Теперь - по поводу Теодора Курентзиса, что я о нем знаю и думаю.… - филармонический дневник. Личная жизнь курентзиса теодора

Дирижер-экспериментатор и космополит Теодор Курентзис родился и получил музыкальное образование в Афинах, продолжил его в Санкт-Петербурге, а работать поехал в Новосибирск, а затем в Пермь. Возглавил там академический театр оперы и балета и превратил его в площадку с мировым именем. Как дирижер и солист работал на множестве площадок, со многими коллективами, участвовал в разнообразных музыкальных фестивалях. В творческом поиске предпочитает неакадемические средства, не любит психологический театр, кино с красивыми актерами и возмущается теле- и интернет-зависимостью. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.

День рождения

Где родился

Афины

У кого родился

«Я - человек восточный. Одна половина моей истории афинская, другая - константинопольская».

Где и чему учился

Окончил теоретический факультет и факультет струнных инструментов Первой греческой консерватории в Афинах. Обучался вокалу в Афинской академии.
С 1994-го обучался на дирижерском факультете Санкт-Петербургской государственной консерватории у профессора Ильи Мусина.

«Мне когда-то говорил мой педагог Илья Мусин: "Если ты скажешь, что знаешь всю музыку, значит, жить тебе осталось ровно три дня».

Где и как работал

Был главным дирижером Musica Aeterna Ensemble в Афинах, затем ассистентом дирижера в оркестре Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова.
С 2003 года - постоянный дирижер Национального филармонического оркестра России под руководством Владимира Спивакова.

«Помню, как потерял работу, искал ее по всей Москве и никто не хотел меня брать. Только один удивительный человек, Владимир Спиваков, разрешил мне дирижировать Национальным филармоническим оркестром».

Музыкальный руководитель и главный дирижер Новосибирского государственного академического театра оперы и балета.

«Новосибирский театр ведь один из лучших в России, третий после ГАБТа и Мариинки».

Что такого сделал

В 2002-м стал дирижером-постановщиком мировой премьеры российского оперного спектакля «Слепая ласточка» А. Щетинского в Локкуме (Германия) в рамках музыкального фестиваля.

Поставил в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета балет «Поцелуй феи» И. Стравинского (балетмейстер Алла Сигалова), был дирижером-постановщиком спектаклей «Свадьба Фигаро» и «Леди Макбет Мценского уезда».

В качестве дирижера и солиста принимал участие в концертных программах оркестра Санкт-Петербургской филармонии, Санкт-Петербургского симфонического оркестра, оркестра Мариинского театра. Неоднократно выступал на фестивалях в Кольмаре (Франция), Бангкоке, Лондоне, Людвигсбурге, Майами.

Достижения

На базе академического театра создал камерный оркестр Musica Aeterna Ensemble и хор The New Siberian Singers, специализирующиеся на историческом исполнительстве.

«Когда я создавал Musica Aeterna, я не отбирал туда только лучших из лучших. Я звал единомышленников. Которые не прекращают репетицию "по звонку" и не бегут сразу по своим делам. Мне нужны люди, день и ночь думающие о музыке, пусть даже они играют чуть менее точно и строго, чем некоторые их коллеги - равнодушные технари».

Дела общественные

Соорганизатор фестиваля современного искусства «Территория». Дирижировал на концерте для больных Первого московского хосписа.

«Я дружу с Чулпан Хаматовой. Я позвонил ей... и говорю: "Здесь есть такой хоспис, ты знаешь там кого-нибудь, чтобы мы пошли поиграть?" И все. Мы договорились и пришли».

Общественное признание

Специальный приз жюри Национальной театральной премии «Золотая маска» (2007) за постановку балета «Золушка» в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета.

Важные события жизни

В 2007-м в рамках проекта «Приношение Святославу Рихтеру» представил публике «Реквием» Дж. Верди, изменив привычную трактовку и приблизив состав инструментов к тому, что звучал на премьере в 1874 году.

«Реквиему Верди я отдал больше половины жизни. С 15 лет размышлял над ним, потом присматривался к певцам, репетировал. На эту мечту накладывался мой интерес к старинной музыке, к барочным мастерам».

Удачные проекты

Поставленная в 2004-м на сцене Новосибирского государственного академического театра оперы и балета опера Дж. Верди «Аида» стала лауреатом премии «Золотая маска».

Известен тем, что…

Экспериментирует с музыкой, возвращает ей аутентичное звучание, чувствует в музыке поэзию и мистику и не боится скандалов.

«Я борюсь со стереотипами в музыке… Моя цель - чтобы люди целовались на моих концертах, уходили домой, наполненные любовью, вдохновением, надеждой».

«Я из тех людей, которые стремятся тотально изменить дирижерское искусство».

Люблю

«Запад всегда ориентировался на Аристотеля, который показывал землю, Восток - на Платона, который показывал небо. Я из платонистов. Но это не значит, что я плохо отношусь к Аристотелю. Он тоже мой предок, но Платон мне ближе».

«Творческое одиночество необходимо, если я хочу создать музыкальное произведение, всякое другое одиночество я не выношу».

