Спп изъяснительные предложения. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

Слайд 1

Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным

Слайд 2

продолжим изучение видов придаточных предложений;
поговорим о придаточных изъяснительных;
выясним особенности CПП с придаточными изъяснительными.
Сегодня мы…

Слайд 3

Классификация СПП
определительными
изъяснительными
обстоятельственными
CПП с придаточными
Вспомним…

Слайд 4

Я сказал, что уже смотрел этот фильм.
Мы встречались с придаточными изъяснительными, когда говорили о косвенной речи.
Вспомним…
Старые знакомые!
Косвенная речь оформляется в форме СПП.
комментирующая часть
чужая речь
главная часть СПП
придаточное изъяснительное

Слайд 5

Примеры предложений с косвенной речью
Вспомним…
Примеры CПП с придаточными изъяснительными
Ты сказал, что напишешь мне завтра.
Я спросил, как пройти в библиотеку.
Он поинтересовался, есть ли у нас время.
Что?
О чём?
Чем?

Слайд 6

Алексей увидел, какой пушистый снег лежит за окном.
Мама боится, что сын простудится.
Мальчик попросил, чтобы ему разрешили взять щенка.
Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей.
Что?
Чего?
О чём?
Придаточные изъяснительные также называют дополнительными.

Слайд 8

Что нуждается в пояснении?
Глаголы со значением мысли.
Давайте подумаем…
Думать, понимать, осознавать, знать, рассуждать, представлять, воображать, помнить и т.д.
Я знаю, что эта задача несложная.
Но я не понимаю, как её решить.

Слайд 9

Что нуждается в пояснении?
Глаголы со значением восприятия.
Всё вижу! Всё слышу!
Слышать, видеть, ощущать, и т.д.
Сначала мы услышали, что за нами кто-то идёт.
Потом мы рассмотрели, что это наша соседка.

Слайд 10

Что нуждается в пояснении?
Глаголы со значением чувств.
Чувствовать, радоваться, жаловаться, огорчаться, ужасаться, опасаться и т.д.
Он жаловался, что в квартире холодно.
Она радовалась, что скоро будет теплее.

Слайд 11

Что нуждается в пояснении?
Существительные, прилагательные, слова категории состояния со значением чувств, мыслей, восприятия.
Рад, жаль, уверен, счастлив, нужно, сообщение, новость, слух и т.д.
До меня донеслась новость о том, что скоро олимпиада.
Уверен, что вы достойно справитесь с испытаниями.
Не только глаголы!

Слайд 12

Говорят, что здесь хорошо ловится рыба.
Глагол со значением речи
Жаль, что не пришлось поговорить подольше.
Категория состояния
Придаточные изъяснительные относятся к члену предложения со значением речи, мысли, чувства, восприятия.
Нужно, чтобы завтра же всё было готово.
Категория состояния
Не путать с простыми предложениями, осложнёнными вводными словами!

Слайд 13

Средства связи в CПП с придаточными изъяснительными
что как будто как будто чтобы ли
Союзы
Союзные слова
что как кто который где куда когда сколько почему и т.д.

Слайд 14

Проблема 1. Средства связи очень коварны!
Одни и те же союзы и союзные слова могут употребляться в CПП с придаточными изъяснительными, определительными, обстоятельственными.
что как который где куда когда почему
что?
какой?
где?
когда?
Сначала смотрим на вопросы!

Слайд 15

Мы хотим поехать туда, куда не ступала нога человека.

Вот и место, куда мы отправимся завтра!
Придаточное определительное
Обязательно ставим вопрос!
Куда?
Какое?
Я спросил, куда мы отправимся завтра.
Придаточное изъяснительное
О чём?

Слайд 16

Мы поставили палатку там, где есть ручей.
Придаточное обстоятельственное
Палатка стояла на поляне, где протекал ручей.
Придаточное определительное
Обязательно ставим вопрос!
Где?
Какой?
Мы не представляли, где тут можно поставить палатку.
Придаточное изъяснительное
Чего?

Слайд 17

На столе стояла сумка, которая принадлежала моему другу.
Придаточное определительное
Я не знал, которая из сумок принадлежит моему другу.
Придаточное изъяснительное

Какая?
Чего?

Слайд 18

Цветы, что распускаются весной, особенно красивы.
Придаточное определительное
Мы рады, что вам понравились эти цветы.
Придаточное изъяснительное
Обращаем внимание на то, к чему относится придаточное!
Какие?
Чему?

Слайд 19

Критерии Союзные слова Союзы

4. Можно подставить же и именно
Проблема 2. Союзы или союзные слова?
В изъяснительных предложениях что и как могут оказаться как союзами, так и союзными словами.
1. Член предложения
2. Можно удалить
3. Логическое ударение

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока:

    Обучающие:

1)знакомство с новым видом придаточных предложений – с придаточными изъяснительными;

2)наблюдение над использованием союзов и союзных слов в предложениях подобного вида данных предложениях;

3) формирование правильной, грамотной устной речи

    Развивающие:

1)развитие устной речи учащихся, навыков монологического высказывания на лингвистическую тему;

2) развитие навыков самостоятельной работы с лингвистическим текстом при изучении нового материала, умений аргументированно доказывать свою точку зрения;

3) развитие навыков групповой работы, умения принять чужую точку зрения, давать объективную оценку ответам одноклассников.

