Сюжеты и герои музыкальной формы презентация. Презентация на тему "«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы". Музыкальный материал урока

Героика - важная тема в творчестве многих отечественных и зарубежных композиторов. Можно сказать, что наряду с любовной темой, героическая тема является наиболее распросраненной в музыке. Для любого сюжетного музыкального произведения характерно наличие героя (и часто антигероя), а следовательно, перед автором стоит задача по созданию его художественного образа.

Героические образы очень характерны для , композитор создает их, опираясь на мотивы патриотизма, жертвы за Родину, воинского и человеческого подвига. И поскольку история любой страны не испытывает недостатка в герях, основной пласт национальной музыкальной культуры посвящен именно им.

Героическая тема всегда привлекала внимание русских композиторов, в творчестве некоторых из них она стала основной. Свержение монголо-татарского ига, Отечественная война 1812 года , Революция 1917 года , Гражданская и Великая Отечественная войны оставили неизгладимый след в русской музыке, каждое из этих событий имеет своих героев. Многие из этих героев, вернее их образов, нашли воплощение в произведениях отечественных авторов. Зарубежные композиторы также посвятили немало произведений героям, сражавшимся за свое отечество.

Из образов русских героев, особенно любимых в музыкальном искусстве, можно назвать: князя Игоря Бородина, Ивана Сусанина Глинки, Александра Невского и Кутузова из опер Прокофьева. Во многих музыкальных произведениях выведен собирательный героический образ русского народа, например, в операх «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского.

В творчестве зарубежных композиторов также выведено множество героических образов, к героике в разное время обращались Бетховен, Моцарт , Лист .

Глинка был первым русским композитором, написавшим оперу, он жил в сложный исторический период - во время Отечественной войны 1812 г. Эта борьба русского народа не на жизнь а на смерть, желание во что бы то ни стало защитить свое отечество, вдохновила Глинку на написание оперы «Иван Сусанин».

История самого Ивана Сусанина перекликается с реалиями войны с Наполеоном , в эпоху которой жил и творил композитор. Как следует из легенды (некоторые историки убеждены, что на самом деле подвиг Сусанина вымышлен), Сусанин, не побоявшись за свою жизнь, завел в лес отряд польских интервентов, где они и сгинули. Вместе с врагами погиб и сам Сусанин. В своей опере Глинка рисует многомерный образ героя, коим и предстает перед нами крепостной крестьянин Иван Сусанин. Характерной приметой этого образа служит колокольный звон, который сопровождает его арию. Звон символизирует победу народа над иноземными захватчиками, именно колокола на Руси созывали народ на совет и сообщали о знаменательных событиях. Так Глинка связал образ героя с образом колокольного набата.

Чувство городости, возникающее при прослушивании оперы Глинки, несомненно, было авторской задумкой. Для этого композитор использовал всю богатую палитру музыкальных выразительных средств и, в частности, мелодии похожие на народные песни. Перед смертью Сусанин поет о том, что ему страшно умирать, но он не видит другого выхода, кроме как погибнуть за Родину, но не уступить ее врагу. Даже ценой страшных мучений (враги пытают его, чтобы он указал им путь из чащи) Сусанин не предает своих.

В опере «Иван Сусанин» Глинка создал и героический образ народа, который исполняет партию хора и как бы подтверждает слова главного героя, который, не боясь смерти, готов отдать жизнь за спасение Родины. Весь русский народ прославляет подвиг Сусанина и сам, не колеблясь, пойдет на смерть, во имя жизни.


В основу сюжета оперы Бородина «Князь Игорь» положена история борьбы древнерусских князей с кочевниками-половцами. Сама история была описана в «Слове о полку Игоревом », которым пользовался композитор при написании своего произведения. В опере Бородина, как и в опере Глинки, большое внимание уделено народным мотивам, особенно в хоровых партиях. Князь Игорь - подлинный герой, он горячо любит свою родину - Русь и готов огнем и мечом оборонять ее от врагов.

