Соединительные гласные о и е в сложных словах. Соединительные "о" и "е" в сложных словах. Сложные слова в русском языке: соединительные гласные

Значение СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАСНЫЕ в Словаре лингвистических терминов

СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАСНЫЕ

Служебные морфемы словообразовательного характера в сложных словах, имеющих в своем составе две или больше непроизводных основ. После основы на парный твердый согласный в качестве соединительного гласного употребляется о, после основ на мягкий согласный, на шипящий и ц употребляется е. Домоуправление, землеустройство, кашевар, лженаука, птицелов. В ряде слов конечный мягкий согласный первой основы в, и, т произносится твердо и после него пишется соединительная гласная о (параллельно с этими словами существуют и такие, в которых согласно правилу пишется е). Кровожадный — кровеносный, конокрад — коневод, косторезный — костедробильный, зверолов, властолюбие, честолюбие, плотоядный, шерстоткацкий, баснописец, кровообращение и т. п.

Словарь лингвистических терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАСНЫЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ГЛАСНЫЕ в Однотомном большом юридическом словаре:
    - члены городских дум, земских собраний (уездных и губернских) в дореволюционной России. институт г. был введен в городах в 1785 …
  • ГЛАСНЫЕ в Большом юридическом словаре:
    - члены городских дум, земских собраний (уездных и губернских) в дореволюционной России. Институт Г. был введен в городах в 1785 …
  • ГЛАСНЫЕ в Словаре экономических терминов:
    ТОРГИ - торги, сведения об участниках которых и содержании их предложений оглашаются публично, в открытой форме, при проведении которых тендерный …
  • ГЛАСНЫЕ
    выборные члены земских собраний и городских дум в России со 2-й пол. 19 …
  • ГЛАСНЫЕ
    Гласные звуки - образуются из музыкального тона, результатадеятельности голосовых связок (так называемого голосового тона),модифицируемого различными положениями полости рта, которая играет …
  • ГЛАСНЫЕ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ГЛАСНЫЕ в Энциклопедическом словарике:
    звуки речи, образующиеся с обязательным участием голоса. При произнесении гласных положение языка, губ и мягкого неба таково, что воздух проходит …
  • ГЛАСНЫЕ
    ГЛ́АСНЫЕ (лингв.), звуки речи, состоящие гл. обр. из голосового тона. При произнесении Г. положение языка, губ и мягкого нёба таково, …
  • ГЛАСНЫЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГЛ́АСНЫЕ, выборные члены земских собраний и гор. дум в России со 2-й пол. 19 …
  • ГЛАСНЫЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    гла"сные, гла"сных, гла"сным, гла"сные, гла"сными, …
  • ГЛАСНЫЕ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    — класс звуков речи, выделяемый на основании их артикулятор-иых, акустических и функциональных свойств. Артикуляторные свойства Г. заключаются в том, что …
  • ГЛАСНЫЕ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в лингвистике - звуки речи, состоящие главным образом из голосового тона. При произнесении гласных положение языка, губ и мягкого неба …
  • МУФТОВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ: МЕХАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ МУФТЫ в Словаре Кольера:
    К статье МУФТОВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ Механические соединительные муфты - это постоянные разъемные соединения. Очень длинные валы, например гребные валы судов, разделяют …
  • БЕЗУДАРНЫЕ СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ в Правилах русского языка:
    Неударяемые соединительные гласные § 37. В сложных словах соединительными гласными между основами могут быть только о и е, например: …
  • ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ в Словаре лингвистических терминов:
    Звуки речи, образуемые свободным проходом воздуха во рту, состоящие главным образом из голоса (голосового тона) при почти полном отсутствии шума. …
  • ПОРТУПЕЯ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    — перевязь, на которой носится холодное клинковое оружие. Изготавливается из кожи или ткани, имеет соединительные пряжки и иногда металлические …
  • БЕЛЫЙ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    Андрей (Борис Николаевич Бугаев, 1880-1934) Русский поэт, писатель, мыслитель, один из главных теоретиков и представителей символизма. Сын профессора математики, декана …
  • ATTICA в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии.
  • ПОРТУПЕЯ в Словаре военно-исторических терминов:
    - Перевязь, на которой носится холодное клинковое оружие. Изготавливается из кожи или ткани, имеет соединительные пряжки и иногда металлические …
  • РОССИЯ, РАЗД. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ЗВУКОВ И ФОРМ РУССКОГО ЯЗЫКА в Краткой биографической энциклопедии:
    Р течение многовекового существования русского языка его звуки и формы, его синтаксический строй и лексический состав подвергались значительному изменению. Проследить …
  • ПАШИНКА в Кулинарном словаре:
    часть туши образующий брюшную полость в задней половине туши. Это мясо 3-го сорта, так как в ней преобладают соединительные ткани. …
  • ВОЛОКНО СИМПАТИЧЕСКИЕ ПРЕГАНГЛИОНАРНЫЕ в Медицинских терминах:
    (neurofibrae preganglionares sympathicae, lnh) нервные В., идущие от клеток промежуточно-латерального ядра боковых рогов спинного мозга (ThI - LIII) через передние …
  • ФОНЕТИКА в Литературной энциклопедии:
