Сообщение о возникновении джаза. Джазовая музыка, ее особенности и история развития. So What? Исполняет Майлз Дэвис



Истоки джаза следует искать в смешении, или, как говорят, в синтезе европейской и африканской музыкальных культур. Как это ни странно, джаз начался с Христофора Колумба.

Разумеется, великий первооткрыватель не был первым исполнителем джазовой музыки. Но, открыв Америку для европейцев, Колумб положил начало взаимопроникновению европейской и африканской музыкальных традиций.

Вы спросите: а при чем здесь Африка? Дело в том, что, осваивая американский континент, европейцы стали привозить сюда чернокожих рабов, переправляя их через Атлантику с западного побережья Африки. В период с 1600 по 1700 годы количество рабов на американском континенте перевалило далеко за сотни тысяч.


Европейцы даже не догадывались о том, что вместе с рабами, переправленными на американский континент, они привезли туда африканскую музыкальную культуру, которая отличается потрясающим вниманием к музыкальному ритму. На родине африканцев музыка являлась непременным компонентом различных обрядов. Ритм имел здесь колоссальное значение, являясь основой коллективного танца, коллективной молитвы, иными словами, коллективного обряда.
Характерными чертами африканской народной музыки являются полиритмия, ритмическое многоголосие и перекрестная ритмика. Мелодика и гармония здесь находятся практически в зачаточном состоянии. Этим определяется то, что африканская музыка более свободна , в ней имеется большее пространство для импровизации . Итак, вместе с чернокожими рабами европейцы привезли на американский континент то, что стало ритмической основой джазовой музыки.

А какова же роль европейской музыкальной культуры в формировании джаза? Европа привнесла в джаз мелодику и гармонию, минорные и мажорные стандарты, солирующее мелодическое начало.


Итак, родиной джаза стали Соединенные Штаты Америки. Историки джаза до сих пор спорят о том, где именно впервые стали исполнять джазовую музыку. На этот счет существуют два противоположных мнения. Одни полагают, что джаз появился на севере США, где уже в 18 веке английские и французские протестанты-миссионеры стали обращать негров в христианскую веру. Именно здесь возник совершенно особый музыкальный жанр «спиричуэлс» - это духовные песнопения, которые стали исполнять североамериканские негры. Песнопения отличались предельной эмоциональностью и во многом импровизационным характером. Из этих песнопений впоследствии и возник джаз.

Сторонники другой точки зрения утверждают, что джаз появился на юге Соединенных Штатов, где подавляющее большинство европейцев были католиками. Они относились к африканцам и их культуре с особым презрением и пренебрежением, что сыграло положительную роль в сохранении самобытности африканского музыкального фольклора. Афроамериканская музыкальная культура темнокожих рабов отвергалась европейцами, что сохраняло ее аутентичность. На основе аутентичной африканской ритмики и сформировался джаз.


Директор Нью-Йоркского Института джазовых исследований Маршалл Стернс – автор монографии « » (1956 г.) - показал, что дело обстоит гораздо сложнее. Он указал, что в основе джазовой музыки лежит взаимопроникновение западноафриканских ритмов, рабочих песен, религиозных песнопений американских негров, блюза, африканского фольклора прошлого, музыкальных композиций бродячих музыкантов и уличных духовых оркестров .

Вы спросите, при чем здесь духовые оркестры? После окончания Гражданской войны в США многие духовые оркестры были расформированы, а инструменты распроданы. На распродажах духовые инструменты можно было приобрести практически даром. На улицах появилось множество музыкантов, играющих на духовых инструментах. Именно с распродажами духовых инструментов связан тот факт, что в джаз-бэндах присутствует их традиционный набор: саксофон, труба, кларнет, тромбон, контрабас . Основу представляют, конечно же, ударные.

Центром джазовой музыки в США стал город Новый Орлеан. Его населяли очень свободомыслящие люди, не чуждые авантюризма. Кроме этого, город имеет выгодное географическое положение. Это благоприятные условия для синтеза музыкальных культур. Сформировался даже особый джазовый стиль, который носит название Новоорлеанского джаза.

26 февраля 1917 года здесь в студии «Victor» была записана первая грампластинка, на которой звучала джазовая музыка . Это был джазовый коллектив «Original Dixieland Jazz Band ». Кстати, музыканты коллектива не были темнокожими. Это были белые американцы.

Original Dixieland Jazz Band


В последующие годы джаз превратился из маргинального музыкального направления в достаточно серьезное музыкальное течение, которое овладело умами и сердцами широкой публики на американском континенте. Распространение джаза началось после закрытия в Новом Орлеане развлекательного квартала Сторивилла. Но это не значит, что джаз был только новоорлеанским явлением.

Островками джазовой музыки были Сент-Луис, Канзас-Сити, Мемфис – родина регтайма, который оказал заметное влияние на формирование джаза. Интересно, что многие впоследствии выдающиеся джазовые музыканты и оркестры были обычными менестрелями, участвовавшими в специальных передвижных концертах: например, известный музыкант Джелли Ролл Мортон, оркестр Тома Брауна, «Креол Бэнд» Фредди Кеппарда.

Оркестры давали концерты на пароходах, которые совершали рейсы по Миссисипи. Это, безусловно, способствовало популяризации джазовой музыки. Из таких оркестров вышли блистательные джазмены Бикс Бейдербейк, Джесс Стейси. В джазовом оркестре играла на фортепиано будущая супруга Луи Армстронга Лил Хардин.


В 20-30-е годы прошлого века центром джаза стал город Чикаго, а затем и Нью-Йорк. Связано это с именами великих мастеров джаза , Эдди Кондона, Джимми Мак Партланда, Арта Ходеса, Барретта Димса и, конечно же, Бенни Гудмана, которые сделали очень многое для популяризации джазовой музыки.

Основой джаза в 30-40-е годы 20 века стали биг-бенды. Оркестры возглавляли , Каунт Бэйси, Чик Уэбб, Бенни Гудман, Чарли Барнет, Джимми Лансфорд, Гленн Миллер, Вуди Герман, Стэн Кентон. Потрясающим зрелищем были «сражения оркестров». Солисты оркестров своими импровизациями доводили зрителя до исступления. Это было захватывающе. С тех пор биг-бенды в джазе – это традиция.

В настоящее время выдающимися джазовыми оркестрами являются Джазовый оркестр Линкольн-Центра, Джазовый оркестр Карнеги Холл, Чикагский джазовый ансамбль и многие другие.

«Джаз» сообщение кратко поможет Вам подготовиться к занятиям по музыке и углубить свои познания в этой сфере. Также доклад о джазе расскажет много подробной информации об этой форме музыкального искусства.

Сообщение о джазе

Что такое джаз?

Джаз является формой музыкального искусства. Родина джаза США, где он возник в ХХ веке в процессе синтеза европейской и африканской культур. Потом это искусство распространилось по всей планете.

Джаз – это живая, потрясающая музыка, которая вобрала в себя ритмический африканский гений и сокровища многолетней игры на обрядовых и ритуальных песнопений, барабанах. Его история динамична, необычна и наполнена прекрасными событиями, повлиявшими на музыкальный мировой процесс.

