Театр им вахтангова главный режиссер. Юрий бутусов - главный режиссер театра вахтангова. Болезнь и смерть

Помогать студентам-любителям профессионалы не хотели. Тогда руководство студией взял в свои руки молодой актер и режиссер , ученик К.С. Станиславского, Евгений Вахтангов. Помещения у студии не было, поэтому репетировали на квартирах у студийцев. Премьера состоялась 26 марта 1914 года. Спектакль по пьесе Бориса Зайцева «Усадьба Ланиных» провалился. А администрация МХТ запретила Вахтангову работать с непрофессиональными студийцами.

Но репетиции продолжились - уже в квартире в Мансуровском переулке. Одна из студиек даже выбрала себе сценический псевдоним по названию переулка. Так в истории театрального искусства появилась Цецилия Мансурова - первая исполнительница роли принцессы Турандот.

13 ноября 1921 года состоялась премьера спектакля по пьесе Мориса Метерлинка «Чудо святого Антония».

Виктор Ардов «Девять способов безбилетного проникновения в зрительный зал»

Успех постановки примирил студию с Художественным театром, и она вошла в его состав под названием Третья студия МХТ. А вскоре она получила старинную усадьбу Сабашниковых на Арбате.

Студия Вахтангова искала пьесы в духе нового революционного времени. Не известно, кто предложил поставить сказку Карло Гоцци «Принцесса Турандот», но поначалу никто к этому всерьез не отнесся. При обсуждении родились шуточки, и для их литературной обработки пригласили Николая Эрдмана. Так начались репетиции спектакля, которому предстояло стать символом театра. Но Вахтангов заболел и не смог прийти даже на премьеру.

В антракте Станиславский взял извозчика и поехал поздравить Вахтангова (тот, отправив своих на спектакль, лежал один в пустой темной квартире). Второй акт задержали в ожидании возвращения Станиславского. После спектакля он снова позвонил Вахтангову, чтобы передать свое восхищение. Это был не просто успех: фурор, ликование, бесконечные овации. Михаил Чехов, вскочив на кресло, провозгласил: «Браво Вахтангову!» - вызвав в зале бурю восторга. Успех «Принцессы Турандот» был универсальным: у интеллигентной арбатской публики и студенческой молодежи, у рабочих и нарядно одетых НЭПманов - всех закружил и сделал ненадолго счастливыми нехитрый сказочный мотив. Позже вышли духи «Принц Калаф», на вечеринках повсюду танцевали под вальс «Турандот» - спектакль знали все. Умирая, он создал спектакль такой невероятной жизненной силы, такой счастливой побудительности, что казалось, смерти не бывает. Вахтангов преодолел ее в искусстве.

Успех спектакля превзошел ожидания. А 29 мая 1922 года Евгений Вахтангов умер. Студия получила его имя.

В 1926 году театр имени Вахтангова попросил Михаила Булгакова написать легкий водевиль на современную НЭПовскую тему. Так появилась «Зойкина квартира». Но так как за внешней легкостью скрывалась сатира, спектакль запретили. Другие театры закрывали за искажение советской действительности, а театр Вахтангова лишь пожурили. А все потому, что среди его почитателей были самые высокопоставленные люди.

В двадцатые и тридцатые годы завсегдатаями его были члены правительства, руководящие работники ОГПУ, а потом НКВД. В их числе - Авель Енукидзе, Климент Ворошилов, заместитель начальника ОГПУ Агранов, сам Сталин. Моя мать, актриса театра, вспоминала, что еще и до середины двадцатых Сталин приходил запросто и садился в шестом ряду партера. Позднее его постоянное место было в правительственной ложе, в углу второго ряда, за широкой спиной телохранителя.

Во время войны в театр попала бомба. Взрыв разрушил здание, и еще долго жители собирали по окрестным переулкам остатки реквизита и декораций.

