Театр Российской Армии: схема большого зала, контактная информация. Интересные факты о здании театра российской армии на суворовской площади История театра после открытия

Грандиозное сооружение было первым теат­ральным зданием, построенным в советской Москве. За строительством Центрального теат­ра Красной Армии (так он назывался до 1951 года) наблюдал лично маршал Советского Союза Климент Ефремович Ворошилов. Существует легенда, что необычная форма здания возникла из-за того, что на встрече с архитектором Каро Семеновичем Алабяном маршал взял со стола свою пепельницу в форме звезды, положил на бумагу, обвел и предложил сделать такой проект. И Алабян вместе с коллегой Василием Николаевичем Симбирцевым взялись это осуществить. Если смотреть на театр сверху, то он строго соответствует форме пятиконечной звезды. Говорят, что во время Великой Отечественной войны германские летчики использовали строение как ориентир: три луча из пяти указывают на московские вокзалы, один — на Комсомольскую площадь, а один — на центральную часть столицы.


Возведенное в 1940 году, здание театра было на тот момент одним из самых высоких в Моск­­ве. Кстати, кроме десяти этажей над поверхностью земли, у него есть еще десять подземных. Большой зрительный зал рассчитан на 1500 человек. Малый зал — на 450. Из-за того что архитекторы поставили во главу угла следование форме, возникли проблемы с размещением основных театральных помещений. Традиционно композиция театральных зданий, если смотреть на план, строится вдоль продольной оси симметрии: вход, вестибюль, фойе с кулуарами, зрительный зал, сценическая коробка. Алабяну и Симбирцеву предстояло создать новую объемно-пространственную форму, что было очень сложно. Ядром планировки стал зрительный зал, вокруг которого расположены фойе и залы. В лучах звезды — буфеты и артистические комнаты. Над зрительным залом находится репетиционный, который также служит Малой сценой.

Большой зрительный зал веерного типа — самый вместительный в мире зал драматического театра. Места делятся на сектора, похожие в плане на веер. Когда он проектировался, особое внимание уделялось тому, чтобы все места были одинаково удобными, подчеркивая равенство между классами.

Большой зал Театра Российской армии — крупнейший в Европе, он расcчитан на 1500 зрителей. Фото: PhotoXPress

Сцена для танка

Заказы для строительства театра, которое шло шесть лет, выполняли около 40 заводов. В его оформлении принимали участие лучшие ху­­дожники-монументалисты. фрески акустического потолка расписывал Лев Бруни, железобетонный занавес-портал сделали по эскизам графика Владимира Фаворского его сыновья Никита и Иван. Плафоны над буфетами в амфитеатре создал Александр Дейнека. Парадные мраморные лестницы украсили живописные панно Павла Соколова-Скаля и Александра Гераси­­мова. Вся мебель была изготовлена на заказ.


Но проект был воплощен в жизнь далеко не полностью. По плану на верхней башне здания должна была возвышаться гигантская фигура красноармейца, над центральным фронтоном — скульптурная композиция «Октябрь», а на пяти верхних углах строения — скульптуры, олицетворяющие различные виды войск. На крыше планировалось разбить сад с цветниками и газонами, обустроить там ресторан, танцевальную площадку и кинотеатр, а зимой — зали­­вать каток.

Большой зал театра, спроектированный инженером Иваном Мальцевым, занимает шесть этажей. Сцена состоит из большого вращающегося барабана диаметром 26 м, внутри которого находится малый барабан вдвое меньшего размера, и неподвижных частей. Оба барабана могут вращаться вокруг своей оси независимо друг от друга. Помимо вращающихся дисков, на сцене установлены так называемые столы, которые способны подниматься на высоту 2,5 м и опускаться на глубину 2 м. Всего 19 столов, с помощью которых можно было создать гигантский амфитеатр для съездов. Для таких случаев были предусмотрены специальные щиты, закрывающие оркестровую яму. На сцене

есть даже танковый въезд. Планировалось, что в спектаклях будет участвовать настоящая военная техника. Но говорят, что пол сцены не выдержал веса танка, и машина провалилась вниз на технические этажи. На этих этажах размещены сценические механизмы, кабели, электромоторы и даже собственная электроподстанция, так как театру необходимо очень много энергии. Одних только световых точек в здании около 10 000.

Над большим и малым залами расположена художественная мастерская, в которой изготавливают огромные живописные декорации. Когда декорация готова, ее сворачивают и передают вниз, на сцены, через специальный люк.

Владимир Зельдин и все-все-все

Театр открылся 14 сентября 1940 года спектак­лем «Полководец Суворов». С тех пор на этой сцене состоялось более 300 премьер и прошло около 45 000 спектаклей. Театр Красной Армии был создан еще в 1929 году для обслуживания войск, и десять лет, пока не получил постоянного помещения, выездная труппа кочевала по воинским частям и гарнизонам. В этом году театр отмечает 85-летие. Среди постановок есть и спектакли-долгожители: «Учитель танцев» Лопе де Вега, поставленный в 1946 году, был сыгран более 1900 раз, а премьера 1942 года «Давным-давно» Александра Гладкова — около 1200 раз. В театре служили и служат такие звезды, как Фаина Раневская, Любовь Добр­­жанская, Людмила Фетисова, Нина Сазонова, Людмила Касаткина, Людмила Чурсина, Владимир Зельдин,

Лариса Голубкина, Александр Дик и другие. Так как театр ведомственный, многие актеры проходили на его сцене срочную службу.

Настоящей легендой ЦАТРА стал Владимир Михайлович Зельдин — один из ведущих актеров театра, которому в следующем году должно исполниться 100 лет. Владимир Михайлович служит здесь с 1945 года. Главную роль в спектакле «Учитель танцев» он играл на протяжении почти 30 лет. Зельдина можно увидеть в спектаклях «Танцы с учителем» и «Человек из Ламанчи».

