Святая тереза малая. Тереза из лизье, маленький цветок иисуса

«я ВСТУПАЮ в жизнь»

ЖЕЛТАЯ ТЕТРАДЬ Последние беседы (из записанного матерью Агнессой)

Умереть мне хочется не больше, чем жить; то есть, если б у меня была возможность выбора, - я предпочла бы смерть. Но поскольку за меня выбирает Господь Бог, - я предпочитаю угодное Ему. И мне нравится то, что Он делает.

Ради любви Господа Бога я согласна на все, даже на разные сумасбродные мысли, которые приходят мне в голову.

Если в одно прекрасное утро вы найдете меня мертвой, - не огорчайтесь: это просто Папа Бог пришел за мной. Конечно, это великая милость - причащаться Святыми Дарами; но если Господь Бог не позволяет, это тоже хорошо; все - милость.

Мать Агнесса: Я сказала ей: «УВЫ, после смерти я ничего не смогу преподнести Господу Богу: мои руки пусты! И это сильно огорчает меня.»

Тереза: Ну хорошо, вы все-таки не как дитя (иногда Тереза так себя называла) которое между тем находится в таком же положении… Если б я даже исполнила все, совершенное апостолом Павлом, все равно считала бы себя «рабом ничего не стоящим». Но именно это меня и радует, ибо ничего не имея, я получу все от Господа Бога.

Когда я буду на Небе, я подойду к Господу Богу, - как маленькая племянница сестры Елизаветы к решеткам переговорной. Помните, она читала поздравление, которое заканчивала реверансом, а потом поднимала руки и говорила: «Счастья всем, кого я люблю!» Господь Бог скажет мне:

«Что ты хочешь, девочка моя?» И я отвечу: «Счастья всем, кого я люблю!» То же самое я сделаю перед всеми святыми.

Мать Агнесса: «Я попросила ее рассказать еще раз о том, что произошло с ней после того, как она принесла себя в жертву Любви».

Тереза: …меня внезапно охватил такой сильный порыв любви к Господу Богу, что описать его я могу лишь, сказав, что это было подобно тому, как если б меня всю целиком погрузили в огонь. Какой огонь и одновременно какая сладость! Я сгорала от любви и чувствовала, что одной минутой, одной секундой больше, - и я не смогу выдержать этот жар и умру. Тогда я поняла, что говорят святые о подобных состояниях, которые они часто переживают. Я же испытала его один лишь раз и на одно мгновение, затем я сразу же впала в свою обычную сухость.

Я очень обрадуюсь, если попаду в чистилище ; я поступлю как три еврейских отрока в печи: буду гулять среди пламени, воспевая песнь Любви. Как бы я была счастлива, если, попав в чистилище , смогла бы освободить другие души и пострадать вместо них, тогда бы я сделала доброе дело - освободила пленников.

Можно подумать, что у меня такое большое доверие к Господу Богу лишь потому, что я не совершала тяжких грехов. Но, матушка, если б я совершила все грехи, какие только возможны, мое доверие к Нему осталось бы таким же. Я чувствую, что все эти согрешения подобны капле воды, упавшей в пылающий костер.

Господу Богу придется исполнять все мои желания на Небе, потому что я никогда не следовала своим желаниям на земле.

Господь Бог всегда побуждал меня желать то, что Сам хотел мне дать.

Какой же яд похвал преподносится матери-настоятельнице! Насколько необходимо душе быть отрешенной и возвышенной над самой собой, чтобы не пострадать от этого.

Мое сердце наполнено волей Господа Бога и потому ничто извне не может проникнуть вовнутрь: оно просто соскальзывает, как масло, которое не может смешаться с водой. В своем сердце я всегда пребываю в глубоком мире, который ничто не может поколебать.

Я чувствую, что скоро войду в покой… Но особенно сильно я чувствую, что скоро начнется моя миссия, которая состоит в том, чтобы дать людям мой и чтобы Господа Бога любили так, как Его люблю я. Если Господь Бог исполнит мои желания, то до скончания века свое Небо я проведу на земле. Да, свое Небо я хочу провести, делая добро на земле.

Я не смогу заранее наслаждаться и отдыхать до тех пор, пока будут люди, нуждающиеся в спасении… Но когда Ангел проречет: «Времени уже нет!», вот тогда я отдохну, тогда я смогу насладиться, потому что число избранных пополнится и все войдут в радость и покой. Мое сердце трепещет от этой мысли…

Мать Агнесса: Я всегда говорила ей, что мне страшно видеть ее страдающей все сильнее и сильнее.

Тереза: Мы бежим по пути Любви. Я считаю, что мы не должны думать о том, что с нами может произойти нечто мучительное, потому что это означает отсутствие доверия…

В тот день, когда я приносила монашеские обеты, меня обязали просить об исцелении отца. Но для меня оказалось невозможным сказать что-либо, кроме этого: «Боже мой, умоляю Тебя, да будет Твоя воля на то, чтобы папа исцелился!»

Мое тело всегда стесняло меня, я никогда не чувствовала себя в нем удобно… даже совсем маленькой, я стыдилась его.

Мать Агнесса: Ее сильно изводили комары, но она не хотела убивать их.

Тереза: Я всегда оказываю им милость. Тем не менее во время моей болезни только они причиняли мне неприятности. У меня нет иных врагов, кроме них, а поскольку Господь Бог советовал прощать врагов, то я очень рада, что у меня нашелся даже такой пустяковый случай сделать это.

