Танцор махмуд эсамбаев. Эсамбаев махмуд алисултанович

М ахмуд Эсамбаев был первым артистом СССР, который выступил со своей сольной программой и собрал в одном концерте танцы народов мира. Про свое творчество он говорил: «Танец - это жизнь. Я дышу через танец. Легкие не в счет».

Махмуд Эсамбаев родился в предгорном селении Старые Атаги (сегодня - Грозненский район Чеченской Республики). Уже в семь лет он танцевал на деревенских свадьбах, а через год - выступал в небольшом цирке, который кочевал по горным селениям. Увлечение сына вызывало гнев отца: он запирал его дома, прятал одежду, бил мальчика, чтобы тот перестал танцевать. Сверстники дразнили мальчика «скоморохом». Однако Махмуд Эсамбаев продолжал танцевать.

В 1939 году он вопреки воле отца поступил в Грозненское хореографическое училище и уже в 15 лет выступал в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца.

Когда началась Великая Отечественная война , Махмуду Эсамбаеву исполнилось 16. Он оказался во фронтовой концертной бригаде. Артисты выступали в военных госпиталях, на строительстве оборонительных сооружений и на передовой. Во время одного такого концерта недалеко от танцора разорвался снаряд, осколок попал в ногу. Раненый Эсамбаев закончил выступление, ушел за кулисы и там потерял сознание. Военный хирург сказал ему, что ногу спасли чудом и танцевать он не сможет. Однако Эсамбаев выздоровел и вернулся на сцену.

В 1943 году Эсамбаев выступал в освобожденном от немцев Пятигорске - его пригласили в местный театр оперетты, но проработал он там недолго. Спустя год жителей Чечни и Ингушетии начали переселять в Среднюю Азию и Казахстан. Танцор и его родственники оказались в городе Фрунзе (сегодня - Бишкек). Здесь в местном Доме культуры он давал уроки народных и балетных танцев. В Киргизии Махмуд Эсамбаев женился, у него родилась дочь Стелла.

Махмуд Эсамбаев исполняет лезгинку на празднике в родном селении Старые Атаги. 1963 год. Фотография: aif.ru

Махмуд Эсамбаев. Фотография: fishki.net

Махмуд Эсамбаев на съемках фильма «Поэт танцев». 1961 год. Фотография: aif.ru

Вскоре Эсамбаев стал солистом Киргизского театра оперы и балета. Здесь он исполнял главные партии в балетах «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Бахчисарайский фонтан» и в первых национальных балетных спектаклях. Позже Эсамбаев вспоминал: «Я благодарен киргизскому народу за то, что он на протяжении 12 лет давал мне возможность познать искусство балета. Я не могу вспомнить ни одного плохого дня в Киргизии» . Он - первый танцор, которому присвоили звание народного артиста Киргизской ССР. В дальнейшем Эсамбаев станет народным артистом еще нескольких союзных республик.

В середине 50-х годов восстанавливалась Чечено-Ингушская АССР, и семья вернулась туда. В то время был популярен Государственный ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева . Участники коллектива ездили в экспедиции и изучали танцевальный фольклор народов мира. Позже эти композиции обрабатывались и становились основой репертуара. Однако в одиночку национальные танцы в те годы никто не исполнял. Эсамбаев, как и Моисеев, обратился к народному творчеству, но программу разработал сольную.

Так появились танцы-новеллы, посвященные культуре разных народов. Среди его первых работ был индийский ритуальный танец «Золотой бог», испанский танец «Ля коррида», таджикский «Танец с ножами». В 1957 году Махмуд Эсамбаев стал солистом Республиканской филармонии.

«На афише пишут «Танцы народов мира», а надо бы - «Народы мира в танце». Непременно посмотрите Эсамбаева! Танцы Эсамбаева - это театр переживания, а не представления. Каждое выступление мастера на эстраде, каждая его миниатюра - это, я бы сказал, маленький законченный балет».

Юрий Григорович, балетмейстер

В 1957 году в Москве проходил Всесоюзный фестиваль молодежи. Жена Махмуда Эсамбаева продала ковер и швейную машинку, чтобы он смог поехать в столицу и выступить там. Конкурс изменил его жизнь: Эсамбаеву присудили одну золотую и две серебряные медали.