Центральный театр Российской армии

Адрес: Суворовская пл., 2 (м. Достоевская)

Суворовская пл., 2
1934-1940, арх. К. Алабян и В. Симбирцев

Замечательная картинка есть в журнале "Техника молодёжи" (1940. № 2) - Центральный театр Красной армии изнутри:

Особенно понравился танковый въезд.
Текстовый комментарий поясняет:
"В театре полным голосом будут звучать произведения величайших мастеров мировой драматургии и пьесы советских драматургов.
Высота сценической коробки, считая от пола сцены до колосников, откуда спускаются подвешенные на тросах декорации, равна 34 метрам. В такой коробке свободно уместилось бы большое, восьмиэтажное здание.
С обеих сторон сцены расположены просторные боковые помещения. Площадь каждого из них составляет 350 квадратных метров. Это так называемые карманы. Они служат для подготовки объемных декораций. Здесь можно готовить для выхода на сцену «линкор», «бронепоезд» и пр. Для этой же цели может быть использована и задняя сцена. Таким образом, имеется возможность готовить оформление сразу для трех различных действий. А в угловых помещениях, находящихся между карманами и задней сценой, можно хранить оформление на 3-4 спектакля текущего репертуара."

Театр советской армии - один из характерных памятников сталинской архитектуры.

Некоторые искусствоведы и историки считают это здание знаковым, видя в нём отход от "стиля 1930-х гг." и начало сталинского ампира. В любом случае, задумка грандиозная, выполненная к тому же далеко не последними в иерархии того времени архитекторами (депутатом Верховного Совета СССР академиком архитектуры К.С. Алабяном, которому помогал В.Н. Симбнрцев). Традиционно - как это случается со знаковыми сооружениями - в постройке театра нашли отражение сразу несколько аспектов, характерных для имперского по сути сталинского государства.
1. "Армия - вечная любовь империи, она орудие завоеваний, она и образец для общества" (это фраза из статьи Евгения Анисимова).
Империи создавались на подавляющей военизации.
Не случайно, пишет советский журнал, "вдохновителем всей стройки была Красная армия и ее славный полководец маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов. Тов. Ворошилов лично просматривал эскизы художественной росписи, арматуры, мебели и вносил весьма существенные конкретные поправки. Ничто не ускользнуло от внимания наркома. На протяжении всего периода строительства он неустанно заботился о том, чтобы театр был красив, удобен, прост, чтобы театр был достоен советского народа и его великой Красной армии."

"Невольно поднимаешь глаза кверху, чтобы увидеть авиацию. Над головами зрителей, в просторах ясного, голубого неба, реют гордые сталинские соколы. Эта великолепная художественная роспись потолка дает ощущение свободы, раздолья. Важнейшие художественные работы - роспись потолка большого зрительного зала и фойе - выполнены профессорами живописи Л. А. Бруни и В. Л. Фаворским."

2. Искусство - орудие пропаганды.
Невиданных размеров театр должен был показать "картины славного военного прошлоro русского народа. В массовых героических спектаклях найдут отражение яркиe страницы истории, жизни и быта Красной армии, завоевавшей себе еувядающую славу в боях за родину, за социализм."
"Революция поставила искусство на службу народу," - типичная мантра советской прессы, коль скоро речь заходит о культуре.
3. Театральность - вообще характерная черта того времени.
Вспомним застройку главных магистралей домами-декорациями (пышный лицевой фасад и необработанные остальные), физкультурные и военные парады и т.д.
Поэтому новая империя не могла не создать свой большой театр. А уж создав, позаботилась,чтобы он был самым-самым. Отсюда вытекает ещё один принцип.
4. Гигантомания.
Не случайно источники сталинского времени всё время упоминают состязательный характер советского строительства: больше, чем во всём остальном мире, краше, чем до революции.
"Сцена театра приспособлена для самых разнообразных спектаклей и постановок. Её ширина достигает почти 40 метров, а глубина, считая от портала, равна 30 метрам. Но это лишь основная сценическая площадь. Позади нее расположена обширная задняя сцена (арьерсцена), которая тоже может быть использована для театрального действия. Если к этому добавить еще и переднюю часть сцены (просценум), выходящую за границы портала, тo общая глубина всей сцены составит 62 метра. По площади она значительно превосходит зрительный зал. На ней можно развернуть массовое действие с участием более тысячи человек. Здесь можно показать в грандиозных масштабах взятие Зимнего дворца, штурм Перекопа. На такой сцене может «действовать» батальон пехоты, кавалерия, танки. В театре имеется специальный танковый въезд, по которому эти грозные боевые машины будут попадать на сцену ."

"В театрах, которые строила буржуазия, забота о зрителе выше партера и лож не поднималась. Это была забота о богатом посетителе. Для него предназначались удобные, мягкие кресла, шик и роскошь гак называемых "дорогих мест". Зато об удобствах зрителей балкона и особенно галерки не очень беспокоились. Тут стояли общие деревянные скамьи, отсюда почти ничего не было видно, голос актера был едва слышен.
В новом советском театре, в Центральном театре Красной армии, все места одинаково удобны и хороши. Здесь на каждого зрителя приходится вдвое больше простора и воздуха, чем в других театрах. Зрительный зал рассчитан почти на 2 тыс. мест. Это для драматического театра - цифра рекордная. Несмотря на такую большую вместимость, самые дальние кресла балкона отстоят от сцены всего лишь на 28 метров."
5. Город - священное место с собственной символикой.
В самом центре - мавзолей вождя, центральные площади - места для церемоний в честь великих событий.
Площади Коммуны, на которой располагается театр, тоже отводилась важная роль. Здесь должен был сформироваться целый мемориал воинской славы РККА.

