Театральное искусство и его особенности. История возникновения русского театра Возникновение театра

Театральное искусство уходит своими истоками в глубокую древность к тотемическим пляскам, к ритуальному копированию повадок животных, к исполнению обрядов с употреблением специальных костюмов, масок, татуировки и раскраски тела. На ранних ступенях развития театра драматург и исполнитель объединялись в одном лице.

В античном мире на спектакли собиралось до полутора десятков тысяч зрителей. Действие спектаклей развертывалось на лоне природы, как бы оставаясь событием самой жизни. Это придавало античному театру естественность и живость.

В Средние века театр развивается в формах, восходящих к литургической драме, исполнявшейся как часть церковной службы. В XIII-XIV вв. возникают обособленные от службы жанры -- мистерия, миракль, в эти церковные постановки проникают народные мотивы и представления. Народные формы театра осуществляются и через самодеятельное творчество, и как уличные спектакли бродячих актеров. В XV в. возникает наиболее демократический жанр средневекового театра -- фарс, остроумно воспроизводивший быт и нравы современников.

В эпоху Возрождения народные формы театрального искусства проникаются гуманизмом (итальянская комедия масок), театр обретает философичность, становится средством анализа состояния мира (Шекспир), инструментом социальной борьбы (Лопе де Вега).

Театр классицизма (XVII в.) -- актуальное искусство своей эпохи, построенное на базе нормативной эстетики (Буало) и рационалистической философии (Декарт). В его основе -- великая трагедийная (Расин, Корнель) и великая комедийная (Мольер) драматургия, утверждающая идеальных героев, высмеивающая пороки. Актеры воплощают общечеловеческие черты персонажей, пренебрегая их конкретно-историческими и национальными особенностями. Театр классицизма -- в центре художественных интересов двора, и потребностей публики.

В XVIII в. в театр проникают просветительские идеи (Дидро, Лессинг), он становится средством социальной борьбы третьего сословия против феодализма. Актеры стремятся выразить социальное положение персонажа.

В первой половине XIX в. распространяется романтический театр. Его отличают повышенная эмоциональность, лиризм, бунтарский пафос, характерность в изображении персонажей.

В 30-х годах XIX в. господствующим направлением в театре становится критический реализм. Это направление развивается на основе драматургии Гоголя, Островского, а позже Чехова, Ибсена, Шоу. Театр становится глубоко национальным и демократизируется, развиваются его массовые, народные формы. Возникают театры, рассчитанные на простонародье: «бульварные» (Париж), «малые» (Нью-Йорк), театры предместий (Вена).

Русское сценическое искусство XIX в. -- театр реализма, острой социальной проблематики, критического отношения к действительности, доходящего до ее сатирического изобличения, типизации жизни, психологического анализа личности.

В первой трети ХХ века в театре произошла Великая реформа: в театр пришел режиссер. Это завоевание ХХ в. Режиссеры К. Станиславский, В. Мейерхольд, М. Рейнхардт, А. Аппиа, Г. Крэг, Л. Курбас создали новые научные теории сценического искусства. В новейшее время основным принципом спектакля становится ансамбль. Режиссер руководит этим ансамблем (труппой), истолковывает замысел драматурга, воплощает пьесу в спектакль и организует весь его ход.

Началась еще в глубокой древности. Пусть в те времена царило рабство и не было образования. Но люди знали, что такое театр. Вырастая из глубин долгой человеческой истории, своими корнями он уходит в загадки древнейших народных массовых обрядов, игрищ и празднеств. Возникшие на этой основе традиционные первичные действа комического и трагедийного характера (типа сатурналий, мистерий) содержали элементы драматического (в мифологическом оформлении) сюжета, включали танцы, диалог, хоровые песни, ряженье, маски. Постепенно происходило отделение действия и обрядово-культовых основ, выделение из толпы хора героев, превращение массового значимого празднества в организуемое зрелище. Все это создало предпосылки для появления столь любимой всеми литературной драмы. Принужденное расчленение на зрителей и актеров выявило общественные важные функции этого

Данный процесс отчетливо выразился в театре Древней Греции, который оказал огромное влияние на активное развитие европейского искусства. В городах-государствах он стал важной главой общественной жизни. Что такое театр в Древней Греции? Представления тогда являлись всенародным большим празднеством. На огромных, гигантских амфитеатрах, находящихся под открытым небом, собирались целые десятки тысяч завороженных зрителей. Помимо имеющихся профессиональных актеров могло разыгрываться представление и самими гражданами — непосредственно участниками хора. Танец и музыка оставались необходимыми, главными элементами действия.

