Таможенный контроль. Таможенный контроль в России: особенности процедуры

Статья 94. Принципы проведения таможенного контроля

1. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств – членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

2. При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.

3. В целях совершенствования таможенного контроля таможенные органы сотрудничают с таможенными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами.

4. В целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с другими контролирующими государственными органами, а также с участниками внешнеэкономической деятельности, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и с их профессиональными объединениями (ассоциациями).

(п.4 в ред. Протокола от 16.04.2010)

5. Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный, в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.

6. При проведении таможенного контроля каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение таможенным органам не требуется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статья 95. Проведение таможенного контроля

1. Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств – членов Таможенного союза. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.

2. Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:

1) товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с настоящим Кодексом;

2) таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза;

3) деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;

4) лиц, пересекающих таможенную границу.

3. Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.

Статья 96. Товары, находящиеся под таможенным контролем

1. При ввозе на таможенную территорию Таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.

Товары, образовавшиеся и находящиеся на таможенной территории Таможенного союза, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с настоящим Кодексом, считаются находящимися под таможенным контролем с момента их образования.

2. Товары, указанные в пункте 1 настоящей статьи, считаются находящимися под таможенным контролем до:

1) помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта;

2) приобретения условно выпущенными товарами статуса товаров Таможенного союза в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса;

(пп.2 в ред. Протокола от 16.04.2010)

3) помещения товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза;

4) обращения в собственность государства – члена Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства;

5) фактического вывоза с таможенной территории Таможенного союза;

6) отнесения отходов, образовавшихся в результате операций переработки иностранных товаров на таможенной территории, к непригодным для их дальнейшего коммерческого использования;

7) признания части иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или переработки для внутреннего потребления, производственными потерями.

3. Товары, указанные в пункте 1 настоящей статьи, не считаются находящимися под таможенным контролем после признания таможенными органами факта их уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, либо в результате наступления иных обстоятельств в случаях, установленных международными договорами и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза.

4. Товары Таможенного союза находятся под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Таможенного союза с момента регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза, и до пересечения таможенной границы.

5. Товары, указанные в пункте 4 настоящей статьи, фактически не вывезенные с таможенной территории Таможенного союза, не считаются находящимися под таможенным контролем со дня отзыва таможенной декларации в соответствии со статьей 192 настоящего Кодекса.

6. Таможенные органы осуществляют контроль за исполнением лицами обязательств об обратном ввозе и (или) вывозе товаров, в том числе товаров, полученных в результате переработки товаров, если такие товары подлежат обязательному обратному ввозу и (или) вывозу в соответствии с таможенными процедурами, установленными настоящим Кодексом.

(п.6 в ред. Протокола от 16.04.2010)

7. Таможенные органы вправе останавливать транспортные средства, а также принудительно возвращать покинувшие таможенную территорию Таможенного союза без разрешения таможенного органа водные и воздушные суда. При этом действия по задержанию (возвращению) иностранных судов и судов, находящихся на территории других государств, проводятся в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза и (или) международными договорами.

(абзац в ред. Протокола от 16.04.2010)

В случае остановки автомобильных транспортных средств вне зон таможенного контроля в целях осуществления таможенного контроля товаров и документов на них время такого контроля не должно превышать 2 (двух) часов. Об осуществлении такого контроля составляется акт по форме, определяемой решением Комиссии Таможенного союза, один экземпляр которого подлежит вручению перевозчику.

Статья 97. Зоны таможенного контроля

1. Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств – членов Таможенного союза.

В иных местах зоны таможенного контроля создаются для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций.

2. Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случае регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными в случае их создания на время проведения таможенного контроля, грузовых и иных операций.

3. Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также правовой режим зоны таможенного контроля определяются законодательством государств – членов Таможенного союза.

Статья 98. Представление документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля

1. Декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.

2. Таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений.

3. Для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, документы и сведения о денежных операциях по осуществляемым внешнеэкономическим сделкам.

4. В целях проведения таможенного контроля после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие и бухгалтерские документы, иную информацию, в том числе в электронной форме, относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами.

5. Документы, необходимые для проведения таможенного контроля, должны храниться лицами и таможенными органами в течение 5 (пяти) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, если иной срок не установлен законодательством государств – членов Таможенного союза.

Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, должны хранить документы, необходимые для таможенного контроля, в течение 5 (пяти) лет после года, в течение которого проводились таможенные операции.

Статья 99. Таможенный контроль после выпуска товаров

Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Законодательством государств – членов Таможенного союза может быть установлен более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который не может превышать 5 (пяти) лет.

Таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 настоящего Кодекса.

Статья 100. Таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза

1. Таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска таких товаров в соответствии с требованиями и условиями таможенного законодательства Таможенного союза, в том числе проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

2. Законодательством государств – членов Таможенного союза может быть установлена возможность таможенного декларирования, совершения иных таможенных операций и уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза, либо не выпущенных в соответствии с одной из таможенных процедур, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, обнаруженных таможенными органами у лиц, приобретших эти товары на таможенной территории Таможенного союза в связи с осуществлением этими лицами предпринимательской деятельности.

Статья 101. Участие специалиста при проведении таможенного контроля

1. В необходимых случаях для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного контроля может быть привлечен не заинтересованный в результатах таких действий специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств.

2. Привлечение лица в качестве специалиста осуществляется на договорной основе.

3. Специалист вправе:

1) знакомиться с материалами, связанными с осуществлением конкретных действий, совершаемых с его участием;

2) знакомиться с документами, оформляемыми по результатам совершения действий при проведении таможенного контроля, в которых он принимал участие, и делать заявления или замечания по поводу совершаемых им действий, подлежащие занесению в такие документы.

4. Специалист обязан:

1) участвовать в совершении действий, требующих специальных знаний, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

2) удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

5. Полученная специалистом информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также иная конфиденциальная информация не должны им разглашаться, использоваться в иных целях, передаваться третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств – членов Таможенного союза.

6. Расходы, возникшие у таможенных органов в связи с привлечением специалиста, возмещаются за счет средств лица, в отношении которого или товаров которого проводится таможенный контроль, если в ходе проведения таможенного контроля выявлены нарушения таможенного законодательства Таможенного союза. В иных случаях такая оплата услуг осуществляется за счет средств бюджета государства – члена Таможенного союза, таможенным органом которого проводился таможенный контроль.

Статья 102. Привлечение специалистов и экспертов из других государственных органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля

1. Таможенные органы вправе привлекать специалистов и экспертов из других государственных органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля.

2. Специалисты и эксперты, привлекаемые из других государственных органов, обязаны не разглашать сведения, составляющие государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну (секреты), а также конфиденциальную информацию, касающуюся участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела.

3. Расходы, связанные с привлечением специалистов и экспертов из других государственных органов, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей, возмещаются в порядке, определяемом пунктом 6 статьи 101 настоящего Кодекса.

