Стеклянный мост в китае. Чжанцзяцзе стеклянный мост

В Национальном парке Чжанцзяцзе провинции Хунань завершилось строительство самого длинного в мире стеклянного моста. Сообщается, что конструкция очень прочная и может выдержать до 800 человек. /сайт/

Мост, расположенный на высоте 300 метров над землёй, соединяет две стороны большого каньона. Стеклянная конструкция протянулась на 430 метров в длину, ширина её составляет шесть метров. По словам строителей, стеклянное покрытие моста прошло около 100 испытаний на безопасность. Также проводили тесты на устойчивость к температурным изменениям и раскачке при ветре.

Стеклянный мост на ущельем. Фото: JOHANNES EISELE/AFP/Getty Images

Разработчиком проекта стала израильская архитектурная фирма Haim Dotan. «Благодаря своей стеклянной основе, мост Чжанцзяцзе будет выглядеть настоящей невидимой дорогой, уходящей в облака», - говорили про конструкцию дизайнеры.

Это уже не первый стеклянный мост в этом районе. В сентябре прошлого года в парке Чжанцзяцзе открылся другой стеклянный мост, который получил название «Мост смелых людей». Подвесная конструкция длиной в 300 метров расположилась между двумя утёсами на высоте 180 метров.

Раньше мост был деревянным, но для привлечения туристов решили сделать его полностью из стекла. Руководство парка ещё в 2014 году провело эксперимент, заменив небольшую часть моста на стеклянную. Итог эксперимента всем понравился, поэтому администрация решила поменять весь мост.

По словам инженеров, стекло толщиной в 24 мм абсолютно безопасно. Туристы могут даже прыгать по нему, если рискнут. Однако часто по нему проходят с закрытыми глазами или на четвереньках. Многие стараются не смотреть вниз, хотя можно полюбоваться на живописный вид находящихся внизу деревень.

Безопасны ли стеклянные мосты?

В парке Чжанцзяцзе есть ещё один стеклянный мост. Он находится на отвесной скале Тяньмэнь. Правда, он не качается над ущельем, а прикреплён к горе, но от этого мост не становится менее страшным. Прозрачное сооружение под названием «воздушная тропа» приглашает туристов полюбоваться видами парка с высоты 1 430 метров. Такая высота позволяет смотреть на некоторые горы сверху.

В октябре прошлого года этот мост треснул, чем очень напугал туристов. U-образный стеклянный мост не выдержал удара металлического термоса, который упал из рук одного из посетителей. К счастью, никто не пострадал, туристов удалось эвакуировать.

Официальные представители моста подтвердили, что «под воздействием внешней силы» на конструкции появились несколько трещин. Однако они заверили, что треснул только один из трёх слоёв стекла, поэтому опасности для людей не было.

Стеклянные мосты в других странах

Любители острых ощущений могут полюбоваться Большим Каньоном в американском штате Аризона со смотровой площадки, известной как «небесная тропа». Стеклянная площадка построена по проекту архитектора Марка Росса Джонсона в 2009 году.

Мост сделан в виде дуги, вынесенной за пределы скал на 20 метров. Здесь туристы могут в полной мере ощущать себя парящими над пропастью, поскольку полностью прозрачная конструкция находится на высоте более 1,2 километра. И перила, и пол моста сделаны полностью из стекла с высокой степенью прозрачности.

Участок со стеклянным полом есть на Тауэрском мосту в центре Лондона. Захватывающую панораму английской столицы можно увидеть, если подняться на пешеходную часть моста на высоту 44 метра. По сравнению с мостами, расположенными в горах, на Тауэрском мосту совсем не страшно.

В России пока подобных конструкций нет, однако у Москвы есть шанс в будущем приобрести свой «парящий мост». Стеклянное сооружение над Москвой-рекой есть в проекте парка «Зарядье». По плану, он должен соединить парк с набережной. Попасть на него можно будет через подземный переход.