Путеводитель по архитектурным стилям

Тогда на Урал вывезли многие промышленные предприятия, и на Политбюро поставили вопрос, что нужно поднимать культуру Сибири и Зауралья. Сталин предложил перевезти театр Вахтангова в Новосибирск, поскольку здание театра разрушено. Возразить ему Анастас Микоян напрямую не мог, поэтому предложил перевезти туда еще и Третьяковскую галерею. Сталин улыбнулся, погрозил пальцем, и театр Вахтангова вернулся в Москву. А пока строили новое здание, труппа работала на фронте и ставила спектакли и концерты для солдат.

Рядом с новым зданием театра Вахтангова к 850-летию Москвы установили фонтан «Принцесса Турандот» работы А.Н. Бурганова. Но он часто страдает от вандалов. Например, в 2001 году у принцессы отпилили руку.

Говорят, что... ...в 1930-е от театров требовали постановок про вождя революции. В Вахтанговской студии «главным Лениным» стал Борис Щукин. Однажды актеров-вахтанговцев пригласили показать сцены из идеологически выдержанного спектакля на Кремлевском праздничном концерте для Сталина. За артистами прислали машину. В нее сели уже загримированные Рубен Симонов в образе Сталина и Борис Щукин в образе Ленина. Водитель, боясь опоздать, превысил допустимую скорость. На подступах к машину остановил милиционер. Каков же был его ужас, когда в направляющемся в автомобиле возле водителя он увидел Сталина, а за ним… Ленина! .
...на репетиции «Принцессы Турандот» Цецилия Мансурова нашла любовь. Скромный скрипач, Николай Шереметев, ответил взаимностью и, подобно прадеду, обвенчался с актрисой. Судьба пары была трагичной: Цецилия Мансурова много раз спасала отказавшегося эмигрировать супруга от репрессий, но не смогла уберечь от пули в 1944 году. Она так и не вышла замуж второй раз. А в 2005 году театральную премию «Хрустальная Турандот» лучшим исполнительницам главной роли вручали именно в усадьбе Шереметевых в Кусково.

А вы бы хотели дополнить рассказ об истории театра имени Евгения Вахтангова?

Это главная новость со сбора труппы перед началом нового 98-го сезона театра на Арбате. Римас Туминас объявил об этом на собрании перед стартом сезона, который открылся в субботу вечером премьерой спектакля «Фальшивая нота» в постановке худрука театра.

Сбор труппы легендарного театра, основанного великим Вахтанговым, прошел на Новой сцене при огромном стечении гостей и представителей СМИ. Не только все места в зале были заняты, заняты были лестницы и проходы, а фотокорреспондентов было сколько, что стояли в три ряда. Предсезонное действо стартовало фильмом о прошлом сезоне, в котором были освещены все значимые события ушедшего театрального года.

Первым перед труппой, гостями и журналистами выступил директор театра Кирилл Крок. Он с помощью слайдов рассказал о достижениях и успехах ушедшего сезона.

«Всего в Москве в 97-м сезоне (2017-2018) было сыграно 832 спектакля. Из них на основной (исторической) сцене 255 раз сыграны спектакли текущего репертуара Вахтанговского театра. За прошедший сезон здесь побывали 219 031 зрителей. В 97-м сезоне (2017-2018) на Новой сцене 241 раз сыграны спектакли Вахтанговского репертуара, их посмотрели 45 291 зрителей. Открытие Симоновской сцены стало центральным событием 97-го сезона. В новом сценическом пространстве в Камерном зале и зале Амфитеатр было сыграно 105 спектаклей, их посмотрели 9 014 зрителей. В Первой студии в 97-м сезоне произошло самое важное и радостное событие: в начале 2018 года 24 студийца были приняты в труппу Вахтанговского театра. Как сценическая площадка Студия продолжает успешно функционировать. За прошедший сезон здесь было сыграно 72 спектакля, их посмотрели 2 512 зрителей. В Арт-кафе – одной из новых площадок Театра – состоялось 159 мероприятий с участием Вахтанговцев и друзей нашего театра, их посетили 12 119 зрителей. В 97-м сезоне было проведено 82 экскурсии, которые посетили 1 750 зрителей. В 97-м сезоне Театр побывал на гастролях: в четырнадцати городах России: Петрозаводск – Саратов – Тара – Санкт-Петербург – Воронеж – Новокузнецк - Нижний Новгород – Санкт-Петербург – Екатеринбург – Тюмень – Владивосток – Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре – Омск; и в семи городах зарубежья: Учжэнь (Китай) – Неаполь (Италия) – Лондон (Великобритания) – Могилев (Белоруссия) – Вильнюс (Литва) – Риека (Хорватия) – Паланга (Литва)».

