Способы разрешения конфликтных ситуаций в школе. Конфликты детей в школе и пути их разрешения

не борясь с системой?

Практическая ситуация .

Является ли описанная ниже ситуация конфликтом (ответ обосновать). Если ситуация является конфликтом , описать его структуру, динамику, а также возможные причины возникновения. В противном случае ответить на вопрос: что нужно сделать для того, чтобы предотвратить назревающий конфликт?

Настя, ученица 11-А класса, претендует на золотую медаль. Эта медаль очень важна для девочки: у небогатой семьи нет денег на курсы и репетиторов, чтобы хорошо подготовиться к поступлению, а медаль дает весьма чувствительные льготы при поступлении в вуз. На контрольной работе по алгебре Настя сидела на первой парте перед учительским столом. Когда она решала на черновике последнюю, самую трудную задачу, к столу учительницы подошла другая кандидатка на медаль Лиза, – дочка одного из преподавателей. Учительница стала диктовать ей вполголоса эту задачу. Настя покосилась на них и продолжила решать, но тут учительница обратила на нее внимание и, посмотрев на записи в черновике, сказала: «Я не поняла – тебе кто-то разрешал нас слушать?». Учительница забрала у Насти черновик и вернула его на следующем уроке с оценкой «2» за списывание. Настя пошла жаловаться к директору, учителя «вызвали на разговор», но она сказала, что Настя списывала, пока та объясняла непонятно сформулированное задание Лизе. Вызвали и Лизу к директору, та подтвердила слова учителя.

Мой вариант ответа .

Оля безусловно данная ситуация являетсяконфликтной.

И сейчас я постараюсь развернуть ее на 360 градусов. Покажу все скрытые нюансы у данного конфликта . Но, которые существенно влияют на развязку и конечный результат.

И так поехали!

Если мы оттолкнемся от внешней стороны произошедшего. Посмотрим на все поведенческие проявления людей (Насти, учительницы, Лизы и директора) задействованных в данном процессе.

То однозначно можно сказать, что виновата учительница. Ведь это она не побоялась вызвать «огонь» на себя, поставив девочке двойку, несмотря на все ее старания. И при этом, заручилась еще двойной поддержкой — со стороны Лизы и директора.

О данной ситуации я рассказала своим детям (возраст 30 и 25 лет) и 14 летнему внуку. Мне было любопытно их видение. А самое главное, хотелось услышать их вердикт по отношению к произошедшему.

Будто сговорившись, все хором ответили, что виновата в этом конфликте — конечно же учительница. Это она «редиска»! Потому, что сделала неправильно, поставив двойку успевающей ученице.

Где – то я даже с ними согласилась. Ведь по сути, в этот момент, учительница ставила самой себе двойку. Так, как в данном случае Настя является продуктом исключительно ее деятельности. Особенно на этапе подведения общего итога. Но это только внешняя сторона у нашего айсберга.

Что удивительно, так это то, что примерно 90% ныне живущих людей на земле, именно так оценивают конфликт и конфликтные ситуации, в которых они оказываются.

Т.е. сразу ищут (грубо сказать) своего «козла». А именно того человека, который виноват в их несчастной судьбе. Отсюда и их беды. Как следствие, затянувшиеся конфликты , которые, как ни странно, ни куда не деваются. Они просто мигрируют с человеком из эпохи в эпоху.

И почему – то людям не досуг заглянуть за занавес таких процессов. Их упорное нежелание посмотреть на эти действа с другой стороны. Подойти к решению своих конфликтов без обвинения внешней стороны. Ведь именно здесь находится Ключ к качественному решению конфликтов любой сложности.

Поэтому я и хочу воспользоваться просьбой Оли. Именно на этой конфликтной ситуации, раскрою суть данного подхода. Чтобы вы наглядно увидели, как можно решать любой конфликт качественно, без «кровопролитий», излишней потери энергии. При этом, всегда получать желаемый результат легко и радостно.

Самое интересное — это то, что для решения любого конфликта совсем не надо идти на баррикады. Не надо доказывать кому – то, что ты не «верблюд».

Достаточно только повернуть взор в глубину себя, осознать суть произошедшего и сделать новый выбор.

Именно сейчас этот вариант на Настином примере, я и продемонстрирую вам.

Но для начала небольшой тест для вас.

Пример.

Девочке 5 лет и ее изнасиловали.

В задачке спрашивается – Кто виноват в этой ситуации?

— Насильник, мама, которая не доглядела или сама девочка?

Как правило, на моих тренингах люди говорят, что виноват насильник. У кого – то виновата мама. Ибо попустительски отнеслась к предоставленной для девочки свободе.

