Сравнение женских образов в романе обломов. Женские образы в романе гончарова обломов сочинение с планом. Сочинение Женские образы в романе Обломов

(362 слова)

И.А. Обломов в своем произведении создал масштабную картину общественных настроений своей эпохи, изобразил героя, которого осуждаешь, но все равно сочувствуешь. Также огромна заслуга этого писателя в мастерски нарисованных женских образах: не обобщенных и бледных, а ярких и живых. Часто именно женщины в его романах обладают подлинной силой характера и духа.

Несмотря на то, что Обломов всю жизнь провел на диване, он не был обделен женским вниманием. Друг Штольц познакомил главного героя с Ольгой Ильинской. Эта 20-летняя девушка полна изящества и гармонии. Она лишена кокетства, желания нравиться противоположному полу. Героиня талантлива: прекрасно поет. Все в ее облике говорит о том, что она постоянно мыслит, у нее кипучая жажда жить, действовать. Она самолюбивая, напористая, но при этом добрая и сострадательная. С такими качествами спустя 50 лет шли сестрами милосердия на войну. Миссионерская деятельность Ольги выразилась в том, что она хотела «исправить» Обломова, перекроить его на свой, деятельный лад во имя его собственного блага. Но главный герой не хочет гореть вместе с девушкой, потому, несмотря на их взаимную привязанность, расстается с ней. Ольга для Обломова – божество, идеал, до которого никогда не получится дотянуться. Героиня, хоть и не идеальная, вызывает симпатию, ее настойчивое желание перекроить возлюбленного связано с ее неопытностью и юношеским максимализмом: ради благих целей можно все переделать по-своему, не считаясь с жизненной правдой других.

Обломов переезжает на Выборгскую сторону, где зарождаются его отношения с хозяйкой дома, 30-летней Агафьей Пшеницыной. Она для героя – олицетворение родной Обломовки. И внешне: полная, здоровая, приятная. И внутренне: такая же спокойная, простодушная (даже туповатая в вопросах, не касающихся хозяйства), стыдливая, ласковая, домовитая. Агафья видит в хозяйстве главное свое назначение, поэтому отдается ему со страстью и всегда что-то делает, а об отвлеченных материях даже не задумывается. Героиня полюбила Обломова таким, какой он есть, не хотела его изменить, вот почему их отношения привели к счастливому концу. Он для нее божество и идеал, а также первая любовь (несмотря на покойного мужа). Илья Ильич полюбил ее за то, что Агафья земная и понятная, за ней не надо тянуться, ее не надо разгадывать.

В романе «Обломов» нарисованы два противоположных типа женщин, причем не двумя-тремя мазками, а глубоко и рельефно. Эти образы запоминаются и ничуть не уступают мужским. В этом новаторство автора и его огромная творческая удача.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Роман «Обломов» Ивана Гончарова – это значимое произведение русской литературы, раскрывающее многие острые проблемы социальной и духовной жизни российского общества. Особое место в произведении занимает тема любви, которую автор раскрывает через женские образы в романе «Обломов» – образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной. Обеих героинь связывают сильные чувства к Обломову на определенном этапе его жизни, однако выражение любви у женщин имело разный характер, по-разному отразилось на судьбе Ильи Ильича.
Как и мужские, женские образы в «Обломове» также противопоставляются, что явственно видно как при рассмотрении внешнего портрета героинь, так и при анализе их внутреннего мира, особенностей характера и темперамента.

Портретные характеристики женских образов

Оба женских образа – Ольги и Агафьи, изображены положительно и вызывают симпатию у читателя. Ольга предстает перед нами серьезной, пытливой натурой, для которой важно постоянно узнавать что-то новое, доселе неизведанное. Девушка много думает, о чем свидетельствует даже ее портрет – тонкие сжатые губы и складка над бровью «будто там покоилась мысль», зоркий, ничего не пропускающий, бодрый взгляд. В образе Ольги не было исключительной красоты, но она привлекала особой изящность и грацией, сквозь которые была заметна душевная глубина, гармоничность и артистизм девушки. Ольга была воспитана в дворянской семье, где получила хорошее воспитание и образование. Поэтичная, чувственная натура девушки, преображающейся во время пения, оттенялась серьезностью и практичностью Ольги.