"В недалеком будущем преобразится площадь Коммуны, композиционным центром которой служит новый театр. Сейчас слева от него находится обширное здание Центрального дома Красной армии им. М. В. Фрунзе. По другую сторону площади, справа от театра, вырастет такое же обширное здание Центрального музея РККА. Трамвайное движение уйдет в соседние улицы и переулки. Окруженная лесным массивом, эта площадь явится изумительным но красоте уголком Москвы, олицетворяющим грозную силу и величайшую культуру Красной армии, её немеркнущую славу, которая будет жить века и дойдет до наших отдаленных потомков."
6. Архитектура сталинской поры, безусловно, имела собственный язык символов, куда, без сомнения, вписался и Театр Красной армии.
В действительности он стал подлинным гимном советской пятиконечной звезде, наверное, самому важному символу.
Наверное, всем известна легенда, что командарм Ворошилов обвёл карандашом свою маршальскую пепельницу и предложил Алабяну строить театр в подобной форме.

Правда это или вымысел - мне лично неизвестно. Однако, кроме того, что несколько ярусов здания в плане получились пятиконечными звёздами, так и колонны, их обрамляющие, тоже имеют сечение в виде звезды.
Внутри звёзды украшают лестницы, потолки, балконы, светильники.

Что ещё можно добавить?
"В строительстве театра принимали участие лучшие, квалифицированные силы страны. Проект театра разработали архитекторы депутат Верховного Совета СССР академик архитектуры К.С. Алабян и В.Н. Симбнрцев.
Замечательное сценическое устройство, единственное в мире, разработано инженером П. Е. Мальциным. В его работе сказалось внимательное изучение богатейшего олыта работы сцены Московского Художественного академического театра СССР им. А. М. Горького." [Который строили проклятые капиталисты во главе со спонсором большевиков промышленником С.Т. Морозовым]

"Само собой разумеется, что сложное и разнообразное техническое оборудование театра, а также освещение зрительного зала, сцены, фойе и других помещений требуют колоссального количества электроэнергии. Общая установленная мощность по всему театру превышает 4 тыс. киловатт. Это значит, что если одновременно включить все механизмы сцены все световые устройства, то как раз и потребуется такая грандиозная мощность, которой хватило бы на освещение крупного города с населением в несколько десятков тысяч жителей. Театр оборудован собственной электрической подстанцией, мощность которой составляет 2400 киловатт. По всему зданию устроено более 10 тыс. световых точек и проложено около 50 километров многожильного кабеля. Если бы все эти жилы, все электрические и телефонные провода вытянуть в одну линию, то она протянулась бы от Москвы до Киева, на расстояние в 800 километров."

"Над большим зрительным залом находится концертный зал, рассчитанный почти на 500 мест. Здесь будет выступать Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски и лучшие артистические силы столицы. Здесь могут итти и обычные театральные спектакли. Кроме того, этот зал будет служить для театра репетиционным помещением, В этом отношении он представляет большие удобства, потому что здесь такая же широкая сцена, как и внизу.
Над концертным залом расположено просторное помещение художественной мастерской. Здесь готовятся большие живописные декорации."

Кроме того, полностью по задумке театр так и не был воплощён - война помешала, наверное:
"Архитектурное оформление театра полностью еще не завершено. Еще предстоит воздвигнуть на верхней башне здания гигантскую фигуру красноармейца. Ещё должна быть поставлена над центральным фронтоном театра грандиозная скульптура «Октябрь». Пять верхних углов здания украсятся скульптурами, которые изображают различные роды войск Красной армии, в нижних углах будут устроены мощные фонтаны."

Центральный Академический театр Российской Армии. May 15th, 2015

Здание Центрального Академического театра российской армии является ярким памятником архитектуры "Сталинского ампира". Наряду с высотками "Семью сёстрами" является наверное самым узнаваемым зданием этого периода в Москве. Сооружение имеет в плане форму пятиконечной звезды - это очень необычно. К тому же сцена театра считается одной из самых больших, на ней могут устраиваться представления с участием военной техники и кавалерии. Сегодня посмотрим на здание с точки зрения архитектуры. Тем более совсем недавно его фасад стал экраном для на тему 70-и летия Победы.

Здание театра возвели в период с 1934 по 1940 год. Вот уникальное фото со строительства. Надпись "Строим ЦТКА". Это аббревиатура означает Центральный Театр Красной армии.

Архитекторами проекта выступили К. Алабян и В. Симбирцев. Они же, кстати тоже в соавторстве, были авторам не реализованного Дворца Советов. А после войны в 40-е 50-е годы занимались восстановлением Сталинграда. Очень серьезные и востребованные архитекторы.

Масштаб, конечно поражает.

А вот проект, судя по этому эскизу, должен был быть еще масштабнее. Колонны на первом этаже должны были быть переменного сечения, в нижней части 10 угольные, и пятиугольные выше. Над первым ярусом на концах звезды планировалось разместить скульптуры красноармейцев, над входом тоже, над вторым ярусом скульптуры поменьше. И венчать все должна была скульптура красноармейца, держащего в вытянутой руке красную звезду. Чем то напоминает статую Свободы.

Вот отличное фото. тут видно, что над первым ярусом была площадка, по которой можно было прогуляться. Сейчас форму кровли поменяли и площадки там нет. После того, как посмотришь на эскиз, кажется, как будто здание не доделано.

Обратите внимание, какие маленькие деревца в парке.

Внезапно пальмы. Наверное летом в кадках выставляли.

Года не прошло с открытия театра и наступила Великая Отечественная война. Театр, как и все узнаваемые здания Москвы замаскировали, нанеся раскраску, имитирующую жилые дома. Рядом на площади разместились артиллеристы.

Тоже самое и зимой. Около театра была развернута батарея 76-мм зенитных орудий. Удивительно, но во время бомбежек театр не был разрушен.

А это уже послевоенное фото.

1. Театр прекрасно видно издали, например от спорткомплекса Олимпийский.