Но мой вариант ответа лежит в иной плоскости. Очень часто он шокирует многих.

Когда я говорю, что эту ситуацию спровоцировала сама девочка.

Что именно она бессознательно выбрала быть изнасилованной.

Так, что сейчас у меня для Насти плохая новость.

Ибо конфликтная ситуация , в которой она оказалась, как ни странно, бессознательно спровоцирована тоже ею.

При чем, в данном процессе, она дважды способствовала, как рождению, так и усилению конфликта.

Первый раз, (конечно же бессознательно). Произошло это в тот момент, когда она покосилась на учительницу и Лизу.

Скорее всего, именно в этом взгляде было нечто, что так сильно «возбудило» ЭГО школьного клерка. Предполагаю, что это была некоторая оценка с Настиной стороны учительского поведения.

Допускаю, что Настя могла не заметить этого или просто не обратила внимания на суть своего внутреннего посыла.

Но учителя, как правило, люди с обостренной психикой и мощным ЭГО.

Поэтому такие нюансы ловят на лету.

Так, что не удивительно!

Почему учительница так быстро среагировала на ее взгляд. А поставленная двойка лишь подтверждение выше сказанному.

Второй раз, Настя еще больше усилила данный конфликт , когда пошла к директору и стала озвучивать свою правду.

А, что лежит за этим намерением?!

Ну, конечно же — позиция доказательства своей правоты. Состоящей в несправедливом подходе учителя к ученику. Где учительская власть, как всегда в разы сильнее самой правдивой правды (уж извините масло масленое) ученика.

Конечно в данной ситуации, можно долбиться в «стену». И болезненно реагируя на сговор системы (учителя, ученика школьной учительницы и директора) продолжать бороться дальше. Например, идти в вышестоящие организации (департамент по образованию).

Только важно всегда помнить, что рыба гниет с головы.

И, что стратегия доказательства, чаще всего, не приносит желаемый результат. Особенно в борьбе с системами. И если вы посмотрите на нашу жизнь, то на каждом углу увидите подтверждение моих слов.

Так, что позиция доказательства в любом конфликте всегда ущербна. А тем более бороться с системами – это значит обречь себя на долгий мучительный процесс. И самое главное – не факт, что ты в нем выиграешь.

Сейчас в этой конфликтной ситуации, по сути встретились Настина Гордыня и учительское ЭГО. Гордыня всегда обидчивая и, одновременно, придирчивая смотрит на все свысока. Но Эго при мощной поддержке человеческого Ума, в разы оказывается сильнее в этом «поединке».

Более того, люди «заточенные» на идеальность (идеальная ученица, идеальные отношения, идеальное поведение …), как правило, чаще всего оказываются жертвами в этом конфликтном или по другому сказать, идеально не идеальном мире.

Потому, как именно они несут внутри себя мощное несогласие с тем, что видят их глаза.

И я думаю, что наша героиня не является исключением из общих правил, в этой земной игре. Именно поэтому учительница наделенная властью, так легко воспользовалась этим инструментом.

Отсюда вывод . Запущенный процесс, с целью доказать свою правоту есть, ни что иное, как борьба с «ветряными мельницами».

Лучше и правильнее сесть на «пенек», съесть «пирожок» и осознать суть всего произошедшего.

Для этой цели предлагаю свои помогающие вопросы:

Для чего я выбрала оказаться в данном конфликте?

— В чем суть скрытой выгоды от данного конфликта?

— Чему меня научил этот опыт?

— Какие уроки я извлекла из этой ситуации?

— Что хочу в будущем изменить в своей жизненной стратегии, при достижении

желаемого результата?

Если в своих ответах Настя не будет врать самой себе, то она очень быстро увидит скрытую для себя выгоду (а выгода точно есть). И это ей поможет достаточно быстро скорректировать данную ситуацию.

При этом совсем не требуется разборка с обидчиками. Коррекция эмоциональной реакции, за счет снятия внутреннего напряжения позволит посмотреть на данный конфликт более свободно и с разных сторон. А это значит, что и решение может прийти не тривиальное.

И если еще себя наполнить новым желанием, то и особых действий не потребуется.

Вселенная сама сделает 80% за человека нужные действия. А оставшиеся 20% потраченные на реализацию задуманного принесут легкий и радостный результат.

На десерт хочу сделать еще один акцент.

Важно знать и понимать, что внешний мир – это всегда наши зеркала. Именно они отражают суть наших внутренних «ребусов», конфликтов. Которые мы несем в глубине своего сознания. И, которые очень сильно связаны с нашей прошлой историей. Но в силу разных причин мы или не осознаем этого. Или осознанно не хотим прикасаться к этому неприятному своему прошлому.