    [от греческого слова ph?n??— голос, звучащая речь] — отдел языковедения 797 (см.), изучающий звуковую сторону языка. Ф. расчленяется …
  • ПОСЛОВИЦА в Литературной энциклопедии:
    [лат. — proverbium, adagium, франц. — proverbe, немецк. — Sprichwort, англ. — proverb. От греческого названия П. — paroim?a — …
  • ГРАФИКА в Литературной энциклопедии:
    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ. Совокупности систем акустически-артикуляционных знаков устной или произносимой речи, обозначаемой термином фонетика, противостоит Г., как совокупность систем оптических знаков, …
  • МУФТА в Большом энциклопедическом словаре:
    в технике - устройство для соединения (постоянного или временного) валов, труб, стальных канатов, кабелей и т. п. Различают муфты соединительные …
  • ТЕПЛОХОД
    судно, приводимое в движение двигателем внутреннего сгорания; наиболее распространённый тип самоходного судна. Мощность от главного судового двигателя Т. …
  • ТЕЛЕФОННАЯ СТАНЦИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    станция, комплекс технических средств, предназначенных для коммутации каналов связи телефонной сети. На Т. с, производится соединение определённых телефонных каналов …
  • ТЕЛЕГРАФНАЯ СТАНЦИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    станция, комплекс оборудования, предназначенного для коммутации телеграфных каналов. На Т. с. организуются временные соединения оконечных пунктов (ОП) телеграфной сети …
  • СОЮЗ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    служебное слово, назначение которого состоит в соединении (связывании) слов, членов и частей предложения, а также целых предложений на основе сочинения …
  • СИМПАТИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    нервная система (от греч. sympathes - чувствительный, восприимчивый к влиянию), часть вегетативной нервной системы позвоночных животных и человека, состоящая из …
  • СВЯЗИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    в строительных конструкциях, соединительные элементы, обеспечивающие устойчивость основных (несущих) конструкций каркаса и пространственную жёсткость сооружения в целом. С. обеспечивают также …
  • РАДИОИЗМЕРЕНИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    измерения электрических, магнитных и электромагнитных величин и их отношений, характеризующих работу радиотехнических устройств в диапазоне частот от инфразвуковых до сверхвысоких. …
  • ПОДЪЕЗДНЫЕ ПУТИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    пути, ж.-д. пути, связывающие станцию, расположенную на ж.-д. магистрали общего пользования, с промышленным, с.-х. предприятием или другой организацией. К …
  • ПИЩЕВАРЕНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ПИСЬМО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять её во времени. …
  • ПЕЧАТНАЯ СХЕМА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    схема, узел электро- или радиоаппаратуры, выполненный на одной плате в виде системы печатных электро- и радиоэлементов, соединённых между собой способом …
  • ПАТРУБОК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    небольшой отрезок трубы, присоединённый (ввальцованный, приклёпанный, приваренный) к трубопроводу, резервуару и др. конструкциям, служащий для подключения к ним трубопроводов и …
  • ОРБИТА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    условное название земных станций космической связи, образующих на территории СССР единую сеть; передают и принимают для последующей ретрансляции монохромные и …
  • НЕФРОЦИТЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. nephros - почка и kytos - вместилище, здесь - клетка), клетки паренхимы или соединительные ткани, несущие выделительную функцию …
  • МУФТА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от нем. Muffe или голл. mouwtje) в технике, устройства для постоянного или временного соединения валов, труб, стальных канатов, кабелей и …
  • МНЕМОНИЧЕСКАЯ СХЕМА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    схема, мнемосхема, условное изображение управляемого объекта с помощью символов и индикаторов, размещенных на лицевой стороне диспетчерского щита или специальных панелях …
  • КАНАЛ (В ГИДРОТЕХНИКЕ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от лат. canalis - труба, жёлоб) в гидротехнике, искусственное русло (водовод) правильной формы с безнапорным движением воды, устроенное в грунте. …
  • КАБЕЛЬНАЯ МУФТА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    муфта, устройство для механического и электрического соединения кабелей в кабельную линию, а также для присоединения её к электрическим установкам и …
  • ФОНЕТИКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (от греч. ????????? = звуковой, голосовой) — отдел языкознания, занимающийся изучением звуковой стороны языка. Термин этот недостаточно точен и определенен. …
  • СТЕНОГРАФИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (тахиграфия и много других названий — греч. скоропись) — искусство, с помощью которого можно писать так же скоро, как говорят; …
  • СИМПАТИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • РОССИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: РУССКИЙ ЯЗЫК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    А. Русский язык — термин, употребляемый в двух значениях. Он обозначает: I) совокупность наречий великорусских, белорусских и малорусских; II) современный …

Рис. 2. Николай Добронравов ()

Сложные слова называют людей по профессии.