2. А самый лучший вид открывается из сквера на площади Суворова. Поглядите, как тут все заросло деревьями и кустарником.

3. Собственно сам Суворов смотрит на здание театра и поражается его крутостью.

4.

5. Классический вид.

6. Колонны имеют в сечении профиль пятиконечной звезды. В крыше в конце звезды круглый проем. Есть мнение, что внизу должны были быть фонтаны, бьющие на всю высоту колонн. Нечто подобное можно увидеть перед павильоном "Узбекистан" на ВДНХ.

7. Кстати еще одна интересная особенность. Театр стоит как бы на возвышении и ко входу ведет лестница. Классический прием.

8. Красивый балкончик наверху.

9.

10. Даже решетки, закрывающие окошки цокольного этажа и те со звездами.

11. Немного геометрии. Кстати по периметру здания установлено 80 колонн.

12. Неожиданно выкинули какие то декорации.

13. А вот тут видимо ворота, через которые подают крупногабаритные декорации.

14. По всему периметру есть входные двери.

15. А вот входная группа украшена побогаче. Тут еще очень симпатичные светильники.

16. Очень круто, что перед зданием просторная площадь, можно отойти подальше и рассмотреть все.

17.

18. Ну и еще один весенний вид.

P.S.
Все архивные фото найдены на замечательном сайте

Восхищаться действительно было чем - подобного монументального здания не было ни у одного театра Советского Союза. Кроме того, это был первый ведомственный актерский коллектив в стране, не имевший отношения к Министерству культуры.

По воспоминаниям Владимира Зельдина, правительство СССР рассматривало Театр Красной армии как культурное подразделение в составе вооруженных сил. Следовательно, тематика спектаклей была преимущественно военно-патриотической.

За свою историю театр переименовывался несколько раз. Ныне он называется Центральный академический театр Российской армии (ЦАТРА). Впрочем, смена названий никак не отражалась на его популярности у зрителей.

От агитбригады до театра

История ЦАТРА началась в 1929 году, когда Политуправление Красной армии предложило создать на базе нескольких агитбригад профессиональный театр. Сталину идея понравилась, и уже в феврале следующего года состоялась премьера. Этот день, 6 февраля 1930 г., принято считать днем рождения театра.

Поставленная тогда пьеса называлась «К.В.Ж.Д.» и посвящалась военному конфликту между СССР и Китаем из-за Транссибирской магистрали.

В 1929 году Красная армия разбила китайские войска, восстановив тем самым контроль над железной дорогой. Пьеса о победе как нельзя лучше подходила для молодого театра, созданного в целях военно-патриотического воспитания.

Первые годы собственной сцены у коллектива не было, актеры выступали в Доме Красной армии. Кроме того, по примеру агитбригад, часто гастролировали по военным округам.

География этих гастролей включала как Ленинградскую область, так и Дальний Восток. Таким образом Министерство обороны организовывало культурный досуг красноармейцев, совмещая его с идеологической работой.

Сталинский ампир

Когда Театр Армии отметил пятую годовщину своего основания, правительство СССР решило построить для него собственное здание. В Москве тех лет шла интенсивная застройка, призванная продемонстрировать величие пролетарского государства.

Одобренный партией новый стиль получил название социалистический реализм. Сегодня градостроительство тех лет часто называют сталинским ампиром, отличительная черта которого - монументальная помпезность.

Как раз в таком ключе и задумали здание, где должен был поселиться Театр Армии. По итогам конкурса лучшим был объявлен проект К. Алабяна и В. Симбирцева.

Перед архитекторами стояла сложная задача - соединить специфическую театральную архитектуру с требованием партии, согласно которому здание должно олицетворять мощь Красной армии.

Около 40 заводов, разбросанных по всему Советскому Союзу, выполняли строительные заказы, поэтому можно без преувеличения сказать, что Театр Красной армии строила вся страна.

Проект - в жизнь

Внешнее оформление здания так и не было закончено - помешала война. Например, предполагалось устроить на крыше Большого зала летний сад для прогулок зрителей в антракте. Задуманная фигура красноармейца, которая должна была венчать 62-метровое сооружение, также не была установлена, как и скульптурные группы над центральным фронтоном.

Несмотря на это, Театр Армии, построенный в виде пятиконечной звезды, стал первым московским небоскребом. К слову, звезды в здании присутствуют почти везде, даже монументальные колонны имеют сечение в форме звезды.

Грандиозная высота сооружения сыграла с театром злую шутку во время войны - он был виден на расстоянии 40 км, поэтому служил немецким летчикам отличным ориентиром. Весь коллектив театра, от актеров до технического персонала, принимал участие в работах по маскировке здания.

Сцена и закулисье

Архитекторы постарались воплотить мечты партийного руководства не только во внешнем облике, но и во внутренней проектировке театра. Иногда актеры говорят, что проработав лет 20, а то и больше, они так и не побывали во всех его уголках.

Сцена создавалась в расчете на постановку эпохальных спектаклей и предоставляла режиссерам невиданные возможности. На ней запросто можно развернуть батальон пехоты, кавалерию, есть даже специальный въезд для танка. Таков Театр Армии. Москва может гордиться тем, что самая большая театральная сцена в Европе принадлежит ей.

Правда, монументальные размеры ухудшают акустику. От актеров требуется высокая техника мастерства и определенные навыки выступления. Например, чтобы быть услышанными всеми зрителями, они должны обращать свои реплики только в зал, а не говорить вполоборота.

У персонала, обслуживающего сцену, тоже есть заботы. От него требуется немалое мужество, поскольку высота кулис равна 19 метрам, не говоря уже о верхних колосниках, находящихся на высоте 8-этажного дома. Тем не менее работать здесь всегда считалось престижно, поэтому многие стремились устроиться в Театр Армии.

