Тайная вечеря да винчи. Леонардо да Винчи “Тайная Вечеря”. Путеводитель по шедевру

Для многих искусствоведов и историков «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи - величайшее произведение. Эта фреска размерами 15 х 29 футов была создана между 1495-1497 годами. Художник выполнил ее на стене трапезной в миланском монастыре Санта-Мария дела Грацие. Еще в эпоху, когда жил сам Леонардо, данная работа считалась лучшей и самой знаменитой. По письменным свидетельствам, картина уже в первое двадцатилетие своего существования стала портиться. «Тайная вечере» да Винчи была написана на большим слоем яичной темперы. Под краской находился композиционный грубый набросок, начертанный красным. Заказчиком фрески был Лодовико Сфорца - миланский герцог.

«Тайная вечеря» - картина, на которой запечатлен момент объявления Иисусом Христом своим ученикам о том, что его предаст один из них. Предметом споров неоднократно становились личности апостолов, но судя по имеющимся на хранящейся в Лугано копии картины надписям, слева направо это: Варфоломей, младший Яков, Андрей, Иуда, Петр, Иоанн, Фома, старший Яков, Филипп, Матфей, Фаддей, Симон Зелот. Искусствоведы считают, что композицию нужно воспринимать как интерпретацию причащения, потому как обеими руками Христос указывает на стол с хлебом и вином.

В отличие от других подобных картин, «Тайная вечеря» показывает удивительное многообразие эмоций персонажей, вызванных сообщением Иисуса. Никакое иное творение, основанное на том же сюжете, не может даже близко сравниться с шедевром да Винчи. Какие же тайны в своем произведении зашифровал известный художник?

Авторы произведения «Открытие тамплиеров» Линн Пикнетт и Клайв Принс утверждают, что «Тайная вечеря» наполнена зашифрованными символами. Во-первых, справа от Иисуса (для зрителя слева), по их мнению, сидит вовсе не Иоанн, а какая-то женщина в одеянии, контрастирующем с одеждой Христа. Пространство меж ними напоминает букву «V», при этом сами фигуры формируют букву «M». Во-вторых, они считают, что рядом с изображением Петра на картине можно разглядеть некую руку со сжатым ножом, которую нельзя отнести ни к одному из персонажей. В-третьих, изображенный слева от Иисуса (для зрителя справа) Фома с поднятым пальцем обращается к Христу, а это, считают авторы, жест, характерный для Наконец, в-четвертых, есть гипотеза, согласно которой Фаддей, сидящий спиной к Иисусу, - это автопортрет самого да Винчи.

Разберемся по порядку. Действительно, если близко рассматривать картину, можно увидеть, что сидящий справа от Христа (для зрителя слева) персонаж обладает женственными чертами. А несут ли в себе какую-то символическую нагрузку образуемые контурами тел буквы «V» и «M»? Принс и Пикнетт утверждают, что такое размещение фигур содержит намек на то, что персонаж с женскими чертами - это Мария Магдалина, а совсем не Иоанн. При этом буква «V» символизирует женское начало. А «M» как раз и означает имя - Мария Магдалина.

Что касается лишенной тела руки, то при тщательном рассмотрении все же видно, что она принадлежит Петру, просто он ее вывернул, чем и объясняется необычное положение. По поводу Фомы, поднявшего вверх подобно Иоанну Крестителю, сказать особенно нечего. Споры на этот счет могут продолжаться долго, а соглашаться или нет с подобным предположением, решайте сами. как заметили Принс и Пикнетт, и правда обладает некоторыми сходствами с самим Леонардо да Винчи. Вообще, на многих картинах художника, посвященных Христу или Святому Семейству, можно увидеть одну и ту же деталь: хотя бы одна из фигур повернута к главному персонажу спиной.

«Тайная вечеря» не так давно подвергалась реставрации, что позволило узнать о ней много интересного. Но истинный смысл забытых символов и тайных посланий неясен до сих пор, поэтому рождаются все новые предположения и догадки. Кто знает, может быть, когда-то нам и удастся хоть немного узнать о замыслах великого мастера.