Мать Агнесса: Показывая на стакан с очень невкусным лекарством, похожим на наливку из красной смородины.

Тереза: Вот этот маленький стакан - образ моей жизни. Вчера сестра Тереза св. Августина сказала мне: «Надеюсь, вы пьете вкусную наливку!» Я ей ответила: «Сестра моя, это самое гадкое из всего, что я пью!» Да, матушка, вот что открывается глазам человеческим. Им всегда казалось, что я пью изысканные наливки, а это была сплошная горечь. Я сказала «горечь», но нет! Моя жизнь не была горькой, потому что любую горечь я научилась превращать в радость и сладость.

Мать Агнесса: Что вы сделали для того, чтобы дойти до такого неизменного мира, ставшего вашем уделом?

Тереза: Я забыла о себе и постаралась больше ни в чем не искать себя.

Нет, я не считаю себя великой святой! Я считаю себя самой маленькой святой; но я думаю, что Господу Богу было угодно вложить в меня все то, что полезно и мне, и другим.

Только на Небе мы узнаем истину обо всем. На земле это невозможно. И даже относительно Священного Писания, разве не печально видеть всевозможные разногласия в переводе? Если б я была священником, то выучила бы иврит и греческий, я не смогла бы довольствоваться только латынью. И тогда я узнала бы истинный текст, продиктованный Святым Духом.

Мать Агнесса: Сестра Мария Святого Сердца сказала ей, что в момент смерти к ней придут Ангелы, сопровождая Господа, и она увидит их в сиянии света.

Тереза:… Все эти образы мне совершенно не помогают. Только истина может насытить меня. Именно поэтому я никогда не стремилась к видениям. На земле нельзя увидеть Небо и ангелов такими, какие они есть. Я предпочитаю подождать до смерти.

«Я вступаю в жизнь»

Мать Агнесса: Вечером я спросила ее, как она понимает «оставаться младенцем перед Господом Богом». Она ответила мне:

Тереза: Это значит признать свое ничтожество, все ожидать от Господа Бога, как дитя ждет от своего отца; это значит, ни о чем не беспокоиться и никогда не стремиться к успеху. Даже у бедняков ребенку дают необходимое, но как только он взрослеет, отец больше не хочет кормить его и говорит ему: «Теперь работай, ты уже можешь сам позаботиться о себе».

Именно для того, чтобы не услышать подобное, я и не хотела взрослеть, чувствуя свою неспособность заработать на жизнь, на вечную жизнь на Небе. Итак, я всегда оставалась маленькой, у меня не было иного занятия, кроме собирания цветов любви и жертвенности, которые потом я преподносила Господу Богу, чтобы сделать Ему приятное.

Быть маленькой означает также никогда не приписывать себе добродетели, в которых упражняешься, и не считать себя на что-либо способной, но признавать, что Господь Бог вкладывает эти сокровища в руку Своего ребенка, чтобы он ими пользовался, когда будет необходимо, но эти сокровища всегда будут принадлежать Господу Богу. И наконец это значит, никогда не впадать в отчаяние от своих ошибок; дети ведь часто падают, но они слишком малы, чтобы причинить себе этим большой вред.

Мать Агнесса: Ей говорили, что она святая. Тереза: Нет, я не святая; я никогда не совершала того, что делали святые. Я - самая маленькая душа, которую Господь Бог одарил милостями, вот кто я. То, что я говорю, - правда, вы увидите это на Небе.

Сестра Мария Святого Сердца : Я сказала ей: «Я так просила, чтобы вы не страдали очень сильно, а вы так страдаете!» Она ответила мне:

Тереза: Я просила Господа Бога не слушать те молитвы, которые могли бы препятствовать исполнению Его замыслов обо мне. Я просила Его устранить все препятствия на этом пути,

Последние слова Терезы (при взгляде на Распятие):

О, я люблю Его…

Боже мой… я Тебя люблю!

Другие высказывания Терезы

Июль:

Мать Агнесса: Я попросила у нее разъяснений по поводу того пути, которому, как она говорила, хочет научить людей после своей смерти.

Тереза: Матушка, это путь духовного младенчества, это дорога доверия и полного самоотречения. Я хочу научить людей тем малым средствам, которые пошли мне на пользу. Я хочу сказать им, что здесь, на земле, можно делать лишь одно: бросать Господу цветы малых жертв, пленить Его ласками, именно так я и покорила Его, почему и буду так хорошо принята.

В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
2 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них Мк 9, 36 .
3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь (ἐὰν μὴ στραφῆτε) и не будете как дети (γένησθε ὡς τὰ παιδία), не войдете в Царство Небесное;
4 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; Мк 10, 14 . 1 Кор 14, 20 .

“Небо я проведу на земле”

Как же я буду несчастна на Небе, если не смогу делать на земле приятное тем людям, которых люблю! ‹…› Я вернусь… я спущусь…

…особенно сильно я чувствую, что скоро начнется моя миссия, которая состоит в том, чтобы дать людям мой малый путь и чтобы Господа Бога любили так, как Его люблю я. Если Господь Бог исполнит мои желания, то до скончания века свое Небо я проведу на земле. Да, свое Небо я хочу провести, делая добро на земле.

Путь духовного младенчества, дорога доверия и полного самоотречения.

Мать Агнесса: Я попросила у нее разъяснений по поводу того пути, которому, как она говорила, хочет научить людей после своей смерти.