Зал Большой и Малый

Однако ЦАТРА впечатляет зрителя не только сценой. Большой зал, который вмещает более полутора тысяч человек, не имеет себе равных среди драматических театров мира. А ведь есть еще и Малый зал. Таким образом, почти 2 тысячи зрителей могут одновременно следить за игрой актеров.

Над зрительными залами была устроена художественная мастерская с мостками под потолком, откуда удобно наблюдать за подготовкой гигантских декораций и при необходимости вносить в них изменения.

Маршал Ворошилов любил театр, особенно музыкальные постановки, и принимал активное участие в создании Театра Армии. Он лично просматривал эскизы, наблюдал за росписью потолка в Большом зале, отбирал мебель из дорогих пород дерева, сейчас замененную на современную.

Кстати, по поводу зрительских кресел «Техника- молодежи» писала в 1940 г., что, в отличие от буржуазных театров, где заботились только о богатых посетителях партера и лож, в советском храме Мельпомены все сидения одинаково хороши и удобны.

Киноплощадка

Театр Армии обладает необъятными внутренними пространствами, которые иногда превращались в павильоны, где снимали фильмы. Так, в 1956 году Эльдар Рязанов снял здесь без малого половину комедии «Карнавальная ночь». Именно по холлам Театра Армии прохаживался товарищ Огурцов, наблюдая за репетициями кружков художественной самодеятельности.

В 80-е годы Георгий Данелия избрал в качестве съемочной площадки пространство под вращающейся театральной сценой, чтобы снять фрагмент фильма «Кин-дза-дза», где герои поют в клетке песню "Strangers in the ку".

Афиша 1951 года свидетельствует об изменении в названии театра. Таковым оно оставалось вплоть до 1993 года, когда театр получит нынешнее имя ЦАТРА. Тем не менее главный принцип составления репертуара оставался неизменным - в нем всегда было место для военно-патриотических спектаклей.

«Сталинградцы», «А зори здесь тихие», «Барабанщица», «Фронт», «Флаг адмирала» - эти и другие постановки в разное время шли на сцене театра. Конечно, его репертуар не ограничивался постановкой пьес военной тематики, в нем были также классические и современные спектакли.

Поэтому Большой и Малый залы всегда заполнялись зрителями. Нередко в кассы выстраивались огромные очереди, чтобы купить билет в Театр Армии, адрес которого хорошо был знаком столичным театралам: дом 2 на Суворовской площади.

Какой театр без режиссера

Более 20 лет, начиная с 1935 года, театр возглавлял режиссер Алексей Попов. Будучи профессионалом своего дела, он прекрасно мог распоряжаться пространством огромной сцены, просто показать перипетии самого сложного сюжета. С ним работали такие известные актеры, как Нина Сазонова, Александр Хохлов, Любовь Добржанская, Людмила Касаткина.

В тяжелые военные годы А. Попов поставил музыкальную героическую комедию «Давным-давно» о событиях Отечественной войны 1812 года. Спектакль не сходит со сцены театра вот уже несколько десятилетий. Несмотря на новое поколение актеров и изменившуюся сценографию, идея, атмосфера, смысл и дух пьесы остаются прежними, как и написанная для нее музыка Т. Хренникова.

Безусловно, создавать дорогостоящие декорации, как и поддерживать внушительное здание в надлежащем состоянии, было проще, чем сегодня, ведь Министерство обороны СССР щедро финансировало Театр Советской армии, афиша которого постоянно обновлялась. За свою историю театр поставил более 300 спектаклей.

Творческий коллектив

Каждый театр имеет «своего» зрителя, который следит за всеми премьерами, ходит на все спектакли, где заняты любимые актеры. Есть такой преданный зритель и у ЦАТРА, чья труппа заслуженно считается одной из лучших в Москве.

В течение 71 года и вплоть до недавнего времени на сцене театра выступал Владимир Зельдин. Невзирая на почтенный возраст, он всегда работал с самоотдачей, за что снискал любовь как зрителей, так и коллектива.

Сегодня известные актеры Театра Армии - Людмила Чурсина, Александр Петров, Ольга Богданова, Валерий Абрамов, Лариса Голубкина - продолжают выступать, передавая опыт новому поколению.

С 1995 г. ЦАТРА руководит Борис Морозов. Ему удалось вернуть интерес зрителя к театру, немного ослабевший в предыдущие годы. Под его руководством созданы новые спектакли по произведениям мировой классики, а также современные постановки, полюбившиеся зрителям и отмеченные критикой.

Разнообразие репертуара

В настоящее время на сцене ЦАТРА идет более 20 спектаклей для зрительской аудитории с самыми разными предпочтениями. Разумеется, не забыта и «специализация» театра.

В рамках военной тематики в 2003 году состоялась премьера героической драмы «Севастопольский марш». Этот зрелищный литературно-музыкальный спектакль, созданный по рассказам Льва Толстого, уже 13 лет входит в репертуар театра.

Для тех, кто любит классику, ЦАТРА предлагает оригинальные постановки известных пьес: «Гамлет», «Волки и овцы», «Сон в летнюю ночь», «Скупой», «Чайка», «Царь Федор Иоаннович».

Современные пьесы «Ма Мурэ», «Старомодная комедия», «Игра на клавишах души», «Госпожа министерша», мюзикл Pola Negri, а также спектакли для детей «Доктор Айболит» и «Новогодние приключения Маши и Вити» привлекают сегодня многих зрителей в Театр Российской армии. Отзывы об этих постановках в большинстве своем положительные.

Зрители о ЦАТРА

Построенное в помпезной эстетике физкультурных и военных парадов сталинской эпохи, здание Театра Армии до сих пор поражает зрителей, о чем свидетельствуют их отзывы.

Конечно, не ради архитектурного величия москвичи идут в ЦАТРА. Для многих он продолжает оставаться олицетворением высокого актерского профессионализма, даже если речь идет о детском мюзикле.