Опера «Князь Игорь» представляет собою величественную народную эпопею, правдиво воссоздающую в обобщенных, ярких и жизненно-убедительных образах один из трагических периодов прошлого русского народа в его борьбе за единство и национальную независимость. В героической концепции оперы, в ее главных музыкальных образах Бородин воплотил наиболее типичные черты национального характера и душевного склада русского народа: беззаветную любовь и преданность Родине, моральную стойкость и героическую сплоченность в борьбе с врагом, сопротивление деспотизму, насилию и произволу.

В операх «Хованщина» и «Борис Годунов» их автор - М. Мусоргский рисует героический образ народа.

Работа над «Хованщиной» продолжалась до последних дней жизни композитора, можно сказать она была делом всей его жизни.

В центре оперы «Хованщина» - идея трагического столкновения старой и новой Руси, исчезновение старого уклада и победа нового. Содержание составляют подлинные исторические события конца XVII века, борьба реакционной феодальной знати во главе с князем Хованским против партии Петра I . Сюжет дан в сложном, многоплановом развитии, показаны различные социальные группы - стрельцы, раскольники, крестьяне («пришлый люд»), грубый крепостник-феодал Хованский и «полуевропеец-полуазиат» Василий Голицын. В опере далеко не все соответствует фактическим событиям, но с поражающей глубиной дана драма русского народа, показана его духовная сила и его стойкость. В «Хованщине» Мусоргский создал образы русских людей (Досифей, Марфа), поражающие величием души.

В центре действия «Хованщины» находится народ. Особенностью этой оперы Мусоргского является то, что автор показывает народ не как единое целое, но выделяет различные социальные группы, которые и получают особую музыкальную обрисовку, причем характеристика каждой группы дана в развитии. Так, характеристика стрельцов резко отличается от характеристики раскольников; особо стоит группа «пришлых людей», крестьян; иные черты подчеркивает Мусоргский, изображая крепостных Хованского. Различные характеристики даются отдельным группам при помощи различных песенных жанров и различных характеров песен. Хоры буйных стрельцов построены на интонациях молодецких, плясовых песен с энергичными, плясовыми ритмами; в песне «про Сплетню» отразились черты городского частушечного фольклора . Контраст представляют молитвенные хоры стрельцов и хоры стрелецких жен в сцене «шествия на казнь» - где основой служат народные плачи, вопли, причитания. Хоры раскольников звучат архаично, в них сочетаются черты народнопесенного склада с суровостью знаменного распева (хор «Победихом», в котором переработана мелодия народной песни «Стой, мой милый хоровод»); в V действии («В скиту») в музыке широко использованы старинные раскольничьи молитвы и песнопения. Хоры «пришлого люда» и крепостных девушек используют непосредственно крестьянскую песню - лирическую, протяжную, величавую.

Героическая тема находит отражение и в творчестве С. Прокофьева. Можно сказать, что вся, написанная им музыка буквально пропитана героикой. Большинство произведений композитора создано с использованием исторических сюжетов, а там, где история, там и герои. Особенно ярко образы героев проявляются в его знаменитой опере «Война и мир», написанной по мотивам одноименного романа-эпопеи Л. Толстого . С особой тщательностью композитор прорабатывает образ Кутузова, вынужденного оставить Москву на разграбление врагу, и собирательный образ русского солдата, воюющего за свою Отчизну.

Замысел оперы «Война и мир» возник у Прокофьева весной 1941 года. Начало Великой Отечественной войны сделало эту тему особенно близкой и актуальной. Композитор писал: «...Уже тогда приняли ясные формы бродившие у меня мысли написать оперу на сюжет романа Толстого «Война и мир». Как-то по-особому близки стали страницы, повествующие о борьбе русского народа с полчищами Наполеона в 1812 году и об изгнании наполеоновской армии с русской земли. Ясно было, что именно эти страницы должны лечь в основу оперы» .