Высота сооружения составит 140 метров. С моста откроется вид на Кремль, парк и центральные набережные. По словам руководителей проекта, мост начнут строить уже в этом году. Открытие самого парка «Зарядье» планируется в следующем году.

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?

20 сентября 2015 года в парке Чжанцзяцзе китайской провинции Хунань открыли удивительный стеклянный мост. Ну как сказать открыли, мост там был уже давно. Но, примерно, как и в случае с мостом Капилано в Канаде, старый деревянный и уже обветшалый мост заменили на современную конструкцию из стекла.

Стеклянный мост на карте

  • географические координаты 29.046775, 110.481499 (правда я не уверен, что данные верны)
  • расстояние от столицы Китая Пекина около 1330 км
  • расстояние до ближайшего аэропорта Henua города Чжанцзяцзе примерно 15 км

Новый мост (как впрочем и старый) соединяет две вершины горы Стоун-Маунтин Будда и расположен над долиной Пиньян. Теперь мост служит не только для перехода между горами, но и является местной достопримечательностью. Причем сейчас функции достопримечательности наверное важнее остальных.

Стеклянный мост в цифрах

  • длина 300 метров
  • высота 180 метров
  • толщина стекла 24 мм

Весь пол моста выложен из стекла, прочность которого в 25 раз выше обычного. Стекло это двухслойное и толщиной в 24 мм, что делает прогулку над бездной абсолютно безопасной.

Но человеческий инстинкт самосохранения протестует, и подавляющее большинство посетителей с большим трудом заставляют себя пройтись по мосту. Чрезвычайно страшно гулять практически по воздуху да еще на такой высоте. Прозрачность стекла создает иллюзию воздушности и непрочности.

Преодолев страхи и боязнь высоты, вы оказываетесь в удивительном месте. Во-первых, это конечно прекрасные виды окрестностей, во-вторых, сотни метров пустоты под ногами, в-третьих, незабываемые фотографии на память. Ощущение прогулки по воздуху здесь наверное даже превзойдет чувства от пребывания на знаменитой площадке Пять пальцев в Австрии.

Недаром стеклянный мост называют еще «мост героя». Требуется недюжинная смелость чтобы ступить на него. А уж пройти все 300 его метров так это вообще геройское геройство.

Дрожь в коленях и покалывания на кончиках пальцев это нормально. Практически все экстремалы, побывавшие на стеклянном мосту, и даже преодолевшие его, испытывали подобные чувства. Правда, некоторые, не очень геройские герои, покоряют мост на четвереньках.

Если вы все же хотите пройти по мосту, но мозг упорно вас отговаривает, то на помощь вам придут специально обученные люди, готовые помочь вам перейти мост, а при необходимости смогут оказать моральную и психологическую поддержку.

Потоки туристов потянулись к этой рукотворной достопримечательности и за невероятными фотографиями, и за адреналином.

Для того чтобы стада путешественников не затоптали стеклянные панели моста, им выдают бахилы. И это правильно, ведь не каждая уборщица согласится протирать стекло на этом мосту. Из-за невероятной популярности стеклянного моста, администрация парка ограничила количество посетителей до 10 тысяч человек в сутки. Одновременно на мосту могут находится до 100 человек.

Известен случай, когда посетители моста не на шутку испугались. 7 октября 2015 года один из туристов уронил на стеклянный пол моста металлический термос, и стекло треснуло. Страхов окружающие натерпелись много, но никто не пострадал. Все закончилось благополучно.

Стеклянный мост фото


На юге Китая открылся очередной жуткий стеклянный мост над обрывом, по которому лишь самые смелые и отважные туристы проходят вдоль скалы к изрезанному пещерами склону горы.

Мост под названием «Извивающийся дракон», который ведет на гору Тяньмэнь, открылся для публики 1 августа. Длина стеклянной тропы - 100 метров, ширина - всего чуть более полутора метров. Перед взглядами туристов открывается поистине головокружительный вид на долину по другую сторону горной гряды. Мост нависает на высоте 1500 метров над землей. Это уже третий подобный мост на этой же горе. Совсем недавно он был обычной деревянной тропой.


