Тамара миансарова биография семья дети личная жизнь. Миансарова Тамара: биография и личная жизнь. Тамара Миансарова. Биография


Родилась 5 апреля 1931 года в городе Кировограде Украинской ССР. Отец - Ремнев Григорий Матвеевич, был артистом Одесского музыкального театра драмы и комедии, затем художником. Мать - Алексеева Анастасия Федоровна, певица, работала в Минском оперном театре. Супруг - Фельдман Марк Михайлович, скрипач, директор концертных групп. Сын - Миансаров Андрей Эдуардович, пианист, композитор. Дочь - Хлебникова Екатерина Игоревна, поэтэсса. Внуки: Миансаров Андрей, заканчивает музыкальную школу; Тамара, художник; Анна, учится на экономическом факультете.

Интерес к музыке у Тамары Миансаровой наследственный. Ее отец и мать, две тетушки пели в церковном хоре. Позже родители брали ее с собой на репетиции самодеятельного хора. Таким образом, песня прочно поселилась в семье, и маленькая Тамара ни за что не хотела отставать от старших. Она дебютировала в 4-летнем возрасте, продемонстрировав на сцене Кировоградского Дома культуры сразу пение, танец, художественное чтение. А в местной газете на следующий день появилась первая "серьезная" рецензия.

Затем семья переехала в Минск, где ее и застала война. Тамара помнит, как в толпе беженцев они с матерью отходили на восток, как попали в окружение, как горестно брели обратно, в чужой теперь уже город. Тяжелые годы оккупации, облавы гестапо, дым пожаров, ранение матери... Но Тамара даже в то трудное время не порывала с музыкой.

В 1951 году она окончила музыкальную школу-десятилетку при Минской консерватории и поступила на фортепьянное отделение Московской консерватории, в класс профессора Оборина. Самозабвенно играла Бетховена, Баха, Листа, Шопена... Со 2-го курса обладательница красивого лирического сопрано Тамара Миансарова стала факультативно заниматься и на вокальном отделении, где ее педагогом была профессор Дора Борисовна Белявская. В 1957 году после окончания консерватории Тамара по распределению попала в ГИТИС концертмейстером. Однако работа эта удовлетворения ей не принесла, и через три месяца она ушла в эстраду.

В репертуаре начинающей певицы было всего три песенки, и с ними она рискнула принять участие во Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Миансарова покорила жюри блестящим исполнением вальса Штрауса под собственный аккомпанемент на рояле и была удостоена третьей премии. Известный педагог Е. Кангар сказал ей: "Девочка, ты отлично чувствуешь малую форму, тебе надо петь песни" - и стал с ней заниматься. К консерваторской вокальной школе прибавилось освоение эстрадной специфики - поиски лаконичности, точности средств выразительности, разнообразия тембровой окраски звука.

В тот период перед Миансаровой остро встал вопрос: чем же все-таки заниматься - пением на эстраде или игрой на фортепиано? Вопрос этот решился сам собой. А способствовало этому молниеносное и победное восхождение на "эстрадный Олимп": Миансарова с большим успехом провела первые гастроли, некоторое время выступала со своей программой в оркестре знаменитого Лаци Олаха, а в 1960 году уже выступала в Московском мюзик-холле в спектакле "Когда зажигаются звезды" наряду с такими артистами, как Марк Бернес, Кира Смирнова, Лев Миров и Марк Новицкий, Капитолина Лазаренко. Эстрада в конце концов победила, и с ней молодая артистка уже не смогла расстаться.

Больше всего Тамаре Григорьевне запомнилась победа на VIII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки в 1962 году. Правда, ее выступление не планировалось, и для нее это был настоящий экспромт. Миансарова находилась в Финляндии с большой творческой группой вместе с Муслимом Магомаевым, Маргаритой Суворовой, Александрой Стрельченко и другими советскими исполнителями. И вдруг оказалось, что заболел один из артистов и ему нужно было срочно искать замену. Выбор пал на Тамару. Она выступала с ансамблем Игоря Гранова и исполнила веселую песенку Л. Лядовой на стихи Б. Брянского "Ай люли". К удивлению многих да и самой Миансаровой, эта песенка стала очень популярной, и ее стали распевать все участники фестиваля, а сама исполнительница была удостоена первой премии и золотой медали.

В следующем году Миансарова становится лауреатом престижного песенного фестиваля в Сопоте за исполнение песни А. Островского на стихи Л. Ошанина "Солнечный круг" ("Пусть всегда будет солнце"). Перед отъездом на фестиваль начальство без энтузиазма восприняло решение Миансаровой петь именно эту песню: считали, что надо петь что-нибудь посерьезнее. Не одобрял выбора певицы и руководитель ансамбля Игорь Гранов и даже не хотел с ней репетировать. Однако Тамара настояла на своем и оказалась права.

Успех был буквально ошеломляющим, обвальным. В песенный фестиваль, основанный на танцевальных ритмах, ворвалась песня-диалог, песня-призыв, песня-утверждение. Польский журнал "Край рад" писал: "Большой зал Гданьской верфи истекает сентиментальностью и через минуту, кажется, поплывет на приливной волне меланхолии... Но, к счастью, ситуацию спасает обаятельная представительница Советского Союза...".

Неожиданное решение первого и последнего куплетов, исполненных мальчишеским дискантом, пришло к певице не случайно: она сама пережила ужасы оккупации в детстве и потому смотрела на эту песню не так, как все, а глазами ребенка, пережившего войну.