Стойкость русского характера, который выдержал, не сломался перед лицом суровых испытаний, выпавших на его долю в тяжелые годы вражеского нашествия, показана в опере в сценах на поле брани, народных образах (солдат, ополченцов, жителей Москвы, партизан) и в образах отдельных героев. Особенно выделяется величавая фигура полководца - фельдмаршала Кутузова, музыкальная характеристика которого складывается из неторопливых, разделенных паузами фраз, речитативов, его основной темы и завершающей образ арии-монолога. В опере Прокофьева сконцентрированы два начала, обобщенно выраженные в теме войны, народного бедствия, и в теме Москвы - Родины. Первая тема, с ее настойчивым резким звучанием трубы и валторн на фоне остинато трубы и фаготов, образует симфоническое вступление. Эта грозная и тревожная «заставка» играет важную драматургическую роль, звучит как набат, возвещая о смертельной опасности, нависшей над Москвой и Россией. Вторая тема - символ бессмертия Родины - звучит в арии Кутузова. Величавый, структурно завершенный монолог Кутузова - кульминация 10-й картины. Эта ария, написанная в сложной трехчастной форме с декламационным вступлением и средней частью, выделяется как могучая вершина над «текучей» речитативной музыкой предшествующих диалогов участников военного совета. Она создана по принципу эпической портретной характеристики русского героя в операх Глинки и Бородина, о которых говорилось выше. Помыслы и чувства Кутузова обращены к судьбе Москвы и Отчизны.

Из зарубежных композиторов стоит выделить Бетховена, написавшего знаменитую увертюру «Кориолан». Кориолан был римским полководцем и жил в I веке до нашей эры. Имя Кориолан ему было дано в честь завоевания им города вольсков Кориолы. Бетховен написал свою музыку для постановки пьесы Коллина. В увертюре композитор рисует психологический «портрет» Кориолана, показывает трагический конфликт его души. Согласно Бетховену именно большое несчастье позволяет человеку стать мужественным, что мы и наблюдаем в «Криолане». Вся увертюра - внутренний монолог героя, становление его героического образа.

Подводя итог вышесказанному заметим, что русские композиторы в своем творчестве часто обращались к героико-патриотической теме, поскольку она была актуальна во все времена. Главное, что героические образы, созданные в музыке, отражают идею защиты Родины, прославляют мирную жизнь и показывают, что герои только обороняют Отчизну от врага, но никогда не нападают. Герой вообще несет людям только добро, защищает и оберегает их и сам по себе принадлежит к народной среде. Таков Иван Сусанин, образ которого нарисован в опере Глинки, таков народ из «Хованщины» Мусоргского, таков Кутузов Прокофьева, вынужденный сдать столицу врагу, во имя спасения всей страны.

Необходимым условием значительности воплощаемых композитором героических образов является историзм авторского мышления. В героических музыкальных произведениях прослеживается связь времен от искорки народного духа, вспыхнувшей в далеком прошлом, утверждавшей необходимость борьбы за себя, свой род, свою нацию, до самоотверженной борьбы за освобождение народов Европы от фашизма в Великой Отечественной войне, за всеобщий мир на Земле для всех народов - в наше время. Появление каждого сочинения - оперы, симфонии, кантаты - всегда обусловлено потребностями своей эпохи. Или как говорят, у каждой эпохи свой герой. Но важно то, что совсем без героев ни одна эпоха существовать не может.

Слайд 2

Что же такое - форма в музыке?

Музыкальной формой принято называть композицию, то есть особенности построения музыкального произведения: соотношение и способы развития музыкально-тематического материала, соотношение и чередование тональностей.

Слайд 3

куплетная форма

То, что поет один - солист, -это запев песни. Обращали вы когда-нибудь внимание на то, как сложена песня? Особенно такая песня, которую можно петь многим вместе -- на демонстрации, в походе или вечером у пионерского костра. Она словно делится на две части, которые потом несколько раз повторяются. Эти две части - запевили, иначе, куплет(французское слово couplet означает строфа) и припев, по-другому называемый рефреном(это слово тоже французское -- refrain).

