Социальный конфликт - причины возникновения и способы их решения. Социальный конфликт

· Субъективные причины социальных конфликтов могут заключаться в:

Причин, почему возникают социальные конфликты, очень много. Рассмотрим основные:

  • 1)Идеологические причины. Есть определенная система идей и ценностей, определяющая доминирование и субординацию. Взгляд на эту систему у участников может различаться.
  • 2) Различные ценностные ориентиры. Каждый участник конфликта, будь то индивид или социальная группа, имеет собственный набор ценностных ориентиров. Каждый набор строго индивидуален, и нередко противоположен такому же набору другого участника. Конечная цель - удовлетворение собственных потребностей - у многих участников одна. Вследствие этого возникает взаимодействие противоположных интересов (каждый хочет удовлетворить именно свои потребности) и возникает конфликт.
  • 3) Социальные и экономические причины. Связаны с распределением богатства и власти, если кому-то из участников кажется, что его обделили. Это одна из самых распространенных причин возникновения социального конфликта.
  • 4) Прочие причины: различие поставленных задач, введение инноваций, соперничество между группами и лидерами.

Ответить однозначно на вопрос о корнях, причинах социальных конфликтов невозможно, ибо каждый вид, уровень социального конфликта обусловлен своими собственными причинами. При выявлении корней, причин того или иного социального конфликта необходимо учитывать целый комплекс обстоятельств: экономические, политические интересы, социальный престиж, идеологические, национальные, религиозные, возрастные факторы и т.д.

Основными источниками конфликта в обществе является расслоение общества, разделение его на социальные и национальные группы, слои, классы. Основное противоречие между производительными силами и производственными отношениями задает противоречия, проявляющиеся: 1) в борьбе между социальными слоями, группами, классами; 2) в противостоянии между поколениями (в семьях, организациях); 3) в борьбе между этническими группами в обществе; 4) в противоречащей друг другу деятельности различных религиозных общин; 5) в борьбе носителей различных традиционных ценностей с вновь возникающими обычаями и т.д.

Для описания того или иного конфликта, необходимо знать:

  • 1) характеристики конфликтующих сторон (их ценности и мотивации, их устремления и цели, их интеллектуальные, психологические и социальные ресурсы для ведения или разрешения конфликта; их представления о конфликте, включая концепцию стратегии и тактики и т.д.);
  • 2) предысторию взаимодействий конфликтующих сторон (отношение друг к другу, взаимные стереотипы и ожидания, включая их представление об отношении к себе противоположной стороны, и главное, степень полярности их взглядов по системе хорошо - плохо и заслуживает доверия - не заслуживает доверия);
  • 3) природу того, что привело к конфликту (его границы, жесткость, мотивационную ценность, определение, периодичность и т.п.);
  • 4) социальную среду, в которой возник конфликт (различные инструменты, учреждения и ограничители; уровень поощрения или сдерживания в зависимости от выбранной стратегии и тактики ведения или разрешения конфликта, включая природу социальных норм и институциональных форм для регулирования конфликта);
  • 5) заинтересованные стороны (их отношение к конфликтующим сторонам и друг к другу, их заинтересованность в тех или иных результатах конфликта, их характеристики);
  • 6) применяемые конфликтующими сторонами стратегию и тактику (оценивание и/или изменение преимуществ, недостатков и субъективных возможностей и попытки одной из сторон оказать влияние на представление другой стороны о преимуществах или недостатках первой посредством тактики, которая может варьироваться по таким измерениям, как легитимность - нелегитимность, по соотношению использования позитивных и негативных стимулов, таких как обещания и поощрения или угроза наказания, свобода выбора - принуждения, уровень доверия, типы мотивов и т.д.).
  • 7) результаты конфликта для его участников и заинтересованных сторон (выгоды или потери, связанные с непосредственным предметом конфликта, внутренние изменения у конфликтующих сторон, связанные с их участием в конфликте, долгосрочные перспективы взаимоотношений между участниками конфликта, репутация участников в ходе конфликта у различных заинтересованных сторон)

Социальные конфликты возникают по характеру причин их вызывающих:

трудовым процессом;

психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя, плохой психологической коммуникацией и т.д.;

личностным своеобразием членов группы, например неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью и т.д.

