Значение СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАСНЫЕ в Словаре лингвистических терминов
СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАСНЫЕ
Служебные морфемы словообразовательного характера в сложных словах, имеющих в своем составе две или больше непроизводных основ. После основы на парный твердый согласный в качестве соединительного гласного употребляется о, после основ на мягкий согласный, на шипящий и ц употребляется е. Домоуправление, землеустройство, кашевар, лженаука, птицелов. В ряде слов конечный мягкий согласный первой основы в, и, т произносится твердо и после него пишется соединительная гласная о (параллельно с этими словами существуют и такие, в которых согласно правилу пишется е). Кровожадный — кровеносный, конокрад — коневод, косторезный — костедробильный, зверолов, властолюбие, честолюбие, плотоядный, шерстоткацкий, баснописец, кровообращение и т. п.
Словарь лингвистических терминов. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАСНЫЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- ГЛАСНЫЕ в Однотомном большом юридическом словаре:
- члены городских дум, земских собраний (уездных и губернских) в дореволюционной России. институт г. был введен в городах в 1785 … - ГЛАСНЫЕ в Большом юридическом словаре:
- члены городских дум, земских собраний (уездных и губернских) в дореволюционной России. Институт Г. был введен в городах в 1785 … - ГЛАСНЫЕ в Словаре экономических терминов:
ТОРГИ - торги, сведения об участниках которых и содержании их предложений оглашаются публично, в открытой форме, при проведении которых тендерный … - ГЛАСНЫЕ
выборные члены земских собраний и городских дум в России со 2-й пол. 19 … - ГЛАСНЫЕ
Гласные звуки - образуются из музыкального тона, результатадеятельности голосовых связок (так называемого голосового тона),модифицируемого различными положениями полости рта, которая играет … - ГЛАСНЫЕ в Современном энциклопедическом словаре:
- ГЛАСНЫЕ в Энциклопедическом словарике:
звуки речи, образующиеся с обязательным участием голоса. При произнесении гласных положение языка, губ и мягкого неба таково, что воздух проходит … - ГЛАСНЫЕ
ГЛ́АСНЫЕ (лингв.), звуки речи, состоящие гл. обр. из голосового тона. При произнесении Г. положение языка, губ и мягкого нёба таково, … - ГЛАСНЫЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
ГЛ́АСНЫЕ, выборные члены земских собраний и гор. дум в России со 2-й пол. 19 … - ГЛАСНЫЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
гла"сные, гла"сных, гла"сным, гла"сные, гла"сными, … - ГЛАСНЫЕ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
— класс звуков речи, выделяемый на основании их артикулятор-иых, акустических и функциональных свойств. Артикуляторные свойства Г. заключаются в том, что … - ГЛАСНЫЕ в Современном толковом словаре, БСЭ:
в лингвистике - звуки речи, состоящие главным образом из голосового тона. При произнесении гласных положение языка, губ и мягкого неба … - МУФТОВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ: МЕХАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ МУФТЫ в Словаре Кольера:
К статье МУФТОВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ Механические соединительные муфты - это постоянные разъемные соединения. Очень длинные валы, например гребные валы судов, разделяют … - БЕЗУДАРНЫЕ СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ в Правилах русского языка:
Неударяемые соединительные гласные § 37. В сложных словах соединительными гласными между основами могут быть только о и е, например: … - ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ в Словаре лингвистических терминов:
Звуки речи, образуемые свободным проходом воздуха во рту, состоящие главным образом из голоса (голосового тона) при почти полном отсутствии шума. … - ПОРТУПЕЯ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
— перевязь, на которой носится холодное клинковое оружие. Изготавливается из кожи или ткани, имеет соединительные пряжки и иногда металлические … - БЕЛЫЙ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
Андрей (Борис Николаевич Бугаев, 1880-1934) Русский поэт, писатель, мыслитель, один из главных теоретиков и представителей символизма. Сын профессора математики, декана … - ATTICA в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии.