Да Винчи был по сути первым, кто« закатил пир», изображая известную евангельскую сцену. Чаще всего последнюю трапезу Христа живописали аскетичной, тем более что первоисточник не дает особых подробностей касательно набора яств. Вопреки предшественникам, помещавшим на картину главным образом необходимые для причастия хлеб и вино(в лучшем случае прибавляя к ним маленького ягненка), Леонардо накрыл целую поляну.

Одно из трех больших общих блюд в центре стола уже стоит пустым, за исключением ломтика фрукта(возможно, граната) на краю. Зато перед апостолом Андреем стоит блюдо, наполненное рыбинами. Появление рыбы не так неожиданно, поскольку она неоднократно упоминается в Евангелии, да и некоторые из апостолов сами трудились рыбаками до того, как их призвал Христос. К тому же рыба — один из древних символов самого Христа. По-гречески первые буквы слов Jesus Christos Theou Uios Soter (Иисус Христос — Божий Сын Спаситель) составляют слово ichthus — «рыба».

Последняя реставрация позволила разглядеть еще одно блюдо: нарезанного кусками угря, поданного с ломтиками апельсина. Во время написания« Тайной вечери» подобное лакомство могло украсить стол в самых знатных домах, и Росс Кинг выдвигает две версии, почему художник мог поместить столь нетрадиционное для сюжета Тайной вечери блюдо.

Согласно одной из них, поскольку картина была частью тщеславного плана Лодовико Сфорца, то, возможно, Леонардо хотел отобразить роскошные хлебосольные приемы своего покровителя. А второе предположение ссылается на рассказ писателя 15 века Джентиле Сермини, где именно блюдо из угрей с апельсинами выступает символом чревоугодия. В произведении высмеивается священник, который спешит поскорее окончить богослужение, чтобы попасть домой к ужину и отведать угря, приготовленного по особому рецепту.

Антиклерикальный дух рассказа был близок взглядам Леонардо. Но, с другой стороны, он написал изысканные яства на стене трапезной монастыря, члены ордена которого большую часть года могли принимать лишь хлеб и воду, а в остальное время — максимально простые блюда. Так что вполне возможно, что да Винчи все-таки не ставил цель издеваться над голодающей братией.

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи , пожалуй, входит в топ-3 самых загадочных и противоречивых работ знаменитого итальянца. Фреска, не являющаяся по сути таковой. Эксперимент длиной в три года. Благодатное поле для спекуляций о значении символов и подлинных личностях изображенных. Непосильный вызов для реставраторов. Все это - об одном из наиболее известных произведений искусства в мире.

Лиха беда начало: кто заказал Леонардо «Тайную вечерю»

В 1494 году герцогом Милана стал одиозный и честолюбивый Лодовико Сфорца. Несмотря на все амбиции и слабости, в той или иной мере присущие, надо сказать, почти всякому выдающемуся государственному деятелю, Лодовико немало послужил на благо своей вотчины и достиг значительных дипломатических успехов, добившись мирных отношений с Флоренцией, Венецией и Римом.

Немало внимания уделял он и развитию сельского хозяйства, промышленности, науки и культуры. Из живописцев он особо благоволил Леонардо да Винчи. Его кисти принадлежит портрет любовницы Лодовико и матери его сына Чечилии (Цецилии) Галлерани, более известный как «Дама с горностаем» . Предположительно, живописец увековечил и законную супругу герцога Беатриче д`Эсте , а также вторую его фаворитку и мать еще одного незаконнорожденного сына Лукрецию Кривелли .

Домовой церковью Лодовико была капелла при доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие, а его настоятель был близким другом герцога. Правитель Милана стал спонсором масштабной реконструкции церкви, которую видел будущим мавзолеем и памятником династии Сфорца. Тщеславные планы усугубились внезапной кончиной жены Беатриче и дочери Бьянки в 1497 году, спустя два года после того, как Леонардо начал работу над «Тайной вечерей».