Статья 103. Взаимодействие между таможенными органами и контролирующими государственными органами на таможенной границе

1. При проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу и подлежащих контролю другими контролирующими государственными органами, таможенные органы обеспечивают общую координацию таких действий и их одновременное проведение в порядке, определяемом законодательством государств – членов Таможенного союза.

2. В целях повышения эффективности таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу, таможенные органы и контролирующие государственные органы обмениваются информацией (сведениями) и (или) документами, необходимыми для проведения таможенного и иных видов государственного контроля, с использованием информационных систем и технологий.

3. В целях ускорения процедур государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу таможенный досмотр может проводиться с участием всех государственных органов, осуществляющих контроль на таможенной границе.

Статья 104. Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля

1. При проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда перевозчику, в том числе таможенному перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иным заинтересованным лицам, чьи интересы затрагиваются действиями (бездействием) и решениями таможенных органов при проведении таможенного контроля, а также товарам и транспортным средствам.

(п.1 в ред. Протокола от 16.04.2010)

2. Убытки, причиненные лицам неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, в соответствии законодательством государств – членов Таможенного союза.

3. Убытки, причиненные лицам правомерными решениями, действиями должностных лиц таможенных органов, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств – членов Таможенного союза.

Статья 105. Освобождение от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля

1. Освобождение от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля устанавливается настоящим Кодексом, международными договорами государств – членов Таможенного союза и иными международными договорами.

2. Таможенному досмотру не подлежит личный багаж:

1) глав государств – членов Таможенного союза и следующих вместе с ними членов их семей;

2) глав правительств, членов правительств государств – членов Таможенного союза, если указанные лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением служебных обязанностей;

3) глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, министров иностранных дел, посещающих государства – члены Таможенного союза с официальным визитом;

4) иных лиц в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза и иными международными договорами.

3. Освобождаются от таможенного досмотра:

1) иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующие своим ходом;

2) военное имущество, которое согласно специальным заявлениям соответствующих государственных органов государств – членов Таможенного союза, перемещается через таможенную границу;

3) исключен – в ред. Протокола от 16.04.2010.

Статья 106. Сбор таможенными органами информации о лицах при проведении таможенного контроля

1. В целях проведения таможенного контроля таможенные органы вправе осуществлять сбор информации о лицах, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу, либо предпринимательскую деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, включающей сведения:

1) об учредителях организации;

2) о государственной регистрации юридического лица либо в качестве индивидуального предпринимателя;

3) о составе имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности;

4) об открытых банковских счетах;

5) о деятельности в сфере внешнеэкономической деятельности;

6) о местонахождении организации;

7) о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика и об идентификационном (регистрационном, учетном) номере налогоплательщика;

8) о платежеспособности лиц, включенных в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

9) в отношении физических лиц – о персональных данных граждан (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, адрес места жительства, сведения из документа, удостоверяющего личность, идентификационный (регистрационный, учетный) номер налогоплательщика (при наличии), а также о частоте перемещения ими товаров через таможенную границу.

2. Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, имеют право на ознакомление с документированной информацией о себе, имеющейся у таможенных органов, и на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности.

3. Сбор информации о лицах осуществляется таможенными органами при совершении таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, а также посредством получения указанной информации от других государственных органов государств – членов Таможенного союза.

Статья 107. Использование технических средств и судов при проведении таможенного контроля

1. В целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности таможенными органами могут использоваться технические средства таможенного контроля, перечень и порядок применения которых устанавливаются законодательством государств – членов Таможенного союза.

Указанные технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений и не должны причинять вред лицам, товарам и транспортным средствам.

2. Таможенный контроль в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, может проводиться с использованием водных и воздушных судов таможенных органов.

3. Порядок использования водных и воздушных судов таможенных органов для целей таможенного контроля устанавливается законодательством государств – членов Таможенного союза.

(п.3 в ред. Протокола от 16.04.2010)

Статья 108. Грузовые и иные операции в отношении товаров и транспортных средств, необходимые для таможенного контроля

1. По требованию таможенного органа декларант, владелец склада, таможенный представитель и иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, обязаны произвести транспортировку, взвешивание или иное определение количества товаров, погрузку, разгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному контролю, а также вскрытие помещений, емкостей и других мест, где находятся или могут находиться такие товары.

2. Перевозчик обязан способствовать проведению грузовых и иных операций в отношении товаров, которые он перевозит, и транспортных средств, на которых перевозятся такие товары.

3. Грузовые и иные операции в отношении товаров и транспортных средств не должны повлечь для таможенного органа каких-либо расходов.

Статья 109. Идентификация товаров и транспортных средств, помещений и других мест

1. Товары, находящиеся под таможенным контролем, транспортные средства, помещения, емкости и другие места, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами.

Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами.

2. Порядок применения и требования к изготовлению средств идентификации устанавливаются законодательством государств – членов Таможенного союза.

(п.2 в ред. Протокола от 16.04.2010)

3. В качестве средств идентификации для таможенных целей могут признаваться пломбы, печати или иные средства идентификации, примененные таможенными органами иностранных государств, а также отправителями товаров или перевозчиками.

4. Средства идентификации могут изменяться, удаляться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров. Таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы.

Об изменении, удалении, уничтожении или о замене средств идентификации таможенным органом составляется акт по форме, устанавливаемой решением Комиссии Таможенного союза.

Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы, в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары, и в иных местах, определенных в соответствии с Таможенным кодексом.

Зоны таможенного контроля по времени их функционирования подразделяются на постоянные и временные. Постоянные зоны таможенного контроля создаются в местах регулярного нахождения товаров, подлежащих таможенному контролю. Временные зоны таможенного контроля создаются в следующих случаях:

Производства таможенного оформления товаров и транспортных средств вне мест нахождения таможенных органов и их структурных подразделений. Временная зона таможенного контроля создается на время совершения операций по производству таможенного оформления, если для их совершения требуется определить такую зону исходя из необходимости обеспечения беспрепятственного осуществления таможенными органами своих функций;

Необходимости осуществления осмотра и досмотра товаров и транспортных средств, обнаруженных таможенными органами вне постоянных зон таможенного контроля.

Создание временной зоны таможенного контроля осуществляется на основании письменного решения начальника таможенного органа или лица его замещающего.

Зоны таможенного контроля по принципу территориального расположения можно условно разделить на внутренние и пограничные.

Внутренние зоны таможенного контроля создаются внутри таможенной территории: в местах совершения таможенных операций, перегрузки товаров, осмотра и досмотра, временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары, и других территориях на которые распространяется действие ряда экономических таможенных режимов и других местах, определенных ГТК России.

Пограничные зоны таможенного контроля создаются вдоль Государственной границы РФ в местах пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы, нахождения таможенных и свободных складов, на территории магазинов беспошлинной торговли, а также других местах таможенного оформления.

Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также требования к ним устанавливаются ГТК России. Порядок создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы установлен Постановлением Правительства России от 14.10.2003 №624 «О порядке создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы».

Согласно названному Постановлению, зоны таможенного контроля создаются вдоль таможенной границы независимо от совпадения или несовпадения ее с линией государственной границы РФ. ГТК России определяет участки таможенной границы, вдоль которых необходимо создать зоны таможенного контроля, и принимает решение о создании таких зон, которое оформляет нормативным правовым актом, согласованным с ФСБ России и органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории, которых создаются зоны.

В зонах таможенного контроля, созданных в пунктах международных пассажирских перевозок, с целью более быстрого пропуска пассажиров через таможенную границу может проводиться двухканальный таможенный контроль (система “зеленого и красного коридора”). Принцип организации такого контроля предполагает знание пассажирами требований таможенного законодательства РФ и заключается в том, что “зеленым” коридором пользуются пассажиры, имеющие при себе товары, которые могут быть оформлены беспошлинно, без получения специального разрешения и т.д. В остальных случаях пассажиры обязаны пройти через “красный ” коридор и подать таможенную декларацию. Однако использование такого принципа организации таможенного контроля не исключает возможности проведения контроля. При необходимости таможенный контроль осуществляется выборочно.

Проверка товаров может осуществляться только в зонах таможенного контроля.

Деятельность таможенных органов в пределах зон таможенного контроля вдоль таможенной границы не должна препятствовать выполнению задач, возложенных законодательством Российской Федерации о государственной границе Российской Федерации на пограничные органы и пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, в пределах приграничной территории Российской Федерации.

1.1.3 Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля

При осуществлении таможенного контроля могут возникать вопросы, требующие специальных познаний. Для разъяснения таких вопросов назначается экспертиза. Особенностью ТК РФ, регулирующего правоотношения в таможенном деле, является возможность назначать экспертизы в процессе осуществления таможенного контроля, до стадий административного, уголовного и других видов процессов, а также на стадии принятия предварительного решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД в отношении конкретного товара и о происхождении товара из конкретной страны (стране происхождения товара). Решения таможенных органов о классификации товаров являются обязательными, однако, декларант вправе их обжаловать в порядке, предусмотренном 7 главой ТК РФ.

Экспертиза может проводиться в отношении товаров и транспортных средств или документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах или о совершении операций (действий) в отношении их.

Экспертиза условно может классифицироваться следующим образом:

Экспертиза;

Дополнительная экспертиза;

Повторная экспертиза.

Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения экспертизы. Причем она может быть поручена как тем же эксперту или организации, проводившим экспертизу, так и другим. Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности. Проведение такой экспертизы поручается другому эксперту. Экспертиза, дополнительная экспертиза и повторная экспертиза назначается и проводится согласно одному и тому же порядку.

Экспертиза в таможенном деле или таможенная экспертиза является видом родового понятия “экспертиза”, используемого в таможенном деле, также как экологическая экспертиза или судебная экспертиза (экспертиза, используемая в судебном процессе). Родовые признаки характеризуют суть экспертизы как исследования - и в этом смысле они присущи любой экспертизе (судебной и несудебной). В таможенной экспертизе имеется свой объект - товары, перемещаемые через таможенную границу, к которым в соответствии с ТК РФ относят не только обычные продукты, грузы, изделия, ресурсы, но и транспортные средства, электроэнергию, информацию, а также, ограниченные и запрещенные к обороту, в частности, холодное оружие, наркотики, антиквариат, животных, коллекционные материалы, образцы для выставок и т.п. Товары здесь рассматриваются как совокупность товарных свойств. Предметом исследования в таможенных экспертизах является какое-либо товарное свойство объекта исследования (или совокупность свойств или связь между этими свойствами). Классическое товароведение в своих исследованиях выносит за скобки политэкономическое понятие “товар”, а уделяет внимание исследованиям продуктовых свойств объектов, т.е. рассматривает объекты как продукцию (продукты, изделия и т.п.). На таможенной границе интерес представляют ограничительные и запретительные условия на свойства объекта, перемещаемого через таможенную границу, а также критерии тарифных и нетарифных мер регулирования товарных потоков. Поэтому методики экспертного исследования предметов правонарушения в таможенной сфере, представляющие собой пробы (образцы) товаров, являются методиками товарных исследований и относятся к области товарознания, а не товароведения. Одной из их особенностей является то, что погрешность измерений (исследований) определяется с точностью до товарной подсубпозиции по ТН ВЭД СНГ. Во всех остальных случаях экспертиза, проводимая в таможенных лабораториях для таможенных органов, должна классифицироваться в соответствии с принятыми видами, родами и классами экспертиз.

Если ходатайство удовлетворяется, то выносится соответствующее постановление, если нет, то пишется мотивированное сообщение об отказе.

Для проведения экспертизы товаров, находящихся под таможенным контролем, отбираются пробы и образцы, необходимые для исследования, о чем составляется акт установленной формы.

Брать пробы и образцы имеют право должностные лица таможенных органов, а также сотрудники других государственных органов, декларанты, лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, их представители, другие лица (ст. 398 п.1 ТК РФ) с письменного разрешения таможенного органа, если такое взятие не затрудняет проведение таможенного контроля, не изменяет характеристик товаров и не влечет уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдения запретов и ограничений.

Пробы и образцы берутся в минимальных количествах необходимых для исследования и декларируются в таможенной декларации на товары, причем таможенная стоимость декларируемых товаров может быть уменьшена на таможенную стоимость проб и образцов, при условии, что они были взяты таможенным органом и не возвращены в установленные сроки.

Срок проведения экспертизы ограничивается сроком временного хранения, предусмотренным ст. 103 ТК РФ, в случае если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы. Для транспортных средств срок проведения экспертизы составляет 6 месяцев, в иных случаях - 1 год.

Таможенный контроль – средство реализации таможенной политики страны. В общем виде это комплекс мер, которые проводят органы таможни, цель их обеспечить соблюдение гражданами (физическими и юридическими лицами) норм законодательства в сфере таможенного права. Ключевая цель – определить насколько соответствуют проводимые действия лицами, которые пересекают границу, нормам ТК РФ.

Прежде чем приступить к рассмотрению особенностей таможенного контроля, следует познакомиться с основными понятиями таможенного контроля. Так формами контроля называют определенные мероприятия проверки товаров, транспортных средств, личных документов, которые необходимы для проведения таможенного контроля (ТК). В процессе могут использоваться разные способы реализации и дополнительные технические средства.

В обязательном порядке проверяются документы и сведения, что подает декларант, независимо от того физическое он лицо или юридическое. Остальные меры применяются выборочно. Проводить ТК контролирующие органы имеют право и после выпуска из зоны контроля на протяжении времени, которое определяется в законе.