Тереза: Матушка, это путь духовного младенчества, это дорога доверия и полного самоотречения. Я хочу научить людей тем малым средствам, которые пошли мне на пользу. Я хочу сказать им, что здесь, на земле, можно делать лишь одно: бросать Господу цветы малых жертв, пленить Его ласками, именно так я и покорила Его, почему и буду так хорошо принята.

Вы знаете, матушка, что я всегда хотела стать святой. Но увы, сравнивая себя со святыми, я всегда приходила к заключению, что между ними и мной существует такая же разница, как между горой, вершина которой теряется в небесах, и безвестной песчинкой, попира емой ногами прохожих. Но, вместо того чтобы предаваться отчаянию, я сказала себе: “Господь не может внушать неисполнимые желания, значит и я могу, несмотря на свою малость, стремиться к святости. Возрасти мне невозможно, я должна терпеть себя такой, какая есть, со всеми моими несовершенствами. Но я хочу отыскать способ попасть на Небо малым путем, совсем прямым и коротким, совершенно новым путем.

Мы живем в век изобретений, теперь уже можно не карабкаться по лестнице, у богатых людей ее с успехом заменяет лифт. Мне бы тоже хотелось найти лифт, чтобы вознестись до самого Господа, ведь я слишком мала, чтобы взбираться по крутой лестнице совершенства”. Тогда я принялась искать в Священном Писании намек на желанный лифт и прочла слова, исшедшие из уст Премудрости: «Кто совсем мал, пусть придет ко мне» (см. Притч. 9, 4). Итак, я пришла, догадываясь, что обрела искомое, и желая узнать, что Ты, Боже мой, сделаешь совсем малому, ответившему на Твой призыв, я продолжила поиски и вот что нашла: «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, на руках буду носить вас и на коленях ласкать» (см. Ис. 66, 13-12). Никогда еще слова благозвучнее и нежнее не радовали мою душу. Лифт, который должен был вознести меня до самого Неба, это Твои руки, Господи Иисусе! Для этого мне не нужно возрастать, наоборот, мне нужно оставаться маленькой и делаться все меньше и меньше. Боже мой, Ты превзошел мои ожидания, и я хочу воспеть милости Твои (см. Пс. 88, 2). «Ты наставлял меня от юности моей, и доныне я возвещаю чудеса Твои. И до старости, и до седины буду возвещать их» (см. Пс. 70, 17-18).

Что такое "малый путь детства"

Это учение следует из повторного открытия центрального учения Евангелия, которое может быть выражено следующим утверждением: Мы, во Христе, дети Божьи, и мы должны любить нашего Отца Небесного сыновней любовью, полной доверия и самоотречения.

Христос учил нас, что Бог есть наш Отец. Святая Тереза держится этого учения изо всех сил и передаёт его истинный смысл.

Она глубоко поняла суть этого отношения к Богу-Отцу, т.е., что оно основывается на двух взаимодополняющих аспектах: глубокое осознание отцовства Бога по отношению к нам; и необходимость развития в нас сыновнего отношения, полного доверия к Богу, нашему Отцу.

Если вера святой Терезы в доброту своего Отца Небесного является абсолютно полной и безусловной, то это потому, что Бог есть Отец, и этот Отец есть Бог. Она выразила это следующим образом: "Мы никогда не сможем иметь достаточно веры в Бога, который так благ, так могущ и всемилостив".

Из этого мы можем понять, почему в её устах слова "добрый Папа Бог" не являются ребячески-несерьёзными. Напротив, они свидетельствуют о простоте ее глубоких отношений с Ним и о доверии, настолько безусловном, что она может смело сказать: "Я знаю, что значит рассчитывать на Его милость".

Может возникнуть соблазн поверить, что такая уверенность была основана на гарантии, которая была дана ей, потому что она "никогда не совершала тяжких грехов". Но она спешит поправить эту идею: "Матушка, если б я совершила все грехи, какие только возможны, моё доверие к Нему осталось бы таким же. Я чувствую, что все эти согрешения подобны капле воды, упавшей в пылающий костер." "Разве что-то может ограничить моё доверие?"

Святая Тереза имела дерзновенные желания, но никогда не допускала мысли, что у неё высокая душа или что она имеет необходимую силу, чтобы совершать великие деяния, подобно святым, которые были предложены ей в качестве подражания. Значит, ей нужно было найти путь, соответствующий малости, которую она так глубоко в себе сознавала.

Более того: она искала путь, который зависел бы от этой слабости. Не Апостол ли сказал: "Когда я немощен, тогда силен." (2Кор.12:10). Также, изучая Евангелие, она нашла слова самого Учителя: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное" (Мф.19:14).

Такие утверждения полностью согласовывались с её знанием, как своей слабости, так и отеческого сердца Бога, и стали для неё истинным светом. Это также послужило связующим звеном между ее духом детскости и уверенностью в Божественном Отцовстве.

"Я оставляю великим душам и возвышенным умам красивые книги, которые я не могу понять, и тем более использовать на практике; и радуюсь, что я мала, потому что дети и те, кто походит на них, будут допущены к небесному пиру. Я рада, что в Царствии Божием много обителей, потому что если бы там были только те, чьи описания и пути мне кажутся непонятными, я никогда бы не смогла войти туда."

Следовательно, это был ее путь. Сам Бог указал на него и объявил его действенность. На него Тереза должна была ступить решительно и с мужество м делать все необходимые выводы.

Никто не будет отрицать, что слабость является характеристикой маленьких детей. Но эта слабость является самой надежной гарантией для тех, кто заботится о них и любит их. Тереза вспомнила текст пророка Исайи, переписанный в её маленькую записную книжку.

