Стиль поп-арт: краткая история, особенности и интересные факты. Реферат поп-арт как направление в искусстве Сообщение о поп арте

ПОП-АРТ от англ. popular art – общедоступное, популярное искусство — направление в искусстве к. 1950-х – н. 1970-х. Возникло как оппозиция беспредметному абстракционизму и знаменовало обращение к концепции нового авангардизма.

Представители поп-арта объявили свою цель – «возвращение к реальности», однако, реальности которая уже опосредована масс-медиа.

Истоками их воодушевления были: реклама, глянцевые журналы, телевидение, фотография и упаковка. Направление поп-арта вернуло предмет в искусство. Однако, это не был предмет, который опоэтизирован художественным видением, а предмет, который связан с современной индустриальной культурой, особенно, с современными формами информации (кинематограф, телевидение, печать).

Последние технические приемы, которые были позаимствованы из промышленной рекламы и дизайна: фотопечать, включение реальных предметов, использование диапроектора, содействовали «обезличиванию» персональной творческой манеры художника и «раскрытию эстетической ценности» экземпляров массовой продукции.

Зародился поп-арт в Англии.

Французские и американские художники достигли наибольшей известности. В Германии, Италии и даже в СССР, который в тот период был отделен от прочего мира «железным занавесом», появились сходные направления.

Художники поп-арта

Зарождение поп-арта

Несколько художников, критиков и архитекторов при Институте современного искусства в Лондоне в 1952году образовали «Независимую группу», которая изучала городскую народную культуру и современные технологии.

Художники Эдуард Паолоцци и Ричард Гамильтон стали изучать «имиджи» массового искусства. Феномен «массовой культуры» использовал различные способы исследований – от лингвистического до психологического.

Исследования проводили на основе американской культуры. Члены группы ощущали смешанные чувства восхищения и иронии. Эдуард Паолоцци и Ричард Гамильтон создали композиции-коллажи в наибольшей степени из популярных тем рекламы и печати новейших промышленных изделий.

Критик Лоуренс Аллоуэй, член этой группы, предложил термин «поп-арт» для выражения нового явления живописи.

В Лондоне в 1956 году состоялась выставка «Это – завтра», в которой были представлены фотографии кинозвезд Голливуда и кадров из фильмов, которые увеличивали до размера киноэкрана.

По завершению выставки к группе присоединились выпускники Колледжа изящных искусств: Рональд Китай, Питер Блейк, Дэвид Хокни и другие.

Художники последовательно превращались из интеллектуалов-исследователей в апологетов массовой культуры, проповедников новой эстетики и нового образа жизни, который основан на анархическом идеале свободы, новом принципе морали и рок-музыке: П.Блейк оформлял альбом Битлз 1967 г. Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера, а обложку Белого альбома(1968) создал Р.Гамильтон.

Поп-арт в Америке

Идеология равноправных возможностей и товарный фетишизм в США привели к тому, что конец 1950 годов поп-арт получил широкое продвижение в американском искусстве. Международная известность поп-арта пришла благодаря художникам как Рой Лихтенштейн, Роберт Раушенберг, Джэспер Джонс, Том Весселман, Джеймс Розенквист, Энди Уорхол и Клаас Олденбург.

Энди Банка супа «Кэмпбелл», Энди Уорхол Мэрилин Монро, Энди Уорхол

Поп-Арт

Направление

Поп-а́рт (англ. pop art, сокращение от popular art - популярное или естественное искусство) - направление в изобразительном искусстве Западной Европы и США конца 1950-1960-х годов, возникшее как реакция отрицания на абстрактный экспрессионизм . В качестве основного предмета и образа поп-арт использовал образы продуктов потребления. Фактически, это направление в искусстве подменило традиционное изобразительное творчество - на демонстрацию тех или иных объектов массовой культуры или вещественного мира.

Образ, заимствованный в массовой культуре, помещается в иной контекст:

Термин «поп-арт» впервые появился в прессе в статье английского критика Лоуренса Эллоуэя (англ. Lawrence Alloway), в 1966 году Эллоуэй открыто признавался: «Тогда я не вкладывал в это понятие тот смысл, который оно содержит сегодня. Я использовал это слово наравне с термином „поп-культура“, чтобы охарактеризовать продукты средств массовой информации, а не произведения искусства, для которых были использованы элементы этой „народной культуры“. В любом случае понятие вошло в употребление где-то между зимой 1954/55 годов и 1957 годом».

