Стрит-арт-художник Шепард Фейри: «Сталкиваясь с ограничениями, человек становится более креативным. Выставка Шепарда Фэйри «Форс-мажор Оружие и розы Шепарда Фейри

В карьере одного из самых известных стрит-арт-художников мира, американца Шепарда Фейри, в этом году два важных события. Он стал посланником часового бренда Hublot, а в сентябре покажет в Москве персональную выставку. За подробностями Юрате Гураускайте отправилась на встречу с Фейри в Лос-Анджелес.

Шепард Фейри в своей мастерской #1, адрес которой стараются держать в секрете. «Я прошел длинный путь от производства и распространения постеров и стикеров ради забавы до огромных коллажей и оформления целых фасадов зданий. Мне нравится демократичность стрит-арта, но еще больше ценю его непредсказуемость».

Май, жара 30 градусов, микроавтобус пыхтит по улицам даунтауна. Бойкая ассистентка Шепарда Фейри везет меня по местам боевой славы босса. Вот - одни из первых его граффити на Аламеда-стрит. Тогда, в конце 80-х, он только перебрался на Западное побережье с Восточного и начал втихаря бомбить стены заброшенных домов своими рисунками. Сегодня Фейри - звезда. Его просят разрисовывать фасады приличных зданий по всем Штатам, как, впрочем, и далеко за их пределами, его работы попадают в коллекции самых престижных музеев современного искусства, а сам он даже попал в мультсериал про Симпсонов, где озвучивал сам себя. Вот - его любимый корейский ресторан. Вот - музыкальный магазин, где он часто перебирает винильчик (ибо в юности баловался панк-роком, а сейчас вполне прилично диджеит), а при случае продает еще и майки со своим артом. Вот - сувенирная лавка, где всегда находит что-то для вдохновения: те же черепушки со стразами - вечный символ любви к мексиканской «Санта Муэрте» - или статуэтки в форме американского доллара - пламенный привет капитализму, а заодно и поп-арту Энди Уорхола. Эти образы путешествуют по разным его работам. Но самые знаковые - два других. Первый: портрет легендарного борца Андре «Гиганта», который разошелся по всей стране в виде наклеек с надписью Obey («Повинуйся») и моментально сделал художника знаменитым. По словам Шепарда, он не ожидал такого вирусного эффекта. Устрашающее лицо маячило везде, от школьных туалетов до автобусных остановок. Второй: пятиконечная звезда, заключенная в зубчатое колесо, символизирующее вечный труд и движение вперед. Именно она с добавлением контуров лица знаменитого рестлера красуется на циферблате новых часов Big Bang Meca-10 Shepard Fairey, которые вышли ограниченным тиражом в серии Hublot Loves Art и в разработке которых - от дизайна до выбора инновационных материалов - художник принял самое активное участие. Шепард Фейри с ловкостью фокусника жонглирует разными политическими и культурными символами прошлого и настоящего, миксует художественные техники и ведет открытый диалог с американским обществом и всем миром. При этом отнюдь не всегда получает в ответ одобрение публики или арт-критики. Его антимилитаристские опусы после трагедии 11 сентября были восприняты более чем неоднозначно. И наоборот, портрет Барака Обамы 2008 года, сопровождавшийся словом Hope («Надежда»), стал народным плакатом его предвыборной кампании. Он разошелся миллионами стикеров и постеров по всей стране и до сих пор приводится как яркий пример влияния современного искусства на политическую жизнь.


У меня бывают и громкие работы, делающие много шума, и очень тихие, но в каждом случае мне важно понимать, что я хочу сказать, - рассказывает Шепард за полчаса до премьеры своих часов.

А что, бывают противоречия?

Ну, работа художника - это постоянное желание найти зазор между идеализмом и прагматизмом. Свобода важна, но и работать в ограничениях тоже надо уметь и любить. Сталкиваясь с ними, человек всегда более креативен.

А что восхищает вас в Hublot?

Их часы выглядят мощными, сильными и при этом невероятно проработаны в деталях. Воздействуют на вас почти гипнотически. Нас объединяет то, что наши работы идеально узнаваемы как издалека, так и вблизи.

Ваш идеал общества?

Капитализм - лучшая система, но она должна грамотно регулироваться властью. Мысль, что рынок решит все проблемы, - заблуждение!