    Воспитательные:

1) воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний;

2) воспитание любви к русской литературе, уважения к творчеству великих писателей;

3) воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи.

Задачи урока:

1) изучить теоретический блок по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»;

2) уметь применить полученные знания на практике:

    находить придаточные изъяснительные в составе сложноподчиненного предложения;

    определять место придаточных изъяснительных по отношению к главному предложению; средства связи с главным предложением;

    правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными;

    составлять схемы предложений с указанными придаточными;

различать придаточные определительные и изъяснительные с одинаковыми средствами связи.

Необходимое оборудование: компьютер / ноутбук, проектор, экран / интерактивная доска, учебник, тетрадь

План урока.

I. Организационный момент. Мотивация.

II . Повторение изученного материала.

    Работа по карточкам.

    Лингвистическая разминка.

    Фронтальный опрос.

III . Изучение нового материала.

1. Работа с лингвистическим текстом и составление опорной схемы (групповая работа)

2. Презентация опорной схемы

IV . Закрепление пройденного материала.

    Исследование СПП с придаточными изъяснительными (групповая работа)

    Цифровой диктант (Работа над различением придаточных определительных и изъяснительных с одинаковыми средствами связи).

    Работа с текстом (комплексный анализ).

    Работа по синтаксической синонимии. (замена предложений с прямой речью СПП с придаточными изъяснительными).

    Редактирование предложений (развитие письменной речи учащихся)

V . Подведение итогов урока. Выставление оценок.

VI . Домашнее задание.

ХОД УРОКА

    Организационный момент. Мотивация.

    Повторение изученного материала.

(Трое по карточкам на местах, остальные участвуют в лингвистической разминке и во фронтальном опросе).

1. Индивидуальные задания (карточки):

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения.

В сложной би_графии Андерсена трудно установить то время когда он начал писать свои прелес_ные ска_ки. 4 (Повеств., невоскл., сложное, союзное, СПП с придаточным определительным, состоит из 2 предложений:

1. Главное, односоставное, безличное, распространенное, полное;

2. Придаточное, двусоставное, распространенное, полное.)

Учитель. Сегодня мы продолжаем исследовать сложноподчиненное предложение. Но прежде, чем приступить к изучении нового материала, проведем лингвистическую разминку и вспомним изученный теоретический материал.

2. Задания для лингвистической разминки ( Слайды 2, 3):

1) А4.Укажите ошибочное суждение.

1. В слове СПОСОБ все согласные глухие

2. В слове БОЮСЬ количество букв и звуков НЕ совпадает.

3. В слове ЩАВЕЛЬ мягкость согласного [Л’] на письме обозначена буквой Ь.

4. В слове ЖЁСТКИЙ согласный звук [Т] является непроизносимым.

(Для верного выполнения задания запишем, как произносятся выделенные слова, то есть сделаем транскрипцию слов.

1.СПОСОБ - [СПОСАП ] – в абсолютном конце слова происходит оглушение. [С], [П] – глухие согласные. Первый вариант нам не подходит.

2. БОЮСЬ - [БАЙ , УС , ] – 5 букв, 5 звуков. Количество букв и звуков совпадает, следовательно, ОТВЕТ – 2.)

Слайд 3

2) B7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Крик,(1) полный отчаяния и муки,(2) вспорол тишину,(3) ударился о каменистые склоны распадков и хлестким эхом вернулся в саванну,(4) сообщив ее обитателям,(5) что на охоту вышел хозяин здешних мест – леопард.

(Запятые 1 и 2 выделяют обособленное определение, 3 разделяет однородные сказуемые, 4 выделяет деепричастный оборот. Главную и придаточную части разделяет запятая 5)

3. Фронтальный опрос (слайд 4)

1. На какие группы делятся СПП по их значению?

(Выделяют СПП с придаточными определительными (какой? чей?), изъяснительными (вопросы косвенных падежей) и обстоятельственными (отвечают на вопросы обстоятельства). Легче всего тип придаточного предложения определить по вопросу, который к нему можно поставить).

2. Каким образом связаны главное и придаточное предложения?

(Главное и придаточное предложение связываются по смыслу, интонационно и с помощью подчинительных союзов или союзных слов).

3. Как различить союз и союзное слово?

(Союз – это служебная часть речи, поэтому он не является членом предложения, его можно опустить, заменить другим подчинительным союзом; в роли союзного слова всегда выступает самостоятельная часть речи (местоимение или наречие), поэтому оно является членом предложения, его нельзя опустить без ущерба для предложения, можно заменить другим значимым словом, иногда на союзное слово падает логическое ударение)

4. Какую функцию выполняют указательные слова? Какими частями речи они могут выражаться?

(Указательные слова находятся в главном предложении и обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточное предложение.