Первые «попартовские» работы создали три художника, учившиеся в лондонском Королевском художественном колледже - Питер Блейк , Джо Тилсон и Ричард Смит. Но первой работой, получившей статус иконы поп-арта, был коллаж Ричарда Гамильтона «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» (1956)

Поп-арт неоднократно подвергался критике со стороны деятелей искусств и художественных критиков. 13 сентября 1962 года Нью-Йоркский музей современного искусства организовал симпозиум по поп-арту. В ходе развернувшейся дискуссии влиятельный критик-консерватор Хилтон Крамер (англ. Hilton Kramer) из газеты «The New York Times» высказал мнение, что по своей сути поп-арт «ничем не отличается от искусства рекламы». По словам Крамера, оба этих явления преследуют цель «примирить нас с миром предметов потребления, банальностей и вульгарности». Критик настаивал на необходимости решительного противодействия поп-арту.

Присутствовавший на симпозиуме поэт, критик и лауреат Пулитцеровской премии Стэнли Кьюниц также неодобрительно отозвался о поп-арте, упрекая представителей этого художественного направления в стремлении угодить господствующему социальному классу: по словам поэта, они выражают «дух конформизма и буржуазии». Кроме того, Куниц высказал мысль, что поп-артовские «знаки, слоганы и приёмы происходят прямо из цитадели буржуазного общества, из бастиона, где формируются образы и потребности масс».

Марио Амайя (англ.)

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Википедия:

Поп-арт – это направление в искусстве, основанное на объектах массовой культуры и направленное на развлечения, коммерцию, а не на поиск глубинного смысла, философию и духовность. Ведущую роль в развитии направления играли: реклама, мода, тренды, иконы стиля, различные средства популяризации и коммерческого продвижения. Поп-арт был реакцией на серьезность абстракционизма и других стилей искусства 20 века. Стиль называют одним из ответвлений искусства авангарда.

История развития стиля

Это было одно из наиболее значимых и влиятельных художественных движений в живописи и других направлениях искусства 20 века, характеризуется специфическим выбором тем и методов, взятых из массовой популярной культуры. Стиль нацелен на широкую аудиторию, поскольку использует популярные образы. Благодаря доступности и простоте, поп-арт имел популярность.

Символизм как стиль в живописи

Движение было основано в 1950-х годах, пиком популярности стали 1960-е. Родина поп-арта – Великобритания, но наибольшего развития движение достигло в США, где столицей этого культурного направления стал Нью-Йорк. Основателями и наиболее известными творцами в стиле поп-арт были Энди Уорхол и Джаспер Джонс.

Независимая группа

Первые шаги нового стиля в живописи были связаны с деятельностью «Независимой группы» художников и архитекторов, основанной в 1952 году в Лондоне. Они первыми применили современные технологии для создания полотен с ведущими мотивами массовой и городской народной культуры. Основой для изучения стали американская культура. Пионеры стиля Э.Паолоцци и Р.Гамильтон изучали психологические влияния массовой культуры, ее смысл, лингвистическое содержание. В первую очередь, интересовали методы промышленной рекламы, современные технологии изготовления рекламы, техника создания коллажей.

Стиль живописи арт-деко

Это – завтра

В 1956 году состоялась выставка «Это – завтра». Живописцы представили на суд общественности картины в стиле поп-арт, на которых были изображены звезды Голливуда, кадры из известных кинофильмов с увеличением. Именно после выставки к течению присоединились многие выпускники школы искусств, которых вдохновил новый стиль.

США

В США стиль развился и популяризировался. Здесь большое внимание уделяли эстетизации банального – упаковки, товаров массового потребления. Суть американского поп-арта: предметы, которые потребляют люди, делают представителей разных социальных слоев равными между собой. Таким образом, поп-арт – искусство социального равенства.

Как термин

Термин, используемый для определения стиля, появился в 1955-1957 годах, благодаря Л.Эллоуэю – британскому критику. Самого автора понятия удивлял факт, что термин начали использовать для определения целого культурного движения. Сам Эллоуэй имел в виду продукты, имеющие коммерческое назначение, принадлежащие к элементам средств массовой информации.