Эта горная местность очень популярна среди туристов благодаря своим невероятным природным пейзажам, а также относительно новому аттракциону - стеклянным мостам.


На снимках видно, как первые посетители открывшегося моста аккуратно идут вдоль горы, держась за стену, некоторые стараются не смотреть вниз сквозь прозрачный пол и через перила.


Первый стеклянный мост в горах национального лесного парка Чжанцзяцзе открылся в ноябре 2011 года и с тех пор неизменно притягивает туристов, желающих попробовать, каково это - ходить по самому краю пропасти. Толщина стеклянного пола тогда составляла всего 2,5 дюйма (6 см), и посетители явно нервничали, когда ступали на него.


Второй стеклянный мост через каньон в национальном парке открылся в мае этого года. Сообщается, что его строительство обошлось примерно в 3,5 миллиона долларов.


Для тех, кто хочет ощущений поострее, здесь же можно прыгнуть в пропасть с тарзанки.


Сейчас стеклянные мосты - популярный тренд в Китае. Обычно местные власти их воспринимают как возможность увеличить приток туристов. Эти амбициозные проекты, как правило, представляют из себя мосты, тропы над обрывами или смотровые площадки.




Ниже - пять самых популярных конструкций со стеклянным дном в Китае.


Смотровая площадка со стеклянным полом расположена на территории знаменитого каменного леса Шилинь в 70 километрах от Пекина. Ее высота - 400 метров над землей, а площадь - 415 квадратных метров. Ее открыли в мае 2016 года.


Стеклянный мост на высоте 300 метров над каньоном Чжанцзяцзе в провинции Хунань должен был открыться в июле 2016 года. Его длина - 430 метров, высота - около 300 метров.


«Мост героя» пролегает на высоте 180 метров над землей и находится в национальном парке Шинючжай в провинции Хунань. Его открыли осенью прошлого года.


Горная тропа Юнтай длиной 260 метров проходит на высоте более 1000 метров над землей. Ее также открыли в сентябре 2015 года.


Стеклянная смотровая площадка Юньдуань расположена на высоте более 700 метров над землей. Она открылась летом 2015 года.

Вот, небольшое видео о том, как туристам удается ходить по таким мостам. Спойлер: им немного тревожно.

Поклонникам экстрима и необычных видов развлечений стоит прогуляться по стеклянному мосту в Китае. Исполненный целиком из стекла, он создает впечатление парения над бездной – достаточно просто посмотреть себе под ноги. Подобные сооружения есть и в других странах мира, но именно китайский мост – самый длинный. Стеклянный мост находится на высоте 180 метров над долиной Пиньян и соединяет две горные вершины.

Впрочем, для Китая стеклянный мост — не новость. Ранее они уже построили стеклянный мост, который огибает гору Тяньмэнь в национальном парке Чжанцзяцзе (Zhangjiajie National Forest Park).

ЗНАЧИТ СТЕКЛЯННЫХ МОСТА ДВА? ДАВАЙТЕ РАЗБИРАТЬСЯ!
Стеклянный мост на горе Тяньмэнь построен на территории национального парка Китая Чжанцзяцзе (Zhangjiajie National Forest Park), что находится в провинции Хунань. Длина моста около 70 метров и расположен он на высоте 1900 метров. Мост огибает гору Тяньмэнь и выходит к горе Чжанцзяцзе, что обеспечивает удивительный вид на красоты природного парка.

Стеклянный мост на горе Тяньмэнь

Стеклянный мост над долиной Пиньянь находится на высоте 180 метров. Его протяженность около 300 метров, и он соединяет собой две горные вершины. Бортики и пол изготовлены из особо прочного трехслойного стекла, которое в 25 раз крепче обычного. Такой мост выдержит любые нагрузки – как бы сильно туристы ни прыгали, уверяют инженеры. Его конструкция устойчива к перепадам температур в 60 градусов по Цельсию и скорости ветра до 220 км/час. Однако даже зная о надежности моста, туристы, ступившие на него, зачастую боятся смотреть вниз. Ведь под ногами разверзается пропасть и создается ощущение, как будто вы идете по воздуху. Именно поэтому аттракцион и прозвали «воздушной тропой». Преодолеть эту тропу помогает персонал, работающий около моста, конечно же посмеиваясь над незадачливыми туристами, застрявшими прямо посередине моста в приступе паники:) А вам слабо?

