Средства музыкальной выразительности. Метр, ритм, темп. Средства музыкальной выразительности Что такое лад ритм тембр темп

Виды и значение: средства выразительности и развития, иногда и формообразования.

Итак, первые темы курса “Анализа музыкальных произведений” были посвящены вопросам сути музыки и искусства, классификации его видов, системе музыкально-выразительных средств. “Что же такое музыка после всего этого? Думается, что не искусство или, во всяком случае, что-то большее, чем искусство…”, - так в молодые годы, но после серьезных размышлений о сути музыки сказал Б. Асафьев (“Ценность музыки”).

Тема 3. Стиль и жанр в музыке.

Стиль.

В. Медушевский ввел понятие адекватного восприятия музыки , это “идеал, эталон совершенного восприятия данного произведения, основывающийся на опыте всей художественной культуры”.

Чувство стиля – это важнейшая составляющая профессионального слышания, исполнения и сочинения музыки. В чем оно проявляется? Что имеют в виду, когда говорят о стиле?

Несколько цитат о композиторском творчестве:

“Шопен уже ничего не может написать, чтобы мы на 7-8 такте не воскликнули: “Это принадлежит ему” (Шуман).

“Моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и потому это русская музыка” (С. Рахманинов).

Теперь об исполнительстве:

“Девушка играла Моцарта и думала, что играет Моцарта. Но играла она самое себя” (Дебюсси).

“Я!!! играю Шопена – я играю Шопена!!!” (Г. Нейгауз).

“Стиль – свойство (характер) или основные черты, по которым можно отличить сочинения одного композитора от другого или произведения одного исторического периода (последования времени) от другого” (Б. Асафьев).

“Стиль есть человек” (Бюффон).

“Личность, проявляющаяся в музыкальных звуках, вот что такое стиль в музыке” (Е. Назайкинский).

“Стиль – это образ времени и образ пространства, в основе которого лежат культурно-психологические, формально-эстетические и духовно-душевные факторы” (В. Вейсбах).

Стиль – это интонируемое мировоззрение, мироощущение. Это духовная высота и красота своеобразия (В. Медушевский).

И из области литературы: «Стиль всякого писателя так тесно связан с содержанием его души, что опытный взгляд может увидеть душу по стилю...» (А. Блок).

Как видно из этих примеров, определения стиля в музыке и искусстве очень разнообразны. Можно с ними соглашаться или нет, признавать, что это и человек вообще, и автор и то, что сложно определить словами, но очевидно, стиль – явление многогранное и многоуровневое.

Стиль в музыке.

Может пониматься в более широком и узком значении. В широком – это исторически сложившаяся художественная система. В узком – стиль произведения или области творчества, жанра или музыкально-выразительного средства (гармонический, полифонический, оркестровый, стиль хорового письма и пр.).

Главная особенность стиля в его целостности . То, что принято называть чертами стиля, образует не сумму признаков, а единство, как и в интонации. “Высший род художественного единства” (С. Скребков).

Итак, стиль существует в музыке на самом деле, как жанр или форма? Я воспринимаю его таким, какой он есть? Автор этих интересных вопросов В. Холопова отмечает, что стиль “воспринимается интонационно-слухово, слышится, но не доказуемо , это проблема для аналитика”. Действительно, как объяснить, что звучит музыка похожая на Чайковского или Моцарта?

В структуре стиля выделяет: центр или ядро – яркие элементы, индивидуальные обороты, и периферию – нейтральные или фоновые средства эпохи, окрашиваемые центром, подчиняющиеся ему. Становление личности композитора и обретение своего стиля происходят не сразу. Важно определить метатему стиля или стилевую интонацию (В. Холопова, Е. Назайкинский).

Есть распространенное мнение, что значимость авторского стиля в музыке выше, чем в других искусствах, и, слушая музыку, человек, как правило, стремиться узнать фамилию композитора. Хотя, это зависит, по-видимому, от жанра и слушательской традиции, например: авторы многих эстрадных песен или киномузыки в нашей стране остаются малоизвестными.

Стиль принадлежит к универсальным категориям, поэтому его рассмотрением занимается и эстетика. В качестве примера общеэстетической трактовкипонятия «стиль» можно сослаться на рассуждения Ю. Борева (учебник “Эстетика”, 2002г.). Значение этого явления сводится к четырем факторам. Стиль - это:

1. Фактор творческого процесса - диктует художнику избирательность по отношению к жизненному материалу, к художественной традиции, к общественным целям искусства.