Каждый конфликт имеет также более или менее четко выраженную структуру. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с организационными и технологическими трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.

Следующий элемент конфликта - цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами.

Конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками.

И, наконец, в любом конфликте важно отличить, непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых.

Руководителю-практику важно помнить, что пока существуют все перечисленные элементы структуры конфликта (кроме поводов), он не устраним. Попытка прекратить конфликтную ситуацию силовым давлением либо уговорами приводит к нарастанию, расширению его за счет привлечения новых лиц, групп или организаций. Следовательно, необходимо устранить хотя бы один из существующих элементов структуры конфликта.

Разногласия могут возникнуть из-за несовпадения ваших рассуждений с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того; с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее. Люди склонны видеть то, что хотят увидеть. Из массы фактов мы изымаем те, которые подтверждают наши взгляды, представления и убеждения, и не обращаем внимания или ошибочно интерпретируем те из них, которые ставят под вопрос наши представления. Однако следует иметь в виду, что понять точку зрения другого - это еще не значит согласиться с ней. Это может помочь лишь сузить область конфликта. Также не следует интерпретировать высказывания или действия другой стороны в негативном плане, так как это вызывает отрицательные эмоции. Но на отрицательные эмоции в свой адрес мы испытываем раздражение и у нас возникает желание компенсировать свой психологический проигрыш, ответив обидой на обиду. При этом ответ должен быть слабее, и для уверенности он делается с «запасом». Снисходительное отношение, категоричность, подшучивание, напоминание о какой-то проигрышной ситуации и т.п. - все это вызывает отрицательную реакцию у окружающих и служит питательной средой для возникновения конфликтной ситуации.



Люди, очень часто разговаривая, не понимают друг друга. Тому есть много причин. В частности, при межличностном общении значительная часть информации существует на уровне бессознательного и не может быть выражена полностью словами. Из-за ограниченного словарного запаса, недостатка времени или по другим причинам не считается нужным все говорить, а потому многое воспринимается собеседником за счет невербальных средств коммуникации (мимики, интонации, жестов, поз и т.д.)

Одной из причин ошибок в восприятии может быть искаженное восприятие личных качеств, мотивов поведения тех, кто участвует в конфликте. Как правило, обе стороны приписывают сходные добродетели, благородные мотивы самим себе, а пороки - своим оппонентам: «хорошие люди совершают хорошие поступки, а плохие люди действуют плохими методами».

Кроме того, у каждого человека существуют свои особенности в восприятии другого человека. В одном из направлений современной психологии - нейролингвистическом программировании - эти различия положены в основу классификации людей на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Так, визуалы любят зрительно предъявляемое, конкретность, не терпят хождений перед ними во время общения, склонны к обвинительным утверждениям. Аудиалы все воспринимают через слуховые образы, музыку, речь, кинестетики - через состояния своего тела. Все это вместе взятое и создаст предпосылки к конфликту и трудности в управлении им.

Далее, одной из причин конфликта может быть несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей, т.е. в процессе межличностного общения люди (один или оба) могут играть не те роли, которые ожидает от каждого из них партнер по общению.

Причиной конфликта может стать непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы (особенно сложной) несовпадение позиций может быть вызвано не действительным расхождением во взглядах, а подходом к проблеме с разных сторон.

Довольно распространенной причиной конфликта может стать также выбор участниками конфликта различных способов оценки результатов деятельности и личности друг друга. Оценивая других людей, человек, как правило, за основу оценки берет то, что не удалось сделать по сравнению с нормой, идеалом. Собственные же результаты деятельности мы оцениваем, чаше сравнивая ее с тем, что было в начале деятельности, или с другими людьми, выполняющими аналогичную работу похуже.

Социология определяет конфликт социальный как наивысшую форму противоречий в обществе. В обыденном сознании конфликт - это явление, которого следует избегать. Однако ученые обнаруживают в нем немало позитивных функций. Специфика и социальная роль конфликта являются предметом глубоких исследований и размышлений ученых.

Понятие

Конфликтология определяет конфликт социальный как наивысшую точку столкновения интересов между членами и группами общества. История социальных конфликтов корнями уходит в века. Уже первые общности людей отстаивали свои интересы в противостояниях друг с другом. Определяя сущность этого явления, мыслители по-разному подходят к его определению. Так, по мнению К. Маркса, социальным конфликтом является антагонизм классов, который неизбежно завершается революцией.

