Тема: Вопросы чести и долга в повести Капитанская дочь. Сочинение на тему «Проблема чести и долга в повести Пушкина «Капитанская дочка» (1-й вариант)

В повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" изображены не только исторические события, но и жизнь обычных людей в сложившихся обстоятельствах и условиях пугачевского бунта. Жизненные испытания раскрывают в героях повести самые разные черты их характеров. Поэтому, одной из основных тем произведения Пушкина является проблема чести и долга.

Один из центральных персонажей повести – Петр Гринев. Он родился в дворянской семье и получил воспитание, соответствующее его происхождению. По совету отца, молодой человек старается жить по чести и по совести. А события Пугачевского бунта научили его осознавать, что такое воинский долг и верность присяге.

Главные испытания в жизни Гринева начинаются в день взятия крепости Пугачевым, который назвался законным царем Петром Третьим, и потребовал, чтобы все защитники крепости принесли ему присягу на верность. Но, для многих честь оказалась дороже собственной жизни, например, комендант крепости капитан Миронов до конца сражается с пугачевцами и честно выполняет свой долг, оставаясь верным данной им присяге.

Многие защитники крепости предпочли умереть, чем сдаться на милость восставших. Так же поступил и Гринев, отказавшись присягнуть Пугачеву. Несмотря на отказ, он был помилован потому, что задолго до бунта судьба свела Гринева с будущим предводителем восстания, и Пугачев не забыл пожалованный ему заячий тулуп. Но, и после помилования, приняв помощь и покровительство Пугачева, Гринев не изменил своим принципам – он отказался служить Пугачеву. Для него осквернение дворянской и офицерской чести и нарушение воинской присяги было гораздо хуже смерти, и недаром он говорит Пугачеву: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». И Пугачев, выслушав Петра Гринева, отпустил его. Я считаю, что это было сделано не только из чувства благодарности за старую услугу. Я думаю, Пугачев проникся уважением к Петру, увидел в Гриневе человека чести и высоких моральных принципов, человека, который сохраняет благородство души в любой жизненной ситуации.

Полная противоположность Гринева – Швабрин. Это образованный молодой человек, дворянин и офицер. Но, он при первой же возможности переходит на сторону Пугачева. Для него чужды понятия чести и долга, он старается спасти свою жизнь любой ценой. И ради своих личных целей Швабрин готов совершить любой бесчестный поступок. Он изменяет присяге, пользуясь силой, пытается принудить Машу Миронову к замужеству, и, даже после разгрома восставших, будучи арестованным, клевещет на Гринева.

Еще одним примером чести может служить Маша Миронова, дочь коменданта крепости капитана Миронова. Как и ее отец, она готова скорее умереть, чем совершить поступок, противоречащий совести и ее нравственным убеждениям. В ситуациях, когда речь идет о чести, достоинстве и справедливости, она, не колеблясь, выбирает их.

Характерна и встреча Маши Мироновой с императрицей. Осознавая несправедливость наказания Петра Гринева, и оставаясь верной своему долгу, девушка решается на поездку в Петербург, где встречается с дамой, оказавшейся впоследствии императрицей, которой рассказывает всю историю и просит о помиловании своего жениха. Помилование Петра Гринева становится еще одним доказательством того, что в обществе, живущем по законам чести и долга, легче добиться справедливости.

В переломные для общества моменты истории, каким стал пугачевский бунт, ярко проявляются человеческие качества, показывая благородство одних и подлость других людей, заставляя их действовать сообразно своему пониманию нравственных принципов. Именно поэтому, в повести А.С. Пушкина проблема чести и долга является центральной.

Первоначальное понятие долга вызывает у большинства людей практически одинаковые ассоциации, связанные с необходимостью выполнения каких-либо обязанностей. Эти обязанности могут быть добровольно взятыми на себя человеком или же навязанными ему какими- либо нормами и правилами. В последнее время чаще всего приходится сталкиваться с отрицательным отношением людей к долгу, вызванным его отождествлением с таким понятием, как обязанность.

