Соловецкое сидение: церковь против власти. Соловецкое сидение

4.8 (95%) 36 votes

11 февраля 2019 года (29 января по ст. ст. 7527г.), Русская Православная старообрядческая Церковь, отмечает день памяти- свв. мчч. и испп. Никанора архим., Самуила сотника и Макария инока и иже с ними в Соловецкой обители XVII веце за правоверие пострадавших.

Ровно 343 года назад, в конце января 1676 года в результате предательства оказался захваченным Соловецкий монастырь, а царские войска вырезали всех монахов, не пожелавших отречься от православной веры наших благочестивых предков.

В память о сем скорбном юбилее приводим подробный рассказ о событиях в изложении выдающегося старообрядческого писателя .

В ночь на 22 января 1676 года (старый стиль) предательством был взят зна­менитый Соловецкий монастырь, оплот старообрядчества, почти двадцать лет отказывавшийся принять новые книги и обряды патриарха Никона. Из пятисот человек монастырской братии лишь четырнадцать остались в живых - все остальные погибли лютой смертью. А через неделю неожиданно умер царь Алексей Михайлович Романов.

Смотрите иллюстрации из миниатюры 18 века

В 1636 году на Соловецкие острова прибыл из Москвы моло­дой священник Никита Минин. Невзгоды мирской жизни выну­дили его искать успокоения в прославленной северной обители, и, едва уговорив свою супругу постричься в одном из столичных монастырей, он отправился на Соловки.

Местом своего подвижничества Никита избрал Троицкий скит на Анзерском острове, основанный старцем Елеазаром (t 1656). Скит этот был славен строгим уставом и суровым житием пустынников. На Анзере московский священник принял постриг и был наречен Никоном .

ВИДЕО. Токомо у насЪ:

Рекомендуем к просмотру качественный фильм-рассказ от умельцев из Рогожской воскресной школы.

С отеческой любовью Елеазар отнесся к новоначальному ино­ку, скоро ставшему одним из лучших его учеников. Никон старался во всем подражать подвижнику. Как и старец, он предавался «вели­кому посту и воздержанию», занимался иконописью и резьбой по дереву. В июне 1638 года Елеазар и Никон отправились в Москву собирать деньги на строительство каменной скитской церкви.

Но собранных денег было явно недостаточно для начала строительства. Поэтому Елеазар не спешил начинать работы, и деньги лежали без движения. Это злило Никона, заподозрившего своего наставника в сребролюбии. Подозрения переросли в открытую ссору, кончившуюся тем, что в 1639 году Никон бежал на рыбачьей лодке с Анзера на «большую землю», унося в сердце неизбывную ненависть к Соловкам.

Никон бежал, а островная братия еще долго обсуждала виде­ние, бывшее Елеазару: однажды во время литургии старец увидел огромного черного змия, обвившегося вокруг шеи Никона, и в ужасе воскликнул: «Великое зло Россия себе сего израсти!»

Прошли годы, инок Никон стал архимандритом столичного Новоспасского монастыря, родовой усыпальницы Романовых, и «собинным» другом царя Алексея Михайловича. В 1648 году по настоянию самодержца Никон был назначен митрополитом Ве­ликого Новгорода вместо еще живого митрополита Афония.

Оскорбленный Афоний удалился на покой в Хутынский мона­стырь, где скончался в 1652 году. Чувствуя приближение смерти, он просил призвать на свое погребение не нового митрополита, а какого-нибудь другого архиерея, «ибо Никон - враг Божий».

Патриарх Никон с клиром. Парсуна 1662 года

К Соловецкому монастырю, входившему в Новгородскую епархию, митрополит Никон испытывал стойкую неприязнь, старался всячески ущемить в правах и унизить прославленную обитель, издавна пользовавшуюся самоуправлением и обширными льготами. Так в 1650 году Никон особой грамотой к соловецкому настоятелю Илие приказал печь раздаточные просфоры (разда­вавшиеся богомольцам после литургии) не из дешевой ржаной муки, а из дорогой пшеничной.

Это возмутило монастырскую братию: разве митрополит не знает, что ржаными просфорами Соловки кормят тысячи палом­ников, а из белой пшеничной муки пекут только просфоры для литургии?


Вячеслав Шварц «Патриарх Никон в Новом Иерусалиме», 1867 год

Иноки пытались возражать, но вынуждены были по­кориться - с огромными расходами и убытками обитель смогла выполнить приказ архиерея.
А в 1651 году митрополит покусился на монастырское са­моуправление: он добился привилегии «ведать судом и управою» над Соловками и не замедлил воспользоваться этим, начав вме­шиваться во все дела обители.

Но горшая беда пришла на острова весной 1652 года, когда Никон по государеву велению приехал в монастырь за мощами святого Филиппа (Колычева), московского митрополита, му­жественного тираноборца, убиенного в 1569 году по велению царя Иоанна Грозного. Соловецкая братия с огромным риском и трудностями разыскала тело мученика и похоронила в обители, настоятелем которой Филипп был в 1548-1566 годах.


Алексей Кившенко «Никон представляет новые книги на церковном соборе 1654 года»

От мощей совершались чудесные исцеления, прославившие монастырь и привлекавшие многочисленных паломников. И вот Никон забирает святыню в столицу! Ни угощение от царского имени, ни раздача ста рублей милостыни не могли утешить бра­тию, со слезами провожавшую чудотворные мощи. Но митрополит увозил с Соловков не только святыню.
На Соловках, в монастырской тюрьме, томился уроженец Салоник, инок Арсений Грек. Получив образование в Италии, Арсений изрядно поездил по свету, сменил несколько стран про­живания и несколько вер: успел побывать и православным, и униатом, и католиком, и даже мусульманином.


Аполлинарий Васнецов «Московский застенок. Конец XVI века (Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI и XVII веков)», 1912 год

В январе 1649 Арсений приехал в Москву в свите иерусалим­ского патриарха Паисия. Но на Руси грек был уличен в вероотступ­ничестве и «за многие ереси» сослан на Соловки. В монастырской тюрьме «Арсен» провел три года. Никон, приехавший за мощами святителя Филиппа, имел несчастие познакомиться с узником, очароваться его европейскою образованностью и забрать с собой в Москву.

Пока Никон ездил на Север за чудотворными мощами, в сто­лице скоропостижно скончался престарелый патриарх Иосиф. На освободившийся архипастырский престол царским изволением был назначен новгородский митрополит Никон.

В 1653 году новый патриарх начал грандиозную церковную реформу: введение новых обрядов и «справу» русских богослужеб­ных книг по греческим образцам. Возглавил книжную справу на московском Печатном дворе пресловутый Арсений Грек.


Со слезами восприняли на Соловках известие о том, что вчерашний еретик и вероотступник «Арсен» ныне правит Бо­жественные книги: «Братия, братия! Увы, увы! Горе, горе! Пала вера Христова, яко же и в прочих землях, в земле русской двема врагами Христовыми, Никоном и Арсеном» .