Принципы проведения

Для начала, следует разобраться какие, основные принципы проведения таможенного контроля. Регламентирует их Таможенный кодекс. Основные пункты выглядят так:

  • ТК осуществляется выборочно, причем инспектор самостоятельно определяет меры, которые можно считать достаточными в каждом отдельном случае. На него ложиться ответственность за полноту соблюдения конкретным лицом, которое пересекает границу норм закона. То есть, если через границу едет контрабандист, а инспектор решил, что тщательная проверка ни к чему, то именно должностное лицо таможенного органа несет ответственность за подобное нарушение.
  • Особенностью осуществления таможенного контроля является то, что могут применяться любые формы контроля, которые считаются необходимыми.
  • Таможня взаимодействует с участниками , перевозчиками и организациями, которые занимаются перевозкой товаров через границу, в том числе с их профессиональными объединениями.
  • Реализовывать ту или иную форму контроля могут только таможенные органы, согласно требованиям закона.
  • Товары, транспортные средства, которые попадают на территорию страны, подвергаются таможенной проверке и находятся под ТК до проведения всех необходимых процедур. Таковыми, что находятся под ТК, они считаются, пока не будут выпущены в свободное обращение, уничтожены, от них не откажутся в пользу государства или не покинут территорию страны.
  • Использовать подконтрольные товары можно, но только в пределах разрешенных законом. Определяет это исключительно таможенный кодекс.
  • Существует такое понятие как таможенный контроль после выпуска товаров его вправе проводить таможенный орган в пределах своих полномочий. Он необходим для проверки заявленной декларантом информации, в особенности, если выявлены новые факты касательно товаров, транспортных средств. Срок такой проверки может достигать 1 года после подачи требуемых бланков.
  • В процессе осуществления ТК запрещено причинять вред товарам, грузам. Если подобное произошло, то ответственность несут должностные лица таможенного органа. Подобное возможно, если неправомерные действия инспектора будут доказаны, согласно закону.

Все указанные принципы таможенного контроля обязательны к выполнению, как представителями контролирующего органа, так и лицами, что пересекают границу РФ.

Объекты

Существует много объектов, которые в обязательном порядке подвергаются таможенному контролю, среди них:

  1. Товары, что попадают на территорию ТС с целью выпуска в свободный оборот.
  2. Товары, что попали в страну с нарушением процедур оформления – незаконно.
  3. Документы, которые должны предоставляться органам контроля для проведения процедур оформления.
  4. Объектом таможенного контроля является деятельность отдельных лиц, связанная с перемещением товаров через границу. В том числе это касается таможенных представителей, .
  5. Помещения и открытые площадки, которые используются для временного хранения товаров, что подлежат таможенному контролю.
  6. Внесение , налогов.

К объектам также относятся проверка соблюдения ограничений касательно использования товаров и ТС, что применены касательно товаров проходящих процедуры проверки.

Формы

Существуют и применяются на практике разные формы контроля. Как уже упоминалось сам инспектор определяет, какие из них будут уместны и достаточны в том или ином случае.

Проверка предоставляемых документов, сведений

Суть процедуры в проверке документов и других данных, которые необходимы для пересечения границы тем или иным лицом.

Устный опрос

Эта форма таможенного контроля может быть использована для любого декларанта, который имеет полномочия заполнять соответствующие бланки. Чаще всего данную форму применяют к физическим лицам. У декларанта уточняют, везет ли он чрез границу любые запрещенные товары и не превышен ли , не больше ли сумма валюты той, что разрешена к ввозу/вывозу. Иногда используется и для юридических лиц, если необходимо уточнить определенные данные касательно товаров транспортных средств, что перевозятся.

Получение пояснений

Такой способ таможенного контроля помогает выяснить определенные обстоятельства, которые могут оказать влияние на процедуру ТК. Такие пояснения оформляются в письменном виде в форме, что устанавливается законом на специальном бланке.

Наблюдение

Это объявленное открытое, целевое, разовое или систематическое наблюдение за конкретными лицами, которые несут ответственность за транспортировку товаров и заявленные в декларации данные. Осуществляется оно с использованием специальных технических средств.

Осмотр товаров и транспортных средств

Реализует эту процедуру инспектор в зоне таможенной инспекции. При этом происходит проверка целостности упаковки, пломб, других идентифицирующих элементов. Если нарушена целостность любого из указанных элементов, можно заподозрить что в упаковку, контейнер было добавлено что-либо незаконное. Это станет поводом для проведения досмотра или использования другой формы проверки. Осуществлять такую форму контроля инспектор имеет право даже, когда декларант отсутствует, если он не изъявляет такого желания.

Досмотр

Форму и порядок таможенного контроля в виде досмотра четко регламентирует закон. Суть ее в физической проверке товаров, автомобилей даже багажа физических лиц. Так как происходит проверка вместимости контейнеров, коробок, заводских упаковок и т.д. При этом допускается удаление упаковки, снятие пломб, другие действия, которые дадут возможность тщательно осмотреть товар, вместимость каждой коробки, контейнера. В отдельных случаях могут быть использованы специальные технические средства таможенного контроля, что поможет получить больше информации о подозрительном объекте. Среди них: рентгеновская техника, локационные приборы и т.д.

Подобная форма может быть обязательной или выборочной. В случае с обязательным досмотром, его проводят для:

  1. Подакцизных товаров – , табачные изделия и другие товары, которые относятся к этой группе.
  2. Тех, что облагаются – импортной и экспортной.
  3. Относящихся к товарам, к которым применяются меры не тарифного регулирования.
  4. Пересылаемые в международных почтовых отправлениям.
  5. Если по отношению к товару есть информация, через границу с нарушением норм закона.

Что касается выборочного досмотра, то он проводится по решению инспектора.

Процедура личного досмотра специфическая форма контроля, которая требует получения разрешения. Любого человека по желанию инспектора досматривать не имеют права. Для реализации такой формы контроля необходимы веские обоснования.

Проверка маркировки, идентификационных знаков

Порядок проведения таможенного контроля этой формы подразумевает такие действия:

  • Проверку марок, что подтверждает законность перевозки через границу товаров.
  • Другие идентификационные знаки, что их предусматривает закон.

Если соответствующих обозначений нет, то товар рассматривается как таковой, что пересек границу незаконно и может быть задержан или конфискован у владельца.

Другие формы проверки:

  1. Таможенная ревизия.
  2. Осмотр помещений, территорий.

Это специфические формы, которые используются в исключительных случаях, если есть конкретные обоснования реализовывать такую форму. Причем проводится она только в случае получения соответствующих разрешений и вышестоящих органов.