Что для вас время?

Я стараюсь никогда не сожалеть об ушедшем. А на часы смотрю, чтобы понять, сколько еще есть времени, чтобы успеть сделать задуманное.

«Мне дали полную свободу, за что я благодарен. Эти часы получились, как мои мини-картины», - говорит Шепард о работе с Hublot

ART & HUBLOT

Коллаборация часовой компании с Шепардом Фейри - шестая по счету в рамках программы с уже ставшим популярным хештегом #HublotLovesArt. В числе предшественников были Тристан Итон, Hush и Ричард Орлинский.

Девиз Hublot «Быть первыми, иными, уникальными» особенно близок художнику. По признанию Шепарда, он сам всегда старался быть новатором в искусстве.

Уникальность метода Фейри в особой логике объединения разных художественных техник (тот же подход использован и при создании часов Big Bang Meca-10). Получающиеся в итоге работы выделяют его из сотен художников всего мира.

Мастерство - то, что роднит Hublot и Фейри. «Союз вдохновения и точности на самом деле и есть искусство», - говорит Шепард.


«Стрит-арт - это не стиль, а место! И выразить себя в рамках уникальных часов Hublot было очень интересно»


Лимитированная серия Шепарда Фейри вышла на базе Big Bang Meca-10 в двух цветах, черном и темно-синем, и оснащена уникальной системой крепления one click, позволяющей легко менять ремешки. Но главная фишка часов - новый материал texalium, из которого они сделаны. Он позволяет наносить на корпус рисунок любой сложности, и Фейри не мог этим не воспользоваться


Премьера Big Bang Meca-10 Shepard Fairey прошла на одной из старейших голливудских киностудий Mack Sennett Studio, где когда-то снимался Чарли Чаплин. Генеральный директор Hublot Рикардо Гваделупе представил Шепарда Фейри как посланника бренда и автора новой модели часов

Свою технику Шепард Фейри называет органической историей. Из обрывков газет, старых открыток, плакатов, обоев, своих же собственных рисунков он составляет яркие коллажи, которые потом фотографирует, особым образом выводит на печать, дорисовывает или наносит на них изображения с помощью трафаретов. Так, слой за слоем, этап за этапом, как в болеро Равеля, создается многомерная работа


Kiss Me Deadly 2012 года - одна из самых изящных антимилитаристских работ художника. На первой персональной выставке в московском ММОМА, которая пройдет с 19 сентября по 4 ноября, покажут и многие другие его известные работы, созданные за последние четверть века

В день открытия только за один час было продано более 10 работ: даже ограниченные в средствах посетители хотели купить что-либо в память о Шепарде - хотя бы каталог за €19 c детальной биографией художника и фотографиями его работ.

По словам очевидцев, на выставке царил ажиотаж, владелец галереи не скрывал торжествующей улыбки, а число посетителей превышало разумные пределы и вызывало неминуемую давку возле работ.

Директор экспозиции Луиза Монтальто рассказала о том, почему первая подобная выставка Фейри прошла именно в Риме.

Кому принадлежали представленные на выставке работы?

Все экспонаты - собственность итальянского коллекционера, пожелавшего остаться неизвестным. Он занимает высокую должность в крупной компании. Кураторами выставки стали Дарио Морганте и Кристиано Армати - владельцы галереи. Идея такой выставки витала в воздухе, ведь Фейри - действительно один из самых влиятельных художников тысячелетия.

Сам художник принимал непосредственное участие в организации выставки?

Да, на начальном этапе, но затем он решил не вмешиваться - даже несмотря на то, что Фейри благодарен нам за проделанный труд и вклад в развитие вторичного рынка арт-объектов, и несмотря на то, что это его первая выставка в Италии, он предпочитает участвовать в более институциональных процессах - например, крупных музейных выставках.

Сколько людей уже посетило выставку и сколько было продано работ?

На открытие пришло порядка 1000 человек. Мы достаточно маленькая галерея - у нас никогда ранее не было подобного масштабного открытия. В первую неделю выставку посетило около 3000 человек, и это абсолютно сумасшедшая цифра для нас. Экспозицией интересуются не только люди, живущие в Риме, к нам приезжают из Милана, Болоньи и других маленьких городов. Проявляют интерес кураторы и коллекционеры - в основном, французы и американцы.

