Сообщение о творчестве а с грибоедова. Сообщение по литературе о грибоедове. Творческий и жизненный путь грибоедова александра сергеевича. Другие варианты биографии

После довольно продуктивного творческого периода, оборванного в середине 1818 г. отъездом писателя из Петербурга, наступает затяжная – на первый взгляд – пора творческого бездействия: непосредственно к работе над «Горем от ума» (первоначально – «Горе уму») Грибоедов приступил лишь в Тифлисе, в 1822 г. На самом же деле это была пора напряженных идейных и творческих исканий. Именно в это время сложилось мировоззрение зрелого Грибоедова, именно в это время окончательно определился замысел его бессмертной комедии, написанной и отделанной – учитывая масштабность и художественное совершенство произведения – в примечательно короткий срок: в октябре 1824 г. автор считал пьесу готовой для печати, и с этого времени она нашла путь к читателю – размноженная в огромном количестве списков.

Ставшая самым популярным произведением накануне декабристского восстания, грибоедовская комедия пророчески предвещала его.В момент появления комедия Грибоедова была тесно слита со злобой дня. Безусловно, именно эта открытая публицистичность пьесы принесла ей столь моментальное и массовое признание, сопровождаемое негодующими криками политических рутинеров. В монологах и репликах действующих лиц комедии современник Грибоедова постоянно улавливал намеки на характерные явления реакции («аракчеевщины»), сменившей «в последние года» общественный подъем послевоенных лет и перечеркнувшей юношеские мечтания вольнолюбца Чацкого. Вообще говоря, высокая комедия грибоедовской эпохи не чуждалась злободневных откликов, и «колкий» (по определению Пушкина) Шаховской благодаря им зачастую добивался шумного успеха своих пьес. Однако в комедии Грибоедова впервые мы обнаруживаем не только необычайную насыщенность текста жизненным материалом, но и принципиальную его оценку с позиций передовых, по существу декабристских идеалов. В повседневных, примелькавшихся происшествиях взгляд писателя обнаруживал их эпохальную суть. Разбросанные по всей комедии точные детали слагались в образ огромной обобщающей силы. Достаточно вспомнить, например, постоянные в устах фамусовского общества ругательства (фармазон, карбонарий, якобинец, вольтерьянец), которые напоминают об идейной атмосфере 1820 х гг.
Вместе с тем автор «Горя от ума» внимателен к быту. Большая, сложная жизнь постоянно разлагается Грибоедовым на ряды простых, выразительных деталей, что давало различные срезы русской жизни в ее бытовой конкретности:

Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок!

А форменные есть отлички:
В мундирах выпушки, погончики, петлички…

И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних
От пансионов, школ, лицеев, как бишь их;
Да от ланкарточных взаимных обучений…

Уже в этих – обычных для комедии – перечислениях угадывается сопутствующий им прием генерализации, важнейший в поэтике Грибоедова, позволяющий ему типизировать жизненные явления.
Прием этот наглядно прослеживается и на уровне действующих лиц комедии. Особого внимания заслуживают «внесценические персонажи», активное введение которых в сюжет комедии является новаторским завоеванием театра Грибоедова, хотя уже в догрибоедовской комедии, конечно, можно обнаружить упоминания о лицах, не появляющихся на подмостках сцены. Однако только Грибоедов ввел их в таком множестве, создавая неослабевающее на всем протяжении пьесы впечатление присутствия где то рядом «тьмы и тьмы» знакомых незнакомцев, и таким образом как будто бы раздвинул стены фамусовского особняка, вынес действие на площадь, неизмеримо укрупняя тем самым основной конфликт пьесы: столкновение пылкого правдолюбца с косной общественной средой. В комедии фактически нет резкой границы, отделяющей сценических лиц от внесценических, – и потому, что персонажи, начиная с Софьи, Фамусова, Молчалина, сначала предстают как внесценические, и потому, что ряд названных в афише лиц не произносит ни слова (и наоборот – говорят не названные по имени господа Н. и Д.), и потому, наконец, что среди бальных гостей несомненно присутствуют, на сцене наглядно представляются зрителям и знаменитый Фома Фомич, и мосье Кок, и Дрянские, Хворовы, Варлянские, Скачковы и др. Так преодолевается в комедии граница между сценой и жизнью. Но это не просто бесконечный ряд колоритных фигур.
Комедия дает развернутую картину не только быта, но и социального бытия России, во всей его иерархии – от крепостных до царя. Каждому персонажу, сценическому и внесценическому, определено точное место на социальной лестнице:

Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен,
Для замыслов каких то непонятных,
Дитёй возили на поклон?
Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки,
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменял борзые три собаки!!!