Ну, не люблю

«…не люблю психологический театр, не люблю кино, где играют принципиально красивые актеры, не люблю красоту в чистом виде. Это уводит от сути искусства».

фильмы-оперы

«Опера - и так явление неестественное, а снимать фильм-оперу - это узаконить бессмысленное».

телевидение и виртуальное общение

«Люди попадают в зависимость от телевизора и Интернета. Им кажется, что они общаются, а на самом деле они замыкаются в своем одиночестве».

«Телевизор основан на порнокультуре. По телевизору показывают либо черную магию, либо порно. Люди в телевизоре говорят на таком жаргоне, что, если бы Лермонтов слышал, он порезал бы себе вены».

И вообще…

«...я никогда не хотел быть дирижером. Я дирижирую без палочки и считаю себя не вполне дирижером. Я своего рода поэт, и, может быть, лучше других, и по-своему понимаю, что нужно делать в музыке. Мне есть что сказать. В случае же, когда мне нечего будет сказать, я просто перестану играть музыку».

«...каждый день я стараюсь разрушить все башни, которые я сам построил, и вокруг меня возвели. Тщательное разрушение собственной мифологии очень важно».

«...я очень большой романтик. Но не в том плане, что "landscape", "набережная", "my darling"... Моя романтика экзальтированная. Дикие кошки, прыгающие по роялю, дикие цветы с ароматами как ладан - из области Бодлера».

Яркий и необычный дирижер Теодор Курентзис привлекает внимание зрителей и прессы не только творческими находками, но и необычностью своей личности. Где бы он ни появился, внимание публики и журналистов ему обеспечено. Свою жизнь он тоже строит по законам театра - динамично, с неожиданными поворотами и экстравагантными поступками.

Греческое детство

Обретал профессию в Греции Теодор Курентзис. Биография его будет с самого начала связана с музыкой. С четырех лет ребенок учился играть на фортепиано, позже ходил на уроки скрипки. В его семье все любили музыку, мама с раннего возраста водила его в оперу и он вырос под звуки классической музыки, его мать каждое утро начинала с игры на пианино. Большую роль в выборе будущего занятия в жизни сыграла мама, которая сам профессионально играла на нескольких музыкальных инструментах и впоследствии стала проректором Афинской консерватории. Младший брат Теодора также стал музыкантом, он пишет музыку и живет в Праге.

Можно сказать, что Теодор Курентзис - вундеркинд, он в 15 лет уже окончил теоретический факультет Афинской консерватории, а уже через год - факультет струнных инструментов. После этого он стал брать уроки вокала в Греческой консерватории. В 1990 году создал свой первый камерный оркестр, которым дирижировал четыре года. К этому времени Теодор Курентзис понял, что ему нужно выходить на новый профессиональный уровень и решил продолжить учиться.

Учеба в Санкт-Петербурге

В 1994 году Теодор Курентзис приезжает в Санкт-Петербург и поступает в класс Ильи Мусина в Санкт-Петербургскую консерваторию. Дирижер всегда говорит о Мусине с особой интонацией, он утверждает, что все, чего он добился на сегодняшний день - это заслуга учителя. Он сформировал музыканта, как личность и как дирижера. Теодор очень интересовался русской музыкой, много читал, слушал, исследовал и мечтал работать в России. Еще во время учебы ему удалось пройти стажировку в оркестре под управлением он также участвует в работе ведущих оркестров Санкт-Петербурга: Мариинского театра, филармонии, симфонического оркестра. Этот опыт стал высоким стартом для нового дирижера.

Творческий путь

По окончании консерватории Теодор Курентзис активно вливается в музыкальную жизнь России. Он сотрудничает с «Виртуозами Москвы» Владимира Спивакова, с с которым участвует в большом турне по США, с Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского, с оркестром им. С коллективами из Греции, США, Болгарии.

Много и плодотворно сотрудничает Теодор Курентзис с московским театром «Геликон-опера», в котором он дирижирует двумя постановками Дж. Верди.

Богата и история участия Теодора Курентзиса в различных фестивалях. Им покорены Москва, Кольмар, Бангкок, Лондон, Майами.

За 20 лет своей творческой деятельности Теодор Курентзис сыграл с разными оркестрами мира более 30 величайших музыкальных произведений, среди которых много музыки русских классиков, произведений периода барокко и ренессанса, а также произведений современных авторов.

С 2009 года является постоянным приглашенным дирижером Большого театра.

С 2011 года Теодор Курентзис стал главным дирижером и балета.

Музыка Сибири

В 2003 году Теодора Курентзиса приглашают в Новосибирск, где он ставит балет «Поцелуй феи» И. Стравинского, затем оперу «Аида» в сотрудничестве с Д. Черняковым, этот спектакль стал заметным событием не только в сибирской музыкальной жизни, но и на всей российской сцене. С 2004 года Теодор Курентзис становится главным дирижером и балета. За семь лет сотрудничества с театром он руководит концертными исполнениями таких произведений, как «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Так поступают все» Ф.А. Моцарта, «Дидона и Эней» Г. Перселла, «Золушка» Дж. Россинни, «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка. Работает дирижером в оперных постановках «Свадьба Фигаро» и «Леди Макбет Мценского уезда».