Игорь Машков «Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон осматривают афонские древности», 2008 год

Скорбь соловецких иноков была небезосновательна: «книж­ная справа», возглавляемая Арсением Греком, привела к порче и искажению богослужебных книг, о чем писал Каптерев:

Не­ сомненно, что Арсений как иностранец-грек не настолько однако владел русским языком, чтобы постичь все его тонкости, понимать все его особенности и оттенки, уметь всегда подыскать нужное слово, нужный оборот речи, чтобы точно, ясно выразить ту или другую мысль, точно и верно по строю речи формулировать из­вестное учение. Многое и, конечно, очень многое для Арсения как иностранца оставалось в русском языке непонятным и закрытым, почему его переводы, естественно, во многом отличались от старых, нередко уступали им в ясности, точности, в уместности того или другого выражения, казались иногда двусмысленными и соблазнительными.

Сам Арсений Грек и возглавляемая им «книжная справа» казались русским людям чем-то демоническим. Когда в 1654 году в Москве свирепствовала страшная моровая язва (чума), молва объясняла эпидемию тем, что «держит-де у себя патриарх ве­домого еретика, старца Арсения, и во всем-де ему дал волю, и велел быть у справки печатных книг, и тот чернец многие книги перепортил».


Сергей Иванов «Во время раскола», 1909 год

Новые «перепорченные» богослужебные книги привезли на Соловки лишь в октябре 1657 года. Архимандрит Илия сложил их под замок в оружейную палату и указал продолжать службу по старым. Перед Пасхой 1658 года все священники подписали отказ от новых служебников.

А 8 июля того же года отказ от новых книг был закреплен и в приговоре общего монастырского Собора: «Тех служебников не принять и по них не служить» . Это был открытый протест против церковной реформы, продолжавшийся около двадцати лет. Но все эти годы соловецкая братия жила в относительном спокойствии: Москва не досаждала отдаленным островам.

В 1659 году, по смерти архимандрита Илии, настоятелем монастыря по выбору братии стал старец Варфоломей. При нем в 1660 году на Соловки возвратился на покой оставивший настоятельство в подмосковном Саввино-Сторожевском мона­стыре архимандрит Никанор, царский духовник, соловецкий постриженик, многие годы исполнявший в обители должность книгохранителя.

В 1666-1667 годах в столице проходили два церковных Со­бора, обычно объединяемых историками в один «большой Мо­сковский Собор». Он низложил реформатора Никона, но вместе с тем проклял старые церковные обряды и их приверженцев. На Собор были вызваны архимандриты Варфоломей и Никанор, причем Варфоломей счел за лучшее отказаться от старообрядче­ства и принести покаяние.


Сергей Милорадович «Суд над патриархом Никоном», 1885 год

Узнав об этом, соловецкая братия стала упорно ходатайство­вать перед Москвою о смене настоятеля, прося поставить на это место Никанора. Но правительство только отчасти удовлетворило их просьбу: новым архимандритом был поставлен не Никанор, а Иосиф, начальник Соловецкого подворья в Москве. Он, как и Варфоломей, отрекся от старообрядчества на том же Соборе.

Иосиф и Варфоломей прибыли на Соловки 14 сентября 1667 года, приведя с собою ладью, груженую бочками с вином, медом и пивом. Но братия отказалась принять нового настояте­ля, заявив Иосифу: «Нам ты, архимандрит, не надобен!» Иноки арестовали Иосифа и Варфоломея, а бочки с хмельным разбили на пристани.

А 21 сентября на Соловки вернулся архимандрит Никанор. В Москве под угрозой казни его вынудили покориться церковной реформе и насильно заставили надеть иноческий клобук нового образца. Однако, вернувшись на Соловки, Никанор принес перед братией покаяние за свое отступление от старообрядчества, был прощен и занял пост фактического настоятеля монастыря, став духовным руководителем братии.

По прибытии Никанора чернецы и бельцы (послушники) на­писали царю челобитную, в которой подтвердили свой решитель­ный отказ от новых книг и обрядов: «Милосердый государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великия, и Малыя, и Белыя России самодержец! Молим твою, великого государя, благочестивую державу и плачемся вси со слезами, помилуй нас, нищих своих богомольцев и сирот, не вели, государь, у нас пре­дания и чину преподобных отец Зосимы и Савватия переменить!


Кирилл Киселев «Раскол»

Повели, государь, нам быти в той же нашей старой вере, в которой отец твой государев и вси благоверные цари и великие князи и отцы наши скончались, и преподобные отцы Зосима и Савватий, и Герман, и Филипп митрополит и все святии отцы угодили Богу. Аще ли ты, великий государь наш, помазанник Божий, нам в преж­ней, святыми отцы преданней, в старой вере быти не благоволишь и книги переменити изволишь, милости у тебя, государя, просим: помилуй нас, не вели, государь, болщи того к нам учителей при­сылать напрасно. Понеже отнюдь не будем прежней своей право­славной веры переменить.

И вели, государь, на нас свой царский меч прислать, и от сего мятежного жития преселити нас на оное безмятежное и вечное житие. А мы тебе, великому государю, не противны. Ей, государь, от всея души у тебя, великого государя, милости о сем просим и вси с покаянием и с восприятием на себя великого ангельского чину на той смертный час готовы».

Это был открытый вызов, и ответ не заставил себя долго ждать. 3 мая 1668 года царским указом на Соловки для покорения мона­стыря было послано стрелецкое войско под командованием стряп­чего Игнатия Волохова. Началась восьмилетняя осада обители.


Сергей Милорадович «Путешествие Аввакума по Сибири», 1898 год

Стрельцы попытались высадиться на островах 22 июня 1668 года, но обнаружилось, как позднее докладывал царю Воло­хов, что«Соловецкий монастырь заперт и по воротам, и по башням, и по стене пушки, и с мелким ружьем изготовлены».

Попытка уговорить иноков сдаться ни к чему не привела, бра­тия отказалась подчиняться царскому указу: «Великого государя не слушаем и по новым книгам служить не хотим». Ни к чему не привела и осада обители, поэтому летом 1672 года Волохов был сменен сотником московских стрельцов Климентом Иевлевым.


Орест Ботехин «Опричнина», 1999 год

Сотник действовал более жестко, сжег все хозяйственные постройки за пределами монастырской ограды, но штурмовать обитель не решился, поэтому в сентябре 1673 года Иевлева сменил третий военачальник - стольник и воевода Иван Мещеринов, получивший приказ взять обитель всеми доступными средствами под угрозой смертной казни.

Воевода действовал энергично и продуманно, осада повелась по всем правилам военного искусства: под монастырские башни велись подкопы, ни днем, ни ночью не смолкала пушечная канона­да, под гром которой стрельцы регулярно ходили на приступы. Но взять Соловецкую обитель, лучшую русскую крепость того времени, было не так-то просто: крепкие ворота, толстые стены, высокие башни, а на башнях - голландские пушки. Рассказывали, что «Никанор по башням ходит беспрестанно, и пушки кадит, и водою кропит, и им говорит: матушки-де мои галаночки, надежда-де у нас на вас, вы-де нас обороните».