Что же такое театр в Древнем Риме? Здесь развилась более активно постановочная сторона большинства спектаклей, изменился даже тип сцены, возросла профессиональная театральная техника, возникли разнообразные виды представлений (музыкально-танцевальные зрелища на мифологические сюжеты — пантомимы, которые, достигнув в эпоху Империи своего расцвета, оставались вплоть до 5 в. наиболее популярным театральным жанром).

Европейский театр Средневековья практически прекратил существование. Уильям Шекспир и еще несколько драматургов в XV в. возродили его. Тогда все без исключения роли в спектаклях исполняли мальчики и мужчины. Актрисы впервые появились в популярных труппах итальянских бродячих актеров, которые разыгрывали комедии «цель арте» (небольшие комические пьесы с обязательным участием персонажей-масок).

Гуманистическая культура периода Ренессанса возрождала традиции античного театрального искусства, объединив их с богатыми традициями народного национального достояния. В пьесах известных драматургов данной эпохи раскрывалась история в острейших политических и социальных конфликтах.

Подъем театра связан с активным распространением классицизма, общественная почва которого — укрепление неких абсолютистских режимов в некоторых европейских странах. Задачей актеров стало создание сложного образа героя, который преодолевает в ходе внутренней борьбы и жестоких испытаний собственную раздвоенность между требованиями общества и частным интересом. Современные проблемы в этот период приобретали как отвлеченный, так и общезначимый характер. Вот что такое театр классицизма.

Во второй половине 18-го века он становится главным выразителем идей бурного буржуазного Просвещения. В искусстве актеров того времени высокая гражданственность отлично сочеталась с активным стремлением к созданию новых целостных характеров, проявляющих интерес к исторической правде.

Романтизм стал выразителем чаяний демократической массы и гуманистических идеалов. Под знаменем этой эпохи в драме развернулась серьезная борьба с таким себе эпигонским классицизмом — за народность, историзм, национальную самобытность.

Реализм, что был подготовлен театром а потом и романтизмом, приобрел достойные самостоятельные формы в 30-40гг. 19 в. и достиг наивысшего господствующего положения к середине столетия.

В современном театре производится синтез очень многих видов искусства, общественных проблем и эмоций — психологического анализа, высокой нравственной проблематики, непосредственности эмоционального состояния, достоверность и гротеск, переживание и отстранение, лирика и сатира. Все это вступает в самые смелые и неожиданные сочетания. Что такое театр современности? Это ярко выраженная тенденция стремления к повышенной активности образов, к экономии важных художественных средств, а также их содержательности. Сегодня этот вид искусства немыслим без режиссера. Также значимой сейчас является сценография.

Всё началось в первобытном обществе, когда человек полностью зависел от непонятных ему сил природы. Смена времен года, неожиданные холода, неурожай, пожары, болезни – всё приписывалось сверхъестественным силам, которые надо было расположить к себе. Одним из верных способов достижения успеха была магия или волшебство. Оно состояло в том, что перед началом любого труда разыгрывалась сценка, изображающая успешное завершение этого процесса. Участники этих представлений использовали сложную пантомиму, сопровождая ее пением, музыкой и танцами. И в этих обрядовых действиях уже начали проявляться элементы современного театра… Photo-1L

В Древнем Египте уже в конце третьего тысячелетия до н.э. ежегодно при храмах устраивались театральные сценки о покровителе земледельцев и ремесленников – боге Осирисе.

В Греции издавна были распространены обряды карнавального типа в честь сельских богов. Большую роль в развитии греческого театра сыграл культ бога Диониса. Эти представления состояли из трех трагедий и трех комедий. Театры сооружались под открытым небом и были огромных размеров. Актёрами были только мужчины, которые играли и женские роли. Персонажи комедий должны были вызывать смех, поэтому маски, в которые облачались актёры, имели приплюснутые носы, оттопыренные губы и выпученные глаза. В Греции были также популярны зрелища народного театра, которые назывались мимами. Мим – это небольшая сценка бытового или сатирического характера, в которой изображались и рыночные воришки, и мифологические герои. В них выступали не только мужчины, но и женщины, и в этих театральных постановках актёры выступали без масок.

Театр Древнего Рима – это зрелище, предназначенное в основном для развлечения публики. А актёров считали людьми самых низших сословий, но некоторые актеры достигли всеобщего уважения.