Полководец - водит за собой полки, корни полк-, вод-,

баснописец - пишет басни, корни басн-, пис-,

пчеловод - разводит пчёл, корни пчел-, вод-,

водопроводчик - проводит воду, корни вод-, вод-, приставка про-,

сталевар - варит сталь, корни стал-, вар-,

птицелов - ловит птиц, корни птиц-, лов-, первый корень оканчивается на ц , пишем е .

Послушайте текст, определите, сколько сложных слов встретилось.

Москву основал князь Юрий Долгорукий. Москва сначала была деревянной крепостью, огороженной частоколом из брёвен. Дубовые стены Кремля сменились белокаменными. Тогда-то Москва и получила имя на все времена - белокаменная. А ещё златоглавая, с золотыми головами, куполами храмов. Чистопрудный бульвар - одна из старых улиц в центре Москвы.

Долгорукий - долгие руки, корни долг-, рук-,

частокол - забор из тесно вбитых кольев, корни част-, кол-,

белокаменная - построена из белого камня, корни бел-, камен-,

златоглавая - с золотыми головами, корни злат-, глав-,

Чистопрудный - чистые пруды, корни чист-, пруд-.

Вот так составили транскрипции сложных слов:

На месте букв соединительных гласных О, Е орфограмма: буква на месте безударного гласного звука.

Почему так называется птичка? Горихвостка так названа за свой хвост. Он рыжего цвета и всё время дрожит. Поэтому кажется, что хвост вспыхивает огоньком, как будто горит. (см. Рис.3)

Рис. 3. Горихвостка ()

Рыба краснопёрка очень красива. Спина у неё зелёная, на боках золотистая чешуя с коричневой каёмкой по бокам. Глаза оранжевые, губы жёлтые. Прозвище своё рыбка получила за окраску плавников. (По Н. Осипову) (см. Рис.4)

Рис. 4. Краснопёрка ()

Растёт травинка, прямая, крепкая, а на конце её зелёная щёточка вверх торчит. Так выглядит лисохвост. Конечно, такой хвостик даже для лисёнка маловат, а всё ж на хвостик похож. (см. Рис.5)

Рис. 5. Лисохвост ()

Водомерка - так назвали насекомое, которое быстро бегает по воде, как будто хочет измерить расстояние. (см. Рис.6)

Рис. 6. Водомерка ()

Сложное слово, состоящее из двух корней гор- и хвост-. Однокоренные слова: гореть, хвостик.

Сложное слово, состоит из двух корней: красн- и пёр-. Однокоренные слова: красный, перья.

Корни лис-, хвост-. Родственные слова: лиса, хвостик.

Корни вод-, мер-. Вода, измерить.

На уроке вы узнали, что слова, имеющие два корня, называются сложными. Чаще всего корни в сложных словах соединяют буквы гласных о или е. Эти буквы называются буквами соединительных гласных. Буква о пишется после твёрдых согласных, е - после мягких согласных и непарных твёрдых: ж, ш, ц. Например, лежебока, пешеход, птицелов.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. Rus.1september.ru ().
  2. Gramma.ru ().
  3. 5klass.net ().
  4. School-collection.edu.ru ().
  5. Oldskola1.narod.ru ().
  • Реши орфографические задачи.

Пар_возный, лист_пад, каш_вар, сыр_ежка, одн_коренные, посуд_мойка, бел_гривые, кос_лапый, сам_дельный, земл_трясение.

  • Найди сложные слова, покажи их строение.

…Летают и пляшут стрекозы,

Весёлый ведут хоровод.

А. Толстой

Знают люди с давних пор:

Несъедобен мухомор.

В. Жульжин

  • Прочитай отрывок из рассказа В. Астафьева. Найди сложные слова, дай описание их значения и выдели корни.

Мухтар был мастью и статью вылитый Трезор, но характером от него отличался. Если Трезор хитроват и увалень, то брат его был трудолюбив, строг, сердит и потому сидел на цепи. И горька была ему, вольному, стремительному, быстроногому, такая жизнь.