Человек здесь определяется через его место в структуре крепостнических отношений российской действительности. Скользя взглядом от названного персонажа к его ближайшему окружению и далее, писатель снова и снова обращается мыслью к народу, приравненному в «правах» к животным. И так в каждой образной ячейке «Горя от ума» русская жизнь запечатлена в ее социально исторической конкретности. Чего стоят, например, два соперника Чацкого – философ фрунта Скалозуб и не смеющий «свое суждение иметь» Молчалин, представляющие собой два лика аракчеевщины.
Все это делает комедию «ключом к пониманию целого исторического периода», по чрезвычайно удачному выражению Писарева.
«Самые странности комедии Грибоедова, – проницательно заметил П. А. Вяземский, – достойны внимания: расширяя сцену, населяя ее народом действующих лиц, он, без сомнения, расширял и границы самого искусства».
С многолюдием пьесы тесно связана ее пространственная и временна́я перспектива. Большинство «действующих» входит в сознание читателей в своем локальном и хронологическом «ореоле»: Максим Петрович – на куртаге при екатерининском дворе, Скалозуб – «засевший в траншею» 3 августа 1813 г., Репетилов – с его домом на Фонтанке, некий «книгам враг» – деятелем образованного в 1817 г. Ученого комитета, и т. п. Все действие пьесы происходит в доме Фамусова в течение одних суток, но день этот предстает в произведении мгновением эпохи на скрещении «века нынешнего» и «века минувшего», эпохи реакционных «превращений». Соблюдая формально классицистические единства времени и места, драматург свободно и творчески овладевает ими, добиваясь предельной концентрации действия. Важно подчеркнуть, что сама избранная автором «Горя от ума» коллизия требовала жесткого ограничения сценического пространства и времени. Лишь один день понадобился возвратившемуся в родной дом, к любимой девушке Чацкому для того, чтобы отрезвиться «сполна от слепоты своей, от смутнейшего сна».
Чацкий появляется в доме Фамусова, «в дому и в отечестве своем» после трехлетнего отсутствия. Идеалы юности, совпавшие с эпохой национального торжества победы над иноземным нашествием, возбудили некогда в нем страстное желание честно служить отечеству. С тех пор он испытал немало разочарований: «Мундир… – теперь уж в это мне ребячество не впасть»; «Служить бы рад – прислуживаться тошно»; «Где ж лучше? – Где нас нет»; и пр. И это не вина героя, а его горе, причиной которого являются «превращения», противоположные его юношеским стремлениям. Он бросился в Москву – в отчаянной попытке обрести ускользающую веру. В памяти сердца – «Там стены, воздух, все приятно! Согреют, оживят…» (с. 63). Воспоминания эти освящены первой любовью, и она, пожалуй, теперь почти единственное, в чем Чацкий твердо уверен – все той же памятью сердца. «Всякий шаг Чацкого, почти всякое слово в пьесе, – замечал И. А. Гончаров, – тесно связано с игрой чувства его к Софье». Но важно при этом помнить, что значило для героя это чувство, и тогда станет понятным, почему к этому чувству постоянно примешивается опыт жизненных испытаний, почему так непрактично ведет себя Чацкий, почему так сокрушительно его конечное разочарование. В столкновении пылкого правдолюбца с фамусовским миром (а Софья оказывается плотью от плоти этого мира) обнажилась пропасть, отделившая вольнолюбивую дворянскую интеллигенцию от основной массы крепостнического дворянства. Личная драма героя подчеркнула бескомпромиссную принципиальность конфликта: отречение честного человека не только от расхожих «истин» и лицемерной «морали» общества, но и от самых кровных, интимных связей с этим обществом.
Двуединство драматического действия в комедии Грибоедова впервые было глубоко проанализировано И. А. Гончаровым в его этюде «Мильон терзаний»: «Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой; это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел». Отталкиваясь от этого классического толкования драматической коллизии произведения Грибоедова, современный исследователь обнаруживает четкое двучастное деление каждого из четырех действий комедии, придающее стройность ее плану. В первом действии рубежом двух «картин» служит явление седьмое, когда с появлением Чацкого комедия насыщается общественной тематикой. Во втором акте, в начале которого тема барской Москвы углубляется в споре Чацкого с Фамусовым, поворот в действии наступает также в седьмом явлении, когда Софья возбуждает своим обмороком ревнивые подозрения героя. В третьем акте камерные сцены первых трех явлений сменяются картиной московского бала. Наконец, в четвертом акте после разъезда гостей, сплетни которых убеждают Чацкого в необратимости его разрыва с фамусовским обществом, последние пять явлений проясняют для Чацкого и Софьи их «любовные заблуждения». «Таким образом, общий план пьесы классически строен; в основе его – сопоставление любовной драмы и общественной трагедии Чацкого, которые, конечно, взаимодействуют и взаимопроникают, но в то же время и ритмично чередуются, подобно рифмам при кольцевой рифмовке в двух четверостишиях».
Эпическое многообразие жизненного материала в пьесе стянуто доминирующим над ним драматическим конфликтом, ведущим к неизбежному противостоянию фамусовского общества и свободолюбивого героя. Это вполне согласовывалось с просветительским представлением о толпе как косной силе, противопоставленной голосу разума. «Умный человек, – замечал Гельвеций, – часто слывет сумасшедшим у того, кто его слушает, ибо тот, кто слушает, имеет перед собою альтернативу считать или себя глупцом, или умного человека сумасшедшим, – гораздо проще решиться на последнее». И еще: «…здравым смыслом почти все называют согласие с тем, что признается глупцами, а человек, который ищет лишь истину и поэтому обычно отклоняется от принятых истин, считается сумасшедшим».
Так и комедийное действие в пьесе Грибоедова выливается в клеветническое судилище своекорыстного общества над подлинным умом. Менее всего, конечно, этот спор и суд выступает в отвлеченной форме: персонажи комедии постоянно апеллируют к повседневным фактам, что вновь и вновь обращает комедию к современности. Вместе с тем «высшее значение» произведения (вспомним признание Грибоедова: «Первое начертание этой сценической поэмы… было гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь…») сохраняется в нем, придает ему философскую глубину и широкое обобщающее значение.
Темы «ума» (ученья, знания, воспитания и т. п.) касаются все действующие лица. Высокая философская нота в произведении задана Чацким, она явно не по голосу остальным персонажам, и потому их рассуждения о «матерьях важных» комичны: восхваляя «ум» как благонравие, как «уменье жить», все постоянно проговариваются, в конечном счете сводят его к понятиям сугубо меркантильным: «не то на серебре, На золоте едал»; «Мне только бы досталось в генералы»; «Барон фон Клоц в министры метил, А я К нему в зятья». Но как бы то ни было, глубоко погруженное в быт произведение Грибоедова оборачивается своего рода философским трактатом, пытливо исследующим, что́ есть ум, что́ разумно, что́ истинно. В традициях просветительства в указанном споре драматург замечает две полярные точки зрения: для Чацкого высшая ценность – «ум, алчущий познаний»; для Фамусова «Ученье – вот чума, ученость – вот причина, Что ныне пуще, чем когда Безумных развелось людей, и дел, и мнений»
. Однако веяние «просвещенности» в начале XIX в. настолько непреложно, что и Фамусов, и его единомышленники на словах уже готовы признать «ум» за реальную ценность, – правда, с необходимыми оговорками. Так, хваля мадам Розье, Фамусов считает необходимым подчеркнуть, что она «умна была, нрав тихий, редких правил» (с. 15); исподволь рекомендуя отцу своего избранника, Софья замечает, что он «и вкрадчив и умен»; и для Натальи Дмитриевны ее муж хорош «по нраву, по уму»; негодуя на Чацкого, княгиня Тугоуховская возмущается: «Послушать, так его мизинец Умнее всех и даже князь Петра» (с. 108). Недаром, отмечая несомненные завоевания «века нынешнего», Чацкий понимает: «Хоть есть охотники поподличать везде, Да нынче смех страшит, и держит стыд в узде». Но подлинному уму фамусовское общество так или иначе стремится противопоставить иные ценности. Сам Фамусов – устои крепостнического дворянства:

Будь плохонький, а если наберется
Душ тысячки две родовых, –
Тот и жених.

Софья – сентиментальную чувствительность:

Ах, если любит кто кого,
Зачем ума искать и ездить так далеко?

Молчалин – заветы служебной иерархии:

Ведь надобно зависеть от других…

Скалозуб – железную дисциплину фрунта:

Фельдфебеля в Вольтеры дам.