Театр Эпохи Возрождения, это спектакли были жизнерадостные, насыщенные острой сатирой и сочным юмором. Театральные зрелища устраивались на площадях, на деревянных подмостках, вокруг которых всегда была большая толпа народа. Театры начали сосредотачиваться в крупных промышленных и культурных городах. В тот же период происходит деление театра по видам. Опера, например, возникла на рубеже 16-17 века, балет с середины 18 века, оперетта с середины 19 века.

Особенностью драматургии этой эпохи театра было присутствие высокого героического начала, разделение понятий на добро и зло, свободного перехода от возвышенного к низменному, от трагического к комическому.

Эпоха Возрождения и дала толчок к дальнейшему развитию театра и приближению его к тому, который мы знаем сейчас.

Слово «театр» известно всем, даже самым маленьким детям. Кто из нас не любил ходить в кукольный театр, где безликие игрушки вдруг оживали в умелых руках кукловода и превращались в волшебные живые существа…. Повзрослев, мы, выбирая между театром и кино, зачастую предпочитаем последнее. Но только в театре можно почувствовать живую силу, исходящую от актеров, только театр может захватить зрителя своим великолепием.

Как же он появился?
Первый театр появился в Афинах, в 497 году до н.э. Его появление было связано с состязаниями певцов, поэтов и актеров в честь праздника бога Диониса. Для зрителей не были предусмотрены особые удобства, но их это не смущало, и они рассаживались на холме, чтобы наблюдать за состязаниями. Для актеров были сделаны деревянные подмостки, которые, однако, были позднее заменены более удобную арену.

Участники состязаний показывали свои выступления на сцене, окруженной низкой стенкой, благодаря которой можно было спрятать пока ненужный реквизит и декорации. Для выступающих была предусмотрена и палатка, где можно было переодеться. Так как праздник был посвящен Дионису, нет ничего удивительного, что в центре площадки стоял жертвенник богу, и все действие разворачивалось вокруг него.

Чуть позже древнегреческий театр изменился. Зрители, наконец, смогли занять «настоящие» места - для них были сооружены сидения из мрамора (для почетных гостей) и из камня (для зрителей попроще). Среди зрительских мест располагались резонирующие сосуды, обеспечивавшие усиление звука.

В Риме первый каменный театр появился только в 55 году до н.э. До этого актеры и зрители довольствовались лишь временными деревянными постройками.

Спектакли прошлых лет мало походили на то, что мы понимаем под спектаклем сегодня. На сцене мог быть только один актер, менявший маски и игравший сразу несколько ролей. Необходимость масок была обусловлена большими размерами театров, вмещавших десять, а то и семнадцать тысяч человек. Разглядеть черты лица актера с далекого расстояния было практически невозможно, и маски легко решали эту проблему. Актеры Древней Греции были людьми уважаемыми, только свободный мужчина мог стать актером, в отличие от римских «коллег». Римские же актеры были выходцами из среды рабов или вольноотпущенных.

В древнегреческих театрах в основу представлений были положены мифы, трактовавшиеся по-своему актерами и авторами пьес. Римский театр практически полностью перенял сюжеты из греческой драматургии, обработав их для римских зрителей.

Расцвет древнегреческой драматургии приходится на пятый век до н.э. Это были времена Эсхила, Софокла и Еврипида. В развитие римского театра большой вклад внес грек Ливий Андроник, обучавший греческому и латинскому языку сыновей римской знати. Известен также Гней Невий, достигший славы благодаря своим комедиям. Представителями следующих поколений римских драматургов были Тит Макций Плавт, Публий Теренций, а затем Гораций и Сенека.

Первые театральные постановки ставили когда-то прямо на улице. В основном, представления устраивали бродячие артисты. Они могли петь, танцевать, надевали различные костюмы, изображая зверей. Каждый делал то, что у него получалось лучше всего. Новый вид искусства постепенно развивался, актеры совершенствовали свое мастерство.

Первый театр в мире

Слово «театр» в переводе с греческого означает место для проведения зрелищ и само зрелище. Первое подобное культурное заведение, предположительно, возникло в Греции. Произошло это в V-IV веках до н. э. Эта эпоха получила название «классической». Для характерны гармония и баланс во всех элементах и составляющих. Древнегреческий театр появился благодаря поклонению различным богам.

