Планирование представляет собой процесс принятия управленческих решений относительно того, что должно быть сделано, где и каким образом. В связи с переходом к рыночным методам хозяйствования идет переосмысление места и роли планирования в управлении экономикой. Принято различать два типа планирования: директивное и индикативное.
Директивное {централизованное) планирование предполагает применение командно-административных методов воздействия для обязательного претворения в жизнь намеченных целей и задач. Издаются административные документы, обязательные для выполнения - законы, приказы, распоряжения и др., контролируется практическая реализация поставленных задач.
Индикативное планирование предполагает разработку важнейших параметров развития экономики, но не в качестве обязательных для исполнения директив, а в качестве ориентиров (индикаторов). Это основной инструмент по выполнению намеченных стратегических задач, с учетом конкретно складывающейся экономической обстановки на кратковременный и среднесрочный период.
В процессе планирования рассматриваются и оцениваются альтернативные варианты будущего действия, и для его осуществления выбирается наилучший. Решения руководства передаются сверху вниз по иерархическим ступеням организации с тем, чтобы управляющие каждого нижестоящего уровня могли конкретизировать свой план. В итоге планирование представляет собой процесс подготовки решений о целях, средствах и действиях работников предприятия путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных вариантов действий при изменяющихся условиях.
Функционирование предприятия всегда связано с использованием ресурсов. Поэтому можно упрощенно сказать, что план - это тот или иной вариант использования ресурсов предприятия, которые являются, таким образом, предметом планирования. А основная цель планирования - это оптимизация использования ресурсов для достижения наиболее высокого эффекта от их потребления.
Разработка планов должна основываться на определенных принципах. К важнейшим принципам планирования относятся: системность, непрерывность, целенаправленность и приоритетность, комплексность, социальная ориентация, оптимальность, адекватность, сбалансированность и пропорциональность, сочетание отраслевого и регионального аспектов планирования.
Принцип системности предполагает исследование количественных и качественных закономерностей в экономических системах, построение такой логической цепочки исследования, согласно которой процесс выработки и обоснования любого решения должен отталкиваться от определения общей цели системы и подчинять деятельность всех подсистем достижению этой цели.
В связи с непрерывностью экономического развития, совершенствованием производства на базе развития науки и техники должен соблюдаться принцип непрерывности, т. е. преемственности прогнозов, планов. В соответствии с этим принципом должны разрабатываться и увязываться между собой прогнозы и планы различного временного аспекта. Так, среднесрочные планы должны разрабатываться на основе перспективных направлений; отражаемых в долгосрочных планах, краткосрочные - исходя из показателей среднесрочных планов. Долгосрочные планы должны корректироваться и продлеваться на соответствующий период. Это обусловлено возникновением новых потребностей общества, крупными изменениями в технике и по другим причинам.
Принцип целенаправленности и приоритетности требует, чтобы каждый план носил целевой характер, т. е. был направлен на достижение определенных целей, а в качестве приоритетов выделялись бы отрасли экономики и социально-экономические проблемы, от развития и решения которых зависит развитие экономики в целом.
Принцип приоритетности реализуется в тесной связи с принципом комплексности, предполагающим рассмотрение всех сторон объекта исследования в его связи и зависимости с другими процессами и явлениями.
При обеспечении приоритета в развитии важнейших отраслей должно предусматриваться соответствующее развитие всех других отраслей. Поэтому с двумя названными выше принципами тесно связан принцип социальной ориентации, требующий обеспечения приоритетного решения социальных проблем.
В целях эффективного функционирования экономики должен соблюдаться принцип оптимальности. Термин «оптимальный» означает наилучший, т. е. из всех возможных вариантов должен выбираться наилучший, наиболее эффективный. Оптимальность непосредственно связана с повышением эффективности производства.
Принцип адекватности предполагает отражение реальных процессов, протекающих в экономике.
Сбалансированное и пропорциональное развитие экономики возможно при учете в процессе разработки прогнозов и планов принципа сбалансированности и пропорциональности. Сущность этого принципа заключается в балансовой увязке показателей, установлении пропорций и обеспечении их соблюдения.
Принцип сочетания отраслевого и регионального планирования требует, чтобы отраслевые планы разрабатывались с учетом интересов данной территории и рационального использования местных ресурсов.
суммой ресурса на начало планового периода и его прихода в течение планового периода и суммой расхода ресурса в течение планового периода и его остатка на конец периода:
Используются различные методы планирования. Рассмотрим основные из них.
Программно-целевой метод основывается на выборе реально поставленной цели функционирования предприятия и разработке для него нескольких вариантов взаимоувязанных экономических и социальных программ развития. Программно-целевое планирование построено по логической схеме: цели - пути - способы-средства. Этот метод предполагает многообразие целей: научно-технических, организационно-экономических, экологических и др.
Расчетно-конструктивный метод предполагает определение показателей плана на основе расчетов, построенных исходя из имеющейся информации о взаимосвязи объектов, составляющих планируемую систему. Примером применения расчетно-конструктивного метода является расчет технологических карт в растениеводстве, когда плановые показатели определяются исходя из имеющихся материальных, трудовых и иных ресурсов и технологий с учетом особенностей предприятия и прошлого опыта.
Нормативный метод предусматривает расчет плановых показателей исходя из существующих технико-экономических норм и нормативов. Норма - это научно обоснованная величина экономического показателя. Ее конкретная величина определяется на основе расчетов с учетом имеющихся производственных ресурсов, применяемых технологий и особенностей предприятия.