Победу Мещеринову принесло предательство: 9 ноября 1675 года из монастыря в воеводский лагерь пробрался чернец Феоктист, не выдержавший длительной осады. Феоктист взялся провести отряд стрельцов потайным ходом внутрь обители.


«Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание». Лубок XIX века

В ночь на 22 января 1676 года под покровом снежной бури отряд майора Степана Келина проник в обитель потайным ходом, выворотив ломами кирпичи в наспех замурованном окне в одной из башен. Перебив полусонных стражей, стрельцы открыли монастырские ворота. В обитель ворвалось царское войско во главес воеводой.


Тайный ход в сушило, через который нападавшие проникли в монастырь

Начался ночной бой, неравный и скоротечный. После же­стокой схватки у ворот озверевшие стрельцы разбежались по обители, врываясь в кельи и храмы, убивая всех, вооруженных и безоружных, старых и молодых, бельцов и иноков - всех, кто попадался на пути.

«Соловецкое восстание». Лубок

Мещеринов, налюбовавшись на картину кро­вавого разорения, возвратился в лагерь. Старообрядческий писатель Семен Денисов в «Истории об отцах и страдальцах соловецких» подробно рассказывает о мученической гибели непокорных. Первым воевода вызвал на допрос сотника Самко (Самуила) Васильева, организовавшего оборону обители. Сотник вызывал особую ненависть воеводы, ведь именно умелая оборона привела к большим потерям среди стрельцов.

Мещеринов спросил Самуила: «Зачем ты противился само­держцу и посланное воинство отбивал от ограды?» На это сот­ник мужественно отвечал: «Не самодержцу я противился, но за отеческое благочестие, за святую обитель стоял мужественно!»Разъяренный воевода повелел до смерти избить Самуила, а без­дыханное тело сбросить в монастырский ров.


«Расправа с раскольниками». Лубок

Вторым на страшный суд Мещеринова предстал архимандрит Никанор. За военным руководителем пришла очередь руководите­ля духовного. От старости и многолетних молитвенных подвигов Никанор сам не мог идти, поэтому воины привезли его к воеводе на маленьких саночках. Мещеринов начал допрос: «Скажи мне, Никанор, чего ради противились государю? Чего ради воинство в обитель не пускали, а когда хотели подойти, то оружием от­бивали?»

На это старец отвечал: «Самодержавному государю никогда не сопротивлялись и даже никогда не помышляли сопротивляться. Но поскольку новшества патриарха Никона не позволяют живу­щим в миру соблюдать апостольские и отеческие предания, то мы удалились от мира и поселились на этом морском острове. Вас же, пришедших растлить церковные уставы и разрушить спаситель­ные обычаи, правильно не пустили».


Смелый ответ разозлил Мещеринова, и он начал матерно ру­гать инока. На эту брань Никанор тихо отвечал: «Что величаешься,что превозносишься? Не боюсь тебя, ибо и душу самодержца имею в своей руке!» Это еще больше разъярило воеводу и, вскочив со стула, он стал избивать Никанора тростью, не стыдясь ни ино­ческого сана, ни почтенных седин архимандрита. Бил до тех пор,пока не выбил старцу зубы.

Потом приказал воинам тащить Никанора за монастырскую ограду, кинуть в ров и стеречь, пока не умрет. С грубым хохотом и непристойными шутками стрельцы тащили за ноги беспомощного старика,голова которого билась о камни. Окровавленного страстотерпца в одной нательной сорочке швырнули в глубокий ров,где он мученически скончался от ран и лютого мороза.


Григорий Мясоедов «Сожжение протопопа Аввакума», 1897 год

Один за другим представали перед Мещериновым оставшиеся в живых иноки и бельцы. Все короче и короче становились допро­сы. Твердость и мужество староверов побудили воеводу казнить всех без разбору: стрельцы рубили головы, вешали кого за шею, кого за ноги, а кого на острых крюках за ребра. Из нескольких сотен человек, сидевших в осаде, лишь четырнадцать иноков остались в живых - все остальные либо погибли при штурме, либо были казнены.


Александр Литовченко «Итальянский посланник Кальвуччи зарисовывает любимых соколов царя Алексея Михайловича»

За несколько дней Мещеринов разграбил обитель и нагрузил церковными драгоценностями целую ладью. Впоследствии он был уличен в хищении монастырского имущества, был предан суду и тюремному заключению. При обыске у него нашли гро­мадную по тем временам сумму денег - 2312 рублей, множество книг, серебряную, оловянную и медную посуду, оружие, шубы и меха. Кроме различных ценностей, воевода присвоил себе «восмь котлов болших медных монастырских» и даже «часы железныя боевыя з гирями».

По приказу Мещеринова Феоктист и несколько уцелевших иноков «подносили ему Ивану на многия праздники и на ево имянины из соборныя церкви окладныя иконы». Так воеводе удалось заполучить 18 икон в серебряных окладах с жемчугами и каменьями из монастырского собора. Из прочих монастырских церквей и келий Мещериновым было взято множество других икон и складней.

Между тем в столице вечером 22 января царь неожиданно по­чувствовал сильное недомогание. Старообрядческий писатель диа­кон Феодор рассказывает об этом:

Наш московский царь Алексей Михайлович, прельщенный от Никона, еретика и отступника, при смерти своей позна неправду свою и законопреступление свое и отпадение от правые веры отеческия. И вопияше великим гласом, моляся новым преподобномучеником соловецким: “О, господие мои! Послушайте мя и ослабите ми поне мало, да покаюся!” Пред­стоящий ту и седящии вопросиша его, глаголюще со ужасом: “Кому ты, царь-государь, молишися прилежно и умилно? ” Он же сказа им: “Яко приходят ко мне, - рече, - старцы Соловецкого мона­стыря и растирают вся кости моя и суставы тела моего пилами намелко, и не быти живу от них. Пошлите гонца скоро и велите войску отступить от монастыря их”. Бояре же пославше гонца скорого по повелению цареву.

Но было поздно: в Вологде царский посланец встретил воевод­ского гонца, мчавшегося в столицу с известием о покорении мо­настыря. А царь Алексей Михайлович умер 29 января 1676 года. По церковному календарю день его кончины был посвящен гря­дущему второму пришествию Христа и Его страшному суду.

Церковное почитание

В Русской Православной Старообрядческой Церкви чтут память святых мучеников и исповедников: архимандрита Никанора, инока Макария, сотника Самуила и иже с ними в Соловецкой обители за древлее благочестие пострадавших. День памяти установлен им 29 января (11 февраля нового стиля ).

В Православной старообрядческой Церкви почитание святых мучеников совершается по крайней мере с конца XVIII века: этим временем датированы рукописи с памятью Соловецких мучеников.

