Состав группы крематорий. Лидер группы "Крематорий" Григорян Армен: факты из биографии. Уважение к профессии

Команда «Крематория», или, как ее часто называют поклонники, «Крема», воспитала не одно поколение любителей рок-музыки и серьезной лирики. И несмотря на то, что группа существует уже не одно десятилетие, песни «Крематория» и сегодня остаются актуальными.

История создания

В 1974 году трое учеников обыкновенной московской школы создали музыкальную группу. Новоявленный коллектив назывался «Черные пятна» и выступал на школьных концертах с композициями советской эстрады. Этими музыкантами стали Армен Григорян (впоследствии - бессменный лидер команды), Игорь Шульдингер и Александр Севастьянов.

Постепенно репертуар юных рокеров изменялся: русскоязычные хиты сменились на имитации песен групп AC/DC, Grateful Dead и других зарубежных рок-коллективов. И даже незнание английского языка не остановило музыкантов - как позднее вспоминал Армен Григорян, песни исполнялись на «англоподобном языке».

Окончив школу, рокеры не оставили мечты о славе. В 1977 году компанию дополнил Евгений Хомяков, гитарист. Трио превратилось в квартет, а «Черные пятна» трансформировались в «Атмосферное давление» - таким стало новое название группы. Годом позднее молодые люди даже записали первый альбом. К сожалению, эта пластинка не сохранилась, однако спустя 20 лет музыканты восстановили некоторые старые песни с этого сборника.


Первые концерты устраивались в местечковых домах культуры и в квартирах у многочисленных друзей. Группа постепенно расширяла репертуар и набиралась опыта. И, разумеется, приобретала первых поклонников. В 1983 году «Атмосферное давление» уступило место «Крематорию».

История названия «Крематорий» отлично отражена в книге Василия Гаврилова «Клубника со льдом», в которой небезызвестный художник-оформитель пластинок и компакт-дисков собрал интересные факты о группе и редкие фотографии коллектива:

«...Эпатажное название родилось спонтанно. То ли от философского понятия «катарсис», обозначающего очищение души музыкой и огнем, то ли в пику названий тогдашних официальных ВИА, типа поющих, веселых, голубых и прочих гитар, а может быть, таким образом сказалось влияние Ницше, Кафки или Эдгара Алана По».

Состав

Лидером группы, бессменным солистом, автором большинства текстов и просто символом российской рок-сцены стал, разумеется, Армен Григорян. Будущий музыкант родился 24 ноября 1960 года в Москве. В детстве Армен не отличался от сверстников - с удовольствием играл в футбол, пропадал на улице и даже не мечтал о карьере музыканта.

Однако уже в подростковом возрасте Григорян начал сочинять стихи и мелодии, примеряя их друг к другу. Примерно в то время и появилась первая версия будущей команды - «Черные пятна».


Остальной состав команды постоянно изменялся. По воспоминаниям музыкантов, играть в группе могли и друзья Григоряна, и случайные знакомые, и даже почти незнакомые люди, не чуждые музыки. За все время существования команда «Крематорий» сменила более 20 музыкантов.

Сейчас коллектив «Крематорий» состоит из лидера и солиста, а также гитариста и автора песен Армена Григоряна, ударника Андрея Ермолы, гитариста Владимира Куликова, а также Максима Гусельщикова (скрипка, бэк-вокал, клавиши) и Николая Коршунова, который играет на контрабасе и бас-гитаре.

Музыка

Первый профессиональный альбом «Крематория» появился в 1983 году. Пластинка получила название «Винные мемуары». Однако под одну обложку уместились далеко не все написанные к тому времени композиции, и годом позднее группа представила второй альбом - «Крематорий II».

Начало серьезной музыкальной карьеры было положено, однако серьезная слава не торопилась: по-настоящему известными участники коллектива стали только в 1986 году благодаря очередной пластинке «Иллюзорный мiр». В этот альбом вошли композиции «Клубника со льдом», «Маленькая девочка», «Крылатые слоны» и другие песни, ставшие впоследствии легендарными.

Альбом «Кома», вышедший в 1988 году, также отмечен культовой песней. Речь идет о композиции «Мусорный ветер», написанной под впечатлением от произведений писателя . Примечательно, что именно на эту песню группа «Крематорий» сняла первый клип.

Также популярной стала композиция, получившая название «Безобразная Эльза». Казалось, что увеличивающаяся популярность должна сплотить коллектив и вдохновить на новые творческие свершения. Однако в группе в тот момент бушевали страсти: отношения между музыкантами разладились, и вскоре большинство участников покинули команду.

Армен Григорян понимал, что нужно продолжать двигаться вперед. Поэтому вскоре лидер «Крематория» набрал новый состав музыкантов и записал ряд композиций. В 1994 году обновленный коллектив поучаствовал в съемках картины «Тацу».

Эта драма Вячеслава Лагунова рассказывает о парнишке-хиппи, который попал в тюрьму, отказавшись отречься от своих убеждений. В фильме также снялись , Маргарита Пушкина, Никита Прозоровский. Также на съемках Армен Григорян познакомился с Вячеславом Бухаровым, ставшим впоследствии скрипачом группы «Крематорий».

В конце 1990-х команда выпустила несколько альбомов, а в 1999-м коллектив отправился на дебютные гастроли за границу. Музыканты проехали с туром по Соединенным Штатам, Израилю, а также по европейским странам и везде собирали полные залы почитателей своего творчества.