Льюис Козер, американский социолог, считает, что социальный конфликт - это взаимодействие оппонентов, которое протекает в форме борьбы за ценности, власть, ресурсы с помощью различных методов нанесения различного ущерба своему сопернику.

Немецкий социолог Ральф Дерендорф говорит, что социальный конфликт - это различные по степени интенсивности и проявленности столкновения между социальными группами, и классовая борьба - лишь один из его видов. Таким образом, понимание социального конфликта всегда включает представления о противоборстве за что-либо. Степень выраженности может быть различной, но в нем всегда есть противостояние.

Причины конфликтов

Конфликт социальный - явление частое, и связан он может быть со многими причинами. Социум - это сфера перманентного столкновения интересов разных сторон, а многообразие этих интересов становится источником такого множества причин противостояний. Можно представить наиболее частые причины социальных конфликтов следующим образом:

Интересы и убеждения. Мировоззрения, доминирующие ценности, людские предпочтения - все это может стать причиной социальных конфликтов. Столкновение взглядов, религиозных убеждений, производственных интересов способны спровоцировать противостояния разной силы. Мы видим, как сегодня межнациональная и религиозная разницы могут приводить к вооруженным отстаиваниям своих взглядов. Противоречия в нормах и ценностях способны вызывать у людей очень сильные эмоции. Психологические установки, стереотипы, укоренившееся мировоззрение - все это воспринимается человеком как часть его личности, поэтому посягательство на них вызывает агрессию и негатив. Конфликты интересов экономических, культурных, политических также могут стать причиной возникновения противостояния.

Потребности. Способы удовлетворения потребностей групп одних людей могут вызывать сопротивление у других. Например, удовлетворение нужды в пище, крове и безопасности может угрожать потребности окружающих в том же самом. Так, миграция групп населения из разоренных войной территорий в благополучные страны рискует пошатнуть благополучие жителей этих мест. Все вышеуказанное ведет к возникновению социальных конфликтов.

Дезорганизация общества. Социальное и экономическое неравенство, борьба идеологий, наличие безработицы, сиротства, острота политической борьбы, неравенство возможностей - все это очень часто становится источником социального напряжения, которое выливается в конфликты.

Теории социального конфликта

Суть и причины социальных конфликтов исследуются социологами, психологами, философами. В результате появляется несколько основных подходов к пониманию природы данного явления.

Социально-биологическая теория социального конфликта основывается на постулатах Ч. Дарвина об эволюции и понимает под конфликтом естественный механизм борьбы за выживание. Этой точки зрения придерживались Г. Спенсер, У. Самнер. Они считали, что конфликт неизбежен до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие между интересами и потребностями всех людей, что, в принципе, утопично.

Психологический подход считает, что конфликтность - в природе человеческого поведения. Современное общество нарушает личные интересы индивидуума, и это приводит к конфликтности. Конфликт является инструментом отстаивания личностью прав на свои ожидания и на удовлетворение потребностей.

Марксистская теория исходит из материалистических воззрений и считает, что конфликт - это результат классового неравенства, и он обусловлен классовой борьбой. Когда будет найден баланс интересов между всеми членами общества, противостояния исчезнут. Причиной конфликта, по мнению К. Маркса, Г. Маркузе, Р. Михельса, является неравенство условий жизни и труда, а также наследственная передача привилегий и неравные стартовые возможности.

Диалектические теории, на сегодняшний день признаваемые самыми реалистичными и прогрессивными, исходят из того, что социальная система нестабильна, и эта изменчивость приводит к возникновению конфликтов. Исследователи Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Боулдинг признают, что конфликт не только несет деструктивные последствия, но и является продуктивным механизмом развития общества. Они считают, что социальный конфликт вездесущ, он является результатом конкуренции, но его можно преодолевать. Вся история человечества, по мнению Р. Дарендорфа, это череда противостояний, из которых общество всегда выходит другим.

На сегодняшний день в социологии сосуществуют два основных подхода в изучении конфликта: первый исследует его структуру и виды, второй сосредоточен на поиске путей избегания противостояний и изучает сферу мира и согласия.