В этот период в рамках интереса к аутентичному исполнению музыкальных произведений Теодор Курентзис создает оркестр Musica Aeterna Ensemble, специализирующийся на историческом исполнении музыки, и Камерный хор New Siberian Singers, которые приобрели широкую известность в России и за рубежом.

Достижения и награды

Яркая жизнь дирижера Теодора Курентзиса неоднократно была украшена заслуженными наградами. Так, он пять раз получал «Золотую маску», является лауреатом Строгановской премии. Его работы неоднократно удостаивались наград и премий на музыкальных фестивалях всего мира.

В 2008 году награжден Орденом Дружбы.

Теодор Курентзис: личная жизнь и семья

Яркие и знаменитые люди всегда интересуют людей и СМИ. Не является исключением и Теодор Курентзис, личная жизнь которого находится под пристальным вниманием. Дирижер, впрочем, не испытывает неудобства и часто с удовольствием общается с прессой, рассказывая о своих творческих планах и своих взглядах на музыку. А вот вопрос о том, Теодор Курентзис женат или нет, всегда остается без ответа. Хотя его с душевным трепетом ждут множество дам, ведь музыкант воплощает в себе идеалы многих женщин: богат, знаменит, красив. Так свободен ли Теодор Курентзис? Жена у него была, и это достоверно известно. Еще на заре своей жизни в России его покорила балерина Мариинского театра. Теодор Курентзис + Юлия Махалина - дуэт стал заметным явлением в культурной жизни Петербурга.

Балерина много усилий потратила на продвижение мужа по карьерной лестнице, ей он обязан многими высокие знакомствами, которые пригодились ему в будущем. Юлия ко времени знакомства с дирижером была уже звездой, ее активно продвигал хореограф О.М. Виноградов, и она могла сказать слово в поддержку начинающего музыканта. Брак оказался недолгим. Женат ли сегодня Теодор Курентзис? Личное для него является запретной темой, хотя молва приписывает ему немало романов.

Гражданская позиция

Дирижер ведет активную творческую жизнь, но при этом его частная жизнь полна событий. В 2014 году он стал гражданином России, утверждая, что нашел здесь вторую родину. Дирижер Теодор Курентзис, личная жизнь которого теперь связана с Россией, активно участвует в музыкальной и общественной жизни страны, так был одним из тех, кто поддерживал уволенного директора Новосибирского театра оперы и балета. Он всегда выступает за свободу творческого самовыражения художника и является активным борцом с цензурой и ограничениями.

В свободное время Теодор Курентзис много читает, слушает записи выдающихся оркестров и много неклассической музыки, но говорит, что совсем перестал ходить на концерты - это мешает его внутреннему поиску. Он считает, что сегодня музыка стала слишком академична и это мешает молодежи воспринимать ее, поэтому его цель - приблизить ее к слушателю, сняв барьеры академичности. Он мечтает о революции в музыке и делает все, чтобы она была живой.

Вечная музыка, то есть камерный оркестр Musica Aeterna, созданный дирижером Теодором Курентзисом на базе Новосибирского оперного театра, не помещается в небольшом холле Первого московского хосписа. Пришлось сократить число музыкантов. Оркестр, играющий на аутентичных инструментах, на жильных струнах и старинными смычками. Pianissimo трепещут, как кровь в артериях, если вы когда-нибудь прикасались пальцами к артерии. Fortissimo отчетливы, как скальпельный разрез. Дирижирующий Курентзис похож на учителя начальных классов, который не просто рассказывает ученикам урок, а заглядывает каждому в тетрадку, следит, чтобы дети правильно выводили крючочки по прописям, помогает, если надо, грозит, если надо, пальцем и гладит, если надо, по голове. Пульт пустует. Курентзис ходит по оркестру.

А во время дуэта Сюзанны и Альмавивы из «Свадьбы Фигаро» Курентзис не может удержаться от того, чтобы вместе с Сюзанной и Альмавивой не петь, как Гленн Гульд не мог удержаться от пения, играя сонаты Баха.

Перед оркестром в небольшом холле расставлены стулья. В первых рядах сидят работающие в xосписе врачи и так называемые друзья xосписа: актрисы Татьяна Друбич и Чулпан Хаматова, танцовщик Андрис Лиепа. Музыканты (в основном молодые женщины с перепуганными глазами) попросили гостей и врачей сесть в первых рядах. Они, оркестранты, по словам Теодора Курентзиса, сами придумали играть в xосписе. Но когда пришли и увидели пациентов, то от волнения у них стали дрожать руки, и они боялись врать ноты, если пациенты будут сидеть глаза в глаза.

Курентзис скажет потом:

— Музыка — это миссия. Дать свет и любовь людям. Не только тем, кому это доступно, а всем. Мы делаем музыку не затем, чтобы заработать на хлеб. Совершить просто биологический круг — это неинтересно. Интересно становится, когда живешь духовной жизнью. К сожалению, не всем это доступно. Не все могут прийти в консерваторию. Это инициатива оркестра: сделать концерты для тех, кто не может пойти в консерваторию. Для больных, для заключенных.