«Мама, я помню, услышав по радио, что папа получил три медали, завоевал первые места, кричит: «Стеллочка, папа наш получил всё!» И вот я помню этот момент, я как ребенок его понимала, но была тоже очень счастлива, а мама просто плакала от радости».

Стелла Эсамбаева

После победы Эсамбаев смог переехать в Москву и перевезти в столицу свою жену и дочь. А вскоре советские танцоры отправились в мировое турне. Они побывали во Франции, Испании, Аргентине, Бразилии, Мексике, Перу, Индии и многих других странах. За границей Махмуд Эсамбаев коллекционировал танцы разных народов, чтобы включать их потом в свои номера. У него в репертуаре были бразильский ритуальный танец «Макумба», узбекский танец «Чабаненок», русский «Эмигрант», еврейский «Портняжка», перуанский «Павлин». «Я с детства подсознательно ощутил волшебную связь народного танца с жизнью» , - писал спустя десятилетия Эсамбаев в своей статье-исповеди «Радость танца». После гастролей танцор создал свой коллектив.

Когда танцор оставил сцену, он организовал Международный союз деятелей эстрадного искусства, был академиком Международной академии танца. При его поддержке в Грозном построили новые здания для драматического театра и цирка. Умер Эсамбаев в 2000 году. Он похоронен на Даниловском мусульманском кладбище в Москве.

    Махмуд Алисултанович Эсамбаев Род деятельности: артист балета, эстрадный танцовщик Дата рождения: 15 июля 1924 … Википедия

    Род. 1924, ум. 2000. Артист балета, знаменитый исполнитель танцев народов мира (с 1957 г.). Танцевал на сцене Киргизского театра оперы и балета (1944 56). Среди танцевальных номеров много уникальных. Народный артист СССР (1974). Герой… … Большая биографическая энциклопедия

    - (р. 1924) российский артист балета, народный артист СССР (1974), Герой Социалистического Труда (1984). В 1944 56 в Киргизском театре оперы и балета. С 1957 исполнитель танцев народов мира … Большой Энциклопедический словарь

    - (р. 15. 7. 1924, село Старые Атаги, Урус Мартановского района Чечено Ингушской АССР), советский артист балета, эстрадный танцовщик, народный артист СССР (1974). В 1939‒1941 учился в Грозненском хореографическом училище, в 1944‒56 солист… … Большая советская энциклопедия

    - (1924 2000), артист балета, народный артист СССР (1974), Герой Социалистического Труда (1984). В 1944 56 в Киргизском театре оперы и балета; среди партий: Ротбарт и фея Карабос («Лебединое озеро», «Спящая красавица» П И. Чайковского), Гирей… … Энциклопедический словарь

    Эсамбаев Махмуд Алисултанович - (род. 1924 99) танцовщик. Учился в хореогр. школе г. Грозного (1939 41). В 1944 56 артист Фрунз. т ра оперы и балета. Среди его ролей: Атаман (Чолпон), Фея Карабос (Спящая красавица), Ротбарт (Лебединое озеро), Тарас Бульба (Тарас Бульба) … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Род деятельности: артист балета, эстрадный танцовщик Дата рождения: 15 июля 1924 … Википедия

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Эсамбаева Махмуда Алисултана

Эсамбаев Махмуд Алисултан (15.07.1924, село Старые Атаги, Чечня – 07.01.2000, Москва) – артист балета, эстрадный танцовщик, актер.

Великий танцовщик

Махмуд Эсамбаев родился 15 июля 1924 года в предгорном селении Старые Атаги. Многие выдающиеся чеченские драматурги и писатели, музыканты и композиторы родом из этого прекрасного уголка планеты. Скорее всего, Махмуд Эсамбаев родился танцовщиком по склонности и таланту: природа щедро одарила "своего сына" необыкновенной выразительной пластикой тела, совершенным музыкальным слухом, феноменальной памятью, высоким ростом.