Стеклянный мост над долиной Пиньянь.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК ЧЖАНЦЗЯЦЗЕ (ZHANGJIAJIE NATIONAL FOREST PARK)

Самостоятельным путешественникам будет легко найти этот парк на мировых картах :

Что еще посмотреть в национальном парке Чжанцзяцзе?
Конечно, национальный парк Чжанцзяцзе (Zhangjiajie National Forest Park) знаменит не только стеклянным мостом. Это один из красивейших парков Китая, который с конца 90-х годов находится под охраной ЮНЕСКО. Местная природа не только покорила тысячи туристов со всего мира, но и стала источником вдохновения для титулованного режиссера Джеймса Кэмерона. Он специально приезжал сюда полюбоваться на каменные столбы, которые в итоге стали прототипом плавающих гор в нашумевшем фильме «Аватар».

Помимо каменных столбов и стеклянной тропы, в парке Чжанцзяцзе множество достопримечательностей , которые заслуживают внимания:

1. Горы. Они особенно красивы утром, когда покрываются толстым слоем тумана.

2. Лестница на гору Хуаньши высотой 3800 ступенек, ведущая к воздушной тропинке.

3. Лифт «Ста Драконов». Самый высотный подъемник в мире, поднимающий туристов на 330 метров над землей. Его прозрачные стенки и потолок обеспечивают просмотр всех местных достопримечательностей.

4. Канатная дорога на гору Тяньцзи, протянутая на 7445 м. Является самой высокой и самой длинной во всем мире.

5. «Небесное шоссе». 11 км опасного горного серпантина, насчитывающего более 100 крутых поворотов.

6. Сеть пещер, в том числе четырехуровневая пещера Желтого льва на высоте более 1000 м.

ГРАФИК РАБОТЫ И ЦЕНЫ
Прогуляться по стеклянному мосту на горе Тяньмэнь можно ежедневно с 7:00 до 18:00 – в это время к мосту уходит последний фуникулер. А вот войти в сам парк Чжанцзяцзе можно и позже, при желании можно даже остаться на территории национального парка на ночь, поселившись в одном из расположенных там отелей .

Стоимость входного билета в парк зависит от возраста и социального статуса посетителя:
1. Взрослый абонемент на 3 дня стоит 248 юаней, включая страховку – 3 юаня.
2. Студентам до 24 лет и детям ростом ниже 1,2 м трехдневный абонемент обойдется в 163 юаня. Молодежи для получения скидки требуется показать студенческий билет. Если в нем не указана дата рождения, следует дополнительно предъявить паспорт.
3. Особые льготы предоставляются инвалидам I и II группы, ветеранам войны и военным, а также пенсионерам старше 70 лет. Стоимость трехдневного абонемента для этих категорий посетителей – 68 юаней.
Цена билета включает: вход в парк и проезд по территории на рейсовых автобусах. Лифт, фуникулеры, трамвайчики, экскурсии по пещерам оплачиваются отдельно.
Кроме того, на входе в парк рекомендуется купить карту, без которой будет сложно ориентироваться на большой территории. Ее стоимость – 5 юаней.

По данным наших читателей (Andrew): 300метровый мост над долиной Пиньянь не находится на территории парка, это отдельно стоящая гора Тяньцзи и на эту гору билет покупается отдельно и стоит еще 270 юань .

Стеклянный мост на горе Тяньмэнь

КАК ДОБРАТЬСЯ
НА САМОЛЕТЕ
Рядом с природным парком Чжанцзяцзе расположены два небольших городка – Чжанцзяцзе и Улинюань . Добраться до них на самолете можно из любого крупного города: Пекина, Гуанчжоу и Гонконга, но дешевле и быстрее лететь из Шанхая.