Тереза Мартен

(1873 - 1897)

Родилась 2 января 1873 года; умерла 30 сентября 1897 года. Причислена к лику святых Римско-католической церковью в 1925 году, в 1997 году провозглашена Учителем Церкви. Память 1 октября.

Тереза родилась 2 января 1873 года в маленьком городке Алансоне на севере Франции. Ее отец - Луи Мартен содержал часовой магазин, мать - Зели Герен занималась производством алансонского кружева. До встречи друг с другом родители Терезы всерьез думали о монашестве, но призвание оказалось иным: у Терезы была большая семья - четыре старшие сестры (еще два брата и две сестры умерли в младенчестве). Все сестры впоследствии станут монахинями.

Мартены - деятельные христиане. Они помогают беднякам, навещают одиноких и умирающих. Воспитанная в благочестивой, но не ханжеской обстановке, Тереза очень рано стремится “угождать Господу”. Став взрослой, она скажет, что “никогда сознательно не говорила “нет” благому Богу с трехлетнего возраста”.

“Я хочу быть монахиней”, - повторяет Тереза вслед за своей сестрой Полиной. Однако она совсем не “безупречный ребенок”, за которого через много лет будут выдавать ее сестры. Своевольная и послушная, веселая и плаксивая, нежная и категоричная, - ее характер слишком противоречив, чтобы быть ангельским. Ее сердце и ум развивались слишком быстро, тогда как восприятие оставалось детским, что обостряло природную чувствительность, развившуюся затем в “ужасную болезнь духовной скрупулезности”.

В четыре года Тереза теряет мать, и, несмотря на то что в семье сохранялась атмосфера нежности, веры и мира, в ее жизни наступает “самое скорбное время”. Этот период продлится девять лет. Характер Терезы резко меняется. Из живой и непосредственной она становится застенчивой, робкой и до крайности чувствительной. Любой, самый невинный, поступок она превращает в муку и наказание. Ей достаточно одного взгляда, чтобы расплакаться, и она довольна, когда никто не обращает на нее внимания. Общество чужих людей становится для Терезы невыносимым, а веселость возвращается к ней лишь в тесном семейном кругу. Она выбирает себе “вторую маму” - сестру Полину, которая занимается ее воспитанием и образованием. Семья переезжает в Лизье - небольшой город почти на самом Ла-Манше.

Когда Терезе исполнилось десять, Полина приняла решение уйти в монастырь кармелиток. Для Терезы это новый удар, однако постепенно она обретает уверенность, что Кармель - это и ее призвание. “Я почувствовала, что Кармель - это пустыня, куда по воле благого Бога я тоже должна укрыться. Я ощутила это с такой силой, что в моем сердце не осталось никакого сомнения”.

Вскоре после ухода сестры в монастырь Тереза переживает “странную болезнь”, во время которой ощущает приступы необъяснимого ужаса и галлюцинации. Доктора не могут поставить диагноз. Семья заказывает девятидневные мессы, молебны в Кармеле; в комнату Терезы приносят статую Пресвятой Богородицы. Однажды, во время приступа “бедная маленькая Тереза обратилась к своей Небесной Матери. Она просила Ее от всего сердца сжалиться, наконец, над ней... Внезапно Пресвятая Богородица показалась мне такой прекрасной, что ничего подобного я никогда не видела. Ее лицо дышало неизъяснимой нежностью и добротой, а пленительная улыбка пронзила мою душу... Сразу все горести куда-то исчезли...”. Двенадцать лет спустя она объяснит эту болезнь действием дьявола, разгневанного поступлением Полины в Кармель: “Он хотел выместить на мне тот ущерб, который наша семья должна была нанести ему в будущем”.

Свое первое причастие 8 мая 1884 года Тереза назвала “поцелуем любви”. Эта встреча с Господом навсегда определила их отношения. Ад, смерть, Страшный Суд - все эти “ужасные” вещи, которые Тереза узнала из катехизиса и рассказов священника во время конфирмации, после причастия больше не пугают ее. Господь открылся Терезе как Бог Любви, ожидающий в ответ не добродетелей и подвигов, а бесконечного доверия к его милосердию.

Во время второго причастия на праздник Вознесения в сердце Терезы рождается “огромная жажда страданий” и уверенность в том, что ей уготовано великое множество крестов: “До сих пор я страдала, но не любила страдание; с этого дня я почувствовала настоящую любовь к нему”. Через два года, в Рождественскую ночь, Господь исцеляет ее от мучительной слабости и детской чувствительности.

Этот день - 25 декабря 1886 года - она считает переломным моментом, открывающим третий, “самый прекрасный” период ее жизни. После девяти мучительных лет Тереза “вновь обрела душевную силу, которую потеряла со смертью матери” и которую ей, как она сама говорила, “теперь уже предстояло сохранить навсегда”.

В 1887 году Тереза принимает окончательное решение поступить в Кармель. Получив благословение своего отца, она обращается к супериору Кармеля священнику Делатройетту но здесь ее ждет отказ: Терезе всего пятнадцать и супериор категорически против поступления в монастырь столь юной послушницы. Вместе с отцом Тереза едет в Рим, чтобы получить благословение Папы Льва XIII.

9 апреля 1888 года Тереза становится послушницей Кармеля в Лизьё. На собеседовании перед принесением обетов она скажет: “Я пришла сюда, чтобы спасать души и, прежде всего, молиться за священников”.