Определение чести в настоящее время носит исключительно индивидуальный характер. Каждый склонен толковать «честь» по-своему, основываясь на личном жизненном опыте и привычках, исходя из особенностей своего характера. Отсюда — многочисленные противоречия, возникающие в толковании указанного понятия, взаимное непонимание людей.

Проблема чести и долга для многих заключается в том, что второе понятие принимается ими как общее, тогда как первое — глубоко индивидуально. Бывает очень непросто, подчас даже невозможно, выполнить долг, не запятнав свою честь в глазах окружающих и в своих собственных. В наше время мало кто объединяет честь и долг в единое целое, как это делали писатели XVIII и XIX веков, считавшие честного и ответственного человека истинным героем эпохи. Теперь эти понятия толкуются либо слишком узко (например, честным называют неспособного обмануть), либо излишне абстрактно (долг считается чем- то красивым, возвышенным и т. д.).

Нередко можно услышать, как тот или иной человек отказывается совершать неблагородный, по его мнению, поступок, объясняя это примерно так: «Это не в моих правилах». Аргумент отказа может заключаться и в нежелании человека «терять» лицо, выполняя то, о чем его просят. Не вдаваясь в подробности возможного содержания подобных поступков (понятия о благородстве у каждого свои), можно утверждать, что некоторые принципы действительно не стоит нарушать, чтобы впоследствии не было мучительно больно. Так, например, в произведении М Шолохова «Чужая кровь» молодой представитель рабочей среды покидает названных родителей, чтобы отправиться на родину, на свой завод. У него есть долг, который он представляет себе очень четко и ясно, однако спасшие его люди вряд ли способны понять его чувства и убеждения, оставив надежды на его возвращение.

Если бы каждый человек обладал талантом психолога, то есть без особого труда понимал особенности своего характера, то проблема чести и долга, как и множество других, была бы решена относительно легко. Однако часто мы не в состоянии понять самих себя, придумывая ложные представления о чести и долге и запутываясь в них. «Я должен помочь своим одноклассникам!» — говорит хилый очкарик, раздавая направо и налево тетрадки с конспектами и не слыша в ответ даже элементарной благодарности. Но долг его вряд ли будет кем-то понят, а его исполнение — оценено по достоинству.

Известно, что понятия о чести имеются даже в среде отъявленных воров и бандитов. Естественно, они сильно отличаются от понимания чести учеными, политиками, людьми искусства. Но и те, и другие основываются на традициях народа, на древних обычаях. Нам сложно принять тот факт, что понятия о чести не являются универсальными. Собственные взгляды мы считаем единственно верными, но такова человеческая природа. То же самое можно сказать и о долге.

Легко заметить, как тесно взаимосвязаны эти два понятия. Долг перед отечеством, перед родителями, детьми с давних пор считается непременным элементом чести и достоинства личности и остается актуальным и в наше время. Несмотря на то что многие считают носителями чести и долга лишь благородных рыцарей средневековья, эти явления живы и по сей день. А иначе откуда взяться великим научным открытиям, спортивным завоеваниям, замечательным художественным произведениям и многому другому, что вызвано не столько стремлением прославиться и обогатиться, сколько отстоять честь своих нации, страны, города, школы?!

По моему мнению, проблема чести и долга в настоящее время заключается в том, чтобы не замутнять благородные понятия их отрицанием и неверием в них, в том, чтобы суметь принять реалии нового времени и смириться с тем, что личностные достоинства претерпевают естественные изменения. Но самое главное — осознание каждым человеком наличия высших ценностей, заключенных в понятиях чести и долга.

