Софокл кто такой и чем прославился. Биография софокла. Краткая биографическая справка

) участвовал в народном празднике как руководитель хора . Дважды был избран на должность стратега и один раз исполнял обязанности члена коллегии, ведавшей союзной казной. Афиняне выбрали Софокла в стратеги в 440 году до н. э. во время Самосской войны под впечатлением его трагедии «Антигона », постановка которой на сцену относится, таким образом, к 441 году до н. э.

Главным его занятием было составление трагедий для афинского театра . Первая тетралогия, поставленная Софоклом в 469 году до н. э. , доставила ему победу над Эсхилом и открыла собой ряд побед, одержанных на сцене в состязаниях с другими трагиками. Критик Аристофан Византийский приписывал Софоклу 123 трагедии(в том числе и Антигона).

Софокл отличался весёлым, общительным характером, не чуждался радостей жизни, как видно из слов некоего Кефала в Платоновом «Государстве» (I, 3). Был близко знаком с историком Геродотом . Умер Софокл на 90-м году жизни, в 405 году до н. э. в городе Афины . Горожане соорудили ему жертвенник и ежегодно чествовали как героя.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Сообразно успехам, какими трагедия была обязана Софоклу, им сделаны нововведения в сценической постановке пьес. Так, он увеличил число актёров до трёх, а число хоревтов с 12 до 15, сократив в то же время хоровые части трагедии, усовершенствовал декорации, маски, вообще бутафорскую сторону театра, внёс перемену в постановку трагедий в виде тетралогий, хотя не известно в точности, в чём эта перемена состояла. Наконец, он же ввёл в употребление расписные декорации. Все перемены имели целью сообщить ходу драмы на сцене больше движения, усилить иллюзию зрителей и впечатление, получаемое от трагедии. Сохраняя за представлением характер чествования божества, священнослужения, каким была трагедия первоначально, по самому происхождению своему из культа Диониса , Софокл очеловечил его гораздо больше, нежели Эсхил . Очеловечение легендарного и мифического мира богов и героев последовало неизбежно, как только поэт сосредоточил своё внимание на более глубоком анализе душевных состояний героев, которые были известны публике до сих пор лишь по внешним превратностям их земной жизни. Изобразить душевный мир полубогов возможно было не иначе, как чертами простых смертных. Начало такому обращению с легендарным материалом положено было отцом трагедии, Эсхилом : достаточно напомнить созданные им образы Прометея или Ореста; Софокл пошёл дальше по следам предшественника.

    Характерные черты драматургии

    Софокл любил сталкивать между собой героев с разными жизненными принципами (Креонт и Антигона, Одиссей и Неоптолем и др.) или противопоставлять друг другу людей с одинаковыми взглядами, но с разными характерами - для подчеркивания силы характера одного при его столкновении с другим, слабохарактерным (Антигона и Исмена, Электра и Хрисофемида). Он любит и умеет изображать перепады в настроении героев - переход от высшего накала страстей к состоянию упадка сил, когда человек приходит к горькому осознанию своей слабости и беспомощности. Этот перелом можно наблюдать и у Эдипа в финале трагедии «Царь Эдип », и у Креонта, узнавшего о смерти жены и сына, и у приходящего в сознание Аякса (в трагедии «Аякс »). Для трагедий Софокла характерны редкие по мастерству диалоги, динамичность действия, естественность в развязывании сложных драматических узлов.

    Сюжеты трагедий

    Едва ли не во всех дошедших до нас трагедиях не череда положений или внешних событий приковывает к себе внимание зрителей, но последовательность душевных состояний, переживаемых героями под влиянием отношений, сразу ясно и окончательно поставленных в трагедии. Содержанием «Эдипа» служит один момент из внутренней жизни героя: обнаружение преступлений, им совершенных, до начала трагедии.

    Сохранившиеся пьесы

    • «Трахинянки » (ок. 450-435 до н. э.)
    • «Аякс » («Эант», «Биченосец») (между сер.450-х и сер.440-х до н. э.)
    • «Антигона » (ок. 442-441 до н. э.)
    • «Царь Эдип » («Эдип-тиран») (ок. 429-426 до н. э.)

    Софокл) знаменитейших литераторов античной эпохи. Появился на свет примерно в 496 г. до н. э. в Колоне, небольшом селении в нескольких километрах севернее Акрополя. Ему довелось появиться на свет в богатой семье, он получил прекрасное образование. Софокл был личностью разносторонне одаренной, изучал музыку под руководством знаменитого музыканта Лампра, демонстрировал прекрасные результаты на соревнованиях атлетов. Источники свидетельствуют, что молодой Софокл был чрезвычайно красив, возможно, именно по этой причине им был возглавлен юношеский хор после победы в Саламинской битве (480 г. до н. э.), исполнявший благодарственные гимны богам.