Например, как согласиться женщине с тем, что на нее кричит мужчина. Ведь в такие минуты она даже мысли не допускает, что в этом «зеркале» она видит исключительно свое отражение. Ведь это ее внутреннее недовольство, чем – то или кем – то отразил данный мужчина.

Равно, как и Насте сейчас трудно согласиться с поставленной двойкой. Ее мир убеждений не соглашается с тем, что «зеркало» учительницы, отразило ее глубинное несогласие с поведением учителя и системой в целом.

Вот почему ученики сознательно и бессознательно борются с этой системой. И прежде всего, своим нежеланием учиться.

Только перфекционизм (синдром отличника) – это тоже одна из разновидностей этой борьбы и несогласия. Только в более завуалированной форме.

Поэтому до тех пор, пока мы ищем виновных в своих бедах во внешнем мире. Не берем ответственность за произошедшее на себя. Мы всегда будем жертвами , пребывающими в вечной борьбе.

Ну, а вы, как всегда не верьте мне.

Просто проверяйте на собственном опыте.

И смело делитесь своими наблюдениями и полученными результатами.

А сейчас я говорю пока и до новых встреч.

С вами была Пеняйчева Любовь .

Конфликт в школе у детей может возникнуть из-за незначительных разногласий по поводу успехов в учебе, поведения, отношения друг к другу, одежды и т. д. Конфликты между обучающимися самые распространенные в школе. Конфликты ученик-ученик разрешаются участниками спора самостоятельно, но часто требуется помощь либо классного руководителя, либо психолога, либо родителей. Нередко можно наблюдать в школе вербальную агрессию со стороны детей или открытые физические столкновения. Такое происходит в силу возраста, воспитания, темперамента. Дети еще не так осознают границы общения друг с другом. Нередко причиной конфликта служит борьба за лидерство, личное соперничество, этнические конфликты. В данном случае очень важна роль и реакция педагога, как посредника между детьми, который может разрешить конфликт на начальной стадии. Если изначально конфликт не был разрешен, то разногласия между детьми могут нарастать. Школьный конфликт между учениками — это явление обычное, где каждый учится отстаивать свою точку зрения, учится жить по законам детского общества. Максимальное количество конфликтов приходится на подростковый возраст. Желание самоутвердиться, стать лидером может стать причиной конфликта. Оскорбления и обиды, которые дети наносят друг другу являются также причинами конфликта. Существует такое понятие как буллинг, которое является выражением психического насилия с участием учащихся.

Бу́ллинг (англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников) со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом.

Как проявления травли специалисты расценивают оскорбления, угрозы, физическую агрессию, постоянную негативную оценку жертвы и её деятельности.

Буллинг может быть и в физической, и в психологической форме. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.

Буллинг приводит к тому, что жертва теряет уверенность в себе. Также это явление может приводить к разной тяжести психическим отклонениям, а также психосоматическим заболеваниям, и может явиться причиной самоубийства. В этом случае важно объяснить человеку, что его травят, и показать, как действовать в сложившейся ситуации (https://ru.wikipedia.org/wiki/Травля).

Жертвами в школе чаще всего становятся:

  • двоечники, неуспевающие учащиеся;
  • отличники, вундеркинды;
  • физически слабые дети;
  • дети, гиперопекаемые родителями;
  • дети с ОВЗ, физическими недостатками;
  • дети, не имеющие электронных новинок или, имеющие самые дорогие из них.

Мальчики чаще являются жертвами и инициаторами школьного буллинга.

Необходимо отметить, что существуют типологические особенности участников буллинга. Если ребенок агрессивен или наоборот является объектом нападок, то стоит пересмотреть его общение и действия в соответствии с данной типологией.

1. «Преследователи » — такие дети отличаются авторитарностью. «Преследователи», не смотря на свою роль, считают себя слишком добрыми, т. е. хотят быть ещё менее добрыми, чем они есть. Также «преследователи» не являются и не стремятся быть терпеливыми. В целом у «преследователей» достаточно высокая самооценка и уровень притязаний.

2. «Жертвы ». У «жертв» самый низкий социометрический статус и коэффициент удовлетворённости общением, что говорит об их низком положении в классе. «Жертвы» зависимы, «слабы» по сравнению с другими участниками буллинга. Самооценка у «жертв» самая низкая по сравнению с другими группами, а уровень притязаний довольно высокий, т. е. «жертвы» очень недовольны собой, не принимают сами себя и, возможно, хотят меняться. Уровни тревожности, трудностей в общении и конфликтности также самые высокие у «жертв».