2. Фактор произведения -обусловливает существование произведения как законченного художественного целого. Подчиняя каждую деталь общему конструктивному замыслу, он определяет структуру произведения и его принадлежность к определенному типу культуры.

3. Фактор художественного процесса, его стрежень - ориентирует художника по отношению к процессу развития искусства, обеспечивает развитие традиции на новом основании, способствует взаимодействию искусства разных эпох.

4. Фактор художественного общения - определяет характер эстетического воздействия произведения на аудиторию, ориентируя художника на определенный тип, а последнего - на определенный тип художественных ценностей.

1. Глубинный, «порождающий» - тематическая и интонационная общность культуры. На «порождающем» уровне текста находятся тема и интонация, а на порожденном - смысл и ценность.

2. Национальная стилистическая общность .

3.Национально-стадиальный стиль (на определенном этапе историческо-культурного развития).

4. Стиль художественного направления.

5. Индивидуальный стиль художника.

6. Стиль периода творчества.

7. Стиль произведения.

8.Стиль элемента произведения , предполагающий «склеивание» стилистически разнородных элементов. (Речь идет о полистилистике, возникшей в конце XIX - начале ХХ вв. Такое произведение сохраняет целостность, благодаря общности на других стилистических уровнях).

9. Стиль эпохи . (Некоторые исследователи отрицают наличие в современном искусстве стиля эпохи. Однако и в наше время, при всем усложнении художественного процесса, при всем нарастании в нем стилистической пестроты и увеличения стилистических слоев, не утрачивается эпохальная типологическая общность искусства. Закономерность художественного процесса: усложнение структуры произведения и нарастание в нем стилистических слоев, увеличение и различий и общностей с другими феноменами культуры).

Стиль - «генная» (порождающая) программа произведения. Стиль в искусстве - это не форма, не содержание, не даже их единство в произведении. Стиль - набор «генов» культуры (духовных принципов построения произведения, отбора и сопряжения языковых единиц) обусловливающий тип культурной целостности. Стиль - императивный приказ целого, повелевающий каждым элементом произведения. Анализ обнаруживает принцип порождения стиля, определяющий строение и смысл каждой фразы, кадра, сцены, строфы и строки.

Жанр

О термине. Слово древнего происхождения: греч. genos, лат. genus. С фр. genre пер. как род. В русском языке жанру близки: жена (рождающая), женщина, генетика, генеалогия, генератор, генерал, гений и т.д. Слово род – корень в словах: природа, родина, народ.

Названия музыкальных жанров всем хорошо известны. Чтобы дать само определение жанра, важно сначала попытаться понять, какой смысл заключен в этих словах: танец, прелюдия, соната, романс, этюд и т.д.? Отражен ли он в приведенных ниже формулировках?

Определение жанра. “Жанры - это исторически сложившиеся относительно устойчивые типы, классы, роды и виды музыкальных произведений, разграничиваемые по ряду критериев, основными из которых являются: а) конкретное жизненное предназначение (общественная, бытовая, художественная функция), б) условия и средства исполнения, в) характер содержания и формы его воплощения”.

“Жанр - это многосоставная, совокупная генетическая (можно даже сказать генная) структура, своеобразная матрица, по которой создается то или иное художественное целое… Действительно, ведь для композитора жанр есть своего рода типовой проект, в котором предусмотрены разные стороны строения и заданы пусть гибкие, но все же определенные нормы”(Е. Назайкинский).

О классификации. Если попытаться систематизировать известные жанры, то стоит подумать: какими критериями при этом руководствоваться? А также уточнить: о классификации чего идет речь, ведь “в музыкальной практике жанром называют и род, и разновидность, и группу различных жанров, и группы групп. Жанром называют и оперу, и входящие в нее арию, ариозо, каватину. Сюита, которая считается и циклической формой, и жанром, сама включает в себя пьесы различного жанра - например, менуэт, сарабанду, гавот, жигу, аллеманду и многие другие. Дело здесь обстоит примерно так же, как и в случае со стилем. Эта многозначность, кстати говоря, отражается и во многих определениях, трактующих жанры как типы, классы, роды, виды и подвиды музыкальных произведений” (Е. Назайкинский).