Господь оказал Терезе “милость не иметь ни одной иллюзии при поступлении в Кармель.... Я нашла жизнь в монастыре точно такой, какой я ее себе представляла: ни одна жертва не удивляла меня...”. Терпеливо выносить шум, производимый одной из сестер во время молитвы; не жаловаться, когда невнимательная соседка брызгает ей в лицо грязной водой во время стирки; безропотно питаться остатками пищи, которые ей подают, потому что больше никто не хочет их есть; преданно и радостно повиноваться даже тогда, когда инстинктивно хочется возразить; ласково обращаться с крайне неприятной сестрой, так, что той кажется, будто она особенно любима, - то есть не упускать ни одной маленькой жертвы, взгляда, слова, пользуясь каждой мелочью, - все это становится бесконечно важным, потому что делается во имя Любви.

Но самым большим испытанием для Терезы в это время была болезнь отца. Господин Мартен перенес удар, следствием которого стал паралич и частичное расстройство рассудка. Болезнь была безнадежна и унизительна. “Ее король” теперь походил на бедного безумца. О нем говорил весь город и монастырь, а сестер Мартен называли “дочерьми сумасшедшего”. Тереза страдает, но и в молитве не находит утешения. Обычное ее состояние в эти дни - духовная сухость.

В январе 1889 года Тереза вступает в новициат, а через восемь месяцев принимает постриг. Накануне ее охватывает паника: ей кажется, что она всех обманывает и монашество - совсем не ее призвание. Молодая послушница обращается к настоятельнице, и та, посмеявшись над ее страхами, успокаивает ее.

В Кармеле Тереза живет двумя тайнами: детством Иисуса (требующим послушания и простого, доверчивого предания себя Богу) и Его страстями (требующими сопричастности и жертвы). Поэтому она попросила позволения называться сестрой Терезой Младенца Иисуса и Святого Лика.

29 июля 1894 года умирает отец Терезы, и вскоре в Кармель поступает третья сестра Терезы - Селина. Все имущество отцовского дома, где больше никого не осталось, было продано, исчезли самые дорогие воспоминания. Тереза старается утешить своих сестер и саму себя: “Теперь мы все осиротели, но можем с любовью произнести: “Отче наш, сущий на небесах”. Он Единственный у нас остается, и Он - все для наших душ!”

Когда-то она сказала больному отцу: “Я постараюсь быть твоей славой, став великой святой”. На исповеди Тереза говорит священнику о том, что мечтает о святости. Святой отец предостерегает ее от гордыни, но Тереза уже поняла, что Господь не посылает неосуществимых желаний. Она лишь хочет найти свой путь, понимая, что не похожа на великих аскетов или мучеников. Слишком она несовершенна и мала и потому ищет “лифт”, который поднял бы ее прямо к Иисусу. Однажды в священных текстах ей попались такие слова: “Кто совсем мал, пусть придет ко Мне”. И еще: “Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас: на руках буду носить вас и на коленях ласкать” (Ис 66, 13-12). Руки Господа - вот путь для нее! И для того, чтобы быть носимой на руках Божиих, ей не надо расти, наоборот, надо оставаться маленькой и становиться все меньше, принять свою нищету и бессилие, доверив все одному Богу. Только доверие может привести к любви.

В свободное от монастырских работ время Тереза сочиняет стихи и пьесы, участвует в поставленных ею самой спектаклях. Она не заботится о стиле, но стремится лишь выразить свою любовь к Богу. Мать Агнесса попросила ее написать воспоминания детства, которые позже составят книгу “История одной души”.

В двадцать три года Тереза, уже несколько лет испытывающая боли в горле и груди, заболевает туберкулезом. К физическим страданиям добавляются духовные. Она переживает сильное искушение против веры, чувствует себя одинокой, оставленной: “Я вижу стену, поднявшуюся до неба... Все исчезло... Я верую, потому что хочу верить”. В эти тяжелые дни Тереза пишет сестре: “Если бы ты знала, какие ужасные мысли меня терзают! Молись за меня неустанно, чтобы я не слушала дьявола, который ХОЧЕТ, чтобы я поверила его лживым наветам. В мой ум проникают суждения самых отъявленных материалистов: мысль о том, что в будущем, благодаря постепенному прогрессу, наука найдет естественное объяснение всему и мы узнаем конечную причину всего сущего... Но я приношу в жертву эти жестокие страдания, чтобы уверовали бедные неверующие, все, кто удалился от церковного вероучения”.

Именно сейчас Тереза осознала, что ее страстные желания быть в Церкви апостолом, воином, учителем, мучеником, священником объединяет одно - любовь к ближнему и что это тот самый путь, который непременно приводит к Богу: “Я поняла, что ЛЮБОВЬ ЗАКЛЮЧАЕТ В СЕБЕ ВСЕ ПРИЗВАНИЯ, ВСЕ ВРЕМЕНА И ПРОСТРАНСТВА И ЧТО ОНА - ВЕЧНА”.

Беззаветно доверив себя любви, Тереза находит свое призвание: “В сердце Матери моей Церкви я буду любовью”. Не оставляя во время болезни свои воспоминания, Тереза поясняет: сокровища милосердной любви предлагаются ВСЕМ. Она - не исключение, как раз наоборот! Немощная и слабая, она являет собой живое доказательство того, что любовь избирает малых.

Тем временем болезнь необратимо развивалась. Сестры, ухаживавшие за Терезой, стали обращаться с ней, как с ребенком (хотя они признавали ее духовную зрелость и превосходство). Она смиренно принимала их заботы, зная, что ей предстоит последнее, самое трудное испытание: свидетельствовать об истине своего учения о “пути малых душ”, проходя крестный путь страдания и смерти.