Совершенно другой предстает перед читателем Агафья Пшеницына. Женщина изображается писателем как исконно русская красавица со светлой кожей и округлыми формами. Основные черты Агафьи – кротость, спокойствие, доброта, послушание, необходимость о ком-то заботиться и отдавать себя полностью. Женщина происходит из простой семьи, не имеет образования, но и не нуждается в знаниях, так как основной сферой деятельности, комфортной для нее, всегда оставалось ведение хозяйства – приготовление пищи и обустройство дома.

Два типа русской женщины

Женщины в романе Гончарова «Обломов» – это два основных типа русской женщины, которые были превалирующими в российском обществе 19 века и существуют и в наши дни, хотя и в несколько модифицированном виде.

Агафья – представительница классического типа русской женщины, хранительница очага, всегда уступающая мужу по активности, всегда согласная с мнением мужа и обожающая его во всех его проявлениях. Она словно часть той самой далекой и «прекрасной» Обломовки, своеобразного рая для каждого русского человека – места, где можно ни о чем не заботиться, проводя время в спокойном отдыхе и приятных мечтах и раздумьях. В отличие от Ольги, Агафья не находится в вечном поиске знаний, собственного счастья или цели жизни, не пытается изменить мир вокруг себя – она принимает все, что ей дается, и любит мир, в котором она живет. Некоторые исследователи указывают на скудоумие Пшеницыной, однако ее нельзя назвать дурой – она все делает так, как велит ей сердце. И если Ольга пыталась изменить, сломать Обломова, вывести его из полусна и омертвения, то Агафья наоборот старается всячески сохранить вокруг Ильи Ильича атмосферу «обломовщины», состояние инертности и сонной размеренной и сытой жизни, близкой ей самой – то есть, по своему, заботится о непрерывном счастье мужа.

Ольга является новым для российской ментальности типом русской женщины. Воспитанная под влиянием прогрессивных идей Европы, девушка видит перед собой целый мир, не заканчивающийся сковородками и штопаньем одежды мужу. Она не перестает учиться, постоянно просит Штольца и Обломова рассказать ей что-то новое, непрерывно развивается и стремится вперед – к новым знаниям, обретению высшего человеческого счастья. Однако образ Ольги трагичен – русское общество еще не было готово к появлению сильных женщин-деятелей, какой могла бы стать Ильинская. Судьба даже самой умной и начитанной девушки была предопределена и оканчивалась банальным домашним хозяйством и семьей, то есть пресловутой «обломовщиной» – тем, чего так боялся Штольц и чего хотела избежать в отношениях с Обломовым Ольга. После замужества со Штольцем Ольга меняется, ее все чаще одолевает скука и печаль, причина которых кроется во внутреннем неприятии бытовой однообразной рутины, давящей на девушку.

В символическом смысле женские образы в романе олицетворяют времена года. Легкая, мечтательная, деятельная Ольга представляет собой весну (отношения с Обломовым) и лето (замужество со Штольцем). Тихая, добрая, хозяйственная Агафья – плодородную сытую осень и усыпляющую, спокойную зиму. На первый взгляд Ильинская и Пшеницына противопоставляются как женщина нового российского общества и женщина общества патриархального. Однако обе героини только на первый взгляд разные, на самом деле они взаимодополняют друг друга, отображая не только природный цикл становления и угасания женской природы, но и раскрывая затронутые автором вопросы поиска женского счастья и особенностей женской судьбы.