- ПОРТУПЕЯ в Словаре военно-исторических терминов:
- Перевязь, на которой носится холодное клинковое оружие. Изготавливается из кожи или ткани, имеет соединительные пряжки и иногда металлические … - РОССИЯ, РАЗД. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ЗВУКОВ И ФОРМ РУССКОГО ЯЗЫКА в Краткой биографической энциклопедии:
Р течение многовекового существования русского языка его звуки и формы, его синтаксический строй и лексический состав подвергались значительному изменению. Проследить … - ПАШИНКА в Кулинарном словаре:
часть туши образующий брюшную полость в задней половине туши. Это мясо 3-го сорта, так как в ней преобладают соединительные ткани. … - ВОЛОКНО СИМПАТИЧЕСКИЕ ПРЕГАНГЛИОНАРНЫЕ в Медицинских терминах:
(neurofibrae preganglionares sympathicae, lnh) нервные В., идущие от клеток промежуточно-латерального ядра боковых рогов спинного мозга (ThI - LIII) через передние … - ФОНЕТИКА в Литературной энциклопедии:
[от греческого слова ph?n??— голос, звучащая речь] — отдел языковедения 797 (см.), изучающий звуковую сторону языка. Ф. расчленяется … - ПОСЛОВИЦА в Литературной энциклопедии:
[лат. — proverbium, adagium, франц. — proverbe, немецк. — Sprichwort, англ. — proverb. От греческого названия П. — paroim?a — … - ГРАФИКА в Литературной энциклопедии:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ. Совокупности систем акустически-артикуляционных знаков устной или произносимой речи, обозначаемой термином фонетика, противостоит Г., как совокупность систем оптических знаков, … - МУФТА в Большом энциклопедическом словаре:
в технике - устройство для соединения (постоянного или временного) валов, труб, стальных канатов, кабелей и т. п. Различают муфты соединительные … - ТЕПЛОХОД
судно, приводимое в движение двигателем внутреннего сгорания; наиболее распространённый тип самоходного судна. Мощность от главного судового двигателя Т. … - ТЕЛЕФОННАЯ СТАНЦИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
станция, комплекс технических средств, предназначенных для коммутации каналов связи телефонной сети. На Т. с, производится соединение определённых телефонных каналов … - ТЕЛЕГРАФНАЯ СТАНЦИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
станция, комплекс оборудования, предназначенного для коммутации телеграфных каналов. На Т. с. организуются временные соединения оконечных пунктов (ОП) телеграфной сети … - СОЮЗ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
служебное слово, назначение которого состоит в соединении (связывании) слов, членов и частей предложения, а также целых предложений на основе сочинения … - СИМПАТИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
нервная система (от греч. sympathes - чувствительный, восприимчивый к влиянию), часть вегетативной нервной системы позвоночных животных и человека, состоящая из … - СВЯЗИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
в строительных конструкциях, соединительные элементы, обеспечивающие устойчивость основных (несущих) конструкций каркаса и пространственную жёсткость сооружения в целом. С. обеспечивают также … - РАДИОИЗМЕРЕНИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
измерения электрических, магнитных и электромагнитных величин и их отношений, характеризующих работу радиотехнических устройств в диапазоне частот от инфразвуковых до сверхвысоких. … - ПОДЪЕЗДНЫЕ ПУТИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
пути, ж.-д. пути, связывающие станцию, расположенную на ж.-д. магистрали общего пользования, с промышленным, с.-х. предприятием или другой организацией. К … - ПИЩЕВАРЕНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
- ПИСЬМО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять её во времени. … - ПЕЧАТНАЯ СХЕМА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
схема, узел электро- или радиоаппаратуры, выполненный на одной плате в виде системы печатных электро- и радиоэлементов, соединённых между собой способом … - ПАТРУБОК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
небольшой отрезок трубы, присоединённый (ввальцованный, приклёпанный, приваренный) к трубопроводу, резервуару и др. конструкциям, служащий для подключения к ним трубопроводов и … - ОРБИТА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
условное название земных станций космической связи, образующих на территории СССР единую сеть; передают и принимают для последующей ретрансляции монохромные и … - НЕФРОЦИТЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