В Новый Свет джаз привезли рабы — народы африканского континента. Они часто принадлежали к разным родам и для лучшего понимания друг друга создали новое музыкальное направление с блюзовыми мотивами. Предполагают, что джаз зародился в Новом Орлеане. Первая грампластинка была записана 26 февраля 1917 года в студии «Victor», Нью-Йорк. С композиции группы «Original Dixieland Jazz Band» началось его шествие по миру.

Особенности джаза

Основными характеристиками этого музыкального направления являются:

  • Бит — регулярная пульсация.
  • Полиритмия, которая основана на синкопированных ритмах.
  • Импровизационность.
  • Тембровый ряд.
  • Красочная гармоничность.
  • Свинг – это комплекс приемов для выполнения ритмической фактуры.

Одновременно могут импровизировать несколько исполнителей. Члены ансамбля взаимодействуют между собой художественным образом и «общением» с публикой.

Стили джаза

Стилевое разнообразие джаза с момента появления поражает воображение. Назовем только самые распространенные виды джаза:

  • Авангард . Возник в 1960 году. Ему присущи гармония, ритм, метр, традиционные структуры, программная музыка. Представители — Sun Ra, Alice Coltrane, Archie Shepp.
  • Acid Jazz . Это фанковый музыкальный стиль. Упор делается не на слова, а на музыку. Представители — James Taylor Quartet, De-Phazz, Jamiroquai, Galliano, Don Cherry.
  • Биг Бенд . Сложился в 1920-тых годах. Состоит из таких оркестровых групп — саксофоны - кларнеты, медные духовые инструменты, ритм-секция. Представители — The Original Dixieland Jazz Band, The Glenn Miller Orchestra, King Oliver’s Creole Jazz Band, Benny Goodman And His Orchestra.
  • Бибоп . Сложился в 1940-вых годах. Характеризуется сложными импровизациями и быстрым темпом, которые основанные не на изменении мелодии, а на изменении гармонии. Джаз исполнители бибопа — барабанщик Макс Роуч, трубач Диззи Гиллеспи, Чарли Паркер, пианисты Телониус Монк и Бад Пауэлл.
  • Буги Вуги . Это инструментальное соло, которое сочетает в себе элементы джаза и блюза. Зародился в 1920 –тых годах. Представители — Алекс Мур, Пиано Ред и Дэвид Александр, Jimmy Yancey, Cripple Clarence Lofton, Pine Top Smith.
  • Босса Нова. Это уникальный синтез ритмов бразильской самбы и джазовой импровизацией в стиле «кул». Представители — Антонио Карлос Жобим, Стэн Гетц и Чарли Берд.
  • Классический джаз . Развился в конце ХІХ века. Представители — Крис Барбер, Акер Билк, Кенни Болл, «Битлз».
  • Свинг . Сложился на рубеже 1920 – 30-тых годов. Характеризуется сочетанием европейских и негритянских форм. Представители — Ike Quebec, Oscar Peterson, Mills Brothers, Paulinho Da Costa, Wynton Marsalis Septet, Stephane Grappelli.
  • Мейнстрим . Это довольной новый вид джаза, который характеризовался определенной интерпретацией музкальных произведений. Представители — к Бэн Уэбстер, Лестер Янг, Рой Элдридж, Коулмен Хоукинс, Джонни Ходжес, Бак Клэйтон.
  • Северо-восточный джаз . Возник в начале ХХ века в Новом Орлеане. Музыка горячая и быстрая. Северо-восточный джаз представители – , Арт Ходес, барабанщик Барретт Димс и кларнетист Бенни Гудмен.
  • Стиль Канзас-сити. Новомодный стиль возник в конце 1920-тых годов в Канзас-Сити. Он характеризуется проникновением пьесы блюзовой окраски в живую джазовую музыку и энергичным соло. Представители – Каунт Бэйси, Бенни Моутен, Чарли Паркер, Джимми Рашинг.
  • Джаз Западного побережья. Возник в 50-тые годы ХХ века в Лос-Анджелесе. Представители — Шорти Роджерс, саксофонисты Бад Шенк и Арт Пеппер, кларнетист Джимми Джюффри и барабанщик Шелли Мэнн.
  • Кул . Начал развиваться в 1940-ых годах. Это менее яростный, гладкий стиль джаза. Характеризуется отрешенным, плоским и однородным звуком. Представители – Чет Бейкер, Джордж Ширинг, Дейв Брубек, Джон Льюис, Лении Тристано, Ли Кониц, Тэд Дамерон, Зут Симс, Джерри Маллигэн.
  • Прогрессив-джаз. Характеризовался смелой гармонией, частыми секундами и блоками, политональностью, ритмической пульсацией, колоритность.

Джаз сегодня

Современный джаз вобрал в себя традиции и звуки всей планеты. Произошло переосмысливание африканской культуры, которая была его источником. Среди представителей современного джаза выделяют: Кена Вандермарка, Мэтса Густафссона, Эвана Паркера и Питера Броцманна, Уинтона Марсалиса, Джошуа Редмана и Дэвида Санчеса, Джеффа Уоттса и Билли Стюарта.

Первые герои джаза появились здесь же, в Новом Орлеане. Пионерами новоорлеанского джазового стиля были афроамериканские и креольские музыканты. Родоначальником этой музыки считается чернокожий корнетист Бадди Болден.

Чарльз Бадди Болден родился в 1877 г. (по другим сведениям в 1868 г.). Он рос среди повального увлечения духовыми оркестрами, хотя вначале работал парикмахером, затем был издателем бульварного листка The Cricket, а между делом играл на корнете в составе многих новоорлеанских бэндов. Музыканты раннего периода развития джаза имели какие-то «крепкие» профессии, а музыка была для них приработком. С 1895 г. Болден полностью посвятил себя музыке и организовал свой первый оркестр. Некоторые исследователи джаза утверждают, что именно 1895 г. можно считать годом рождения профессионального джаза.

Восторженные поклонники джаза часто присваивали своим любимцам высокие титулы: король, герцог, граф. Бадди Болден первым получил заслуженный титул «короля», так как с самого начала выделялся среди трубачей и корнетистов невероятно сильным, красивым звуком и богатством музыкальных идей. Ragtime Band Бадди Болдена, который послужил впоследствии прообразом для многих негритянских ансамблей, представлял собой типичный состав новоорлеанского джаза и играл в танцевальных залах, салунах, на уличных парадах, пикниках, в парках на открытом воздухе. Музыканты исполняли кадрили и польки, рэгтаймы и блюзы, причем сами известные мелодии служили только отправной точкой для многочисленных импровизаций, подкрепленных особым ритмом. Этот ритм называется большая четверка (квадрат ), когда акцентируется каждая вторая и четвертая доли такта. И изобрел этот новый ритм Бадди Болден!

К 1906 г. Бадди Болден стал самым известным музыкантом Нового Орлеана. Королем Болденом! Музыканты разных поколений, которым посчастливилось слышать джазмена (Банк Джонсон, Луис Армстронг), отмечали красивый и сильный звук его трубы. Игра Болдена отличалась необычайным динамизмом, звуковой мощью, агрессивной манерой звукоизвлечения, подлинным блюзовым колоритом. Музыкант был невероятно популярной личностью. Его всегда окружали игроки, дельцы, матросы, креолы, белые и черные, женщины. Больше всего поклонников у Болдена было в увеселительном квартале Сторивилле, организованном в 1897 г. на границе Верхнего и Нижнего города, - в районе «красных фонарей». Подобные кварталы имеются во всех портовых городах мира, будь то Амстердам в Нидерландах, Гамбург в Германии или Марсель во Франции, даже в античных Помпеях (Италия) был подобный квартал.