Виды

Многообразие причин возникновения конфликтов приводит к появлению большого количества классификаций этого явления. Традиционно исследователи выделяют такие основания для типологизации и типы социальных конфликтов:

  • По сферам протекания. Определение области развития описываемого явления позволяет выделить социально-психологический конфликт, социально-политический, социально-экономический и национально-этнический.
  • По длительности. В этом случае выделяются краткосрочные и длительные конфликты.
  • По периодичности: разовые и повторяющиеся.
  • По влиянию на развитие общества: прогрессивные и регрессивные.
  • По типу отношений. Выделяют конфликты между социальными группами - межгрупповой и внутригрупповой, между народами - межэтнический, между государствами - межгосударственный, между государственными коалициями - глобальный.
  • По интенсивности протекания. Выделяют острые, затяжные, скрытые или латентные конфликты.

Наибольший интерес для исследователей представляет изучение конфликтов, протекающих в различных сферах, так как каждая из них порождает особый тип противостояния.

Общественность и социально-политические конфликты

Политическая сфера нередко провоцирует социальные конфликты в обществе. Традиционно данные разновидности противостояний связаны с тем, что власть часто вмешивается в другие сферы жизни людей, властные структуры могут выступать в роли посредника между различными группировками с целью нивелирования конфликта.

Выделяют такие разновидности противостояний в политической сфере:

  • Между ветвями власти. Между противоборствующими группировками порой возникают конфликтные ситуации из-за борьбы за обладание властью.
  • Между институтами власти. Правительство, парламенты, сенат нередко вступают в противоречия между собой, это порой приводит к отставке высших лиц в правительстве или роспуску парламента, но чаще конфликты сглаживаются, чтобы потом возникнуть вновь.
  • Между партиями и политическими движениями. Борьба за избирателей, за возможность сформировать правительство всегда приводит к острой конкуренции между партиями.
  • Между звеньями исполнительной власти. Нередко возникает конфликт интересов между отдельными структурными подразделениями власти, что также провоцирует противостояние.

Общественность не всегда является участником таких конфликтов, чаще ей отводится лишь роль наблюдателя. Но в правовых государствах люди имеют возможность влиять на разрешение спорной ситуации.

Экономические конфликты

Сфера производства, предпринимательства и финансов - одна из самых конфликтных. Здесь конкуренция не только не скрывается, но даже культивируется, а это всегда прямой путь к противостояниям. Социально-экономические конфликты нередко протекают в области столкновения систем благосостояния и труда.

Неравномерное распределение доходов - всегда источник социального напряжения и в потенциале конфликта. Также экономические конфликты могут существовать по линии трудовых коллективов, профсоюзов и правительства. Представители трудящихся могут вступать в противостояние с правительством при несправедливом законодательстве. Так, в начале 20 века такие конфликты привели к повсеместному установлению 8-часового рабочего дня. Но чаще всего споры возникают между различными экономическими субъектами. Они могут защищать свое имущество, права на ведение бизнеса, на охват новых сегментов рынка. Столкновение имущественных и коммерческих интересов может вызывать конфликты, которые разрешаются в законном порядке или переводятся на межличностный уровень.

Функции

По своим последствиям конфликт социальный может быть деструктивным или конструктивным. Он способен принести пользу обществу или оказать на него разрушительное воздействие. К конструктивным функциям социального конфликта относят:

  • Функцию развития. Еще К. Маркс писал, что в результате конфликтов общество осуществляет эволюционное развитие.
  • Функцию разрядки. Конфликтная ситуация позволяет сторонам высказать свои претензии и сбросить напряжение, это помогает позже найти рациональные конструктивные решения проблемы.
  • Функцию установления равновесия. Конфликты способствуют достижению баланса между различными группами.
  • Аксиологическую функцию. Конфликты способствуют переоценке существующих и установлению новых норм и ценностей.
  • Интегративную функцию. В ходе конфликта группы людей могут выразить свои мнения, найти единомышленников и объединиться с ними.

К деструктивным функциям относят:

  • снижение сотрудничества между социальными общностями;
  • усиление враждебности в обществе;
  • неудовлетворенность населения жизнью;
  • эскалация враждебности, которая может приводить к открытым столкновениям.