После выступления в Гданьске 6,5 тысяч зрителей стоя аплодировали советской солистке. На улице ее узнавали, совсем незнакомые люди жали руки, обнимали. В газетах ее называли "соловей Москвы", а на одной из местных парфюмерных фабрик вышел новый сорт духов, названный в честь певицы - "Тамара". После Сопота певица стала включать "Солнечный круг" во все свои концерты, и на многие годы вперед эта песня стала визитной карточкой Миансаровой.

Самым урожайным стал, пожалуй, для певицы 1966 год. Он принес ей новую, невиданную доселе удачу. В столицах 6 стран (СССР, ГДР, Чехословакии, Польши, Болгарии, Венгрии) проходил конкурс эстрадной песни "Дружба", где каждый участник должен был исполнить и песню той страны, где проходил тур. Миансарова завоевала сразу 4 первые премии, опередив свою основную конкурентку, болгарскую певицу Лили Иванову.

Обаятельная на сцене, веселая, живая и отзывчивая в жизни, Тамара Миансарова в очень короткий срок завоевала громадную популярность у зрителей. Она много ездила на гастроли по стране и за рубеж, и где бы ни выступала, залы всегда были переполнены. Зрителей привлекала исполнительская манера певицы, ее умение артистически "распоряжаться" своим от природы высоким голосом.

Каждая песня в ее исполнении - это законченные и ювелирно отделанные вокальные произведения, на глазах у зрителей превращающиеся в маленькую повесть или новеллу со своей режиссурой, мизансценами, пластикой. Интонационными штрихами, неуловимыми нюансами актриса придает произведению иногда совершенно необычное, но в то же время очень сильное по эмоциональному воздействию звучание.

Театральным актерам хорошо известно, как иногда трудно после нескольких месяцев работы над одной ролью "входить" в другую роль. Тамара Миансарова "входила в образ" буквально в течение нескольких минут, причем рождение образа происходило на глазах у зрителя.

Вот на сцене мальчишка с трубой в руке - герой "Песни о маленьком трубаче" О. Крылова и С. Никитина. Всего за три минуты зритель проходит с артисткой по полю сражения, вместе с ней до боли в пальцах сжимает воображаемую трубу... Минутная пауза - и в зал полились задорные слова "Молодежной песни" И. Дунаевского и Лебедева-Кумача. Певица вкладывает в эту песню столько своего темперамента, энергии, жизнерадостности, что старая песня обретает новое звучание. В результате музыка в буквальном смысле заполняет зал, а по нему идет юная счастливая девушка и поет задорную песню радости. Но вот уже нет этой радостной девушки, а есть героиня песни Ю. Соболева "Баллада о цыганке Мариуле", бесстрашной разведчице, даже перед лицом смерти не склонившей гордой головы. Заканчивается лирическая песня "Для тебя" - и уже перед микрофоном стоит девочка и детским, чуть резковатым голоском поет песню "Зачем?"...

Жанровый диапазон певицы необыкновенно широк - от героических музыкальных баллад и драматических вокальных новелл до шуточной и детской песни. И для каждой из них певица находит свои краски, свои выразительные средства. Гневные и задумчивые, веселые и шуточные песни в ее исполнении никого не оставляют равнодушным.

Всего в репертуаре Тамары Миансаровой более 140 песен, многие из которых стали что называется "шлягерами": "Московские улицы", "Мелодия любви", "Глаза на песке", "Для тебя", "Город спит", "Летка Енка", "Первые шаги" ("Топ-топ, топает малыш"), "Кенгуру", "Мамин праздник", "Рыжик" ("Руды-рыдз"), "Давай никогда не ссориться", "Черный кот", "Бабушка, научи меня танцевать чарльстон", "Иван да Марья", "Береза", "Руки" и многие, многие другие.

Громкую популярность певицы не смогла пригасить даже непонятная ситуация, когда в начале 1970-х годов вокруг нее образовался какой-то вакуум. Певица вдруг стала невыездной, ее записи исчезли с экрана телевидения, а записи на радио оказались размагничены. Снятый о Миансаровой фильм-концерт "Солнечная баллада" положили на полку. Разнесся слух, будто певица уехала в Израиль. Столичные концертные залы оказались для нее закрытыми.

Тем временем Миансарова продолжала много ездить по стране уже от Донецкой филармонии. Начинала с выступлений в шахтерских городках и поселках, в клубах горняков и даже в конторах шахт, и более благодарной и отзывчивой публики, по ее словам, не встречала. Поэтому особенно дорог ей нагрудный знак "Шахтерская слава", которым она была отмечена в Донбассе. Потом вернулась в Москву, но работать ей все равно не давали под разными предлогами. И это продолжалось до 1988 года.

Спустя 30 с лишним лет Тамара Миансарова, имевшая до этого звание Заслуженной артистки Украины (1972) и будучи кавалером ордена "Знак Почета", становится Народной артисткой России (1996). Она награждена также орденом Дипломата Камбоджи и лаосским орденом Трех Слонов.

Тамара Григорьевна вновь популярна, а ее творчество востребовано. Артистка проводит многочисленные встречи со зрителями, готовит новые песенные программы ("Нам рано жить воспоминаниями" А. Мажукова на стихи В. Меньшикова, "Я - акация" А. Билаша на стихи Л. Татарченко, "Моя глубинка" Я. Френкеля на стихи И. Гофф, "Кони привередливые" В. Высоцкого, памяти В. Шукшина "Калина черная" Б. Киселева на стихи А. Жигулина). Недавно вышел компакт-диск старых популярных песен Миансаровой в новой аранжировке музыканта и композитора, ее сына Андрея Миансарова. Ее приглашают на всевозможные музыкальные конкурсы как члена жюри, на протяжении двух лет она возглавляла жюри международного фестиваля "Золотой шлягер", была почетным гостем и членом жюри Сопотского фестиваля, ездила на гастроли в Америку.