В связи с рассматриваемой темой следует затронуть еще один немаловажный момент. Людям свойственно равняться друг на друга, бессознательно брать пример с окружающих, даже в том случае, если он не слишком благороден с традиционной точки зрения. Что получается в результате? Понятия о чести меняются далеко не в лучшую сторону вследствие стремления людей равняться на недостойных личностей и оправдывать свои неблагородные поступки тем, что они ведут себя не хуже и не лучше других. Очень трудно назвать себя бесчестным, еще труднее удержаться от желания спрятать собственное неблагородство за ложным толкованием чести и долга, что свойственно очень многим нашим современникам.

Проблему чести и достоинства можно справедливо отнести к проблемам нового времени. Два или три столетия назад любая угроза чести считалась страшным оскорблением, и это отвечало духу времени. Сегодня оскорбление человека в магазине или общественном транспорте не считается чем-то из ряда вон выходящим. Но ведь не означает же это, что в настоящее время отсутствуют понятия чести и долга! Изменились времена, изменилось и отношение людей к окружающему миру, но по-прежнему действуют такие ценности, как, например, принципиальность.

Что касается долга, то следование ему является обязательным для принципиальной и честной личности. Однако тот случай, когда окружающие убеждают человека выполнить что-то, утверждая «Ты должен!», а он напрочь отказывается, вовсе не обязательно означает пример отрицания долга. В моменты подобных противоречий вспоминается как нельзя более кстати свобода личности, в результате чего человек окончательно решает не совершать действие, о котором его упрашивают.

Общее восприятие долга касается лишь тех моментов, которые устанавливаются правилами и нормами, отражаются в законе. Что же касается элементов частной жизни, то здесь понятия о долге столь же индивидуальны, как и аналогичные понятия чести.

Каждый из нас может вполне справедливо заявить, что главным для него является возможность отстоять идеал, жить в соответствии со своими принципами, а все остальное не имеет большого значения. Однако это не позволит добиться взаимопонимания в обществе, из-за чего проблема чести и долга останется нерешенной еще очень долгое время.

Подтвердить эту мысль можно на примере крестьянского правдолюбца, героя произведения В. Распутина «Пожар». Его сознание и следование моральному долгу не делает общество гуманнее. Однако существование таких, как он, людей доказывает, что понятия о чести, долге и достоинстве все же продолжают действовать.

Есть и еще одна составляющая проблемы чести и долга. Это сознание морального долга, сопряженного с любовью к своим соплеменникам и придающее человеку смелость, решительность, силу. И хотя люди часто даже не замечают жертвы, принесенной ради их спасения, долг по отношению к окружающим остается в нашем понимании самым благородным и возвышенным. Актуальность последнего наблюдения подтверждает аллегорический образ Данко из известного литературного произведения М. Горького «Старуха Изергиль». Данко смел, решителен и силен, но, спасая людей от физической гибели, он не может спасти их от нравственного падения. Ценой гибели он вывел своих соплеменников из глухой темноты леса, но они не улучшат мир своей гуманностью и чистотой. Наверное, и в жизни порой можно наблюдать картину, увековеченную в этой легенде. Когда один человек выполняет свой моральный долг, то это далеко не всегда оказывается полезным для общества, которое продолжает оставаться несовершенным.

И в заключение хотелось бы сказать несколько слов о том, что способно помочь решить проблему, рассматриваемую в данном сочинении. Если понятия чести, долга и достоинства индивидуальны, то, значит, и пути решения связанных с ними проблем не могут быть общими. Следовательно, каждый человек в зависимости от собственных стремлений и мировоззрения должен стараться найти «золотую середину» между попыткой сберечь свое собственное «я» и исполнить долг перед обществом.

В романе Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка" затрагивается множество проблем, одной из которой является проблема чести и долга. За основу взято реальное историческое событие - восстание под предводительством Пугачева. На фоне данного события отлично видна тема чести и долга перед Родиной. Два персонажа: Петр Гринев и Швабрин по-разному реагируют на восстание, в ходе которого становится ясно, кто готов защищать родную землю от врага, а кто желает получить только выгоду и показал себя трусом.