2000-е начались для «Крематория» с альбома «Три источника». Композиция «Катманду», вошедшая в эту пластинку, даже вошла в список саундтреков культовой картины «Брат-2» с , .

И вновь кажущаяся внешняя идиллия скрывает сложную ситуацию внутри коллектива. Несмотря на постоянные гастроли и запись новых композиций, группа «Крематорий» вновь оказывается на грани развала, а Армен Григорян в интервью даже намекает на то, что новых дисков больше не будет.

К счастью, и этот кризис «Крематорию» удалось преодолеть. Правда, очередную пластинку поклонники дождались только в 2008 году - тогда вышел альбом «Амстердам». Сразу после этого коллектив отправляется в длительный гастрольный тур. Вернувшись, музыканты вновь объявляют о творческом тайм-ауте и на время прекращают концерты и работу в студии.


Пять лет спустя вышел альбом «Чемодан президента», запомнившийся композициями «Город Солнца», «По ту сторону зла», «Легион». А в 2016-м коллектив вновь порадовал слушателей новыми песнями, вышедшими под обложкой очередной пластинки «Крематория», получившей название «Люди-невидимки».

Группа «Крематорий» сейчас

В ноябре 2018 года коллектив «Крематорий» отпразднует очередной юбилей - группе исполнится 35 лет. Основные сюрпризы, которые участники команды подготовили для слушателей и поклонников, пока держатся в тайне, однако кое-что уже стало известно.

Сейчас музыканты собирают редкие и неизвестные фотографии для фотокниги об истории группы «Крематорий». На своем официальном сайте группа обратилась к фан-сообществу с просьбой присылать снимки с концертов, автограф-сессий и квартирников.


Очевидно, что проект получится по-настоящему интересным. Также музыканты собирают артефакты, которые сохранились у поклонников: афиши, билетики и публикации. Каждый поклонник сможет поучаствовать в создании книги.

А вот о сроках (и самом факте) выхода очередной пластинки пока информации нет, однако за новостями о планах группы можно следить на официальном сайте «Крематория», а также на фан-страничках в «Инстаграме» и других социальных сетях.

Дискография

  • 1983 - "Винные мемуары"
  • 1984 - "Крематорий II"
  • 1986 - "Иллюзорный Мір"
  • 1988 - "Кома"
  • 1989 - "Клубника со льдом"
  • 1991 - "Зомби"
  • 1994 - "Танго на облаке"
  • 1995 - "Текиловые сны"
  • 1996 - "Микронезия"
  • 1996 - "Гигантомания"
  • 1997 - "Ботаника"
  • 2000 - "Три источника"
  • 2002 - "Мифология"
  • 2008 - "Амстердам"
  • 2013 - "Чемодан президента"
  • 2016 - "Люди-невидимки"

Клипы

  • «Убежище»
  • «Последний шанс»
  • «Мусорный ветер»
  • «Маленькая девочка»
  • «Белые столбы»
  • «Катманду»
  • «Танго на облаке»
  • «Амстердам»
  • «Ромео и Джульетта»

Известная советская и российская рок-группа. Лидер и вокалист, а также автор почти всех песен - Армен Григорян.

История

Основатели группы «Крематорий» Армен Григорян и Виктор Троегубов познакомились 1 сентября 1977 г. на вводной лек­ции первого курса Московского авиационного института (МАИ). Ещё в школе оба увлекались рок-музыкой и играли в школьных ансамблях. Во время учёбы в МАИ они продолжали музицировать: Григорян - в группе «Атмосферное давление», Трое­губов - в коллективе с грозным назва­нием «Монстры».

«Крематорий» появился на свет в 1983 г. как дуэт Троегубова и Григоря­на. На первых порах Армен и Виктор ограничивались акустическими гитарами, губной гармоникой да расчёской. Тем не менее уже в 1983 г. были написаны пес­ни, которым предстояло стать первыми шлягерами будущего «Крематория»: «Та­ня», «Посвящение бывшей подруге», «Аутсайдер», «Винные мемуары».

Практически весь 1983 год Троегу­бов и Григорян провели в поисках сту­дии, где можно было записать свои пес­ни. Наконец в начале января 1984 г. в студии Московского театра имени Владимира Маяковского был записан первый альбом группы «Кремато­рий» - «Винные мемуары» (назван по одноимённой песне В. Троегубова). Все инструментальные и вокальные партии Армен и Виктор исполнили сами, пес­ни (за исключением одной) также сочи­нили сами.

В апреле 1984 г. появился аль­бом «Крематорий-2». Чтобы обо­гатить звуковой ряд, Григорян и Троегубов пригласили альтиста Дмитрия Плетнёва и ударника группы «Атмосферное давление» Александра Севастьянова, играв­шего на перкуссии. Второй альбом «Крематория» получился более интересным и разноплановым, чем дебютный. Из семнадцати песен девять принадлежат Григоряну, восемь - Троегубову.