НА ПОЕЗДЕ
Из любого менее крупного города центрального Китая дешевле ехать на поезде. Правда, придется пройти несколько стыковок.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ
Кроме того, до городка Чжанцзяцзе можно добраться на автобусе из Чангши и Фнгхуанга, расположенных относительно недалеко.
Добравшись до Чжанцзяцзе или Улинюань, следует пересесть на автобус до парка. Он отходит от автовокзала и едет около 1 часа. Цена билета — порядка 12 юаней. Автобус приедет на автостанцию, от которой необходимо будет пройти пешком несколько минут до входа в национальный парк.

ТАКСИ
Более комфортный и быстрый способ — такси, которое обойдется в 100-200 юаней, но доставит точно на место назначения. Единственный минус — китайские таксисты не говорят по-английски, что может создать трудности при объяснении, куда нужно ехать. Лучше иметь при себе буклет с названием парка или показать его на экране своего смартфона, чтобы избежать недопонимания с водителем. А еще обязательно проконтролируйте, чтобы таксист включил счетчик, иначе нечистый на руку водитель попытается вас обмануть.

Перед поездкой вы можете проверить стоимость билетов из Шанхая в Чжанцзяцзе (аэропорт Дэйонг) на скайсканере.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О СТЕКЛЯННОМ МОСТЕ
1. Немногие уборщики готовы чистить стекло после каждого туриста. Поэтому чтобы оно оставалось чистым и прозрачным, при входе на мост посетителей просят надевать специальные бахилы из ткани.

2. Для того чтобы пройти по воздушной тропе, требуется крепкая нервная система. Бывают случаи, когда туристы падают в обморок от страха. Поэтому еще одно название моста -«тропа ужаса».

3. У входа на стеклянный мост дежурят специально обученные сотрудники, которые помогают особо впечатлительным посетителям перейти на другую сторону. Нередко люди впадают в панику, не видя под ногами пола, и в таком случае моральная поддержка приходится как нельзя кстати.

4. Поскольку бортик моста тоже стеклянный, туристы стараются идти, прижимаясь к скале. Однако это оказывается проблематичным: стеклянный мост довольно скользкий, и человек начинает скользить, что добавляет экстрима.

На самом деле, мосты со стеклянными вставками, сквозь которые открываются головокружительные виды, — встречаются не только среди творений современной архитектуры. Казалось бы, можно ли представить что-то надежнее и основательнее Тауэрского моста в Лондоне, символа викторианской эпохи и процветания Британского королевства? Однако и здесь почва может уйти из-под ног — если подняться на пешеходную часть моста на высоте 44 метра, дойти до участка со стеклянным полом и посмотреть на автомобили внизу. Впрочем, сквозь окна тоже открываются захватывающие панорамы на Лондон — и они уж точно стоят того, чтобы заплатить за вход сюда скромную сумму: как на любой аттракцион, на два верхних пешеходных моста продают билеты и пускают далеко не всегда.

Примечательно, что вход на верхнюю часть моста был платным с самого начала, ведь Тауэрские «перемычки», спроектированные, как и вся конструкция, Хорасом Джонсом, не меняли своего положения ночью, когда автомобильную часть моста разводили. Однако рачительные лондонцы предпочитали дожидаться момента, когда мост сведут снова, чтобы воспользоваться бесплатными пешеходными тротуарами.

Дорогостоящее обслуживание лифтов не окупалось, и больше 70 лет дорога наверх была заказана, пока в 1982 году здесь не открылась выставка истории Тауэрского моста, работающая до сих пор. Причем сегодняшним посетителям — лишний бонус: поездка в новом лифте, у которого теперь тоже прозрачный пол.

Тем не менее, полностью стеклянный мост был построен уже в XXI веке. Одним из первых стал мост Лугнер в Вене архитекторов Bulant&Wailzer, названный так в честь австрийского миллиардера, который сделал себе состояние на строительстве. А мост, в свою очередь, служит входом в одноименный торговый центр.