При планировании производства наиболее важное значение имеют нормы затрат материальных ресурсов (нормы высева, кормления, расхода ТСМ и др.), нормы затрат труда и заработной платы (нормы выработки и обслуживания, расценки величины оплаты труда и т. д.) и технологические нормы, определяемые технологическими процессами (норма естественной убыли, содержание переваримого протеина в одной кормовой единице, концентрация действующего вещества в единице объема технологического раствора гербицидов).
Под нормативами понимают регламентированные величины для расчета экономических показателей. Такими нормативами являются, например, величина налоговых платежей (федеральный норматив) или величина амортизационных отчислений (отраслевой норматив). В большинстве случаев нормативы регламентируются (устанавливаются) органами государственной власти.
Балансовый метод - составление балансовых моделей. Он предполагает расчет плановых показателей на основе сопоставления приходной и расходной частей какого-либо ресурса. В общем виде плановый баланс выражается равенством (балансом) между
где О нач - наличие ресурса на начало планового периода; П - приход ресурса в течение планового периода; Р - расход ресурса в течение планового периода; Окон - остаток ресурса на коней планового периода.
Моделирование заключается в создании такого аналога планируемого процесса, в котором отражены все важнейшие с точки зрения цели исследования свойства данного процесса и опущены его второстепенные черты. Различают следующие модели: матричные, модели оптимального планирования, экономико-статистические (трендовые, факторные), имитационные, модели принятия решений.
12.2. СИСТЕМА ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Сельскохозяйственное производство представляет собой сложную совокупность взаимосвязанных производств, предприятий и отраслей. Производственная и предпринимательская деятельность сельскохозяйственного предприятия в условиях рыночной экономики связана с возможными рисками достижения цели. Успех деятельности в значительной степени зависит от качества внутрихозяйственного планирования, предусматривающего перспективные цели, способы их достижения и ресурсное обеспечение. Планирование сельскохозяйственного предприятия представляет собой цепь взаимосвязанных экономических" расчетов, направленных на получение намеченных высоких экономических результатов.
Система внутрихозяйственного планирования представляет собой установление обоснованных пропорций в экономическом и социальном развитии предприятия и его подразделений, обеспечивающих получение высоких экономических результатов с учетом местных условий и достигнутого уровня развития производства. Ее можно классифицировать по следующим направлениям.
В зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов принято различать долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование.
Долгосрочное (перспективное) планирование охватывает период от 5 до 20 лет. Такие планы определяют долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие. Перспективные долгосрочные планы
предусматривают долговременные изменения объема производства и продаж, уровня издержек, производительности труда и других показателей на основе прошлого опыта и существующих тенденций при условии, что эти тенденции будут сохраняться в течение достаточного времени в будущем. Перспективные планы прогнозируют максимальное производство продукции при минимальных затратах труда и средств и получение максимальной прибыли.
Перспективное планирование следует отличать от прогнозирования. По форме они представляют собой один и тот же процесс, а по содержанию различаются. Прогнозирование - это процесс предвидения, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития и возможном состоянии объекта в будущем. Прогнозирование позволяет выявить альтернативные варианты развития планируемого процесса или объекта и обосновать выбор наиболее приемлемого варианта. В этом смысле прогнозирование является одним из этапов перспективного планирования.
К долгосрочным (перспективным) планам относят план организационно-хозяйственного устройства.
План организационно-хозяйственного устройства (оргхозплан) предприятия представляет собой проект рационального построения сельскохозяйственного предприятия, в котором все отрасли и элементы производства находятся в научно обоснованных пропорциях, позволяющих рационально вести хозяйство, получая максимальное количество прибыли при наименьших затратах ресурсов.
Оргхозплан состоит из двух основных частей: в первой части планируется развитие ведения производства, во второй части - социальное развитие коллектива.
План организационно-хозяйственного устройства сельскохозяйственного предприятия разрабатывается на основе проектного задания. Для расчета проектного задания, кроме специалистов хозяйства, привлекаются работники районных и областных сельскохозяйственных органов, сотрудники научно-исследовательских учреждений. В проектном задании предусматривают планировку и специализацию предприятия с учетом развития сельскохозяйственного производства в районе, примерные показатели развития главной отрасли, специализацию хозяйства, размещение населенных пунктов, строительство дорог, культурно-бытовых учреждений и т. д.
Кроме проектного задания для составления плана необходимо иметь уточненные нормы и нормативы, используемые при планировании отдельных технико-экономических показателей, сведения о системе машин, новых технологиях производства. При составлении оргхозплана необходимо учитывать областные рекомендации, изложенные в системах ведения хозяйства на данной территории на перспективу.
Среднесрочное планирование осуществляется на период от 2 до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой по сути дела краткосрочный план.
План экономического и социального развития составляют исходя из задач, поставленных в плане организационно-хозяйственного устройства. Он более детален и предусматривает не только построение, но и осуществление проекта устройства предприятия, системы ведения хозяйства.
Как и план организационно-хозяйственного устройства, план экономического и социального развития включает в себя две части: производственную, где содержится информация о юридическом статусе предприятия, специализации и размерах хозяйства, рассмотрен вопрос развития растениеводческих и животноводческих отраслей с учетом межхозяйственной кооперации, состояние и развитие вспомогательных и подсобных производств, механизация и автоматизация производственных процессов, потребность в рабочей силе и величина средств, направленных на оплату труда, и другие вопросы.