«Винные мемуары» «Крематорий-2» стали распространяться в виде магнитоальбомов и постепенно завоевал свою аудиторию. Летом 1984 г. группа начала давать так называемые квартирные концерты. К этому времени сложился следующий состав: Армен Гри­горян - акустическая гитара, вокал, ав­тор музыки и текстов; Виктор Троегу­бов - электрогитара, вокал, гармоника, автор музыки и текстов; Сергей Пушкарёв (Пушкин) - бас-гитара; Михаил Россовский - скрипка. Успеху коллек­тива во многом способствовало то, что даже на домашних концертах зву­чали электрогитара Троегубова и бас-гитара Пушкарёва, исполь­зовались микрофоны. К концу 1984 г. группа концертировала ре­гулярно, но, как только она высту­пила перед более широкой ауди­торией, начались неприятности с милицией. В сентябре - октяб­ре Троегубов и Григорян сотруд­ничали с театром-студией «Арле­кин», в частности ездили с ним на гастроли в Ереван. Троегубов ис­полнил заглавную партию в рок-опере «Франсуа Вийон.

Крематорий-86: Виктор Троегубов, Михаил Россовский, Армен Григорян

В 1986 г. «Крематорий» вступил в недавно созданную Московскую рок-лабораторию и теперь уже мог давать концерты в средних и больших залах. Чтобы усилить ритмическую структуру музыки, группа использовала ритм-ма­шинку, собранную талантливым самоуч­кой Алексеем Кондратьевым. На самые ответственные выступления привлека­ли профессионального скрипача Вади­ма Саралидзе. В том же году «Кремато­рий» записал свой третий альбом - «Иллюзорный мир».
В 1987 г. в результате творческих разногласий Виктор Троегубов покинул «Крематорий» и вместе с Саралидзе со­здал арт-роковый коллектив «Дым». В следующем году к ним присоедини­лись Сергей Пушкарёв, гитарист Андрей Мурашов и ударник Александр Соломатин. В 1989 г. группа записала студий­ный альбом «Для умного достаточно» (издан фирмой «Мелодия»).

Тем временем появился знаменитый альбом «Крематория» «Кома» (1988 г.). В его создании принимали участие ги­таристы Олег Лагутин и Евгений Хо­мяков. Альбом включает такие извест­ные композиции, как «Безобразная Эльза », «Мусорный ветер», «Реанимационная машина» и «Клаустрофобия». Сразу после записи в коллективе про­изошла ссора, и «Крематорий» поки­нули Сергей Пушкарёв, Олег Лагутин, Алексей Кондратьев и директор группы Дмитрий Бродкин.

Оставшиеся в коллективе Григорян и Россовский пригласили новых му­зыкантов: ударника Андрея Сараева, саксофониста Александра Куницына, бас-гитариста Сергея Третьяко­ва и гитариста Дмитрия Куликова. В таком составе группа переписала некоторые известные композиции (изданы в виде альбома-сборника «Живые и мёртвые») и создала аль­бом «Клубника со льдом» (оба 1989 г.). В 1990 г. коллектив по­кинул Дмитрий Куликов, и для работы над альбомом «Зомби» (1991 г.) пригласили гитариста Виктора Осипова.

В начале 1991 г. Григорян и Троегубов решили дать совме­стный «квартирный» концерт. Он прошёл с большим успехом. Затем Троегубов выступил в концертах-презентациях альбома «Зомби», а потом и вовсе вернулся в группу (летом 1991 г. он стал директором группы «Кремато­рий», в 1992 г. - генеральным директо­ром акционерного общества «Кремато­рий»). Эти концерты, проходившие в Доме культуры Московского энергети­ческого института (МЭИ), оказались про­щальными для гитариста Виктора Оси­пова. Некоторое время в коллективе не было лидер-гитариста; Григорян и Трое­губов играли на акустических гитарах. Однако уже в мае приступил к репети­циям гитарист группы «Дым» Андрей Мурашов, и вскоре он дебютировал в со­ставе «Крематория». Профессиональ­ный уровень Андрея Мурашова был очень высок, и это позволило поднять качество и студийных записей, и кон­цертных выступлений. Вообще, сложив­шийся в 1991 г. состав (Григорян, Троегубов, Россовский, Мурашов, Третьяков, Сараев) концертировал очень удачно. В частности, «Крематорий» с успехом отыграл на рок-концертах, приурочен­ных к годовщине создания телекомпа­нии «Вид». Они проходили в спортивно-концертном комплексе «Олимпийский» (Москва) в декабре 1991 г.

В 1993 г., к десятилетию основания группы, «Крематорий» выпустил «Двой­ной альбом». Большинство композиций представляют собой версии хитов кол­лектива. Кроме них в альбом вошли две новые песни и суперхит «Дрянь» лиде­ра группы «Зоопарк» Майка Науменко. А в ноябре в Доме культуры (ДК) имени Горбунова (известен также под названием «Горбушка») состоялся кон­церт, посвященный десятилетию «Кре­матория».

В конце 1993 г. скрипач Михаил Россовский эмигрировал в Израиль, и «Кре­маторий» лишился одного из своих «фирменных» инструментов. Вскоре Россовского заменил артист Вячеслав Бухаров, который умел играть на скрип­ке. С ним музыканты познакомились на съёмках фильма «Гончие псы». К марту следующего года был закончен новый альбом - «Танго на облаке». В записи участвовало женское скрипич­ное трио, а Бухаров пока только испол­нял роль дополнительного вокалиста.

В начале мая «Крематорий» вторич­но покинул Виктор Троегубов. Он со­брал новый состав группы «Дым» (кол­лектив работал в стиле «тяжёлого» прогрессив-рока). В 1996 г. фирма «Мороз-Рекордз» издала сольный альбом Троегубова «Мастер снов». Диск полу­чил положительные рецензии в основ­ных отечественных рок-энциклопеди­ях. Однако вскоре после концертов в поддержку альбома группа «Дым» пре­кратила своё существование, а Виктор Троегубов обратился к литературно-издательской деятельности в сфере рок-литературы. Он написал книгу мему­аров «Жизнь в „Крематории" и вокруг него» и выступил соавтором книг «Ле­генды русского рока» и «„Ария". Леген­да о динозавре».