Новый Орлеан заслуженно считался вертепом разврата. Новоорлеанцы в большинстве своем не были пуританами. Вдоль всей «улицы наслаждений» были ночные заведения, бесчисленные танцевальные залы и кафе, кабачки, трактиры и закусочные. В каждом таком заведении была своя музыка: небольшой оркестр, состоявший из афроамериканцев, а то и единственный исполнитель на фортепиано или механическое пианино. Джаз, который звучал в подобных заведениях с особым настроением, имел дело с реалиями жизни. Именно это и привлекало весь мир к джазовой музыке, так как она не скрывала и земных плотских радостей. Сторивилль, наполненный радостной и чувственной атмосферой, был символом жизни, полной риска и азарта, он притягивал всех, как магнит. Улицы этого района были круглосуточно заполнены людьми, в основном мужчинами.

Апогей карьеры корнетиста Бадди Болдена и его Buddy Bolden’s Ragtime Band совпал с лучшими годами Сторивилля. Среда, конечно, была вульгарной. И наступает время, когда за все приходится платить! Разгульная жизнь приносит свои плоды. Болден начал прикладываться к спиртному, ссориться с музыкантами, пропускать выступления. Он всегда много пил, поскольку часто в «веселых» заведениях с музыкантами расплачивались выпивкой. Но после 1906 г. у музыканта началось расстройство психики, появились головные боли, он разговаривал сам с собой. И всего боялся, даже своего корнета. Окружающие опасались, что агрессивный Болден может кого-нибудь убить, тем более что такие попытки были. В 1907 г. музыкант был помещен в лечебницу для умалишенных, где провел в безвестности двадцать четыре года. Стриг таких же, как он, несчастных обитателей скорбного дома и уже никогда не притрагивался к своему корнету, из которого когда-то звучал неописуемо прекрасный джаз. Умер Бадди Болден - создатель первого в мире джазового оркестра - в 1931 г., в полной неизвестности, всеми забытый, да и сам не помнивший ничего, хотя именно он пытался привести джаз в форму настоящего искусства.

В Новом Орлеане проживали цветные креолы, в жилах которых текла французская, испанская и африканская кровь. В их достаточно обеспеченной и благополучной среде, хотя роль креолов в строгой тогдашней кастовой системе была несколько неопределенной, родители имели возможность давать детям приличное образование и обучали музыке. Креолы считали себя наследниками европейской культуры. Джелли Ролл Мортон, о котором далее пойдет речь, был выходцем из такой среды. По одним сведениям, Мортон родился в 1885 г., а в некоторых источниках сообщается, что он родился в 1890 г. Мортон утверждал, что был потомком французов, но его темнокожая мать была привезена в Новый Орлеан с острова Гаити. С десяти лет Фердинанд

Джозеф Лемотт - так по-настоящему звали Мортона - учился играть на фортепиано. Большинство креолов было пуританами, т. е. людьми строгих правил. Не таким был Мортон! Его влекла ночная жизнь, он был «ночным человеком». Уже в семнадцать лет, в 1902 г., Джелли Ролл появился в Сторивилле и вскоре стал знаменитым музыкантом, играя в салунах и публичных домах. Он был свидетелем, а затем и участником всего, что происходило вокруг. Темпераментный и несдержанный юноша любил по поводу и без повода выхватывать нож, был хвастуном и задирой. Но главное - Мортон был талантливейшим музыкантом, исполнителем рэгтайма, первым в истории джаза композитором, переплавляющим с помощью импровизации все модные в ту пору мелодии в невиданный музыкальный сплав. Мортон сам был первым ценителем своей музыки, утверждая, что все, что играют другие музыканты, сочинил именно он. Это, конечно, было не так. Но одно было справедливо: Мортон первым записал на нотный стан те мелодии, которые сочинял и которые впоследствии стали классикой джаза. Часто эти мелодии имели «испанский аромат», они были основаны на ритмах «Хабанеры» - испанского танго. Сам Мортон считал, что без этой «приправы» джаз получается пресным, а он был человеком острых ощущений. Музыкант требовал, чтобы его называли Джелли Ролл, что было довольно легкомысленным прозвищем, так как это жаргонное словосочетание означало «сладкая трубочка» и имело эротический смысл.

Мортон стал артистом-универсалом: играл на фортепиано, пел, танцевал. Однако местные рамки работы в «веселых домах» оказались для него тесными, и вскоре пианист покинул Новый Орлеан, тем более что строгая бабушка Джелли Ролла, узнав об истинной работе внука, выгнала его из дома. В 1904 г. джазмен совершил несколько гастрольных поездок по США с музыкантами: Б. Джонсоном, Т. Джексоном и У. К. Хэнди. Мортон стал скитальцем и оставался им всю жизнь. Музыканта узнали в Мемфисе, Сент-Луисе, Нью-Йорке, Канзас-Сити и Лос-Анджелесе. Чтобы прокормиться, ведь музыка не всегда приносила средства к существованию, Мортону приходилось играть в водевилях, быть шулером и играть на бильярде, продавать сомнительную по составу микстуру от чахотки, организовывать боксерские поединки, быть владельцем портняжных мастерских, нотным издателем. Но везде он чувствовал себя чужим, и ему следовало доказывать, что он первоклассный музыкант. С 1917 по 1922 г. у Мортона была сравнительно устроенная жизнь в теплой Калифорнии. Они с женой купили отель, да и репутация Джелли Ролла как музыканта была на высоте. Но неугомонный характер джазмена давал о себе знать. В 1923 г. музыкант переехал в Чикаго, где организовал свой бэнд из десяти человек - Red Hot Peppers, в составе которого в разное время играли исполнители классического джазового стиля: Барни Бигард, Кид Ори, братья Доддс. С 1926 г. Мортон и его бэнд стали записываться на пластинки. Самые знаменитые композиции - King Porter Stomp, Kansas City Stomp, Wolverine Blues. Музыка Мортона-композитора включала в себя элементы рэгтайма, блюза, народных песен (креольского фольклора), музыку духовых оркестров, ирландскую и французскую музыку, т. е. все истоки новоорлеанского джаза, но в конечном итоге это была оригинальная музыка - джаз самого Джелли Ролл Мортона.

После 1930-х гг., в период свинга, удача отвернулась от Мортона, он вернулся в Калифорнию, предварительно записав свои рассказы и музыку для истории в 1938 г. в Библиотеке Конгресса США. В последующие два года Мортон выступал с ривайвл-оркестром New Orleans Jazzmen и сольными программами. Умер Джелли Ролл Мортон в Лос- Анджелесе в 1941 г.

О жизни и творчестве Мортона написаны книги, об этом человеке, представляющем собой странную смесь гениального джазмена и хва- стуна-задиры, сказано, вероятно, больше, чем о любом другом музыканте в истории джаза. Бесспорным остается тот факт, что творчество Джелли Ролл Мортона оказало большое влияние на развитие раннего джаза.