Противопоставленная таким «нравам» устремленность Чацкого к «истине самой по себе» приобретает разрушительную силу, посягающую на устои самодержавно крепостнического строя. Но вместе с тем и сам герой начинает ощущать странную, беспокоящую его абстрактность законов «чистого разума», которая ведет его по пути отчуждения от людей его круга, что в иные минуты ему кажется предвестьем абсолютного одиночества. Он ощущает, что в нем самом «ум с сердцем не в ладу», он все еще надеется на земное, человеческое счастье, ему горестно каждый день ощущать, как тает «дым надежд, которые… душу наполняли». Характерно, что в финале он отправляется «искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок» (именно оскорбленному чувству, а не уму).
«Мильон терзаний», пережитых Чацким, – как мы увидим ниже, – это его подход к последней, роковой черте, к которой его привело честное и последовательное служение истине, законам разума, как они осознавались просветительской доктриной. Но – в том то и заключается глубочайшее откровение автора «Горя от ума» – за этой чертой драматург уже ощущает выход к новым горизонтам.
Построенное как злобный суд над вольнолюбцем Чацким, комедийное действие в «Горе от ума», однако, имеет высший смысл правого суда над неправедными судьями, что особенно отчетливо раскрывается в центральном монологе пьесы «А судьи кто!».
Чацкий отвечает здесь Фамусову, воскликнувшему: «Не я один, все также осуждают» (с. 44); можно представить, как внушительно это сказано, – ведь «что станет говорить княгиня Марья Алексевна» для Фамусова священно и непреложно. Не то – для Чацкого. Но он не оправдывается перед «общественным мнением», он независим от него и сам вершит свой суд. Витийственная риторика стихотворных периодов монолога словно снимает притупленность обыденной боли, обнажая трагизм повседневной российской жизни, открывая ту страшную цену, которой оплачено сытое благополучие фамусовского общества. Пафос монолога (и всей комедии) – в защите свободной жизни; духовное рабство здесь ощущается как следствие рабства политического. Косная сила «негодяев знатных» одинаково направлена как против героя, так и против порабощенного народа. Темы страдающего народа и гонимого сына отечества, сюжетно в пьесе не связанные, сливаются в общем ее трагическом звучании. В связи с этим положительная программа героя –

В науки он вперит ум, алчущий познаний,
Или в душе его сам бог возбудит дар
К искусствам творческим, высоким и прекрасны

– программа, лишь намеченная, но не раскрытая, – наполняется большим содержанием (как противодействие изображенному в монологе, во всей комедии засилью социального зла), и приглушенной оказывается намеченная здесь же тема романтического одиночества героя («из нас один»).
Несмотря на «мильон терзаний», который обрушился на героя в пьесе Грибоедова, она вовсе не беспросветна в окончательных своих решениях.
Грибоедов оставляет своего героя на распутье. Достоевский по этому поводу замечал: «Комедия Грибоедова гениальна, но сбивчива: „Пойду искать по свету…“ то есть где? Ведь у него только и свету, что в его окошке, у московского хорошего круга – не к народу же он пойдет…».
Обвинение это в сущности несправедливо.
Да, Чацкий действительно представлен в пьесе пророком, глас которого вопиет в пустыне, ибо для фамусовского общества нет пророка в отечестве своем. Это остро ощущает герой пьесы и еще острей – ее автор (см., например, концовку третьего действия комедии). Однако несомненно и то, что отечество для Чацкого не ограничивается фамусовским кругом.
Содержание пьесы Грибоедова глубже ее драматического конфликта. «Горе от ума» – и в самом деле не просто драма, но сценическая поэма, в которой традиционные структурные «параметры» высокой комедии оказываются во многом переосмысленными. Выше было уже показано, насколько условны, например, в произведении Грибоедова «единства» места и времени. Традиции просветительской общественной комедии в «Горе от ума» также выступают отчасти в «снятом виде».
Просветительская сатира нравов в русской литературе была обращена к образованным слоям общества, обладающим гражданскими правами и обязанностями, и была предназначена для воспитания дворянства, обличая пренебрежение этими обязанностями и злоупотребление правами. Отсюда нормативность подобной сатиры. Так, в лучшей русской догрибоедовской комедии, в «Недоросле», в качестве идеальной нормы представлены Правдин и Милон, а особенно – Стародум, подлинный отец отечества, воплотивший в себе образец гражданина, нравственного эталона для людей позднейшего «злонравного» века. В комедии же Грибоедова Чацкий не просто риторически восклицает:

Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?

– он и в самом деле не находит таких «образцов».
Адрес грибоедовской сатиры прежний, но она беспощаднее и последовательнее фонвизинской. Грибоедову еще необходим герой, который служит рупором авторских идей, необходимо открытое, ораторское обличение косного общества. И все же воздействие обличительного смеха, что «держит стыд в узде» (с. 35), как вполне понятно автору «Горя от ума», не так уж и эффективно. «Узда» – атрибут принуждения, но и не более того. Она – для бессловесных (в грибоедовское время это слово употреблялось в значении «тварь, неразумное животное»). Человеком же должен руководить разум.
«Высшее значение» общественной комедии Грибоедова, очевидно, следует искать в ее доминирующей теме, в теме «ума», которая является для драматурга важнейшей нравственно политической категорией. Примечательно, что «ум» в пьесе приравнен к вдохновенному, прочувственному слову:

Свиданьем с вами оживлен,
И говорлив, а разве нет времен,
Что я Молчалина глупее, где он кстати?
Еще ли не сломил безмолвия печати?
………………
А впрочем он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных.