Махмуд танцевал всегда. Танцевал с тех пор, как помнит себя. С семилетнего возраста мальчик бойко отплясывал под одобрительный смех и восклицания старших на свадьбах, а в пятнадцать он стал солистом Чечено-Ингушского государственного ансамбля песни и танца, в девятнадцать был принят в Пятигорскую оперетту. Наперекор воле отца, считавшего выбор сына недостойным настоящего мужчины, Махмуд Эсамбаев стал артистом. При этом он с трудом окончил лишь шесть классов средней школы.

В 20 лет Махмуд Эсамбаев стал солистом Киргизского театра оперы и балета, куда его приняли, оценив возможности самородка. В Киргизию семья Эсамбаевых была сослана во время депортации в 40-х годах. В годы войны Эсамбаеву пришлось танцевать и в военных госпиталях, и на строительстве оборонительных сооружений, и во фронтовой концертной бригаде на передовой.

Артист стоял у истоков киргизской хореографии. На сцене Киргизского театра оперы и балета он исполнял главные партии в классических и современных балетах, танцевал главные роли в первых национальных балетных спектаклях. Экспрессия эсамбаевского жеста и его орлиная внешность пригодились и для Злого гения, и для Гирея, и для Тараса в "Тарасе Бульбе", и и для отрицательной героини феи Карабос в "Спящей красавице".

Монотеатр

Вдруг академическая сцена театра показалось Эсамбаеву "тесной" и он решил ее оставить – мастер обратился к народному танцевальному творчеству. Став солистом филармонии Чечено-Ингушской республики, маэстро начал создавать танцы-новеллы, посвященные культуре разных народов. Среди его первых работ были испанский танец "Ля-коррида", индийский ритуальный танец "Золотой бог", таджикский "Танец с ножами".

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Эсамбаев создал уникальный монотеатр танцевальных миниатюр. С программой "Танцы народов мира" он покорил не только Россию, но и весь мир. "На афише пишут "Танцы народов мира", а надо бы – "Народы мира в танце". Непременно посмотрите Эсамбаева! Танцы Эсамбаева – это театр переживания, а не представления. Каждое выступление мастера на эстраде, каждая его миниатюра – это, я бы сказал, маленький законченный балет" , – восторженно отмечал известный балетмейстер Юрий Григорович.

Используя свой феноменальный от природы шаг, склонность к гротеску и редкую мужскую грацию, Махмуд Эсамбаев многие композиции поставил себе сам. Им был создан авторский театр танца. Выступая в одиночестве, он искусно и легко подчинял себе любую сценическую площадку, артистично приковал к себе внимание и удерживал его. Все номера маэстро становились шлягерами.

Кино

Блистательный исполнитель ряда ведущих балетных партий, танцевальных сцен оперных спектаклей Киргизского театра оперы и балета, Ленинградского академического Малого театра оперы и балета имени С.М. Кирова, Большого театра СССР, конечно же, привлек внимание и кинорежиссеров.

Дебют Махмуда Эсамбаева в кино в 1961 году состоялся не только как актера, но и как сценариста. Он написал сценарий к телеспектаклю, фильму-балету "В мире танца", а вскоре последовала и главная роль Ишкоева в киноленте "Я буду танцевать". В экранизация балета , в фильме-балете "Лебединое озеро" в постановке режиссеров Аполлинария Дудко и Константина Сергеева мастер исполнил одну из главных партий.

Режиссеры Альберт Мкртчян и Леонид Попов пригласили Махмуда Эсамбаева на одну из главных ролей в приключенческо-романтическую драму "Земля Санникова" по сценарию "для денег" безработного оптимиста Марка Захарова. Это было до того, пока тот не стал еще тем "Марком Захаровым". В картине Махмуд Эсамбаев изображал Черного шамана в окружении туземок – полуголых примадонн бурятских театров, отпугивая своими завораживающими танцами героев хождения к земле Санникова – беглого каторжника Ильина, блестящее исполненная роль , ссыльного поселенца Крестовского, роль несравненного , и просто авантюриста Губина в исполнении .