Джазовая музыка за свою столетнюю историю переживала разные периоды. Вначале ее обвиняли в низости вкуса, в уродстве и не желали пускать в приличное общество, считая порочной, «крысиной», посконной, т. е. музыкой для оборванцев, ведь ее придумали не в музыкальных салонах для белых... Затем пришло признание и любовь не только в Америке, но и во всем мире. Откуда все-таки пошло название этой музыки?

Происхождение термина джаз до конца не выяснено. Современное его написание - jazz - утвердилось в 1920-е гг. Существует немало версий происхождения слова «джаз». Сначала кто-то нарек его словом жасс, по названию, якобы, жасминовых духов, которые предпочитали сторивилльские «жрицы любви» в Новом Орлеане. Со временем слово «жасс» превратилось в джаз. Некоторые исследователи полагают, что поскольку штат Луизиана был территорией, где тон первоначально задавали французы, то джаз происходил от фр. jaser «иметь эмоциональный разговор». Некоторые утверждают, что корни слова «джаз» - африканские, что оно означает «пришпорить коня». Это толкование термина «джаз» имеет право на существование, так как первоначально слушателям эта музыка и впрямь казалась «пришпоренной», невероятно быстрой. На протяжении более чем столетней истории джаза различные справочники и словари то и дело «открывали» многочисленные версии о происхождении этого слова.

К 1910 г. в Новом Орлеане появились оркестры не только негритянские, но и белые. «Отцом белого джаза» и первого оркестра, созданного еще в 1888 г., состоявшего только из белых музыкантов, считается барабанщик Джек Папа Лэйн (1873-1966). Свой следующий оркестр, которому была уготована долгая сорокалетняя жизнь, Лэйн назвал Reliance Brass Band (белые музыканты избегали в своих названиях слова «джаз», считая его унизительным, ведь джаз играли чернокожие!). Некоторые исследователи джаза считают, что оркестр Лэйна имитировал черный новоорлеанский джазовый стиль. Да и сам Джек Лэйн называл свою музыку рэгтаймом. Музыканты оркестра пользовались большой популярностью у белого населения на танцевальных площадках Нового Орлеана, но записей этого бэнда, к сожалению, не сохранилось.

Музыкальная жизнь Нового Орлеана не стояла на месте. Стали появляться новые музыканты, пионеры новоорлеанского джаза, ставшие со временем звездами: Фредди Кеппард (труба, корнет), Кид Ори (тромбон), Джо Оливер (корнет). И кларнетист Сидней Беше, чья восхитительная музыка будет поражать слушателей почти пятьдесят лет.

Сидней Джозеф Беше (1897-1959) родился в креольской семье. Родители рассчитывали, что музыка для маленького Сиднея будет только легким увлечением, а не профессией.

Но мальчугана ничто, кроме музыки, не интересовало. Он рано осознал свою музыкальную гениальность. Учителя поражались, как этот ребенок играл, будто он был охвачен огнем, вырывавшимся из его кларнета! Не желая долго учиться музыке, Сидней Беше в нежном восьмилетием возрасте стал играть в бандах знаменитых трубачей Фредди Кеппарда и Бадди Болдена. К шестнадцати годам Сидней завершил школьное образование и целиком посвятил себя музыке. Вскоре Беше считался самым уникальным музыкантом Нового Орлеана. Когда мы говорим о джазменах, оставивших значительный след в музыке, мы прежде всего говорим о личностях и о том, как им удалось выразить свою личность через музыкальный инструмент. Постепенно Беше развил свой индивидуальный, неподражаемый стиль с мощным вибрато и плавной мелодической линией. Каждая нота у джазмена трепетала, дрожала, сотрясалась, но у юного музыканта была и самая резкая, «кусачая атака». Сидней Беше любил блюз, и кларнет музыканта стонал и плакал, как живой, содрогаясь от рыданий.

Право говорить в джазовой музыке «своим» голосом было в ту пору главной новацией. Ведь до появления джаза композитор указывал музыканту, что и как играть. А юный Сидней Беше, которого считали в Новом Орлеане «чудом природы», извлекал из инструмента такие звуки, которые этот инструмент, казалось бы, не мог воспроизводить. В 1914 г. музыкант покинул отчий дом, стал колесить с концертами по Техасу и другим южным штатам, выступал на карнавалах, путешествовал с водевилями на пароходах и в 1918 г. оказался в Чикаго, позднее - в Нью-Йорке. В 1919 г. с оркестром Уилла Кука Сидней Беше первый раз попал в Европу. Концертная поездка оркестра была весьма успешной, а выступления Беше оценивались критиками и музыкантами-профессионалами как игра выдающегося кларнети- ста-виртуоза и гениального артиста. С гастролей таких выдающихся новоорлеанских музыкантов, как Сидней Беше, и начнется настоящая эпидемия джаза в Европе. В Лондоне музыкант в одном из магазинов приобрел сопрановый саксофон, который на долгие годы станет любимым инструментом джазмена. Сопрано-саксофон позволял виртуозу доминировать в любом оркестре. В 1920-е гг. Сидней Беше сотрудничал с пианистом, композитором, руководителем оркестра Кларенсом Уильямсом (1898-1965), делал записи с Луисом Армстронгом и аккомпанировал блюзовым певицам. В 1924 г. Сидней три месяца играл в раннем танцевальном оркестре Дюка Эллингтона, привнеся в звучание бонда блюзовые интонации и неповторимое глубокое вибрато своего кларнета. Затем снова гастроли во Франции, Бельгии, Германии, Венгрии, Польше. В 1926 г. Сидней Беше концертировал в СССР с ансамблем Фрэнка Уитерса. В течение трех месяцев музыканты побывали в Москве, Харькове, Киеве и Одессе. Вероятно, Европа, более терпимая в расовом отношении, очень полюбилась музыканту, так как позднее, с 1928 г. по 1938 г., джазмен работал в Париже.

После начала Второй мировой войны (1939-1945), когда Франция была оккупирована фашистами, Беше возвратился в Америку, работал в клубе у гитариста Эдди Кондона (1904-1973), прославившегося как автор необычных музыкальных проектов, в которых принимали участие многие музыканты традиционного джаза. Жизнь музыкантов не всегда бывает ровной и обеспеченной. Сидней Беше в 1930-е гг., в период экономического кризиса, вынужден был прервать свою активную музыкальную деятельность. Сиднею даже пришлось открыть портняжную лавку, но доход от нее оказался невелик, да и джазмен там больше занимался музыкой, а не портняжным делом. За всю музыкальную карьеру Беше приглашали во многие оркестры, но неуживчивый и колючий характер темпераментного музыканта, который не всегда владел своими страстями, часто вредил гению сопрано-саксофона. Сиднея высылали из Англии и Франции за драки, почти год джазмен провел в парижской тюрьме. Изгоем музыкант себя чувствовал и на родине, в США, где джазовая музыка звучала лишь в ресторанах, дансингах или негритянских ревю. А Сидней Беше, который не был лишен звездного самолюбования, желал мирового признания и достойных залов.

Беше был всегда приверженцем новоорлеанского джаза. В 1940-е гг., когда на смену свингу пришел бибоп, музыкант был инициатором возрождения традиционного джаза, принял участие в движении «ривайвл» - записался на пластинки вместе с такими ветеранами джаза, как Джелли Ролл Мортон, Луис Армстронг, Уилли Банк Джонсон, Эдди Кондон и др.