Было ли что-то необычное на открытии выставки?

Охранник на входе не впускал внутрь людей с напитками. В итоге на улице мы насчитали 140 бутылок вина.

Что сейчас происходит в итальянском уличном искусстве? Много ли у вас проходит выставок стрит-арта на закрытых площадках?

В Италии очень благодатная почва для развития уличного искусства. В Милане по меньшей мере три галереи, которые специализируются на стрит-арте, в Риме только мы, Mondo Bizzarro Gallery. Мы работаем с такими пионерами движения, как Sten и Lex, Lucamaleonte, Mr Uany, Ozmo, Eron и др. В мае мы открываем групповую выставку художников (Mr Uany, Jb Rock и Eron), в следующем году хотим сделать большую экспозицию «Итальянское уличное искусство» с участием более 30 художников.

«Я всегда любил творчество Обей, но для меня он скорее графический дизайнер, нежели уличный художник, - рассказывает

Самые знаменитые проекты Фейри - это постер «Hope», придуманный в 2008 году во время выборов президента США Барака Обамы, и портрет французского рестлера Андре Русимова, сделанный в 1986 году. В феврале 2008 Фейри получил ответ от Обамы письмо с благодарностью за проделанную работу.

А вот идея наклейки с рестлером появилась случайно: «Году в 1989 я объяснял другу, как делать трафарет, и случайно наткнулся на фотографию с рестлером. Я сказал ему, что он должен сделать из этого трафарет, на что друг рассмеялся и сказал, что это совсем тупо. Мне же показалась эта идея забавной. В то время мы с друзьями называли друг друга The Posse (толпа, тусовка, - слово заимствованное из хип-хопа сленга Public Enemy, NWA and Ice-T). Так что я сделал пару таких наклеек с первоначальной версией GIANT HAS A POSSE».

«Я бы хотел выразить благодарность за ваш талант и поддержку моей предвыборной кампании. Политические плакаты, используемые в вашей работе, вселили в американский народ веру. Я благодарен за привилегию быть частью вашей арт-работы». Барак Обама

Позже на наклейке появилась надпись OBEY (повинуйся): Фейри вдохновился фильмом Джона Карпентера They Live, где главный герой находит солнцезащитные очки, которые позволяют видеть на рекламных плакатах скрытое послание - например, слоган «Купи путевку на Карибы» содержит призывы «Подчиняйся», «Потребляй», «Женись и размножайся».

Помимо нашумевших постеров Фейри занимается оформлением обложек для музыкальных пластинок (Black Eyed Peas, The Smashing Pumpkins, DJ Shadow, Flogging Molly, Led Zeppelin, Will.I.Am, Anthrax, Interpol, Johnny Cash), кинофильмов, а также дизайном логотипов, футболок, стикеров. Шепард известен своими «визуальными высказываниями» против режима Буша (серия Be the Revolution), а также оформлением музыкального альбома «Война: музыка, которая вдохновляла ветерана войны в Ираке» и другим артом социального и политического толка.

Шепард Фейри - действительно разносторонний, живой, талантливый и модный уличный художник. Он неоднократно выставлялся в американских и европейских галереях, его работы включены в коллекцию ряда музеев и институтов искусства в США и Великобритании. Фейри был одним из управляющих партнеров дизайн-студии BLK/MRKT, которая специализировалась на партизанском маркетинге, среди клиентов - Pepsi, Hasbro and Netscape. В 2003 году вместе с женой открыл дизайн-агентство. В 2009 был арестован по дороге на премьеру своего шоу в Институте современного искусства в Бостоне за наклеенные постеры.

Шепард Фейри (Obey) – американский художник, признанный самым влиятельным деятелем искусств, по мнению журнала “ART+Auction” по состоянию на 2008 год. Художник и дизайнер – его работы известны по всему миру. Чем отличился этот деятель искусств и какие его работы вошли в историю?

Творческий путь художника

Frank Shepard Fairey (Obey) родился в 1970 году в семье врача. Его творческий путь начался с разрисовки скейтбордов и одежды своих друзей. В 1992 году он окончил школу дизайна в Род-Айленде, и посвятил свою жизнь графическому дизайну а также музыке. Первая его выставка была проведена в Бостоне. Сейчас этот человек является признанным талантом, его работы связывают с андеграундом, а также с поп-культурой. Работы Шепарда Фейри можно увидеть в Смитсоновском институте, а также в Музее Современного Искусства, расположенного в Нью-Йорке.