Слайд 4

В хоровых песнях часто запев исполняется одним только певцом, а хор подхватывает припев. Состоит песня не из одного, а как правило, из нескольких куплетов. Музыка в них обычно не меняется или изменяется очень немного, а вот слова каждый раз другие. Припев же всегда остается неизменным и по тексту, и по музыке. Вспомните любую пионерскую песню или какую-нибудь из тех, что вы поете, выступая летом в поход, и проверьте сами, как она построена. Форма, в которой пишется подавляющее большинство песен, называется поэтому куплетной формой.

Слайд 5

ШКОЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ Слова: Константин ИбряевМузыка: Георгий Струве И в сентябрьский день погожий, И когда метёт февраль, Школа, школа, ты похожа На корабль, бегущий вдаль. Припев: Сейчас наша вахта у школьной доски, Так значит, немножко мы все моряки. Нам жажда открытий знакома, Дороги у нас далеки. 2Каждый год мы входим вместе В новый класс, как в новый порт. И свои мечты и песни, Как всегда берём на борт. Припев. Сейчас наша вахта у школьной доски, Так значит, немножко мы все моряки. Нам жажда открытий знакома, Дороги у нас далеки. 3По следам героев Грина, По страницам добрых книг Нам под парусом незримым Плыть с друзьями напрямик. Припев. Сейчас наша вахта у школьной доски, Так значит, немножко мы все моряки. Нам жажда открытий знакома, Дороги у нас далеки. 4Моряками ли мы станем, Звездолёт ли поведём - Никогда мы не оставим Человека за бортом. Припев. Сейчас наша вахта у школьной доски, Так значит, немножко мы все моряки. Нам жажда открытий знакома, Дороги у нас далеки.

Слайд 6

старинная форма рондо

Основаны они на двух (или -- в рондо -- нескольких) различных тематических материалах. Форма в таких случаях строится на сопоставлении, развитии, а иногда и столкновении этих часто контрастных, а порою даже конфликтных тем.

Слайд 7

трехчастная форма

Трехчастная строится по схеме, которую принято изображать буквами так: АВА. Это означает, что начальный эпизод в конце, после контрастного ему среднего эпизода, повторяется. В этой форме пишутся средние части симфоний и сонат, части сюит, различные инструментальные пьесы, например, многие ноктюрны, прелюдии и мазурки Шопена, песни без слов Мендельсона, романсы русских и зарубежных композиторов.

Слайд 8

двухчастная форма

Двухчастная форма распространена меньше, так как имеет оттенок незавершенности, сопоставления, словно бы «без вывода», без итога. Схема ее: АВ. Существуют и музыкальные формы, основанные на одной только теме. Это, прежде всего, вариации, которые точнее можно назвать темой с вариациями (вариациям тоже посвящен отдельный рассказ в этой книжке). Кроме того, на одной теме построены многие формы полифонической музыки, такие как фуга, канон, инвенция, чакона и пассакалья.

Слайд 9

свободная форма

то есть композиция, не связанная с установившимися типовыми музыкальными формами. Чаще всего композиторы обращаются к свободной форме при создании программных произведений, а также при сочинении всевозможных фантазий и попурри на заимствованные темы. Правда, часто и в свободных формах присутствуют черты трехчастности -- наиболее распространенной из всех музыкальных построений. Не случайно и самая сложная, высшая из всех музыкальных форм -- сонатная -- в основе своей также трехчастна. Ее главные разделы -- экспозиция, разработка и реприза -- образуют сложную трехчастность -- симметричное и логически завершенное построение.

Слайд 10

Посмотреть все слайды

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ПЕНЖИНСКАЯ ДШИ

СЦЕНАРИЙ БЕСЕДЫ
«ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ГЕРОИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ КОМПОЗИТОРОВ – КЛАССИКОВ»

для учащихся общеобразовательной школы

Составитель: Селезнева Т. И.,

преподаватель фортепиано и музыкально-

теоретических дисциплин ПДШИ

с. Каменское

2016г.