Основная функция указательных слов – быть предвестником придаточного предложения, поэтому в большинстве случаев указательное слово может подсказать, к какому типу относится придаточное предложение. В роли указательных слов выступают местоимения и наречия)

5. Расскажите об особенностях СПП с придаточными определительными .

(Придаточное в таких предложениях отвечает на вопросы определения и присоединяется только с помощью союзных слов. Придаточное предложение всегда относится к имени существительному или слову, выступающему в его значении. Положение придаточного предложения – всегда после определяемого слова. В главном предложении могут также находиться указательные слова. Выделяют еще и местоименно-определительные предложения. Контактным словом в таком случае будет местоимение (все, всякий, каждый)).

    Изучение нового материала.

    1. Определение целей и задач урока (слайд 5). На прошлых уроках мы познакомились с придаточными определительными. Сегодня нам предстоит изучить СПП с придаточными изъяснительными. Давайте попробуем сформулировать цели и задачи нашего занятия:

- познакомимся с новым видом придаточных предложений – с придаточными изъяснительными,

- проведем наблюдение над использованием подчинительных «скреп» в данных предложениях,

- продолжим работать над составлением схем СПП,

Продолжим работу по формированию правильной, грамотной устной речи.

2. Работа с лингвистическим текстом (слайд 6). Изучив параграф 23, составьте опорную схему «СПП с придаточным изъяснительным». При составлении схемы опирайтесь на следующие вопросы (слайд 6):

Презентация опорной схемы (слайд 7)

IV . Первичное закрепление

    Запишите предложения. Выделите грамматические основы. Определите, на какой вопрос отвечает придаточное изъяснительное предложение и с помощью чего присоединяется к главному. (слайды 8, 9)

Образец :
[Арсеньева поразило (что?)] , (насколько точно запомнил я путешествие двадцатилетней давности). ,(насколько).

4. Известно () что слоны в диковинку у нас.

5. Что волки жадны всякий знает ().

6. Сколько он так просидел трудно сказать ().

7. Боюсь предугадать () какова будет его реакция и волнуюсь

8. Он поинтересовался () крепка ли наша дружба.

V . Закрепление изученного материала.

1. Распределительный цифровой диктант (слайды 10-11).

Цель: отработать навык различения придаточных определительных и изъяснительных с одинаковыми средствами связи.

Задание: прослушать предложения, определить тип придаточного и распределить номера предложений в 2 столбика: СПП с придаточным определительными, местоименно-определительными и СПП с придаточными изъяснительными. (В слабом классе предложения лучше показать на слайдах 10 - 11)

    На обрыве, что возвышался сзади, в светлом небе, чернела одинокая скамья. (И. Бунин)

    Казалось, что город устал от зимы. (Д. Гранин)

    Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.

    Нередко в вагоне происходят такие интересные разговоры, каких не услышишь даже в кругу друзей.

    По старым охотам знаю, какими прекрасными могут быть последние деньки осени. (М. Пришвин)

    В бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетавшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка. (В. Короленко)

    Узнайте, пожалуйста, когда прибывает поезд из Самары.

    Следователь догадался, где может скрываться преступник.

    Я уже знаю, кто будет сегодня петь.

    Кто сеет да веет, тот не обеднеет. (Пословица).

Вывод:

В СПП с придаточными определительными придаточное отвечает на вопрос какой?, выполняет функцию определения; в СПП с придаточными изъяснительными придаточное отвечает на падежный вопрос и относится к словам со значением речи, мысли, чувства.

Ключ

I столбик: № 1, 3, 4, 6, 10.

II столбик: № 2, 5, 7, 8, 9.

2. Запишите текст (слайд 12). Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Задания к тексту:

А) Вспомните, какие синонимы называют контекстуальными.

(В контексте нередко стираются семантические различия близких по значению слов, происходит так называемая нейтрализация значений, и тогда как синонимы могут употребляться слова, не принадлежащие в лексической системе языка к одному синонимическому ряду. Например, в словосочетаниях говор (ропот) волн, шум (шелест, шорох, шепот) листвы выделенные слова взаимозаменяемы, но назвать их синонимами в строгом значении термина нельзя. В подобных случаях говорят о контекстуальных синонимах. Итак, слова, которые сближаются по значению в условиях одного контекста, называются контекстуальными (ситуативными, окказиональными, авторскими) синонимами).

Б) Выпишите контекстуальные синонимы, использованные в тексте.

(А.М. Опекушин – ваятель – мастер)

В) Объясните лексическое значение слова «ваятель» (предложение 3) (слайд 13).

Г) Произведите полный синтаксический разбор 2 предложения (слайд 14).

Решено было, что он будет стоят ь в Пятигорске.

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, СПП с придаточным изъяснительным, придаточное присоединяется к главному при помощи подчинительного союза «что», состоит из двух простых:

    Главное, односоставное, безличное, нераспространенное, полное;

    Придаточное, двусоставное, распространенное, полное).

3. Расставьте знаки препинания, затем преобразуйте данные высказывания в СПП с придаточными изъяснительными. (слайд 15).