Проживает художник Шепард Фейри в Лос-Анджелесе, он женат и является отцом двух дочерей. Первые его работы получили известность в середине 1980-х годов. В 1993 году был создан оригинальный дизайн, посвящённый теме Гатора. Тогда ему удалось вписать надпись “Obey” (Подчиняйся) в закручивающуюся спираль. Двумя годами позже, в 1995 году, о его работе был снят документальный фильм. Несмотря на то, что “Подчиняйся” был создан много ранее, именно тогда оператор услышала историю о Гаторе, и очень ею заинтересовалась – это помогло правильно преподнести идею и сделать ее известной.

В эти же годы Шепард работал на “Jobless Antiwork Wear” и жил в Род-Айленде. Но, после знакомства с Энди Хаулэм, он задумался о переезде в Калифорнию, ведь это штат являлся центром культурных событий тех годов. Тогда же, как признается сам художник, он разрисовал множество стен в Лос-Анджелесе и других городах.

Стиль Шепарда Фейри (Obey)

Его стиль относят к поп-арту и часто сравнивают с Энди Уорхолом. Сам художник признаёт – ему очень льстит подобное сравнение, ведь Шепард симпатизирует творчеству Уорхола. Но, как считает сам Шепард Фейри – он всего лишь продолжает лучшие традиции, и старается развить то, что заложил Энди Уорхол.





Работы художника

Shepard Fairey известен во всём мире, он сотрудничает с ведущими производителями одежды, различных продуктов, а также деятелями искусств. Но, самая знаменитая картина под названием “Hope”(Надежда), была сделана во время предвыборной кампании Барака Обамы. На ней будущий президент изображался в стиле поп-арт, а внизу плаката была расположена надпись Hope. Первая его известная работа была создана в 1986 году с изображением французского борца Андре Руссимоффа, по кличке Giant. Под портретом была расположена надпись “GIANT HAS A POSSE” (У великана есть толпа). Второй вариант этой картины содержит сокращенную версию слогана – Obey Giant (Подчиняйся). Эта фраза была связана с кинолентой “Они живут среди нас”, и в дальнейшем часто обыгрывалась художником.






Художник сотрудничал с многими известными корпорациями и музыкальными коллективами:

  • PepsiCo;
  • Adidas;
  • Black Eyed Peas;
  • Smashing Pumpkins;
  • Принял участие в сериале Симпсоны и др.

Художник прошел через множество судебных тяжб, был неоднократно арестован за рисование граффити. И несмотря на это, он по-прежнему остаётся одной из самых влиятельных личностей в мире граффити и поп-арт искусства.

- (англ. Frank Shepard Fairey, род. 15 февраля 1970) – современный американский стрит-арт художник и дизайнер. Известен также под псевдонимом Obey, который является отсылкой к одному из наиболее известных его тегов.

Биография, творчество

Шепард Фейри родился в городе Чарльстон (Южная Каролина, США). Его отец работал врачом а мать риэлтором. В 1988 году он окончил академию художеств в Калифорнии (Idyllwild Arts Academy), а в 1992 – Род-Айлендскую школу дизайна со степенью бакалавра изящных искусств.

В 1989 году он создал трафарет "Andre the Giant Has a Posse" («У Гиганта Андре есть толпа»), который позже превратился в стрит-арт компанию под названием «Obey Giant» («Повинуйся Гиганту»). В основу данной работы лег образ Андре Рене Русимова, французского рестлера и актера более известного под прозвищем Андре Гигант . В интервью от 2008 года он вспоминал: «наклейка Андре Гигант была просто спонтанной, счастливой случайностью. Я учил друга как делать трафареты летом 1989 года и просматривал фотографии из газеты, которые можно было бы использовать и там просто оказалось объявление с Андре Гигантом, и я сказал ему, что он должен сделать трафарет с него. Он сказал: "Не, я не буду делать трафарет с этого, это глупо! " Но я подумал, что это было бы забавно, так что я сделал трафарет».

