Спектакль о раневской фаина птица в клетке. «Фаина, птица, парящая в клетке» (2014). Кто написал саму пьесу

Новый спектакль о Фаине Раневской называется несколько вычурно, но очень точно: "Фаина. Птица, парящая в клетке".

Название такое, поскольку рассказывает он о том, как непросто было поместиться таланту великой актрисы в рамках, "заданных" одинокой жизнью и театром, где она работала.

Спектакль - антреприза, и увидеть его можно в ЦДЛ - Центральном доме литераторов уже этой осенью. Осуществила постановку команда неизвестных широкому зрителю, но преданных Фаине Георгиевне людей. Неслучайно - в тот год, когда отмечается 30-летие со дня ухода актрисы (ее не стало 19 июля 1984 года). Первый публичный показ устроили как раз "рядышком" с ее днем рождения (27 августа). Пьесу написали Стелла Самохотова и заслуженный работник культуры РФ, драматург Софья Лежнева. Стелла Самохотова, поклонница Фаины Георгиевны, выступила и продюсером постановки. До этого занималась бизнесом. На роль великой Раневской приглашали Татьяну Васильеву, Анну Ардову, Марию Аронову... В итоге ее сыграла народная артистка России Светлана Коркошко. Театральный зритель знает ее по работе в доронинском МХАТе и в "Современнике". Помимо Раневской в спектакле еще 4 персонажа. Любовь Орлову, с которой Раневская была дружна около 40 лет, играет заслуженная артистка РФ Евдокия Германова - пожалуй, самый известный человек в постановке. А также - домработница Маруся (Мария Кресина), Владислав (Игорь Письменный) - собирательный образ театральных распорядителей, и Павла (Марина Куделинская) - незримая муза Фаины Георгиевны, с которой актриса ведет диалоги, оставаясь наедине с собой. Как и Любовь Орлова, персонаж Павлы Вульф - реален. Именно она - звезда провинциальных театров - в свое время помогла Раневской пробиться на сцену, и на протяжении многих лет актрисы были очень близки.

Если кто-то собирается на спектакль в расчете увидеть "неизвестную Раневскую" с точки зрения ее взаимоотношений с женщинами и непримиримых отношений с мужчинами, оставьте эту затею. Да - там можно услышать знаменитую фразу Фаины Георгиевны о том, что с общей знакомой случилась неприятность: "Она то ли утонула, то ли замуж вышла". Или тираду по поводу того, что она ставит мужчин ниже женщин. Но никакой пошлости и желтушности… Слова о том, что стало модным говорить о нетрадиционной ориентации, произносятся лишь однажды. И ничего в постановке не опускается ниже заданного уровня - темы любви к настоящему искусству, к великим людям…

Второй вопрос - как в спектакле о Раневской обойтись без запрещенных нынче курения и мата. Можно, оказывается. Папироску актриса берет только один раз. Но как берет! Срывая громкие аплодисменты. При этом - даже не прикуривая. Еще звучит рассказ о том, как она ходила за папиросами, но не они в том рассказе - главное. И все! Вопрос с курением решен.

Общеизвестно, что Раневская любила крепкое словцо. Но строить на этом спектакль было бы позорно и непростительно. Поэтому слово "б***ь" звучит лишь тогда, когда без него невозможно обойтись. В известной фразе Раневской о том, что падшая женщина - это жертва обстоятельств, проститутка - это профессия, а "б***ь" - это сущность.

Теперь, когда сняты главные щекотливые вопросы, о которых зритель-читатель хочет знать, но стесняется спросить, подробнее о спектакле.

Антреприза эта - не дорогостоящая. Поэтому декорации скромны и стильны. Старый телефон, радио, потертое зеркало, обеденный стол, голые лампочки, подчеркивающие не слишком обеспеченную жизнь в старости "дочери небогатого нефтепромышленника". На заднем плане - на стене - записи и автографы. Они же - на окне. И - основное - фотографии. Из них выделяется один портрет. Он нарочито находится на центральном месте. Все ее знают эту фотографию. На ней седая величественная Раневская с абсолютно детским выражением лица. Увлажненные глаза... Умиляющийся чем-то облик...