С 1988 по 1996 год Т.Г. Миансарова преподавала вокал в ГИТИСе. Ее учениками были Юлиан, Алика Смехова, Лада Марис, Максим Сытник. Ныне она преподает в доме творчества молодежи "На Таганке".

В свободное время увлекается вязанием, шитьем, профессионально занимается выделкой меха, любит рисовать.

Живет и работает в Москве.

ТАСС

Тома Ремнева родилась в семье очень музыкальных родителей, вот только годы были не музыкальными. Тамара появилась на свет в городе Зиновьевск во время Голодомора — национального бедствия, поразившего Украину в тридцатых годах прошлого столетия. Чтобы прокормить семью, отец девочки уехал в Одессу, полагая, что приморский город окажется более сытым.

Но помогать семье и тем более в нее возвращаться мужчина, как выяснилось, не собирался.

Спустя несколько месяцев измотанная голодом мать, едва переступая с ноги на ногу, пришла с маленькой Томой на руках в горсовет и нашла в себе силы ударить кулаком по столу. В одном из своих интервью певица рассказывает, что чиновник, которого ее мама застала на работе, понял: семья находится на краю. Их тут же накормили и нашли для молодой мамы работу — в хлебном киоске. В это тяжкое время люди сумели помочь друг другу. Пока Анастасия Федоровна отпускала свежие буханки, малышку, чтобы не плакала, качали случайные люди из очереди, передавая друг другу.

Так, подрабатывая, в два суровых года Голодомора маленькой семье Миансаровой удалось выжить. Чуть позднее мама устроилась на завод, а подросшую девочку взяли в ясли. Наладившаяся жизнь дала Анастасии Федоровне немного свободного времени, которое она тратила на выступления в клубе при заводе — она чудесно пела.

Где-то в это же время папа будущей певицы попытался вернуться в семью. Но обида на него была слишком большой, супруга не позволила остаться. Он снова уехал в Одессу, а мама с дочкой скоро переехали в Минск — певицу с уникальным голосом позвали на центральное радио солисткой.

В мае 1941 года в столице Белоруссии гастролировал Одесский музыкально-драматический театр, премьером которого был папа Тамары. Певица вспоминала, что в этот раз мама приняла отца более благосклонно. Они много гуляли по Минску, улыбались и были счастливы, как настоящая семья. Папа уезжал 21 июня. День был необычайно светлым. А уже завтра случится то, о чем весь СССР узнал по радио, а жители Беларуси первыми столкнулись лично.

Война

В своем интервью певица рассказывает, что снаряды с неба летели как игрушечные. Бегущих людей фашистские самолеты нещадно поливали бреющим огнем, повсюду все взрывалось, а ближе к рабочему часу из громкоговорителей послышались приказы советского руководства: всем явиться на свои рабочие места. Кто не явится — будет расстрелян.

Собрав ребенка, мама Тамары отправилась на радио. Девочка своими глазами видела, как бомбы попадают в здания, умирают люди, чувствовала запах дыма от взрывчатки и обожженных тел. Когда Ремневы добежали до здания радио, оно уже было разрушено.

Мама ринулась в сторону гостиницы «Свобода», но та была полностью забита людьми. Ошеломленные, напуганные мама с дочкой рванули куда-то в сторону, через площадь и спустя несколько минут услышали грохот. Бомба попала в гостиницу, из которой они только что выбежали. Живых почти не осталось.

Промотавшись по городу до вечера, обессиленные и чудом оставшиеся в живых, они отправились в сторону дома, который тоже уже был разрушен. И встретили учительницу музыки Томы. Она страшно обрадовалась живым и приютила маленькую семью у себя.

Во время войны мама нашла работу в церкви — в детстве она пела в церковном хоре, поэтому хорошо знала тексты песен. Кроме куска хлеба настоятель выделил маме с дочкой и небольшую комнату.

Минск освободили через три года, а еще через год вся страна вздохнула с облегчением — война закончилась. Но после нее началась новая волна страха — время сталинского террора продолжалось: людей вокруг то и дело арестовывали и увозили в неизвестном направлении. Однажды ночью пришли и за мамой будущей певицы. Тома помнила, как бежала за машиной и кричала: «Мама, мамочка!». Спустя некоторое время девочка узнала, что Ремневых разыскивают двое маминых сестер. Старшая приютила девочку, а через три года мама вернулась. Ее реабилитировали и восстановили на работе.

Эдуард

С этого дня начались регулярные уроки и для маленькой Томы. В здании их школы после войны разметили музыкальную школу при консерватории. Многие дети, желающие заниматься музыкой, оставались там на ночь. Так делала и Тамара. Мама смастерила ей матрас и подушку, дала теплый платок. По ночам девочка упражнялась в игре на пианино, а днем училась, как все.

Но годы голода и холода не прошли для будущей звезды даром. У нее открылся туберкулез. Первый приступ вылечили успешно, но на протяжении всей жизни болезнь будет возвращаться.

Во время учебы она познакомилась с не менее одаренным юношей — Эдуардом Миансаровым. Их детская трогательная дружба в более взрослом возрасте переросла в романтические чувства. Он сделал ей предложение, предупредив, что, если она забеременеет, он уйдет.