К началу 1990-х годов Фейри создал десятки тысяч различных наклеек с изображением «Гиганта», которые он размещал по всему миру. В 1995 году вышел фильм Хелен Стиклер с одноименным названием "Andre The Giant Has a Posse", который был посвящен Шепарду Фейри и его стрит-арт компании. Фильм был представлен на фестивале Санденс в 1997, а в 2000-х годах стал восприниматься нечто культовое не только в мире стрит-арта, но и для различных представителей контркультуры вообще.

В 1994 году Фейри из-за угрозы иска со стороны «Titan Sports, Inc» за нарушение авторских прав видоизменил плакат и создал изображение, получившее название «Obey». Данная работа представляла собой лицо гиганта с подписью Obey (Повинуйся) внизу. Она не содержала в себе никаких политических лозунгов, и являлась с одной стороны неким намеком антиавторитарного содержания, пародией на тоталитарную пропаганду, которая был определена искусствоведом Робертом Л. Пинкусом как «ироничное концептуальное искусство», с другой стороны отсылкой к культовому фильму 1988 года «Чужие среди нас» (иногда: «Они живут среди нас», англ. «They Live») Джона Карпентера.

На протяжении следующих нескольких лет Фейри в дополнение к трафарету и бесчисленному количеству наклеек с «Гигантом» создал также ряд граффити и плакатов огромного размера, которые размещались в самых разных местах по всему миру. В настоящее время этот образ вышел за пределы стрит-арта и стал использоваться в дизайне одежды, интерьеров и т.д., а также получил свое продолжение в современном поп-арте .

В 2003 году вместе со своей женой Амандой Фейри он открыл дизайнерское агентство «Studio Number One», которое работало над оформлением альбома «Monkey Business» группы The Black Eyed Peas, плакатами фильма «Переступить Черту» (англ. Walk The Line), альбомом «Zeitgeist» Smashing Pumpkins, плакатом для сериала Декстер по заказу Showtime и т.д. С этого времени Фейри много работает в жанре плакатной живописи и его работы становятся все более и более коммерчески успешными. Он начинает работать на заказ, создавая плакаты различным компаниям, группам и т.д. подчеркивая, впрочем, что работает лишь с теми брендами, которые не вызывают у него морального отторжения.

В 2004 году он принимает участие в антивоенной компании "Be the Revolution" направленной против администрации президента Буша. Фэйри создает ряд плакатов на политические и социальные вместе с рядом деятелей различных областей искусства.

В 2008 году Шепард Фейри создал свою, возможно, самую знаменитую работу – «Hope» (Надежда), которая была посвящена Бараку Обаме и широко использовалась как по ходу избирательной компании, так и после неё. Позднее данная работа получила продолжение в виде «Occupy HOPE» и «We are the Hope» - плакатов, которые были созданы в 2011 году в рамках движения «Occupy».

Следует также заметить, что Фейри дважды оформлял обложки для журнала Time (Человек года). В 2008 (Барак Обама) и в 2011 («Протестующий»).

В 2017 году Шепард Фейри создал три плаката против маграционной политики президента США Дональда Трампа. Серия получила неофициальное название "Мы - люди" (вариант: "Мы - народ", англ. We the people), т.к. данная фраза содержится на всех трех работах. На плакатах изображены девушки из трех наиболее критикуемых Трампом этнических групп (мусульманская, латиноамериканская и афро-американская). Плакаты Фейри были использованы на нескольких протестных шествиях в США, а также в дизайне футболок и других предметов.

Сегодня Шепард Фейри известен как самый яркий представитель поп-арта, креативный художник и В мир искусства он ворвался яркими и «говорящими» картинами и сразу вызвал вокруг себя массу споров, которые не утихают до сих пор. Художник работает под псевдонимом Obey, что значит «повинуйся», «подчиняйся», и все его творчество будто просит прислушаться к миру и всмотреться в окружающие реалии. Но критики-скептики пытаются уличить в обмане художника. Кто же он: мастер плагиата или арт-революционер?

Биография

Шепард Фейри родился в Чарльстоне (США) в семье рядового врача. Но уже с детства проявлял способности не совсем обычного ребенка. Он увлекался панк-роком и DIY-искусством (что значит «сделай сам»). Первые творческие шаги совершил, разрисовывая одежду и скейтборды друзей, уже "вооружившись" известным псевдонимом.

