Создание объема в рисунке. §3 Превращение плоскости в объем

Итак, дорогие мои, могу уверенно сказать, что вы герои – упорно пройдя через все испытания , вы, как самые целеустремленные ученики, оттачивали свои навыки, срисовывая кубик в одном положении – именно так вы учились рисовать объем в рисунке. Бродя по закоулкам новых терминов, вы сумели прийти к выводу, что на бумаге вполне возможно создать пространство. Также вы получили подпитку для развития логического мышления.

Если вы все еще полны сил и решимости, тогда продолжаем вникать в загадочную и своевольную науку под названием «как же все-таки научиться рисовать» . Значится, основы рисунка – часть вторая .

Первое, что мы должны знать, прежде чем приступить к следующему практическому занятию, так это то, что абсолютно все, что вокруг нас – любой предмет – основывается на простейших геометрических фигурах, таких например как: куб, круг, конус, цилиндр (в некоторых случаях они могут сочетаться в «костяке» предмета) . Сейчас нам нужно взять одну их этих фигур – ну, пусть будет, скажем, уже небезызвестный нам куб.

Надеюсь, вы уже приготовили необходимые принадлежности. Если еще нет, то настоятельно рекомендую поднять обстановку и в творческом беспорядке своего месторасположения выудить на свет божий именно их – а то, знаете ли, рисование пальцем по воздуху не приносит абсолютно никакого результата (ни практического – рисунка ведь не видно, ни теоретического – вы же не увидите, как действует та или иная нарисованная вами линия) .

Итак, приготовим в первую очередь бумагу, (можно огрызок, которым ваш дедуля пользовался в школе или же современный солидный полноценный карандаш ), ластик (в вашем школьном пенале обязательно должен был сохраниться хоть маленький кусочек, хотя… если у вас есть младшие сестры и братья, попробуйте одолжить у них) , ну и, разумеется, линейкой пользоваться мы совсем не будем.

Приготовили? Отлично. Теперь берем карандашик и приступаем к мучению бумаги.

Аккуратненько вырисовываем грани и стороны куба – только те, которые смотрят прямо на нас. Если вы сейчас в недоумении и у вас в голове возник вопрос «Что? » или же «А как это сделать и по какому принципу? », то я настойчиво рекомендую вам вернуться в начало «игры» – то есть глянуть предыдущую статью « «. Ну а тот, кто все хорошенько запомнил, уверенно продолжает наше практическое задание.

Как передать объем в рисунке?

Следующий пункт – это нарисовать рядом (перед или позади) точно такой же куб, но только давайте представим его вращающимся на рисунке. Ближайшие грани нового куба лучше выделять как можно ярче и выразительней, и, соответственно, старайтесь соблюдать пропорции – то есть все линии должны выглядеть естественно, а противоположные друг другу грани нужно рисовать как можно ровнее (тверже, можно сказать) и параллельными. Важно также помнить теперь и о тональном отношении между этими двумя фигурами на вашем листочке .

На рисунке вы можете видеть как примерно оно – это самое тональное отношение и фигуры вообще – должно выглядеть у вас. Но не забывайте – это всего лишь ПРИМЕРНО. На самом деле расположение кубов на листе может быть подчинено только вашему желанию (лишь бы вы придерживались общих правил – смотри выше) .

Для удобства можно заштриховать одну из сторон куба – тогда вам будет проще вертеть этим кубиком в пространстве и ориентироваться в его правильном изображении (то есть следить за тем, чтобы он выглядел естественно и натурально) .
можно или по диагонали, или же параллельно граням, а если вдруг – ну так, совсем вдруг – нам захочется акцентировать определенный угол или грань в кубе, то можно проложить штриховку еще раз, только в противоположную сторону на уже проложенной.

Не стоит забывать о том, что . Ну вот, к примеру, если кубик будет повернут к нам в лицо одной из граней, то штриховка будет слабеть по мере отдаления. Это подводит нас к понятию Плановости – другими словами расположению фигуры на листе: находится ли она за какой-нибудь фигурой или же прямо перед нами.