Тереза умерла после мучительной агонии вечером 30 сентября 1897 года. Ее последними словами были слова благодарности и любви: “Я бы не хотела страдать меньше... Боже мой... я.... Тебя люблю!”...

[Андрей и Ольга Дьячковы]
в кн. Св. Теререза из Лизье . М., 1999; стр.17-21
(с www.st.teresa.ru/ter-19-05-bio.html, теперь недоступно)

Я. Кротов

ПЕСЧИНКА, БЫВШАЯ СКАЛОЙ

Тереза Мартен, святая Тереза из Лизье прославилась как автор бестселлера. Ее почитание, причисление к лику святых в 1925 году, провозглашение Учителем Церкви в 1997 году, - всё это было бы невозможно, не будь она автором одной-единственной книжки. Небольшая автобиография “История одной души” вышла первый раз через год после смерти Терезы, в 1898-м, к 1915 году была переведена на девять языков, и по сей день публикуется на том или ином языке едва ли не ежегодно. Даже на русском языке вышло три разных перевода этой книги, два из них - в 1997 и 1997 годах.

Сравнительно легко понять, чем Тереза привлекательнее многих других святых: ничего не написавших или писавших только о богословских или практических вопросах церковной жизни. Большинство святых, слава Богу, доживали до седых волос, а Тереза умерла молодой, и ее прозвище “малая” (для отлички от святой Терезы Авильской, жившей в Испании на три столетия раньше) воспринимается как “юная”. Современное общество предпочитает кумиров без седин, это естественно после того, как именно убеленные сединами деятели столетиями ввергали это общество в одно кровопролитие за другим. Но вот на пять лет раньше Терезы к лику святых причислили другую француженку - Жанну д’Арк. Она, конечно, известна большему числу людей. Тереза умерла молодой, в двадцать четыре года, но Жанна умерла вообще в девятнадцать лет. Тереза погибла от мучительно развивавшегося туберкулеза, но Жанна погибла на костре. Жанна спасла Францию, спасла французского короля, а Тереза могла похвастаться разве что цветами, спасенными от сорняков, и совершенно не беспокоилась о спасении монархии - в отличие от многих французских христиан того времени. “Королем” она называла своего отца, и тем не менее ушла в монастырь, оставив несчастного больного на попечение посторонних людей. Жанна д’Арк - скала, Тереза рядом с ней - песчинка. Между прочим, не по своей воле.

Тереза пишет, что мечтала заниматься миссионерством - девятнадцатый век был веком миссионерства, в том числе, и католического, в том числе и женского, Терезе было на кого равняться. Из этого ничего не вышло, кроме переписки с несколькими миссионерами и молитв о них. Ее современницы, из которых многие тоже попали в святцы, основывали конгрегации и монастыри, Тереза не основала даже кружка кройки и шитья. Ее современницам являлась Пресвятая Дева - в Париже святой Катрин Лябуре, в Лурде святой Бернадетте, что-то им говорила, творила чудеса. Терезе никто не являлся, она об этом и не мечтала. Даже болезнь Терезы была для того времени обычной как насморк, не то что стигматы как у некоторых.

Время Терезы было временем прогресса или, по крайней мере, веры в прогресс не только техники, но и человека, человечества. Церковь толкали, отпихивали как силу реакционную, вялую, пассивную. Христиане (христиане в целом, на этом уровне различия конфессий так же второстепенны, как цвет волос) либо начинали ругаться и говорить, что нечего лезть вперед, все и так хорошо (что было попросту неправдой и неправдой остается даже до сего дня), либо начинали делом доказывать, что и верующие тоже делом заняты, творят вовсю и даже больше и лучше неверующих помогают улучшать жизнь. У неверующих хождение в народ, у верующих миссионерство, у неверующих марксизм, у верующих томизм, у неверующих ученые и политики, у верующих тоже ученые и тоже политики, христианские демократы и академик Павлов - церковный староста. Тереза была за бортом корабля современности - словно песчинка на пляже. Она и знала, что она песчинка, а не скала.

Как песчинку ее и полюбили, потому что двадцатый век оказался веком, когда обнаружилась хрупкость скал. Все гениальные проекты обернулись в лучшем случае пшиком, в худшем - Освенцимом и ГУЛагом. Распались великие колониальные империи, с ними испарилось и великое миссионерство, осталась проповедь Евангелия в совершенно частном порядке, без причитаний о великой миссии белого человека - и без пушек, кстати, за что особое благодарение Богу. После двух мировых войн, дюжины революций, опыта тоталитаризма в Германии, России, Китае, Камбодже, Италии (не забыть и другие страны, затормозившие на полпути к пропасти) человечество - кто выжил и кто свободен - словно отдыхает от гонки за всеобщим и в обязательном порядке счастье. Атомная бомба убило множество людей, а еще убила веру в науку и ученых - и за это слава Богу.