Тем не менее, мы пользуемся термином жанр, более того, в отличие от других видов искусства, в музыке он играет особо важную роль. В нем “воплощается типизированное содержание” (В. Цуккерман), его наличие придает определенную конкретность произведению, насыщает смыслом, ассоциативностью, способствует созданию музыкального образа.

Чтобы понять специфику жанра в музыке, хорошо воспользоваться методом Андреева и сравнить, например, названия из разных видов искусства: Симфония №3 или Соната №12 и Роман №3 или Повесть №12. Очевидно, что в литературе речь идет о форме, а в музыке о содержании и форме.

Итак, отсутствие общепринятой классификации жанров в музыке связано с невозможностью найти единый основополагающий критерий. Мир жанров представляется сложным иерархическим образованием с разными уровнями и подуровнями. Вопрос - в соотношении разных критериев рассмотрения и возможности все это выстроить.

3. Без чего не может быть мелодии

Мелодия — одно из главных средств музыкальной выразительности. Может быть, самое главное. Правда, Николай Андреевич Римский-Корсаков считал, что самое главное средство выразительности — ритм. Можно с ним не соглашаться, но доказать его правоту очень легко. Мелодии без ритма не бывает. А ритм может существовать и без мелодии. Как? Помните, как мы выстукивали по столу ритмические фигуры?

В том, что мелодия не может существовать без ритма (и не только без ритма), мы сейчас убедимся.

Что это такое?

Похоже на отрывок гаммы. А это?

Что-то знакомое… Похоже на марш… На марш Шумана!

А теперь приставьте ноты первого отрывка к ритму второго. И отрывок гаммы тоже окажется отрывком мелодии марша Шумана. Но по звукам без ритма этого не понять. А по ритму можно догадаться даже и без звуков нужной высоты.

В мыслях, в том числе и музыкальных, должен быть порядок. Ритм вносит этот порядок в музыку, выстраивает и согласует звуки во времени, то есть по их длительности.

Попробуйте выделить из каких-нибудь слов только гласные или только согласные. Кто такой Уа? А что такое «и» или «а»? А если я скажу: «Шмн нпсл мрш. В мрш чтк ртм». Кое-что понятно. Сергей Сергеевич Прокофьев в черновиках для быстроты пропускал гласные. А его подпись выглядит так: .

В музыкальном языке высота звука подобна гласным, а длительность — согласным. Но в любом языке одинаково нужны как гласные, так и согласные. Поэтому нельзя сказать, что главнее — мелодия или ритм.

...продолжаем заполнять табличку...

Попробуем взять какой-нибудь любой набор звуков. Например, такой:

А почему бы не попробовать организовать, согласовать эти звуки в каком-нибудь ритме? Вдруг этого будет достаточно, чтобы получилась мелодия? Возьмём ритм из какой-нибудь уже написанной, известной мелодии. Пожалуй, нам может подойти для этого первое предложение пьесы Эдварда Грига «Смерть Озе». В нём тоже четырнадцать звуков:

Теперь выпишем ритмический рисунок этого музыкального фрагмента:

А теперь попробуем произвести «скрещивание» нашей абракадабры с этим ритмом:

Сыграйте, что получилось. Нечто странное. Правда, уже не совсем абракадабра. В первых двух тактах есть даже какая-то экзотическая красота. Но чем дальше, тем больше теряется и путается наша музыкальная мысль.

Вспомните два основных отличительных признака любого звука. Вспомнили? Правильно, длительность и высота . Что мы сделали с длительностями? Согласовали их с помощью ритма. А высоту звуков мы как-нибудь пытались согласовать? То-то же. Помните басню Ивана Андреевича Крылова про Лебедя, Щуку и Рака? «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт».

Слово «лад» нам уже встречалось в самом начале, когда мы упоминали два основных лада — мажор и минор. Мы знаем, что мажор и минор могут передавать определённые настроения. А ведь музыка - это прежде всего искусство передачи настроений. Если в музыке есть настроение, значит, в ней есть мысли, и эти мысли находятся в порядке, в согласии.

Теперь нетрудно сообразить, что такое лад. Его определение отличается от определения ритма только одним словом. Догадались, каким?