(от греч. nephros - почка и kytos - вместилище, здесь - клетка), клетки паренхимы или соединительные ткани, несущие выделительную функцию … - МУФТА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
(от нем. Muffe или голл. mouwtje) в технике, устройства для постоянного или временного соединения валов, труб, стальных канатов, кабелей и … - МНЕМОНИЧЕСКАЯ СХЕМА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
схема, мнемосхема, условное изображение управляемого объекта с помощью символов и индикаторов, размещенных на лицевой стороне диспетчерского щита или специальных панелях … - КАНАЛ (В ГИДРОТЕХНИКЕ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
(от лат. canalis - труба, жёлоб) в гидротехнике, искусственное русло (водовод) правильной формы с безнапорным движением воды, устроенное в грунте. … - КАБЕЛЬНАЯ МУФТА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
муфта, устройство для механического и электрического соединения кабелей в кабельную линию, а также для присоединения её к электрическим установкам и … - ФОНЕТИКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
(от греч. ????????? = звуковой, голосовой) — отдел языкознания, занимающийся изучением звуковой стороны языка. Термин этот недостаточно точен и определенен. … - СТЕНОГРАФИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
(тахиграфия и много других названий — греч. скоропись) — искусство, с помощью которого можно писать так же скоро, как говорят; … - СИМПАТИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
- РОССИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: РУССКИЙ ЯЗЫК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
А. Русский язык — термин, употребляемый в двух значениях. Он обозначает: I) совокупность наречий великорусских, белорусских и малорусских; II) современный …
Рис. 2. Николай Добронравов ()
Сложные слова называют людей по профессии.
Полководец - водит за собой полки, корни полк-, вод-,
баснописец - пишет басни, корни басн-, пис-,
пчеловод - разводит пчёл, корни пчел-, вод-,
водопроводчик - проводит воду, корни вод-, вод-, приставка про-,
сталевар - варит сталь, корни стал-, вар-,
птицелов - ловит птиц, корни птиц-, лов-, первый корень оканчивается на ц , пишем е .
Послушайте текст, определите, сколько сложных слов встретилось.
Москву основал князь Юрий Долгорукий. Москва сначала была деревянной крепостью, огороженной частоколом из брёвен. Дубовые стены Кремля сменились белокаменными. Тогда-то Москва и получила имя на все времена - белокаменная. А ещё златоглавая, с золотыми головами, куполами храмов. Чистопрудный бульвар - одна из старых улиц в центре Москвы.
Долгорукий - долгие руки, корни долг-, рук-,
частокол - забор из тесно вбитых кольев, корни част-, кол-,
белокаменная - построена из белого камня, корни бел-, камен-,
златоглавая - с золотыми головами, корни злат-, глав-,
Чистопрудный - чистые пруды, корни чист-, пруд-.
Вот так составили транскрипции сложных слов:
На месте букв соединительных гласных О, Е орфограмма: буква на месте безударного гласного звука.
Почему так называется птичка? Горихвостка так названа за свой хвост. Он рыжего цвета и всё время дрожит. Поэтому кажется, что хвост вспыхивает огоньком, как будто горит. (см. Рис.3)
Рис. 3. Горихвостка ()
Рыба краснопёрка очень красива. Спина у неё зелёная, на боках золотистая чешуя с коричневой каёмкой по бокам. Глаза оранжевые, губы жёлтые. Прозвище своё рыбка получила за окраску плавников. (По Н. Осипову) (см. Рис.4)
Рис. 4. Краснопёрка ()
Растёт травинка, прямая, крепкая, а на конце её зелёная щёточка вверх торчит. Так выглядит лисохвост. Конечно, такой хвостик даже для лисёнка маловат, а всё ж на хвостик похож. (см. Рис.5)
Рис. 5. Лисохвост ()
Водомерка - так назвали насекомое, которое быстро бегает по воде, как будто хочет измерить расстояние. (см. Рис.6)
Рис. 6. Водомерка ()
Сложное слово, состоящее из двух корней гор- и хвост-. Однокоренные слова: гореть, хвостик.
Сложное слово, состоит из двух корней: красн- и пёр-. Однокоренные слова: красный, перья.
Корни лис-, хвост-. Родственные слова: лиса, хвостик.
Корни вод-, мер-. Вода, измерить.
На уроке вы узнали, что слова, имеющие два корня, называются сложными. Чаще всего корни в сложных словах соединяют буквы гласных о или е. Эти буквы называются буквами соединительных гласных. Буква о пишется после твёрдых согласных, е - после мягких согласных и непарных твёрдых: ж, ш, ц. Например, лежебока, пешеход, птицелов.
