокуратор поднялся с кресла, сжал голову руками, и на желтоватом его бритом лице выразился ужас. Но он тотчас же подавил его своею волею и вновь опустился в кресло.
Арестант же тем временем продолжал свою речь, но секретарь ничего более не записывал, а только, вытянув шею, как гусь, старался не проронить ни одного слова.
-- Ну вот, все и кончилось, -- говорил арестованный, благожелательно поглядывая на Пилата, -- и я чрезвычайно этому рад. Я советовал бы тебе, игемон, оставить на время дворец и погулять пешком где-нибудь в окрестностях, ну хотя бы в садах на Елеонской горе. Гроза начнется, -- арестант повернулся, прищурился на солнце, -- позже, к вечеру. Прогулка принесла бы тебе большую пользу, а я с удовольствием сопровождал бы тебя. Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, которые могли бы, полагаю, показаться тебе интересными, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека.
Секретарь смертельно побледнел и уронил свиток на пол.
-- Беда в том, -- продолжал никем не останавливаемый связанный, -- что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей. Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудна, игемон, -- и тут говорящий позволил себе улыбнуться.
Секретарь думал теперь только об одном, верить ли ему ушам своим или не верить. Приходилось верить. Тогда он постарался представить себе, в какую именно причудливую форму выльется гнев вспыльчивого прокуратора при этой неслыханной дерзости арестованного. И этого секретарь представить себе не мог, хотя и хорошо знал прокуратора.
Тогда раздался сорванный, хрипловатый голос прокуратора, по-латыни сказавшего: -- Развяжите ему руки.

1.Назовите жанр, к которому принадлежит произведение М. Булгакова. «Мастер и Маргарита»

2.Укажите название литературного направления, которое характеризуется объективным изображением действительности, принципы которого нашли отражение в «Мастере и Маргарите»

3. Как зовут арестанта, которого опрашивает Понтий Пилат?

4.Как называется острое столкновение характеров в литературном произведении, лежащее в основе действия, определяющее ход сюжета?

5.Как называется выразительная подробность в художественном тексте (вытаращил глаза, секретарь ничего более не записывал , а только, вытянув шею , как гусь, старался не проронить ни одного слова, секретарь думал теперь только об одном, верить ли ему ушам своим или не верить)

6. В приведённом фрагменте герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?

7.Как называется образная характеристика предмета или явления, основанная на использовании выразительных или эмоционально окрашенных определений («сорванный, хрипловатый голос», «мутными глазами»).

С1. Что заставило прокуратора, несмотря на возникшую симпатию, принять решение о казни Иешуа?

С2. В каких произведениях русской литературы звучат библейские мотивы и в чем их можно сопоставить с произведением М. Булгакова?

М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

1.Назовите род литературы, к которому принадлежит произведение М. Булгакова. «Мастер и Маргарита»

_____________________________________________________________

2. Как зовут героиню, о которой рассказывает Ивану гость?

_________________________________________________________________

3. В приведённом фрагменте герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?

___________________________________________________________________

4. « Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!» Как называется такое средство выразительности в художественном тексте?

5. Назовите жанр, к которому принадлежит произведение М. Булгакова. «Мастер и Маргарита»

6. Как зовут странного гостя в приведенном фрагменте?

___________________________________________________________________________

7.Как называется образная характеристика предмета или явления, основанная на использовании выразительных или эмоционально окрашенных определений («Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы»)

_______________________________________________________________________

С1. Какую роль в судьбе главных героев романа сыграла их встреча в московском переулке?

С2. Каких героев русской литературы, как и персонажей романа Булгакова, «воскресила любовь»? (Укажите авторов и названия произведений и аргументируйте свою позицию.)

ВАРИАНТ 3

М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

1.Назовите направление литературы, к которому принадлежит произведение М. Булгакова. «Мастер и Маргарита»

_____________________________________________________________

2. «Бездомный» - псевдоним Ивана. Назовите его настоящую фамилию.

_________________________________________________________________

3. «Вчера в ресторане я одному типу по морде засветил». Назовите этого типа.

___________________________________________________________________

4.«С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми». Как в литературоведении называется описание внешности героя?

5. «С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый…» Как называется стилистическая фигура, основанная на изменении прямого порядка слов в предложении?

6. Вчера в ресторане я одному типу по морде засветил . А кроме того, что это вы так выражаетесь: по морде засветил ?» Как называется обиходно-бытовая речь, допускающая искажение литературного языка?