В 1947 г. Сидней Беше снова возвратился в милый его сердцу Париж. Играя с французскими музыкантами, выступая на фестивалях, гастролируя во многих странах, Беше способствовал становлению традиционного джаза в Европе. Музыкант стал знаменитым, а его песенная тема Le Petite Fleure была невероятно популярной и любимой во всем музыкальном мире, своеобразной визитной карточкой пионера джаза. Сидней Беше был «приемным сыном» Франции и умер на французской земле в 1959 г. В 1960 г., уже после смерти выдающегося музыканта, вышла в свет его автобиографическая книга Treat It Gently. Франция не забыла своего любимца, в Париже есть улица имени Сиднея Беше и установлен памятник джазмену, а один из лучших французских оркестров традиционного джаза носит его имя - Sidney Bechet Memorial Jazz Band.

Из Нового Орлеана джазовая музыка распространялась по всей Америке, а затем и по всему миру, неспешно, но неотвратимо. Этому способствовало и то, что появилась индустрия грамзаписи, с 1901 г. компания «говорящих» машин Victor выпустила первую граммофонного пластинку. Самыми большими тиражами издавались пластинки с записями классической музыки и великого итальянского певца Энрико Карузо. Записывать на пластинки джаз в начале XX в. никому пока не приходило в голову. Для того чтобы послушать джаз, надо было пойти в те места, где джаз звучал: на танцы, в увеселительные заведения и т. д. Джазовая грамзапись появилась только в 1917 г., примерно в это же время американская пресса начала писать о джазе. Поэтому мы никогда не услышим, как играл на корнете легендарный Бадди Болден, как звучали в самом начале века пианист Джелли Ролл Мортон или корнетист Кинг Оливер. Мортон и Оливер стали записываться позже, уже после 1920 г. А вызвавший сенсацию в 1910-е гг. корнетист Фредди Кеппард отказывался записываться на пластинки из опасения, что другие музыканты будут «воровать его стиль и музыку».

Фредди Кеппард (1890-1933) - корнетист, трубач, один из руководителей новоорлеанского бонда, родился в креольской семье. Вслед за Бадди Болденом Кеппард считается самой значительной личностью раннего джаза. В детстве Фредди учился играть на многих инструментах, но уже подростком, освоив корнет, стал выступать с новоорлеанскими оркестрами. В 1914 г. Кеппард уехал из Нового Орлеана в Чикаго, в 1915-1916 гг. выступал в Нью-Йорке. В 1918 г. корнетист снова вернулся в Чикаго, играл с Джо Кингом Оливером, Сиднеем Беше, поражая слушателей своим «фирменным» звуком трубы, который был настольно сильным, что его силу сравнивали со звучанием военного брасс-бэнда. Такой звук придавала инструменту «квакающая» сурдина. Но Кеппард, как вспоминают очевидцы, умел играть не только бравурно, звук его трубы, когда этого требовала композиция, был мягок или громок, лиричен или груб. Трубач владел всем спектром тонов.

В Лос-Анджелесе Кеппард и еще шесть музыкантов организовали The Original Creole Orchestra. Они выступали в Нью-Йорке и Чикаго, где Фредди всегда принимали как «Короля Кеппарда». Говорят, что музыкант брал на своей трубе такие высокие ноты, что люди в передних рядах старались пересесть подальше. Кеппард был высоким и сильным человеком, и звук его трубы был под стать музыканту. Однажды джазмен издал такой мощный звук, что сурдина его трубы улетела на соседнюю танцевальную площадку. Об этом невиданном случае написали все чикагские газеты. Кеппард был музыкантом-самоучкой, не знавшим музыкальной грамоты, но он обладал феноменальной памятью. Когда надо было выучить что-то новое, Фредди сначала внимательно слушал, как сыграет новую мелодию кто-нибудь из музыкантов, а потом сам уже проигрывал услышанное. Новоорлеанские музыканты часто

зо не знали нот, но при этом были виртуозными исполнителями. При всем артистизме и мощи своей игры, Фредди Кеппард так боялся подражателей, что играл на трубе, закрыв пальцы носовым платком, чтобы никто не смог повторить его музыку и запомнить его импровизации.

В декабре 1915 г. фирма Victor предложила Кеппарду и его оркестру записаться на грампластинку, хотя джаз еще никогда не записывался, и записывающие компании не представляли, будут ли эти пластинки продаваться. Конечно, для музыканта это был уникальный шанс быть первопроходцем в этом деле. Поразительно, но Фредди отказался, испугавшись, что другие музыканты купят его пластинку и смогут скопировать его манеру, украдут его славу. Кеппард упустил свой шанс быть первым джазовым музыкантом, записанным на пластинку.

Следует отметить, что вся история джаза, которая пришлась на XX в., на поверку оказывается неполной, так как главные свидетельства этой истории - грамзаписи - не являются всеобъемлющим доказательством. Ведь джаз - это недокументированная, в отличие от классической, музыка. Импровизационная природа джаза стала причиной обширнейших пробелов в его истории. Многие джазовые музыканты, у которых не было шансов записаться, так и остались для истории джаза навсегда неизвестными. А еще влияла на издание грамзаписей мода, коммерческая привлекательность музыкального продукта и даже личные вкусы представителей этого бизнеса. Однако без людей музыкальной индустрии, надо отдать им должное, создание джазовой музыки и донесение ее до слушателей были бы невозможны.

Но вернемся в исторический 1917 г., когда джаз наконец-то попал на граммофонную пластинку. Первой оказалась группа Original Dixieland Jazz Band, участниками которой были пять белых музыкантов из Нового Орлеана, которые перебрались из родного города в Нью- Йорк. Возглавлял эту команду Ник ЛаРокка (1889-1961), ранее игравший в оркестре Джека «Папы» Лэйна на корнете. Другие музыканты квинтета играли на кларнете, тромбоне, фортепиано и ударных. И хотя в своей игре музыканты применяли приемы чернокожих новоорлеанских джазменов, даже в названии своего ансамбля Ник и его товарищи использовали термин «диксиленд» (от англ. Dixieland - земля Дикси - происходит от бытовавшего в США наименования южных штатов страны), желая подчеркнуть некоторое отличие от афроамериканцев.

Лидер диксиленда - Ник ЛаРокка - был сыном итальянского сапожника. Человек напористый и честолюбивый, Ник самостоятельно научился играть на корнете, запираясь в сарае, подальше от скептически настроенного отца. (Надо отметить, что на этом этапе развития джаза многие белые семьи были категорически против увлечения своих отпрысков непонятной для них, «вульгарной и безнравственной» музыкой). Внимательное изучение Ником исполнительских приемов новоорлеанских музыкантов Лэйна и Оливера принесло свои плоды.

Записи бэнда - Livery Stable Blues, Tiger Rag, Dixie Jass One Step - имели огромный успех. (Следует обратить внимание на написание слова jass, в те времена оно именно так и писалось.) Пластинка, вышедшая в свет у марта 1917 г., сразу же стала хитом. Скорее всего, потому что музыка была танцевальной, веселой, «горячей» и живой. Музыканты играли так быстро, как только могли. Этого требовал звукооператор: на одну сторону надо было поместить две пьесы. Особенно смешной была пьеса Livery Stable Blues («Блюз конюшни»). Джазмены на своих инструментах подражали животным: корнет «ржал», как лошадь, кларнет «кукарекал» петухом. Тираж этой пластинки превысил сто тысяч экземпляров, что было в несколько раз больше, чем тиражи пластинок великого итальянского тенора Энрико Карузо!