После ухода Троегубова состав «Кре­матория» не изменялся до лета 2001 г. За это время группа выпустила следу­ющие альбомы: «Текиловые сны», «Кон­церт в Горбушке» (оба 1995 г.), «Мик­ронезия», «Гигантомания» (оба 1996 г.), «Ботаника» (1997 г.), «Трилогия» (1998 г.) - тройной сборник с включе­нием новых песен, «Три источника» (2000 г.) и «Реквием для всадника без го­ловы» (2001 г.). В 1998 г. увидела свет мультимедийная энциклопедия «„Крема­торий". Между небом и землёй». В на­чале лета 2001 г. «Крематорий» покинул гитарист Андрей Мурашов, а его место занял Дмитрий Терентьев.

Состав

Состав группы менялся неоднократно. Единственный постоянный музыкант - лидер группы.

Современный состав

  • Армен Григорян - вокал, ритм-гитара, автор песен
  • Владимир Бурхель - соло-гитара
  • Николай Коршунов - бас-гитара, бэк-вокал
  • Андрей Ермола - барабаны
  • Александр Лучков - скрипка, клавишные, губная гармоника, перкуссия, бэк-вокал

Музыканты прошлых составов

  • Виктор Троегубов - вокал, гитара, бэк-вокал (1983-1987, 1991-1994)
  • Дмитрий Плетнёв (Альтист Данилов) - альт (1984)
  • Александр «Стив» Севастьянов - ударные, перкуссия (1984-1986)
  • Сергей «Пушкин» Пушкарёв - бас-гитара, клавишные (1984-1988)
  • Михаил Россовский - скрипка (1984-1993)
  • Александр «Змей» Портнов - гитара (1985-1986)
  • Евгений «Джон» Хомяков - гитара (1985-1987, 1988-1989)
  • Олег Лагутин - гитара (1987-1988)
  • Алексей Кондратьев (Кондратий) - ударные, ритм-бокс (1987-1988)
  • Вадим Саралидзе - скрипка (1987-1988, 1992-1993)
  • Андрей Сараев - ударные (1988-2009)
  • Сергей Третьяков - бас-гитара (1988-2008)
  • Александр Куницын - саксофон (1988-1990)
  • Дмитрий Куликов - гитара (1988-1990)
  • Виктор Осипов - гитара (1990-1991)
  • Андрей Мурашов - гитара (1991-2001)
  • Вячеслав Бухаров - скрипка, клавишные, перкуссия, бэк-вокал (1994-2007)
  • Дмитрий Терентьев - гитара (2001-2005)
  • Максим Гусельщиков - скрипка, клавишные, перкуссия, бэк-вокал (2007-2011)
  • Виктор Пономарёв - бас-гитара (2008)
  • Александр Гончаренко - гитара (2008)

Дискография

Номерные альбомы

  • 1983 - Винные мемуары
  • 1984 - Крематорий II
  • 1986 - Иллюзорный Мір
  • 1988 - Кома
  • 1989 - Клубника со льдом
  • 1991 - Зомби
  • 1994 - Танго на облаке
  • 1995 - Текиловые сны
  • 1996 - Микронезия
  • 1996 - Гигантомания
  • 1997 - Ботаника
  • 2000 - Три источника
  • 2002 - Мифология
  • 2003 - Рок’N’Roll
  • 2008 - Амстердам

Сборники

  • 1989 - Живые и Мёртвые
  • 1993 - Двойной альбом
  • 1996 - Легенды русского рока. Крематорий
  • 1998 - Трилогия
  • 2000 - Fan-Tom
  • 2002 - Сирены Титана
  • 2003 - Легенды русского рока. Крематорий. Выпуск 2
  • 2009 - XXV Лет - The Best

Синглы

  • Бесы в моих снах (1995)

Раритетные записи

  • Неизданное (1999)
  • Реквием для всадника без головы (2001)

Концертные записи

  • Unplugged (1992)
  • Концерт в Горбушке (1996)
  • Юбилейный (2004)

Видеозаписи

  • Крематорий. 10 лет (VHS) (1993)
  • Крематорий. 20 лет (CD) (2003)
  • Крематорий. Юбилейный (DVD) (2004)
  • Амстердам (DVD) (2008)
  • XXV (2 DVD) (2011)

Мультимедиа

  • CD-ROM «Между Небом и Землёй» (1998)
  • Mp3-коллекция на 2-х CD-ROM «Крематорий» (2002)
  • Mp3-коллекция на 3-х CD-ROM «Крематорий» (2006)

Литература

  • Современная энциклопедия «Аванта+». Музыка наших дней. Москва, ЗАО Аванта+, (2002)
Группа образована в 1983 году Арменом Григоряном и его сокурсником Виктором Троегубовым.