На брак она согласилась, но по стечению обстоятельств он продолжал жить в одной комнате с приятелем, который скоро внезапно застрелился. От самоубийства встрепенулся весь Советский Союз: это было неслыханно! Начались проверки, показавшие, что супруг Тамары с погибшим другом были наркоманами.

Москва

Супруга отправили на лечение, когда Тома была уже на позднем сроке беременности. Встречать ее из роддома он не приехал. После рождения первенца, Андрея, брак распался, а девушка уехала поступать в Московскую консерваторию. Она была блестящей пианисткой, но и завораживающий звонкий голос наполнял сердца теплом и добротой. Не заметить это было просто невозможно, поэтому год спустя ее позвали и на вокальное отделение тоже.

Дальше на певицу посыпались одна за другой престижные награды, а ее коллеги из музыкального мира отмечали, что живой и подвижной девчонке тесно в классическом жанре. Позднее Иосиф Кобзон скажет, что именно она первой начала «играть» на сцене — избавилась от строгих костюмов и статичных поз.

В конце 50-х Тамара заняла место солистки джазового квартета Игоря Гранова. Здесь начинается ее победное шествие по всем странам СССР и за его пределами. Легкие лиричные песни Миансаровой полюбились всем до одного жителям страны. С уверенностью можно сказать, что теплые слова о том, как «Жил да был черный кот за углом» или «Пусть всегда будет солнце» напевают до сих пор.

Вплоть до 70-х, год за годом она брала главные призы фестивалей и выигрывала целые международные песенные марафоны. При том, что приз на престижном фестивале в Финляндии она взяла без подготовки — музыкант, приехавший за наградами, не смог выйти на сцену. Второй раз, уже в легендарном Сопоте, Тамара представила песню, от которой открещивались «серьезные» музыканты и которая впоследствии стала гимном мира и песней века — «Солнечный круг» перевели на 18 языков мира. Фотографии красавицы-певицы раскупались в лет, в городе ей не давали проходу фанаты, песни, едва записанные в студии, тут же становились хитами.

Запрет на Миансарову

Почему к 70-м ее вдруг начали задвигать, она и сама не знала. Сплетники утверждали, что Миансарова ненароком отказала какому-то высокопоставленному чиновнику в нежности. Другие говорили, что певица попала под царившую в конце 60-х неприязнь к публичным людям неславянской внешности… В любом случае кто-то устроил ей прощание со сценой. На целое десятилетие ее карьера в России прекратилась.

Певица старалась не унывать. Жила в Москве, но работала в Донецкой филармонии, моталась в Украину, давала там концерты и ездила с гастролями по шахтерским и рабочим поселкам. Стала заслуженной артисткой, но уже почти не записывала новых песен.

В 80-х политическая ситуация в Москве поменялась. Она вернулась с триумфом. Поклонники, заслышав тот самый живой голос плакали, на концертах собирала аншлаг. Но то была ее старая гвардия. Время новых побед безвозвратно ушло.

Любовь

Говорят, несчастливая жизнь родителей часто накладывает отпечаток на семейную жизнь детей. Мамина история повторилась у Тамары во втором браке. Сначала Леня Гарин ухаживал за ней очень интеллигентно и красиво. Добился расположения и женился. Вместе они обменяли свои небольшие квартиры на одну огромную светлую трешку в центре Москвы. Через поклонников таланта удалось достать экспортную «Волгу»…

Певица в своем интервью рассказывала, что понимала: особенной любви у нее к Леониду нет. Но за присутствие мужа в семье и отца для Андрея, отбившегося от рук без маминого постоянного контроля, она была готова на многое.

После Сопота слегла с очередным приступом туберкулеза. По началу любимый навещал, но потом как сквозь землю провалился. Тамара все списала на его занятость: теперь Лене достались все заботы о семье, которые они делили на двоих. А к концу второго месяца, когда уже пошла на поправку, Миансарова вдруг услышала от кого-то из «доброжелателей», что у супруга страстный роман с женой Иосифа Кобзона.

Выписалась. С мужем развелась, долго тянув судебные разбирательства. Чтобы выйти из этого брака, построила ему кооператив и купила другую машину — лишь бы ушел. А спустя некоторое время он приехал к ней на гастроли и стоял на коленях под балконом, умоляя вернуться.

Третьим браком называют отношения Тамары с Игорем Хлебниковым, ее администратором, который был рядом во время работы на Украине. Официально Миансарова за него не выходила — после неудачного опыта развода с Леней совсем не хотелось повторять все заново. От Хлебникова у Тамары родилась дочь Катюша.

Забвение

С мамой певицы Игорь не нашел общего языка, а старшему сыну было уже 15, и он становился серьезным пианистом — выигрывал свои первые значимые призы и в большей степени интересовался музыкой, чем семьей. Но именно его горькие слезы однажды заставили Тамару взглянуть на свою жизнь трезво.

Все просто: Хлебников выпивал и избивал свою знаменитую возлюбленную. Она долго не рассказывала об этом никому, пока внезапно пришедший сын вдруг не застал ее врасплох — со свежими синяками по всему телу. Андрей тогда разрыдался, а Тамара поняла, что пора заканчивать эти отношения.