Для приобретения необходимых навыков можно рисовать сначала углем (то есть, более мягким инструментом) , а уже потом переходить на карандаш, который позволит оттачивать точность и четкость. Но если до ближайшего угольного завода три часа езды на поезде, а магазин для юных художников по какой-то причине недоступен, тогда ничего страшного – рисуем карандашом, просто с более мягким грифелем. А за углем сходите как-нибудь потом.

И еще одно правило, которое поможет придать вашему рисунку эффект живости. В природе есть такая фишка, как отсутствие суровых линий, поэтому рисуя определенную фигуру (или предмет), нужно не забывать о том, что от углов линии грани более выделены (жирные, так сказать), а, доходя до середины, их тональность равномерно снижается . То есть это выходит как дуга – жирный-жирный-толстый-худой-почти прозрачный-худой-толстый-жирный-жирный .

Помните, мы с вами ковырялись в таком замечательном понятии, как , да? Забудьте сейчас о ней и не вспоминайте, пока я вам не скажу. Сейчас нам нужно научиться рисовать линии – ровнёхонько и прямо, а также разобраться с ужасным лабиринтом плановости фигур на плоскости бумаги.

Ну, что? Рисуем, рисуем и еще раз рисуем, как говорил батенька Ленин. Или он об учебе говорил…. но, вообщем, не важно. Суть остается той же.

Закончили свой шедевр?… Не важно, каков ответ, но сейчас, если ваши глазки устали, да и пальчики тоже, у вас есть возможность передохнуть – если вы не сидите на диете, то можете сбегать за вкусненьким бутербродом и кофе на кухню, а если все же сидите, то вперед на прогулку по свежему воздуху к ближайшему магазину с художественными причиндалами – там вас ждет уголь и неисчерпаемые запасы листов для ваших тренировок.

В общем, просто сделайте перерыв в вашей работе – это можно, более того, даже полезно, ведь на свежую голову и отдохнувший взгляд можно заметить огрехи в своих рисунках и, соответственно, исправить их.

И, когда весь кофе в кружке уже выпит, все новые приобретения (в случае если вы бегали в магазин) рассмотрены и распиханы по своим местам, можете еще раз потянуться и… вернуться к своей работе. Для начала, отойдите на несколько метров от своей работы и оцените ее отвыкшим взглядом. Если вдруг вы обнаружите, что ваши кубики до ужаса неуклюжи, их грани немного кривоваты или стороны в ссоре (ну, расползаются совершенно не поэтично) , не расстраивайтесь и не впадайте в депрессию. Такое бывает – Рим ведь тоже не сразу построился.

Упорство и целеустремленность – вот ваши союзники, оптимизм — ваше оружие, а лень и уныние — противники. У вас все выйдет, просто не сдавайтесь . А сейчас вернемся к нашим наброскам и посмотрим, добились ли мы того, к чему собственно и стремились. Давайте глянем, удалось ли передать объем фигуры, то есть выглядит ли она живо (и не важно, что вышло довольно посредственно – люди ведь тоже не идеальны, верно?)

Плановость . Удалось ли вам правильно расставить кубики и с помощью рисунка показать их приближенность или наоборот – отдаление. А теперь оцените ваши старания вообщем – похоже на целое пространство на листе?

Если все удалось (и не важно, что не совсем точно – практика, товарищи, здесь нужна практика) , то вы молодцы – даже можете восхвалить себя, как великого (ну почти) и неповторимого (это правда, у каждого ведь рисунок уникальный) художника.

Знаете, что мы только что сделали? Не знаете ведь, правда?.. Мы включили ваше аналитическое мышление . А если у вас что-то из вышеперечисленных пунктов пошло не так – не впадайте в панику, быть может ваше аналитическое мышление ну очень сонное и, чтобы его пробудить, нужно еще раз перечитать все, что вверху (начиная с «Итак…» и заканчивая «пространство на листе») , а если и это не особо помогло, то придется включить смекалку и, прочитав ЕЩЕ раз (ну так, для профилактики) обмозговать каждый пункт.

Хотите, открою Америку, с которой знакомы абсолютно все? Нет, не ту, которая с Обамой, статуей Свободы и фаст-фудом. А ту, которая утверждает, что окружающие объекты (живые и не очень) вписываются и в другие геометрические фигуры, кроме куба.