Тема урока: Сложные слова. Соединительные гласные о и е в сложных словах.

Цели: знать способы образования сложных слов, условие выбора соединительных гласных О и Е; развивать орфографическую зоркость, коммуникативные умения, интерес к предмету; воспитывать чувство дружбы, коллективизма, умение вести учебный диалог

Оборудование: презентация, карточки.

Ход урока:

I. Организационный момент

Вступительное слово

Ребята, прежде чем начать урок, посмотрели друг на друга, улыбнулись.

Я желаю всем вам удачи, чтобы наш урок был добрым, светлым

II. Актуализация знаний

Задача: Настроить учащихся на восприятие нового материала, повторить материал о способах образования слов.

Задание : Прочитайте стихотворение «Веселые стихи» и расскажите, как образуются слова в русском языке.

Как растут слова

Как-то много лет назад
Посадили странный сад .
Не был сад фруктовым -
Был он только словом.

Это слово - слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов.

Вот из сада
Вам рассада .
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод .
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
(А. Е. Измайло в)

III Работа над новой темой .

1.Видео «Сложные слова в русском языке»

2. Определение темы урока. Запись в тетради числа и темы урока Сложные слова. Соединительные гласные о и е в сложных словах.


- Какова же тема нашего урока?

Слова пешеход, электровоз, пароход, самолет – сложные слова. Они образуются:

сложением целых слов: школа-интернат ;

основ слов с соединительной гласной: пароход;

части основы слова с целым словом: детсад;

сокращенных основ: театр юного зрителя – ТЮЗ .

В сложных словах соединительная о пишется после твердых согласных, а соединительная е – после мягких согласных, шипящих и ц .

Например: нефтепровод, самолёт, птицелов.

Мы выяснили, какие слова называются сложными, узнали, что при образовании сложных слов участвуют две соединительные гласные О и Е.

Есть ещё и буква И, выступающая в этой роли, но с нею мы встретимся, когда займемся именами числительными, например: шестилетки, так что остались О и Е . Они и будут сегодня гостями нашего урока.

(Слова записаны на доске)

Верхолаз←верх, лазить

Нефтепровод ← нефть, проводить
Пешеход ← пеший, ходить
Овощерезка ← овощи, резать
Птицефабрика ← птица, фабрика

3.Подготовка к восприятию темы. Задание: отгадать загадки

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое? (САМОЛЁТ)

По волнам плывёт отважно,
Не сбавляя ход.
Лишь гудит машина важно,
Что такое? (ПАРОХОД)

Каждый день выходит утром
В повседневный свой поход.
Знать все правила обязан
На дорогах … (ПЕШЕХОД)

Как называется такой способ образования слов?
- Предположите, как могут называться такие слова?

4.Работа с учебником Упражнение 5 Стр.75 Из каждой пары слов составьте сложное слово, запишите, подчеркните соединительную гласную о или е. Объясните свой выбор.5.Задание: К данным словам подберите антонимы, объясните выбор соединительной гласной.

Ленивый ученик – трудолюбивый.

Серьезный юноша – легкомысленный.

Однообразное движение – многообразное.

Враждебное отношение – дружелюбное.

6.Физмнутка

7. Задание:

К словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите сложное слово, обозначив графически выбор соединительной гласной.

правильно

проводить


8.Кроссворд

(Каждый ученик получает карточку с кроссвордом и заполняет самостоятельно).

1. Специалист по разведению садов.
2. Локомотив с паровым двигателем.
3. Канал для выхода дыма из трубы.
4. Русская народная игра-пляска.
5. Лес, поваленный бурей.
6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.
7. Огнестрельное оружие.

9. Словарная работа

МЕНЕДЖЕР – это специалист, который занимается организацией производства или коммерческой деятельностью, организацией внешнетор­говых операций; ведет коммерческие переговоры.

10. Игра «Менеджер по закупкам»

Представьте себе, что вы - менеджер по закупкам. Составьте список транспортных средств, в названии которых были бы соединительные гласные о - е.

Представьте себе, что вы – менеджер на бирже труда. Составьте список необходимых нашему аулу, району профессий, занятий, в которых бы были соединительные гласные е-о

11. «Немой диктант». Напишите названия по картинкам

12. Творческая работа.

Задание: заменить слова одним сложным словом. (Выполните устно).

(чаепитие)

помогать взаимно

(взаимопомощь)

любить труд

(трудолюбие)

люди одной фамилии

(однофамильцы)

тот, кто ходит пешком

(пешеход)

старший класс

(старшеклассник)

13. Работа с карточками. Проверь себя

Пар…ходство

Растен…водство

Олен…водство

Басн…писец

Власт…любие

Кон...водство

Песн...пение

Прав...писание

Язык...знание

Стал...вар

Гряз…лечение

Хлеб...резка

Газон...косилка

Птиц...лов


IV . Закрепление темы

Оперативный контроль.

