Тема равнодушия в произведении герой нашего времени. Cочинение «Роман «Герой нашего времени» тема «лишних людей. Вопросы и задания

Ольга Нагорнюк

Зачем читать художественную литературу?

Стоит ли читать художественную литературу? Возможно, это бессмысленная трата времени, ведь чтение не приносит денег и не способствует продвижению по карьерной лестнице? А может, и того хуже: книги — зло, поскольку навязывают чужие мысли и заставляют проживать чужие жизни, забывая о своей, реальной? Так стоит ли тратить драгоценные мгновения, отмеренные нам судьбой, на столь бесполезное занятие?

Перед теми, кто любит читать, с головой погружаясь в созданный автором мир и сопереживая его героям, вопрос о важности и нужности художественной литературы не стоит. Для них читать — так же естественно, как дышать. Хотя мотивация у каждого бывает разной.

Кому-то хочется найти в книгах ответы на вопросы, которые ставит перед нами реальная жизнь, для кого-то чтение — возможность уйти от надоевшей обыденности, а кто-то ищет в художественных произведениях отголоски собственных мыслей и чувств.

К сожалению, поклонников художественной литературы становится все меньше. XXI век — это эпоха рационалистов, которые поминутно планируют свое время, главной целью жизни видят построение карьеры и обогащение и взвешивают все «за» и «против» перед принятием любого решения.

1. Чтение формирует навыки грамотности. Ученые доказали: сидя за книгой, человек неосознанно фиксирует в уме правильное написание слов и расстановку знаков препинания, тем самым закрепляя знания правил правописания, полученные в школе.

А зачем мне правила орфографии и пунктуации, — скажете вы. Ведь Word и LanguageTool проверят и исправят ошибки! Верно, только они не придут вам на помощь, когда на собеседовании придется заполнять анкету или писать автобиографию при оформлении на работу. А если случится собственноручно набросать концепцию будущего проекта в присутствии шефа? Вряд ли он оценит ваш авторский подход к правописанию.

2. Художественная литература обогащает словарный запас (лексику), учит правильно формулировать фразы, воспитывает «чувство языка». Грамотная и правильная речь всегда считалась признаком интеллигентного и образованного человека. Разве вы не хотите выглядеть таким в глазах окружающих, в том числе, вашего руководства?

В условиях поголовного увлечения новейшими IT-технологиями и современными гаджетами вероятность оказаться в среде образованных людей, чьи интересы лежат в плоскости литературы и искусства, невероятно мала. Однако она все же есть. Окажись вы среди интеллигентных людей арт-мира — в театре, на литературном вечере или презентации новой книги, — о чем вы будет с ними говорить? О последней модели айпада? А чем будете пользоваться? Предлогами и междометиями?

Знание художественной литературы внушает чувство уверенности: попади вы в окружение ценителей словесности, вам не грозит опасность выглядеть там белой вороной.

3. Художественная литература развивает образное мышление, и в этом с ней не сравнится ни кино, ни театр, ни изобразительное искусство.

Картинка не оставляет простора для воображения. Художественное слово, богатое иносказаниями и авторскими оборотами речи, подчас восхищающими своей многозначностью, а иногда оставляющими привкус недосказанности, заставляет нас самих додумывать и фантазировать, подключая к этому процессу собственное воображение.

Два человека, прочитавшие описание встречи князя Болконского с дубом в «Войне и мире», совершенно по-разному представят себе картину, нарисованную Львом Толстым. Этим ценны книги: они не навязывают зрительный образ, а только дают толчок фантазии читателя.

4. Художественная литература обогащает эмоциональный опыт. Перипетии сюжета и терзания героев учат нас сопереживать: расстраиваться — когда их постигают неудачи, и испытывать радость от чужих побед.

Поэтому в детстве у нас захватывает дух от романов Жюля Верна и Джека Лондона, в юности мы увлеченно следуем за героями Вальтера Скотта и Майн Рида, а в зрелом возрасте зачитываемся произведениями Уильяма Фолкнера и Франца Кафки.

Мир художественного произведения отнюдь не подменяет реальность. Он, скорее, дополняет ее, даря то, чего не хватает читателю в повседневной жизни: интересные приключения, глубокие чувства, яркие эмоции, мудрость поколений.

5. Не стоит забывать о воспитательной функции книг. Менять характер взрослого человека бессмысленно, ибо невозможно. А вот формировать поведенческую базу в детстве, используя не назидательные нотации, транзитом пролетающие мимо ребенка, а примеры из жизни литературных героев, вполне реально.