“Во Москвы-то было во царьстви”
(песня 17 века, поется на поморский манер, в конце слов звучит “э”)

Во Москвы-то было во царьстви,
А во прекрасном во государьстви,
Перебор-от был боярам,
Пересмотр-от был воеводам.
Из бояр бояр выбирали,
Воеводу-ту поставляли,
Его роду же непростого:
Из бояр князь-Салтыкова.
Воспроговорит-то государь наш,
Алексей-сударь свет Михайловиць:
- Уж ты гой еси воевода!
Я пошлю тебя, воевода,
Ко манастырю святому,
Ко игумену честному:
Стару веру-ту порушите,
Стары книги истребите,
На огни вы вси сожгите.
Воспроговорит воевода:
- Уж ты гой-еси государь-царь наш,
Волексей ты сударь Михаштовиць!
Как нельзя-то думой подумать
На свято ведь на это место,
Не прекрасною киновию,
Шьче на свет-то преподобных,
Соловецьких ведь цюдотворцев.
Воспроговорит государь царь наш
Алексей-от сударь-Михайловиць:
- Уж ты гой-еси, воевода!
Прикажу я тебя казнити,
Руки, ноги же отпилити,
Буйну голову отрубити.
Воевода-те испугалсэ,
Сам слезами же обливалсэ:
- Уж ты гой-еси, государь-царь наш
Алексей же-сударь Михайловиць!
Погоди ты меня пилити,
Уж мне дай рець говорити:
Мне-ка дай же ты силы много,
Мне стрельцов, борьцов, солдатов.
Шьцо садилсэ-то воевода;
Надалек он, свет, отъехал, -
Он расплакалсэ, сам раздумалсэ:
- Хошь я смерть-ту - я приму же!
Он раздумалсэ воевода:
Во пути будто рознемогсе;
Он назад скоро воротилсэ.
На то место-то накупалсэ
Из бояр, бояр князь Пещерской;
Шьче садилсэ-то воевода
Он во легоньки стружоцьки;
Потянули-то ветры буйны
С полуденную сторонку,
Уносило-то воеводу
Ко манастырю святому,
Ко игумену честному,
Как ко светам-то преподобным
Соловецьким же чудотворьцам.
Как стрелял, стрелял воевода
Во соборну-ту Божью церковь,
Уронил-то тут воевода
Богородицу со престола.
Вси манахи-ти испугались,
По стенам-ти вси побросались,
В одну келью-ту собирались,
В одно слово-то говорили:
Говорил-то все игумен:
- Вы не бойтесь-ко, мои дети,
Не страшитесь-ко етой страсти!
Мы по-старому ведь отслужим, -
С Христом в царсьтви с им прибудем.
По грехам было суцинилось,
По тежким грехам сотворилось:
Захотел-то ведь Деревяга
В Святом озере он купатьце,
По веревкам церез стену-ту опускатьце;
Ишше пал етот грешник
На сыру-то землю;
Он сломил свою праву руку,
Извихнул себе леву ногу.
Тут пришел к ему воевода:
- Ты скажи-ка нам сушшу правду;
Ишшо порохом доволен манастырь?
Ишше крепостью-то крепок ли?
Да людьми-то ведь он люден ли?
Говорил-то тут Деревяга:
Он ведь крепостью-ту крепок,
Он людьми тольки не люден.
Попадите и вы зайдите
Дровяным-то в стену окошком.
Как зашел-то воевода,
Рассказал как Деревяга;
Он зацял тут воевода,
Стару веру-ту порушить взял,
Стары книги-ти Божии изорвал все,
На огни-ти он прожигал их;
Всех монахов прирубили,
В сине море-то пометали,
Над игуменом наругались:
Рецист язык у него отрезали.
Церез ночь было тако цюдо -
Он ведь сделасэ весь здравой.
Они взели его, убили -
Как небесно царство купили.
В ту пору-ту, во то время,
В саму в ту ведь темну ноцьку
Ишшо к нашему царю жо
К Олексею-то свет-Михайловицю
Как приходят к ему два старьца,
Как хотят-то его убити,
Руки-ноги да отпилити.
Говорят ему таки реци:
- Уж ты гой-еси, государь-царь,
Олексей ты сударь Михайловиць,
Не розорей-ко ты старой веры!
Посылат-то ведь царь же скоро,
Он гонцов-то скоро, солдатов:
- Старой веры не розоряйте,
Вы ведь книг-то не разрушайте,
На огни-то не розжигайте,
Вы манахов-то не рубите».
Ище встретили воеводу
В славном городи во Вологды.
Воевода-то разболелсэ (сгнил),
Он в худой-то боли сконцялсэ.
Государь-от, государь наш царь
Олексей-свет сударь Михайловиць
За воеводой собиралсэ,
Он своей-то жизней сконцялсэ.
Понесли его в Божью церковь, -
Потекло у него из ушей-то,
Потекла у него всяка гавря;
Ишше уши-то затыкали
Все хлопцятой белой бумагой.

(Гавря- гной)

Источник:

Урушев Дмитрий Александрович. “Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах”

Димитрий Урушев на фотографии Сергия Аветяна

Материал по теме

Смотрите иллюстрации из миниатюры 18 века ПО ССЫЛКЕ

Современные русские писатели рассказывают о классиках, не включенных в школьную программу по литературе.

Читать Житие Протопопа Аввакума


ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА, ИМ САМИМ НАПИСАННОЕ

Тот же штиль: говорит 17 век

Рецензия на книгу и оригинальный текст “жития” современных нам старообрядцев, вынужденных скитаться по чужбине весь ХХ век, не находя желанного покоя.

Избранные материалы

Подборка материалов по теме взаимоотношения религиозного и светского восприятия мира, в том числе рубрики « », « », материалы «

Выступил против них, на стороне старообрядчества. Это выступление возглавил сам архимандрит Илья. Когда в 1657 году в соловецким инокам были присланы новонапечатанные никоновские служебники, архимандрит и его приближённые их спрятали. В следующем году Илья созвал всю соловецкую братию и увещевал ее постоять за православие, не принимать «латинских» новшеств. Монахи подписали общий приговор, чтобы священники не смели служить по новопечатным книгам. Илья и его помощники стали распространять старообрядческую пропаганду по всему Поморскому краю. Илья вскоре умер. Новый архимандрит соловецкого монастыря Варфоломей пытался отменить помянутый приговор и ввести новые книги, но безуспешно; стойкая приверженность старообрядчеству и проповедь о наступлении времени антихриста уже прочно укрепились среди братии и окрестного населения.