В 1495 году, когда живописец получил заказ расписать одну из стен трапезной капеллы девятиметровой фреской с популярным евангельским сюжетом, повествующим о последней встрече Христа с апостолами, где он впервые явил своим ученикам таинство евхаристии, никто даже подозревать не мог, какая долгая и непростая судьба ее ждет.

Экспериментальное искусство Леонардо да Винчи

До того момента да Винчи не приходилось работать с фресками. Но разве это могло стать препятствием для человека, который из всех методов познания выбирал эмпирический, и никому не верил на слово, предпочитая все проверять на собственном опыте? Он действовал по принципу «мы не ищем легких путей», и в этом случае остался верен ему до конца.

Вместо того чтобы использовать старую добрую технику нанесения темперы на свежую штукатурку (собственно, и подарившую название фреске, произошедшей от итальянского fresco – «свежий»), Леонардо принялся экспериментировать. Предметом его опытов последовательно становились буквально все факторы и этапы, задействованные в создании фресок, начиная от возведения строительных лесов, для которых он пытался изобрести собственные механизмы, и заканчивая составом штукатурки и красок.

Во-первых, ему категорически не подходил метод работы по мокрой штукатурке, которая схватывалась довольно быстро и не позволяла вдумчиво работать над каждым фрагментом и бесконечно дорабатывать его, доводя до совершенства, как обычно писал свои картины Леонардо да Винчи. Во-вторых, традиционная яичная темпера не давала необходимую ему степень яркости красок, поскольку она несколько тускнела и меняла цвет при высыхании. А смешивание пигментов с маслом позволяло получать более выразительные и блестящие краски. Кроме того, можно было достигать разной плотности оттенков: от совсем густых и непрозрачных до тонких, светящихся. Это как нельзя лучше соответствовало любви да Винчи к созданию филигранных светотеневых эффектов и фирменному приему сфумато.

Но и это еще не все. Для того, чтобы сделать масляную эмульсию более приспособленной к требованиям настенной росписи, живописец решает добавить в нее яичный желток, получая таким образом доселе невиданный состав «масляная темпера». Как покажет время, в долгосрочной перспективе смелый эксперимент себя не оправдал.

Делу – время: долгая история создания «Тайной вечери»

По свидетельству современников, да Винчи подходил ко всем аспектам написания «Тайной вечери» с такой основательностью, что оно затягивалось до бесконечности, и это безмерно раздражало настоятеля монастыря. Во-первых, кому понравится состояние «хронического ремонта» в месте принятия пищи со всеми вытекающими отсюда нюансами (некоторые источники упоминают весьма неприятный запах авторского состава штукатурки от Леонардо).

Во-вторых, долгий процесс означал и соответствующее увеличение финансовых издержек на роспись, тем паче что трудилась над ней целая бригада. Объем только подготовительных работ по нанесению штукатурки, грунтовки и покрытия из свинцовых белил предполагает привлечение всех членов студии Леонардо.

Терпение настоятеля постепенно подходило к концу, и он жаловался герцогу на медлительность и лень художника. По легенде, приведенной Вазари в его «Жизнеописаниях», да Винчи в свое оправдание отвечал Лодовико, что ему не удается найти подходящего мерзавца на роль модели для Иуды. И что если лицо требуемой степени отвратительности так и не отыщется, он «всегда может воспользоваться головой этого настоятеля, столь назойливого и нескромного» .

Существует еще одна легенда о натурщике, позировавшим при написании Иуды. Настолько прекрасная, что, если ситуация далека от реальности, ее стоило бы выдумать. Художник будто бы искал своего Иуду среди самых отбросов общества, и в конце концов остановил свой выбор на распоследнем пропойце из сточной канавы. «Модель» едва держалась на ногах и мало что соображала, но, когда образ Иуды был готов, пьяница вгляделся в роспись и сообщил, что ему уже приходилось позировать для нее ранее.