Виды ТК

Формы и виды таможенного контроля это абсолютно разные понятия и это требуется понимать. Под видом стоит понимать один из вариантов классификации, существуют такие:

  • В зависимости от формы: документальный и фактический. В первом случае инспектор проверяет документы и предоставляемые сведения, во втором физический товар, его упаковку, преимущественно ее целостность.
  • В зависимости от транспортного средства: водные суда, ж/д транспорт, автомобильный, таможенный контроль в аэропорту.
  • В зависимости от предмета: применяется для товаров или транспортных средств.
  • В зависимости от направления движения. Тут может быть ТК импортных, экспортных или транзитных товаров.
  • В зависимости от количества проверок, которому подвергается груз: однократный или многократный.

Приведенные виды таможенного контроля применяются в зависимости от типа груза, направления его движения, места расположения пункта пропуска и других существенных моментов.

Зоны таможенного контроля

Зоной проведения ТК считается место на пункте пропуска или в другом месте, которое имеет необходимое оборудование для реализации той или иной формы контроля. Формируются такие специальные участки так, чтобы процесс контроля было удобно реализовывать, конкретнее:

  1. Вдоль границы страны.
  2. В пунктах пропуска, где проводиться оформление товаров и грузов.
  3. На участках, где происходит перегрузка партий товаров.
  4. На складах временного хранения.
  5. На участках стоянки транспортных средств.

Правила обустройства и требования к зонам таможенного контроля принимаются Правительством страны.

Зоны контроля бывают таких типов:

  • Постоянные. Такие необходимы, если товары проходят чрез определенный участок на регулярной основе. Размещаются они зачастую вдоль границы страны на постоянно действующих пунктах пропуска через границу. Решение о создании такой зоны контроля принимает начальник таможенного органа.
  • Временные. Подобные формируются по решению начальника таможенного органа, которое оформлено в письменной форме. Необходимость в них возникает если требуется провести таможенный контроль за пределами постоянной зоны или обнаружены товары и ТС, которые необходимо проверить и они не находятся в зоне контроля.

Организация таможенного контроля требует создания специального выделения для рассматриваемых зон. Правила, которые регламентируют ее создания:

  1. Размещение на суше не дальше, на отдалении не больше, чем 30 км от линии границы.
  2. Выделение специальной надписью «Зона таможенного контроля» на российском и английском языке.

При организации временной зоны проверки допускается использование подручных средств для формирования ограждения. Для указания места проведения используются информационные щиты, указатели.

Средства контроля

Технические средства таможенного контроля это оборудование, которое помогает в процессе проведения проверки. Многие, кто старается скрыть что-то от инспекторов прибегают к ухищрениям и уловкам, которые невооруженным глазом не распознать – перевозка запрещенных веществ на или в теле, подмена товара в упаковках и много других методов обмана.

В процессе проверки могут использоваться только такие технические средства, которые соответствуют нормам закона.

Они должны иметь эксплуатационную документацию и использоваться только по необходимости. Для использования подобных приспособлений инспектора таможни в обязательном порядке проходят специальное обучение. Основная задача таких средств – проводить дистанционный контроль и ускорить процедуру контроля.

Среди преимуществ использования такие:

  • Уменьшение длительности проведения проверки.
  • Проведения контроля транспортных средств.
  • Возможность выявить спрятанные предметы, которые пытаются провезти без санкции на то органа таможни.
  • Получение информации об объекте без вскрытия упаковки.
  • Исследование труднодоступных мест в транспортных средствах.
  • Снижение трудозатрат на досмотр каждой единицы транспорта.

Используются технические средства для разных форм контроля, при этом должны соблюдаться требования закона. Высокая результативность использования технических средств достигается за счет использования разных вариантов проверки грузов.

Существует такая классификация подобных дополнительных аппаратов:

  • Первый класс – средства досмотра, опробования, поиска. Такая группа средств выполняет важнейшую задачу – помогает узнать внутреннее содержание, строение объекты, которое невооруженным глазом незаметно. Что касается технических средств поиска, то они помогают осуществлять непрерывную проверку с целью обнаружения тайников, спрятанных вложений.
  • Второй класс – средства оперативно визуального наблюдения. Используется для контроля в зоне проверки. Применяется к лицам, которые ведут себя подозрительно или на них есть ориентация.
  • Третий класс – веса, объем товара. Тут все предельно просто – проверяется вес отправления, его объем. Применяется по большей мере для сырьевых продуктов, которые отнесены в категорию важные. Тут же можно определить, какой далее использовать метод таможенного контроля.
  • Четвертый класс – контроль информации. Проверяются носители, на которых она содержится, если они пересекают границу страны.
  • Пятый класс – средства для осуществления оформления и проведения контроля.
  • Шестой класс – средства оперативно-технических действий. Применяемые средства помогают: проводить диагностику документов, товаров, предметов, которые перевозятся через границу. С помощью таких средств проводиться классификация отнесения к тому или иному классу, группе, согласно товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
  • Седьмой класс – средства для реализации дистанционного осмотра. Применяются по большей мере для крупногабаритных объектов и для удаленного контроля отдельных грузов.

После использования тех или иных средств удается определить дальнейшие действия для завершения таможенного контроля. С помощью рассмотренной техники удается определить подлинность документов, подтвердить классификацию товара и выполнить ряд других важных этапов таможенного контроля.

Существуют законные нормы касательно использования технических средств, среди основных пунктов:

  1. Технические средства должны быть безопасны для людей, которые находятся в зоне контроля и товаров, которые ними проверяются.
  2. Перечень технических средств принимается законодательством страны, так само, как и порядок их применения.
  3. В отдельных случаях допускается использование водных воздушных судов в целях проведения ТК.

Среди технического оборудования, которое применяется:

  • Металлодетекторы. Они помогают обнаружить сокрытые предметы из черных, цветных металлов. В распоряжении инспекторов портативные и стационарные детекторы. Последние, используются для проверки транспортных средств.

  • Досмотровые зеркала. У них имеется длинная ручка со сменными зеркалами разного размера, в том числе увеличительными.
  • Досмотровые щупы. С их помощью осуществляется забор проб и вложений. Выглядят как стержни из металла разного диаметра и длины. Основная задача их использования – не повредить груз, но при этом получить о нем дополнительную информацию.
  • Эндоскопы. Это оптические приборы, которые применяются для досмотра труднодоступных мест в автомобилях, которые пересекают границу. Также они незаменимы для проверки емкостей, что заполнены жидкостями, в том числе агрессивными.

Любые технические средства применяют на стадии фактического контроля.

Вывод

Таможенный контроль это процедура, перед которой поставлено много задач. Основная, которую следует выделить это контроль над соблюдением всех лиц, что перемещаются через государственную границу норм таможенного законодательства.

Видео: Таможенный контроль

Таможенный контроль представляет собой комплекс процедур, предназначенный для выполнения положений российского таможенного законодательства. Таможенный досмотр производится в специально отведённых для этого зонах. Главная цель, которая преследуется при этом – недопущение несанкционированного проникновения в страну запрещённых товаров и опасных материалов.