Театр Диониса - это самое старое театральное сооружение. Бог виноделия, растительности и природы высоко почитался древними греками. Дионису посвящали культовые обряды, которые постепенно переросли в настоящие трагедии и комедии. Ритуальные празднества превратились в настоящие театральные действа. Сооружение представляло собой пространство под открытым небом. Зрители изначально располагались на деревянных местах. настолько почиталось в Древней Греции, что неимущим гражданам власти давали деньги на спектакли. Запрещено было смотреть постановки замужним женщинам.

Первый храм искусств имел три основные части:

  • орхестру - на ней выступали танцоры и хор;
  • зрительный зал - располагался вокруг орхестры;
  • здание скены, где располагались комнаты для артистов.

Занавеса и привычной сцены не было, а все женские роли играли мужчины. Актеры за один спектакль несколько раз меняли роль, поэтому должны были отменно танцевать и петь. Облик актеров меняли при помощи масок. Рядом с сооружением находился храм Диониса.

Античный театр заложил основы и сущность современного. Самым близким по жанру можно назвать театр драмы. Со временем появлялось все больше различных жанров.

Театральные жанры

Театральные жанры в современном мире так разнообразны. Это искусство синтезирует в себе литературу, музыку, хореографию, вокал, изобразительное искусство. Они выражают различные эмоции и ситуации. Человечество постоянно развивается. В связи с этим появляются разнообразные жанры. Они зависят от страны, в которой зарождаются, от культурного развития населения, от настроения зрителей и их запросов.

Перечислим некоторые виды жанров: драма, комедия, монодрама, водевиль, феерия, пародия, мим, фарс, моралите, пастораль, мюзикл, трагикомедия, мелодрама и другие.

Жанры театрального искусства не могут конкурировать между собой. Они интересны каждый по-своему. Зрители, которые любят театр оперы, с не меньшим удовольствием посещают театр комедии.

Самые популярные виды театральных жанров - это драма, комедия, трагикомедия, мюзикл, пародия и водевиль.

В драме можно увидеть и трагические, и комические моменты. Здесь всегда очень интересно наблюдать за работой актеров. Роли такого жанра непростые и легко вовлекают зрителя в сопереживание и анализ.

Комедийные постановки имеют основную цель - вызвать смех у зрителя. Для высмеивания тех или иных ситуаций актеры также должны хорошо постараться. Ведь зритель должен им поверить! Комедийные роли играть так же сложно, как и драматические. Элемент сатиры при этом облегчает просмотр спектакля.

Трагедия всегда связана с конфликтной ситуацией, о которой и рассказывает постановка. Этот жанр был одним из первых, появившихся в Древней Греции. Так же, как и комедия.

Мюзикл имеет много поклонников. Это всегда яркое действие с танцами, песнями, интересным сюжетом и долей юмора. Второе название этого жанра - музыкальная комедия. Он появился в США в конце 19-го века.

Разновидности

Виды театров напрямую связаны с жанрами, которые представлены в них. Хотя они выражают не столько жанр, сколько форму актерской игры. Перечислим некоторые из них:

  • оперный;
  • драматический;
  • детский;
  • авторский;
  • театр одного актера;
  • театр света;
  • музыкальной комедии;
  • театр сатиры;
  • театр поэзии;
  • театр танца;
  • эстрадный;
  • театр роботов;
  • балетный;
  • театр зверей;
  • театр инвалидов;
  • крепостной;
  • театр теней;
  • театр пантомимы;
  • театр песни;
  • уличный.

Театр оперы и балета

Опера и балет появились в Италии в эпоху Ренессанса. Первый появился в Венеции в 1637 году. Балет сформировался как отдельный театральный жанр во Франции, преобразовавшись из танцев при дворах. Очень часто эти виды театров объединяют в одном месте.

Опера и балет проходят в сопровождении симфонического оркестра. Музыка становится неотъемлемой частью этих постановок. Она передает настроение, атмосферу всего происходящего на сцене и подчеркивает выступления актеров. Оперные певцы работают голосом и эмоциями, а артисты балета передают все посредством движения. Театры оперы и балета - это всегда красивейшие театральные заведения. Их располагают в богатейших городских зданиях с уникальной архитектурой. Роскошная обстановка, красивый занавес, большие оркестровые ямы - так выглядит это изнутри.