Казалось бы, одно не вяжется с другим. Грозная, циничная, с грубым голосом, с папироской и большим носом великая комическая старуха и беззащитная маленькая девочка: ранимая и стыдливая, закомплексованная и наивная. Вот именно это свойство, запечатленное на фотографии, сумели уловить и драматурги, и режиссер (Станислав Евстигнеев), и - главное - сама исполнительница - актриса, играющая актрису. Светлана Коркошко изумительно сыграла Раневскую. Подчеркиваю это для тех, кому предстоит еще в новом сезоне смотреть телесериалы о Раневской и Орловой. А также для тех, кто вдруг соберется в кино смотреть вышедший на этой неделе римейк "Веселых ребят", где также присутствует "Любовь Орлова". Раневская еще не появляется на сцене, только звучит ее голос, а зритель уже переносится в другое измерение, в ее мир. И когда выходит актриса - почти без грима, только парик и еще немного грима в области носа - до конца спектакля и даже после него не покидает ощущение, что общался с настоящей Раневской. Схожесть и умение уловить главное отмечали на показе и те, кому выпала честь знать Фаину Георгиевну лично. Во втором отделении звучат слова о Раневской-девочке. Их говорила Ахматова: "Вам 11 лет и никогда не будет 13". Но их не надо было даже проговаривать. И так понятно, что основа внутреннего мира этой женщины - верность идеалам, которые могут быть у искренних детей, и этот детский максимализм так никуда и не делся.

Кроме Раневской в спектакле все говорят очень мало. Показана еще одна черта Фаины Георгиевны - наполненность самой собой. Столь богат был ее внутренний мир, что ей даже не нужно было до конца выслушивать других, чтобы понять, что они думают и чего от нее хотят. Практически - монолог великой актрисы, только в разных обстоятельствах. Возможно, не стоило с таким нажимом выделять крылатые фразы Раневской. Но они довольно органично входят в этот "монолог", а нажим разве что рассчитан на непросвещенного зрителя, который впервые их слышит, или на того, кто специально за ними пришел на спектакль посмеяться...

Посмеяться будет можно. Но еще и поплакать. Потому что очень верно показана трагедия актрисы, которая живет в ожидании роли, которой можно будет жить. Простите за запутанное предложение, но сама Раневская подчеркивала, что она не играет роль, а сживается с нею, проживает ее. И это показано - какова актриса без роли, и какова - с ней. Это же касается Любови Орловой, которая сыграна Евдокией Германовой неповторимо. Набросками, наметками, намеками… Эпизод из фильма "Цирк" завораживает не меньше, чем в кино. Насколько трудно представить Германову в роли Орловой, настолько удивительным кажется ее перевоплощение.

С достоинством и неземным спокойствием изображена Павла Вульф. Смешно, с нарочитым переигрыванием - Маруся. Искренне краснеет робеющий перед Раневской Владислав - переговорщик, присылаемый из театра. Звучат имена Завадского, Ахматовой, Пушкина, Пастернака...Они все время рядом, хотя их и нет на сцене.

Еще одна ценность постановки - нет нарочитого перекликания с нашими днями. Ну может упрекнуть Раневская Орлову, что та в основном по клубам выступает - и это можно перенести на нынешних звезд, которые "стригут деньги" на корпоративах. Но на самом деле все - в своей реальности, что лишь подчеркивает актуальность жизни и фраз Раневской в наши дни.

Антреприза о Раневской имеет все шансы стать событием сезона. Прежде всего - за счет личности самой Фаины Георгиевны и игры удачно подобранных артистов. Сама пьеса местами "провисает". Особенно во втором действии. Но потом выходит на сильный финал, и об этом забываешь. Наверное, можно было бы найти и другое режиссерское решение. Но то, что найдено, не мешает, а помогает не отвлекаться от главного. А главное - состоялось.

Кстати

Сегодня о великих людях прошлого нам часто напоминают крупные дорогостоящие пародийные шоу "Точь-в-точь", "Повтори!", "Один в один". Порой в них добиваются немыслимой схожести с персонажем за счет долгой и упорной работы гримеров. Порой исполнителям удается найти и "схватить" основную черту. Глубины только всему этому не хватает. Эффекта присутствия. Есть маски, наметки, не более того... Нет ощущения, что проник в мир человека, что "пообщался" с ним. Это ощущение есть в спектакле о Раневской, за что большое спасибо тем, кто его создавал. И еще спасибо за то, что подчеркнули: антреприза - не всегда синоним слова "халтура".