Цель задания: вспомнить расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью, развивать навык замены предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью (СПП с придаточными изъяснительными)

(Аристотель писал, что ясность – главное достоинство речи)

(Чехов настаивал на том, что язык должен быть прост и изящен)

(А.П. Чехов утверждал, что богатство языка и ораторское искусство во все времена шли рядом).

4. Развитие речи учащихся . (слайд 16)

Говоря о роли подчинительных «скреп» в СПП, нельзя не вспомнить о тех ошибках, с которыми мы сталкиваемся и в ваших письменных работах, и в устной речи. Поэтому следующее наше задание – редактирование предложений.

Задание: исправьте ошибки в построении предложений.

(Смешение прямой и косвенной речи. Скалозуб удовлетворенно замечает, что он счастлив среди товарищей )

(В кабинете Онегина Татьяна видит развешанные на стенах портреты Байрона, разложенные на столе книги с карандашными пометами Евгения.)

VI . Рефлексия деятельности на уроке (слайд 17).

Учебная и дополнительная литература, использованная при подготовке к уроку:

    Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2009.

    Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. Для учителя.- М.: просвещение, 1999,

    Богданова Г.А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 9 класса. В 3-х ч. Ч. II . – М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 2008.

    Драбкина С.В., Субботин Д.И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2012. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. Учебное пособие. – Москва: Интеллект-Центр, 2012.

    Нормы русского литературного языка: практ. Материал к урокам / О.В. Загоровская, О.В. григоренко, Г.А. Заварзина и др.; под ред. О.В. Загоровской. – М. : Просвещение, 2006.

Просмотр содержимого презентации
«СПП с придаточными изъяснительными»


1.Психологический настрой

«Подари улыбку» Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Она создаёт счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. И с этой улыбкой начнем урок.



Мой университет - www.moi-mummi.ru

1. Предложение, в котором только одна грамматическая основа 2. Связь в сложных предложениях 3. Виды сложных предложений 4. Угадайте по вопросам, союзам и союзным словам типы придаточных 5. За сколькими зайцами нельзя угнаться? 6. Золотое колесо в синем небе? 7. Сколько букв в русском алфавите? 8. Назовите три последние буквы алфавита. 9. Какой сегодня день? (Пятница, 19 декабря./


Правильные ответы

  • 1. Простое.
  • 2. Союзная и бессоюзная.
  • 3.СПП и ССП.
  • 5. За двумя.
  • 6. Солнце.)
  • 7. 33
  • 8.Э,ю,я

3. Записываем в тетради:

Классная работа.

А прежде чем написать тему проведем небольшое наблюдение.


4.Наблюдение и вывод 1) Ребята видели… 2) Они думали…. 3) Им казалось…. 4) Они рады…. 5) Приятно…. Беседа:


Мой университет - www.moi-mummi.ru

Мой университет - www.moi-mummi.ru

Тема урока:

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными


Опрос по пройденным темам.

1. На какие группы делятся СПП по их значению?

2. Каким образом связаны главное и придаточное предложения?

3. Как различить союз и союзное слово?

4. Какую функцию выполняют указательные слова? Какими частями речи они выражаются?


Изучение теоретического материала учебника СПП с придаточным изъяснительным Метод ДЖИГСО

  • К чему относятся придаточные изъяснительные?
  • Какие части речи выступают в качестве контактного слова?
  • На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
  • С помощью чего присоединяются придаточные изъяснительные к главному предложению?


Защита проекта.

Есть ли в казахском языке придаточные изъяснительные?

Какую роль играет указательное слово в главном предложении?

Что мы узнали о придаточных изъяснительных?




Составим опорную схему СПП с придаточным изъяснительным

[ ] , ( ).

КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ

К. СЛ.

(УК.СЛ.)

С.СЛ ОВА: ЧТО, КАК, КАК БУДТО …

СОЮЗЫ : ЧТО, КАК, КУДА …

ЧАСТИЦА ЛИ


Образец : [ Арсеньева поразило (что?) ] , (насколько точно запомнил я путешествие двадцатилетней давности) . ,(насколько) .

С.СЛ. - НАР

- . - . - . - . - . -

Подл.-мест.

- . - . - . - . - . -

1.Эти люди знали (), как не любят Лермонтова при дворе.

2. Приятно было смотреть (), какие они загорелые, независимые.

3. Уверен (), что он справится с заданием.


Запишите текст, вставив пропущенные буквы и знаки препинания.

1. Вскоре после создания памятника Пушкину А.М. Опекушин пр..ступает к другой крупной работе к памятнику Лермонтову. 2. Реше..но было что он будет стоять в Пятигорске. 3.Это поставило перед в..ятелем сл..жнейшую задачу соч..тания скульптуры с окружающей природой Кавказа. 4. Мастер стремился к тому что (бы) пейзаж.. был не только дек..рацией но и дополнял характеристику скульптурного облика.


Словарно-орфографическая работа

  • В А ЯТЕЛЬ, -я; м. Высок. Скульптор. Античные ваятели

Синтаксический разбор

Реше..но было что он будет стоять

в Пятигорске.