«Незнайка» Н. Носова и «Остров сокровищ» Р. Стивенсона, «Приключения Тома Сойера» М. Твена и «Последний из могикан» Ф. Купера, «Приключения Алисы» К. Булычева и «Волшебник изумрудного города» А. Волкова — книги, находящиеся вне времени, которые рассказывают о дружбе и верности, учат добру и честности.

6. Через художественные произведения можно познавать эпохи. Процесс знакомства с историей посредством художественных книг проходит намного интереснее, чем с помощью научной литературы, отличающейся сухостью изложения, или фильмов, чьи сценаристы зачастую не заботятся об исторической достоверности.

Время правления Людовика XIII и нравы, царившие при дворе французского короля, отлично описаны у А. Дюма в его «Трех мушкетерах», предыстория и ход Грюнвальдской битвы 1410 года достоверно переданы в «Крестоносцах» Генрика Сенкевича, революцию 1917 года и гражданскую войну в России можно изучать по романам «Тихий Дон» М. Шолохова и «Хождение по мукам» А. Толстого.

Ценность художественных романов состоит в том, что они передают дух эпохи, чего остро не хватает исследовательской исторической литературе. Написанные живым языком, повествующие о приключениях вымышленных персонажей, сосуществующих на страницах книг с реальными историческими личностями, эти произведения заставляют совсем по иному взглянуть на историю, представленную в школьных учебниках в виде сухих дат и фактов.

Убеждая вас в пользе художественной литературы, мы сознательно не упоминали современные любовные романы , детективы, фантастику и фентзи. Большинство из них не представляет никакой художественной ценности и, несмотря на попытки редакторов придать им читабельный вид, отличаются бедностью речи, примитивностью сюжета и наличием литературных ляпов, сводящих к нулю эстетическую ценность этих творений.

Но не все так плохо. Современная художественная литература имеет достойных представителей, чьи произведения, возможно, лет через 30-40, будут причислены к классике мировой литературы. Это Виктор Пелевин и Венедикт Ерофеев, Алексей Варламов и Борис Акунин, Олег Павлов и Сергей Сенчин, Сергей Довлатов и Людмила Петрушевская. Молодежи стоит начать знакомство с современной литературой именно с этих авторов.

Можно ли чем-то заменить художественную литературу? С таким же успехом попробуйте спросить кофемана: «Будет ли эрзац достойной альтернативой кофе?» Как бы ни хвалили критики экранные постановки «Идиота», режиссеры никогда не смогут передать многогранность чувств князя Мышкина, филигранно описанные Достоевским.

Более тридцати экранизаций пережила «Анна Каренина», но ни один из фильмов не повторил успех бессмертного произведения Толстого. Вспомнят ли о них через 10, 20, 30 лет? Вряд ли. Время все расставляет по своим местам.

Можно найти массу доводов, убедительно доказывающих: чтение книг приносит практическую пользу. Но заставить любить и читать художественную литературу, доказывая ее нужность, важность и полезность, на наш взгляд, нельзя. Это как с любовью: мы либо любим человека, либо нет — заставить полюбить невозможно.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

аргументы к сочинению

Проблема человеческого равнодушия так же, как и проблема отзывчивости, милосердия, – важнейшая в мировой литературе.

мы видим двух героев – Егора Полушкина и Фёдора Бурьянова. Показательно их отношение к природе родного края. Поставленный егерем, Бурьянов незаконно рубит лес себе на дом, безжалостно обдирает липу на лыко, за деньги водит людей на рыбалку и охоту в заповедный лес и на озеро. Он равнодушен абсолютно ко всему, кроме собственной выгоды. Но, как пишет Васильев, при этом герой – самый уважаемый человек в округе. Совсем другой Егор Полушкин: у него сердце щемит, когда туристы поджигают муравейник, мешающий отдыхать на природе, он горюет, что на деревообрабатывающий завод ушли почти все бескрайние раньше леса и не селятся больше на озере лебеди. Он не может работать «без сердца», просто ради денег, поэтому и не задерживается ни на одной работе подолгу, так как к любому делу подходит с душой, а не формально. Всё это, конечно же, не нравится начальству, которому нужен «срочный план». Став егерем вместо Бурьянова, Егор первым делом занимается облагораживаем и защитой родного леса. Так, он вырезает деревянные указатели в виде лесных зверушек, а вместо запретительных надписей вместе с сыном устанавливает щиты со стихами предупредительного характера, покупает на собственные деньги в Москве лебедей и привозит их на озеро. Защищая именно этих птиц, и погибает Егор от рук браконьеров, которых привёл в заповедник бывший лесничий Бурьянов, желающий отомстить Полушкину за своё потерянное «благополучие» и «всеобщее уважение».