___________________________________________________________________________

7. Как называется форма общения между персонажами, которая служит способом характеристики персонажей и мотивирует развитие сюжета?

_______________________________________________________________________

С1. Какую роль в судьбе Ивана Бездомного сыграла описанная встреча?

С2. В каких произведениях русских писателей затронута тема творчества и что сближает их с произведением М. Булгакова?

ВАРИАНТ 4

Всадники остановили своих коней.

—Ваш роман прочитали, — заговорил Воланд, поворачиваясь к мастеру, — и сказали только одно, — что он, к сожалению, не окончен. Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. Она мучает не только его, но и его верного сторожа, собаку. Если верно, что трусость — самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. Единственно, чего боялся храбрый пес, это грозы. Ну что ж, тот кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.

—Что он говорит? — спросила Маргарита, и совершенно спокойное ее лицо подернулось дымкой сострадания.

—Он говорит, — раздался голос Воланда, — одно и то же, он говорит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность. Так говорит он всегда, когда не спит, а когда спит, то видит одно и то же — лунную дорогу, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что, как он утверждает, он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана. Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается, и к нему никто не приходит. Тогда, что же поделаешь, приходится разговаривать ему с самим собою. Впрочем, нужно же какое-нибудь разнообразие, и к своей речи о луне он нередко прибавляет, что более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу. Он утверждает, что охотно бы поменялся своею участью с оборванным бродягой Левием Матвеем.

—Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то, не слишком ли это много? — спросила Маргарита.

—Повторяется история с Фридой? — сказал Воланд, — но, Маргарита, здесь не тревожьте себя. Все будет правильно, на этом построен мир.

—Отпустите его, — вдруг пронзительно крикнула Маргарита так, как когда-то кричала, когда была ведьмой, и от этого крика сорвался камень в горах и полетел по уступам в бездну, оглашая горы грохотом. Но Маргарита не могла сказать, был ли это грохот падения или грохот сатанинского смеха. Как бы то ни было, Воланд смеялся, поглядывая на Маргариту и говорил:

—Не надо кричать в горах, он все равно привык к обвалам, и это его не встревожит. Вам не надо просить за него, Маргарита, потому что за него уже попросил тот, с кем он так стремится разговаривать, — тут Воланд опять повернулся к мастеру и сказал: — Ну что же, теперь ваш роман вы можете кончить одною фразой!

Мастер как будто бы этого ждал уже, пока стоял неподвижно и смотрел на сидящего прокуратора. Он сложил руки рупором и крикнул так, что эхо запрыгало по безлюдным и безлесым горам:

—Свободен! Свободен! Он ждет тебя!

М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

1. Данный фрагмент - это заключительный момент, в развитии конфликта эпического произведения. Назовите термин.

_____________________________________________________________

2. «Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница» . Назовите этого героя.

_________________________________________________________________

3. Как называется форма общения между персонажами, которая служит способом характеристики персонажей и мотивирует развитие сюжета?

___________________________________________________________________

4.«Трусость — самый тяжкий порок». «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит» - яркое, емкое, лаконичное высказывание. Дайте определение.

5. «Если верно, что трусость — самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. Единственно, чего боялся храбрый пес , это грозы». Назовите кличку собаки.

6. «Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то", " хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом" - "Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается, и к нему никто не приходит» . Как называется художественный прием сопоставления резко контрастных или резко противоположных понятий, образов?

___________________________________________________________________________

7. «Повторяется история с Фридой? » Как называется стилистическая фигура, основанная на изменении прямого порядка слов в предложении?

_______________________________________________________________________

С1. Почему прокуратор ненавидит «свое бессмертие» и свою «неслыханную славу»?

С2. В каких произведениях русской литературы герои испытывают раскаяние за совершенные ими поступки и в чем их сходство с персонажем Булгакова?

Роман Булгакова философский. Мне пришлось перечитывать его не один раз, но вопросом, сформулированным в названии сочинения, я, честно говоря, никогда не задавалась. Наверное, пришло время разобраться.

По поводу того, почему Мастер лишен света существует несколько мнений. Одно из них заключается в том, что Мастер пошел на сделку с Сатаной. Однако в ситуации с Воландом Мастер пассивен, а сделку с дьяволом заключает Маргарита. Кстати, автор не осуждает ее за это. Писатель считает, что сила любви оправдывает героиню.