Два типа любви

В «Обломове» Гончаров раскрывает тему любви именно через женские образы, как более восприимчивые и чувственные. Любовь Ольги, с одной стороны, была наполнена светлым, всеохватывающим чувством, ради которого она готова была даже втайне от тети сбежать на свидание с Обломовым. С другой же стороны, любовь девушки была эгоистичной – Ольга не думала о желаниях самого Ильи Ильича, стараясь перекроить как его личность, так и его жизнь под свое понимание правильного пути. Расставание возлюбленных было связано не только с пониманием, что оба любили иллюзорные, частично выдуманные и идеализированные образы друг друга, но и с осознанием, что любовь может строиться только на принятии человека таким, какой он есть. Обломов это понимал, поэтому и подсознательно боялся дальнейших отношений с Ольгой, так как их семейная жизнь превратилась бы в борьбу за первенство одной из сфер ценностей, ведь они оба не были готовы уступить другому и измениться. Стремительная, деятельная Ольга могла только вдохновлять своим примером Обломова, но чтобы искоренить в его душе «обломовщину», ей не хватало уступчивости и той женской мудрости, которая приходит с возрастом.

Совершенно иной любовью полюбила Обломова Агафья. Женщина не только окружила Илью Ильича комфортной для него атмосферой, воссоздав Обломовку прямо в своей квартире, но и обожала, практически боготворила своего мужа. Пшеницына принимала как достоинства, так и недостатки Ильи Ильича, продолжая заботиться и создавать для него максимальный уют даже в трудные моменты, делая все, чтобы мужчине не приходилось самому задумываться о суетном быте. Любовь Агафьи сравнима со слепой любовью матери, готовой на все, чтобы ее ребенок всегда оставался дома, не покидая ее ради соблазнов реального мира, потакая каждой его приходи и малейшему желанию. Однако такая забота всегда пагубна, поэтому и привела к болезни, а затем и к смерти Обломова.

Заключение

Женские образы в романе Гончарова «Обломов» – это два сборных, типичных женских образа 19 века, изображая которые автор раскрывает ряд важных социальных и философских вопросов. Писатель раздумывает над женской судьбой в российском обществе и вопросами достижения женщиной не только семейного, но и личного счастья, анализирует два диаметрально противоположных, но приводящих к краху типа любви. Гончаров не дает конкретных ответов, но предоставляет читателю обширное поле для размышлений над этими вечными вопросами, интересующими людей и в наше время.

Подробное описание женщин и характеристика их ролей в романе будет особенно актуально для 10 классов во время написания сочинения на тему «Женские образы в романе «Обломов».

Тест по произведению

И. А. Гончаров в своем романе «Обломов» повествует о жизни Обломова - типичного представителя дворянства своего времени. Характер главного героя автор раскрывает в том числе посредством изображения его взаимодействия с другими персонажами. Среди прочих персонажей в романе изображены Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна.

В зрелом возрасте Обломов избегает общения с представительницами прекрасного пола, не желая доставлять себе лишних хлопот. Однако в ранней юности и женщины не оставляли героя равнодушным. Но этот период был весьма недолог. Было это «еще в ту нежную пору, когда человек во всяком другом человеке предполагает искреннего друга и влюбляется почти во всякую женщину и всякой готов предложить руку и сердце...».

В жизни главного героя заметную роль сыграли две женщины: Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна. Ольгу с полным правом можно назвать неординарной личностью. Она умна, интеллигентна, интересна. Ильинская не похожа на барышень своего круга. Вот как говорит о ней автор: «Как бы то ни было, но в редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка».

Несмотря на многочисленные достоинства девушки, ее явно недооценивают окружающие. «...Говорила она мало, и то свое, неважное - и ее обходили умные и бойкие «кавалеры»; небойкие, напротив, считали ее слишком мудреной и немного боялись».

Мы видим, что Ольга Ильинская не может похвастаться всеобщим вниманием. Но, по-видимому, это ее вполне устраивает.

Ольга желает преобразить Обломова, хочет, чтобы он приобщился к интересной и активной жизни. Парадоксально, но Ольга сама не может понять, для чего она так старается изменить Илью Обломова. Возможно, внутренняя энергия требует выхода. Поэтому Ильинская так рьяно взялась за Илью Ильича. Вскоре девушка начала по-настоящему восхищаться собой: «И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить!.. Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и ее. Возвратить человека к жизни - сколько славы доктору, когда он спасет безнадежного больного!

А спасти нравственно погибающий ум, душу? Она даже вздрагивала от гордого, радостного трепета; считала это уроком, назначенным свыше». Мы понимаем, что Ольга старается не только и не столько ради Ильи Ильича, ей самой необходимо чувствовать свою важность и значимость. В данном случае девушка стремится реализовать себя.