Структура социального конфликта

Любой конфликт обязательно имеет две противоборствующие стороны, которые представляют разные интересы. Конфликты социальных групп традиционно имеют следующую структуру:

  • Участники. Это две и более социальные группы, каждая из которых имеет свои взгляды и интересы. Они могут быть прямыми и косвенными, в разной степени заинтересованными в исходе противостояния.
  • Предмет. Основной вопрос, который и вызывает спор.
  • Объект. У любого конфликта есть объект, которым может быть собственность, власть, ресурсы, духовные завоевания: нормы, идеи, ценности.
  • Среда. Обычно выделяют макро- и микросреду социального конфликта. Это весь контекст, в котором формируется и протекает противостояние, сюда относятся окружающие участников социальные группы и институты, стратегии и тактики их поведения, интересы и ожидания.

Стадии протекания

В любом противостоянии обычно выделяют три стадии, не составляет исключение и развитие социальных конфликтов. Первая ступень - предконфликтная. Напряжение и накопление противоречий нарастают постепенно, обычно сначала возникают незначительные трения и разногласия, которые постепенно нагнетаются и обостряются. На этом этапе стороны взвешивают свои ресурсы, оценивают возможные последствия открытой конфронтации. Происходит аккумуляция сил, консолидация сторонников, выработка стратегии поведения. Данная стадия может длиться очень долго и протекать в приглушенном виде.

Вторая ступень - собственно конфликт. Обычно спусковым механизмом этого этапа является какое-то действие, после чего стороны переходят к открытому наступлению. Выделяют эмоциональное и рациональное ведение конфликта.

Третья ступень - разрешение конфликта. На этом этапе происходят события, которые должны закончиться завершением противостояния. Решение возможно лишь при изменении проблемной ситуации, иначе спор переходит в затяжную форму и погасить его становится все сложнее.

Методы разрешения конфликтов

Существует несколько методов, которые приводят к завершению противостояния и решению проблемы. Среди основных выделяют компромисс. В данном случае разрешение социальных конфликтов происходит через договоренности сторон и нахождение решения, которое устраивает всех. При этом каждый идет на определенные уступки и находится некое третье положение, с которым соглашаются конфликтующие.

Консенсус - еще один метод разрешения конфликта, который заключается в ведении переговоров и нахождении решения, удовлетворяющего обе стороны. Обычно он достигается по части вопросов, в то время как другие просто снимаются с повестки дня, поскольку стороны удовлетворены достигнутым.

Реставрация - метод решения, который предполагает возвращение на позиции, имевшиеся у сторон до вступления в конфликт.

Типология конфликтов

Факторы межэтнических региональных конфликтов

Условия и факторы социального конфликта

Условия и факторы конфликтов

Источники конфликтов

Причины социального конфликта

Причины и источники социального конфликта

Детерминанты и типология социальных конфликтов

Вопросы для обсуждения

1. Что такое конфликт и какова его структура?

2. Какие элементы структуры конфликта являются объективными, какие субъективными?

3. Каковы основные подходы к пониманию динамики конфликта?

4. В чем сущность латентного периода в динамике конфликта?

5. Докажите, что конфликт - это многомерное динамическое явление.

6. Изобразите графически структуру конфликта, динамику конфликта.

В общефилософском плане понятие «причина» означает явление, действие которого вызывает или производит какое-либо другое явление, которое называется следствием. В обществе, так же как и в природе, существует бесконечное множество причинно-следственных связей и зависимостей. И конфликты здесь не представляют исключения, они могут порождаться также самыми различными причинами: внешними и внутренними, всеобщими и единичными, материальными и идеальными, объективными и субъективными и т. д.

Причины конфликта – это проблемы, явления, события, которые предшествуют конфликту и при определенных ситуациях, складывающихся в процессе деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.

Следует также отметить, что необходимо отличать причину возникновения конфликта от его повода. Поводом конфликта служит явление, которое способствует его возникновению, но не определяет появление конфликта с необходимостью. В отличие от причины повод возникает случайно и может создаваться совершенно искусственно, как говорят, «на пустом месте». Причина же отражает закономерную связь вещей. Так, поводом к семейному конфликту может послужить недосоленное (пересоленное) блюдо, тогда как истинная причина может заключаться в отсутствии любви между супругами.