Для этого выполняется выборочная проверка пересекающих границу грузов, при которой могут использоваться технические средства различной степени сложности. Служащие таможни применяют ту форму досмотра, которая с их точки зрения, наилучшим образом отвечает данной ситуации и позволяет обнаружить возможные нарушения правил провоза товаров.

Таможенные зоны, как правило, располагаются в тех местах, где иностранные грузы и частные лица впервые попадают на российскую землю. Это переходные пункты на сухопутных границах, в морских портах. Кроме того, зоны досмотра могут находиться и в глубине территории страны – в международных аэропортах, принимающих пассажиров и грузы из-за границы.

Все действия сотрудников таможни по недопущению незаконного проникновения в страну различных товаров регламентированы положениями соответствующего законодательства. В соответствии с данным кодексом, сотрудникам для исполнения своих служебных обязанностей не требуется каких-либо дополнительных разрешений – ордеров, допусков, мандатов и тому подобное. Досмотры производятся на основании положений действующих законодательно-нормативных актов.

Для этого используются следующие методы:

  • Устный опрос.
  • Наблюдение, в том числе и при помощи спецоборудования.
  • Проверка соответствия маркировки перемещаемого через границу товара.
  • Проверка сопроводительной документации на товар.

Устный опрос ставит своей целью предварительное выяснение особенностей и нюансов документального оформления экспортируемого или импортируемого товара. Служащие собирают все необходимые сведения о характере ввозимого груза и прочих обстоятельствах, имеющих существенное значение для проведения процедуры таможенной очистки перевозимого через границу товара. Все полученные пояснения протоколируются.

Осмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, а также личного багажа физических лиц, может быть поверхностным, или подробным. В последнем случае процедура предусматривает распаковку опечатанных и опломбированных грузов, вскрытие контейнеров и фургонов. При этом проверяется наличие на товарах идентификационных марок или иных знаков, подтверждающих легальное происхождение груза, до того, как он попал в пределы России.

Служащие таможни имеют право самостоятельно избирать методы досмотра. Если у них возникает подозрение, что пересекающее границу лицо провозит нелегальный груз, они могут применить для установления истины все имеющиеся в их арсенале технические средства. Разрешается сотрудникам, кроме досмотра ввозимого или вывозимого груза, производить и частный досмотр лиц, пересекающих границу.

Цели и задачи данных процедур – обнаружить и не дать пересечь границу предметам, представляющих опасность жизни и здоровью людей, а также экономике государства.

К ним, например, относятся:

  • Взрывчатые вещества.
  • Огнестрельное и холодное оружие.
  • Наркотические и прочие сильнодействующие средства.
  • Предметы антиквариата и искусства, обладающие культурной или исторической ценностью.
  • Драгоценные изделия, камни и металлы.
  • Наличные денежные средства сверх установленного лимита.
  • Прочие незарегистрированные предметы и товары, именуемые собирательным термином «контрабанда».

Все действия сотрудников таможни прописаны положениями российского таможенного законодательства и являются обязательными к исполнению для эффективного соблюдения служебных обязанностей.

В их обязанности вменяются следующие действия:

  • Произведение процедуры таможенного контроля в полном соответствии с положениями нормативно-правовых актов и с использованием всех необходимых методик и технических средств.
  • Сбор предусмотренных законом пошлин за пересечение товаром границы и налогов с его владельцев.
  • Пресечение попыток нарушений законодательства в виде незаконного провоза товара.
  • Ведение строгой отчётности относительно пересекаемых границу грузов.
  • Разъяснение гражданам их прав, обязанностей, а также доведение до них прочей информации относительно особенностей прохождения таможенного контроля.

Для минимизации финансовых затрат на уплату налогов и сборов, многие бизнесмены при внешнеторговых операциях пользуются услугами оффшорных компаний. В этом случае сотрудники таможни обязаны тщательно проверить всю сопроводительную документацию на товар, с целью выявления возможных нарушений. В рамках Таможенного союза служащие российской таможни выполняют возложенную на них часть контроля за общим торгово-экономическим пространством. Основная их цель в этом качестве — недопущение проникновения внутрь союза контрабанды.

Для эффективного и качественного выполнения возложенных на них обязанностей, таможенники наделены целым рядом особых прав:

  1. Право затребовать у любых лиц, пересекающих границу, всю необходимую документацию. Это может быть как личные идентификационные документы (паспорт, или иное удостоверение личности), так и накладные на перевозимый товар.
  2. Для предотвращения попыток преступлений, входящих в их зону ответственности, таможенники вправе использовать любые транспортные и технические средства, принадлежащие третьим лицам – гражданам и организациям.
  3. Привлекать нарушителей таможенного законодательства к мерам административной ответственности в рамках своей компетенции.
  4. Задерживать и передавать правоохранительным органам людей, подозреваемых в таможенных правонарушениях – попытках незаконного вывоза/ввоза товаров, подлога документов и так далее.
  5. Арестовывать перевозимые через границу коммерческие грузы и личные вещи граждан для предотвращения нарушений российских законов.
  6. Пользоваться помощью специалистов сторонних организаций для проведения процедуры экспертизы перевозимого груза на предмет его культурной, исторической ценности, оценки его денежной стоимости.
  7. Производить фиксацию всех происходящих в таможенной зоне событий при помощи фото- видеоаппаратуры.
  8. Инициировать судебные разбирательства, прокурорские проверки и прочие действия надзорных и судебных органов в отношении нарушителей российского таможенного законодательства.
  9. Применять для выполнения возложенных на таможенников обязанностей весь арсенал имеющихся у них технических средств, информационных систем и прочей аппаратуры. При этом не требуется запрашивать разрешения на их применение у вышестоящего начальства или лица, в отношении которого они используются.

Права и обязанности сторон контроля затрагивают не только служащих таможни, но и частных или должностных лиц, пересекающих границу. При любом взаимодействии с ними таможенники обязаны соблюдать положения прав человека. Так, личный досмотр частных лиц допустим только при совпадении нескольких обстоятельств:

  • Данный человек находится в зоне таможенного контроля.
  • Он пытается выехать за границы страны, либо въехать в её пределы.
  • Имеются серьёзные подозрения насчёт того, что он скрывает при себе некие запрещённые к провозу предметы.

Только в этом случае сотрудники вправе принять решение о произведении личного досмотра. Сама процедура досмотра производится максимально корректно, с соблюдением всех международных прав человека. В протоколе досмотра указываются причины проведения личного досмотра гражданина.

В целом же процедура таможенной очистки ввозимого груза, как и пересечения границы частным лицом достаточно сложна. Любое нарушение законодательства может стать причиной ареста, конфискации груза, а то и возбуждением уголовного дела. В связи с этим, перед прохождением таможенного досмотра, рекомендуется проконсультироваться у опытного юриста относительно всех нюансов данной процедуры, правильного оформления сопроводительной документации.

Профессионал также поможет вам максимально быстро оформить на таможне коммерческий груз, правильно задекларировать провозимые в личном багаже ценные предметы.