Нежная девушка становится деспотичной, жесткой. Она в буквальной степени подчиняет себе слабого и безвольного Обломова. Ольга уверена, что действует во благо. Она часто говорит, что «жизнь, обязанность, долг, следовательно, любовь - тоже долг».

Мы понимаем, что «любовь» Ольги к Обломову - это совсем иное чувство, не соответствующее понятию «любовь» в общепринятом смысле. Ильинская сама заду-мывается о том, что же она испытывает к Илье Ильичу. Девушка понимает, что Обломов важен для нее, что так она не любила пока никого, включая родных людей. Однако чувство Ольги не похоже на искреннюю любовь, яркую, волнующую. Девушка относится к Обломову как к объекту, при помощи которого она доказывает свою силу, способность пробудить от сна безвольного и бесхарактерного человека.

Ольга очень рада услышать от Обломова признание в любви. Ведь это доказывает ей самой, что она была права, предпринимая попытки воздействовать на Илью Ильича. Опять мы видим, что само по себе чувство Обломова для Ольги не слишком-то важно. Ильинской важно сознавать, что эта любовь возникла как результат ее целенаправленных усилий. Девушка в восторге от своей миссии - она стремится переделать Обломова. Конечно, ей это не удается. И ничего удивительного в этом нет. Обломов на какой-то период начинает меняться. Но это исключительно внешняя сторона.

На самом деле Илья Ильич остается таким же, каким был до встречи с Ольгой. Обломову просто не хватает силы, чтобы воспротивиться. К тому же он искренне желает порадовать Ольгу, ведь она ему нравится.

Обломов понимает Ольгу лучше, чем она понимает себя сама: «Она любит теперь, как вышивает по канве: тихо, лениво выходит узор, она еще ленивее развертывает его, любуется, потом положит и забудет. Да, это только приготовление к любви, опыт, а он - субъект, который подвернулся первый, немного сносный для опыта, по случаю». Ольга Ильинская - это яркий и интересный женский образ.

Девушка обладает потрясающей силой характера: в ней чувствуется жажда дея-тельности. Ольга уверена в себе, самодостаточна, не нуждается в одобрении своих поступков. Ей необходимо «переделать» Обломова, потому что она считает это необходимым. Ольге важно видеть результат своей деятельности, поэтому она не берет во внимание особенности характера Обломова. Ольга недальновидна, она радуется внешним изменениям в Обломове, не понимая, что это все - мираж. Невозможно переделать другого человека, если у него нет на это собственного желания. Поэтому мы можем признать: несмотря на сильный характер, Ольга - это просто человек, которому свойственно заблуждаться.

Безусловно, свою деятельность Ольга должна была направить на что-то более важное, чем попусту растрачивать свои силы на заведомо бесплодные попытки «перевоспитать» Обломова. В связи с анализом образа Ольги на ум приходит заме-чательное выражение: «Не мечите бисер перед свиньями».

В данном случае оно весьма уместно. Ольга напрасно тратит сокровища своей души: Обломов не может оценить ее старания. Он даже пугается рвения Ольги, ему кажется, что он является для нее всего лишь экспериментом.

Другой женский образ романа - образ вдовы Пшеницыной Агафьи Матвеев-лы. Простая женщина, она испытывает к Обломову нежные чувства, окружает его заботой и вниманием. Агафья Матвеевна искренна в своих мыслях и поступках. Она заботится об Обломове ради него самого, а не ради собственных амбиций.

Пшеницына относится к Обломову не только с нежностью и любовью, но и с неподдельным восхищением. Ведь тот так отличается от ее покойного мужа: «Илья Ильич ходил не так, как ее покойный муж, коллежский секретарь Пшеницын, мелкой деловой прытью, не пишет беспрестанно бумаг, не трясется от страха, что опоздает в должность, не глядит на всякого так, будто просит оседлать его и поехать, а глядит на всех и на все так смело и свободно, как будто требует покорности себе».