Профессиональной победой в кино маэстро танцев стала и роль придворного Музыканта "Несравнейнийшего" Иги-Наш-Туш у режиссера Геннадия Васильева в музыкальном фильме-сказке о волшебном Городе веселых тружеников "Пока бьют часы", да и неугомонный "Огонь" в сказке-комедии Юрия Победоносцева "Честное волшебное" был в исполнении Эсамбаева весьма убедителен.

Велик был масштаб личности маэстро танца. Эсамбаева любили, его обожали за талант, режиссеров покоряла внутренняя мощь актера. Елизавета Кимягарова пригласила танцовщика на роль казначея в "Приключения маленького Мука" по мотивам произведения Гауфа, но и в этой немного необычной для него роли Эсамбаев был превосходен.

Киногероям Эсамбаева свойственная особая, эсамбаевская стать! И этого просто нельзя было не заметить. Вот режиссер Георгий Базаров и утвердил актера на роль строго Учителя в политической драме "Репортаж из бездны", повествующей о военном перевороте в небольшой азиатской стране в конце 70-х годов. А в 1995 году Эсамбаев снялся и в международном кинопроекте. Кинолента "Зов Предков" – совместное производство Алжира и Узбекистана. В роли Великого Турана популярный танцовщик был как всегда неотразим.

"Гордый Махмуд"

Популярный солист эстрадной сцены 50-70-х годов, герой светских хроник последних лет ХХ века Махмуд Эсамбаев был не только мастером танца, но и великим человеком, который через свое искусство приобщал людей к гуманизму. При этом он никогда не скрывал свою национальную принадлежность, даже в самые тяжелые для чеченского народа времена. Его неизменная национальная папаха из отборного каракуля была столь же приметной, как и другой предмет его гордости – осиная до старости талия...

Великая балерина о танцовщике Эсамбаеве сказала: "Такие люди, как Махмуд Эсамбаев, встречаются даже не знаю во сколько лет. Он по существу так пластичен, так музыкален и так выразителен... что все, что он исполняет, никто другой не смог бы..."

Личное

Супругой Махмуда Эсамбаева была армянка Нина Аркадьевна Ханумянц, врач. Махмуд и Нина познакомились еще в юности – Махмуду в ту пору было всего-навсего 17 лет. Мама Эсамбаева была против брака сына с армянкой, она видела своей невесткой совсем другую девушку. Но Махмуд не послушался мать, женился на Нине. Когда у супругов родилась дочь Стелла, отношения матери Махмуда и Нины постепенно наладились.

Смерть

Махмуд Алисултанович Эсамбаев ушел из жизни 7 января 2000 года, похоронен маэстро танца в Москве на Мусульманском кладбище, филиал Даниловского кладбища.

Награды, премии, звания, важные посты

Народный артист СССР.

Народный артист Киргизской ССР

Герой Социалистического труда.

Президент Международного союза деятелей эстрадного искусства.

Академик Международной академии танца.

Обладатель ордена "За заслуги перед Отечеством" III степени, ордена Дружбы народов, ордена Отечественной войны II степени, трех орденов Трудового красного знамени.

Депутат Верховных Советов Чечено-Ингушской АССР, РСФСР и СССР.

— народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, выдающийся исполнитель танцев народов мира. Родился великий сын Кавквза, будущий великий король танца 15. 07. 1924 года в селении Старые Атаги в семье чеченца Алисултана, принадлежавшего к тейпу Ишхой. Уже в раннем детстве Махмуд Эсамбаев поражал окружающих своим виртуозным исполнением танцев на свадьбах, куда его часто брали с собой родители. Правда, вряд ли кто-то мог предположить тогда, что перед ними выступает будущий гениальный исполнитель танцев народов мира. В восьмилетнем возрасте Махмуд начинает гастролировать в составе одного из кочевых цирков по Чечне. Говорят, что в 1934 году с юным самородком познакомилась Любовь Орлова, будучи на гастролях в Чечне. Орлова отметила огромный талант Махмуда и предрекла ему большое будущее. Отец же Эсамбаева, который желал видеть сына пастухом, категорически противился его гастролям, он считал, что танцор никогда не сможет в будущем прокормить семью. Несмотря на возражения отца, Махмуд Эсамбаев поступает в хореографическое училище в Грозном, где обучается с 1939 по 1941 г.г.