Тест “Верные и неверные высказывания”.

Я произношу утверждения, если вы согласны с ним – хлопайте в ладоши, не согласны – топайте ногами.

1. Сложные слова – это все длинные слова.

2. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то пишем соединительную гласную –О-.

3. После букв – Ж – и – Ш – пишется – О-.

4. Слова, у которых 2 корня, называются сложными.

5. В словах садовод, водолаз – соединительная гласная –О-.

6. Если первый корень оканчивается на мягкий согласный, то пишем соединительную гласную -Е-.)

VI. Подведение итогов.

Выставление оценок.

Домашнее задание: Сочинить загадки, в которых отгадки – сложные слова

Большую орфографическую трудность вызывают гласные, которые называются соединительные. "О" и "е" в сложных словах часто не замечают, вследствие чего допускают ошибки. Примечательно, что других букв, соединяющих две основы, нет.

Определение

Если слово состоит из двух и более основ - оно будет именоваться сложным. Например, сельскохозяйственный (сельское хозяйство), мясо-молочный (мясо и молоко), научно-технический (наука и техника), летописец (писать летописи).

Сложные слова в русском языке появились на современном этапе развития в период обилия информации, ведь это позволяет в одном слове уместить несколько понятий.

Явления, когда в образовании сложного слова используется более двух корней, достаточно редки. Например, веломотоспорт.

Образование и варианты написания

Образовываться сложные слова могут различными способами. От этого будет зависеть их правописание. Разберем самые популярные:

  • Сложение полных основ: диван-книжка, кресло-качалка, левобережный, железобетонный, быстрорастворимый. Образовываться эти слова могут при помощи сочинительных и подчинительных связей. О различиях в правописании таких конструкций поговорим позже.
  • Сложение усеченных основ: спецкор, драмкружок, юннат. Усекаться могут как обе основы (юннат - юный натуралист), так и какая-либо одна: турфирма (туристическая фирма - урезана первая основа, а вторая неизменна).
  • Можно образовать сложное слово, используя соединительные гласные. В русском языке их всего две - "о", "е". Слова птицеферма, древнерусский, домосед, водопад, атомоход образованы именно таким способом.
  • К сложным словам относят и аббревиатуры, кстати, самый молодой способ образования слов. К примеру, РАН (Российская академия наук), ВУЗ (высшее учебное заведение), АЭС (атомная электростанция).
  • Пишут сложные слова в русском языке слитно либо через дефис: сенокос, железнодорожный, вечнозеленый, школа-интернат, динамо-машина, плащ-палатка. Употребление того или иного способа зависит от образования конкретного слова.

    Слова с соединительной "о"

    Разберем, когда употребляются соединительные "о", "е" в сложных словах. Примеры, когда необходимо писать "о" следующие:

    • железнодорожный;
    • фабрично-заводской;
    • лесостепь;
    • народно-освободительный;
    • железобетон.

    Во всех этих словах первая основа оканчивается на твердый согласный, поэтому и требуется употребление соединительной "о".

    Слова с соединительной "е"

    Теперь следует разобрать сложные слова с соединительной гласной е. Примеры такие:

    • древнерусский;
    • пешеход;
    • овощехранилище;
    • птицелов;
    • кожедел;
    • кашевар;
    • общежитие;
    • путешественник;
    • бурелом;
    • дождемер.

    Все эти слова объединяет тот факт, что первая основа оканчивается на мягкий согласный (дождемер, древнерусский), на шипящий (общежитие, пешеход, кашевар) или на "ц" (птицелов). Следовательно, в таких словах следует писать соединительную "е".

    Варианты основ

    Иногда соединительные "о" и "е" в сложных словах не используются: их заменяют части производных основ. Разберем подобные случаи.

  • Слово образовано из сочетания наречия с именем прилагательным: малоисследованный, вечнозеленый, сугубоотрицательный, зловеще-гордый. Здесь "о" и "е" - не соединительные гласные, а суффиксы.
  • Первая часть - глагол в повелительном наклонении: вертихвостка, перекати-поле.
  • Слово-оттенок цвета. Соответственно, для связи основ используется суффикс -а-/-я-: изжелта-красный, иссиня-черный.
  • Когда соединительная гласная не нужна

    В русском языке немало случаев, когда соединительные "о" и "е" в сложных словах совершенно не нужны. Это происходит в следующих случаях:

  • Если первая производящая основа - имя числительное в форме родительного падежа: двухспальный, пятидневка, двудонка. В данном случае имеют место суффиксы, омонимичные окончаниям формы родительного падежа.
  • В ряде случаев слово образовано без данных гласных просто с помощью сложения основ. К примеру, сравним слова "психотерапия" и "психастения". В первом случае слово имеет соединительную "о", а во втором буква "а" - начальная в слове "астения".
  • Иногда первая производящая основа - начальная форма имени существительного: семяножка (но: семенохранилище), пламяизвергающий (но: пламеносец).
  • Также первая производящая основа может иметь форму какого-либо падежа. Так, все слова с первой частью сума- и ума- будут писаться без соединительных гласных: умалишенный, сумасшедший.
  • Многие части - слова иноязычного происхождения: авиа-, авто-, мото, фото-, электро-, квази- и другие. Здесь вне зависимости от твердости/мягкости предшествующего согласного остается первоначальный гласный: квазиинтересный, электродвигатель, авиамоделирование, мотоклуб.
  • Следует отличать сложные слова от простых. Так, в слове "электрификация" всего один корень электри-. Все, стоящее за ним - это суффикс и окончание. Другое дело слова "электроноситель", "электромонтер", "электродвигатель". В них уже две основы, одна из которых - электро-.
  • Правописание сложных слов

    Соединительные "о" и "е" в сложных словах могут употребляться как при слитном их написании, так и при дефисном. Рассмотрим случаи употребления дефиса.

    Составить сложные слова можно с помощью сочинительной и подчинительной связи. Если они образованы первым случаем, то будут писаться через дефис. Другими словами, между частями легко можно поставить союз "и". Разберем примеры, для этого необходимо составить сложные слова: диван и кровать - диван-кровать; научный и технический - научно-технический; русский и английский - русско-английский; фабрика и завод - фабрично-заводской; мясо и молоко - мясо-молочный; военно-медицинский - военный и медицинский и другие.

    Сложные слова (существительные и прилагательные) со значением сторон света: западно-европейский, юго-восточный, северо-восток.

    Слова, передающие оттенки цветов: малиново-золотой, серо-буро-коричневый, светло-зеленый, пурпурно-синий.

    Если слово образовано от имени собственного: лев-толстовский стиль, вальтер-скоттовские идеи, нью-йоркская биржа. Исключение составляют географические названия, образованные из словосочетания существительное и прилагательное: Великие Луки - великолукский, Сергиев Посад - сегриевопосадский, Старая Русь - старорусский.

    Слова - научно-технические термины: динамо-машина, вакуум-сушилка, дизель-электрод, стоп-кран, фильтр-пресс.

    Слова - обозначения политических партий и течений: вице-мэр, либерально-демократический, социал-демократ, национал-социалистический.

    Слово, имеющее в первой части оценочное суждение: горе-жена, рубаха-парень, лапочка-дочка, паинька-сынок.

    Если первая производящая основа - обозначение какой-либо латинской буквы: альфа-самец, бета-каротин, гамма-излучение.

    Слитно необходимо писать сложные слова, образованные с помощью подчинительной связи: лесоперерабатывающий (перерабатывать лес), старомосковский (старая Москва), летописец (писать летопись), молочноперерабатывающий (перерабатывать молоко), лесозаготовки (заготовки леса).

    Тема урока: Соединительные гласные о - е в сложных словах (6-й класс) (Слайд 1)

    Девиз: «Я не могу жить без напряженной умственной работы. Исчезает смысл жизни» (Шерлок Холмс) (Слайд 2)

    Цель:

    1) Знать: об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных о - е.

    2) Уметь: верно выбирать соединительные гласные о - е в сложных словах.

    3) Развивающая: развивать умение самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

    4) Воспитательная: пробуждение познавательного интереса к урокам русского языка и окружающим явлениям. (Слайд 3)

    Оборудование: Компьютер, презентация (Приложение), карточки.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Вступительное слово

    Задача: Организация внимания учащихся, обеспечение полной готовности к работе, ознакомление с планом работы.

    Прозвенел звонок, и вновь мы с вами встретились на очередном уроке, который бы мне хотелось начать со слов Шерлока Холмса: «Я не могу жить без напряженной умственной работы. Исчезает смысл жизни», которые и станут девизом нашего урока. (Слайд 2)

    II. Актуализация знаний (Слайд 4)

    Задача: Настроить учащихся на восприятие нового материала, повторить материал о способах образования слов.

    Задание : Прочитайте стихотворение «Веселые стихи» и расскажите, как образуются слова в русском языке.

    Веселые стихи

    Как растут слова

    Как-то много лет назад
    Посадили странный сад.
    Не был сад фруктовым -
    Был он только словом.