Они хотели играть в хосписе. Но когда пришли и увидели пациентов, у них стали дрожать руки. Хоспис, кто не знает, это лечебное учреждение, где помогают смертельно больным людям — не вылечиться, а достойно умереть без особых страданий. Впрочем, многолетняя история Первого московского хосписа знает по крайней мере один случай, когда обреченный на смерть больной выздоровел.

Двенадцать пациентов хосписа вывезли в холл на кроватях и в инвалидных креслах. Остальные слушают музыку из своих палат. Время от времени звучанию музыки мешает тревожный писк на сестринском посту. Кто-то из пациентов зовет на помощь.

После концерта главный врач Первого московского хосписа Вера Миллионщикова скажет Курентзису, что по ее (экспертному) мнению, каждому из двенадцати слушателей он и его оркестр подарили по два дня жизни. Что на Земле полно народу, способного отнять жизнь, но подарить двадцать четыре дня жизни людям…

— Вот что вы сделали, Теодор, — будет утверждать Вера Миллионщикова, пожимая Курентзису руки.

Мы спрячемся после концерта в кабинете Миллионщиковой, и дирижер скажет мне:

— Мы приехали в Москву на «Золотую маску». А заодно… я дружу с Чулпан Хаматовой. Я позвонил ей. Я жил здесь, на Спортивной, и вот я по-звонил Чулпан и говорю: «Здесь есть такой хоспис, ты знаешь там кого-нибудь, чтобы мы пошли поиграть?» И все. Мы договорились и пришли.

Он родился в Афинах. Он говорит по-русски с заметным акцентом. Может быть, поэтому в его устах возвышенные слова типа «духовная жизнь» «музыка — это миссия» звучат нормально. Не думаешь, что он сумасшедший. Просто думаешь — иностранец.

Он скажет:

— Есть много людей в России, которые занимаются благотворительностью всерьез. Я и мои оркестранты, мы не можем быть причислены к этим людям. Мы просто играем музыку. И мы получаем от этого не меньше, чем отдаем. Это у нас лаборатория такая в Новосибирском оперном театре, оркестр Musica Aeterna. Мы концентрируемся на ультрасовременной и барочной музыке. Это музыкальный монастырь у нас.

— А вы настоятель?

— Я рядовой грешник. Есть некоторые утопии, которые не к месту в Москве. Здесь все упирается в деньги, особенно такие вещи, как музыка или любовь. Музыка здесь слишком коммерциализирована. Эксперимент вроде нашего, может быть, и возможно осуществить в Москве, но очень сложно. В Москве все вокруг заставляет музыканта думать о том, сколько он получает в месяц и на какой машине ездит. А у нас машины нет, квартиры нет, и поэтому мы счастливы. Мы проводим двадцать четыре часа вместе. Читаем книги, учим языки.

Он собрал оркестрантов со всей страны. Ходят слухи, будто его лютнист, например, подрабатывает мытьем окон в высотных зданиях. Я спрошу:

— Откуда все эти люди? Где вы их берете?

Он ответит:

— Это чудо. Вы знаете, музыканты, как правило, сидят на репетициях, поглядывая на часы, и стараются репетировать как можно меньше. А мои музыканты могут месяц сидеть над одним тактом. Потому что считают, что музыка того стоит. Причем за крохотную зарплату. Музыканты, которые могли бы работать в любом московском оркестре. Мы радуемся тому, что у нас есть, и перестаем печалиться о том, чего у нас нет.

— Но почему Новосибирск? — спрошу я.

— Москва, Петербург, Новосибирск или Вышний Волочек — не имеет значения. Не важно, где вы, важно с кем вы. Если вы думаете, что были бы счастливы в Париже, вы ошибаетесь. Вы скорее будете счастливы в Норильске, если, например, у вас есть там любимый человек. Новосибирск для меня просто место работы. Я согласился поехать туда при условии, что можно будет провести этот эксперимент: собрать музыкантов, которых интересует музыка.

— А публика?

— Публика в Новосибирске и в Москве отличается немного.

— Разве в Москве залы не наполняются людьми, которые, купив билет за полтысячи долларов, хлопают между частями?

Курентзис улыбнется:

— На все концерты приходят люди, которые хлопают между частями. Это неприятно, конечно, что люди хлопают между частями, но ничего страшного. Во времена Бетховена тоже, наверное, полно было людей, которые не знали, что между частями хлопать не надо. Это ничего не значит. Главное, что они слушают музыку, а не смотрят телевизор.

— Чем, — спрошу, — провинился телевизор?

— Телевизор основан на порнокультуре. По телевизору показывают либо черную магию, либо порно. Люди в телевизоре говорят на таком жаргоне, что, если бы Лермонтов слышал, он порезал бы себе вены.