3. «Помощники » — помогают «преследователям», они не добиваются уважения в классе. «Помощники» очень зависимы, благодаря чему их подчиняют «преследователи», но одновременно они и достаточно авторитарны, что создаёт у них внутренний дискомфорт. По активному прямому буллингу, самые высокие показатели именно у «помощников», т. к. часто именно они обзывают, бьют и т. д., а «преследователи» лишь выбирают цель и продумывают план. «Помощники» чаще всего испытывают острый дефицит общения с отцом.

4. «Защитники » в целом довольны занимаемой позицией, которая к тому же достаточно высока. Они реже всех проявляют буллинг по отношению к одноклассникам и подвергаются буллингу, что подтверждает правильность деления на группы. У «защитников» довольно высокая самооценка, особенно по надёжности и пониманию. Эти особенности позволяют им понимать «жертв», сочувствовать и помогать им.

Дети оценивают уровень насилия в школе значительно выше, чем в семье. Поэтому школа должна быть местом, где сохраняется безопасная среда (по материалам социологического исследования кафедры социологии молодежи социологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова «Проблема насилия в отношении подростков»). Больше детей, указывающих на высокую и среднюю степень насилия в школе, наблюдается среди детей, в семьях которых существуют прохладные и отчужденные или плохие отношения, равнодушие, безразличие или постоянное недовольство, раздражение; в бедных и малообеспеченных семьях; среди детей, которые учатся на тройки и двойки и почти на одни тройки, активно включены в молодежные субкультуры, курят, регулярно употребляют алкоголь, состоят на внутришкольном учете. Таким образом, борьба с насилием в школе должна быть направлена в первую очередь на детей из семей с плохими отношениями в семье, детей с плохой успеваемостью и отклоняющимся поведением (активно включенных в молодежные субкультуры, курящих, регулярно употребляющих алкоголь, состоящих на внутришкольном учете).

Каким образом закон охраняет права детей в образовательном учреждении и семье?

Обратимся к Федеральному закону от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об Основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

  • В образовательной организации, при осуществлении деятельности в области образования и семье права ребенка не могут ущемляться.
  • Обучающиеся старше 8 лет могут быть инициаторами создания общественных объединений в образовательной организации.
  • Обучающиеся вправе самостоятельно или через своих выборных представителей обращаться в конфликтную комиссию.
  • Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляют множество различных органов. Различные общественные объединения по защите прав детей могут в судебном порядке оспаривать неправомерные действия родителей, педагогических, медицинских работников.
  • Если ребенок нуждается в социальной, психологической, педагогической помощи, социальной реабилитации, то соответствующие органы обязаны принять меры по оказанию такой помощи.

Право на защиту обучающихся закреплено и в Федеральном законе № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации». При возникновении конфликта между учащимися и серьезных последствиях конфликта, в целях защиты прав обучающихся родители могут направлять обращения, жалобы. Родители могут обращаться в конфликтную комиссию. Родители могут использовать все средства для защиты прав своего ребенка в школе, которые не противоречат законодательству.

Особенности разрешения конфликтов в школе

Если учитель стал свидетелем межличностного конфликта или к нему обратились обучающиеся, то педагог должен разобраться в ситуации.

Педагог должен быть объективен ко всем сторонам конфликта.

Необходимо разбирать конфликт индивидуально и только с теми детьми, которые являются участниками конфликта.

Разрешить конфликт нужно постараться не привлекая третьих лиц. Если педагог сможет справиться с конфликтной ситуацией без помощи директора, заместителя директора, психолога, то это только поднимет авторитет самого педагога.

Педагог общается с участниками конфликта максимально конкретно, без лишних эмоций и воспоминаний о плохом поведении, плохих оценках и т. д.

Педагог создает предпосылки к тому, чтобы обучающиеся самостоятельно определили предмет конфликта и постарались самостоятельно найти пути выхода из конфликтной ситуации.

Учитель должен дать возможность каждой стороне конфликта высказаться, внимательно выслушать каждого обучающегося, не реагировать на раздражение сторон участников конфликта.

Не стоит забывать и про правила педагогической этики педагог должен доброжелательно, тактично общаться с учащимися.

Если конфликт не удается разрешить педагогу, то возможно привлечь других специалистов школы. Возможно, обратиться к психологу за консультацией, социальному педагогу, если конфликт обострился и есть признаки агрессивного поведения.

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями.

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные . Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения

Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Пример

Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.

Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.

Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.

Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?

Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом .

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику . Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Конфликт «Учитель — ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия . Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.

При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

Пример

Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.

Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.

После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие .
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности .
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели , способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы , которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное . И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.