«Крематорий» поначалу выступает на квартирах и быстро набирает популярность в рок-кругах столицы, а после выхода альбома «Иллюзорный мир» (1985) приходит известность на всесоюзном уровне. Группу начинают приглашать на концерты в другие города. Однако в «Крематории» начинается разлад между двумя лидерами, в результате которого Троегубов покидает коллектив и создает проект «Дым». «Крематорий» же продолжает набирать обороты: в 1988 году записывается «Кома» — альбом, который придал группе окончательный статус «хедлайнера» советской рок-сцены. Песню «Мусорный ветер» (написана под впечатлением одноимённого рассказа А. Платонова), показывают по центральному телевидению, группа ездит по стране с многочислеными концертами. Но внутри команды снова назревает кризис — из коллектива уходят несколько музыкантов, группа фактически распадается. Григоряну удаётся набрать новый состав, который практически без изменений существует и по сей день.

В 1993 году в «Крематорий» ненадолго возращается Троегубов, уже в качестве не просто музыканта, но и директора группы. Записывается самый успешный за всю историю «Крематория» альбом — «Двойной альбом». В 1994 году снимается фильм «Тацу» с участием Насти и «Крематория». Фильм получился слабым и не поступил в прокат, но его видеоматериалы легли в основу ряда видеоклипов группы. После очередной ссоры группу в последний раз покидает Троегубов, так и не нашедший себе применения в новом составе. Позже он пишет книгу «Жизнь в „Крематории“ и вне его», в которой сводит счеты с Григоряном, неоднократно и безуспешно подает в суд на бывшего соратника и снова созывает «Дым», который вскоре окончательно прекращает существование. Тем временем «Крематорий» продолжает творческую жизнь: периодически выходят в свет новые альбомы, группа гастролирует по бывшему Союзу и по русскому зарубежью (концерты в Израиле, Германии и США). Группа пользуется вниманием критиков, и остаётся любимой многочислеными фанами. По вкладу в развитие рок-музыки в России, «Крематорий» стоит в одном ряду с другими «доперестроечными» командами. Лирика Григоряна многогранна, в песнях пересекаются реальный и потустороннй миры. Особое внимание Армен уделяет теме жизни после смерти, различным религиям. Тексты песен, в 80-е годы зачастую нарочито грубые, «бытовые», сегодня стали довольно элитарны. На музыку «Крематория» всегда оказывали влияние различные музыкальные течения от вальса до тяжёлого рока. В аранжировках на одном уровне с соло-гитарой уделяется внимание скрипке, что придаёт «Крематорию» особый колорит.

В последние время Григорян пытается выйти на новый виток творчества и создает сольный проект «Третий Ангел». Выходит альбом «Третьего Ангела» под названием «Китайский танк». Группа «Крематорий» во главе с Арменом при этом продолжает действовать параллельно.

К самым известным хитам группы относятся «Мусорный ветер», «Безобразная Эльза», «Маленькая девочка», «Сексуальная кошка», «Лепрозорий», «Таня», «Клубника со льдом», «Аутсайдер», «Хабибулин», «Последний шанс» и др.

Современный состав:

Группа образована в 1983 году в Москве Арменом Григоряном и его сокурсником Виктором Троегубовым. Лидер и вокалист, а также автор почти всех песен - Армен Григорян.

"Крематорий" - одна из самых известных групп в российском рок-н-ролле. Основанная в 1983 году, она по сей день остается любимой уже несколькими поколениями слушателей.

Стоит лишь побывать на выступлении этого коллектива, как становится понятно, почему концерты моментально переходят в разряд аншлаговых, альбомы сметаются с прилавков, а майки с крематорской символикой исчезают в гардеробах поклонников.

Несмотря на то, что "Крематорий" - культовая группа, это не застывший на пьедестале монстр, а абсолютно живой организм, состоящий из очень талантливых музыкантов. Он по праву считается одним из лучших концертных коллективов в стране, поскольку это образец настоящего, удивительно живого энергичного рок-н-ролла.

Мало кто может похвастать таким количеством хитов. Своеобразие мелодий и текстов, уникальное сразу узнаваемое звучание, широкий жанровый диапазон, нестандартные композиционные решения, профессионализм участников позволили "Крематорию" стать образцом многолетнего творческого успеха.

Название...

Возможно, своей таинственностью "Крематорий" обязан именно названию. Возникшее когда-то в пику тоталитарному режиму, оно рассматривалось официальной властью как некое экстремистское клеймо. Однако на сегодняшний день воспринимается уже не столь однозначно - наоборот, легко ассоциируется с сюрреалистическими и глубоко лиричными песнями последних лет.

Версий его появления существует несколько.

По одной из них "Крематорий" во всем великолепии своего пафоса возник из заглавной песни дебютного альбома.

Вторая версия повествует о том, что предложенный кем-то из музыкантов "Катарсис" (по Аристотелю очищение души посредством огня и музыки) не подошел. Существовал одноименный альбом Чеслава Немена и повторяться не имело смысла. К тому же с точки зрения музыкантов такое название было созвучно слову "сифилис". Пришлось подыскать нечто похожее. "Крематорий", как и "катарсис", включал огонь, а музыка уже была в альбоме.

По третьей версии название появилось спонтанно как отражение литературных вкусо музыкантов, увлеченных в том время Эдгаром По, Ивлином Во, Михаилом Булгаковым, Данте, Кафкой и другими мрачными гениями.

На создание марки претендуют многие друзья и знакомые той поры. Так один из них рассказывает, как набрав наугад телефонный номер, услышал в трубке "крематорий слушает" и понял, что это судьба.

Жанр...