Надо отметить, что в образе Мастера много черт, свойственных самому Булгакову. Да и обстоятельства, которые описывает Мастер, во многом сходны с обстановкой травли, в которой оказался в 20-х годах Булгаков. Булгаковский роман критикуют, обвиняют в попытке протащить в литературу учение Христа. То есть реальные обстоятельства вполне созвучны с образами романа. Сцену возвращения мастера в свой дворик «в том же самом пальто, но с оторванными пуговицами» трудно забыть. Причиной ареста Мастера послужил донос. Отзыв критика Латунского о романе спровоцировал действия Алоизия Могарыча. Но такие латунские, стремясь оградить литературу от влияния «пилатчины», сами становятся преградой правде.

Мастер не хочет приспосабливаться. Его роман правдив от начала и до конца. Поражаясь своему предвидению, Мастер шепчет: «О, как я угадал !» На первый взгляд, он достоин высокой похвалы и награды.

О посмертной судьбе Мастера сказано, что «он не заслужил света, он заслужил лишь покой ». По-моему, покой вовсе не ущербная награда. Вспомним, у Пушкина тоже есть строки: «Пора, мой друг! Пора! Покоя сердце просит…». На свете может не быть счастья, но всегда можно обрести покой. Это слово Булгаков часто упоминает в своих письмах. Значимость этого слова для писателя подтверждает и текст романа: например, когда писатель изображает муки Понтия Пилата от того, что даже ночью он не может обрести покой.

Мне кажется, что именно покоя жаждет измученная и истерзанная душа булгаковского героя. Получив в последнем приюте возможность творить вечно, он получает и свободу. Но все-таки покой менее ценен, чем свет. Ведь мастер — творец, и для него ничего более страшного, чем покой нет. А именно света мастер не заслужил. Произведение, созданное им, оказалось тяжелой ношей. Мастер из-за перенесенных страданий становится пассивен и инертен, они отняли у него «мечтания и вдохновение ». Он хочет забыть о романе, Маргарита же напротив рада возвращению рукописи. Мастер отказывается продолжать писательский труд, также как отказался от своей фамилии. Булгаков считает отречение от собственного призвания тяжким грехом. Надо признать, что свет для мастера в конце романа не был бы незаслуженной наградой. И, несмотря на противоречивость образа, мастер для Булгакова положительный герой. Его книга это творческий подвиг, написанная во времена воинствующего атеизма, она, пронизанная верой, утверждает настоящее искусство. Мастер не закончил роман, но это не умаляет заслуги ее автора. И еще в жизни мастера была настоящая любовь, которая сильнее смерти. А эти два понятия были и для Булгакова ценностями, которые искупают многие грехи.

Мастер и Маргарита не попадают в рай, но и не в аду им место, им дарован покой. Воланд в конце романа неожиданно произносит: «Всё будет правильно, на этом построен мир». Каждый персонаж получает то, что заслужил. Это и утверждение и вопрос. Справедлива ли награда мастеру? Однозначного ответа на вопрос нет и каждый волен выбрать подходящий для себя ответ…

МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа им.

А.Д. Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области

Тест по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

для 11 класса


подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна

2014

Пояснительная записка

Тест позволяет определить уровень знаний учащихся 11 класса романа

М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Работа содержит вопросы на знание текста, на знание героев романа, вопросы по жанру и композиции романа, по истории создания произведения.

К каждому вопросу даётся три варианта ответа, из которых только один правильный (кроме 8 вопроса I варианта, в котором 2 ответа).

Представленный тест можно использовать на заключительном уроке по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».


I вариант

1. Годы создания романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

1. 1930 - 1941

2. 1928 - 1940

3. 1929 - 1939

2. Роман впервые появился в журнале

1. «Москва»

2. «Вехи»

3. «Северная звезда»

3. В чём проявляется своеобразие композиции романа «Мастер и Маргарита»?

1. Хронологический порядок развития событий;

2. параллельное развитие трёх сюжетных линий;

3. параллельное развитие двух сюжетных линий.

4. Каков жанр романа?

1. Философский;

2. любовный;

3. роман многожанров.

5. В течение скольки дней длились события московских глав?

1. 2 дня

2. 3 дня

3. 4 дня

6. В какой главе появляется Мастер?

1. 11

2. 13

3. 9

7. Почему Иешуа представлен в романе как бродяга?

1. Противопоставление библейскому сюжету; 2. автор показывает бедность героя; 3. подчёркнута внутренняя свобода героя, противопоставленная иерархическому миру.

8. Эпиграфом к роману Булгаков выбрал слова Гёте: «Я – часть той силы, что вечно хочет … и вечно совершает …». Какие слова пропущены в данном афоризме?