Соловецкий монастырь. Фото 1915 года

Варфоломей был вызван в Москву на собор 1666-1667, окончательно одобривший реформы Никона . Братия Соловецкого монастыря поручила ему подать на соборе челобитную об оставлении старины. Архимандрит рассказал, что пытался ввести новые книги, но безуспешно. На собор была прислана от некоторых соловецких старцев челобитная, обвинявшая Варфоломея в пьянстве, любостяжании и просившая дать ей иного настоятеля. Но пришла и другая челобитная, от склонившегося на сторону правительства келаря и части монахов – те жаловались, что «раскольники» затевают в Соловецком монастыре мятежи. Для расследования собор отправил на Соловки комиссию во главе с ярославско-спасским архимандритом Сергием и в сопровождении стрелецкого отряда. Соловецкие иноки приняли её крайне неприязненно. Когда комиссия стала читать в храме соборную грамоту, братия подняла крик против троеперстия, трегубой аллилуйи и новых книг. Более всех кричал бывший архимандрит любимого царем Саввы-Сторожевского монастыря Никанор, удалившийся на покой в Соловецкую обитель. Комиссия уехала назад, ничего не добившись. А братия послала государю новые челобитные об оставлении старых книг. В Москве отставили Варфоломея и назначили в Соловецкий монастырь другого архимандрита, Иосифа. Когда тот прибыл туда, братия спросила его, как он будет служить: по старым или новым книгам. Иосиф прочел царский указ о введении «никоновских» книг. Его не допустили к настоятельству и выслали из монастыря; а царю снова послали челобитную с просьбою оставить старые порядки. Тогда, в декабре 1667, царь указал отобрать соловецкие вотчины в казну и прекратить монастырю подвоз хлебных припасов. Московский собор 1667 изрек анафему на непослушных монахов. Но соловецкая братия не покорялась, и в 1668 к монастырю был отправлен стрелецкий отряд Волохова. Монахи со многими находившимися у них в ссылке и на богомолье мирянами вооружились и сели в осаду. Так началось Соловецкое восстание, длившееся восемь лет (1668-1676).

Восстание старообрядцев Соловецкого монастыря против никонианских книг в 1668 году. Художник С. Милорадович, 1885

Соловецкий монастырь представлял собой довольно сильную крепость и имел все средства для продолжительной обороны. Островное его положение на далеком море, полгода закованном во льды, служило наилучшей защитою. Стены Соловецкого монастыря были вооружены пушками и пищалями (всего до 90 орудий). Пороху было заготовлено до 900 пудов. Хлеба и съестных припасов было собрано едва ли не на десять лет; притом сообщения с берегом и доставка провизии еще долго не прекращались. Гарнизон Соловков превышал 500 человек, в том числе до 200 монахов и послушников и более 300 мирян: крестьян, беглых холопов, стрельцов, донских казаков и даже иноземцев – шведов, поляков, татар. Рвение о старой вере придавало участником Соловецкого восстания большую моральную силу. Присланные им новопечатные книги соловчане бросили в море. Отправленный на подавление Соловецкого восстания стряпчий Волохов со стрелецким отрядом человек в полтораста даже не решился осадить монастырь; на его увещания восставшие дали дерзкий ответ.

Воевода Волохов стал на Заячьем острове в 5 верстах от монастыря; но, ничего не достигнув, на зиму ушел на твердую землю. Он поставил в Кемском городке слабую заставу, якобы с целью не пропускать в монастырь запасов, а сам засел поблизости в Сумском остроге и занялся поборами с монастырских волостей. Тут он вошёл в пререкания с архимандритом Иосифом. Изгнанный из Соловецкой обители после начала восстания, Иосиф поселился на том же Заячьем острове, откуда управлял сумскими и кемскими монастырскими вотчинами и всякими промыслами. Иосиф жаловался в Москву на вымогательства Волохова, а последний доносил, будто архимандрит и его старцы бражничают, за государево здоровье Бога не молят и даже радеют участникам Соловецкого восстания. Распря разгорелась до того, что Волохов бил архимандрита по щекам, драл за бороду и велел стрельцам посадить его на цепь. Оба противника были вызваны в Москву и уже не вернулись на Белое море.

Подавлять Соловецкое восстание вместо Волохова отправили в 1672 стрелецкого голову Иевлева с подкреплением в 600 стрельцов из Холмогор и Архангельска. Но эти стрельцы были люди, «пехотному строю не обученные». В августе 1672 воевода с 725 человеками подступил к монастырю, но ограничился тем, что пожег ближние хозяйственные строения, побил скот и тоже ушел в Сумский острог, сославшись на недостаток пороха и свинца. Тут он по примеру Волохова стал притеснять крестьян Соловецкого монастыря поборами с целью наживы, но под предлогом сбора кормов для своего отряда.

В следующем году Иевлева отозвали. Руководить подавлением Соловецкого восстания было поручено Ивану Мещеринову с новым подкреплением и указом «быть на Соловецком острове неотступно». Подчиненные ему начальники (иноземцы Келер, Буш, Гутковский и Стахорский) должны были обучать стрельцов пехотному строю и стрельбе; хотя сами были офицеры рейтарского строя. Летом 1674 года Мещеринов собрал ладьи и карбасы и высадился на Соловецком острове. Тут оказалось, что Иевлев, предав огню хозяйственные постройки, окружавшие монастырь, тем облегчил оборону его и затруднил нападение. Строения эти давали бы возможность осаждающим близко подойти к стенам; теперь же им приходилось действовать против соловецких мятежников на открытой местности под огнём крепостного наряда. Грунт был каменистый, и шанцы приходилось копать с большим трудом. Укрепясь кое-как шанцами, Мещеринов начал обстреливать монастырь; откуда тоже отвечали выстрелами. Самым ярым мятежником явился бывший архимандрит Саввы-Сторожевского монастыря Никанор; он благословил на стрельбу из пушек, ходил по башням и кропил св. водою голландские пушки, приговаривая: «матушки мои галаночки, надеемся на вас». Он приказывал стрелять по воеводе говоря: «поразишь пастыря, ратные люди разбредутся аки овцы». Рядом с Никанором во главе Соловецкого восстания действовали келарь Маркел, городничий старец Дорофей, прозванием Морж, сотники Исачко Воронин и Самко.

Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание. Лубок XIX столетия

Но среди восставших возникла распря по вопросу о молениях за великого государя. Некоторые старцы настаивали продолжать моления. 16 сентября 1674 участники Соловецкого восстания собрали общее совещание по этому поводу. Тут Исачко и Самко с товарищами сняли оружие, говоря, что не хотят более служить, так как священники за великого государя Бога молят. Тогда келарь добил им челом, и они снова надели оружие, изрекая бранные слова на царя. После этого мятежники выгнали из монастыря некоторых черных священников, а другие ушли сами, явившись к Мещеринову, принеся покаяние государю и распространяя про участников Соловецкого восстания разные порочащие слухи. Раскаявшиеся священники изъявили согласие принять новоисправленные книги и троеперстие. По удалении священников, почти некому было отправлять в монастыре церковную службу: но Никанор говорил, что можно обойтись и без священников, и без обедни, а ограничиться чтением в церкви часов. Однако, не все были с ним согласны, и среди восставших продолжались распри, хотя о сдаче не было и помину. Мещеринов не решился зимовать на острове; а разорил свои шанцы и, по примеру предшественников, отплыл от Соловецкого монастыря на зимовку в Сумский острог, вопреки наказам из Москвы.