Творческий путь "Крематория" начинался когда-то с произведений, весьма отличных от сегодняшнего репертуара. Однако уже тогда вырисовывался жанр, который впоследствии Родион Щедрин окрестил вальс-роком. В песнях присутствуют нестандартные для рок-н-ролла мотивы - баллады, вальсы, элементы фолка. Они очевидны в таких вещах, как "Себастия", "Адольф", "Безобразная Эльза", "Сексуальная кошка", "Америка", "Газы".

Раньше героями песен становились наиболее колоритные фигуры из ближайшего окружения музыкантов. Григорян не приукрашивал своих персонажей - какими были, такими и остались в веках. Неудивительно, что в этом паноптикуме сквозь алкогольные безобразия Эльзы и Хабибулина проступают черты немного сумасшедшего поколения хиппи 80-х. Но по мере взросления времени на друзей и подружек оставалось все меньше и, начиная с 1989-го года, персонажи песен становятся более загадочными и сюрреалистическими: Зомби, Калигула, Твари и т.д.

Но не только это предопределило столь узнаваемый сегодня стиль. "Вальс-рок" во многом обязан скрипке, которая во времена расцвета андеграунда была довольно смелым экспериментов для рок-группы. Она и по сей день в некоторых вещах звучит неожиданно и весьма оригинально смотрится в руках скрипача, когда он играет на ней, как на гитаре. К тому же ее удивительно тонкий нежный звук органично вливается в лирику "Крематория", делая образы любимых песен еще более объемными.

Уникальность "Крематория" еще и в том, что он не эксплуатирует одну и ту же концертную программу. Каждое выступление неповторимо, полно импровизации и магической силы, которую можно ощутить, только находясь в зрительном зале.

История...

"Крематорий" возник стихийно в 1983-м году и вплоть до 1987-го года был почти акустическим коллективом. Выступать приходилось в основном на квартирах - других возможностей у групп так называемого андеграунда не было. Первые два альбома, записанные на студии театра им.Маяковского, отличались весьма своеобразным звучанием, поскольку в них помимо привычных инструментов использовались пустые бутылки из-под портвейна и расческа в качестве губной гармоники. Однако именно тогда родились песни, которые входят в репертуар группы и поныне - "Крематорий" "Маленькая девочка", "Крылатые слоны", "Аутсайдер", "Таня", "Сексуальная кошка" и другие.

В 1987 году после многочисленных разборок с официальными органами "Крематорий" получил недвусмысленное предложение выступить на фестивале "Надежд" Московской городской рок-лаборатории. В результате группе присудили гран-при фестиваля, но мрачновато-загадочное название пришлось урезать до банального "Крема". Вскоре после этого вышел альбом "Кома", награжденный дипломом журнала "Аврора", как лучший альбом 1988 года. Тогда же появился и клип на песню "Мусорный ветер" - один из первых на советском телевидении. Благодаря ему группа приобрела действительно всенародное признание. Музыканты съездили на Воронежский и Питерский фестивали и 1989 году выпустили виниловую пластинку "Живые и Мертвые" - сборник лучших песен. На последующих альбомах группы вплоть до 1993 года переиграло довольно много сессионных музыкантов, благодаря чему не одна из работ не повторяет другую. Свое десятилетие "Крематорий" отметил выпуском "Двойного альбома", серией концертов в разных уголках страны и ритуальным сожжением Григоряновской шляпы, которая не покидала его голову, аж с 1983 года. Правда, с тех пор в Армена Сергеевича появилась целая коллекция шляп, большую часть из которых ему подарили поклонники.

После этого один за другим выходят три альбома - "Танго на облаке" , "Текиловые сны", "Ботаника", объединенные общей идеей музыкально-поэтического путешествия по всем доступным человечеству измерениям. В это же время, опустошив ящики рабочего стола, Григорян и компания выпускают еще два диска "Микронезия" и "Гигантомания", включив туда песни, по тем или иным причинам не нашедшие применения в предыдущие годы.

Одновременно с этим выходит полная версия СD-коллекции из 15 альбомов с двенадцатистраничными буклетами. Кроме того, у группы появляется свой сайт в интернете crematorium.ru. Здесь можно найти расписание концертов, рецензии на них, пообщаться с музыкантами и поклонниками группы и вступить во Всемирное Общество Друзей Кремации, членами которого являются такие уважаемые почтенные люди, как писатель Александр Житинский, рок-поэтесса Маргарита Пушкина и герой одной из самых знаменитых крематорских песен - Хабибулин.

Невзирая на августовский кризис 1998 года именно в это время выходит CD-ROM "Между небом и землей" - творческий отчет "Крематория" за пятнадцатилетнюю историю существования. На диске можно найти не только все 15 альбомов, но и полную историю группы, фото архив из нескольких сотен фотографий, клипы, видеозаписи и отрывок из фильма "Гончие псы" ("Тацу"), в котором снились все музыканты "Крематория".

В 1998 году свет увидел сборник из трех CD, куда вошли лучшие песни за период с 1983 года по 1998 год.

2000 год оказался очень плодотворным для группы "Крематорий". В этом году вышло сразу два альбома группы: "Три источника" и "Фан-Том".

"Фан-Том" - это сборник песен, который был составлен по результатам голосования членов "Всемирного Общества Друзей Кремации" на официальном сайте группы.