Фразы Фаины Раневской

  • Одиночество - это когда в доме есть телефон, а звонит будильник.
  • Когда мне было 20 лет, я думала только о любви. Теперь же я люблю только думать.
  • Моя собака живет, как Сара Бернар, а я - как сенбернар.
  • Женщины - это не слабый пол, слабый пол - это гнилые доски.
  • В моем тучном теле сидит очень даже стройная женщина, но ей никак не удается выбраться наружу. А, учитывая мой аппетит, для нее, похоже, это пожизненное заключение.
  • Своих мужей, миленькие мои, всегда ревнуют только уродины, а нам, красавицам, не до того, мы ревнуем чужих.
  • Вторая половинка есть у мозга, ж**ы и таблетки. А я изначально целая.
  • Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты, жадных мужчин и плохое настроение.
  • Женщина, чтобы преуспеть в жизни, должна обладать двумя качествами. Она должна быть достаточно умна для того, чтобы нравиться глупым мужчинам, и достаточно глупа, чтобы нравиться мужчинам умным.
  • Ну и лица мне попадаются, не лица, а личное оскорбление!
  • Есть такие люди, к которым просто хочется подойти и поинтересоваться, сложно ли без мозгов жить.
  • Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда!
  • Союз глупого мужчины и глупой женщины порождает мать-героиню. Союз глупой женщины и умного мужчины порождает мать-одиночку. Союз умной женщины и глупого мужчины порождает обычную семью. Союз умного мужчины и умной женщины порождает лёгкий флирт.
  • Однажды Раневская поскользнулась на улице и упала. Навстречу ей шел какой-то незнакомый мужчина.
  • - Поднимите меня! - попросила Раневская. - Народные артистки на дороге не валяются...
  • - Очень сожалею, Фаина Георгиевна, что вы не были на премьере моей новой пьесы, - похвастался Раневской Виктор Розов. - Люди у касс устроили форменное побоище!
  • - И как? Удалось им получить деньги обратно?
  • (Администратору, заставшему ее в гримерке абсолютно голой) Вас не шокирует, что я курю?
  • Старость - это время, когда свечи на именинном пироге обходятся дороже самого пирога, а половина мочи идет на анализы.

ВАЖНО: Обращаем ваше внимание, что спектакль состоится на сцене ДК Железнодорожников
.

Жанр Сатирический спектакль о 2-х днях из жизни Фаины Раневской
Лежнёва С. С., Самохотова С. Г.
Режиссёр: Станислав Евстигнеев
Сценография: Роман Ватолкин
Продолжительность: 2 часа

В ролях: Дмитрий Прокофьев, Мария Кресина, Евдокия Германова, Светлана Коркошко, Игорь Письменный, Марина Куделинская

Народная артистка СССР Фаина Раневская в скором времени отметит 70-летний юбилей. За долгие годы она сыграла множество ролей в театре и кино, но… все эти работы кажутся ей, талантливому творческому человеку, склонному к самоедству, чем-то несерьезным. И, как назло, сейчас, когда она чувствует, что находится на куда более высоком профессиональном уровне, чем когда-либо, достойных предложений по работе не поступает. Пожилая одинокая женщина, у которой никогда не было собственной семьи, по-настоящему любила всего лишь нескольких людей, большую часть которых пережила. Среди них – ближайшая подруга Павла Вульф, умершая совсем недавно. Подобно солнцу, выглядывающему из-за туч, дорогой призрак появляется всякий раз, когда Раневская отчаивается. А поводов для уныния у нее много – интересных, крупных ролей не дают ни в театре, ни в кино, и круг общения, и без того совсем не широкий, сужается почти до предела. Одиночество Фаины Георгиевны немного разбавляет присутствие домработницы Маруси, девушкой из провинции, собирающейся выйти замуж и очень специфически относящейся к своим непосредственным обязанностям. «Бытовые» дела вроде уборки, готовки или покупки продуктов превращаются у нее в комедию положений. Помощница по хозяйству и творческий человек не сходятся друг с другом во взглядах на то, что такое настоящая работа. Их постоянные стычки на этой почве создают множество замечательных ситуаций – от лирических до комических. Друзья, которых у Фаины Георгиевны, как и любого другого человека, было немного, постепенно покидали этот мир. Но кое-кто довольно долго блистал на небосклоне, раскрашивая унылые «серые будни» яркими красками. Среди них – звезда советского кинематографа Любовь Орлова, подобно лучу света, стремительно проникающая в «темное царство» своей одинокой коллеги и подруги. Что больше всего терзает Раневскую накануне юбилея – одиночество или отсутствие нормальной работы, интересных, больших ролей? Конечно же, второе! И именно этого ей больше всего хочется, а вовсе не празднования «красивой даты» со всеми вытекающими оттуда последствиями в виде поздравлений от коллег, полных лицемерия. Именно так воспринимает подготовку к грядущему торжеству Раневская, создавая трудности представителю администрации театра Владиславу, который никак не может добиться от ветерана сцены согласия на участие в своем празднике. Воспоминания. Сожаления. Радости. Печали. Размышления. Чувства. Монологи. Диалоги. И все это – под современную героям спектакля музыку, льющуюся из старинного радиоприемника. Легендарные афоризмы Фаины Георгиевны Раневской, гармонично вплетенные в контекст разговоров, лирические и комические сцены, плавно сменяющие друг друга, подобно волшебным узорам внутри калейдоскопа… Все это позволяет увидеть легенд советского театра и кинематографа такими, какие они есть – живыми людьми, состоящими из плоти и крови, которых беспокоят те же проблемы, что и их современников и вообще не чуждо ничто человеческое. Просто работа у них другая, связанная с постоянной отдачей своих сил, чувств и эмоций и доводящая порой до морального опустошения. Но зритель всего этого не должен видеть, поскольку театр для него – праздник, которой ничто не может омрачить.