Чтобы уйти из Донецкой филармонии, в которой она тогда работала, пришлось дать несколько концертов в Кисловодске. Уезжали совсем маленькой командой, в составе которой был скрипач Марк Фельдман. Он давно ухаживал за очаровательной певицей, поэтому, когда она расходилась с Хлебниковым и догадывалась, что он будет пытаться отнять у нее дочь, Тамара согласилась выйти замуж за Марка. Они расписались.

По началу она воспринимала этот брак как фиктивный, но шло время, Марк показывал себя настоящим преданным мужчиной. В ее жизни было еще много передряг: отдаление сына, дележ имущества, горькие и прямые слова коллег о том, что ее забыли и возвращаться на сцену нет смысла… Во всех этих бедах рядом был Марк.

Именно на его руках умирала знаменитая, но незаслуженно забытая, настоящая звезда эстрады Тамара Миансарова. Ее больные еще с детства легкие не выдержали этого холодного лета. На 86 году жизни с острым воспалением она попала в Первую градскую больницу Москвы. 12 июля 2017 года певицы не стало.

Тамара Миансарова родилась 5 марта 1931 года. Отец оставил семью, когда ей было всего лишь шесть месяцев. Годы войны Тамара провела в Минске. Во время учебы в консерватории она вышла замуж за пианиста Эдика Миансарова. Несмотря на то, что брак вскоре распался, Тамара родила от него сына Андрея.

ПО ТЕМЕ

В 1957 году артистка окончила Московскую консерваторию. Работать ее направили в ГИТИС концертмейстером. Но вскоре Тамара решила, что эстрада ей ближе и стала успешно выступать с сольными концертными номерами, а также участвовать в различных конкурсах. Апогеем популярности певицы стал 1963 год, когда с песней "Солнечный круг" она выиграла Международный фестиваль песни в польском Сопоте. Эта песня стала ее визитной карточкой. В прессе Миансарову называли "соловей Москвы".

До 1970 года артистка успешно работала в "Москонцерте". Но потом она впала в немилость у влиятельного человека в минкультуры. Так она стала "невыездной", а выступления певицы пропали с телеэкранов и радиостанций. Тамара Григорьевна была вынуждена уйти из "Москонцерта". Она переехала в Донецк и в местной филармонии проработала 12 лет. В это время певица была замужем за Игорем Хлебниковым, администратором своего коллектива. От него у Миансаровой родилась дочь Екатерина. Однако брак долго не продлился.

В 1980-х годах Миансарова вернулась в Москву. Тогда же она встретила скрипача Марка Фельдмана. В российской столице певица с 1988 по 1996 год преподавала вокал в ГИТИСе и в доме творчества молодежи "На Таганке". Затем вышла на пенсию.

Несколько лет назад артистка попала в скандал. Все началось с безобидного сообщения Алики Смеховой, которая через соцсети попросила у людей помочь Миансаровой, являющейся до недавнего времени ее преподавателем по вокалу. Тамара сломала шейку бедра и не могла вставать с постели. Потом выяснилось, что певица живет буквально на грани нищеты. По словам мужа артистки, дети не хотят помогать, поэтому он нанял сиделку.

Когда журналисты связались с внуком Миансаровой, он представил совсем другую картину событий. Якобы это Марк Фельдман не дает видеться с женщиной. "Когда папа недавно приехал ее навестить, Марк Михайлович не открыл дверь. Он не пускает нас к ней, отключает телефон. Вот папа и перестал приезжать. В этой ситуации очень сложно что-то делать, поэтому мы отстранились", – говорил в интервью 2015 года мужчина.


По словам внука Миансаровой, Марк Фельдман намного моложе певицы, вполне крепкий и здоровый мужчина. Они познакомились на репетиции, а когда поженились, Фельдман стал представляться ее администратором. "Я был ребенком и помню, что, когда я жил у бабушки, дядя Марик на нее кричал, мог прилюдно сказать, что она старая. По-моему, это некорректно по отношению к женщине, тем более актрисе. Но у бабушки очень мягкий характер, а Марк Михайлович ее подавлял", – рассказывал внук певицы.

Что касается второго ребенка Тамары, то это дочь Екатерина, которой уже под 50 лет. Семьи у нее нет, а несколько лет назад ее сбила машина, результатом чего стали травма таза и проблемы с ногами. Работать она не может, мужа убили в драке. Поэтому родители-пенсионеры отправляли ей через сиделку продукты и обезболивающее.


Самое чудовищное в жизни Миансаровой то, что якобы ее предал и ограбил собственный сын. "Пока деньги зарабатывала, мать нужна была, а потом все. Он всю жизнь ее обманывал, – рассказывал в интервью Фельдман. – Еще до перестройки она хотела обеспечить Катю приданым – купить ей кооператив на деньги, вырученные с продажи дачи. Тогда Андрей предложил: "Мам, ну что ты будешь чужим людям продавать, давай я куплю. Она переписала дачу на Андрея, в итоге не увидела ни денег, ни дома".

Более того, по словам супруга певицы, когда она просила сына отвезти ее на кладбище, чтобы убраться на могиле матери, он потом брал с нее деньги за бензин.

О горькой судьбе артистки высказался в своем "Живом журнале" Станислав Садальский. "Сколько писал о ней, сколько просил первые каналы снять программу, взять интервью, сколько вообще о них обо всех писал, о всей этой уходящей плеяде эстрадных звезд 50-60-х – и все, как в космическую пустоту. Говорил – снимите, человеку девятый десяток, а ум светлый, голос чистейший, непрокурила, не***, несмотря на то, что всю жизнь ее затирали, зажимали, глушили, запрещали, предавали. Но порядочные люди никому не интересны… " – констатировал актер.