Драматический театр

Здесь главное место отводится актерам и режиссеру. Именно они создают характеры персонажей, перевоплощаясь в необходимые образы. Режиссер передает свое видение и руководит коллективом. Театр драмы называют театром «переживаний». К. С. Станиславский писал свои работы, изучая работу драматических актеров. В ставят не только спектакли - пьесы со сложными сюжетами. Театр драмы включает в свой репертуар комедии, мюзиклы и другие музыкальные спектакли. Все постановки основываются только на драматической литературе.

Театр на любой вкус

Музыкальный театр - место, где можно посмотреть любое из театральных действий. В нем ставят оперы, комедии, оперетты, мюзиклы и все те представления, в которых есть много музыки. Здесь работают и балета, музыканты и актеры. Музыкальный театр объединяет в себе театр оперы, балета, театр оперетты. Любой вид театрального искусства, связанный с эстрадной или классической музыкой, может найти своих поклонников в этом театре.

Кукольный театр

Это особое место. Здесь окунаешься в мир детства и радости. Оформление здесь всегда красочное, привлекающее внимание самых маленьких зрителей. Театр кукол зачастую становится первым театром, в который попадают дети. И от того, какое впечатление он произведет на неискушенного зрителя, зависит будущее отношение малыша к театру. Разнообразие театральных действий строится на использовании кукол различного типа.

В последнее время актеры-кукловоды не прячутся за ширмами, а взаимодействуют с куклами на сцене. Эта идея принадлежит известному С. В. Образцову. Он надевал на руку перчаточную куклу по имени Тяпа и великолепно играл на сцене миниатюры, выступая в роли его отца.

Истоки этого вида театра находятся далеко в Древней Греции. Создавая куклы для обрядов, люди не знали, что это перерастет в настоящее искусство. Театр кукол - это не только приобщение к искусству, но и метод психологической коррекции для самых маленьких.

Театр комедии

Объединил в себе актеров, которые умеют петь и танцевать. Они должны легко вживаться в комедийные образы и не бояться быть смешными. Очень часто можно увидеть «Театры драмы и комедии», «Театры музыкальной комедии». Объединение нескольких жанров в одном театре не мешает сохранять его колорит. Репертуар может включать оперетты, сатирические комедии, мюзиклы, драмы, музыкальные постановки для детей. В театр комедии люди ходят с удовольствием. Зал всегда полный.

Эстрадный театр

Пополнил виды театров относительно недавно. И сразу полюбился зрителю. Первый театр эстрады появился в середине прошлого столетия. Им стал театр в Ленинграде, который открыли в 1939 году. В 2002 году его назвали «Театр эстрады им. А. И. Райкина». Эстрадные артисты включают в себя современных певцов, танцоров, ведущих. Артисты эстрады - это звезды шоу-бизнеса, танцоры и шоумены, как их теперь называют.

В театрах эстрады часто проводят сольные концерты, концерты, посвященные каким-либо памятным датам, играют постановки современных авторов. Здесь проводят концерты юмористы, ставят спектакли-комиксы, постановки на классические произведения. Подобные спектакли может предлагать музыкальный театр.

Театр сатиры

Очень любим зрителями! Со времени своего появления он отображал жизнь горожан, показывал все недостатки и высмеивал их. Актеров всегда знали в лицо, они прекрасно исполняли комические роли не только на сцене, но и в кино. Театры сатиры всегда были в первых рядах тех, кому запрещали ставить те или иные постановки. Это было связано с цензурой. Высмеивая отрицательные стороны поведения человека, нередко можно было переступить грань дозволенности. Запреты только привлекали ещё больше зрителей. Великолепные актеры театра сатиры, которые хорошо известны: А. А. Миронов, Ольга Аросева, Спартак Мишулин, Михаил Державин, Александр Ширвиндт. Благодаря этим людям театры сатиры стали любимы зрителями.

Со временем появляются виды театров, которые либо уже давно забыты, либо совершенно не похожи на что-либо существующее.

Новые веяния

Новые виды храмов искусств удивляют самого искушенного зрителя. Не так давно в Польше появился первый Театр роботов. В нем играют актеры-роботы, которые передают свои эмоции глазами и жестами. Постановки рассчитаны пока на детскую аудиторию, но руководители проекта намерены постоянно расширять репертуар.

Летом театральные постановки выходят на улицу. Это уже стало традицией. В этом году многие фестивали проходили под открытым небом. Прямо возле театров сооружались небольшие сцены, на которых полноценно отыгрывали спектакль. Даже артисты оперы и балета уже выходят за рамки театра, чтобы привлечь как можно больше зрителей.