И для Австрии — если не для всего мира — в 2005 году это был первый случай, когда стеклянные панели такого большого размера (2×5 м) удалось установить на стальном каркасе с помощью невидимых креплений, так, чтобы создавалось впечатление единой стеклянной поверхности — причем со всех четырех сторон.

Внутри моста находится популярный у местных и туристов ресторан — настолько, что даже в самое «мертвое» время здесь не находится свободного столика. Но с улицы это становится очевидно лишь по вечерам, когда стеклянное «нутро» заливает голубой свет.

Впрочем, если говорить об эффектной подсветке, настоящим шедевром в области светодизайна стал комплекс Yas Marina в ОАЭ — на полностью искусственном острове посреди Персидского залива рядом с Абу-Даби. В 2009 году здесь торжественно открыли трассу «Формулы-1» — и построенный прямо над ней гигантский отель, спроектированный Хани Рашидом из бюро Asymptote.

Два разновысотных корпуса отеля объединены огромным навесом длиной 217 метров, напоминающим по форме наполовину высунувшегося из воды кита, и навес этот полностью состоит из 5800 стеклянных панелей со встроенными светодиодами.

Диоды программируются с единого пульта и меняют цвет согласно заданному сценарию — поэтому отель и производит такое неизгладимое впечатление, если увидеть его вечером.

Но не менее интересным опытом окажется, конечно же, наблюдение за гонками. И лучшее место для этого — соединяющий отельные корпуса стеклянный мост: гоночный трек проходит прямо под ним.

Конструкцию со стеклянным криволинейным навесом — но, разумеется, в гораздо меньших масштабах, — возвели в 2010 году в столице Грузии. «Мост Мира» по проекту итальянца Микеле де Лукки появился между старым и новым Тбилиси.

Подробнее о мосте над рекой Мхтари, у которого из стекла сделана не только «крыша», но и ограждения на всем протяжении, мы писали . И, хотя одобрение проект вызвал не у всех, на сегодняшний день Мост мира — такая же городская «икона», как Собор Святой Троицы, обласканная вниманием туристов.

Собственно туристы, жаждущие зрелищ, и составляют основную целевую аудиторию стеклянных мостов. Помните поэтичные названия, которые мы перечисляли в начале? Так вот все эти мосты действительно существуют. Например, наверняка многие слышали про «Небесную тропу» над Большим Каньоном в Аризоне — смотровую площадку, построенную по проекту архитектора Марка Росса Джонсона и открытую в 2009 году.

Вот это аттракцион так аттракцион: мост в виде половине дуги, вынесенный за пределы скал на 20 метров, оказывается на высоте больше 1,2 км! И это как раз тот случай, когда из стекла сделаны и перила, и пол, причем из стекла особой прозрачности, с защитой от загрязнений.

Чтобы смотреть вокруг, так сказать, незамутненным взглядом, и ощущать себя парящим над пропастью. Что ни говори, а это, пожалуй, самый запоминающийся способ любования горами — если только вы не готовы взвалить на спину рюкзак, вооружиться ледорубом и кошками и отправиться покорять Эверест.

Неслучайно в Китае, на юге которого горные массивы особенно живописны, прогулки в воздухе над ущельями так популярны. Именно здесь, на территории национального заповедника Чжанцзяцзе, находится та самая «тропа страха», расположенная еще выше аризонской «Небесной тропы» — 1300 метров над уровнем моря.

И опять-таки стекло повсюду, единственная опора — склон горы, вдоль которого ведет тропа. Те, кто прошел ее от начала до конца, утверждают, что это были самые бесконечные 60 метров в их жизни.

Интересно, каково бы им пришлось на впятеро более длинном «Мосту смелых», открывшемся в провинции Хунань этой осенью. На прошлой неделе мы — для Китая это первый мост, целиком выполненный из стекла. Строители утверждают, что даже если пешеходы начнут на нем прыгать, — да что там прыгать: если даже стекло в конце концов разобьется, — ничего страшного не произойдет.