Оказалось, что за три года до этих событий, когда он был юным и целомудренным певчим в церковном хоре, его заметил некий живописец и предложил ему роль натурщика для образа Христа. Выходит, одному и тому же человеку в разные периоды своей жизни довелось побывать как воплощением абсолютной чистоты и любви, так и прообразом наибольшего падения и предательства. Красивая притча о хрупких границах между добром и злом и том, как тяжело карабкаться вверх и легко катиться вниз.

Ускользающая красота: сколько Леонардо осталось в «Тайной вечере»?

Несмотря на все старания и эксперименты с составом краски, да Винчи все-таки не удалось произвести революцию в написании фресок. Обычно подразумевалось, что они делаются для того, чтобы радовать глаз многие века, а разрушение красочного слоя «Тайной вечери» началось еще при жизни живописца. И уже в середине XVI века Вазари упоминал, что «не видно ничего, кроме путаницы пятен» .

Многочисленные реставрации и попытки спасти роспись авторства легендарного итальянца только усугубляли потери. Британский искусствовед Кеннет Кларк в 30-х годах прошлого века исследовал подготовительные эскизы и ранние копии «Тайной вечери», выполненные художниками, принимавшими участив ее создании. Он сравнил их с тем, что осталось от фрески, и его выводы были неутешительны: «Преувеличенно гримасничающие лица, словно сошедшие со «Страшного суда» Микеланджело», принадлежали кисти немощного маньериста XVI века» .

Последняя и наиболее масштабная реставрация была окончена в 1999 году. Она заняла около двух десятков лет и потребовала вложения более 20 миллиардов лир. И немудрено: реставраторам предстояла работа тоньше ювелирной: требовалось удалить все слои ранних реставраций, при этом не повредив те крохи, что остались от первоначальной росписи. Руководитель реставрационных работ вспоминал, что с фреской обходились так, «словно она была настоящим инвалидом» .

Несмотря на голоса критиков о том, что в результате «Тайная вечеря» утратила «дух оригинала», сегодня она все-таки ближе к тому, что видели перед собой монахи монастыря Санта-Мария-делле-Грацие во время трапезы. Главный парадокс заключается в том, что одно из самых знаменитых и узнаваемых произведений искусства в мире содержит всего лишь не более чем 20 процентов от оригинала.

По сути, сейчас это воплощение коллективной интерпретации замысла Леонардо да Винчи, полученной путем кропотливых исследований и анализа всей доступной информации. Но, как это часто и густо бывает в художественном мире, тяжелая судьба экспоната только добавляет ему очков и ценности (вспомним историю с похищением и обретением давинчиевской же Джоконды, выведшую ее в абсолютный топ масскульта).

Евангелие от Иоанна, 15:12

Накануне крестных страданий и смерти Господь Иисус Христос совершил с учениками Свою последнюю трапезу - Тайную Вечерю.

В Иерусалиме, в Сионской горнице, Спаситель с апостолами праздновали ветхозаветную иудейскую пасху, установленную в память о чудесном избавлении еврейского народа от египетского рабства.

По ветхозаветной традиции, в этот день полагалось заколоть и съесть пасхального . Агнец был прообразом воплотившегося Сына Божьего, закланного на Кресте за грехи всего мира.


По обычаям того времени допускалось, чтобы иудеи из отдалённых мест Палестины могли заколоть агнца и совершить пасхальную трапезу на день раньше. Тайная вечеря была совершена Христом в четверг вечером, накануне всеобщего празднования ветхозаветной пасхи.
Во время Своей последней трапезы с учениками Христос таинственно и непостижимо преподал апостолам Свои Пречистые Тело и Кровь, даруя им Самого Себя как залог будущего воскресения и вечной жизни. Господь совершил первое в истории Церкви Таинство Причащения, или Евхаристии.

Накануне Тайной Вечери Христос послал в Иерусалим двух учеников приготовить горницу - место для совершения пасхальной трапезы. Спаситель сказал, что по дороге они встретят человека, несущего кувшин воды. Апостолы должны последовать за ним до дома, в какой он направляется, и хозяину того дома сказать: " ".
Всё случилось так, как говорил Господь. Хозяин дома предоставил апостолам горницу, и они приготовили там пасху.