Абстракционизм как стиль в живописи

Художники

Наиболее известные представители направления:

Кит Гаринг

Художник из Нью-Йорка, известен карикатурами. На его работы оказало влияние искусство граффити.

Дэвид Хокни

Считается одним из наиболее известных английских художников 20 века. Хокни был одним из лидеров развития поп-арта в Великобритании.

Джаспер Джонс

Известен картинами с изображением американского флага. Одна из известнейших работ – «Числа в цвете».

Рой Лихтенштейн

Один из известных создателей комиксов.

Уэйн Тибо

Прославился, благодаря картинам с изображением тортов, пирожных, игрушек.

Энди Уорхол

Наиболее знаменитый творец в стиле поп-арт. Узнаваем, благодаря использованию повторяющихся портретов и ярких оттенков в работах.

Особенности работ в стиле поп-арт

Используются изображения и значки, которые популярны в современном мире. Это портреты знаменитостей, звезд кино и музыки, предметов – например, безалкогольных напитков, комиксов, а также любые другие эмблемы и изделия, которые пользуются популярностью в коммерческом мире.

  • В живописи используются яркие цвета, технику создания коллажей, объединяют в одном изображении несколько логически невзаимосвязанных объектов.
  • Поп-арт полотна трудно не заметить в интерьере – они станут ярким акцентом в помещении, оформленном в современном стиле. Стиль поп-арт подразумевает использование различных текстур.
  • Картина может включать надписи, слоганы, девизы – она напоминает рекламный плакат.
  • Для создания работ применялись техники фотопечати, комбинирования с реальными предметами, проектирование.
  • Эстетические идеалы были заимствованы из массовой культуры, популяризированной средствами массовой информации.
  • Приемы художники заимствовали из промышленной рекламы.

Дадаизм как стиль в живописи

Стиль неоднократно подвергался критике. В 1962 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке провели симпозиум по поп-арту. Известный критик Х.Крамер настаивал на том, что необходимо противостоять развитию поп-арта, поскольку он популяризирует банальность, вульгарность, безвкусицу. По мнению критика, поп-арт – обычная реклама, которую пытаются облачить в форму искусства.

По мнению другого критика – С.Куница – поп-арт является продуктом пропаганды, а нацелен на формирование конформистского общества, преследующего сугубо потребительские цели. Вся символика и слоганы, по мнению Куница, превращали рекламные плакаты в псевдо искусство.

Цель поп-арта, которую вкладывали в свои работы художники – вернуться к реальности, от которой отступили абстракционисты. Главным звеном творчества стал предмет, связанный с индустриальной культурой, кинематографом, печатными изданиями, телевидением.

Красочные постеры, яркие плакаты звёзд, комиксы, огромные скульптуры, игра с размерами и фактурами, стильные 60-е – всё это ассоциируется с эпатажным и весёлым искусством поп-арт. Он не для заурядных обывателей, но для тех, кто любит шокировать и выделяться из серой толпы. Поп-арт – для молодых, экстравагантных и жизнерадостных людей.

История возникновения

Поп-арт (от сокр. popular art – популярное искусство ) – яркий, провокационный стиль, пришедший в мир дизайна из живописи.

Придумал термин британский критик Лоуренс Эллоуэй в 1956 году. Спустя десятилетие он рассказал всем, что не вкладывал в это понятие столько идейного смысла, который оно приобрело и стало выражать позднее. “Я только использовал это слово вместе с понятием «поп-культура» для описания продуктов массового потребления, а не в качестве названий произведений искусства,” – оправдывался критик. Но, так или иначе, понятие к концу 50-х стремительно вошло в обиход, несмотря на шквал критики противников стиля.

Появление поп-арта, нового направления в искусстве живописи, было вызвано реакцией на абстракционизм, занимавший в середине XX века прочные позиции. Художники, примкнувшие к этому направлению, используют в своих работах образы продуктов массового потребления. Они смешивают и сочетают предметы обихода, фотографии, репродукции, обрывки печатных изданий.

Примечательно, что практически во всех произведениях сквозит лёгкая ирония и даже насмешка над тем, что народ считает идеалом художественной красоты.