В этой тираде обнажено и особое качество грибоедовских «значащих фамилий». Оказывается, все они связаны с понятиями «говорить», «слушать». В свою очередь это позволяет заметить основной комический (по происхождению – народный, фарсовый) прием грибоедовской пьесы. «И слышат, не хотят понять», – восклицает Лиза в начале комедии (с. 9). В конце же – Фамусов недоумевает: «Безумный! Что он тут за чепуху молол! Низкопоклонник! тесть! и про Москву так грозно!» (с. 120). Подлинного гротеска достигают сцены с участием «отца отечества», воистину бессловесного князя Тугоуховского. Однако не менее значимым является и второе явление второго действия пьесы, где Фамусов, зажав уши, не слышит Чацкого, «не хочет понять» его; здесь особенно ярко демонстрируются два разных языка, два противоположных мировоззрения. Потому и не дано Фамусовым понять Чацкого, что они глухи к разуму. «Немцами» (т. е. чуждыми, немыми и глухими) остаются они для народа, в то время как Чацкий не только глубоко ему сочувствует, но питает в душе надежду быть когда нибудь понятым «умным, бодрым народом».
Не может не остановить внимания читателей комедии, что умными в ней названы герой и – народ.
Народность как важнейшее качество русского критического реализма вызревала в драматургии первой четверти XIX в. трудно, но непреодолимо. От первых робких попыток сентиментальной драмы почерпнуть свои сюжеты в крестьянской жизни, через мучительный кризис озеровской драматургии, преодоленный отчасти в послевоенной гражданской трагедии декабристов с ее просветительской устремленностью к общенациональным идеалам, – таков в своих основных тенденциях исторический путь к «Горю от ума» и к «Борису Годунову».
Народ – за сценой комедии Грибоедова. В трагедии Пушкина народ безмолвствует, но безмолвствует грозно, ибо мнением народным держится власть сильных мира сего, им же она и свергается. Вполне очевидно романтическое качество исторической мысли Пушкина, переосмысляющего просветительское «мнения правят миром». То же качество несомненно и в идеологии Грибоедова, стремящегося постигнуть национальный (народный) разум. Но именно осознание того, что подлинные ценности – в этом разуме, обусловливает новый «ракурс» эстетического восприятия жизни – с позиций народности, что и позволяет и Грибоедову, и Пушкину открыть реалистическую эру в русской литературе.

Александр Сергеевич Грибоедов. (1795-1829).

Личность и судьба.

Цели: познакомить с личностью и творчеством А.С. Грибоедова, проследить творческую историю комедии «Горе от ума».

Ход урока.

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания.

    Работа по теме урока.

Целевая установка. Среди гениальных художников немногие остались авторами одного-единственного произведения , которое бы обессмертило имя писателя и стало бесконечно близким и дорогим не только для современников и соотечественников... Такова судьба Александра Сергеевича Грибоедова и его знаменитой комедии «Горе от ума».

Слово о драматурге.

Родился в Москве , в обеспеченной родовитой семье. Окружающих поражало его необыкновенно ранее и стремительное умственное развитие . В 13 лет он уже окончил Московский университет со степенью кандидата .

В возрасте 7-8 лет Грибоедов был зачислен в Московский университетский благородный пансион - одно из лучших в ту пору средних учебных заведений.

Состав воспитанников был также чрезвычайно удачный: в конце Х V III и начале ХIХ в. через пансион прошли В.А. Жуковский, кн. В.Ф. Одоевский, Грибоедов, позднее Лермонтов, вереница поэтов, ученых, государственных деятелей... Воспитанники издавали свои собственные журналы и сборники. Кроме того, в пансионе издавна существовал хорошо оборудованный театр ... Поступив в пансион, Грибоедов быстро выдвинулся там благодаря своим дарованиям и хорошей домашней подготовке.

В пансионе Грибоедов пробыл около трех лет . 30 января 1806 г. он уже поступил в Московский университет . Александру Сергеевичу было тогда одиннадцать лет. Объяснить это можно только блестящими дарованиями Грибоедова и его прекрасной предварительной подготовкой.

Склонность к литературе сказалась рано, и Грибоедов при поступлении выбрал словесное отделение тогдашнего философского факультета. Через два с половиною года, 3 июня 1808 г., Александр Сергеевич уже был произведен в кандидаты словесных наук , а в аттестате были отмечены прекрасные успехи молодого студента. Такого аттестата тогда было достаточно, чтобы считать образование законченным и искать успехов на государственной службе. Но Грибоедов остался в университете и продолжал свое образование теперь уже на юридическом факультете . Прошло еще два года, и 15 июня 1810 г. он получил степень кандидата. Грибоедов «учился страстно», как засвидетельствовал один современник. Он снова остался в университете и пробыл в нем вплоть до закрытия в 1812 г., изучая еще математику и естественные науки . В 1812 г. он был уже готов к испытанию для поступления в чин доктора. Порыв патриотизма увлек поэта на военную службу, и поприще науки уже навсегда было оставлено .

Итак, Грибоедов проучился в университете шесть с половиной лет, получил два диплома, прошел науки трех факультетов и только случайно не получил высшей ученой степени. К этому следует еще прибавить, что он владел французским, немецким, английским и итальянским языками (впоследствии изучил еще 5 языков). Ко всему этому Грибоедов обладал даром музыканта: превосходно играл на фортепиано, органе, флейте, занимался теорией музыки, сам сочинял (сохранились два вальса Грибоедова ). Эта поистине исключительная разносторонность прямо-таки потрясает.

В студенческие годы началось увлечение Грибоедова театром и литературой.

В период пребывания в университете формируются передовые взгляды Грибоедова : вместе с другими студентами он читает произведения Радищева, Фонвизина, изучает отечественную историю, знакомится с французской просветительской философией Х V III в., увлекается освободительными идеями. А.С. Пушкин позднее отзовется о нем как об одном «из самых умных людей в России».

Учение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в Грибоедове пламенную любовь к Родине . В первые дни Отечественной войны 1812 г. он поступает добровольцем в гусарский полк . Непосредственно в военных действиях Грибоедов не участвовал, но рассказы о великих событиях - о Бородинской битве и разгроме армии Наполеона - не могли не волновать молодого офицера.

В конце 1815 г. Грибоедов подал просьбу об отставке и, получив ее в 1916 г., переехал в Петербург . Он решил служить в Коллегии иностранных дел. В ожидании службы Грибоедов ведет в столице вольную жизнь в среде литераторов, актеров, друзей. В июне 1817 г. Грибоедов поступил на службу в Коллегию иностранных дел (одновременно с Пушкиным и Кюхельбекером). В это время Грибоедов совмещает дипломатическую службу с литературной деятельностью (пишет пьесы совместно с другими авторами, статьи, стихи).

В конце августа 1818 г. Грибоедов был назначен секретарем русской дипломатической миссии в Персии и выехал из Петербурга на Восток . В Персии Грибоедов изучает персидский и арабский языки. «Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему Отечеству», - так считает поэт.

В 1822 г. Грибоедова переводят по службе в Тифлис на должность секретаря по дипломатической части при генерале А.П. Ермолове . Грибоедов попадает в благоприятную для себя политическую среду и начинает плодотворно работать над первыми двумя актами «Горя от ума».

В 1824 г. он заканчивает комедию . Однако надежды Грибоедова на публикацию не сбылись: ни литературная, ни театральная цензура полный текст произведения не пропустила . Напечатать удалось лишь отрывки из комедии. Но, официально запрещенная царской цензурой к печатанию и постановке, комедия Грибоедова быстро распространилась в списках по всей России.