Агафья Матвеевна многим жертвует ради Ильи Ильича. В частности, она готова продать кое-что из своего небогатого имущества ради того, чтобы Обломов не умер с голоду. Пшеницына принимает Обломова таким, каков он на самом деле, не пытается его переделать. У Обломова и Агафьи Матвеевны даже рождается сын, названный в честь Штольца, Андреем.

Если сравнивать Агафью Матвеевну с Ольгой Ильинской, то первая кажется неинтересной, примитивной, недалекой. Но с другой стороны, она более искренна. Она не думает о себе, готова полностью забыть о собственных интересах ради Обломова. Не случайно именно с ней Илья Ильич чувствует себя счастливым. Те-, перь ему не нужно притворяться, соблюдать внешние приличия.

Его принимают таким, каков он есть, его любят, о нем заботятся. В Агафье Матвеевне мы видим искреннее человеколюбие. Она готова на помощь и самопожертвование.

Безусловно, можно сказать, что Агафья Матвеевна своим потаканием слабостям и капризам Обломова губит его. Ведь Илья Ильич медленно, но верно деградирует. Он не делает даже попытки изменить свою жизнь. А заботы Пшеницыной только этому способствуют. Однако в романе мы уже видели, что стремления активной и целеустремленной Ольги Ильинской также были обречены на провал. Обломов сам не желает меняться, так что любые стремления других людей изменить его в принципе бесполезны.

Иван Александрович Гончаров в период с 1848 по 1859 года написал роман "Обломов", который входит в трилогию с такими произведениями, как "Обыкновенная история", "Обрыв". В своём произведении автор проводит нас по всему жизненному пути главного героя - Ильи Обломова. Роман является психологическим, философским, заставляет задуматься о смысле жизни. Если же в романе нельзя найти цельного героя мужского идеала, то женский идеал Гончаров показал очень хорошо в образе Ольги Ильинской.

Главный герой Илья Обломов тридцати лет, ленивый изнеженный человек, который проживает свою жизнь в спокойствии и лени. Но в душе он романтик и мечтает об идеальной жене, которая должна в себе совмещать ум и женственность должна быть хорошей хозяйкой и матерью детей, но и не должна забывать о себе и быть ухоженной и опрятной. Как заметил Р. Рубинштейн в идеале жены Обломова "два начала, причём одно встретится в Ольге, другое - в Пшеницыной".

Автор наделил Ольгу Ильинскую всеми чертами, которые он хотел бы видеть в идеале русской женщины, внешне она ничем не выделялась, но "если бы её обратить в статую, она была бы статуей грации и гармонии". В обществе отношение к ней было неоднозначным "Одни считали её простой, недальней, неглубокой" и лишь некоторые видели в ней цельную и одухотворенную натуру. И в их числе был Штольц, который ценил её и доверил своего лучшего друга Обломова. Ольга со своим активным образом жизни с энтузиазмом берётся "пробуждать" Обломова и вскоре она влюбляется, но это любовь "Пигмалеона к Галатее". Давя на Обломова и диктуя свои правила, она пытается "слепить" из него подходящую ей половинку. Ольга - идеалистка, в отношениях она полностью отдаёт свои чувства, но ничего не получает взамен, как бы не пытался Обломов. Он не поспевает за ритмом жизни Ольги. По темпераменту ей больше подходит энергичный, активный Штольц, встретив после долгих лет Ольгу в Швейцарии, он понимает, что Ильинская сильно изменилась.

Отношения между Андреем и Ольгой сильно отличаются, они проводят много времени за беседами, прогулками. Она не испытывает таких чувств, которые испытывала к Обломову, но "с мужественным любопытством глядела на этот новый образ жизни, озирала его с ужасом и соизмеряла свои силы".

Агафья Матвеевна Пшеницына совершенно отличается от Ольги: интеллектом, характером и даже любовью к Обломову. Это хозяйка дома, в котором поселился Обломов, ограниченная в знаниях, ненавязчивая. Она напоминает поведением Обломову образ матери. Пшеницына была заботливой, даже больше заботилась об Обломове, чем о своих детях. Все дела по дому и хозяйство лежало на её плечах, она как нянька ухаживала за Ильёй. Внешне Агафья менялась от отношения к ней Обломова, когда он был молчалив и мрачен, Пшениыына становилась задумчивой и бледной, если же Илья Ильич был веселым и добрым, хозяйка менялась на глазах.