Там повторилось то же, что было при Волохове и Иевлеве. В Москву пошли жалобы на притеснения и корысть воеводы Мещеринова, который под видом сбора кормов производил поборы в Сумском уезде и даже посылал свою меру для сбора хлебных запасов, в которой было 22 фунта лишку против казенной! Из Москвы приходили грамоты с выговорами воеводе, но они оставались без действия.

Летом 1675 Мещеринов снова высадился у монастыря, имея более 1000 ратных людей, пушки и запасы в изобилии. На сей раз он решил осаждать участников Соловецкого восстания и зимой, для чего устроил вокруг монастыря 13 земляных городков с пушками и повел подкопы под три башни. Но долго еще тянулась бы осада, если бы не помогла измена. В ноябре из монастыря убежал чернец Феоктист. Он указал Мещеринову слабое место обороны восставших: слегка закладенное камнями окно под сушилом у Белой башни. Воевода сначала не внял этому указанию. 23 декабря он сделал приступ и был отбит с большим уроном. Только после того Мещеринов воспользовался советом Феоктиста. В ночь на 22 января 1676 он послал отряд с майором Кашиным. Феоктист знал час, когда караулы расходятся по кельям, а на стенах остается только по одному человеку. Стрельцы выломали камни в окне, вошли в Белую башню и впустили войско. К рассвету монастырь был в руках царской рати; монахов быстро обезоружили. Захваченные вожаки Соловецкого восстания ­– архимандрит Никанор и сотник Самко ­– были повешены; менее виновные заточены по острогам; а толпа, принесшая повинную, пощажена. Царь Алексей Михайлович , по-видимому, не успел узнать о взятии Соловецкого монастыря – он скончался уже через несколько дней. На воеводство в Соловки был прислан Владимир Волконский, который подверг любостяжательного Мещеринова розыску по обвинению в присвоении части монастырской казны.

По материалам книги Д. И. Иловайского «История России. В 5 томах. Том 5. Отец Петра Великого. Алексей Михайлович и его ближайшие преемники»

Участвовали представители различных социальных слоев: верхушка монастырских старцев, выступавших против реформационных инноваций, рядовые монахи, боровшиеся против усиливавшейся власти царя и патриарха, послушники и монастырские работники, пришлые зависимые люди, недовольные монастырскими порядками и усиливающимся социальным гнетом. Число участников восстания – около 450–500 чел.

Первый этап противостояния московских властей и братии Соловецкого монастыря относят к 1657. Монастырь в то время был одним из самых богатых и экономически независимых, в силу удаленности от центра и богатства природных ресурсов.

В привезенных в монастырь «новоисправленных богослужебных книгах» соловчане обнаружили «богопротивные ереси и новшества лукавые», которые монастырские богословы отказались принимать. С 1663 по 1668 на имя царя было составлено и послано 9 челобитных и множество посланий, на конкретных примерах доказывавших справедливость старой веры. В этих посланиях также подчеркивалась непримиримость соловецкой монашеской братии в борьбе с новой верой.

Второй этап начался 22 июня 1668, когда для усмирения монахов был выслан первый отряд стрельцов. Началась пассивная блокада монастыря. В ответ на блокаду монахи начали восстание под лозунгом борьбы «за старую веру» и заняли оборону вокруг крепости. Мятежникам помогали и сочувствовали крестьяне, работные и пришлые люди, беглые стрельцы, а позже и участники разгоравшейся крестьянской войны под предводительством Степана Разина. В первые годы московское правительство не могло послать значительных сил на подавление восстания из-за других крестьянских волнений. Однако блокада продолжалась, и руководство монастыря, а также значительная часть чернецов (монахов, принявших схиму) выступили за переговоры с царскими воеводами. Миряне и пришлые люди отказались идти на компромисс и требовали от монахов «за великого государя богомолие отставить». Переговоры, которые велись с восставшими в течение 4 лет, ни к чему не привели. В результате в 1674 Алексей Михайлович увеличил войско, осаждающее крепость, назначил новым воеводой Ивана Мещеринова и отдал ему приказ «мятеж искоренить вскоре».

На третьем этапе борьбы осажденных со стрелецким войском предпринимались многочисленные попытки штурма крепости, долгое время заканчивавшиеся безуспешно. Несмотря на многочисленность (до 1 тыс. человек) стрельцов, брошенных на взятие непокорных и наличие у них огнестрельного оружия, крепость не сдавалась. В ходе осады идея «защита старой веры» сменилась отрицанием царской власти и централизованного церковного правления. («Никакого указа нам от великого государя ненадобно и не служим ни по новому, ни по старому, делаем по-своему»). В монастыре перестали исповедываться, причащаться, признавать священников, стали привлекать к работе всех монастырских старцев – «в хлев, и в поварню, и в мукосейню». Организовались вылазки против осаждавших монастырь войск. Игумен Никандр специально кропил пушки осажденных святой водой. Возникавшие повреждения крепостной стены, образовывавшиеся после непрерывных обстрелов, быстро ликвидировались монахами.

Противостояние неожиданно закончилось в январе 1676, когда перебежчик, монах Феоктиста, вероятно, прельстившийся какими-то посулами, указал стрельцам на тайный подземный ход в одной из башен. Небольшой отряд стрельцов проник внутрь монастыря и открыл ворота осаждавшим.

За штурмом последовала жестокая расправа над осажденными (январь 1676), ознаменовавшая заключительный этап борьбы. Из 500 защитников крепости в живых осталось только 60, но и те вскоре были казнены. Лишь немногим была сохранена жизнь, они были разосланы по другим монастырям. Соловецкий монастырь был ослаблен репрессиями на долгие годы. Свидетельством «прощения» опального монастыря стало посещение обители Петром I почти через 20 лет после описываемых событий. Тем не менее, монастырь восстановил свое значение лишь в конце 18–19 вв.

Соловецкое восстание – одно из наиболее заметных выступлений против попыток быстро реформировать религиозную жизнь во времена «тишайшего царя» Алексея Михайловича . Тексты многочисленных списков Повести и истории об отцах и страдалицах соловецких писателя-самоучки старообрядца Семена Денисова, рассказывавшие о жестокостях и репрессиях царских усмирителей, бытовали по всей России. Упорство в вере и мученическая смерть «соловецких старцев» создала вокруг них ореол мученичества. О соловецких защитниках слагались песни. В народе даже ходила легенда, что в наказание за эти злодеяния Алексей Михайлович был поражен страшной болезнью и умирал покрытый «гноем и струпьями».

Лев Пушкарев

"СОЛОВЕЦКОЕ СИДЕНИЕ" 1668-1676, принятое в исторической литературе название восстания в Соловецком монастыре, в котором участвовали монахи, не принявшие церковные реформы патриарха Никона, крестьяне, посадские люди, беглые стрельцы и солдаты, а также участники восстания С. Т. Разина. Кара-тельное войско (свыше 1 тыс. человек) овладело монастырей после почти 8-летней осады. Из 500 участников восстания в живых осталось 60 человек, почти все они были казнены.

