Танец бабушки из повести горького детство. Образ и характеристика бабушки в повести детство горького сочинение

(По повести М. Горького «Детство»)

В художественном произведении важный эпизод помогает писателю глубже раскрыть характеры героев, изображает кульминационное событие, характеризует значимые детали.

В повести Максима Горького «Детство» множество эпизодов, с помощью которых выражается авторское отношение к жизни, характеризуются герои. Одним из таких эпизодов является «Пляска бабушки». Музыка, ритм танцевальных движений преобразили героиню, она стала как будто моложе. «Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то». Через танец героиня передавала свою душу, повествовала о нелегкой женской доле, о жизненных трудностях и невзгодах, а когда лицо «засияло доброй, приветливой улыбкой», то создавалось впечатление, что она вспоминает о чем-то радостном, счастливом. Пляска изменила Акулину Ивановну: «она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее». Пляска возвращала героиню в дни беззаботной юности, когда еще не задумываешься о завтрашнем дне, чувствуешь себя беспричинно счастливой, веришь в лучшую жизнь. Бабушка во время танца становилась «буйно-красива и мила».

Описывая сам характер танца, писатель использует выразительные метафоры и сравнения: «плыла по полу бесшумно, как по воздуху», «большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно», «лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой», «откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то», «замерла, прислушиваясь», «ее сорвало с места, закружило вихрем». Эти художественные средства позво-ляют не только увидеть описываемую картину, но и почувствовать состояние героини.

Танец бабушки – неторопливый рассказ о прожитой жизни, счастливых мгновениях, трудных испытаниях, незабываемых впечатлениях.

Итак, эпизод горьковской повести «Детство», условно названный «Пляска бабушки», по-новому раскрывает образ бабушки, передает ее переживания, сложный внутренний мир.

(2 вариант)

Еще не отзвучали в душе мальчишки тягучая песня Якова, не успокоилось сердце после бешеной пляски Цыганка, а Григорий начал упрашивать бабушку «пройтись разок». Как ни отнекивалась Акулина Ивановна («Людей смешить только…»), а упросили («А смейтесь, ино, на здоровье!»). И опять изменяется музыка и характер танца, а вслед за ними мгновенно преображаются люди. Дядя Яков «вскинулся, вытянулся, прикрыл глаза и заиграл медленнее», Цыганка с его присядкой отогнал мастер («Не стучи, Иван!»), а бабушка помолодела на глазах. Бабушка «плыла бесшумно, как по воздуху, разводя руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль темными глазами». Мальчишка не сразу проникся этим танцем, этим слиянием с музыкой и движением («Мне она показалась смешной…»), но постепенно он начинает понимать («Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то»).

Танец бабушки – сценка, рассказ. У него есть сюжет, даже герои. Первая часть «рассказа» спокойная, задумчивая. Героиня его кого-то ждет, поглядывая из-под руки вокруг, она осторожна и нерешительна. Но вот героиня «рассказа» остановилась, напугавшись чего-то. Тут же изменилось лицо: нерешительность сменилась суровостью, «лицо дрогнуло, нахмурилось». Но что-то радостное произошло, а, может быть, она узнала того, с кем встретилась, потому что лицо «тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой». Теперь уже бабушка плясала за двоих. Она «откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то». Но что-то говорит ей герой, уговаривает, заставляет себя слушать, так как опустила голову бабушка, «замерла, прислушиваясь, улыбаясь все веселее». И исчезла нерешительность, изменился характер пляски: «ее сорвало с места, закружило вихрем». На глазах у мальчика бабушка преобразилась. Теперь «она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее – так буйно-красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!» Наблюдая за людьми во время песен, танцев, герой видит, что никто не остается равнодушным: во время песен «все застывали, очарованные», на протяжении пляски «людей за столом подергивало, они тоже порою вскрикивали, подвизгивали, точно их обжигало». Бабушку ее танец преобразил, она помолодела.

Ребенок впервые столкнулся с силой искусства. «Певцы да плясуны – первые люди на миру!», – говорит одна из героинь «Детства».

Какую роль играет эпизод «Пляска бабушки» в повести М. Горького «Детство»?