Ещё одно качество характера, которое её так отличало от Ольги Ильинской, это жертвенность, её заботливое отношение как будто переносилось Илью Ильича обратно в "Обломовку".

В жизни Обломов повстречал две любви: любовь к Ольге, стремившейся спасти его, и к Агафье Матвеевне, с которой Обломов всё больше и больше ослабевает как духовно, так и физически.

Разница между Ольгой Ильинской и Агафьей Матвеевной Пшеницыной мастерски изображена Гончаровым, начиная с портретной характеристики: «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки... Глаза серовато-простодушные, как и всё выражение лица; руки белые, но жёсткие...». Автор не давал такого подробного описания внешности Ольги, как будто желая подчеркнуть, что главными в ней были не внешние качества.

В облике Агафьи Матвеевны автор (значит, и его герой) отмечает «крепкую здоровую грудь», полные белые руки с круглыми локтями, пышную фигуру, обтянутую платьем. «У неё простое, но приятное лицо, – снисходительно решил Обломов, – должно быть, добрая женщина!» И действительно, Агафья Матвеевна была доброй, сердечной, порядочной женщиной, она так заботилась об Илье Ильиче, что готова пожертвовать ради него многим. Например, отнесла в ломбард свои украшения, чтобы барин ни в чём не нуждался. На вопрос Штольца о долговой расписке (мошеннической подделке её брата и Тарантьева, про которую Агафья не знала) она простодушно ответила, что барин ей ничего не должен, хотя давно уже кормила его за свой счёт.

Однако душевные качества этой героини автор не выдвигает на первое место, и в повествовании преобладают бытовые и физиологические подробности, которые важны для главного героя. Это соблазнительные плечи, полные руки с круглыми локтями, которыми Обломов любовался «с таким же удовольствием, с каким утром смотрел на горячую ватрушку». Эта женщина вносила покой, умиротворенность в его душу, и он чувствовал благодарность к ней за удивительную атмосферу уюта, так напоминающую привычный и милый обломовский быт.

Агафья Матвеевна была трудолюбивой хозяйкой, и она готова ежеминутно служить человеку, которого всем сердцем полюбила. Её невозможно представить отдыхающей, и Обломову нравилась её неутомимость. Его также очень устраивало, что от него ничего не требуют, ничем не докучают, зато о нём неустанно заботятся. Любовь и жертвенность всегда рядом в жизни простых русских женщин, и Агафья Пшеницына – одна из них. Она не дворянка и не крестьянка («чиновница»), и зарабатывает себе на жизнь сдачей комнат постояльцам, выполняя много разной работы для квартирантов и для своей семьи. У неё обывательские взгляды на отношения мужчин и женщин, но когда она поняла, что полюбила Обломова, она готова на любые жертвы ради него, забота о нём стала смыслом её жизни.

Во многом похожа на Агафью Матвеевну её верная помощница Анисья, жена Захара, с которой хозяйка очень подружилась. Они обе очень трудолюбивы, к работе относятся не как к изнурительной, тяжёлой обязанности, а как к привычному и необходимому условию жизни, что было полной противоположностью взглядам на труд в Обломовке. Анисья была «проворная баба, лет сорока семи, с заботливой улыбкой... и цепкими, никогда не устающими руками». Ленивому и ворчливому Захару, который с женой иногда разговаривал грозно и гневно, пришлось признать, что «Анисья – умнее его!» И поэтому все недоразумения с барином решала именно Анисья, которая так заговаривала Обломова, стрекоча без остановки, что он в недоумении успокаивался.