Тем не менее, ведущий Борис Корчевников в своей передаче "Прямой эфир" поднял вопрос о помощи Тамаре Миансаровой. По словам Садальского, врачи были на низком старте, чтобы госпитализировать певицу. Однако именно Марк Фельдман отказался от медицинской помощи.

"Нет! – сказал тогда Тамарин муж Марк, – нам нужны только деньги, чтобы платить за сиделку, теперь нужны и лекарства! Он полностью приватизировал право общения с Тамарой, сидел рядом, как цербер, никого не подпуская – и я его понимаю, несмотря на то, что прожили они с Тамарой около сорока лет и она любила его, расписаны они не были, он гражданин другой страны (Украина), на квартиру прав никаких. Если бы заботы о ней взяли на себя другие люди, он вынужден был бы уехать в Винницу", – отметил Станислав в своей публикации.

Высказался Садальский и о сыне Миансаровой. "У сына я тоже особого рвения общаться с матерью не заметил – на момент съемки программы он не видел ее больше двух лет. Мотивация убийственная: последний раз, когда ехал к ней, попал в пробку и задержался, а когда выехал, Марк ему сказал – уже не приезжай. Я тогда сказал ему – был бы я сыном, я б пинками разогнал всех и был бы сейчас рядом со своей мамой", – поведал артист.

О покойной артистке высказался и мэтр Иосиф Кобзон. "Очень быстро, выступая на "Голубых огоньках", она завоевала популярность. Тамара впервые на эстраде стала "играть" песни: мы же все были зашоренные, при галстуках, платьях и костюмах... Я помогал с лечением как мог… Очень жаль, конечно, мои соболезнования Марку", – цитируют Кобзона РИА "Новости".

Тамара Миансарова скончалась 12 июля на 87-ом году жизни в Первой Градской больнице. "Что я могу сказать? Сейчас я ничего не знаю. Не знаю, на каком свете даже нахожусь. Шестого числа ее госпитализировали – воспаление легких", – рассказал убитый горем муж Миансаровой Марк Фельдман.

ТАСС-ДОСЬЕ. 12 июля 2017 г. в Москве на 87-м году жизни скончалась народная артистка РФ, певица Тамара Миансарова.

Тамара Григорьевна Миансарова родилась 5 марта 1931 г. в Зиновьевске (Украинская ССР, ныне - Кропивницкий, Украина). Девичья фамилия - Ремнёва. Ее отец был артистом Одесского музыкального театра драмы и комедии, художником; мать - певицей.

Во время Великой Отечественной войны вместе с матерью находилась в оккупированном Минске. Впоследствии училась в музыкальной школе при Белорусской государственной консерватории им. А. В. Луначарского (ныне - Белорусская государственная академия музыки).

В 1957 г. окончила Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского по классу фортепиано Льва Оборина, также занималась вокалом у педагога консерватории Доры Белявской.

По окончании консерватории получила распределение на работу концертмейстером и консультантом по вокалу в Государственный институт театрального искусства им. А. В. Луначарского (ГИТИС; ныне Российский институт театрального искусства - ГИТИС), однако уже через три месяца начала сольную карьеру на эстраде. В 1958 г. стала обладательницей третьей премии на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, где исполнила вальс Иоганна Штрауса под собственный аккомпанемент на фортепиано. После этого гастролировала с оркестром Лаци Олаха, затем выступала в спектакле "Когда зажигаются звезды" Московского мюзик-холла.

С начала 1960-х гг. была солисткой ансамбля Игоря Гранова. С этим коллективом стала лауреатом международных фестивалей в Хельсинки (Финляндия, 1962) и Сопоте (Польша, 1963) с песнями "Ай-люли" Людмилы Лядовой на слова Бориса Брянского и "Пусть всегда будет солнце" Аркадия Островского на стихи Льва Ошанина.

В 1966 г. получила четыре первых премии на конкурсе эстрадной песни "Дружба", проходившем в столицах шести стран (СССР, ГДР, Чехословакии, Польши, Болгарии и Венгрии).

Впоследствии всесоюзную известность певице принесло исполнение таких популярных песен, как "Черный кот", "Летка-енка", "Рыжик", "Давай никогда не ссориться", "Топ-топ", "Золотой ключик", "Глаза на песке" и др. В 1970 г. режиссер Альберт Атаханов снял посвященный певице музыкальный фильм "Солнечная баллада".

В начале 1970-х гг. в результате конфликта с руководством министерства культуры получила запрет на выезд за рубеж, выступления Миансаровой перестали транслироваться в эфире радио и телевидения. Певица была вынуждена уволиться из Москонцерта, после этого в течение 12 лет работала в Донецкой областной филармонии (Украинская ССР, ныне - Донецкая государственная академическая филармония, Украина).

В 1980-х гг. вернулась в Москву, в 1988-1996 гг. преподавала вокал в ГИТИСе, а также в Доме творчества молодежи "На Таганке".

Народная артистка РФ (1996). Награждена орденами "Знак Почета" и Дружбы народов.

Первый супруг - пианист Эдуард Миансаров. Сын от первого брака Андрей - пианист, композитор (род. 1956). Второй муж - композитор Леонид Гарин. Третий супруг - звукорежиссер Игорь Хлебников. Дочь от третьего брака Екатерина - поэтесса (род. 1971). С начала 1980-х гг. Тамара Миансарова была замужем за скрипачом Марком Фельдманом.