Литературные деятели Северного тайного общества воспользовались предстоящими отпусками офицеров для распространения в рукописи комедии Грибоедова «Горе от ума», не надеясь никаким образом на дозволение напечатать ее. Несколько дней подряд они собирались у Одоевского, у которого жил Грибоедов, чтобы в несколько рук списывать комедию под диктовку. Лишь в 1862 г. комедия была полностью напечатана.

Пушкин познакомился с комедией «Горе от ума» через И.И. Пущина, который привез ему в Михайловское в подарок один из рукописных списков. Пушкин остался очень доволен комедией.

В журнальном обзоре русской литературы Бестужев писал, пренебрегая тем, что комедия еще не напечатана: «Будущее достойно оценит сию комедию и поставит ее в число первых творений народных».

В конце 1825 г. Грибоедов возвращается на Кавказ. Здесь его и застают декабрьские события. В канцелярию Ермолова поступает предписание об аресте Грибоедова. Ермолов предупреждает об этом Грибоедова, и тот успевает уничтожить компрометирующие его письма, бумаги. В течение четырех месяцев он находится в Петербурге на гауптвахте Главного штаба под следствием. Но доказать его принадлежность к какому-либо из тайных обществ власти не смогли, поэтому Грибоедов был освобожден из-под ареста . Однако царская полиция уже не упускала из виду автора «Горя от ума».

В 1828 г. Туркманчайским мирным договором, выгодным для России, заканчивается война с Персией , большая доля заслуги в этом принадлежит Грибоедову. Царь внешне оценил его старания, наградил и назначил полномочным министром в Персию , но Грибоедов ясно понимал истинную цену царской награды: вместо свободы для себя и творчества ему предстоит вести наблюдение за исполнением туркманчайского договора, по которому Персии полагалось выплатить России контрибуцию и освободить российских пленных для отправки домой . Деятельность осложнялась крайней бедностью страны после войны, ростом антирусских и антиправославных настроений, фанатизмом суеверной толпы и интригами англичан, препятствующих установлению мира между Россией и Персией.

По пути в Персию Грибоедов задерживается на некоторое время в Тифлисе, где в августе 1828 г. венчается с Ниной Чавчавадзе - дочерью своего друга, известного грузинского поэта и общественного деятеля Александра Чавчавадзе.

А в декабре он выехал в Тегеран для встречи с шахом. Он уже собирался в обратный путь, когда к нему за помощью обратились две армянки и евнух. Они попросили убежище, затем чтобы их переправили на родину. Как русский посол Грибоедов не мог отказать им. Но фанатичное духовенство сочло поступок русского министра осквернением мусульманских законов и оскорблением шаха . Это сумело воспламенить толпу, которая ворвалась в русскую миссию и устроила погром. Все, кроме секретаря миссии, были перебиты. Грибоедова тоже убили . Его тело, привязанное за ноги к повозке, таскали по городу несколько дней. Он был обезображен до неузнаваемости. Труп опознали только по простреленной в молодости на дуэли руке.

Так погиб выдающийся дипломат, автор знаменитой комедии «Горе от ума».

История замысла.

История создания комедии даже для современников оставалась загадкой. Нет точной даты, связанной с появлением ее замысла. По свидетельству С.Н. Бегичева, близкого друга Грибоедова, замысел комедии возник еще в 1816 г., но работать над ней драматург начал только в 1820 г.

В 1820 г. в Персии, Грибоедову приснился Петербург, дом князя А. А. Шаховского, друга, драматурга и театрального деятеля. В каждом письме в Петербург Грибоедов всегда передавал поклоны милейшему князю Шаховскому, прислушивался к его мнению и дорожил им.

Во сне Грибоедов видит себя рядом с князем, слышит его голос. Шаховской допытывается, написал ли Грибоедов что-нибудь новенькое. В ответ на признание, что давно уже нет охоты к письму, начинает досадовать, а потом переходит в наступление:

- Дайте мне обещание, что напишете.

- Что же вам угодно?

- Сами знаете.

- Когда же должно быть готово?

- Через год непременно.

- Обязываюсь.

- Через год, клятву дайте...

Пробудившись, Грибоедов поклялся: «Во сне дано, наяву исполнится...»

И он сдержал слово, правда, с некоторым опозданием: не через год, а через четыре. В 1924 г. он привез в Петербург «Горе от ума».

Грибоедов хотел увидеть свою комедию на сцене, но на нее был наложен запрет. Комедия дошла до читателей в рукописном виде. И даже в таком виде она имела ошеломительный успех. Поставлена была уже после смерти Грибоедова.

История замысла комедии «Горе от ума» чтение учебника стр. 147.

Как вы понимаете эпиграф к комедии?

Какое первое название дал Грибоедов своей комедии? Почему он сменил название? (Просветители обожествляли ум и разум, а у Грибоедова ум – это причина несчастий)

К какому литературному направлению тяготеет «Горе от ума»? (классицизм).

V . Домашнее задание.

По литературной позиции Грибоедов относится (по классификации Ю. Н. Тынянова) к так называемым «младшим архаистам»: его ближайшие литературные союзники - П. А. Катенин и В. К. Кюхельбекер; впрочем, ценили его и «арзамасцы», например, Пушкин и Вяземский, а среди его друзей - такие разные люди, как П. Я. Чаадаев и Ф. В. Булгарин.

Ещё в годы учёбы в Московском университете (1805) Грибоедов пишет стихотворения (до нас дошли только упоминания), создает пародию на произведение В. А. Озерова «Дмитрий Донской» - «Дмитрий Дрянской». В 1814 году в «Вестнике Европы» выходят две его корреспонденции: «О кавалерийских резервах» и «Письмо редактору». В 1815 году он публикует комедию «Молодые супруги» - пародию на французские комедии, составлявшие русский комедийный репертуар в то время. Автор использует очень популярный жанр «светской комедии» - произведения с небольшим числом персонажей и установкой на остроумность. В русле полемики с Жуковским и Гнедичем о русской балладе Грибоедов пишет статью «О разборе вольного перевода „Леноры“» (1816).

В 1817 году в свет выходит комедия Грибоедова «Студент». По свидетельствам современников, небольшое участие в ней принимал Катенин, но скорее его роль в создании комедии ограничивалась редактурой. Произведение имеет полемический характер, направлено против «младших карамзинистов», пародируя их произведения, тип художника сентиментализма. Основной пункт критики - отсутствие реализма.