- М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
- М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
- Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
- Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
- Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
- Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
- Rus.1september.ru ().
- Gramma.ru ().
- 5klass.net ().
- School-collection.edu.ru ().
- Oldskola1.narod.ru ().
- Реши орфографические задачи.
Пар_возный, лист_пад, каш_вар, сыр_ежка, одн_коренные, посуд_мойка, бел_гривые, кос_лапый, сам_дельный, земл_трясение.
- Найди сложные слова, покажи их строение.
…Летают и пляшут стрекозы,
Весёлый ведут хоровод.
А. Толстой
Знают люди с давних пор:
Несъедобен мухомор.
В. Жульжин
- Прочитай отрывок из рассказа В. Астафьева. Найди сложные слова, дай описание их значения и выдели корни.
Мухтар был мастью и статью вылитый Трезор, но характером от него отличался. Если Трезор хитроват и увалень, то брат его был трудолюбив, строг, сердит и потому сидел на цепи. И горька была ему, вольному, стремительному, быстроногому, такая жизнь.
Тема урока: Сложные слова. Соединительные гласные о и е в сложных словах.
Цели: знать способы образования сложных слов, условие выбора соединительных гласных О и Е; развивать орфографическую зоркость, коммуникативные умения, интерес к предмету; воспитывать чувство дружбы, коллективизма, умение вести учебный диалог
Оборудование: презентация, карточки.
Ход урока:
I. Организационный момент
Вступительное слово
Ребята, прежде чем начать урок, посмотрели друг на друга, улыбнулись.
Я желаю всем вам удачи, чтобы наш урок был добрым, светлым
II. Актуализация знаний
Задача: Настроить учащихся на восприятие нового материала, повторить материал о способах образования слов.
Задание : Прочитайте стихотворение «Веселые стихи» и расскажите, как образуются слова в русском языке.
Как растут слова
Как-то много лет назад
Посадили странный сад
.
Не был сад фруктовым -
Был он только словом.
Это слово - слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада
.
Вот еще посадки
рядом.
А вот садовод
.
С ним садовник
идет.
Очень интересно
Гулять в саду
словесном.
(А. Е.
Измайло
в)
III Работа над новой темой .
1.Видео «Сложные слова в русском языке»
2. Определение темы урока. Запись в тетради числа и темы урока Сложные слова. Соединительные гласные о и е в сложных словах.
- Какова же тема нашего урока?
Слова пешеход, электровоз, пароход, самолет – сложные слова. Они образуются:
сложением целых слов: школа-интернат ;
основ слов с соединительной гласной: пароход;
части основы слова с целым словом: детсад;
сокращенных основ: театр юного зрителя – ТЮЗ .
В сложных словах соединительная о пишется после твердых согласных, а соединительная е – после мягких согласных, шипящих и ц .
Например: нефтепровод, самолёт, птицелов.
Мы выяснили, какие слова называются сложными, узнали, что при образовании сложных слов участвуют две соединительные гласные О и Е.
Есть ещё и буква И, выступающая в этой роли, но с нею мы встретимся, когда займемся именами числительными, например: шестилетки, так что остались О и Е . Они и будут сегодня гостями нашего урока.
(Слова записаны на доске)
Верхолаз←верх, лазить
Нефтепровод ← нефть, проводить
Пешеход ← пеший, ходить
Овощерезка ← овощи, резать
Птицефабрика ← птица, фабрика
3.Подготовка к восприятию темы. Задание: отгадать загадки
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое? (САМОЛЁТ)
По волнам плывёт отважно,
Не сбавляя ход.
Лишь гудит машина важно,
Что такое? (ПАРОХОД)
Каждый день выходит утром
В повседневный свой поход.
Знать все правила обязан
На дорогах … (ПЕШЕХОД)
Как называется такой способ образования слов?
- Предположите, как могут называться такие слова?
4.Работа с учебником Упражнение 5 Стр.75 Из каждой пары слов составьте сложное слово, запишите, подчеркните соединительную гласную о или е. Объясните свой выбор.5.Задание: К данным словам подберите антонимы, объясните выбор соединительной гласной.