Петр Гринев - дворянин, его обучением занимался отец, именно он настоял, чтобы сын отправился на службу. Отец Петра Гринева также дает ему наставление, которое сыграет ключевую роль в принятии решения главным героем. "Береги честь смолоду, а платье снова" - слова отца главного героя.

Петр Гринев вкладывает свое в понимание "честь", для него это не только связанное со службой, но и личное, более широкое понятие.

Противопоставлен Петру Гриневу Швабрин. Швабрин - типичный пример человека лживого, завистливого и способного на разные низости и гадости. Швабрин далек от русского народа, он не понимает бунт Пугачева, также герой считает себя лучше всех, поэтому его поведение распущенно и вызывающе. Понятия чести у Швабрина нет. Это можно понять из ситуации с Машей Мироновой. Швабрин оскорбляет и унижает невинную девушку, преследуя свои личные интересы. Петр Гринев же, наоборот, смог защитить честь молодой девушки, в которую он действительно влюблен.

Восстание Пугачева помогает понять сущность двух главных героев. Швабрин, сдавшись под угрозами, спешит присягнуть предводителю восстания. Гринев же, хорошо обдумав, даже под угрозой смерти не совершает ошибочного поступка и остается верен императрице, а значит и своей стране.

Также в произведении показан другой вид чести - преданность Савельича. Он был верен своему барину в любых ситуациях, никогда не лгал, был способен на великие поступки ради отца Петра Гринева.

Таким образом, Пушкин в своем произведении показывает главное качество, присущее русскому человеку, это преданность, честность и умение постоять не только за себя, но и за родину, близкого человека, друга.

2 вариант

Данная проблема является одной из основных в произведении. На примере героев автор показывает разные варианты поведения человека, попавшего в экстремальную ситуацию.

Прежде всего, образцом следования чести является главный герой Петр Гринев. Под угрозой казни за отказ перейти к мятежникам, он не нарушает присягу государыне. Только стечение обстоятельств и вызванное его поведением уважение со стороны Пугачева спасают ему жизнь.

Еще до восстания Гринев ведет себя в строгом соответствии с принципами дворянской чести. Он вступается за оскорбленную Швабриным Машу и не пытается избежать возобновления дуэли, вызванного случайным вмешательством посторонних. Во время поединка Петр Гринев ведет себя в строгом соответствии с представлениями о том, как должен поступать офицер и дворянин.

Отрицательный герой и враг Гринева Швабрин, хотя также является дворянином, состоящим в офицерском звании, следовательно, обществом к нему предъявляются те же требования, представляет собой пример недостойного поведения. Еще до начала бунта Швабрин нарушает неписанный кодекс чести. Его сплетни о Маше Мироновой были недопустимым поступком, за которым должна была последовать дуэль. Во время поединка он пользуеться тем, что Гринев отвекся и наносит ему рану. Это не было формальным нарушением дуэльных правил и обычаев, но, безусловно, трактовалось всеми как бесчестный и аморальный поступок. В экстремальной ситуации Швабрин показывает, что жизнь для него важнее любых принципов, перейдя на службу к Пугачеву. Он показан приверженцем модных французских «вольнолюбивых» идей, которые заменяют стержень, без которого немыслим честный и добропорядочный человек.

Примером следованию долгу и принципам офицерской чести является отец Маши – Иван Кузьмич. В отличие от Швабрина, он не потомственный дворянин, комендантом крепости стал, выслужившись из нижних чинов. Однако он не идет на сделку с совестью и отказывается служить Пугачеву, прекрасно понимая, что за это придется заплатить жизнью. Миронов противопоставляется Швабрину тем, что его представления о чести и долге базируются на личных качествах. Он действительно честный и добрый человек, для которого предательство является чем-то омерзительным.