Биография Тамары Миансаровой, одной из любимейших эстрадных исполнительниц Советского Союза, включает в себя многочисленные профессиональные и жизненные перипетии, неразрывно связанные с историей нашей страны.
Творческое наследие этой талантливой певицы очень разнопланово.

Она могла проникновенно исполнять песни на патриотические темы и в то же время легко и беззаботно петь для детей. Во всех случаях Миансарова была естественна и любима многими поколениями отечественных слушателей. За пределами сцены Тамару считали отзывчивой, веселой и обаятельной женщиной.


Будущая певица с девичьей фамилией Ремнева появилась на свет пятого марта 1931 г. в городе Кировоград. Ее папу звали Григорий Ремнев. Он служил в театре музыкальной комедии в Одессе. Матерью была Анастасия Алексеева, которая выбрала для своей певческой карьеры оперный театр в белорусской столице.

В юном возрасте девочка часто бывала на репетициях хорового коллектива кировоградской самодеятельности, а в четыре годика впервые вышла на сцену городского ДК одновременно в качестве художественной чтицы, танцовщицы и певицы. Буквально сразу же Тамара привлекла к себе внимание окружающих. О ее выступлении даже написали в одной из кировоградских газет.

После того как отец будущей звезды советской эстрады бросил жену и дочь, мать забрала Тамару в Минск, где они и встретили войну. Вначале семья попыталась прорваться за линию фронта к своим, но женщине с дочкой это не удалось и им пришлось вернуться в Минск, где прошли не самые лучшие годы Тамары. Девочка и во время оккупации занималась музыкой, так как мечтала посвятить ей свою жизнь.
После войны будущая певица ходила в музыкальную школу, относившуюся к Минской филармонии. Выпускной у девушки прошел в 1951 г., после чего Тамара стала студенткой Московской консерватории.

На свой курс по фортепиано ее взял профессор Лев Оборин. Тогда будущая звезда советской эстрады отдавала предпочтение Шопену, Листу, Баху, Бетховену и другим классикам. На втором курсе ее выразительное лирическое сопрано было замечено проф. Дорой Белявской, после чего девушку перевели на отделение вокала. Консерваторское образование она завершила в 1957 г. и Миансарову направили в ГИТИС на должность концертмейстера. Продержалась она здесь недолго, так как мечтала совершенно о другом. Тамара точно знала, что должна стать известной певицей.
Свои первые шаги на эстраде Миансарова совершила всего с тремя песнями. Она приняла решение стать участницей конкурса артистов эстрады СССР, на котором исполнила вальс Штрауса, аккомпанируя себе на рояле. Жюри очень понравилась молодая талантливая певица и оно присудило Миансаровой 3-ю премию, после чего под руководством педагога Е. Кангара она стала изучать эстрадный вокал.
Через небольшой период времени оркестр Лаци Олаха уже аккомпанировал молодой певице. В 1958 г. Миансарова начала выступать с джазовым квартетом И. Гранова. Столичный мюзик-холл замаячил на ее горизонте в 1960 г. Ее пригласили в легендарный спектакль «Когда зажигаются звезды» с Капитолиной Лазаренко, Марком Новицким, Львом Мировым и Марком Бернесом.
В 1962 году в столице Финляндии намечался 8-й Международный фестиваль молодежи и студентов. Александра Стрельченко, Маргарита Суворова, Муслим Магомаев и Тамара Миансарова отправились туда в составе советской делегации. Правда, выступать героиня нашего рассказа в Хельсинки не собиралась, но неожиданно из-за болезни одного из исполнителей Миансарову попросили его заменить. В составе ансамбля Игоря Гранова певица спела песню «Ай люли» (композитор Людмила Лядова – поэт Борис Брянский) и на следующее утро проснулась знаменитой. Эта легкая песенка пришлась по душе молодежи из самых разных государств мира. В итоге Миансаровой вручили 1-ю премию конкурса.
На следующий год Тамара завоевывает лауреатское звание на Сопотском фестивале. В качестве своего нового хита Тамара выбрала песню «Пусть всегда будет солнце» (композитор Аркадий Островский – поэт Лев Ошанин). Перед фестивалем руководство отговаривало Миансарову от выбора этой песни, считая ее несерьезной, но девушка не сдавалась и победила, после чего на нее обрушилась настоящая слава.
Публика Гданьска в количестве более шести тысяч человек стоя встречала восходящую советскую звезду эстрады. По улицам было невозможно пройти. У Тамары появились толпы поклонников, а польская пресса назвала Миансарову «московским соловьем». В этой же стране ее пригласили на съемки музыкальной ленты «25 минут с Тамарой Миансаровой», которую показали на канале TVP.
В 1964 г. Леонид Гарин создал для аккомпанемента певицы ансамбль «Три плюс два», а в следующем году был снят фильм-концерт с участниками Сопотского фестиваля, среди которых была и героиня этого рассказа.

1966 г. начался с конкурса «Дружба». Для его проведения были выбраны венгерская, болгарская, польская, чехословацкая, немецкая и советская столицы. Участникам было дано задание выучить по одной песне всех вышеназванных государств. Миансарова заняла четыре первых места. Позади нее оказалась исполнительница из Болгарии Лили Иванова, которая была ее ближайшей конкуренткой.
В 1966 г. телевидение Польши сняло кино-концерт с песнями Миансаровой.
5 июня 1969 г. в Ленинградском доме прессы был аншлаг. В этот день здесь играл ансамбль под управлением И. Кондакова с солисткой Тамарой Миансаровой. В Северной столице чуть позже ее партнерами по сцене стали Александр Шуров и Николай Рыкунин.