Ради счастья будущих поколений положили столько народу, что сегодня большинство людей всем светлым идеям предпочитают пиво и пляж. Это потребительство, это мещанство, но это максимально далеко от газовых камер, а кстати и от костров Средневековья. Главная беда современного христианства - а кстати и вина, если не христианства, то уж христиан точно - что к нему относятся как к одной из идеологий. И еще хорошо, если людям это противно, куда хуже, когда людям нравится делать из христианства идеологию, оправдывающую занудное морализаторство, принудиловку, насилие над чужой совестью и личностью - о, конечно ради спасения этой самой личности. Попытка противопоставить этой этике спасения этику творчества тоже попахивает принудиловкой: твори, а не то погибнешь. А личность не хочет принудиловки ни в виде спасения, ни в виде творчества, она хочет простого, просторного человеческого счастья - здесь, сейчас и как можно больше. Современное человечество решительно предпочитает пляж, а не высоты духа и громадье планов. Апофеоза это достигает у альпинистов, которые доказывают себе и миру, что и самая высокая гора - такой же славный объект отдыха и развлечения, как самая ничтожная песчинка.

О ней (на других сайтах) :

Её (на других сайтах) :

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДУШИ (есть разные переводы на русский язык)

  • перевод Андрея и Ольги Дьячковых

Господи, быть Твоей невестой, быть кармелиткой, быть в силу союза с Тобой матерью душ – всего этого мне должно было бы хватить. Но ведь это не так. Разумеется, эти три дара и есть мое призвание: кармелитка, невеста и мать. И все же я чувствую в себе и другие призвания: воина, священника, апостола, учителя Церкви, мученика, – наконец, я ощущаю необходимость, желание совершить ради Тебя, Господи, все самые героические подвиги. В своей душе я чувствую храбрость крестоносца, я хотела бы умереть на поле битвы, защищая Церковь.

Я чувствую в себе призвание священника! С какой любовью, Господи, я держала бы Тебя в руках, когда на мой голос Ты сходил бы с Небес. Но, увы! Желая быть священником, я восхищаюсь и преклоняюсь перед смирением святого Франциска Ассизского и чувствую призвание подражать ему, отказавшись от высокого сана священства.

О Господи! Любовь моя и жизнь моя... Как же сочетать эти противоречивые стремления? Как осуществить желания моей бедной маленькой души?

Да, невзирая на всю свою малость, я хотела бы просвещать души подобно пророкам и учителям Церкви. Мое призвание – быть апостолом... Я хотела бы обойти всю землю, проповедовать имя Твое и водрузить Твой прославленный Крест на земле язычников. Но, Возлюбленный мой, одной только миссии мне бы не хватило. Я хотела бы возвещать Евангелие одновременно в пяти частях света, вплоть до самых далеких островов... Я бы хотела быть миссионером не просто каких-нибудь несколько лет, но от сотворения мира и до скончания века. Но больше всего я хотела бы, о мой возлюбленный Спаситель, я желала бы пролить свою кровь за Тебя, всю, до последней капли...

Мученичество – вот мечта моей юности. Под сводами Кармеля она росла вместе со мной. Но и здесь я опять ощущаю все безумие моей мечты, ибо не сумела бы ограничиться желанием только одного рода мучений. Чтобы удовлетворить меня, мне нужны были бы все... Подобно Тебе, мой желанный Жених, я хочу, чтобы меня бичевали и распяли. Я хочу умереть с содранной кожей, как святой Варфоломей. Подобно святому Иоанну, я желаю быть погруженнои в кипящее масло; я желаю претерпеть все пытки, предназначенные мученикам. Вместе со святой Агнессой и святой Цецилией я желаю подставить шею мечу и, подобно моей любимой сестре Жанне д"Арк, желаю шептать на костре Твое имя, о Господи Иисусе... Размышляя о мучениях, которые станут уделом христиан во времена антихриста, я чувствую, как содрогается сердце, и хотела бы, чтоб эти мучения были уготованы и мне. Господи, Господи, если б я захотела написать все свои желания, – мне следовало бы попросить у Тебя книгу жизни, где изложены деяния всех святых, и я желала бы совершить эти деяния ради Тебя...

О Господи Иисусе! Что Ты ответишь на все мои безумства? Найдется ли душа еще меньше, еще немощней, чем моя! Именно из-за моей слабости Тебе, Господи, было угодно исполнять мои маленькие детские желания, а теперь Ты хочешь исполнить и другие, которые превосходят саму вселенную...

Во время молитвы я мучительно страдала от этих желаний и открыла послания апостола Павла, чтобы поискать какой-нибудь ответ. На глаза мне попались 12 и 13 главы Первого послания к Коринфянам. Там, в первой из них, я прочла, что все не могут быть апостолами, пророками, учителями Церкви, и что Церковь составляют различные члены, и что глаз не может быть одновременно рукой.

...Ответ был ясен, но желаний моих не исполнял и мира не приносил... Подобно Марии Магдалине, которая, продолжая склоняться к пустому гробу, все-таки обрела то, что искала (см. Ин. 20,11-18), я тоже, опустившись до самых глубин своей ничтожности, поднялась так высоко, что смогла достичь цели. Не отчаиваясь, я продолжала чтение, и вот фраза, которая принесла мне облегчение: «Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший» (1 Кор. 12, 31). Апостол объясняет, что все эти большие дары – ничто без любви... Что любовь к ближнему и есть тот превосходнейший путь, который непременно приводит к Богу. Наконец-то я обрела покой. Рассматривая мистическое тело Церкви, я не узнавала себя ни в одном из членов, описанных апостолом Павлом, или же, скорее, мне хотелось узнать себя во всех. Любовь к ближнему дала ключ к моему призванию. Я поняла, что, если у Церкви есть состоящее из разных членов тело, это означает, что самый необходимый, самый благородный из всех членов присутствует тоже. Я поняла, что у Церкви есть сердце, и это сердце пылает любовью. Я поняла, что только любовь побуждает ее члены к действию, и если любовь охладеет – апостолы больше не будут возвещать Евангелие, а мученики откажутся проливать кровь. Я поняла, что любовь заключает в себе все призвания. Что любовь – это все, и она охватывает собой все времена и пространства... одним словом, она – вечна!