Вторая часть плана - социальная, где решаются проблемы подготовки и обеспечения предприятия квалифицированными работниками, улучшения условий труда, развития личного подсобного хозяйства, улучшения жилищно-бытовых и социальных условий работников предприятия.
Краткосрочное (текущее) планирование охватывает период до 1 года, включая полугодовое, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование. В данном случае разрабатывается годовой производственно-финансовый план деятельности всего сельскохозяйственного предприятия и годовой производственный план или хозрасчетное задание каждому подразделению.
Годовой производственно-финансовый план представляет собой программу работы хозяйства на конкретный календарный год. В годовом плане разрабатывается большое число показателей, определяется срок выполнения работ, информируются непосредственные исполнители.
При расчете показателей годового плана широко используют различные методы планирования, делают много вспомогательных расчетов, таблиц и прилагают их к плану. Бланк плана производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственного предприятия содержит 28 форм, сгруппированных в 5 разделов: основные экономические показатели; производственная программа; ценообразование; инвестиционная деятельность; финансовая деятельность.
Хозрасчетное задание подразделению есть не что иное, как программа отдельного трудового коллектива. Такие штаны и задания
разрабатываются при составлении производственно-финансового плана предприятия и являются его составными частями. В производственных планах подразделению определяется плановый объем производства валовой продукции, незавершенное производство, лимиты затрат, основные средства, распределение трудовых ресурсов.
Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Основная цель стратегического планирования - создание потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы. В результате стратегического планирования предприятие ставит перспективные цели и вырабатывает средства для их достижения.
Если стратегическое планирование рассматривать как поиск новых возможностей предприятия, то тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этих новых возможностей. Результатом тактического планирования является план экономического и социального развития фирмы, представляющий собой комплексную программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности на соответствующий период.
Тактическое планирование, как правило, охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды, а стратегическое планирование эффективно в долгосрочном и среднесрочном периодах.
Оперативно-календарное планирование является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности предприятия. Основная задача такого планирования - конкретизация показателей тактического плана, что необходимо для организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.
В ходе оперативно-календарного планирования разрабатываются оперативные планы, составляющиеся по периодам важнейших работ в отраслях и подразделениях хозяйства. В отраслях растениеводства разрабатывают оперативные технологические рабочие планы по периодам сельскохозяйственных работ и планы-наряды на выполнение отдельных работ. Рабочие планы составляют по периодам работ: весенние работы; уход за растениями; уборка сена; уборка зерновых культур; посев озимых культур; уборка поздних культур; вспашка зяби, работы в зимний период.
Кроме того, в оперативно-календарном планировании составляют планы-наряды на выполнение отдельных работ как задания подразделениям и непосредственным исполнителям на один или несколько дней.
Основой тактического и оперативного планирования являются технологические карты. В сельском хозяйстве технологическая карта - это документ, в котором изложена технология производства определенного продукта. В карте в хронологической последовательности перечисляют все виды работ, которые необходимо осуществить для получения той или иной продукции в запланированном объеме, определяют потребное количество рабочей силы и техники, а также производственные затраты по установленным показателям.
12.3. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ
Бизнес-план - это план развития предприятия, необходимый для освоения новых сфер деятельности, создания новых видов бизнеса или продвижения на рынке (если ведется речь о новом товаре). Такой план может быть разработан как для нового, только создающегося предприятия, так и для уже существующего предприятия на очередном этапе его развития.
Основные задачи бизнес-плана - выработка стратегии предприятия:
определение степени жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия (оценка его финансового положения, определение потребности в инвестициях);
снижение риска предпринимательской деятельности;
конкретизация перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей;
привлечение финансовых средств и потенциальных партнеров.
Бизнес-план является составной частью стратегического плана, он также охватывает достаточно длительный период, обычно - 3-5 лет, а иногда больше. Однако, в отличие от стратегического плана, бизнес-план включает не весь комплекс общих целей предприятия, а только одну из них, ту, которая связана с созданием и развитием определенного нового вида деятельности (бизнеса). Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, по истечении которых определенные планом цели и задачи должны быть выполнены.
Прототипом бизнес-плана может служить технико-экономическое обоснование, которое является составной частью проект-но-технической документации. Однако технико-экономическое обоснование по сравнению с бизнес-планом носит более узкий, специфичный характер.
Обычно бизнес-план состоит из следующих разделов.
Титульный лист. Содержит заголовок плана, дату его подготовки, исполнителей, полное имя и адрес предприятия.
Резюме. В сжатой форме излагают суть плана развития предприятия, его преимущества. Приводят основные итоги маркетин-
Тема 8. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
8.1 Сущность и принципы планирования
8.2 Виды планирования. Методы планирования
8.3 Разработка производственной программы предприятия
8.4 Цели разработки и структура бизнес-плана предприятия
Планирование – это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу, а так же анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения. Планирование является центральным звеном всей системы хозяйственного механизма управления и регулирования производства.
Деятельность, связанную с планированием на предприятии, можно разделить на несколько основных этапов:
1) процесс составления планов, или непосредственный процесс планирования, т. е. принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения. Результатом процесса планирования является система планов;
2) деятельность по осуществлению плановых решений. Результатами этой деятельности являются реальные показатели деятельности организации;
3) контроль результатов. На этом этапе происходит сравнение реальных результатов с плановыми показателями, а также создание предпосылок для корректировки действий организации в нужном направлении. Несмотря на то что контроль является последним этапом плановой деятельности, его значение очень велико, поскольку контроль определяет эффективность планового процесса в организации.