    В 468 г. до н. э. Софокл дебютировал на литературных состязаниях поэтов, причем сразу же стал победителем, отвоевав приз у выдающегося Эсхила. К Софоклу пришла слава, которая не покидала его до конца жизни. Известно, что он регулярно принимал участие в соревнованиях афинских драматургов, более двух десятков раз становился победителем, многократно - «серебряным призером», и ни разу его пьесы не удостаивались третьего, последнего, места. Считается, что Софокл написал более сотен пьес, и написание трагедий являлось главным занятием его жизни.

    Тем не менее он получил известность у современников не только в качестве драматурга. Будучи активным участником общественной жизни Афин, он занимал различные должности. Не исключено, что в 1443-1442 гг. до н. э. входил в коллегию казначеев Афинского союза. Во время Самосской войны в 44 г. до н. э. Софокл был избран в десятку стратегов, возглавлявших карательную экспедицию. Скорее всего, в качестве стратега он побывал еще два раза; входил в число лиц, приближенных к афинскому стратегу Периклу. В сложный для Афин период (после неудачной экспедиции в 413 г. до н. э. на Сицилию) Софокл вошел в десятку пробулов, которым вверялась судьба полиса. В воспоминаниях современников Софокл остался весьма благочестивым человеком, основавшим святилище Геракла. При этом он был общителен, жизнерадостен, хотя и прославился сочинением трагических произведений.

    До нашего времени сохранилось целиком семь трагедий, которые специалисты относят к позднему периоду биографии Софокла; среди них знаменитые «Эдип», «Антигона», «Электра», «Деянира» и др. Древнегреческому драматургу принадлежит заслуга введения ряда новшеств в постановку трагедий. В частности, он увеличил до трех число играющих актеров, усовершенствовал бутафорскую сторону представления. В то же время изменения коснулись не только технической стороны: трагедии Софокла с точки зрения содержания, посыла приобрели более «человеческое» лицо даже в сравнении с творчеством Эсхила.

    Скончавшийся в преклонном возрасте около 406 г до н. э. Софокл после кончины был обожествлен, в знак его памяти в Афинах был сооружен жертвенник.

    Софокл (496-406 гг. до н. э.) - античный драматург трагик.

    Основные произведения: «Аякс» (442 г. до н. э.), «Антигона» (441 г. до н. э.), «Трахинянки» (дата написания неизвестна), «Филоктет». В краткой биографии Софокла, которая представлена на этой странице, мы собрали основные факты о жизни и творчестве драматурга Софокла.

    Родился в предместье Афин - Колоне в состоятельной семье. Получил хорошее музыкальное образование, с чем связаны его творческие новшества (использование хоров, сольных песен и тому подобное; трактат о хоре). Это во многом повлияло на то, как сложилась биография Софокла. Ему принадлежит слава реформатора древнегреческого театра. Софокл не только увлекался театром, но и был активным политическим деятелем, патриотом своей родины. Занимал государственные и военные должности. Был близок к кругам Перикла. Как драматург выступил в 468 г. до н. э. За свою жизнь Софокл создал более 100 трагедий. В начале XX века найден отрывок из драмы сатиров «Следопыты». Сюжеты для своих трагедий Софокл брал из мифологии.

    В своих трагедиях Софокл поднимал актуальные социально-нравственные вопросы, главное место среди которых занимала проблема взаимоотношений между личностью и государственной властью. Драматург правдиво показывал внутренний мир своих героев, в которых воплощены цельные, несколько идеализированные характеры. Его трагедии вселяют веру в ее силы. Продолжая традиции Эсхила, Софокл развивал жанр трагедии. Увеличил до трех количество действующих лиц, отказался от сюжетно связанной тетралогии, ввел монодии - сольные песни, усовершенствовал декорации, маски и т. д.

    Говоря о биографии Софокла, важно отметить, что его творчество оказало значительное влияние на развитие новой драмы в Европе, начиная с эпохи Возрождения. В Греции имя Софокла было чрезвычайно популярным и авторитетным, поэтому после смерти был почитаем как герой.

    Если вы уже ознакомились с краткой биографией Софокла, вы можете поставить свою оценку данному писателю вверху страницы. К тому же предлагаем вам посетить раздел Биографии , чтобы прочитать о других популярных и известных писателях.

    Cофокл краткая биография афинского драматурга, трагика изложена в этой статье.

    Cофокл краткая биография

    Родился Софокл примерно в 496 г. до н. э. в Колоне, небольшом селении в нескольких километрах севернее Акрополя.

    Софокл из зажиточной семьи и получил хорошее образование. Он отличался веселым, общительным характером, не чуждался радостей жизни.

    После Саламинской битвы (480 год до н. э.) участвовал в народном празднике как руководитель хора. Дважды был избран на должность стратега и один раз исполнял обязанности члена коллегии, ведавшей союзной казной. Афиняне выбрали Софокла в стратеги в 440 году до н. э.