Ну вот, к примеру, гляньте на любимую фотку в рамочке где-нибудь рядом, а именно на голову человечка, изображенного на ней. Видите? Голова первоначально вполне может вписываться в шар (ну или в овал – это уж как выйдет), а нижняя часть головы может вместиться в форме конуса. То есть, конструктивным началом, частью «костяка» в рисунке головы могут служить и эти геометрические фигуры. А теперь осмотритесь – любой предмет вокруг вас хоть в какую-нибудь геометрическую фигуру да вписывается.

Чтобы лучше уловить понятие основы рисунка, давайте еще немного поиграемся с другими геометрическими фигурками на рисунках – так, как мы перед этим игрались с кубиком, то есть порисуем их в разных ракурсах, повращаем их в пространстве на бумаге.

Про перспективу мы все еще НЕ вспоминаем. Зато помним о фишке в природе – той самой, суть которой чем-то напоминает дугу. Рисунки переднего плана – те, которые к нам ближе – рисуем тверже, а заднего, соответственно, чуть помягче , в зависимости от того, как далеко мы хотим показать этот предмет.

Забудьте об аккуратности на бумаге (и вообще об аккуратности во время работы с карандашом или углем) – сейчас это совершенно не важно. Как и ровные линии, это дело наживное. Можете немного усложнить задание, и вырисовывая всякие разные кубики, проводить еще и плоскость через ту грань, которая заштрихована. НО! Не забывайте, что плоскость (которую мы в свою очередь тоже малюем штриховкой) имеет те же права, что и фигуры – у нее своя тональность, которая соответствует ее направлению и расположению. К примеру, если она направлена вглубь листика, то она как бы угасает.

Эффект Тиснение и рельеф (Bevel and Emboss)позволяет имитировать объём, помогает создать чувство глубины, добавляя света и тени, можно сказать, что это самый совершенный инструмент реализации объёма в Фотошоп.
Откройте диалоговое окно Слой стиля (Layer Style) в меню Слой\Стиль слоя и выберите Тиснение и рельеф (Bevel and Emboss).

Необходимо определить с помощью параметра Стиль (Style), что мы будем делать - скос или рельеф и какой именно.
Стиль (Style) - с помощью этого параметра определяется тип объёма.
Внешний скос (Outer Bevel) - получится как бы приподнятая плоская фигура, скос будет наружу по границе объектов.
Внутренний скос (Inner Bevel) - эффект будет создавать выпуклую объёмную фигуру.
Тиснение (Emboss) - делает изображение выпуклым, совмещая в себе два предыдущих.
Обводящее тиснение (Pillow Emboss) - вдавливает обрабатываемый объект в фон.
Контурное тиснение (Stroke Emboss) - рельефным становится не сам объект, а его обводка.

Техника (Technique) - оказывает влияние на форму создаваемого объекта, может принимать три значения:
Плавный (Smooth) - объёмные фигуры будут иметь плавные формы, переходы от света к тени также будут плавными.
Жёсткая огранка (Chisel Hard) - объёмные фигуры с резкими формами.
Мягкая огранка (Chisel Soft) - промежуточный между двумя, описанными выше.

Глубина (Depth) - определяет рельефность создаваемых фигур (при больших значениях приводит к большому уровню контраста).

Направление (Direction) - о пределяет направление скоса объёма, если установлено значение Вверх (Up), то объект возвышается над поверхностью, если Вниз (Down) - углубляется в неё.

Размер (Size) - определяет геометрический размер объёма.

Смягчение (Soften) - размывает чёткие границы фигуры.

Угол и Высота (Angle and Altitude). Угол определяет угол освещения, под которым эффект применяется к слою. Перемещая крестик на схеме, символизирующий источник света, наблюдайте за изменениями. Перетащите перекрестие к центру, чтобы переместить источник освещения непосредственно наверх - значение 90. Перетащите перекрестие к краю, чтобы переместить источник к горизонту - значение 0. Заметьте, что угол освещения задается по двум измерениям — по отношению к фронту объекта и по отношению к поверхности, на которой он находится.