Так в жизнь американцев вошел джаз. Этой пластинкой впоследствии заслушивались многие известные музыканты, учились по ней играть новые ритмы. «Музыкальные анархисты», как сам ЛаРокка называл своих товарищей, оставили след в истории раннего джаза. В 1919 г. музыканты ансамбля Ника ЛаРокка гастролировали в Англии, где имели ошеломляющий успех. Свою музыку джаз-бэнд записал на английской фирме Columbia. Из Европы музыканты привезли множество популярных в то время тем, вошедших в репертуар ансамбля. Но вскоре бэнд распался (вмешалась война и смерть одного из музыкантов). Сам Ник в 1925 г. зачехлил свою трубу и вернулся в Новый Орлеан, в семейный строительный бизнес.

Однако до конца своей жизни ЛаРокка продолжал настаивать, что это он изобрел джаз, а негритянские музыканты украли у него это изобретение. Одно несомненно: заслуга в популяризации джаза принадлежит Нику ЛаРокка и его коллективу. Хотя мы теперь знаем, как рождалась эта замечательная музыка, которая неизбежно связана со всей американской историей и мифологией, черной расой и цветом кожи.

Как одна из наиболее почитаемых форм музыкального искусства в Америке джаз заложил основу для целой индустрии, открыв миру многочисленные имена гениальных композиторов, инструменталистов и вокалистов и породив широкий спектр жанров. 15 самых влиятельных джазовых музыкантов ответственны за глобальный феномен, произошедший за последнее столетие в истории жанра.

Джаз развивался в поздние годы XIX века и в начале XX как направление, объединяющее классическое европейское и американское звучание с африканскими фолк-мотивами. Песни исполнялись с синкопированным ритмом, дав толчок развитию , а впоследствии и образованию больших оркестров для его исполнения. Музыка сделала большой шаг вперед со времен регтайма до современного джаза.

Очевидно влияние западно-африканской музыкальной культуры в том, какая музыка пишется и как она исполняется. Полиритмия, импровизация и синкопирование – то, что характеризует джаз. На протяжении прошлого столетия этот стиль менялся под влиянием современников жанра, которые вносили свое представление в суть импровизации. Стали появляться новые направления – бибоп, фьюжн, латиноамериканский джаз, фри-джаз, фанк, эйсид-джаз, хард-боп, смус-джаз, и так далее.

15 Арт Тэйтум (Art Tatum)

Арт Тэйтум – джазовый пианист и виртуоз, который был практически слеп. Он известен как один из самых величайших пианистов всех времен, который изменил роль фортепиано в джазовом ансамбле. Тэйтум обратился к стилю страйд, чтобы создать собственную уникальную манеру игры, добавив в ритм свинга и фантастические импровизации. Его отношение к джазовой музыке в корне переменило значение рояля в джазе как музыкального инструмента по сравнению с предыдущими характеристиками.

Тэйтум экспериментировал с гармониями мелодии, влияя на структуру аккорда и расширяя его. Все это характеризовало стиль бибоп, который, как известно, станет популярным десятью годами позже, когда появятся первые записи в этом жанре. Критики отмечали также и его безупречную технику игры – Арт Тэйтум был способен играть самые сложные пассажи с такой легкостью и скоростью, что казалось, его пальцы едва касаются черно-белых клавиш.

14 Телониус Монк (Thelonious Monk)

Некоторые из наиболее сложных и разнохарактерных звучаний можно встретить в репертуаре пианиста и композитора , одного из самых важных представителей эпохи появления бибопа и его последующего развития. Сама его личность как эксцентричного музыканта способствовала популяризации джаза. Монк, всегда одетый в костюм, шляпу и солнечные очки, открыто выражал свое свободное отношение к музыке импровизации. Он не принимал строгих правил и сформировал собственный подход к созданию сочинений. Одними из самых блестящих и известных его работ стали Epistrophy, Blue Monk, Straight, No Chaser, I Mean You и Well, You Needn’t.

Стиль игры Монка строился на основе новаторского подхода к импровизации. Его произведения отличаются ударными пассажами и резкими паузами. Довольно часто прямо во время своих выступлений он вскакивал из-за рояля и танцевал, пока другие участники бэнда продолжали играть мелодию. Телониус Монк остается одним из самых влиятельных джазовых музыкантов в истории жанра.

13 Чарльз Мингус (Charles Mingus)

Признанный виртуоз контрабаса, композитор и бэнд-лидер был одним из самых неординарных музыкантов на джазовой сцене. Он разработал новый музыкальный стиль, объединив госпел, хард-боп, фри-джаз и классическую музыку. Современники называли Мингуса «наследником Дюка Эллингтона» за его фантастическую способность писать произведения для небольших джазовых ансамблей. В его композициях демонстрировали мастерство игры все участники коллектива, каждый из которых был также не просто талантлив, а характеризовался уникальным стилем игры.

Мингус тщательно отбирал музыкантов, которые составляли его бэнд. Легендарный контрабасист отличался вспыльчивостью, и однажды он даже ударил тромбониста Джимми Неппера по лицу, выбив ему зуб. Мингус страдал от депрессивного расстройства, но не готов был мириться с тем, чтобы это как-то сказалось на его творческой деятельности. Несмотря на этот недуг, Чарльз Мингус – одна из самых влиятельных фигур в истории джаза.

12 Арт Блэйки (Art Blakey)

Арт Блэйки был знаменитым американским барабанщиком и бэнд-лидером, который произвел фурор в стиле и технике игры на ударной установке. Он сочетал свинг, блюз, фанк и хард-боп – это стиль, который слышен сегодня в каждой современной джазовой композиции. Вместе с Максом Роучем и Кенни Кларком он изобрел новый способ исполнения бибопа на барабанах. На протяжении более 30 лет его бэнд The Jazz Messengers дал путевку в большой джаз множеству джазовых артистов: Бенни Голсону, Уэйну Шортеру, Клиффорду Брауну, Кертису Фуллеру, Хорасу Сильверу, Фредди Хаббарду, Киту Джарретту, и т.д.

«Джазовые посланники» не просто создавали феноменальную музыку – они были своего рода «музыкальным полигоном» для молодых талантливых музыкантов, подобно группе Майлса Дэвиса. Стиль Арта Блэйки изменило само звучание джаза, став новой музыкальной вехой.

11 Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie)

Джазовый трубач, певец, композитор и бэнд-лидер стал заметной фигурой во времена бибопа и модерн-джаза. Его манера игры на трубе оказала влияние на стиль Майлса Дэвиса, Клиффорда Брауна и Фэтса Наварро. После времени, проведенном на Кубе, по возвращении в США, Гиллеспи был одним из тех музыкантов, которые активно продвигали афро-кубинский джаз. Помимо неподражаемого исполнения на характерно изогнутой трубе, Гиллеспи можно было узнать по очкам в роговой оправе и невероятно большим щекам во время игры.