Процесс планирования – это не простая последовательность операций по составлению планов и не процедура, смысл которой в том, что одно событие обязательно должно произойти вслед за другим.
Процесс требует большой гибкости и управленческого искусства. Если определенные моменты процесса не соответствуют поставленным организацией целям, их можно обойти, что невозможно в процедуре планирования.
Участвующие в процессе планирования люди не просто выполняют предписанные им функции, а действуют творчески и способны к изменению характера действия, если этого требуют обстоятельства.
Методика и порядок планирования состоят из ряда этапов, следующих друг за другом.
Первый этап. Фирма проводит исследования внешней и внутренней среды организации, определяет главные компоненты организационной среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для организации, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы.
Второй этап. Фирма устанавливает желаемые направления и ориентиры своей деятельности: видение, миссию, комплекс целей.
Третий этап. Стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяет разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии.
Четвертый этап. Производится выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.
Пятый этап. Подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.
Шестой этап. Среднесрочное планирование. Готовятся среднесрочные планы и программы.
Седьмой этап. На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичные оперативные планы и проекты.
Восьмой и девятый этапы, не являясь стадиями непосредственного процесса планирования, тем не менее определяют предпосылки для создания новых планов, которые должны учитывать:
1) что организации удалось сделать, реализуя свои планы;
2) каков разрыв между плановыми показателями и фактическим выполнением.
Основные принципы планирования :
1) Принцип обоснованности целей и задач предприятия.
При этом выделяют цели:
хозяйственно-экономические, обеспечивающие эффективность производства;
производственно-технологические, определяющие функциональное назначение предприятия;
научно-технические, обеспечивающие научно-технический прогресс;
социальные, обеспечивающие удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия;
экологические, обеспечивающие изготовление экологически чистой продукции без негативного воздействия на окружающую среду.
2) Принцип системности . Он означает, что планирование представляет целую систему планов и охватывает все сферы деятельности предприятия;
3) Принцип научности . Требует учета перспектив научно-технического прогресса и применения научно обоснованных прогрессивных норм использования всех видов ресурсов;
4) Принцип непрерывности . Означает параллельное сочетание текущего и перспективного планирования;
5) Принцип сбалансированности плана . Указывает на количественное соответствие между взаимосвязанными разделами и показателями плана, между потребностями в ресурсах и их наличием;
6) Принцип директивности . В соответствии с ним план приобретает силу закона для всех подразделений предприятия после утверждения его руководителем предприятия.
Важнейшими целями , которые преследуются в планировании на предприятии, как правило, являются: объем продаж товарной массы, прибыль и доля на рынке.
Показатели, применяемые в планировании, подразделяются:
По экономическому содержанию - на натуральные, трудовые и стоимостные;
По экономическому назначению - на количественные и качественные;
По способу характеристики предмета - абсолютные (прибыль) и относительные (рентабельность).
Планирование представляет собой процесс определения целей и путей их достижения. План - это намеченная на определенный период работа (цель, содержание, объемы, методы, последовательность, сроки выполнения, ресурсы и т. д.). При отсутствии планирования:
- - нет поставленных целей, будущих задач;
- - текущие действия не связаны с будущим;
- - потеря ориентации, краткосрочные процессы;
- - более уязвимые позиции по сравнению с конкурентами. Применение планирования: стратегический планирование информационный
- - улучшает координацию действий организации;
- - позволяет учитывать быстрые изменения во внешней среде;
- - улучшает информационный обмен в организации;
- - способствует оптимальному распределению ресурсов;
- - обеспечивает четкие обязанности и ответственность персонала;
- - стимулирует работников;
- - улучшает контроль в организации.
Планы существенно различаются по масштабам и сложности: от плани- рования отдельных совещаний или проектов до планов работы и развития це- лых организаций.
План имеет три основных компонента:
- - цели, которые должны быть достигнуты, они должны быть сформулированы достаточно подробно и точно;
- - описание действий, которые должны быть выполнены для достижения поставленных целей, с разъяснением взаимосвязей между ними; - оценка ресурсов необходимых для достижения целей.
Планирование имеет внутреннюю логику и его можно представить как восьмиэтапный процесс.
Этапы процесса планирования:
Этап 1 Определение целей. Постановка целей должна сопровождаться разработкой критериев для оценки прогресса в достижении этих целей. При постановке целей следует руководствоваться моделью SMART (SMART - аббревиатура от: Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Timed), т. е. цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, уместными и согласованными по времени.
Этап 2 Генерация и оценка вариантов. Этот этап включает в себя генерацию и последующую оценку возможных вариантов действий.
Этап 3 Определение действий. Следующий этап - составление перечня всех необходимых действий для успешной реализации выбранного варианта.
Этап 4 Установление очередности действий Следующий шаг - установление очередности действий. Необходимо - выяснить, какие дела не могут начаться до завершения других, именно это будет основным фактором, от которого зависит очередность действий.
Этап 5 Определение необходимых ресурсов. После того как определены требуемые действия и очередность их выполнения, можно оценить потребности в ресурсах более точно.
Этап 6 Пересмотр плана. Теперь, когда точно известно, какие ресурсы потребуются, следует подвергнуть план ревизии, и в случае необходимости пересмотреть его.
Этап 7 Подготовка плана действий и рабочего графика. На этом этапе необходимо составить подробный план действий, точно устанавливающий, кто, что, как и в какие сроки должны сделать.