Наверно, с помощью лада можно «исправить» и нашу мелодию? Ну-ка, попробуем. Она начинается с до . Попробуем до мажор . Значит, надо убрать все бемоли. Кое-где потребуется изменить ноты. Например, в начале второго такта лучше взять до вместо си , чтобы на первую, сильную долю попала устойчивая, первая ступень лада. Можно ещё «сгладить» некоторые неудобные скачки — ходы на широкие интервалы, которые тяжело петь. К примеру, вот так:

И что же? Получилась вполне грамотная, «причёсанная» мелодия, но… невыразительная. Даже предыдущая, «корявая» была интереснее. Её интонационные «колючки» создавали диковатый, таинственный образ .

Образ! Вот в чём секрет. В этой нашей гладкой мелодии нет образа. Она ни о чём. Просто перебор звуков лада в определённом ритме. Говоря о средствах музыкальной выразительности, нельзя забывать и о цели . А цель — это сама музыкальная выразительность . Не имея этой цели, ни один композитор не возьмётся за нотную бумагу.

В нашем «эксперименте» лад стал лишь организатором звуков по высоте. Но в настоящей музыке это не только организатор, но и мощное средство выразительности. В знаменитой Двадцать третьей фортепианной сонате Людвига ван Бетховена , известной под названием «Аппассионата», что значит «страстная», две основные темы (главная и побочная) похожи друг на друга энергичным, волевым ритмом, движением мелодии по ступеням трезвучия. Но в главной теме это трезвучие минорное, а в побочной — мажорное. Поэтому главная тема звучит сурово и драматично, а побочная — светло, решительно, торжественно:

В фортепианной пьесе великого французского композитора Клода Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна» мелодия движется по звукам, захватывающим и мажорное, и параллельное минорное трезвучие. Определить лад здесь невозможно: мажор и минор всё время «мерцают». От этого мелодия становится лёгкой, воздушной, как бы прозрачной, её очертания кажутся «размытыми» (оригинал на полтона ниже):

Иногда композиторы используют необычные лады, которые усиливают выразительность музыки. Таких примеров много у Грига. Вот начало одного из его вальсов:

Сыграйте одну правую руку: какая тональность? Ля мажор . А может быть, ми мажор … Сыграйте мелодию с аккомпанементом, и вы услышите, что это мелодический ля минор , только при движении вниз (второй и третий такты) ступени остаются повышенными, хотя «по правилам» должны быть соль-бекар и фа-бекар . Эта «неправильность» придаёт музыке более изящный, игривый характер. Такие своеобразные лады характерны для норвежской народной музыки, которую хорошо знал и очень любил Григ.

Ещё более необычные лады, не похожие ни на мажор, ни на минор, часто используются для создания сказочных, фантастических образов. Приведу несколько примеров:

Пример 25
Н.А.Римский-Корсаков, ариозо Царя Морского из оперы «Садко» (оригинал на полтона выше)

Пример 26
Э.Григ, Танец Анитры из музыки к пьесе Г.Ибсена «Пер Гюнт»

Пример 27
М.П.Мусоргский, «Гном» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (оригинал на полтона ниже)

Во всех этих примерах много случайных знаков — диезов, бемолей и бекаров. Они не «укладываются» в тональность, которую показывают ключевые знаки. От этих «неправильных» звуков мелодия становится угловатой, причудливой, непохожей на «обычные» мелодии. Такая «странность» мелодии вызывает в нашем воображении нереальные, сказочные образы.

Все мелодии, которые я привёл в примерах, написаны в XIX веке. В ХХ веке композиторы стали ещё смелее «нарушать правила» в использовании лада и тональности. И не только в музыке сказочной. В мелодии из второй части Девятой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича пониженные, «чужие» ступени в конце каждой фразы придают музыке ещё более задумчивый и немного сумрачный характер:

А вот другая мелодия — энергичная, активная и немного шутливая. Это начало Четвёртой фортепианной сонаты современного петербургского композитора Бориса Ивановича Тищенко . Юмор здесь в том, что мелодия как будто «не может» найти свою тонику — пробует то один звук, то другой. Получаются забавные и интересные ладовые «отклонения». Но потом из этой весёлой мелодии развернётся напряжённая и отнюдь не шуточная звуковая драма.



МБОУ СШ№17 г. Камышин Волгоградской области

Конспект урока музыки по теме : Темп – средство музыкальной выразительности » разработан по программе VIII вида для 5 класса автора В.В. Воронковой.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Цель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся о ладе, тембре, регистре, знакомство с понятием темп, как средством музыкальной выразительности, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры.