Чем же закончилась в итоге борьба великой актрисы с руководством театра? Какова судьба ее юбилея? Ответ на эти (и многие другие) вопросы заключен внутри спектакля «Фаина. Птица, парящая в клетке»! Стоит только досмотреть его до конца!

7 ноября в московском «Театриуме на Серпуховке» прошла громкая премьера спектакля «Фаина. Птица, парящая в клетке», посвященная жизни и судьбе одной из величайших женщин XX столетия - Фаине Раневской - в постановке Станислава Евстигнеева.

Судьбы выдающихся людей во все времена вызывают живой интерес. Уже тридцать лет как нет с нами великой женщины и актрисы Фаины Георгиевны Раневской. Она ушла, но навсегда остался, волнующий наши души, её талант и уникальный юмор. Одной из основных задумок создателей спектакля «Фаина. Птица, парящая в клетке» было показать Раневскую, какой её ещё не знали.


Пьесу в соавторстве написали Стелла Самохотова и заслуженный работник культуры РФ, драматург Софья Лежнева. Стелла Самохотова, поклонница Фаины Георгиевны, выступила и продюсером постановки. Роль великой Раневской сыграла народная артистка России Светлана Коркошко. Помимо главной героини в спектакле еще 4 персонажа. Преданную и искреннюю подругу на протяжении 40 лет, Любовь Орлову, играет заслуженная артистка РФ Евдокия Германова, домработницу Марусю - Мария Кресина, Владислава - Игорь Письменный и Марина Куделинская в роли Павлы Вульф - невидимой музы, с которой Фаина ведет диалоги, оставаясь наедине с собой.


Спектакль «Фаина. Птица, парящая в клетке» Фото: Предоставлено организаторами мероприятия

Происходящее на сцене приковывает внимание зрителя с первой минуты, той самой, когда на сцене появляются Фаина Раневская и ее неуклюжая домработница Маруся. На сцене Фаина Георгиевна в исполнении Светланы Коркошко смеется, грустит, сетует на жизнь, ругается на любимую домработницу, и, конечно же, отпускает свои фирменные шутки. После каждой шутки зал взрывается аплодисментами. Еще один яркий персонаж спектакля - подруга Фаины Георгиевны, актриса Любовь Орлова - утонченная, шикарная женщина в дорогих нарядах, которая старается окружить подругу любовью и заботой. Создатели спектакля действительно открывают зрителям новую, неизвестную Раневскую. Они сумели найти ту грань, на которой балансируют комичное и грустное.

Спектакль «Фаина. Птица, парящая в клетке» Фото: Предоставлено организаторами мероприятия Елена Перова побывала на премьере спектакля Фото: Предоставлено организаторами мероприятия

«В какой-то момент Фаина Раневская была незаслуженно забыта, очень рада, что о ней вспомнили, и сделали хороший, энергичный спектакль, - поделилась после премьеры телеведущая Елена Перова. - Актерская игра на высшем уровне, образ Фаины Георгиевны, на мой взгляд, передан потрясающе - живой и реалистичный. Персонаж Маруси, которую играла Маша Кресина, тоже очень выпуклый, настоящий. Уверена, спектакль будет иметь успех, и самое главное - напомнит зрителям о великих артистах двадцатого века. Мне очень жаль, что я, пусть даже в детском возрасте, не побывала на спектаклях Фаины Георгиевны».