Например, спектакль о приключениях Маши и Вити идет с аншлагом, а родители вместе с детьми просто в восторге от красочных костюмов, декораций и прекрасной игры актеров.

В условиях такого мегаполиса, как Москва, местоположение театра играет немаловажную роль. В этом отношении ЦАТРА повезло. Три станции столичной подземки имеют выходы на Суворовскую площадь, где как раз и расположен Театр Армии: метро "Новослободская", "Менделеевская" и "Достоевская".

"Москва украсилась новым замечательным сооружением: построен Центральный театр Красной армии. Грандиозное, монументальное здание театра возвышается на площади Коммуны, одной из наиболее просторных площадей столицы. Оно радует глаз своим чудесным архитектурным обликом, стройной гармонией форм, необычными объемами, высотой. Помимо своего основного назначения - быть центром театральной культуры Красной армии, театр должен служить и великим архитектурным памятником героической армии страны социализма, памятником, который будет существовать многие и многие века. Поэтому зданию театра придана в плане форма пятиконечной красноармейской звезды. Эта эмблема проходит основным, ведущим мотивом во всей архитектуре здания." - журнал "Техника молодежи" 1940 г.


Пройти мимо здания, которое, по мнению некоторых историков, является знаковым в советской архитектуре (начало сталинского ампира), мы не смогли. И одной летней ночью попробовали незаметно попасть внутрь. Зная, что театр относится к Министерству обороны и в нем проходят военную службу по призыву, мы предположили, что через несколько часов после отбоя все будут в объятьях Морфея.

Наша догадка оказалась верной.

01. Свою историю Театр Красной Армии начинает в 1929 году. В этот год, по инициативе Политуправления Рабоче-крестьянской Красной армии (ПУ РККА) для обслуживания войск Красной Армии и их командиров из нескольких агитбригад был образован театр.
6 февраля 1930 года был показан первый спектакль-обозрение "К.В.Ж.Д." (режиссер - В.Федоров, сценарий С. Алимов) посвященный
вооруженному конфликту между Китаем и Советским Союзом в 1929 году из-за южной ветки Транссибирской магистрали. Изначально этот участок дороги был построен по договоренности с Китаем, еще при Российской империи, но после Октябрьской революции (1917 г.) его национализировал Харбинский Совет рабочих и солдатских депутатов. Через две недели китайские войска объяснили, что так делать не надо и разогнали Харбинский Совет. В 1924 году правительство СССР договорилось с Китаем, и дорога перешла в управление советской стороне. Но в 1929 году Китай захватывает КВЖД. Теперь уже Красной Армии приходиться доходчиво объяснять китайцам, что так делать не надо и за два с половиной месяца устраивает полный разгром китайским войскам и восстанавливает управление над дорогой. В 1932 году японские войска захватывают Харбин и присоединяют его к образованному в этом же году марионеточному государству Маньчжоу-го. В свете этих событий Советская власть после многомесячных переговоров продает КВЖД правительству Маньчжоу-го. Через 13 лет Красная Армия вычеркнула из истории марионеточное государство Маньчжоу-го и забрала обратно дорогу, а в 1952 году в знак доброй воли СССР дарит её Китаю на безвозмездной основе.

Эта дата считается днем рождением театра.
До появления отдельного здания, театр играл свои спектакли в Краснознаменном зале Дома Красной Армии (Сейчас - Культурный центр Вооружённых Сил Российской Федерации) и часто гастролировал по красноармейским частям и гарнизонам.


02. Для архитекторов 1930-х годов характерны поиски нового, особого "пролетарского" стиля. Упор шел на преемственность: из классицизма взята ясность и простота форм, но без абстрактной отвлеченности, из барокко - органическое ощущение материальности мира, но без экзальтированности и гипертрофии.
В 1932 году, новый стиль получает одобрение партии, и впервые озвучивается термин - социалистический реализм.

03. Под влиянием нового течения в архитектуре депутат Верховного Совета СССР академик архитектуры Каро Семёнович Алабян (1897 - 1959)
Советский архитектор. Главный архитектор Москвы. В 1929 году был в числе основателей Всероссийского общества пролетарских архитекторов (ВОПРА), которое считало своей целью продвижение " новой пролетарской архитектуры". Помимо театра Красной Армии К.С. Алабян известен и другими работами: павильон Армянской ССР на ВВЦ, наземный вестибюль станции метро "Краснопресненская", сочинский морской вокзал, здание железнодорожного вокзала в Воронеже, планирование жилого райна Химки - Ховрино, участвовал в разработке Генерального плана по реконструкции Москвы. Был лауреатом Государственной премии СССР (1941), лауреатом Ленинской премии (1951), награжден двумя орденами (Орден "Знак Почета", орден Трудового Красного Знамени), получил Гран-при на Международной выставке искусств и техники в Париже. 5 января 1959 года Каро Семенович умирает от рака легких. В его честь названа улица в Москве (ул. Алабяна) и улица в Ереване (ул. Алабяна)

и архитектор Василий Николаевич Симбирцев (1901-1982).

Советский архитектор. Главный архитектор Сталинграда. Один из организаторов Всероссийского общества пролетарских архитекторов (ВОПРА). Помимо работы над Центральным театром Красной Армии, знаменит и другими проектами: павильон Белорусской ССР, жилые дома на Красносельской улице и Ленинградском шоссе, Промбанк на тверской улице. Занимался восстановлением Сталинграда после войны. Был награжден орденом Трудового Красного Знамени и Сталинской премией 2 степени. 19 октября 1982 года Василий Николаевич умирает в Москве. В его честь названа улица в Волгограде (улица имени Симбирцева).

разработали проект Центрального театра Красной Армии.