Глобальное освещение (Use Global Light) - если изменять значения Угол (Angle) и Высота (Altitude) для отдельного стиля, в то время как стоит флажок Глобальное освещение (Use Global Light), другие стили, также использующие эту опцию, будут изменены. Поставьте флажок Глобальное освещение (Use Global Light), чтобы воспользоваться текущими значениями параметров Угол (Angle) и Высота (Altitude). Или снимите этот флажок, чтобы использовать другие значения названных параметров для конкретного стиля

Контур глянца (Gloss Contour) - устанавливается профиль освещения. Щёлкните по стрелке Контур и можете выбрать вариант контура из открывшегося списка, так же вы можете создать свой контур (щёлкните по окошку с контурами и перед вами откроется диалоговое окно «редактор контуров») изменяя кривую, вы будете изменять конур глянца. Входные значения вдоль основания отвечают за тени в эффекте (слева) к областям на свету (справа). Сложный контур очень подходит для имитации блестящих, металлических или стеклянных объектов.

Сглаживание (Anti-Aliased) - назначение этого параметра устранить неровности, сгладить переходы, особенно если ваш слой имеет маленький и детальный контур.

Режим подсветки, цвет и непрозрачность (HighlightMode, ColorboxandOpacity).

в области Режим подсветки (Highlight Mode) можно выбрать режим наложения, цвет и его прозрачность для «подсвеченной» части скосов,
область Режим теней (Shadow Mode) используется для установки тех же параметров, но для затененной части скоса.

Color box - цветовые окна, определяют цвет тени, свечения или подсветки, верхнее задаёт оттенок для света, нижнее - для тени. Вы можете щелкнуть на поле цвета, чтобы выбрать цвет, также вы можете управлять степенью непрозрачностиpacity ).
Теперь рассмотрим стиль слоя Тиснение и рельеф (Bevel and Emboss) на конкретном примере
Применим к тексту стиль Внешний скос (Outer Bevel) ((цвет (color) текста - белый (white), заливка (Fill)- 0%):

Внутренний скос (Inner Bevel)

Тиснение (Emboss)

Обводящее тиснение (Pillow Emboss)

Контурное тиснение (Stroke Emboss)

Тиснение (Bevel and Emboss) имеет две дополнительные функции: Контур (Contour) и Текстура (Texture).
С помощью параметра Контур (Contour) на рельеф можно накладывать различные контуры. Контур управляет такими элементами, как постепенное исчезновение тени или уменьшение освещенности на скосах.

Дважды щелкните на пункте Контур (Contour) в списке стилей слева. Выберите подходящий контур из раскрывающегося списка и настройте его при помощи ползунка Диапазон (Range).

Сглаживание (Anti-Aliased) - назначение этого параметра устранить неровности, сгладить переходы

Диапазон (Range) - используйте эту опцию, чтобы корректировать позицию и размер контура в пределах поперечного сечения скоса. Меньшие значения диапазона соответствуют меньшему размеру теневого контура.

Чтобы создать новый контур, щелкните на значке с изображением текущего контура — откроется диалоговое окно Редактор контуров «Contour Editor» . Щелкните на кнопке Новый (New ) и задайте имя контура. Измените линию контура, устанавливая щелчками мыши и перетаскивая якоря желаемым образом. Используйте флажок Угол (Corner ), если требуется «угловой» перегиб линии, или сбросьте его в случае, когда перегиб должен быть плавным. Сохраните новый контур щелчком на кнопке ОК.
С помощью параметра Текстура (Texture) можно без труда добавить в объём любой образец текстуры и получить интересный результат.

Выберите Текстура (Texture) в списке стилей, в диалоговом окне появятся элементы управления для манипуляций с текстурами. Выберите подходящую текстуру из раскрывшегося списка (в качестве источника узоров для текстур здесь используются Узор (Pattern ). В результате к текущему слою будет применена текстура, основанная на выбранном узоре.

Привязать к началу координат (Snap To Origin) - если Вы переместили текстуру от ее первоначального положения, перетаскивая в окне документа, Вы можете вернуть обратно текстуру к ее заданной по умолчанию позиции, нажимая эту кнопку.

Масштаб (Scale) - перетаскивая этот бегунок, Вы можете управлять размером текстуры. Это полезно, потому что разрешающая способность текстуры вероятно не будет соответствовать разрешающей способности Вашего документа.