Приёмы пародирования: введение текстов в бытовой контекст, утрированное использование перифрастичности (все понятия в комедии даются описательно, ничего не названо прямо). В центре произведения - носитель классицистичного сознания (Беневольский). Все знания о жизни почерпнуты им из книг, все события воспринимаются сквозь опыт чтения. Сказав «я это видел, я это знаю», подразумевает «я читал». Герой стремится разыграть книжные истории, жизнь ему кажется неинтересной. Лишённость реального чувства действительности позже Грибоедов повторит в «Горе от ума» - это черта Чацкого.

В 1817 году Грибоедов принимает участие в написании «Притворной неверности» совместно с А. А. Жандром. Комедия представляет собой обработку французской комедии Николя Барта. В ней появляется персонаж Рославлев, предшественник Чацкого. Это странный молодой человек, находящийся в конфликте с обществом, произносящий критические монологи. В этом же году выходит комедия «Своя семья, или замужняя невеста». Соавторы: А. А. Шаховской, Грибоедов, Н. И. Хмельницкий.

Написанное до «Горя от ума» ещё очень незрело либо создано в соавторстве с более опытными на тот момент писателями ( , ); задуманное после «Горя от ума» - либо вовсе не написано (трагедия о князе Владимире Великом), либо не доведено дальше черновых набросков (трагедии о князьях и Фёдоре Рязанском), либо написано, но в силу ряда обстоятельств не известно современной науке. Из поздних опытов Грибоедова наиболее заметны драматические сцены «1812 год», «Грузинская ночь», «Родамист и Зенобия». Особого внимания заслуживают и художественно-документальные сочинения автора (очерки, дневники, эпистолярий).

Хотя мировая известность и пришла к Грибоедову благодаря лишь одной книге, его не следует считать «литературным однодумом», исчерпавшим свои творческие силы в работе над «Горем от ума». Реконструктивный анализ художественных замыслов драматурга позволяет увидеть в нём талант создателя подлинно высокой трагедии, достойной Уильяма Шекспира, а писательская проза свидетельствует о продуктивном развитии Грибоедова как самобытного автора литературных «путешествий».

«Горе от ума»

Комедия в стихах А. С. Грибоедова - произведение, сделавшее своего создателя классиком русской литературы. Она сочетает в себе элементы классицизма и новых для начала XIX века романтизма и реализма.

Комедия «Горе от ума» - сатира на аристократическое московское общество первой половины XIX века - одна из вершин русской драматургии и поэзии; фактически завершила «комедию в стихах» как жанр. Афористический стиль способствовал тому, что она «разошлась на цитаты».

«Горе от ума» - один из самых цитируемых текстов в русской культуре. Сбылось предсказание Пушкина: «половина стихов должна войти в пословицу». Существует ряд продолжений и переделок «Горя от ума», в том числе «Возврат Чацкого в Москву» Е. П. Ростопчиной (1850-е), анонимное т. н. обсценное «Горе от ума» (конец XIX в.; ср. упоминание и некоторые цитаты в статье Плуцера-Сарно) и др.; для ряда постановок текст комедии радикально перерабатывался (особенно В. Э. Мейерхольдом, вернувшим даже название ранней редакции: «Горе уму»).

Многие фразы из пьесы, включая её название, стали крылатыми.

История создания «Горе от ума»

В историю русской литературы Грибоедов вошел как автор первой русской реалистической комедии «Горе от ума», хотя его перу принадлежат и другие произведения, написанные ранее (комедии «Молодые супруги», «Студент» и другие). Уже ранние пьесы Грибоедова содержали попытки соединения разных стилей с целью создания нового, но подлинно новаторским произведением стала комедия «Горе от ума», открывшая в 1825 году, вместе с трагедией «Борис Годунов» Пушкина, реалистический этап развития русской литературы. Замысел комедии возник в 1820 году (по некотором данным уже в 1816), но активная работа над текстом начинается в Тифлисе после возвращения Грибоедова из Персии. К началу 1822 года написаны первые два акта, а весной и летом 1823 года в Москве завершается первый вариант пьесы. Именно здесь писатель мог пополнить наблюдения над бытом и нравами московского дворянства, «надышаться воздухом» светских гостиных. Но и потом работа не прекращается: в 1824 году возникает новый вариант, имеющий название «Горе и нет ума» (первоначально - «Горе уму»). В 1825 году с большими цензурными сокращениями были напечатаны отрывки из I и III актов комедии, но разрешение на её постановку получить не удалось. Это не помешало широкой известности произведения, которое расходилось в списках. Один из них лицейский друг Пушкина Декабрист И. И. Пущин привез поэту в Михайловское. Комедию приняли восторженно, особенно в декабристской среде. Впервые комедия «Горе от ума» со значительными сокращениями была опубликована уже после смерти автора в 1833 году, а полностью она вышла в свет лишь в 1862 году.

Сюжет «Горе от ума»

Молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий возвращается из-за границы к своей возлюбленной - Софье Павловне Фамусовой, которую не видел три года. Молодые люди росли вместе и с детства любили друг друга. Софья обиделась на Чацкого за то, что тот неожиданно бросил её, уехал в Санкт-Петербург и «не писал трёх слов». Чацкий приезжает в дом Фамусова с решением жениться на Софье. Вопреки его ожиданиям, Софья встречает его очень холодно. Оказывается, она влюблена в другого. Её избранник - молодой секретарь Алексей Степанович Молчалин, живущий в доме её отца. Чацкий не может понять, «кто мил» Софье. В Молчалине он видит только «жалчайшее созданье», не достойное любви Софьи Павловны, не умеющее любить пылко и самоотверженно. Кроме того, Чацкий презирает Молчалина за старание угодить каждому, за чинопочитание. Узнав, что именно такой человек покорил сердце Софьи, Чацкий разочаровывается в своей возлюбленной.

А лександр Грибоедов был дипломатом и лингвистом, историком и экономистом, музыкантом и композитором. Но главным делом своей жизни он считал литературу. «Поэзия!! Люблю ее без памяти страстно, но любовь достаточна ли, чтобы себя прославить? И наконец, что слава?» - писал в дневнике Александр Грибоедов.

«Один из самых умных людей в России»

Александр Грибоедов родился в дворянской семье. Его образованием и воспитанием занимались лучшие учителя того времени: энциклопедист Иван Петрозилиус, ученый Богдан Ион, философ Иоганн Буле.

Каждое лето Александр Грибоедов проводил в родовом имении своего дяди в селе Хмелита. На шумные балы и званые обеды сюда часто приезжали известные писатели, музыканты, художники.

В раннем возрасте у Грибоедова проявились способности к иностранным языкам: греческому, латыни, английскому, немецкому, французскому, итальянскому. Он играл на рояле и арфе, а позже начал сочинять музыку и стихи. Уже в 11 лет он поступил в Московский университет и за два года закончил отделение словесности, а затем нравственно-политическое и физико-математическое отделения.