План
Введение
Эпизод литературного произведения - идейно законченный отрывок текста.
Основная часть
Танец бабушки - средство характеристики героини.
Используемые в эпизоде художественные приёмы."
Танец бабушки заставил всех людей любоваться ею.
Заключение
Танец бабушки - гимн прошедшей молодости.
Любой эпизод литературного произведения представляет собой идейно законченный отрывок текста. Но читатель должен понимать, что это лишь фрагмент произведения. Всё художественное произведение состоит из отдельных эпизодов, которые, по мысли автора, соединяются и выражают определённую авторскую идею.
Одним из характерных эпизодов повести М. Горького «Детство» стал такой отрывок в произведении, где автор описывает пляску бабушки: «Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, всё ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушиваясь, улыбаясь всё веселее, - и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее - так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!».
Данный эпизод является одним из средств характеристики героини. То, как повела себя бабушка в танце, характеризует её как человека эмоционального, яркого, самобытного. Обратим внимание на сравнение, которое использует автор: «не плясала, а словно рассказывала что-то». Данное сравнение подчёркивает эпический характер танца. Для героини в движении рук, ног, всего тела выражается определенная философия. Данный танец раскрывает всю глубину натуры бабушки, её непохожесть на остальных героев повести. Именно в силу своей особой душевности, чуткости бабушка больше всего запомнилась главному герою Алёше. Понятно, что если человек так тонко чувствует искусство, прекрасное, значит, он не может быть плохим человеком.
Данный эпизод не только характеризует бабушку, но и описывает то впечатление всех тех, кто любовался бабушкой в эту минуту. Читатель воспринимает этот танец через отношение рассказчика. Алёша - главный герой повести, наблюдая за бабушкой, видел не её морщинистое лицо, сгорбленную спину, небольшой рост, а красоту и стройность юности. Танец бабушки - это гимн прошедшей молодости. Юность героини давно прошла, но её всегда можно воскресить не только благодаря воспоминаниям, но и просто окунувшись в магию танца.

(По повести М. Горького «Детство»)

В художественном произведении важный эпизод помогает писателю глубже раскрыть характеры героев, изображает кульминационное событие, характеризует значимые детали.

В повести Максима Горького «Детство» множество эпизодов, с помощью которых выражается авторское отношение к жизни, характеризуются герои. Одним из таких эпизодов является «Пляска бабушки». Музыка, ритм танцевальных движений преобразили героиню, она стала как будто моложе. «Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то». Через танец героиня передавала свою душу, повествовала о нелегкой женской доле, о жизненных трудностях и невзгодах, а когда лицо «засияло доброй, приветливой улыбкой», то создавалось впечатление, что она вспоминает о чем-то радостном, счастливом. Пляска изменила Акулину Ивановну: «она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее». Пляска возвращала героиню в дни беззаботной юности, когда еще не задумываешься о завтрашнем дне, чувствуешь себя беспричинно счастливой, веришь в лучшую жизнь. Бабушка во время танца становилась «буйно-красива и мила».

Описывая сам характер танца, писатель использует выразительные метафоры и сравнения: «плыла по полу бесшумно, как по воздуху», «большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно», «лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой», «откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то», «замерла, прислушиваясь», «ее сорвало с места, закружило вихрем». Эти художественные средства позво-ляют не только увидеть описываемую картину, но и почувствовать состояние героини.

Танец бабушки – неторопливый рассказ о прожитой жизни, счастливых мгновениях, трудных испытаниях, незабываемых впечатлениях.

Итак, эпизод горьковской повести «Детство», условно названный «Пляска бабушки», по-новому раскрывает образ бабушки, передает ее переживания, сложный внутренний мир.

(2 вариант)

Еще не отзвучали в душе мальчишки тягучая песня Якова, не успокоилось сердце после бешеной пляски Цыганка, а Григорий начал упрашивать бабушку «пройтись разок». Как ни отнекивалась Акулина Ивановна («Людей смешить только…»), а упросили («А смейтесь, ино, на здоровье!»). И опять изменяется музыка и характер танца, а вслед за ними мгновенно преображаются люди. Дядя Яков «вскинулся, вытянулся, прикрыл глаза и заиграл медленнее», Цыганка с его присядкой отогнал мастер («Не стучи, Иван!»), а бабушка помолодела на глазах. Бабушка «плыла бесшумно, как по воздуху, разводя руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль темными глазами». Мальчишка не сразу проникся этим танцем, этим слиянием с музыкой и движением («Мне она показалась смешной…»), но постепенно он начинает понимать («Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то»).