Задачи:

Образовательная: познакомить с основными темпами музыки. Коррекционно-развивающая: развивать умение планировать предстоящую деятельность для достижения цели; развивать умение припоминать и воспроизводить ранее изученный музыкальный материал, развивать вокально-хоровые навыки, творческие способности.

Воспитательная: воспитывать интерес к классической музыке через слушание, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу, побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке.

Ход урока:

1. Орг. Момент. Музыкальное приветствие.
2.Вхождение в урок
Арт-терапевтическое упражнение «Ветер по морю гуляет…» (на фоне музыки).
Учитель - Закройте глаза, ощутите себя на морском просторе, где дует легкий теплый ветерок. Давайте подуем на свои ладоши и убедимся, что воздух теплый.
На воде появляются волны (дети сплетают пальцы обеих рук «в замок» и выполняют волнообразные движения).
Учитель - А сейчас мы будем подражать шуму волн: стоя, на вдохе легко и плавно поднимаем руки вверх, слегка наклоняясь вперед, на выдохе опускаем руки, принимаем исходное положение и длительно произносим звук (ш).
Учитель: «Садитесь так, чтобы вам было удобно. Закройте глаза. Представьте, что вы лёгкое пёрышко в море. Вас окружает вода: иногда слабое течение, а иногда бушующие, разрушительные волны. Почувствуйте, как волна обтекает ваше неподвижное тело. Вот вы превращаетесь в разноцветную водоросль. Вслушайтесь в звук барабана, пусть звук «проникнет» в ваши движения. А теперь откройте глаза и поприветствуйте друг друга рукопожатием».
3. Актуализация опорных знаний
Учитель - В музыке, как и в любом другом предмете, науке есть своя система понятий, терминов, которые применяются только в музыке. Их называют элементами музыкальной речи или средства музыкальной выразительности.
Учитель - О каких средствах музыкальной речи мы говорили на предыдущих уроках?
- Нам знакомы следующие средства музыкальной речи: мелодия, лад, регистр, тембр.
Учитель - Какой бывает регистр?
- Он бывает низкий, средний, высокий.

Учитель - Какой бывает лад?
- Лад бывает мажорный и минорный.

Учитель - Давайте исполним попевку «Мы пятиклассники» в разных ладах.

Учитель - От лада зависит характер музыки. Сегодня мы продолжим знакомство со средствами музыкальной выразительности, и узнаем, только ли от лада зависит характер музыки.
4. Открытие новых знаний и первичное закрепление полученных знаний.

Учитель -Тему урока вы сможете узнать, если найдете слово в таблице.

Таблица мелодия и темп

Тема: Темп – средство музыкальной выразительности.

Учитель - Один из ведущих элементов музыкальной речи это мелодия.
Если вы побывали на концерте, в театре или в кино, где звучало много музыки, то, возвращаясь домой, и, вспоминая услышанное, вы напеваете про себя или вслух.

То, что вы напеваете, и есть мелодия. А что такое темп, я надеюсь, что вы сами определите в ходе урока

Исполняется попевка «Разные ребята» в разных темпах.

Учитель -Темпы бывают медленные, умеренные и быстрые.

Для определения темпов применяются итальянские обозначения.

У каждого обучающегося на столе таблица

Песня «Степь широкая» в различных темпах.

Учитель - Изменяется ли характер? Подберите темп к этой песне.

Прослушивание фрагмента балета «Конёк - Горбунок» музыка Родион Щедрин.

Учитель - Ребята, обратите внимание на отличие мелодии вступления и основной части.

Изменения темпа во время слушания уч-ся записывают в тетрадь

1.Почему мелодия шествия вначале звучит торжественно, а затем становится неук­люжей, звучит с паузами и акцентами?

2.Какие элементы музыкальной речи делают мелодию маршевой?

3.Как изменяется темп? Подбери соот­ветствующие итальянские обозначения темпа.

4. Назови инструменты симфоническо­го оркестра, которые исполняют вступление.

6. Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний.

Исполняем песни в разных темпах и определием изменился ли характер музыки.

Учитель - От темпа зависит характер произведения

Что такое темп?

Учитель - Правильно. Это скорость движения музыки.

Запишите определение в тетрадь

Учитель - Ребята, а вы знаете, что такое конкурс? Это соревнование

Конкурс дирижёров.

Учитель - Кто лучше запомнил темпы? Называй темп и дирижируй в характере музыки.
Можно сделать вывод, что характер музыки зависит не только от лада, но и от темпа?
6. Итог урока.