Евангелист Иоанн начинает повествование о Тайной Вечери трогательными словами: " ". В этих словах явлены и Божественность, и человечность Христа. Как Бог Он знает о приближении часа Своих страданий и добровольно идёт им навстречу. Как человек он грустит о предстоящей разлуке с учениками, и Свою любовь к ним в полноте выражает во время Тайной Вечери.

Эта любовь особенно проявилась в том, что Господь собственноручно исполнил обычай, который существовал у иудеев. Перед вечерей полагалось умывать ноги. Это обычно делал слуга, обходя всех гостей с умывальницей и полотенцем.

Но ученики уже возлегли для трапезы. Никто из них не исполнил эту службу для Спасителя и своих братьев. Они даже стали спорить о том, кто из них должен почитаться большим.

Видя это, Господь Иисус Христос Сам явил пример бесконечного смирения и любви. Он снял с Себя верхнюю одежду, взял сосуд с водой и стал умывать ноги ученикам и отирать их полотенцем.

По словам святого Феофилакта Болгарского, Господь желал научить апостолов тому глубокому смирению, которым было исполнено всё Его земное служение. Будучи Всемогущим Творцом и Владыкой Вселенной, во имя любви и единства Господь снизошёл до обязанностей раба.

Он прошёл этот путь до конца и взошёл на Крест. Мало кто из живущих в то время людей поверит в то, что поруганный и распятый человек - Всемогущий Бог. Но уже накануне этих событий Господь готовит учеников к испытанию их веры, показывая Своим примером, что сила Божия заключается, прежде всего, в жертвенной любви и служении ближнему. Закончив умовение ног, Господь, как пишут евангелисты, " ". Готовясь дать ученикам последние прощальные наставления и совершить великое Таинство, Он скорбел о том, что в эти торжественные минуты среди них находится предатель. " ", - произнёс Спаситель.

Апостол Иоанн, любимый ученик Христа, возлежавший на пасхальной трапезе рядом с Ним, тихо спросил: " " В ответ последовало: " ". И, обмакнув кусок хлеба в солило (особый соус из фиников и смокв), Христос подал его Иуде.
Обычно на пасхальной вечери куски хлеба раздавал глава семьи - в знак особого благоволения. Поступая так, Христос хотел пробудить в Иуде чувство раскаяния. Но произошло обратное. Как свидетельствует евангелист Иоанн, " ".

Причастив апостолов, Господь дал заповедь всегда совершать это Таинство: " ". Отныне и до конца времён христианская Церковь за каждой Божественной литургией совершает Таинство Евхаристии - величайшее таинство соединения верующих со Христом. Каждый раз, приходя на Литургию, мы оказываемся на Тайной Вечери, где Господь преподаёт нам Свои Тело и Кровь. Причащаясь Его Святых Таин, мы приобщаемся Божественной любви, приобщаемся Самого Божества…

Художник, ученый, писатель, инженер, архитектор, изобретатель и гуманист, настоящий человек эпохи Возрождения, Леонардо недалеко от итальянского городка Винчи, в 1452 году. Почти 20 лет (с 1482 по 1499 год) он «работал» на герцога Миланского, Людовика Сфорца. Именно в этот период его жизни была написана «Тайная Вечеря». Умер да Винчи в 1519 году во Франции, куда был приглашен королем Франциском I.

Новаторство композиции

Сюжет картины «Тайная вечеря» не раз был использован в живописи. Согласно Евангелию, во время последней совместной трапезы Иисус «истинно , что один из Вас предаст меня». Художники обычно изображали апостолов в этот момент собравшимися вокруг круглого или квадратного стола, но Леонардо хотел показать не только Иисуса как центральную фигуру, он хотел изобразить реакцию всех присутствующих на фразу Учителя. Поэтому им была выбрана линейная композиция, позволяющая изобразить все персонажи в фас или в профиль. В традиционной до Леонардо иконописи также было принято изображать Иисуса, преломляющего хлеб с Иудой, и Иоанна, прильнувшего к груди Христа. Такой композицией художники пытались подчеркнуть идею предательства и искупления. Да Винчи нарушил и этот канон.
В традиционной манере были написаны полотна с изображением Тайной Вечери Джотто, Дуччо и Сассетта.