1. Зла;

2. истина;

3. добро;

4. благо.

9. Время действия романа

1. Москва. 20 – 30 годы XX века;

2. Ершалаим. I век нашей эры;

3. охватывает сразу две эпохи.

10. За что наказан Пилат?

1. Трусость;

2. зло;

3. совесть.

11. Кому принадлежит в романе миссия наказывать за пороки?

1. Понтию Пилату;

2. Мастеру;

3. Воланду.

12. Как связаны между собой три мира в романе?

1. Иисусом Христом;

2. Воландом;

3. Иешуа.

13. Кто отпускает Пилата на свободу?

1. Воланд;

2. Мастер;

3. Маргарита.

14. Узнай портрет. «Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки».

1. Азазелло;

2. Коровьев;

3. Варенуха.

15. Узнай портрет. «Маленького роста, пламенно-рыжий, с клоком, в полосатом добротном костюме… из кармана торчала обглоданная куриная кость».

1. Азазелло;

2. Коровьев;

3. Варенуха.

16. Иешуа говорил о том, что «рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины». В чём смысл этого изречения?

1. Иешуа – новый царь Иудейский, воздвигнувший новый Храм;

2. речь идёт не о вере, а об Истине;

17. Чем Воланд наградил Мастера?

1. Светом;

2. свободой;

3. покоем.

18. Кем становится в эпилоге романа Иван Бездомный?

1. Профессором Института истории и философии;

2. профессором Института литературоведения;

3. председателем МАССОЛИТа.

II вариант

1. Сколько редакций романа сделал М. Булгаков?

1. 6

2. 8

3. 10

2. Как бы вы определили композицию романа?

1. «роман в романе»

2. кольцевая

3. свободная

3. В течение скольки дней происходит действие евангельских глав?

1. 2

2. 3

3. 1

4. В каком году роман стал называться «Мастер и Маргарита»?

1. 1935

2. 1937

3. 1940

5. В каком году полный текст романа появился на родине писателя?

1. 1970

2. 1972

3. 1973


6. Кто разлил масло, на котором поскользнулся Берлиоз? 1. Аннушка 2. Маргарита 3. Гелла
7. Как называлось здание, в котором размещался МАССОЛИТ? 1. дом Пушкина 2. дом Грибоедова 3. дом Лермонтова

8. Описание какого героя дано в эпизоде: «… человек лет двадцати семи… был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом… большой синяк, в углу рта – ссадина с запёкшейся кровью»?

1. Марк Крысобой

2. Левий Матвей

3. Иешуа Га-Ноцри

9. Кого спасла от вечных мук Маргарита?

1. Фросю

2. Фриду

3. Франческу

10. У кого из свиты Воланда был клык?

1. у кота Бегемота

2. у Коровьева-Фагота

3. у Азазелло

11. Укажите настоящую фамилию Ивана Бездомного.

1. Иван Николаевич Понырев

2. Иван Ивнович Латунский

3. Иван Николаевич Лиходеев

12. Когда происходит действие романа?

1. весной 2. летом 3. осенью
13. Откуда покидает Москву Воланд со своей свитой ? 1. с Воробьёвых гор 2. с Патриарших прудов 3. с Садовой
14. В какой город был отправлен Стёпа Лиходеев? 1. в Ленинград 2. в Киев 3. в Ялту

15. Где Иван Бездомный встретился с мастером? 1. на Патриарших прудах 2. в «сумасшедшем доме» 3. в Варьете

16 . Портрет какого персонажа приведён здесь: «...бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми» ?

1. мастер

2. Иешуа Га-Ноцри

3. Понтий Пилат

17. На чём летала Маргарита?

1.на ступе

2. на метле

3. на щётке

18. Что подарил Воланд на память Маргарите?

1.рубиновый перстень

2. жёлтую розу

3. золотую подкову

Ответы

I вариант1. 2 2. 1 3. 2 4. 3 5. 3 6. 2 7. 3 8. 1,4 9. 3 10. 1 11. 3 12. 2 13. 2 14. 2 15. 1 16. 2 17. 3 18. 1
II вариант1. 2 2. 1 3. 1 4. 2 5. 3 6. 1 7. 2 8. 3 9. 2 10. 3 11. 1 12. 1 13. 1 14. 3 15. 2 16. 1 17. 3 18. 3

Критерии оценки:

«5» - 17 – 18 баллов

«4» - 14 – 16 баллов

«3» - 10 – 13 баллов

«2» - 0 – 9 баллов

Список литературы


1. Авторская разработка

«Мастер и Маргарита» - уникальное явление не только в русскои, но и в мировои литературе, при том, что в нем явственно прослеживается свободное творческое осмысление «Фауста» Гете, «Божественнои? комедии» Данте, повестеи Гофмана, «Евгения Онегина» Пушкина, «Записок сумасшедшего» Гоголя, «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина.
Работал Булгаков над романом довольно долго, начиная с 20-х годов вплоть до самои смерти. Еще в 20-е годы он пишет роман «Консультант с копытом», в котором можно увидеть как бы предварительные наброски к образу одного из центральных персонажеи, Воланду. Тема трагическои судьбы творца стала основои для «Театрального романа», а сатирическое обличение современных нравов звучит практически во всем его творчестве, достигая вершины в по-вестях «Роковые яица» и «Собачье сердце».
М.Булгаков называл себя «мистическим реалистом». Что он имел в виду, лучше всего видно на примере романа «Мастер и Маргарита».
В романе М.Булгакова, при всеи его сложности и многослоинсти, все же можно выделить 4 основных пласта повествования, причудливо и неразрывно переплетенных между собои:
1. Драматическая судьба талантливого писателя в условиях тоталитарного общества , когда у писателя оказывалось два пути: либо подчинить своиталант конъюнктурным соображениям и тем самым разменять его на мелочи, как это сделал Иван Бездомныи, потеряв в конце концов разум и лицо, либо творить, подчиняясь только своему собственному нравственному суду и рискуя быть растоптанным и уничтоженным безжалостными колесами государственнои машины в лице бездарных и бессовестных чиновников от литературы, - как это сделал Мастер.
2. Роман Мастера , которыи представляет собои рассказ о поединке нищего философа Иешуа Га-Ноцри и могущественного прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Га-Ноцри является идеологом добра, справедливости, совести, а прокуратор - идеи государственности.
Га-Ноцри своеи проповедью общечеловеческих ценностеи, любви к ближнему, свободы личности, по мнению Понтия Пилата, подрывает единоличную власть кесаря и тем самым оказывается опаснее, чем убиица Варрава. Понтии Пилат симпатизирует Иешуа, он даже предпринимает слабые попытки спасти его от казни, но не более того. Жалок и слаб оказывается Понтии Пилат, испугавшиися доносчика Каифы, испугавшиися потерять власть наместника Иудеи и за это поплатившиися «двенадцатью тысячами лун раскаяния и угрызении совести».
3. Сатирическое изображение быта Москвы 30-х годов. Жизнь Москвы 30-х годов рисуется многообразно. Показывается всеобщая подозрительность, намеками говорится о репрессиях и доносах, шпиономании и слежках. Быт Москвы, неуютныи и неналаженныи, находит отражение в так называемом «квартирном вопросе», которыи, по признанию Воланда, сильно испортил московские нравы за последнее столетие. Страшная реальность бесчисленных «коммуналок» заставляет людеи ради квартир обманывать, лжесвидетельствовать, давать и брать взятки, доносить, отказываться от родственников или, напротив, стремиться незаконно породниться со счастливыми «квартировладельцами».
М.Булгаков показывает и нравы пресыщенных, деморализованных слоев интеллигенции, продавшихся новои власти, забывших стыд и совесть в пьянстве и разврате, как Степа Лиходеев и Семплеяров, в желании обогатиться на дармовщину за счет власти, как члены правления Массолита и др.
4. Дьяволиада. Самая феерическая и фантасмагорическая часть романа посвящена прибытию в Москву Князя тьмы, которыи носит у Булгакова имя Воланд, со своеи свитои. Воланд и его свита, прибывшие в Москву для проведения ежегодного весеннего бала Сатаны, участвуют во многих веселых, грустных, нелепых историях, но в итоге выясняется, что все, что они делают, закономерно и справедливо.
Герои романа перемещаются по всем четырем пластам вместе со свитои Князя Тьмы. Постоянная смена психологического, сатирического, лирического, достоверного и фантастического начал не мешает художественнои цельности романа, напротив, укрепляет ее. И если и видны какие-то фактические нестыковки (в первую очередь, это относится к эпизодам смерти и воскресения главных героев, а также к эпилогу), то они объясняются, во-первых, незаконченностью романа в связи со смертью его создателя, а во-вторых, в подобнои двоиственности мотивировки событии? проглядывает, можно сказать, сверхзадача романа: утвердить в сознании читателеи мысль о бесконечности, сложности и неоднозначности бытия вообще.