    В 468 г. до н. э. Софокл дебютировал на литературных состязаниях поэтов, причем сразу же стал победителем, отвоевав приз у выдающегося Эсхила. К Софоклу пришла слава, которая не покидала его до конца жизни.

    Главным его занятием было составление трагедий для афинского театра. Античные литературоведы приписывали около 130 трагедий.

    До нашего времени сохранилось целиком семь трагедий, среди них знаменитые «Эдип», «Антигона», «Электра», «Деянира» и др.

    Древнегреческому драматургу принадлежит заслуга введения ряда новшеств в постановку трагедий:

    • он увеличил до трех число играющих актеров,
    • усовершенствовал бутафорскую сторону представления.
    • В то же время изменения коснулись не только технической стороны: трагедии Софокла с точки зрения содержания, посыла приобрели более «человеческое» лицо даже в сравнении с творчеством Эсхила.

    Софокл умер на 90-м году жизни (406 г. до Р. Х.).

    Биография Софокла (кратко)

    В трагедиях Софокла главным является не внешний ход событий, а внутренние терзания героев. Общий смысл сюжета Софокл обычно объясняет сразу. Внешняя развязка фабулы у него почти всегда легко предугадывается. Запутанных осложнений и неожиданностей Софокл тщательно избегает. Его основная черта – склонность изображать людей, со всеми присущими им слабостями, колебаниями, ошибками, порой и преступлениями. Персонажи Софокла – не общие отвлечённые воплощения тех или иных пороков, добродетелей или идей. Каждый из них обладает яркой индивидуальностью. Софокл почти лишает легендарных героев их мифической сверхчеловечности. Как Сократ свел философию с неба на землю, так афинские трагики (даже раньше Сократа) низвели полубогов с их пьедесталов, а богов устранили от непосредственного вмешательства в людские судьбы, оставив за ними лишь роль верховных нравственных арбитров.

    Катастрофы, постигающие героев Софокла, подготовлены свойствами их характеров и обстоятельствами, но они всегда являются расплатой за вину самого героя, как в «Аяксе», или его предков, как в «Царе Эдипе» и «Антигоне». Эдип должен нести кару за вину своего преступного отца, но сам он не заслуживает тяжкой доли. Преступления совершены им в неведении – и Эдип получает от богов полное прощение и даже славу праведника. Семейные злодеяния обрекают на злую судьбу и дочь Эдипа, Антигону. Но она тоже исполнена чистых побуждений и, подвергшись казни, оставляет по себе благоговейную память. Софокл в глубоко человеческом смысле трактует древние легенды народной фантазии. Но при всём этом его характеры не теряют своей идеальности и не понижаются, как у Еврипида, до уровня обыденной жизни.

    По Софоклу, человек подвластен судьбе, которая часто подвергает его тяжким испытаниям и страданиям. Но боги милосердны к тем, кто даже в невзгодах не покидает личного достоинства, не перестаёт держаться высоких моральных идеалов. Софокл склонен придавать личной человеческой воле большую свободу, нежели Эсхил. Неспособная изменить внешние обстоятельства, эта воля определяет меру стойкости, проявляемой человеком в бедствиях, его способность преодолевать низменные порывы. Она не зависит от богов – те лишь дают моральную оценку выбора, сделанного человеком, и в соответствии с этим определяют кары и награды.

    Мраморный рельеф, предположительно изображающий Софокла

    Согласно со склонностью афинян к диалектике трагедии Софокла развиваются в словесном состязании двух оппонентов. Оно помогает зрителю лучше осознать их правоту или неправоту. Но, в отличие от Еврипида , у Софокла словесные дискуссии не являются центром драм. Сцены, исполненные глубокого пафоса и в то же время лишённые еврипидовской напыщенности и риторики, есть во всех дошедших до нас трагедиях Софокла. Это – великолепные плачи Деяниры, Антигоны, Аякса перед смертью, Филоктета, Эдипа (понявшего, что он и есть тот нечестивец, который накликал на Фивы гнев богов).

    Соединением в главных действующих лицах высокого героизма и глубокого страдания от бедствий, порождённых непоправимым роком, Софокл достигает высочайшего эффекта. Герои Софокла переживают тяжелые душевные муки, однако положительные персонажи даже в них сохраняют полное сознание своей правоты.

    Трагедии Софокла (кратко)

    До нас дошло семь трагедий Софокла, из которых три принадлежат фиванскому циклу мифов («Царь Эдип», «Эдип в Колоне», «Антигона»), одна к Гераклову («Трахинянки») и три к троянскому («Аякс», «Электра» и «Филоктет»). Сохранилось и около 1000 фрагментов из других трагедий.

    Софокл. Видеофильм