Учитель - С каким средством музыкальной выразительности мы сегодня познакомились? (темп)

Что такое темп?

С какими средствами мы встречались? Мелодия, лад, регистр, тембр, темп
Учитель - Какой из этих элементов наиболее важный?
Учитель - Каждый элемент важен по-своему: в мелодии присутствует и лад, и регистр, и тембр, и темп. На следующем уроке мы продолжим знакомство с элементами музыкальной речи.
6. Рефлексия
Учитель - Заполните, пожалуйста, карту самооценки. Урок окончен. Спасибо за работу!

Каждое искусство имеет свои приемы и механизмы передачи эмоций, вот и музыка обладает собственным языком. Средства музыкальной выразительности представлены тембром, темпом, ладом, ритмом, размером, регистром, динамикой и мелодией. Кроме того, при анализе музыкального произведения учитываются акцент и пауза, интонация или гармония.

Мелодия

Мелодия является душой композиции, она позволяет понять настроение произведения и передать чувства грусти или веселья, мелодия может быть скачкообразной, плавной или отрывистой. Все завит от того, как её видит автор.

Темп

Темп определяет скорость исполнения, которая выражается в трех скоростях: медленный, быстрый и умеренный. Для их обозначения применяют термины, которые пришли к нам из итальянского языка. Так, для медленного - адажио, для быстрого - престо и аллегро, а для умеренного - анданте. Кроме того, темп может быть оживленным, спокойным и др.

Ритм и размер

Ритм и размер как средства музыкальной выразительности определяют настроение и движение музыки. Ритм может быть разным, спокойным, равномерным, отрывистым, синкопированным, четким и др. Так же, как и ритмы, окружающие нас в жизни. Размер нужен для музыкантов, которые определяют, как играть музыку. Их записывают дробями в виде четвертей.

Лад

Лад в музыке определяет её направление. Если это минор, то она печальная, грустная или задумчиво-мечтательная, может быть ностальгическая. Мажор соответствует веселой, радостной, ясной музыке. Лад может быть и переменным, когда минор сменяется мажором и наоборот.

Тембр

Тембр окрашивает музыку, поэтому музыка может характеризоваться как звонкая, темная, светлая и пр. Каждый музыкальный инструмент обладает своим тембром, также как и голос конкретного человека.

Регистр

Регистр музыки подразделяется на низкий, средний и высокий, но это важно непосредственно музыкантам, которые исполняют мелодию, или экспертам, которые проводят анализ произведения.

Такие средства, как интонация, акцент и пауза позволяют четко понять, что хочет сказать композитор.

Средства музыкальной выразительности на видео

Музыкальная форма:

Анализ музыкальных произведений:

Мотив, фраза и предложение в музыке:

Музыкальный образ — это комплекс выразительных средств , которые воздействуют на слушателей своими специфическими характеристиками. Основные мысли, чувства музыкального образа передает:

1) мелодия. Образ обогащается и другими элементами музыкальной речи — 2) строем, 3) гармонией, 4) динамикой, 5) приемами подачи музыкального материала, 6) конструкцией самого произведения.

Выразительные средства, создающие музыкальный образ, вызывают ассоциации с явлениями жизни, переживаниями человека. Какое волнующее чувство вызывает, например, герой оперы Бородина князь Игорь, который стремится к свободе, борьбы во имя своей родины! Или стремительная мелодия, которая передает почти очевидно полет шмеля из оперы «Сказка о царе Солтане» Римского-Корсакова! Понятно, что соединение выразительных средств музыки со словом (в песне, опере), с сюжетом (в программном произведении), с действием (в спектакле) делает музыкальный образ более понятным, конкретным. Но даже без связи с литературным текстом инструментальное произведение, не имеющее программы, названия, дает возможность почувствовать, представить содержание музыкального образа.Многие музыковеды говорят о сходстве словесной и музыкальной речи. Эта идентичность наблюдается и в интонации, и в движении, и в дроблении этого движения (паузы, фразы, предложения). Музыкальный и словесный язык объединяет интонационная природа музыки, ее своеобразные «вопросы» и «ответы», взволнованные или спокойные «рассказ», «зов» и др. Непосредственно с музыкальным образом связаны понятия четкость и изобразительность в музыке.