"Три источника" - очередной номерной альбом группы, который писался в перерывах между гастролями в течении трех лет. На альбоме нет ни одного вальса, что для прежнего "Крематория" совершенно не характерно. Альбом состоит из двенадцати песен. Наряду с традиционным своеобразием мелодий и текстов, композиции отличает широкий жанровый диапазон и нестандартные музыкальные решения.

Альбом оказался рекордным, как по времени записи, так и по количеству приглашенных артистов. В записи принимали участие Сергей Троицкий "Паук" из "Коррозии металла", Сергей Воронов из "Кроссроудз", лидер "СерьГи" - Сергей Галанин, Сергей Чиграков ("Чиж") без компании, Сергей Крылов, Кирилл Немоляев. На альбоме можно услышать еще массу интересного.

В 2001 году свет увидел альбом - раритет "Реквием для всадника без головы". Почти все песни, представленные на этом альбоме были написаны Арменом Григорянов в 1977-1981 годах и исполнялись на англо-марсианском языке группой "Атмосферное давление". Вместе с Григоряном (бас-гитара) в "Атмосферке" играли гитарист Евгений Хомяков и барабанщик Александр Севастьянов. В 1982 году группа распалась и на ее руинах через год возник "Крематорий" надолго похоронивший "Атмосферный" тяжеляк. Спустя 20 лет вечно молодой Хомяков восстановил часть того музыкального материала, а у Григоряна, к счастью, сохранились русские варианты текстов. Песни были частично отредактированы, а музыканты группы "Крематорий" при работе над альбом пытались максимально сохранить дух того времени. Отдавая дань прошлому, "Крематорий" счет вполне уместным издать "Реквием для всадника без головы" на рубеже веков.

Несмотря на то, что абсолютное большинство песен было написано в конце 70-х годов представляли хард и панк, в новой обработке материал интересен самобытной стилистикой и оригинальными аранжировками.

Кроме того, определенный интерес представляет участие выдающихся джазовых исполнителей: Валентины Пономаревой, Сергея Манукяна, Виктора Осипова, вокалисток группы "Лига блюза". Это придало музыке свежесть и необыкновенное звучание.
В 1991 году в «Крематорий» ненадолго возвращается Троегубов, уже в качестве не просто музыканта, но и директора группы. В 1993 году к десятилетию группы записывается самый успешный за всю историю «Крематория» альбом - «Двойной альбом». В 1994 году снимается фильм «Тацу» с участием Насти и «Крематория». Фильм получился слабым и не поступил в прокат, но его видеоматериалы легли в основу ряда видеоклипов группы. После очередной ссоры группу окончательно покидает Троегубов, так и не нашедший себе применения в новом составе. Позже он пишет книгу «Жизнь в «Крематории» и вне его», в которой сводит счёты с Григоряном, неоднократно подаёт в суд на бывшего соратника и снова созывает «Дым», который вскоре окончательно прекращает существование. Тем временем «Крематорий» продолжает творческую жизнь: периодически выходят в свет новые альбомы, группа гастролирует по бывшему Союзу и по русскому зарубежью (концерты в Израиле, Германии и США). Группа пользуется вниманием критиков и остаётся любимой многочисленными фанатами. По вкладу в развитие рок-музыки в России, «Крематорий» стоит в одном ряду с другими «доперестроечными» командами. Лирика Григоряна многогранна, в песнях пересекаются реальный и потусторонний миры. Особое внимание Армен уделяет теме жизни после смерти, различным религиям. Тексты песен, в 1980-е годы зачастую нарочито грубые, «бытовые», сегодня стали довольно элитарны. На музыку «Крематория» всегда оказывали влияние различные музыкальные течения от вальса до тяжёлого рока. В аранжировках на одном уровне с соло-гитарой уделяется внимание скрипке, что придаёт «Крематорию» особый колорит.
В 2000 - 2001 году группа много и успешно гастролирует. Проходят аншлаговые концерты в Нью-Иорке, Чикаго, Сан-Франциско и городах Израиля.

В апреле 2001 года группу покидает Андрей Мурашов и его место занимает молодой талантливый гитарист Дмитрий Терентьев.

Летом 2001 года группа приступает к записи нового альбома "Мифология", который был закончен в марте 2002 года.

В последнее время Григорян пытается выйти на новый виток творчества и создаёт сольный проект «Третий Ангел» («3" Ангел»). В 2006 году выходит альбом «Третьего Ангела» под названием «Китайский танк». Группа «Крематорий» во главе с Арменом при этом продолжает действовать параллельно, однако проиcxодит полная смена состава.

К самым известным хитам группы относятся такие песни, как: «Мусорный ветер», «Безобразная Эльза», «Маленькая девочка», «Сексуальная кошка», «Крематорий», «Лепрозорий», «Таня», «Клубника со льдом», «Аутсайдер», «Хабибулин», «Кондратий», «Последний шанс», «Три источника», «Катманду» и др.

17 мая 2013 г. состоялась презентация альбома «Чемодан Президента», в котором были представлены новые песни группы. Заглавная песня альбома заняла первое место в Чартовой дюжине.

Состав группы менялся неоднократно. Единственный постоянный музыкант - лидер группы Армен Григорян.