Раневская Фаина Георгиевна (урождённая Фанни Ги́ршевна Фе́льдман – советская актриса театра и кино.

НАГРАДЫ, ЗВАНИЯ, ПРИЗНАНИЯ:

  • 1937 - Заслуженная артистка РСФСР
  • 1946 - Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • 1947 - Орден «Знак Почёта»
  • 1947 - Народная артистка РСФСР
  • 1948 - Медаль «В память 800-летия Москвы»
  • 1949 - Сталинская премия второй степени за исполнение роли жены Лосева в спектакле «Закон чести» Александра Штейна
  • 1950, 1967 - Орден Трудового Красного Знамени
  • 1951 - Сталинская премия второй степени за исполнение роли Агриппины Солнцевой в спектакле «Рассвет над Москвой» Анатолия Сурова
  • 1951 - Сталинская премия третьей степени за исполнение роли фрау Вурст в фильме «У них есть Родина»
  • 1961 - Народная артистка СССР
  • 1976 - Орден Ленина
  • В честь Ф. Г. Раневской назван астероид (6821) Ranevskaya, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской Астрофизической Обсерватории 29 сентября 1986 г.

«Я сыграла бы намного больше в театре и кино, если бы мне предоставили такую возможность, – сетовала Раневская. – У меня ничего практически не сыграно. Всё осталось во мне. Не любили меня режиссёры. За что? Наверное, за инициативу, я вечно с ними спорила, всегда сама ставила задачи и решала их, а этого не надо было делать. Судьба могла бы быть намного удачнее».

Фаина Равневская родилась в семье богатого промышленника Фельдмана в Таганроге. Отец лишил ее содержания, когда Фаина решила пойти на сцену. После революции она осталась одна, все родственники покинули Россию. В это время будущая великая актриса жила одной мечтой – стать актрисой.

Ей не принимали в труппу ни одного театра. Режиссеры считали ей смешной, некрасивой, неуклюжей и….. бездарной. Сама Раневская свою мечту стать актрисой и желанием «полезть на сцену» объясняла своим нахальством. Потом ей всю жизнь приходилось доказываться, что она может играть серьезные драматические роли, а не только быть смешной. Она смогла это доказать, блистая на сцене и в кадре даже в эпизодических ролях. Известна история спектакля «Шторм», на который зрители приходили в театр ровно на те 10 минут, когда актриса Раневская была на сцене в роли Маньки-спекулянтки. Режиссер Юрий Завадский однажды сказал, что он отстранит актрису от участия в спектакле, на что Раневская ответила, что она постарается играть похуже. Но это не помогло. Раневскую сняли со спектакля.

Своим единственным учителем в профессии Раневская считала Станиславского. А на вопрос, почему она так часто переходила из одного театра в другой, отвечала: «Искала святое искусство и нашла… в Третьяковской галерее».

Роли в театре:

1936 - «Васса Железнова» М. Горького - Васса
1945 - «Лисички» Лилиан Хелман - Берди
1951 - «Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского- Манька-спекулянтка
1958 - «Деревья умирают стоя» А. Касона - Бабушка
1966 - «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика- Этель Сэвидж
1980 - «Правда - хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского - Филицата

Работы в кино:

1934 - Пышка - госпожа Луазо
1937 - Дума про казака Голоту - попадья
Песни из фильма “Дума про казака Голоту”
1939 - Ошибка инженера Кочина - Ида Гуревич, жена портного
1939 - Подкидыш - Ляля
1939 - Человек в футляре - жена инспектора гимназии
1940 - Любимая девушка - Маня, тётка Добрякова, сотрудница роддома
1941 - Мечта - Роза Скороход
1941 - Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем - Горпина
1942 - Александр Пархоменко - тапёрша

Оригинальное название : «Фаина, птица, парящая в клетке»
Жанр : драма, биография
Режиссер : Станислав Евстигнеев
Авторы : Стелла Самохотова, Софья Лежнева
Художник : Роман Ватонкин
В ролях : Светлана Коркошко, Евдокия Германова, Марина Куделинская, Игорь Письменный, Мария Кресина
Длительность : 2 часа
Язык : русский
Страна : Россия
Театр : Театральная компания «Фит»
Премьера : 7 ноября 2014 года