Среди огромного множества причин конфликтов можно выделить общие и частные причины. Общие группы причин:

1) социально-политические и экономические причины, связанные с социально-политической и экономической ситуацией в стране;

2) социально-демографические причины, отражающие различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др.;

3) социально-психологические причины, отражающие социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т.д.;



4) индивидуально-психологические причины, отражающие индивидуальные психологические особенности личности: способности, темперамент, характер, мотивы и др.

Среди наиболее общих причин социальных конфликтов можно выделить:

Разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей, ценностей, интересов и поведения;

Неравное положение людей в императивно координированных ассоциациях (одни - управляют, другие - подчиняются);

Разлад между ожиданиями и поступками людей;

Недоразумения, логические ошибки и вообще семантические трудности в процессе коммуникации;

Недостаток и некачественность информации;

Несовершенство человеческой психики, несоответствие между реальностью и представлениями о ней.

Частные причины непосредственно связаны со спецификой конкретного вида конфликта. Например, неудовлетворенность условиями трудовых отношений, нарушение служебной этики, несоблюдение трудового законодательства, ограниченность ресурсов, различия в целях и средствах их достижения и т.п.

Остановимся на причинах конфликтов, детерминированных трудовым процессом. Ведь для многих трудовых коллективов они являются ведущим источником возникновения конфликтогенных ситуаций.

Существует несколько способов или методов определения причин конфликтного поведения. В качестве примера рассмотрим один из них - метод картографии конфликта . Суть его состоит в графическом отображении составляющих конфликта, в последовательном анализе поведения участников конфликтного взаимодействия, в формулировании основной проблемы, потребностей и опасений участников, способов устранения причин, приведших к конфликту.

Работа состоит из нескольких этапов.

На первом этапе проблема описывается в общих чертах. Если, например, речь идет о несогласованности в работе, о том, что кто-то не «тянет лямку» вместе со всеми, то проблему можно отобразить как «распределение нагрузки». Если конфликт возник из-за отсутствия доверия между личностью и группой, то проблему можно выразить как «общение». На данном этапе важно определить саму природу конфликта, и пока неважно, что это не полностью отражает суть проблемы. Не следует определять проблему в форме двоякого выбора противоположностей «да или нет», целесообразно оставить возможность нахождения новых и оригинальных решений.

На втором этапе выявляются главные участники конфликта. В список можно ввести отдельные лица или целые команды, отделы, группы, организации. В той мере, в которой вовлеченные в конфликт люди имеют общие потребности по отношению к данному конфликту, их можно объединить вместе. Допускается также совокупность групповых и личных категорий.

Например, если составляется карта конфликта между двумя сотрудниками в организации, то в карту можно включить этих работников, а оставшихся специалистов объединить в одну группу, либо выделить отдельно еще и начальника данного подразделения.

Третий этап предполагает перечисление основных потребностей и опасений, связанных с ними, всех основных участников конфликтного взаимодействия. Необходимо выяснить мотивы поведения, стоящие за позициями участников в данном вопросе. Поступки людей и их установки определяются их желаниями, потребностями, мотивами, которые необходимо установить.

Термин «опасения» означает озабоченность, тревогу личности при невозможности реализовать какую-то из своих потребностей. В данном случае не следует обсуждать с участниками конфликта, насколько обоснованны их страхи и опасения, пока они не внесены в карту. Например, у одного из участников конфликта возникло опасение по поводу чего-то, что при составлении карты кажется маловероятным. Вместе с тем опасение существует и его обязательно надо внести в карту, признать его наличие. Преимущество метода картографии состоит в том, что имеется возможность высказывания в процессе составления карты и отражения иррациональных страхов на ней. Опасения могут включать следующие позиции: провал и унижения, боязнь оплошать, финансовый крах, возможность быть отвергнутым, потеря контроля над ситуацией, одиночество, вероятность подвергнуться критике или осуждению, потеря работы, низкая заработная плата, боязнь, что им (участником конфликта) будут командовать, что все придется начинать сначала. Используя понятие «опасения», возможно выявить мотивы, не называемые вслух участниками конфликта. Например, для некоторых людей легче сказать, что они не терпят неуважения, чем признаться в том, что они нуждаются в уважении.

В результате составления карты проясняются точки совпадения интересов конфликтующих сторон, более ясно проявляются страхи и опасения каждой из сторон, определяются возможные пути выхода из создавшейся ситуации.