Первые работы в данном стиле были выставлены тремя художниками: Ричардом Смитом, Джо Тилсоном и Питером Блэком. Однако истинными творениями, ставшими иконой поп-арта, считается коллаж англичанина Ричарда Хамилтона, написанный в 1956 году.

В 60-е годы поп-арт достигает расцвета в США. В этом красочном стиле создают свои произведения знаменитые американские авторы:

  • Роберт Раушенберг – яркие коллажи;
  • Рой Лихтенштейн – картинки комиксов огромных размеров;
  • Клас Ольденбург – гигантские пирожные из гипса.

Огромную популярность завоёвывает художник и фотограф Энди Уорхол. С помощью трафаретной печати и ярких, кислотных красок он создает потрясающие портреты мировых звёзд: Мэрилин Монро, Майкла Джексона, Элвиса Пресли.

Художники изобразили мир красоты банального, в их творениях прослеживается гордость за американских производителей, создающих дешёвые, доступные и качественные товары. Искусство американских приверженцев поп-арта – это своеобразный памятник социальному равенству и товарам широкого потребления. Вместе с тем перенятый образ массовой культуры всегда помещался в иной контекст, изменял материал, масштаб, раскрывал технический метод или прием. При этом получалось, что изначальный образ иронически перетолковывался и преобразовывался.

Поп-арт в изобразительном искусстве передавало вкус и настроение того времени. Молодость, мечтательность, мимолётность и лёгкая наивность в картинах этого стиля считается отражением самой настоящей американской мечты.

Идеи американского поп-арта из живописи быстро перекочевали в искусство дизайна интерьера и одежды. Зачем украшать своё жилище дорогими или дорогостоящей картиной, если можно выставить на столе консервную банку, а на стену повесить большой, яркий коллаж из старых газет? Примерно так определяется концепция поп-арта, который предпочитают экстравагантные личности, бросающие вызов обществу.

Американский город Сиэтл в конце 1980-х годов стал родиной в музыке и одежде. Этим термином стали обозначать всё неприятное, неопрятное, отталкивающее.

В России о поп-арте заговорили лишь в конце 70-х годов.

Современное направление

Сегодня поп-арт возвращается в моду не только в живописи, но и в иных видах искусства. Современных мастеров, экспериментирующих в этом направлении, сейчас немало. Отголоски поп-арта прошлого столетия можно встретить в печати комиксов и портретов мировых знаменитостей на одежде молодёжи. В этом стиле чаще оформляют клубы, кафе, салоны красоты. Нескучный, экспрессивный, пластичный стиль поп-арт и в наши дни завоёвывает сердца своих почитателей. Стиль по своему характеру похож на .

Появившись в живописи, поп-арт стремительно проник в быт сначала американцев, потом европейцев, сейчас добрался и до нас. Поп арт сегодня достиг масштабных размеров. Его элементы можно встретить везде: в интерьере, текстиле, на одежде, плакатах и вывесках, в виде наклеек на автомобилях.

Поп-арт проявляется в живописи, киноискусстве, театре, заметно его влияние в музыке («Velvet Underground», «Fug»).

За 70 лет своего существования поп-арт приобрел несколько разновидностей:

  • оп-арт (художественные оптические эффекты, комбинации линий и пятен);
  • окр-арт (художественная организация окружающей среды);
  • эл-арт, вылившийся в отдельное направление – кинетизм;
  • нео-поп-арт, возникший в 80-е годы.

Культовая фигура стиля поп-арт – Энди Уорхол – прославился не только знаменитым портретом Мерлин Монро в технике шелкографии.

Помимо того, художник внедрил искусство поп-арта в дизайн одежды, создав необычные эскизы. В 1965 году он открыл магазин «Парафеналия», где смелые модницы могли приобрести неординарные платья, декорированные металлом, пластиком, бумагой, а также костюмы с необычайно яркими рисунками. Детали еды, телевизора, рекламы, комиксов отображаются на одежде ярко, необычно, броско.

В 60-е годы модельер Андре Курреж создал мужские и женские костюмы, ничем не отличавшиеся друг от друга. Именно тогда стало вхоже понятие «унисекс».