Противопоставление вольнодумца Швабрина и простого русского человека Ивана Кузьмича показывает, что автор видел честь и верность как неотъемлемые составляющие человеческой личности, а не как нечто чему можно научить.

Другим примером простого русского человека, честно исполняющим свой долг, служит слуга Гринева Савельич, честно, не рассуждая, заботящийся о своем барине.

Гринев, Миронов и Савельич не думали о чести и долге, а просто имели твердые принципы.

Сочинение 3

В произведении «Капитанская Дочка» повествуется о крестьянском восстании, глава этого протеста крестьян Емельян Пугачев. Эту историю рассказывает человек, который был участником данных событий.

Очень ярко в этом произведении автор выразил мысль о чести и достоинстве, каждого простого человека. Так Петр Гринев остается на службе у императрицы, помогает Марии Мироновой. Он даже и не представляет, как бы мог поступить по-другому, ведь он присягал на верную службу императрице.

Швабрин не поддерживает своих моральных устоев, переходит на сторону Пугачева. Он совсем не поддерживает крестьян, просто хочет оказаться на выгодном месте, чтобы получить все привилегии от службы.

Слуга молодого Гринева остается верен своему барину, ведь Савельич не знает другой жизни, кроме как помощь во всем молодому аристократу. У него и в мыслях не было переходить на сторону Пугачева. Во время конфликта, когда Пугачев захотел расстрелять Гринева, Савельич предлагает себя вместо своего воспитанника.

Но Пугачев, естественно не решается убить старика. Петр Гринев же по наставлению отца, так же искренне и честно выполняет свой долг. Оказавшись в плену, и выручая из плена Миронову, он все равно остается на стороне императрицы. Ведь его отец учил всегда Петра быть честным и справедливым во всех ситуациях.

Именно поэтому самым главным героем данного произведения можно назвать Петра, ведь именно он пронес через все жизненные передряги веру в свою службу. Он не соглашается на предложения Пугачева получить достойную службу, ведь эта служба будет на стороне восстания, крестьяне же хотели свергнуть императрицу.

Швабрин совсем другой по характеру, он оказался в Белгородской крепости по причине того, что убил человека. Он постоянно пытается оклеветать всех вокруг, ненавидит крестьян. По причине того, что хотел жениться на маше Мироновой, а она ему отказала, стал рассказывать о ней разные истории, которых не было на самом деле.

Кроме того что Швабрин перешел на сторону восставших крестьян, он еще умудряется дать ложные показания против Петра Гринева. Это настолько лживый и лицемерный герой, что он в произведении выступает как антипод чести и достоинству. Так как у него их просто нет.

Отец Маши Иван Кузьмич, не соглашается перейти на сторону восставших крестьян, за это его убивает Пугачев. Но последними его словами были, ты нам не царь и не глава, а самозванец. Так поступали многие военные, они оставались верны своей службе.

«Капитанскую дочку» А.С. Пушкина справедливо называют его вершинным произведением, написанным в реалистическом направлении. Оно же - последнее крупное: его публикация состоялась за три с небольшим месяца до трагической гибели поэта.

До сих пор среди литературоведов не утихают споры о жанровом своеобразии «Капитанской дочки». Традиционно её относят к жанру повести - это подтверждается небольшим объёмом произведения и ограниченностью сюжетных линий. В то же время более глубоко рассмотрение позволяет сделать вывод о том, что это всё же роман. Согласимся с последним мнением и будем называть это произведение романом.

Если обратиться к истории создания, то выяснится, что написанию произведения предшествовала огромнейшая работа Пушкина-историка, который месяцами изучал архивы, исторические документы, мемуары, записки и дневники - собственно, все задокументированные сведения, относящиеся к истории Пугачёвского бунта.