Современный состав

  • Армен Григорян - вокал, гитара, автор песен (1983-наши дни)
  • Максим Гусельщиков - скрипка, клавишные, перкуссия, бэк-вокал (2007-2011, 2012-наши дни)
  • Николай Коршунов - бас-гитара, контрабас, бэк-вокал (2008-наши дни)
  • Андрей Ермола - ударные (2009-наши дни)
  • Владимир Куликов - гитара (2012-наши дни)

Бывшие участники

  • Виктор Троегубов - вокал, гитара, бэк-вокал (1983-1987, 1991-1994)
  • Дмитрий Плетнёв (Альтист Данилов) - альт (1984)
  • Александр «Стив» Севастьянов - ударные, перкуссия (1984-1986)
  • Сергей «Пушкин» Пушкарёв - бас-гитара, клавишные (1984-1988)
  • Михаил Россовский - скрипка (1984-1993)
  • Александр «Змей» Портнов - гитара (1985-1986)
  • Евгений «Джон» Хомяков - гитара (1985-1987, 1988-1989)
  • Олег Лагутин - гитара (1987-1988)
  • Алексей Кондратьев (Кондратий) - ударные, ритм-бокс (1987-1988)
  • Андрей Сараев - ударные (1988-2009)
  • Сергей Третьяков - бас-гитара (1988-2008)
  • Дмитрий Куликов - гитара (1988-1991)
  • Александр Куницын - саксофон (1988-1991)
  • Вадим Саралидзе - скрипка (1988, 1993)
  • Виктор Осипов - гитара (1990-1991)
  • Андрей Мурашов - гитара (1991-2001)
  • Вячеслав Бухаров - скрипка, клавишные, бэк-вокал (1994-2007)
  • Дмитрий Терентьев - гитара (2001-2005)
  • Владимир Бурхель - гитара (2005-2012), ударные (2008)
  • Виктор Пономарёв - бас-гитара (2008)
  • Александр Гончаренко - гитара (2008)
  • Александр Лучков - скрипка, клавишные, мандолина, губная гармоника, перкуссия, бэк-вокал (2011-2012)

«Крематорий» поначалу выступает на квартирах и быстро набирает популярность в рок-кругах столицы, а после выхода альбома «Иллюзорный мир» (1985) приходит известность на всесоюзном уровне. Группу начинают приглашать на концерты в другие города. Однако в «Крематории» начинается разлад между двумя лидерами, … Читать всё

Группа образована в 1983 году Арменом Григоряном и его сокурсником Виктором Троегубовым.

«Крематорий» поначалу выступает на квартирах и быстро набирает популярность в рок-кругах столицы, а после выхода альбома «Иллюзорный мир» (1985) приходит известность на всесоюзном уровне. Группу начинают приглашать на концерты в другие города. Однако в «Крематории» начинается разлад между двумя лидерами, в результате которого Троегубов покидает коллектив и создает проект «Дым». «Крематорий» же продолжает набирать обороты: в 1988 году записывается «Кома» - альбом, который придал группе окончательный статус «хедлайнера» советской рок-сцены. Песню «Мусорный ветер» (написана под впечатлением одноимённого рассказа А. Платонова), показывают по центральному телевидению, группа ездит по стране с многочислеными концертами. Но внутри команды снова назревает кризис - из коллектива уходят несколько музыкантов, группа фактически распадается. Григоряну удаётся набрать новый состав, который практически без изменений существует и по сей день.

В 1993 году в «Крематорий» ненадолго возращается Троегубов, уже в качестве не просто музыканта, но и директора группы. Записывается самый успешный за всю историю «Крематория» альбом - «Двойной альбом». В 1994 году снимается фильм «Тацу» с участием Насти и «Крематория». Фильм получился слабым и не поступил в прокат, но его видеоматериалы легли в основу ряда видеоклипов группы. После очередной ссоры группу в последний раз покидает Троегубов, так и не нашедший себе применения в новом составе. Позже он пишет книгу «Жизнь в „Крематории“ и вне его», в которой сводит счеты с Григоряном, неоднократно и безуспешно подает в суд на бывшего соратника и снова созывает «Дым», который вскоре окончательно прекращает существование. Тем временем «Крематорий» продолжает творческую жизнь: периодически выходят в свет новые альбомы, группа гастролирует по бывшему Союзу и по русскому зарубежью (концерты в Израиле, Германии и США). Группа пользуется вниманием критиков, и остаётся любимой многочислеными фанами. По вкладу в развитие рок-музыки в России, «Крематорий» стоит в одном ряду с другими «доперестроечными» командами. Лирика Григоряна многогранна, в песнях пересекаются реальный и потустороннй миры. Особое внимание Армен уделяет теме жизни после смерти, различным религиям. Тексты песен, в 80-е годы зачастую нарочито грубые, «бытовые», сегодня стали довольно элитарны. На музыку «Крематория» всегда оказывали влияние различные музыкальные течения от вальса до тяжёлого рока. В аранжировках на одном уровне с соло-гитарой уделяется внимание скрипке, что придаёт «Крематорию» особый колорит.

В последние время Григорян пытается выйти на новый виток творчества и создает сольный проект «Третий Ангел». Выходит альбом «Третьего Ангела» под названием «Китайский танк». Группа «Крематорий» во главе с Арменом при этом продолжает действовать параллельно.

К самым известным хитам группы относятся «Мусорный ветер», «Безобразная Эльза», «Маленькая девочка», «Сексуальная кошка», «Лепрозорий», «Таня», «Клубника со льдом», «Аутсайдер», «Хабибулин», «Последний шанс» и др.

Современный состав:

* Максим Гусельщиков- скрипка, клавишные,

* Андрей Ермола- ударные,

* Сергей Третьяков- бас,

* Владимир Бурхель- гитара.