Сценарий беседы

«Литературные и музыкальные герои в произведениях композиторов-классиков»

Добрый день наши дорогие зрители. Добро пожаловать в мир музыки и литературы. Встреча с прекрасным – это всегда праздник. По традиции в канун Нового года мы приглашаем учащихся общеобразовательной школы на концерты, которые подготовили учащиеся фортепианного отделения. Темы бесед очень разнообразны, произведения представляют разные стили и направления в музыкальном искусстве. Сегодня мы решили провести наше мероприятие совместно с учащимися 4 класса.

Юные музыканты подготовили небольшую концертную программу, сделали презентации по композиторам, а учащиеся общеобразовательной школы познакомят нас с героями литературных произведений, зачитают поэтические отрывки. Чтобы мероприятие прошло интересней, мы включили в нашу программу викторины, тесты, просмотр и прослушивание отрывков из музыкальных произведений.

Любое произведение имеет содержание и образ, раскрывает какую-то тему.

Тема может быть героическая, патриотическая, лирическая, сказочная.

Давайте приведем примеры литературных и музыкальных произведений на героические, сказочные, лирико - драматические, лирико-психологические, бытовые сюжеты. (Дети перечисляют)

Каждое произведение имеет характер, настроение, образ.

В стихотворении мы можем представить картину природы, образ человека (грустного или веселого, смелого или трусливого и т. д). Если в литературном произведении поэт или писатель передает настроение с помощью слов, то в музыке, содержание раскрывается благодаря звукам, нотам.

Открывает нашу программу Еременко Дмитрий, он исполнит два разнохарактерных произведения, прослушав их, определите, пожалуйста, характер, настроение, придумайте название к музыкальному образу.

Звучит «Этюд» и «Сонатина» (Еременко Дмитрий)

В репертуаре наших музыкантов есть произведения, которые отличаются по стилю и направлению. Давайте вспомним, какие музыкальные направления в музыке и литературе встречаются, что отличает произведения классические от современных. (Стиль барокко, классический, романтический, импрессионизм).

Звучит «Этюд» и «Самба» (Дейнега Полина)

Произведения музыкальные, как и литературные, имеют свой жанр. В литературе это рассказ, повесть, стихотворение, былина, повесть, роман, басня. К музыкальным жанрам относятся: опера, балет, концерт для какого – то инструмента, оперетта, мьюзикл, симфонические произведения.

Каждый жанр подразделяется на определенные виды: вокальный, танцевальный, инструментальный.

Звучит «Вальс» в исполнении Васиной Елизаветы. Это инструментальная пьеса, имеет характерные черты танца вальса. Назовите особенности этого танца. (Размер три четверти, характер грациозный, относиться к бальным танцам).

Многие композиторы, прежде чем написать произведение, обращаются к литературному источнику. Давайте вспомним, какие вы читали сказки, какой ваш любимый сказочный герой.

Дети перечисляют произведения и авторов.

Учитель. Теперь юные музыканты нам перечислят произведения, которые написаны на сказочные сюжеты.

Дети перечисляют музыкальные произведения.

Учитель. Я предлагаю вам провести видео игру: определить героя по костюму.

(Показ видео файлов)

Ребята вы хорошо знаете литературных и музыкальных героев, вам известно, что для постановки музыкального спектакля нужна музыка и литературный образ, сюжет. Чтобы посмотреть спектакль, я предлагаю отправиться в музыкальный театр. Из чего же состоит театр?

Дети. Театр состоит из сцены, зрительного зала, ложи, балконов, занавеса, осветительных приборов, оркестровой ямы, трюмов, колосников и т. д.

А какой музыкальный спектакль мы с вами смотрели?

Дети. Мы смотрели «Золушку», «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта».

Учитель. Как называется спектакль, в котором артисты ничего не говорят, только танцуют и пользуются жестами.

Дети. Такой спектакль называется балетом (от слова балло – «танцевать»)

Учитель. Назовите составные части балета.

Дети. Па-де-де, па- де – труа, дивертисмент, заключительная сцена - апофеоз.