Этап 8 Мониторинг и контроль; коррекция плана в случае необходимости Составление рабочих графиков представляют собой одно из средств, с помощью которых менеджеры смогут контролировать выполнение намечен- ных действий и добиваться того, чтобы все они осуществлялись в соответствии с планом.
Основы стратегического планирования развития коммерческих организаций
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Стратегия большей часть формулируется и разрабатывается высшим руководством организации, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как про- грамму, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного времени.
Процесс стратегического планирования:
- 1. Миссия организации Основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования - обозначается, как и ее миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.
- 2. Характеристика целей Общефирменные цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик:
- а) Конкретные и измеримые цели позволят создать базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы. Руководители среднего звена будут иметь ориентир для решения.
- б) Ориентация целей во времени следует точно определять не только, что организация хочет осуществлять, но также и в общем, когда должен быть достигнут результат. Цели обычно устанавливаются на длительные или краткие временные промежутки. Долгосрочная цель имеет горизонт планирования до 5 лет. Среднесрочная цель - от 1до 5 лет Краткосрочная цель - до 1 года. в) Достижимые цели. Цель должна быть достижимой, чтобы повысить эффективность организации. Установление цели, которая превышает возможности организации либо из-за недостаточности ресурсов, или из-за внешних факторов, может привести к катастрофическим последствиям.
- 3. Оценка и анализ внешней среды Руководители оценивают внешнюю среду по трем параметрам:
- 1) Оценить изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей стратегии.
- 2) Определить какие факторы представляют угрозу текущей стратегии.
- 3) Определить, какие факторы представляют больше возможностей для достижения целей путем корректировки плана. Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, можно выделить в семь областей: Экономические факторы. Некоторые факторы в экономической окружающей среде должны постоянно диагностироваться и оцениваться: темпы, инфляция, уровни занятости, налоговая ставки и т. д. Политические факторы. Активное участие лидеров бизнеса в политическом процессе является подтверждением важности государственной политики для организаций. Необходимо следить за нормативными документами местных органов, правительства. Рыночные факторы. К этим факторам относятся изменяющие демографические условия, распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли. Технологические факторы. Анализ технологической внешней среды может учитывать изменения в технологии производства. Международные факторы. Большинство крупных фирм и тысячи мелких компаний действуют на международном рынке. Руководство должно постоянно контролировать и оценивать изменения в этой более широкой среде. Факторы конкуренции. Ни одна организация не может себе позволить игнорировать фактические и возможные реакции своих конкурентов. В анализе конкурентов присутствуют
- 4) диагностических элемента: анализ будущих целей конкурентов, оценка текущей стратегии конкурентов, обзор предпосылок в отношении конкурентов и отрасли, в которой функционируют данные компании, углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.
Факторы социокультурные. Эти факторы включают меняющиеся ожидания, отношения и нравы общества. Чтобы эффективно реагировать на изменение социальных факторов, корпорация сама должна меняться, приспособляясь к новой окружающей среде. Перечень внешних опасностей и возможностей. При помощи анализа внешней среды организация может создать перечень опасностей, с которыми она сталкивается в этой среде. Основные прямые факторы внешней среды: поставщики, государственные органы, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы. Основные косвенные факторы внешней среды: технология, экономические условия, социокультурные, политические факторы и взаимоотношения с местным сообществом.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
« Владимирский Государственный Университет »
Кафедра менеджмента
Реферат
по дисциплине «Менеджмент»
на тему:
«Процесс
планирования. Цели
организации»
Вып олнила:
При няла:
Владимир 2011
Содержание
Введение………………………………………………………… …………. | 3 |
Глава I. Процесс планирования в организации…………………………... | 5 |
1.1. Понятие, сущность и этапы планирования……………………... | 5 |
1.2. Принципы планирования………………………………………... | 7 |
|
11 |
Глава II. Цели в системе управления……………………………………... | 14 |
|
14 |
|
16 |
|
18 |
|
20 |
Заключение…………………………………………………… ……………. | 22 |
Список используемой литературы………………………………………... | 24 |
Введение
В
широком смысле слова планирование
- это задание целей любой системе
или подсистеме. Важность планирования
деятельности предприятия выражена
в известном афоризме: «Планировать
или быть планируемым», то есть предприятие,
которое не умеет или не считает нужным
планировать свою деятельность, само становится
объектом планирования, средством достижения
чужих целей. Планирование как экономическую
категорию можно рассматривать с общеэкономической
и управленческой позиций.
В
условиях рыночных отношений планирование
является одним из важнейших условий организации
эффективной работы организации. Планирование
охватывает все основные сферы его производственно-хозяйственной
деятельности - сбыт, финансы, производство,
закупки, научные и проектные разработки,
которые тесно взаимосвязаны. Эта деятельность
опирается на выявление и прогнозирование
спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов
и перспектив развития хозяйственной
конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость
увязки планирования с маркетингом и контролем
с целью постоянной корректировки показателей
производства и сбыта вслед за изменениями
спроса на рынке.
Планирование
на предприятии заключается в
установлении целей его деятельности
на определенный период, путей их реализации
и ресурсного обеспечения. Оно предусматривает
разработку комплекса мероприятий, определяющих
последовательность достижения конкретных
целей с учетом возможностей наиболее
эффективного использования ресурсов
каждым производственным подразделением
и предприятием в целом.