Центром композиции Леонардо делает Иисуса Христа. Доминирующее положение Иисуса подчеркнуто пустующим пространством вокруг него, окнами за его спиной, предметы перед Христом упорядочены, тогда как на столе перед апостолами царит хаос. Апостолы распределены художником на «тройки». Варфоломей, Иаков и Андрей сидят слева, Андрей вскинул руки в жесте, означающем отрицание. Далее следуют Иуда, Петр и Иоанн. Лицо Иуды скрыто в тени, в руках его холщовый мешок. Женственность фигуры и лица Иоанна, потерявшего сознание от новости, позволила многочисленным интерпретаторам предположить, что это Мария Магдалина, а не апостол. За Иисусом сидят Фома, Иаков и Филипп, они все обращены к Иисусу и как бы ожидают от него разъяснений, последняя группа – Матфей, Фаддей и Симон.

На сходстве апостола Иоанна с женщиной во многом базируется сюжет произведения «Код да Винчи» Дэна Брауна.

Легенда об Иуде

Для того, чтобы точно написать эмоции, охватившие апостолов, Леонардо делал не только многочисленные наброски, но и тщательно подбирал натурщиков. Картина, размером 460 на 880 сантиметров, писалась в течение трех лет, с 1495 по 1498 год. Первой была выписана фигура Христа, для которой, согласно легенде, позировал молодой певчий с одухотворенным ликом. Последним должен был быть написан Иуда. Да Винчи долго не мог найти человека, чье лицо несло бы соответствующую печать порока, пока удача не улыбнулась ему и он, в одной из тюрем, не встретил достаточно молодого, но опустившегося и на вид крайне развращенного человека. После того как он закончил с него Иуду, натурщик :
- Мастер, неужели вы не помните меня? Несколько лет назад вы писали с меня Христа для этой фрески.
Серьезные искусствоведы опровергают правдивость этой легенды.

Сухая штукатурка и реставрации

До Леонардо да Винчи все художники писали фрески по мокрой штукатурке. Важно было успеть закончить роспись до того, как она высохнет. Поскольку Леонардо хотел тщательно и кропотливо выписать малейшие детали, а также эмоции персонажей, он решил написать «Тайную Вечерю» по сухой штукатурке. Сначала он покрыл стену слоем смолы и мастики, затем мелом и темперой. Метод не оправдал себя, хотя и позволил художнику работать с нужной ему степенью детализации. Не прошло и нескольких десятков лет, как краска начала осыпаться. О первых серьезных повреждения писали уже в 1517 году. В 1556 знаменитый историк живописи Джорджо Вазари утверждал, что фреска испорчена.

В 1652 картина была варварски повреждена , проделавшими в нижней части по центру фрески дверной проем. Только благодаря сделанной до этого неизвестным художником копии картины сейчас можно увидеть не только первоначальные детали, утраченные из-за разрушения штукатурки, но и уничтоженную часть. С 18 века предпринимались многочисленные попытки сохранить и отреставрировать великое произведение, но все они не шли на пользу картине. Яркий пример тому – занавес, которым фреску закрыли в 1668 году. Он заставлял скапливаться на стене влагу, что привело к тому, что краска стала еще больше шелушится. В 20 веке на помощь творению были брошены все самые современные достижения науки. С 1978 по 1999 год картина была закрыта для просмотра и над ней работали реставраторы, пытавшиеся максимально уменьшить урон, нанесенный грязью, временем, усилиями прошлых «хранителей» и стабилизировать роспись от дальнейшего разрушения. С этой целью трапезная была максимально загерметезирована, в ней поддерживается искусственная среда. С 1999 года к «Тайной вечере» пускают посетителей, но только по предварительной записи на срок не более 15 минут.