Одежда в стиле поп-арт – это необычайный коктейль красок и броских форм, а также синтетических тканей. Сегодня дизайнеры часто прибегают к этому экстравагантному стилю. Мини-юбки и платья неоновых оттенков, жакеты с накладными плечами, майки и футболки с цветными фотографиями, колготки с геометрическим рисунком, леггинсы, боди и свитер-платья прямого кроя – всё это одежда поп-арта. Часто на ней присутствуют аппликации в виде красочных бабочек, сочных фруктов, алых губ и сердец. Главное – удивлять и быть замеченным!

Дополняют образ украшения из картона, бумаги, пластмассы и оргстекла, ретро-сумки с образами из старых фильмов или афиш, выполненных в черно-белой гамме. Туфли на платформе или устойчивом каблуке и яркий макияж завершат образ. Одежда в стиле поп-арт предназначена для тех, кто не мыслит жизни без смелых экспериментов.

Интерьер

Поп-арт в интерьере – очень яркое и неординарное явление. Он, как всплеск эмоций, призван шокировать и ошеломлять своим дизайном похож на . Особых правил здесь нет, однако можно проследить несколько принципиальных закономерностей:

  • Яркие, насыщенные и даже контрастные цвета, блеск – это главный эстетический принцип.
  • Предметы искусства должны быть недорогими, современными, стилизованными под идеи поп-арта.
  • Крупные, необычные аксессуары и предметы мебели.
  • Композиция построена на принципе повторяемости, цикличности;
  • Использование бытовых предметов в контексте произведений искусств.

Для интерьера в этом стиле характерна игра с размерами и яркими цветовыми оттенками, в результате оформление помещения получается очень необычным. Ему иногда присуща некая «кукольность»; кажется, будто в нём живут не люди, а игрушки. Но и от комфорта поп-арт совсем не отказывается. Так и для этого стиля не характерен в классическом его понимании, но все же вещи хранить где то надо. Ведь в нём надо жить.

Для оформления лучше подобрать наибольшую по площади комнату. Однако даже и миниатюрное помещение можно стилизовать под поп-арт. Правда, здесь придётся в основном сосредоточиться на деталях.

Цветовая гамма

Основной цвет интерьера в стиле поп-арт – белый. На фоне светлых стен, потолка и даже пола будут ярко выделяться цветные предметы мебели, аксессуары, коллажи и картины. Блестящие хромированные поверхности также здесь подойдут, так как отделка хромом получила широкое распространение одновременно со стилем. Акценты в интерьере не просто яркие, а сочные. Самое нестандартное сочетание кислотных цветов приветствуется в искусстве поп-арта.

Материалы

Поп-арт называют недорогим стилем, так как за основу берутся стекло, металл, пластмасса, синтетика, бумага. Зачастую дизайнеры используют в оформлении искусственную кожу.

Пол, стены, потолок

Потолки светлые, глянцевые. Конструкции могут быть подвесными или натяжными, могут иметь несколько уровней. Ниши в потолках подсвечивают неоновыми лампами разных цветов. Композиционным акцентом на нём может стать подвесной светильник необычной формы.

Поп-арт предлагает две вариации оформления стен:

  1. Однотонные белые с яркими пятнами: панно, картинами, фотографиями.
  2. Цветные, оформленные в контрастных, сочных, несочетаемых цветах. В этом случае сами стены несут стилистическую нагрузку.

Отделка стен – самая разнообразная. Они могут быть окрашены, оклеены обоями, покрыты декоративной штукатуркой. На одной из стен зачастую применяется принцип цикличности композиции: один и тот же орнамент повторяется много раз, во всю стену. Иногда используются обои с оптической иллюзией, когда в каждом углу меняется обзор рисунка.

Пол может быть нейтральным, с покрытием в виде ламината или ковролина. В этом случае ярким акцентом послужит ковёр необычной формы или нетипичной фактуры, например, шкура ягуара или зебры. Второй вариант – броский пол, выложенный керамической плиткой в хаотичном порядке.

Мебель

Дорогая, роскошная мебель никак не приветствуется поп-артом.

Дешевизна – один из ключевых принципов этого стиля.

Тяжеловесные шкафы и серванты перегружают пространство, поэтому тоже неуместны здесь. Встроенная мебель, ниши, выдвижные кровати, диваны-трансформеры – вот что будет смотреться здесь органично. Яркие диваны, разноцветные пуфы округлых форм из синтетических материалов создадут атмосферу уюта и радости.