Сегодня на нашей встрече будут звучать произведения разных музыкальных жанров, одним из которых является балет. Балет имеет сказочный сюжет. Это «Спящая красавица» П. И. Чайковского. Представит этого композитора Еременко Дмитрий

Ученик. Рассказывает биографию композитора, показывает презентацию

Просмотр презентации.

Учитель. Содержание музыки Чайковского охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта, в ней по – новому раскрываются произведения русской и мировой литературы – А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, У. Шекспира и Данте. Давайте перечислим эти произведения.

Дети. Опера «Евгений Онегин», « Пиковая дама», увертюра – фантазия « Ромео и Джульетта», «Гамлет». На сказочные сюжеты написаны балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица».

Учитель. А кто написал сказку?

Дети. Французский писатель Ш. Перро.

Учитель. Давайте вспомним содержание сказки, главных действующих лиц.

Ученик. Пересказывает содержание сказки.

Учитель. Чем заканчивается балет? (Победой добра над злом, жизни над смертью)

Учитель. Предлагаю вам посмотреть отрывок из балета « Спящая красавица»

Учитель. А сейчас, чтобы перейти к следующему произведению, предлагаю провести игру. Дети делятся на две группы, задают по очереди вопросы друг другу, побеждает тот, кто назовет больше правильных ответов.

Вопросы - подсказки.

    Именем какого героя названа опера Римского – Корсакова? (Садко)

    Как звали морскую царевну? (Волхова)

    Какая былина легла в основу сюжета оперы «Садко»(Былина о Садко, торговом госте и гусляре, выигравшем заклад у богатых новгородских купцов)

    Кем был отец Волховы? (Морской царь)

    Инструмент, на котором играл Садко? (Гусли)

    В кого превращается стая лебедей? (В прекрасных девушек)

    На берегу какого озера пел свою песню Садко? (Озеро Ильмень)

Учитель. Ребята вы хорошо помните героев былины. А что вы знаете о композиторе Римском – Корсакове и опере, давайте вспомним ее составные части.

Ученик. Рассказывает биографию Римского – Корсакова.

Дети. Отвечают составляющие оперы. Опера (по – латыни опус) – значит деяние, труд, сочинение. Относится к вокальному жанру, включает 4 действия.

В ней есть увертюра, интродукция, эпилог, ария, ариетта, ариоза, дивертисмент и т. д.

Учитель. Кто нам расскажет содержание этой былины?

Дети. Читают отрывки из произведения.

Учитель. Давайте послушаем отрывок из оперы « Садко».

Учитель. На уроках по литературе вы учите наизусть отрывки из произведений. Сейчас Еременко Дмитрий исполнит нам отрывок, а вы определите автора и назовете произведение.

Ученик. Читает отрывок из сказки Пушкина « сказка о царе Салтане» (Еременко Д) Дети определяют литературное и музыкальное произведение.

Учитель. Мы уже говорили, что композитор сочиняет музыку, писатель пишет либретто, а исполняет музыку симфонический оркестр.

Мы устроим небольшое состязание. Каждому из предложенных букв надо составить название инструментов, выбрать из них инструменты симфонического оркестра и народного.

Проводится игра « Создай оркестр».

Учитель. Ребята хотелось, чтобы вы назвали имя еще одного русского композитора, в творчестве которого очень много романсов, написанных на стихи А. С.Пушкина « Я помню чудное мгновенье», «Ночной зефир», «В крови горит огонь желанья», « Я здесь, Инезилья»; Е. Баратынского «Не искушай»; Н. Кукольника «Жаворонок», « Попутная», « Сомнение»; Жуковского « Ночной смотр». В творчестве этого композитора есть и опера, написанная по поэме Пушкина. Назовите ее и главных действующих героев, к какому жанру относится.

Дети. Это опера « Руслан и Людмила», жанр сказочный.

Учитель. Я хочу предложить вашему вниманию музыкальную викторину. На экране будут звучать отрывки из музыкальных произведений, а вы должны определить название и композитора произведения, и определить фрагмент из оперы « Руслан и Людмила».

Прослушиваются темы в видео и аудио записи.