Расставьте знаки препинания, затем преобразуйте данные предложения в СПП с придаточными изъяснительными

  • Аристотель писал Ясность главное достоинство речи.
  • Чехов настаивал Язык должен быть прост и изящен.
  • Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом утверждал А.П. Чехов.

Определите, какая норма литературного языка нарушена. Исправьте ошибку.

  • Скалозуб удовлетворенно замечает, что «счастлив я в товарищах моих».
  • В кабинете Онегина Татьяна находит на стенах портреты Байрона, книги, разложенные на столе и на которых были пометки карандаша Евгения.

Мой университет - www.moi-mummi.ru

Мой университет - www.moi-mummi.ru

Подведем итоги

  • Придаточные изъяснительные относятся к …………………………………………… в главной части СПП.
  • Придаточные изъяснительные отвечают на

вопросы …

  • К главной части придаточные изъяснительные присоединяются при помощи …

словам со значением речи, мысли, действия

косвенных падежей

подчинительных союзов и союзных слов


Оценивание уч-ся

Домашняя работа: Упр стр


Что такое Придаточное предложение изъяснительное?


Придаточное предложение изъяснительное – это придаточное предложение , отвечающее на любой падежный вопрос и относящееся к члену главного предложения, нуждающемуся в смысловом распространении: без придаточного предложения главное было бы структурно и семантически не законченным. Придаточные изъяснительные связаны со словами, имеющими значение речи, мысли, восприятия, чувства, состояния или выражающими оценку, чаще всего способными к управлению (обычно это глаголы, но ими могут быть и существительные с указанными значениями, краткие прилагательные со значением эмоционального или волевого состояния, слова категории состояния). Придаточные изъяснительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзов что, чтобы, будто, как , как будто, словно, ли и др. и союзных слов кто, что, который, чей, где, куда, откуда, как, зачем, почему, сколько, насколько и др. Она плакала от волнения, от скорбного сознания, что их жизнь так печально сложилась (Ч е х о в). Никто не мог сказать, как сложится жизнь при немцах (Фадеев). Воропаев спросил, где председатель колхоза (П а в л е н к о). А вы мне скажите, почему вы так боитесь молчания? (К у п р и н). Придаточные изъяснительные, относящиеся к существительным, соотносительным с глаголом, типа заявление, известие, мысль, сообщение, служи т. п., при котором нет соотносительного слова, имеют добавочное определительное значение. Распространился слух, что сельдь идет с низовьев вверх, выбрасывается от жары и мелководья на пески и гниет (Федин). Такие придаточные являются определительными, если прикрепляются к главному предложению не при помощи союза что, а при помощи союзного слова что (возможна замена союзным словом который). Ср.: Слух, что распространился по городу, вскоре подтвердился.

Придаточные изъяснительные, отвечающие на вопросы косвенных падежей, выступают в качестве описательной замены отсутствующего в главном предложении дополнения. Вдруг Воропаев неясно почувствовал, что к нему обращаются (Павленко). Придаточные изъяснительные, отвечающие на вопрос именительного падежа, выступают в качестве описательной замены отсутствующего в главном предложении подлежащего. Ему и без того казалось, что его несут слишком медленно (Б. Полевой). На этом основании некоторые грамматисты выделяют придаточные дополнительные и придаточные подлежащий е, указывая, что наряду с общими чертами соответствующих разновидностей изъяснительных придаточных предложений (структурно-семантическая неполнота главного предложения и необходимость изъяснительного распространения того или иного слова в нем) между ними имеется и существенное различие - сама структура главного предложения. В одном случае главное предложение или имеет в своем составе подлежащее и нуждается в распространении управляемым членом - дополнением (Я хочу, чтобы он пришел), или, будучи безличным, не допускает в своем составе подлежащего и тоже нуждается в распространении управляемым членом - дополнением (Мне хочется, чтобы он пришел), в другом же - главное предложение не допускает при себе управляемого члена и нуждается в распространении именно подлежащим (Важно, чтобы он пришел). При этом указывается, что если исходить из принципов классификации придаточных предложений, выдвинутых В. А. Богородицким и в основном признаваемых авторами современных учебных пособий (В. А. Богородицкий считал, что нужно иметь в виду:

1) к чему относится придаточное предложение,

2) каковы средства связи обеих частей сложноподчиненного предложения и

3) какие смысловые оттенки принадлежат самим придаточным предложениям), то при объединении придаточных дополнительных и придаточных подлежащных в одну общую группу учитываются два последних признака и недооценивается первый - “к чему относится” придаточное предложение. Указание на то, что придаточные подлежащные характеризуются чрезвычайной пестротой и неоднородностью входящих в них конструкций (ср., с одной стороны, предложения типа Кто весел, тот смеется, а с другой - предложения типа Известно, что слоны в диковинку у нас), справедливо, но ведь не меньшей пестротой отличаются придаточные изъяснительные, объединяющие обе группы предложений;

ср.: 1) Кто весел, смеется; 2) Жаль, что погода испортилась; 3) Говорят, будто состояние больного ухудшается и т. д. Ссылаясь на то, что разграничение придаточных дополнительных и придаточных подлежащных проводится в академической “Грамматике русского языка”, в работах А. Н. Гвоздева и других, отнюдь не устаревших, сторонники такого разграничения указывают также на методическое удобство проведения в школьной практике параллелизма членов предложения и придаточных предложений (параллелизма, правда неполного, но в большинстве случаев возможного и используемого).