Доклад директора театра, сопровождаемый обилием цифр и географических понятий, несколько раз прерывался бурными аплодисментами. А когда дело дошло до поздравлений актерам и работникам коллектива – то зал уже тонул в овациях. Сообщение о том, что «самый молодой актер театра» Владимир Этуш удостоен уже всех существующих в России наград вызвало шквал аплодисментов и одобрительный свист зала. На сборе труппы вахтанговцы поздравили юбиляров – заслуженную артистку России Ольгу Чиповскую и заслуженного артиста России Андрея Зарецкого, чьи дни рождения пришлись на отпускное время. Среди тех, кто получил почетные звания в прошедшем сезоне – Александр Рыщенков (заслуженный артист Российской Федерации), Виктор Добронравов (заслуженный артист Российской Федерации), Максим Обрезков (заслуженный художник Российской Федерации) и Кирилл Крок (заслуженный работник культуры Российской Федерации). При объявлении о звании для Добронравова Кирилл Крок сделал оговорку на соцсети, в которых эта новость широко обсуждалась.

Вахтанговцы поздравили и сотрудников, отметивших круглые даты своего служения в родном театре: заведующую гримерным цехом О.В. Калявину (40 лет в театре), гримера З.С. Соколову (60 лет в театре), костюмера Р.И. Дуникову (50 лет в театре), заведующую гладильно-прачечным цехом Т.В. Попову (50 лет в театре), заслуженного артиста России А.П. Павлова (50 лет в театре) и актрису И.А. Калистратову (40 лет в театре).

Для зрителей вахтанговцы также приготовили сюрприз к новому сезону: в экспозиционном зале (на третьем этаже исторического здания) открыта новая выставка – «Мемориальный кабинет Бориса Щукина». На выставке воспроизведена обстановка домашнего кабинета выдающегося артиста: мебель, картины, фотографии, книги, рабочие материалы, патефон, пластинки помнят теплое прикосновение его рук. Экспонаты переданы в дар Театру имени Евгения Вахтангова Галиной Николаевной Ремизовой. С гордостью и радостью об этом сообщил директор театра Кирилл Крок. Экспозицию зрители смогут увидеть до начала спектаклей на Основной сцене и в антракте. А подробно о ней расскажут научные сотрудники Вахтанговского музея во время посещения экскурсии «Вахтанговский театр. Прошлое и настоящее».

Закончив «тронную речь» Кирилл Крок скромно занял место в кресле президиума, уступив трибуну худрука театра Римасу Туминасу. Литовский театральный деятель с мировым именем ошарашил собравшуюся публику новостью из разряда «ТОР»: Юрий Бутусов займет должность главного режиссера в Театре Вахтангова.

«Я предложил, и Юрий Бутусов дал согласие прийти в наш театр на должность главного режиссера… Мне кажется, этот бунтарь не даст нам очутиться в «классической» ситуации, не даст окаменеть», - заявил художественный руководитель театра Римас Туминас. Мария Аронова от неожиданности даже переспросила у худрука о новом назначении. В новом сезоне Бутусов должен представить спектакль «Дон Кихот», созданный по мотивам произведения Сервантеса.
Далее Римас Туминас цитировал философские мысли из припасенной книги, рассуждал о значимости театра и роли актеров, делился мыслями о наступающем сезоне.

15 сентября на Основной сцене открывается новый 98-й сезон премьерным спектаклем «Фальшивая нота» по пьесе Дидье Карона в постановке Римаса Туминаса. В спектакле заняты народные артисты России Алексей Гуськов и Геннадий Хазанов. В ноябре на Новой сцене – премьерный показ спектакля по пьесе и в постановке Андрея Максимова «Брюсов переулок» (фантазия по произведениям В. Брюсова). В ролях: Ольга Тумайкина, Игорь Карташев, Юрий Поляк, Екатерина Крамзина, Виталийс Семеновс. Здесь зал бурно поприветствовал находящегося на сборе труппы Андрея Максимова.

В сентябре итальянский режиссер Лука де Фуско приступит к репетициям спектакля по пьесе Эдуардо де Филиппо «Суббота, воскресенье, понедельник». В ролях: Ирина Купченко, Евгений Князев, Полина Чернышева, Виталийс Семеновс, Александр Галевский, Леонид Бичевин, Олег Макаров, Елена Сотникова, Евгений Пилюгин, Александр Павлов, Сергей Пинегин, Эльдар Трамов, Ольга Немогай, Михаил Васьков, Ольга Гаврилюк, Анатолий Меньщиков.

Не забыл худрук вахтанговцев и о себе. Туминас сообщил, что будет ставить «Фауста» Гете. «Сейчас размышляю, думаю над текстом», - сказал режиссер. Он также проинформировал прессу и труппу о том, что итальянский режиссер Джорджио Сангати будет ставить пьесу Гольдони «Новая квартира», а французский режиссер Клеман Эрвье-Леже - пьесу Мариво. К столетию театра будет поставлена знаменитая пьеса «Дибук» - режиссер Евгений Арье, композитор Фаустас Латенас, художник Семен Пастух.

Кроме того, вахтанговцев ожидает большое количество гастролей. Они выступят в Китае, США, Канаде, Франции, Латвии и Израиле. Художественный руководитель поздравил всех с началом нового сезона и пожелал, «чтобы не теряли вкус, стиль, чтобы в спектаклях был свет, была гармония».

Всех собравшихся пригласили отведать традиционного в театре на Арбате шампанского, актерам театра преподнесли подарочные варианты книг о родном театре, а журналистов пригласили на пресс-показ премьерной постановки «Фальшивая нота».
Отличного сезона театру Вахтангова, прекрасных работ, заполненного зала, удачных гастролей и всем добра и мира!

Материал и фото: Владимир Сабадаш из театра на Арбате.




















Ранее, на месте современного театра им. Евгения Вахтангова, был жилой особняк конца XIX — начала XX вв., принадлежавший В.П. Бергу. В зале особняка был устроен зрительный зал, где и состоялось открытие театра. Во время Великой Отечественной войны в старое здание театра попала бомба и оно было полностью разрушено.

Старое здание театра им. Евг. Вахтангова. Арбат д. 26


Современное здание театра построено в 1946—47 годах, архитектор П.В. Абросимов.

В театре им. Евгения Вахтангова долгие годы работали и служили народные артисты, отец и сын -

Народный артист СССР Андрей Львович Абрикосов (1906 - 1973 гг) и
Народный артист России Григорий Андреевич Абрикосов (1932 - 1993 гг).

В 1953-59 годах А.Л. Абрикосов занимал должность директора театра.


Государственный академический театр им. Е. Вахтангова
улица Арбат дом 26



Театр ведёт начало от Студии Е.Б. Вахтангова, созданной им в 1913. До 1917 Студенческая драматическая студия, Мансуровская студия (от названия переулка, где располагалась). В 1917—20 Московская драматическая студия под руководством Вахтангова, с 1920 3-я Студия МХАТ, с 1926 современное название.

13 ноября 1921 года зрители, пришедшие в старинный арбатский особняк на спектакль «Чудо Святого Антония» Мориса Метерлинка в постановке Е. Б. Вахтангова, стали свидетелями рождения нового театра — Третьей Студии Московского Художественного театра, переименованной впоследствии, в 1926 году, в театр имени своего основателя и руководителя — Евгения Вахтангова.

Вахтангов.
Шарж Ю. Завадского, 1913

Евгений Баргатионович Вахтангов (1(13) февраля 1883, Владикавказ — 29 мая 1922, Москва) — советский актёр, режиссёр театра, основатель и руководитель (с 1913 года) Студенческой драматической (в дальнейшем «Мансуровской») студии, которая в 1921 году стала 3-й Студией МХТ, а с 1926 года — Театром им. Евгения Вахтангова.