— Но нельзя ведь отгородиться от этого. Не телевизор, так реклама на улицах. Даже Тверская похожа на Бомбей. Будучи европейцем…

— Европа, — перебьет Курентзис, — это такой мираж. Когда я прихожу в ресторан, я не чувствую себя европейцем, потому что тогда пришлось бы мелочно торговаться и попадаться на уловки моды и маркетинга. Я чувст-вую себя азиатом. Европейцем я себя чувствую в том смысле, что европейцами были Вольфганг Амадей Моцарт и Иоганн Себастьян Бах. Но в сегодняшней Европе принято извращать по-лютерански и до неузнаваемости мысли Баха, Моцарта и вообще всякого достойного человека, жившего на европейской территории. Они превратили Европу в супермаркет.

— При чем здесь лютеране?

— Я имею в виду, что люди, вместо того чтобы служить мессы, устраивают клубы. Единственная страна, которая сопротивляется, это Россия. Это страна, которая, не зная об этом, сохраняет великую культуру. Не Европа. В Европе не обсуждают мировые проблемы на кухнях. Они говорят: «Дарлинг, нам завтра на работу, ляжем спать в одиннадцать, займемся любовью в пятницу». Русская душа — это не сказка. Это удивительная наивность, которая способна поменять мир к лучшему. Искренность, любовь — пройденный этап для Европы. Немка, в отличие от русской девушки, никогда не скажет, что влюблена в тебя. Они всерьез думают, будто любовь — это когда какой-то там гормон движется по какой-то там вене и возбуждает какие-то там рецепторы головного мозга. Бах, Моцарт и Рильке не оставили «потомков». Есть, конечно, сообщества думающих и чувствующих людей, но, как правило, организм Единой Европы — это фарш. Это глобализированный мир, где каждый живущий равняется своему телу (он говорит «живет на своем теле»).

— В своем музыкальном монастыре вы просто не знаете России.

— Знаю, — возразит Курентзис. — Я всегда говорю, что это страна святых и разбойников. Можно встретить таких прекрасных людей, как нигде в мире, но есть и ужасы.

— Разбойники знакомые есть у вас?

— Разбойники знакомые есть у каждого. В частности, это люди, которые насаждают в России тюремную культуру. Разбойничьи песни, которые вы слышите в каждом такси. Я не могу их обвинять. Они зарабатывают деньги точно так же, как зарабатывает деньги продавец паленой водки или торговец наркотиками. Но почему-то мы считаем вредным для здоровья пить плохую водку и употреблять наркотики, но не считаем вредным для здоровья слушать мусорную музыку. Почему вы думаете, что для ребенка вреднее употреблять наркотики, чем смотреть криминальную хронику или «Дом-2»? Почему вы думаете, что смерть можно использовать как средство, способствующее выделению адреналина в кровь?

— Но вы ведь не можете отгородиться от этого и жить наедине со своей прекрасной музыкой.

— Понимаете, музыка — это не удовольствие, для получения которого хочется уединиться. Музыка — это лекарство. Она нужна всем. Наша забота, чтобы люди увидели, что музыка нужна всем: не только старикам и интеллигентам, но и молодым людям, и шпане. Главное, чтобы люди могли легко выбрать добро и тяжело выбрать зло.

— Как это?

— Я бы первым делом запретил криминальные программы на НТВ. В Греции тоже делают такие программы. Я даже подрался с одним журналистом, который перед Рождеством снимал беспризорного ребенка и спрашивал его, как тот себя чувствует, что вот у всех детей елка, подарки… И он довел этого ребенка до слез. Я не мог терпеть, когда человеческая боль продается, чтобы получить деньги. Я всегда был против и всегда буду против. И считаю, что государство должно запретить рекламу дьявола. Так и сказать: «Перестаньте рекламировать дьявола!» Вы смотрели «Дом-2»? Потерпите один раз и посмотрите. Это чудовищно. Это строится новое российское общество. Чудовищное. И это не свобода никакая. Это побуждение ко злу (он со своим греческим акцентом говорит «манипуляция на зло»). Люди попадают в зависимость от телевизора и Интернета. Им кажется, что они общаются, а на самом деле они замыкаются в своем одиночестве. Я же помню еще времена, когда не было ни Интернета, ни мобильных телефонов. Как было хорошо! Мы встречались, влюблялись друг в друга. А теперь — как в клубе. Приходишь, сидишь со стаканом, народу вроде вокруг много, музыка вроде громкая, но на самом деле ты совершенно один. Тебе дают свободу, коммуникацию, а взамен забирают душу.

— У вас нет ощущения, что мусорная культура непобедима?

— Победима. Чтобы победить, не нужна атомная бомба. Нужны простые движения. Дирижировать. Водить смычком по струнам. У людей, которые падают в эти ямы мрака, у них есть что-то светлое внутри. Надо просто их вытащить, и для этого ничего сложного не нужно. Просто протянуть руку. У меня был сосед ужасный. И дети у него были ужасные. Когда они говорили, я краснел от стыда. Но однажды я позвал их на концерт. И им по-нравилось. Они смешно говорили, что им особенно понравилась та часть, где играли громко, и та часть, где играли тихо. Можно победить. Помните, как люди вешали белые ленточки на автомобили против мигалок? Вот так нужно договориться всем, чтобы одно воскресенье не смотреть криминальную хронику и порносериалы.