Пьесу «Фаина, птица, парящая в клетке» в соавторстве написали Стелла Самохотова и заслуженный работник культуры РФ, драматург Софья Лежнева. Стелла Самохотова, поклонница Фаины Георгиевны, выступила и продюсером постановки. Роль великой Раневской сыграла народная артистка России Светлана Коркошко, знакомая театральной публике по работам в доронинском МХАТе и «Современнике». Помимо главной героини в спектакле еще четыре персонажа. Любовь Орлову играет заслуженная артистка РФ Евдокия Германова, домработницу Марусю - Мария Кресина, Владислава - Игорь Письменный и Марина Куделинская в роли Павлы Вульф - невидимой музы, с которой Фаина ведет диалоги, оставаясь наедине с собой.

Судьбы выдающихся людей во все времена вызывают живой интерес. Уже тридцать лет как нет с нами великой женщины и актрисы Фаины Георгиевны Раневской. Она ушла, но навсегда остался волнующий наши души ее талант и уникальный юмор. Шутки и поговорки Раневской широко известны. Она была из тех редких, неподражаемых натур, которых абсолютно не интересовало материальное благополучие. Всю свою жизнь без остатка Фаина Георгиевна отдала служению искусству. Она не принимала и едко высмеивала все бездарное и безвкусное в театре и в жизни. Но, пожалуй, главным качеством этой великой женщины было умение по-настоящему и самоотверженно дружить. Дружба Раневской и любимицы всей страны Любови Орловой продолжалась 40 долгих лет. Создатели спектакля своей постановкой открывают зрителям новую, неизвестную Раневскую. Они сумели найти ту грань, на которой балансируют комичное и грустное. Режиссура, актерское исполнение, художественное и музыкальное решение спектакля выполнены на высоком эстетическом уровне в лучших традициях русского театра.

Сюжет

Героиня спектакля - одинокая пожилая Фаина Раневская ругается с домработницей Марусей, отпускает фирменные шутки, грустит, встречается с театральным распорядителем и с подругой - по-прежнему шикарной Любовью Орловой. Еще, оставаясь наедине с собой, она произносит монологи, мысленно обращая их к своей реально существовавшей музе - Павле Вульф. В спектакле практически нет ни мата, ни папирос, ни темы личной жизни Раневской, зато упоминаются имена Ахматовой, Пушкина и Пастернака.

Пожилая одинокая женщина, у которой никогда не было собственной семьи, по-настоящему любила всего лишь нескольких людей, большую часть которых пережила. Среди них - ближайшая подруга Павла Вульф, умершая совсем недавно. Подобно солнцу, выглядывающему из-за туч, дорогой призрак появляется всякий раз, когда Раневская отчаивается. А поводов для уныния у нее много. Интересных, крупных ролей не дают ни в театре, ни в кино, и круг общения, и без того совсем не широкий, сужается почти до предела.

О спектакле

В Москве поставили спектакль про великую Раневскую

В Москве появился спектакль с интригующим названием - «Фаина. Птица, парящая в клетке». В фокусе - легендарная актриса, королева эпизода Фаина Раневская. Это первая попытка драматургически осмыслить подобную личность. Тем более что замахнулись на нее не мастера с громкими именами, а новички на театральном поле. Показ дерзкого предприятия в Центральном Доме литераторов приурочен ко дню рождения Фаины Раневской: 27 августа ей исполнилось бы 118 лет.

О Раневской существует масса книг, но основа их содержания, как правило, фразочки из фильмов: «Муля, не нервируй меня»; высказывания, ставшие афоризмами: «Деньги съедены, а позор остался». Или «Цинизм ненавижу за его общедоступность». Или «Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи» - и так далее, и тому подобное.

А вот пьес, сценариев о ее жизни, сложной и в общем-то драматичной, до сих пор не было. И вот пожалуйста вам - конкретно и в упор, как выстрел, «Фаина», да еще и «птица в клетке». Пьесу написали две дамы - Софья Лежнева и Стелла Самохотова.

Собственно, последняя и закрутила всю эту историю. Обращает на себя внимание: к литературному и театральному миру Самохотова до сих пор не имела отношения. Просто, много лет занимаясь небольшим бизнесом, всегда оставалась поклонницей искусства вообще и искусства Фаины Раневской в частности. Вызывает уважение: первый в своей жизни спектакль делает на свои.