Великий джазовый импровизатор Диззи Гиллеспи, так же, как и Арт Тэйтум, внес новшество в гармонии. Композиции Salt Peanuts и Goovin’ High ритмически совершенно отличались от предыдущих работ. Оставаясь верным бибопу на протяжении всей своей карьеры, Гиллеспи запомнился как один из наиболее влиятельных джазовых трубачей.

10 Макс Роуч (Max Roach)

В первую десятку 15 самых влиятельных джазовых музыкантов в истории жанра входит Макс Роуч – барабанщик, известный как один из пионеров бибопа. Он, как лишь немногие другие, оказал влияние на современную манеру игры на ударной установке. Роуч был борцом за гражданские права и совместно с Оскаром Брауном младшим и Коулменом Хокинсом даже записал альбом We Insist! – Freedom Now («Мы настаиваем! – Свободу сейчас»), посвященный 100-летию со дня подписания Прокламации об освобождении рабов. Макс Роуч – представитель безупречного стиля игры, способный исполнять продолжительное соло на протяжении всего концерта. Абсолютно любая аудитория была в восторге от его непревзойденного мастерства.

9 Билли Холидей (Billie Holiday)

Леди Дэй – любимица миллионов. Билли Холидей написала всего несколько песен, но зато, когда она пела, она заворачивала своим голосом с первых нот. Ее исполнение – глубокое, личное и даже интимное. Ее стиль и интонация вдохновлены звучанием музыкальных инструментов, которые ей доводилось слышать. Как и практически все описанные выше музыканты, она стала создательницей нового, но уже вокального стиля, основанного на длинных музыкальных фразах и темпе их пропевания.

Знаменитая Strange Fruit – лучшая не только в карьере Билли Холидей, но и во всей истории джаза из-за проникновенного исполнения певицы. Она посмертно удостоена престижных наград и внесена в Зал славы премии «Грэмми».

8 Джон Колтрейн (John Coltrane)

Имя Джона Колтрейна ассоциируется с виртуозной техникой игры, превосходным талантом сочинения музыки и страстью к познанию новых граней жанра. На пороге истоков хард-бопа саксофонист достиг колоссальных успехов и стал одним из самых влиятельных музыкантов в истории жанра. Музыка Колтрейна обладала резким звучанием, и играл он с высокой интенсивностью и самоотдачей. Он был способен как играть в одиночку, так и импровизировать в ансамбле, создавая немыслимой продолжительности сольные партии. Играя на тенор- и сопрано-саксофоне, Колтрейн умел создавать и мелодические композиции в стиле смус-джаз.

Джон Колтрейн является автором своего рода «перезагрузки бибопа», включив в него модальные гармонии. Оставаясь главной деятельной фигурой в авангарде, он был весьма плодовитым композитором и не переставал выпускать диски, записав около 50 альбомов в качестве бэнд-лидера за всю карьеру.

7 Каунт Бэйси (Count Basie)

Революционный пианист, органист, композитор и бэнд-лидер Каунт Бэйси возглавлял одну из наиболее успешных групп в истории джаза. За 50 лет Count Basie Orchestra, включая невероятно популярных музыкантов, таких, как , Свитса Эдисона, Бака Клэйтона и Джо Уильямса, заработал репутацию одного из наиболее востребованных биг-бэндов Америки. Обладатель девяти премий «Грэмми» Каунт Бэйси привил любовь к оркестровому звучанию не одному поколению слушателей.

Бэйси написал много композиций, ставших джазовыми стандартами, например, April in Paris и One O’Clock Jump. Коллеги отзывались о нем как о тактичном, скромном и полном воодушевления человеке. Не окажись в истории джаза оркестра Каунта Бэйси, эпоха биг-бэндов звучала бы иначе и наверняка не была бы такой влиятельной, какой она стала вместе с этим выдающимся бэнд-лидером.

6 Коулмен Хокинс (Coleman Hawkins)

Тенор-саксофон – это символ бибопа и всей джазовой музыки в целом. И благодарны за это мы можем быть Коулменом Хокинсу. Инновации, которые привнес Хокинс, были жизненно необходимы для развития бибопа в середине сороковых. Его вклад в развитие популярности этого инструмента, возможно, определил будущую карьеру Джона Колтрейна, и Декстера Гордона.

Композиция Body and Soul (1939) стала эталоном игры на тенор-саксофоне для многих саксофонистов. Влиянию Хокинса подверглись и другие инструменталисты – пианист Телониус Монк, трубач Майлс Дэвис, барабанщик Макс Роуч. Его способность к неординарным импровизациям привела к раскрытию новых джазовых сторон жанра, которые не были затронуты его современниками. Это отчасти объясняет, почему именно тенор-саксофон стал неотъемлемой частью современного джазового ансамбля.

5 Бенни Гудмен (Benny Goodman)

Пятерку 15 самых влиятельных джазовых музыкантов в истории жанра открывает . Известный Король свинга руководил чуть ли не самым популярным оркестром начала XX века. Его концерт в Карнеги-Холл в 1938 году признан одним из важнейших живых концертов в истории американской музыки. Это шоу демонстрирует наступление эры джаза, признание этого жанра как самостоятельного вида искусства.

Несмотря на то, что Бенни Гудмен был солистом крупного свингового оркестра, он участвовал и в развитии бибопа. Его оркестр стал оним из первых, который объединил в своем составе музыкантов разной расы. Гудмен был ярым противником Закона Джима Кроу. Он даже отказался от тура по южным штатам в поддержку расового равенства. Бенни Гудмен был активным деятелем и реформатором не только в джазовой, но и популярной музыке.

4 Майлс Дэвис (Miles Davis)

Одна из центральных джазовых фигур XX века, Майлс Дэвис, стоял у истоков множества музыкальных событий и наблюдал за их развитием. Ему причисляют новаторство в жанрах бибопа, хард-бопа, кул-джаза, фри-джаза, фьюжна, фанка и техно-музыки. В постоянных поисках нового музыкального стиля он всегда достигал успеха и был окружен блестящими музыкантами, включая Джона Колтрейна, Кэнноболла Эддерли, Кита Джарретта, Джей Джей Джонсона, Уэйна Шортера и Чика Кориа. При жизни Дэвис был удостоен 8 премий «Грэмми» и включен в Зал славы рок-н-ролла. Майлс Дэвис был одним из самых деятельных и влиятельных джазовых музыкантов прошлого столетия.

3 Чарли Паркер (Charlie Parker)

Когда думаешь о джазе, вспоминаешь имя . Известный также как Птица Паркер был пионером джазового альт-саксофона, бибоповым музыкантом и композитором. Его быстрая игра, чистый звук и талант импровизатора оказали значительное влияние на музыкантов того времени и наших современников. Как композитор он изменил стандарты написания джазовой музыки. Чарли Паркер стал тем музыкантом, который культивировал идею того, что джазмены – художники и интеллектуалы, а не просто шоумены. Многие артисты пытались копировать стиль Паркера. Его знаменитые приемы игры прослеживаются и в манере многих нынешних начинающих музыкантов, которые за основу берут созвучную прозвищу альт-сакософниста композицию Bird.