— У вас, что же, никогда не опускаются руки?

— Каждый раз опускаются. А потом поднимаются. Я дирижер. У меня работа такая: опускать и поднимать руки.
Валерий Панюшкин

После оглушительного успеха пермских музыкантов на открытии Зальцбургского фестиваля, где они представили оперу Моцарта "Милосердие Тита", вся культурная общественность России и мира следит за гастрольным туром художественного руководителя Пермского театра оперы и балета Теодора Курентзиса и его оркестра musicAeterna.

В интервью ТАСС дирижер-экспериментатор рассказал о премьере, а также о том, почему он остается работать в Пермском театре оперы и балета, несмотря на все трудности.

Вы и ваш оркестр musicAeterna 27 июля открыли знаменитый Зальцбургский фестиваль оперой Моцарта "Милосердие Тита" в постановке Питера Селларса. Что вы чувствуете, став первым представителем России в истории фестиваля, открывающим столь значимое событие?

Моя миссия и мечта - добиться децентрализации искусства в России. И, в общем-то, мы это уже сделали. Когда провинциальный российский театр приглашают играть Моцарта на родину композитора, мне кажется, это признание.

Зальцбургский фестиваль - один из самых престижных, все музыканты мира на одной маленькой улице, вся Европа здесь. То, что происходит и показывается здесь, задает тон в мировом искусстве. И мне очень приятно, что меня здесь очень тепло принимают, моих музыкантов просто боготворят. Это тем более важно, что зритель здесь сложный, люди, например, приходят на концерты с партитурами.

Надеюсь, такое событие найдет отклик у людей, способных нам помочь продолжить нашу работу. Не хочу жаловаться, но бюджет нашего театра, в 100 раз, например, меньше бюджета Баварской оперы. И мы тем не менее конкурируем с такой махиной. Если бы мы могли полностью воплощать все наши задумки, мы вообще были бы вне конкуренции, мне кажется.

Такие события способствуют развитию и продвижению русского театра, русского мира, развитию культурного обмена?

Конечно, это помогает развитию российской культуры и ее продвижению. И такие проекты помогают расширять кругозор и развивать вкус. Если ты руководишь театром, то, помимо собственных моральных принципов и симпатий, ты должен знать, что происходит в искусстве, должен быть эрудирован. Поэтому я путешествую, получаю очень много информации, мне важно всегда быть в курсе того, что происходит сегодня.

И мне кажется, так же должны поступать люди, принимающие решения в сфере культуры: помимо личной симпатии и дружбы нужно иметь представление о реальной ситуации. Для меня театр - это не моя собственная контора, а место, где я работаю, и я отвечаю за качество этой работы. Так и у чиновников - это не их собственные конторы, это их миссия, ответственность перед людьми, которые живут в стране.

- Расскажите об опере "Милосердие Тита". О чем она?

У Питера Селларса всегда есть какой-то дуализм, двойная природа. С одной стороны, он подробно и реалистично описывает некую историю, с другой - очень точно передает природу человеческого духа, показывает то, как реальность отражается на человеке, как он ее переживает. То есть он предлагает оба измерения человеческого бытия: и материальное, и духовное.

Опера была написана Моцартом для коронации Леопольда Второго (король Богемии, а ныне Чехии - прим. ТАСС). Мы знаем, что правителям никто никогда не говорит правду, все льстят.

Естественно, императоры и президенты понимают это, но они продолжают эту игру, и ничего привлекательного в этом нет. Конечно, это противоречило мировоззрению Моцарта, но положение его было таково, что он вынужден был взять этот заказ. И даже в этой ситуации Моцарт нашел возможность сказать правду.

Я это уже говорил и могу еще раз повторить: если до 2020 года не будет построена новая сцена, как мы договаривались, я из Перми уеду

Эта опера и наш спектакль о том, что у любого человека, вне зависимости от его положения в обществе и его прошлого, всегда есть шанс измениться. Есть шанс простить и быть прощенным.
Реальный Тит был человек очень неоднозначный.

Он вел жестокие войны и уничтожал жителей Иерусалима. Но потом что-то случилось с ним, и, став императором, он начал помогать людям, пострадавшим во время чумы и от извержения Везувия.

Это человек, жизнь которого изменилась на 180 градусов, и он остался в истории как милосердный. Вот такие метаморфозы нам сейчас очень нужны, потому что если мы хотим сделать мир лучше, мы должны научиться меняться и, прежде всего, прощать.

Тита убивают люди, которых он любил, но он прощает их, и поэтому сам получает прощение. И когда завершается спектакль, мы оказываемся в совершенно ином пространстве, мы видим духовное рождение человека. Об этом спектакль.

Мы покажем "Милосердие Тита" в Амстердаме. Кроме того, в концертной версии исполним его в Париже, Берлине и Бремене - у нас очень много гастролей сейчас. В Перми, к сожалению, мы не сможем его сыграть, потому что у нас в театре нет такой сцены, как в Зальцбурге, наша сцена очень маленькая и технически не приспособленная.