Давно потерявшим интерес к жизни, равнодушно взирающим на людей и события, представляется вначале

И хотя в продолжении произведения мы видим, как чувства Печорина ещё вспыхивают при мысли потерять единственную любовь своей жизни – Веру, это не опровергает его общего взгляда на жизнь – пустота, бессмысленность, всеобщее равнодушие. Вспыхнувшие при прочтении прощального письма возлюбленной боль и отчаяние вскоре уступают место разочарованию, мыслям, что попытки сделать Веру счастливой бесплодны, так как он, Печорин, не способен на долгие чувства. Лермонтов не зря называет Григория Александровича героем своего времени. По мнению автора, эпоха, где умному, думающему человеку с собственными идеалами и идеями негде приложить свои силы, сделала героя таким апатичным, представляющим жизнь как картину, события которой не касаются его самого настолько, чтобы ранить, а тем более, чтобы заставить действовать, пытаться как-то изменить сложившуюся ситуацию.

Равнодушен полковник из рассказа

такой блистательный, предупредительный, любящий и заботливый отец для Вареньки, в которую страстно влюблён главный герой произведения – Иван Васильевич, он безжалостен к солдату, подвергнутому страшному наказанию – битью шпицрутенами. Полковника не в силах разжалобить стоны: «Помилуйте, братцы!» Он не позволяет ослабить наказание, но напротив, бьёт по лицу одного из солдат, не слишком сильно опустившего свою палку на спину наказуемого. Всё увиденное повергает в шок Ивана Васильевича, случайно ставшего свидетелей этой сцены. Его буквально тошнит от ужаса, так как он не понимает, чем может быть вызвано подобное не просто равнодушное, но бесчеловечное отношение к людям. После этого главный герой принимает решение отказаться от какой бы то ни было карьеры, чтобы никогда в жизни никому, даже случайно, не причинить зла. И из слов других героев мы узнаём, что всю жизнь он занимался помощью близким.

Равнодушен Берг, зять семьи Ростовых,

Во время того как жители спешно покидают Москву, куда вот-вот должен вступить Наполеон, у Берга одно желание – подешевле купить дорогую мебель и прочие вещи, которые люди готовы отдать за бесценок. Он идёт в дом Ростовых просить лошадей и телегу, чтобы вывезти всё из города. Перед своим тестем, графом Ростовым, Берг оправдывает себя тем, что этот подарок будет приятен дочери Ростова и его, Берга, жене – Верочке. Каково же его удивление, когда он видит, как юная Наташа Ростова, кипя негодованием, буквально заставляет мать отдать подводы, приготовленные для перевозки вещей («приданого»), раненым солдатам, двигающимся после Бородинского сражения в тыл.

Вообще, за редким исключением, высшее общество Петербурга и Москвы (эта, по словам Толстого, «великосветская чернь») показано писателем абсолютно безучастным к чему бы то ни было, кроме собственного благополучия. Война для них – лишь возможность получить новые чины и награды, но никак не трагедия народа. Их ложный патриотизм комичен. Так, они отказываются говорить на французском языке, называя его языком «корсиканского чудовища», захватчика, тирана и убийцы – Наполеона. Конечно, не таков Пьер Безухов, на собственные деньги снаряжающий целый полк, спасающий чужую девочку из горящего дома во время пожара в Москве и называющий себя её отцом, чтобы защитить от французских солдат. Не равнодушен Андрей Болконский, отказывающийся от службы в чине адъютанта Кутузова при штабе и вместо этого становящийся полковым офицером, которого солдаты за заботу о них впоследствии ласково назовут «наш князь».

Множество примеров равнодушия мы находим в произведениях А.П. Чехова. Так, главный герой – хозяин ломбарда Иудин – совершенно безразличен к проблемам людей, приносящих ему вещи в последней надежде получить деньги. С притворной горечью рассуждая о социальной несправедливости, о скупости богатых и унизительном существовании бедняков, на которых высшим слоям общества наплевать, главный герой сам не стремится облегчить нелёгкую участь своих просителей. Ни одну вещь он не оценивает достойно, напротив, максимально снижает цену, говоря: «А то ведь и прогореть недолго».

Другой герой Чехова

из бессребреника, врача, мечтающего помогать людям, постепенно превращается в человека, апатичного к любым проявлениям жизни – любви, природе, дружбе. Лишь одна страсть волнует его сердце – это деньги.