Общая задумка, сюжет, главные герои постоянно менялись на протяжении всей подготовки романа. Некоторые черновики даже сохранились в бумагах Пушкина, вскрытых после его смерти. Первоначально поэт хотел создать историческую повесть о дворянине-отщепенце, присягнувшем на верность бунтовщику Пугачёву, однако позже, выяснив, что именно дворянство оказалось единственным сословием, не принимавшим участия в восстании, автор меняет главного героя. Им-то и становится Петруша Гринёв, молоденький дворянин, пронесший через всю жизнь заповедь отца: «Береги платье снову, а честь смолоду».

К каждой из 14 глав романа А.С. Пушкин подобрал удивительно точный эпиграф. Однако общим к произведению он оставил эпиграф-пословицу, уже упомянутую выше. Именно он становится иллюстрацией главной мысли, идеи романа. Глупо утверждать, будто основа повествования, его смысл, заложены в описании Пугачёвского бунта. Исторические события служат всего-навсего фоном для развёртывания истории нравственного созревания личности. При этом важно уточнить, что даже главным героем является не Пётр Гринёв, а именно Маша Миронова, капитанская дочка, подарившая название пушкинскому роману. Но об этом чуть позже.

Итак, основная мысль романа выражена пословицей, выдвинутой в самом начале произведения. Отталкиваясь от этого, можно отметить и одну из основных (но всё же не главную) проблем романа - проблему чести и долга. Мысль о сохранении чести звучит в самом начале «Капитанской дочки» из уст отца Петруши Гринёва, Андрея Петровича. Этот человек суров и временами жесток. Он настоящий крепостник, скорый на расправу, относящийся к своим работникам как к собственности. Но при этом он - отважный солдат, честный офицер, который собирается и из недоросля-сына воспитать настоящего мужчину. Именно поэтому он отправляет Петрушу не в Петербург, в тепличные условия, а в далёкую Белогорскую крепость. Перед отъездом отец наставляет сына, веля ему служить верно тому, кому тот присягнёт, не гнаться за лаской начальства, а быть преданным солдатом. Позже Гринёв-младший блестяще выполнит эти указы отца. Но все же несмотря на военную доблесть и прочие добродетели, отец Петруши не вызывает особой симпатии - в отличие от своего сына.

Юный дворянин Пётр Андреич своего рода герой-резонёр, являющий читателю авторское отношение к поставленным в романе проблемам. Так, впервые с понятием долга он сталкивается по пути в крепость, когда отдаёт заячий тулуп человеку, выведшему его из бурана. Несмотря на то, что объективно Гринёв мог не благодарить путника, он поступил честно, по совести. В дальнейшем этот поступок станет для юноши судьбоносным.

На службе в крепости Гринёв неоднократно являет «души прямое благородство», действуя так, как подобает настоящему дворянину. Так, он, как настоящий мужчина, вступается за честь Маши Мироновой и даже соглашается на дуэль. Он пишет отцу о желании взять капитанскую дочку-бесприданницу в жёны и позже, после окончания бунта, даже противится отцу и осуществляет намерение, поступив согласно библейской традиции: «посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью».

Во время Пугачёвского восстания Петруша готов погибнуть вместе с преданными государыне-императрице семье Мироновых, однако великодушие Пугачёва спасает его от гибели. Милость и своеобразное благородство бунтовщика велят ему помочь спастись и Маше Мироновой, и Петру Андреичу, когда тот снова оказывается в лагере мятежников.

Пушкин нарочно вводит в повествование антагониста Гринёва, поручика Швабрина, присягнувшего Пугачёву и даже склонявшего капитанскую дочку к замужеству. В противном случае он грозился выдать Машу, и ту ожидала бы плаха. Благодаря такому контрасту достигается особая яркость восприятия и чистота, нравственность образа Петруши. Этот приём поднимает проблему чести и долга, выдвинутую Пушкиным, на новый уровень; он обеспечивает донесение авторской мысли до читателя.