Источник: Энциклопедия "Отечество"

  • - "", принятое в исторической литературе название обороны донскими и запорожскими казаками крепости Азов, взятой у турок в 1637. В 1641 казаки выдержали осаду турецкой армии...

    Русская энциклопедия

  • - оборона Азова Казаками от турецких войск превышавших численно защитников почти в 30 раз. В казачьей истории эти три месяца 1641-го года - один из наиболее ярких моментов, время беспримерного проявления блестящей...

    Казачий словарь-справочник

  • - восстание в Соловецком монастыре в 1668 - 76. Участники: монахи, не принявшие церковные реформы Никона, крестьяне, посадские люди, беглые стрельцы и солдаты, а также сподвижники С.Т. Разина...

    Современная энциклопедия

  • - героич. оборона Азова донскими казаками в 1637-42. Опираясь на Азов, крымские и ногайские татары совершали разорит. набеги на юж. р-ны России...
  • - Соловецкое сидение, - антифеод. нар. восстание в Соловецком монастыре. В С. в. приняли участие различные социальные слои. Аристократич...

    Советская историческая энциклопедия

  • - акт, требующий гораздо меньшего мышечного напряжения, чем стояние, но гораздо большего, чем лежание, при коем мышечное напряжение может совершенно отсутствовать...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Соловецкое сидение, антифеодальное народное восстание в Соловецком монастыре...

    Большая Советская энциклопедия

  • - 1668-76, восстание в Соловецком монастыре. Участники: монахи, не принявшие церковной реформы Никона, крестьяне, посадские люди, беглые стрельцы и солдаты, а также сподвижники С. Т. Разина...

    Большой энциклопедический словарь

  • - См. ГОСТЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - СИДЕ́ТЬ, сижу́, сиди́шь; си́дя; несов...

    Толковый словарь Ожегова

  • - СИДЕ́НИЕ, сидения, ср. 1. только ед. Действие по гл. сидеть1 в 1, 2, 3 и 4 знач. Сидение на стуле. Сидение в одиночестве. Сидение без дела. Сидение в клетке. Сидение за работой. 2...

    Толковый словарь Ушакова

  • Толковый словарь Ефремовой

  • - сиде́ние I ср. 1. процесс действия по гл. сидеть I 2. состояние по гл. сидеть I II ср. местн...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - сид"...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Формы слова

  • - седалище, восседание, обложенье, жопа, осада, корпение, задница, зад, кафисма, гузно, стульчак,...

    Словарь синонимов

"СОЛОВЕЦКОЕ СИДЕНИЕ" в книгах

Первомайское сидение

Из книги Спецназ ГРУ: Пятьдесят лет истории, двадцать лет войны... автора Козлов Сергей Владиславович

Первомайское сидение Спецподразделения прибыли к Первомайскому в 12 часов того же 10 января. К этому времени радуевцы заняли Первомайское. По некоторым данным, Радуев оставил часть своей банды в Первомайском еще по дороге в Кизляр – для подготовки села к обороне. Если это

«Мелиховское сидение»

Из книги Чехов без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

«Мелиховское сидение» Михаил Павлович Чехов:Зимою 1892 года <…> Чехов стал землевладельцем. Прочитав в газете объявление о продаже какого-то имения близ станции Лопасня Московско-Курской железной дороги, сестра и я отправились его смотреть. Никто никогда не покупает

ГАЛЛИПОЛИЙСКОЕ СИДЕНИЕ

Из книги Врангель автора Соколов Борис Вадимович

ГАЛЛИПОЛИЙСКОЕ СИДЕНИЕ Эвакуация из Крыма потерпевшей поражение Русской армии была значительным успехом Врангеля. Теперь вывезенные из Крыма войска становились важным козырем в борьбе за влияние на эмигрантскую общественность. По словам H. H. Чебышева, ставшего

Сидение в отказе

Из книги Всё на свете, кроме шила и гвоздя. Воспоминания о Викторе Платоновиче Некрасове. Киев – Париж. 1972–87 гг. автора Кондырев Виктор

Сидение в отказе Родители уехали. Но расставание гораздо больше сблизило, чем разлучило.Никогда до этого мы так тесно не общались, как в первый год после их отъезда. Неустанно переписывались и беспрерывно перезванивались. Они сообщали нам все свои новости, а мы держали их

«Соловецкое сидение»

Из книги Протопоп Аввакум. Жизнь за веру [ёфицировано] автора Кожурин Кирилл Яковлевич

«Соловецкое сидение» Главным оплотом сопротивления никоновским реформам на севере Руси оставался Соловецкий монастырь, с которым Аввакум в первые годы своей пустозёрской ссылки стремился установить связь через юродивого Феодора. На Феодора он возлагал важное

СИДЕНИЕ

Из книги Оранжевая книга - (Техники) автора Раджниш Бхагван Шри

СИДЕНИЕ Медитация означает посвятить несколько минут незанятости. Вначале это будет очень трудно - наиболее трудная вещь в мире вначале, в конце наиболее легкая. Она так легка, поэтому она так трудна.Если вы кому-то скажете просто сидеть и ничего не делать, он станет

Глава 4 Соловецкое общество краеведения

Из книги Соловецкий концлагерь в монастыре. 1922–1939. Факты - домыслы - «параши». Обзор воспоминаний соловчан соловчанами. автора Розанов Михаил Михайлович

Глава 4 Соловецкое общество краеведения В островной воспитательно-трудовой семье «набольшим» числилось Соловецкое общество краеведения - СОК. В нем нашли тихое убежище от лесной угрозы десятки «очкастиков», как шпана обзывала интеллигентов. По официальным записям,

§ 2. Монастырское войско в XVII веке. Военизация братии Соловецкое восстание 1668–1676 гг

Из книги Соловецкий монастырь и оборона Беломорья в XVI–XIX вв автора Фруменков Георгий Георгиевич

§ 2. Монастырское войско в XVII веке. Военизация братии Соловецкое восстание 1668–1676 гг Со времени «смуты» значительно возросла численность монастырского войска. К 20-м годам XVII века «под ружьем» в Поморье находилось 1040 человек. Все они состояли на монастырском содержании и

Глава 17. Соловецкое разорение

Из книги автора

Глава 17. Соловецкое разорение Соловецкий монастырь - одна из славнейших русских обителей, основанная в XV веке преподобными отцами Зосимой и Савватием на Соловецком острове в Белом море. Удаленный и хорошо укрепленный монастырь власти иногда использовали как тюрьму.С 1649

Соловецкое восстание 1668-76

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Соловецкое сидение

Из книги Русский Newsweek №36 (303), 30 августа - 5 сентября автора Автор неизвестен

Соловецкое сидение Дарина ШевченкоЖители Соловков восстали против местных монахов, которые посягнули на самое святое, что у них есть, – туристов. «Если Соловки окончательно захватит церковь, то монахи своих не досчитаются. Возьмемся за топоры», - грозно говорит сторож

V. СОЛОВЕЦКОЕ ДНО

Из книги автора

V. СОЛОВЕЦКОЕ ДНО 1. ОСТРОВ СЛЕЗ Мы наконец, прибыли на «Остров слез», не имея пока о нем никакого понятия, даже не зная, что он называется «островом слез», но твердо надеясь в душена лучшее.После нудной процедуры приема и обыска, как это делается по всем тюрьмам, после мытья

Обращение православных епископов из Соловецкого лагеря особого назначения к правительству СССР ("Соловецкое послание"). 1926 г.