Похожего героя мы находим в ещё одном

всю жизнь мечтал об одном – купить поместье и разводить там крыжовник. Ко всему, кроме жизни барином и разведения крыжовника, герой был безучастен. Своей мечте он посвятил все силы, от жадности даже жену в могилу свёл. Чехов показывает, как жалка жизнь героя, стремится донести до читателя, что равнодушие ко всему, кроме собственного благополучия и спокойствия, губительно для души человека. Чехов словами рассказчика обращается к читателям с призывом не быть равнодушными к проблемам других людей. Используя образ человека с молоточком, который должен стоять за дверью у каждого счастливого и благополучного человека и стуком напоминать ему о том, что на свете есть те, кто нуждается в помощи, писатель восклицает: «Делайте добро!»

говорится о том, как люди отказываются выйти в глухую морозную ночь на крики, раздающиеся вдалеке. Это крики о помощи. Герои оправдывают себя тем, что испортилось ружьё, что это не их дело, да и вообще: кто будет ходить по лесу в метель. Они благодарят Бога за то, что заборы у них высокие, а во дворе злые собаки… Все они воплощение «чёрствого благоразумия».

Совсем другого героя мы встречаем на страницах

помогает семье Мерцаловых, оказавшейся в ужасающих условиях: отец в бесплодных поисках работы, смерть старшей дочери, тяжёлая болезнь младшей девочки. Всех их ожидает гибель от голода или, в лучшем случае, – приют для бездомных. Доктор помогает Мерцаловым, даже не называя себя, а на просьбу главы семейства сказать своё имя, чтобы дети могли помолиться за доброго человека, лишь машет рукой, отправляет его к семье и просит никогда не отчаиваться.

Не остался безучастным к чужому горю и герой

Андрей Соколов, переживший фашистский плен, потерявший во время войны всю семью, не очерствел. Его сердце ещё готово любить, поэтому он берёт на себя ответственность и берёт на воспитание мальчика-сироту Ванюшу.

рассказывается история шестнадцатилетнего Холдена Колфилда. Его главная проблема состоит в том, что он отказывается признавать равнодушие мира взрослых, которых волнует лишь материальная стабильность и собственное благополучие. Лицемерие, обман, абсолютная безучастность ко всему, что не касается лично их, – таким представляется подростку мир взрослых. Отсюда и его постоянный конфликт с родителями и учителями. Герой ищет в мире любовь, искренность, добро, но видит это только в детях. Причём в детях маленьких, именно поэтому его заветное желание – ловить детей, чтобы они не свалились в пропасть. «Над пропастью во ржи» – это метафора равнодушного мира взрослых. Стремление ловить детей – это желание уберечь душу ребёнка от разрушающего эгоизма, чопорности, насилия, обмана взрослой жизни.

"Равнодушие - паралич души, преждевременная смерть" - говорил великий писатель Антон Павлович Чехов. Это бесспорно. Равнодушный человек не живет, а существует, потому как равнодушие съедает человека изнутри, делает его черствым и безразличным к окружающему миру, отбирает тягу к жизни.

Многие писатели и поэты раскрывали тему равнодушия в своих произведениях, так например Михаил Юрьевич Лермонтов в романе "Герой нашего времени".

Главный герой произведения - Георгий Александрович Печорин - офицер русской императорской армии, человек имеющий высокий статус в обществе, он харизматичен, красив собой и умён, появляется "лишним" человеком. Он равнодушен к окружающим его людям, он не понимает общество, в котором находится, ему безразлично его окружение. Его не вдохновляют ценности общества, он не гонится за богатством. Так же Печорин эгоист и индивидуалист. Он ставит себя выше других и не может довериться людям.

Печорин равнодушно рушит жизни других людей в попытках построить свою собственную. Например Белла: он испортил молодой девушке судьбу, не испытав при этом счастья. Как только он добился своей цели, влюбил девушку в себя, она стала скучна ему. Или же старуха и слепой мальчик. Из-за Печорина ни лишились доходов, а следовательно средств на существование. Печорин очень противоречивая натура: он осуждает себя за все зло, но продолжает его совершать. Единственное, что заботит главного героя - это его личные желания. Печорин не живет, он существует и все это именно из-за его равнодушия.

Я думаю, что люди не должны быть равнодушными друг к другу и окружающему миру. Человек, равнодушный к окружающему его миру никогда не будет жить полноценной жизнью.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-12-03

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.