В 15-летнем возрасте он становится солистом Чечено-Ингушского ансамбля песни и танца, а в 19 лет он танцует в театре музкомедии Пятигорска. В годы Великой Отечественной войны танцор-самородок выступает с концертами как на передовой, так и в тылу — в военных госпиталях, на строительстве сооружений оборонного значения. Во время одного из выступлений на фронтовых подмостках артиста ранили в ногу. Врач полевого госпиталя сказал Эсамбаеву, что он не сможет в дальнейшем танцевать. Несмотря на такой приговор, Эсамбаев усиленно занимается гимнастикой и постепенно начинает восстанавливаться, чтобы снова танцевать.

В феврале 1944 года нагрянула новая беда. Согласно распоряжению правительства СССР, всех чеченцев насильственно депортируют в Среднюю Азию. Семью Эсамбаевых также депортировали в Киргизию, вслед за родными вскоре во Фрунзе приехал и Махмуд Эсамбаев. К сожалению, он уже не застал мать в живых. Чтобы прокормить семью, Эсамбаев ведет кружок народного танца, а также преподает уроки бального танца в небольшом киргизском поселке Ак-Тюз. В 1945 году Эсамбаев женился на армянке Нине Ханумянц и в 1946 году у них появилась на свет дочь Стелла. С 1946 по 1956 годы Махмуд Эсамбаев был ведущим солистом Киргиского театра оперы и балета. Он блестяще исполняет главные партии в «Лебедином озере», а также в балетах «Бахчисарайский фонтан», «Спящая красавица». Кстати, здесь и сегодня Эсамбаева почитают, как одного из основателей киргизского балета. И именно здесь отец изменил свое мнение и полностью согласился с выбором сына. Здесь впервые Эсамбаеву присвоили звание народного артиста Киргизской ССР, позже еще семь союзных республик присвоят ему это почетное звание.

В 1957 году Махмуд Эсамбаев выступил на Всемирном фестивале молодежи, где завоевал целых две золотые медали и был удостоен самых лестных похвал и почестей от многих знаменитостей. Вскоре вместе с семьей Эсамбаев переезжает в Москву. После фестиваля он выступает в Москве со своей программой, позже его включили в труппу «Звёзды советского балета», с которой он выступал с огромным успехом во Франции и Южной Америке. Артист стремится расширить свой репертуар, изучает технику танцев народов мира. Самое главное для артиста было передать в танце самые характерные и самые прекрасные черты того народа, танец которого он собирается исполнять. Для этого, как утверждает Эсамбаев, танцору мало профессиональной школы, школой для него должна быть жизнь. Эсамбаев является создателем первой в СССР сольной программы «Танцы народов мира». В исполнении этого уникального танцора мир увидел множество самых разнообразных танцев. Среди них: знаменитый испанский танец «Ла-коррида», таджикский «Танец с ножами», «Танец огня», созданный на музыку де Фальи, индийский «Золотой бог», неподражаемая кавказская лезгинка, чечено-ингушский «Чабан» и многие другие. За выдающиеся достижения Махмуд Эсамбаев получил в подарок от Индиры Ганди уникальный костюм, расшитый драгоценными камнями и бриллиантами. Одних только бриллиантов насчитывалось 1200 штук. К величайшему сожалению, этот и другие уникальные костюмы, ценные книги, подлинники великих художников и другие ценные вещи были уничтожены во время чеченской войны, когда дом Эсамбаевых в Чечне был полностью сожжен.

Артист очень переживал, что на его родной земле проливается кровь и что он вынужден был покинуть Чечню. Он мечтал о том дне, когда эта бессмысленная война прекратится и наступит мир. К сожалению, Махмуд Эсамбаев, великий сын Кавказа, величайший гений танца, не дожил до этого светлого дня. Он умер 7 декабря 2000 года, в возрасте 75 лет и был похоронен в Москве. Дело великого мастера продолжают его дочь и племянники. Созданы и успешно действуют кавказский ансамбль им. Махмуда Эсамбаева, Всемирный Благотворительный Фонд. Его именем назван проспект в чеченской столице и даже астероид 4195, который был открыт 19.09.1982 г.