Социальный конфликт

Социальный конфликт - конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей.

В области научного знания существует отдельная наука, посвящённая конфликтам - конфликтология . Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Вместе с этим, конфликт является важнейшей стороной взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточкой социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта. Если интересы разнонаправлены и противоположны, то их противостояние будет обнаруживаться в массе самых разных оценок; они сами найдут для себя «поле столкновения», при этом степень рациональности выдвигаемых притязаний будет весьма условной и ограниченной. Вполне вероятно, что на каждом из этапов развертывания конфликта он будет сосредоточен в определенной точке пересечения интересов.

Причины социальных конфликтов

Причина социальных конфликтов кроется в самом определении - это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели. Он возникает тогда, когда одна сторона конфликта стремится к осуществлению своих интересов в ущерб другой.

Типы социальных конфликтов

Политические конфликты - это конфликты, причиной которых является борьба за распределение власти, доминирование, влияние и авторитет. Они возникают из различных интересов, соперничества и борьбы в процессе приобретения, распределения и реализации политико-государственной власти. Политические конфликты имеют прямое отношение к завоеванию ведущих позиций в институтах и структурах политической власти.

Основные виды политических конфликтов:

конфликт между ветвями власти;

конфликт внутри парламента;

конфликт между политическими партиями и движениями;

конфликт между различными звеньями управленческого аппарата и т. д.

Социально-экономические конфликты - это конфликты, причиной которых являются средства жизнеобеспечения, использование и перераспределение природных и иных материальных ресурсов, уровень заработной платы, использование профессионального и интеллектуального потенциала, уровень цен на товары и услуги, доступ и распределение духовных благ.

Национально-этнические конфликты - это конфликты, возникающие в ходе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп.

Согласно классификации типологии Д. Катца различают:

конфликт между косвенно конкурирующими подгруппами;

конфликт между непосредственно конкурирующими подгруппами;

конфликт внутри иерархии по причине вознаграждения.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Социальный конфликт" в других словарях:

    Социальный конфликт - вид взаимодействия социальных субъектов, при котором действия одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делает невозможной реализацию их целей и интересов. Социальный конфликт есть столкновение сторон (двух или более субъектов),… … Элементарные начала общей теории права

    Социальный конфликт - (см. Конфликт социальный) … Экология человека

    Социальный конфликт - – борьба между сегментами общества за ценные ресурсы … Словарь-справочник по социальной работе

    КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНЫЙ один из видов социального отношения; состояние противостояния, борьбы между отдельными индивидами или группами людей, пронизывающее все области общественных отношений и сферы человеческой деятельности. Теоретически… … Философская энциклопедия

    Конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при расхождении во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей. В области научного знания существует отдельная… … Википедия

    Совокупность проблем, характеризующих сложный процесс взаимодейст­вия, зависимости и проявления конфликтов в об­щественной жизни. Социальный конфликт, как и любое сложное социальное явление, тысячами ни­тей связан с теми общественными структурами … Политология. Словарь.

    КОНФЛИКТ ПРАВОВОЙ - – социальный конфликт, в котором противоречие связано с правовыми отношениями сторон (их юридически значимыми действиями или состояниями) и, следовательно, субъекты либо мотивация их поведения, либо объект конфликта обладают правовыми признаками …

    КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА - – конфликт в обществе, которое осуществляет трансформацию из тоталитарной в демократическую форму функционирования. В разных социально политических системах один и тот же социальный конфликт может выполнять разные функции: в плюралистических… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    КОНФЛИКТ ДЕСТРУКТИВНЫЙ - – конфликт, негативные последствия которого после завершения борьбы сторон в целом заметно превосходят его позитивные результаты. Деструктивные последствия конфликтов связаны, прежде всего, с гибелью, увечьями и стрессами людей. Кроме того,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ - – социальный конфликт, в основе которого лежат противоречия экономического характера. В современном российском обществе конфронтационный характер складывающихся социально экономических отношений определяется противоречивыми процессами… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

  • Социальный интеллект. Наука о навыках успешного взаимодействия с окружающими , Карл Альбрехт. IQ ценится. Но случалось ли вам, умному человеку, общаясь с коллегами, клиентами, родителями, детьми выглядеть "полным идиотом", быть абсолютно беспомощным, так и не найти нужных слов? Да……