Ленивый ученик – трудолюбивый.
Серьезный юноша – легкомысленный.
Однообразное движение – многообразное.
Враждебное отношение – дружелюбное.
6.Физмнутка
7. Задание:
К словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите сложное слово, обозначив графически выбор соединительной гласной.
правильно | проводить |
|
8.Кроссворд
(Каждый ученик получает карточку с кроссвордом и заполняет самостоятельно).
1. Специалист по разведению садов.
2. Локомотив с паровым двигателем.
3. Канал для выхода дыма из трубы.
4. Русская народная игра-пляска.
5. Лес, поваленный бурей.
6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.
7. Огнестрельное оружие.
9. Словарная работа
МЕНЕДЖЕР – это специалист, который занимается организацией производства или коммерческой деятельностью, организацией внешнеторговых операций; ведет коммерческие переговоры.
10. Игра «Менеджер по закупкам»
Представьте себе, что вы - менеджер по закупкам. Составьте список транспортных средств, в названии которых были бы соединительные гласные о - е.
Представьте себе, что вы – менеджер на бирже труда. Составьте список необходимых нашему аулу, району профессий, занятий, в которых бы были соединительные гласные е-о
11. «Немой диктант». Напишите названия по картинкам
12. Творческая работа.
Задание: заменить слова одним сложным словом. (Выполните устно).
(чаепитие) |
||
помогать взаимно | (взаимопомощь) |
|
любить труд | (трудолюбие) |
|
люди одной фамилии | (однофамильцы) |
|
тот, кто ходит пешком | (пешеход) |
|
старший класс | (старшеклассник) |
13. Работа с карточками. Проверь себя
|
|
IV . Закрепление темы
Оперативный контроль.
Тест “Верные и неверные высказывания”.
Я произношу утверждения, если вы согласны с ним – хлопайте в ладоши, не согласны – топайте ногами.
1. Сложные слова – это все длинные слова.
2. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то пишем соединительную гласную –О-.
3. После букв – Ж – и – Ш – пишется – О-.
4. Слова, у которых 2 корня, называются сложными.
5. В словах садовод, водолаз – соединительная гласная –О-.
6. Если первый корень оканчивается на мягкий согласный, то пишем соединительную гласную -Е-.)
VI. Подведение итогов.
Выставление оценок.
Домашнее задание: Сочинить загадки, в которых отгадки – сложные слова
Большую орфографическую трудность вызывают гласные, которые называются соединительные. "О" и "е" в сложных словах часто не замечают, вследствие чего допускают ошибки. Примечательно, что других букв, соединяющих две основы, нет.
Определение
Если слово состоит из двух и более основ - оно будет именоваться сложным. Например, сельскохозяйственный (сельское хозяйство), мясо-молочный (мясо и молоко), научно-технический (наука и техника), летописец (писать летописи).
Сложные слова в русском языке появились на современном этапе развития в период обилия информации, ведь это позволяет в одном слове уместить несколько понятий.
Явления, когда в образовании сложного слова используется более двух корней, достаточно редки. Например, веломотоспорт.
Образование и варианты написания
Образовываться сложные слова могут различными способами. От этого будет зависеть их правописание. Разберем самые популярные:
Пишут сложные слова в русском языке слитно либо через дефис: сенокос, железнодорожный, вечнозеленый, школа-интернат, динамо-машина, плащ-палатка. Употребление того или иного способа зависит от образования конкретного слова.
Слова с соединительной "о"
Разберем, когда употребляются соединительные "о", "е" в сложных словах. Примеры, когда необходимо писать "о" следующие:
- железнодорожный;
- фабрично-заводской;
- лесостепь;
- народно-освободительный;
- железобетон.
Во всех этих словах первая основа оканчивается на твердый согласный, поэтому и требуется употребление соединительной "о".
Слова с соединительной "е"
Теперь следует разобрать сложные слова с соединительной гласной е. Примеры такие:
- древнерусский;
- пешеход;
- овощехранилище;
- птицелов;
- кожедел;
- кашевар;
- общежитие;
- путешественник;
- бурелом;
- дождемер.