2 Дюк Эллингтон (Duke Ellington)

Был грандиозным пианистом, композитором и одним из самых выдающихся руководителей оркестра. Хотя он известен как пионер джаза, он был превосходен и в других жанрах, включая госпел, блюз, классическую и популярную музыку. Именно Эллингтону приписывают возведение джаза в отдельный вид искусства. Обладая бесчисленным количеством наград и премий, первый великий композитор джаза никогда не переставал совершенствоваться. Он был вдохновителем для следующих поколений музыкантов, включая Сонни Ститта, Оскара Питерсона, Эрла Хайнса, Джо Пасса. Дюк Эллингтон остается признанным гением джазового рояля – инструменталистом и композитором.

1 Луи Армстронг (Louis Armstrong)

Бесспорно, самый влиятельный джазовый музыкант в истории жанра – , известный как Сэчмо – трубач и певец из Нового Орлеана. Его знают как создателя джаза, сыгравшего ключевую роль в его развитии. Поразительные способности этого исполнителя позволили возвести трубу в сольный джазовый инструмент. Он первый музыкант, певший в стиле «скэт» и популяризовавший его. Его низкий «гремящий» тембр голоса невозможно было не узнать.

Приверженность Армстронга собственным идеалам повлияла на творчество Фрэнка Синатры и Бинга Кросби, Майлса Дэвиса и Диззи Гиллеспи. Луи Армстронг оказал влияние не только на джаз, но и на всю музыкальную культуру, подарив миру новый жанр, уникальную манеру пения и стиль игры на трубе.

Что такое джаз, история джаза

Что такое джаз? Эти волнующие ритмы, приятная живая музыка, которая непрерывно развивается и движется. С этим направлением, пожалуй, не сравнится ни одно другое, и перепутать его невозможно с каким-либо другим жанром даже новичку. Причем, вот парадокс, услышать и узнать его легко, а вот описать словами не так просто, потому что джаз непрерывно развивается и понятия, характеристики, применяемые сегодня, через год или два уже устаревают.

Джаз – что это такое

Джаз – это направление в музыке, которое возникло в начале XX века. В нем тесно переплетаются африканские ритмы, обрядовые песнопения, рабочие и светские песни, американская музыка прошлых столетий. Другими словами, это полуимпровизационный жанр, появившийся в результате смешивания западноевропейской и западноафриканской музыки.

Откуда возник джаз

Принято считать, что появился он из Африки, об этом свидетельствуют сложные ритмы. Добавьте к этому еще и танцы, всевозможные притоптывания, хлопки и вот он регтайм. Четкие ритмы этого жанра в сочетании с блюзовыми мелодиями и дали начало новому направлению, которое мы называем джаз. Задавшись вопросом, откуда появилась все-таки эта новая музыка, любой источник даст вам ответ, что из песнопений чернокожих рабов, которых завезли в Америку еще в начале XVII века. Только в музыке они находили утешение.

Вначале это были чисто африканские мотивы, но спустя несколько десятилетий они стали носить больше импровизационный характер и обрастали новыми американскими мелодиями, в основном это были религиозные напевы – спиричуэлы. Позднее к этому добавились песни-жалобы – блюзы и небольшие духовые оркестры. Так и возникло новое направление – джаз.


В чем особенности джазовой музыки

Первая и самая важная особенность – это импровизация. Музыканты должны уметь импровизировать как в оркестре, так и соло. Еще одна не менее значимая черта – полиритмия. Ритмовая свобода, пожалуй, это главнейший признак джазовой музыки. Именно эта свобода вызывает у музыкантов ощущение легкости и непрерывного движения вперед. Вспомните любую джазовую композицию? Кажется, что исполнители легко наигрывают какую-то чудесную и приятную на слух мелодию, никаких строгих рамок, как в классической музыке, только удивительная легкость и расслабленность. Конечно, в джазовых произведениях, как и в классических есть свой ритм, размер и прочее, но, благодаря особому ритму, который называется свинг (от англ. качание) и возникает такое ощущение свободы. Что еще важно для этого направления? Конечно, бит или иначе регулярная пульсация.


Развитие джаза

Возникнув в Новом Орлеане, джаз стремительно распространяется, становясь все более популярным. Любительские коллективы, состоящие в основном из африканцев и креольцев, начинают выступать не только в ресторанах, но и гастролировать по другим городам. Так, на севере страны возникает еще один центр джаза – Чикаго, где особым спросом пользуются ночные выступления музыкальных коллективов. Исполняемые композиции усложняются аранжировками. Среди исполнителей того периода особо выделяется Луи Армстронг , который перебрался в Чикаго из города, где зародился джаз. Позднее стили этих городов были объединены в диксиленд, который отличался коллективной импровизацией.


Массовое увлечение в 1930-1940 годы джазом, привело к спросу на более крупные оркестры, которые могли исполнять различные танцевальные мелодии. Благодаря этому появился свинг, представляющий собой некоторые отклонения от ритмического рисунка. Он стал основным направлением этого времени и отодвинул на задний план коллективную импровизацию. Группы, исполняющие свинг, стали называться биг-бэнды.

Конечно же такой отход свинга от черт, присущих раннему джазу, от национальных мелодий, вызвал недовольство у истинных ценителей музыки. Именно поэтому биг-бэндам и исполнителям свинга начинает противопоставляться игра небольших ансамблей, в которые входили чернокожие музыканты. Таким образом, в 1940-е возникает новый стиль бибоп, ярко выделяющийся среди других направлений музыки. Ему были присущи невероятно быстрые мелодии, долгая импровизация, сложнейшие ритмические рисунки. Среди исполнителей этого времени выделяются фигуры Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи.

Начиная с 1950 г. джаз развивается по двум разным направлениям. С одной стороны, приверженцы классики вернулись к академической музыке, отодвинув в сторону бибоп. Возникший в результате этого кул-джаз стал более сдержанным и сухим. С другой стороны, вторая линия продолжила развивать бибоп. На этом фоне возник хард-боп, возвращающий традиционные фольклорные интонации, четкий ритмический рисунок и импровизацию. Этот стиль развивался совместно с такими направлениями, как соул-джаз и джаз-фанк. Они сильнее всего приблизили музыку к блюзу.


Свободная музыка


В 1960-е проводятся различные эксперименты и поиск новых форм. В результате появляется джаз-рок и джаз-поп, совмещающие два разных направления, а также фри-джаз, в котором исполнители вовсе отказываются от регуляции ритмического рисунка и тона. Среди музыкантов этого времени прославились Орнетт Коулман, Уэйн Шортер, Пат Метэни.

Советский джаз

Первоначально советские джазовые оркестры в основном исполняли модные танцы, такие как фокстрот, чарльстон. В 1930-е новое направление начинает приобретать все большую популярность. Несмотря на то что отношение советской власти к джазовой музыке было неоднозначным, ее не запрещали, но в то же время жестко критиковали, как принадлежность к западной культуре. В конце 40-х джазовые коллективы и вовсе подверглись гонениям. В 1950-е и 60-е годы возобновляется деятельность оркестров Олега Лундстрема и Эдди Рознера и все больше музыкантов увлекается новым направлением.

Даже сегодня джаз непрерывно и динамично развивается, появляется множество направлений и стилей. Эта музыка продолжает вбирать в себя звуки и мелодии со всех уголков нашей планеты, насыщая ее все новыми и новыми красками, ритмами и мелодиями.