С помощью ползунка Глубина (Depth ) можно настроить «глубину» узора, корректировать контраст светлых и темных цветов узора. При изменении с положительного на отрицательное значение меняются местами тёмные и светлые области

Инвертировать (Invert) - эта опция инвертирует тёмные и светлые области текстуры.

Выбранный и настроенный стиль с текстурой можно связать с текущим слоем, установив флажок Связать со слоем (Link With Layer ). Тогда при перемещении слоя текстура будет также перемещаться.

В первом примере контур Скругленные ступени (Rounded Steps) применен к тексту, используя подэффект Контура, в то время как второй пример использует подэффект Текстуры Bubbles pattern как текстуру к тексту.

Основы рисунка для учащихся 5-8 классов Сокольникова Наталья Михайловна

§3 Превращение плоскости в объем

30. Геометрические тела

Вспомните, что первые ощущения объема мы получаем, когда берем в руки и ощупываем предметы или занимаемся лепкой, создавая трехмерный объем.

Вы знаете, что внешний вид предмета и очертания, характеризующие его форму, зависят от длины, ширины и высоты, то есть именно эти измерения делают его объемным.

Что же такое форма объекта? Давайте рассмотрим это на примере изображения кошки. Даже издали мы узнаем сидящую кошку, только по ее силуэту. Можно представить, что голова кошки похожа на круг, а туловище на треугольник. В других позах этого животного можно также найти подобие геометрическим фигурам.

Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым.

В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение – конструкцию.

31. Кошки

В фигуре, нарисованной одними прямыми линиями (по Эттниву), мы тем не менее без труда узнаем кошку.

Начинающие художники часто изображают только видимые части предмета, обращенные к ним, не представляя себе внутренней его конструкции. Рисунок поэтому становится вялым, плоским, неубедительным.

Чтобы избежать этой ошибки, необходимо вначале научиться строить на плоскости внутреннюю конструкцию объемных предметов с помощью осей, диагоналей и нахождения узловых точек.

Рассмотрев рисунки на этом развороте, можно представить себе с помощью логики и воображения, как плоская фигура превращается в объемное тело.

32. Оси, квадрат и диагонали

Чтобы грамотно и выразительно построить форму предмета, необходимо использовать узловые точки и линии, которые можно выделить в натуре и в графическом изображении.

а. Превращение квадрата в сетку с помощью осей

б. Квадрат имеет девять узловых точек, образованных пересечением осей и диахюналей

в. Бесконечное деление квадрата диагоналями дает множество вариантов для расположения декора на плоскости

а. Древний Египет. Нанесение квадратной сетки помогает более точно передать пропорции фигур

б. С помощью такой сетки можно увеличить или уменьшить изображение

в. Геометрический орнамент в народной вышивке

Затем, приступая к рисованию предмета с натуры, необходимо постепенно приучить себя представлять внутреннюю конструкцию предмета, сделав его внешнюю часть как бы прозрачной.

Конструкция – это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое.

Для передачи в рисунке объемной формы необходимо представить ее внутреннее строение, иначе говоря, нужно разобраться в конструкции предмета.

35. Кубы

Конструкция куба содержит восемь узловых точек – вершин углов.

36. Кубик Рубика

37. Торт с отрезанным куском

Полезно для правильного восприятия объемной формы прочувствовать разницу между плоскостями и объемами, потренироваться передавать в рисунке одни и те же формы пустыми и наполненными.

38. Формы: а – пустые, б – наполненные

Система подобных упражнений на превращение плоскости в объем, анализ внутренней конструкции предмета, представление внешних очертаний предметов прозрачными, изображение пустых и наполненных форм помогут более уверенно рисовать не только с натуры, но и по представлению.