Все эти слова объединяет тот факт, что первая основа оканчивается на мягкий согласный (дождемер, древнерусский), на шипящий (общежитие, пешеход, кашевар) или на "ц" (птицелов). Следовательно, в таких словах следует писать соединительную "е".
Варианты основ
Иногда соединительные "о" и "е" в сложных словах не используются: их заменяют части производных основ. Разберем подобные случаи.
Когда соединительная гласная не нужна
В русском языке немало случаев, когда соединительные "о" и "е" в сложных словах совершенно не нужны. Это происходит в следующих случаях:
Правописание сложных слов
Соединительные "о" и "е" в сложных словах могут употребляться как при слитном их написании, так и при дефисном. Рассмотрим случаи употребления дефиса.
Составить сложные слова можно с помощью сочинительной и подчинительной связи. Если они образованы первым случаем, то будут писаться через дефис. Другими словами, между частями легко можно поставить союз "и". Разберем примеры, для этого необходимо составить сложные слова: диван и кровать - диван-кровать; научный и технический - научно-технический; русский и английский - русско-английский; фабрика и завод - фабрично-заводской; мясо и молоко - мясо-молочный; военно-медицинский - военный и медицинский и другие.
Сложные слова (существительные и прилагательные) со значением сторон света: западно-европейский, юго-восточный, северо-восток.
Слова, передающие оттенки цветов: малиново-золотой, серо-буро-коричневый, светло-зеленый, пурпурно-синий.
Если слово образовано от имени собственного: лев-толстовский стиль, вальтер-скоттовские идеи, нью-йоркская биржа. Исключение составляют географические названия, образованные из словосочетания существительное и прилагательное: Великие Луки - великолукский, Сергиев Посад - сегриевопосадский, Старая Русь - старорусский.
Слова - научно-технические термины: динамо-машина, вакуум-сушилка, дизель-электрод, стоп-кран, фильтр-пресс.
Слова - обозначения политических партий и течений: вице-мэр, либерально-демократический, социал-демократ, национал-социалистический.
Слово, имеющее в первой части оценочное суждение: горе-жена, рубаха-парень, лапочка-дочка, паинька-сынок.
Если первая производящая основа - обозначение какой-либо латинской буквы: альфа-самец, бета-каротин, гамма-излучение.
Слитно необходимо писать сложные слова, образованные с помощью подчинительной связи: лесоперерабатывающий (перерабатывать лес), старомосковский (старая Москва), летописец (писать летопись), молочноперерабатывающий (перерабатывать молоко), лесозаготовки (заготовки леса).
Тема урока: Соединительные гласные о - е в сложных словах (6-й класс) (Слайд 1)
Девиз: «Я не могу жить без напряженной умственной работы. Исчезает смысл жизни» (Шерлок Холмс) (Слайд 2)
Цель:
1) Знать: об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных о - е.
2) Уметь: верно выбирать соединительные гласные о - е в сложных словах.
3) Развивающая: развивать умение самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.
4) Воспитательная: пробуждение познавательного интереса к урокам русского языка и окружающим явлениям. (Слайд 3)
Оборудование: Компьютер, презентация (Приложение), карточки.
Ход урока
I. Организационный момент
Вступительное слово
Задача: Организация внимания учащихся, обеспечение полной готовности к работе, ознакомление с планом работы.
Прозвенел звонок, и вновь мы с вами встретились на очередном уроке, который бы мне хотелось начать со слов Шерлока Холмса: «Я не могу жить без напряженной умственной работы. Исчезает смысл жизни», которые и станут девизом нашего урока. (Слайд 2)
II. Актуализация знаний (Слайд 4)
Задача: Настроить учащихся на восприятие нового материала, повторить материал о способах образования слов.
Задание : Прочитайте стихотворение «Веселые стихи» и расскажите, как образуются слова в русском языке.
Веселые стихи
Как растут слова
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым -
Был он только словом.Это слово - слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов.Вот из сада
Вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в сад у словесном.
(Е. Измайлов )
III. Новый материал
Задача: Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний.
1. Исследовательская работа
Послушайте стихотворение из передачи «Радионяня» и скажите, о каком способе словообразования в нем говорится.
Самолет летит вперед,
Паровоз не отстает,
Даже в море пароход
Тоже прибавляет ход.Все торопятся узнать,
Как их правильно писать,
- Эти сложные слова
Не выносят буквы А.А поставишь букву О -
Скорость будет – ого - го!