Когда началась Отечественная война 1812 года , 17-летний Грибоедов записался корнетом в Московский гусарский полк. Побывать в сражениях он не успел: его подразделение начало формироваться, когда Наполеон уже отступал. Пока русские войска освобождали от французов Европу, Грибоедов служил в тылу - в Белоруссии.

Путевые записки секретаря русского посольства

В 1815 году Грибоедов оставил военную службу и переехал в Петербург. Его мать, Анастасия Грибоедова, настаивала, чтобы он устроился чиновником в каком-нибудь министерстве. Однако государственная служба совсем не привлекала Грибоедова, он мечтал о литературе и театре. В этом же году Грибоедов написал комедию «Молодые супруги» , по которой позже придворные актеры петербургского театра поставили спектакль.

Неизвестный художник. Александр Грибоедов. 1820-е

В Петербурге Александр Грибоедов вел светский образ жизни: состоял в двух масонских ложах, дружил с членами Южного и Северного тайных обществ, общался с литераторами и актерами. Театральные увлечения и интриги вовлекли Грибоедова в скандальную историю: он стал секундантом в дуэли Василия Шереметева и Александра Завадовского. Чтобы спасти сына от тюрьмы, мать Грибоедова использовала все свои связи и устроила его секретарем русского посольства в Персии.

В 1818 году Александр Грибоедов выехал на службу, по дороге он подробно описывал свое южное путешествие в дневнике. Через год Грибоедов отправился в свою первую командировку к шахскому двору в Персии, где продолжил вести путевые записки. События своей службы он описал в небольших повествовательных фрагментах - так в основу «Рассказа Вагина» легла реальная история русского пленного, которого Грибоедов вернул на родину из Персии.

«Не комедия», запрещенная цензурой

На дипломатической службе в Персии Александр Грибоедов провел более полутора лет. Пребывание в этой стране угнетало его: он часто думал о родине, друзьях и театре, мечтал вернуться домой.

Осенью 1821 года Грибоедов добился перевода в Грузию. Там он начал писать черновой вариант первой редакции «Горя от ума» - он мечтал опубликовать пьесу и увидеть ее постановку.

В 1823 году писатель-дипломат попросил у генерала Алексея Ермолова отпуск и поехал в Москву. Здесь он продолжил работать над пьесой «Горе от ума», написал стихотворение «Давид», сочинил драматургическую сцену в стихах «Юность Вещего» и создал первую редакцию знаменитого вальса ми минор. Вместе с Петром Вяземским Грибоедов написал комедийную пьесу с песнями-куплетами и танцами «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом».

Когда Александр Грибоедов закончил комедию «Горе от ума», он решил представить ее уже пожилому баснописцу Ивану Крылову . Несколько часов автор читал свое произведение Крылову. Тот молча слушал, а после заявил: «Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пьесу по первопутку в Сибирь бы препроводила» .

Во многом слова Крылова оказались пророческими. На просьбу поставить «Горе от ума» в театре Грибоедову отказали, более того - комедию запретили печатать. Пьесу переписывали от руки и тайком передавали из дома в дом - литературоведы насчитали 45 000 рукописных копий по всей стране.

Злободневная пьеса, в которой Грибоедов описывал борьбу революционной молодежи с отжившим обществом, вызвала жаркие споры. Одни считали ее откровенным и разоблачительным описанием современного высшего света, другие - жалкой пародией, которая лишь очерняла столичных аристократов.

«Это не комедия, ибо в ней нет ни плана, ни завязки, ни развязки... Это просто поговорка в действии, в которой воскрешен Фигаро, но, как копия, далек от оригинала... В самой пьесе нет другой цели, чтобы сделать презрительным не порок, а возбудить презрение к одному только классу общества... Ему хотелось высказать свои философско-политические понятия, а о прочем он не думал».

Дмитрий Рунич, попечитель Санкт-Петербургского учебного округа

Петр Каратыгин. Александр Грибоедов. 1858

Многие современники считали, что прототипами героев послужили представители известных дворянских фамилий, которых Грибоедов встречал на балах и праздниках в усадьбе своего дяди, будучи ребенком. В Фамусове видели хозяина усадьбы Алексея Грибоедова; в Скалозубе - генерала Ивана Паскевича; в Чацком - декабриста Ивана Якушкина.

Писатель-дипломат

В 1825 году Александр Грибоедов вернулся на службу на Кавказ в штаб Ермолова. Здесь писатель узнал о восстании декабристов. Многие из заговорщиков были друзьями и родственниками Грибоедова, поэтому он сам попал под подозрение в причастности к восстанию. В январе 1826 года Грибоедова арестовали, но доказать его принадлежность к тайному обществу следствие так и не смогло.

В сентябре 1826 года Александр Грибоедов возвратился в Тифлис и продолжил службу: он бывал на дипломатических переговорах с Персией в Дейкаргане, вел переписку военачальника Ивана Паскевича, вместе они продумывали военные действия. В 1828 году Грибоедов участвовал в заключении с Персией выгодного для России Туркманчайского мирного договора.

«Во время этой войны явились во всем блеске его огромные дарования, вполне обработанные многосторонней правильной образованностью, его дипломатический такт и ловкость, его способность к труду, огромному, сложному и требующему больших соображений».

Из «Бесед в Обществе любителей Российской словесности»

Александр Грибоедов доставил текст договора в Петербург. В столице его с почетом принял сам Николай I . Император наградил писателя-дипломата чином статского советника, орденом Святой Анны 2-й степени и назначил полномочным министром в Персии.

Возвращаясь на службу в новой должности, Грибоедов снова остановился в Тифлисе, где женился на княжне Нине Чавчавадзе. Они познакомились еще в 1822 году - тогда он давал девушке уроки музыки. С молодой супругой Грибоедов прожил всего несколько недель, так как был вынужден вернуться в Персию.

В 1829 году во время дипломатического визита в Тегеран 34-летний Александр Грибоедов погиб: на занятый русским посольством дом напала огромная толпа, подстрекаемая религиозными фанатиками. Об Александре Грибоедове и его смерти в России не писали еще почти 30 лет. Только когда на сцене впервые поставили «Горе от ума» без цензурных правок, о нем заговорили как о великом русском поэте. В печати стали появляться первые сведения о дипломатической роли Грибоедова в отношениях России и Персии и его гибели.