Из книги Беседы о фотомастерстве автора Дыко Лидия Павловна

БЕСЕДА ПЯТАЯ О принципах заполнения картинной плоскости Представление о снимке как о картине. В отдаленные времена, когда новый способ получения изображений – фотография только осознавал себя искусством и собственных традиций еще не имел, творчество первых

Из книги Основы композиции. Учебное пособие автора Голубева Ольга Леонидовна

Из книги Великие загадки мира искусства автора Коровина Елена Анатольевна

Из книги Том 5. Произведения разных лет автора Малевич Казимир Северинович

«В природе существует объем и цвет…»* В природе существует объем и цвет, звук же рождается от соприкосновения двух в пластическом искусстве-творчестве одни индивидуальности творят через объемы другие через цветТретьи через звук. (Если бы в природе ничто не поколебалось,

Из книги Малевич автора Букша Ксения Сергеевна

ИТОГИ СУПРЕМАТИЗМА НА ПЛОСКОСТИ Первая индивидуальная выставка Малевича в Москве, организованная Наркомпросом на Большой Дмитровке, 11, в бывшем салоне Михайловой, состоялась без него. Выставка «Казимир Малевич.Его путь от импрессионизма к супрематизму» открылась 25

Главная задача академического рисунка — достоверно передать форму и объем . Это 2 основные характеристики любого предмета, при этом они неразрывно связаны между собой. Невозможно представить что-то, имеющее форму , но не имеющее объема и наоборот. Под формой обычно понимают геометрическую форму, очертания предмета, а объем — это его трехмерная пространственная характеристика.

Можно найти предметы с одинаковой формой , но разным объемом . Скажем, лист бумаги, тетрадь, и книга — форма одна, объем — варьируется.

Какими бы сложными ни были форма и объем предмета, их всегда можно свести к набору простейших геометрических примитивов. Кувшин может состоять из шара и набора цилиндров, человек — из параллелепипедов и призм. Может быть, это звучит странно, однако способность видеть предметы как набор геометрических тел — одно из важнейший умений художника.

Это умение называется пространственным зрением (способность воспринимать форму и пространственные взаимоотношения предметов), и его стоит постоянно развивать.

Конечно, с непривычки, достаточно трудно в фигуре человека или животного разглядеть геометрические примитивы. Все же их форма очень сложна, есть масса деталей, которые не позволяют новичку увидеть основной объем. И внимание начинающего художника сосредотачивается главным образом на этих деталях. В портрете, например, он начинает тщательно вырисовывать дырочки в носу и реснички, не обращая внимание на форму носа и глаза. Думаю, не надо уточнять, что реалистичным такой портрет не будет.

Я когда-то видела сделанный таким образом портрет очень симпатичной в реальности конопатой девушки. На рисунке был плоский блин с глазами, ртом и множеством черных точек — такое чувство, что рисующий сосчитал и изобразил каждую веснушку. Модели портрет не понравился)

Итак, в рисунке важнее всего не копировать видимый образ, а анализировать и обобщать. То есть, рисовать не то, что видишь, а то, как понимаешь форму предмета — тогда результат будет более убедительным. Вообще, рисунок — процесс в большей степени логический, чем чувственный, особенно на ранних стадиях.

Художественный анализ касается не столько внешней формы, сколько конструкции, потому что именно конструкция определяет характер формы. Конструктивная форма здания — параллелепипед, яблока — шар и так далее.

В конструкции предметов более сложной формы можно вычленить больше геометрических тел, но всегда работа идет от большего к меньшему: сначала основной объем, потом детали (которые тоже дробятся на геометрические составляющие).

Для того чтобы научиться верно изображать предметы с натуры на плоскости, необходимо иметь представление об их форме, объеме и конструкции. Эти сведения помогут в дальнейшем решать учебные задачи при работе над рисунком, позволят лучше понять и разобраться в строении предметных форм при изображении. В противном случае студенты могут перейти к механическому и бездумному копированию натурных предметов.

Главная задача при обучении рисунку - научиться правильно видеть объемную форму предмета и уметь ее логически последовательно изображать на плоскости листа бумаги. Для этого рассмотрим более детально строение предметов.

В физической природе невозможно представить какое-либо тело, имеющее абстрактную форму, например пустоту.

Не отвлекаясь на подобного рода объекты, перейдем к предметам реальным, окружающим нас повсюду, включая формы живой натуры.

Под формой предмета следует понимать геометрическую сущность поверхности предмета, характеризующую его внешний вид. Всякий предмет или объект в природе, от микрочастиц до гигантских космических тел, имеет определенную форму, и форма человеческого тела здесь не исключение. Следовательно, любой предмет есть форма, а форма подразумевает объем.