    Это слово - слово-корень,
    Разрастаться стало вскоре
    И плоды нам принесло -
    Стало много новых слов.

    Вот из сада
    Вам рассада.
    Вот еще посадки рядом.
    А вот садовод.
    С ним садовник идет.
    Очень интересно
    Гулять в сад у словесном.
    (Е. Измайлов )

    III. Новый материал

    Задача: Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний.

    1. Исследовательская работа

    Послушайте стихотворение из передачи «Радионяня» и скажите, о каком способе словообразования в нем говорится.

    Самолет летит вперед,
    Паровоз не отстает,
    Даже в море пароход
    Тоже прибавляет ход.

    Все торопятся узнать,
    Как их правильно писать,
    - Эти сложные слова
    Не выносят буквы А.

    А поставишь букву О -
    Скорость будет – ого - го!
    Кашу варит кашевар,
    Сталь нам варит сталевар,
    Лошадь водит коневод,
    В море - мореход плывет.

    Все названья хороши,
    Только правильно пиши.
    Мы у этих слов внутри
    Не поставим букву И,
    А напишем Е - тогда
    Каждый скажет: «Это - да!»

    На доске выписаны сложные слова из стихотворения. (Слайд5)

    Согласно правилу, о котором говорится в стихотворении, вставьте пропущенные буквы.

    Гласные, которые вы вставили, называются соединительными. Как вы думаете, почему?

    Внимательно рассмотрите оба столбика и попробуйте сформулировать правило выбора соединительной гласной. Сравните его с правилом в учебнике (с. 74).

    Сформулируй тему урока. Какие задачи будут стоять перед нами? Чему мы должны научиться на уроке? Где пригодятся эти знания?

    (Слайд 6)

    А теперь моё правило о написании соединительных гласных ОиЕ при сложении слов:

    Этих гласных только две:
    Буква О и буква Е.
    Коли твёрд согласный звук,
    Буква О подходит тут.
    Если мягок этот звук,
    Букву Е пишите тут.

    Какие слова называются сложными?

    Когда пишется соединительная о, а когда - е в сложных словах?

    Составьте опорную схему на изученное правило. (Слайд 7)

    IV. Закрепление полученных знаний

    Задача: Закрепить полученные знания, начать вырабатывать умения по их применению.

    Промежуточный контроль: контроль усвоения новых знаний.

    1. Лингвистическая загадка (Слайд 8)

    Может ли водоросль расти на суше? Ответ найдите в слове.

    2. Словарная работа (Слайд 9)

    МЕНЕДЖЕР – это специалист, который занимается организацией производства или коммерческой деятельностью, организацией внешнетор­говых операций; ведет коммерческие переговоры.

    3. Игра «Менеджер по закупкам» (Слайд 10)

    Уровень «5»

    Представьте себе, что вы - менеджер по закупкам. Составьте список транспортных средств, в названии которых были бы соединительные гласные о - е.

    Уровень «4»

    «Немой диктант». Напишите названия по картинкам.

    4 . Игра «На бирже труда» (Слайд 11)

    Уровень «5»

    Представьте себе, что вы – менеджер на бирже труда. Составьте список необходимых нашему колхозу, району профессий, занятий, в которых бы были соединительные гласные е - о?

    Уровень «4» (Слайд 10)

    «Немой диктант». Напишите названия необходимых нашему колхозу, району профессий, занятий, в которых бы были соединительные гласные е - о по картинкам.

    Составь предложения. Объясни знаки препинания, составь схему.

    5 . Образуй сложные слова и закончи предложение (Слайд 12)

    Любая профессиональная деятельность требует от человека:

    • Человек, который любит труд.
    • Человек, который любит знания.
    • Люди, которые помогают взаимно.
    • Человек, который стремится к цели.

    6. Подбери антоним (Слайд 13)

    Враждебное отношение - … (дружелюбное)
    Ленивый ученик - … (трудолюбивый)
    Серьезный юноша - …(легкомысленный)

    7. Заполни квадрат со словами-перекрестками сложными словами

    1. Специалист по разведению садов.
    2. Локомотив с паровым двигателем.
    3. Канал для выхода дыма из трубы.
    4. Русская народная игра-пляска.
    5. Лес, поваленный бурей.
    6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.
    7. Огнестрельное оружие.

    8. Игра «Третий лишний» (Слайд 14)

    1. Вод... провод, земл... трясение, гром... отвод.
    2. Вод... мерка, дожд... мер, земл... делие.
    3. Жизн... описание, картоф … лекопалка, книг... печатание.

    9. Работа с карточками. Проверь себя

    10. Исследование текста. Самостоятельная работа. (Работа выполняется на карточках) (Слайд 15-16)

    Уровень «5»

    Задание: Прочитайте текст. Почему он так озаглавлен? Найди и выпиши слова с ошибками.