В 1922 Вахтангов поставил спектакль «Принцесса Турандот» К. Гоцци; изящная художественная форма, стремительная динамика действия, богатство актёрских талантов определили безусловный успех спектакля, ставшего визитной карточкой театра. В спектакле были заняты лучшие ученики Вахтангова: Ц.Л. Мансурова, Ю.А. Завадский, А.А. Орочко, О.Н. Басов, Б.Е. Захава, Б.В. Щукин, Р.Н. Симонов и др.; вторую постановку осуществил в 1963 Р.Н. Симонов, последнюю по времени — Г. Черняховский (1992). «Принцесса Турандот» определила основные черты искусства театра: стремление сочетать правду чувств с острой зрелищной формой, внимание к средствам внешней выразительности — ритму, пластике, жесту.

После смерти Вахтангова в 1922—39 управление театром осуществлялось художественным советом , в который вошли: Юрий Завадский, Борис Захава, Н. Тураев, Ксения Котлубай, Анна Орочко, Иосиф Толчанов, Елизавета Ляуданская, Елагина, Глазунов и Осип Басов.

С середины 20-х гг. ведущее место в репертуаре заняли современные пьесы: «Виринея» Л.Н. Сейфуллиной и В.П. Правдухина (1925), «Барсуки» Л.М. Леонова (1927), «Заговор чувств» Ю.К. Олеши (1929), «Темп» (1930) и «Аристократы» (1935) Н.Ф. Погодина.

К лучшим созданиям русского театрального искусства принадлежат постановки драмы М. Горького «Егор Булычов и другие» (1932, режиссёр Захава, Егор — Щукин) и комедия У. Шекспира «Много шума из ничего» (1936, режиссёр И.М. Рапопорт, Бенедикт — Р.Н. Симонов, Беатриче — Мансурова).

В 1939 году художественным руководителем театра стал Рубен Николаевич Симонов.

В годы Великой Отечественной войны поставлены «Фронт» А.Е. Корнейчука (1942), «Русские люди» К.М. Симонова (1942), «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (1943). Был создан фронтовой филиал театра, обслуживавший войска 1-го Украинского фронта. В 50—70-х гг. успех театру принесли спектакли: «Филумена Мартурано» Э. де Филиппо (1956), «Идиот» Ф.М. Достоевского (1958), «Иркутская история» (1959) А.Н. Арбузова, «Антоний и Клеопатра» (1971) и «Ричард III» (1976) Шекспира. В 1968—87 главным режиссёром театра был Е.Р. Симонов, в 1987 в качестве художественного руководителя театр возглавил М.А. Ульянов. В разные годы здесь работали режиссёры: Р. Стуруа, А.Ф. Кац, Р.Г. Виктюк, П.Н. Фоменко, А.Я. Шапиро, В.В. Ланской, Черняховский.

В 1956 театр получает статус академического.
С конца 1940-х и до начала 1960-х годов из училища им. Б.В.Щукина в театр приходят те, кого станут называть Вторым поколением вахтанговского театра: 1948 - Е.Симонов, сын главного режиссера Р.Симонова; 1949 - Ю.Борисова, 1950 - М.Ульянов; 1952 - Ю.Яковлев; 1958 - В.Лановой;
1961 - Л.Максакова. В те же годы появились А.Кацынский, А.Парфаньяк, Г.Абрикосов, В.Шалевич, Е.Райкина, Ю.Волынцев и др.

Евгений Рубенович Симонов
- художественный руководитель театра с 1969 по 1987 годы.

Михаил Александрович Ульянов - художественный руководитель театра с 1987 по 2007 годы.

Андрей Львович Абрикосов.
Работал и служил в театре им. Е. Вахтангова с 1938 по 1973 годы.