Александр Грибоедов – личность выдающаяся и неординарная. Природа щедро одарила его разнообразными способностями и талантами: к литературе, музыке, лингвистике, военному делу, политике и дипломатии. В жизненном пути этого разностороннего человека немало необычного и даже удивительного. Мы собрали самые интересные факты из жизни Грибоедова , которые помогут лучше понять всю многогранность и неординарность этой личности.

  1. Имел много способностей . Грибоедов вошел в историю как писатель-драматург, лингвист, дипломат, композитор, кавалерист. Отличался прирожденными способностями к наукам и был очень образованным человеком. Закончил 2 факультета Московского университета, получив кандидатские степени по словесности и праву. И не доучился на третьем – математическом. Как раз перед последними экзаменами на получение степени началась война с Наполеоном, и юный Александр записался добровольцем в солдаты.
  2. Был незаконнорожденным ребенком и не знал своего настоящего отца . В послужных списках он указывал разные даты рождения: то 1793, то 1795. Позже обозначил годом своего рождения 1790. Мать писателя Александра Федоровна официально вступила в брак только в 1792 году.
    Писатель знал о своем происхождении, и всю жизнь это обстоятельство его тяготило. Кстати, фамилия «Грибоедов» не что иное, как перекрученная на русский лад польская фамилия Гржибовский. Писатель имел польские корни.

  3. С раннего детства поражал талантами. Особенно – к языкам . Маленький Саша очень красиво пел, играл на флейте и фортепиано, писал стихи и музыку. В 6 лет хорошо владел 3 иностранными языками. Вообще, Грибоедов – прирожденный полиглот. Занимаясь самообразованием, в совершенстве овладел 9 иностранными языками. Дом, в котором прошли детские годы Грибоедова, стоит в Москве и поныне.

  4. Пошел добровольцем на войну, но так и не поучаствовал ни в одном сражении . Патриотизма и мужества юному Александру не занимать, а вместе с горячим темпераментом это вызвало острое желание встать на защиту родины. Но не судьба – он не попал в действующую армию. Всю войну, пока соотечественники сражались не на жизнь, а на смерть, полк Грибоедова стоял в резерве.

  5. Участвовал в дуэли из-за женщины . Это была редкая форма дуэли – четвертная. Она особенна тем, что после инициаторов дуэли стреляются и их секунданты. Как раз Грибоедов и был одним из таких секундантов. Не поделили женщину. Яблоком раздора между 4 мужчинами оказалась балерина Истомина, упомянутая Пушкиным в «Евгении Онегине». Исход оказался трагичным: один из участников В. Шереметьев (друг Грибоедова) погиб. Дуэль между секундантами перенесли на более поздний срок. Она состоялась через год. Грибоедов предложил мировую, но оппонент не согласился замять дело. Он остался невредимым, а вот Грибоедов пострадал: противник прострелил ему кисть и отстрелил палец.

  6. Написал много музыкальных пьес, но почти все они навеки утрачены для потомков . До наших времен дошли только 2 вальса для фортепиано. Ныне они адаптированы для исполнения и на других музыкальных инструментах (баяне, флейте, арфе и пр.).

  7. Всю жизнь был масоном . Принадлежал к масонской ложе «Объединенных друзей» – самой большой в Петербурге. Из писем и заметок становится понятно его твердое намерение усовершенствовать свою ложу, убрав излишнее увлечение обрядами и ритуалами. Агитировал за распространение русского языка и грамоты. К сожалению, его проект не нашел поддержки среди масонов.

  8. Замешан в движении декабристов . Из-за чего полгода находился под следствием. Потом писателя отпустили, не сумев доказать его причастность к движению. Вообще он был стойким националистом: любил родной язык, музыку, традиции, русскую кухню и даже одежду. Всю жизнь тяготился судьбой своего народа. Имел много друзей среди декабристов. Разгром их движения переживал тяжело, вплоть до душевного кризиса.

  9. Был лично знаком с Пушкиным . Александр Сергеевич отзывался о Грибоедове как об одном из умнейших людей России. Вместе с Пушкиным они состояли на службе в Коллегии иностранных дел.

  10. Его литературное наследие – всего одно произведение, но бессмертное . Кто не знаком с его знаменитым «Горе от ума»? Замысел комедии родился вдали от родины, когда Грибоедов пребывал на дипломатической службе в Персии. Работа над произведением продолжилась в Грузии и была закончена уже в России. Первым ее критиком стал знаменитый баснописец И. А. Крылов.

  11. Ушел из жизни преждевременно, при загадочных обстоятельствах . Согласно официальной версии, во время дипломатической службы в Персии его растерзала толпа исламских фанатиков. Это случилось в Тегеране в 1829 году. Причиной конфликта стало намерение русского посольства помочь персидским пленным вернуться на родину. Последней каплей стало намерение русских помочь вернуться на родину наложницам и евнуху из гарема шахского зятя. Провоцируемая духовенством, топа черни ворвалась в посольство, резали и крушила все, что попадалось под руку. Вместе с Грибоедовым погибло еще больше 50 сотрудников посольства.

  12. Предчувствовал смерть . Друзья дипломата вспоминали, что последние месяцы жизни он ходил мрачный, жаловался на плохое самочувствие и постоянно твердил, что в Персии «его могила». Хотя тогда повода для подобных выводов не было – отношения с персидским правительством у Грибоедова были дружескими. Из-за мучивших тягостных предчувствий попросил отстранить его от дипломатической службы. Но отставку ему не дали.

  13. Женился за год до своей смерти на юной 16-летней девушке – княжне Нино Чавчавадзе . Эта любовь скрасила последние годы его жизни, омраченные сложной дипломатической работой. Интересно, что свою будущую жену он знал едва ли не с пеленок и брал участие в ее образовании. Когда Нино была маленькой, Грибоедов давал ей уроки музыки.

  14. В качестве компенсации за смерть дипломата персидский принц подарил императору Николаю I огромный неограненный алмаз . Среди груды изуродованных тел Грибоедова опознали благодаря особой отметке – отсутствию пальца на левой руке. Ныне оно покоиться в Тифлисе на склоне горы Мтацминда. Похоронен дипломат на территории монастыря. Над могилой по заказу жены писателя поставлена часовня. После кровавой резни послы шаха отправились к российскому правителю с подарком. Николай I принял его. Конфликт был улажен, зверское убийство подданных прощено и забыто. Этот камень хранится в Москве и поныне. Такова цена жизни Грибоедова и его сослуживцев.

  15. Вдова писателя после гибели мужа до самой своей смерти не снимала траурных нарядов . А это немало – целых 28 лет. Именно настолько она пережила Грибоедова. Кстати, на момент смерти мужа ей было только 17 лет. Похоронили Нино рядом с мужем.