Постановка
целей является важнейшим исходным моментом
планирования. Целевая функция осуществляется
через ряд этапов, каждый из которых соответствует
тому или иному типу целевой установки:
миссия, видение, цель. Первым этапом является
разработка или уточнение миссии организации,
выражающей философию и смысл ее существования.
Видение организации разрабатывается
на конечный длительный период и отражает
представление о том, какой должна стать
организация по истечении этого периода.
Цели
организации – это наиболее конкретное
выражение миссии и видения в форме, доступной
для управления процессом ее реализации.
Постановка этих целей осуществляется
в соответствии с выработанными теорией
и практикой управления принципами. Существует
множество различных способов классификации
целей. Каждый из них описывает специфику
разрабатываемых целей. Между всеми целями
существует тесная связь и взаимообусловленность.
Глава I. Процесс планирования в организации.
1.1. Понятие, сущность и этапы планирования
Планирование
в условиях рыночной экономики – это процесс
непрерывной творческой деятельности,
научно обоснованная система свободного
выбора основных видов продукции и услуг
предприятия, важнейших экономических
и социальных целей его перспективного
развития, наилучших технических средств
и организационных способов решения выдвинутых
перспективных целей и задач.
Оно
позволяет каждому предприятию планировать
и соизмерять свои затраты и результаты,
нормы расходуемых ограниченных ресурсов
и получаемых совокупных доходов на всех
стадиях хозяйствования и уровнях управления.
В свободных рыночных отношениях предприятий
основные функции внутрихозяйственного
планирования получили в настоящее время
свое дальнейшее развитие и расширение:
от технико-экономического обоснования
отдельных разделов и частей плана до
разработки новых комплексных бизнес-планов.
Планирование
– стадия процесса управления, на которой
определяется цель деятельности и необходимые
для этого средства и действия.
Планированием прокладывается путь, по
которому организация будет идти, чтобы
достичь цели. Планирование ориентируется
на данные прошлого, но стремится определить
и контролировать развитие предприятий
в перспективе. Поэтому надежность планирования
зависит от точности фактических показателей
прошлого. Для точного планирования необходимо
как можно больше получить точной информации
о рынке и о деятельности предприятия.
Она обеспечивается бухгалтерским учётом
и обширной статистической базой.
Сущность
планирования в свободных рыночных
отношениях заключается в научном обосновании
в организациях предстоящих экономических
целей их развития и форм хозяйственной
деятельности, выборе наилучших способов
их осуществления на основе наиболее полного
выявления требуемых рынком видов, объемов
и сроков выпуска товаров, выполнения
работ и оказания услуг и установления
таких показателей их производства, распределения
и потребления, которые при полном использовании
ограниченных производственных ресурсов
могут привести к достижению прогнозируемых
в будущем качественных и количественных
результатов.
Планирование
деятельности является на каждом предприятии
наиболее важной функцией производственного
менеджмента. В планах отражаются все
принятые управленческие решения, содержатся
обоснованные расчеты объемов производства
и продаж продукции, проводится экономическая
оценка затрат и ресурсов, а также конечных
результатов производства. В ходе составления
планов руководители всех звеньев управления
намечают общую программу своих действий,
устанавливают главную цель и результат
совместной работы, определяют участие
каждого отдела или работника в общей
деятельности, объединяют отдельные части
плана в единую экономическую систему,
координируют работу всех составителей
планов и вырабатывают решение о единой
линии трудового поведения в процессе
выполнения принятых планов.
Процесс
планирования проходит обычно несколько
стадий, или этапов. Принято выделять четыре
основных этапа, или уровня, планирования:
- Разработка
общих целей предприятия.
Детализация и конкретизация целей.
Выбор основных путей, экономических и иных средств их достижения.
Контроль за достижением целей.
1.2. Принципы планирования
Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности в организации. Правильное соблюдение принципов планирования создает предпосылки для эффективной работы организации и уменьшает возможность отрицательных результатов планирования.
Ещё А. Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действия. Это единство, непрерывность, гибкость, точность. Р. Акофф гораздо позже обосновал ещё один ключевой принцип планирования – принцип участия.
- Принцип
единства (холизма).
- Принцип
участия.
- Принцип
непрерывности.
- Принцип
гибкости.
- Принцип
точности.
В современной практике планирования, помимо рассмотренных классических принципов, широкую известность имеют общеэкономические принципы: системность, целенаправленность, комплексность, оптимальность, эффективность, научность, приоритетность, сбалансированность, занятость, директивность, самостоятельность, равнонапряженность, конкретность, объективность, динамичность, риск и др.
Следовательно, основные принципы планирования ориентируют предприятие на достижение наилучших экономических показателей. Многие принципы весьма тесно связаны и переплетены между собой. Некоторые из них, например эффективность и оптимальность, действуют в одном направлении. Другие, например, гибкость и точность, - в разных направлениях. В настоящее время имеется большой выбор существующих принципов планирования.
Таковы важнейшие требования или принципы рыночного планирования в современном производстве. На их основе развиваются и формируются в процессе практической деятельности и все действующие общенаучные методы планирования.
1.3.
Методы планирования
В
зависимости от главных целей
или основных подходов используемой
информации, нормативной базы, применяемых
путей получения и согласования тех или
иных конечных плановых показателей принято
различать следующие методы планирования:
экспериментальный, нормативный, балансовый,
расчетно-аналитический, экономико-математические,
графоаналитический, программно-целевые,
отчетно-статистический и другие.