Кашу варит кашевар,
Сталь нам варит сталевар,
Лошадь водит коневод,
В море - мореход плывет.Все названья хороши,
Только правильно пиши.
Мы у этих слов внутри
Не поставим букву И,
А напишем Е - тогда
Каждый скажет: «Это - да!»
На доске выписаны сложные слова из стихотворения. (Слайд5)
Согласно правилу, о котором говорится в стихотворении, вставьте пропущенные буквы.
Гласные, которые вы вставили, называются соединительными. Как вы думаете, почему?
Внимательно рассмотрите оба столбика и попробуйте сформулировать правило выбора соединительной гласной. Сравните его с правилом в учебнике (с. 74).
Сформулируй тему урока. Какие задачи будут стоять перед нами? Чему мы должны научиться на уроке? Где пригодятся эти знания?
(Слайд 6)
А теперь моё правило о написании соединительных гласных ОиЕ при сложении слов:
Этих гласных только две:
Буква О и буква Е.
Коли твёрд согласный звук,
Буква О подходит тут.
Если мягок этот звук,
Букву Е пишите тут.
Какие слова называются сложными?
Когда пишется соединительная о, а когда - е в сложных словах?
Составьте опорную схему на изученное правило. (Слайд 7)
IV. Закрепление полученных знаний
Задача: Закрепить полученные знания, начать вырабатывать умения по их применению.
Промежуточный контроль: контроль усвоения новых знаний.
1. Лингвистическая загадка (Слайд 8)
Может ли водоросль расти на суше? Ответ найдите в слове.
2. Словарная работа (Слайд 9)
МЕНЕДЖЕР – это специалист, который занимается организацией производства или коммерческой деятельностью, организацией внешнеторговых операций; ведет коммерческие переговоры.
3. Игра «Менеджер по закупкам» (Слайд 10)
Уровень «5»
Представьте себе, что вы - менеджер по закупкам. Составьте список транспортных средств, в названии которых были бы соединительные гласные о - е.
Уровень «4»
«Немой диктант». Напишите названия по картинкам.
4 . Игра «На бирже труда» (Слайд 11)
Уровень «5»
Представьте себе, что вы – менеджер на бирже труда. Составьте список необходимых нашему колхозу, району профессий, занятий, в которых бы были соединительные гласные е - о?
Уровень «4» (Слайд 10)
«Немой диктант». Напишите названия необходимых нашему колхозу, району профессий, занятий, в которых бы были соединительные гласные е - о по картинкам.
Составь предложения. Объясни знаки препинания, составь схему.
5 . Образуй сложные слова и закончи предложение (Слайд 12)
Любая профессиональная деятельность требует от человека:
- Человек, который любит труд.
- Человек, который любит знания.
- Люди, которые помогают взаимно.
- Человек, который стремится к цели.
6. Подбери антоним (Слайд 13)
Враждебное отношение - … (дружелюбное)
Ленивый ученик - … (трудолюбивый)
Серьезный юноша - …(легкомысленный)
7. Заполни квадрат со словами-перекрестками сложными словами
1. Специалист по разведению садов.
2. Локомотив с паровым двигателем.
3. Канал для выхода дыма из трубы.
4. Русская народная игра-пляска.
5. Лес, поваленный бурей.
6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.
7. Огнестрельное оружие.
8. Игра «Третий лишний» (Слайд 14)
1. Вод... провод, земл... трясение, гром... отвод.
2. Вод... мерка, дожд... мер, земл... делие.
3. Жизн... описание, картоф … лекопалка, книг... печатание.
9. Работа с карточками. Проверь себя
10. Исследование текста. Самостоятельная работа. (Работа выполняется на карточках) (Слайд 15-16)
Уровень «5»
Задание: Прочитайте текст. Почему он так озаглавлен? Найди и выпиши слова с ошибками.
Печка на колёсах.
Ребята, помните, как Емеля - дурачок из сказки «По щучьему велению» въехал на печке прямо в царские покои? Так вот, «сказка - лож, да в ней намёк». Люди довно мечтали о том, чтобы передвигаться быстро и без помощи лошади: о ковре-самалёте, семимильных сапогах, на худой конец и о самадвижущейся печке. Чего только ни придумывали первые изобретатели: пределывали к обычной телеге педали, рычаги, даже паруса ставили на неё, а телега ни с места.