Из книги История Русской Православной Церкви 1917 – 1990 гг. автора Цыпин Владислав

Обращение православных епископов из Соловецкого лагеря особого назначения к правительству СССР ("Соловецкое послание"). 1926 г. Несмотря на основной закон Советской власти, обеспечивающий верующим полную свободу совести, религиозных объединений и проповеди, Православная

СИДЕНИЕ

Из книги Релаксация Кум нье автора Тулку Тартанг

СИДЕНИЕ Когда течение наших мыслей замедляется, возникает внутренняя гармония. Приходит чувство облегчения и уверенностиКум нье начинается просто, со спокойного сидения и расслабления. Найдите тихое место, где вы можете сидеть на коврике или подушке либо на ровном

Сидение

Из книги Вся поплавочная снасть автора Балачевцев Максим

Сидение Для того чтобы работать таким агрегатом, как «штекер», нам не обойтись без устойчивого, а следовательно достаточно большого, сидения. Лучше всего подходит платформа с установленным на ней ящиком для снастей. Подробнее читайте об этом в главе

Одним из наиболее значимых событий 17 в. стал церковный раскол. Он серьезно повлиял на формирование культурных ценностей и мировоззрения русского народа. Среди предпосылок и причин церковного раскола можно выделить как политические, сформировавшиеся в результате бурных событий начала века факторы, так и церковные, которые, однако, имеют второстепенное значение.

В начале века на престол взошел первый представитель династии Романовых, Михаил.

Он и, позже, его сын, Алексей, прозванный «Тишайшим» постепенно восстановили внутренне хозяйство, разоренное в период Смуты. Была восстановлена внешняя торговля, появились первые мануфактуры, укрепилась государственная власть. Но, в то же время, оформилось законодательно крепостное право, что не могло не вызвать массового недовольства в народе. Первоначально внешняя политика первых Романовых была осторожной. Но уже в планах Алексея Михайловича присутствует стремление к объединению православных народов, проживавших не территории Восточной Европы и Балкан.

Это поставило царя и патриарха, уже в период присоединения Левобережной Украины, перед довольно сложной проблемой идеологического характера. Большая часть православных народов, приняв греческие нововведения, крестилась тремя перстами. По традиции Москвы для крещения использовались два перста. Можно было либо навязать собственные традиции, либо подчиниться канону, принятому всем православным миром. Алексей Михайлович и патриарх Никон, избрали второй вариант. Происходившая в то время централизация власти и возникшая идея о будущем главенстве Москвы в православном мире, «Третьем Риме», требовали единой идеологии, способной сплотить народ. Реформа, проведенная впоследствии, на долгое время расколола российское общество. Разночтения в священных книгах и трактовке исполнения обрядов требовали изменения и восстановления единообразия. Необходимость исправления церковных книг отмечалась не только властями духовными, но и светскими.

Имя патриарха Никона и церковный раскол тесно связаны. Патриарх Московский и всея Руси отличался не только умом, но и жестким характером, целеустремленностью, властолюбием, любовью к роскоши. Свое согласие встать во главе церкви он дал только после просьбы царя Алексея Михайловича. Начало церковному расколу 17 века положила подготовленная Никоном и проведенная в 1652 г. реформа, которая включала в себя такие новшества, как троеперстие, служение литургии на 5 просфорах и проч. Все эти изменения впоследствии были одобрены на Соборе 1654 г.

Но, переход к новым обычаям был слишком резким. Положение в церковный раскол в России усугубилось еще и жестоким преследованием противников нововведений. Многие отказались принять изменения в обрядах. Старые священные книги, по которым жили предки, отказывались отдавать, многие семьи бежали в леса. При дворе сформировалось оппозиционное движение. Но в 1658 г. положение Никона резко изменилось. Царская опала обернулась демонстративным уходом патриарха. Однако свое влияние на Алексея он слишком переоценил. Никон был полностью лишен власти, но сохранил богатство и почести. На соборе 1666 г., в котором участвовали патриархи Александрийский и Антиохийский, с Никона сняли клобук. И бывший патриарх был отправлен в ссылку, в Ферапонтов монастырь на Белом озере. Впрочем, жил там любивший роскошь Никон далеко не как простой монах.

Церковный собор, низложивший своевольного патриарха и облегчивший судьбу противников новшеств, полностью одобрил проведенные реформы, объявив их не прихотью Никона, но делом церкви. Не подчинившиеся нововведениям были объявлены еретиками.

Заключительным этапом раскола стало Соловецкое восстание 1667 – 1676 гг., окончившееся для недовольных гибелью или ссылкой. Еретики преследовались и после смерти царя Алексея Михайловича. После падения Никона церковь сохранила свое влияние и силу, однако ни один патриарх уже не претендовал на высшую власть.

1668-1676 годов - мятеж монахов Соловецкого монастыряпротив реформы русской православной церкви. Поводом к восстанию послужило снятие сана патриарха с Никона. Число участников восстания достигало 450-500 человек. 22 июня 1668 года на Соловецкие острова прибыл стрелецкий отряд под командой стряпчего И. Волхова. Монастырь отказался пропустить стрельцов в стены крепости. Благодаря поддержке окрестных крестьян и работных людей монастырь смог выдержать более чем семилетнюю осаду, не испытывая затруднений в продовольствии. Многие работные люди, беглые служилые люди и стрельцы пробирались на острова и примыкали к восставшим. В начале 1670-х годов в монастыре появились участники восстания под руководством С. Разина, что значительно активизировало восстание, углубило его социальное содержание. Осажденные предпринимали вылазки, которые возглавляли выборные сотники - беглый боярский холоп И. Воронин, монастырский крестьянин С. Васильев. Беглые донские казаки П. Запруда и Г. Кривонога руководили строительством новых укреплений. К 1674 году под стенами монастыря было сосредоточено до тысячи стрельцов и большое количество орудий. Осаду возглавил царский воевода И. Мещеринов. Повстанцы успешно оборонялись, и лишь предательство монаха Феоктиста, указавшего стрельцам незащищенное окно Белой башни, ускорило поражение восстания, которое было жестоко январе 1676 года. Из 500 участников восстания, находившихся в монастыре, остались в живых после взятия крепости только 60. Все они за исключением нескольких человек позже были казнены.