Тогда, исполненная безумной радости, я воскликнула: «О Господи, Любовь моя... мое призвание, наконец-то я нашла его! Мое призвание – это Любовь!»

Да, я нашла свое место в Церкви. Это место, Боже мой, Ты дал мне его... в сердце моей Матери-Церкви я буду любовью... тогда я буду всем... и мечта моя осуществится!

Бедные женщины, как их презирают! Хотя их, любящих Господа Бога, гораздо больше, чем мужчин, а во время Крестных Страданий Господа нашего Иисуса Христа женщины оказались смелее апостолов: они не испугались оскорблений солдат и осмелились отереть благословенный Лик Иисуса... Конечно, только ради этого Он допустил, чтобы их участью на земле стало презрение, ибо именно его Он избрал для Себя Самого... На Небе Он сумеет показать, что Его мысли - не мысли мужчин (см. Ис. 55, 8) и тогда «последние будут первыми» (Мф. 20, 16).

Издание подготовлено на основе французских изданий:

SAINTE THERESE DE L"ENFANT-JESUS ET DE LA SAINTE-FACE
HISTOIRE D"UNE AME

Manuscrits autobiographiques
Editions du Cerf et Desclee De Brouwer, Paris,1992
OEUVRES COMPLETES
(TEXTES ET DERNIERES PAROLES)
Editions du Cerf et Desclee De Brouwer, Paris,1992

Пролог и эпилог к «Истории одной души» написаны монсеньером Ги Гоше.
(Editions du Cerf et Desclee De Brouwer, Paris,1994)

Перевод с французского Андрея и Ольги Дьячковых.

Богословский консультант русского текста свящ. Георгий Чистяков.

Использованы фотографии из архива монастыря кармелиток в Лизье


оригинальное имя Thérèse de Lisieux
имя в миру Тереза Мартен
монашеское имя Св. Тереза Младенца Иисуса и Святого Лика
родилась 2 января (1873-01-02 )
умерла 30 сентября (1897-09-30 ) (24 года)
почитается Католическая церковь
канонизирована 17 мая 1925 года
беатифицирована 29 апреля 1923 года
день памяти 1 октября

Биография

Малый путь

Главным понятие в размышлениях святой Терезы - «малый путь». Так она называет путь достижения святости, не подразумевающий совершения героических действий или подвигов во имя веры.

Она писала: «Любовь можно доказать поступками; а как я должна проявлять свою любовь? Я не могу совершить великих деяний. Единственный способ доказать мою любовь - это разбрасывать цветы, и эти цветы будут маленькими пожертвованиями, как и каждый мой взгляд, слово и все мои внешне непримечательные поступки, которые я буду совершать ради любви».

Часто «Малый путь» Терезы упрекают в излишней сентиментальности и ребяческой духовности, на что сторонники Терезы указывают, что она стремилась развить подход к духовной жизни, которая была бы понятной и поддающейся воспроизведению всеми, кто хочет ей следовать, независимо от их уровня образования.

Источники

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Тереза из Лизье" в других словарях:

    - (Therese de Lisieux), «Тереза младенца Иисуса и Святого Лика» (1873 97), французская монахиня кармелитка. В 20 в. широкую известность получила ее духовная автобиография «История одной души» (1898). Память в Католической церкви 30 сентября, 1 и 3… … Энциклопедический словарь

    ТЕРЕЗА из Лизье (Therese de Lisieux) Тереза младенца Иисуса и Святого Лика (1873 97), французская монахиня кармелитка. В 20 в. широкую известность получила ее духовная автобиография История одной души (1898). Память в Католической церкви 30… … Большой Энциклопедический словарь

    Женское имя. Известные носительницы имени Тереза Авильская, католическая святая, мистик, Учитель церкви (1515 1582). Тереза из Лизье, католическая святая, Учитель церкви (1873 1897). Мать Тереза, католическая блаженная, основательница Ордена… … Википедия

    Имя в миру: Хуана Фернандес Солар Рождение … Википедия

    - «ТЕРЕЗА» (Therese) Франция, 1986, 96 мин. Философская драма. Пятнадцатилетняя Тереза, романтически и идеалистически воспринимая веру в Христа, хочет быть монашенкой ордена кармелиток. Проведя восемь лет в монастыре, она умирает от туберкулеза.… … Энциклопедия кино

    Блаженная Тереза Калькуттская Имя при рождении … Википедия

    мать Тереза - Биография матери Терезы Католическая монахиня мать Тереза Калькуттская (в миру Агнес Гонджа Бояджиу) родилась 26 августа 1910 года в Османской империи (ныне - территория Македонии) в городе Ускюб (ныне - Скопье). Сама мать Тереза… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Блаженная Мать Тереза Калькуттская - Сама мать Тереза считала днем своего рождения день крещения - 27 сентября. Ее родители были состоятельными албанцами‑католиками. Отец был совладельцем крупной строительной фирмы и преуспевающим торговцем. Он скончался в 1919 г., мать… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Луи Мартен Louis Joseph Aloys Stanislaus Martin … Википедия

    Учителей церкви принято изображать с книгами в руках (на изображении Исидор Севильский). Учитель Церкви (лат. doctor ecclesiae) почётное звание, с 1298 г. даваемое Католической церковью заслуженным богословам. Наиглавнейш … Википедия