Тест по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

11 класс

1. В каком году был написан роман «Мастер и Маргарита»:

1) в 1930 2) в 1939 3) в 1940

2. Сколько лет работал Булгаков над романом «Мастер и Маргарита»?

  1. 8 лет 10 лет 12 лет

3. В романе фантастика является средством сатиры. В главе 17 костюм председателя комиссии самостоятельно подписывает резолюции. Чьи традиции продолжает здесь Булгаков?

  1. Гоголя 2) Салтыкова-Щедрина 3) Достоевского

4. Как бы вы определили композицию произведения?

  1. кольцевая композиция
  2. «роман в романе»
  3. последовательная сюжетная композиция, т.е. соблюдена хронологическая последовательность

5. Известно, что в романе литературоведы находят три основных мира. Найдите четвёртое лишнее.

  1. древний иршелаимский
  2. вечный потусторонний
  3. фантастический
  4. современный московский

6. Кто из героев знает, что победитель всегда одинок, что у него есть только враги и завистники, ему нет равных, нет человека, с которым ему захотелось бы поговорить, его называют свирепым чудовищем, и он этим даже похваляется, ведь миром правит закон силы?

  1. Понтий Пилат 2) Воланд 3) Берлиоз 4) Коровьев

7. Во время допроса Иешуа Понтий Пилат обнаруживает, что его ум не слушается его больше. Он задаёт обвиняемому вопрос, который не нужно задавать на суде. Что это за вопрос?

  1. Что есть власть? 2)Что есть жизнь? 3) Что есть истина? 4)Что есть талант?

8. Какой порок Воланд считает самым тяжким?

  1. ложь 2)трусость 3)предательство 4)прелюбодеяние

9. Кому принадлежат слова «Рукописи не горят»?

  1. Маргарите 2)Мастеру 3) Иешуа 4) Воланду

10. В романе есть герои-двойники (Мастер – Иешуа, Алоизий – Иуда, Иван – Левий Матвей) и даже предметы-двойники (гроза в Москве и Ершалаиме, джаз-оркестр в Грибоедове и на балу у Воланда). Есть ли двойники у Маргариты?

  1. Да 2) Нет

11. Кто из персонажей характеризуется так: «По виду лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой»?

  1. Воланд 2) Берлиоз 3) Стравинский 4) Азазелло

12. В ком увидел Мастер своего последователя? Кто из героев романа проникся теми же философскими идеями и нравственными категориями, что и он сам?

  1. Стёпа Лиходеев 2) Иван Бездомный 3) Римский

13. Кто из персонажей описывается так: «Судороги то и дело проходили по его лицу. В глазах его плавал и метался страх и ярость. Рассказчик указывал рукою куда-то в сторону луны, которая давно уже ушла с балкона»?

  1. Иешуа Га-Ноцри
  2. доктор Стравинский
  3. Левий Матвей
  4. Мастер

14. Кто из персонажей описывается так: «Какой-то не то больной, не то не больной, а странный, бледный, обросший бородой, в чёрной шапочке и в каком-то халате спускался вниз нетвёрдыми шагами»?

  1. Понтий Пилат
  2. Иван Бездомный
  3. Мастер
  4. Римский

15. Кому из персонажей принадлежат слова: «И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых»?

  1. Коровьеву
  2. Берлиозу
  3. Маргарите
  4. Понтию Пилату

16. Кому из персонажей принадлежат слова: «Имейте в виду, что Иисус существовал… Просто он существовал и больше ничего… И доказательств никаких не требуется»?

  1. Наташе
  2. Воланду
  3. Ивану Бездомному
  4. Аннушке

17. О ком Левий Матвей сказал: «Он не заслужил света, он заслужил покой»?

  1. о Понтие Пилате
  2. о Берлиозе
  3. о Мастере
  4. об Иване Бездомном

18. Почему Иешуа представлен в романе как бродяга?

  1. это соответствует библейскому сюжету
  2. автор стремится противопоставить характер Иешуа библейскому образу
  3. автор подчёркивает внутреннюю свободу героя, противопоставленную иерархическому миру
  4. автор стремится показать Иешуа бедняком

19. Дайте развернутые ответы на вопросы:

Из каких реалий строится литературный мир Москвы? Как отразилась в романе «Мастер и Маргарита» реальная атмосфера идеологического преследования Булгакова, атмосфера жизни в Москве двадцатых-тридцатых годов?

Ответы: