Танеев. Танеев, сергей- слушать онлайн, скачать, ноты Танеев композитор

Сергей Иванович Танеев (13 ноября 1856, Владимир — 6 июня 1915, Дютьково под Звенигородом) — русский композитор, пианист, педагог, учёный, музыкально-общественный деятель. Младший брат адвоката В. И. Танеева.

В русской музыке рубежа веков С. Танеев занимает совершенно особое место. Выдающийся музыкально-общественный деятель, педагог, пианист, первый в России крупный ученый-музыковед, человек редких нравственных достоинств, Танеев был признанным авторитетом в культурной жизни своего времени.

Однако главное дело его жизни, композиторское творчество, далеко не сразу нашло подлинное признание. Причина не в том, что Танеев — новатор-радикал, заметно опередивший свою эпоху. Напротив, многое в его музыке воспринималось современниками как устаревшее, как плод «профессорской учености», сухой кабинетной работы. Странным и несвоевременным казался интерес Танеева к старым мастерам, к И. С. Баху, В. А. Моцарту, удивляла приверженность классическим формам и жанрам. Лишь позднее пришло понимание исторической правоты Танеева, искавшего для русской музыки прочной опоры в общеевропейском наследии, стремившегося к универсальной широте творческих задач.
Среди представителей старинного дворянского рода Танеевых встречались музыкально одаренные любители искусств — таким был и Иван Ильич, отец будущего композитора. В семье поддерживали рано обнаружившийся талант мальчика, и в 1866 г. он был определен в только что открывшуюся Московскую консерваторию. В ее стенах Танеев становится учеником П. Чайковского и Н. Рубинштейна — двух крупнейших деятелей музыкальной России. Блестящее окончание консерватории в 1875 г. (Танеев первым в ее истории был удостоен Большой золотой медали) открывает перед молодым музыкантом широкие перспективы. Это и разнообразная концертная деятельность, и преподавание, и углубленная композиторская работа. Но прежде Танеев совершает поездку за рубеж.
Пребывание в Париже, соприкосновение с европейской культурной средой оказало сильнейшее воздействие на восприимчивого двадцатилетнего художника. Танеев предпринимает суровую переоценку достигнутого им на родине и приходит к выводу о недостаточности своего образования, как музыкального, так и обще- гуманитарного. Наметив твердый план, он начинает упорную работу над расширением кругозора. Работа эта продолжалась всю жизнь, благодаря чему Танеев смог стать вровень с образованнейшими людьми своего времени.
Та же планомерная целеустремленность присуща и композиторской деятельности Танеева. Он желал практически овладеть сокровищами европейской музыкальной традиции, переосмыслить ее на родной русской почве. Вообще, как полагал молодой композитор, русской музыке недостает исторической укорененности, она должна усвоить опыт классических европейских форм — прежде всего полифонических.

Очень существен вклад Танеева в области камерно-инструментальной музыки. Русский камерный ансамбль обязан ему своим расцветом, во многом обусловившим дальнейшее развитие жанра в советское время в творчестве Н. Мясковского, Д. Шостаковича, В. Шебалина. Дарование Танеева как нельзя лучше отвечало строю камерного музицирования, которому присущ, по словам Б. Асафьева, «свой уклон содержания, особенно в сферу возвышенно-интеллектуальную, в область созерцания и размышления». Строгий отбор, экономия выразительных средств, отточенность письма, необходимые в камерных жанрах, всегда оставались идеалом для Танеева. Исключительно мелодическое богатство ансамблей, особенно их медленных частей, гибкость и широта развития тематизма, близкие свободным, текучим формам народной песни.
Высокий интеллектуализм, присущий натуре Танеева, наиболее непосредственно выразился в его музыковедческих трудах, а также в широкой, истинно подвижнической педагогической деятельности. Научные интересы Танеева вытекали из его композиторских представлений. Так, по свидетельству Б. Яворского, он «живо интересовался, каким образом такие мастера, как Бах, Моцарт, Бетховен, добивались своей техники».

Танеев был прирожденным педагогом. Прежде всего потому, что собственный творческий метод он выработал совершенно сознательно и мог научить других тому, чему научился сам. Центром тяжести при этом становилась не индивидуальная стилистика, а общие, универсальные принципы музыкальной композиции. Поэтому столь различен творческий облик композиторов, прошедших через класс Танеева. С. Рахманинов, А. Скрябин, Н. Метнер, Ан. Александров, С. Василенко, Р. Глиэр, А. Гречанинов, С. Ляпунов, З. Палиашвили, А. Станчинский и многие другие — каждому из них Танеев сумел дать ту общую основу, на которой расцвела индивидуальность ученика.

"Венеция ночью"



Ученик и последователь Чайковского, Танеев находит свой собственный путь, синтезирующий романтический лиризм и классицистскую строгость выражения. Это сочетание очень существенно для стиля Танеева, начиная с самых ранних опытов композитора. Первой вершиной здесь стало одно из лучших его произведений — кантата «Иоанн Дамаскин» (1884), положившая начало светской разновидности этого жанра в русской музыке. Хоровая музыка — важная часть наследия Танеева. Композитор понимал хоровой жанр как сферу высокого обобщения, эпоса, философского размышления. Отсюда крупный штрих, монументальность его хоровых композиций. Естествен и выбор поэтов: Ф. Тютчев, Я. Полонский, К. Бальмонт, в стихах которых Танеев подчеркивает образы стихийности, грандиозности картины мира. И есть некая символичность в том, что творческий путь Танеева обрамлен двумя кантатами — лирически-проникновенным «Иоанном Дамаскином» по поэме А. К. Толстого и монументальной фреской «По прочтении псалма» на ст. А. Хомякова, итоговым произведением композитора.

"Иоанн Дамаскин"



Сергей Танеев. "Абсолютный слух"



Мелодическое разнообразие свойственно романсам Танеева, многие из которых завоевали широкую популярность. И традиционно-лирический, и картинный, повествовательно-балладный типы романса равно близки индивидуальности композитора. Требовательно относясь к картину поэтического текста, Танеев полагал слово определяющим художественным элементом целого. Примечательно, что он одним из первых начал называть романсы «стихотворениями для голоса и фортепиано».

"В дымке невидимке"



"Люди спят"



"Из вечности музыка вдруг раздалась"

Яков Полонский

"Гипотеза"
Из вечности музыка вдруг раздалась,
И в бесконечность она полилась,
И хаос она на пути захватила, -
И в бездне, как вихрь, закружились светила:
Певучей струной каждый луч их дрожит,
И жизнь, пробужденная этою дрожью,
Лишь только тому и не кажется ложью,
Кто слышит порой эту музыку божью.
Кто разумом светел, в ком сердце горит.



Сергей Танеев. "Библейский сюжет" Фильм.



Многообразная творческая деятельность Танеева, безвременно прервавшаяся в 1915 г., имела огромное значение для отечественного искусства. По словам Асафьева, «Танеев... был источником великой культурной революции в русской музыке, последнее слово которой еще далеко не сказано...»

С. Савенко. www.belcanto.ru

  1. «Поверил я алгеброй гармонию»
  2. Альма-матер
  3. «Привлечь к себе людей…»
  4. Учиться у Моцарта

И стория музыки знает примеры того, как талантливый музыкант по труднообъяснимым причинам оказывается в тени своих современников. Выдающийся русский композитор, пианист, педагог Сергей Иванович Танеев словно затенен двумя яркими фигурами - своего учителя Чайковского и своего ученика Рахманинова. Его творческие поиски шли в противовес общим тенденциям: слушатели хотели бурных романтических всплесков, а он предлагал интеллектуальную красоту. Может быть, это тот случай, когда талант опережает запросы эпохи?..

«Поверил я алгеброй гармонию»

Всем знакомы слова, которые вложил Пушкин в уста Сальери : «Поверил я алгеброй гармонию» . Поскольку изначально симпатии читателя принадлежат Моцарту, а рефлексии его коллеги кажутся морально сомнительными, никто и не задумывается о пользе алгебры для музыканта.

Но вот мы открываем объемный том с загадочным названием «Подвижной контрапункт строгого письма». Автор - Сергей Танеев. Наличие нотных примеров подсказывает нам: это книга о музыке. Вдруг мы замечаем фразу «алгебраическая сумма», путаемся в формулах… Все сомнения разрешает Леонардо да Винчи , чьи слова Танеев сделал эпиграфом к своей книге: «Никакое человеческое знание не может претендовать на звание истинной науки, если не прошло через математические формулы выражения» .

Во многом благодаря «математическим формулам» композитор и ученый Сергей Иванович Танеев смог раскрыть секреты мастерства композиторов прошлых эпох. А также приоткрыл одну из тайн моцартовской гениальности. Но об этом чуть позже. Пока нужно узнать больше о самом Танееве. Для чего профессор Танеев постоянно решал задачи? Почему его называли «музыкальной совестью Москвы»?

Альма-матер

Сергей Иванович Танеев родился в 1856 году во Владимире. Его отец был очень образованным человеком. Настоящей страстью скромного чиновника Ивана Танеева была музыка. В этом его поддерживал младший сын Сережа. Отец радовался музыкальности мальчика, но решение о консерваторском образовании сына далось ему непросто. Сам Николай Рубинштейн, выдающийся пианист, настаивал на том, чтобы девятилетний Сережа Танеев начал занятия в консерватории. Отец сдался.

Педагогами юного музыканта стали Николай Григорьевич Рубинштейн, у которого он занимался как пианист, и Петр Ильич Чайковский , обучавший его композиции («свободному сочинению»). Еще в студенческие годы Танеев-пианист начинает выступать. А Танеев-композитор пробует свои силы в самом сложном жанре: он пишет симфонию.

Танеев Сергей Иванович (1865-1915), композитор, пианист. Фотопортрет в возрасте 10 лет, фас, погрудный, коричневый фон. Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки. Фотография: goskatalog.ru

Сергей Танеев. Нотное издание. Подвижной контрапункт строгого письма. - Лейпциг. 1909. Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского. Фотография: goskatalog.ru

Танеев, Сергей Иванович (1856-1915), композитор. Портрет 1880-х гг., фас, погрудный. С автографом: «Петру Ильичу Чайковскому от искренне любящего его ученика С. Танеева. Москва 12 марта 86». Фотокопия с фото. Фотография: goskatalog.ru

В 1875 году Сергей Иванович с блеском оканчивает консерваторию и первым в ее истории получает большую золотую медаль. Самостоятельная творческая жизнь музыканта начинается с сольных выступлений и многочасовых занятий за роялем.

И в исполнительстве, и в сочинении музыки Танеев был очень требовательным к себе. Когда хвалили какое-то его произведение, он показывал солидную тетрадь черновиков. С эскизов начинались лучшие его сочинения - лирико-философские кантаты «Иоанн Дамаскин» (1884) и «По прочтении псалма» (1915), драматическая Симфония до минор (1898), вдохновенный и романтичный фортепианный Квинтет (1911). Работа над некоторыми партитурами затягивалась на годы. Но изредка, из азарта, Танеев мог написать романс минут за двадцать.

Наставник, профессор, директор

Сергей Иванович начал рано преподавать. В 21 год он был приглашен в Московскую консерваторию . Танеев вел теоретические дисциплины (гармонию, полифонию, музыкальные формы), композицию, в также класс фортепиано. Став профессором, Танеев не изменил своей привычке учиться. Он с увлечением погружается в решение хитроумных контрапунктических задач.

Контрапункт (или полифония) - это искусство сочетания нескольких голосов в музыкальном произведении. Причем между этими голосами установлены паритетные отношения: каждый из них выразителен. Танеев искал логические закономерности в подобных сочетаниях. И нашел.

Он изучил множество полифонических партитур XVI–XVIII веков, сам написал огромное количество контрапунктов. Все «секретные коды» исследователь перевел на язык элементарных алгебраических приемов. Пользуясь ими, и студенты, и профессионалы могут получить множество комбинаций исходного варианта сочетания голосов.

Сам Танеев всю жизнь помнил своих учителей. И его ученики были столь же благодарными. Вот лишь некоторые из них: Сергей Рахманинов , Александр Скрябин , Николай Метнер, Константин Игумнов. Это ярчайшие имена отечественной культуры.

В течение четырех лет (1885–1889) Сергей Танеев был директором Московской консерватории. В тот период все студенты стали в какой-то степени его учениками. Он заботился о стипендиях, об удобных аудиториях для занятий.

В сентябре 1905 года из-за конфликта с новым директором Василием Сафоновым Танеев покинул любимую консерваторию. 249 учащихся обратились к нему с просьбой вернуться: Танеев был для них символом консерватории, которую они любили. Но решение Сергея Ивановича было окончательным.

«Привлечь к себе людей…»

Его справедливо называли «музыкальной совестью Москвы». В этом неофициальном звании отражены многие стороны личности Танеева. Это и ответственное отношение к профессиональным обязанностям, и принципиальность в решении сложных вопросов. Танеев заслужил почетное звание умением честно и корректно высказаться о творчестве коллег, готовностью похлопотать о судьбе молодого таланта.

Покинув консерваторию, он не оставил преподавание. О встречах с ним очень тепло вспоминает Сергей Прокофьев . Он пришел к нему впервые в 11 лет и был встречен не только похвалой, добрым советом, но и шоколадкой.

Фотооткрытка. Танеев, Сергей Иванович (1856-1915). Русск. композитор, проф. Моск. Консерв. и директор с 1885-1889 г. Портрет. 3/4 влево, погрудный. Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки. Фотография: goskatalog.ru

Фотокопия. Танеев Сергей Иванович на даче у своих друзей Масловых - фото группа. С.И. стоит слева второй. Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки. Фотография: goskatalog.ru

Фотооткрытка. Танеев, Сергей Иванович (1856-1915). Русск. композитор, проф. Моск. Консерв. и директор с 1885-1889 г. Сидит в лесу. Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки. Фотография: goskatalog.ru

Фотокопия. Танеев Сергей Иванович (1856-1915). Композитор, пианист, портр., 3/4, влево, погрудный. Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки. Фотография: goskatalog.ru

Композитор Александр Гречанинов, вспоминая о Танееве, говорил, что иногда было достаточно одного его присутствия: «Просто постоишь и порадуешься, что он тут, за делом, и уже довольный и этим уйдешь утешенный и ободренный» .

Людей, утешенных и ободренных Сергеем Ивановичем, было много, но сам он боялся одиночества. После смерти матери Танеев записал в своем дневнике: «Надо побольше и получше писать, чтобы сочинениями своими привлечь к себе людей, которые, может быть, и старость мою сделают менее одинокой» .

Учиться у Моцарта

Конечно, не боязнь одиночества определяла творческую работу музыканта. Он был заражен вирусом творчества. Это заставляло его в каждом труде - будь то сочинение симфонии или исследование фольклора - быть честным, дотошным. Из-за того, что был Танеев человеком исключительно скромным, многие его открытия до сих пор не оценены в полной мере.

В одном из писем к Чайковскому он пишет:

«Без вдохновения нет творчества. Но не надо забывать, что в моменты творчества человеческий мозг не создает нечто совершенно новое, а только комбинирует то, что в нем уже есть, что он приобрел путем привычки. Отсюда необходимость образования как пособия творчеству».

Это и ответ тем, кто не верил в важность образования, и формулировка важной психологической особенности. А еще в этих строках есть ответ на реплику в духе «А как же Моцарт?» Считается, что он сочинял всё махом, в порыве вдохновенья…

В декабре 1911 года Сергей Танеев приезжает в Зальцбург, на родину Моцарта, чтобы изучить его детские нотные тетради. В них - «скучные» упражнения по контрапункту (полифонии), выполненные маленьким Вольфгангом под руководством отца. Из этих ученических заданий и выросли великолепные контрапункты будущих моцартовских шедевров.

Танеев, профессор (пусть и покинувший консерваторию), зрелый композитор, не стеснялся учиться у Моцарта. Он вообще не стеснялся учиться и работать. Только делал он это без «пота и крови», а с радостью, с воодушевлением. И мы слушаем музыку Сергея Танеева, радуясь и вдохновляясь.

Кантата Сергея Танеева «Иоанн Дамаскин» (исполняют хор и оркестр Московской консерватории):

Выпуск программы «Партитуры не горят», посвященный творчеству Сергея Танеева:

Родился 13 ноября 1856 года во Владимире. Принадлежал к роду дворян, ведущему свою историю с XV века. Его отец - Иван Ильич Танеев - помещик, статский советник, магистр словесности, врач, музыкант-любитель. С пяти лет учился игре на фортепиано, сначала у M. А. Миропольской, затем у В. И. Полянской (урождённой Возницыной). После переезда в Москву поступил в только что открывшуюся консерваторию (1866). До 1869 занимался в младших классах у Э. Л. Лангера (фортепиано, элементарная теория музыки и сольфеджио). В 1869-1875 годах продолжил занятия в классе фортепиано Н. Г. Рубинштейна, гармонии, инструментовки и свободного сочинения П. И. Чайковского, контрапункта, фуги и музыкальной формы Н. А. Губерта. Был любимым учеником П. И. Чайковского.

В 1875 году окончил Московскую консерваторию по классу Н. Г. Рубинштейна (фортепиано) и П. И. Чайковского (композиция) с золотой медалью. Выступал на концертах как пианист-солист и в ансамбле. Первый исполнитель многих фортепианных произведений Чайковского (Второго и Третьего фортепианных концертов, доработал последний после смерти композитора), исполнитель собственных сочинений. С 1878 по 1905 год работал в Московской консерватории (с 1881 года - профессор), где вёл классы гармонии, инструментовки, фортепиано, композиции, полифонии, музыкальной формы. В 1885-1889 годах занимал должность директора Московской консерватории. В это время и до конца своей жизни композитор проживал со своей няней в съёмном доме в Малом Власьевском переулке (дом 2/18). В 1905 году в знак протеста против авторитарных методов руководства покинул консерваторию и больше в неё не возвращался, несмотря на просьбы профессоров и учеников. Был одним из основателей и педагогов Народной консерватории (1906 год). Танеев участвовал в работе Пречистенских рабочих курсов для рабочих, изучал музыкальный фольклор, занимался с учениками частным образом (всегда безвозмездно).

На похороны А. Н. Скрябина, умершего 14 (27) апреля 1915 года, Танеев пришёл простуженный и получил осложнение, простуда перешла в пневмонию, и через два месяца он скончался.

Был похоронен на Донском кладбище в Москве. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище.

Научная и педагогическая деятельность

Танеев стал в России уникальным учёным-музыковедом европейского масштаба, чьи работы по сей день не потеряли актуальность. Ему принадлежит ряд научных исследований в области фольклора (например, «О музыке горских татар», источниковедения (например, работа об ученических рукописях Моцарта, изданная Моцартеумом), полифонии (например, «Подвижной контрапункт строгого письма», 1889-1906 годы, и его продолжение «Учение о каноне», конец 1890-х - 1915 год) и др. Труды по полифонии интересны тем, что их автор впервые предложил простую математическую формулу (Index verticalis) для сочинения сложных контрапунктов. Не случайно в качестве эпиграфа к книге «Подвижной контрапункт строгого письма» Танеев берёт слова Леонардо да Винчи, которые соответствовали многим устремлениям Танеева как учёного:

« Никакое человеческое знание не может претендовать на звание истинной науки, если не прошло через математические формулы выражения. »
Кроме того, в предисловии к той же книге автор предлагает осмысление процессов, происходящих в современной ему музыке. В частности, он предрекает дальнейшее развитие музыкального языка в сторону усиления полифонических связей и ослабления функционально-гармонических.

Как педагог, Танеев добивался улучшения профессионального музыкального образования в России, заботился о высоком уровне музыкально-теоретической подготовки учащихся консерватории всех специальностей. Именно он создал основу для серьёзной музыкально-теоретической подготовки всех исполнительских профессий. Он первый предложил усовершенствовать современное ему профессиональное музыкальное образование, разделив его на две ступени, соответствующие нынешним среднему специальному (училище) и высшему (консерватория) образованию. Он вывел на высокий уровень преподавание в классах контрапункта, канона и фуги, анализа форм музыкальных произведений. Создал композиторскую школу, воспитал многих музыковедов, дирижёров, пианистов (продолжая фортепианные традиции Николая Рубинштейна). Среди учеников: Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Николай Метнер, Рейнгольд Глиэр, Константин Игумнов, Георгий Конюс, Сергей Потоцкий, Всеволод Задерацкий, Сергей Евсеев (посвятил несколько литературных трудов творчеству Танеева), Болеслав Леопольдович Яворский.

В 1910-1911 годах С. И. Танеев вместе с А. В. Оссовским выступил в поддержку молодого композитора Сергея Прокофьева и написал письмо к издателю Б. П. Юргенсону с просьбой опубликовать его произведения. Однако только после убедительного письма А. В. Оссовского Б. П. Юргенсон ответил согласием.

Был одним из первых эсперантистов в России; на языке эсперанто им написаны несколько романсов, на нём же С. И. Танеев на первых порах вёл свой дневник.

Творчество

Убеждённый последователь классики (в его музыке нашли претворение традиции М. И. Глинки, П. И. Чайковского, а также И. С. Баха, Л. Бетховена), Танеев предвосхитил многие тенденции музыкального искусства XX века. Его творчество отмечено глубиной и благородством замыслов, высокой этичностью и философской направленностью, сдержанностью высказывания, мастерством тематического и полифонического развития. В своих сочинениях он тяготел к нравственно-философской проблематике. Такова, например, его единственная опера - «Орестея» (1894, по Эсхилу) - образец претворения античного сюжета в русской музыке. Его камерно-инструментальные произведения (трио, квартеты, квинтеты) принадлежат к лучшим образцам этого жанра в русской музыке. Один из создателей лирико-философской кантаты в русской музыке («Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма»). Возродил популярный в отечественной музыке XVII-XVIII веков жанр - хоры a cappella (автор более 40 хоров). В инструментальной музыке особое значение придавал интонационному единству цикла, монотематизму (4-я симфония, камерно-инструментальные ансамбли). Сочинял и романсы.

Память

  • Имя С. И. Танеева носят:
  • Самолёт Аэрофлота Airbus A319 «С. Танеев»
  • Владимирский концертный зал им. С. И. Танеева, около которого стоит бюст композитора;
  • Научно-музыкальная библиотека Московской консерватории;
  • Городская детская музыкальная школа им. С. И. Танеева в Москве (Чистый пер., д. 9) в реконструированном доме, где когда-то жил музыкант; на стене дома установлена мемориальная доска;
  • Городская детская музыкальная школа № 1 им. С. И. Танеева г. Владимира;
  • Калужский областной музыкальный колледж им. С. И. Танеева;
  • Международный конкурс камерных ансамблей им. С. И. Танеева (Калуга-Москва);
  • Танеевский музыкальный фестиваль во Владимире;
  • Танеевское музыкальное общество;
  • улица во Владимире;
  • улица в Клину; а также развалившаяся усадьба Танеевых которая ни разу не реставрировалась и находится в полном разрушении
  • улица в Красноармейском районе г. Волгограда;
  • улица в Левобережном районе г. Воронежа;
  • Городская детская музыкальная школа в г. Звенигороде;
  • Дом-музей Танеева в Дютькове (Звенигород);
  • самолёт Airbus A319-111 авиакомпании «Аэрофлот», бортовой номер VP-BWK;
  • Малый Власьевский переулок в Москве с 1960 по 1994 годы был улицей Танеевых.
  • На доме, в котором родился композитор, во Владимире (улица Большая Нижегородская, 5) установлена мемориальная доска с надписью «В доме, стоявшем на этом месте, родился великий русский композитор, пианист, педагог, учёный Сергей Иванович Танеев».

Прижизненные аудиозаписи

Примечательны записи самого Танеева, сделанные в конце XIX века на парафиновые валики.

Сочинения

Опера «Орестея» (1-я постановка - 1895, Петербург)
Кантаты «Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма», «Cлавa H. Г. Рубинштейнy», «Я памятник себе воздвиг».
4 симфонии (1874-98), увертюры, концерт для фортепиано с оркестром
Камерно-инструментальные ансамбли (20) - трио (в том числе фортепианное, 1908), квартеты (в том числе фортепианный, 1906), квинтеты (в том числе фортепианный, 1911)
Для фортепиано - Прелюдия и фуга и др.
Хоры a cappella
Хоры без обозначения opus’a: «Венеция ночью» (Фет), «Ноктюрн» (Фет), «Веселый час» (Кольцов)-1880 год; «Песня короля Регнера» (Языков), «Вечерняя песня» (Хомяков)-1882 год.
Ор. 8. «Восход солнца» (Тютчев). Посвящено Русскому Хоровому Обществу В Москве (изд. 1898).
Ор. 10. «Из края в край» (Тютчев). Посвящено хору Императорской оперы в Петербурге (1898).
Ор. 15. Два хора a capella для четырёх смешанных голосов (1900): № 1. «Звезды» (Хомяков), "Московскому Синодальному хору>>; № 2. «Альпы» (Тютчев), И. А. Мельникову.
Ор. 23. Ночи. Три терцета a capella для сопрано, альта и тенора (Тютчев). Могут исполняться также и хором (1907): № 1. «Сонет Микель-Анджело»; № 2. «Рим ночью»; № 3. «Тихой ночью».
Ор. 24. Два квартета a capella для двух сопрано, альта и тенора (Пушкин). Могут исполняться также и хором (1907): № 1. «Монастырь на Казбеке»; № 2. «Адели».
Ор. 27. Двенадцать хоров a capella для смешанных голосов (Полонский). Посвящается хору Московских Пречистенских курсов для рабочих (1909): № 1. «На могиле»; № 2. «Вечер»; № 3. «Развалину башни»; № 4. «Посмотри, какая мгла»; № 5. «На корабле»; № 6. «Молитва»; № 7. «Из вечности музыка вдруг раздалась»; № 8. «Прометей»; № 9. «Увидал из-за тучи утес»; № 10. «Звезды»; № 11. «По горам две хмурых тучи»; № 12. «В дни, когда над сонным морем».
Ор, 35. Шестнадцать хоров a capella для мужских голосов (Бальмонт). Посвящается Хоровому Обществу чешских учителей (1914): № 1. «Тишина»; № 2. «Призраки»; № 3. «Сфинкс»; № 4. «Заря»; № 5. «Молитва»; № 6. «В пространствах эфира»; № 7. «И сон и смерть»; № 8. «Небесная роса»; № 9. «Мертвые корабли»; № 10. «Звуки прибоя»; № 11. «Морское дно»; № 12. «Морская песня»; № 13. «Тишина»; № 14. «Гибель»; № 15. «Белый лебедь»; № 16. «Лебедь».
Посмертные издания - хоры «Сосна» (Лермонтов) и «Фонтан» (Козьма Прутков) - ранние произведения (1877 и 1880), впервые опубликованные в журнале «Советская музыка», 1940, № 7.
Камерно-вокальные ансамбли с фортепиано и a cappella
55 романсов

Сергей Иванович Танеев родился 25 ноября 1856 года во Владимире-на-Клязьме. Детство Сергея прошло в высококультурной среде богатая домашняя библиотека, обычай изъясняться с родными на трех языках, литературные и музыкальные домашние вечера. Очень рано проявилась у него музыкальная одаренность; безукоризненный слух, память, не по-детски устойчивое влечение к музыке. Все эти качества выделяли его и в Московской консерватории. Н. Г. Рубинштейн, став учителем Танеева, высказался о нем так «Танеев принадлежит к числу весьма немногих избранных, - он будет великолепный пианист и прекрасный композитор».

Самую блестящую будущность предсказал юному музыканту и другой его педагог, по композиции - П. И. Чайковский. В рецензии на первое его выступление он писал «Танеев блестящим образом оправдал ожидания воспитавшей его консерватории... »

Творческая дружба учителя и ученика продолжалась и после окончания Танеевым консерватории. Петр Ильич высоко ценил суждения своего талантливого ученика, всегда спокойного, рассудительного, обладавшего тонким художественным вкусом. «Не знаю никого, кто бы в моем мнении и сердечном отношении стоял выше Танеева», - признавался он.

Современников привлекали к Танееву не только музыкальный талант, пытливый ум, но и душевная чистота, прекрасное сочетание прямоты высказываний и деликатности, мягкости обращения, строгой принципиальности, бескомпромиссности и неподдельной доброты, сердечности.

Удивительно ли, что Рубинштейн, дом которого был средоточием культурной жизни Москвы, приглашал к себе и юного Танеева, где он наравне с профессорами консерватории был неизменным исполнителем-солистом и участником ансамблей. Биография Танеева небогата событиями - ни поворотов судьбы, круто меняющих течение жизни, ни «романтических» происшествий. Ученик Московской консерватории первого набора, он был связан с родным учебным заведением на протяжении почти четырех десятилетий и покинул его стены в 1905 году, солидаризируясь со своими петербургскими коллегами и друзьями - Римским-Корсаковым и Глазуновым. Деятельность Танеева в основном связана с Россией. Достаточно подолгу он жил в Париже во второй половине 1870-х и в 1880 году, но в дальнейшем - в 1900-е годы - выезжал лишь на короткое время в Германию и Чехию для участия в концертах. В 1913 году Сергей Иванович побывал в Зальцбурге, где работал над материалами моцартовского архива.

Итак, в 1875 году, после блестящего окончания консерватории по двум специальностям - фортепиано и композиции, - молодой музыкант, с большим успехом выступив в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, уезжает в Париж, где проведет около года. Концертные выступления, посещение лекций в Сорбонне, общение с известными музыкантами, художниками, в общество которых он был принят как равный, делали жизнь юноши интересной, значительной.

Но постепенно все это, и прежде всего, лавры пианиста-исполнителя, перестало приносить удовлетворение, все больше увлекала композиция, желание сосредоточиться на творческой работе.

По возвращении из-за границы Танеев в короткое время создал такие глубокие, интересные произведения, как кантата «Иоанн Дамаскин», Симфония ре минор, симфоническая увертюра «Орестея» (на этот сюжет он впоследствии написал оперу), несколько камерных ансамблей.

Особенно большое впечатление производит музыка кантаты «Иоанн Дамаскин» (на поэтический текст А. Толстого). Посвященная памяти Николая Рубинштейна, незадолго до того скончавшегося в Париже, кантата выражает глубокие философские раздумья о ценности человеческой жизни, о неизбежном конце ее и проникнута глубоким состраданием.

В 1880-е годы Танеев увлеченно изучал русский музыкальный фольклор. Он записал и обработал около тридцати украинских и русских песен. Летом 1885 года он совершил путешествие на Северный Кавказ и в Сванетию, где записал песни и инструментальные наигрыши народов Северного Кавказа. Высокообразованный музыкант в совершенстве постиг и все разнообразие русской народной полифонии, которая не имеет аналогов в мировой музыкальной культуре. Пристрастие к народному творчеству Танеев сохранил почти на всю жизнь. «Русские мелодии должны быть положены в основу музыкального образования, - считал он. - Думаю, что придет время, когда в консерваториях не станут слепо учить тому, чему учат в Лейпциге или Берлине, а поймут, что у нас иные задачи, чем у немцев и у французов, что нельзя забывать о существовании русских песен, что надо применяться к тем обстоятельствам, среди которых находишься».

Преподавательская работа, а также руководство консерваторией занимали большое место в жизни Танеева. Педагогом он был выдающимся. Свои огромные познания в различных областях музыкальной науки Танеев отдавал с большой охотой и с исключительной методичностью, будучи образцом добросовестности и самодисциплины. Он был большим другом студентов, ибо видел в них будущее русской музыки.

Из многочисленных учеников Танеева следует выделить тех, кто составил гордость русской музыки и много сделал для ее развития в дальнейшем С. Рахманинов, А. Скрябин, Н. Метнер, С. Ляпунов, Р. Глиэр... Этот список можно было бы продолжить. Сколько раз Танеев хлопотал перед Беляевым, рекомендуя для издания то или иное сочинение начинающего композитора! Скольким он помог, занимаясь дополнительно и никогда не беря платы. И это несмотря на то, что «... его денежные средства, - по словам Модеста Ильича Чайковского, - в общем, были на самой грани безбедного существования и нужды. И бывали периоды, когда эта грань нарушалась в сторону последней».

Огромная энергия и эрудиция, а также ум, такт позволили Танееву сделать много полезного для своих учеников и для консерватории в целом. Но, несмотря на большую занятость исполнительской, педагогической, научно-исследовательской работой, Танеев продолжал много времени и сил отдавать композиции.

Среди лучших произведений композитора опера «Орестея», завершенная в 1895 году и явившая собой новую и интересную страницу в истории оперного искусства. Три сюжетно связанные между собой трагедии древнегреческого драматурга Эсхила - «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды» - послужили литературной основой либретто для трех актов с теми же названиями и одним общим - «Орестея». Благодаря такой самостоятельности трех актов эту оперу нередко называют музыкальной трилогией. В этом сюжете композитора привлекли общечеловеческие идеи победы светлого, мудрого начала над мрачными законами кровавой мести, зла. Музыкальный стиль «Орестеи» - сложный сплав, ассимиляция разных традиций. Этот художественный опыт Танеева привлек внимание многих музыкантов - не только в России - и повлиял на творчество композиторов следующих поколений.

В 1896-1898 годы он пишет Четвертую симфонию, ознаменовавшую его творческую зрелость. Высоко оценили симфонию Глазунов, Лядов, Римский-Корсаков. Последний писал автору после выхода в свет партитуры «Считаю Вашу симфонию прекраснейшим современным произведением благородный стиль, прекрасная форма и чудесная разработка музыкальных мыслей».

Значительное место в творчестве Танеева занимали романсы, в которых отражаются интимные лирические переживания человека. Но если в романсах 1870-1880-х годов («Люди спят», «В дымке-невидимке», «Бьется сердце беспокойное») заметно влияние Чайковского, то созданные позднее, в начале века, носят печать символистской поэзии недосказанность, неопределенность некоторых образов обусловлена поэтическим содержанием стихов («Когда, кружась, осенние листы», «Сталактиты», «Рождение арфы»).

Одной из вершин квартетного творчества композитора является Шестой квартет си-бемоль мажор, завершенный Танеевым в 1905 году. Асафьев назвал его «сжатой энциклопедией танеевского мастерства».

Во всем своем творчестве Танеев предстает художником необычайно цельным и глубоко человечным. Таким было и одно из лучших его произведений и, к сожалению, последнее - кантата «По прочтении псалма». Кантата - монументальное полифоническое сочинение, содержание которого определили этические представления о человеческой личности, о высоком предназначении человека, о неисчерпаемых возможностях его души, ума... И одновременно - утверждение мысли о созидательном труде, единении с природой - символом вечной, непреходящей красоты, жизни.

1. в хозяйстве все сгодится

Хозяйство композитора Сергея Ивановича Танеева вела няня, деревенская женщина. Однажды старушка сказала Танееву:
- Вы бы, Сергей Иванович, снова концерт дали, а то лавровый лист кончается.
Оказалось, что лавровые венки, которые композитор получал от своих поклонников, старушка сушила, а листья потом употребляла для супа.

2. не в этом дело

Вы знаете, он хороший музыкант, но часто болеет... - сказали как-то раз Танееву об одном пианисте, имея в виду, что тот выпивает.
- Что часто болеет, это ладно, - отозвался Танеев. - А вот выздоравливает ли он вовремя...

3. что такое пьянство

Танеев вообще довольно терпимо относился к знаменитому российскому пороку.
- Пьянство, - говаривал Танеев, - это не недостаток, это скорее излишество...