Мне всегда была интересна эта личность, - рассказывает Стелла Самохотова. - Я начала заниматься проектом еще в 2012 году (стала изучать материал, затем привлекла замечательного драматурга и остроумнейшую женщину Софью Лежневу). Потом - поиски артистов, репетиции - на все про все ушло месяцев восемь.

Сочинение на тему Раневской - не просто жизнь и судьба, а реальный факт ее биографии: роль, о которой мечтала, которую потеряла и снова обрела. Речь идет о спектакле «Эта странная миссис Сэвидж». События в пьесе уложились в два дня с дистанцией в полгода между ними. Место действия - квартира актрисы. Вокруг нее четыре персонажа - Любовь Орлова, режиссер Павел Вульф, домработница, администратор, не считая ее знаменитую собачку Мальчика, которого актриса кличет Мячиком.

Стелла, как вы собирали материал о Фаине Георгиевне? Встречались ли с теми, кто с ней дружил, работал, - ведь еще многие живы и помнят?

Нет, я ни с кем не встречалась. Договаривалась с Глебом Скороходовым, но он, увы, умер. Знаете, по мере изучения материала (а это были в основном книги, телепрограммы с воспоминаниями известных людей) я поняла, что у каждого Раневская своя. Каждый говорит о ней и рассказывает по-своему, даже иногда как будто перетягивая одеяло на себя. До такого доходило, что одну и ту же историю, свидетелями которой были разные люди, каждый приписывали себе.

Ну а вас не смущает (хотела сказать, пугает), что эти люди могут возмутиться? И не без оснований: они-то в отличие от вас к ней в дом ходили или в гримерке сидели.

Меня ничего не пугает. Я имею такое же право видеть этого человека по-своему, как и они. Тем более что люди, которые со мной восемь месяцев были рядом в проекте, за это время могли бы сказать мне страшную правду - как я не права. Нет, они стали моими единомышленниками.

Что же за команда взялась за «Раневскую»? Режиссер Станислав Евстигнеев - имя пока известное в узких кругах, впрочем, как и художника Романа Ватонкина. Зато артисты... И тут, конечно, встает главный вопрос: а кто же Сама? Кто играет Фаину Раневскую?

Поиски актрисы на роль великой Фаины оказались непростыми, как и сам театральный мир, с которым столкнулась Стелла Самохотова. Татьяна Васильева, Анна Ардова, Татьяна Кравченко - расклад мощный, но по каким-то объективным причинам они не смогли принять предложение.

У меня был большой список из возрастных актрис, в нем стояло также имя Светланы Коркошко (служила в МХТ им. Горького, теперь - в «Современнике». - М.Р. ). Но мне посоветовали к ней даже не обращаться: говорили, что, во-первых, не играет в антрепризах, а во-вторых, пошлет. Короче, я позвонила Коркошко и, когда услышала ее голос, подумала: «Может, я с самой Раневской говорю?..» Такой чудный был голос. Хотя поначалу мое предложение ее явно смутило, и актриса заявила, что она не Раневская. Потом прочитала пьесу, перезвонила мне, и по ее голосу я поняла, что она все для себя решила. И вот тогда мы начали репетировать.

Раневская сидит в своей комнате, точно школьница, зубрит роль - о ней мечтала, сама же пьесу и нашла. Входит администратор театра (Игорь Письменный) и сообщает, что на гастроли, правда, с другим спектаклем, вместо нее едет другая актриса. Лает собака Мячик - так начинается «Фаина».

Серьезным гримом добивались внешнего сходства актрисы с Раневской?

Очень мало - седой парик и немного грима в области носа. Светлана Владимировна в этой роли сделала что-то невозможное. У нас были прогоны для своих, и мне потом многие говорили, что она - Раневская.

Кстати, а собачка, знаменитый Мальчик, у вас тоже будет на сцене? И почему вы его переименовали в Мячика?

Собака будет только обозначена за кадром. А Мячик он потому, что на тот момент у Раневской еще не было собаки.

Ну что ж, надо быть отважным неофитом, чтобы замахнуться на такую личность, на которую у матерых профессионалов рука до сих пор не поднялась. Тем не менее график проката уже простроен до конца года, и только время покажет, что публика сделает с «наглецами» - казнит или помилует.