Лангольф Нина Валентиновна

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: сформировать знания учащихся о сложноподчиненных

Предложениях с придаточными изъяснительными.

Задачи:

  • обучающие формирование умений:
  1. находить придаточные изъяснительные в сложноподчиненном предложении по характерным признакам, правильно употреблять их в речи;
  2. расставлять знаки препинания;
  3. составлять схемы сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными
  • развивающие развитие навыков речевых умений, систематизации полученных знаний, наблюдательности, орфографической и пунктуационной зоркости;
  • воспитательные воспитание культуры речи, интереса к изучению русского языка.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, парная

План урока.

1. Индивидуальные задания (карточки):

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Мотивация.
  1. Повторение изученного материала. Проверка дом/ задания (карточка)

1. Скучен день до вечера, коли делать нечего.(СПП с прид. обс условия)

2. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается. (СПП с прид. опред)

3. Чтобы получить хорошую профессию, нужно прилежно учиться.(СПП с прид обст цели)

4. Как птица создана для полета, так человек для работы.

Учитель. Сегодня мы продолжаем исследовать сложноподчиненное предложение. Но прежде, чем приступить к изучению нового материала, проведем лингвистическую разминку и вспомним изученный теоретический материал.

2. Задания для лингвистической разминки (Подготовка к ОГЭ) (в паре) № 3, №7

1.Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является сравнительный оборот ? (

1) А у меня даже слёзы капали из глаз – так здорово поддал мне Лёвка – капали прямо на промокашку и расплывались по ней, как бесцветные кляксы.

2) Я взял у папы с письменного стола его синий разрезальный нож из пластмассы и целый день точил его о плиту.

3) Я, как его увидел, сразу стал расстегивать портфель, чтобы достать кинжал.

4) В классе всё было как всегда, и Лёвка стоял у окна с Валериком.

Ответ: 1

3. 2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ.

1) Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край стола или сбивал стул.

2) В мечтах из толстого и косолапого он превращался в стройного и гибкого, а в движениях появлялись ловкость и сноровка.

3) Разве так обращаются с благородным рыцарем?

4) Друг и не подозревал, что ранил Васю в самое сердце. Ответ (4)

  1. 3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ЭПИТЕТ
  1. Огни нищих деревень мигали сослепу в седую метель.
  2. Левитан вспомнил свою первую поездку в Крым, и ему захотелось в горы.
  3. Больной Левитан попросил у Чехова кусок картона и за полчаса набросал на нем масляными красками вечернее поле со стогами сена.
  4. От этого воздуха часто болела голова.

Ответ: 1

3. (4.) Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА

1)Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.

2)И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.

3)Это моего отца убили... – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.

4)Он был рад, что мать не видит его слёз . Ответ (1)

7 .1 Замените словосочетание БЕЗЫМЯННЫМ РЫЦАРЕМ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление

Ответ: рыцарем без имени

2.Замените словосочетание ожесточенно нападали (предложение 7), построенное на основе примыкания управление . Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: - нападали с ожесточением

7.3.Замените словосочетание хоровой коллектив построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: - коллектив хора

  1. 4.Замените словосочетание железной трубки, построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: - трубка из железа

5.Замените словосочетание дни после войны , построенное на основе связи управления , синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: послевоенные дни

7.6. Замените словосочетание «немецкие танки» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ танки немцев

3.Фронтальный опрос. (работа в паре)

1. На какие виды делятся СПП по их значению? (работа в паре)

(Выделяют СПП с придаточными определительными (какой? чей?), изъяснительными (вопросы косвенных падежей) и обстоятельственными (отвечают на вопросы обстоятельства). Легче всего тип придаточного предложения определить по вопросу, который к нему можно поставить).

2. Каким образом связаны главное и придаточное предложения?

(Главное и придаточное предложение связываются по смыслу, интонационно и с помощью подчинительных союзов или союзных слов).

3. Как различить союз и союзное слово?

(Союз – это служебная часть речи, поэтому он не является членом предложения, его можно опустить, заменить другим подчинительным союзом; в роли союзного слова всегда выступает самостоятельная часть речи (местоимение или наречие), поэтому оно является членом предложения, его нельзя опустить без ущерба для предложения, можно заменить другим значимым словом, иногда на союзное слово падает логическое ударение)

4. Какую функцию выполняют указательные слова? Какими частями речи они могут выражаться?

(Указательные слова находятся в главном предложении и обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточное предложение.

Основная функция указательных слов – быть предвестником придаточного предложения, поэтому в большинстве случаев указательное слово может подсказать, к какому типу относится придаточное предложение. В роли указательных слов выступают местоимения и наречия)

5. Расскажите об особенностях СПП с придаточными определительными .