4. адажио для коньяка с лимоном

Некоторые московские композиторы получали от винных и коньячных торговцев оригинальные музыкальные заказы: написать мелодичную красивую музыку к присланным куплетам, восхваляющим различные сорта вин, коньяка и шампанского... Гонорар при этом предлагался весьма и весьма крупный, и многие композиторы втайне брались за подобные заказы.
Однажды к Танееву зашел один приятель и, заметив, как тот быстро прячет в стол нотные листы, спросил, что же это такое он сочиняет, неужели нечто малопристойное?
- Если честно признаться, вы почти угадали, - с усмешкой отозвался композитор, - сочиняю музыку для весьма посредственного коньяка... И мне кажется, что мой "музыкальный коньяк" пожалуй во много раз приятнее подлинного...

«В нравственном отношении эта личность есть безусловное совершенство», – так говорил о своем ученике Сергее Ивановиче Танееве. Но не только человеческие качества Танеева восхищали его знаменитого учителя – его композиторский талант Петр Ильич тоже ценил высоко. Однако, Чайковский полагал, что музыке Танеева нелегко будет найти путь к широкой публике – ведь она завораживает не столько непосредственностью эмоционального выражения, сколько дивной уравновешенностью, рациональностью. Именно в такой музыке могла отразиться личность композитора, который был и теоретиком-музыковедом, и педагогом, и исследователем фольклора. Его труды посвящены самой интеллектуальной разновидности музыки – полифонии. Эрудиция Танеева охватывала и философию, и историю, и естественные науки.

Танеев происходил из старинного дворянского рода. Сергей Иванович появился на свет во Владимире. Отец его – помещик – был образованным человеком, он окончил три факультета Московского университета. Владея несколькими иностранными языками, он требовал того же от детей. Играя на фортепиано, гитаре, скрипке и флейте, он приобщал сыновей к музицированию, Сергей Танеев начал обучаться фортепианной игре в пятилетнем возрасте. В этом ему некоторое время помогала дочь друга семьи Мария Александровна Миропольская, которая была на восемь лет его старше, но вскоре, после смерти своего отца, она вместе с матерью уехала в Москву. Сергей встретился с нею четыре года спустя, когда Танеевы тоже переехали в Москву. Благодаря Марии Александровне юный музыкант познакомился с Николаем Григорьевичем Рубинштейном, который увидел в нем незаурядную пианистическую и композиторскую одаренность и посоветовал учиться в консерватории. Туда дозволялось поступать только с четырнадцати лет, но в виде исключения десятилетний Танеев был принят.

В консерватории Танеев обучался фортепианной игре у ассистента , затем – у него самого, а его наставником в области сочинения стал Чайковский. За годы учебы Танеев написал множество произведений, среди которых были хоровые сочинения, романсы, квартет, увертюры. Он окончил консерваторию в 1875 . как композитор и как пианист, с золотой медалью, став первым в ее истории выпускником, удостоенным такой награды. В том же году он вместе с Рубинштейном путешествовал по Греции и Италии, по возвращении из-за границы гастролировал по городам Российской империи, исполняя сочинения , а также свои собственные. В следующем году Танеев поехал во Францию. Организовать концертные выступления не удалось, но время не пропало даром: он познакомился с французскими композиторами, соприкоснулся с европейской культурной жизнью. Под впечатлением от этой поездки композитор составил для себя план расширения кругозора – и следовал ему много лет, планомерно изучая не только теорию музыки, но и историю, философию, становясь постепенно разносторонне образованным человеком.

Танееву было двадцать два года, когда он начал преподавать в Московской консерватории. Поначалу он преподавал инструментовку и гармонию, а позднее – музыкальную форму и контрапункт, последние дисциплины были особенно близки ему. За время педагогической деятельности Танеева у него было множество учеников, и среди них немало композиторов, ставших впоследствии великими.

Создавая музыку, Танеев стремился к классической стройности формы. Большое значение он придавал полифонии. Одним из первых – и высших его достижений в этой области стала кантата «Иоанн Дамаскин», впервые прозвучавшая в 1884 г. Важное место в творческом наследии Танеева занимает хоровая музыка, в которой ощущается подлинное величие. То же самое можно сказать и о его единственной опере – «Орестее», которая стоит особняком в русской оперной литературе, напоминая ораторию. Стремление Танеева к органичному синтезу русских интонаций и европейских музыкальных форм очень ярко проявилось в до-минорной Симфонии. Работал он и в области камерно-инструментального ансамбля – примечательно, что Танеев-пианист нередко выступал как ансамблист.

Перу Танеева принадлежат не только музыкальные произведения, но и музыковедческие труды, самый значительный из которых – «Подвижной контрапункт строгого письма». Немало внимания уделял он исследованию фольклора, записывая и обрабатывая русские и украинские песни, а его книга «О музыке горских татар» стала первым исследованием, посвященным кавказскому фольклору (материал для этого исследования Сергей Иванович собирал сам во время путешествия на Кавказ в 1885 г.).

Сергей Иванович Танеев ушел из жизни в 1915 г., простудившись на похоронах Скрябина.

Имя Танеева носят музыкальные школы в Москве, Владимире и Звенигороде, музыкальный колледж в Калуге, улицы во Владимире, Клину, Волгограде и Воронеже, концертный зал во Владимире.

Все права защищены. Копирование запрещено.