Танец бабушки – сценка, рассказ. У него есть сюжет, даже герои. Первая часть «рассказа» спокойная, задумчивая. Героиня его кого-то ждет, поглядывая из-под руки вокруг, она осторожна и нерешительна. Но вот героиня «рассказа» остановилась, напугавшись чего-то. Тут же изменилось лицо: нерешительность сменилась суровостью, «лицо дрогнуло, нахмурилось». Но что-то радостное произошло, а, может быть, она узнала того, с кем встретилась, потому что лицо «тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой». Теперь уже бабушка плясала за двоих. Она «откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то». Но что-то говорит ей герой, уговаривает, заставляет себя слушать, так как опустила голову бабушка, «замерла, прислушиваясь, улыбаясь все веселее». И исчезла нерешительность, изменился характер пляски: «ее сорвало с места, закружило вихрем». На глазах у мальчика бабушка преобразилась. Теперь «она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее – так буйно-красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!» Наблюдая за людьми во время песен, танцев, герой видит, что никто не остается равнодушным: во время песен «все застывали, очарованные», на протяжении пляски «людей за столом подергивало, они тоже порою вскрикивали, подвизгивали, точно их обжигало». Бабушку ее танец преобразил, она помолодела.

Ребенок впервые столкнулся с силой искусства. «Певцы да плясуны – первые люди на миру!», – говорит одна из героинь «Детства».

Бабушка главного героя произведения Алеши Пешкова Акулина Ивановна является персонажем, которому отведена особая роль.

Писатель изображает героиню в образе полной женщины, имеющей большую голову, крупные глаза и смешной рыхлый нос, отличающейся внутренним теплом, душевностью и добротой, чутким отношением к окружающим и бескорыстной любовью.

Акулине Ивановне характерна особая манера разговора, в которой слова произносятся в ласковой, складной форме нараспев. Обладая необычайной врожденной одаренностью, бабушка рассказывает внуку сказочные и реальные истории, которые оказывают значительное влияние на развитие личности будущего писателя, помогая преодолевать жизненные трудности и получая ценные уроки.

Являясь искусной рукодельницей, Акулина Ивановна выполняет заказы горожан, плетя изысканные кружевные творения и вышивая причудливые узоры. Будучи любительницей плясок и веселья, Алешина бабушка преподносит обычный танец в виде наполненного внутренним смыслом действия, рассказывая в пляске о чем-то своем.

Присущие бабуле мужественность, храбрость, героизм ярко проявляются в описании сцены пожара, когда Акулина Ивановна мечется по двору, успевая и спасти людей, и животных, а также распоряжаться тушением огня, не обращая внимание на полученные ею ожоги и боль.

С детства бабушкина жизнь была нелегкой, рано оставшись без отца еще девочкой ей пришлось работать, чтобы помогать матери-инвалиду содержать семью. Оказавшись замужем за суровым и жестоким дедом, она покорно сносит его ругательства и побои, переживая за внуков и детей, которые не ладят между собой, объясняя, что муж намного старше ее и необходимо проявлять к нему уважение и терпение.

Бабушка очень религиозна и в ее душе бог занимает особое место, помогая ей терпеливо и стойко переносить все трудные ситуации. Она ежедневно беседует с иконами, подробно передавая всевышнему события минувшего дня и свои душевных переживаниях. При этом любит нюхать табак и не откажется от стакана вина.

Многие из окружающих, глядя на Акулину Ивановну, считают ее блаженной, но писатель утверждает, что все характерные качества бабушки основаны на ее человеческой мудрости, которая не ставит материальные блага во главу жизненных ценностей, несмотря на тяготы бренного существования, ощущая к окружающему ее миру лишь искреннюю бескорыстную любовь и сострадание.

2 вариант

В произведение Горького "Детство" важным персонажем является бабушка главного героя. Из рассказа мы узнаем, что бабушку зовут Пешкова Акулина Ивановна.

Автор описывает ее как полную женщину с непривычными для всех размерами головы. На ее большой голове красуются соответственно большие глаза и к заключению образа рыхлый, немного смешной нос. Душа ее была бескорыстна, ко всем относилась с добротой, от нее так и веяло внутренним душевным теплом. Эта душевность проявлялась в ее манере разговора. Все слова произносящие Акулиной были в уменьшительно ласкательной форме.