Таможенные процедуры: общие положения

Таможенная проверка осуществляется не только при перемещении товаров и (далее - товары) через границу, но и после выпуска их к обращению на российской территории.

Порядок проведения контроля регулируется Таможенным кодексом (далее - ТК РФ). В частности, вопросам организации и проведения проверки посвящен разд. IV (гл. 34 - 38). Кроме того, действует целый ряд нормативно-правовых актов, описывающих процедуры проверок в сфере таможенного контроля (таблица 1).

Таблица 1. Документы, регулирующие вопросы в сфере таможенного контроля

Наименование
нормативно-правового акта

Инструкция по формированию перечня лиц, перемещающих товары, в отношении которых при таможенном оформлении контроль проводится в неполном объеме

Инструкция по взаимодействию подразделений таможенной инспекции с подразделениями экономического блока при проверках целевого использования условно выпущенных товаров, ввезенных с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей

Порядок применения таможенниками ст. 359 ТК РФ,
посвященной расчету сроков проверки таможенной декларации, иных документов и товаров при таможенном оформлении

Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля

Порядок выдачи разрешения на ввоз (вывоз) товаров и транспортных средств на территорию особой экономической зоны

Порядок учета товаров, ввозимых, вывозимых, хранящихся, изготавливаемых, перерабатываемых, приобретаемых и реализуемых на территории особой экономической зоны, и представления отчетности в отношении таких товаров

Методические рекомендации о назначении и проведении экспертиз Центральным экспертно- криминалистическим таможенным управлением и экспертно-криминалистическими службами - региональными филиалами ЦЭКТУ, иными экспертными организациями и экспертами

Наблюдение со стороны таможни

Все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат . При вывозе товары находятся в поле зрения таможенников с момента подачи таможенной декларации и до пересечения таможенной границы. Ввозимые ценности подпадают под таможенный контроль с момента пересечения границы. После проверки таможенники выпускают товар для свободного обращения, то есть дают разрешение владельцу пользоваться и распоряжаться товаром. До этого момента любые операции с товарами запрещены.

После выпуска таможенники в течение года могут проверять достоверность сведений, заявленных при таможенном оформлении. Они вправе запрашивать различную информацию по операциям с этим товаром. А в отношении ввозимых ценностей запрашивать данные об операциях после ввоза, причем не только у декларанта (лицо, декларирующее товары или от имени которого декларируются товары, то есть оформляются бумаги на ввоз или вывоз), но и иных лиц, имеющих отношение к операциям с товарами (п. 4 ст. 363 ТК РФ).

Способы контроля

Формы контроля, предусмотренные ст. 366 Таможенного кодекса, приведены в таблице 2. Выбирая формы контроля, инспекторы, как правило, ограничиваются минимумом, который позволит выявить нарушения (ст. 358 ТК РФ). Иными словами, без достаточных причин считать, что декларант нарушает таможенное законодательство, контролеры не вправе сразу применять к нему жесткие формы контроля, требующие продолжительного времени.

Таблица 2. Формы таможенного контроля

Форма контроля

Статья
ТК РФ

Описание

Проверка документов и сведений

Проверка документов и сведений, представляемых при таможенном оформлении товаров и транспортных средств. Проверяется подлинность документов, правильность их
оформления, достоверность сведений

Устный опрос

Вопросы, которые задаются лицам, перевозящим товар, в ходе таможенного оформления товаров (например, о наличии или отсутствии товаров, запрещенных для провоза через границу, о перевозимой валюте). Объяснения в письменной форме не оформляются

Получение пояснений

Сбор сведений об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля. Опрашиваются лица, имеющие отношение к перемещению товаров через границу и располагающие необходимыми данными. Инспекторы обращаются не только к декларантам, но и иным лицам

Таможенное наблюдение

Гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, возможно с применением технических средств, наблюдение
за перевозкой товаров, находящихся под таможенным контролем, совершение с ними иных операций

Осмотр товаров
и транспортных
средств

Багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров. Осмотр не связан со вскрытием транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушением упаковки товаров

Досмотр товаров
и транспортных
средств

Осмотр товаров и транспортных средств, связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей,
контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары

Личный досмотр

Личная проверка физлица (включая осмотр одежды и тела) при наличии оснований предполагать, что данное лицо скрывает при себе и добровольно не выдает товары,
запрещенные к ввозу на таможенную территорию
Российской Федерации и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением порядка, установленного ТК РФ

Проверка маркировки, наличия на товарах
идентификационных
знаков

Проверка наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза в Россию

Осмотр помещений
и территории

Осмотр помещений и территорий для подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под
таможенным контролем, в том числе условно выпущенных. Осмотр осуществляется на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться
товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов

Таможенная
ревизия

Проверка факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении,
путем сопоставления этих сведений с данными
бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и с другой информацией

Остановимся на некоторых принципах, о которых следует помнить.

Если устный опрос не предполагает письменного оформления, то пояснения (ст. 369 ТК РФ) обязательно оформляются письменно на бланке, утвержденном Приказом Государственного таможенного комитета России от 24 ноября 2003 г. N 1323.

В зоне таможенного контроля осмотр товаров и транспортных средств (ст. 371 ТК РФ) может проводиться при отсутствии декларантов и их представителей. Исключение - когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре. Акт о результатах осмотра составляется, только если выявленные сведения могут понадобиться инспекторам в дальнейшем или по требованию собственника товаров (его представителя). Бланк акта утвержден Приказом ГТК России от 20 октября 2003 г. N 1166 (далее - Приказ N 1166). Документ предусматривает единую форму для лицевой стороны акта. Оборотная сторона зависит от объекта осмотра (товары, автобус, автомобиль, мотоцикл и др.). Но документ всегда распечатывается на одном листе с двух сторон. Второй экземпляр акта вручается декларанту товаров и транспортных средств или его представителю.

Таможенный досмотр всегда проводится в присутствии декларанта или его представителей (ст. 372 ТК РФ). Правда, если в течение 15 дней со дня прибытия на таможенную территорию РФ декларант или его представитель не появятся, досмотр осуществляется без них. Кроме того, инспекторы вправе провести досмотр в отсутствие декларанта, во-первых, в случае пересылки товаров в международных почтовых отправлениях, во-вторых, когда в нарушение режима, предусматривающего вывоз, товары оставлены на таможенной территории. И, в-третьих, если есть угроза госбезопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, окружающей среде, сохранению культурных ценностей. В любом случае, когда декларанта нет, досмотр проводится в присутствии понятых. Результаты досмотра оформляются тем же актом, что и осмотр (Приказ N 1166).

Осмотр помещений и территорий осуществляется на основе предписания руководителя таможенного ведомства. Форма бланка утверждена Приказом ГТК России от 16 сентября 2003 г. N 1023 (далее - Приказ N 1023).