В 22 года у Шепарда за плечами Род-Айлендская школа дизайна по классу изящных искусств и несколько направлений для выбора творческого пути. и музыка стали первой ступенью карьерной лестницы художника. Спустя некоторое время работы Шепарда выставляются в Бостоне и сразу производят впечатление. Дизайнера связывают с тремя поп- и паблик-артом.

В 2003 году Фейри открыл собственное дизайн-агентство. Сегодня его работы включены в коллекции нескольких музеев, институтов искусств в США и Великобритании.

Несколько раз художник был арестован за рисование граффити в общественных местах и расклеивание рекламных постеров.

Творчество

Как художник Шепард Фейри всегда отличался способностью ярко и оригинально реагировать на происходящее в мире. Его картины - это отражение идеологических, религиозных, политических и экологических проблем. Мировая известность к художнику пришла в 2008 году с постером для предвыборной кампании Барака Обамы. Творение получило символическое название Hope (или «Надежда»), что во многом повлияло на ход выборов.

У Шепарда Фейри сразу сформировался уникальный творческий почерк. Его картины узнаваемы, по своей цветовой палитре и стилю исполнения напоминают советские плакаты. По признанию самого художника, огромное влияние на него оказало творчество и

Коммерческий дизайн

Некоторое время после окончания школы дизайна Фейри работал в типографии и изготавливал стикеры, наклейки, плакаты и футболки рекламного характера. Позже он перешел на "партизанский" маркетинг и реализовал себя в крупных проектах Adidas и Pepsi. Именно Фейри принадлежит логотип фонда Mozilla - создателя браузера Firefox. Также знаменательно сотрудничество дизайнера с музыкальными коллективами Black Eyed Peas и Smashing Pumkins, которым он оформлял

По признанию самого Фейри, выбор продукции для рекламы осуществляется им в первую очередь с моральных позиций, а не коммерческих.

Граффити

Менее всего для коллег и ценителей искусства Шепард Фейри проявил себя в стрит-арте. Однако работы его в этом направлении также привлекают внимание. Художники-граффитисты говорят, что Фейри умело и активно эксплуатирует популярные социальные темы, но это еще не делает его мастером уличного искусства. Работы Obey в стиле граффити - это скорее "партизанский" маркетинг или реклама, что, конечно же, далеко от стрит-арта. Проще говоря, они не связаны с улицей, взаимодействием пространства и людей. Несмотря на такую оценку, Шепард Фейри часто устраивает выставки в галереях Европы и США и всегда получает радушный прием и внимание к своему творчеству.

Критика

На творческом пути Шепарда Фейри всегда было неспокойно и волнительно. Есть критики-скептики, которые ищут и, кажется, находят доказательства плагиата работ художника. Среди них историк искусств Линкольн Кушинг и художник Джош МакФи. Сомнения их вызывают стиль и формы, которые использует Шепард Фейри. Картины его, будто ксерокопии, не имеют ни четких линий, ни штрихов. Да и образы, используемые художником, избиты и знакомы всем.

Любой представитель искусства, так или иначе, попадает под влияние предшественников. Он перенимает, переосмысливает, преобразует и формирует свой неповторимый стиль. По мнению же критиков, Шепард лишь копирует с незначительными изменениями и стилизацией чужие работы и выдает за свои. Так, часто вспоминают скандал вокруг работы Шепарда, посвященной звезде рестлинга После того как WWE пригрозила художнику судебным иском, обвиняя в использовании зарегистрированной марки, Фейри изменил портрет рестлера и слоган на Obey. Примечательно, что один из вариантов Andre the Giant по композиции похож на советский плакат Дмитрия Моора «Записался в добровольцы?».

Причиной тяжбы была и самая известная работа Фейри - Hope. Тогда агентство Associated Press обвинило художника в использовании снимка Обамы 2006 года, сделанного по заказу этого агентства.

P.S.

Творчество Шепарда Фейри приносит дизайнеру прибыль и славу, обвинения и аресты. Но Род-Айлендская школа дизайна все же может гордиться своим выпускником. Ведь, несмотря на все подозрения и претензии со стороны властей и критиков, Фейри был и остается разносторонним, живым и модным художником. Его работы если не перевернули мир, то повлияли на «общественный дискурс».