В жизни главного героя бабушка сыграла не малую роль. Ее рассказы и истории складывали психику и мировоззрение Алеши с самого детства. А именно эти вымышленные и реальные истории повлияли на развитие личности Алеши, как будущего писателя. В уже более сознательном возрасте все рассказы, которые слышал Алеша от бабушки, помогали справляться с трудностями, встречавших его на пути. Из всего услышанного внук извлекал все самое нужное и ценное.

Подрабатывала Акулина Ивановна, когда брала заказы у горожан и односельчан. Она, обладая прекрасным мастерством вязания, выполняла разные кружевные творения. На вязании ее таланты не заканчиваются, она любила танцы и пляски и могла обычный танец превратить во что-то необычное и глубокомысленное, выполненное с душой.

Ее наполняли такие качества, как: храбрость, мужественность, героизм. Все это мы можем наблюдать во время сцены с пожаром. Она, не задумываясь о полученной боли, спасает одновременно, и людей, и животных при этом туша пожар.

С детства Акулина встречает на своем жизненном пути много препятствий. С раннего возраста ей пришлось пойти работать, что бы обеспечить семью. Так как отец умер, а мать была инвалидом. Из-за воспитанных в ней качеств, Акулина терпит все ругательства и побои мужа с мыслью, что он старше и нужно его уважать, думая о спокойствие детей, которого, к сожаление, нет. Дети и внуки не ладят между собой.

Вера в Бога помогает Акулине преодолеть все трудности и невзгоды, которые происходят с ней в жизни.

Сочинение Бабушка в рассказе Детство

Детство Алексея Пешкова прошло в многочисленной семье Кашириных. Василий Васильевич и Акулина Ивановна были родителями матери Алеши. После смерти ее мужа Максима, Каширины забрали Алешу с матерью к себе в Нижний Новгород. Дедушка Алексея держал собственную мастерскую, и, помимо его сыновей, в доме у них жили мастеровые. Все они оказали какое-либо влияние на мальчика, но самым близким и любимым человеком для него стала бабушка.

Бабушка Акулина Ивановна была уже пожилой женщиной, ей перевалило за шестой десяток. Она была полная, круглолицая, у нее были большие глаза и длинная грива волос, которые бабушка всегда долго расчесывала. Ее облик притягивал взгляды всех окружающих, она вся светилась изнутри добрым, ласковым светом. Акулина Ивановна была мастерицей рассказывать сказки и старинные предания, слушать которые всегда собиралось много народа. Талантливая рассказчица, она заставляла своих слушателей смеяться и плакать над своими рассказами. Бабушка могла и выйти станцевать, и ее танец оказывал на зрителей такое же завораживающее действие, как и предания.

Особое место в жизни Акулины Ивановны занимает искренняя вера в Бога. Бабушка ежедневно ведет с ним беседы, рассказывает ему о происходящих событиях, советуется с ним по любому поводу, общаясь с ним, как с живым близким человеком. Вера в Бога помогает Акулине Ивановне преодолевать все тяготы жизни, а жизнь ее не слишком баловала. Росла она без отца, и с самого детства она помогала матери по хозяйству. Потом она вышла замуж. И ей пришлось терпеть побои мужа. Но бабушка, как истинно русская женщина, стойко и мужественно переносит все жизненные невзгоды.

Особенно ярко ее крепкий и сильный характер проявляется во время пожара, случившегося в доме Кашириных. Бесстрашно бабушка бросилась в полыхающую мастерскую, чтобы вынести оттуда бутыль с купоросом, получила там сильные ожоги, но сумела остановить взвившуюся на дыбы лошадь, и не ушла со двора до конца пожара.

Мужество и стойкость Акулины Ивановны, ее доброта и ласка, благожелательное отношение к окружающим людям, и на будущего великого писателя оказали огромное влияние в формировании и становлении его личности, что в будущем признавал и сам Максим Горький. Про Акулину Ивановну можно сказать словами другого великого русского писателя, Н. А. Некрасова: «есть женщины в русских селеньях…»

  • Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона в романе Толстого Война и мир

    При упоминании имён этих полководцев на ум приходит стихотворение, точнее строки « В шапке золота литого старый русский великан поджидал себе другого из далёких южных стран…» И вот они встретились и на поле под Аустерлицом, и на Бородинском поле

  • Образ и характеристика Ларры в рассказе Горького Старуха Изергиль сочинение

    В рассказе «Старуха Изергиль» автор повествует о людях сильных, гордых, отличающихся от других. Такова и сама его героиня – старая Изергиль. Она рассказывает о своей жизни, часто говоря о том, что теперь все меньше становиться сильных и волевых людей

  • (По повести М. Горького «Детство»)

    В художественном произведении важный эпизод помогает писателю глубже раскрыть характеры героев, изображает кульминационное событие, характеризует значимые детали.