В нашей беседе мы говорили с вами об опере, балете. Я бы хотела познакомить вас с симфоническими произведениями, но не большими симфониями, а маленькими миниатюрами, музыкальными картинками. Почему именно для оркестра, потому что в оркестре много инструментов, значит,проще изобразить картинку. В музыке небольшое произведение называется миниатюрой. Приставка « мини» обозначает «мало». В русской музыке мастером таких симфонических миниатюр был Анатолий Константинович Лядов. (1855 – 1914).

Симфонические картины называются « Кикимора», «Волшебное озеро», « Баба Яга».

В музыкальной «сказочной картинке» А. К. Лядов изобразил не только «портрет» Кикиморы, но и ее зловредный характер. « Кикимора(шишимора, маара) – злой дух, малютка – неведимка женского пола, живущая в доме за печкой и занимающаяся прядением и тканием». Характер Кикиморы замечательно изображен в сказке А. Н. Толстого.. Музыкальному произведению « Кикимора» предпослана такая программа, взятая в виде отрывка из сборника И. Сахарова « Сказания русского народа».

Ученик. Зачитывает описание Кикиморы.

Учитель. Давайте послушаем произведение.

Прослушивается произведение « Кикимора»

Учитель. Предлагаю вам провести тест –игру.

Проводиться тест - игра.

Заключение

На нашей встрече вы все узнали много нового, открыли для себя композиторов и поэтов, о которых вы раньше, может быть, и слышали, но как их творчество взаимосвязано, знали не очень хорошо. Теперь, читая или слушая произведения, вы будете обращать внимание на литературный источник, и вспоминать о композиторе, который написал оперу или балет на данный сюжет.

1 слайд

2 слайд

Музыкальной формой принято называть композицию, то есть особенности построения музыкального произведения: соотношение и способы развития музыкально-тематического материала, соотношение и чередование тональностей.

3 слайд

То, что поет один - солист, - это запев песни. Обращали вы когда-нибудь внимание на то, как сложена песня? Особенно такая песня, которую можно петь многим вместе -- на демонстрации, в походе или вечером у пионерского костра. Она словно делится на две части, которые потом несколько раз повторяются. Эти две части - запев или, иначе, куплет (французское слово couplet означает строфа) и припев, по-другому называемый рефреном (это слово тоже французское -- refrain).

4 слайд

В хоровых песнях часто запев исполняется одним только певцом, а хор подхватывает припев. Состоит песня не из одного, а как правило, из нескольких куплетов. Музыка в них обычно не меняется или изменяется очень немного, а вот слова каждый раз другие. Припев же всегда остается неизменным и по тексту, и по музыке. Вспомните любую пионерскую песню или какую-нибудь из тех, что вы поете, выступая летом в поход, и проверьте сами, как она построена. Форма, в которой пишется подавляющее большинство песен, называется поэтому куплетной формой.

5 слайд

6 слайд

Основаны они на двух (или -- в рондо -- нескольких) различных тематических материалах. Форма в таких случаях строится на сопоставлении, развитии, а иногда и столкновении этих часто контрастных, а порою даже конфликтных тем.

7 слайд

Трехчастная строится по схеме, которую принято изображать буквами так: АВА. Это означает, что начальный эпизод в конце, после контрастного ему среднего эпизода, повторяется. В этой форме пишутся средние части симфоний и сонат, части сюит, различные инструментальные пьесы, например, многие ноктюрны, прелюдии и мазурки Шопена, песни без слов Мендельсона, романсы русских и зарубежных композиторов.

8 слайд

Двухчастная форма распространена меньше, так как имеет оттенок незавершенности, сопоставления, словно бы «без вывода», без итога. Схема ее: АВ. Существуют и музыкальные формы, основанные на одной только теме. Это, прежде всего, вариации, которые точнее можно назвать темой с вариациями (вариациям тоже посвящен отдельный рассказ в этой книжке). Кроме того, на одной теме построены многие формы полифонической музыки, такие как фуга, канон, инвенция, чакона и пассакалья.