Спектакли, в которых участвовал А.Л. Абрикосов:

1936 г. «Много шума из ничего» Шекспира, режиссёры М. Синельникова, И. Рапопорт — Клавдио
«Шёл солдат с фронта» Катаева — Семён Котко
1942 г. «Русские люди» К. Симонова, режиссёр А. Дикий — Сафонов
1942 г. «Фронт» Корнейчука, режиссёр Р. Н. Симонов — Огнев
1950 - «Отверженные» В. Гюго, инсценировка С. Радзинского, режиссёр Александра Ремизова — Жан Вальжан
1956 г. «Фома Гордеев» М. Горького, режиссёр Р. Н. Симонов — Игнат Гордеев
1957 - «Город на заре» А.Н. Арбузова, режиссёр Евгений Симонов — Игнат Добров
«Кирилл Извеков» Федина — Рагозин
«Чайка» Чехова — Тригорин
«Я сын трудового народа» В. Катаева — Семён Котко.

Григорий Андреевич Абрикосов
Работал и служил в театре им. Е. Вахтангова с 1954 по 1993 годы.

Роли Г.А. Абрикосова в театре.

1956 — «Фома Гордеев» М. Горького. Режиссёр: Р. Н. Симонов — Фома Гордеев
1957 — «Город на заре» А. Н. Арбузова и Арбузовской студии. Режиссёр: Е. Р. Симонов — участник хора
1960 «Иркутская история» А. Арбузова. Режиссёр: Евгений Симонов — Сердюк
1965 г. — «Дион» Л. Зорина. Режиссёр: Р. Н. Симонов — Сервилий
1966 — «Конармия» по рассказам Исаака Бабеля. Режиссёр: Рубен Симонов — Никита Балмашов (спектакль был записан для ТВ в 1975)
1975 г. «Господа Глембаи» М. Крлежи. Режиссёр: М. Белович — старик Игнат (спектакль был записан для ТВ в 1979 году)
1979 — «Великая магия» Эдуардо де Филиппо. Режиссёр: Мирослав Белович — Артуро Реккиа
«Старинные русские водевили» (водевиль «Дайте мне старуху!» В. Савинова)
24 января 1983 г. — «Будьте здоровы!» Пьера Шено. Режиссёр: Владимир Шлезингер — профессор Гарон (спектакль был записан для ТВ)

В репертуаре театра им Е. Вахтангова: «Зойкина квартира» М.А. Булгакова (1989), «Принцесса Турандот» Гоцци (1991), «Женитьба Бальзаминова» (1992) и «Без вины виноватые» (1993) А.Н. Островского, «Милый лжец» Д. Килти (1994), «Я тебя больше не знаю, милый» А. Бенедетти (1994), «Мартовские иды» Т. Уайлдера (1994), «Пиковая дама» по А.С. Пушкину (1996).

    Государственный академический театр им. Е. Вахтангова Место нахождения Москва … Википедия

    Современное здание театра Место нахождения Москва, Арбат, д. 26 Координаты 55.749722 … Википедия

    Первые театральные игры в Москве связаны с выступлениями скоморохов. В XVI XVII вв. ставились театрализованные представления на евангельские сюжеты в в («Пещное действо», «Омовение ног»), на («Шествие на осляти»). Рост светской культуры, связи… … Москва (энциклопедия)

    Запрос «МХТ» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Эта статья о MXT/МХАТе до конфликта 1987 года, который привёл к образованию двух разных театров. О МXT им. А. П. Чехова («ефремовском») см. Московский… … Википедия

    Театр студия под руководством актёра и режиссёра вахтанговской школы Р. Н. Симонова работал в Москве с 1928 по 1937 год. Закрыт в 1937 году в результате слияния с московским Театром рабочей молодёжи … Википедия

    Прежние названия Четвёртая студия МХАТ, Театр Красной Пресни Основан 1927 Главный режиссёр В. Ф. Фёдоров, Н. П. Охлопков Реалистический театр драматический театр, работавший в Москве. Образован в 1927 году на основе Четвёртой студии МХАТ.… … Википедия

    Высшее театральное учебное заведение Российской Федерации при Государственном Академическом театре имени Евг. Вахтангова, находится в Москве. Институт готовит специалистов по направлениям «Актёр драматического театра и кино» и «Режиссёр театра».… … Википедия

    Владимир Иванов Имя при рождении: Владимир Владимирович Иванов Дата рождения: 12 ноября 1947(1947 11 12) (65 лет) Место рождения: Магадан … Википедия