04. Перед архитекторами была поставлена задача создать здание-монумент олицетворяющее мощь Красной Армии.
(с учетом, что специфика театральных зданий с глубинной сценой уже имела отработанную веками пространственную композицию, развертывающуюся вдоль продольной оси симметрии - вход, вестибюль, фойе с кулуарами, зрительный зал, сценическая коробка).
Создать новую объемно-пространственную форму, которая бы ассоциировалась у зрителя с Красной Армией, было очень сложно.

05. Так как социалистический реализм требовал простоты и ясности форм и никакого абстрактного восприятия, то за основу была выбрана фигура пятиконечной звезды, чтобы даже птицы понимали, что это не просто какой-нибудь театр, а Театр Красной Армии. Звезд в театре огромное количество, даже колонны имеют сечение в виде звезды.

06. Решить поставленные задачи без потерь было невозможно. В Центральном театре Красной Армии хуже акустика, завышенная площадь фойе и холлов, ряд не предусмотренных программой помещений и несколько лишних лестниц.
Все это повлекло к значительному увеличение кубатуры здания.

07. Строительством театра, без преувеличения, занималась вся страна
"Около 40 различных заводов Советского Союза выполняли заказы для этого грандиозного сооружения. Краматорский завод имени Сталина изготовил тяжелые конструкции сцены; ленинградский завод "Электросила" дал театру моторы; Харьковский электромеханический завод - сложное электрооборудование; московский завод "Метро" выполнил наружную арматуру, металлические вешалки, мраморные работы; Мало-Вишерский стекольный завод сделал цветное стекло и всю художественную стеклянную арматуру." - журнал "Техника молодежи".

08. Наверно самое эффектное место в театре - большой зал, рассчитанный на 1520 мест. Это самый вместительный в мире зал драматического театра. Когда он проектировался, особое внимание уделялось тому, чтобы все места были одинаково удобными, подчеркивая равенство между классами. "В театрах, которые строила буржуазия, забота о зрителе выше партера и лож не поднималась. Это была забота о богатом посетителе. Для него предназначались удобные, мягкие кресла, шик и роскошь так называемых "дорогих мест". Зато об удобствах зрителей балкона и особенно галерки не очень беспокоились. Тут стояли общие деревянные скамьи, отсюда почти ничего не было видно, голос актера был едва слышен. Революция поставила искусство на службу народу. И в новом советском театре Красной армии, все места одинаково удобны и хороши." Даже проблему хлопанья сидений решили, закрепив их шарнирно, чтобы они поворачивались бесшумно.

09. Сцена большого зала тоже не маленькая, она считается самой большой не только в Российской Федерации, но и в Европе. Размеры - не единственное в ней, чем может гордиться театр. Технические устройства, и ее механизмы спроектированные инженером И. Е. Мальцином, могли изменять гладкий пол сцены, давая возможность на нем создавать любой рельеф.
Сцена состоит из трех основных частей: большой вращающейся барабан диаметром 26 метров, внутри него находится малый барабан вдвое меньшего размера и неподвижной части. Оба барабана могут вращаться вокруг своей оси независимо друг от друга. Помимо вращающихся дисков на сцене установлены, так называемые столы, которые могут подниматься на высоту в 2,5 метра и опускаться на глубину двух метров. Всего установлено 19 столов, 10 на большом диске, 3 на малом, и по 3 с каждой стороны в неподвижной части. С помощью этих столов, можно было создать гигантский амфитеатр для больших съездов. Для таких случаев, были предусмотрены специальные щиты закрывающие оркестровую яму, тем самым объединяя зрительный зал со сценой, что увеличивало вместительность помещения почти до 4х тысяч человек.
(к слову, позже Мальцин разработал и уникальный Ленинградский театр юного зрителя)

10. На схеме выше - за сценой, бросается в глаза - необычный для театров пункт. Танковый въезд. По задумкам архитекторов, планировалось, что в театральных постановках можно будет задействовать настоящую военную технику. Не знаю, правда это или вымысел, но мне рассказывали, что один раз танк заезжал в театр. Пол сцены его не выдержал, и он провалился. Кстати, падать танку было куда, под сценой три технических этажа.

На фотографии виден малый вращающейся барабан диаметром 13 метров.

11. Спустившись под сцену, можно рассмотреть конструкцию большого вращающегося барабана. Его высота составляет 9,5 метров. Дно барабана состоит из двух мощных, взаимно перекрещивающихся балок, на которые насажены ходовые колеса. Этими колесами он опирается по окружности на круговой рельсовый путь, по которому барабан и вращается.

Металлическая ферменная конструкция малого барабана под сценой.

12. Для того, чтобы устройство работало, на самом нижнем уровне находится машинное отделение с электромоторами. Энергия к электромоторам подается извне, что вызвало определенные трудности при строительстве. Просто пустить провода и кабели к барабанам было невозможно, так как при вращении их бы просто порвало. Решением возникшей проблемы было в использование кольцевых токоприемников. Но заводы, к которым обращались инженеры, не решались браться за такой сложный и срочный заказ - до открытия оставалось всего два месяца. На помощь пришел комсомол Дзержинского района, на территории которого и строился театр. Связавшись с комсомольцами московского завода "Динамо" имени Кирова (сейчас этот завод находится в заброшенном состоянии) , они попросили их выполнить заказ. Вместе с главным инженером завода, в течении месяца, были подготовлены чертежи и изготовлены два токоприемника, для большого и малого барабана. Энтузиазм и профессионализм советских инженеров вызывает восхищение, ведь до этого такие токоприемники никто не делал, и они были совершенно уникальными с точки зрения конструкции. Нужные изделия были изготовлены раньше, чем был заключен договор между заводом и строительной организацией.

Один из электромоторов малого барабана.