Предписание, а также служебное удостоверение контролера должны быть предъявлены участнику ВЭД перед началом проверки. Отметим: Перечень должностей, лиц, имеющих доступ в помещения и на территорию для проведения осмотра, утвержден Приказом ГТК России от 19 января 2004 г. N 48. Если участник ВЭД станет препятствовать, у контролеров есть право входить в помещения с пресечением сопротивления и вскрывать запертые помещения в присутствии 2 понятых. О таких случаях проверяющие обязаны в течение 24 часов сообщить прокурору. Осмотр не может продолжаться более 1 дня. По его результатам в 2 экземплярах составляется акт по форме, утвержденной Приказом N 1023. Учтите: при проведении осмотра помещений и территорий для целей таможенного контроля (ст. 375 ТК РФ) осмотр жилых помещений не допускается.

Таможенная ревизия

Порядок проведения ревизий (ст. 376 ТК РФ) утвержден Приказом ГТК России от 11 июня 2004 г. N 663. В отличие от контроля, в ходе таможенного оформления товаров ревизии осуществляются на основе решения начальника таможни (его заместителя), иногда по распоряжению вышестоящего руководителя ведомства. Копия решения перед началом проверки обязательно вручается участнику ВЭД. Возможны общая и специальная формы контроля.

Общая ревизия не может продолжаться более 3 дней. Они проводятся при получении от налоговых, правоохранительных и других контролирующих ведомств информации о недостоверности сведений в таможенных документах. Кроме того, таможенники разрабатывают свой план проверок и могут быть направлены на ревизию вышестоящим руководством.

Специальная ревизия предполагает подробное изучение товаров и документации. Декларантами заинтересуются, если результаты общей ревизии или другие формы контроля (таблица 2) укажут на недостоверность сведений, заявленных при таможенном оформлении, либо на использование товаров с нарушением установленных норм. Соответственно, эти данные инспекторам необходимо проверить. Визит к предпринимателям, занимающимся оптовой или розничной торговлей импортными товарами, не исключен, когда обнаружатся сведения о том, что ценности ввезены с нарушениями требований и условий таможенного законодательства. И, как следствие, нарушен порядок уплаты пошлин, налогов.

По согласованию с проверяемым ревизия осуществляется по месту деятельности декларанта либо месту нахождения инспекции. Период проверки составляет не более 2 месяцев со дня принятия решения о ее проведении. При необходимости этот срок продлевается на 1 месяц. В общий срок не включаются время между вручением требования о представлении документов и выполнением коммерсантом этого запроса. А вот осмотр помещений и товаров, досмотр, инвентаризацию разрешается проводить независимо от течения срока.

В ходе общей ревизии таможенники вправе получать доступ к информационным базам коммерсанта, запрашивать документы и информацию, связанную с предметом контроля.

При проведении специальной ревизии полномочий у инспекторов гораздо больше. Они вправе безвозмездно требовать информацию (включая банковскую), в том числе в форме электронных документов, касающуюся операций с ввезенными товарами (производственных, коммерческих, иных), проводить осмотр помещений и досмотр товаров, инвентаризацию, а также изъятие товаров либо налагать на них арест.

Товары арестовываются, во-первых, если на них нет специальных марок, идентификационных знаков или иных обозначений товара либо эти марки (знаки) поддельные.

Во-вторых, если у коммерсанта нет документов или в них не указаны сведения о выпуске товаров к обращению (сведения недостоверны).

И в-третьих, когда обнаружится, что условно выпущенные товары используются с нарушением условий их полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Арестованные товары инспекторы могут оставить на хранении у коммерсанта или передать иному лицу. Место их хранения объявляется зоной таможенного контроля, соответственно, перемещение ценностей может осуществляться только с согласия и под надзором инспекторов. Начальник таможенного ведомства, назначивший ревизию, вправе разрешить пользование арестованными ценностями, но их растрата, отчуждение не допускаются. Если товары запрещены к ввозу или обороту или арест не гарантирует их сохранности, ценности изымаются и помещаются на склад временного хранения или в иную зону таможенного контроля.

Возврат товаров и снятие ареста осуществляются не позднее дня окончания специальной ревизии, за исключением случаев, когда ценности необходимы в качестве вещественных доказательств либо за счет них может быть погашен долг по уплате таможенных пошлин. Временное хранение осуществляется за счет коммерсанта, но если проверка не выявит нарушений, затраты относятся на счет бюджета.

Результаты проведения ревизии (в общей и специальной формах) оформляются актом по форме, установленной Приказом N 1023. Повторная ревизия (общая или специальная) у одного бизнесмена в отношении одних и тех же товаров не допускается.

Ответственность за нарушения

Основные меры за нарушения, выявленные в результате таможенных проверок, предусмотрены сегодня Кодексом об административных правонарушениях. В таблице 3 перечислены основные из этих мер, касающиеся предпринимателей.

Таблица 3. Санкции за нарушения, обнаруженные в ходе таможенной проверки

Нарушение

Статья
КоАП РФ

Незаконное перемещение
товаров через таможенную
границу

штраф в размере от 1/2 до 3-кратного размера стоимости товаров с возможной

Недекларирование по установленной форме (устной, письменной, электронной) товаров, подлежащих декларированию

п. 1
ст. 16.2

штраф в размере от 1/2 до 2-кратного размера стоимости товаров с возможной
конфискацией; конфискация товаров

Заявление недостоверных сведений о товарах при их
декларировании, если
сведения служат основанием
для освобождения от
таможенных пошлин, налогов
или для занижения их
размера

п. 2
ст. 16.2

штраф в размере от 1/2
до 2-кратной суммы неуплаченных
таможенных пошлин, налогов
с возможной конфискацией;
предметом нарушения

Нарушение режима зоны
таможенного контроля

предупреждение;
штраф от 5 до 10 тыс. руб.

Представление
недействительных
документов при таможенном
оформлении

штраф от 100 до 300 тыс. руб. с
возможной конфискацией товаров;
конфискация товаров, ставших
предметом нарушения

Уничтожение, повреждение,
удаление, изменение либо
замена средств
идентификации

штраф от 5 до 20 тыс. руб.

Непредставление
в таможенный орган
отчетности

предупреждение;
штраф от 20 до 50 тыс. руб.

Нарушение сроков уплаты
таможенных платежей

штраф от 50 до 300 тыс. руб.

Приведенный в таблице перечень далеко не полон, однако уже из того, что содержится в таблице, видно, что помимо немалых денежных штрафов, во многих случаях, возможна еще и конфискация имущества, а следовательно, убытки.

Кроме того, за грубые нарушения таможенных правил предприниматель может быть привлечен и к уголовной ответственности. Например, по ст. 188 "Контрабанда" или по ст. 194 "Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица" Уголовного кодекса, штрафы по которым превышают 100 тыс. руб. Также не следует забывать, что ст. 349 Таможенного кодекса предусматривает пени за неуплату (несвоевременную уплату) таможенных платежей.