(Придаточное в таких предложениях отвечает на вопросы определения и присоединяется только с помощью союзных слов. Придаточное предложение всегда относится к имени существительному или слову, выступающему в его значении. Положение придаточного предложения – всегда после определяемого слова. В главном предложении могут также находиться указательные слова. Выделяют еще и местоименно-определительные предложения. Контактным словом в таком случае будет местоимение (все, всякий, каждый).

Тест на повторение: (индивидуально)

  1. СПП состоит из главного и придаточного предложения. (ДА)
  2. Придаточное предложение всегда стоит после главного. (НЕТ)
  3. Части СПП соединяются между собой подчинительными

союзами или союзными словами. (ДА)

  1. Части СПП равноправны. (НЕТ)
  2. Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части

СПП, находятся в придаточной части предложения. (ДА, ВСЕГДА)

  1. Придаточное предложение отделяется запятой от главного или выделяется запятыми. (ДА)
  2. Придаточное предложение отвечает на вопрос: какой? (ДА)
  3. Какое – это придаточное (определительное)
  1. Изучение нового материала.

Определение целей и задач урока На прошлых уроках мы познакомились с придаточными определительными. Сегодня нам предстоит изучить СПП с придаточными изъяснительными.

Давайте попробуем сформулировать цели и задачи нашего занятия:

- познакомимся с новым видом придаточных предложений – с придаточными изъяснительными

Находить придаточные изъяснительные в составе сложноподчиненного предложения;

Определять место придаточных изъяснительных по отношению к главному предложению; средства связи с главным предложением;

Правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными;

составлять схемы предложений с указанными придаточными;

Различать придаточные определительные и изъяснительные с одинаковыми средствами связи.

Продолжим работу по формированию правильной, грамотной устной речи.

2. Работа с лингвистическим текстом. Изучив параграф 11стар учеб,23 , составьте опорную схему «СПП с придаточным изъяснительным». При составлении схемы опирайтесь на следующие вопросы :

  • К чему относятся придаточные изъяснительные?
  • Какие части речи выступают в качестве контактного слова?
  • На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
  • С помощью чего присоединяются придаточные изъяснительные к главному предложению?
  1. Работа с таблицей

Презентация опорной схемы

IV. Первичное закрепление

  1. Запишите предложения. Выделите грамматические основы. Определите, на какой вопрос отвечает придаточное изъяснительное предложение и с помощью чего присоединяется к главному.

Образец :
[Арсеньева поразило (что?)] , (насколько точно запомнил я путешествие двадцатилетней давности). , (насколько).

1.Эти люди знали (), как не любят Лермонтова при дворе.

2. Приятно было смотреть (), какие они загорелые, независимые.

3. Уверен (), что он справится с заданием.

4. Известно (), что слоны в диковинку у нас.

5. Что волки жадны, всякий знает ().

6. Сколько он так просидел, трудно сказать ().

7. Ты говоришь, (о чем?) что теплой дождемся весны.

8. Он поинтересовался () крепка ли наша дружба.

9.Я считаю, что лес- прекрасное выражение силы природы.

Физкультминутка .

Начинаем шаг на месте.

Финиш метров через двести.

Хватит, хватит – мы пришли

Потянулись, подышали.

Вот мы руки развели –

Словно удивились

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Наклонились, выпрямились

Ниже, дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

Вдох, выдох.

Вдох, выдох.

V. Закрепление изученного материала.

1. Распределительный цифровой диктант.

Цель: отработать навык различения придаточных определительных и изъяснительных с одинаковыми средствами связи.

Задание: прослушать предложения, определить тип придаточного и распределить номера предложений в 2 столбика: СПП с придаточным определительными, местоименно-определительными и СПП с придаточными изъяснительными.

  1. На обрыве, что возвышался сзади, в светлом небе, чернела одинокая скамья.
  2. Казалось, что город устал от зимы.
  3. Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.
  4. Нередко в вагоне происходят такие интересные разговоры, каких не услышишь даже в кругу друзей.
  5. По старым охотам знаю, какими прекрасными могут быть последние деньки осени.
  6. В бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетавшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка.
  7. Узнайте, пожалуйста, когда прибывает поезд из Самары.
  8. Следователь догадался, где может скрываться преступник.
  9. Я уже знаю, кто будет сегодня петь.
  10. Дом, в котором я живу, находится в новом районе

Вывод:

В СПП с придаточными определительными придаточное отвечает на вопрос какой?, выполняет функцию определения; в СПП с придаточными изъяснительными придаточное отвечает на падежный вопрос и относится к словам со значением речи, мысли, чувства.

Ключ

I столбик: № 1, 3, 4, 6, 10. (придаточные определительные)

II столбик: № 2, 5, 7, 8, 9. (придаточные изъяснительные)

2. Запишите текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

1. Вскоре после создания памятника Пушкину, А.М. Опекушин пр(и)ступает к другой крупной работе к памятнику Лермонтову. 2. Реше..но было, что он будет стоять в Пятигорске. 3.Это поставило перед в(а)ятелем сл..жнейшую задачу соч.етания скульптуры, с окружающей природой Кавказа. 4. Мастер стремился к тому, чтобы пейзаж.. был не только декОрацией, но и дополнял характеристику скульптурного облика.