13. Электромоторам, освещению (по всему театру в 40-е годы было расположено свыше 10 000 световых точек) и различному оборудованию необходимо было большое количество электроэнергии. Поэтому в театре есть собственная электрическая подстанция. Через весь театр на момент открытия было протянуто около 50 километров многожильного кабеля.
"Если бы все эти жилы, все электрические и телефонные провода вытянуть в одну линию, то она протянулась бы от Москвы до Киева, на расстояние в 800 километров". В XXI веке в театре прошла масштабная реконструкция, по обновлению электрооборудования. За 6 месяцев работ было проложено свыше 300 километров кабеля, для подключения постановочного освещения, электроакустики и видеопроекционного оборудования.

14. Не последнюю роль в создании театра сыграл маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов.
При его непосредственном участии решались основные вопросы возникающие на строительстве.
Он так же просматривал и вносил поправки в эскизы художественной росписи, следил за выбором мебели и предметов интерьера. Существует легенда, что и к внешнему виду театра маршал имел отношение.
На встрече с архитектором К.С. Алабяном он обвел карандашом свою пепельницу в форме звезды и предложил так и строить.

15. Находясь в большом зале невозможно не обратить внимание на роспись потолка. Она была выполнена профессорами живописи Л. А. Бруни и В. Л. Фаворским. Вот как о ней писали в журнале Техника молодежи от 1940 года: "Невольно поднимаешь глаза кверху, чтобы увидеть авиацию. Над головами зрителей, в просторах ясного, голубого неба, реют гордые сталинские соколы. Эта великолепная художественная роспись потолка дает ощущение свободы, раздолья."

16. Несколько слов о репертуаре театра.

17. За свою историю, Центральный академический театр Российской Армии (последнее название, театр несколько раз переименовывался) создал более 300 спектаклей.

18. Постановки были не только военно-патриотической направленности ("Фронт" А. Е. Корнейчука, "Сталинградцы" Ю.П. Чепурина, "А зори здесь тихие" Васильева Б.Л. и т.д.). Показывались и классические спектакли Уильяма Шекспира ("Сон в летнюю ночь", "Укрощение строптивой", "Макбет", "Много шума из ничего", "Гамлет", "Отелло"), спектакли русских классиков ("Мещане", "На дне" - М.Горького, "Ревизор" - Н.Гоголя, "Сердце не камень" - А. Островского, "Дядя Ваня", "Чайка" - А.Чехова и другие), пьесы советских драматургов - визитной карточкой театра стал спектакль "Давным-давно" Александра Гладкова.
В большом зале Центрального академического театра Российской Армии (ЦАТРА) так же проходят игры высший лиги КВН.

19. Среди постановок есть и спектакли долгожители: "Учитель танцев" Лопе де Вега, поставленный в 1946 году, прошел более 1900 раз, премьера 1942 года "Давным-давно" Александра Гладкова — около 1200 раз. Их можно увидеть в ЦАТРА и сейчас.

20. Кроме спектаклей на базе театра проводятся все праздничные мероприятия Вооруженных Сил РФ, празднуются юбилейные даты видов и родов ВС РФ, Главных и Центральных управлений Министерства Обороны РФ.
Не забыта и добрая традиция военно-патриотического воспитания молодежи.

21. В советское время труппа постоянно гастролировала по войсковым частям и гарнизонам.
Сейчас артисты ЦАТРА тоже не сидят в своем здании, а ежегодно (более 20-ти выездов) дают концерты и выступают со спектаклями в различных военных округах.

22. "В штате ЦАТРА состоит более трехсот человек, в том числе более 130 человек творческого состава, среди которых: Народные артисты СССР В.М. Зельдин, Л.А. Чурсина, 13 Народных артистов Российской Федерации, 22 Заслуженных артиста РФ и 6 Заслуженных работников культуры РФ. Ряд артистов отмечен Государственными премиями, орденами и медалями нашего государства. В театре работает около 30 человек ветеранов Великой Отечественной войны." - с официального сайта ЦАТРА.

23. Для творческой молодежи призывного возраста есть возможность пройти службу в театре.

24. За короткую летнюю ночь обойти весь театр нам не удалось. Но мы успели посетить кроме большого зала еще и художественную мастерскую, которая расположена над большим и малым залом.

25. В ней готовятся большие живописные декорации. На полу нанесена специальная разметка, для облегчения работы с полотнами, а под потолком установлены мостки, чтобы можно было смотреть сверху за процессом подготовки декораций и вносить изменения. Когда декорация готова, ее сворачивают и передают через люк под колосниковый настил, где при помощи блоков спускают вниз.

26. Есть еще одно назначение помещения: здесь проходит построение и строевая подготовка для проходящих службу "театральных войск".

27. Несмотря на то, что здание кажется завершенным, ряд архитектурных элементов не был построен к открытию театра.

28. Не была возведена,например, на верхней башне здания фигура гигантский красноармейца, - что не может не радовать. Не установлена скульптурная композиция "Октябрь", над центральным фронтоном театра. А на пяти верхних углах строения не хватает скульптур изображающих различные виды войск.

29. Но самая большая потеря, по моему мнению, это не выполненная задумка по использованию крыши. По плану, на ней должен был быть сад с цветниками и газонами, а также ресторан, танцевальная площадка и кинотеатр. Зимой же там была возможность устраивать каток. Для посетителей театра на крыше открывалась бы отличная панорама, ведь в 1940 году это было самое высокое строение в Москве.

Станки для подъема и спуска декораций. Стоят еще со времен основания театра.

31. Кстати, идея использования крыш для досуга не нова. Осенью мне довелось побывать на крыше первого небоскреба в Москве, где в 1916 году был открыт ресторан, а после революции сквер, игровая площадка и многое другое, но об этом в другой раз.

32. В заключении пару слов о малом зале, в который нам не удалось попасть из-за нехватки времени. Расположен он над большим залом и расчитан на 450 мест. В нем выступал Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски и другие артисты столицы. Так же в малом зале проводят репетиции. Сюда я тоже попаду в скором времени, но уже в качестве зрителя.

На этом все. Занавес.

Для написание поста были использованы следующие материалы.