В начале 70-х годов отношение официальных властей к творчеству советской эстрадной звезды претерпело странную трансформацию. Миансарову не выпускали на зарубежные гастроли, певицу не показывали по ТВ и прекратили издавать ее диски, она не выступала в Москве и Ленинграде. Произошла непонятная история с «Солнечной балладой» — фильмом-концертом, который почему-то оказался на полке. Зрители начали интересоваться кто по национальности Тамара Миансарова, предполагая, что все происходящее связано с ее желанием эмигрировать в Израиль, куда она совершенно не собиралась.


В это время певица поступила на работу в Донецкую филармонию и гастролировала по всему Советскому Союзу. С шахтерским краем Миансарову связывает двенадцать лет творческой жизни. Она объездила всю Донецкую область и часто давала концерты прямо на шахтах, за что ей присвоили звание Почетного гражданина Донецка.
В 1974 г. телевидение УССР сняло фильм-концерт с песнями Миансаровой. Ей аккомпанировал ансамбль п/у Е. Дергунова.
В 80-х у певицы наконец-то появилась возможность вернуться в столицу, но особой работы здесь у нее не было.
Только после того как в 1996 г. Миансаровой присвоили звание Народной артистки России ситуация немного изменилась. Стоит отметить, что в 1972 г. она стала Заслуженной артисткой УССР, а позже ей вручили орден «Знак Почета». Кроме того, в свое время Миансарова стала обладательницей таких орденов как «Три Слона» в Лаосе, «Дипломат Камбоджи» и «Дружба Народов».

В 90-х годах певица снова стала активно гастролировать. Ее с радостью встречали в самых разных уголках нашей страны. Она проводила творческие встречи и готовила новые концертные программы. Сын Миансаровой Андрей аранжировал ее популярные песни прошлых лет и выпустил компакт-диск. Певица неоднократно заседала в жюри всевозможных конкурсов. Два года она была председателем жюри на фестивале «Золотой шлягер». В качестве почетного гостя ее приглашали на Сопотский фестиваль. Также певица гастролировала в США.
Миансарова в статусе профессора занялась преподаванием в ГИТИсе. Также ее пригласили в молодежный дом творчества «На Таганке». Среди ее воспитанников стоит выделить Максима Сытника, Алику Смехову и Юлиана.
В этот же период ее зовут выступать в ретро-программы, где партнерами Миансаровой по сцене становятся Владимир Трошин, Ирина Бржевская и другие знаменитости 50-70-х годов.
На 2004 г. пришлась установка именной звезды певицы на столичной «Площади звезд». В феврале 2005 г. Миансарова спела на своем юбилейном концерте в КЗ «Россия».
Личная жизнь Тамары Миансаровой также была насыщенной. В качестве своего первого супруга она выбрала пианиста, будущего Заслуженного артиста России Эдуарда Миансарова. От этого мужчины у Тамары есть сын Андрей, который также стал музыкантом и играл на клавишных инструментах в легендарных «Самоцветах». С первым мужем она развелась в 1956 г.
Во второй раз свое сердце и любовь Тамара отдала музыканту Леониду Гарину, с которым прожила всего лишь шесть месяцев, так как в сентябре 1979 г. он трагически погиб.
Третьим супругом певицы стал ее концертный администратор Игорь Хлебников, от которого в 1971 г. появилась на свет дочь Тамары Миансаровой Катя, впоследствии ставшая поэтессой.
Концертный директор и музыкант Марк Фельдман – четвертый муж Тамары Миансаровой. С ним она прожила до конца своих дней.

  1. В свое время парфюмерная фабрика в Польше выпустила новые духи, названные в честь певицы «Тамара».
  2. В 80-х польское издание «Панорама» поставило певицу на четвертую строчку наиболее известных исполнителей за четверть века. Она оказалась в компании Шарля Азнавура, Карела Готта и Эдит Пиаф.
  3. Миансарова очень любила шить и вязать, а в свое время занималась выделкой меха на профессиональном уровне. Также всю жизнь она уделяла много свободного времени рисованию.
  4. В 2012 году на телевидении прошла передача, в которой сын певицы рассказал много неприятных вещей о своей матери и ее муже Марке Фельдмане. Миансарова не осталась в долгу и изложила свою версию событий. Она утверждала, что сын украл у нее деньги, машину и дачу.

Незадолго перед смертью Тамара пережила инфаркт, а также перенесла операционное вмешательство на шейке бедра. Последнее время певица сильно болела и практически не поднималась с постели. Причина смерти Тамары Миансаровой была констатирована врачами как сильное воспаление легких. Ее не стало 12 июля 2017 г. Певицу похоронили на Троекуровском кладбище.

Тамара Миансарова прожила интересную, порой очень трудную жизнь. На пике ее эстрадной карьеры певица была любима миллионами соотечественников, ее хорошо принимали и в других странах мира, где она успешно гастролировала в переполненных залах.
Миансарова была очень артистичной певицей, она не только красиво исполняла песни, но и внутренне переживала их, что выражалось на сцене в ее мимике и жестах. Каждая композиция певицы превращалась в мини-историю со своими тонкими лирическими отступлениями и радостными моментами.
Творческая биография Тамары Миансаровой была очень насыщенной. В золотой фонд отечественной песни навсегда войдут ее «Черный кот», «Топ-топ, топает малыш», «Летка Енка» и другие музыкальные композиции.