Если бы у нас был новый театр, мы смогли бы это сделать. Мы до сих пор пытаемся решить вопрос со строительством новой сцены, но окончательно не получается. Поэтому придется нам играть по всему миру замечательные вещи, которые мы, увы, не можем показать в нашем городе.

- Значит, ситуация с новой сценой театра в Перми никуда и не двигается?

Двигается, но медленно. Понимаете, это очень долгий бюрократический процесс. Я - человек слова и дела, и привык делать то, о чем договариваюсь. И мне кажется, что в администрации тоже должны быть люди слова: раз решили, договорились, значит, так и делаем. Мне кажется, это простая логика. Но иногда происходят необъяснимые вещи.

Но я это уже говорил и могу еще раз повторить: если до 2020 года не будет построена новая сцена, как мы договаривались, я из Перми уеду. У меня есть шесть предложений от лучших в мире театров занять должность руководителя.

Серьезное место там, где серьезные люди занимаются серьезным делом. А места, где есть четыре "Кофемании" на одной улице и множество фотографий в журналах с разных выставок и биеннале - это как раз несерьезно. И слава Богу, что в Перми такого нет.

Мне очень не хочется этого делать, но я просто не могу участвовать в фарсе и делать вид, что что-то происходит, когда в действительности этого нет. Я не хочу терпеть издевательства и обманывать людей, которым я тоже обещал нормальные условия, чтобы они могли репетировать не в подсобных помещениях и спортивных залах, как сейчас.

Если чиновники этого не поймут, значит, развитием Пермского театра будет заниматься кто-то другой, но не я. Все, что могу, я сделал, посмотрим, как пойдет. Но я жду и, в общем-то, настроен позитивно. Может, это все-таки случится, и тогда все будет хорошо.

- Вы нарасхват в более серьезных местах, но остаетесь в Перми?

Что такое более серьезные места? Серьезное место там, где серьезные люди занимаются серьезным делом. А места, где есть четыре "Кофемании" на одной улице и множество фотографий в журналах с разных выставок и биеннале - это как раз несерьезно.

И слава Богу, что в Перми такого нет. В Перми есть чистое творчество и люди, не пресыщенные столичными тусовками. Они занимаются искусством, а не самолюбованием. Вот это как раз серьезно. Я счастлив там находиться и работать, несмотря на все сложности и проблемы.

- Вы с 2011 года работаете в Пермском театре оперы и балета. Что за это время изменилось в театре?

Мы увеличили нашу аудиторию в два раза, люди стали больше ходить в театр, появилась другая публика, та, которая раньше в театр не ходила. Мне неинтересно делать модные или эпатажные спектакли, мода меня мало интересует.

Мне интересно, чтобы спектакль образовывал зрителя, чтобы зритель уходил со спектакля обогащенным, очищенным, и чтобы в его сердце что-то осталось после спектакля. Я считаю, самое главное, что должен делать театр, - это образовывать своего зрителя, а не просто развлекать.

Я не понимаю, почему в регионах нельзя получить такое образование, как в Санкт-Петербурге. Это справедливо? То есть нужно уехать, чтобы учиться в консерватории? Получается, всем талантливым людям приходится уезжать из города? Такие вопросы у меня возникают очень часто.

И таких людей - умных, думающих, глубоко воспринимающих происходящее на сцене - мы объединяем вокруг театра. Мы создали "Лабораторию современного зрителя", чтобы рассказывать людям об искусстве, о его течениях, истории и тенденциях, чтобы люди лучше понимали то, что они видят и слышат.

В городе, в котором я живу, люди имеют счастье за очень символическую цену увидеть такие вещи, к которым не имеют доступа даже многие столичные города. Причем я хочу отметить, что мы говорим о городе, в котором нет консерватории, нет другого симфонического оркестра, кроме нашего, который очень ограничен в своих возможностях.

Но ведь Россия - это не только Москва и Петербург. Все должны иметь одинаковую возможность прикоснуться к прекрасному, одинаковые шансы на образование. Я не понимаю, почему в регионах нельзя получить такое образование, как в Санкт-Петербурге.

Это справедливо? То есть нужно уехать, чтобы учиться в консерватории? Получается, всем талантливым людям приходится уезжать из города? Такие вопросы у меня возникают очень часто. И это не риторические вопросы, это вопросы справедливости. Поэтому я стараюсь такие вот пустоты, существующие в городе, закрыть своим творчеством.

- Пермская публика изменилась? Стала более требовательной?

Безусловно. У нас открыты все репетиции, люди могут до спектакля несколько раз послушать музыку на разных репетициях. Мы объясняем, что написано в партитуре. И люди теперь приходят не для того, чтобы посмотреть тех самых "лебедей", а чтобы разработать свое "нутро", для чего и предназначен театр.

- Были ли на вашем творческом пути преграды?

Всегда. Но это хорошо. Преграды для того и существуют, чтобы ты преодолел их и стал сильнее. Поэтому, когда ты сталкиваешься с препятствием, нужно не бояться, а просто идти вперед.