Актуальна мебель из пластика, поражающая цветом и формой. Блестящие и глянцевые поверхности – непременный атрибут мебели.

Декор и аксессуары

В декоре очень важно наличие кричащего текстиля с оригинальными принтами. Оптический орнамент и рисунки из комиксов, образы мультяшных героев подчеркнут идеи поп-арта. Они могут быть нанесены даже на ткани, использующиеся для штор.

Аксессуары имеют здесь первостепенное значение; во многом они определяют стиль.

Портрет Мерлин Монро в духе Энди Уорхола – самый популярный элемент декора в интерьере поп-арт.

Оригинальная скульптура, изделия из пластика, светильники, изображающие героев голливудских фильмов, постеры на стенах, фотографии звёзд в интересных рамках, затейливые вазы – все эти детали характерны для стиля поп-арт. Очень ценны для интерьера творения, созданные своими руками. Предпочтительны изделия из пластика, стекла и бумаги. Возможно использование рисунков, вызывающих мистическое состояние (галлюцинации), но это, конечно, предназначено для особых любителей.

Интерьер в стиле поп-арт: видео

Выводы

Итак, поп-арт – это искусство для смелых экспериментаторов, ломающих стереотипы и многовековые традиции. Это стиль для людей, желающих выделиться из толпы, привлечь к себе внимание. Комфортно жить в таком помещении смогут только по-настоящему яркие, креативные, экстравагантные личности, которым не нравится быть как все. Что противоположно людям любящих .

В свое время взрывали классическое представление в искусстве и архитектуры такие стили, как и .

Поп-арт (англ. pop-art , или popular art ) - стиль в изобразительном искусстве, высмеивающий культуру общества потребления. Это направление искусства возникло как реакция на абстрактный экспрессионизм в 1950-1960-е годы. Его характеризует легкая ирония, насмешка над тем, что люди привыкли считать красивым и художественным. В поп-арте активно используются стереотипы и символы. Например, такие товары как Levi"s джинсы и Coca cola, являющиеся в Америке атрибутом успеха и благосостояния в послевоенное время и поэтому часто изображаемые на картинах и коллажах сделанных в стиле поп-арт.

Термин "поп-арт" употребил впервые в своей статье критик Лоуренс Эллоуэй. Впоследствии, в 1966 году он поведал всем, что не вкладывал в данное понятие столько смысла, сколько оно стало выражать позже. "Я просто применил это слово вместе с термином «поп-культура», для описания продуктов массовой информации, а не как название произведений искусства" - говорил он. Но как бы там ни было, понятие стремительно вошло в обиход между 1955 и 1957-м годами, несмотря на критику противников стиля.

Первые работы в стиле поп-арт были созданы тремя молодыми художниками, которые учились в то время в Королевском художественном колледже Лондона. Это были Джо Тилсон, Питер Блек и Ричард Смит. Но творением, которое стало иконой поп-арта, является коллаж Ричарда Хамилтона, созданный в 1956-м году.

Поп-арт заменил абстрактный экспрессионизм, делая ставку на новый образ, созданный тогда средствами массовой информации. Благодаря поп-арту появились такие новые направления как кинетическое и ситуативное искусство, а также оп-арт.

По сути, поп-арт подвел итоги и довел до логического завершения традиционные виды изобразительного искусства. Благодаря чему открылся путь совершенно новым видам художественных практик. Например, поп-арт подготовил путь для постмодернизма и концептуализма. А уже в 80-е годы XX столетия как итог возник новый тип искусства - нео-поп-арт.

Данное направление в изобразительном искусстве передало вкус и настроение того времени. Сексуальность, молодость, мимолетность, мечтательность и даже некоторая наивность в картинах стиля поп-арт считается отражением настоящей американской мечты. В России о ней заговорили лишь десятилетия спустя после первого появления поп-арта в Америке.

Кстати, в наше время поп-арт опять в моде, как в живописи, так и в других видах искусства. И благо, современных мастеров, работающих в этом направлении сейчас предостаточно.

Яркими представителями поп-арта являются Ричард Гамильтон, Роберт Индиана, Том Вессельман, Энди Уорхол и другие...