При этом важно уточнить, что всё же не Пугачёв и даже не Гринёв являются главными героями романа. Все разворачивающиеся события становятся лишь материалом для раскрытия главной героини - Маши Мироновой, капитанской дочки. Путь нравственного становления Гринёва есть лишь ступени к пониманию её образа.

Итак, «Капитанская дочка» — это прежде всего художественное завещание Гения Пушкина. При всей кажущейся простоте это глубочайшее произведение, роман о христианстве, а не о «русском бунте, бессмысленном и беспощадном», не об исторических событиях, а именно о христианстве. Сам эпиграф, пословица, перекликаются с заключительными словами Евангелия от Матфея, где апостолам вверяется миссия хранить, соблюдать и оберегать данные Богом заветы, блюсти целомудрие, оберегать свою нравственность. В христианской традиции честь — благородство, справедливость, уважение - является одним из важнейших «компонентов» нравственности. Во многом именно честь обеспечивает спасение души человеческой. Воплощением христианской нравственности и любви как раз и является главная героиня романа Маша Миронова.

Школьное сочинение

В конце 1820–1830 х гг. А. С. Пушкин обращается к изучению русской истории. Его интересуют не только великие личности, но и роль в становлении государства, а также вопрос, кто или что движет историю: массы или личность.

Исторический роман "Капитанская дочка" занимает особое место в творчестве А. С. Пушкина. Он рассказывает о крестьянском восстании под предводительством Емельяна Пугачева. Повествование ведется от лица главного героя, который был свидетелем и непосредственным участником описываемых событий.

Основная проблема романа – проблема чести и долга, о чем говорит и эпиграф к произведению – русская пословица: "Береги честь смолоду". Все герои по разному проявляют эти качества. Так, Петр Гринев, несмотря ни на что, не нарушает присяги, данной императрице, защищает Марью Ивановну Миронову, впоследствии ставшую его женой. Швабрин, наоборот, при первой же возможности переходит на сторону Пугачева, не разделяя взгляды предводителя восстания и не желая вникать в проблемы народа, в причины, побудившие его идти на крайние меры. Восстание он ненавидит и презирает народ. Крепостной слуга Савельич полностью предан своему молодому барину и помнит наказ старика Гринева следить за сыном, не спуская глаз. Капитан Миронов, отец Марьи Ивановны, комендант Белогорской крепости, до конца сражается с Пугачевым и честно выполняет свой долг. Гринев старший считает нужным для сына служить там, где можно "понюхать пороху", поэтому и отправляет его не в Петербург, а в отдаленную губернию.

Одно из главных действующих лиц романа – Петруша Гринев, в романе он предстает как честный и благородный человек. Он, несмотря на все трудности и ошибки, выполняет завет своего отца: бережет честь смолоду. Хотя Гринев не раз оказывается в руках Пугачева и принимает его милость, даже находит помощь и покровительство, но ни разу не нарушает военной присяги, даже в тех случаях, когда это может угрожать его жизни.

Где бы ни появлялся Петр Гринев, за ним всегда следует его дядька Савельич, крепостной Гриневых, приставленный служить за "барским дитятей". Для него ухаживать и везде следовать за молодым барином – долг и обязанность. Он, что бы ни случилось, везде сопровождает своего барина, оберегая его от разных напастей. Узнав, что Гринев проиграл Зурину сто рублей, он искренне переживает, волнуется о том, что старик Гринев может осудить его за невнимательное отношение к сыну. Что бы он ни делал, постоянно чувствуется его искренняя преданность своему барину.

Капитан Иван Кузьмич Миронов, отец Маши Мироновой, погибает от рук Пугачева, при этом проявляя высокое понимание чести и долга. Он до последней минуты остается верен данной им присяге и даже на вопрос, ответ на который решает его судьбу, он, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: "Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь, ты!" Так же поступает и Иван Игнатович, повторяя слова коменданта крепости, чего не скажешь об уряднике Максимыче, который переходит на сторону Пугачева.