Экспериментальный
метод
– это проектировка норм, нормативов
и моделей планов на основе проведения
и изучения замеров и опытов, а также учета
опыта менеджеров, плановиков и других
специалистов.
Нормативный
метод
используется как самостоятельно,
так и в качестве вспомогательного по
отношению к балансовому. Он предполагает,
что в основу плановых заданий на определенный
период (а соответственно и в основу балансов)
кладутся нормы затрат различных ресурсов
(сырья, материалов, оборудования, рабочего
времени, денежных средств и т.п.) на единицу
продукции. С помощью нормативного метода
формируется, например, нормированное
задание, то есть установленный объем
работы, который работник или группа работников
должны выполнять за данный период с соблюдением
определенных требований к качеству.
Балансовый
метод
обеспечивает установление связей
между потребностями в ресурсах и источниках
их покрытия, а также между разделами плана.
Например, балансовый метод увязывает
производственную программу с производственной
мощностью предприятия, трудоемкость
производственной программы с численностью
работающих.
Расчетно-аналитический
метод
основан на расчленении выполняемых
работ и группировке используемых ресурсов
по элементам и взаимосвязи, анализе условий
наиболее эффективного их взаимодействия
и разработке на этой основе проектов
планов.
Экономико-математические
методы
позволяют разработать экономические
модели зависимости показателей на основе
выявления изменения их количественных
параметров по сравнению с основными факторами;
подготовить несколько вариантов плана
и выбрать оптимальный.
Графоаналитический
метод
дает возможность изобразить
результаты экономического анализа графическими
средствами. С помощью графиков выявляется
количественная зависимость между сопряженными
показателями, например, между темпами
изменения фондоотдачи, фондовооруженности
и производительности труда. К графическим
необходимо, прежде всего, отнести метод
сетевого планирования
. Сетевой график
облегчает управление создания сложных
технических и хозяйственных систем, позволяет
сконцентрировать внимание на выполнении
в их рамках критических работ, наглядно
демонстрирует их взаимосвязь. Сетевой
график дает возможность составить наиболее
рациональный план осуществления каких-либо
мероприятий, к которому привязываются
все остальные процессы. К графическим
относится и метод
планирования
Паттерн
. Суть метода
состоит в том, что на основе прогноза
развития объекта планирования строится
«дерево» целей и подцелей. Для каждой
их них эксперты устанавливают «вес»,
коэффициенты относительной важности
(значимости).
Программно-целевые
методы
позволяют составлять план в
виде программы, т.е. комплекса задач и
мероприятий, объединенных одной целью
и приуроченных к определенным срокам.
Характерная черта программы – её нацеленность
на достижение конечных результатов. Стержнем
программы является генеральная цель,
конкретизируемая в ряде подцелей и задач.
Цели достигаются конкретными исполнителями,
которые наделяются необходимыми ресурсами.
Отчетно-статистический
метод
состоит в разработке проектов
планов на основе отчетов, статистики
и иной информации, характеризующей реальное
состояние и изменение характеристики
деятельности предприятия.
Бюджетный
метод
основывается на составлении
бюджетов, то есть таблиц, отражающих состояние
или распределение на производственные
и иные нужды имеющиеся у организации
ресурсов в соответствии с ее целями. Такие
бюджеты могут быть отчетными и плановыми.
В последующем плановые бюджеты координируются,
уточняются, корректируются. Но бюджетный
метод сложен, громоздок, требует перестройки
структуры управления, индивидуализации
ответственности за расходы, больших затрат.
Математические
методы
сводятся к расчетам на основе
различного рода моделей. К простейшим
моделям относятся статистические. Наиболее
широкое распространение они находят
в финансовом планировании. Например,
они позволяют определять будущие доходы,
основываясь на текущих вложениях и заданных
процентных ставках.
Методы
линейного программирования
применяются
там, где речь идет об оптимизации расходования
тех или иных ресурсов. Они помогают выбрать
технологии, позволяющие получить необходимый
объем продукции при наименьшем расходе
сырья и материалов; загрузить оборудование,
выполняющее несколько видов работ, так,
чтобы при этом достигалась наибольшая
выработка; составить маршруты движения
транспорта, позволяющие, с одной стороны,
наиболее полно обслужить всех клиентов,
а с другой стороны сделать это при минимальных
затратах и пр.
В
процессе планирования ни один из рассматриваемых
методов не применяется в чистом
виде. Возможности применения различных
методов планирования имеют свои границы.
Эти границы, во-первых, определяются современной
НТР, которая вызывает столь стремительные
изменения в организации и среде, что поспеть
за ними планирование попросту не успевает.
Во-вторых, нехваткой времени, связанной
с тем, что плановые расчеты весьма длительны
и трудоемки. В-третьих, бюрократизмом
и инерционностью самих сотрудников, их
боязнью новшества.
Глава II. Цели в системе управления.
2.1.
Понятие целей и их значение
в деятельности организации.
Цели
– это основные задачи, результаты,
к которым стремиться индивидуум, группа
лиц или организация в целом. Цели – это
конкретизация миссии и видения организации
в форме, доступной для управления процессом
их реализации.
Существует
и много других определений целей
вообще и целей организации в
частности. Все эти определения верны
и отражают тот контекст, в котором они
рассматриваются. Правильно поставленная
цель – половина сделанной работы.
Цели
организации выражают результат, к
которому призваны стремиться работники,
объединившиеся в организацию, для
совместного труда, или то состояние,
к которому они намерены прийти в
результате совместной деятельности.