- Есть ли у вас "места силы", счастливые места?

Счастливые места - конечно! Я очень люблю Петербург, это понятно - это первое место, где я жил в России в 1990-е годы, учился там. Но я хочу жить в Перми. Если у меня есть свободное время, я очень часто провожу его в Перми, потому что там - дом.

И любишь ведь те места, где любимые люди, а я люблю пермских людей. Они очень хорошие люди, замечательные зрители и замечательные сотрудники. У нас там свое "гнездо". Я вообще вне России не хочу жить, в другом месте.

- Какая у вас мечта?

Мечта у меня… Я вам рекомендую, чтобы это стало и вашей мечтой тоже - чтобы мы благополучно поменяли сознание, поменялись и стали лучше, поменяли наше зрение, чтобы оно стало более духовным. Вот это - большая мечта. Счастлив тот, кто счастлив внутри, кто расположен к счастью.

Беседовала Анастасия Аверкова

В России я прожил дольше, чем в Греции.

Я родился, когда грецией правили «Черные полковники» (режим военной диктатуры, существовавший с 1967 по 1974 год. — Esquire). Я помню пустые поля рядом с моим домом. Картинка детства в моих воспоминаниях желтая от ромашек и маргариток. Помню, как собирал их, чтобы подарить маме майский венок.

Творчество Артюра Рембо — это основа моих правил жизни в юности.

В 16 лет я был анархистом: участвовал в демонстрациях против тоталитаризма. Тогда же случилась моя первая любовь. Это было в Афинах, около американского посольства. Во время демонстрации, когда полиция распылила газ, одна девушка потеряла сознание. Я взял ее на руки, на меня наехала какая-то машина, ничего не было видно. Мы вошли в какой-то дом, через общую лестницу поднялись на террасу, и тут я заметил, что у меня рука в крови. А она пришла в себя и, ничего не спрашивая, просто меня поцеловала. И мы начали целоваться, а внизу шли бои.

Моя мама была пианисткой, а папа полицейским. Папа был гораздо либеральнее мамы. Он никогда не упрекал меня в том, что я увлекаюсь идеями анархизма. В итоге, как ни странно, пианистка дала мне строгость, а полицейский дал мне свободу.

Мое предназначение было стать композитором. А я по ошибке стал дирижером.

Когда я приехал в Россию (в 1994 году, чтобы обучаться дирижированию. — Esquire), я почувствовал счастье. Это был мир, где еще жил дух романтизма. На улицах еще был запах бумаги от главпочтамта, и девушки собирали волосы в косы. Когда на Западе объясняли секс как результат воздействия гормонов, здесь, казалось, еще верили в ангелов. Поэтому я остался.

Чиновники любят говорить: наш приоритет — патриотизм в крае. Но когда его собака какает в парке, он не собирает ее какашки. И я говорю: эй, патриот, я соберу какашки вашей собаки, а потом мы поговорим о патриотизме. Люди, которые любят Россию, не только читают в семье Пушкина и Достоевского, но и собирают какашки за своей собакой.

Кто дискредитирует Россию? Глупые люди.

Когда я получил гражданство России, я стал соотечественником Чайковского, Достоевского, Малевича, Стравинского, Шостаковича, Лотмана, Мельникова, Бродского и Батагова. Я говорю об этой России, а не о России Первого канала и НТВ.

Что такое шансон? Представьте: спишь, тебе снилась весна, встаешь с кровати, и встает солнце, пахнет весенней пылью. И в этот момент кто-то открывает дверь, и оттуда раздается запах жареной семги. Вот что я чувствую, когда слушаю шансон.

Для того чтобы отправиться в оперу и получить катарсис, нужна хрестоматия, багаж знаний. Рассказывают, что когда турки в 1974 году захватили часть Кипра, некоторые солдаты не знали, что такое стиральная машина. Они заходили в ванные комнаты, видели стиральную машину и использовали ее как подставку под тазик, в котором стирали белье. То же самое в музыке. Если не понимаешь, как это работает, ты тоже будешь стирать в тазике на стиральной машине.

Если бы я мог пригласить на ужин любого умершего композитора, это был бы Шуберт. Мы бы говорили о потере любви. А потом напились бы и стали играть в четыре руки. Пили бы и играли.

Все инструменты важны, не надо недооценивать треугольник. Треугольник — это своего рода колокол, поэтому на нем играть нужно очень изящно. И на нем тоже можно играть гениально.

Дирижерской палочкой я стараюсь не пользоваться. Это как обнимать любимую девушку костылями.

Раньше я пел в душе, а в последнее время перестал. Теперь я в душе молюсь и предлагаю так поступать всем. На 95% мы состоим из воды, и именно вода очищает тело и помогает очищать дух.

Когда-то очень давно я мечтал стать Д’Артаньяном, потому что он благородный и смешной герой, революционер. Потом я хотел стать астронавтом, потому что он находит свободу в космосе и смотрит на синюю Землю.

Мой любимый музыкальный инструмент — это голос.