Автор отмечает взаимную симпатию Агафьи Матвеевны и Анисьи. «Если есть симпатии душ, если родственные сердца чуют друг друга издалека...», то таким примером является дружба этих женщин, которая свидетельствует также о доброте и душевности Агафьи Матвеевны. Да и как ей не ценить свою помощницу, если с её появлением всё в доме засияло чистотой и везде наведён порядок! Так Анисья стала «великой сподручницей» в хозяйских распоряжениях, а Агафья Матвеевна нашла «у себя место в сердце» для Анисьи, которая тоже поняла, что отныне она вместе с хозяйкой будет участвовать во всей жизни дома. «Две женщины поняли друг друга и стали неразлучны»: они делились секретами во всём, что было внесено в быт людей наблюдательными умами и вековым опытом.

Как все простые женщины, Анисья не только любознательна, но и любопытна, ей интересна жизнь барина, однако она не станет заниматься пересудами и в любой момент готова отстоять честь хозяина, если кто-либо рискнёт сказать лишнее.
Когда Илья Ильич женился на Агафье Матвеевне, Анисья окончательно утвердила своё положение в доме Пшеницыной, и «взаимное влеченье Анисьи и хозяйки превратилось в неразрывную связь, в одно существование». «Агафья Матвеевна выросла, Анисья расправила свои руки, как орлица крылья, и жизнь закипела и потекла рекой». Если так нужно для семьи, то Анисья и спать не ляжет, только бы всё было прилично, как хочет барин. И кухня стала «палладиумом деятельности великой хозяйки и её достойной помощницы», под пристальным оком которой находился весь дом, где распоряжалась её «проворная, всесметающая рука».

Образы женщин, вблизи которых протекает спокойная жизнь Обломова, введены автором не случайно. Читатель видит, как благотворно влияет любовь на души тех, кто способен любить самоотверженно, кто не боится труда, а окрылённые женщины готовы на многое. Работа их как будто раззадоривает, и глаза сияют ярче. Образы Агафьи Матвеевны и Анисьи помогают ещё отчётливее увидеть яркую противоположность на их фоне, барина Илью Ильича, и то разрушительное воздействие, какое оказали на Обломова воспитанные с детства лень и барство. Его не воодушевила на «подвиги» даже любовь Ольги, он страдал от необходимости каждый день прилагать усилия, когда давно уж надоело ему просто из дому выходить. Обломов не захотел и не смог работать над собой, менять себя и свой привычный образ жизни. А в доме Пшеницыной многое напоминало ему детство в Обломовке, когда можно любоваться чужим трудом, оставаясь в покое, ощущая при этом заботу и любовь.

Агафья Матвеевна боготворит человека, изменившего всё в её судьбе, считает его особенным, благородным и изнеженным дворянином, который одарил её своим вниманием. Вместе с любовью расцветала душа этой простой женщины, Агафья Матвеевна росла духовно, вызывая удивление своим преображением у тех, кто знал её раньше. Теперь она способна отстоять своё право на счастливую семейную жизнь, и брат с семьёй вынужден съехать, а Агафья Матвеевна живёт в мире и согласии с самым дорогим для неё человеком. Она приняла в нём всё (Ольга же сделать этого не смогла даже по просьбе Ильи Ильича: «прими меня таким, какой я есть»).

Агафью не раздражали бездеятельность, сонливость, лень Обломова, а его тихий, спокойный нрав и его образ жизни признала она за идеал. Эта женщина считала, что «бог вложил в её жизнь душу», когда появился в её доме Илья Ильич. Выйдя за него замуж, она по-новому стала осознавать себя, так как «теперь уже она знала, зачем жила». И даже после смерти Обломова, оставаясь вечно неутешной, Агафья Матвеевна понимала, что «на всю жизнь её разлились лучи, тихий свет от пролетевших как одно мгновение семи лет».

Сына Андрюшу Агафья Матвеевна любила не меньше, чем его отца, но мудро рассудила, что Штольц и Ольга сделают для его воспитания гораздо больше, чем она. И в конце романа автор сообщает о её сближении с Ольгой Ильинской, но не только по причине их общей заботы об Андрюше. Оказывается, их «связывала общая симпатия, одна память о чистой как хрусталь душе покойника».
Так, вначале бесконечно далёкие и разные женщины становятся ближе, благодаря способности сильно и самоотверженно любить, хотя судьба и жизнь повели их различными путями.