Впервые успеха добился французский инженер Кюньо. Он «запряг» в телегу паровую машину, и она тронулась в путь. Изобретатель дал своему детищу имя - «автомобиль», что значит «самодвижущийся». Громыхая и пыхтя, полз он по ухабам: впереди паровой медный котел, сзади тежолый ящик с углём, на скамейке водитель, проедет немного и останавливается: нужно слезть и подбросить угля в топку, чтобы не затухла и чтобы пар в котле не кончился - ведь он-то и толкает машину. Нет пара, и колеса не работают. Приходилось водителю то и дело кочегарить. Недаром его назвали шофёром, а «шофёр» - в переводе с французского означает «кочегар». Вот и выходит, что первые автомобили не что иное, как печка на колесах. (Н. Санина)
1)___________________________ |
2)______________________ |
3)___________________________ |
4)______________________ |
5)___________________________ |
6)_______________________ |
Ложь, давно, самолете, самодвижущейся, приделывали, тяжелый.
Уровень «4»
Задание: Прочитайте текст. Почему он так озаглавлен? Впишите пропущенные буквы, раскройте скобки. Подчеркните сложные слова, выделите в них корни. От каких слов и как они образованы?
Печка на колёсах.
Ребята, помните, как Емеля - дурачок из ска(з,с)ки «По щучьему велению» в...ехал на печк... прямо в царские поко...? Так вот, «ска(з,с)ка - лож(?), да (в)ней намёк». Люди д...вно м...чтали о том, чтобы п...р...двигат(?)ся быстро и без помощи. лошади: о к...вре-сам...лёте, семимильных сапогах, на худой конец и о сам...движущейся печк.... Чего только (ни)пр...думывали первые изобретатели: пр...делывали к обычной т...леге педали, рычаги, даже паруса ставили (на)неё, а т...лега ни с места.
Впервые успеха д...бился французский инж...нер Кюньо. Он «запряг» в т...легу паровую м...шину, и она тронулась в путь. Изобретатель дал св...ему детищу имя - «автомобиль», что значит «сам...движущийся». Громыхая и пыхтя, полз он по ухабам: (в)переди паровой медный к...тел, (с)зади т...жёлый ящик с углём, на скамейке в...дитель, проедет немного и останавливает(?)ся: нужно слезть и подбросить угля в топку, чтобы (не)затухла и чтобы пар в к...тле (не)кончился - ведь он-то и т...лкает м...шину. Нет пара, и к..леса (не)работают. Пр...ходилось в...дителю то и дело к...чегарить. Недаром его назвали ш...фёром, а «ш...фёр» - в переводе с французского озн...чает «кочегар». Вот и выход...т, что первые автомобили не что иное, как печка на к...лесах. (Н. Санина.)
V. Рефлексия
Задача: Дать анализ и оценку успешности достижения цели.
Что нового вы узнали?
Достигли ли мы цели урока?
Упражнение «Профи» . Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
VI. Домашнее задание (по выбору учащихся) (Слайд 17-18)
- Правило на стр. 71. (Упражнения по выбору учащихся.)
- Упражнение № 168.
- Сочинить загадки, в которых отгадки – сложные слова.
- Представьте, что вы являетесь автором учебника. Вам необходимо составить упражнение (карточку) для учащихся 6-го класса на изученную орфограмму. Выпишите из любого текста предложения, где встречаются сложные слова с соединительными гласными о - е и «заминируйте» орфограмму.
Литература
- Русский язык. 6-й класс: поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова/С.С. Колчанова.- Волгоград: Учитель, 2009 г.
- Дидактический материал к учебнику русского языка: Д 44 6-й класс: Пособие в двух тетрадях: Тетрадь 1/М.М. Стракевич. - М.: «Светоч Л», 1998.
- В. Волина. Русский язык переиздание – Екатеринбург: Изд-во «Арго», 1996.
- Русский язык. Первое сентября.
- Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 6-м классе: Кн. для учителя.-3-е изд. - М.: Просвещение, 1999.