«Не может быть художественного образа без внешней конкретизации его содержания, выступающего в красках, формах, линиях, звуках». Четкое содержание произведений должен быть «выраженное» отображаться в определенных интонационных оборотах, мотивах с присущей им мелодикой, ритмом, гармонией. Существует тесная связь четкой и изобразительной функции искусства.

Основные средства музыкальной выразительности

Музыка существует во времени, а одна из свойств звука — его длина. Звук всегда занимает некоторое время. С временной природой музыки связана одна из заметных, хотя и самых общих ее выразительных средств — скорость, темп. Вместе с другими средствами музыки он во многом определяет ее облик, настроение, передавая те эмоции, мысли, чувства, которые заложены в произведении. Спокойная музыка идет в медленном темпе, тогда когда драматический характер будет требовать быстрого темпа. В медленном темпе написана музыка, в которой передается состояние покоя (романс «Островок» Рахманинова), или возвышенные эмоции («Чакона» Баха), или горестные интонации (« Мелодия Глюка, первая часть» Лунной сонаты " Бетховена) .
Средний темп — достаточно нейтральный и встречается в музыке разных настроений. Быстрый темп встречается при передаче неразрывного движения («Полет шмеля» Римского-Корсакова, «Попутная песня» Глинки, многие этюды). Быстрая музыка передает светлое, праздничное настроение, кипучую энергию и т.д. Быстрый темп используется и в музыке драматической, внутренне напряженной.

В чувстве темпа важны не все звуки, а только те, которые имеют акценты, более «тяжелые». В любой музыке периодически возникают акценты, а между ними слабые, который в человеческом языке ударные слоги чередуются с безударными. И чувство темпа зависит от времени, которое проходит между соседними акцентированными звуками. Акценты организуют время в музыке, разделяя его на определенные расстояния.

Такая организация звуков, построенная на акцентировке на некоторых звуках называется метром. Другими словами, метр — определенная последовательность акцентируемых и не акцентируемых звуков. Метры бывают строгие и свободные. Расстояние между двумя ближайшими сильными звуками называется тактом (такты отделяются вертикальными линиями).
Небольшие, относительно самостоятельные части мелодии, в которых вокруг одного сильного звука объединяются несколько более слабых, составляют мотив. Сильный звук мотива может быть как в начале, так и в середине, и в конце (как в стихотворной стопе).

Определяют различные мотивы: хореичные (хорей) — с ударением на первой ноте, ямбические, начинающиеся с затакта и идущие к сильной доле (тема судьбы из Пятой симфонии Бетховена). Объединение мотивов по два, три создает более широкие построения — фразы. Фраза содержит два, а то и три акцентируемых звука. Фраза дает возможность чувствовать не только темп музыки, но и качество метра, в частности размер. Величину такта или его размер составляет сильная доля вместе со слабыми долями, например, в вальсе три доли (первая сильная, вторая — слабая).

Не всегда каждой доле такта соответствует единственный звук мелодии, обычно мелодия состоит из звуков разной длины, которые могут быть как равными долями такта, так и большими или меньшими. Для ясности музыки также важно соотношение длинных и коротких нот — музыкальный ритм. Ритмических рисунков великое множество в сравнении с размером.

Ритм простой встречается часто, он менее индивидуален. Индивидуальность присуща только развитым и разнообразным ритмическим рисункам. Ровный ритм придает музыке размерность, уравновешенность (детская песенка «Серенький козлик», медленная часть Четвертой симфонии Чайковского).

Более сложный ритм — единственный удлинненный звук и два коротких (хор «Слався» из оперы «Иван Сусанин» Глинки). Часто используется в музыке пунктирный ритм также сочетается с метром. Этот ритм характерен для сочинений маршевого и танцевального направления. В маршах и сочинениях маршевого состава иногда слабые доли (особенно затакты) раздробляются, создавая пунктирную фигуру (« Прощание славянки» марш). Встречая данный ритм, мы можем сделать вывод о связи с жанром марша. Этот ритм встречается в Мазурках, правда в этих произведениях дробиться первая сильная доля такта.
Если опорные моменты ритма и метра не совпадают, создаются так называемая синкопа — долгий звук на слабой доле. Синкопа характерна для танцевальной музыки, но встречается часто во многих произведениях легкой, эстрадной, джазовой музыки.

Вышеуказанные выразительные средства тесно связаны с временной стороной музыки, потому что темп, метр и ритм организуют музыку во времени. Надо отметить, что эти средства использует не только музыка. Темп и ритм присутствует в спектаклях, кинолентах.