Цели следует рассматривать в качестве
ориентиров, в соответствии с которыми
функционирует организация. Правильно
выбранные ориентиры предопределяют успех
организации, и, наоборот, ошибки на этом
пути могут поставить под угрозу ее существование.
Чтобы
управлять усилиями и действиями
организации в целом, каждый управляющий
должен иметь представление об общих
целях, связанных с фундаментальными
причинами образования компании.
Существует
три основных элемента, которые должны
содержаться в поставленной цели, чтобы
она была эффективной, это - общая задача,
значение, миссия фирмы. Цели организации
могут быть определены как основная причина
ее существования. Это определение, как
правило, вытекает из контекста конкретной
ситуации, в которой действует организация.
Высшие учебные заведения, существуют
с целью развивать научные исследования
и готовить высокоинтеллектуальную молодую
смену. Правительство выполняет цели обеспечения
национальной безопасности, внутреннего
порядка и социальной защиты. Задача больницы
- возвращать людям здоровье.
Значение
целей в деятельности организации.
Как следует из определения организаций,
среди всех компонентов ее внутренней
структуры особое место занимают
цели, так как ради их достижения
и осуществляется вся деятельность
организации. Организация, не имеющая
цели, бессмысленна и не может существовать
сколько-нибудь продолжительное время.
Вместе с тем цели - один из наиболее спорных
моментов в понимании организации. Одни
ученые считают, что цели необходимы при
анализе организационного поведения,
другие, напротив, пытаются принизить
их значение.
Цели
отражают философию организации, концепцию
её деятельности и развития. Также
цели уменьшают неопределенность текущей
деятельности как организации, так
и отдельного человека, становясь для
них ориентирами в окружающем мире. Это
помогает действовать быстрее, с большим
эффектом, добиваясь задуманного с минимальными
затратами. Цели составляют основу критериев
для выделения проблем, принятия решений,
контроля и оценки результатов деятельности,
направленной на их реализацию.
Многочисленные
исследования, проведенные в последние
годы, показывают, что по значимости
цели занимают одно из первых мест среди
других компонентов организации. Можно
привести множество примеров, когда
простое смещение целей или даже неопределенность
в их формулировке приводят к таким серьезным
негативным последствиям в организации,
как неправильный выбор стратегических
направлений (это приводит к серьезным
материальным потерям), нарушение коммуникаций
внутри организации и другим серьезным
проблемам. Таким образом, цели оказывают
самое непосредственное влияние практически
на все компоненты деятельности организации.
2.2.
Характеристики целей
организации.
Общефирменные
цели формулируются и устанавливаются
на основе общей миссии организации. Чтобы
внести истинный вклад в успех организации,
цели должны обладать рядом характеристик.
Во-первых,
цели должны быть конкретными
и измеримыми
. Например, в компании первичной
целью является удовлетворение потребностей
своих сотрудников. Предполагаемые требования
для достижения данной цели: 1) повысить
удовлетворенность своих сотрудников
на 10% в год; 2) увеличить продвижение
по службе на 15% в год; 3) снизить текучесть
кадров на 10% в год.
Такое
конкретное заявление говорит людям, что,
по мнению руководства, является требуемыми
уровнями формирования довольных сотрудников.
Выражая свои цели в конкретных измеримых
формах, руководство создает четкую базу
отсчета для последующих решений и оценки
хода работы. Руководители среднего звена
будут иметь ориентир для решения, следует
ли направить больше усилий на обучение
и воспитание работников. Также будет
легче определить, насколько хорошо организация
работает в направлении осуществления
своих целей.
Цель
должна быть реальной,
достижимой,
- чтобы служить повышению
эффективности организации. Установление
цели, которая превышает возможности организации
либо из-за недостаточности ресурсов,
или из-за внешних факторов, может привести
к катастрофическим последствиям. Кроме
того, цели представляют собой важные
мотивы поведения людей в организациях,
потому что обычно люди хотят достичь
те цели, которые установлены для организации.
Если цели не достижимы, стремление работников
к успеху будет блокировано и их мотивация
ослабнет. Поскольку в повседневной жизни
принято связывать вознаграждение и повышение
по службе с достижением целей, недостижимые
цели могут сделать средства, используемые
в организации для мотивации сотрудников,
менее эффективными.
Наконец, чтобы быть эффективными,
множественные цели
организации должны
быть взаимно поддерживающими
- т.е. действия и решения, необходимые
для достижения одной цели, не должны мешать
достижению других целей. Например, цель
поддержания товарно-материальных запасов
на уровне 1% от продаж не смогла бы для
большинства фирм обеспечить выполнения
всех заказов в течение двух недель. Невозможность
сделать цели взаимно поддерживающими
ведет к возникновению конфликта между
подразделениями организации, которые
отвечают за достижение установленных
целей.
Цели
должны быть гибкими
. Цели должны быть
достаточно гибкими, чтобы их можно было
усовершенствовать в случае непредсказуемых
или экстраординарных изменений ситуации
в фирме. Но гибкость обычно достигается
в ущерб специфичности - очень важной характеристике
эффективной цели. Путь для решения этой
дилеммы довольно прост, не стоит относиться
к цели с позиции «Все или ничего». Если
цель заключается в том, чтобы увеличить
продажи на 12%, то рост продаж на 11,6% вряд
ли можно расценивать как неудачу или
плохо сделанную работу. В противном случае
люди будут избегать любого, даже самого
маленького риска и будут придерживаться
старых консервативных целей, которых
они всегда могут достичь.
и т.д.................