    Печка на колёсах.

    Ребята, помните, как Емеля - дурачок из сказки «По щучьему велению» въехал на печке прямо в царские покои? Так вот, «сказка - лож, да в ней намёк». Люди довно мечтали о том, чтобы передвигаться быстро и без помощи лошади: о ковре-самалёте, семимильных сапогах, на худой конец и о самадвижущейся печке. Чего только ни придумывали первые изобретатели: пределывали к обычной телеге педали, рычаги, даже паруса ставили на неё, а телега ни с места.

    Впервые успеха добился французский инженер Кюньо. Он «запряг» в телегу паровую машину, и она тронулась в путь. Изобретатель дал своему детищу имя - «автомобиль», что значит «самодвижущийся». Громыхая и пыхтя, полз он по ухабам: впереди паровой медный котел, сзади тежолый ящик с углём, на скамейке водитель, проедет немного и останавливается: нужно слезть и подбросить угля в топку, чтобы не затухла и чтобы пар в котле не кончился - ведь он-то и толкает машину. Нет пара, и колеса не работают. Приходилось водителю то и дело кочегарить. Недаром его назвали шофёром, а «шофёр» - в переводе с французского означает «кочегар». Вот и выходит, что первые автомобили не что иное, как печка на колесах. (Н. Санина)

    1)___________________________

    2)______________________

    3)___________________________

    4)______________________

    5)___________________________

    6)_______________________

    Ложь, давно, самолете, самодвижущейся, приделывали, тяжелый.

    Уровень «4»

    Задание: Прочитайте текст. Почему он так озаглавлен? Впишите пропущенные буквы, раскройте скобки. Подчеркните сложные слова, выделите в них корни. От каких слов и как они образованы?

    Печка на колёсах.

    Ребята, помните, как Емеля - дурачок из ска(з,с)ки «По щучьему велению» в...ехал на печк... прямо в царские поко...? Так вот, «ска(з,с)ка - лож(?), да (в)ней намёк». Люди д...вно м...чтали о том, чтобы п...р...двигат(?)ся быстро и без помощи. лошади: о к...вре-сам...лёте, семимильных сапогах, на худой конец и о сам...движущейся печк.... Чего только (ни)пр...думывали первые изобретатели: пр...делывали к обычной т...леге педали, рычаги, даже паруса ставили (на)неё, а т...лега ни с места.

    Впервые успеха д...бился французский инж...нер Кюньо. Он «запряг» в т...легу паровую м...шину, и она тронулась в путь. Изобретатель дал св...ему детищу имя - «автомобиль», что значит «сам...движущийся». Громыхая и пыхтя, полз он по ухабам: (в)переди паровой медный к...тел, (с)зади т...жёлый ящик с углём, на скамейке в...дитель, проедет немного и останавливает(?)ся: нужно слезть и подбросить угля в топку, чтобы (не)затухла и чтобы пар в к...тле (не)кончился - ведь он-то и т...лкает м...шину. Нет пара, и к..леса (не)работают. Пр...ходилось в...дителю то и дело к...чегарить. Недаром его назвали ш...фёром, а «ш...фёр» - в переводе с французского озн...чает «кочегар». Вот и выход...т, что первые автомобили не что иное, как печка на к...лесах. (Н. Санина.)

    V. Рефлексия

    Задача: Дать анализ и оценку успешности достижения цели.

    Что нового вы узнали?

    Достигли ли мы цели урока?

    Упражнение «Профи» . Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

    VI. Домашнее задание (по выбору учащихся) (Слайд 17-18)

    • Правило на стр. 71. (Упражнения по выбору учащихся.)
    • Упражнение № 168.
    • Сочинить загадки, в которых отгадки – сложные слова.
    • Представьте, что вы являетесь автором учебника. Вам необходимо составить упражнение (карточку) для учащихся 6-го класса на изученную орфограмму. Выпишите из любого текста предложения, где встречаются сложные слова с соединительными гласными о - е и «заминируйте» орфограмму.

    Литература

    1. Русский язык. 6-й класс: поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова/С.С. Колчанова.- Волгоград: Учитель, 2009 г.
    2. Дидактический материал к учебнику русского языка: Д 44 6-й класс: Пособие в двух тетрадях: Тетрадь 1/М.М. Стракевич. - М.: «Светоч Л», 1998.
    3. В. Волина. Русский язык переиздание – Екатеринбург: Изд-во «Арго», 1996.
    4. Русский язык. Первое сентября.
    5. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 6-м классе: Кн. для учителя.-3-е изд. - М.: Просвещение, 1999.