Мост вообще хотели строить из дерева, но неожиданно подсчитали, что панели из стекла толщиной 24 мм сделают конструкцию в 25 раз прочнее. И теперь на высоте 180 метров, над живописным ущельем между двух скал, простирается 300-метровый мост из стекла — отняв, таким образом, часть славы у другого моста, который откроется лишь через полгода.

Вот он должен был быть, действительно, самым длинным стеклянным мостом — и по совместительству самым высоким: 430 метров длина, почти 300 метров — высота. «Мост в облаках» протянется над китайской версией Большого каньона (вы же не сомневались, что она у них есть?) и будет состоять из 99 стеклянных пластин толщиной 5 см.

Итальянский архитектор Хаим Дотан, который спроектировал «облачную дорогу», утверждает, что на ней смогут одновременно находиться до 800 человек. А те, кому острых впечатлений после прогулки все еще будет недостаточно, будет предлагаться спрыгнуть с него вниз в технике «роуп-джампинг», привязав к себе веревку. Уж летать — так летать!

Жаль, что поблизости от Москвы таких живописных ущелий не найти. Тем не менее, есть шанс, что и в столице скоро появится свой «парящий мост». Эффектная V-образная конструкция, заметно выдающаяся над Москвой-рекой, есть в проекте парка в Зарядье, над которым в данный момент работает международная команда специалистов во главе с нью-йоркским бюро Diller Scofidio + Renfro.

Не знаем, как мост будет выглядеть в реальности, но на картинке он великолепен. А панорамы Замоскворечья, хотя и не могут конкурировать с горными пейзажами, тоже весьма привлекательны.

Так или иначе, было бы ошибкой говорить о стеклянных мостах только в контексте смотровых площадок. Например, стеклянные мосты и галереи все чаще встречаются в проектах жилых комплексов и кварталов. Здесь они выполняют свою прямую обязанность — связывают разные части и уровни комплекса воедино.

Показателен в этом смысле пекинский проект Linked Hybrid американца Стивена Холла. 9 корпусов (8 жилых и один гостиничный) соединяются между собой сразу на трех уровнях: на земле, под землей и в воздухе. И вот эти подвесные мосты фактически «сделали» квартал, обеспечив ему узнаваемый выразительный облик.

С точки зрения организации пространства мосты тоже играют большую роль: у Стивена Холла они работают как разнообразные общественные зоны. В одной зоне бассейн, в другой фитнес-клуб, в третьей кафе, в четвертой галерея... Возможно, в этой их двоякости и кроется суть названия — Linked Hybrid, «связанный гибрид». Но что особенно важно — всеми общественными пространства комплекса могут пользоваться и горожане.

В этой связи — а также в контексте, разумеется, стеклянных мостов — невозможно не вспомнить другой проект — и снова московский. Нашумевшие «Садовые кварталы», дизайн-код для которых разработал Сергей Скуратов, а все здания спроектировали видные российские архитекторы, находятся в активной стадии строительства. И с проектом Холла, как оказывается, у «Садовых кварталов» много общего.

Это и проницаемость общественных зон для горожан, и использование мостов как универсального «линка» между разноплановыми и разноуровневыми корпусами и общественными пространствами. А стеклянными мосты сделаны, чтобы полностью раствориться в окружении и не отвлекать взгляд от довольно редкого для Москвы собрания качественной архитектуры в одном месте.

Наконец, вы, наверное, успели обратить внимание, что абсолютно все мосты в нашей подборке — пешеходные. Но поверьте: дело совсем не в том, что стеклянная поверхность не выдержит веса автомобиля. Просто стекло, будучи частью моста, открывает для пешехода новые уровни связности — не между точками А и Б, а между нашим внутренним миром и внешним, между нами и новыми впечатлениями. Стекло словно дает мосту третье измерение, которое не разглядишь в окно машины. И только почувствовав землю ногами — можно от нее оторваться.

Фото Rupert Steiner, Wikimedia, Asymptote, Skuratov Architects, DS+R, Steven Holl Architects