    В повести Максима Горького «Детство» множество эпизодов, с помощью которых выражается авторское отношение к жизни, характеризуются герои. Одним из таких эпизодов является «Пляска бабушки». Музыка, ритм танцевальных движений преобразили героиню, она стала как будто моложе. «Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то». Через танец героиня передавала свою душу, повествовала о нелегкой женской доле, о жизненных трудностях и невзгодах, а когда лицо «засияло доброй, приветливой улыбкой», то создавалось впечатление, что она вспоминает о чем-то радостном, счастливом. Пляска изменила Акулину Ивановну: «она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее». Пляска возвращала героиню в дни беззаботной юности, когда еще не задумываешься о завтрашнем дне, чувствуешь себя беспричинно счастливой, веришь в лучшую жизнь. Бабушка во время танца становилась «буйно-красива и мила».

    Описывая сам характер танца, писатель использует выразительные метафоры и сравнения: «плыла по полу бесшумно, как по воздуху», «большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно», «лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой», «откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то», «замерла, прислушиваясь», «ее сорвало с места, закружило вихрем». Эти художественные средства позво-ляют не только увидеть описываемую картину, но и почувствовать состояние героини.

    Танец бабушки – неторопливый рассказ о прожитой жизни, счастливых мгновениях, трудных испытаниях, незабываемых впечатлениях.

    Итак, эпизод горьковской повести «Детство», условно названный «Пляска бабушки», по-новому раскрывает образ бабушки, передает ее переживания, сложный внутренний мир.

    (2 вариант)

    Еще не отзвучали в душе мальчишки тягучая песня Якова, не успокоилось сердце после бешеной пляски Цыганка, а Григорий начал упрашивать бабушку «пройтись разок». Как ни отнекивалась Акулина Ивановна («Людей смешить только…»), а упросили («А смейтесь, ино, на здоровье!»). И опять изменяется музыка и характер танца, а вслед за ними мгновенно преображаются люди. Дядя Яков «вскинулся, вытянулся, прикрыл глаза и заиграл медленнее», Цыганка с его присядкой отогнал мастер («Не стучи, Иван!»), а бабушка помолодела на глазах. Бабушка «плыла бесшумно, как по воздуху, разводя руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль темными глазами». Мальчишка не сразу проникся этим танцем, этим слиянием с музыкой и движением («Мне она показалась смешной…»), но постепенно он начинает понимать («Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то»).

    Танец бабушки – сценка, рассказ. У него есть сюжет, даже герои. Первая часть «рассказа» спокойная, задумчивая. Героиня его кого-то ждет, поглядывая из-под руки вокруг, она осторожна и нерешительна. Но вот героиня «рассказа» остановилась, напугавшись чего-то. Тут же изменилось лицо: нерешительность сменилась суровостью, «лицо дрогнуло, нахмурилось». Но что-то радостное произошло, а, может быть, она узнала того, с кем встретилась, потому что лицо «тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой». Теперь уже бабушка плясала за двоих. Она «откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то». Но что-то говорит ей герой, уговаривает, заставляет себя слушать, так как опустила голову бабушка, «замерла, прислушиваясь, улыбаясь все веселее». И исчезла нерешительность, изменился характер пляски: «ее сорвало с места, закружило вихрем». На глазах у мальчика бабушка преобразилась. Теперь «она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее – так буйно-красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!» Наблюдая за людьми во время песен, танцев, герой видит, что никто не остается равнодушным: во время песен «все застывали, очарованные», на протяжении пляски «людей за столом подергивало, они тоже порою вскрикивали, подвизгивали, точно их обжигало». Бабушку ее танец преобразил, она помолодела.

    Ребенок впервые столкнулся с силой искусства. «Певцы да плясуны – первые люди на миру!», – говорит одна из героинь «Детства».