Эти два понятия - форма и объем - неразрывно взаимосвязаны, составляют единое целое и раздельно в природе не существуют. Для примера возьмем плоский предмет - лист бумаги, внешний вид которого характеризуют плоские очертания прямоугольной или обрывистой формы. Его объем будет определяться толщиной сечения, каким бы оно ни было тонким. Разумеется, этот пример применительно к рассматриваемой конкретной теме не совсем удачен. Было бы лучше, если бы лист бумаги был скомкан или ему была бы придана другая объемная форма. В этом случае предмет выглядел бы более выразительно. Возьмем книгу, внешние очертания которой при первоначальном рассмотрении имеют ту же форму, что и лист бумаги. Однако толщина книги вместе с общей площадью создают ее объем, делая этот пример более наглядным.

Объем предмета - это трехмерная величина, которая ограничена в пространстве различными по форме поверхностями (любые предметы имеют высоту, ширину и длину, даже в относительном их измерении).

Форма любого предмета в своей основе понимается или рассматривается как его геометрическая сущность, его внешний вид или внешние очертания. Известный художник и педагог Д.Н.Кардовский считал, что форма есть масса, имеющая тот или иной характер подобно геометрическим телам, таким как куб, шар, цилиндр и др. Это в равной степени относится и к живым формам, которые при всей сложности имеют в основе (схеме) скрытую геометрическую сущность. Так, например, форма туловища человека может быть представлена в виде нескольких геометрических форм: цилиндра, параллелепипеда или более приближенной к форме туловища уплощенной призмы (рис.1). Однако четких очертаний названные геометрические формы в туловище человека не имеют, в нем присутствуют углубления, выступы и другие отклонения, которые мешают неискушенным рисовальщикам увидеть эти геометрические тела в живой форме. Тем не менее, при внимательном анализе форм туловища просматривается его геометрическая сущность, которая приближена к форме призмы. Применяя эти геометрические формы при построении фигуры человека, конкретизируя и обобщая имеющиеся отклонения, можно придать фигуре реальные очертания.

Осмысливая внешние очертания предметов, необходимо также осмыслить и сущность их внутреннего строения, конструкцию формы и связь отдельных элементов, составляющих ту или иную форму. Конструкция предмета, как правило, определяет характер его формы. В учебном рисунке понятие конструкции формы приобретает особое значение с точки зрения ее пространственной организации, геометрической структуры, внешнего пластического строения, материала и ее функционального назначения. Это позволяет студентам более осознанно подходить к работе над рисунком.

При внимательном анализе форм предметов, при всей их кажущейся сложности, в них всегда можно увидеть геометрическую конструктивную основу или сочетание нескольких таких основ, образующих эту форму. Для примера возьмем кувшин, в основе которого можно выделить не-сколько различных по форме геометрических тел в следующем сочетании: горловина - цилиндр, корпус - шар, основание ~ конус. Конструктивная форма двухэтажного дома ~~ прямоугольник, его крыша - трехгранная призма.

Геометрическая основа конструкции простых предметов очевидна, сложнее разглядеть ее в живых формах. На рис.2, наглядно показаны изображения черепов животных, чьи сложные формы также имеют скрытую геометрическую основу, что значительно упрощает понимание структурной и конструктивной сущности этих предметов. От структуры строения предмета во многом зависят приемы построения его формы на плоскости. Поэтому, анализируя форму предмета, как бы она ни была сложна на первый взгляд, прежде всего необходимо проникнуть в сущность его внутреннего строения, не отвлекаясь на мелкие детали, мешающие понять геометрическую основу его конструкции. Это позволит студентам получить более полную информацию о предмете и осознанно выполнить рисунок. Только после этого можно приступить к решению изобразительных задач и свободно, уверенно рисовать как с натуры, так и по воображению, что чрезвычайно важно для профессиональной творческой деятельности.

Для лучшего понимания конструкции предметов и приобретения навыков грамотного изображения их формы также необходимо вспомнить полученные в школе знания по геометрии, такие, как понятия о точках, линиях и объемных формах.