  • ВАЯТЕЛЬ,-я; м.Высок.Тот,кто ваяет. ,
    Скульптор. Античные ваятели (Ваять- лепить из глины или высекать из камня

художественное произведение.

Задания к тексту:

А) Вспомните, какие синонимы называют контекстуальными.

(В контексте нередко стираются семантические различия близких по значению слов, происходит так называемая нейтрализация значений, и тогда как синонимы могут употребляться слова, не принадлежащие в лексической системе языка к одному синонимическому ряду. Например, в словосочетаниях говор (ропот) волн, шум (шелест, шорох, шепот) листвы выделенные слова взаимозаменяемы, но назвать их синонимами в строгом значении термина нельзя. В подобных случаях говорят о контекстуальных синонимах. Итак, слова, которые сближаются по значению в условиях одного контекста, называются контекстуальными (ситуативными, окказиональными, авторскими) синонимами).

Б) Выпишите контекстуальные синонимы, использованные в тексте.

(А.М. Опекушин – ваятель – мастер)

В) Объясните лексическое значение слова «ваятель» (предложение 3)

Г) Произведите полный синтаксический разбор 2 предложения.

Решено было, что он будет стоят ь в Пятигорске.

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, СПП с придаточным изъяснительным, придаточное присоединяется к главному при помощи подчинительного союза «что», состоит из двух простых:

  1. Главное, односоставное, безличное, нераспространенное, полное;
  2. Придаточное, двусоставное, распространенное, полное).

3. Расставьте знаки препинания, затем преобразуйте данные высказывания в СПП с придаточными изъяснительными.

Цель задания: вспомнить расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью, развивать навык замены предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью (СПП с придаточными изъяснительными)

  1. Аристотель писал Ясность главное достоинство речи.

(Аристотель писал, что ясность – главное достоинство речи)

  1. Чехов настаивал Язык должен быть прост и изящен.

(Чехов настаивал на том, что язык должен быть прост и изящен)

  1. Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом утверждал А.П. Чехов.

(А.П. Чехов утверждал, что богатство языка и ораторское искусство во все времена шли рядом).

4. Развитие речи учащихся .

Говоря о роли подчинительных «скреп» в СПП, нельзя не вспомнить о тех ошибках, с которыми мы сталкиваемся и в ваших письменных работах, и в устной речи. Поэтому следующее наше задание – редактирование предложений.

Задание: исправьте ошибки в построении предложений.

  1. Скалозуб удовлетворенно замечает, что «счастлив я в товарищах моих».

(Смешение прямой и косвенной речи. Скалозуб удовлетворенно замечает, что он счастлив среди товарищей )

  1. В кабинете Онегина Татьяна находит на стенах портреты Байрона, книги, разложенные на столе и на которых были пометки карандаша Евгения.

(В кабинете Онегина Татьяна видит развешанные на стенах портреты Байрона, разложенные на столе книги с карандашными пометами Евгения.)

VI. Рефлексия деятельности на уроке повторил…

Узнал…

Сегодня на уроке я научился… познакомился… понял…

Придаточные изъяснительные относятся к словам со значением речи, мысли, действия в главной части СПП.

Придаточные изъяснительные отвечают на

вопросы … косвенных падежей

К главной части придаточные изъяснительные присоединяются при помощи

подчинительных союзов и союзных слов. Дз

Д/з

Подготовка к ОГЭ

12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

1. Когда Сеня,(1) путаясь и напрягаясь,(2) блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший,(3) Ваня страдал. 3 (1,2 – обособленное обстоятельство выраженное однородными деепричастиями)

12 В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

2. Крик,(1) полный отчаяния и муки,(2) вспорол тишину,(3) ударился о каменистые склоны распадков и хлестким эхом вернулся в саванну,(4) сообщив ее обитателям,(5) что на охоту вышел хозяин здешних мест – леопард.

(Запятые 1 и 2 выделяют обособленное определение, 3 разделяет однородные сказуемые, 4 выделяет деепричастный оборот. Главную и придаточную части разделяет запятая 5)

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

(1,2- вводная конструкция)

3.Отец и мама,(1) мне кажется,(2) очень довольны,(3) что я невысокий. Они-то ведь ждали ребёнка и хотят,(4) чтоб я на всю жизнь им остался . (3,4)

1. Индивидуальные задания (карточка):

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения.

В сложной биО_графии Андерсена трудно установить то время, когда он начал писать свои прелесТ_ные скаЗ_ки. 4 (Повеств., невоскл., сложное, союзное, СПП с придаточным определительным, состоит из 2 предложений:

1. Главное, односоставное, безличное, распространенное, полное;

2. Придаточное, двусоставное, распространенное, полное.)

Задание 2. Объяснить все оставшиеся знаки препинания.